Люди умершие в пост - Строим Дом
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Люди умершие в пост

Поминовение усопших в Великий пост

Поминовение усопших в Великий пост.

Молитва за усопших совершается в Церкви непрестанно, однако в разное время церковного года и на разных богослужениях устав предлагает нам разные формы поминовения наших почивших близких. О днях особых поминовений в Великий пост рассказывает настоятель Прихода храма в честь Святителя Николая Чудотворца иерей Артемий Почекутов.

Во время Великого поста по Уставу не совершаются заупокойные поминовения (заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), поэтому Церковь выделила особые три дня, когда можно молитвенно вспомнить усопших. Это субботы 2-й, 3-й и 4-й недель поста.

Вторая (7 марта), третья (14 марта) и четвертая (21 марта) субботы Великого поста — дни всеобщего поминовения усопших.

В субботу утром служится основное церковное поминание – заупокойная Литургия, где поминаются все усопшие христиане, после нее – будет отслужена общая панихида.

Что значат эти дни особых поминаний в Великом посту – Родительские субботы. И все ли знают, как важны и нужны для наших дорогих ушедших наши соборные молитвы о них именно в эти дни?

Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста — дни всеобщего поминовения всех «в надежде воскресения и жизни вечной» усопших в Господе. По слову Иисуса Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о усопших проявляется самая величайшая, совершенно бескорыстная и сокровенная наша любовь. И эта любовь очень дорога умершим.

В дни Великого поста обязанностью каждого истинно верующего человека является благотворительность и милосердие. Через них мы показываем Господу, что тоже достойны Его милосердия и благотворения. Одним из таких деяний, наиболее важным для нас, является поминовение умерших. Испрашивая у Бога прощения за прегрешения наших близких, друзей, родственников во время их земной жизни, мы сами получаем надежду на прощение наших собственных грехов после смерти.

Другая причина основания родительских суббот есть та, что в эти дни Великого поста кроме суббот и воскресений, нет литургий, и умершие как бы лишаются тех благ, которые доставляет им поминовение при литургии. А потому, в замене литургии, Церковь установила особенное моление об умерших в субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели. Прочие же субботы Великого Поста, посвященные особенным воспоминаниям, не имеют уже и названия Родительских и в них поминовение умерших производится по обыкновенному порядку.

Именно в эти три Великопостные субботы благочестивые люди, приходя в храм, с особым усердием молятся о своих умерших родных и близких, ставят свечи за их упокоение, служат панихиды, подают милостыню за отпущение их грехов, проявляя тем самым любовь к своим ближним.

Каждому из нас необходимо понимать всю значимость поминовения умерших. Грешный человек, попадая в загробный мир, и не достойный Царствия Божия, уже более не может молится Господу за себя и за других. Такую возможность получают лишь святые угодники и особенно благочестивые люди. Если здесь, на земле, он может исповедать свои грехи и получить их прощение, то там он лишен этой возможности.

А подумайте, все ли люди, отходят в мир иной полностью очистившись, все ли свои грехи они исповедуют священнику, у каждого ли вообще есть возможность исповедаться перед смертью? А если кто то, согрешив в малом, забыл это и на исповеди не покаялся? Или, из ложной стыдливости, утаил свой грех? А потом умер внезапной смертью? Получается, что нет ни какой гарантии, что человек обретет покой на том свете. Ведь даже самое малое прегрешение может не допустить его до рая и обречет на вечные муки.

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение.

Если мы на деле, а не на словах любим своих родственников; если мы действительно являемся христианами, законом которых является любовь к ближнему, мы должны молиться за души наших родных и близких, подавать милостыню для их спасения. Только в наших силах смыть с них оставшиеся грехи и открыть им дорогу в Рай. И их поминовение — наша прямая и непосредственная обязанность.

СКОЛЬКО В ГОДУ РОДИТЕЛЬСКИХ СУББОТ

В календаре Русской Православной Церкви семь дней особого поминовения усопших. Все, кроме одного (9 мая — Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату.

  • Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота)
  • Суббота 2-й седмицы Великого поста
  • Суббота 3-й седмицы Великого поста
  • Суббота 4-й седмицы Великого поста
  • Радоница
  • 9 мая — Поминовение усопших воинов
  • Суббота Троицкая
  • Суббота Димитриевская

РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ В 2015 ГОДУ

МОЛИТВА ОБ УСОПШИХ

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

МОЛИТВА ОБ УСОПШЕМ ХРИСТИАНИНЕ

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ: ОСОБЕННОСТИ ПОМИНОВЕНИЯ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Во время Великого поста существуют субботние дни особого молитвенного поминовения умерших — родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы.

К молитве за умерших побуждает нас христианская любовь, которой мы все взаимно соединяемся в Иисусе Христе и составляем духовное богатство. Усопшие — это ближние наши, которых Господь завещает любить, как самих себя. Бог не говорит: любите ближних, пока они живут.

Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в будние дни Великого Поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы.

В дореволюционное время у каждой семьи был список имен всех усопших членов данного рода — «Помянник». Так, молились даже за тех, кого не помнили самые старшие из здравствующих членов семьи. Сейчас эта традиция утрачена большинством семей, да и при совершении поминовения многие верующие не знают, как правильно помянуть усопших близких.

Священник Андрей Безручко, настоятель Никольской церкви г. Воскресенска, клирик храма Воскресения Христова села Воскресенское ответил на вопросы, касающиеся поминовения усопших.

— Для чего Православной церковью вводятся особые дни поминовения — родительские субботы, ведь, поминовение, итак, совершается на литургии?

— Дело в том, что литургии совершаются в храмах приходских не каждый день, не бывает такой, говоря современным языком, технической возможности. Для того, чтобы совершать литургию нужно, чтобы кроме священника были певчие, пономари и, конечно же, молящиеся. Поэтому, среди недели не в каждом храме совершается служба, именно, литургия. Но в воскресенье в каждой действующей церкви совершаются литургии. Для поминовения усопших этого мало ,потому что этот день бывает, лишь, раз в неделю . Поэтому, для особого поминовения выделяются родительские субботы и дни поминовения усопших, в которые проходит особая молитва об усопших.

В Великом посту полная литургия совершаться не может среди недели, поэтому, не может быть в эти дни поминовения усопших. С понедельника по пятницу (в будние дни) Великого поста не совершается полная литургия ни в одном храме – не положено, совершается по средам и пятницам или по большим праздникам Литургия Преждеосвященных Даров. На этой литургии не совершается ни поминовение о здравии, ни о упокоении, потому что дни поста — дни покаяния, дни особой молитвы, когда человек углубляется внутрь себя и церковный сам строй службы не оставляет времени для долгих поминовений об усопших, кроме краткой заупокойной литии, которая положена после 1-го часа. И, поэтому, в Великом Посту определяется 2-я, 3-я, 4-я субботы, которые называются днями поминовения усопших — в эти дни как раз уделяется особое время для молитвы об усопших. Накануне читается 17-я Кафизма (это когда молятся об усопших). В ней говорится о воздаянии праведникам и грешникам от Бога, об их ответе перед Богом за свои дела,и поэтому, эта Кафизма в Псалтыри является наиболее подходящей в этот день и церковный Устав ее определяет читать накануне субботы. А уже в сам субботний день поминовения усопших совершается литургия и панихида, как заупокойное моление, где как раз и поминаются усопшие.

— Когда в календаре бывают родительские субботы, и какие еще Православной Церковью установлены особые дни для поминовения усопших?

Родительскими субботами называются несколько дней в церковном календаре: Мясопустная, Троицкая и Дмитриевская родительские субботы. Остальные дни в Церковном календаре – это дни поминовения усопших. Хотя, во все эти дни поминают, и родителей усопших, и близких и знакомых православных христиан, православных убиенных воинов, но отличаются названия по строю самой службы, то есть оно в названии дней поминовения усопших определяет сам строй проходящей этой заупокойной молитвы. Например, если родительская суббота, Троицкая, Мясопустная и Дмитриевская, то в эти дни богослужение более наполнено, чем в другие дни поминовения усопших, пространными молитвами, в том числе тропарями, стихирами, канонами.

Кроме привычных нам дней поминовения усопших: трех родительских суббот, 2-й, 3-й, 4-й суббот в Великом посту, есть другие дни поминовения усопших – Радоница (вторник второй недели после Пасхи), так как на самой Пасхальной седмицы нет заупокойных молитв больших, есть только тайная молитва, которая происходит в алтаре, а общей заупокойной молитвы нет. Они переносятся на Радоницу, хотя, строй службы, совершаемый в это день, не так обильно наполнен заупокойными молитвами.

Дни поминовения усопших – это 11 сентября, в день усекновения главы Иоанна Предтечи также совершается поминовение усопших, дата пришла исторически — в этот день принято поминать православных воинов, погибших в Отечественной войне 1812 года, в этот день поминали и так этот день остался для поминовения, и не только усопших воинов.

Читать еще:  Год упоминания ростова великого

Также в наши дни 9 мая поминают усопших воинов в Великой Отечественной. В этот день поминаются воины, хотя, можно поминать и других усопших сродников.

Еще одним днем поминовения усопших является день поминовения усопших, погибших в годы гонений за веру Христову, репрессированных людей в 30-е годы, в безбожное время. Среди миллионов расстрелянных было много православных христиан, все они поминаются в особой молитве в день Новомучеников и Исповедников Российских — это последнее воскресенье января (после 25 января). В этот день после молитвенного поминовения святых мы обращаемся об упокоении душ усопших.

Есть и другие дни поминовения усопших, в церковном календаре их нет, но по благословению Святейшего Патриарха они совершаются. Например: о погибших в ДТП, о погибших ликвидаторах Чернобыльской АЭС и др.

— Что должен сделать в родительскую субботу верующий для того, чтобы помянуть умерших близких?

— Прежде всего, молитва о них, молитва в храме, домашняя молитва, потому что есть люди, которые по уважительной причине не могут посетить в это день церковь. Поэтому, они могут дома горячо и сердечно молиться о своих усопших сродниках — в келейной домашней молитве. В обычном Молитвослове есть «Молитва об усопших». Накануне можно передать записки с именами усопших тем, кто идет в храм в этот день. Можно накануне посетить церковную лавку и передать записку, чтобы в этот день помянули, свечку поставили, потому что горящая свеча — это как символ горения человеческой души во время молитвы. Мы молимся об усопших, а они чувствуют нашу молитву и их загробная участь от нашей молитвы становится лучше, становится блаженной. Конечно, это зависит от силы нашей молитвы, и хотя, мы не можем творить такую молитву, как совершали святые, чтобы в одночасье по нашей молитве усопшие сразу были в раю, но по мере своих возможностей в молитвах мы поминаем их, облегаем их загробную участь.

— В «Молитве об усопших» есть слова «Упокой, Господи, души усопших раб твоих: родителей …» , какие слова нужно произносить, если родители молящего живы?

— Можно сказать прародителей, к ним относятся деды, прадеды, все умершие члены рода, поэтому и родительской называется суббота, потому что мы молимся об усопших нашего рода.

— Как правильно писать в записках имена, если поминаемых зовут Юрий, Светлана и Эдуард?

— Все имена в записках должны быть даны в церковном написании, например, Георгий, а не Юрий, Фотиния, а не Светлана. Некоторые люди, произнося имя на греческом языке, могут его спокойно произносить и на русском языке, для некоторых имен преграды между языками нет. Но, все-таки, нужно руководствоваться местным уставом: если в храме принимают с таким именем подавайте, если нет, то ничего страшного, если исправите имя.

Но есть редкие имена, которым нет интерпретации в церковных святцах, например, Элеонора, Эдуард, Рубин и т.д. Поэтому, следует писать имя, нареченное при Крещении, а если оно неизвестно — решить этот вопрос со священником.

— Нужно ли в родительскую субботу или в день поминовения усопших человеку задуматься о загробной жизни?

— Человеку о загробной жизни нужно думать не только в этот день, но и в каждый день своей жизни. В Притчах Соломона говорится: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь…» — это путь к безгрешной жизни человека. Если мы будем задумываться, что нам предстоит предстать перед Богом и дать ответ за свои дела, то, мы каждый день в своей жизни будем стараться проводить благочестиво, совершать меньше грехов.

В дни поминовения усопших нужно задуматься, и о своей загробной жизни, и о загробной жизни умерших сродников. Конечно, все эти мысли нормального человека, который понимает свой путь духовный, идет по нему, стремится подняться по иерархической лестнице добродетели.

— Какой смысл поминальной трапезы?

— Присутствующие, вкушая на трапезе, поминают усопших сродников, для которых и готовится эта трапеза. Это важный момент, потому что есть такая поговорка «Сытый голодного не уразумеет». Мы когда сыты, не думаем, что есть люди, которые голодные, которых нужно накормить. Зачастую, когда собираются поминки, многие люди приходят туда для того, чтобы покушать — нет дома возможности поесть. Поэтому, присутствуя на этой трапезе, они молитвой помянут нашего усопшего сродника. Сама трапеза является милостыней, творимой за усопших родственников, потому что те расходы, пошедшие на нее, это и есть жертва.

Вопрос о присутствующих. Это не должен быть круг людей, которые интересуют нас в выгодных целях, для того чтобы получить от них пользу.Поэтому, мы должны приглашать на поминки малоимущих людей, которых нужно бы покормить.

Конечно, главное в поминовение молитва, но, тем не менее, поминальная трапеза является продолжением этой молитвы. Трапеза в церковном уставе продолжение богослужения, его неотъемлемая часть. Поэтому, присутствуя на поминальной трапезе, человек присутствует на богослужении.

— Позволительны ли поминки с употреблением спиртных напитков?

— Церковный устав не запрещает на поминальной трапезе употребление спиртных напитков. Но иногда поминки превращаются в пьянство, из поминовения – в грех. Поэтому, все должно быть в меру. Употребление спиртных напитков можно, но их советую тем, кто воздерживается — не пить, а тем, кто хочет выпить — не поминать спиртным, а поминать трапезой, а спиртным запивать, чтобы не поднимали бокалы, поминая усопшего знакомого.

— Правильно ли оставлять на кладбище конфеты, сигареты (в случае если умерший был курящим человеком) или даже рюмки со спиртным?

Некоторые думают, что если при жизни умерший курил, то и после его смерти на могилу нужно приносить сигареты, тогда, следуя этой логике, если человек любил водить машину, то выходит на кладбище нужно пригнать авто. Что еще любил? Потанцевать – потанцуем на могиле. Таким образом, мы возвращаемся в язычество, тогда была тризна(обряд), что там только не творилось. Мы должны понимать, что если у человека было какое-то земное пристрастие, оно остается на земле, а в вечной жизни этого нет. Конечно, неуместно сигареты класть или рюмки с алкоголем. Можно оставлять конфеты или печенье, но не на могиле, а на столике или скамейке, для того, чтобы человек пришел и помянул этого человека. И ругать, к примеру, детей в том. что они собирают сладости не стоит – они для того и кладутся, чтобы поминать.

Могилу нужно содержать в чистоте, и на саму могилу класть из продуктов ничего не нужно. В отсутствии человека птицы садятся туда и гадят, и получается — могила ухожена, ограда покрашена, а птицы или собаки нарушают порядок — разбрасывают фантики и т.д.

Лучший выход: раздать конфеты и сладости тем, кому нужно, в качестве милостыни.

— Как правильно говорить «Царство ему небесное» или «Пусть земля ему будет пухом»?

— Православный христианин всегда скажет:«Царство ему небесное», а атеист говорит: «Пусть земля ему будет пухом», потому что он не верит в Царство небесное, но, хотя, желая чего-то хорошего, своему сроднику пусть все-таки так скажет. Но православному христианину нужно говорить правильно: «Царство ему небесное».

— Каких людей в храме нельзя поминать?

В храме не поминают самоубийц и некрещеных поименно. В общей молитве, когда мы приходим в церковь молиться, мы можем у Господа Бога любые прошения воздавать в своем сердце, в своем уме. Конечно, когда у человека есть усопшие некрещеные, или усопшие самоубиенные, в мысленной молитве нельзя запрещать обращаться к Господу – Господь сам знает, кого, как определять в загробной жизни.

Есть такие случаи, когда самоубийц благословляется заочно отпевать. И когда заочно отпевают, в Епархиальном управлении после поминовения усопших говорят так, что поминовение в храме об этом человеке на усмотрение настоятеля этого храма.

В церковном Уставе для решения спорных вопросов есть выражение «Аще изволит настоятель», и вот это понимается так, что если разрешит настоятель — можно подавать записки, если нет – значит, батюшка руководствуется уставными принципами.

— Можно ли их поминать домашней молитвой?

— В молитве никто не ограничивает, хотя, нужно понимать, что судить будет сам Господь на Страшном Суде. Дома мы можем молиться обо всем, не только о людях, но и об устроении в семье и делах.

— Если умирает во время Великого поста человек, как можно ли его поминать на седмице?

— В Великом посту есть некоторые отклонения от правил обычного поминовения. Церковный устав говорит так, что если человек умирает во время Великого Поста, то на седмице, ни на 9-й, ни на 40-й день не поминаются, а устраиваются помины, либо в надлежащую субботу, следующую за этим днем или на предшествующее воскресение. Например, если во вторник нужно отметить 9 дней, то лучше собрать поминки в предшествующее воскресение.

Великий пост – как правильно поститься?

Великий пост в вопросах и ответах священника

Великий пост – зачем он нужен?

Еще в первые христианские времена люди, желавшие креститься, некоторое время перед крещением соблюдали пост. Впоследствии из этого поста возник пост перед Святой Пасхой. Если проводить аналогию с крещавшимся, Великий пост дает нам возможность подготовиться и достойно встретить Христова и Праздник Его Воскресения.

Время поста – очень важный период для христиан: мы можем проверить себя, воспитать, сделать немножко лучше и чище. Сознательно лишая себя чего-то, мы обязательно приобретем что-то очень важное. Поэтому в пост мы добровольно лишаем себя каких-либо житейских удобств, тем самым освобождая место для духовных ценностей.

Как правильно поститься?

Разъяснения о том, как правильно поститься, содержатся в богослужебной книге Типикон. Воздержание в гастрономическом плане предполагает полное отречение от мясных и молочных продуктов, от яиц, рыбы и по будням – от растительного масла. В первые два дня Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает полностью воздерживаться от пищи.

Устав, который дается в Типиконе – это срединная модель нашего поста. Вместе с духовником (а не самостоятельно) человек определяет, как ему поститься – более или менее строго. Послабление поста разрешается беременным, больным, путешествующим, служащим и так далее – Церковь находит для человека много оправдательных моментов. Однако важно помнить, что определять и соблюдать меру поста мы с вами должны по совести.

Великий пост: что запрещается делать?

Так как пост совершается, в первую очередь, не ради воздержания от пищи, а ради возрастания в духовном делании, мы стараемся поститься постом благоприятным, угодным Богу. А это значит, что мы должны воздерживаться от злых дел, от телесных и душевных скверн, которым мы постоянно подвержены.

В пост нужно максимально отстраниться от гнева, обид, осуждения и попытаться делать еще больше добра, чем в другое время – таким образом мы подготовим себя к встрече Светлого Христова Воскресения.

Читать еще:  Крестят ли детей в пост перед пасхой

Великий пост: кто может не соблюдать?

Послабление поста в гастрономическом плане разрешается беременным, больным, путешествующим, служащим, трудящимся и так далее – Церковь находит для нас много оправдательных моментов. Как поститься, более или менее строго, человек определяет вместе со своим духовником.

Однако важно помнить, что помимо гастрономического воздержания пост – это время усиленной молитвы, покаяния, доброделания. В этом отношении пост должен соблюдать каждый.

Почему Великий пост начинается в разное время?

Великий пост приурочен к Светлой Христовой Пасхе, переходящему Празднику, дата которого выпадает на период с 4 апреля по 9 мая, каждый год по-разному. Поэтому и Великий пост христиане считают неким передвижным Праздником.

Почему Великий пост длится 49 дней?

Великий пост состоит из двух периодов – Святой четыредесятницы, символизирующей сорокадневный пост Спасителя в пустыне (оканчивается накануне Лазаревой Субботы и Вербного Воскресения), и Страстной седмицы. Последняя неделя Великого поста – это отдельное событие (раньше ее даже называли крестной, страстной Пасхой), когда мы вспоминаем последнии дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Эти семь недель и приуготовляют нас к встрече Светлого Христова Воскресения.

Почему нельзя жениться в пост?

Вступление в брак предполагает вступление в супружеские взаимоотношения. А поскольку в Великий пост мы, по возможности, от них воздерживаемся, Церковь не благословляет вступление в брак и не совершает Таинство Венчания.

Можно ли курить или пить алкоголь в пост?

По Типикону, в воскресные дни на трапезе разрешается употребление вина, до двух красовуль. Очень трудно определить меру этих красовуль (приблизительно две чашки), но важно помнить, что мы делаем это для поддержания сил, а не наоборот.

Естественно, вино разрешается для тех, кто не страдает алкоголизмом: человек, которого даже капля вина может подтолкнуть к запою, должен полностью воздержаться от винопития.

А табакокурение в Великий пост запрещается категорически.

Можно ли есть морепродукты в пост?

Да, для поддержания сил в определенные дни разрешается употреблять в пищу морепродукты.

Почему нельзя растительное масло в пост?

По Типикону, пост – это воздержание не только от животной, но и от любой скоромной пищи, в том числе приготовленной с использованием растительного масла, хотя масло разрешается нам в праздничные и выходные дни. Тем не менее, мера поста определяется по силам каждого человека и по благословению духовника.

Если нарушил пост: что делать?

Если нарушил пост, нужно принести покаяние и постараться в будущем держаться крепче. Главное – не отступать, продолжать свой покоянный постный путь в ожидании радости Пасхи – Светлого Христова Воскресения.

Если согрешил в Великий пост – Бог не простит?

Грех всегда остается грехом: и во время поста, и вне поста. Наша земная жизнь направлена либо на борьбу с грехом, либо на укоренение в своей жизни греховного начала.

Если человек выбирает борьбу с грехом, он должен каяться и стараться в дальнейшем не согрешать, а если снова падает – то приносить еще большее покаяние, возлагать на себя еще большие труды, дабы некогда было грешить.

Если День рождения в Великий пост – можно ли отмечать, или это грех?

Смотря как вы отмечаете День рождения или День Ангела. Если это бурное застолье, после которого трудно вспомнить события вечера – такой праздник лучше не отмечать.

Если вы проводите этот день без обильного виновозлияния и переедания, без соблазнительных танцев и других греховных поступков; если вы с благодарностью вспоминаете своих родителей, делаете им какие-то подарки, может быть, совершаете какие-то добрые дела, собрав своих близких – такой День рождения вполне можно отметить.

Если приглашают в гости в Великий пост – нужно отказаться?

Не всегда есть возможность отказаться от похода в гости. Однако всегда можно найти такую меру посещения гостей, которая не нанесет вред ни тебе, ни, в первую очередь, тому, кто тебя пригласил. Нужно проникнуться событием и вместе с человеком порадоваться, если это радостное событие, или поплакать, если печальное. То есть прежде всего, нужно оказать внимание тому, кто тебя пригласил, а не сделать так, чтобы все внимание было на тебе и на твоем постном выражении лица.

Если угощают непостной едой – что делать?

Сегодня, когда многие люди придерживаются Великого поста, почти на любом застолье можно найти какие-то постные или умеренные яства. Однако бывает и так, что невозможно отказаться от непостной пищи – бабушка, которая никогда в жизни не постилась и наготовила тебе каких-нибудь мясных пирогов, обидится – тогда вполне можно утешить бабушку и съесть их, но потом возложить на себя более строгое постное состояние и понести б о льшие труды за этот поступок.

Если человек умер в пост: это что-то значит?

Это значит только то, что человек созрел для будущей жизни, и Господь забрал его к Себе.

Если ребёнок зачат в пост – это как-то отразится на его будущем?

На будущем ребенка это никак не отразится. Во время Великого поста мы стараемся в меру сил воздерживаться от супружеских взаимоотношений, но если один из супругов не может от них воздерживаться, то отказать ему – тоже значит повергнуть его в греховное состояние. Так что дадим возможность Богу разбираться Самому, праведны мы или нет, а сами будем прикладывать усилия, чтобы сохранить Ему верность.

Если человек умер на страстной неделе

Если человек умер на Страстной неделе (к примеру, в Чистый четверг или в субботу перед Пасхой), это не является ни плохим, ни хорошим знаком. Это не указывает на его повышенную святость или греховность. Это вообще ни о чем не говорит, помимо того, что смерть человека наступила именно в этих числах. Однако с этим событием связано много псевдохристианских суеверий, которые многие воспринимают всерьез.

Что сказано в Священном Писании и почему не стоит серьезно относиться к суевериям

Страстная неделя – самый строгий период Великого поста, когда принято молиться о человеческих страстях. Она следует за Вербным воскресением и предшествует Пасхе. По преданию именно на этой неделе умер и впоследствии воскрес Иисус Христос. Именно поэтому многие христиане думают, что смерть в течение этих 7 дней что-то значит.

В Библии нигде не сказано того, что человек, который погиб на Страстной неделе, гарантированно попадает в Рай или Ад. В Писании говорится лишь то, что ничто нечистое в Царство Божие не войдет. В Рай приходят только те, кто раскаялся, очистился и наполнил свою душу благодатью. В соответствие с текстом Священного Писания Господь говорил: «В чем застану, в том и буду судить».

Смерть во время Великого поста не делает душу усопшего автоматически чистой. Если пьяница, убийца или насильник умерли в Чистый четверг, не покаявшись при жизни, это не означает того, что они унаследуют Царство Божие. Т.е. смерть на Страстной неделе нельзя считать индульгенцией от грехов. Просто так в Рай никто не сможет войти.

Значение суеверий: что будет с душой, если умереть на Страстной

Существует много суеверий, связанных с кончиной человека (особенно ребенка) во время Великого Поста. Некоторые утверждают, что в дальнейшем душа усопшего сможет помогать близким решать их какие-либо земные проблемы, выполняя функции ангела-хранителя. Но души мертвых не гуляют по земле. Родственники покойного могут верить во что угодно, если им так легче, но нужно понимать, что подобные слова и мысли являются лишь суеверием, которое не имеет никаких доказательств.

В старину люди считали, что Господь забирает к себе праведников именно в Великий пост, и для них умереть перед Пасхой являлось настоящей благодатью. В подтверждение этих слов есть даже такая поговорка: «Снег растает, и люди за водой уйдут». Верующий человек во время поста в обязательном порядке причащается и исповедуется, делая свою душу светлее, а потому умирает полностью очищенным. Некоторые православные христиане рекомендуют в это время также и собороваться. Но подобные рекомендации актуальны больше для тяжелобольных или пожилых людей.

Но современные ритуальные агентства утверждают, что весной перед Пасхальными праздниками действительно наблюдается всплеск смертей, но связан он все-таки не с религиозными суевериями, а с элементарной сменой сезонов. После долгой зимы у многих людей организм ослаблен, и к весне хронические болезни обостряются, что приводит к рецидивам старых патологий, и больные могут умереть.

Весной организм (особенно у ребенка) перестраивается на летний лад и плохо реагирует на внешние раздражители. На него накладывается чрезвычайно нагрузка. Любая перестройка организма – это повышенный стресс. Также в весенние месяцы во многих регионах постоянно меняются метеоусловия, что приводит к снижению иммунитета. К самым частым заболеваниям весны относятся:

  • патологии желудочно-кишечного тракта;
  • болезни, вызываемые вирусными инфекциями;
  • аллергические приступы (у ребенка это может стать причиной бронхита);
  • психические заболевания;
  • цистит;
  • опухолевые патологии и т.д.

При отсутствии должного лечения они могут привести к летальному исходу. К примеру, обычная простуда перерастет в пневмонию, а доброкачественная опухоль переродится в злокачественную. Также из-за обострения психических патологий весной нередко увеличивается количество убийств. Не надо искать в этом какое-либо предзнаменование. Следует аккуратно и хорошо относиться к своему здоровью и поступкам.

Можно ли хоронить и отпевать в церкви того, кто умер на неделе перед Пасхой

Если человек умирает на страстной неделе, это не значит, что придется отменить какие-либо типичные ритуальные действия. Усопших хоронят и во время Великого поста. Человек не может выбрать лучший день и час своей смерти, поэтому устраивать какие-либо репрессии из-за того, что он умер в неделю поста странно и глупо. Если бабушка скончалась после Вербного воскресенья, нельзя забывать о ритуальных обрядах.

Похороны в Страстную седмицу не являются редкостью. Отпевание новопреставленных также не запрещено в эти дни (кроме Великого Пятка). Единственная проблема, актуальная для похорон в Великую пятницу и субботу, может быть связана с занятостью церковнослужителей накануне Пасхальной службы. Поэтому рекомендуется заранее подойти в храм и узнать, насколько будет загружен священник в этот день. Некоторые священнослужители рекомендуют переносить похороны и отпевание на день-два раньше (к примеру, в Чистый четверг). Если родственники усопшего согласятся на это пойти, в этом не будет ничего страшного.

Поминальный стол в дни Страстной седмицы (особенно в субботу) должен быть постным. Не стоит готовить блюд из мяса, птицы и рыбы. Нельзя пить спиртные напитки. Можно ограничиться овощным рагу, киселем, хлебом и какими-либо другими простыми продуктами.

Заключение

Если человек умер в Страстную седмицу, нужно спокойно его похоронить и устроить обычные поминки. За его душу также нужно молиться, ведь она проходит те же самые мытарства, что и души людей, которые умерли в другие дни.

«Богу не надо, чтобы мы умирали во время поста»

Мы должны смотреть на меру поста здраво

Протоиерей Александр Ильяшенко:

Мне кажется, что постовые правила существенны для тех, кто является прихожанином конкретного храма, членом общины этого храма. Во главе общины стоит священник, и такие вопросы, наверное, надо согласовывать с ним. В одном приходе такие традиции, а в другом другие.

Кроме того, мера определения поста индивидуальна. Для маленьких детей пост максимально ослаблен, разве что в мясной котлете ограничить, да и то по средам и пятницам. Молодым юношам и девушкам тоже не обязательно очень строго поститься, ведь в переходный возраст, когда формируется организм, сажать молодых людей на строгий пост — неправильно. Мы должны смотреть здраво на вещи. Пожилому больному человеку зачем строгий пост? Ему требуется какая-то диетическая питательная пища. Если же ты молодой и здоровый, энергичный, чувствуешь запас сил и энтузиазма, значит, старайся поститься строже.

Читать еще:  В тексте упоминается имя архитектора построившего храм

Протоиерей Александр Ильяшенко

Меру самоограничения каждый должен избрать для себя сам, причем желательно получить благословение священника, чтобы это не было каким-то самочином.

Кому-то легко отказаться от мяса, но сложно от сладкого, значит, по средам и пятницам можно еще усилить пост в этом смысле.

Приносишь посильную жертву — очень хорошо, значит, получишь особую праздничную радость. Здоровье не позволяет — смирись и вкушай скоромное как лекарство, да и ради того, чтобы были у тебя силы встретить праздник. Вот в приобретении смирения и будет твоя постовая работа и награда, ведь Господь гордым противится, а смиренным дает благодать.

Устав — материал для творчества

Протоиерей Феодор Бородин:

Взрослые христиане (речь не только о возрасте, но и об опыте церковной жизни) должны ставить перед собой конкретные задачи на пост двух видов — созидать в себе что-то добродетельное, хорошее и усиленно бороться с каким-то грехом — «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33:15). Вот я, например, вижу, что во мне, как и в большинстве современных христиан, вообще нет кротости. Мы практически незнакомы с этой добродетелью, не понимаем ее и не ценим. Мы поем: «Блаженны кроткие» (Мф. 5:5) на каждой литургии, но что такое быть кроткими — совсем не понимаем и боимся. Давайте попробуем постом почитать наставления святых об этой добродетели и попытаемся хоть как-то немного укоренить это в себе.

Что касается еды, пост — это инструмент, и каждый должен подбирать его так, чтобы действительно это было временем созидательного напряжения.

Протоиерей Федор Бородин

Устав — это огромный опыт тысяч людей, которые прошли этим путем успешно. Поэтому пренебрегать уставом и говорить, что все будет, как я хочу — безумие.

Устав — это материал для творчества. В уставе, например, ничего не говорится о социальных сетях. Апостол Павел говорит: «Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Попробуйте у современного подростка, да и у взрослого, отнять доступ в социальные сети, отнять экраны, и вы увидите нередко настоящие ломки, агрессию.

Так что понятно, что нужно и самоограничение — в среду, пятницу строже, в конце поста еще строже.

Здесь нет общих советов. Вот у меня, например, есть крестник, который из семьи, где пытаются строго соблюдать устав. Но у него всю жизнь аллергия на рыбу, а это молодой студент, который учится и которому нужно очень много сил. Так что, ему, получается, поститься в Рождественский пост по уставу Великого? Он не выдержит.

Когда я учился в семинарии, то был удивлен, что Великим постом, кроме сред и пятниц первой и последней седмиц, на столах семинаристов всегда лежала рыба. На мое удивление мне ответили, что это — благословение еще Патриарха Алексия I, который говорил, что ему нужны хорошо обученные будущие священники, а если семинаристы будут думать лишь о еде, то о какой учебе речь?

Богу не надо, чтобы мы умирали во время поста

Иеромонах Феодорит (Сеньчуков):

Типикон придуман не только для того, чтобы лишь монахи ему следовали, он вообще для всех. Другой разговор, что Типикон — это не просто образец, это идеал, а среди нас мало идеальных христиан, поэтому мы в тех или иных ситуациях от Типикона отступаем. Например, мы же практически не служим по Типикону. В книге «Толковый Типикон» М. Скабаллановича есть воспоминания, как в Киевской духовной академии монахи служили идеальную всенощную и всенощная вместе с литургией занимала 17 часов. В реальности даже на Афонском подворье богослужение занимает меньше 12 часов.

Точно так же мы пост не всегда соблюдаем по Типикону. А уж насколько мы его не соблюдаем, — зависит от наших сил, возможностей, и от нашего благочестия, и от нашего здоровья. Нельзя сказать, что для мирян какой-то иной пост. Точно такой же, просто по силам. Богу не надо, чтобы мы умирали во время поста.

Пищевые ограничения необходимы в том числе для того, чтобы мы больше времени уделяли молитве. Именно поэтому рыба постнее мяса. Казалось бы, в чем разница. А разница только в одном — в рыбе нет белка эластина, поэтому переваривается она гораздо быстрее, меньше крови уходит на работу пищеварительного процесса, больше крови приходит к сердцу и голове. И постольку, поскольку это переваривается быстрее, соответственно, больше времени остается на молитву. Просто древние люди про эластин не знали, они на практике все это видели.

По уставу в среду и пятницу у нас соблюдается строгий пост, то есть без вина и елея. Еще есть строгий пост в понедельник, но в нашей культуре он считается либо чисто монашеским, либо обетным. Причем даже не во всех монастырях соблюдается пост в понедельник.

Иеромонах Феодорит (Сеньчуков)

Вообще, пожалуй, это самый мягкий пост. Но всегда нужно понимать, зачем тебе нужен этот пост, почему ты себе делаешь послабления, если делаешь. Потому что если это просто от пищевой невоздержанности, от пищевого разврата — это одно дело. Если по болезни — совершенно другое.

Потому что если ты больной, то у тебя и пост вообще совершенно другой. Духовник может благословить по твоему здоровью и молочные продукты есть. Только не устраивай гортанобесия, а ешь ровно, что тебе нужно — творог, например.

Если ты себе установил какое-то послабление поста, в силу своей немощи, слабости, значит, ты от этого уже никуда не отступаешь. То есть если ты себе установил, что ешь масло каждый день, то не надо придумывать какие-то дополнительные послабления на рыбу.

В других случаях, наверное, все-таки надо стремиться к тому, чтобы соблюдать пост если не по уставу, то хотя бы приближенно к нему.

Надо помнить о том, что по благословению Патриарха Алексия II у нас все учащиеся, то есть школьники и студенты, имеют послабление — в любой пост есть молочные продукты.

Опять же, в некоторых храмах принято, например, епархиальных святых приравнивать к храмовым, и в дни их воспоминания разрешается рыба.

Великий пост — умереть для мира, родиться для духа

Александр Дугин: Время Великого поста принадлежит только Богу

Александр Дугин: Время Великого поста принадлежит только Богу

Что такое Великий пост? Часто святые отцы говорили, что это десятина, выплачиваемая человеком своему Творцу, ведь сорок дней — это и есть приблизительно десятая часть года. Девять десятых мы посвящаем нашим земным делам, а одна десятая из этого непрерывного цикла забот и трудов изымается. Наше время никогда не принадлежит только нам.

А вот время Великого поста принадлежит только Богу. Об этом напоминает Великий канон, который частями читается в первую неделю — в понедельник, вторник среду и четверг первой недели, когда пост особенно строгий. В первые два дня рекомендуется вообще обходиться без пищи, и в монастырском уставе так и написано: «Пища братии не поставляется». Потом чуть полегче, и можно поесть немного сырых овощей и хлеба. После субботы пост входит в более щадящий режим, но также — вплоть до Пасхи — без мяса, рыбы, молочных продуктов, а подсолнечное масло допускается лишь по выходным и на церковные праздники.

Зачем нужна такая строгость? Во-первых, это традиция, а традиция священна. Если есть у Церкви и у народа обычаи и если мы хотим быть частью этой Церкви, этого народа, то мы обязаны их соблюдать. Поэтому можно было ответить: поститесь — и не спрашивайте «зачем?» Все русские православные люди постятся веками — и мы будем идти вслед за ними: традиция превыше всего.

Также Великий пост — это память о сорокадневном испытании Господа нашего Иисуса Христа, Которого дьявол искушал в пустыне, обещая ему власть, чудеса, все богатства земли и поклонение толп. Господь отверг все это, предпочтя лишь одно — истинную веру в истинного Бога, к чему бы она ни привела — хотя бы и к крестным мукам. Христос отверг искушения дьявола, но для этого он очищался телесно в пустыне. Великий пример, который и составляет основу философии Великого поста. Чтобы преодолеть дьявола материализма, обывательщины и телесной инерции, мы отсекаем от себя все материальные излишества и обращаемся только к Богу нашему Творцу, к Христу, спасшему души наши.

Но в этом-то все дело.

СУТЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Душа — вот что главное в Великом посте.

Мы склонны забывать, что такое душа. И торжественные и скорбные слова Канона Андрея Критского постоянно напоминают нам: «Покайся душа моя, восстани, что спиши, конец приближается». Великий пост необходим для того, чтобы вспомнить, что человек — это прежде всего душа. Именно душа, а не тело. Тело временно — душа же бессмертна. И это бессмертие мы призваны осознать, пережить, прочувствовать Великим постом. Тело и его заботы надо как минимум отложить в сторону (как бы на время умереть), а еще лучше — заменить его душой, сделать тело душой. Великий пост — встреча с вечностью еще при жизни, чтобы подготовиться к этой встрече, уже решающей, в конце земного пути. Великий пост — это осознанный и добровольный опыт смерти. Смерти тела и воскрешения, пробуждения души.

Но стоит только взглянуть на нашу душу, которой мы так пренебрегаем в обыденной жизни, как мы видим темное марево низменных процессов.

Где ее лучи? Где ее крылья? Где ее чистота?

Перед нами не душа, а ее искаженное, извращенное подобие. Однако если мы видим это, чувствуем это, переживаем это, то значит, великая сила покаяния запущена и начинает действовать в самой глубине нашего существа. Покаяние по-гречески — «метанойя»: отсюда в древнерусской Церкви земные поклоны были названы метаниями; каждый поклон — маленькое покаяние. Но в греческом у этого понятия есть глубинный смысл — изменение сознания. В покаянии, «метанойе» — сущность Великого поста. Когда мы думаем о внешнем и преходящем — это неправильное сознание, мы растрачиваем душу. Когда мы сосредотачиваемся на ней самой и на ее истоке, на ее Творце, на ее Спасителе — мы меняем сознание. Это и есть смысл Великого поста — изменить сознание, умереть для мира и родиться для духа.

Часто говорят, что пост — дело духовное, а его внешние формы можно и не соблюдать. Но это просто глупо и даже подло: если мы неспособны сделать малого — поститься телесно, то как мы совершим великое — пост духовный?

Никаких поблажек и никакой лени. Поститься телом может каждый — и пусть постится. Но при этом надо, постепенно постясь, телесно учиться и поститься духовно, постепенно повышая планку.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector