Воспоминание великого и страшного трясения
8 ноября. Воспоминание великого и страшного землетрясения, бывшего в Царьграде в 740 году
Аудио
Сегодня Церковь совершает память: святых начала IV века: вмч. Димитрия Солунского (Фессалоникийского) и мч. Луппа Солунского.
Воспоминание великого и страшного землетрясения, бывшего в Царьграде в 740 году.
Прп. Афанасия Мидикийского, подвижника IX века. Прп. Феофила Печерского, архиепископа Новгородского XV века, в Дальних пещерах почивающего. Прп. Димитрия Бассарабовского, XVII века.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня вспоминается великое и страшное землетрясение, бывшее в Царьграде в 740 году. В том году оно поразило Константинополь и многие города Византийской империи. В столице рухнула часть башен Феодосиевой стены, были разрушены многие здания. Это было знамением конца царствования гонителя православных святынь иконоборческого императора Льва III Исавра, умершего через несколько месяцев после этого события. В память избавления от этого бедствия были составлены тропарь и кондак, установлено общецерковное молитвенное вспоминание.
Братья и сестры, церковный человек всегда должен понимать, что всякое происшествие и тем более глобальное событие имеет духовный смысл. Конечно, не стоит давать толкования на скорую руку, делать это должны духовно опытные люди. Но каким образом люди в Церкви набираются духовного опыта? Давайте порассуждаем о православной христианской мистике и духовной практике. Чтобы о них говорить, нужно внутренне абстрагироваться от «замыленных» значений очень многих современных слов и понятий.
В качестве основополагающих можно выделить следующие православные духовные делания: Таинство Евхаристии (или литургию), Таинство исповеди, молитву и пост.
Сначала хотелось бы поговорить о Таинстве исповеди. Для этого нужно разобраться со значением трех, как я сказал, «замыленных» ныне слов: грех, покаяние и наказание. Человек, вставший на путь поиска Воли Божией, особенно в начале воцерковления, много ошибается и уклоняется с пути, уклоняется от цели. Слово «грех» в греческом оригинале звучит так: амартия, что переводится как «не попадание в цель», «промах». То есть грех – это не столько нарушение религиозных норм или законов, сколько уклонение от истинного пути человека.
Человеку, уклонившемуся со своего пути, нужно покаяние. Покаяние – по-гречески метанойя – переводится как «изменение ума». Это не просто сожаление о чем-то, это переосмысление всей своей жизни и отдельных поступков, наделение их новым смыслом. Чтобы помочь человеку совершить это изменение ума, ему нужно наказание.
Мы в Церкви пользуемся церковнославянским языком, он гораздо глубже и стабильнее русского, но большая беда в наше время – паронимы, слова, звучащие одинаково в славянском и русском, но имеющие разный смысл. Вот определение слова «наказание» из церковнославянского словаря паронимов О.А. Седаковой: «наказание – это 1. вразумление, назидание. 2. наказ». То есть в Церкви нет того жестокого значения слова, что живет в современном русском.
Если подытожить, то человеку, уклонившемуся со своего пути спасения, нужно изменение ума, а оно происходит при помощи Божественного вразумления, назидания. Не спорю, вразумление может быть достаточно жестким, если человек слишком горд, чтобы слышать и видеть Божественные знаки. Чтобы облегчить и упростить процесс вразумления, Святая Церковь предлагает человеку прибегнуть к Таинству исповеди, где он перед Богом изъявляет желание вразумиться, а Бог при помощи получивших специальное посвящение священников открывает человеку дорогу к возвращению на путь спасения. Хотя со стороны исповедь может выглядеть банально, но это действительно великое таинство, и в нем непосредственно действует Сам Бог.
А самое главное и возвышенное Таинство Церкви – это Святая Евхаристия (от греческого – «благодарение») или литургия (от греческого – «общее дело»). Тут нам нужно обратиться к основам нашего богословия. По сути своей христианство требует веры только в один исторический факт – воскресение Иисуса Христа, все остальное вытекает из этого факта и познается опытным путем. Почему это так принципиально? Бог, Творец времени, пространства и всего существующего, открыл о Себе, что хотя Он принципиально Один, но в Себе содержит Три Ипостаси или Три Личности. То есть как для человека нормально иметь две руки, также и Богу естественно иметь в Себе Три Личности, совершенные, нераздельные, но и несливающиеся, Которые мы называем Отцом, Сыном и Святым Духом. Конечно, в этих именах есть некая условность, и часто мы используем другие имена, такие как Вседержитель – для Отца, Логос – для Сына, Утешитель – для Святого Духа.
Так вот, мы верим, что Иисус Христос – это Вторая Ипостась Святой Троицы, воплотившаяся для того, чтобы нас спасти, открыть нам прямой путь к Творцу и вечному блаженству с Богом. Он не только воплотился, Он принципиально в Себе соединил непостижимую Божественную природу и нашу, человеческую. А факт Его воскресения и вознесения говорит о том, что это соединение никуда не пропало, оно действенно и в наше время. А накануне своих крестных страданий Господь Иисус Христос со Своими учениками совершил Вечерю. На ней Он взял хлеб и вино, и назвал их Своими Телом и Кровью. Но Он не просто назвал, они действительно стали таковыми. Конечно, речь не о мясе и о плазме крови с эритроцитами. Видимо они остались хлебом и вином, но по сути своей они измелись, преложились, они обрели Божественную природу. Это открыло возможность человечеству таинственно приобщаться Самого Бога. Но Вечеря Господня не закончилась тогда, она продолжается вечно, мы продолжаем ее и сейчас на литургии в Таинстве Евхаристии.
И каждому из перечисленных аспектов духовной жизни выделяется особое место у разных христиан. Так, обожение путем исихии или умного делания гораздо удобнее и возможнее для монахов-отшельников, пустынников, коими полна, например, святая Гора Афон. Приоритет Таинства покаяния часто наблюдается у монахов общежительных монастырей, где во главу угла ставится связка духовник–послушник. А Святая Евхаристия должна встать на первое место у большинства верных христиан, потому как при житейских заботах, живя в миру, трудно без благодатной помощи двигаться по пути спасения. Кстати, слово «спасение» тоже почти потеряло в наше время исконный смысл, ведь спасение – от греческого слова «сотерия» – это исцеление, восстановление целостности человека в общении с Богом и святыми.
Об одном литургическом пророчестве
Один из приделов Cвято-Вознесенского собора освящен в честь великомученика Димитрия Солунского. 7 и 8 ноября в нашем храме всегда проходят престольные торжества, оставляющие за кадром еще одну службу, которую, согласно Типикону, мы должны совершать вместе со службой святому Димитрию Солунскому. Речь идет о службе трясению, воспоминанию сильного землетрясения, бывшего в столице Византии Константинополе при императоре Льве Исавре в 740 году. Воспоминание великого и страшного трясения — так написано про эту службу в Минее.
Тектонические или вулканические процессы, происходящие в земной коре, вызывают землетрясения естественного происхождения. Бывают землетрясения и искусственные, причины которых — деятельность человека (взрывы, заполнение водохранилищ или обрушение полостей, оставшихся в результате горных выработок). Но еще с библейских времен любые стихийные бедствия: землетрясение, потоп, засуха и прочее, рассматриваются как происходящие по воле Божией. Это может быть как попущением, так и необходимым средством для вразумления грешников. Они часто сопутствуют явлениям Бога, а в последние времена предстают как подготовительные акты Суда Божия над миром. Землетрясением также сопровождалась смерть на Кресте Иисуса Христа (Мф. 27, 51) и Его Воскресение (Мф. 28, 2).
Но вернемся ко времени этого землетрясения и к личности императора, который правил Византией в то время. Лев III Исавр, основатель Исаврийской династии, оставил яркий след в истории государства. Ему были присущи как яркие победы, так и взвешенная внутренняя политика. Лев остановил кризис империи, и при нем Византия стала отвоевывать земли потерянные из-за арабского нашествия. В его правление была выпущена «Эклога», новая кодификация византийского права. Но этот император был родоначальником страшной ереси, которая сотрясала империю более ста лет.
Иконоборчество — это пожалуй одна из переломных эпох в истории Византии и именно с этого императора началась эта страница истории государства. Историки потом, конечно, находили для возникновения иконоборчества множество причин социальных, но несомненно, что основную роль в начале движения иконоборцев сыграли личные качества императора и, прежде всего, его восточное происхождение, а природное упрямство василевса не дало возможности отступить от задуманного.
Бог показал своим грозным явлением всю неправду императора. 26 октября 740 года в Византии произошло мощнейшее землетрясение, которое затронуло многие города империи, но наибольший урон понесла столица — город Константинополь. Многие здания в городе были разрушены, в том числе в руинах оказались многие из церквей. Рухнула часть крепостной стены, защищавшая город от нашествия варваров. От землетрясения произошло мощное волнение на море, что привело к затоплению прибрежных городов и селений. Паника охватила жителей империи и многие даже лишались жизни от того страха, который творился у них на глазах.
Служба в память этого трясения является уникальной для нашего годового богослужебного круга. Нигде больше нет службы этому стихийному бедствию. Даже Большой Требник в последовании на случай землетрясения содержит богослужебный материал именно из этой службы — настолько это землетрясение отпечаталось в памяти византийцев.
Но не только этим интересен данный день. Покаянные тексты службы приводят нас к воспоминанию другого страшного трясения, сотрясавшего уже не Константинополь — Второй Рим, а Рим Третий — Российскую империю. Ведь именно вечером 25 октября произошло то событие, которое навсегда изменило ход истории и привело к падению великой империи. Речь идет об Октябрьском перевороте — Великой Октябрьской социалистической революции, как ее назовут в дальнейшем. И именно в день переворота, вечером, в храмах всей Российской империи служилась последование службы трясению, на которой читались паремии праздника — ветхозаветные чтения, призванные указать на ветхозаветные прообразы празднуемого события. Прислушаемся к этим чтениям, все уже было сказано:
«Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя?» (Ис. 63, 17).
«Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал и над которыми не именовалось имя Твое» (Ис. 63, 19).
«Так говорит Господь: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились, и не сказали: «где Господь, Который вывел нас из земли Египетской, вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек»? И Я ввел вас в землю плодоносную, чтобы вы питались плодами ее и добром ее; а вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Мое сделали мерзостью. Священники не говорили: «где Господь?», и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не помогают. Поэтому Я еще буду судиться с вами, говорит Господь, и с сыновьями сыновей ваших буду судиться. Ибо пойдите на острова Хиттимские и посмотрите, и пошлите в Кидар и разведайте прилежно, и рассмотрите: было ли там что-нибудь подобное сему? переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? а Мой народ променял славу свою на то, что не помогает. Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь» (Иер. 2, 5-12).
Что это — пророчество, воспоминание о будущем? Еще ничего не случилось, но все уже было сказано. Воистину Господь ведает помышления человеческие и делает все для вразумления. «Имеющий уши слышать, да слышит» (Мф. 11, 15; и 25, 3).
8 ноября. Святого великомученика Димитрия Солунского. Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде
26 октября по старому стилю / 8 ноября по новому стилю
среда
Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306).
Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (740). Прп. Фео́фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах (1482).
Мч. Луппа (ок. 306). Прп. Афанасия Мидикийского (ок. 814).
Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).
Утр. – Мф., 36 зач., X, 16–22.
Лит. – Трясения: Евр., 331 зач. (от полу́), XII, 6–13, 25–27. Мф., 27 зач., VIII, 23–27.
Ряд. (под зачало): 1 Сол., 264 зач., II, 1–8. Лк., 56 зач., XI, 9–13.
Вмч. : 2 Тим., 292 зач., II, 1–10. Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.
Тропарь трясения, глас 8:
Призира́яй на зе́млю и творя́й ю трясти́ся,/ изба́ви ны стра́шнаго тру́са преще́ния, Христе́ Бо́же наш,/ и низпосли́ нам Бо́гатыя ми́лости твоя́// моли́твами Богоро́дицы, и спаси́ ны.
Кондак трясения, глас 6:
Изба́ви тру́са тя́жкаго всех нас, Го́споди,/ и я́звы нестерпи́мыя грех ра́ди на́ших,/ пощади́, Го́споди, правосла́вныя лю́ди твоя́,/ я́же стяжа́л еси́ твое́ю Кро́вию, Влады́ко,/ и град не преда́ждь в поги́бель тру́сом стра́шным,/ ино́го бо, разве Тебе́, Бо́га не ве́мы,/ и воззови́ пою́щим:// Аз есмь с ва́ми, и никто́же на вы.
Тропарь великомученика Димитрия, глас 3:
Вели́ка обре́те в беда́х тя побо́рника вселе́нная, страстоте́рпче,/ язы́ки побежда́юща./ я́коже у́бо Ли́еву низложи́л еси́ горды́ню,/ и на по́двиг дерзнове́нна сотвори́в Не́стора,/ та́ко, свя́те Дими́трие,/ Христу́ Бо́гу моли́ся// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Кондак великомученика Димитрия, глас 2:
Крове́й твои́х струя́ми, Дими́трие,/ Це́рковь Бог обагри́,/ да́вый Тебе́ кре́пость непобеди́мую/ и соблюда́я град твой невреди́м,// того́ бо еси́ утвержде́ние.
********
Мы знаем, к чему приводят попытки строить обеспеченную, счастливую и даже справедливую жизнь без Бога. Мы с вами вышли из советского прошлого, по крайней мере люди среднего и старшего поколения. Мы помним, как великая страна, напрягая все свои силы, перемалывая человеческие ресурсы и ресурсы, данные Богом, пыталась построить общество богатое, справедливое, процветающее, но без Бога. И ничего не получилось: никакие ресурсы и никакая сила человеческая оказались не способны создать то счастье, о котором люди мечтали и во имя достижения которого сложили головы миллионы наших сограждан. Этот страшный исторический опыт является свидетельством того, как любые усилия построить вавилонскую башню без Бога и башню обрушивают, и человеческие жизни губят.
В 740 г. в Константинополе – главном городе восточной части Римской империи, произошло разрушительное землетрясение, затронувшее близлежащие населённые пункты.
Стихийное бедствие частично разрушило Феодосиеву стену и множество высотных зданий и церквей.
Это событие произошло незадолго до окончания царствования императора Льва Третьего Исавра, уничтожавшего фрески и мозаики с ликами святых и Святой Троицы, поэтому его связывают с грозным Божественным предзнаменованием и наказанием.
Остановить колебания удалось благодаря одному мальчику, которому явились Ангелы небесные, прославлявшие Бога.
Люди стали повторять слова ангельской молитвы, прибавив «Помилуй нас!».
В память об этом избавлении появились тропарь и кондак, соблюдается общецерковное молитвенное воспоминание.
Святитель Феофил, архиепископ Новгородский, был избран по жребию после смерти святителя Ионы († 1471; память 5 ноября) и возведен в сан архиепископа Новгородского 15 декабря 1472 года в Москве. До возведения в сан архиепископа он подвизался ризничим в Отенской пустыни. Трудный жребий выпал на долю святителя по управлению новгородской паствой: посадница Марфа Борецкая и ее приверженцы вооружали и возмущали народ против великого Московского князя Иоанна III, а монах Пимен, сторонник Борецких, разжигал в пастве ненависть к архиепископу. Некоторые из новгородцев склонялись перейти на сторону Литвы, изменив Московскому князю, и готовы были пойти на вероотступничество. Святитель Феофил останавливал мятежных новгородцев: «Не изменяйте Православию или не буду пастырем отступников, уйду назад в смиренную келью, откуда извлекли вы меня на позорище мятежа». Сохранилась отреченная грамота святителя, написанная в 1479 году. Однако ослепленный народ не внимал словам пастыря: между Новгородом и Москвой разгорелась междоусобная война. Разбитые новгородцы вынуждены были просить пощады, и многие из них обязаны жизнью заступничеству святителя. В 1480 году святитель Феофил был отправлен Иоанном III на заточение в Московский Чудов монастырь и «сидел полтретья лето, ту и преставися». По преданию, когда святитель Феофил лежал больной в Чудовом монастыре, во сне явился к нему Новгородский святитель Нифонт († 1156; память 8 апреля), похороненный в пещерах преподобного Антония Печерского, и напомнил об обещании поклониться Печерским чудотворцам. Святой архиепископ отправился в Киев и уже приближался к Днепру, как болезнь его усилилась, и он получил откровение, что хотя не дойдет живым до пещер, но тело его упокоится в них. Это исполнилось.
Память его совершается также с Собором Дальних пещер 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста, с общим Собором Киево-Печерских отцов.
Мученик Лупп жил в конце III — начале IV в. и был верным слугой святого великомученика Димитрия Солунского (память 26 октября). Присутствуя при кончине господина, он омочил свою одежду его кровью и взял перстень с его руки. Этой одеждой, а также перстнем и именем великомученика Димитрия святой Лупп творил в Солуни многие чудеса. Он разбил языческих идолов, за что подвергся преследованию от язычников, но силой Божией был сохранен невредимым. Святой Лупп добровольно предал себя в руки мучителей и по повелению императора Максимиана Галерия был усечен мечом († после 306 г.).
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием
Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге
Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации
Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации
Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации
Архив
Богослужебные указания за 8 ноября 2020 года
Пятница. Вмч. Дими́трия Солу́нского. Воспоминание великого и страшного трясе́ния.
Прп. Фео́фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах. Свт. Анто́ния, еп. Волого́дского.
Приводим порядок полиелейной службы вмч. Димитрия Солунского и службы в воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде62.
Порядок чтений, согласно календарю:
На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры великомученика, глас 2-й и глас 8-й – 8 (стихира, глас 2-й: «Све́тиши оте́честву. », и стихира, глас 8-й: «О, пресла́внаго чудесе́! на Небеси́. » – дважды)63. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Днесь созыва́ет нас…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».
Вход. Прокимен дня. Паримии Минеи – 3.
На стиховне стихиры трясения, глас 2-й и глас 6-й (со своими припевами). «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Име́ет у́бо Боже́ственнейшая твоя́ душа́…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во. ».
По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь трясения, глас 8-й.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь трясения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь великомученика, глас 3-й, «И ныне» – тропарь трясения, глас 8-й.
Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны великомученика (по дважды).
Полиелей. Величание великомученика и избранный псалом. Седален великомученика по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен великомученика, глас 4-й: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, Бог Изра́илев»; стих: «Святы́м, и́же суть на земли́ Его́, удиви́ Госпо́дь вся хоте́ния Своя́ в них». Евангелие великомученика. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго великомученика Димитрия…». Стихира великомученика, глас 6-й: «Днесь созыва́ет нас…».
Каноны: трясения со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и великомученика (два канона) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак трясения, глас 6-й; седален великомученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален трясения, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос великомученика, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен великомученика (дважды). «Слава, и ныне» – светилен трясения.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры великомученика, глас 4-й и глас 5-й – 6. «Слава» – великомученика, глас 4-й: «Ко́пиями насле́довавшаго…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Изба́ви ны от нужд на́ших…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь трясения, глас 8-й.
На часах – тропарь трясения. «Слава» – тропарь великомученика. Кондаки трясения и великомученика читаются попеременно.
На Литургии блаженны трясения, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и великомученика, песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь трясения, тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак трясения.
В храме Богородицы – тропарь трясения, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак трясения. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь трясения, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак храма. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак трясения.
Прокимен и аллилуиарий – трясения и великомученика.
Апостол и Евангелие – трясения, дня (под зачало)64 и великомученика.
Причастен – трясения: «Хвали́те Го́спода…», и великомученика: «В па́мять ве́чную…».
62 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 215–216.
63 Ср.: Минея-Октябрь. Киев, 1893. Л. 220–220 об.
64 Ср.: Типикон, 26 октября, Маркова глава, 2-е «зри».
Канон в воспоминание великого и страшного трясения (Каноны прочие)
Песнь 1.
Ирмос:
Яко страшен гнев Твой, от негоже нас избавил еси, Господи, не погреб в земли все движение наше, тем благодарственно Тя присно славим.
Радуяся нашему всегда всеконечному исправлению, Владыко, якоже лист худ, колеблеши всю землю, в страх Твой верныя утверждая, Господи.
Избави труса тяжчайшаго вся ны и не даждь, Господи, погибнути всеконечно наследию Твоему, многими прогневавшему злыми Твое долготерпение.
Богородичен: Рабски Тебе вопием, Мати Божия, обычныя милости Твоя на град и люди милостивно показующи, труса тяжчайшаго и тли нас измени.
Песнь 3.
Ирмос:
Земля уязвляется, нам зле залежащим, и присно гнев Твой сподвизающим на ны, Щедре Всецарю, но пощади, Владыко, рабы Твоя.
Стряс, Господи, землю, утвердил еси паки, наказуя и обращая немощь нашу, утверждатися Твоим Божественным страхом хотя, Преблагий.
Рождшаго смерть горькую, и трусы тяжчайшия, и язвы нестерпимыя, греха, братие, убежим и Богу покаяния образы угодим.
Богородичен: Едина сущи Благая, Преблагое Слово умоли прилежно, настоящаго труса всем избавитися и гнева, Богородице Чистая, молимся.
Седален, глас 4.
Согрешившия Тебе много не презрел еси, но, наказав, милостивно исправил еси: Божественным призиранием Твоим потряс землю, Владыко долготерпеливе, никакоже повредив вся рабы Твоя за милосердие многое. Тем благодарственными Тя гласы славословим и со страхом славим.
Песнь 4.
Ирмос:
Колеблеши, Господи, землю, хотяй страхом истинным всем нам, Владыко, утверждатися, колеблемым прилоги льстиваго борца.
Божественным мановением Твоим колеблеши всяческая и ужасаеши сердца на земли живущих, Владыко; праведнаго убо Твоего гнева ослаби, Господи, волны.
Никакоже имущия во уме страха Твоего, устрашаеши двизанием всея земли, едине Милостиве, но обычно на нас милости Твоя удиви.
Богородичен: Храм Тя, Владычице, Божий ведяще, во святем храме Твоем руки умильныя подносим на моление: виждь озлобление наше и подаждь помощь.
Песнь 5.
Ирмос:
И ты, сердце, поколеблися ныне, видя Божие прещение належащее, и возопий: пощади люди Твоя, Владыко Господи, и устави праведный гнев Твой, Благоутробне.
Люди и град, яже Твоею кровию стяжал еси, Иисусе, не предаждь в погибель, во еже смущатися земли трусом страшным: лик апостол молит Тя.
От путей Твоих, Владыко, правых нравом уклоншеся развращенным, в негодование преложихом Тя, милостиваго и непамятозлобнаго, но милостив и щедр буди Твоим рабом.
Богородичен: Ныне помощи прииде время, ныне пременению потреба, Чистая, к Сыну Твоему и Господу, яко да ущедрит согрешшия ны и належащаго гнева избавит.
Песнь 6.
Ирмос:
Не имуще, Владыко, дерзновения молитися, смиреннии, высоте Твоей, избранныя ангелы Твоя в теплую подвизаем молитву; тех ради гнева Твоего изми ны.
Ныне познахом, Господи, яко восхотел еси нас, и никакоже покрыл еси под землю с согрешении лютыми многосогрешившия; тем Тя благодарно славим.
Повелеваеши колебатися основанием земли, яко да мы престанем, смиреннии, колебатися добродетелей лучшаго стояния и страхом Твоим, Слове, утвердимся.
Богородичен: Святая Богоневесто, недоуменныя ныне люди ущедри и матерними Твоими молитвами, еже на ны Божие негодование претвори вскоре, молим Тя.
Кондак, глас 6.
Избави труса тяжкаго всех нас, Господи, и язвы нестерпимыя грех ради наших. Пощади, Господи, православныя люди Твоя, яже стяжал еси Твоею Кровию, Владыко; и град не предаждь в погибель трусом страшным, иного бо, разве Тебе, Бога не вемы. И воззови поющим: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.
Песнь 7.
Ирмос:
Препет еси, Господи долготерпеливе, яко не уморил еси рабов Твоих трусом и колебанием страшным земли, но устрашил еси, ищай обратитися от зол, и жити всем нам.
Стенание от сердца воспустим и слезы пролием, яко да милостива Владыку обрящем Христа, сокрушити трусом вся ны, за умножение грехов претяща нам.
Увы, воззовем, и руце воспрострем к Богу Высочайшему, и престанем прочее творити злое: се Спас, негодуя, колеблет всю землю, утвердити хотя ны.
Богородичен: Призри, Чистая, и спаси вся поющия Тя, потребитися имущия во гневе Божии, и яростию великою и страшною ныне нашедшаго прещения, за множества многих грехов наших.
Песнь 8.
Ирмос:
Праведному Твоему сему гневу, Человеколюбче, нашедшу внезапно, смутихомся и отчаянием всеконечным объяхомся, негодовавша на ны зряще Тебе.
Воспрострем руки, вернии, и очи к единому Владыце, спасати могущему, зовуще: Христе, ярость Твою отврати от нас вскоре, Человеколюбец сый.
Тысящи ангел, мучеников сословие, пророк и апостолов, преподобных, иерархов святый лик молит Тя, Владыко: пощади люди Твоя смиренныя.
Ведый, Щедре, немощь нашу, и удобопоползновенное всех и неисправленное, ослаби гнев, и смущение утиши, Твоею милостию ущедри мир.
Богородичен: Милостивая Богородице, Милостиваго рождшая Спаса, виждь озлобление и стенание людей Твоих, и ускори умолити, еже ущедрити ны.
Песнь 9.
Ирмос:
Се вси мы согрешихом, и страшно убо земля, не согрешши, мучится: наказуя бо нас, Человеколюбец всю тую колеблет; приимем чувство и о спасении своем попецемся.
Часов и лет сый Господь, в едином мгновении ока восхотев стерти рабы Твоя, от многаго же благоутробия Твоего, Владыко, возбранился еси. Благодарим Тебе, безответнии мы, едине Человеколюбче.
Труса, меча, горькаго пленения, и языческаго, Христе, нашествия, падения, и глада, пагубы, и озлобления всякаго инаго, Щедре, избави град Твой и всяку страну, верно песнословящую Тя.
Земля безъязычне вопиет, стенящи: почто мя злыми оскверняете многими, вси человецы? вас бо Владыка щадя, едину мене уязвляет. Приимите чувство и покаянием Бога умилостивите.
Богородичен: Тли в рождестве не приимши, тления, Дево, измени вся ны, и труса тяжчайшаго, и скорби, утоляющи Владычнее негодование Твоим матерним пременением, Богорадованная.
Произведение: Последование богослужений наряду: ноябрь
Последования без нот:
4 ноября 2017 года. Казанской иконы Божией Матери.
5 ноября 2017 года. Неделя 22-я по Пятидесятнице. Апостола Иакова, брата Господня. Глас 5-й.
12 ноября 2017 года. Неделя 23-я по Пятидесятнице. Сщмч. Зиновия, и сестры его мц. Зиновии. Глас 6-й.
19 ноября 2017 года. Неделя 24-я по Пятидесятнице. Святителя Павла, патриарха Константинопольского, исповедника. Глас 7-й.
26 ноября 2017 года. Неделя 25-я по Пятидесятнице. Свт. Иоанна Златоустого. Глас 8-й.
1 ноября.
Среда. Прор. Ио́иля. Мч. Уа́ра и с ним семи учителей христианских.
Перенесение мощей прп. Иоа́нна Ры́льского. Блгв. царевича Дими́трия Угличского.
Сщмч. Садофа, еп. Персидского, и с ним 128-ми мучеников.
2 ноября.
Четверг. Вмч. Арте́мия.
Прав. Арте́мия Веркольского (службу зри 23 июня).
3 ноября.
Пятница. Прп. Иларио́на Великого.
Свт. Иларио́на, еп. Мегли́нского.
Прп. Иларио́на, схимника Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Иларио́на Псковоезе́рского, Гдо́вского.
4 ноября.
Суббота. Празднование Казанской иконе Божией Матери.
Равноап. Аве́ркия, еп. Иерапо́льского, чудотворца. Свв. семи отроко́в, иже во Ефе́се.
Прпп. Фео́дора и Павла Ростовских.
7 ноября.
Вторник. Мчч. Маркиа́на и Марти́рия.
Прав. Тави́фы.
Прп. Марти́рия диакона, Печерского, в Дальних пещерах.
8 ноября.
Среда. Вмч. Дими́трия Солу́нского. Воспоминание великого и страшного трясе́ния.
Прп. Фео́фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах. Свт. Анто́ния, еп. Волого́дского.
10 ноября.
Пятница. Мчч. Тере́нтия и Неони́лы и чад их Сарви́ла, Фо́та, Феоду́ла, Иера́кса, Ни́та, Ви́ла и Евни́кии. Прп. Стефа́на Савваи́та, творца канонов. Свт. Дими́трия, митр. Росто́вского. Прп. И́ова, игумена Поча́евского.
Вмц. Параске́вы, нареченной Пя́тница. Свт. Арсе́ния, архиеп. Сербского.
11 ноября.
Суббота. Прмц. Анастаси́и Ри́мляныни. Прп. Авра́мия затворника.
Прп. Авра́мия, архим. Ростовского.
Прп. Авра́мия затворника Печерского. Прп. Феодо́сия Си́йского.
12 ноября.
Неделя 23-я по Пятидесятнице. Глас 6-й. Сщмч. Зино́вия, еп. Еге́йского, и сестры его мц. Зинови́и.
Озеря́нской иконы Божией Матери. Собор всех Бессребреников (в Неделю, ближайшую к 1 ноября).
Св. прав. Стефа́на Милу́тина, короля Сербского.
14 ноября.
Вторник. Бессре́бреников и чудотво́рцев Космы́ и Дамиа́на Аси́йских.
15 ноября.
Среда. Мчч. Акинди́на, Пига́сия, Аффо́ния, Елпидифо́ра и Анемподи́ста.
Шу́йской-Смоле́нской иконы Божией Матери.
16 ноября.
Четверг. Мчч. Акепси́ма епископа, Ио́сифа пресвитера и Аифала́ диакона. Обновление храма вмч. Георгия в Ли́дде.
17 ноября.
Пятница. Прп. Иоанни́кия Великого. Сщмчч. Ника́ндра, еп. Ми́рского, и Ерме́я пресвитера.
Блж. Си́мона, Христа ради юродивого, Юрьеве́цкого.
Прп. Мерку́рия Печерского, в Дальних пещерах. Св. священноинока Григория.
20 ноября.
Понедельник. Мчч. 33-х, в Мелити́не пострадавших. Прп. Ла́заря Галиси́йского.
Мчч. А́вкта, Таврио́на и Фессалоники́и. Обре́тение мощей прп. Кирилла Новоезе́рского (Новгородского).
21 ноября.
Вторник. Собор Архистрати́га Михаи́ла и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гаврии́ла, Рафаи́ла, Урии́ла, Селафии́ла, Иегудии́ла, Варахии́ла и Иеремии́ла.
23 ноября.
Четверг. Апп. от 70-ти Ера́ста, Оли́мпа, Родио́на, Сосипа́тра, Куа́рта (Ква́рта) и Те́ртия.
Мч. Оре́ста врача.
24 ноября.
Пятница. Мчч. Ми́ны, Ви́ктора, Вике́нтия и мц. Стефани́ды. Прп. Фео́дора Студи́та, исповедника. Блж. Макси́ма, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.
Прп. Марти́рия Зелене́цкого. Мч. Стефа́на Деча́нского.
25 ноября.
Суббота. Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Прп. Ни́ла постника.
Блж. Иоанна Ми́лостивого Власа́того, Ростовского (службу зри 3 сентября).
Прп. Ни́ла Мироточи́вого, Афонского.
27 ноября.
Понедельник. Апостола Фили́ппа. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост.
Свт. Григо́рия Пала́мы, архиеп. Фессалони́тского.
Прп. Фили́ппа Ира́пского.
28 ноября.
Вторник. Мучеников и исповедников Гу́рия, Само́на и Ави́ва. Аллилуия. Начало Рождественского поста.
Прп. Паи́сия Величко́вского. Прп. Гу́рия Ша́лочского.
29 ноября.
Среда. Апостола и евангелиста Матфе́я.
Сщмч. Ипа́тия, еп. Га́нгрского.
30 ноября.
Четверг. Свт. Григо́рия чудотворца, еп. Неокесари́йского. Прп. Ни́кона, игумена Ра́донежского, ученика прп. Сергия.