Воспоминание трясения бывшего в царьграде - Строим Дом
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспоминание трясения бывшего в царьграде

Воспоминанию великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде в 740 году.

Тропа́рь, гла́с 3:

Вели́ка обре́те в беда́х тя́ побо́рника вселе́нная, страстоте́рпче, язы́ки побежда́юща. Якоже у́бо Ли́еву низложи́л еси́ горды́ню, и на по́двиг дерзнове́нна сотвори́в Не́стора, та́ко, свя́те Дими́трие, Христу́ Бо́гу моли́ся дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Стихи́ра, гла́с 6:

Дне́сь созыва́ет на́с страстоте́рпца всеми́рное торжество́. Прииди́те у́бо, празднолю́бцы, све́тло пра́зднуим па́мять его́, глаго́люще: ра́дуйся, ри́зу нече́стия раздра́в ве́рою, му́жеством же Ду́ха себе́ обложи́в; ра́дуйся, упраздни́вый козноде́йства чужда́го, кре́постию да́нною тебе́ от Еди́наго Бо́га; ра́дуйся, и́же прободе́нными удесы́ блаже́нную стра́сть Христо́ву духо́вне на́м возживописа́в. Его́же моли́, страда́льцев удобре́ние Дими́трие, изба́витися на́м ви́димых и неви́димых вра́г и спасти́ся душа́м на́шим.

Кано́н трясе́ния, гла́с 6.

Пе́снь 1.

Ирмос: Яко по су́ху пешеше́ствовав Изра́иль по бе́здне стопа́ми, гони́теля фарао́на ви́дя потопля́ема, Бо́гу побе́дную пе́снь пои́м, вопия́ше.

Яко стра́шен гне́в Тво́й, от него́же на́с изба́вил еси́, Го́споди, не погре́б в земли́ все́ движе́ние на́ше, те́м благода́рственно Тя́ при́сно сла́вим.

Ра́дуяся на́шему всегда́ всеконе́чному исправле́нию, Влады́ко, я́коже ли́ст ху́д, коле́блеши всю́ зе́млю, в стра́х Тво́й ве́рныя утвержда́я, Го́споди.

Изба́ви тру́са тяжча́йшаго вся́ ны́ и не да́ждь, Го́споди, поги́бнути всеконе́чно насле́дию Твоему́, мно́гими прогне́вавшему злы́ми Твое́ долготерпе́ние.

Богородичен: Ра́бски Тебе́ вопие́м, Ма́ти Бо́жия, обы́чныя ми́лости Твоя́ на гра́д и лю́ди ми́лостивно показу́ющи, тру́са тяжча́йшаго и тли́ на́с измени́.

Пе́снь 3.

Ирмос: Не́сть свя́т, я́коже Ты́, Го́споди Бо́же мо́й, вознесы́й ро́г ве́рных Твои́х, Бла́же, и утверди́вый на́с на ка́мени испове́дания Твоего́.

Земля́ уязвля́ется, на́м зле́ залежа́щим, и при́сно гне́в Тво́й сподвиза́ющим на ны́, Ще́дре Всецарю́, но пощади́, Влады́ко, рабы́ Твоя́.

Стря́с, Го́споди, зе́млю, утверди́л еси́ па́ки, наказу́я и обраща́я не́мощь на́шу, утвержда́тися Твои́м Боже́ственным стра́хом хотя́, Преблаги́й.

Ро́ждшаго сме́рть го́рькую, и тру́сы тяжча́йшия, и я́звы нестерпи́мыя, греха́, бра́тие, убежи́м и Бо́гу покая́ния о́бразы угоди́м.

Богородичен: Еди́на су́щи Блага́я, Преблаго́е Сло́во умоли́ приле́жно, настоя́щаго тру́са все́м изба́витися и гне́ва, Богоро́дице Чи́стая, мо́лимся.

Седа́лен трясе́ния, гла́с 4.

Согреши́вшия Тебе́ мно́го не презре́л еси́, но, наказа́в, ми́лостивно испра́вил еси́: Боже́ственным призира́нием Твои́м потря́с зе́млю, Влады́ко долготерпели́ве, ника́коже повреди́в вся́ рабы́ Твоя́ за милосе́рдие мно́гое. Те́м благода́рственными Тя́ гла́сы славосло́вим и со стра́хом сла́вим.

Пе́снь 4.

Ирмос: Христо́с моя́ си́ла, Бо́г и Госпо́дь, честна́я Це́рковь боголе́пно пое́т, взыва́ющи, от смы́сла чи́ста, о Го́споде пра́зднующи.

Коле́блеши, Го́споди, зе́млю, хотя́й стра́хом и́стинным все́м на́м, Влады́ко, утвержда́тися, коле́блемым прило́ги льсти́ваго борца́.

Боже́ственным манове́нием Твои́м коле́блеши вся́ческая и ужаса́еши сердца́ на земли́ живу́щих, Влады́ко; пра́веднаго у́бо Твоего́ гне́ва осла́би, Го́споди, во́лны.

Ника́коже иму́щия во уме́ стра́ха Твоего́, устраша́еши двиза́нием всея́ земли́, еди́не Ми́лостиве, но обы́чно на на́с ми́лости Твоя́ удиви́.

Богородичен: Хра́м Тя́, Влады́чице, Бо́жий ве́дяще, во святе́м хра́ме Твое́м ру́ки уми́льныя подно́сим на моле́ние: ви́ждь озлобле́ние на́ше и пода́ждь по́мощь.

Пе́снь 5.

Ирмос: Бо́жиим све́том Твои́м, Бла́же, у́тренюющих Ти́ ду́ши любо́вию озари́, молю́ся, Тя́ ве́дети, Сло́ве Бо́жий, и́стиннаго Бо́га, от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.

И ты́, се́рдце, поколе́блися ны́не, ви́дя Бо́жие преще́ние належа́щее, и возопи́й: пощади́ лю́ди Твоя́, Влады́ко Го́споди, и уста́ви пра́ведный гне́в Тво́й, Благоутро́бне.

Лю́ди и гра́д, я́же Твое́ю кро́вию стяжа́л еси́, Иису́се, не преда́ждь в поги́бель, во е́же смуща́тися земли́ тру́сом стра́шным: ли́к апо́стол мо́лит Тя́.

От путе́й Твои́х, Влады́ко, пра́вых нра́вом укло́ншеся развраще́нным, в негодова́ние преложи́хом Тя́, ми́лостиваго и непамятозло́бнаго, но ми́лостив и ще́др бу́ди Твои́м рабо́м.

Богородичен: Ны́не по́мощи прии́де вре́мя, ны́не премене́нию потре́ба, Чи́стая, к Сы́ну Твоему́ и Го́споду, я́ко да уще́дрит согре́шшия ны́ и належа́щаго гне́ва изба́вит.

Пе́снь 6.

Ирмос: Жите́йское мо́ре, воздвиза́емое зря́ напа́стей бу́рею, к ти́хому приста́нищу Твоему́ прите́к, вопию́ Ти: возведи́ от тли́ живо́т мо́й, Многоми́лостиве.

Не иму́ще, Влады́ко, дерзнове́ния моли́тися, смире́ннии, высоте́ Твое́й, избра́нныя Ангелы Твоя́ в те́плую подвиза́ем моли́тву; те́х ра́ди гне́ва Твоего́ изми́ ны.

Ны́не позна́хом, Го́споди, я́ко восхоте́л еси́ на́с, и ника́коже покры́л еси́ под зе́млю с согреше́нии лю́тыми многосогреши́вшия; те́м Тя́ благода́рно сла́вим.

Повелева́еши колеба́тися основа́нием земли́, я́ко да мы́ преста́нем, смире́ннии, колеба́тися доброде́телей лу́чшаго стоя́ния и стра́хом Твои́м, Сло́ве, утверди́мся.

Богородичен: Свята́я Богоневе́сто, недоуме́нныя ны́не лю́ди уще́дри и ма́терними Твои́ми моли́твами, е́же на ны́ Бо́жие негодова́ние претвори́ вско́ре, мо́лим Тя́.

Конда́к трясе́ния, гла́с 6.

Изба́ви тру́са тя́жкаго все́х на́с, Го́споди, и я́звы нестерпи́мыя гре́х ра́ди на́ших. Пощади́, Го́споди, лю́ди Твоя́, я́же стяжа́л еси́ Твое́ю Кро́вию, Влады́ко; и гра́д не преда́ждь в поги́бель тру́сом стра́шным, ино́го бо, ра́зве Тебе́, Бо́га не ве́мы. И воззови́ пою́щим: Аз е́смь с ва́ми, и никто́же на вы́.

Пе́снь 7.

Ирмос: Росода́тельну у́бо пе́щь соде́ла Ангел преподо́бным отроко́м, халде́и же опаля́ющее веле́ние Бо́жие, мучи́теля увеща́ вопи́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Препе́т еси́, Го́споди долготерпели́ве, я́ко не умори́л еси́ рабо́в Твои́х тру́сом и колеба́нием стра́шным земли́, но устраши́л еси́, ища́й обрати́тися от зо́л, и жи́ти все́м на́м.

Стена́ние от се́рдца воспу́стим и сле́зы пролие́м, я́ко да ми́лостива Влады́ку обря́щем Христа́, сокруши́ти тру́сом вся́ ны́, за умноже́ние грехо́в претя́ща на́м.

Увы́, воззове́м, и ру́це воспростре́м к Бо́гу Высоча́йшему, и преста́нем про́чее твори́ти зло́е: се́ Спа́с, негоду́я, коле́блет всю́ зе́млю, утверди́ти хотя́ ны́.

Богородичен: При́зри, Чи́стая, и спаси́ вся́ пою́щия Тя́, потреби́тися иму́щия во гне́ве Бо́жии, и я́ростию вели́кою и стра́шною ны́не наше́дшаго преще́ния, за мно́жества мно́гих грехо́в на́ших.

Пе́снь 8.

Ирмос: Из пла́мене преподо́бным ро́су источи́л еси́ и пра́веднаго же́ртву водо́ю попали́л еси́: вся́ бо твори́ши, Христе́, то́кмо е́же хоте́ти. Тя́ превозно́сим во вся́ ве́ки.

Пра́ведному Твоему́ сему́ гне́ву, Человеколю́бче, наше́дшу внеза́пно, смути́хомся и отча́янием всеконе́чным объя́хомся, негодова́вша на ны́ зря́ще Тебе́.

Возпростре́м ру́ки, ве́рнии, и о́чи к еди́ному Влады́це, спаса́ти могу́щему, зову́ще: Христе́, я́рость Твою́ отврати́ от на́с вско́ре, Человеколю́бец сы́й.

Ты́сящи Ангел, му́чеников сосло́вие, проро́к и апо́столов, преподо́бных, иера́рхов святы́й ли́к мо́лит Тя́, Влады́ко: пощади́ лю́ди Твоя́ смире́нныя.

Ве́дый, Ще́дре, не́мощь на́шу, и удобопоползнове́нное все́х и неиспра́вленное, о́слаби гне́в, и смуще́ние ути́ши, Твое́ю ми́лостию уще́дри ми́р.

Богородичен: Ми́лостивая Богоро́дице, Ми́лостиваго ро́ждшая Спа́са, ви́ждь озлобле́ние и стена́ние люде́й Твои́х, и ускори́ умоли́ти, е́же уще́дрити ны́.

Пе́снь 9.

Ирмос: Бо́га челове́ком невозмо́жно ви́дети, на Него́же не сме́ют чи́ни Ангельстии взира́ти; Тобо́ю бо, Всечи́стая, яви́ся челове́ком Сло́во воплоще́нно, Его́же велича́юще, с небе́сными во́и, Тя́ ублажа́ем.

Се́ вси́ мы́ согреши́хом, и стра́шно у́бо земля́, не согре́шши, му́чится: наказу́я бо на́с, Человеколю́бец всю́ ту́ю коле́блет; прии́мем чу́вство и о спасе́нии свое́м попеце́мся.

Часо́в и ле́т сы́й Госпо́дь, в еди́ном мгнове́нии о́ка восхоте́в сте́рти рабы́ Твоя́, от мно́гаго же благоутро́бия Твоего́, Влады́ко, возбрани́лся еси́. Благодари́м Тебе́, безотве́тнии мы́, еди́не Человеколю́бче.

Тру́са, меча́, го́рькаго плене́ния, и язы́ческаго, Христе́, наше́ствия, паде́ния, и гла́да, па́губы, и озлобле́ния вся́каго ина́го, Ще́дре, изба́ви гра́д Тво́й и вся́ку страну́, ве́рно песносло́вящую Тя́.

Земля́ безъязы́чне вопие́т, стеня́щи: почто́ мя злы́ми оскверня́ете мно́гими, вси́ челове́цы? ва́с бо Влады́ка щадя́, еди́ну мене́ уязвля́ет. Приими́те чу́вство и покая́нием Бо́га уми́лостивите.

Богородичен: Тли́ в рождестве́ не прии́мши, тле́ния, Де́во, измени́ вся́ ны́, и тру́са тяжча́йшаго, и ско́рби, утоля́ющи Влады́чнее негодова́ние Твои́м ма́терним премене́нием, Богора́дованная.

Свети́лен.

Го́споди, призира́яй на зе́млю с небесе́ и творя́й всю́ трясти́ся, изба́ви ны́ от тру́са, Богоро́дицы моли́твами, Юже дарова́л еси́ христиа́ном предста́тельницу.

8 ноября. Святого великомученика Димитрия Солунского. Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде

26 октября по старому стилю / 8 ноября по новому стилю
среда

Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306).
Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (740). Прп. Фео́фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах (1482).
Мч. Луппа (ок. 306). Прп. Афанасия Мидикийского (ок. 814).
Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).

Утр. – Мф., 36 зач., X, 16–22.
Лит. – Трясения: Евр., 331 зач. (от полу́), XII, 6–13, 25–27. Мф., 27 зач., VIII, 23–27.
Ряд. (под зачало): 1 Сол., 264 зач., II, 1–8. Лк., 56 зач., XI, 9–13.
Вмч. : 2 Тим., 292 зач., II, 1–10. Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.

Читать еще:  Когда поминают самоубиенных в какой

Тропарь трясения, глас 8:
Призира́яй на зе́млю и творя́й ю трясти́ся,/ изба́ви ны стра́шнаго тру́са преще́ния, Христе́ Бо́же наш,/ и низпосли́ нам Бо́гатыя ми́лости твоя́// моли́твами Богоро́дицы, и спаси́ ны.

Кондак трясения, глас 6:
Изба́ви тру́са тя́жкаго всех нас, Го́споди,/ и я́звы нестерпи́мыя грех ра́ди на́ших,/ пощади́, Го́споди, правосла́вныя лю́ди твоя́,/ я́же стяжа́л еси́ твое́ю Кро́вию, Влады́ко,/ и град не преда́ждь в поги́бель тру́сом стра́шным,/ ино́го бо, разве Тебе́, Бо́га не ве́мы,/ и воззови́ пою́щим:// Аз есмь с ва́ми, и никто́же на вы.

Тропарь великомученика Димитрия, глас 3:
Вели́ка обре́те в беда́х тя побо́рника вселе́нная, страстоте́рпче,/ язы́ки побежда́юща./ я́коже у́бо Ли́еву низложи́л еси́ горды́ню,/ и на по́двиг дерзнове́нна сотвори́в Не́стора,/ та́ко, свя́те Дими́трие,/ Христу́ Бо́гу моли́ся// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак великомученика Димитрия, глас 2:
Крове́й твои́х струя́ми, Дими́трие,/ Це́рковь Бог обагри́,/ да́вый Тебе́ кре́пость непобеди́мую/ и соблюда́я град твой невреди́м,// того́ бо еси́ утвержде́ние.
********
Мы знаем, к чему приводят попытки строить обеспеченную, счастливую и даже справедливую жизнь без Бога. Мы с вами вышли из советского прошлого, по крайней мере люди среднего и старшего поколения. Мы помним, как великая страна, напрягая все свои силы, перемалывая человеческие ресурсы и ресурсы, данные Богом, пыталась построить общество богатое, справедливое, процветающее, но без Бога. И ничего не получилось: никакие ресурсы и никакая сила человеческая оказались не способны создать то счастье, о котором люди мечтали и во имя достижения которого сложили головы миллионы наших сограждан. Этот страшный исторический опыт является свидетельством того, как любые усилия построить вавилонскую башню без Бога и башню обрушивают, и человеческие жизни губят.

В 740 г. в Константинополе – главном городе восточной части Римской империи, произошло разрушительное землетрясение, затронувшее близлежащие населённые пункты.
Стихийное бедствие частично разрушило Феодосиеву стену и множество высотных зданий и церквей.

Это событие произошло незадолго до окончания царствования императора Льва Третьего Исавра, уничтожавшего фрески и мозаики с ликами святых и Святой Троицы, поэтому его связывают с грозным Божественным предзнаменованием и наказанием.

Остановить колебания удалось благодаря одному мальчику, которому явились Ангелы небесные, прославлявшие Бога.

Люди стали повторять слова ангельской молитвы, прибавив «Помилуй нас!».
В память об этом избавлении появились тропарь и кондак, соблюдается общецерковное молитвенное воспоминание.

Святитель Феофил, архиепископ Новгородский, был избран по жребию после смерти святителя Ионы († 1471; память 5 ноября) и возведен в сан архиепископа Новгородского 15 декабря 1472 года в Москве. До возведения в сан архиепископа он подвизался ризничим в Отенской пустыни. Трудный жребий выпал на долю святителя по управлению новгородской паствой: посадница Марфа Борецкая и ее приверженцы вооружали и возмущали народ против великого Московского князя Иоанна III, а монах Пимен, сторонник Борецких, разжигал в пастве ненависть к архиепископу. Некоторые из новгородцев склонялись перейти на сторону Литвы, изменив Московскому князю, и готовы были пойти на вероотступничество. Святитель Феофил останавливал мятежных новгородцев: «Не изменяйте Православию или не буду пастырем отступников, уйду назад в смиренную келью, откуда извлекли вы меня на позорище мятежа». Сохранилась отреченная грамота святителя, написанная в 1479 году. Однако ослепленный народ не внимал словам пастыря: между Новгородом и Москвой разгорелась междоусобная война. Разбитые новгородцы вынуждены были просить пощады, и многие из них обязаны жизнью заступничеству святителя. В 1480 году святитель Феофил был отправлен Иоанном III на заточение в Московский Чудов монастырь и «сидел полтретья лето, ту и преставися». По преданию, когда святитель Феофил лежал больной в Чудовом монастыре, во сне явился к нему Новгородский святитель Нифонт († 1156; память 8 апреля), похороненный в пещерах преподобного Антония Печерского, и напомнил об обещании поклониться Печерским чудотворцам. Святой архиепископ отправился в Киев и уже приближался к Днепру, как болезнь его усилилась, и он получил откровение, что хотя не дойдет живым до пещер, но тело его упокоится в них. Это исполнилось.
Память его совершается также с Собором Дальних пещер 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста, с общим Собором Киево-Печерских отцов.

Мученик Лупп жил в конце III — начале IV в. и был верным слугой святого великомученика Димитрия Солунского (память 26 октября). Присутствуя при кончине господина, он омочил свою одежду его кровью и взял перстень с его руки. Этой одеждой, а также перстнем и именем великомученика Димитрия святой Лупп творил в Солуни многие чудеса. Он разбил языческих идолов, за что подвергся преследованию от язычников, но силой Божией был сохранен невредимым. Святой Лупп добровольно предал себя в руки мучителей и по повелению императора Максимиана Галерия был усечен мечом († после 306 г.).

Об одном литургическом пророчестве

Один из приделов Cвято-Вознесенского собора освящен в честь великомученика Димитрия Солунского. 7 и 8 ноября в нашем храме всегда проходят престольные торжества, оставляющие за кадром еще одну службу, которую, согласно Типикону, мы должны совершать вместе со службой святому Димитрию Солунскому. Речь идет о службе трясению, воспоминанию сильного землетрясения, бывшего в столице Византии Константинополе при императоре Льве Исавре в 740 году. Воспоминание великого и страшного трясения — так написано про эту службу в Минее.

Тектонические или вулканические процессы, происходящие в земной коре, вызывают землетрясения естественного происхождения. Бывают землетрясения и искусственные, причины которых — деятельность человека (взрывы, заполнение водохранилищ или обрушение полостей, оставшихся в результате горных выработок). Но еще с библейских времен любые стихийные бедствия: землетрясение, потоп, засуха и прочее, рассматриваются как происходящие по воле Божией. Это может быть как попущением, так и необходимым средством для вразумления грешников. Они часто сопутствуют явлениям Бога, а в последние времена предстают как подготовительные акты Суда Божия над миром. Землетрясением также сопровождалась смерть на Кресте Иисуса Христа (Мф. 27, 51) и Его Воскресение (Мф. 28, 2).

Но вернемся ко времени этого землетрясения и к личности императора, который правил Византией в то время. Лев III Исавр, основатель Исаврийской династии, оставил яркий след в истории государства. Ему были присущи как яркие победы, так и взвешенная внутренняя политика. Лев остановил кризис империи, и при нем Византия стала отвоевывать земли потерянные из-за арабского нашествия. В его правление была выпущена «Эклога», новая кодификация византийского права. Но этот император был родоначальником страшной ереси, которая сотрясала империю более ста лет.

Иконоборчество — это пожалуй одна из переломных эпох в истории Византии и именно с этого императора началась эта страница истории государства. Историки потом, конечно, находили для возникновения иконоборчества множество причин социальных, но несомненно, что основную роль в начале движения иконоборцев сыграли личные качества императора и, прежде всего, его восточное происхождение, а природное упрямство василевса не дало возможности отступить от задуманного.

Бог показал своим грозным явлением всю неправду императора. 26 октября 740 года в Византии произошло мощнейшее землетрясение, которое затронуло многие города империи, но наибольший урон понесла столица — город Константинополь. Многие здания в городе были разрушены, в том числе в руинах оказались многие из церквей. Рухнула часть крепостной стены, защищавшая город от нашествия варваров. От землетрясения произошло мощное волнение на море, что привело к затоплению прибрежных городов и селений. Паника охватила жителей империи и многие даже лишались жизни от того страха, который творился у них на глазах.

Служба в память этого трясения является уникальной для нашего годового богослужебного круга. Нигде больше нет службы этому стихийному бедствию. Даже Большой Требник в последовании на случай землетрясения содержит богослужебный материал именно из этой службы — настолько это землетрясение отпечаталось в памяти византийцев.

Но не только этим интересен данный день. Покаянные тексты службы приводят нас к воспоминанию другого страшного трясения, сотрясавшего уже не Константинополь — Второй Рим, а Рим Третий — Российскую империю. Ведь именно вечером 25 октября произошло то событие, которое навсегда изменило ход истории и привело к падению великой империи. Речь идет об Октябрьском перевороте — Великой Октябрьской социалистической революции, как ее назовут в дальнейшем. И именно в день переворота, вечером, в храмах всей Российской империи служилась последование службы трясению, на которой читались паремии праздника — ветхозаветные чтения, призванные указать на ветхозаветные прообразы празднуемого события. Прислушаемся к этим чтениям, все уже было сказано:

Читать еще:  Година со дня смерти как поминать

«Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя?» (Ис. 63, 17).

«Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал и над которыми не именовалось имя Твое» (Ис. 63, 19).

«Так говорит Господь: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились, и не сказали: «где Господь, Который вывел нас из земли Египетской, вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек»? И Я ввел вас в землю плодоносную, чтобы вы питались плодами ее и добром ее; а вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Мое сделали мерзостью. Священники не говорили: «где Господь?», и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не помогают. Поэтому Я еще буду судиться с вами, говорит Господь, и с сыновьями сыновей ваших буду судиться. Ибо пойдите на острова Хиттимские и посмотрите, и пошлите в Кидар и разведайте прилежно, и рассмотрите: было ли там что-нибудь подобное сему? переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? а Мой народ променял славу свою на то, что не помогает. Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь» (Иер. 2, 5-12).

Что это — пророчество, воспоминание о будущем? Еще ничего не случилось, но все уже было сказано. Воистину Господь ведает помышления человеческие и делает все для вразумления. «Имеющий уши слышать, да слышит» (Мф. 11, 15; и 25, 3).

8 ноября. Воспоминание великого и страшного землетрясения, бывшего в Царьграде в 740 году

Аудио

Сегодня Церковь совершает память: святых начала IV века: вмч. Димитрия Солунского (Фессалоникийского) и мч. Луппа Солунского.

Воспоминание великого и страшного землетрясения, бывшего в Царьграде в 740 году.

Прп. Афанасия Мидикийского, подвижника IX века. Прп. Феофила Печерского, архиепископа Новгородского XV века, в Дальних пещерах почивающего. Прп. Димитрия Бассарабовского, XVII века.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

Братья и сестры, сегодня вспоминается великое и страшное землетрясение, бывшее в Царьграде в 740 году. В том году оно поразило Константинополь и многие города Византийской империи. В столице рухнула часть башен Феодосиевой стены, были разрушены многие здания. Это было знамением конца царствования гонителя православных святынь иконоборческого императора Льва III Исавра, умершего через несколько месяцев после этого события. В память избавления от этого бедствия были составлены тропарь и кондак, установлено общецерковное молитвенное вспоминание.

Братья и сестры, церковный человек всегда должен понимать, что всякое происшествие и тем более глобальное событие имеет духовный смысл. Конечно, не стоит давать толкования на скорую руку, делать это должны духовно опытные люди. Но каким образом люди в Церкви набираются духовного опыта? Давайте порассуждаем о православной христианской мистике и духовной практике. Чтобы о них говорить, нужно внутренне абстрагироваться от «замыленных» значений очень многих современных слов и понятий.

В качестве основополагающих можно выделить следующие православные духовные делания: Таинство Евхаристии (или литургию), Таинство исповеди, молитву и пост.

Сначала хотелось бы поговорить о Таинстве исповеди. Для этого нужно разобраться со значением трех, как я сказал, «замыленных» ныне слов: грех, покаяние и наказание. Человек, вставший на путь поиска Воли Божией, особенно в начале воцерковления, много ошибается и уклоняется с пути, уклоняется от цели. Слово «грех» в греческом оригинале звучит так: амартия, что переводится как «не попадание в цель», «промах». То есть грех – это не столько нарушение религиозных норм или законов, сколько уклонение от истинного пути человека.

Человеку, уклонившемуся со своего пути, нужно покаяние. Покаяние – по-гречески метанойя – переводится как «изменение ума». Это не просто сожаление о чем-то, это переосмысление всей своей жизни и отдельных поступков, наделение их новым смыслом. Чтобы помочь человеку совершить это изменение ума, ему нужно наказание.

Мы в Церкви пользуемся церковнославянским языком, он гораздо глубже и стабильнее русского, но большая беда в наше время – паронимы, слова, звучащие одинаково в славянском и русском, но имеющие разный смысл. Вот определение слова «наказание» из церковнославянского словаря паронимов О.А. Седаковой: «наказание – это 1. вразумление, назидание. 2. наказ». То есть в Церкви нет того жестокого значения слова, что живет в современном русском.

Если подытожить, то человеку, уклонившемуся со своего пути спасения, нужно изменение ума, а оно происходит при помощи Божественного вразумления, назидания. Не спорю, вразумление может быть достаточно жестким, если человек слишком горд, чтобы слышать и видеть Божественные знаки. Чтобы облегчить и упростить процесс вразумления, Святая Церковь предлагает человеку прибегнуть к Таинству исповеди, где он перед Богом изъявляет желание вразумиться, а Бог при помощи получивших специальное посвящение священников открывает человеку дорогу к возвращению на путь спасения. Хотя со стороны исповедь может выглядеть банально, но это действительно великое таинство, и в нем непосредственно действует Сам Бог.

А самое главное и возвышенное Таинство Церкви – это Святая Евхаристия (от греческого – «благодарение») или литургия (от греческого – «общее дело»). Тут нам нужно обратиться к основам нашего богословия. По сути своей христианство требует веры только в один исторический факт – воскресение Иисуса Христа, все остальное вытекает из этого факта и познается опытным путем. Почему это так принципиально? Бог, Творец времени, пространства и всего существующего, открыл о Себе, что хотя Он принципиально Один, но в Себе содержит Три Ипостаси или Три Личности. То есть как для человека нормально иметь две руки, также и Богу естественно иметь в Себе Три Личности, совершенные, нераздельные, но и несливающиеся, Которые мы называем Отцом, Сыном и Святым Духом. Конечно, в этих именах есть некая условность, и часто мы используем другие имена, такие как Вседержитель – для Отца, Логос – для Сына, Утешитель – для Святого Духа.

Так вот, мы верим, что Иисус Христос – это Вторая Ипостась Святой Троицы, воплотившаяся для того, чтобы нас спасти, открыть нам прямой путь к Творцу и вечному блаженству с Богом. Он не только воплотился, Он принципиально в Себе соединил непостижимую Божественную природу и нашу, человеческую. А факт Его воскресения и вознесения говорит о том, что это соединение никуда не пропало, оно действенно и в наше время. А накануне своих крестных страданий Господь Иисус Христос со Своими учениками совершил Вечерю. На ней Он взял хлеб и вино, и назвал их Своими Телом и Кровью. Но Он не просто назвал, они действительно стали таковыми. Конечно, речь не о мясе и о плазме крови с эритроцитами. Видимо они остались хлебом и вином, но по сути своей они измелись, преложились, они обрели Божественную природу. Это открыло возможность человечеству таинственно приобщаться Самого Бога. Но Вечеря Господня не закончилась тогда, она продолжается вечно, мы продолжаем ее и сейчас на литургии в Таинстве Евхаристии.

И каждому из перечисленных аспектов духовной жизни выделяется особое место у разных христиан. Так, обожение путем исихии или умного делания гораздо удобнее и возможнее для монахов-отшельников, пустынников, коими полна, например, святая Гора Афон. Приоритет Таинства покаяния часто наблюдается у монахов общежительных монастырей, где во главу угла ставится связка духовник–послушник. А Святая Евхаристия должна встать на первое место у большинства верных христиан, потому как при житейских заботах, живя в миру, трудно без благодатной помощи двигаться по пути спасения. Кстати, слово «спасение» тоже почти потеряло в наше время исконный смысл, ведь спасение – от греческого слова «сотерия» – это исцеление, восстановление целостности человека в общении с Богом и святыми.

Великомученик Димитрий Солунский. Православный календарь на 8 ноября

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

8 ноября (26 октября по церковному юлианскому календарю, более известному как «старый стиль»). Четверг 23-й седмицы по Пятидесятнице (двадцать третьей недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет . Сегодня в Русской Православной Церкви совершается Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения) бывшего в Царьграде в 740 году от Рождества Христова, а также память 5 известных поименно святых. Далее коротко расскажем о них.

Читать еще:  9 дней после смерти как поминать усопших

Великомученик Димитрий Солунский . Греческий святой начала IV века , которого на протяжении многих столетий особенно почитали и любили, в том числе и на Руси. Как известно из жития великомученика Димитрия, в 305 году от Рождества Христова он, будучи тайным христианином, был назначен проконсулом Фессалоникийской области. Император-язычник Максимиан потребовал от него истреблять христиан. Димитрий же, напротив, стал искоренять языческие обычаи, а самих язычников обращать ко Христовой вере.

Вскоре нечестивому императору, лютому гонителю христиан, донесли, что проконсул Димитрий исповедует Христа Распятого и Воскресшего. Готовясь к смерти, великомученик раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году от Рождества Христова.

Память великомученика Димитрия издревле связывалась на Руси с воинским подвигом и защитой Отечества. Именно поэтому святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. И потому в дни великомученика Димитрия в посвященных ему храмах особенно многолюдно. Ведь православные христиане убеждены: этот святой воевода и в Небесном воинстве защищает нас от любых бед и напастей.

Мученик Лупп Солунский (Фессалоникийский) . Святой страдалец за Христа и Его Церковь начала IV столетия . Святой Лупп был слугой другого великого христианского подвижника – великомученика Димитрия Солунского . Слуга присутствовал при страданиях и мученической кончине своего господина и смог омочить собственную одежду кровью великомученика Димитрия, а также взять с его руки перстень. Этими святынями с молитвами к их хозяину святой Лупп сотворил в Солуни множество чудес.

Однажды мученик Лупп разгромил языческих идолов, за что подвергся преследованиям, однако чудесным образом долгое время оставался не пойманным. И только когда святой страдалец добровольно сдался язычникам, то, повелением императора Максимиана Галерия, принял мученический венец, будучи усеченным мечом. Это произошло около 306 года от Рождества Христова.

Преподобный Афанасий Мидикийский . Об этом святом, совершавшем монашеские духовные подвиги во второй половине VIII – начале IXстолетий от Рождества Христова, известно немного. Из его краткого Жития мы знаем лишь то, что он с юности стремился в монастырь и даже бежал из родительского дома, но был насильно возвращен отцом. И только через несколько лет отец благословил святого Афанасия уйти в Мидикийский монастырь, что в Вифинии.

Пребывая в монашеской обители, отец Афанасий был сподвижником и сомолитвенником другого святого того времени – преподобного Никиты . Скончался старец около 814 года от Рождества Христова, после чего на его могиле выросло кипарисовое дерево, от которого стали происходить чудеса и исцеления.

Святитель Феофил Печерский, архиепископ Новгородский . Русский святой XV столетия от Рождества Христова, последний Новгородский святитель, которого избрали на народном вече. Его время пришлось на тяжелейший период противостояния Новгородской и Московской Руси. Святой Феофил мудрым архипастырским словом и молитвами сдерживал многих новгородцев, готовых покориться Великому княжеству Литовскому и перейти в католицизм.

Тем не менее по навету, в 1480 году от Рождества Христова святителя Феофила заточили в Московском Чудовом монастыре, где владыка тяжело заболел. Совсем немощному, ему дали возможность отправиться в паломничество в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру, где он давно хотел побывать. Святитель скончался в 1482 году , не успев доехать до Киева, однако тело его упокоилось в лаврских Дальних (Феодосиевых) пещерах.

Преподобный Димитрий Басарбовский (Бессарабовский) . Болгарский святой, совершавший монашеские духовные подвиги близ города Рущука. Отошел ко Господу в 1685 году , а в 1779 году его честные мощи были перенесены в румынский Бухарест.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Архив

Богослужебные указания за 8 ноября 2020 года

Пятница. Вмч. Дими́трия Солу́нского. Воспоминание великого и страшного трясе́ния.

Прп. Фео́фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах. Свт. Анто́ния, еп. Волого́дского.

Приводим порядок полиелейной службы вмч. Димитрия Солунского и службы в воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде62.

Порядок чтений, согласно календарю:

На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры великомученика, глас 2-й и глас 8-й – 8 (стихира, глас 2-й: «Све́тиши оте́честву. », и стихира, глас 8-й: «О, пресла́внаго чудесе́! на Небеси́. » – дважды)63. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Днесь созыва́ет нас…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Минеи – 3.

На стиховне стихиры трясения, глас 2-й и глас 6-й (со своими припевами). «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Име́ет у́бо Боже́ственнейшая твоя́ душа́…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во. ».

По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь трясения, глас 8-й.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь трясения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь великомученика, глас 3-й, «И ныне» – тропарь трясения, глас 8-й.

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны великомученика (по дважды).

Полиелей. Величание великомученика и избранный псалом. Седален великомученика по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен великомученика, глас 4-й: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, Бог Изра́илев»; стих: «Святы́м, и́же суть на земли́ Его́, удиви́ Госпо́дь вся хоте́ния Своя́ в них». Евангелие великомученика. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго великомученика Димитрия…». Стихира великомученика, глас 6-й: «Днесь созыва́ет нас…».

Каноны: трясения со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и великомученика (два канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак трясения, глас 6-й; седален великомученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален трясения, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос великомученика, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен великомученика (дважды). «Слава, и ныне» – светилен трясения.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры великомученика, глас 4-й и глас 5-й – 6. «Слава» – великомученика, глас 4-й: «Ко́пиями насле́довавшаго…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Изба́ви ны от нужд на́ших…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь трясения, глас 8-й.

На часах – тропарь трясения. «Слава» – тропарь великомученика. Кондаки трясения и великомученика читаются попеременно.

На Литургии блаженны трясения, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и великомученика, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь трясения, тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак трясения.

В храме Богородицы – тропарь трясения, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак трясения. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь трясения, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак храма. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак трясения.

Прокимен и аллилуиарий – трясения и великомученика.

Апостол и Евангелие – трясения, дня (под зачало)64 и великомученика.

Причастен – трясения: «Хвали́те Го́спода…», и великомученика: «В па́мять ве́чную…».

62 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 215–216.

63 Ср.: Минея-Октябрь. Киев, 1893. Л. 220–220 об.

64 Ср.: Типикон, 26 октября, Маркова глава, 2-е «зри».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector