Пасхальный обряд кустодиев
Картина Кустодиева “Масленица”
Художник Борис Кустодиев и его «Масленицы»
«Народ – венец земного цвета, краса и радость всем цветам…»
Первая мировая война, революция, гражданская война… А в это время больной мастер создает чудесные по композиции и колориту, жизнелюбивые и радостные образы идеальной Руси, с ее яркими платками и пузатыми самоварами, веселыми крестьянами и разбитными купцами, блистающими куполами церквей и резными наличниками изб. Словно град Китеж или «Лето Господне» Ивана Шмелева предстает перед зрителем Россия Бориса Кустодиева. И особое место здесь занимают серии произведений, посвященных Масленице.
Первые три картины «Масленица» написаны в 1916 году, и эта тема не оставляет художника вплоть до 1922 года. Так, все новые и новые версии создаются в 1917 и 1919 годах, а в 1921 году Кустодиев пишет портрет Федора Шаляпина вновь на фоне масленичных гуляний. Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого – собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы – крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты. Атмосфера праздника и карнавала передается художником через чрезвычайно насыщенный и яркий цвет. Здесь зритель видит и катание на санях, и балаган, и ледяные горки – типичные «дореволюционные» развлечения на Масленицу.
В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего. Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин – взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа, и дать множество «театральных» планов для действия персонажей. Но что еще более важно отметить – это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей, искреннее восхищение жизнью и ее поэзией.
Вот что сам художник писал об этом: «В своих работах хочу подойти к голландским мастерам, к их отношению к родному быту… Голландские художники любили жизнь простую, будничную, для них не было ни «высокого», ни «пошлого», «низкого», все они писали с одинаковым подъемом и любовью».
Полотна Бориса Кустодиева, посвященные русскому праздничному быту, всегда одновременно реалистичны, полны достоверных деталей – прекрасно выписанных костюмов и предметов утвари, архитектурных мотивов, примет времени года. И в тоже самое время это, конечно же, собирательные, идеализированные образы, транслирующие зрителю особый, волшебный и полный народной поэзии мир, сходный со сказками Пушкина и Гоголя.
И невозможно не восхититься подвигом мастера, воссоздавшего в своих работах картину ушедшего русского мира с его блистающими на фоне белой зимы яркими праздничными красками, радостями так любимых русской литературой «маленьких людей». «Любовь к жизни, радость, бодрость, любовь к своему, «русскому» – были всегда единственным «сюжетом» моих картин», – так сам Борис Кустодиев охарактеризовал свое творчество в конце жизни.
Борис Кустодиев
Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году. Там же он получил первые уроки живописи, а затем юношей отправился в Петербург и оказался в мастерской Ильи Ефимовича Репина в Академии художеств. Кустодиев быстро перерос из простого студента в помощника и молодого коллегу своего профессора, помогал Репину в работе над монументальным полотном «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Илья Ефимович в ответ не скупился на похвалы: «На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он – художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий природу. Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко прочувствованная национальность…»
Еще в годы учебы Борис Кустодиев зарекомендовал себя прекрасным и тонким портретистом (достаточно вспомнить замечательный портрет художника Ивана Билибина). Однако в качестве диплома он выбирает жанровую живопись и создает по мотивам костромских этюдов и наблюдений работу «На базаре», получившую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку зарубеж.
По возвращении из Европы, где художник копировал и изучал старых мастеров, Кустодиев много работает, позже становится членом Академии Художеств и различных художественных групп, сообществ и кружков, самым знаменитым из которых был, конечно же, «Мир искусства». Его продолжает занимать крестьянский и народный быт – так создаются серии «Деревенские праздники» и «Ярмарки».
Чем ярче и чище становятся краски на полотнах Бориса Кустодиева, тем тяжелее – атмосфера в России и личные обстоятельства жизни художника. С 1909 года он переносит ряд операций, вызванных опухолью спинного мозга. Последние 15 лет жизни Кустодиев фактически прикован к инвалидному креслу и пишет картины лежа.
Кустодиев, Борис Михайлович и его Россия.
Русская Венера (1925-1926)
Кустодиев, Борис Михайлович (1878—1927)
Посмотрите на эту радостную открытость плоти!
Он назвал её «Русская Венера», и разве это не так?
Помните что это создал художник, у которого к этому моменту уже 10 лет были полностью парализованы ноги,
который жил с немыслимыми болями в позвоночнике и весь мир которого,— уже куда больше 10-ти лет,— было то,
что он видел из своей инвалидной коляски через окно. Его невыносимые боли в позвоночнике ( туберкулёз позвоночника)
и несколько СТРАШНЫХ!! операций начались за 13-15 лет до окончания картины. Какая сила духа! И какое воображение таланта!
Большинство того, что он создал за эти последние 11 и больше лет, когда он попал навсегда в инвалидную коляску,
он создал из воображения и благодаря таланту. Иногда у него бывали натурщицы.
Но все эти города Русской провинции, их площади и ярмарки, их незабываемые Российские типы,
он вызывал в памяти силой таланта и воображения. Кустодиев продолжал создавать Россию,
которая исчезла, ещё и потому, что это было живо в его памяти. А нового опыта он почти не приобрёл.
Он был недвижимый. Хотя, конечно, у него есть и работы, современные теме революции и всему тому,
неслыханному и невиданному, что происходило в стране.
Но не так много.
Пока просто посмотрите.
После этой работы Борису Михайловичу Кустодиеву оставалось жить один год.
Две работы ниже этой(через одну ниже этой), я уже помещал на ЖЖ. Но они (эти две работы)
должны быть вместе с остальными.
Поэтому помещаю снова.
Купчиха на балконе. 1920 г.
Купчиха за чаем. 1918г.
Как он мог создать в такую голодуху-холодуху, когда в Петрограде за окном всё время постреливали,
когда не каждый день случалась селёдка на столе,—- как он, прикованный навсегда к креслу и с страшными болями,—
как он мог создать в 1918 г. эту немыслимую купеческую пышность и такую ясную, невозмутимую русскую красоту,
да ещё и с этим потрясающим цветным изобилием на столе, с самоваром и котом МИРНОГО ВРЕМЕНИ?
Посмотрите на работы Кустодиева.
Удобно откиньтесь в кресле, расслабьтесь (без пошлятины),
и стараясь не напрягаться, смотрите так на каждую следующую работу.
Это относится к любому художнику. Смотрите хотя бы секунд 30 или минуту. Если работа вас схватит,
то вам не захочется оторваться. Вы будете продолжать смотреть и смотреть,
и вы почувствуете и поймёте гармонию и таланты.
Красавица. 1915г.
Кустодиев Борис Михайлович (1878—1927)
Об этой картине можно говорить и немало. Более ни менее, сегодня
есть даже позднее фото актрисы, которая ему позировала.
Пока просто смотрите.
ОНА—КРАСАВИЦА. Как Борис Кустодиев её и написал.
Вот и посмотрите на красавицу!
Купальщица-2. 1921
Аглицкая меря. 1924г.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)
Посмотрите в правый угол картины, прочтите последнее слово, и вы всё поймёте.
А там написано: «К Блохе»
Да, это сделано для постановки «Левши» в театре. Помните англичане предлагали ему жениться в Англии?
Вот это она и есть. То есть меря—это просто английское женское имя—Мэри.
Такую героиню ввёл театр.
Английская Мэри—или по-нашему: «Аглицкая меря».
Но я думаю, что у Кустодиева всё равно получилась русская БАБА. Все буквы большие, значит с уважением.
Кто как это видит или чувствует?
По моему она русская, как и та, что на картине ниже.
Матрос и милая. 1920г.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)
Ну? Что вы решили? Русская МЕРЯ или АГЛИЦКАЯ?
Здесь, на этой картине русская Катя!
Такой, как эта с матросом, должна быть Катя «толстоморденькая»,
из «Двенадцати» Блока. Только с соответствующей поправкой на страшные дни и события революции.
Чулочки, и «. С солдатьём гулять пошла. » Снобы выдумывают про неё и
про поэму такое, что это просто половое извращение. Снобы правят бал.
Вот она! Катя— толстоморденькая!
«Кустодиев, Купчиха и Домовой. 1922г.» на Яндекс.Фотках
Купчиха и Домовой. 1922г.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)
Ну, вот! Мы видим горячую русскую женщину. Для этого и огонь в печи так бушует.
Чтобы осветить картину, но ещё и для того, чтобы у нас было впечатление
и ощущение огня, пыла и жара в этой даме..
Детали в жанровой живописи, всегда важны. Лишних почти нету.
В реализме, если это жанровая картина, каждая, даже мелкая деталь, почти всегда о чём-то говорит.
Попробуйте сами смотреть на детали и оценивать. Для вас откроется очень многое. Вам станет интересно
смотреть, потому что вы будете понимать.
И вот к простой руссской купчихе пришёл Домовой.
А почему бы и нет? Ведь дело происходит в России.
Нормально. Ничего удивительного.
Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой. 1907
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)
Что же мы здесь видим?
Мы видим ЛЮБОВЬ.
Посмотрите, как он любил свою дочку.
Кустодиев так ясно написал свою любовь к Ирине, что мы просто и ясно это видим.
Нам не нужно знать об этом из какой-нибудь монографии о Кустодиеве.
Мы видим его любовь на портрете.
Вот это и есть сила искусства.
Отец Кустодиева, преподаватель гимназии, умер когда Борису было только два года.
Поэтому жизнь не была слишком сладкой. За сахар надо платить.
Но талант привёл его в Академию, где он получил Золотую медаль и потом он поехал в Европу.
Получил Золотую медаль на международной выставке (совместной) Петербурга и Мюнхена.
Он рано стал академиком, и его рано пригласило в профессора
знаменитое московское «Училище живописи. и. «.
Он не захотел связывать свою творческую жизнь.
Всё было прекрасно, и впереди должны были быть долгие годы созидательного таланта.
Но когда ему было только 31 год, в 1909 году, оказалось, что он болен,
и у него туберкулёз позвоночника.
Уже через два с половиной года жизнь превратилась в АД вечной боли.
Кустодиев был одним из талантливейших учеников Репина, если не самый талантливый.
И Кустодиев пошёл дальше. Он не стал подражателем Репина.
Это Борис Кустодиев,(и ещё один-Иван Куликов) создавал с Репиным эту гигантскую работу,
«Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901. «
У Репина уже почти не работала правая рука. И доля Кустодиева была немаленькая.
Совсем немаленькая.
Там же пару сотен портретов.
Потом, как вы видите, из за разных причин, Кустодиев пришёл к этому, к новому,—
к своему собственному, русскому, расписному миру.
И, я думаю , что не будет преувеличением сказать, что этот его мир,—-совершенно оригинален.
Если не сказать—уникален.
**************************************** **************************************** **
Кустодиев был высокого класса портретист.
Это была ещё одна из причин, по которой считалось, что этот, на тот момент лучший ученик Репина,
станет его полным наследником.
И он, Кустодиев, в начале века, уже становился может быть больше или интереснее Репина.
Поэтому Репин так сожалел , что Кустодиев стал создавать его купеческую Россию.
Репин считал, что Кустодиев перестал писать как художник. Репин не признавал купеческую
Россию Кустодиева, как настоящее искусство.
Давайте посмотрим на несколько портретов.Я думаю, что Кустодиев, как портретист, бывал
иногда интереснее чем Репин.
Портрет священника и дьякона (Священники. На приеме). 1907г.
Позировали священник церкви села Богородица Петр и дьякон Павел.
Вот двойной мужской портрет..
Сельский священник , забитый и запуганный, не чересчур хорошо помнящий даже то чему его учили в семинарии.
Наверное он умеет принять на грудь по случаю, и без случая тоже.
С другой стороны, полный достоинства, из молодого поколения, образованный дьякон.
Они ждут приёма у начальства. И как они чувствуют себя перед тем как явиться на ковёр к
начальству, так Кустодиев их и написал.
Они настоящие. Взгляните на надпись под картинкой.
Это на самом деле портреты священника и дьякона. Этот дьякон с его умным взглядом,
возможно подходит к образу дьякона Победова в Чеховской «Дуэли».
Только это не литературный герой. Это настоящий дьякон.
Классный двойной портрет!
Бродский Исаак 1920 г.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)
Какой замечательный портрет Бродского. Обратите внимание, что Бродский несёт одну из купчих Кустодиева.
Я помещу эту купчиху в блоге-продолжении про Кустодиева. Если конечно, вообще.
Нету желающих.
Бродский, уже после Кустодиева, был лучшим учеником Репина. Репин его по-настоящему любил.
Бродский был талант.
Но потом, почти сразу после революции, Бродский стал советским художником, а к тридцатым—,
может к середине 30-х,— он стал главным советским художником. Каждый имеет право выбирать
сам.
Но талант накрывается медным тазом, если писать только Сталина и его бандитов.
Нотгафт, Рене Ивановна. (1914г.).
Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)
Притягательный дамский портрет.
Она не красавица. Но Кустодиев написал умный взгляд развитой женщины и он,
Кустодиев, сделал её притягательной. И очень удачно она откинулась на кресле.
Это называется композиция и это всё сделал Кустодиев. Поэтому так удачно смотрится.
Портрет писательницы А.В.Шварц. 1906 г.
Я не читал эту детскую писательницу.
Но какой портрет.Какой класс!
Потом, Кустодиев переменился.
И стал писать его собственную Россию.
Этого Репин не принимал и не понимал.
Илья Ефимович Репин (1844-1930)
Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)
Вот так Кустодиев написал Репина. Интересно.
Пасхальный обряд (Христосованик). 1916
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)
Но как на свете без любви прожить?
Никак не прожить!
Старый просто млеет от этого поцелуя!!
Видите, она сначала дала ему пасхальное яичко,
а потом стала целовать. Всё как полагается.
Кустодиев. Автопортрет. (На охоте.) 1905г.
Кажется это последний автопортрет,
на котором Кустодиев ещё здоровый и полный сил молодой человек,
который собирается осуществить всё что он задумал.
Здесь Борису Михайловичу Кустодиеву 27 лет. До туберкулёза
позвоночника осталось 4 года.
Ещё через четыре года он стал полностью недвижимый.
И до конца его жизни, Кустодиев жил в инвалидной коляске.
В этом состоянии, с недвижимыми ногами и с постоянными
страшными болями, он и создал его расписную Россию. И Русских красавиц.
Купальщица-1. 1921 г.
Кустодиев, Борис Михайлович.(1878-1927)
Купец (Старик с деньгами). 1918 г.
Кустодиев, Борис Михайлович.(1878-1927)
Так его называли приказчики и все его служащие.
За глаза конечно. Жену купца, его служащие называли —САМА.
Икона на месте. Чтобы было видно, что : БОГУ—БОГОВО.
А дальше, на прилавке, уже без Бога.
Булочник. Из серии «Русь. Русские типы». 1920г.
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)
======================================== ==
Ну хорош. Да от такого приказчика даме и уходить не хотелось!!
Что скажете наши прекрасные участницы?
Вы ж на него посмотрите—ОГОНЬ-ПАРЕНЬ!!
Обратите внимание на дату.
У Кустодиева полностью парализованные ноги и в Петрограде ГОЛОДУХА-ХОЛОДУХА!
Это 1920-ый год— ГОЛОДНЫЙ год. И голод косил всю Россию. И Троцкий уже предложил, для спасения, ввести
подобие НЭПа. Но Ленин ещё не был готов. ГОЛОД БЫЛ ВЕЗДЕ.
И в этом голодном Петрограде Кустодиев создал такое потрясающее изобилие,
и создал жизнь, которой (жизни) в России уже не было совсем.
Вот это приказчик!!
Могила Бориса Михайловича Кустодиева. Санкт-Петербург,
Тихвинское кладбище, Александро-Невская лавра.
Борис Михайлович Кустодиев умер 26 мая 1927 года
через два месяца и три недели после того, как ему исполнилось 49 лет.
Вениамин.
Про Кустодиева надо сделать несколько штук, такого размера как сегодня.
Если я здесь останусь, то может быть, когда-нибудь я сделаю продолжение.
Пасхальный стол в картинах и литературных цитатах
Пасха — самый большой и светлый христианский праздник, поэтому неудивительно, что многие писатели в своем творчестве хотя бы раз касались пасхальной темы. Особое место в ней отведено описанию пасхального стола и подготовки к праздничному застолью. Предлагаем вашему вниманию несколько литературных цитат на тему праздника Пасхи, проиллюстрированных работами художников.
В. Крыжановский. Весенняя радость
«У Воронина на погребице мнут в широкой кадушке творог. Толстый Воронин и пекаря, засучив руки, тычут красными кулаками в творог, сыплют в него изюму и сахарку и проворно вминают в пасочницы. Дают попробовать мне на пальце: ну, как? Кисло, но я из вежливости хвалю. У нас в столовой толкут миндаль, по всему дому слышно. Я помогаю тереть творог на решетке. Золотистые червячки падают на блюдо — совсем живые! Протирают все, в пять решет: пасох нам надо много. Для нас — самая настоящая, пахнет Пасхой. Потом — для гостей, парадная, еще „маленькая“ пасха, две людям, и еще — бедным родственникам.
В.Е. Маковский. Гурман. 1909
В столовой на окошках — крашеные яйца в корзинах, пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом. В передней — зеленые четверти с вином: подносить. На пуховых подушках, в столовой на диване, — чтобы не провалились! — лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, — остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым».
Иван Шмелев. «Лето Господне» (глава «Пасха»), 1948
И. Горюшкин-Сорокопудов. Канун Пасхи в старину
«Утро Великой Субботы запахло куличами. Когда мы еще спали, мать хлопотала у печки. В комнате прибрано к Пасхе: на окнах висели снеговые занавески, и на образе „Двунадесятых праздников“ с Воскресением Христовым в середине висело длинное, петушками вышитое полотенце. Было часов пять утра, и в комнате стоял необыкновенной нежности янтарный свет, никогда не виданный мною. Почему-то представилось, что таким светом залито Царство Небесное. Из янтарного он постепенно превращался в Золотистый, из золотистого в румяный, и наконец, на киотах икон заструились солнечные жилки, похожие на соломинки.
Сергей Милорадович. Приготовление к Пасхе. 1910
— Если не устал, — сказала мать, приготовляя творожную пасху („Ах, поскорее бы разговенье! — подумал я, глядя на сладкий соблазный творог“), — то сходи сегодня и к обедне. Будет редкостная служба! Когда вырастешь, то такую службу поминать будешь!
На столе лежали душистые куличи с розовыми бумажными цветами, красные яйца и разбросанные прутики вербы. Все это освещалось солнцем, и до того стало весело мне, что я запел:
— Завтра Пасха! Пасха Господня!»
В.А. Никифоров-Волгин. «Жизнь жительствует»
Оксана Архипова. Натюрморт с куличами. (2011)
«Потом Зоя задумалась, развздыхалась и стала мечтательно вспоминать великую неделю у себя в деревне.
— Такие мы цветочки собирали, называются „сон“, синенькие такие, они первые из земли выходят. Мы делали из них отвар и красили яйца. Чудесный выходил синий цвет.
А чтобы желтый был цвет, так мы луком яйца обертывали, шелухой, — и в кипяток. А то еще разноцветными тряпочками красили. А потом целую неделю ходили по селу и били яйцо об яйцо. Сначала носиком, потом ж..кой, кто перебьет другого, тот забирает себе. Один парнишка достал где-то в городе каменное яйцо — так он всех перекокал. Но когда дознались, в чем дело, то у него все яйца отняли, а самого поколотили».
А.И.Куприн. «По-семейному», 1910
Евгений Муковнин. Пасхальный натюрморт
«С четверга на страстной начали красить яйца: в красном и синем сандале, в серпухе и луковых перьях; яйца выходили красные, синие, желтые и бледно-розового, рыжеватого цвета. Мы с сестрицей с большим удовольствием присутствовали при этом крашенье. Но мать умела мастерски красить яйца в мраморный цвет разными лоскутками и шемаханским шелком.
Сверх того, она с необыкновенным искусством простым перочинным ножичком выскабливала на красных яйцах чудесные узоры, цветы и слова: «Христос воскрес». Она всем приготовила по такому яичку, и только я один видел, как она над этим трудилась. Мое яичко было лучше всех, и на нем было написано: «Христос воскрес, милый друг Сереженька!»
Борис Кустодиев. Пасхальный обряд (Христосование), 1916
«В зале был уже накрыт стол; мы все собрались туда и разговелись. Правду сказать, настоящим-то образом разгавливались бабушка, тетушки и отец: мать постничала одну страстную неделю (да она уже и пила чай со сливками), а мы с сестрицей — только последние три дня; но зато нам было голоднее всех, потому что нам не давали обыкновенной постной пищи, а питались мы ухою из окуней, медом и чаем с хлебом. Для прислуги была особая пасха и кулич. Вся дворня собралась в лакейскую и залу; мы перехристосовались со всеми; каждый получил по кусочку кулича, пасхи и по два красных яйца, каждый крестился и потом начинал кушать».
Сергей Аксаков. «Детские годы Багрова-внука». (1858)
А.В. Маковский. Пасхальный стол. (1915-1916)
«О, сколько красоты и поэзии в праздничном столе, накрытом белоснежной скатертью.
Сколько дразнящего, будящего аппетит в этих группах разноцветных водок и вин; каким дьявольским соблазнительным топазом сверкает мартелевский коньяк, как сочно и плотно лежат в коробке ле-маршановские сардины! А этот огромный запечёный окорок, украшенный курчавой разноцветной бумагой, с румяной коркой, художественно утыканной чёрненькими пятнами гвоздички?! А эта зернистая икра, свежая, пахнущая морем, в круглой большой жестянке?! Да-с! Хорошо-то оно хорошо, а пойдите, купите — без рубашки останетесь.
Аркадий Аверченко. «Пасхальные советы»,1924
Виктория Процив. Выпекание куличей
«Пасха в этом году поздняя, потому к праздничному столу будет все, что положено, — много разной зелени, редис, первые огурцы с грядки, молодой сыр, прошлогодняя зрелая брынза в сушеных горных травах, паштет из шпината и красной фасоли, отдающее пахтой сливочное масло, несладкая выпечка, специальная каша из дзавара — кашика, домашний сыровяленый окорок, лаваш, красное вино. И отварная рыба — непременное для пасхального стола блюдо. На круглом подносе лежат горкой три десятка крашенных луковой шелухой яиц — дети будут лупить их на счастье. Победителю — монетка, проигравшему — тоже. Чтобы никому обидно не было».
Наринэ Абгарян. «Зулали» (сборник)
C.Ю. Жуковский. Пасхальный натюрморт. 1915
Гиацинтами пахло в столовой,
Ветчиной, куличом и мадерой,
Пахло вешнею Пасхой Христовой,
Православною русскою верой.
Пахло солнцем, оконною краской
И лимоном от женского тела,
Вдохновенно-весёлою Пасхой,
Что вокруг колокольно гудела.
Игорь Северянин. «Пасха в Петербурге»,1931
Евгений Муковнин. Пасхальный натюрморт
На полях черно и плоско,
Вновь я Божий и ничей!
Завтра Пасха, запах воска,
Запах теплый куличей.