Вспоминается мне ранняя погожая осень
Уходящая зрелость: цитаты об осени из русской классики
Александр Куприн — «Грантовый браслет»
К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие и безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.
Владимир Короленко — «Поздняя осень»
Наступает поздняя осень. Плод отяжелел; он срывается и падает на землю. Он умирает, но в нем живет семя, а в этом семени живет в «возможности» и все будущее растение, с его будущей роскошной листвой и с его новым плодом. Семя падет на землю; а над землей низко подымается уже холодное солнце, бежит холодный ветер, несутся холодные тучи. Не только страсть, но и самая жизнь замирает тихо, незаметно. Земля все больше проступает из-под зелени своей чернотой, в небе господствуют холодные тона. И вот наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую, будто овдовевшую землю падают миллионы снежинок и вся она становится ровна, одноцветна и бела. Белый цвет — это цвет холодного снега, цвет высочайших облаков, которые плывут в недосягаемом холоде поднебесных высот,— цвет величавых и бесплодных горных вершин.
Константин Паустовский — «Мой дом»
Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.
Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль. Пахнет дождем — нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек.
Лев Толстой «Война и мир»
День был теплый, осенний и дождливый. Пространная перспектива, раскрывавшаяся с возвышения, где стояли русские батареи, защищавшие мост, то вдруг затягивалась кисейным занавесом косого дождя, то вдруг расширялась, и при свете солнца далеко и ясно становились видны предметы, точно покрытые лаком. Виднелся городок под ногами с своими белыми домами и красными крышами, собором и мостом, по обеим сторонам которого, толпясь, лились массы русских войск. Виднелись на повороте Дуная суда, и остров, и замок с парком, окруженный водами впадения Энса в Дунай, виднелся левый скалистый и покрытый сосновым лесом берег Дуная с таинственною далью зеленых вершин и голубеющими ущельями. Виднелись башни монастыря, выдававшегося из-за соснового, казавшегося нетронутым, дикого леса, и далеко впереди на горе, по ту сторону Энса, виднелись разъезды неприятеля.
Иван Тургенев — «Осенний день в березовой роще»
С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая.
Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаками; она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбалось. то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли. и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.
Михаил Шолохов — «Тихий Дон»
В больничном садике хозяйничала осень: крыла дорожки оранжевой бронзой листьев, утренними заморозками мяла цветы и водянистой зеленью наливала на газонах
траву. В погожие дни по дорожкам гуляли больные, вслушиваясь в переливы церковных звонов богомольной Москвы.
Иван Бунин — «Антоновские яблоки»
Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками в самую пору, в середине месяца. Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет. Всюду сильно пахнет яблоками.
Сергей Козлов — «Как Ежик с Медвежонком ловили осень»
Весь день шёл дождь, ночью перестал, к утру похолодало.
Ёжик с Медвежонком вышли на крыльцо, постояли немного, вдыхая холодный воздух.
Всё вокруг было непонятно: деревья стояли зелёные, жёлтых листьев было ещё совсем мало, и всё равно — за каждым стволом сидела осень.
— Видишь? — сказал Ёжик.
— Ага, — сказал Медвежонок. — Так и глядит.
— Вот бы её поймать!
— А давай, — Медвежонок чуть не поперхнулся. — Давай поймаем и запрём в чулан. Представляешь? Запрем её в чулан, и сразу — лето!
Читайте также
Дневник стюардессы: Пассажиры напиваются в хлам, а экипаж зарабатывает на блатняке
Экс-бортпроводница крупной российской авиакомпании написала юмористическую книгу о своих похождениях
Самые интересные книги в жанре нон-фикшен последних месяцев
«Эротическая история Версаля», «100 рассказов из истории медицины» и «Повседневная жизнь советской коммуналки»
Приключения сорванца, путеводитель по грибам и битва фиксиков
Новинки детской литературы
Эрнст помог: О последствиях книжной ярмарки «Nonfiction»
Корреспондент «КП» подводит итоги главного литературного события декабря
ЛитРес объявил лауреатов премии «Электронная буква»-2020: победила история подростка со сверхспособностями
3 декабря в пространстве Community прошел финал первой премии в области электронных и аудиокниг «Электронная буква», которую ежегодно проводит ГК «ЛитРес»
Даст ли банк второй кредит, если не выплатил первый?
Решили с женой взять кредит на ремонт квартиры. Но у меня уже есть автокредит. Сосед говорит, что по новым правилам банк не даст мне второй. Правда ли это? И какие условия нужно выполнить, чтобы получить деньги? Андрей, Красноярск
В Банке России рассказали про гарантированный пенсионный план
Для чего он нужен и как система будет работать, разъяснил Владимир Таможников, директор департамента стратегического развития финансового рынка Банка России
Людмила Хворостовская: «Когда Дима пел итальянские произведения, многие думали, что он итальянец…»
В издательстве «Эксмо» вышла книга мамы Дмитрия Хворостовского — «Сибирская сага. История семьи»
«Я министра обороны родная сестра»: Маргарита Симоньян презентовала книгу «Черные глаза»
В сборник рассказов главреда канала «RT» вошли смешные и местами немножко грустные истории из ее журналистской жизни
«Почему у вас кот жёлтый?» — «Он белый. Просто у нас курят»
Владимир Шахиджанян выпустил новую «книгу-инструкцию» — на этот раз про то, как бросить курить
«Француз» Юрия Костина завершил трилогию, начатую «Русским» и «Немцем»
Презентация романа «Француз» писателя Юрия Костина состоялась в Московском доме книги на Новом Арбате 11 ноября 2020 года
Читатели выбирают лучшие книги вместе с LiveLib и ЛитРес
Началось голосование в премии «Выбор читателей 2020»
Зачем нужна кредитная история?
Кредитная история — это слепок вашей финансовой репутации
Бродский как певец империи, а Жуковский в роли несчастного влюбленного
Новинки книг в жанре нон-фикшен
125 лет назад прошла коронация последнего русского царя
В издательстве «Вече» вышла книжка российского публициста и историка Петра Мультатули «Император Николай II» Цветная жизнь была», посвященная царской семье
Владимир Вишневский советует хранить вредность
Известный поэт, выдумщик одностиший, выпустил новую книгу
Изувеченная мужем Маргарита Грачева представит свою книгу 24 октября
Презентация пройдет с 19:00 до 20:00 в магазине Читай-город в ТРЦ «Европейский»
Фокусы, приключения, любовь и рассказы о советских игрушках
Самые интересные книжные новинки октября
Возрастная категория сайта 18+
Уходящая зрелость: цитаты об осени из русской классики
5 ноября 2014 14:10
Фото: Андрей СТЕПАНОВKP_PSKOV
Фото: Андрей СТЕПАНОВKP_PSKOV
Александр Куприн — «Грантовый браслет»
К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие и безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.
Владимир Короленко — «Поздняя осень»
Наступает поздняя осень. Плод отяжелел; он срывается и падает на землю. Он умирает, но в нем живет семя, а в этом семени живет в «возможности» и все будущее растение, с его будущей роскошной листвой и с его новым плодом. Семя падет на землю; а над землей низко подымается уже холодное солнце, бежит холодный ветер, несутся холодные тучи. Не только страсть, но и самая жизнь замирает тихо, незаметно. Земля все больше проступает из-под зелени своей чернотой, в небе господствуют холодные тона. И вот наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую, будто овдовевшую землю падают миллионы снежинок и вся она становится ровна, одноцветна и бела. Белый цвет — это цвет холодного снега, цвет высочайших облаков, которые плывут в недосягаемом холоде поднебесных высот,— цвет величавых и бесплодных горных вершин.
Константин Паустовский — «Мой дом»
Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.
Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль. Пахнет дождем — нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек.
Фото: Андрей СТЕПАНОВKP_PSKOV
Лев Толстой «Война и мир»
День был теплый, осенний и дождливый. Пространная перспектива, раскрывавшаяся с возвышения, где стояли русские батареи, защищавшие мост, то вдруг затягивалась кисейным занавесом косого дождя, то вдруг расширялась, и при свете солнца далеко и ясно становились видны предметы, точно покрытые лаком. Виднелся городок под ногами с своими белыми домами и красными крышами, собором и мостом, по обеим сторонам которого, толпясь, лились массы русских войск. Виднелись на повороте Дуная суда, и остров, и замок с парком, окруженный водами впадения Энса в Дунай, виднелся левый скалистый и покрытый сосновым лесом берег Дуная с таинственною далью зеленых вершин и голубеющими ущельями. Виднелись башни монастыря, выдававшегося из-за соснового, казавшегося нетронутым, дикого леса, и далеко впереди на горе, по ту сторону Энса, виднелись разъезды неприятеля.
Фото: Андрей СТЕПАНОВKP_PSKOV
Иван Тургенев — «Осенний день в березовой роще»
С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая.
Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаками; она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбалось. то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли. и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.
Михаил Шолохов — «Тихий Дон»
В больничном садике хозяйничала осень: крыла дорожки оранжевой бронзой листьев, утренними заморозками мяла цветы и водянистой зеленью наливала на газонах
траву. В погожие дни по дорожкам гуляли больные, вслушиваясь в переливы церковных звонов богомольной Москвы.
Фото: Андрей СТЕПАНОВKP_PSKOV
Иван Бунин — «Антоновские яблоки»
Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками в самую пору, в середине месяца. Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет. Всюду сильно пахнет яблоками.
Сергей Козлов — «Как Ежик с Медвежонком ловили осень»
Весь день шёл дождь, ночью перестал, к утру похолодало.
Ёжик с Медвежонком вышли на крыльцо, постояли немного, вдыхая холодный воздух.
Всё вокруг было непонятно: деревья стояли зелёные, жёлтых листьев было ещё совсем мало, и всё равно — за каждым стволом сидела осень.
— Видишь? — сказал Ёжик.
— Ага, — сказал Медвежонок. — Так и глядит.
— Вот бы её поймать!
— А давай, — Медвежонок чуть не поперхнулся. — Давай поймаем и запрём в чулан. Представляешь? Запрем её в чулан, и сразу — лето!
IV. Работа с текстом (в группах).
На карточках – фрагменты текстов Бунина. Учащиеся проводят самостоятельное исследование текста с целью определения круга речевых средств, использованных автором.
Работа с фрагментом рассказа «Антоновские яблоки».
«. Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, – с дождиками в самую пору, в средине месяца, около праздника св. Лаврентия. А «осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик». Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: «Много тенетника на бабье лето – осень ядреная»… Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег.
Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город, – непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге».
Примерный ответ
Данный фрагмент в сочетании с включенными в него фольклорными элементами (народными приметами, названием религиозного праздника) создает образ России, страны, которой остался верен эмигрировавший писатель.
Анафорический повтор «вспоминается», «помню» сближает данный прозаический текст с поэзией. В этом фрагменте вообще много повторов, что характерно для стиля писателя. Звучит здесь и мотив звездного ночного неба, так часто встречающийся в лирических стихотворениях.
На читательское восприятие воздействуют не только нарисованные Буниным-художником картины, но и переданные им запахи (аромат опавшей листвы, запах дегтя, меда и антоновских яблок) и звуки (голоса людей, скрип телег, поскрипывание обоза по дороге).
Работа с фрагментом рассказа «Поздний час».
«Мост был такой знакомый, прежний, точно я его видел вчера: грубо-древний, горбатый и как будто даже не каменный, а какой-то окаменевший от времени до вечной несокрушимости, – гимназистом я думал, что он был еще при Батые. Однако о древности города говорят только кое-какие следы городских стен на обрыве под собором да этот мост. Все прочее старо, провинциально, не более. Одно было странно, одно указывало, что все-таки кое-что изменилось на свете с тех пор, когда я был мальчиком, юношей: прежде река была не судоходная, а теперь ее, верно, углубили, расчистили; месяц был слева от меня, довольно далеко над рекой, и в его зыбком свете и в мерцающем, дрожащем блеске воды белел колесный пароход, который казался пустым, – так молчалив он был, – хотя все его иллюминаторы были освещены, похожи на неподвижные золотые глаза и все отражались в воде струистыми золотыми столбами: пароход точно на них и стоял».
Примерный ответ
В данной зарисовке многообразны речевые средства, воссоздающие разные проявления чувственного восприятия.
Используются не только прилагательные для обозначения цвета (золотой), но и глагол со значением цвета (белел), который так же придает тексту динамизм, как и причастия «в мерцающем, дрожащем свете».
Бунин передает ситуацию в восприятии конкретного лица, на что указывает использование местоимения «месяц был слева от меня». Это делает зарисовку более реалистичной и ставит в центр внимания внутреннее состояние человека, которое раскрывается в воспринимаемых им картинах.
В описании старого моста интересно объединение разных сторон восприятия в сложном прилагательном грубо-древний: грубый указывает на внешние признаки моста, древний привносит в эпитет временной оттенок.
Работа с фрагментом рассказа «Косцы».
«Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими (косцами) и нами – и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, ее простором и заповедной далью. Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их не надо, не должно понимать, когда они есть. И еще в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была – Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу».
Примерный ответ
В рассказе «Косцы» используется анафорическое построение (для данных предложений характерно единоначатие), что сближает это прозаическое произведение с поэзией. Этот фрагмент построен как лирический монолог. Лирическая экспрессия создается повторами разных типов: лексический повтор (слова было, этот), повтор однокоренных слов (в родстве, хлебородном, родина), повторы слов с общей семантикой «общий» (общий, родной, кровный, родство, вместе).
Звучит тема России, как и в большинстве произведений И. А. Бунина, словами «мы дети своей родины», «наш общий дом»автор признается в любви к этой стране, подчеркивая кровное родство с ее народом.
В данном тексте проявляется еще одна особенность, характерная для стиля писателя: автор воздействует на разные чувственные восприятия читателя, описывая цвет (розовеющий запад), запах (медвяные травы), подключает даже вкус (ягод, которые «поминутно срывали и ели» косцы).
Домашнее задание:
1. Написать миниатюру «Впечатления от первой встречи с Буниным».
2. Индивидуальные задания:
а) вопрос 4 на странице 54 учебника: «С чем связана поэтизация одиночества в творчестве Бунина 1900-х гг.?» Рассмотрите стихотворения «Сонет», «Одиночество»;
б) сообщение на тему «И. А. Бунин – тончайший живописец природы».
Урок 3
Лирическое мастерство, красота и гибкость
стиля поэзии И. А. Бунина
Цели:научить определять особенности поэзии Бунина, ее тематику; продолжить работу по развитию навыков анализа поэтического текста.
Ход урока
. Он просто пишет прекрасные стихи.
I. Проверка домашнего задания.
– Чем же запомнился вам Бунин как человек и писатель?
Учащиеся делятся впечатлениями от первой встречи с Буниным, зачитывают миниатюры, подготовленные дома.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Русский язык. Литература
Рубрики
- 10 класс (211)
- 11 класс (330)
- 5 класс (470)
- Литература (190)
- Русский язык (160)
- 6 класс (275)
- 7 класс (329)
- 8 класс (426)
- 9 класс (286)
- Temet nosce (Познай самого себя!) (7)
- ГИА (32)
- Говорим грамотно (4)
- ЕГЭ (117)
- Индивидуальные траектории (2)
- Концепция сайта (2)
- Критерии оценок (2)
- Метод.сундук (9)
- Москва (5)
- МХК (287)
- Научные исследования (4)
- Олимпиады (12)
- Проект Geroiskazok.ru (1)
- Проект https://bookbetter.ru (1)
- Проект Тихона Войтенко (2)
- Проект Фёдора Сопова (1)
- Проекты. Рефераты. Дипломы (43)
- Прочее (111)
- Мы были, видели, чувствовали.. (8)
- Разговор наедине 🙂 (родителям) (38)
- РКИ (9)
- Спецкурс (77)
- Список для чтения (11)
- Творческие работы (1)
- Участники, победители, призёры (1)
- Учебные программы (1)
- Цитата дня (25)
- Слова, которые меняют (7)
- Читаю.. (54)
Страницы
TOP-5 за сегодня
- Стихотворения о войне В.Тушнова Много нынче в памяти… (9)
- 9 класс. Д.з. на 25 апреля Исправьте речевые ошибки, связанные с… (8)
- Д.з. на 3.02. — 8 класс ЧЕРЕЗ САЙТ 1. До 8… (7)
- Урок 46. Характеристика… Итак, ещё раз о характеристике… (5)
- Отрабатываем 6 задание Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,… (5)
- Управление, примыкание,… Тема по предмету РКИ Согласование… (342 480)
- Форма слова и однокоренные слова Форма слова — это изменение… (109 628)
- Рассказ о себе Игра здесь Ребята, на уроке… (95 793)
- Урок 46. Характеристика… Итак, ещё раз о характеристике… (94 225)
- Корни с чередованием Четыре группы корней с чередованием.… (54 300)
Peклaмa
Поиск
21 задание
Размещено 31.03.19 в рубрике 10 класс, 11 класс
Предложения с однородными членами.
(1)Как хорошо бывает летом в деревне!(2) Непроглядные леса стоят зелѐными, тенистыми и прохладными.(3) В
густой чаще их раздаются тысячи разнообразных голосов певчих пташек. (4)Дети с утра убегают в лес собирать
грибы и ягоды.(5)То попадѐтся им красный подосиновик, то белый боровик, а то и простая сыроежка.(6)Красная,
сочная земляника, душистая малина, черника, чѐрная смородина, кислая брусника — все эти румяные ягоды
попеременно тянут детей то в лес, то в сад. (7)Леса дают ягоды, грибы – луга дают зелѐную траву с цветами.(8)
Настаѐт пора сенокоса.(9) А в садах отцвели деревья: яблони, груши и сливы — и дали маленькие плоды. (10)Они
поспеют только к осени .
(11)Летом всем веселье и раздолье: и человеку, и зверю, и птице, и насекомому.(12) Городские жители бегут из
пыльных душных городов: подышать свежим воздухом и запастись здоровьем.
1.Найдите предложения, в которых запятая ставится
1) при однородных определениях,
2) при однородных подлежащих
Запишите их номера.
2.Найдите предложения, в которых тире ставится
1) при однородных членах предложения
Запишите их номера.
3. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится
1) после обобщающего слова при однородных членах предложения
Запишите их номера.
1.1)2 6
1.2) 5 6 9
2.1) 6 9
3.1)9 11
Обособленные члены предложения.
(1) Поэтична наша русская берѐза. (2) Выросшая в России, на меже между ржаным и клеверным полем,
она необыкновенно скромна и величава. (3) Поднимающийся кроной в облака романтичен сибирский кедр,
таѐжный исполин. (4) Удивителен эвкалипт, фантастичен баобаб, экзотична пальма…
(5) Восхищаясь и любуясь этими деревьями, мы знаем: ни одно из земных деревьев не может сравниться с
замечательной славой оливы. (6) Ей выпала доля служить символом земной тишины и благополучия. (7)
Олива, символ мира на земле, известна всем. (8) Бережно держа в своѐм клюве оливковую ветвь, голубь
обладает великой силой. (9) И уродливые железные птицы, начинѐнные смертью и ненавистью, бессильны
против него .(10) В средиземноморских странах, на каменистой земле, раскалѐнной полдневным солнцем,
мы поняли, за что выпала оливам такая честь.(11) Пожалуй, ни в одно дерево не вкладывается столько
человеческого труда! (12) Кроме тяжѐлого хлебного колоса, ничто не может заменить оливковую ветвь в
клюве голубя. (По В. Солоухину)
Найдите предложения, в которых запятая ставится
1) при обособленных определениях,
2) при обособленных обстоятельствах,
3) при обособленных приложения,
4) при уточнении
Запишите их номера.
1) 2 10 9
2) 5 8
3) 3 7
4) 2 10
Вводные слова и обращения.
(1)Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, наш проводник отказался идти
дальше. (2)Мы пытались его уговорить.(3) Это, по всей вероятности, нам удалось бы, но один из путников
решил над ним подшутить.(4) Проводник рассердился, повернулся и быстро пошел по тропе обратно.
(5)-Эй, Михалыч, не уходи, мы без тебя пропадѐм, — кричали ему вслед.(6) Задерживать теперь его было,
конечно, бесполезно.
(7)Через несколько минут он скрылся в чаще леса.(8) Обсудив положение, мы решили продолжать путь без
проводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли ее найти.(9) Мы
направились на шум прибоя.
(10)Нет, наши приключения не закончились.(11) Мы попали в очень глубокие овраги с крутыми
склонами.(12) Один раз наш соратник чуть было не сорвался.(13) К счастью, он вовремя ухватился за
корни старой ели.(14) Значит, необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии, слышать и
видеть морскую гладь.(15) К несчастью, мы еще попали в бурелом.(16) Сделав значительный крюк назад,
мы благополучно из него выбрались.(17) Посоветовавшись, мы решили идти прямо к морю и продолжать
путь. (По В. Арсеньеву)
Найдите предложения, в которых запятая ставится
1) при вводных словах,
2) при обращениях.
Запишите их номера.
1) 1 3 6 8 13 14 15
2) 5
Сложносочинѐнные предложения
(1)Вспоминается мне ранняя погожая осень.
(2)Воздух так чист, точно его совсем нет.(3) В поредевшем саду далеко видна к большому шалашу дорога,
усыпанная соломой.(4) Около шалаша вечером греется самовар, и по саду между деревьями расстилается длинной
полосой голубоватый дым.(5)Темнеет, но в саду горит костѐр, и крепко тянет душистым дымом вишнѐвых сучьев.
(6)Пылает багровое пламя, окружѐнное мраком, и чьи-то чѐрные, точно вырезанные из чѐрного дерева, силуэты
двигаются вокруг костра, а гигантские тени от них ходят по яблоням. (7)То по всему дереву ляжет чѐрная рука в
несколько аршин, то чѐтко нарисуются две ноги. (8)Вдруг всѐ это скользнѐт с яблони, и тень упадѐт по всей
аллее.(9)Поздней ночью, шурша по сухой листве, как слепой, доберѐшься до шалаша.(10) Там, на поляне, немного
светлее, а над головой белеет Млечный Путь. (11)Долго глядишь в тѐмно-синюю глубину неба, переполненную
созвездиями.(12) Потом встрепенѐшься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому. (По И. А.
Бунину)
Найдите предложения, в которых запятая ставится
1) между частями сложносочинѐнного предложения
2) между частями сложносочинѐнного предложения, соединѐнными противительным союзом
3) между частями сложносочинѐнного предложения, соединѐнными разделительным союзом
4) между частями сложносочинѐнного предложения, соединѐнными соединительным союзом
Запишите их номера.
1) 4 5 6 7 8 10
2)5 6 10
3) 7
4) 4 5 6 8
Сложноподчинѐнное предложение
(1)Ни у одного народа нет к своему поэту такой любви, какая есть у нас, у русских, к Пушкину.
(2)Англия разумно гордится Шекспиром, но душою не любит его.(3) Немцы высоко ценят Гѐте, но в
народное сердце он не вошѐл.(4) Французский народ мало любит своих поэтов, хотя и отдаѐт им должное.
(5)Но песен о них не поѐт. (6)А мы Пушкина любим.(7) Знаете ли вы, что существует особый закон,
определяющий эстетический уровень человека? (8)Если он покоряется этому закону, то должен любить
музыку.(9) Если даже на самом деле он с восторгом подбирает одним пальцем «Чижика», он всѐ-таки
будет говорить, что любит музыку.(10) Так он будет говорить, потому что каждый знает, что музыку надо
любить.(11) И ещѐ каждый знает, что надо любить море.(12) За всю мою жизнь я ни разу не встретила
человека, который сказал бы, что не любит море. (13)И эти два закона всемирны. (14) Но у нас, у русских,
есть ещѐ один закон: любить Пушкина, и мы его любим. (По Н. Тэффи)
Найдите предложения, в которых запятая ставится
1) при сложноподчинѐнных предложениях,
2) при сложноподчинѐнных предложениях с 2 придаточными
3) при сложноподчинѐнных предложениях с изъяснительным придаточным
4) при сложноподчинѐнных предложениях с определительным придаточным
Запишите их номера.
1) 14789 10 11 12
2) 9 10 12
3) 7 9 10 11 12
4) 1 12
Сложное предложение с разными видами связи
(1)Часто смотрю вокруг и думаю: как изменились люди!(2) Зачастую мы проходим мимо, мы ни на что не
обращем внимания.(3) Посмотрите вокруг: мусорные контейнеры наполнены хлебом, а мальчишки играют
хлебом в футбол.(4) Как больно это видеть!
(5)Задумайтесь, каков путь хлеба с поля к нам на стол?(6) Сколько людей вложили в него свою любовь и
теплоту своего сердца?(7) И ради чего?!(8) Чтобы он, кувыркаясь, летел в ворота?!
(9)Мы относимся к хлебу, как к чему-то привычному.(10) А ведь это неправильно. Нет на свете ничего
дороже краюхи хлеба. (11)Ведь хлеб — это имя существительное!(12) И не потому, что слово относится к
этой части речи.(13) Мы знаем: хлеб — самое существенное для нас, это сущность нашей жизни, смысл
нашего существования.
(14) Уважать хлеб, беречь труд простого сельского человека — нам всем этому нужно заново учиться.
(15)Надо просто действовать, тогда теплее и добрее станет наш мир, потому что мы будем знать, что нас
всех объединяет краюшка хлеба, связывающая нас с прошлым и прокладывающая дорогу в будущее.
(И.Давыдова)
1.Найдите предложения, в которых двоеточие ставится
1) в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью,
2) в сложном бессоюзном предложении
Запишите их номера.
2.Найдите предложения, в которых тире ставится
1) между подлежащим и сказуемым
2) в простом предложении при однородных членах
Запишите их номера.
3.Найдите предложения, в которых запятая ставится
1) в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью,
2) в сложном бессоюзном предложении
Запишите их номера.
1.1) 3
1.2) 1 13
2.1) 11 13
2.2) 14
3.1) 3 15
3.2) 2