12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспоминаниям и прошлому во многом

Все, что было не со мной

Что такое ложные воспоминания и как они образуются

Обычно мы уверены в незыблемости наших воспоминаний и готовы поручиться за точность деталей, особенно когда речь идет о по-настоящему важных для нас событиях. Между тем ложные воспоминания — самая обыденная вещь, они неизбежно накапливаются в памяти каждого из нас и даже могут рассматриваться как определенное благо. Подробнее о том, как рождаются и функционируют ложные воспоминания, а также о том, для чего они нужны, читайте в нашем материале.

Новый год — ностальгический зимний праздник, который для многих почти неразрывно связан с теплыми воспоминаниями из детства. Шум телевизора, по которому с самого утра крутят «Иронию судьбы» и «Гарри Поттера», вкусные запахи из кухни, уютная пижама с маленькими желтыми звездочками и рыжий кот Барсик, постоянно путающийся под ногами.

А теперь представьте: вы собираетесь за семейным столом, и брат говорит вам, что вообще-то Барсик сбежал в 1999 году, а «Гарри Поттера» стали крутить по телевизору только шесть лет спустя. И пижаму со звездочками вы не носили, потому что уже ходили в седьмой класс. И точно: как только брат напоминает об этом, красочное воспоминание рассыпается на кусочки. Однако почему же оно тогда казалось таким реальным?

Бесконечная амнезия

Многие люди убеждены, что человеческая память работает подобно видеокамере, аккуратно записывающей все происходящее вокруг. Особенно это касается личностно значимых событий, связанных с внезапным переживанием сильных эмоций.

Так, делясь воспоминаниями об автомобильной аварии, человек очень часто может вспомнить не только, что делал и куда направлялся, но и, например, какая за окном была погода или что играло по радио. Однако исследования показывают, что все не так просто: каким бы ярким и живым ни было воспоминание, оно все равно подвержено «коррозии».

О несовершенстве памяти ученые заговорили давно, но наиболее наглядно его впервые продемонстрировал Герман Эббингауз в конце XIX века. Он был увлечен идеей «чистой» памяти и предложил метод заучивания бессмысленных слогов, которые состояли из двух согласных и гласного звука между ними и не вызывали никаких смысловых ассоциаций — например, каф, зоф, лоч.

В ходе опытов выяснилось, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов информация забывается довольно быстро: через час в памяти оставалось только 44 процента выученного материала, а через неделю — менее 25 процентов. И хотя Эббингауз был единственным участником собственного эксперимента, впоследствии его неоднократно воспроизводили, получая сходные результаты.

Кривая забывания Эббенхауза показывает, с какой скоростью забывается новая информация. По оси Х — количество дней, по оси Y — доля сохранившейся в памяти информации. Кривая показывает, что однократное запоминание информации через шесть дней дает почти что нулевой результат (красная линия), зато при повторении пройденного материала через определенное количество дней качество запоминания улучшается (зеленые линии).

Здесь вы наверняка справедливо возмутитесь — все-таки бессмысленные слоги не то же самое, что значимые моменты нашей жизни. Разве возможно забыть свою любимую детскую игрушку или отчество первой учительницы? Тем не менее, более современные исследования показывают, что даже в нашей автобиографической памяти сохраняется очень небольшая часть прожитого опыта.

В 1986 году психологи Дэвид Рубин, Скотт Ветцлер и Роберт Небис на основе метаанализа результатов, полученных несколькими лабораториями, построили распределение воспоминаний среднестатистического человека в возрасте 70 лет. Выяснилось, что люди достаточно хорошо помнят недавнее прошлое, но при движении назад во времени число воспоминаний резко сокращается и падает до нуля в возрасте примерно 3 лет — этот феномен называется детской амнезией.

Гистограмма автобиографических вопроминаний участников первого эксперимента Дэвида Рубина и его более современного эксперимента. По оси X — возраст испытуемых, по оси Y — процент сохранившихся воспоминаний в этом возрасте.

David C. Rubin, Matthew D. Schulkind / Memory & cognition, 1997

Последующие исследования Рубина показали, что люди все-таки помнят некоторые события из раннего детства, однако большинство этих воспоминаний — результат абсолютно нормальной ретроспективной имплантации, которая часто происходит во время диалогов с родственниками или просмотра фотографий. И, как оказалось впоследствии, имплантация воспоминаний происходит намного чаще, чем мы привыкли думать.

Переписать прошлое

Долгое время ученые были убеждены, что память — нечто незыблемое, что остается неизменным на протяжении всей нашей жизни. Однако уже в конце XX века стали появляться серьезные свидетельства того, что воспоминания можно подсадить или даже переписать. Одним из доказательств пластичности памяти стал эксперимент, проведенный Элизабет Лофтус — одним из наиболее видных когнитивных психологов современности, занимающихся вопросами памяти.

Исследовательница послала мужчинам и женщинам в возрасте от 18 до 53 лет буклет с четырьмя историями из детства, записанными со слов старшего родственника. Три истории были настоящими, в то время как одна — рассказ о том, как участник эксперимента в детстве потерялся в супермаркете, — ложной (хотя она и содержала правдивые элементы, например название магазина).

Психолог попросила испытуемых вспомнить как можно больше деталей об описанном событии или написать «я не помню этого», если никаких воспоминаний не сохранилось. Удивительно, но четверть испытуемых смогла рассказать о событиях, которых никогда не происходило. Более того, когда участников эксперимента попросили найти ложную историю, 5 из 24 человек совершили ошибку.

Похожий эксперимент несколько лет назад был проведен двумя другими исследователями, Джулией Шоу и Стивеном Портером. Психологи, используя аналогичный метод, смогли заставить студентов поверить, что в подростковом возрасте они совершили преступление.

И если в эксперименте Лофтус число людей, которым удалось «подсадить» ложные воспоминания, составляло всего 25 процентов от общего числа участников, то в работе Шоу и Портера этот показатель возрос до 70 процентов. При этом исследователи особо отмечают, что испытуемые не подвергались стрессу — напротив, ученые общались с ними довольно дружелюбно. По их словам, для того чтобы создать ложное воспоминание, оказалось достаточно авторитетного источника.

Сегодня психологи сходятся во мнении, что извлечение воспоминания может стать причиной для изменения ранее приобретенного опыта. Иными словами, чем чаще мы достаем из «дальнего ящика» эпизоды нашей жизни, тем с большей вероятностью они обрастут новыми красочными и, увы, фальшивыми деталями.

В 1906 году в журнал Times Magazine пришло необычное письмо от Гуго Мюнстерберга, заведующего лабораторией психологии Гарвардского университета и президента Американской психологической ассоциации, где описывался случай ложного признания в убийстве.

В Чикаго сын фермера обнаружил тело женщины, которую задушили проволокой и оставили на скотном дворе. Ему предъявили обвинение в убийстве, и, несмотря на то, что у него было алиби, он признался в преступлении. Более того, он не только признался, но и был готов раз за разом повторять показания, которые становились все более детальными, абсурдными и противоречивыми. И хотя все перечисленное явно свидетельствовало о недобросовестной работе следователей, сына фермера все же осудили и приговорили к казни.

Как показывают эксперименты, около 40 процентов деталей того или иного события меняются в нашей памяти еще в течение первого года, а спустя три года эта величина достигает уже 50 процентов. При этом не столь важно, насколько «эмоциональны» эти события: результаты справедливы и для серьезных происшествий, таких как теракты 11 сентября, и для более бытовых ситуаций.

График отношения между интенсивностью освещения в The New York Times крупных событий национального масштаба и точностью воспоминаний о них у испытуемых в зависимости от времени. По оси Y — число правильно запомненных деталей событий (в баллах) в зависимости от момента времени; по оси X — шкала времени: период немедленной реакции NYT на событие; период, когда освещение события в NYT впервые прекращается; период, наступающий по прошествии трех после события. Имеются в виду катастрофа шаттла «Челенджер» 1986 года (толстая линия — точность воспоминаний; пунктирная толстая линия — интенсивность освещения в NYT) и теракты 9/11 (тонкая линия — точность воспоминаний; тонкая пунктирная линия — интенсивность освещения в NYT). Очевидно, что участники эксперимента более или менее точно помнят детали событий, пока о них активно пишут СМИ, по прошествии трех лет у испытуемых начинают преобладать ложные воспоминания о деталях событий (линии уходят ниже значения 0 по шкале Y.

Hirst W et al / J Exp Psychol Gen, 2009

И все потому, что наши воспоминания подобны страницам в Википедии, которые можно редактировать и дополнять с течением времени. Отчасти это связано с тем, что человеческая память — сложная многоуровневая система, хранящая в себе невероятно много информации о местах, времени и обстановке. И когда некоторые фрагменты случившегося выпадают из памяти, мозг дополняет эпизод нашей биографии логичными деталями, которые подходят к той или иной ситуации.

Этот феномен хорошо описывает парадигма Диза–Родигера–Макдермотта (Deese–Roediger–McDermott, DRM). Несмотря на сложное название, она довольно проста, и ее часто используют для изучения ложных воспоминаний. Психологи дают людям список связанных между собой слов, таких как кровать, сон, спать, усталость, зевок, а спустя некоторое время просят вспомнить их. Как правило, испытуемые вспоминают слова, относящиеся к той же теме — например подушка или храп — но которых не было в первоначальном списке.

Кстати, это же отчасти объясняет возникновение «дежавю» — состояния, когда, находясь в новом для нас месте или ситуации, мы ощущаем, что однажды с нами это уже происходило.

Особенную опасность для воспоминаний представляют собой наводящие вопросы. При повторном обращении к прошлому опыту человек переводит свою память в лабильное, то есть пластичное состояние, и именно в этот момент она оказывается наиболее уязвима.

Задавая собеседнику закрытые вопросы во время его рассказа (такие как «Сильный дым был во время пожара?») или, еще хуже, наводящие вопросы («Она была блондинкой, так ведь?»), вы можете трансформировать его воспоминания, и затем они реконсолидируются, или проще сказать «перезапишутся», в искаженном виде.

Сегодня психологи активно изучают этот механизм, так как он имеет непосредственное практическое значение для судебной системы. Они находят все больше подтверждений тому, что показания очевидцев, полученные во время допроса, далеко не всегда могут быть надежной основой для обвинения.

При этом в обществе господствует мнение, будто воспоминания, полученные в стрессовой ситуации, или так называемые «воспоминания-вспышки» (flashbulb memories), наиболее четки и достоверны. Отчасти оно связано с тем, что люди искренне убеждены в том, что говорят правду, когда делятся такими воспоминаниями, и эта уверенность никуда не пропадает, даже если рассказ обрастает новыми ложными деталями.

Именно поэтому эксперты советуют в повседневной жизни либо слушать собеседника молча, либо, если это необходимо, задавать ему вопросы общего характера («Можешь рассказать поподробнее?» или «Ты помнишь что-нибудь еще?»).

Суперспособность забывать

Человеческая память — механизм адаптации к окружающей среде. Если бы люди не могли хранить воспоминания, то у них было бы намного меньше шансов выжить в дикой природе. Тогда почему же столь важный инструмент настолько несовершенен, спросите вы? Тут существует сразу несколько возможных объяснений.

В 1995 году психологи Чарльз Брейнерд и Валери Рейна предложили «теорию нечетких следов», в которой разделили человеческую память на «буквальную» (verbatim) и «содержательную» (gist). Буквальная память хранит яркие детальные воспоминания, в то время как содержательная — смутные представления о прошлых событиях.

Рейна отмечает, что чем старше становится человек, тем больше он склонен полагаться на содержательную память. Она объясняет это тем, что многие важные воспоминания могут понадобиться нам не сразу: например, студенту, успешно сдавшему экзамен, необходимо помнить выученный материал и в следующем семестре, и в будущей профессиональной жизни.

В данном случае важно не только запомнить информацию на определенный день или неделю, но и сохранить ее в течение длительного периода времени, и содержательная память в подобной ситуации играет более важную роль, чем буквальная.

Теория нечетких следов правильно предсказывает заметное влияние возраста на нашу память, называемое «эффектом обратного развития». По мере того, как человек становится старше, улучшается не только его буквальная память, но и содержательная. На первый взгляд, это звучит нелогично, но на самом деле вполне объяснимо.

На практике одновременное развитие буквальной и содержательной памяти означает, что взрослый с большей вероятностью запомнит список слов, но также и с большей вероятностью добавит в него подходящее по смыслу слово, которого в нем изначально не было. У детей же буквальная память окажется пусть и не такой вместительной, зато более точной — она меньше склонна вставлять «отсебятину».

Получается, что с возрастом мы все чаще пытаемся найти смысл в происходящем. С точки зрения эволюции это может быть более полезно для адаптации к окружающей среде и принятия безопасных решений.

Этот тезис хорошо иллюстрируют исследования памяти у грызунов. Так, в одном эксперименте крыс помещали в коробку и подвергали воздействию несильного разряда тока, в ответ на что животные замирали на месте (типичное проявление страха у грызунов).

Спустя несколько дней после того, как крысы обучались ассоциировать связь между средой и электрическим шоком, их помещали либо снова в ту же коробку, либо в новую. Выяснилось, что способность различать контексты со временем ухудшается: если спустя две недели после обучения крысы в новой среде замирали реже, чем в старой, то к 36-му дню показатели сравнивались.

(a) — дизайн эксперимента с участием контекста А (удары током на стадии обучения, без ударов на стадии эксперимента) и контекста В (без ударов на стадии эксперимента); (b) — соотношение между числом дней, прошедших с момента обучения (по оси X), и доли выученных реакций (замирания) в поведении грызунов в ответ на контекст (по оси Y в процентах); (c) — падение способности грызнов различать контексты (по оси Y в процентах) в зависимости от числа прошедших дней (по оси X).

Joyce W. Lacy and Craig E. L. Stark / Nat Rev Neuroscience, 2013

Как хорошие воспоминания могут помочь чувствовать себя лучше?

Гулять по заснеженным улочкам, читать любимые книги, смотреть добрые фильмы и встречаться с друзьями. Пусть каждый день нового года будет расписан по минутам! А самые приятные воспоминания мы сложим в волшебную коробку, чтобы возвращаться к ним снова и снова и чувствовать себя счастливее. О целебной силе приятных воспоминаний рассказывает MedAboutMe.

Немного волшебства

В 2018-м году в Институте исследования счастья под руководством Майка Викинга было проведено масштабное исследование, посвященное изучению самых приятных мгновений жизни людей. Инициаторы исследования попросили участников поделиться с ними воспоминаниями из прошлого, которые ассоциируются у них с ощущением счастья. Было получено больше 1000 писем из 75 стран мира от людей, которые грустили и радовались, но при этом были влюблены в жизнь.

Исследователи пришли к выводу, что ностальгия — это высшая форма заботы о себе, а наши воспоминания — «резервуар для счастья». Возвращаясь мыслями в счастливое время, мы можем противостоять разрушительным чувствам — тревоге, одиночеству, потере смысла жизни и при этом переживать вновь и вновь радостные моменты бытия.

Но не стоит надеяться, что счастливые мгновения сами запишутся в памяти. Им нужно помочь!

Наука о воспоминаниях

Британское исследование, опубликованное в журнале Clinical Psychological Science, показало, что люди, которые вспоминали радостные события их жизни, используя методику ассоциаций с предметами, помнили больше счастливых моментов чем те, кто их просто переживал.

А значит, к воспоминаниям нужно не просто время от времени возвращаться, а бережно лелеять, сберегать и хранить. Как это делать по науке — далее!

1. Приготовьте волшебную коробку

Вряд ли вы станете складывать ювелирные украшения в старую коробку из-под обуви. Точно так же не стоит поступать и с драгоценными воспоминаниями! Найдите красивую подарочную коробку или самобытную деревянную шкатулку и складывайте в нее все то, что приносит вам радость, помогает возвращаться в счастье. Это могут быть магниты из дальних странствий, открытки, подписанные мамой, или первые рисунки детей — еще неуклюжие, но такие дорогие.

Читать еще:  Есть ли в ноябре родительская суббота

Пусть воспоминания всегда будут рядом с вами — храните коробку с ними на самом видном месте!

2. Вспомните самых дорогих людей

Составьте список близких, родных и друзей, которые помогали вам, поддерживали вас или с которыми вы переживали радостные события на любом этапе жизни. Найдите минимум один предмет или сувенир, который ассоциируется у вас с ними.

Это может быть общая фотография, записка или билет на концерт, где вы были вместе, маленькое колечко на память или забавная игрушка, которую вам когда-то подарили. Сложите их в волшебную коробку! Эти предметы могут помочь справиться с сезонной хандрой, поддержат вас в самые трудные моменты жизни и просто избавят от плохого настроения.

3. Делитесь историями

«Отличный способ вновь пережить счастливые воспоминания — поделиться ими с окружающими», — говорит клинический психолог Марла Дейблер. Планируйте встречи с друзьями и знакомыми, детьми и внуками, рассказывайте им забавные истории из своей жизни и слушайте воспоминания, которые «заряжают» их.

Не важно, где и в какой обстановке это произойдет — за столиком в кафе, в кинотеатре, библиотеке или близлежащем парке, вы непременно уйдете с улыбкой на лице.

Психологи из Университета Эмори доказали, что мы начинаем забывать детские события не во взрослом возрасте, как многие считают, а в детстве.

Дети 5-7 лет помнят 60 и больше процентов ранних жизненных событий, в то время как 8-9 лет помнят меньше 40 процентов тех же воспоминаний.

4. Посещайте счастливые места

Каждый человек может вспомнить место, где он был счастлив. Это может быть холодный ручей возле родительского дома, широкий мост через реку, где встречались компанией в студенческие годы, или ресторан, где праздновали годовщину свадьбы. А может быть, это горная местность, в которой произошел первый в жизни подъем, или аттракцион для взрослых, где удалось перебороть свой страх.

Планируйте посещение этих мест, как минимум, несколько раз в году — самостоятельно или с людьми, с которыми вы были там счастливы! «Это хороший способ справиться с эмоционально трудными моментами в жизни», — говорит Тони Колеман, психотерапевт.

Вы много читаете, и мы это ценим!

Оставьте свой email, чтобы всегда получать важную информацию и сервисы для сохранения вашего здоровья

5. Смотрите старые добрые фильмы

Новогодние и рождественские каникулы — лучшее время, чтобы привить «привычки счастья» своим детям и внукам. Расскажите им о добром старом кино, над героями которого вы смеялись в детстве, сделайте увлекательный монтаж из самых запоминающихся сцен фильма или посмотрите его целиком — от начала и до конца, все вместе.

6. Создайте атмосферу радости

Чтобы каждое утро просыпаться с отличным настроением и заряженным позитивом на весь день, потратьте несколько минут на то, чтобы стены вашего дома украшали самые яркие события вашей жизни.

Часто мы держим фотографии в памяти компьютера или на съемных носителях, а потом теряем. А ведь они должны быть на виду, буквально на расстоянии вытянутой руки. «Памятные фотографии помогут создать интересный декор в вашем доме и будут улучшать настроение каждый раз, когда вы будете бросать на них взгляд. А еще — они могут помочь справиться с депрессией», — говорит доктор медицинских наук, психиатр Кэрол Либерман.

Исследование, результатами которого поделился психолог Габриэль Радванский в интервью изданию Live Science, показало, что входы и выходы сквозь дверные проемы для нашего сознания являются условной «границей событий», которые нужно сохранить. Исследователи обнаружили, что люди в 2-3 раза чаще забывали, что им нужно сделать после того, как выходили за дверь.

7. Слушайте песни, которые вы любили

Мгновенно почувствовать себя лучше, остановить претензии внутреннего критика или забыть о неприятном инциденте на работе поможет хорошая музыка. Та, которая возвращает в самые радостные события жизни, напоминает о добрых временах.

Знаете ли вы, что в Японии одним из самых популярных способов справиться со стрессом является пение караоке? Так что включите громче музыку и начинайте подпевать!

8. Ведите дневниковые записи

Если вы счастливы прямо сейчас, запишите свои мысли на бумагу. Заведите дневник приятных воспоминаний или делайте краткие пометки на отрывных листах календаря. Пишите себе письма счастья, которые нужно будет вскрыть через год, 5 или 10 лет. Или в трудный момент, когда опустятся руки, а рядом не найдется того, кто успокоит и поймет.

А если не хочется вести дневник, рисуйте — в раскрасках по номерам, в блокноте или на альбомном листочке. Свое настроение, пейзажи или шаржи на друзей, все то, что приносит радость и дарит умиротворение.

9. Просматривайте детские фотографии

Для многих людей самое счастливое время — это, конечно, детство. Если нет возможности вернуться в него хоть на часок, прогуляться по улицам родного края или посидеть на кухне с мамой и папой, просматривайте свои детские фотографии. На них есть все то, что вам дорого, что заставляет любить жизнь и дорожить ее каждым моментом.

Согласно исследованиям ученых из Дартмутского колледжа Гарвардского университета, больше всего друзей, знакомых и просто случайных лиц мы помним в возрасте до 30-ти лет. После преодоления этого рубежа наши когнитивные способности постепенно снижаются. И в возрасте 70 лет мы помним только 75% встречавшихся на нашем жизненном пути людей.

10. Готовьте блюда, вызывающие ностальгию

Если в новогодний вечер вы не смогли обойтись без окрошки, салата оливье или селедки под шубой — этот совет для вас! Готовьте любимые угощения, которые ассоциируются у вас со счастьем не только в праздники, но и круглый год. И каждый раз, когда кажется, что в жизни наступает черная полоса.

«Ностальгия помогает найти вдохновение, мотивирует, повышает оптимизм и располагает к творчеству», — говорит специалист из Государственного университета Северной Дакоты Дена Кеммет.

11. Читайте любимые книги

Многие люди отмечают, что детские сказки, школьные рассказы и повести поняли только тогда, когда стали старше. Почему бы не обратить время вспять и начать читать то, что в детстве или юности произвело наибольшее впечатление, понравилось или рассмешило?

Доцент психологии, социальный психолог Клэй Рутледж рассказывает, что людям в возрасте воспоминания помогают почувствовать себя моложе и энергичнее, а также способствуют уменьшению экзистенциального страха смерти. Читайте любимые книги!

12. Путешествуйте во времени

Некоторым людям светлая тоска по прошлому может напоминать медитацию. Стоит прогуляться по закоулочкам собственных воспоминаний и жизнь налаживается, возвращается внутреннее равновесие и хочется снова жить и творить. И хотя воспоминания могут противостоять хаосу современного мира и скоротечному ритму жизни мегаполисов, не забывайте жить настоящим!

Пытаетесь вспомнить приятное событие, но ничего не получается? Закройте глаза! Исследование в области юридической и криминальной психологии показало, что когда люди закрывают глаза, они могут вспомнить информации на 23% больше, чем когда продолжают видеть.

13. Празднуйте каждую победу

Во время счастливых и радостных событий в организме человека выделяются гормоны радости эндорфины. Отличный способ продлить их действие — праздновать даже самые маленькие победы: минус 1 кг на стрелке весов, успешно сданный экзамен, своевременно подготовленный отчет, многообещающую сделку и многое-многое другое. Гордитесь собой, чаще устаивайте вечеринки и праздники и вам всегда будет, что вспомнить!

Воспоминания имеют решающее значение для нашего самоощущения, принятия решений и психического здоровья. Большую часть времени мы проводим наяву, размышляя о прошлых событиях и планируя предстоящие дни.

В ходе исследований мы обнаружили, что воспоминания о счастливых событиях могут усиливать положительные чувства и ослаблять высвобождение гормонов стресса после стрессовых событий.

Результаты исследования, опубликованные в журнале Nature Human Behavior, показали, что те люди, которые вспоминал позитивные моменты своей жизни во время старта исследования, имели меньше негативных мыслей о себе и более низкий уровень гормонов стресса кортизола через год. Это может свидетельствовать о том, что если обучить людей чаще вспоминать позитивные события их жизни, можно существенно снизить риск развития депрессии и других психических расстройств.

Воспоминаниям и прошлому во многом

С помощью воспоминаний о прошлом можно превратить жизнь в настоящий ад.

И многие, очень многие успешно пользуются этим инструментом для создания своих несчастий. Люди носят с собой набор старых пластинок с записью негативных прошлых событий и крутят их, крутят… Раз придумав свою версию событий, которая оправдывает их и обвиняет других, где они выглядят героями или пострадавшей стороной, они бесчисленное количество раз прокручивают записи своим родственникам, подругам, знакомым и в результате сами уже начинают верить в эту версию событий.

Вот, например, очень популярная пластинка с записью развода. В такой записи обязательным условием будет обвинение мужа и обида на него, сюда же можно добавить и вмешательство его матери. Некоторые для разнообразия добавляют молодую стерву или пьющих друзей. И здесь главное – ни слова не сказать о том, что дома не было женщины, а была мать детей, хозяйка и (или) рабочая лошадь.

И вот с таким сценарием прошлого, гарантирующим несчастную жизнь в настоящем, люди никак не желают расставаться. Мало того, они стараются и другим помочь записать такую же пластинку – настойчиво предлагают близким и друзьям именно так смотреть на прошлое! И многие покупают эти пластинки и вот уже крутят на своём патефоне.

Беседую с пожилой женщиной, которая прожила жизнь в одиночестве.

– Почему вы не вышли замуж?

– Я была замужем два месяца, а когда муж мне изменил, я с ним разошлась. И вот с тех пор ко мне мужчины не подходят.

– Вы, наверное, обиделись на него?

– Конечно! Я до сих пор помню в деталях, как застала его со своей подругой!

И вот эта замечательная пластинка, правда уже сильно изношенная от многочисленного прокручивания, помогает ей быть несчастной и ненавидеть весь мужской род на протяжении всей жизни. Поистине героическая женщина! И таких героинь много по городам и весям.

А можно пойти другим путём – наоборот, идеализировать прошлое. Это тоже хорошее средство сделать свою жизнь несчастной. Некоторые умудряются создать из своего детства или юности нечто вроде утраченного рая и превратить этот образ в неиссякаемый источник ностальгических сожалений. И этот блок памяти становится воронкой, чёрной дырой, в которую уходят огромные энергии сегодняшнего дня. Только на сожалении о замечательном детстве или юности можно получить множество проблем! Так можно потерять даже малейший интерес к настоящему и воочию увидеть его безысходность. Общение с прошлым – действительно верное средство увеличить своё несчастье.

Жизнь прошлым позволяет решать множество других интересных задач. Например, чем больше погружаешься в прошлое, тем меньше времени и сил остаётся на день сегодняшний и тем короче становится будущее.

Как уже говорилось, лучше всего как можно чаще крутить старую пластинку с прошлыми бедами и несчастьями, чтобы она «вбилась» не только в вашу голову, но и в голову близких и друзей. Таким способом можно очень эффективно сокращать свою жизнь, что с успехом многие и делают.

Отправляя энергию сегодняшнего дня в прошлое, можно добиться и более ощутимых результатов. В частности, общение с прошлым порождает многие болезни позвоночника и остеохондрозы. Отложение солей в области спины – верный признак того, что человек является мастером по отправке энергии в прошлое. Великим мастером этого дела была жена Лота, библейская героиня, которая так много смотрела в прошлое, что «стала соляным столпом».

Можно подойти к прошлому глобально и таким образом внести в своё мировоззрение чёткую установку, которая испортит жизнь не только вам, но и следующим поколениям. Например, нужно всегда помнить о том, что женщина из-за Евы греховна и, следовательно, греховны все её потомки (ведь женщина рождает всех, в том числе и мужчин!). И люди настойчиво напоминают себе и другим, что все греховны в сути своей.

Желательно не вспоминать, что время – это функция сознания и что прошлое можно изменить. И тогда ошибки и проблемы прошлого можно тянуть долго и упорно, наслаждаясь новыми проблемами. Нечестность и лень – хорошие помощники на этом пути.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8410 — | 8028 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Воспоминаньями смущенный,
Исполнен сладкою тоской,
Сады прекрасные, под сумрак ваш священный
Вхожу с поникшею главой.
Так отрок библии, безумный расточитель,
До капли истощив раскаянья фиал,
Увидев наконец родимую обитель,
Главой поник и зарыдал.

В пылу восторгов скоротечных,
В бесплодном вихре суеты,
О, много расточил сокровищ я сердечных
За недоступные мечты,
И долго я блуждал, и часто, утомленный,
Раскаяньем горя, предчувствуя беды,
Я думал о тебе, предел благословенный,
Воображал сии сады.

Воображаю день счастливый,
Когда средь вас возник лицей,
И слышу наших игр я снова шум игривый
И вижу вновь семью друзей.
Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым,
Мечтанья смутные в груди моей тая,
Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,
Поэтом забываюсь я.

И въявь я вижу пред собою
Дней прошлых гордые следы.
Еще исполнены великою женою,
Ее любимые сады
Стоят населены чертогами, вратами,
Столпами, башнями, кумирами богов
И славой мраморной, и медными хвалами
Екатерининских орлов.

Садятся призраки героев
У посвященных им столпов,
Глядите: вот герой, стеснитель ратных строев,
Перун кагульских берегов.
Вот, вот могучий вождь полунощного флага,
Пред кем морей пожар и плавал и летал.
Вот верный брат его, герой Архипелага,
Вот наваринский Ганнибал.

Среди святых воспоминаний
Я с детских лет здесь возрастал,
А глухо между тем поток народной брани
Уж бесновался и роптал.
Отчизну обняла кровавая забота,
Россия двинулась, и мимо нас летят
И тучи конные, брадатая пехота,
И пушек светлый ряд.

На юных ратников завистливо взирали,
Ловили с жадностью мы брани дальный звук,
И, негодуя, мы и детство проклинали,
И узы строгие наук.

И многих не пришло. При звуке песней новых
Почили славные в полях Бородина,
На Кульмских высотах, в лесах Литвы суровых,
Вблизи Монмартра.

Анализ стихотворения «Воспоминания о Царском Селе» Пушкина

Патриотическая лирика Александра Сергеевича Пушкина включает в себя «Воспоминания о Царском Селе», где детство переплетается с грозными событиями прошедших исторических эпох.

Стихотворение написано в декабре 1829 года. Его автору в эту пору 30 лет, он тщетно просит руки своей избранницы Н. Гончаровой у ее родителей, считавших поэта и неблагонадежным, и неплатежеспособным. Его прошение о разрешении на заграничное путешествие было отклонено. Позади расстроенные служебные дела, запутанные любовные истории. По жанру – элегия, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 8 строф. Рифмы и открытые, и закрытые. Лирический герой – сам автор. У поэта уже было стихотворение со схожим названием в более ранние годы, оно также во многом было посвящено истории России. Здесь он опять возвращается к этой теме. Надо сказать, что сохранившийся черновик произведения содержит множество правок, его финал носит несколько незавершенный характер. В 1 строфе герой вновь бродит в царскосельских «садах прекрасных». Он не просто предается приятным воспоминаниям о прошлом, напротив, чувствует стыд и раскаянье. Об этом ли будущем он мечтал для себя? Как дорого ему обошлись его опрометчивость и легкомыслие. «Отрок Библии»: блудный сын, еще при жизни отца вытребовавший себе долю наследства и промотавший его. «Увидев родимую обитель»: скитания среди чужих людей сделали его нищим и в прямом и переносном смыслах. «Поник и зарыдал»: больше не притворяется. «Вихрь суеты», блуждания никуда не привели. Обновления чувств и планов он ищет в садах Царского Села. «Вижу семью друзей»: лицейская дружба оказалась самой верной. С 4 строфы – переход на историческую часть: екатерининские орлы, сподвижники «великой жены» (императрицы), античный дух архитектуры и скульптуры сада. «Перун»: перифраз, указывающий на графа А. Румянцева-Задунайского. Схожим приемом описаны граф А. Орлов и И. Ганнибал. Последний еще и предок самого поэта. Все они сражались с турками. «Отчизну обняла»: Отечественная война против Наполеона стояла у порога. Ее лицеисты знали не по учебникам, а воочию. «На ратников завистливо взирали»: самих хотелось в бой, за славой. Скучали на занятиях, «детство проклинали»: ах, было б нам хотя б осьмнадцать лет! В последней строфе он перечисляет памятные места сражений, упоминая Монмартр, что указывает, насколько далеко продвинулась победоносная русская армия. Эпитеты: с жадностью, узы строгие (это еще и инверсия), недоступные мечты, шум игривый. Метафоры: садятся призраки, дней следы. Инверсия: забываюсь я, расточил я.

Читать еще:  Аудиокниги слушать онлайн воспоминания о войне

Стихотворение «Воспоминания о Царском Селе» А. Пушкина впервые было опубликовано спустя почти 20 лет после его смерти.

Данная работа содержит задания для отработки постановки знаков препинания при обособленных членах предложения. К заданиям дны ответы.

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания при обособленных членах предложения»

Часть 1 Задание 16: Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Воспоминаниям и прошлому(1) во многом переосмысленному (2) и (3) заново воспринятому поэтической душой (4) посвящено у А.С. Пушкина множество произведений.

Некоторые обитатели подводного мира (1) плохо вооружённые для самозащиты (2) наделены(3) компенсирующей эту слабость (4) способностью умело камуфлироваться и теряться в зарослях.

Мальчишки (1) наплававшись (2) и (3) попрыгав в воду с верёвочной тарзанки (4) устроились с удочками возле камышей.

Наталья (1) собрав розы(2) россыпью лежавшие на столе (3) в некое подобие букета(4) перевязала их жёлтой тесёмкой.

Земля(1) размякшая под дождём(2) поддавалась лопате легко, ход получался широким, и в него(3) захватывая с собой кусочки прелых листьев(4) потекла вода.

Старички принялись обсуждать последние события(1) значительно поджимая губы (2) и (3) обменявшись мнениями(4) стали пить чай.

Я без особого труда дотянулся до перил (1) покрытых слоем пыли(2) и (3) убедившись в их надёжности(4) стал медленно подниматься по лестнице.

Ребята из нашего класса столпились около школьной ограды (1) что- то обсуждая(2) и я(3) заинтересованный (4) подошёл поближе.

Старика радовал и обнадёживал(1) рано проснувшийся в девочке (2) интерес ко всем профессиям(3) входившим(4) в круг отцовских дел и предприятий.

Вокруг одного из столов сбились в кучу(1) следя в жадном молчании за руками банкомёта(2) десять или двенадцать игроков с бледными и измятыми лицами(3) казавшимися совсем мёртвыми (4) при слабом утреннем освещении.

Молнии(1) освещавшие горизонт(2)отпечатывались на небе(3) и (4) слепя глаза(5) рвали тучи.

Крыши домов(1) не остывшие после душной ночи(2) пылали жаром(3) отдавая своё тепло(4) в жаркий воздух.

Приглядевшись(1) я увидел в метре от себя четверых волчат(2) сцепившихся в отчаянной драке (3) и за собственной вознёй не почуявших(4) приближение человека.

Утром воздух(1) ещё не ставший знойным(3) приятно освежает и (3) не вошедшее в силу(4) солнце греет бережно и ласково.

Мастер (1) безукоризненно точно владея техникой рисунка(2) и (3) смел окрашивая фон и фигуры в изысканные « райские» цвета(4) создал зримый образ духовного идеала эпохи.

В годы Великой Отечественной войны русские крепости(1) безнадёжно устаревшие с военной точки зрения(2) ещё раз со славой послужили Отечеству (3) находясь на переднем крае обороны.

Дома на Пречистенской улице в Москве(1) построенные в стиле классицизма(2) и (3) хранящие память об А.С. Пушкине и его окружении(4) всё её передают до некоторой степени атмосферу пушкинской Москвы.

Полярное сияние (1) наблюдаемое в высоких широтах (2) возникает благодаря врезающимся в атмосферу Земли потокам(3) электрически заряженных (4) частиц.

Поздоровавшись с Наталией Николаевной(1) и (2) передав ей папку(3) туго набитую бумагами(4) гость тут же удалился.

Среди многих народов(1) некогда населявших территорию нынешней России(2) наибольшее внимание историков привлекают(3) исчезнувшие с исторической арены(4) скифы.

«Я помню, что случилось со мной в прошлой жизни»: 15 невероятных свидетельств реинкарнации

1 февраля 2020 13:36 46

Ученые уверены, что дети могут помнить о своей прошлой жизни. Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Честно говоря, мы сами не ожидали, что на статью о странных детских воспоминаниях будет столько откликов! В середине января мы опубликовали материал «Спросите у детей, что они помнят о прошлой жизни», в котором рассказывали об исследованиях зарубежных ученых. Западные исследователи полагают, что дети до пяти лет могут помнить свои прошлые жизни и зачастую даже рассказывают об этом, но взрослые либо не придают значения, либо считают такие разговоры фантазиями ребенка.

Мы предложили нашим читателям послушать, что необычного говорят их дети, либо вспомнить истории из своего детства. Мы получили множество примеров. А от некоторых свидетельств кровь в жилах стынет

Я НЕ УЧАСТВОВАЛ В ВОЙНЕ, ВОЙНА УЧАСТВУЕТ ВО МНЕ

Одна из американских исследовательниц Кэрол Боумэн занялась проблемами прошлых жизней у детей после того, как ее маленький сын Чейз рассказывал ей о том, что был чернокожим солдатом времён гражданской войны в США . В книге Боумэн «Прошлые жизни детей» приводится множество примеров необычных фобий. Например, как ребята в благополучной Америке , заслышав звук приближающегося самолета, прячутся под столы и стулья с криком «бомбить будут». Многие наши читатели тоже написали, что в прошлой жизни были военными.

«Когда была маленькой, года 3-4, постоянно представлялась чужим именем. Сейчас не помню каким, но случай в памяти остался. Мама приводит меня в садик, там новая воспитательница, спрашивает, как меня зовут. Я называю ей то, другое имя, мы несколько дней так общаемся, однажды мама меня забирает из садика и называет меня моим настоящим именем — Наташа. Воспитательница: «Как Наташа?» А она говорит, что она. Мамин ответ: «Да не слушайте вы ее!», а мне говорит: «Кончай придуриваться». А я не придуривалась, меня ТАК звали, что я могла поделать. И еще из той же жизни. Мне года 4. Я всем говорю, что у меня есть муж и двое детей. Взрослые хохочут. Помню общий праздник во дворе, взрослые сидят за столом. Мне говорят: «Наташка, ну-ка иди сюда, расскажи про мужа и детей». И я рассказываю. Мне 4 года, откуда, что взялось? Какой муж, какие дети? Но знаю, что ТА женщина погибла в войну, попала в облаву. Мне столько раз снились ужасы военные, как я пряталась. Так что верю я в это явление. Даже не верю, а знаю, что так и есть».

«Ходила в детский сад. Две игровые площадки были разделены метровым палисадником. И мне приспичило прыгать с бордюра на бордюр. И вдруг я увидела себя солдатом с оружием в руках, перепрыгивающим через траншею. Стало страшно. На следующий день я опять пошла перепрыгивать газон, но уже ничего не увидела. Мне было меньше пяти лет, в моей памяти это осталось. Когда стала старше, то узнала в школе, что в этом месте проходили ожесточённые бои. Я была совсем мала, телевизора в конце 50-х у нас ещё не было, о войне в семье при мне не говорили. Взрослым я ничего не рассказала».

«Моя племянница, когда была маленькая, говорила, что она была медсестрой и ее убило в окопе. Пошла учиться на медсестру, прекрасно ставила диагнозы, но потом ушла из этой профессии, потому что «ненавидит эту работу. «. А мой сын всегда прятался под креслом, когда летел именно вертолет. И с ужасом смотрел вверх, еле выманивала его оттуда. Не самолет и не шум с улицы, а именно вертолет различал».

«Когда мне было лет 5 мне приснился страшный сон. Я мужчина, идёт война, я бегу по мосту с винтовкой, в меня стреляют пуля попадает мне в грудь,чувствую боль, падаю, понимаю, что я умираю. Проснулась я в поту и плача. Ну и сон,я подумала. Прошли года, мы переехали на новую квартиру. Мне 13 лет. Снится тот же самый сон, во сне я понимаю что уже эти краски и сюжет я видела и знаю что будет дальше.Также просыпаюсь в шоке. Проходит ещё много лет и мне снится тот же самый сон уже в третий раз. Вот это да! Я думаю, что в прошлой жизни я была мужчиной, военным и погибла на войне».

Возможно, дети любят играть в войну не просто так. Фото: GLOBAL LOOK PRESS

О ЧЕМ РАССКАЖУТ РОДИНКИ

Исследователь реинкарнации Ян Стивенсон считал, что след о предыдущей жизни хранит тело человека. Следами прошлой жизни, вернее, характера смерти в прошлой жизни, могут быть родинки необычной формы, находящиеся местах пулевого ранения; шрамы или врожденные аномалии. Собирая свои истории, Стивенсон заметил, что довольно большое количество исследованных им детей, имеют отметины, которые сами же дети связывают с опытом прошлой жизни. Например, индийский мальчик Рави, который говорил, что ему перерезали горло убийцы, родился с полосой, идущей поперек шеи, напоминавшей длинный шрам от ножевой раны.

В примерах, приведенных нашими читателями, отметины на теле тоже играют ключевую роль.

«Двоюродный брат жены, младше её лет на 16-17, года в четыре постоянно рассказывал о том как его сбили в воздушном бою. Он называл своё звание, фамилию, имя, тип самолёта. Все считали его фантазёром, проверить невозможно (70-е годы). Ну а мне часто снился сон, что я в казачьей облаве с шашкой наголо. На левом боку у меня с ранних лет шрам напротив сердца, про форме напоминающий пулевое отверстие. «

«А я всегда знала, что меня сожгли во время ВОВ. Мне часто снятся сны, но этот я помню с детства. Мне приснилось, что горит деревня, а я стою за полем на окраине леса и удивляюсь, как мне удалось спастись. А потом я посмотрела на свои руки, а они горят, но боли нет, и я понимаю, что меня тоже нет. После этой статьи, особенно про метки на теле, мне стало страшно. У меня на спине огромное белое родимое пятно с рваными краями, которое очень напугало мою маму, когда она увидела меня после родов. Пятно почти не видно, так как у меня светлая кожа. Но оно не краснеет, когда я в бане, и не темнеет от загара».

«Так все и есть. И реинкарнация существует , и я помню свою прошлую жизнь . Последние секунды. Меня убили выстрелом из ружья в спину . И родинка сейчас у меня на спине на том самом месте куда вошла пуля».

Родинки на теле человека могут открыть много тайн. Фото: GLOBAL LOOK PRESS

ДРУГИЕ СТРАННЫЕ СЛУЧАИ

«С четырехлетнего возраста мне несколько раз снился сон, где на телеге лежат окровавленные тела, и будто бы это тела моих родителей. Этот кошмар возвращался ко мне время от времени.С возрастом я стала понимать, что этот сон очень странен: в моей жизни не было впечатлений, которые могли породить этот сон. В возрасте четырех лет я росла в совершенно лучезарной обстановке в городе в частном доме. Молодые мои родители сами построили дом, телевизора у них ещё не было,деревенских телег в округе тоже не было, мордобоев в семье с кровопролитиями тоже не было. Я всегда боялась увидеть этот сон, и всё же он мне снился и снился». «И я многое помню из той жизни, даже частично перешло в эту жизнь. Супруга слушает, но недоверчиво. Кстати, с ней знакомился, как со старой знакомой. Мне 61, в молодости телевизоров не было, а я вспомнил старые коричневые вагоны-теплушки. И что люди на крышах каких-то зданий на пароходе-барже ехали куда-то».

«Моя дочь сказала первое слово в полгода (представляю уйму комментариев, что такого не может быть. МОЖЕТ!). В полтора уже спокойно говорила предложениями. Где-то в год и восемь месяцев мы зашли к соседям, дети стали играть, пришёл муж соседки с «Жигулёвским» (другого не было) пивом и копчёной скумбрией. Пригласил к столу. Пиво я терпеть не могла, но сосед плеснул ложку пива на дно стакана, чтобы можно было чокнуться. Прибегает на кухню моё чадо и спрашивает: что ты пьёшь? Я протягиваю ей свой стакан со словами: попробуй, ты знаешь, что это? Дочь выпивает и говорит: это пиво. Мой черёд удивляться: откуда ты знаешь? Ответ меня потряс: когда-то давно я была дядей. Любила вино и пиво, водку не пила. Много курила, потому и умерла. С этими словами дочь убежала продолжать игру, а я осталась потрясённой. Не мог ребёнок в таком возрасте такое придумать, слишком мал возраст».

«А у меня сын в 7 месяцев четко сказал «Дай сахар», мы с мужем стояли к нему спиной, и услышав это оба оглянулись. Звук «Р» он произнес правильно, звонко. Потом этот же звук произносил слегка картавя, чуть чуть грассируя. Мне кажется, что дети очень многое помнят из прошлой жизни, потом, взрослея, это все забывают».

«У меня два внука. За младшим не замечали. А старший иногда выдает такое, что нам с его отцом — моим сыном — остается только тихо переглядываться. Ощущение, что волосы на голове шевелятся. Ну НЕ МОЖЕТ ребенок в его возрасте знать и ВНЯТНО судить о таких вещах. А скептикам напомню аксиому Коула: «Общая сумма разума на планете постоянна. А население растет. «.

«Когда мне было года три, я пытался рассказать маме о своей какой-то другой прошлой жизни. Мои попытки начинались с фразы — «Мама, вот когда у меня были другие мама и папа. «. Но мама очень сердилась и сразу прерывала меня. Как она впоследствии объясняла, она была очень возмущена, поскольку с рождения на оставляла меня одного ни на минуту, какие могут быть еще другие мама и папа. А я недоумевал, почему мама сердится, я ведь точно помню ту свою другую жизнь. Потом это прошло. Что я хотел рассказать, я уже не помню, это как то сразу забылось. И мама тоже не знает, поскольку так и не дала мне возможности рассказать то, что я хотел».

» Пару раз было до умопомрачения. В одной из стран, где я не был НИ РАЗУ ДО ЭТОГО, вдруг ощутил, что уже здесь был: все было знакомо, любой поворот тропы парка я знал, что должно быть за поворотом. Потом думал, что у Сенкевича в детстве в передаче видел. Но уж больно было все детально и. страшно и неприятно. Напрягаю мозг беспомощно, жену замучил восклицаниями «Я здесь уже был!»

Часто воспоминания приходят во сне. Фото: GLOBAL LOOK PRESS

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ И АБХАЗСКАЯ ГАДАЛКА

Прочитав огромное количество свидетельств разных людей, автор этой статьи решил привести собственное воспоминание. В детстве у меня было отчетливое воспоминание о том, что меня ослепили. Это воспоминание, кроме того, повторялось во снах, где самым большим удивлением было — почувствовать, что это не больно, но очень страшно.

Я пытался рассказать об этом родителям, но они говорили что-то вроде «не выдумывай».

Потом я забыл об этом кошмаре. Но много лет спустя по работе поехал в Абхазию . И там одна из сотрудниц отеля, где я остановился, рассказала о необычной «гадалке с попугаями», к которой «ходит весь город».

Читать еще:  День поминовения спиридона тримифунтского

— Она гадает так, что все ахают, — заверила сотрудница отеля.

И я пошел на рынок. Не буду описывать особенности этого своеобразного рынка. О нем ни в сказке сказать, ни пером описать. Наконец, я нашел лоток, снизу доверху сплошной стеной заставленный клетками с попугаями. Волнистые, корелла (птица семейства какаду), неразлучники и маленькие пестрые птички, кажется, амадины. Продавал пропитого вида мужик в усах и кожаной порезанной куртке.

— Ты погадать? Заходи, — неожиданно позвал мужской голос откуда-то из-за клеток.

Усатый дядька отодвинул самые большие клетки с попугаями и я нырнул в узкое полутемное пространство.

За клетками сидела претолстая женщина с коричневым морщинистым лицом, очень голубыми глазами, голубым цветочком в седых волосах и с мужским голосом.

Запах от женщины исходил такой, что было удивительно, как не сдохли попугаи.

Тетка кивнула на табуретку перед собой, а когда я сел, задрала юбку до колена, обнажив несвежие панталоны и велела приложить колено к ее колену.

Гадалка очень точно назвала мою профессию, вернее, три имеющиеся, описала город, откуда я родом, рассказал о родителях, назвала важное событие из детства. Фото: GLOBAL LOOK PRESS

До этого момента я веселился, но когда она начала говорить, веселье пропало. Гадалка очень точно назвала мою профессию, вернее, три имеющиеся, описала город, откуда я родом, рассказал о родителях, назвала важное событие из детства. Словом, не оставила сомнений в том, что владеет какими-то знаниями. Она говорила о прошлом и о будущем. Но больше всего меня поразил ее рассказ о том, кем я был в прошлой жизни.

— Ты проживаешь одну из последних своих жизней. В прошлой ты был очень властным и богатым восточным мужчиной. Он умер лет в пятьдесят», — сказала тетка.

— Каков был характер смерти, — попытался уточнить я.

— Насильственная, — ответила гадалка. — Не могу сказать точно, что там сделали, но точно вижу ослепление.

Как говорится, хотите верьте, хотите нет. Может быть, это просто фантазии, но, как минимум, в интерпретации тетки они звучали весьма интересно. А в сочетании с моим собственным воспоминанием — еще наводили на мысли о том, что на свете есть многое, что и не снилось нашим мудрецам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Спросите детей, что они помнят о своей прошлой жизни

Ученые считают, что дети до пяти лет могут рассказать много интересного о том, кем они были в прошлом (подробности)

Воспоминание о прошлом рассказ- воспоминание

ВОСПОМИНАНИЕ О ПРОШЛОМ
(рассказ-воспоминание)

Мое прошлое не зависит от моей будущей жизни, и все
равно преследует меня, словно я нахожусь во власти неведо-
мых сил, влияющих на мое воображение тем сильнее, чем
старше становлюсь я, и тем больше волнуют и захватывают
меня все события моей прошлой жизни. Все рассказанное
мной пусть не будет воспринято как жизненно важное, ибо у
каждого своя жизнь и судьба и никто не в праве судить нас,
хотя, возможно, мы и заслуживаем осуждения.

Любовь – сущность моей жизни

Любовь всегда была и остается для меня самым пре-
красным даром природы и Бога, поскольку только она под-
талкивает человека к поступкам, о которых он, возможно, бу-
дет жалеть, но которые все равно пробуждают в человеке са-
мые лучшие струны его души. Убогим можно считать того
человека, кто вовсе не испытывает потребности в любви, не
чувствует ее богатства впечатлений и не имеет возможности
увидеть все краски жизни, которые возможно увидеть только
благодаря ей. Ведь только она, и только она способна «рас-
крыть» в человеке дар образного мышления, называемого
Мироощущением и Мировосприятием.
Вся моя жизнь занимательна тем, что я не могу без это-
го дара судьбы прожить долго. Каждый раз, как только начи-
наю думать о том, что больше ее не будет, как снова и снова
убеждаюсь в обратном. Что ж, возможно, такова моя судьба –
жить, любить, верить, разочаровываться, страдать. А затем,
успокоившись, снова с замиранием своего сердца, как ма-
ленькая девочка, любить, любить и еще раз любить.
37 Моя жизнь началась, как у всякого нормального челове-
ка, со дня своего рождения. И, как только появившись на
свет, мне была явлена Она. Она была обращена к моей мате-
ри, которая и днями, и ночами проводила над моей колыбель-
кой, и которая меня очень любила, не прося взамен ничего.
Это были и бессонные ночи, и бесчисленное множество пере-
стиранных пеленок. Но она все равно чувствовала, что этот
маленький и бесформенный комочек чувствует к ней любовь,
нуждается в ней и не может без нее прожить ни дня, ни мину-
ты.
Потом, подрастая, меня стало влечь ко всему красивому.
Эта любовь к красивому, конечно, и сейчас все еще меня по-
глощает и захватывает. И даже, если я не окунусь хотя бы на
непродолжительное время в мир прекрасного, то чувствую
себя в разбалансированном состоянии и плохом расположе-
нии духа. Многие люди, сталкиваясь со мной в такие минуты,
возможно, думают не совсем обо мне лестно. Поскольку я в
такие минуты становлюсь очень раздражительным человеком
и неприятным для окружающих меня людей. Но, к сожале-
нию, ничего не могу с собой поделать, так как мир прекрас-
ного является для меня своего рода «оазисом счастья», к ко-
торому стремятся люди и без которого не возможна вся чело-
веческая жизнь. Возможно в будущем я стану меньше насла-
ждаться этим «оазисом», но совершенно без него, наверняка,
не смогу прожить.
Что же для меня, представляет из себя этот мир? Он
очень разнообразен, и его невозможно характеризовать одно-
боко. С одной стороны, во мне, при виде всей неотразимости
этого мира, просыпается и поет душа. Она, словно по веянию
какого-то непонятного существа, начинает все более и более
самореализовывать себя. Это заключается в воплощении ее
мироощущения через рифмованные строки, называемые сти-
хотвореньем. С другой стороны, то, что дает этот мир не мо-
жет не отражаться на физической оболочке, которая тем луч-
ше себя чувствует, чем более ее душа становится красивее и
чище.
38 Детские годы

Первые шаги. Воспоминание номер один

Сознание просыпалось. И вот, проснувшись, вдруг по-
чувствовало необходимость выплеснуться наружу. Надя,
словно под влиянием какой-то неведомой силы и осознавая,
что делает что-то необычное, оттолкнулась и …пошла. Но
уже через несколько шагов ей вдруг стало страшно, хотя она
и услышала одобряющий голос своей бабушки: «Надя, не
бойся! Иди смелее!». Но, словно за спасательный круг, под
влиянием своего страха, схватилась за табуретку, которая
стояла рядом и ей показалась огромной.
Держась за табуретку, как за «спасательную соломинку
в дни кораблекрушения», Надя перестала чувствовать страх и
решила оглянуться. Позади нее, всего в нескольких шагах,
возвышались чьи-то здоровенные колени. Это были колени ее
мамы, которая в это время сидела на кровати .
Так начинались ее шаги, шаги в этот неведомый для нее
пока еще мир

Воспоминание номер два

Надя, Олеся и их прабабушка отправились фотографи-
роваться. Олеся взяла свою любимую куклу. Наде эта кукла
тоже очень нравилась, так как та была очень красивая, и вы-
просила ее у Олеси на время фотографирования. Идя в фото-
ателье, прабабушка вдруг сказала о том, что скоротечна
жизнь, и что она, возможно, отойдет в скором времени в мир
иной. Надю до глубины души затронули эти слова, но она
только произнесла: «Бабушка, не говори так! Ты не ум-
решь!». Но как оказалось впоследствии, эти слова были про-
роческими, и через полтора года бабушка умерла.
Да, как быстротечно время. Оно, словно река, течет бы-
стро и его невозможно повернуть вспять.
39 Прошел год с того момента, когда бабушка Оля (как на-
зывала Надя свою прабабушку) произнесла эти слова. Все
давно об этом забыли. И вот роковой случайностью были
претворены в жизнь. Сейчас, на протяжении нескольких де-
сятилетий я вновь и вновь вспоминаю этот случай, когда
можно было не допустить данной трагедии, но кто знал, что
так будет. Лишь только Бог и он ведь вкладывал в интуицию
Нади то, что должно было произойти. Но что может сделать
маленькая девочка против больших обстоятельств.
Прабабушка Оля долго засиделась в гостях у своих пра-
внучек, и ей надо было непременно попасть домой (на Чере-
мушки). Она оделась и стояла уже на пороге, когда вдруг На-
дя подбежала к ней и закричала, обнимая ее «Бабушка не
уходи! Прошу тебя, останься!» И так долго, долго стояла,
прижавшись к ней всем своим существом пока бабушка не
отодвинула ее и не сказала об том, что прабабушке надо идти
и что она очень торопится. Как только она (прабабушка) вы-
шла за дверь, Надю не покидало смутное предчувствие неми-
нуемой беды. И тут все услышали, как за окном на кого-то
наехала машина, а сама скрылась в неизвестном направлении.
Этим сбитым человеком, как Вы наверно догадались, оказа-
лась прабабушка Оля.
Долго мучилась бедная старушка, лежа на раскладушке
и не имея возможности пошевелить ни рукой, ни ногой. Даже
были моменты, когда она не могла вспомнить, кто перед ней
стоит. А все за ней ухаживали, и кто чем старался сгладить ее
мучения. Так продолжалось пол года. И вот в один из весен-
них дней, как раз перед своим днем рождения (который про-
исходил каждый год 12 июня), наша прабабушка умерла.
Долго плакала Надя, много ночей не могла заснуть и боялась
темноты. Но ведь, как говориться, слезами горю не поможешь
и надо жить дальше, но что поделать, если такова психика
человека, а тем более маленькой и очень впечатлительной де-
вочки.

40 Воспоминание о бабушке

Бабушка всегда была для Нади самым дорогим челове-
ком. Особенно эта любовь была ярко выражена в раннем дет-
стве, когда человек еще не способен на скрытие каких-либо
чувств и эмоций. Особенно запомнился один день. Наде ис-
полнилось чуть больше 3-х лет. Они вместе с бабушкой и ма-
мой шли с рынка, чтобы посадить бабушку на трамвай (ей
надо было ехать к себе на Черемушки). На улице стояла чу-
десная погода: было тепло, солнечно (в памяти так и остался
этот день как очень радостный и безоблачный). Словом, этот
день был удивительным и неповторимым и, к сожалению, та-
ким непохожим на сегодняшние дни. И это понятно, посколь-
ку родители делали все возможное и невозможное, чтобы их
детям было хорошо и беззаботно.
Но мы немного отвлеклись от повествования. В тот без-
облачный день, как уже было сказано ранее, они провожали
бабушку Елизавету Александровну на трамвай. Бабушка уже
села в него, и он вот-вот должен был тронуться с места. И тут
произошло удивительное: маленькая Надя почувствовала, что
бабушка уезжает, оставляя ее, и, поскольку очень была к ней
привязана, то, недолго думая, залезла вслед за ней и прижа-
лась так, словно бабушка могла исчезнуть куда-то. Сколько
мама не уговаривала Надю выйти из трамвая, сколько не про-
сила. Надя была неумолима и просто говорила, плача: «Нет, я
останусь с бабушкой!», ну что могла сделать мама против та-
кой слепой любви. Ничего. И, поэтому Надя преспокойно по-
ехала к бабушке.

6 эффектов нашей памяти, которые показывают, как легко она нас обманывает

Элизабет Ф. Лофтус — психолог, уже более 30 лет работающий над изучением воспоминаний. Ее методы многие считают спорными с этической точки зрения, однако они наглядно демонстрируют, как пластична наша память. Оказалось, что заставить человека «вспомнить» то, чего не было, не так уж сложно и после этого изменятся его личность, взгляды и предпочтения.

Мы в AdMe.ru хотим поделиться с вами самыми интересными из экспериментов Элизабет и ее последователей. Но будьте осторожны: это может заставить вас по-новому взглянуть на привычные воспоминания из детства.

1. Эффект дезинформации: словесные ловушки для памяти

В одном из первых исследований Элизабет Лофтус взялась за случаи ДТП и обнаружила то, что позже назовут эффектом дезинформации. 45 «подопытных» студентов сначала посмотрели записи аварии, а потом заполнили опросник. Вопросов было много, но главный — один. У 9 человек он звучал так: «Как быстро двигались автомобили на видео в тот момент, когда они врезались друг в друга?» У остальных вместо слова «врезались» были «соприкоснулись», «ударились», «разбились», «стукнулись». Результаты показали, что при употреблении слова «разбились» машинам приписывалась наибольшая скорость — 65 км/ч.

В других экспериментах эффект подтвердился. Например, в одном из них испытуемые посмотрели ролик с ДТП, а потом при них упомянули, там был знак «Уступи дорогу» (хотя в видео отчетливо промелькнул «Стоп»). Позже, когда нужно было вспомнить детали, многие подстроили свои воспоминания под полученную неверную информацию.

Что доказывает?

Формулировка имеет значение. Любые наводящие слова и вопросы могут исказить воспоминание. Правильно задавать вопросы — целое искусство, которому учат, например, следователей (ведь при допросе важно, чтобы проводящий дознание случайно не сформировал сам ложное воспоминание). С другой стороны, этой особенностью активно пользуются журналисты, и это еще одна причина быть критичнее к тому, что пишут и говорят в новостях.

2. Подробное воспоминание — истинное? Как бы не так

В 2002 году прошел эксперимент: его участникам, побывавшим в детстве в Диснейленде, задавали вопрос: «Видели ли вы там Багза Банни?» Перед этим им показали поддельный видеоролик студии Disney со знаменитым кроликом в главной роли. После этого 16 % испытуемых «вспомнили» о встрече и даже сами наполнили «воспоминания» деталями. Более половины из них говорили, что пожали Багзу Банни лапу, 42 % — обняли, а кто-то даже потрогал его за хвостик или услышал фирменное «Как дела, Док?»

Хитрость заключалась в том, что это событие было попросту невозможно — права на Багза Банни принадлежат Warner Bros., а не Disney, и его куклы никак не могло быть в Диснейленде.

Что доказывает?

  • Видео и другие «документальные» свидетельства гораздо сильнее влияют на наши воспоминания, нежели просто устный рассказ.
  • То, что мы помним событие в подробностях, не будет ориентиром: ложная память склонна обрастать такими же яркими деталями, как и настоящая.

3. Потерянный в магазине: внедрение ложных воспоминаний

В середине 90-х годов XX века прогремел эксперимент, положивший начало десяткам похожих. Выведенный способ получил название «ложного рассказа от семейного информатора», или «метод потерянного в магазине». Испытуемым вручили якобы рассказанные их родственниками описания событий из детства — как они заблудились в торговом центре. Задачей было вспомнить детали. И около четверти участников поверили, что информация правдива, и даже дополнили свои «воспоминания» красочными подробностями.

Опыт повторили многократно. Во что только не верили участники дальнейших исследований: что их когда-то госпитализировали ночью, что они видели несчастный случай на свадьбе, чуть не утонули и были спасены, стали жертвами нападения животных. В среднем удавалось убедить около трети опрашиваемых, но в случаях с приятными «воспоминаниями» результаты были ошеломляющими. Например, в одном из исследований при помощи «своих» детских фотографий более половины респондентов «вспомнили», как когда-то летали на воздушном шаре.

Что доказывает?

  • Внедрение ложных воспоминаний возможно. При этом существуют люди, устойчивые к подобным попыткам. Негативные воспоминания создать сложнее, чем позитивные.
  • Авторитеты и семья — источники информации, критичность по отношению к которым у нас в норме снижена. Им гораздо проще убедить нас в том, что то или иное событие действительно произошло.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector