11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспоминаньем упоенный пушкин анализ

«Воспоминание» (Когда для смертного умолкнет шумный день…), анализ стихотворения Пушкина

История создания

Стихотворение «Воспоминание» написано 19 мая 1828 года в Петербурге и напечатано в альманахе «Северные цветы» 1829 года.

В черновом варианте стихотворение было длиннее более чем в два раза. Из 36 строчек Пушкин оставил только первые 16. В таком виде стихотворение оказалось даже более целостным, чем в первоначальном варианте. Первые названия – «Бессонница», «Бдение».

Отброшенная часть конкретизирует воспоминания лирического героя. Ему приходит на ум только плохое: измены, обиды, клевета, зависть. В этот период жизни Пушкин разочарован и подавлен. Расправа с декабристами и политическая реакция угнетают поэта.

Литературное направление, жанр

Вопрос о литературном направлении, к которому можно отнести стихотворение, очень непрост. Его лирический герой – романтик. Ночь для романтика – время философских рассуждений. Во время бессонницы он мучится угрызениями совести, причина которых заключена в его прошлом. Он с отвращением вспоминает о былом, трепещет, проклинает и жалуется.

Но тот факт, что Пушкин отбрасывает конкретные и весомые жалобы, дающие такую отраду романтическому сознанию, свидетельствует скорее в пользу реализма. В отвергнутой автором части не хватает кульминации. Романтический герой все переживания сводит к романтическим любовным историям и смерти возлюбленных, к тайнам «счастия и гроба». Лирический герой Пушкина, хоть и угнетён, но не сломлен: «Но строк печальных не смываю». Он принимает прошлое, переживает воспоминания, но не погружается в них с головой. То, что Пушкин не напечатал конец стихотворения, говорит о позиции реалиста.

Стихотворение относится к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Всё стихотворение – это только одно предложение с разными видами связи. Может быть, потому Пушкин и отверг его конец, что стихотворение, по замыслу автора, должно было читаться на едином дыхании.

Первая строфа описывает время действия и начинается словом «когда». Но она указывает и на место действия. «Полупрозрачная тень ночи» — это белые петербургские ночи.

Последняя строчка кульминационная. Лирический герой не может или не хочет (толкование равноценно) освободиться от горестного прошлого, мешающего ему в настоящем. Дальнейшая конкретизация воспоминаний снижала бы поэтическое напряжение.

Тема стихотворения – тяготящие человека тяжёлые воспоминания. Основная мысль в невозможности избавиться от мрачных воспоминаний. Они предначертаны судьбой, неизбежны. Человек, охваченный ими, подобен древнегреческому герою, зависящему от воли судьбы, которой можно только подчиниться и нельзя противиться.

Размер и рифмовка

В стихотворении чередуются шестистопный и четырёхстопный ямб. Такое чередование делает речь тяжеловесной и торжественной. Это ощущение усиливается пиррихиями. Мужская рифма в длинных строчках чередуется с женской в коротких. Рифмовка перекрёстная.

Тропы и образы

Высокий стиль создаётся старославянизмами стогны (улицы) града, влачатся, бденье. Дальше торжественный настрой поддерживается словами высокого стиля: угрызенья, трепещу.

С первой строчки стихотворение отсылает читателя к античным образам. Смертный здесь кукла в руке судьбы, богов. Длинный свиток воспоминаний, разворачивающийся перед лирическим героем, — это и библейская книга жизни, в которой записаны все дела человека, и нити жизни, которые прядут мойры (парки). Таким образом, в стихотворении, как и в русской культуре 19 века, соединяются библейские и античные образы.

В стихотворении есть лексические группы слов, обозначающих длину: влачиться, томительный, бездействие, змеи сердечной угрызенья, развивать, длинный свиток. Другая лексическая группа определяет сильные отрицательные эмоции: угрызенья, подавленный тоской ум, тяжкие думы, отвращение, трепетать, проклинать, горько жаловаться, горько слёзы лить, печальные строки. Образы обеих групп создаются с помощью эпитетов и метафор.

Эпитеты важны в начале стихотворения для создания контраста дня и ночи: шумный день – немые стогны града, полупрозрачная ночи тень. Конец стихотворения очень динамичен. Последняя строфа состоит из однородных сказуемых – глаголов, обозначающих душевную работу героя: трепещу, проклинаю, жалуюсь, слёзы лью. Трём строкам противопоставлена кульминационная последняя: но строк печальных не смываю.

Анализ стихотворения «Воспоминание» Пушкина

Стихотворение “Воспоминание” одно их самых мрачных в истории пушкинского творчества. Краткий анализ “Воспоминание” по плану поможет ученикам 9 класса понять, почему. Использовать разбор на занятиях по литературе можно в качестве основного или дополнительного материала.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Воспоминание.

История создания – произведение было написано в 1828 году, а опубликовано год спустя, в 1829-м в альманахе “Северные цветы”.

Тема стихотворения – неприятные воспоминания, которые тяготят человека.

Композиция – одночастная. Замысел автора был таком, что произведение должно быть прочитано буквально “одним глотком”: в произведении четыре строфы, но это одно длинное предложение.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – чередование четырех- и шестистопного ямба.

Эпитеты“немые стогны”, “полупрозрачная тень”, “дневные труды”, “томительное бденье”, “ночное бездействие”, “тяжкие думы”.

Метафоры – “строк печальных не смываю“, “умолкнет день”, “часы влачатся”, “сердечная змея”, “мечты кипят”, “ум, подавленный тоской”.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Жанр
  5. Средства выразительности

Бонус

  • Тест по стихотворению

История создания

Эти поэтические строки написаны в 1828 году, известна даже более точная дата – 19 мая. В то время поэт пребывал в Петербурге. В печать стихотворение вышло с 1829 году – его выпустили в альманахе “Северные цветы”, но история создания этого стиха не ограничивается сухими фактами.

Черновой вариант стихотворения был значительно длиннее: в чистовике осталось только 16 строк из изначальных 36. Изменилось и название произведения, которое Пушкин изначально планировал назвать “Бдение” или “Бессонница”. Но в результате произведение получилось цельным и действительно читается без пауз, как и задумывал автор.

“Воспоминание” – произведение очень мрачное, что достаточно нехарактерно для пушкинской лирики. Объясняется это тем, что поэт находился под глубоким впечатление от расправы над друзьями-декабристами – теми, кому посвящено это стихотворение – и не мог избавиться от пессимистического настроя.

Пушкин рассказывает о тяжелых воспоминаниях, которые томят человека, делая акцент на том, что от этих воспоминаний невозможно избавиться. Тяжесть, которую человек несет – это бремя судьбы, она ему предначертана и совершенно не зависит от его воли. Как древнегреческий герой, он не может противиться року. Единственный путь – подчинение.

Композиция

С композиционной точки зрения это достаточно простое стихотворение – поскольку оно представляет собой единое предложение, Пушкин использовал одночастную композицию.

В первой строфе он описывает место действия и указывает на время – это ночь в Петербурге. Далее следует описание всего, что чувствует лирический герой, того, что его мучит и вызывает бессонницу. Главной для понимания идеи произведения является последняя строчка – лирический герой не избавляется от прошлого несмотря на то, что оно явно мешает ему в настоящем. Он не может этого сделать: разочарования и горести – это та ноша, которую ему суждено нести.

Читать еще:  Когда поминают что нужно говорить

Это философская лирика, в которой жизнь рассматривается с позиции человека, верящего в судьбу. Он принимает свое прошлое как нечто неизбежное, но это не означает, что все разочарования его сломили.

Стихотворение написано ямбом – четырех- и шестистопная его разновидности чередуются, придавая жалобам лирического героя торжественность и тяжеловесность. Пушкин также использует перекрестную рифмовку и чередование мужской и женской рифмы.

Средства выразительности

Тропы играют важную роль в этом произведении: они задают настроение, делают стиль его написания высоким и ставят эмоциональные акценты. Пушкин использовал:

  • Эпитеты – “немые стогны”, “полупрозрачная тень”, “дневные труды”, “томительное бденье”, “ночное бездействие”, “тяжкие думы”.
  • Метафоры – “ строк печальных не смываю “, “умолкнет день”, “часы влачатся”, “сердечная змея”, “мечты кипят”, “ум, подавленный тоской”.

Они создают образы сильных отрицательных эмоций, испытываемых лирическим героем. Кроме них, важную роль играют также славянизмы, благодаря которым слог становится торжественным и в то же время контрастным. В последней строфе основную работу делают глаголы, которые показывают, какие душевные муки испытывает человек.

Анализ «Воспоминание» Пушкин

Анализ «Воспоминание» Пушкин

«Воспоминание» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Воспоминание» написано 19 мая 1828 года в Петербурге и напечатано в альманахе «Северные цветы» 1829 года.

В черновом варианте стихотворение было длиннее более чем в два раза. Из 36 строчек Пушкин оставил только первые 16. В таком виде стихотворение оказалось даже более целостным, чем в первоначальном варианте. Первые названия – «Бессонница», «Бдение».

Отброшенная часть конкретизирует воспоминания лирического героя. Ему приходит на ум только плохое: измены, обиды, клевета, зависть. В этот период жизни Пушкин разочарован и подавлен. Расправа с декабристами и политическая реакция угнетают поэта.

Литературное направление, жанр

Вопрос о литературном направлении, к которому можно отнести стихотворение, очень непрост. Его лирический герой – романтик. Ночь для романтика – время философских рассуждений. Во время бессонницы он мучится угрызениями совести, причина которых заключена в его прошлом. Он с отвращением вспоминает о былом, трепещет, проклинает и жалуется.

Но тот факт, что Пушкин отбрасывает конкретные и весомые жалобы, дающие такую отраду романтическому сознанию, свидетельствует скорее в пользу реализма. В отвергнутой автором части не хватает кульминации. Романтический герой все переживания сводит к романтическим любовным историям и смерти возлюбленных, к тайнам «счастия и гроба». Лирический герой Пушкина, хоть и угнетён, но не сломлен: «Но строк печальных не смываю». Он принимает прошлое, переживает воспоминания, но не погружается в них с головой. То, что Пушкин не напечатал конец стихотворения, говорит о позиции реалиста.

Стихотворение относится к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Всё стихотворение – это только одно предложение с разными видами связи. Может быть, потому Пушкин и отверг его конец, что стихотворение, по замыслу автора, должно было читаться на едином дыхании.

Первая строфа описывает время действия и начинается словом «когда». Но она указывает и на место действия. «Полупрозрачная тень ночи» — это белые петербургские ночи.

Последняя строчка кульминационная. Лирический герой не может или не хочет (толкование равноценно) освободиться от горестного прошлого, мешающего ему в настоящем. Дальнейшая конкретизация воспоминаний снижала бы поэтическое напряжение.

Тема стихотворения – тяготящие человека тяжёлые воспоминания. Основная мысль в невозможности избавиться от мрачных воспоминаний. Они предначертаны судьбой, неизбежны. Человек, охваченный ими, подобен древнегреческому герою, зависящему от воли судьбы, которой можно только подчиниться и нельзя противиться.

Размер и рифмовка

В стихотворении чередуются шестистопный и четырёхстопный ямб. Такое чередование делает речь тяжеловесной и торжественной. Это ощущение усиливается пиррихиями. Мужская рифма в длинных строчках чередуется с женской в коротких. Рифмовка перекрёстная.

Тропы и образы

Высокий стиль создаётся старославянизмами стогны (улицы) града, влачатся, бденье. Дальше торжественный настрой поддерживается словами высокого стиля: угрызенья, трепещу.

С первой строчки стихотворение отсылает читателя к античным образам. Смертный здесь кукла в руке судьбы, богов. Длинный свиток воспоминаний, разворачивающийся перед лирическим героем, — это и библейская книга жизни, в которой записаны все дела человека, и нити жизни, которые прядут мойры (парки). Таким образом, в стихотворении, как и в русской культуре 19 века, соединяются библейские и античные образы.

В стихотворении есть лексические группы слов, обозначающих длину: влачиться, томительный, бездействие, змеи сердечной угрызенья, развивать, длинный свиток. Другая лексическая группа определяет сильные отрицательные эмоции: угрызенья, подавленный тоской ум, тяжкие думы, отвращение, трепетать, проклинать, горько жаловаться, горько слёзы лить, печальные строки.Образы обеих групп создаются с помощью эпитетов и метафор.

Эпитеты важны в начале стихотворения для создания контраста дня и ночи: шумный день – немые стогны града, полупрозрачная ночи тень. Конец стихотворения очень динамичен. Последняя строфа состоит из однородных сказуемых – глаголов, обозначающих душевную работу героя: трепещу, проклинаю, жалуюсь, слёзы лью. Трём строкам противопоставлена кульминационная последняя: но строк печальных не смываю.

«Воспоминание (Когда для смертного умолкнет шумный день…)» А. Пушкин

«Воспоминание» Александр Пушкин

Когда для смертного умолкнет шумный день,
И на немые стогны града
Полупрозрачная наляжет ночи тень
И сон, дневных трудов награда,
В то время для меня влачатся в тишине

Часы томительного бденья:
В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток;
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.
Я вижу в праздности, в неистовых пирах,
В безумcтве гибельной свободы,
В неволе, бедности, в гонении, в степях
Мои утраченные годы.
Я слышу вновь друзей предательский привет
На играх Вакха и Киприды,
Вновь сердцу . . . . . наносит хладный свет
Неотразимые обиды.
Я слышу . . . . жужжанье клеветы,
Решенья глупости лукавой,
И шепот зависти, и легкой суеты
Укор веселый и кровавый.
И нет отрады мне — и тихо предо мной
Встают два призрака младые,
Две тени милые, — два данные судьбой
Мне ангела во дни былые.
Но оба с крыльями и с пламенным мечом,
И стерегут — и мстят мне оба,
И оба говорят мне мертвым языком
О тайнах счастия и гроба.

Читать еще:  День поминовения усопших 2018 года какого числа

Анализ стихотворения Пушкина «Воспоминание»

Философская тема и интонации печального раздумья объединяют два произведения, созданных поэтом в мае 1828 г.: «Воспоминание» и «Дар напрасный, дар случайный…» Переживая кризисный период, автор приходит к неутешительным выводам, свидетельствующим о душевной опустошенности, праздной тоске и отсутствии жизненных ориентиров.

Первоначальные заглавия «Воспоминания» были связаны с темой вынужденного ночного бодрствования, однако позже Пушкин поменял название, предлагая читателям сосредоточить внимание на эмоциях героя, вызванных прочтением «свитка» собственной жизни. Последний образ особенно интересен. Он отсылает не только к библейскому символу книги жизни: уподобление человеческих судеб процессу прядения нитей восходит к древнегреческим источникам, повествующим о Мойрах, богинях судьбы.

Зачин стихотворения определяет место и время лирической ситуации: большой город, «полупрозрачная тень» белых ночей. Здесь же возникает антитеза, противопоставляющая покой «смертных», награжденных сном за дневные заботы, и бессонницу героя, для которого наступают «часы томительного бденья».

После краткого вступления приходит черед подробному описанию ощущений лирического «я». Оно начинается с оригинальной метафоры, ассоциирующей угрызения совести со змеей. Иносказательный образ дополняется лексикой, обозначающей тоску и уныние, спровоцированные обилием «тяжких дум». Метафора «мечты кипят» передает интенсивность переживаний героя.

Финальный эпизод предваряет развернутая метафорическая конструкция, центральная в образной структуре текста: она трактует воспоминание как жизненный свиток. Чтение последнего усиливает отрицательные эмоции лирического субъекта, которые находят внешнее проявление, выливаясь в горькие жалобы и слезы.

Завершающая строка придает новые оттенки смысла терзаниям лирического субъекта. Осознанный отказ от исправления, вымарывания грустных строк собственной жизни — таков мужественный выбор повзрослевшего героя. Он стыдится своего прошлого, но не чувствует за собой право отказаться от него. Финальная фраза не разрешает внутренний конфликт, но снимает его остроту за счет признания ценности жизненного опыта и ответственности человека за ошибки, совершенные ранее.

Глубокая философская мысль облечена в форму одного сложного предложения, части которого объединены разнотипными синтаксическими связями. Подобное стилистическое решение указывает на силу и напряженность переживания.

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ПУШКИНА "ВОСПОМИНАНИЕ"

allpoetry.ru

Другим родом философской лирики Пушкина после-декабрьского периода были лирические пьесы-признания, одним из лучших образцов которых явилось стихотворение 1828 г. «Воспоминание». Это стихотворение Пушкина — как, впрочем, и многие другие — трудно отнести к жанру чисто философских произведений, но это вовсе не отменяет глубокой связи и этого, и других подобных стихотворений Пушкина с философским направлением в русской поэзии. В своем окончательном печатном варианте «Воспоминание» содержит 16 стихов:

Когда для смертного умолкнет шумный день

И на немые стогны града

Полупрозрачная наляжет ночи тень

И сон, дневных трудов награда,

В то время для меня влачатся в тишине

Часы томительного бденья:

В бездействии ночном живей горят во мне

Змеи сердечной угрызенья;

Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,

Теснится тяжких дум избыток;

Воспоминания безмолвно предо мной

Свой длинный развивают свиток;

И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

В черновом варианте стихотворения было еще 20 строк, которые при публикации Пушкин отбросил. В них раскрывалось точное до деталей содержание воспоминаний, давались намеками указания на реальных прототипов и пр. Отбросив эти подробности, Пушкин сделал свое стихотворение более обобщенным и общезначимым. Таким образом, значимость и философский, хотя бы до некоторой степени, характер стихотворения были в самой авторской установке, к этому Пушкин явно стремился, о чем и говорит сокращение текста при его издании. Интересно, что Лев Толстой, особенно любивший «Воспоминание», воспринимал его не как слово о Пушкине только, но и о нем, Льве Толстом. Для него, как и для многих других читателей Пушкина, это стихотворение будет иметь общечеловеческий и тем самым философский смысл и значение.

Этому общечеловеческому и философскому звучанию стихотворения не в малой мере способствует и его язык, вся его приподнятая над бытом языковая атмосфера повествования. Язык «Воспоминания» не столь сгущенно-архаический, как язык «Пророка», но тем не менее достаточно высокий и близкий державинскому. В стихотворении — книжно-приподнятые слова, слова: «смертного», «стогны града», «бденья» и др. Не менее книжные и не менее высокие по звучанию метафоры: «свой длинный развивает свиток», «змеи сердечной угрызенья» и т. д. У Пушкина все это приметы того языка, который должен выразить поэтическую мысль не индивидуального, а общего значения.

Однако архаическая и высокая лексика у Пушкина при всем своем обобщающем свойстве отнюдь не выглядит отвлеченной и холодной. Пушкинский архаический язык по-особенному предметен, веществен. Его архаизмы предметны не сами по себе — это-то едва ли возможно, но потому, что они всегда попадают в предметный контекст. В таком контексте они точно оживают, конкретизируются, вбирают и в себя нечто от вещественного. Так, «стогны града» воспринимаются именно потому, что они «немые», в достаточной степени конкретно и предметно. В словах Пушкина, даже высоких, даже сугубо книжных, всегда есть что-то от непосредственности поэтического видения.

Достаточно традиционной для философских стихов того рода, к которому принадлежит «Воспоминание», является атмосфера ночи, ночной колорит лирического повествования. Ночь для поэтов-философов — условие углубленного познания мира и самого себя. Такой она часто бывала в философских пьесах немецких романтиков и русских любомудров. У Пушкина ночь не только условие познания, но и нечто самоценное. Она существует и сама по себе, она у него тоже предметна. У Пушкина ночь существует во времени, со своими характерными приметами, она наступает, она в движении, читатель чуть ли не видит ее: «полупрозрачная наляжет ночи тень». Все эти стилевые особенности придают живую теплоту и конкретность признанию, которое составляет содержание стихотворения. У Пушкина философская лирика построена одновременно и на конкретном, и на общем, у него не только обобщенный, но и вместе с тем индивидуальный, живой и непосредственный психологизм. При всей своей обобщенной философичности «Воспоминание» — это и исповедь, человеческий документ, это жизнь мысли и мука мысли.

Анализ стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» (1814)

«Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.) — одно из самых известных стихотворений Александра Сергеевича Пушкина. Он написал его в 15-летнем возрасте. Стихотворение известно не только своим содержанием, но и тем, что заслужило похвалу знаменитого поэта того времени — Гавриила Державина, который признал талант юного стихотворца.

Читать еще:  Методики запоминания стихов

Содержание стихотворения

Стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.) несет в себе черты сразу двух жанров: оды и элегии. Его лирический герой перечисляет памятники Царского Села, которые проплывают перед его взором. Это Чесменская колонна, установленная в память об успешной победе отечественного флота над турецкой армией в 1770 году, памятник, появившийся после успеха армады Румянцева опять над турками. На этот раз при местечке Кагул в том же 1770 году. В тексте стихотворения автор вспоминает славных и великих полководцев тех времен, их успехи и поэтов, которые их воспевали.

В стихотворении «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.) герой задумывается о новом веке, который начался совсем недавно. И в нем уже случилось немало событий, потрясших Россию: нашествие войск Наполеона, сгоревшая Москва, покорение Парижа.

В финале своего произведения поэт как бы обращается к поэту нового времени Жуковскому, которого он называет скальдом России. Он призывает всех окружающих восхвалять будущие успехи русского народа.

Анализ стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.) всегда направлен на высокую роль поэта в обществе, которую отмечает автор. Пушкин прямо заявляет, что каждой эпохе требуются не только полководцы и отважные солдаты, но и поэты, которые будут вдохновлять героев на их подвиги.

Создание стихотворения

Стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.) Пушкина писал осенью 1814 года. Он это сделал по необходимости — собственное произведение требовалось прочитать на экзамене в Царскосельском лицее, где учился поэт.

Открытый публичный экзамен проводился при переходе с младшего на старший курс. Свое участие в экзамене подтвердил известный поэт того времени Гавриил Державин. Узнав об этом, учитель словесности лицеистов Галич предложил Пушкину, который уже неоднократно публиковал свою лирику, написать для этого события какое-то достойное стихотворение.

Незадолго до экзамена прошла репетиция. Такое требование выдвинул министр просвещения при правительстве Алексей Разумовский. Он сам и присутствовал на ней. Тогда-то впервые и представил свое произведение Пушкин. «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.) произвели на всех большое впечатление.

Экзамен Пушкина

Сам экзамен в Царскосельском лицее проходил в самом начале 1815 года. Приехавший Державин чувствовал себя неважно. Он был стар, а экзамен длился слишком долго. Оживился он, только когда оценивали русскую словесность.

Лицеисты читали наизусть и разбирали стихотворения самого Державина. Он слушал внимательно и с удовольствием.

Пушкин позднее писал, что прочел стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.), находясь в нескольких шагах от Державина. Едва закончив чтение, он тут же убежал, не помня куда. Державин был восхищен, он требовал привести к нему поэта, чтобы обнять его. Он сразу заявил, что этот поэт сможет его заменить.

Судьба текста

После экзамена Державин попросил, чтобы Пушкин прислал ему рукописный текст стихотворения. Второй экземпляр оказался у его родного дяди Василия Львовича. Так текст стал знаменитым и популярным.

В 1815 году стихотворение опубликовали в журнале «Российский музеум, или Журнал европейских новостей». В 1819 году, работая над первым собранием своих стихотворений, которое так и не вышло, Пушкин переработал текст. Из него он убрал упоминания про Александра I как спасителя Европы.

Включить его в сборник удалось только в 1825 году. Его отправили цензору, в результате в вышедшей книге его не оказалось. Считается, что цензор обратил внимание на то, что Пушкин убрал строфу, посвященную императору. А текст был хорошо известен именно в первоначальном виде. Этот факт не мог остаться не замеченным.

Кстати, в 1829 году поэт создал еще одно стихотворение под таким же названием. Оно начинается со слов «Воспоминаньями смущенный. «. Путать эти два текста не стоит.

Значение стихотворения в творчестве Пушкина

В судьбе поэта это стихотворение сыграло большую роль. То, что Державин, умерший через год, публично назвал Пушкина своим преемником, произвело большое впечатление на современников. А когда гений Пушкина раскрылся во всей красе, событие стали считать символическим. В нем видели передачу творческой эстафеты из XVIII в XIX век.

Большое влияние на Пушкина оказал и сам Державин. Поэт неоднократно обращался к нему в своих произведениях.

Например, в «Евгении Онегине» фраза «Старик Державин нас заметил / И, в гроб сходя, благословил» вскоре стала крылатой.

Анализ стихотворения

С чего следует начать анализ? «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.) — это произведение, в котором поэт переходит от успешных годов XVIII столетия, когда страной руководила императрица Екатерина II, к совсем недавнему прошлому. Он подробно рассказывает о событиях войны против французов, отмечая главные из них: сожжение Москвы и Бородинскую битву. Описывает победоносное шествие русской армии по Европе до самого сердца Европы.

Победу над Наполеоном поэт сравнивает с избавлением от «бича вселенной». Обращение в концовке стихотворения к Жуковскому произвело на того особенно сильное впечатление.

Особенности текста

Что еще можно включить в анализ? «Воспоминания в Царском Селе» (1814) Пушкина — это стихотворение, которое содержит в себе явные признаки классицизма, которым так славился XVIII век. Например, среди других текстов Пушкина его выделяет торжественный слог, которым оно написано.

При этом Пушкин нисколько не чурается использовать архаизмы. Так, описывая то, что происходило во время войны против Наполеона, он упоминает про звон мечей и кольчуг. Но очевидно, что ни того ни другого в XIX веке уже не использовали. Но Пушкин намеренно использует именно эти образы, чтобы придать своему тексту больше возвышенности и торжественности. В действительности же так называемой музыкой битв того времени была артиллерия.

При этом Александр Сергеевич Пушкин в своем стихотворении ориентируется не только на образцы классицизма. В тексте хорошо заметны и явные романтическо-сентиментальные черты.

Самый яркий пример — это описание пейзажа в самом начале стихотворения, которое задает настроение всему тексту.

При этом стоит признать очевидный факт, что само стихотворение носит явно подражательный характер. В нем Пушкин собирает лучшее, что произвело на тот момент старшее поколение поэтов, самым значимым представителем которого и был как раз Державин. Основываясь на их произведениях, Пушкин при этом формирует свой собственный, ни на что не похожий, индивидуальный и уникальный стиль.

Именно это заметил и так высоко оценил Державин, присутствовавший на экзамене Пушкина.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector