Вилки и ножи на поминках
Почему на поминках не принято пользоваться ножом и вилкой?
Ложка — это единственный столовый прибор, который вы встретите на поминальном столе. Вилками и ножами пользоваться не принято. АиФ.ru попытался разобраться, с чем может быть связан этот обычай.
Приверженность старине глубокой
Погребальные обычаи в России сформировались много сотен лет назад, когда наши предки из всех столовых приборов использовали только ложку. Вилкой и ножом же стали есть только при Петре I, и это нововведение царя-реформатора население восприняло очень неоднозначно. Так, староверы и другие противники преобразований говорили, что вилка — это «чёртов хвост», с помощью которого «монарх-антихрист» намерен сгубить христианскую душу русского народа. В результате, чтобы случайно не создать усопшему сложности в загробном мире, люди решили не пользоваться на поминках «бесовскими» столовыми приборами.
Боязнь «уколоть»
На поминках обязательно едят кутью. Эта обрядовая каша символизирует Царствие Небесное, в которое почивший попадёт после смерти. И в народе говорят, что если ткнуть в кутью ножом или вилкой, можно потревожить спокойствие усопшего.
Почему на поминках едят кутью и что она символизирует? Читайте подробнее >>>
«Разборки» наследников
По другой версии, отсутствие на поминках вилок и ножей связано с тем, что во время дележа наследства почившего часто случаются драки, и спорящим сторонам лучше решать этот вопрос на словах, а не при помощи колюще-режущих предметов. Кроме того, проводить усопшего в последний путь со всех уголков страны съезжаются совершенно разные люди, которые могли десятилетиями не видеть друг друга, некоторые из них после возлияний решают припомнить присутствующим старые обиды. А там опять-таки и до поножовщины недалеко.
Разрешает ли православная церковь есть на поминках ножом и вилкой?
Да, разрешает. Православная церковь не считает использование ножа и вилки на поминках грехом.
Также вам может быть интересно
Топ 5 читаемых
2020 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Игорь Черняк. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.
СМИ «aif.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, регистрационный номер Эл № ФС77-31805 от 23 апреля 2008 г. Учредитель: АО «Аргументы и факты». Интернет-сайт «aif.ru» функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Шеф-редактор сайта: Шушкин В.С. e-mail: karaul@aif.ru, тел. 8 495 783 83 57. 16+
Все права защищены. Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт www.aif.ru.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Почему на Руси на поминках не пользовались вилками
Современный этикет предусматривает умение пользоваться всеми столовыми приборами, при этом в обязательном порядке каждый из них употреблять по назначению и для соответствующего блюда. А вот в Древней Руси обходились во всех случаях ложкой. При этом на поминки кроме неё строго-настрого запрещалось класть на стол нож или вилку. Но почему? Об этом и будем моя сегодняшняя статья.
Не так давно, какие-то двести лет назад люди вообще редко пользовались столовыми приборами. Блюда были такие, что их удобней были употреблять руками, то есть преломлять, например, мясо или хлеб. И в современном мире некоторую пищу едят руками, но согласно этикету большинство блюд принято вкушать при помощи столовых приборов. Вот только существуют исключения, к ним относится и поминальная трапеза. В старину люди на поминках кушали исключительно ложками. И вот почему.
Чёртов хвост
Поминки – это трапеза, которая проводится для почитания памяти умершего. Этот обычай имеет свои чёткие правила. Православные люди ставят фотографию покойника на стол, вспоминают добрые дела, которые успел сделать человек, пребывая в этом мире, готовят определённые блюда. Их употребляют тоже по-особенному. Например, кутью нужно скушать примерно три ложки и пожелать ушедшему «царствие небесное».
Не могу не упомянуть то, что предки поминали не только умершего, но и того человека, который далеко уехал. А когда странник возвращался, то говорили «лёгок на помине». Это изречение сохранилось и до наших дней. Но вернёмся к заявленной теме.
Ложка. Её можно считать универсальным прибором, она имеет такую форму, что с её помощью можно зачерпывать не только жидкую, но и сухую пищу. Казалось бы, что этого приспособления будет вполне достаточно. Но во времена Петра I были введены новые нормы этикета, то есть с западных стран царь привёз моду на вилки и ножи.
Русский народ, как и ко всему новому и неизвестном, к столовым приборам отнёсся настороженно. Дело в том, что ложки были деревянные, гладкие, хорошо обработанные, часто их расписывали, и они больше напоминали игрушку или сувенир. А вот нож и вилка имели совершенно иную форму. Они были острые, а трезубец вообще напоминал русскому мужику чёртов хвост. Поэтому народ не слишком стремился находить приборам применение, а оставался верен своим традициям.
Правда со временем вилки и ножи стали постепенно приживаться. Но вот на поминках ими было пользоваться категорически запрещено. Ведь там, где поминают душу покойного, о нечистой силе и речи быть не может. Как говорили в народе «от греха подальше».
Поминальные блюда
Следующей причиной отвержения вилки и ножа является то, что заупокойная трапеза содержала традиционный набор блюд – это кутья, блинчики, кисель (о каждом из этих поминальных блюд на моем канале написана статья, список будет в конце данной статьи) . Эту еду было можно употреблять и без «петровских» приборов. Предки верили, что душа усопшего тоже прикасается к трапезе и острыми приборами её можно потревожить.
Мне было любопытно узнать, что раньше покойника поминали прямо у могилы, потом трапезу перенесли в более подходящее место, но при этом в древние времена люди не заносили в избу ни оружие, ни любые колюще-режущие предметы.
Поминание должно было проходить в мирной обстановке. Это актуально и сейчас, ведь на такое событие собираются родственники, которые могут находиться в ссоре довольно длительное время. Между ними может разгореться спор, в том числе и из-за наследства, а если на столе находится не только алкоголь, но и нож, то это несёт в себе потенциальную опасность для конфликтующих сторон.
Наши предки отличались мудростью, и на всякий случай старались оградить поминающих от неприятных ситуаций.
Мнение церкви
Получается, что в каждой версии имеется здравый смысл, а вот священослужители придерживаются мнения, что на самом деле никаких ограничений в столовых приборах во время поминок нет. Не имеет значения чем пользоваться ножом или вилкой, главное, чтобы душа покойного была отпета и помянута. А как именно сервировать стол, решают сами родственники.
Надеюсь вы оцените данный материал и поставите лайк, а заодно и подпишитесь на канал «Мусагет» . Я буду очень рада вашей обратной связи))))
Почему на поминках нельзя есть вилками: традиции или здравый смысл?
Некоторые обычаи и традиции до такой степени прочно обосновались в подсознании, что люди часто даже не задаются вопросом, почему так сложилось. Ритуалы, связанные с фундаментальными событиями в жизни, уходят корнями в глубокую древность. Все обрядовые нюансы, связанные со смертью родных и близких, имеют определённый смысл, но он далеко не всегда очевиден. Например, почему на поминках нельзя есть вилками, откуда появилось такое чёткое предписание? Чаще всего объяснения ограничиваются фразой «так принято». Но кем именно, когда и почему — непонятно. Попробуем разобраться вместе.
Из чего складываются поминальные традиции?
Ритуальные обычаи, особенно связанные со смертью и похоронами, на самом деле имеют огромное психологическое значение. Некие чёткие предписания, определённый порядок действий — всё это позволяет несколько дистанцироваться от происходящего, сконцентрироваться не на трагическом событии и чувстве утраты, а на задаче сделать всё, как полагается. Вряд ли кто-то задумывается над тем, почему на поминках нельзя есть вилками. В процессе организации достойных проводов легче опираться на сложившиеся установки, не проверяя их на целесообразность и логику.
В нашем обществе традиционные похоронные ритуалы состоят из трёх основных пунктов: прощание, погребение и поминальный обед. Считается, что во время специальной ритуальной трапезы принято вспоминать о покойном хорошее, постепенно сосредоточиваясь на простой мысли, что нужно жить дальше. В качестве угощения традиционно предлагается кутья — сладкая каша с изюмом и маком, могут добавляться другие сухофрукты. Бюро ритуальных услуг предлагают организованные обеды, в меню включается первое и второе блюдо, а также кутья и блины. О количестве спиртных напитков и прочих нюансах решения принимаются в зависимости от запросов родственников и бюджета мероприятия.
Почему на поминках нельзя есть вилками?
Обычно в качестве причин такого категоричного запрета рассматриваются три главные точки зрения:
- христианская;
- языческая;
- правоохранительная.
Религия в подавляющем большинстве случаев имеет главное и даже основное значение во всех похоронных ритуалах. Христианская традиция предполагает определённые обряды, которые совершаются священниками. Если рассматривать православие как самое распространённое верование большинства населения, то это довольно гибкий подход. Не обязательно должно быть отпевание в церкви, часто священники охотно идут навстречу прихожанам и проводят обряд на месте, а в храме потом просто заказывается служба.
Разбираясь, почему на поминках нельзя пользоваться вилками и ножами, многие идут с логичными вопросами к своим духовным пастырям.
Мнение православных священников
Если рассматривать вопросы религии непредвзято, со стороны исследователя, то можно легко заметить, как сквозь официальную религию проглядывают остатки язычества. Например, те же рождественские колядки или Масленица не имеют ничего общего с православием. Это, скорее, остаточные обряды, которые сохранились исключительно во имя успешной интеграции религии в жизнь народа. Если спросить православного священника, почему на поминках нельзя есть вилками, то ответ может обескуражить. Это не запрещено, нигде в Библии не написано о столовых приборах, которыми надлежит пользоваться. Откуда же взялось это предписание?
Традиции, правила, суеверия
Если углубиться в историю, то окажется что сама по себе вилка — это достаточно молодое изобретение. Несмотря на тот факт, что археологи находили вилки, датированные серединой XIV века, на территории Великого Новгорода, сравнительно широкое распространение этого столового прибора началось только после реформ Петра I. Как и другие начинания царя, оно воспринималось с огромным сопротивлением. Почему на поминках нельзя пользоваться вилками? Да потому что кто же может есть рогатиной, как не посланник дьявола!
Согласно традиционному поминальному меню, там нет ни одного блюда, которое требовало бы вилок и ножей в качестве столовых приборов. Кутью как обрядовое кушанье нужно зачерпывать исключительно ложкой, встречается даже странное мнение, что если эту кашу поддеть на вилку, то она «обидится». Для супа тоже нужна ложка, а блины берут руками, как и отламывают хлеб.
Поминальная поножовщина
Самая интересная и по-своему логичная версия запрета представлена сотрудниками полиции и службы скорой медицинской помощи. Поминальный обед традиционно предполагает определённое количество спиртных напитков, а в некоторых случаях водка должна быть в избытке. Так почему на поминках вилки и ножи нельзя давать в руки нетрезвых людей, которые могут поссориться между собой по поводу наследства? Потому что медикам и полицейским приходится бросать все насущные дела, чтобы прекратить бурные разборки с нанесением тяжких телесных повреждений, и спасать тех, кто уже пострадал.
Вилки на поминальном столе
В подавляющем большинстве случаев религиозные деятели не настаивают на определённой конфигурации столовых приборов для ритуальной трапезы по столь печальному поводу. Задаваясь вопросом о том, почему на поминальном обеде нельзя есть вилками, можно ограничиться вполне логичным объяснением по поводу банальной осторожности. Если верования и традиции кажутся более веским аргументом, их тоже не стоит сбрасывать со счетов — это народная мудрость, а с психологической точки зрения обычаи оказывают терапевтическое воздействие, помогая справиться с горечью утраты.
Почему на поминках нельзя есть вилкой и причём тут Пётр I
Приметы и суеверия, связанные с похоронами, уходят корнями в далёкое прошлое. Сегодня большинство из них кажется нелогичными и даже глупыми. Одна из таких примет гласит, что на поминках нельзя пользоваться вилками. Так ли это на самом деле и чем обоснован данный запрет?
Приметы и суеверия о вилке на похоронах
На Руси для приёма пищи использовались только ложки. Вилки были привезены Петром Первым из Европы. Народ плохо воспринял новшество, продолжая пользоваться только ложками. Люди верили, что вилка — это дьявольское оружие, ведь она похожа на хвост чёрта, который обычно изображался в виде трезубца. Поэтому на поминках, да и во время обычной трапезы, вилки не использовались.
Со временем, к вилке привыкли, и она появилась в каждом доме, но вот на поминках её не использовали, чтобы не беспокоить усопшего и не контактировать с Сатаной во время поминального обеда, ведь во время поминок мир живых и мёртвых соединяется
На Руси считалось, если ты ешь вилкой, значит, прислуживаешь Сатане.
Также существуют и другие приметы, связанные с поминками и вилками:
- тыкая вилкой в кутью, можно потревожить душу умершего человека;
- если во время поминок использовать ножи и вилки, родственники покойника передерутся.
Эзотерики также не советуют класть ножи и вилки на поминальный стол. Они уверяют, что душа умершего в момент трапезы находится рядом со своими близкими, а острые предметы могут нанести вред астральному телу покойного.
Логические объяснения запрета
Как ни странно, но существует множество логических объяснений данного запрета. Основное из них кроется в блюдах, которые должны присутствовать в канонической поминальной трапезе. Как правило, на столе должны присутствовать лишь кутья, блины и кисель. Кутью удобнее есть ложкой, да и согласно правилам, в начале поминок каждый присутствующий должен съесть ровно три ложки этого блюда. Блины следует есть руками, а кисель — пить из чашки или стакана. Таким образом, становится понятно, что на поминальном обеде необходимость в вилках отпадает.
Раньше поминки проводились для нищих людей, которые отведав пищу, молились за покойного. Как правило, такая категория людей просто не умела пользоваться вилками.
Во времена язычества было принято сложить всякое оружие, в том числе колюще-режущее, на входе в помещение, где проводилась поминальная трапеза, видимо, с тех времён не принято было класть на стол всё, что могло быть использовано в качестве оружия
Существует и бытовая «расшифровка» данного запрета. Дело всё в том, что на поминки съезжаются все родственники умершего. Зачастую они приезжают не только ради того, чтобы отдать дань умершему, но и ради наследства. Делить имущество покойного начинают, как правило, уже на поминках. Алкоголь, ругань и оскорбления способны поспособствовать тому, что словесная дискуссия перерастёт в драку. Не исключено, что кто-то из присутствующих не схватит вилку и не нанесёт телесные повреждения своему оппоненту.
В СССР поминки зачастую проходили в столовых, у которых в наличии были одни лишь ложки. В этот период запрет на использование вилок на поминках лишь укоренился.
Мнение священнослужителей
Служители церкви не разделяют запрета на использование вилок во время поминок. Они уверены, что на поминальный стол можно класть любые столовые приборы, ведь подобного запрета не прописано в Библии. На трапезе можно пользоваться и вилками, и ножами, главное — проводить поминальный обед по всем правилам, накрывать стол на первый, девятый и сороковой день после похорон.
Суеверие о запрете вилок на поминках появилось в момент, когда этот столовый предмет только появился в России. Одни боялись внешнего вида вилок, другие просто не видели смысла в их применении. Сегодня же не существует никаких причин, чтобы не пользоваться вилками во время поминальной трапезы.
Почему на поминках не едят вилками
На поминальных обедах принято соблюдать определенные традиции. Почему нельзя пользоваться вилкой во время этой трапезы, давайте разбираться вместе.
Откуда пошло поверье
Нет однозначно правильного ответа почему на поминках не используются вилки. Из наиболее популярных и правдоподобных версий можно назвать следующие:
- Тип подаваемых блюд. Большинство кушаний русской поминальной кухни неудобно есть этим прибором. Это касается блинов, хлеба, выпечки, киселя. Традиционную для поминок кутью также удобнее есть ложкой.
- Языческая трактовка. В традициях этого верования при поминании усопших нельзя затевать ссору, и, уже тем более, враждовать и наносить друг другу повреждения. Поэтому перед входом в помещение, где поминают покойного, необходимо было оставить все оружие и колюще-режущие предметы. К их числу относятся и вилки.
- Помощь бедным. Еще одна традиция, сопутствующая поминкам, – помощь бедным и нищим. Эту категорию людей угощали блюдами с поминального стола и приглашали непосредственно поучаствовать в трапезе. Большинство из них были необразованными и пользоваться вилкой попросту не умели. Поэтому ее заменяли привычной ложкой.
- Знак протеста. Этот столовый прибор находится в повседневном обиходе не так давно. Массовое его использование началось при Петре I. Император распорядился ввести культуру поведения за столом и активно призывал к использованию вилок. Как и большинство его нововведений, она была воспринята народом как нечто инородное и чужое. От ее использования демонстративно отказывались, ссылаясь на то, что прибор имеет сходство с рогами дьявола.
- Эзотерическая версия. Согласно ей, душа покойного находится за одним столом с присутствующими гостями. Если ее окружают острые предметы, то она может пораниться и даже испытать боль.
- Бытовая версия. Согласно русской традиции, на поминальном столе обязательно присутствует алкоголь. Зачастую в огромных количествах. Некоторые из поминающих вполне могли перебрать спиртного и устроить драку. Дабы избежать травм и смерти, сотрудники столовых и кафе (где чаще и устраиваются поминки) не подают на стол вилки и ножи. Нанести серьезный удар ложкой – довольно проблематично.
Что будет, если нарушить запрет
При возникновении мысли о том, что будет если нарушить запрет на еду вилкой, стоит вспомнить об истинном предназначении поминок. Это, в первую очередь, сочетание усиленной молитвы об усопшем с подачей милости (обед). Для души умершего человека нет разницы какие именно столовые приборы будут при этом использоваться. Главное – хранить память и усиленно молиться о нем.
С точки зрения удобства для приглашенных гостей, к столу стоит подать все столовые приборы. Так как не все блюда удобно есть одной ложкой. Тем более, примета не имеет ничего общего с христианством, это всего лишь поверье о “рогатой, дьявольской сущности” вилки или причинении боли душе умершего острым предметом.
Соблюдение этого запрета остается на усмотрение того, кто организует поминальный обед. Никакого влияния на дальнейшую судьбу этого человека, приглашенных гостей или души усопшего использование вилки не имеет.
Мнение церкви
Упоминания о столовых приборах в церковных канонах нет. По мнению священнослужителей, в первую очередь стоит думать не о приборах, а о душе покойного. Читать молитвы, вспоминать его добрым словом. Поминальный обед, проведенный без молитв – гораздо хуже, нежели обед, прошедший с использованием вилок за столом.
Другие служители церкви более категоричного мнения об этой традиции. Они относят ее к суевериям. А они, как известно, запрещены в православной церкви и всячески искореняются.
Сами священники используют за поминальным обедом вилки и призывают других христиан последовать своему примеру. По их мнению, не следует усложнять жизнь себе и окружающим, создавая надуманные запреты.
Использовать или нет вилку во время поминального обеда – каждый решает сам для себя. Если у вас зародилось сомнение в правильности такого запрета, то стоит еще раз углубиться в историю его происхождения.
Вилки и ножи на поминках
Говорят, что по православным канонам нельзя размещать на могильном памятнике фотографию или скульптурное изображение похороненного человека. Так ли это и почему? Ведь на могилах, в частности, известных личностей, у нас всегда ставили либо их скульптуры, либо барельефы с их изображением.
Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»
Православный христианин, осознавая необходимость внешнего выражения памяти об усопшем, все же внутренне старается всегда помнить о главном и самом важном нашем долге перед почившими. Это молитвенный долг, как приношение любви, и как самая благоугодная Богу наша жертва памяти об умершем человеке.
Переступившему порог вечности, по большому счету, не нужен ни гроб, ни могила, ни цветы на ней, ни долгие застолья с речами. Все внимание души в этот страшный час сосредотачивается только на тех препятствиях, которые преграждают ей путь в Царство Божие. В первую очередь, такими препятствиями являются нераскаянные, неосознанные грехи, не прощеные обиды, не исправленные пути жизни. После смерти человек уже ничего не может изменить и ждет от нас, от членов Церкви Христовой и близких в земной жизни людей, имеющих благодатную возможность молиться Богу сыновней молитвой,— ждет о нас только как можно более частого и теплого молитвенного воздыхания.
Поэтому на могильном холме достаточно одного лишь православного креста, который ставится в ноги усопшему, как бы для того, чтобы он взирал на него, как на свою последнюю надежду. Крестная смерть Христа является тем событием, с которого власть смерти над родом человеческим упразднена Сошествием в ад Самого Бога.
Приходя на могилу, даже самого известного человека (тем более, если он нам так дорог) мы не должны отвлекаться на воспоминание о внешности или заслугах умершего, рассматривая его фотографию или скульптуру, но наш долг обратить всю силу молитвенного внимания на простые и самые необходимые слова: Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего.
Можно ли фотографировать или снимать на видео во время похорон?
Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»
Похороны, как правило, проходят в сосредоточенной, если не молитвенной, то, по крайней мере, благоговейной атмосфере. Каждый из присутствующих на похоронах соприкасается с Таинством смерти и думает о многом, в том числе, наверное, и о своем исходе из этой жизни. В такие святые минуты создавать какие-либо неудобства людям, не совсем правильно. Фотографирование всегда связано с неким вторжением во внутренний мир, в этом и заключается сила этого искусства. А внутренний мир человека перед лицом смерти, когда он видит ее и как бы вспоминает о ней,— это таинственная минута, нарушать которую неприлично. Конечно же, исключение составляют похороны известных личностей, когда это подается как новость, как некая дань информационному сообществу. Но все же и в этом случае надо помнить о родных и близких усопшего, ведь каким бы широкоизвестным человеком он ни был, всегда есть те, для кого умерший — просто близкий человек, без регалий и наград.
Почему на поминках запрещается пользоваться вилками и ножами?
Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»
Такого запрета не существует. Если кто-то смущает Вас подобными вымыслами, Вы имеет полное право потребовать объяснения, почему же нельзя этого делать. Если ответ будет здравым, что в принципе невозможно, то поступайте по Вашему усмотрению. Но лучше не засорять голову такими мелочами, а подумать более о молитвенном поминовении усопшего.
К сожалению, вместе с общей культурой ушла в небытие и культура поминальных трапез, которые изначально были продолжением заупокойного церковного богослужения. Но, несмотря на это, надо приложить максимум усилий, чтобы поминальный обед сопровождала атмосфера благоговения и тишины, а не стремление соблюсти самые невразумительные приметы.
Можно ли поминать усопших водкой?
Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова
Это то, с чем приходится не только сталкиваться, но и бороться, и даже запрещать такого рода поминовение как не имеющее ничего общего с христианским. Усопшим прежде всего нужны наши молитвы и добрые дела, совершаемые в память о нем. Отпевание в храме свидетельствует о том, что человек умер в мире с Церковью, и Церковь молится о нем, о прощении его согрешений. А поминальная трапеза представляет собой своего рода доброе дело, которое направлено на тех, кто живет рядом. Обычно на нее приглашались люди близкие, знакомые, а также люди неимущие, нищие, которые, побывав на обеде, могли бы вознести молитву о душе усопшего.
Интересно проследить, как возникла традиция устраивать поминальные трапезы. Раньше отпевание совершалось после литургии, и гроб с усопшим находился в храме. Люди приходили утром натощак, а процедура захоронения заканчивалась, как правило, уже во второй половине дня. Естественно, что люди нуждались в естественном подкреплении сил. Но сама идея поминовения, идея молитвы совершенно несовместима с распитием спиртных напитков, это кощунство. Прискорбно, когда поминальные трапезы превращаются в шумные застолья, к концу которых становится неясно, по какой причине все собрались.
Можно ли ставить на поминальный стол тарелку борща, стакан с водкой и хлебом «на дорожку» усопшему?
Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова
Эта традиция не имеет отношения к Православию. По христианскому убеждению земная жизнь человека, который принадлежит Церкви по крещению, является временем, когда он может засвидетельствовать свое желание быть с Богом или, наоборот, своими делами показать, что служит каким-то другим целям и убеждением. Человек реализует свою свободу — быть с Богом либо без Него. И после смерти это волеизъявление быть сделано уже не может. Однако, по милости Божией, до всеобщего суда загробная участь крещеного человек, почившего в мире с Церковью, может быть изменена посредством молитвы Церкви и молитвенного предстательства ближних о его душе, сопряженного с милостыней.
Говоря об усопшем, часто добавляют «Пусть земля будет пухом»… Можно ли так делать?
Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова
Бог создал человека, чтобы тот разделил с Ним радость бытия в Царствии Небесном. Это главная и конечная цель жизни человека. Поэтому лучшее пожелание усопшему — пожелание вечной памяти (не в том смысле, что мы должны вечно помнить о нем, а вечной памяти Бога о его душе), и пожелание Царствия Небесного, которое является своего рода молитвой и упованием на милость Божию.
Правда ли, что «земельку» после отпевания нельзя домой заносить и нельзя ничего брать с собой с кладбища?
Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова
Вопрос о «земельке» отражает языческое представление людей об обряде погребения, не имеющее ничего общего с церковной традицией и христианским отношением к смерти. Очень часто нерадивые родственники сначала хоронят усопшего и лишь потом вспоминают, что он был крещен. И, приходя в храм вместо того, чтобы попросить отпеть человека, начинают требовать «землю». Приходится объяснять, что земля не является главным в отпевании и не содержит сакрального смысла. Она имеет лишь символическое значение, является напоминанием слов Священного Писания о том, что человек — земля, и в землю возвратится. Это не пропуск в Царствие Небесное. Поэтому заносить землю домой или не заносить — значения не имеет. Если отпевание совершается в храме, то речь об этом вообще не идет — священник крестообразно посыпает усопшего землей прямо в храме, а если сопровождает гроб на кладбище, то сыплет землю в могилу со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1).
Поэтому вопрос о «земельке» возникает у тех, кто просит отпеть своего усопшего родственника заочно. Раньше такое отпевание совершалось в исключительных случаях, если, к примеру, человек погибал на войне, и его невозможно было отпеть в храме. По большому счету заочное отпевание — ненормальное и недопустимое явление, совершаемое Церковью лишь по снисхождению к современному невоцерковленному обществу. Таковы последствия безбожного времени, когда люди, будучи причислены к Церкви и называющие себя христианами, являются православными только лишь по крещению, живут вне храма, и естественно, что после смерти они так же вне храма и погребаются. Но священники всё равно идут людям навстречу и совершают обряд, поскольку нельзя лишить православного человека молитвы.