6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Можно ли поминать вином умершего

Можно ли поминать вином умершего

Говорят, что по православным канонам нельзя размещать на могильном памятнике фотографию или скульптурное изображение похороненного человека. Так ли это и почему? Ведь на могилах, в частности, известных личностей, у нас всегда ставили либо их скульптуры, либо барельефы с их изображением.

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Православный христианин, осознавая необходимость внешнего выражения памяти об усопшем, все же внутренне старается всегда помнить о главном и самом важном нашем долге перед почившими. Это молитвенный долг, как приношение любви, и как самая благоугодная Богу наша жертва памяти об умершем человеке.

Переступившему порог вечности, по большому счету, не нужен ни гроб, ни могила, ни цветы на ней, ни долгие застолья с речами. Все внимание души в этот страшный час сосредотачивается только на тех препятствиях, которые преграждают ей путь в Царство Божие. В первую очередь, такими препятствиями являются нераскаянные, неосознанные грехи, не прощеные обиды, не исправленные пути жизни. После смерти человек уже ничего не может изменить и ждет от нас, от членов Церкви Христовой и близких в земной жизни людей, имеющих благодатную возможность молиться Богу сыновней молитвой,— ждет о нас только как можно более частого и теплого молитвенного воздыхания.

Поэтому на могильном холме достаточно одного лишь православного креста, который ставится в ноги усопшему, как бы для того, чтобы он взирал на него, как на свою последнюю надежду. Крестная смерть Христа является тем событием, с которого власть смерти над родом человеческим упразднена Сошествием в ад Самого Бога.

Приходя на могилу, даже самого известного человека (тем более, если он нам так дорог) мы не должны отвлекаться на воспоминание о внешности или заслугах умершего, рассматривая его фотографию или скульптуру, но наш долг обратить всю силу молитвенного внимания на простые и самые необходимые слова: Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего.

Можно ли фотографировать или снимать на видео во время похорон?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Похороны, как правило, проходят в сосредоточенной, если не молитвенной, то, по крайней мере, благоговейной атмосфере. Каждый из присутствующих на похоронах соприкасается с Таинством смерти и думает о многом, в том числе, наверное, и о своем исходе из этой жизни. В такие святые минуты создавать какие-либо неудобства людям, не совсем правильно. Фотографирование всегда связано с неким вторжением во внутренний мир, в этом и заключается сила этого искусства. А внутренний мир человека перед лицом смерти, когда он видит ее и как бы вспоминает о ней,— это таинственная минута, нарушать которую неприлично. Конечно же, исключение составляют похороны известных личностей, когда это подается как новость, как некая дань информационному сообществу. Но все же и в этом случае надо помнить о родных и близких усопшего, ведь каким бы широкоизвестным человеком он ни был, всегда есть те, для кого умерший — просто близкий человек, без регалий и наград.

Почему на поминках запрещается пользоваться вилками и ножами?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Такого запрета не существует. Если кто-то смущает Вас подобными вымыслами, Вы имеет полное право потребовать объяснения, почему же нельзя этого делать. Если ответ будет здравым, что в принципе невозможно, то поступайте по Вашему усмотрению. Но лучше не засорять голову такими мелочами, а подумать более о молитвенном поминовении усопшего.

К сожалению, вместе с общей культурой ушла в небытие и культура поминальных трапез, которые изначально были продолжением заупокойного церковного богослужения. Но, несмотря на это, надо приложить максимум усилий, чтобы поминальный обед сопровождала атмосфера благоговения и тишины, а не стремление соблюсти самые невразумительные приметы.

Можно ли поминать усопших водкой?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Это то, с чем приходится не только сталкиваться, но и бороться, и даже запрещать такого рода поминовение как не имеющее ничего общего с христианским. Усопшим прежде всего нужны наши молитвы и добрые дела, совершаемые в память о нем. Отпевание в храме свидетельствует о том, что человек умер в мире с Церковью, и Церковь молится о нем, о прощении его согрешений. А поминальная трапеза представляет собой своего рода доброе дело, которое направлено на тех, кто живет рядом. Обычно на нее приглашались люди близкие, знакомые, а также люди неимущие, нищие, которые, побывав на обеде, могли бы вознести молитву о душе усопшего.

Интересно проследить, как возникла традиция устраивать поминальные трапезы. Раньше отпевание совершалось после литургии, и гроб с усопшим находился в храме. Люди приходили утром натощак, а процедура захоронения заканчивалась, как правило, уже во второй половине дня. Естественно, что люди нуждались в естественном подкреплении сил. Но сама идея поминовения, идея молитвы совершенно несовместима с распитием спиртных напитков, это кощунство. Прискорбно, когда поминальные трапезы превращаются в шумные застолья, к концу которых становится неясно, по какой причине все собрались.

Можно ли ставить на поминальный стол тарелку борща, стакан с водкой и хлебом «на дорожку» усопшему?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Эта традиция не имеет отношения к Православию. По христианскому убеждению земная жизнь человека, который принадлежит Церкви по крещению, является временем, когда он может засвидетельствовать свое желание быть с Богом или, наоборот, своими делами показать, что служит каким-то другим целям и убеждением. Человек реализует свою свободу — быть с Богом либо без Него. И после смерти это волеизъявление быть сделано уже не может. Однако, по милости Божией, до всеобщего суда загробная участь крещеного человек, почившего в мире с Церковью, может быть изменена посредством молитвы Церкви и молитвенного предстательства ближних о его душе, сопряженного с милостыней.

Говоря об усопшем, часто добавляют «Пусть земля будет пухом»… Можно ли так делать?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Бог создал человека, чтобы тот разделил с Ним радость бытия в Царствии Небесном. Это главная и конечная цель жизни человека. Поэтому лучшее пожелание усопшему — пожелание вечной памяти (не в том смысле, что мы должны вечно помнить о нем, а вечной памяти Бога о его душе), и пожелание Царствия Небесного, которое является своего рода молитвой и упованием на милость Божию.

Правда ли, что «земельку» после отпевания нельзя домой заносить и нельзя ничего брать с собой с кладбища?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Вопрос о «земельке» отражает языческое представление людей об обряде погребения, не имеющее ничего общего с церковной традицией и христианским отношением к смерти. Очень часто нерадивые родственники сначала хоронят усопшего и лишь потом вспоминают, что он был крещен. И, приходя в храм вместо того, чтобы попросить отпеть человека, начинают требовать «землю». Приходится объяснять, что земля не является главным в отпевании и не содержит сакрального смысла. Она имеет лишь символическое значение, является напоминанием слов Священного Писания о том, что человек — земля, и в землю возвратится. Это не пропуск в Царствие Небесное. Поэтому заносить землю домой или не заносить — значения не имеет. Если отпевание совершается в храме, то речь об этом вообще не идет — священник крестообразно посыпает усопшего землей прямо в храме, а если сопровождает гроб на кладбище, то сыплет землю в могилу со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1).

Поэтому вопрос о «земельке» возникает у тех, кто просит отпеть своего усопшего родственника заочно. Раньше такое отпевание совершалось в исключительных случаях, если, к примеру, человек погибал на войне, и его невозможно было отпеть в храме. По большому счету заочное отпевание — ненормальное и недопустимое явление, совершаемое Церковью лишь по снисхождению к современному невоцерковленному обществу. Таковы последствия безбожного времени, когда люди, будучи причислены к Церкви и называющие себя христианами, являются православными только лишь по крещению, живут вне храма, и естественно, что после смерти они так же вне храма и погребаются. Но священники всё равно идут людям навстречу и совершают обряд, поскольку нельзя лишить православного человека молитвы.

Поминальная трапеза: какие напитки допустимо пить по канонам церкви

Поминки — это часть обряда погребения, требующая ответственного отношения. В России мероприятие сопровождается употреблением алкоголя. Церковь осуждает тех людей, которые пьют на поминках, игнорируя традиции православия.

Можно ли пить алкоголь на поминках и отношение к этому религии

После окончания похоронной службы, родственники собираются за траурным столом, чтобы почтить память усопшего. Накрывается пышный стол, подаются разнообразные блюда и закуски, алкоголь, вином поминают усопшего. В России данное явление возникло недавно. Традиция пить водку появилась во времена Советского Союза. Христианская религия отошла на задний план и ее каноны позабылись.

По православным канонам, обряд поминовения предназначен помочь душе умершего во время Божьего суда. Если родственники станут пить алкоголь — это не поможет, а затруднит душе прохождение мытарств, причиняя страдания. Пьянство считается греховным действием. Мнение православного священника: христианину лучше прочитать молитву, вместо того, чтобы пить.

Человеку, пребывающему в глубоком горе, сложно чувствовать меру в алкоголе. Ему не следует пить спиртное на поминальном мероприятии. Церемония может превратиться в пьянство. За сплетнями, пересудами или обсуждениями новостей истинная цель встречи забывается. Важно проводить усопшего в последний путь достойно, не пить, рискуя потерять самообладание.

В христианстве, католицизме, мусульманстве, иудаизме порицают употребление горячительных напитков на поминках, отказываются ставить на стол алкоголь во время траурного обеда. Пить спиртное считается неуважением к умершему человеку. У иудеев запрещается устраивать прощальные застолья. Вернувшись домой с похорон, им следует съесть по кусочку хлеба и любую еду круглой формы, такой как бобы или яйцо. Мусульмане категорически отвергают алкоголь, независимо от обстоятельств его пить запрещено.

Читать еще:  3 года после смерти как поминать

В каких случаях можно выпить вина или водки за усопшего

Христианские церковные ритуалы предполагают сделать глоток Кагора. Эта часть церковного обряда, не означает, что пить на поминках позволено и одобряется. Вино — напиток символичный, ассоциирующийся с кровью Христа. Православные и католические обряды, где употребляют Кагор не имеют связи с поминальными ритуалами. Вино символизирует земные радости, а алкоголь служит для увеселительных мероприятий.

Поминальная трапеза по канонам должна быть скромной. Не следует накрывать шикарный стол, заполняя всевозможными закусками. Люди собираются на поминки не для того, чтобы пить или насытиться вкуснейшими яствами, а чтоб попрощаться с покинувшим наш мир. В период поста блюда на траурном обеде должны быть соответствующими.

Весомые причины, почему не стоит пить спиртосодержащих напитков на похоронах и поминках:

  1. Алкоголь ассоциируется с весельем и праздником. Люди собираются на обед проститься с умершим и обязаны соблюсти траур.
  2. Церковь и священники выступают против алкоголя, одурманивающего сознание. В состоянии опьянения человек склонен к грехопадению.
  3. Затянувшееся застолье с алкоголем превращается в семейную посиделку. Забывается истинный смысл собрания и оскверняется память усопшего.

Поминки — сакральный ритуал, в котором с чистым сердцем нужно молиться за спасение души покойника, а не пить за упокой. Трезвость ума необходима, чтобы не впасть в отчаяние, отстраненность.

Сколько рюмок можно выпить

Семьи не соблюдает строгие христианские каноны и считают необходимым присутствие водки, вина, шампанского на поминках, чтобы не ставить себя в неловкое положение. Отношение церкви стало более нейтральным. Допускается пить в меру. Традиция употребления алкоголя распространена повсеместно и отказ пить за упокой может быть расценен как оскорбление усопшего.

На поминках нельзя чокаться, говорить тосты. Проглотить содержимое рюмки до дна нужно за четное количество глотков. Превращение траурного обеда в застолье — грех. Впечатлительные люди не могут взять себя в руки в эмоционально сложный момент. Ее следует ставить на стол крепкие напитки, чтобы не подвергать окружающих искушению пить спиртное.

Рецепт приготовления киселя для поминального обеда

На поминках альтернативой алкоголю выступает кисель. Количество рецептов приготовления полезного напитка изобилует. Подобрать подходящую рецептуру легко. Кисель может быть приготовлен на основе:

Классическим рецептом для поминальной трапезы является кисель из овсянки. На Руси считалось, что такой продукт обладает целебными свойствами, его давали пить тяжелобольным людям. Блюдо благотворно воздействует на сердечную мышцу, чистит печень и кровь, помогает при гастрите.

Первый рецепт киселя из овсянки на поминки:

  1. Взять пару стаканов овсяных хлопьев и залить полутора литрами теплой воды.
  2. Тщательно перемешать смесь, чтобы не осталось комочков.
  3. Настаивать густую жидкость в течение семи часов.
  4. Варить или нагревать кисель на поминки не нужно. Наутро процеживают его через сито или марлю. Полученная жидкость готова к употреблению.

Второй рецепт киселя для поминок:

  1. В кастрюлю с 1.5 литрами воды, насыпаем два стакана овсянки.
  2. Тщательно перемешиваем и бросаем в получившуюся массу корку черного хлеба, чтобы кисель начал бродить. Вместо хлеба можно использовать кефир.
  3. Спустя два дня, перебродивший настой следует процедить и оставить жидкую часть.
  4. Поставить кастрюльку с киселем на огонь и довести до кипения. Чтобы блюдо было вкуснее пить, можно добавить мед или сахар.

Какие напитки разрешены на поминках

Поминальная трапеза — не поход в ресторан или на званый ужин, а сакральное действие. Ритуал имеет предназначение с достоинством попрощаться с покойным. Родственники поддержкой и любовью помогают душе усопшего преодолеть путь с земли на небеса.

В дореволюционное время пить за душу усопшего было принято кисель или компот. Компот на поминки подается, как только люди оказываются за столом. Кисель — десертное блюдо, пить его принято ближе к концу. Присутствующие за столом должны были пригубить оба напитка, помянуть покойника блином и кутьей.

Переживая смерть члена семьи, близкого товарища, надлежит размышлять об усопшем. За траурной трапезой вспоминают положительные черты характера покойного, все совершенные хорошие дела и от всего сердца молятся за упокой души. Чем достойнее пройдет ритуал, тем спокойнее будут родственники и близкие друзья, поэтому нельзя поминать водкой усопших.

Что пьют на поминках из алкоголя

Коллективная поминальная трапеза — важнейшее мероприятие, которое в трауре объединяет друзей, коллег, близких и родственников усопшего человека. Но как правильно вести себя на поминках? Можно ли употреблять водку или вино? Если да, то какое количество алкоголя считается допустимым? Ответы на эти вопросы помогут избежать неловких ситуаций, едких взглядов и пересудов. Соблюдение этикета за траурным обедом позволит искренне продемонстрировать немыслимость утраты, не оскорбить родственников, а также не осквернить память о покойнике.

Содержание:

Как правильно вести себя на поминках

Скромность и строгость — ключевые концепции одежды и макияжа для поминальной трапезы.

Женщинам стоит отказаться от вычурных, ярких и сексуальных нарядов, а также обуви на высоком каблуке. Шикарные украшения также считаются неуместными, но к обручальным кольцам это табу не относится. Классический костюм, рубашка без узоров, однотонный галстук и лаковые туфли — традиционные предметы гардероба мужчин, которые отправляются в дом усопшего. Женщинам, присутствующим на траурном обеде, волосы необходимо собрать под платок, а вот мужчинам перед поминальной трапезой головные уборы следует обязательно снять.

На поминках нужно соблюдать тишину и спокойствие. Смех, веселые истории, всевозможные забавы и танцевальная музыка недопустимы. Гостям и родственникам покойника на траурном застолье нужно вести себя максимально скромно. Активная жестикуляция, споры, обсуждения новостей и толки превращают данное мероприятие в самое обычное собрание людей, что уничтожает его сакральное значение.

К поминальной речи необходимо подготовиться заранее. Это не значит, что варианты текста следует брать из интернета или говорить о покойнике в стихах. В этом случае речь будет выглядеть нелепо и неестественно. Поминальные слова должны быть искренними, а эмоции настоящими. Лучше всего вспомнить о том, что умерший человек сделал для вас конкретно и общества в целом, чему научил. Такая речь будет актуальной и вызовет у присутствующих соответствующую реакцию.

Все воспоминания о делах и поведении покойника должны демонстрировать его позитивные качества.

Обсуждать прижизненные «скелеты в шкафу» усопшего, а также спорить о справедливости распределения долей наследства категорически запрещено.

Когда общение за траурной трапезой плавно перетекает в светскую беседу, мероприятие рекомендуется деликатно завершить. После поминального обеда гости еще раз выражают родственникам сочувствие, а вот прощаться, уходя с поминок, не принято.

Можно ли пить на поминках спиртное

По православию алкоголь считается неприемлемым атрибутом траурного застолья. Традиция выпить рюмку водки за упокой души усопшего появилась сравнительно недавно, когда власть подвергала религию всевозможным запретам и гонениям. А вот до революции употребление алкоголя на поминальном обеде не приветствовалось. Помните, пить спиртное на кладбище или на панихиде, а также поливать могильный холм водкой либо другим спиртосодержащим напитком категорически запрещено.

Но как быть, если спиртное на траурном обеде все же присутствует и сколько можно выпить? Естественно, дабы не стать жертвой пересудов, немножко алкоголя выпить можно. Традиционно на поминках не чокаются и выпивают четное количество раз. При этом рюмки опустошают до дна. Главное условие — не превратить траурное мероприятие в обычную пьянку, а поскольку подобное случается довольно часто, то от употребления алкоголя на поминках лучше всего все-таки воздержаться.

Почему пить спиртное на поминках нельзя

  • Алкоголь символизирует мирское веселье и радость, а цель поминального обеда — духовно попрощаться с покойником и коллективно помолиться за упокой его души.
  • Церковь порицает любителей спиртных напитков, поскольку вероятность совершения непростительных грехов в состоянии опьянения многократно возрастает.
  • Активное распивание спиртосодержащих напитков на поминках превращает траурное мероприятие в увеселительные посиделки друзей и знакомых, что уничтожает его сакральное значение.
  • В процессе распивания алкоголя гости забывают об истинной причине собрания, чем демонстрируют неуважение к умершему человеку и оскверняют светлую память о покойнике.
  • Отсутствие спиртного в процессе поминания усопшего позволяет гостям и родственникам сосредоточиться на немыслимости утраты, искренне выразить свое сожаление и трезво помолиться за душу покойника.

Знайте, православная церковь категорически отрицает любое количество алкоголя на поминках, поэтому от распивания спиртных напитков на траурном обеде следует отказаться.

Что пьют на поминках

У католиков, как и у православных, употребление спиртных напитков на кладбище и во время поминальной трапезы не приветствуется. После похорон христиане западного обряда отправляются в церковь, где за упокой души усопшего ставят поминальную свечу и молятся перед ликами Святых.

У иудеев после похорон для родственников покойника наступает семидневный траур, Шива. Они не занимаются приготовлением поминальной трапезы, поскольку такие хлопоты отвлекают от мыслей о покойнике. Еду в дом усопшего приносят соседи и друзья. Мясо и вино запрещены, а поминальные обеды, в классическом понимании этого термина, не устраивают. У мусульман алкоголь также не приветствуется. Спиртные запрещены, поскольку мусульмане считают их нечистыми.

На поминальном обеде спиртное рекомендуется заменить компотами и киселем. Традиционно, компот к столу подают сразу, а вот киселем угощают уже после трапезы. По этикету оба напитка должен попробовать каждый из гостей траурного застолья. Помните, душа покойника не нуждается в обильном застолье и тем более в спиртосодержащих напитках. Искренним поминанием умершего станет сердечная молитва за упокой души родного либо близкого человека.

Почему на поминках умершего, все присутствующие пьют алкоголь?

Когда пьют алкоголь- снимается стресс. Люди становятся более открыты для диалогов. А последние очень нужны, чтобы начать вспоминать, говорить речи о покойном. У некоторых слёзы подтекают только изнутри, а спиртное зачастую делает свое дело, заставляя эмоции проявлять себя по полной.

Все эти спрятанные зеркала, хлебушек со стаканом воды ( водки), мытье полов после умершего- это все как говорят служители церкви — от лукавого. Всё это языческие обряды. Те же, кто придерживается правил религии, не станут прибегать к перечисленному выше. Во всяком случае теоретически. На практике всё смешалось. Обряды, традиции, молитвы и алкоголь.

Читать еще:  Как поминают на сороковой день

Есть поминки безалкогольные. Их меньше. Но они есть. И все же людям психологически легче , если горе они запьют бокалом вина или стопкой водки. Наверное, каждому свое. И стыдить не стоит никого. Смерть , беда- хоть на пару часов заставляет сблизиться родственникам и друзьям, ведь иной раз позвонить и встретиться времени нет. А похороны- повод серьезный. Не стану судить тех, кто пьет или не пьет. Вспоминаете ушедших , может не столько им это надо, сколько нам — живым.

Потому что они, как овцы, мариноетки, соблюдают традиции, которые они не вводили, традиции своих предков, но это тоже ложь, потому что у славян не было таких традиций, а водкой называлась вода, в которой настаивалась любая лечебная трава. Ну, в общем если коротко, то МАССОНЫ, и похожии организации внедрили данные, якобы, традици, чтобы избавиться от славян, что у них уже и получается — безплодность, и маленькое колличество детей в семьях, по сравнениею, с предыдущими веками. Еще кто-то из приближенныйх Гитлера сказал — зачем тратить на них оружие, водка и сигареты — все что нужно дял того, чтоб их сгубить и т.д. Поэтому бухло везде навязано, а также ни один фильм не пропускают если там герои не пьют и не курят. У режисера одного спрашивали о решениях съемок- о свободе того, что и как снимать — он явно дал понять своим ответом, что правила диктуются свыше. то есть — от правителей.

Моя бабушка верующая, она категорически против алкоголя. Когда умерла ее дочь (моей мамы сестра, моя тетя) на обеде не было ни вина ни водки. Все задались вопросом «а где водка?», «где самогон?», «как нету водки? а чем помянуть Раечку?». Обед был очень хороший, все вкусно, да и проходило это дело не в столовой, а в ресторане, всем для настроения не хватало водки. После похорон ПОЧТИ ВСЕ наши родственники и ВСЕ ДРУЗЬЯ тети перестали с нами общаться, обсуждали, что на похоронах не было водки.

А зачем она? Чтобы выпить и начала «водка плакать»? Это у нас горе произошло, а им бухло подавай. Мама моя вообще не пьет когда что-то случилось или в плохом настроении. Считает, что выпить можно в радостное событие. Теперь и я к этому склоняюсь.

На поминках все присутствующие пьют спиртные напитки потому, что так люди поминают умершего. Это такая языческая традиция. Потом будут отмечать 9 дней, потом 40 дней и каждый год, это по желанию.

Если поминать будут без спиртных напитков, то поминки будут не интересные и на них никто не будет ходить, или будут приходить но только со своим.

Это языческий обычай. В библии об этом не говорится. Ведь наша жизнь так коротка, что забыть мы и так никого не сможем. Да и к тому же Бог дает людям надежду на воскресение, так, что вполне возможно мы сможем увидеть воскресших людей в Новом мире на райской земле (Иоанна 5:28,29).

Церковь поминки с алкоголем считает большим грехом. Но сейчас никого это не волнует. Если не будет водки на поминках, народ очень обидится. Раньше на поминках пили кисель, компот, и это было правильно.

Поминальные обеды проводятся, чтобы облегчить загробное состояние души умершего человека. От водки нет никакой пользы умершему. Пользу приносит память и молитва.

В дореволюционной России такого не было. Поминание алкоголем считается осквернением памяти усопшего.

Потому что наш народ попутал православное и языческое, и многое как из первого, так и второго делает сам не знает почему. Скажите пьющему на похоронах и поминках, что водкой не поминают, это грех, так он скорее и в Бога не верит. Тогда спросите. а что ж ты пришел на 9 и 40 день, чем тебя 7 и 35, например, не устраивают — так он и сам не знает. Предложите помолиться на поминальном обеде — так на вам многие родственники посмотрят, как на не сильно нормального. И вообще эти рюмочки плавно меняют тему разговоров с «как же это могло случиться и как теперь жить» на «как мы познакомились с усопшим и как потом куролесили» и сменяются на общие темы разговоров, сопровождающиеся нередко смешками, словно народ вообще забыл, что это не сходка родственников, а траурное событие. Хотя, не секрет, что многие семьи собираются из разных городов и областей лишь по свадьбам и похоронам, не видевшись при этом и по 5-10 лет, естественно, все интересно.

А поминальный обед и благотворительность — это ради души усопшего, для облегчения ее загробное участи. Раньше вообще и имения продавали, и нищих кормили. А сейчас не каждого и родственника позовут.

Поминальная трапеза

Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Этот обычай описан еще у пророка Иеремии, откуда явствует, что у древних иудеев было обыкновение в утешение об умершем. преломлять для них хлеб ( Иер. 16: 7 ). Словами преломлять для них хлеб пророк свидетельствует, что поминать умерших хлебом, а тем более с молитвами, полезно для покойных.

Но вот как именно за обеденным столом поминать усопших родных? Что читать? Как себя вести? Трудные вопросы. Не случайно многие поминки превращаются для родственников лишь в повод собраться вместе, обсудить последние новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальной трапезой должны молиться за своих братьев по вере.

В этой главе мы пытались, прислушиваясь к мнениям различных людей, живущих православной жизнью, свести воедино разрозненные советы и пожелания. Это не правило, не устав, а обобщенный опыт поминовения усопших.

Если поминки (третий, девятый, сороковой день, годовщина) приходятся на время Великого поста, то в

первую, четвертую и седьмую неделю поста родные и

близкие усопшего на поминки никого не приглашают. Эти недели особенно строгие. Пусть за столом будут лишь самые-самые близкие: мать или отец, жена или супруг, дети или внуки.

Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста (то есть кроме первой, четвертой и седьмой), то они переносятся на ближайшие (предстоящие) субботу или воскресенье. Это называется встречным поминовением. Делается это потому, что праздничными днями Великого поста считаются субботы и воскресенья, только в эти дни совершаются Божественные литургии святителя Василия Великого (в субботу) и святителя Иоанна Златоуста (в воскресенье).

Если поминки приходятся на Светлую седмицу (первая неделя после Пасхи), то в эти первые восемь дней после Пасхи не читаются молитвы за усопших, не совершаются по ним панихиды. Вместо панихиды в Церкви поется Пасхальный канон.

Поминать усопших Святая Православная Церковь разрешает с Радоницы (вторая неделя после Пасхи), с этого дня в церкви по усопшему можно заказывать сорокоуст, обедню, проскомидию и панихиду.

Дома (келейно) со дня Пасхи до Радоницы по усопшему читают только Пасхальный канон.

Не следует поминать усопшего за столом водкой или другими алкогольными напитками (даже если умерший человек и любил выпить!). Поминки – это дни скорби, дни усиленной молитвы за душу умершего, которой, может быть, очень тяжело. Так неужели душе будет в том мире легче, если мы здесь будем услаждать себя вином?

За столом лучше прочитать или спеть те молитвы, которые знает большинство присутствующих, а не обсуждать политические новости, бытовые проблемы.

Поминальная трапеза, которую устраивают родные и близкие покойного, – это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Отсюда происходит желание хозяев угощать всех повкуснее, посытнее. Но нужно соблюдать постные дни, установленные Святой Церковью. Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов – постной, в мясоед – скоромной.

Перед поминальной трапезой читают 17-ю кафизму. Молитвы читают перед святыми иконами, перед зажженной лампадкой или свечами. В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать усопшего. Между подачей очередных блюд читают следующие молитвы.

«Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща, вос- плачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии: вчерашний бо день беседовах с вами, и внезапу найде на мя страшный час смертный.

Но приидите, вси любящие мя, и целуйте мя последним целованием: не к тому бо с вами похожду или собеседую прочее: к Судии бо отхожду, идеже несть лицеприятия: раб бо и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве: кийждо бо от своих дел или прославится или постыдится. Но прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да не низведен буду по грехом моим на место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животный».

На русском языке: «Братья, друзья и знакомые. Видя, как я лежу безмолвный и бездыханный, плачьте обо мне. Давно ли я беседовал с вами? И вот как скоро застиг меня смертный час. О, все вы, которые любили меня! подойдите, отдайте мне последний поцелуй; больше мне уже не быть и не беседовать с вами, потому что я отхожу к Судии, у Которого нет лицеприятия, пред Которым предстоят наравне раб и господин, царь и воин, богатый и нищий – все равны, и каждый за свои дела будет или прославлен, или посрамлен. Но прошу всех и умоляю: непрестанно о мне молитеся Христу, чтобы я не был, за свои грехи, ввержен в место мучения, но чтобы Он вселил меня туда, где свет жизни».

Эту молитву читают или поют в третий, девятый и сороковой день поминовения, когда еще живы и ярки в памяти родных все обстоятельства похорон. В дни годовщин и в родительские дни эту молитву, по обыкновению, уже не читают.

Следующие молитвы читают в любые дни поминок.

«Молитвами Рождшия Тя, Христе, и Предтечи Твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба Твоего упокой».

Читать еще:  Можно ли поминальный обед делать позже

«Богородице Дево, радуйся. »

В конце трапезы попросите у Бога за всех усопших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память».

«Вечная память» (трижды).

Далее следует краткое прошение, которым в земной жизни Сам Спаситель кончил Свою последнюю трапезу: «Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».

Непосредственно перед едой читают молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое по праву родства и близости к покойному сначала отведывают его ближайшие родные и друзья, является кутья. Это отваренные зерна пшеницы, смешанные с медом. Если этого нет, то используют отваренный рис с изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед (или изюм) – сладости, каковою наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Кутья освящается в храме во время панихиды.

Затем кутью понемногу отведывают все присутствующие. Подают ее, по обычаю, в третий, девятый и сороковой дни поминовения.

После еды читают благодарственные молитвы: «Благодарим Тя, Христе Боже наш. », «Достойно есть. »

Но самое главное – молиться об упокоении и помиловании души умершего человека. Может так случиться, что в доме ничего не останется, кроме воды и сухарей, не будет даже кутьи. Что же, поминовение будет хуже? Если не окажется в доме и молитвослова, то будем читать те молитвы, которые знаем по памяти, обратимся к Богу своими словами, лишь бы только воздыхание наше за души умерших шло от сердца нашего. Если же молитвослов есть, лучше молиться по нему, как было рассказано ранее.

Молиться (принимать участие в чтении, пении молитв) нужно всем, кто собрался за поминальной трапезой ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18: 20 )

Будем же помнить, что сердцеведец Бог судит не только дела, но и намерения. И если мы серьезны, если мы готовы потрудиться (а молитва есть труд!) ради упокоения душ наших усопших, если мы верим, что по нашим трудам молитвенным, по вере нашей и милостыне придет облегчение тем, за кого мы молимся, то Бог, будем надеяться, и услышит нас, ведь сказано Самим Спасителем: все, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф. 21: 22 ).

Во время поминок оставляют во имя умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд: это очень древний обычай.

Во время похорон существует еще один обычай – закрывать в доме зеркала материей. Это делают из чувства благочестия, дабы ничто лишнее не рассеивало скорби и печали о грехах перед Богом.

Источник: Что нужно знать о поминовении и погребении усопших. – Синтагма, 2008. – 64 с.

Поминальные суеверия — что можно и нельзя

У современного человека много вопросов, связанных со старинными обычаями — почему на поминках нельзя есть вилками, пить ли алкоголь на скорбной трапезе, присутствовать ли на ней беременным и многие другие. Ниже вы найдете пояснения по всем существующим поминальным поверьям.

Застольные приметы

До правления Петра l русский народ вообще ел только ложками. Появление вилок на столах восторга не вызвало. Их сравнивали с чертовыми хвостами и вилами, которыми истязают грешников. Особо прикипевшими к старым укладам люди считали, что появление этого столового прибора — еще один инструмент «царя-антихриста» против христианских душ.

Со временем вилка все-таки прижилась в России. Но на поминках все же не пользовались из-за «сатанинского» внешнего вида. Эта традиция дожила до сегодняшних дней. В общинах староверов и вовсе по сей день едят только ложками.

Еще одна причина отсутствия вилок на поминальном столе — боязнь потревожить спокойствие умершего. Дело в том, что кутья, одно из обязательных угощений, символизирует Царство Небесное. Если ткнуть в обрядовую пищу ножом или вилкой, можно растревожить мертвых. Впрочем, большинство поминальных блюд не слишком удобно ими есть. Традиционно это кутья, блины и кисель.

Народные поверья, как известно, часто бывают рациональными. Так, использование острых столовых приборов можно объяснить попыткой предотвратить драки с поножовщиной. На поминки съезжаются даже самые дальние родственники, которые могут не упустить шанса припомнить друг другу старые обиды. Кроме того, к дележу наследства, в старину приступали практически сразу же после похорон.

С точки зрения биоэнергетики, с острых концов вилок и ножей стекает энергия. Поэтому запрет на их использование вызван необходимостью защитить поминающих от энергетических атак. Астральное тело усопшего может находиться рядом с близкими, и такая атака может причинить боль и ему. Известно, что на похоронах и поминках энергетика не слишком-то позитивная.

Кстати, несмотря на суеверия, которые ходят в народе, церковь разрешает пользоваться ножом и вилкой во время поминальной трапезы.

Алкогольные суеверия — поминание спиртным

Церковь к питью на поминках относится отрицательно. Это касается и водки, и вина, и других алкогольных напитков. Так, вино – символ земной радости, которая на поминальной трапезе неуместна. Очевидцы, побывавшие на том свете, рассказывали, что страдания человека, которого помянули алкоголем, многократно усиливаются.

Несложно понять, почему нельзя поминать водкой с точки зрения христианства. Алкоголизм — грех, а ведь родственники собрались за столом для того, чтобы способствовать своими добрыми словами и молитвой прощению грехов умершего. Не допустима просить у Бога о прощении и одновременно грешить. В народе говорят, что детей тех, кто пил вино или водку за поминальных столом, Бог наказывает алкоголизмом.

Традиция употреблять алкоголь на кладбище, похоронах и поминках — не дань древним традициям, а относительно современный стереотип. Он уже успел обрасти различными поверьями, например, о том, что нельзя чокаться на скорбном застолье. Так можно ли выпивать на поминках, когда так делают практически все? Советуем не делать этого. Даже старинных примет на эту тему нет, потому как нашим предкам и в голову не приходило употреблять алкоголь на поминальной трапезе.

Можно ли забирать еду домой

Известно, что еду с кладбища не едят. Это в некой мере позволено только тем, кто не имеет другого способа добыть пропитание, кроме как взять с могилы помин. Но можно ли забирать еду с поминок домой?

Еда с поминального стола предназначена для того, чтобы накормить ей как можно большее количество людей. Остатки принято раздавать нуждающимся. Эта пища не несет в себе негатива. Она была приготовлена для того, чтобы люди угостились и за трапезой вспомнили светлые дела покойного при жизни.

Можно также отдавать еду пришедшим почтить усопшего с собой. Для вас передали что-то с поминок, на которых присутствовал ваш близкий человек? Угоститесь, вспомните об умершем человеке, пожелайте ему упокоения. Правда, здесь есть одно «но». На поминальные яства часто делают колдовство с различными целями. Поэтому не берите их из рук тех, кто может желать вам зла.

Если после застолья что-то осталось, можно забрать угощения с собой. А вот выбрасывать их нельзя, лучше отдайте объедки животным.

Во время скорбной трапезы выставляют портрет покойного, а возле него — стакан воды и кусок хлеба. Тот, кто выпьет или съест его угощение, заболеет и умрет вскоре. Его нельзя отдавать даже животным.

Поминальное меню — о конфетах и не только

Раздавать сладости в поминальные дни — старинная традиция. Это часто делают на кладбищах, не стоит пугаться таких подарков.

Нельзя есть только те угощения, которые ранее лежали на могилах. Такие сладости предназначены усопшему. Традиционно их могут забрать только люди, живущие в нужде.

Опасения может вызывать тот факт, что на любые поминальные блюда, в том числе и конфеты, можно навести приворот или порчу. Поэтому не нужно есть то, что было получено из рук человека, который может желать вам вреда. Незнакомцев со сладостями зачастую пугаться не стоит — они просто соблюдают древнюю поминальную традицию.

Стоит ли беременным ходить на поминки

Известно, что приметы для беременных не рекомендуют им ходить на кладбище и посещать похороны. Не стоит им ходить и на поминки, которые, по сути, являются логическим продолжением похорон. Энергетика там все та же — скорбь, смерть, горе. Если имеется возможность отказаться от поминания, лучше сделать это. Если прощание с покойным можно отнести к необходимым мероприятиям, то поминки — уже нет.

Биополе беременной женщины слабо защищено. А ведь она отвечает не только за себя, но и за ребенка. Подпитаться его энергетикой окажутся совсем не против сущности, которых притягивают сильные негативные эмоции большого количества людей.

Церковь не запрещает беременным ходить на поминальные обеды, похороны и кладбище. Однако и не обязывает делать это. Если самочувствие не позволяет присутствовать, можно посетить церковь вместо кладбища, поставить свечку за упокой души, заказать молебен.

Другие суеверия на поминках

Соблюдать народные приметы на поминках крайне важно. От этого зависит качество загробной жизни человека, ушедшего в мир иной. Так, на поминальном обеде полагается вспоминать только хорошие его поступки и черты характера. Оставьте обсуждение недостатков. О мертвых — либо хорошо, либо ничего. Неспроста придумана эта пословица.

Приметы после похорон советуют по возвращению с кладбища согреть руки над пламенем свечи, желательно церковной. Но после кладбища обычно сразу едут на поминки. Перед едой полагается мыть руки, и это правило заменяет свечную примету. Не стоит переживать о том, что съедите частицу мертвой энергетики. Во время мытья рук вода смоет ее.

Поминки — не время для слез. Много плакать по умершему нельзя, иначе он захлебнется в загробной жизни. Смеяться тоже не рекомендуется. Тот, кто засмеется на поминках, в скором времени прольет много слез.

В целом, существует множество поминальных примет. Некоторые из них появились относительно недавно, но большинству суеверий — сотни, если не тысячи лет. Они предназначены для того, чтобы научить правильному поведению поминающих, ведь от него зависит то, куда попадет душа покойного после смерти.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector