48 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспоминание чуда вмц златы хрисы в скопье

26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы (Хрисы) в Скопье

Аудио

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 26 октября, Православная Церковь творит воспоминание чуда великомученицы Златы (Хрисы), бывшего в Скопье.

Святая великомученица Злата Могленская родилась в болгарском селении Слатино Могленской епархии (1795). Жила она в бедной семье и имела трех сестер. Болгария в это время находилась под игом турок.

С юности Злата отличалась необычайной силой характера, твердой верой во Христа, благочестием, целомудрием и красотой. Один турок похитил ее и вместе с друзьями склонял перейти в ислам, обещая на ней жениться. Когда девушка не поддалась на уговоры, они призвали на помощь турецких женщин, но и тем не удалось убедить ее отказаться от своей веры.

Турки привели родителей и сестер святой великомученицы и под угрозой жестокого наказания потребовали, чтобы они повлияли на нее. Но их мольбы не поколебали девушку, она отвернулась от родных. Тогда иноверцы подвергли мученицу истязаниям: три месяца ежедневно избивали палками; вырезали из ее кожи ремни, развешивая их перед ней для устрашения; прижигали лицо раскаленной кочергой.

Узнав о том, что в селе находится протоигумен Тимофей, святая через некоего христианина передала ему просьбу помолиться, чтобы она достойно претерпела все мучения. После жестоких истязаний турки повесили ее тело на груше и, состязаясь друг с другом, иссекли его саблями. Христиане тайно погребли святую.

Святая великомученица Злата Могленская почитается православными в Греции и особенно в Македонии и Южной Болгарии. На иконах славная исповедница Христова обычно изображена красивой девушкой в национальном болгарском или македонском свадебном наряде.

26 октября 1912 года в городе Скопье, который тогда принадлежал Сербии, вспыхнуло крупнейшее после Русско-турецкой войны восстание. Турки с новой силой ополчились на город, который к тому моменту уже пятьсот двадцать лет находился под гнетом Османской империи.

В момент наступления турок перед сербским войском явилась Дева, которая своим образом укрепила дух воинов, вдохновила их и помогла одержать победу. В ней сербы узнали святую великомученицу Злату Могленскую, которая сама когда-то пострадала от турецкого воина.

После этого чудесного события Злата Могленская была причислена к лику святых.

Одна из почитаемых икон с изображением святой великомученицы Златы находится в городе Скопье, где произошло чудо явления святой перед сербскими воинами.

Митрополит Антоний Сурожский писал:

«Главное в мученике – не кровь, а неизменная, не изменяющая любовь. Дело не в тиграх и львах. Многие люди погибали, растерзанные хищными зверьми, но только те, чья смерть была проявлением милосердной любви, то есть любви к Богу и любви к людям, погибли мучениками в основном смысле этого слова, μάρτυς, то есть свидетелями».

«Слава церковная – ее мученики, потому что мученики веры – это люди, которые оказались настолько укоренены в любви к Богу и в любви к ближнему, что они были готовы быть свидетелями перед всем миром о Божественной любви. И не только любовь к Богу они проявили; это было личной их любовью. Но и любовь к миру они проявили тоже, потому что они отдали свою жизнь для того, чтобы иметь возможность всем людям, всем, кто только мог услышать их глас, всем, кто мог услышать об их подвиге, засвидетельствовать о том, что Бог есть Бог любви, и что у Него есть на земле свидетели, настолько убежденные в Его правде и в любви Его, что они готовы отдать и всю жизнь свою во свидетельство тому».

Дорогие братья и сестры, сегодня совершаются

празднование Иверской иконе Божией Матери (принесение в Москву в 1648 году),

а также память святых:

мчч. Карпа, еп. Фиатирского, Папилы диакона, Агафодора и мц. Агафоники;

прп. Вениамина Печерского, в Дальних пещерах;

свт. Мелетия, патриарха Александрийского;

новомучеников и исповедников Российских: сщмчч. Иннокентия Кикина и Николая Ермолова пресвитеров, сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского (обрéтение мощей);

совершается празднование Седмиезерной иконе Божией Матери.

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Благожелаю вам от Господа мира душевного, здравия телесного и неоскудевающей помощи Божией по молитвам ваших небесных покровителей! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Святая мученица Злата Могленская

Мученица Злата, или Хриса в греческой традиции, пострадала за Христа во время турецкого владычества на Балканах, когда многие христиане терпели притеснения и нередко платили за веру и христианское благочестие собственной жизнью.

Дева-мученица, непорочная невеста Небесного Царя – Христа Бога, Злата[1] была родом из села Слатино, расположенного в пределах болгарской Мегленской епархии. Одна из четырех дочерей бедного и незнатного христианина, блаженная дева обладала горячей верой в Бога, чистотой и целомудрием, благодаря которым и сподобилась славной мученической кончины.

Один местный турок прельстился девичьей красотой Златы и, уязвленный сатанинской страстью, стал выжидать удобного случая, чтобы завладеть христианкой. Однажды, когда Злата вместе с другими женщинами их села отправилась собирать хворост, покусившийся на ее девство агарянин устроил с товарищами засаду; он схватил Злату и затащил ее в свой дом.

Сначала он ласково уговаривал ее различными способами, пытаясь поколебать ее веру и заставить принять ислам, и тогда он обещал взять ее в жены. Затем в ход пошли угрозы и обещания страшных мучений. Однако Злата нисколько не устрашилась и, продолжая призывать святое имя Господа Иисуса Христа, с отвагой и дерзновением отвечала:

– Я верую в моего Христа, Ему поклоняюсь и только Его признаю своим Женихом, от Которого никогда не отрекусь, даже если вы причините мне тысячи страданий и тело мое разорвете на мелкие части!

Услышав такие слова, турки поняли, что не смогут ее убедить сами, и стали измышлять иные средства. Рассудив, что женщины по своей природе более искусны в обольщении, чем мужчины, они отдали Злату турчанкам, приказав им убедить ее любыми способами. На какие только ухищрения и лукавства ни пускались турчанки, чтобы воздействовать на Злату. Целых шесть месяцев они пытались склонить святую в свою веру, но все их усилия оказались тщетными: блаженная Злата стояла в Христовой вере, как на вершине незыблемой скалы.

Никогда не отрекусь, даже если вы причините мне тысячи страданий и тело мое разорвете на мелкие части

Тогда турки привели родителей и сестер мученицы и приказали им убедить дочь принять ислам, угрожая в противном случае предать ее смерти, а их самих жестоко наказать. Страх вынудил родителей и сестер исполнить приказание. Они пришли к мученице и сделали все возможное, чтобы смягчить ее твердую как алмаз душу. Со слезами на глазах они говорили:

– Дочь наша пресладкая, смилуйся над самой собой и над нами, родителями твоими и сестрами, иначе всем нам угрожает опасность быть убитыми! Отрекись от Христа видимо, чтобы избавить от смерти себя и нас! Христос милосерден, Он простит тебе этот грех, совершенный по принуждению и необходимости.

Сильна была борьба, воздвигнутая диаволом, чтобы поколебать святую. Но сила Христова победила и эту диавольскую борьбу, и лукавство! Мудрая и мужественная Злата пламенела огнем любви ко Христу и нисколько не поддалась на слезы и уговоры родителей и сестер, как это присуще человеческой природе, но, обратившись к родителям и сестрам, сказала им чудесные и мудрые слова:

– Вы, склоняющие меня к отречению от истинного Бога Христа, больше мне не родители и не сестры! Отцом мне будет Господь Иисус Христос, матерью – моя Владычица Богородица, а братьями и сестрами – святые!

Сказав это, она отвернулась от них.

Так на этой святой воистину исполнилось слово божественного Давида: отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня (Пс. 26: 10); и то, которое сказал Сам Господь: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее… И враги человеку – домашние его (Мф. 10: 34–36).

Святая, узнав, что неподалеку от места ее пытки находится проигумен святогорской обители Ставроникита отец Тимофей, ее духовный наставник, человек почтенный и достойный доверия, через одного христианина попросила его молиться за нее Богу, чтобы Он сподобил ее богоугодно окончить путь мученичества. Именно отец Тимофей впоследствии и рассказал о страданиях святой.

В конце концов турки, словно не насытившись безмерными страданиями святой, повесили агницу Христову на дикой груше, а затем, состязаясь, стали рубить саблями ее святое тело.

Так благородная Злата понесла испытание и, просияв в мучениях, как золото в горниле, предала душу в руки своего бессмертного Жениха, получив двойной венец – за девство и за мученичество. Это произошло 13 октября 1795 года. И ныне она ликует в Небесных обителях вместе с мудрыми девами и вместе с мучениками стоит одесную Христа. Ее многострадальные мощи христиане тайно взяли и погребли с почестями и благоговением. По ее же молитвам сподобимся и мы Царства Небесного, аминь!

[1] Имя этой мученицы значит «золотая» и по-славянски звучит как Злата, а по-гречески – Хриса.

Литературный перевод с болгарского иеромонаха Игнатия (Шестакова)

Великомученица Зла ́ та (Хри ́ са , Хри ́ сия) Могленская (Меглинская)

Дни памяти

26 октября – Воспоминание чуда в Скопье

Житие

Краткое житие великомученицы Златы (Хрисы, Хрисии) Могленской

Свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Зла­та Мо­глен­ская ро­ди­лась и жи­ла в бол­гар­ском се­ле­нии Сла­ти­но, Мо­глен­ской епар­хии († 1795). Бол­га­рия в это вре­мя на­хо­ди­лась под игом ту­рок.

С юно­сти Зла­та от­ли­ча­лась необы­чай­ной си­лой ха­рак­те­ра, твер­дой ве­рой во Хри­ста, це­ло­муд­ри­ем и кра­со­той. Мест­ный ту­рок неод­но­крат­но пы­тал­ся пре­льстить де­вуш­ку и за­ста­вить ее при­нять ис­лам. Но ни уго­во­ры, ни угро­зы, ни чу­до­вищ­ные пыт­ки, про­дол­жав­ши­е­ся в те­че­ние мно­гих ме­ся­цев, не сло­ми­ли ду­ха слав­ной ис­по­вед­ни­цы Хри­сто­вой.

Полное житие великомученицы Златы (Хрисы, Хрисии) Могленской

Сия пре­по­доб­но­му­че­ни­ца и чи­стая неве­ста Небес­но­го Ца­ря Хри­ста Бо­га Зла­та (или по-гре­че­ски Хри­са) бы­ла из ме­стеч­ка Мег­лен. Бу­дучи бед­ной по про­ис­хож­де­нию как дочь без­вест­но­го и небо­га­то­го хри­сти­а­ни­на, имев­ше­го че­ты­рех до­че­рей, она бы­ла бо­га­та соб­ствен­ны­ми при­род­ны­ми до­сто­ин­ства­ми: го­ря­чей ве­рой в Бо­га, дев­ством, це­ло­муд­ри­ем и те­лес­ной кра­со­той, ра­ди ко­то­рых она и удо­сто­и­лась вен­ца му­че­ни­че­ско­го.

Один из мест­ных тур­ков, ви­дя ее необык­но­вен­ную кра­со­ту, раз­жег­ся в серд­це сво­ем са­та­нин­ской стра­стью и стал ис­кать слу­чая, чтобы со­вер­шить свой злой за­мы­сел. И од­на­жды, ко­гда свя­тая вы­шла с по­дру­га­ми из до­ма, он взял с со­бою зна­ко­мых тур­ков, схва­тил ее и при­вел к се­бе в дом. И в первую оче­редь он на­чал за­ис­ки­вать пе­ред свя­той мно­ги­ми обе­ща­ни­я­ми, пы­та­ясь по­ко­ле­бать ее мыс­ли и об­ра­тить в свою ве­ру. Ту­рок го­во­рил, что, ес­ли она при­мет ис­лам, он возь­мет ее в же­ны, ес­ли же она не под­чи­нит­ся, он при­чи­нит ей боль­шие му­че­ния. И Зла­та, зо­ло­тая и по ду­ше и по име­ни, услы­шав та­кие сло­ва, ни­сколь­ко не ис­пу­га­лась, но мыс­лен­но при­зы­вая имя Гос­по­да Иису­са Хри­ста се­бе на по­мощь, со мно­гим дерз­но­ве­ни­ем от­ве­ти­ла: «Я ве­рую и по­кло­ня­юсь Хри­сту мо­е­му и Его счи­таю Же­ни­хом сво­им, Ко­то­ро­го ни­ко­гда не от­верг­нусь, ес­ли и ты­ся­чи му­че­ний мне при­чи­ни­те и на мел­кие ку­соч­ки те­ло мое рас­тер­за­е­те».

Читать еще:  Как поминать на полгода

Ага­ряне, слы­ша это и по­ни­мая, что они са­ми не смо­гут убе­дить свя­тую, ис­поль­зо­ва­ли и дру­гое сред­ство: зная, что по при­ро­де жен­щи­ны бо­лее ис­кус­ны в уго­во­рах, они пе­ре­да­ли свя­тую сво­им же­нам, за­по­ве­дав им лю­бым спо­со­бом убе­дить ее. Взяв му­че­ни­цу, ка­кие толь­ко сред­ства ни ис­поль­зо­ва­ли жен­щи­ны, пол­го­да по­сто­ян­но скло­няя свя­тую в свою ве­ру, но на­прас­но тру­ди­лись, по­сколь­ку бла­жен­ная Зла­та бы­ла утвер­жде­на на непо­движ­ном камне ве­ры Хри­сто­вой. То­гда, по­звав ро­ди­те­лей и се­стер свя­той, угро­зой за­ста­ви­ли их убеж­дать дочь при­нять ис­лам, ина­че и ее убьют, и их на­ка­жут.

Ро­ди­те­ли и сест­ры, нехо­тя при­шед­ши к му­че­ни­це, ибо страх за­ста­вил их это сде­лать, ста­ли го­во­рить все то, что мо­жет раз­мяг­чить и са­мую черст­вую ду­шу. Они, пла­ча, го­во­ри­ли: «Дочь воз­люб­лен­ная, по­жа­лей се­бя и нас, тво­их ро­ди­те­лей и се­стер, по­сколь­ку мы все в опас­но­сти по­гиб­нуть из-за те­бя, и от­ре­кись от Хри­ста толь­ко ви­ди­мо, чтобы по­мочь и се­бе, и нам, а Хри­стос Ми­ло­стив и про­стит те­бе этот грех как вы­нуж­ден­ный».

И здесь да пред­ста­вит се­бе каж­дый, ка­кую ве­ли­кую и же­сто­кую брань воз­двиг дья­вол, чтобы ис­ку­сить свя­тую, и к ка­ким чув­ствам и пе­ре­жи­ва­ни­ям мог­ли при­ве­сти мяг­кую де­вуш­ку сле­зы ма­те­ри и от­ца и еди­но­утроб­ных се­стер, про­ли­ва­е­мые пе­ред ней. Но му­жай­тесь, воз­люб­лен­ные, по­бе­ди­ла си­ла Хри­сто­ва и эту брань и улов­ку дья­во­ла, по­сколь­ку му­же­ум­ная и ве­ли­ко­душ­ная Зла­та, раз­жи­га­е­мая внут­рен­ним ог­нем люб­ви Хри­сто­вой, ни­сколь­ко не скло­ни­лась, как то­го ожи­да­ло есте­ство, на сло­ва и сле­зы ро­ди­те­лей и се­стер, но, став вы­ше пло­ти и кро­ви и вне за­ко­нов есте­ства, ска­за­ла ро­ди­те­лям и сест­рам эти до­стой­ные удив­ле­ния муд­рые сло­ва: «Вы, по­сколь­ку ме­ня скло­ня­е­те от­речь­ся от Хри­ста ис­тин­но­го Бо­га, не яв­ля­е­тесь бо­лее мо­и­ми ро­ди­те­ля­ми и сест­ра­ми, и я не хо­чу знать вас за та­ко­вых впредь, но вме­сто вас я имею От­цом Гос­по­да мо­е­го Иису­са Хри­ста, Ма­те­рью Гос­по­жу мою Бо­го­ро­ди­цу, бра­тья­ми же и сест­ра­ми всех свя­тых». И с та­ким от­ве­том она их оста­ви­ла.

О ве­ли­ко­душ­ное му­же­ство! О ис­тин­ная лю­бовь Бо­жия! О муд­рость, до­стой­ная небес­ной хва­лы! Во­ис­ти­ну, бра­тья, на этой свя­той ис­пол­ни­лось то, что го­во­рил свя­той Да­вид: Отец мой и ма­ти моя оста­ви­ста мя, Гос­подь же вос­при­ят мя (Пс.26,10). И то, что го­во­рил Гос­подь: Не ду­май­те, что Я при­шел при­не­сти мир на зем­лю, не мир при­шел я при­не­сти, но меч. Ибо Я при­шел раз­де­лить че­ло­ве­ка с от­цем его, и дочь с ма­те­рью ее, и невест­ку со све­кро­вью ее. И вра­ги че­ло­ве­ку до­маш­ние его (Мф.10,34-36).

Ви­дя же ино­вер­ные, а с ни­ми и тот злой влюб­лен­ный в де­ви­цу, что они ни­че­го не до­стиг­ли и не от­кло­ни­ли свя­той от ве­ры во Хри­ста да­же и те­ми сред­ства­ми, ка­кие ис­поль­зо­ва­ли, они оста­ви­ли уго­во­ры и сло­ва и на­ча­ли му­чить свя­тую. Це­лых три ме­ся­ца ее би­ли каж­дый день. По­том, со­драв с нее ко­жу и вы­ре­зав из ко­жи рем­ни, оста­ви­ли их раз­ве­шан­ны­ми во­круг му­че­ни­цы, чтобы она ис­пу­га­лась, ви­дя их. Кровь тек­ла ру­чья­ми из ее де­ви­че­ско­го те­ла, так что вся зем­ля во­круг ста­ла крас­ной. По­сле че­го, рас­ка­лив острие, они прон­зи­ли через уши на­сквозь го­ло­ву свя­той, так что дым вы­хо­дил из ее но­са и рта.

Хри­сто­ва же му­че­ни­ца, пре­тер­пе­вая та­кие страш­ные му­че­ния, ко­то­рые мог­ли бы сло­мить и са­мых храб­рых муж­чин, оста­ва­лась му­же­ствен­ной, укреп­ля­е­мая си­лой Кре­ста и сер­деч­ной лю­бо­вью ко Хри­сту. Узнав, что ря­дом в то вре­мя на­хо­дил­ся игу­мен свя­то­гор­ско­го Став­ро­ни­кит­ско­го мо­на­сты­ря отец Ти­мо­фей, ко­то­рый был ее ду­хов­ным от­цом (и ко­то­рый поз­же пе­ре­ска­зал ее стра­да­ния), она пе­ре­да­ла ему через од­но­го хри­сти­а­ни­на прось­бу мо­лить­ся о ней Бо­гу, чтобы она бо­го­угод­но за­кон­чи­ла по­двиг му­че­ни­че­ства.

В кон­це кон­цов же­сто­кие и зве­ро­нрав­ные, или, луч­ше ска­зать, и зве­рей пре­вос­хо­дя­щие в же­сто­ко­сти ага­ряне, не удо­вле­тво­рив­шись те­ми му­ка­ми, ка­кие при­чи­ни­ли свя­той, но ди­вясь, что она все еще жи­ва и не уми­ра­ет, на­столь­ко озло­би­лись, что не смог­ли по­бе­дить од­ну де­ви­цу, они по­ве­си­ли аг­ни­цу Хри­сто­ву на ди­кой гру­ше и, окру­жив со всех сто­рон кин­жа­ла­ми, рас­тер­за­ли по ча­стям те­ло свя­той. И, та­ким об­ра­зом, бла­гая Зла­та, по­стра­дав­шая и про­си­яв­шая, как зо­ло­то в пла­виль­ной пе­чи, пре­да­ла свою свя­тую ду­шу в ру­ки Бес­смерт­но­го сво­е­го Же­ни­ха, при­няв двой­ной ве­нец дев­ства и му­че­ни­че­ства. И ныне она ра­ду­ет­ся и ве­се­лит­ся в небес­ных чер­то­гах с муд­ры­ми де­ва­ми и му­че­ни­ка­ми, пред­стоя одес­ную Же­ни­ха сво­е­го Хри­ста и Ему во ве­ки ве­ков со­цар­ствуя. Му­че­ни­че­ские и дев­ствен­ные мо­щи свя­той тай­но взя­ли некие хри­сти­ане и по­хо­ро­ни­ли их с че­стью. Ее же мо­лит­ва­ми да удо­сто­им­ся и мы Цар­ствия Небес­но­го. Аминь.

Молитвы

Тропарь великомученице Злате Мегленской, глас 4

А́гница Твоя́, Иису́се, Зла́то,/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́,/ и Тебе́ и́щущи страда́льчествую,/ и сраспина́юся и спогреба́юся креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди,/ я́ко да ца́рствую в Тебе́, и умира́ю за Тя,/ да и живу́ с Тобо́ю,/ но я́ко же́ртву непоро́чную приими́ мя, с любо́вию поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами,// я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Агница Твоя, Иисусе, Злата взывает громогласно: «Тебя, Жених мой, люблю, и, Тебя ища, страдаю, и распинаюсь и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении, и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе, и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою; но, прими меня как жертву непорочную, с любовью принесенную Тебе!» По ходатайствам ее, как Милостивый, спаси души наши.

Кондак великомученице Злате Мегленской, глас 2

Храм Твой всечестны́й,/ я́ко цельбу́ душе́вную обре́тше, вси ве́рнии/ велегла́сно вопие́м ти:/ де́во му́ченице Зла́то, великоимени́тая,// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

Перевод: Храм твой всесвященный обретя, как исцеление для душ, все мы, верные, громогласно взываем тебе: «Дева мученица Злата, чье имя славно, Христа Бога моли непрестанно о всех нас!»

Величание великомученице Злате Мегленской

Велича́ем тя,/ страстоте́рпица Христо́ва Зла́то,/ и чтим честно́е страда́ние твое́,/ я́же за Христа́// претерпе́ла еси́.

Святая великомученица Злата Могленская

Великомученица Злата (Хриса , Хри ́ сия) Могленская (Меглинская), жившая во второй половине XVIII века в небольшом болгарском селе Сла­ти­но (Мо­глен­ская епар­хия) , почитается Сербской и Болгарской церковью как великомученица . Бол­га­рия в это вре­мя на­хо­ди­лась под игом ту­рок.

В 1795 г. её замучили турки-османы за отказ отречься от Христа.

Один из мучителей обещал на ней жениться, если она примет ислам, но девушка была непреклонна. Хри­сто­ва му­че­ни­ца, пре­тер­пе­вая та­кие страш­ные му­че­ния, ко­то­рые мог­ли бы сло­мить и са­мых храб­рых муж­чин, оста­ва­лась му­же­ствен­ной, укреп­ля­е­мая си­лой Кре­ста и сер­деч­ной лю­бо­вью ко Хри­сту.

Узнав, что ря­дом в то вре­мя на­хо­дил­ся игу­мен свя­то­гор­ско­го Став­ро­ни­кит­ско­го мо­на­сты­ря отец Ти­мо­фей, ко­то­рый был её ду­хов­ным от­цом (и ко­то­рый поз­же пе­ре­ска­зал её стра­да­ния), она пе­ре­да­ла ему через од­но­го хри­сти­а­ни­на прось­бу мо­лить­ся о ней Бо­гу, чтобы она бо­го­угод­но за­кон­чи­ла по­двиг му­че­ни­че­ства. Святая Зла­та, по­стра­дав­шая и про­си­яв­шая, как зо­ло­то в пла­виль­ной пе­чи, пре­да­ла свою свя­тую ду­шу в ру­ки Бес­смерт­но­го сво­е­го Же­ни­ха, при­няв двой­ной ве­нец дев­ства и му­че­ни­че­ства.

26 октября 1912 года, во время восстания сербов против турок в городе Скопье, принадлежавшем тогда Сербии, Злата явилась перед сербским войском, укрепив дух воинов.

В результате, сербы одержали победу. Это чудесное явление великомученицы вспоминается сегодня и Русской Православной Церковью. На иконах она изображена обычно в болгарском или македонском национальном свадебном наряде.

ДНИ ПАМЯТИ

  • 31 октября
  • 26 октября – Воспоминание чуда в Скопье

Тропарь великомученице Злате Мегленской, глас 4

А́гница Твоя́, Иису́се, Зла́то,/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́,/ и Тебе́ и́щущи страда́льчествую,/ и сраспина́юся и спогреба́юся креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди,/ я́ко да ца́рствую в Тебе́, и умира́ю за Тя,/ да и живу́ с Тобо́ю,/ но я́ко же́ртву непоро́чную приими́ мя, с любо́вию поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами,// я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак великомученице Злате Мегленской, глас 2

Храм Твой всечестны́й,/ я́ко цельбу́ душе́вную обре́тше, вси ве́рнии/ велегла́сно вопие́м ти:/ де́во му́ченице Зла́то, великоимени́тая,// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

Величание великомученице Злате Мегленской

Велича́ем тя,/ страстоте́рпица Христо́ва Зла́то,/ и чтим честно́е страда́ние твое́,/ я́же за Христа́// претерпе́ла еси́.

Молитва великомученице Злате Мегленской

О, пресла́вное прозябе́ние ро́да Болгарскаго, солнцезрачная деви́це, багряни́цею крове́й свои́х украше́нная, предо́брая ма́ти на́ша, великому́ченице Зла́то! Услы́ши ча́д твои́х с любо́вию к тебе́ ны́не прибега́ющих и ма́лое сие́ моле́ние на́ше приими́, и Го́споду Бо́гу на́шему благоприя́тно сотвори́.

Согреши́хом бо и беззако́нновахом, и недосто́йны есмы́ зре́ти высоту́ небе́сную от мно́жества непра́вд на́ших — свя́зани есмы́ у́зами грехо́вными и николи́же во́ли Созда́теля на́шего сотвори́хом, ниже́ сохрани́хом повеле́ний Его́; те́мже преклоня́ем коле́на сокруше́нна и смире́нна се́рдца на́шего ко Творцу́ и Спа́су своему́ и твоего́ ма́терняго заступле́ния к Нему́ про́сим.

Воздви́гни ру́це твои́, кра́сная девому́ченице, любве́ Христо́вы сосу́де всезлаты́й, и вку́пе с Пречи́стою Богоро́дицею и все́ми святы́ми ро́да на́шего Зижди́теля все́х умоли́, да ниспо́слет ми́лость Свою́ на многострада́льную страну́ на́шу, шата́ние люде́й да умири́т, го́рькия собла́зны церко́вныя да утоли́т, отступи́вшия от Ве́ры Правосла́вныя све́том И́стины Своея́ да просвети́т, ста́рыя да умудри́т, ю́ныя да наста́вит, от растле́ния нра́вов и от сете́й ерети́ческих до́бре и́х сохраня́я, младе́нцы млеко́м благоче́стия да воспита́ет, все́х же на́с ба́нею покая́ния да обнови́т.

Умоли́, о, златонравная ма́ти, кра́сный цве́те де́вства и му́чеников удобре́ние, Го́спода и Спа́са на́шего, да пода́ст на́м ду́х смире́ния и кро́тости, ду́х целому́дрия и послуша́ния, ду́х любве́ нелицеме́рныя, и да упра́вит у́м на́ш, и се́рдце на́ше в пра́вой ве́ре да укрепи́т, я́ко да И́стиною наставля́еми и любо́вию осиява́еми, ти́хое и ми́рное зде́ поживе́м житие́ во вся́ком благоче́стии и чистоте́.

Моли́ся, о, великому́ченице сла́вная, сладча́йшая ма́ти на́ша Зла́то, Тро́ице Преблагослове́нней, да изба́вит ны́ от вся́каго обстоя́ния, и от вся́каго наве́та вра́жия безбоязненны на́с да сохрани́т, да ни ра́нами, ниже́ преще́нием устраша́еми, до конца́ ве́рни Христу́ Жениху́ на́шему пребу́дем, и та́ко со благо́ю наде́ждею и и́стинным увере́нием к та́мошнему ми́ру по́йдем, богоприя́тное твое́ заступле́ние призыва́юще и Пребоже́ственную Тро́ицу: Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, вы́ну хва́ляще и благословя́ще, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

В ГОСТЯХ У КУДЕСНИЦЫ

ПРИВЕТСТВУЮ ТЕБЯ,МОЙ ГОСТЬ! Я ДУМАЮ НАЙДЕШЬ В МОИХ ВЛАДЕНИЯХ ОТВЕТЫ НА СВОИ ВОПРОСЫ. А КОЛДОВАТЬ МЫ БУДЕМ СОЗДАВАЯ КРАСОТУ ИЗ НИЧЕГО,ИЗ ПОДРУЧНЫХ НЕВЗРАЧНЫХ,НЕКЧЕМНЫХ МАТЕРИАЛОВ.

no copi

Pages

среда, 26 октября 2011 г.

* Мученица Злата (Хриса) Могленская *

Святая великомученица Злата (Хриса) Могленская

Святая великомученица Злата (Хриса) Могленская родилась и жила в болгарском селении Слатино, Могленской епархии († 1795). Болгария в это время находилась под игом турок.
С юности Злата отличалась необычайной силой характера, твердой верой во Христа, целомудрием и красотой. Местный турок неоднократно пытался прельстить девушку и заставить ее принять ислам. Но ни уговоры, ни угрозы, ни чудовищные пытки, продолжавшиеся в течение многих месяцев, не сломили духа славной исповедницы Христовой.

Русская Православная Церковь
http://www.mospat.ru/calendar/
Среда, 13 октября (ст.ст.) 26 октября 2011 (нов. ст.)

*
=============

Читать еще:  40 дней когда поминать

============
Великомученица Злата (Хриса) Мегленская
Дни памяти: Октябрь 13 (Прославление), Октябрь 18 (Преставление)

Святая великомученица Злата Могленская родилась и жила в болгарском селении Слатино, Могленской епархии (+ 1795). Болгария в это время находилась под игом турок.
С юности Злата отличалась необычайной силой характера, твердой верой во Христа, целомудрием и красотой. Местный турок неоднократно пытался прельстить девушку и заставить ее принять ислам. Но ни уговоры, ни угрозы, ни чудовищные пытки, продолжавшиеся в течение многих месяцев, не сломили духа славной исповедницы Христовой

===========
Святая мученица Злата (Хриса) Могленская

Сия преподобномученица и чистая невеста Небесного Царя Христа Бога Злата (или по-гречески Хриса) была из местечка Меглен. Будучи бедной по происхождению как дочь безвестного и небогатого христианина, имевшего четырех дочерей, она была богата собственными природными достоинствами: горячей верой в Бога, девством, целомудрием и телесной красотой, ради которых она и удостоилась венца мученического.

Один из местных турков, видя ее необыкновенную красоту, разжегся в сердце своем сатанинской страстью и стал искать случая, чтобы совершить свой злой замысел. И однажды, когда святая вышла с подругами из дома, он взял с собою знакомых турков, схватил ее и привел к себе в дом. И в первую очередь он начал заискивать перед святой многими обещаниями, пытаясь поколебать ее мысли и обратить в свою веру. Турок говорил, что, если она примет ислам, он возьмет ее в жены, если же она не подчинится, он причинит ей большие мучения. И Злата, золотая и по душе и по имени, услышав такие слова, нисколько не испугалась, но мысленно призывая имя Господа Иисуса Христа себе на помощь, со многим дерзновением ответила: «Я верую и поклоняюсь Христу моему и Его считаю Женихом своим, Которого никогда не отвергнусь, если и тысячи мучений мне причините и на мелкие кусочки тело мое растерзаете».
Агаряне, слыша это и понимая, что они сами не смогут убедить святую, использовали и другое средство: зная, что по природе женщины более искусны в уговорах, они передали святую своим женам, заповедав им любым способом убедить ее. Взяв мученицу, какие только средства не использовали женщины, полгода постоянно склоняя святую в свою веру, но напрасно трудились, поскольку блаженная Злата была утверждена на неподвижном камне веры Христовой. Тогда, позвав родителей и сестер святой, угрозой заставили их убеждать дочь принять ислам, иначе и ее убьют, и их накажут.
Родители и сестры, нехотя пришедши к мученице, ибо страх заставил их это сделать, стали говорить все то, что может размягчить и самую черствую душу. Они плача говорили: «Дочь возлюбленная, пожалей себя и нас, твоих родителей и сестер, поскольку мы все в опасности погибнуть из-за тебя, и отрекись от Христа только видимо, чтобы помочь и себе и нам, а Христос Милостив и простит тебе этот грех как вынужденный».
И здесь да представит себе каждый, какую великую и жестокую брань воздвиг дьявол, чтобы искусить святую, и к каким чувствам и переживаниям могли привести мягкую девушку слезы матери и отца и единоутробных сестер, проливаемые перед ней. Но мужайтесь, возлюбленные, победила сила Христова и эту брань и уловку дьявола, поскольку мужеумная и великодушная Злата, разжигаемая внутренним огнем любви Христовой, нисколько не склонилась, как того ожидало естество, на слова и слезы родителей и сестер, но став выше плоти и крови и вне законов естества, сказала родителям и сестрам эти, достойные удивления, мудрые слова: «Вы, поскольку меня склоняете отречься от Христа истинного Бога, не являетесь более моими родителями и сестрами, и я не хочу знать вас за таковых впредь, но вместо вас я имею Отцом Господа моего Иисуса Христа, Матерью Госпожу мою Богородицу, братьями же и сестрами всех святых». И с таким ответом она их оставила.
О великодушное мужество! О истинная любовь Божия! О мудрость, достойная небесной хвалы! Воистину, братья, на этой святой исполнилось то, что говорил святой Давид: Отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя (Пс. 26, 10). И то, что говорил Господь: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир пришел я принести, но меч. Ибо Я пришел разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его (Мф. 10, 34-36).
Видя же иноверные, а с ними и тот злой влюбленный в девицу, что они ничего не достигли и не отклонили святой от веры во Христа даже и теми средствами, какие использовали, они оставили уговоры и слова и начали мучить святую. Целых три месяца ее били каждый день. Потом, содрав с нее кожу и вырезав из кожи ремни, оставили их развешанными вокруг мученицы, чтобы она испугалась, видя их. Кровь текла ручьями из ее девического тела, так что вся земля вокруг стала красной. После чего, раскалив острие, они пронзили через уши насквозь голову святой , так что дым выходил из ее носа и рта.
Христова же мученица, претерпевая такие страшные мучения, которые могли бы сломить и самых храбрых мужчин, оставалась мужественной, укрепляемая силой Креста и сердечной любовью ко Христу. Узнав, что рядом в то время находился игумен святогорского Ставроникитского монастыря отец Тимофей, который был ее духовным отцом (и который позже пересказал ее страдания), она передала ему через одного христианина просьбу молиться о ней Богу, чтобы она богоугодно закончила подвиг мученичества.
В конце концов жестокие и зверонравные, или, лучше сказать, и зверей превосходящие в жестокости агаряне, не удовлетворившись теми муками, какие причинили святой, но дивясь, что она все еще жива и не умирает, настолько озлобились, что не смогли победить одну девицу, они повесили агницу Христову на дикой груше и, окружив со всех сторон кинжалами, растерзали по частям тело святой. И, таким образом, благая Злата, пострадавшая и просиявшая, как золото в плавильной печи, предала свою святую душу в руки Бессмертного своего Жениха, приняв двойной венец девства и мученичества. И ныне она радуется и веселится в небесных чертогах с мудрыми девами и мучениками, предстоя одесную Жениха своего Христа и Ему во веки веков соцарствуя. Мученические и девственные мощи святой тайно взяли некие христиане и похоронили их с честью. Ее же молитвами да удостоимся и мы Царствия Небесного. Аминь.

Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
http://alchevskpravoslavniy.ru/about

*
=============

Γεννήθηκε στὸ χωριὸ Σλάτενα (σημερινὴ Χρυσῆ) τῆς ἐπαρχίας Ἀλμωπίας Νομοῦ Πέλλης. Ὁ πατέρας της ἦταν φτωχὸς καὶ εἶχε τέσσερις θυγατέρες. Ἡ Χρυσὴ ἦταν ὡραῖα στὸ σῶμα καὶ στὴν ψυχή.

Κάποτε, ἐνῶ βρισκόταν μαζὶ μὲ ἄλλες γυναῖκες στοὺς ἀγροὺς καὶ μάζευε καυσόξυλα, τὴν ἀπήγαγε κάποιος Τοῦρκος καὶ τὴν μετέφερε στὸ σπίτι του. Ὁ Τοῦρκος προσπάθησε μὲ κολακεῖες νὰ τὴν ἐξισλαμίσει καὶ νὰ τὴν κάνει γυναίκα του. Ἡ Χρυσῆ ὅμως ἀντιστάθηκε καὶ δυναμικὰ ἀπάντησε: «Ἐγὼ τὸν Χριστὸ μόνο γνωρίζω γιὰ νυμφίο μου, ποὺ δὲν θὰ ἀρνηθῶ καὶ ἂν ἀκόμα μὲ κομματιάσεις». Οἱ γονεῖς καὶ οἱ συγγενεῖς της Χρυσῆς, μὲ ἐξαναγκασμὸ τῶν Τούρκων, τὴν παρακαλοῦσαν νὰ δεχτεῖ τὸν μωαμεθανισμὸ γιὰ νὰ σωθεῖ. Ἀλλὰ ἡ μεγαλόψυχη Χρυσῆ τοὺς ἀπάντησε ὅτι: «πατέρα ἔχω τὸν Κύριό μου Ἰησοῦ Χριστό, μητέρα τὴν Κυρία Θεοτόκο, ἀδελφοὺς δὲ καὶ ἀδελφὲς ἔχω τοὺς Ἁγίους καὶ τὶς Ἁγίες της Ἐκκλησίας μας».
Μπροστὰ λοιπὸν στὴ σταθερότητα τῆς Χρυσῆς, οἱ Τοῦρκοι ἀπάντησαν μὲ φρικτὰ βασανιστήρια. Τελικὰ στὶς 13 Ὀκτωβρίου 1795, κατέκοψαν τὸ σῶμά της μὲ μαχαίρια καὶ ἔτσι πανάξια ἔλαβε τὸ στεφάνι τοῦ μαρτυρίου ἀπὸ τὸν Νυμφίο Χριστό.
*
==============

Ἀπολυτίκιον. Ἦχος γ’. Θείας Πίστεως.
Σκεῦος χρύσεον, τῆς παρθενίας, καὶ ἀκήρατος, νύμφη Κυρίου, ἐχρημάτισας Χρυσῆ καλλιπάρθενε· τὴν γὰρ ἁγνείαν ἀμέμπτως φυλάττουσα, ὐπὲρ Χριστοῦ θεοφρόνως ἐνήθλησας· Μάρτυς ἔνδοξε, ἱκέτευε τὸν Νυμφίον σου, δωρήσασθε ἡμῖν τὸ μέγα ἔλεος.

Κοντάκιον. Ἦχος δ’. Ἐπεφάνης σήμερον.

Χρυσωθεῖσα Πνεύματι, Τῷ Παναγίῳ, τὴν ἁγνείαν ἔφθορον, τὴν σὴν ἐτήρησας Χριστῷ, καὶ ὑπὲρ φύσιν ἠγώνισαι, παρθενομάρτυς, Χρυσῆ ἀξιάγαστε.

Μεγαλυνάριον.
Τὴν Παρθενομάρτυρα τοῦ Χριστοῦ, τὴν κεχρυσωμένην, σώματί τε καὶ τῇ ψυχῇ, Χρυσῆν τὴν ἁγίαν, αἰνέσωμεν βοῶντες· χαῖρε νύμφη Κυρίου, ἁγνὴ καὶ πάγχρυσε.

Воспоминание чуда вмц златы хрисы в скопье

Иверской иконы Божией Матери (перенесение в Москву в 1648 г.). Мчч. Карпа, еп. Фиатирского, Папилы диакона, Агафодора и мц. Агафоники (251). Сщмчч. Иннокентия и Николая пресвитеров (1937).

Прп. Вениамина Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Флорентия (I-II). Мч. Вениамина диакона (421-424). Прп. Никиты исп. (ок. 838). Свт. Мелетия, патриарха Александрийского (1601). Воспоминание чуда вмц. Златы (Хрисы) в Скопье (1912).

Седмиезерной иконы Божией Матери (XVII).

Иверская икона Божией Матери (перенесение в Москву в 1648 г.). Об этой иконе сведения приведены в день ее празднования 12 февраля. В царствование Алексея Михайловича, при Патриархе Никоне, в бытность его тогда еще архимандритом Новоспасского монастыря, по его желанию, в 1648 г. был привезен в Москву список с этой иконы, совершенно сходный с подлинником и прославился в Москве многими чудотворениями. Этот образ находится ныне в Иверской часовне, в Воскресенских воротах Китай-города и является одной из святынь русского народа. По традиции православные русские люди, пришедшие в Москву, обязательно отправлялись помолиться в часовню перед иконой Иверской Божией Матери.

В 1929 г. часовня была разрушена еврейскими большевиками, восстановлена по воле Божией в 1990-х годах.

Мчч. Карп, еп. Фиатирский, Папила диакон, Агафодор и мц. Агафоника (251).

Святые мученики Карп и Папила родились в городе Пергаме (в северо-западной части Малой Азии) от благочестивых родителей и вели добродетельную жизнь. Оба они довольствовались в пищи и питии только самым необходимым, да и необходимого они употребляли столь мало, что отличались от ангелов только плотью. За добродетельную жизнь им было вручено церковное управление. Карп был поставлен епископом, и проповедовал слово Божие жителям Фиатиры (город в Лидии). Папила же, которого Карп почтил степенью диакона, обнаружил ревность в трудах, согласно своему званию.

Слава о святых Карпе и Папиле распространилась по всем окрестным странам. Поэтому к ним стало стекаться великое множество народа, который, слушая их учение, обращался в христианство. Но по козням дьявола, на святых был сделан донос нечестивому царю Декию (249-252). Декий, услышав, что Карп и Папила не только не покланяются, но проклинают их богов и следуют христианскому учению, сильно разгневался и послал в Азию советника своего Валерия – ревностного язычника и жесткого человека. Валерий, получив полную власть над судьбой святых, прибыл на место, где они жили, и решил принести жертвы богам своим. Для этого он повелел, чтобы все жители Фиатирской страны немедленно собрались на место жертвоприношения для поклонения богам, но среди них не оказалось двух христиан, Карпа и Папилы. Валерий приказал привести их к нему и потребовал от них принесения жертвы богам. Они отказались и выразили свою верность Богу истинному. Тогда на шеи их возложили железные цепи и стали водить их нагими по всему городу, но сломить не смогли. Мучитель приказал отдать на разграбление клеветникам их имения, а самих их привязать к коням и гнать в Сардис (город в Лидии, в западной части Малой Азии). Тяжел был путь тот для доблестных страдальцев. Следовал за ними и раб святых мучеников, блаженный Агафодор. В Сардисе они провели ночь в молитвах и в видениях их укрепляли ангелы.

Читать еще:  Воспоминания о папе которого нет в живых

Валерий прибыл в Сардис в надежде, что страдальцев после мучений, которые они претерпели в пути, будет легче склонить к безбожию. Но, увидев, что они остались духом крепки и сердцем безбоязненны, отдал Карпа и Папилу под стражу, а славного Агафодора, растянув на земле, стали беспощадно бить воловьими жилами. Но он переносил мучения с твердостью, укрепляясь мыслью, что он страдает за Христа, и Господь принял его душу во время этих мучений. Тело святого мученика было брошено на съедение зверям, но с наступлением ночи верующие предали его погребению.

Не устрашив святых Карпа и Папилу мучением и смертью их слуги св. Агафодора, мучитель приказал опять привязать их к коням и гнать в город Пергам. И снова они претерпевали великие мучения и страдания. Ночью, в темнице, страдая от ран и тяжелых оков, они возносили молитвы Богу. И Господь вновь благоволил посетить их ангелу, который исцелил им от раны и наполнил сердца Божественной радостью. На следующий день мучитель, видя их терпение, обложил тела святых тяжкими железными оковами и погнал мучеников в еще более далекий путь. После этого мучитель устроил снова судилище, но, по-прежнему не сумев принудить к поклонению идолам св. Карпа, стали его бить терновыми розгами, ему опаляли свечами раны, посыпали их солью. Но святой видел в это время небеса отверстыми, Господа, сидящего на престоле, Херувимов и Серафимов вокруг Него, и видение это укрепляло его.

Вызвав на суд св. Папилу, Валерий начал расспрашивать его о происхождении и роде занятий. Папила, помимо прочего, сообщил, что он владеет искусством врачевания тела и души, которое подается свыше от Бога. Судья сказал в ответ, что искусство врачевания может исходить только от изучения учения Галина и Гиппократа, которым оно было дано от богов. Тогда Папила предложил постичь истину испытанием на деле. Он предложил исцелить одного из приближенных советника, слепого на один глаз, силою богов. Призванные жрецы не смогли выполнить этого. Тогда раб Божий, Папила, возвел к небесам очи телесные и душевные и призвал милосердного Господа; потом прикоснулся своею рукою к слепому оку, сотворил над ним крестное знамение, и око тотчас прозрело. Человек тот просветился также и душевными очами, уразумев силу Единого Бога, Иисуса Христа, и уверовал в Него. Также уверовали и многие другие, наблюдавшие это чудо. Но Валерий напротив воспылал еще большим гневом и велел привязать Папилу к дереву и бить нещадно. Видя его терпение, мучитель велел опалять его раны огнем и бросать в него камнями. Но Христос исцелял раны мученика.

Через некоторое время, не добившись от мучеников покорности, мучитель повелел рассыпать по земле черепки и железные гвозди; на них положили их обоих, и начали влачить, осыпая ударами. После этого он собрал лютых зверей и устроил зрелище. На мучеников была сначала выпущена медведица, а затем лев, но звери не тронули их.

Наконец, убедившись в напрасности своих усилий, мучитель обул их в железные сапоги, наполненные острыми гвоздями, и заставил бегать в них. Потом разожгли печь и бросили в нее святых. Вместе с ними вошла в печь и блаженная Агафоника, сестра св. Папилы, пожелав быть участницей в тех же подвигах и умереть за Христа. Но огненная печь не только не опалила их, но, силою Христовою, обратилась в прохладное место, ибо сошел великий дождь, погасил огонь и остудил печь. После этого их всех усекли мечом, а тела выброшены. Верующие взяли их и с честью похоронили.

Иннокентий (Кикин) и

Николай (Ермолов) пресвитеры (1937): Новомуч.

Мч. Флорентий, ученик апостольский из Солуни (I-II). Св. мученик Флорентий родом был из Солуни. Будучи христианином и ревнителем истинного благочестия, он порицал и обличал веру в ложных языческих богов и проклинал служение им. В то же время, наставляя всех истинной вере Христовой, он утверждал в ней христиан и убеждал их исполнять заповеди Божии. За это Флорентий взят был на суд к начальнику страны той, но на допросе открыто исповедал веру в Господа Бога нашего Иисуса Христа, а языческих богов называл деревом, камнями, золотом, серебром, медью и железом, бездушными и бесчувственными идолами. Этим он привел в ярость правителя той страны и был осужден им на мучения. Его подвергли жестокому биению, строгали острыми орудиями его тело, после чего он был брошен на разожженный под ним большой огненный костер, в котором он с радостью, молясь и благодаря Бога, скончался.

Мч. Диоскор (284-305).

Мч. Вениамин диакон (421-424). Св. диакон Вениамин жил в царствование персидского царя Издигерда (399-420). Обратив в христианство многих персов-язычников, он был оклеветан, схвачен, подвергнут жестоким биениям и посажен в темницу, в которой провел два года. Один грек, посланный к персидскому двору, узнав о постигшей Вениамина участи, просил царя отпустить его. Царь согласился исполнить эту просьбу, если Вениамин даст обещание не обращать персов в христианство. Проситель от лица Вениамина дал это обещание. Но Вениамин, узнав о том, отверг его. Тогда царь приказал заострить двадцать спиц и вонзить их святому Вениамину под ногти рук и ног. После этого, видя, что святой вменяет себе эти страдания как бы в некую радость, царь подверг его еще большим и нестерпимым мучениям, и, наконец, велел пронзить его толстым суковатым колом, после чего этот доблестный подвижник предал дух Богу.

Память его празднуется также 31 марта.

Прп. Никита исп. (ок. 838). Св. Никита родился в Пафлагонии (в северной части Малой Азии) от благочестивых родителей. Он был дальним родственником императрицы Феодоры, жены императора Феофила иконоборца. После обучения, 17 лет от роду, Никита пришел в Константинополь. В то время императорский престол занимала супруга умершего императора Льва IV (775-780) Ирина за малолетством своего сына Константина VI Порфирородного (780-802). Принятый на царскую службу Никита в скором времени возвысился, возведен был в патрицианское достоинство и сделан смотрителем над всем царским дворцом, а потом поставлен начальником войск в Сицилии. Но в то же время Никита сознавал всю тщету и суетность мирских званий и благ, и возымел желание принять иноческий постриг. Но император Никифор (802-811), ценя заслуги Никиты перед государством, не хотел отставить его от занимаемой должности. Когда же вступил на царство Михаил Рангав (811-813), Никита выпросил у него дозволение оставить свою службу и постричься в монашество (около 813 г.). Однако ему не позволено было при этом удалиться из столицы. Но император велел дать ему помещение в так называемой Хрисоникии (в азиатской части Константинополя), где он должен был находиться постоянно. В этой обители св. Никита оставался безвыходно до царствования императора-иконоборца Льва Армянина (до 820 г.). Когда же св. Никита увидел поругания, каким подвергались святые иконы от этого беззаконного царя, то оставил Константинополь и вступил в число низшей братии одного пригородного монастыря. Между тем иконоборцы, проведав, что у него есть икона Спасителя, которую он приобрел в Риме, донесли о том императору. К Никите посланы были чиновники, которые угрозами принуждали его выдать эту икону. Но, так как св. Никита отказался выдать ее, то они разыскали одного инока, который указал им, где находится святая икона. Тогда они вошли в церковь и, взяв св. икону, всячески надругались над ней. Кощунство это привело Никиту в великую скорбь. Не довольствуясь тем, царские посланцы, уходя из обители, запретили ему выходить оттуда под, каким бы то ни было, предлогом. Впоследствии, когда на царский престол вступил другой иконоборческий государь – Феофил (в 829 г.), к преподобному послан был один царедворец, по имени Феодосий, который при всех собравшихся, под угрозой изгнания, требовал от него признания иконоборческого патриарха Антония I (821-832) и отвержения иконопочитания. Но святой ответил: «Не перестану никогда покланяться иконе Христа и Бога моего, а Антония назову не патриархом, а прелюбодеем и преступником… Ты же делай, что хочешь».

За этот мужественный подвиг веры, св. Никита был тотчас изгнан из обители. Воздав благодарение Богу и взяв с собою троих из братии, он отправился в другую обитель, где провел великий пост и время до Пятидесятницы, а затем оставил и эту обитель. После многих скитаний и невзгод, он поселился, наконец, в одном приморском монастыре, где и окончил жизнь свою на 76-м году от рождения. Как при жизни, так и по смерти он совершил много чудес.

Прп. Вениамин Печерский (XIV). В миру он был богатым купцом, но, размышляя об изречении: «Кто говорит ложь, погибнет» (Притч. XIX, 10), он отнес их к себе и услышал слова Спасителя: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. XIX, 23). Раздал имение свое и поступил в Печерскую обитель. Жил в подвигах молитвы, послушания и нищеты.

Свт. Мелетий (Пигас), патриарх Александрийскй (1601).

Свт. Антоний, архиеп. Чкондидский (1815), и его ученик св. Иаков.

Прославление вмц. Златы (Хрисы) Могленской (1912). Святая великомученица Злата Могленская родилась и жила в болгарском селении Слатино, Могленской епархии. Болгария в это время находилась под игом турок.

С юности Злата отличалась необычайной силой характера, твердой верой во Христа, целомудрием и красотой. Местный турок неоднократно пытался прельстить девушку и заставить ее принять ислам. Но, ни уговоры, ни угрозы, ни чудовищные пытки, продолжавшиеся в течение многих месяцев, не сломили духа славной исповедницы Христовой. За это она была изрублена турками на мелкие части в 1795 г.

Память ее празднуется также 18 октября в день преставления.

Седмиезерная икона Божией Матери (XVII). Эта чудотворная икона Пресвятой Богородицы находилась в Седмиезерной Богородицкой пустыни Казанской епархии, в 17 верстах от Казани. По изображению своему она есть Смоленская («Одигитрия»). В царствование Михаила Феодоровича, в 1615 г., она перенесена была из Великого Устюга в пустынь основателем этой обители, монахом Евфимием. От монастыря икона Смоленская получила свое название Седмиезерной. Память этого перенесения ознаменована празднованием в честь Седмиезерной иконы 13 (26) октября. Со времени принесения иконы, которая прославлена чудотворениями еще в Устюге, Седмиезерная пустынь сделалась местом стечения множества богомольцев. Здесь икона ознаменовала себя многими чудотворениями, по молитвам перед нею народа прекращались эпидемии моровой язвы в Москве и Казани. Празднование образу осуществляется также 26 июня (9 июля) и 28 июля (10 авг.). Сейчас чудотворная икона находится в Петропавловском кафедральном соборе г. Казани.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector