1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Можно ли поминать усопших до похорон

Похороны по православным законам

Смерть в христианстве трактуется как сон тела, во время которого душа отправляется навстречу Богу. Поэтому важно правильно провести похороны, чтобы обеспечить почившему покой после земных волнений. На это и направлено погребение по православным обычаям. При их соблюдении тело и душа покойного будут готовы к воскресению из мертвых.

Этапы похорон, которые необходимо провести по канону:

  • Омовение — это обряд очищения. После его прохождения почивший предстанет перед чистым и непорочным Господом.
  • Облачение — покойный одевается в чистые одежды, на него надевается крест. Затем тело накрывается белым саваном и окропляется святой водой.
  • Положение во гроб — глаза почившего необходимо закрыть, уста сомкнуть, а руки с вложенным крестом или иконой расположить крестообразно. Тело должно находиться головой к иконам.
  • Похоронное бдение — до выноса тела совершаются заупокойные молитвы по усопшему. Панихида начинается после того, как умерший облачен и положен на стол, далее она продолжается в храме. Перед выносом покойного читается лития — краткая заупокойная служба.
  • Отпевание в храме — завершается литией.
  • Погребение — когда гроб опускается в землю, священнослужитель читает литию и осыпает землей саван почившего, затем на гроб накладывается крышка. Если священнослужитель отсутствует на похоронах, в храме отправляется чин предания земле. Тогда провожающим передается земля, которую они посыпают на тело перед тем, как закроется крышка.

В суевериях распространено ошибочное мнение, что родственники усопшего не могут нести гроб. На самом деле такого запрета нет — это подтверждается словами Иоанна Златоуста. Согласно им, чтобы в последний раз послужить умершему, нести его гроб должны близкие сродники (родные).

После опускания гроба в землю священнослужитель поливает его елеем и посыпает пшеничным зерном и пеплом. Люди, которые собрались для прощания, бросают в могилу по горсти земли. Погребение по православным канонам символизирует надежду на Воскресение после Страшного Суда.

Похороны у христиан завершаются установкой намогильного креста — он водружается во исповедание веры в Господа, победившего смерть и позвавшего всех живущих идти его путем.

Поминки

Назначение этого обряда — вспомнить почившего человека и его добрые дела, а также помолиться об упокоении души усопшего. Поминки принято проводить три раза: в день погребения, на девятины (девятый день) и на сороковины (сороковой день).

Сразу после похорон поминки устраиваются в память о Воскресении Христа, произошедшем на третий день после его казни. Первые два посмертных дня душа покойного пребывает на земле и ведет разговор с родными и близкими.

В поминальной трапезе участвуют те, кто провожал почившего на кладбище, а также близкие люди, которые не смогли прийти на погребение. Перед началом поминок один из родственников усопшего читает из Псалтири кафизму 17, встав перед образами с горящей лампадой. Затем все присутствующие произносят «Отче наш». Перед тем как приступить к поминкам, все осеняют себя крестным знамением. В течение трапезы принято говорить о покойном.

Первым блюдом поминального стола традиционно служит кутья — смесь из меда, изюма и цельных зерен риса или пшеницы. Этот состав символизирует Воскресение, при котором тело усопшего прорастет, словно зерно. Кутья освящается на панихиде в храме. Это блюдо подается каждому участнику ритуала. Участники панихиды также едят блины, пьют сыто (воду с медом) и кисель. В зависимости от времени проведения трапеза бывает постной или скоромной.

Девятины отправляются во славу ангелов, просящих о помиловании почившего. На девятый день душа умершего предстает на поклонение перед Господом — обряд и молитвы помогают ей достойно пройти это испытание. На девятины служится панихида, на трапезу приглашаются самые близкие почившему люди. После окончания второго поминовения в срок с девятого до сорокового дня для осознания содеянных грехов душа покойного попадает в Ад.

Сороковины проводятся на 40 день после погребения во славу вознесения Христова. В этот срок решается участь усопшего — Господь судит его по земным делам и духовным достижениям, после чего назначает место в ожидании Страшного Суда. Покойный поминается для того, чтобы его душа предстала перед Господом и затем получила на небесах обетованное блаженство. Цель сороковин — загладить грехи почившего.

Православный обычай также диктует, что нужно делать в различных обстоятельствах:

  • Человек находится при смерти: необходимы исповедь (очищение от осознанных грехов), причащение и соборование.
  • Неизлечимая болезнь: если человек испытывает сильные мучения и находится на грани смерти, то над ним читается канон на отход души от тела — для облегчения страданий.
  • Перед проведением погребения: родственники обмывают усопшего и одевают его в приготовленную одежду. Затем тело отвозится в храм, где оно пребывает в течение трех дней.
  • В храме: над телом читается последование по отходу души от тела. Если усопший находится дома либо в морге, то чтение возле него проводится родственниками. В день смерти заказывается сорокоуст об упокоении души покойного.
  • На похоронах: очное отпевание длится около часа. Если тело отсутствует или подверглось кремации, то проводят заочное отпевание, которое может выполняться в любое время. На кладбище священник служит литию, длительностью около 15 минут.
  • Поминовения: могут устраиваться на 3, 9, 40, а также в дни рождения и смерти покойного. Они не установлены церковью, но благословляются ею. Поминовение усопшего происходит пищей и сопровождается молитвой. В эти дни может заказываться служение: лития, панихида (полная заупокойная служба), обедня (заупокойная литургия). Допускается также просто прийти в храм и помолиться за усопшего раба Божьего.
  • После сорокового дня: заказывается годовое поминовение об упокоении или неусыпаемая Псалтирь.
  • Годовщина смерти: каждый раз заказывается поминовение об упокоении еще на один год либо разовое поминовение. Выбор обряда зависит от возможностей родственников покойного.

Без церковного отпевания хоронят самоубийц. Но близким не запрещается поминать в домашней молитве человека, который добровольно расстался с жизнью.

Отношение к кремации

Православная церковь негативно относится к процедуре кремации. Это связано с тем, что после Страшного Суда телу предстоит восстать перед Господом, и погребение в землю выражает надежду на Воскресение. Именно поэтому христианский обряд предусматривает не уничтожение (сжигание) тела, а его похороны — по аналогии с тем, как зерно сеют в землю, чтобы затем оно ожило и взошло.

Кремация допускается церковью только в тех случаях, когда это единственный выход. Благословение на сжигание останков необходимо получить у священника, описав обстоятельства, которые вынуждают принять такое решение. Урна с прахом в храм для отпевания не приносится. Если покойного кремируют, то можно заказать только сокращенный чин — заочное отпевание.

В силу социально-экономических обстоятельств в Российской Федерации все больше верующих предпочитают не погребение, а кремацию. Но по православным законам необходимо предавать тело земле посредством похорон.

Поведение после погребения

Ни до похорон, ни после них не приветствуются развлечения, хотя нет церковного запрета на такое времяпровождение. Рекомендуется уделить время молитве об усопшем. После похорон следует занять себя богоугодными делами в память покойного — это лучшее, что может сделать человек, который хочет помочь почившему ближнему.

После похорон на следующий день нужно идти на кладбище?

Потеря близкого – это невосполнимая утрата. Родственники стараются соблюдать этапы поминального обряда, чтоб достойно провести погибшего. По традиции после похорон на следующий день нужно идти на кладбище – «разбудить покойника», принести ему «первый завтрак».

Почему стоит посетить могилу на следующий день после похорон

Одним из обычаев проведения умершего в иной мир у православных есть завтрак после похорон. Родственники утром навещают упокоенного на «новом месте» – на кладбище. Христианские традиции пришли к нам еще со времен язычества. Люди верили что дух, покинувший тело, после смерти переходит в иной мир. Помогая мертвому, родня несет еду на могилу для «пробуждения покойного». Они заставляли дух покойника проснуться на кладбище и принять факт перехода в загробный мир спустя день после похорон.

Православные люди верят: после захоронения душа привязана к месту захоронения. Во время посещения могилы его дух приходит, чтобы побыть с родными. По прошествии похорон родня убирает место упокоения, поминая, молясь и чтя память об умершего. Приходя на кладбище после погребения гроба в землю, родственники будят душу. Принесенная пища с похоронной процедуры помогает помянуть умершего.

Что нужно взять с собой

Организовывая поминальную трапезу на кладбище, родные составляют особое меню. Родственники после похорон готовят постную еду, напитывающую душу усопшего. Родные приносят на могилу покойного поминальные блюда, но прикасаться членам семьи к ним не советуют. Еду желательно раздать нищим, нуждающимся с просьбами поминать покойного.

На кладбище после дня похорон несут:

  • бутерброды;
  • мясные, овощные нарезки;
  • сало;
  • вареные яйца;
  • колбасу.

Поминают людей и сладостями – конфетами и печеньем. Пекут пирожки и булочки, заказывают пряники и раздают знакомым для поминания после похорон. Родственники несут покойному воду, чтобы душа могла напиться. Алкогольные напитки запрещено распивать на кладбище после помещения тела под землю.

Для поминок после похорон не используют алкоголь, а молятся за упокоение. Родня не обедает, не прикасается к «завтраку».

Все члены семьи садятся у могилы, молясь и вспоминая приятные моменты и добрые поступки, которые совершил при жизни близкий. Они приглашают знакомых и прохожих угоститься приготовленной пищей и помянуть похороненного умершего.

Традиция завтрака на кладбище и ее значение

Смерть – печальное и неизбежное событие, отнимающее родных людей. Родня, занимаясь похоронами, теряется в правильности действий, связанных с прощанием и проводами умершего на кладбище. Сформировались определенные традиции, обряды, ритуалы, проводимые во время траурной процедуры и по ее завершении. У славян сложились обряды, касающиеся рождения ребенка, его крещения, свадьбы. Особое значение для предков имели похоронные ритуалы, включая трапезу на погосте. Они верили, что после смерти дух переходит к иному миру. Родственники помогают ему адаптироваться после смерти, отправиться на небеса.

Родные люди после смерти чтят память о погибшем, не забывая поминать во все памятные даты. Христиане имеют традицию ехать на кладбище на следующий день после похорон. Наши предки считали, что после погребения усопшего, его «будит» родня, принося ему пищу и помолившись возле креста.

Растерянная душа покойника остается привязанной к месту захоронения и после первой «ночевки» родные помогают ей найти упокоение.

Причиной для трапезы на кладбище считается желание накормить дух покойника. Поминовение спустя день от похорон дает умершему спокойствие и чувство заботы родных ему людей.

Что делать с едой после обряда

Оставшуюся еду после обряда похорон родные оставляют у могилки усопшего на кладбище. Нищие и малоимущие приходят, угощаются едой, поминая покойного. Живой человек употребляет пищу для поминовения. Во время послепохоронной трапезы душа крепнет, готовится к отправке на небеса к Господу. На могилке оставляют печенье, конфеты, булочки или пирожки, их раздают в церкви, по дороге домой, бедным, нуждающимся и всем прохожим.

Еду после похоронной и поминальной службы на кладбище священники советуют отдать домашним животным – котам, собакам, свиньям. Выбрасывать пищу не стоит. Это оскверняет душу умершего.

Мнение священников о традиции

Завтрак после похорон на кладбище являлся обязательной процедурой, завершающей процесс погребения в древних верованиях. Православные священники не поддерживают мнение о трапезе на могиле усопшего и поминанию души с распитием алкогольных напитков.

  • Они считают, что не стоит устраивать поминки у могил. Для поминовения души покойника после закажите службу в церкви, прочтите молитву за упокой родного человека.
  • Православные люди несут на кладбище на второй день после похорон еду и спиртные напитки. Священнослужители имеют особый взгляд на поминовение с помощью алкоголя: распитием или трапезой на погосте родня не помогает покойным, а совершает грех.
  • Многие не признают ритуалы, проводимые родственниками покойных. Традиция носить завтрак к месту захоронения в следующий день после похорон в большей мере языческая. Остатки пищи съедают птицы и бездомные животные. Для души покойного эти обряды не принесут пользы.

Можно ли не проводить традицию, и в каких случаях

Похоронные традиции формировались в народе веками. Обряды с завтраком на кладбище проводят не все люди. В церкви говорят, чтобы помянуть усопшего молятся за упокоение души, а не обедают или завтракают у могилы. Православные, желая помянуть умерших родных, организовывают поминки. За столом собираются члены семьи, друзья похороненного, обсуждая и вспоминая добрые поступки усопшего. Во время трапезы употребляют постную пищу.

Верующие люди в беде обращаются к священникам за советом и четко придерживаются всех их наставлений по проведению похорон и сопутствующих обрядов на кладбище. Некоторые несут «завтрак» после поминания на следующий день, почитая традиции наших предков, считая их важным элементом ритуала. Они верят, что с приходом к месту захоронения, помогают покойным, успокаивают их душу.

Душа умершего, чувствуя заботу и тепло родных, после похорон спокойно уходит в иной мир.

Поминание на следующий день после отпевания на кладбище не является обязательной процедурой. Родственники чувствуют ответственность за спокойствие духа, ходят на могилу на следующий день по захоронению, в памятные даты.

По церковным понятиям поминание организовывают на 3, 9 и 40 сутки после смерти. Соблюдение обычая нести еду на кладбище после похорон на следующий день – дело каждого. Православные люди, желая помочь умершему, молятся за упокой, заказывают панихиды, ставят свечи и чтят традиции проводов умершего в иной мир.

Православные похороны

Как проходят православные похороны

Протоиерей Игорь Фомин

Православные похороны — важное событие в жизни верующих людей. О смысле христианских похорон, их значении для души человека и православных традициях “Фоме” рассказал протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма св. Александра Невского при МГИМО.

Для христиан смерть — не конец всему, а переход к вечной жизни. Потому похороны — не тяжелое прощание с человеком, которого больше никогда не будет, а проводы в иной мир, который ждет каждого из нас после смерти. Во время похорон главное для нас — молитва о душе почившего человека.

Читать еще:  Какие молитвы читать в родительскую субботу

В Символе веры — молитве, в которой рассказывается, во что же верят православные христиане, — есть слова: «Чаю воскресения мертвых» . То есть уповаю и жду воскресения мертвых.

Важно и то, что наша вера много внимания уделяет не только душе, но и телу христианина, потому что тело — храм души. Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои (Апостол Павел, 1-е послание к Коринфянам: 6, 19).

Тело христианина освящается Причащением Божественных Тела и Крови Христа Спасителя. И главное, мы верим, что мертвое и истлевшее со временем тело христианина снова оживет после Всеобщего Воскресения мертвых: Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (Апостол Павел, 1-е послание к коринфянам, 15:53). Поэтому для христиан важно и приготовление тела к погребению.

Если человек умер дома и есть такая возможность, его омывают водой с чтением молитвы «Трисвятое»:

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Сразу после смерти над телом почившего читают «Последование по исходе души от тела» и Псалтирь с прибавлением молитв об усопших. Если человек умер вне дома (в больнице или еще где-то), после чего его тело оказалось сразу в морге, можно читать молитвы дома. Затем тело привозят в храм, где священник совершает над ним Чин отпевания. И уже после отпевания гроб с телом почившего предают земле.

После погребения принято устраивать поминки. Но это уже не церковная традиция, а наша человеческая потребность собраться вместе и помянуть почившего близкого человека добрым словом. Важно понимать, что поминки должны проходить тихо и благоговейно.

Отпевание и погребение принято совершать на третий день после смерти (при этом первым днем считается сам день смерти, независимо от времени кончины).

При особых обстоятельствах — войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях — разрешается погребение и раньше этого срока. В современной практике из-за особенностей работы государственных и медицинских организаций часто приходится проводить похороны позже третьего дня. В этом нет ничего страшного, и на посмертную судьбу умершего это никак не влияет. Отпевание не совершается в первый день Пасхи и в день праздника Рождества Христова до вечерни.

Как одеться на православные похороны?

Специальной одежды для похорон в нашей церковной традиции нет. Ни цвета, ни стиль не регламентированы.

Одежда должна быть скромная, чистая, аккуратная.

Как организовать православные похороны?

В современном мире православные похороны организуются следующим образом.

После смерти человека его родственники или друзья заботятся о месте захоронения и параллельно договариваются в храме об отпевании. Ритуальные службы могут предложить вам помочь договориться и об отпевании. Но лучше, конечно, отпевать человека в том храме, куда ходил почивший, чтобы оповестить как можно больше прихожан, которые знали его и хотят прийти помолиться о его душе, проводить его в последний путь. Если же он не был постоянным прихожанином одного храма, то отпевать лучше там, где есть знакомый вам священник. Также можно отпевать человека в храме на кладбище, в морге или пригласив священника к вам домой.

Как правильно похоронить православного?

Чтобы правильно похоронить православного христианина, нужно в первую очередь договориться со священником об отпевании. Отпевание — это заупокойный богослужебный чин, которым Церковь провожает в вечную жизнь скончавшегося человека. Во время отпевания мы молимся о человеке, просим о прощение его грехов и даровании ему вечной жизни в Царстве Небесном.

Отпевание совершается, как правило, в храме перед погребением на кладбище. Заочное отпевание благословляется Церковью только в исключительных случаях.

Перед отпеванием на тело человека должен быть обязательно надет нательный крест, в руки вкладывается икона (Христа, Богородицы или небесного покровителя) или Распятие (существует специальный погребальный тип Распятия). Покойного одевают в чистые одежды, часто светлые, что символизируют радость воскресения и будущей встречи с Богом. Тело покрывают до пояса специальным погребальным покрывалом с изображением креста, святых и надписей с молитвами (можно приобрести в церковной лавке или магазине ритуальных услуг), или же просто белой простыней. Этот покров символизирует, что верующий человек находится под покровом Бога. На лоб надевается бумажный венчик с изображением Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи (его также можно найти в церковной лавке). Венчик символизирует нашу надежду на то, что усопший обретет венец вечной жизни. Каждый усопший христианин для Церкви — воин, одержавший победу на поле битвы со страданиями и искушениями, которые выпали на его жизнь.

Все выше перечисленное можно сделать уже в храме, после того, как тело покойного привезли из морга. Или попросить позаботиться об этом работников морга.

Гроб с телом умершего заносят в храм ногами вперед и ставят лицом к алтарю; то есть ногами на восток, головой к западу. По церковным правилам, вопреки распространенным суевериям, гроб с телом положено нести по возможности именно близким родственникам и друзьям. Этим мы выражаем свою заботу и почтение.

Вокруг гроба ставят четыре подсвечника со свечами: у головы, ног и по обеим сторонам гроба; вместе они изображают крест.

Во время отпевания присутствующие стоят со свечами. Их свет — символ жизни и победы над мраком смерти. Так же, как и всякая свеча в храме, свеча в нашей руке на отпевании — символ теплой молитвы за умершего. Кроме того эти свечи напоминают о тех свечах, которые держат все люди в храме в Пасхальную ночь, радуясь Воскресению Христову.

Когда отпевание завершается, священник прочитывает над покойным разрешительную молитву, в которой молится о прощении человеку его грехов (разрешение — это прощение, освобождение). Грехов, в которых он раскаялся, и грехов, которые забыл. Это не относится к грехам, в которых человек намеренно не каялся.

После все участвующие в отпевании подходят ко гробу прощаться, просят у усопшего прощение, целуют венчик на лбу и икону на груди. Затем тело полностью закрывается покрывалом. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается.

После отпевания гроб с телом умершего провожают на кладбище, опускают в могилу и предают земле.

Если есть возможность пригласить священника с собой на кладбище, то служиться лития — еще одна поминальная служба. После ее окончания священник сыплет крестообразно землю на гроб со словами: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней». Если священник не едет на кладбище, то родные родные сами на кладбище крестообразно посыпают гроб землей, освященной после отпевания.

После погребения, по традиции, родные и близкие почившего собираются вместе на поминальную трапезу. Во время трапезы все вспоминают добрые дела почившего, не столько для того, чтобы сказать, какой он был замечательный человек, а более для того, чтобы лишний раз напомнить друг другу, каким, вообще, должен быть человек. Чтобы мы могли подражать лучшему, что есть в наших ближних.

Что нельзя делать после похорон?

После похорон нельзя вести себя недостойно, в том числе по отношению к памяти почившего. Нельзя предаваться унынию, как это ни странно звучит. Стоит сосредоточить весь свой ум и свое страдающее сердце на помощи почившему, чтобы помочь ему перейти из жизни временной в жизнь вечную. Какой может быть помощь почившему? Молитва. Добрые дела в память о нем.

Как хоронят самоубийц?

Самоубийц хоронят без церковного отпевания. Самый дорогой дар, данный человеку, — жизнь — самоубийца как бы бросает в лицо Богу и говорит: «Возьми, мне это не нужно…» Именно поэтому в Православной Церкви не отпевают и церковно не поминают самоубийц.

Раньше людей, покончивших жизнь самоубийством, хоронили за оградой церковного кладбища. Сейчас таких строгих правил нет.

Но никто не запрещает нам поминать самоубийцу в домашней молитве.

Как хоронят пьяниц? Как хоронят наркоманов?

Пьяниц и наркоманов хоронят по обычному чину, если они не покончили с собой.

Алкоголизм и наркомания — болезни, и мы можем сказать, что люди, страдающие ими, погибают по безумию, и это сумасшествие не добровольное — это недуг.

Кто может нести гроб?

Гроб может нести любой человек. У Иоанна Златоуста есть такое слово об умерших, где он говорит о том, что гроб должны нести близкие сродники (то есть родные) почившего, чтобы тем самым в последний раз послужить ему. Очень важно помнить эти слова святого, потому что в народных суевериях распространено ошибочное мнение, что родные не должны нести гроб.

Можно ли беременным на похороны?

Безусловно, можно. Нет никаких препятствий тому, чтобы беременная женщина приходила на похороны родного или близкого человека. То, что это может как-то отразиться на ребенке, — суеверия, не стоящие внимания христианина.

Можно ли краситься на похороны?

Что касается косметики, она на похоронах должна быть умеренной. Не яркой, ни в коем случае не вызывающей и не соблазняющей. Если женщина не может обходиться без макияжа, она может «накраситься», идя на похороны, но макияж должен быть максимально незаметным и деликатным.


Можно ли фотографировать на похоронах?

Да, такая народная традиция существует. Но, по-моему, лучше все-таки оставлять в памяти то, каким человек был при жизни. Излишнее рвение в попытках сфотографировать похороны неуместно по этическим соображениям.

Можно ли поминать до похорон?

Да, уже с первого мгновения после смерти человека его можно поминать в молитвах, в добрых делах.

Кроме того уместно было бы, не дожидаясь сорокового дня после смерти человека, начать раздавать его вещи нуждающимся. Так уже с первых дней вы привлечете других людей к молитве за дорогого вам человека.

Можно ли отпевать после похорон?

Бывают исключительные случаи, когда нет возможности совершить чин отпевания до похорон — над телом усопшего. Тогда, действительно, можно прийти в храм (желательно тот, где почивший был прихожанином) вместе со всеми, кому дорог усопший, и совершить заочный чин отпевания. Если на то, конечно, будет благословение священника.

Можно ли здороваться на похоронах?

Да, конечно, на похоронах можно здороваться друг с другом. Желать друг другу здравия уместно всегда, в том числе и когда мы провожаем близкого нам человека в последний путь.

Можно ли бриться перед похоронами? Можно ли стричься после похорон?

Безусловно, можно. Элементы нашего ухода за собой не имеют никакого отношения к похоронам.

Можно ли стирать после похорон? Можно ли убирать квартиру после похорон?

Да, вести домашнее хозяйство необходимо, чтобы в доме было чисто, аккуратно, достойно. Конечно, никто не будет корить вас, если вы не сможете отдавать много сил и внимания чистоте в сложный для вас период, это далеко не главное в подобные моменты. Но никаких церковных запретов на уборку и стирку не существует.

Как проститься с умершим?

Во время отпевания (в храме или когда священник приходит к вам в дом или в морг, где находится тело усопшего) священник обязательно положит на лоб почившего венчик, поставит иконку к его рукам и в определенный момент совершения чина отпевания призовет всех прощаться с телом. В эту минуту будет уместным подойти, поклониться умершему, тем самым испрашивая прощения у него и отдавая ему последние почести, поцеловать иконочку, которая находится во гробе, и поцеловать венчик на лбу почившего.

Если у вас по каким-то причинам нет сил приблизиться к телу умершего, можете ограничиться поклоном ему, выразить так свое почтение его памяти.

Можно ли детям на похороны?

Безусловно, детям можно приходить на похороны. Бояться, что это как-то негативно на них повлияет, не нужно.

Дети воспринимают смерть совершенно нормально — как определенный этап жизни человека. Их не надо специально ограждать от этого события. Но, как и во всем другом, с детьми надо общаться, беседовать. Рассказать им, что такое смерть, когда она наступает в жизни человека, зачем нужно отпевание и почему все собираются на похороны.

Можно ли после похорон смотреть телевизор? Читать газеты, слушать музыку?

Ни до похорон, ни после развлечения не приветствуются. Конечно, церковного запрета на такое времяпрепровождение нет, но, подумайте сами, уместно ли смотреть телесериал или читать светскую хронику в журнале в такие минуты? Лучше уделить время молитве об усопшем и добрым делам в память о нем.

Что нужно делать после похорон? Какие молитвы читать после похорон?

Есть так называемое правило чтения Псалтири по усопшим. Это древняя и замечательная традиция. Каждый день после смерти человека читается по одной кафизме из Псалтири, с добавлением молитвы об умершем.

После похорон надо занять себя богоугодными делами в честь и память почившего. Это будет лучшим занятием для человека, который хочет помочь своему почившему ближнему.

Поминки: нужна ли покойнику еда?

Примитивное язычество верит, что поминальные продукты необъяснимым образом передаются в мир иной, и умерший родственник может их кушать. Более развитые религии (например, индуизм) рассматривают поминание как жертву, которая служит своеобразной платой богам за благую участь покойника. В христианстве тоже есть традиция поминок, но она имеет мало общего с тем, о чем мы говорили выше.

Умершему человеку еда не нужна! Это Церковь говорила всегда. По ту сторону смерти сохраняется личность, душа и все эмоциональные характеристики человека, но чисто биологические функции там прекращаются – ведь тела нет! Поэтому «передачи на тот свет» абсурдны с точки зрения Церкви. Но что же тогда имеет в виду христианская традиция, которая не отрицает идею поминовения умершего едой?

Дело в том, что умершим людям нужна молитва за них. Очень хорошо, если человек умирает, очистившись и исправившись. Но, увы, многие уходят в вечность нераскаянными, с тяжелым греховным грузом, который они накопили в своей жизни. И, находясь в таком состоянии, люди нуждаются в нашей помощи. А помочь им мы можем молитвой, милостыней и добрыми делами, сделанными ради них.

Читать еще:  Как поминать покойника в день его рождения

О том, как действует молитва на другого человека, говорить очень трудно, поскольку все в мире находится во власти Бога, и все тайны бытия ведает только Он. Но опыт Церкви говорит о том, что молитва очень действенна, и умерший, за которого помолились в храме и ради которого дали милостыню, получает через это помощь. Церковь знает множество случаев, когда молитвы полностью освобождали грешника от адских мук.

Накрытый поминальный стол – это не способ «улучшения жилищных условий» на том свете, и не попытка задобрить Бога, ведь Он в еде тоже не нуждается. Еда – это всего лишь форма милостыни, которую мы творим ради умершего. И здесь очень важно, как мы ее творим. Милостыня должна нас самих делать добрее, и если это произойдет, то и покойникам нашим будет намного легче по ту сторону жизни. Поэтому, если поминальный обед был сделан для галочки, или «для своих», без молитвы об умершем человеке, то вряд ли от такого обеда умерший получит много пользы.

Еще среди далеких от Церкви людей (да и среди верующих, увы, тоже) есть традиция на следующий день после похорон приносить на могилу тарелки с едой. Или же при каждом посещении могилы оставлять на надгробиях куски хлеба, крошки печенья, рюмочки с водкой. Считается, что душа еще не покинула пределы Земли и гуляет по тем местам, которые ей были дороги. Вот родственники и приглашают ее разделить с ними трапезу, полагая, что покойник необъяснимым образом тоже может к ней присоединиться. На самом деле эта практика языческая и с христианством не связана. Спасибо за такое угощение скажут разве что кладбищенские коты и собаки, а покойнику эти печеньки – только печаль. Не рюмки с водкой ему теперь нужны, а наша молитва – искренняя, чистая, живая. А лучшим местом молитвы является храм Божий.

Если вы подаете еду в храм, здесь тоже важно помнить несколько моментов. Во-первых, в храме, прежде всего, молятся. И без молитвы оставленное приношение (свечи, продукты, деньги) не имеют для покойника никакой ценности. Вы можете принести горы, но если это будет сделано без веры и молитвы, то толку от этого будет мало. И для вас, и для умершего. Разве что нуждающиеся будут благодарны вам за это. И, наоборот, если у человека нечего пожертвовать, но он будет горячо молиться о своем родном или друге, то эта молитва будет ценнее любых богатых приношений. Важно в конечном итоге понять, что Царство Небесное не покупается и не продается! Ни за какие деньги! Царство Небесное достигается только усердным духовным трудом, и наша милостыня ( еда – в том числе) – это один из элементов такого труда.

Ну, а если все-таки вы захотите пожертвовать, то важно помнить – жертвовать нужно лучшее! Чтобы у человека, которому вы даете милостыню, была от вашего приношения настоящая радость. Чтоб он захотел помолиться о покойнике, и делал это с благодарностью, а не воспринял вашу жертву как подачку. Это весьма распространенное заблуждение – мы порою хотим тремя конфетами купить себе рай. Но такой подход – прямое лукавство. Бог ждет от нас покаяния, перемены в лучшую сторону, избавления от скупости, жадности, черствости душевной. И если мы сможем через милостыню изменить себя подобным образом, если сумеем поправить собственное духовное здоровье, тогда сможем поделиться им и с нашими умершими близкими.

Обряд погребения

Омовение и облачение умершего.

Как молиться о человеке в первые дни после его смерти.

Вынос тела. Церковное отпевание. Заочное отпевание.

Омовение и облачение умершего. Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших, причем погребение всегда сопровождалось приличествующими тому обрядами.

Святая вера Христова заставляет с почтением смотреть на христианина и тогда, когда он лежит бездыханен и мертв. Теперь тело этого христианина – добыча смерти, жертва тления, но все равно он – член Тела Христова. В развалинах этого, некогда величественного храма, носился, жил и действовал животворящий Дух Божий ( 1Кор. 6: 15, 19 ). Тело христианина

освящено приобщением Божественного Тела и Крови Христа Спасителя. Можно ли презирать Духа Святого, храмом Которого был умерший? Впоследствии же это мертвое и тленное тело христианина снова оживет и облечется нетлением и бессмертием ( 1Кор. 15: 53 ). Поэтому наша Православная Церковь не оставляет чадо свое без материнского попечения и тогда, когда оно перешло из этого мира в далекую и неведомую страну вечности.

Трогательные обряды, совершаемые Святой Церковью над гробом христианина, имеют глубокий смысл. Они основаны на внушениях святой веры, ведут свое начало от Богопросвещенных апостолов и первых христиан.

Тело усопшего тотчас по смерти омывают. Омовение должно простираться на все части тела. Омовение происходит в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал пред лице Божие по Воскресении.

Омывать тело нужно теплой водой, но не горячей, чтобы не распарить его. Когда омывают тело, читают Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас») или «Господи, помилуй». В доме зажигают лампаду или свечу, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник.

При омовении нужно пользоваться мылом, мягкой тряпочкой (или губкой).

После омовения тело христианина одевают в новые светлые чистые одежды. Новые одежды как бы указывают на новое одеяние нашего нетления и бессмертия ( 1Кор. 15: 53 ). Одежды одеваются сообразно званию или служению человека. Они изображают, что по Воскресении человек должен дать отчет Богу, как он исполнил свой долг в том, к чему был призван.

Если вдруг на человеке не было креста, то обязательно надевают крест.

Руки и ноги усопшего связывают (развязывают их перед выходом из дома). Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего полагают икону (или крест), для мужчин – образ Спасителя, для женщин – образ Божией Матери. А можно так: в левую руку – крест, а на грудь усопшего – святой образ. Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа и предал Ему душу, что он в жизни предзрел (имел всегда) Господа пред собою, а теперь переходит к блаженному лицезрению Его со святыми.

Когда наступит время полагать усопшего во гроб, тогда кропят святой водой тело умершего и ковчег его (гроб) извне и изнутри. Можно окадить и ладаном, затем тело переносят во гроб.

На чело (лоб) умершего(ей) кладут венчик, который дают в церкви, когда усопшего(ую) привозят для отпевания. Некоторые люди покупают венчик для себя заранее.

Умерший христианин украшается венцом, как борец, с честью оставивший поле подвига, как воин, одержавший победу. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Пречистой Богоматери и Иоанна Предтечи с надписью: «Трисвятое». Этим показывается, что окончивший свое земное течение надеется за свои подвиги получить венец ( 2Тим. 4: 7, 8 ) только по милосердию Триединого Бога и ходатайству Божией Матери и Предтечи Господня Иоанна.

Под плечи и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней.

Гроб полагается ставить перед домашними иконами (в переднем углу), обращая лицо умершего к иконам.

Вокруг гроба зажигают свечи (или хотя бы одну свечу) в знак того, что умерший перешел в область света – в лучшую загробную жизнь.

Как молиться о человеке в первые дни после смерти? Когда тело усопшего омоют, оденут, то сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела» (см. «Православный молитвослов»). Если человек умер не дома, то в день его смерти все равно читают этот канон.

Чтение канона предваряют предначинательные молитвы, затем псалом 90, далее – по порядку.

Как и предыдущий канон, «Последование» разделяется на девять песен. Перед тропарями (начинающимися с красной строки) читается стих (припев): «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего, (усопшей рабы Твоей)» (имя).

Канон читается «за единоумершаго», то есть за только что умершего человека. Поэтому не следует, читая припев «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (рабы Твоей)» (имя), произносить другие имена умерших (родителей, родственников, знакомых и т. п.). Канон читается только за одного.

В конце «Последования» находится особенное молитвенное обращение к Богу с произношением самого имени покойного: «Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося (уюся) раба Твоего (рабу Твою), брата нашего (сестру нашу) (имя). ». После этой молитвы читают: «Вечная память рабу Твоему (рабе Твоей) (имя), Господи».

«Последование» читается от лица усопшего(ей) с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего(ую) облегчило душе горечь при расставании с телом и первый момент пребывания души вне тела.

Вот молитвенные прошения из этого канона. «Умерший отошел от нас, на Тебя, Спаситель, надежду возложив. Ты же, Господи, Бог Многомилостивый, даруй ему щедрое прощение» (песнь 5).

«Услыши, Святая Троице, молебные слова, приносимые Тебе в церкви об усопшем, и Богоначальным Твоим светом озари душу, омраченную суетными привязанностями к земной жизни» (песнь 4).

«Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его(ее)» (из начального тропаря).

Затем в течение трех дней над умершим читают и Псалтирь. Она помещена в «Православном молитвослове».

Псалтирь начинают читать с прошения: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь». Далее читают предначинательные молитвы и те, которые предваряют псалмы.

Псалтирь разделена на двадцать больших частей – кафизм. Перед каждой кафизмой повторяется трижды призыв поклониться Богу: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему».

После этого призыва читается кафизма. По окончании нескольких псалмов, отделяемых словом Слава. трижды говорится: «Аллилуиа! (трижды) Слава Тебе, Боже!» и повторяется молитвенное прошение за усопшего из «Последования»: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди. » После этой молитвы продолжается чтение псалмов 1-й кафизмы (затем 2-й и т. д.)

В каждой кафизме трижды читается Слава, следовательно, трижды во время чтения кафизмы следует обращение к Богу с особым прошением (молитвой) о помиловании усопшего.

Псалтирь читается непрерывно (днем и ночью) над гробом христианина во все то время, доколе умерший остается непогребенным.

Так как у ближайших родных усопшего в первые три дня бывает много хозяйственных забот по организации похорон, то читать Псалтирь приглашают кого-либо из друзей, знакомых. Совершать чтение Псалтири по усопшему может всякий благочестивый мирянин.

Не без причины и не без цели Церковь с древнейших времен положила читать над гробом умершего книгу псалмов, а не другую книгу Священного Писания. Псалтирь воспроизводит все многообразные движения нашей души, так живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, так много проливает утешениями ободрения в наше скорбящее сердце.

Смерть ближних возбуждает в нас столько разнообразных чувств и мыслей! Чтение же Псалтири служит молитвой ко Господу об усопшем и утоляет скорбь близких о почившем.

Книга эта такова, что всякий молящийся и читающий ее может произносить слова ее как свои собственные, что нельзя сказать ни о какой другой книге. Поэтому, слыша над гробом христианина монотонный голос чтеца, воображаешь, что молитва богодухновенного царя-пророка Давида как бы произносится запечатленными устами самого усопшего. Он как бы сам из гроба умоляет милосердие Божие о своем помиловании.

Вынос тела. За час или за полтора часа перед выносом гроба из дома над телом умершего еще раз читают «Последование по исходе души от тела».

Гроб выносят из дома, обращая лицо умершего к выходу. При выносе тела провожающие поют песнь в честь Святой Троицы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», в ознаменование того, что умерший при жизни исповедовал Живоначальную Троицу и теперь переходит в Царство безплотных духов, окружающих Престол Вседержителя и немолчно воспевающих Ему Трисвятую песнь.

Церковное отпевание. В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба возжигают светильники.

По учению Церкви, душа человека на третий день после смерти проходит страшные мытарства. В это время душа усопшего имеет великую нужду в помощи Церкви. Чтобы облегчить переход душе в другую жизнь, над гробом православного христианина читают канон и Псалтирь, а в церкви совершают чин отпевания.

Служба отпевания состоит из песнопений, в которых кратко изображается вся судьба человека: за преступление заповеди он снова обращается в землю, из которой взят: «Сам Ты, Творец и Создатель человека, един безсмертен; а мы все земные, из земли созданы и в ту же землю возвратимся, как повелел Ты, Создатель: ты – земля и в землю возвратишься. Туда-то все мы, земнородные, и пойдем, с надгробными рыданиями, возглашая песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Но несмотря на множество грехов, человек не перестает быть «образом славы Божией», а потому Святая Церковь молит Владыку и Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного.

«Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, где нет болезни, скорбей и страданий, но жизнь вечно блаженная».

Чтобы не оставить в страждущем сердце места для печали и ни одного облака сомнения, могущего родиться в душе при виде разрушения прекраснейшего из творений Божиих (человека), апостол Павел возвышает свой утешительный глас, переносит мысль нашу за пределы гроба и раскрывает пред нами дивные тайны будущего славного преображения тела человека ( 1Фес. 4: 13–17 ). Наконец, Сам Иисус Христос, устами священника, утешает и обнадеживает нас, проливает отраду и радость в сердце, растерзанное горем и печалью: читается заупокойное Евангелие от Иоанна ( Ин. 5: 25–30 ).

По прочтении Апостола и Евангелия священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой разрешаются бывшие на умершем запрещения и грехи, в которых он покаялся (или которые при покаянии не мог вспомнить), и умерший с миром отпускается в загробную жизнь. Текст этой молитвы тут же полагается в правую руку умершего его родными или близкими.

Читать еще:  Как поминать усопших на 40 день

Последнее целование, или прощание с умершим, совершается при пении трогательных стихир (молитв):

«Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога. »

В переводе со славянского языка эта молитва звучит так: «Приходите, братья! дадим последний поцелуй умершему, принося благодарение Богу. Вот, он оставил родных своих и спешит к могиле, уже не заботясь о суете земной и о многострадальной плоти. Где теперь родные и друзья? Сейчас мы с ним разлучаемся. Помолимся же Господу, чтобы Он упокоил его».

Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, в последний раз целуют умершего (венчик на его голове или икону, находящуюся на груди). После этого тело целиком закрывают простыней, и священник крестообразно посыпает его землею (или чистым речным песком) со словами: «Господня земля и исполнение ея (все, что наполняет ее), вселенная и вси живущии на ней». Гроб закрывают крышкой, после чего уже не открывают.

При выносе гроба с телом из храма поется Ангельская песнь – “Трисвятое”. Лицо умершего обращают к выходу.

Заочное отпевание. Часто случается так, что церковь находится далеко от дома усопшего, тогда по нему совершается заочное отпевание. Родственники умершего заказывают отпевание в ближайшей церкви. После чина отпевания родственникам дается венчик, разрешительная молитва и земля (или песок) с панихидного стола. Дома умершему в правую руку вкладывают

разрешительную молитву, на чело полагают бумажный венчик, а после прощания с ним, на кладбище, тело его, закрытое простыней с ног до головы, крестообразно, от головы к ногам, с правого плеча на левое, посыпают песком, чтобы получился правильной формы крест.

Погребение. В могиле усопшего полагают лицом к востоку, с той же мыслию, с какой мы молимся на восток: в ожидании наступления утра вечности, или второго пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от запада жизни к востоку вечности.

При опускании гроба с телом в могилу вновь поется “Трисвятое”. Перед зарытием могилы все провожающие умершего в последний путь бросают в нее по горсти земли. Таким образом усопшего предают земле в знак покорности Божественному определению: земля ecu, и в землю отыдеши ( Быт. 3: 19 ).

Крест, символ спасения, возвышается над могилой, всякого христианина (он ставится в ногах). Умерший веровал в Распятого на Кресте и покоится сном смерти под сению креста. Крест ставится восьмиконечный, из любого материала, но обязательно правильной формы.

По кончине человека на тело его елей (освященное церковное масло) не возливают. Освященное масло используется при жизни православного во исцеление его души и тела: оно употребляется внутрь или же им натирают больные части тела. Умершему оно ни к чему.

Помочь родным умершего омыть его, облачить, помолиться об его упокоении – все это благочестивое дело. Не надо брезговать участием в нем: это последняя милость, которую мы можем оказать усопшему.

Источник: Что нужно знать о поминовении и погребении усопших. – Синтагма, 2008. – 64 с.

Правила проведения поминок: обычаи и традиции поминовения усопших

Смерть близкого человека — большое горе для его родственников и друзей. Поминки после похорон проводятся прежде всего для души усопшего. Немаловажную роль ритуал прощания играет и в облегчении состояния людей из его окружения. Правильное поведение в дни скорби, соблюдение обычаев и церковных канонов — залог постепенного прихода к близким покойного душевного спокойствия и внутреннего равновесия.

Поминки в день похорон по христианской традиции

Каноны православия запрещают проводить погребение и устраивать поминовение в дни Рождества Христова и Святой Пасхи. Перед принятием пищи каждый православный человек читает молитву «Отче наш». Это относится и к прощальному обеду. Если провести поминки пригласили священнослужителя, то он сначала совершает заупокойную литию, пропивает «Отче наш» и благословляет принятие еды. В отсутствие иерея чтение молитв и освещение трапезы доверяют старшему из мирян.

На поминках покойному отводится за столом отдельное место с рюмкой, покрытой хлебом, тарелкой и столовыми приборами. Пустой стул никто не занимает. Первым блюдом, которое подается согласно обычаю, является кутья. Кушанье освящают во время службы в церкви, панихиды по умершему, или окропляют святой водой перед началом обеда. Зерна пшена или риса в каше выступают символом жизни, а мед — сладостью от попадания праведников в Царство Божие. Также присутствующих угощают другой едой. Во время Великого и других постов блюда на столе у православных мирян должны быть постными.

Православные поминки имеют глубокий смысл — присутствующие молятся и просят Господа простить грехи, уменьшить страдания души усопшего в загробной жизни. За столом ведутся неспешные беседы об умершем, которого вспоминают добрыми словами — всепрощение и примирение являются целью траурной церемонии. Согласно православным канонам родственники должны усердно молиться за новопреставленного, что и делают в течение 40 дней после его смерти. Таким образом родные люди улучшают загробную участь умершего и облегчают его пребывание в ином мире.

К православным молитвословиям за упокой души, которые церковь рекомендует читать на первых поминках, относятся

  • 17 Кафизму из Псалтыря — псалом 90 и 118;
  • поминальную молитву — «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба…».

Перед приемом последнего сладкого блюда все присутствующие встают и поют стихиру на глас 6. Трапеза заканчивается питием заупокойной чаши, принятием последнего блюда и обычным благодарением.

Как правильно проводить поминки

Этикетом и негласными правилами регулируется организация прощального обеда. Провести трапезу доверяют близкому другу усопшего или членов его семьи. В начале обеда покойника чествуют минутой молчания. Далее распорядитель поочередно дает слово родственникам умершего человека в зависимости от степени родства. После них помянуть добрым словом предлагается друзьям. Правильно все тосты произносить стоя, допустимо заканчивать их риторическими выражениями «Пусть земля ему будет пухом! Вечная память!» и другими. Если выступление прерывается слезами, ведущий вставляет несколько фраз для того, чтобы разрядить обстановку и снять напряжение.

Речь при поминании согласно заведенному порядку не должна быть длинной. Ее желательно заранее отрепетировать. Значение выступления состоит в том, чтобы напомнить присутствующим о том, каким хорошим человеком был покойный. Во время похорон все добрые слова являются поддержкой для семьи усопшего, это притупляет горе и умиротворяет душу покойного. Слова скорби на поминках должны быть лаконично изложенными, это касается речи на кладбище или в крематории у гроба.

В конце поминок каждый присутствующий встает из-за стола и кланяется портрету усопшего и его символическому месту за столом. Уходя принято выразить сочувствие родственникам, прощаться словами «До свидания» или «До встречи» неправильно.

Поминальное угощение и оставшуюся еду по традиции раздают не только присутствующим на торжественном обеде, но и другим людям, в т.ч. нуждающимся в виде милостыни. Это делается для того, чтобы как можно больше человек почтили память покойного.

Последний завтрак

Родственники приходят к усопшему на кладбище на следующее утро после погребения. Поминки на кладбище в день похорон не включают в себя поедание еды и распитие спиртных напитков. Последний же завтрак покойного, который ему приносят близкие на утро, помогает душе усопшего почувствовать заботу родственников. Этот акт является концом похорон и началом проведения поминов. Еда должна содержать продукты растительного и животного происхождения. Близкие также завтракают у могилы, по правилам приглашая разделить трапезу нищих и нуждающихся. Еду для покойного оставляют на погосте, посуду и другую утварь с него не забирают и домой не приносят.

Проведение подобных процедур, особенно с распитием на кладбище алкогольных напитков, православная церковь не одобряет, относя их к языческим традициям. Однако обычай имеет глубокие корни. Тризна у восточных славян состояла из множества ритуалов — омовения покойного, сожжения, танцев, боев и спортивных состязаний. Частью обряда было и поминальное пиршество, на котором вкушали яства и пили хмельной медовый напиток. Тризну служили рядом с местом похорон, там же и поедали ритуальную пищу, страву. Еда, которая ставилась в кутном углу дома, стакан с водой и хлеб, была скромной. Это делалось для того, чтобы покойный поскорее уходил в мир мертвых, понимая, что теперь ему «не едать вволю хлеба живых».

Проведение поминок и оккультная безопасность

Смысл древнеславянской традиции прощания с умершим, тризны, состоят в противостоянии силам Нави — миру мертвых. Злые духи не должны были повлиять на живущих людей, поэтому их изгоняли с помощью природных стихий — огня в поминальном костре. Процедура обязательного омовения тела, очищения водой, имеет глубокий сакральный смысл и появилась задолго до прихода христианства. И сегодня по возвращению с кладбища после обряда погребения принято ополоснуть лицо и вымыть руки по локоть перед началом трапезы.

На поминках правилами поведения, которых следует придерживаться, являются следующие.

  1. Родные усопшего или те, кто занимается организацией похорон, не подают поминальный обед со столовыми приборами с углами — ножами и вилками. Впервые на Руси вилка с двумя зубцами появилась с подачи Петра I. Прибор долго не приживался в обиходе славян, т.к. рогатина издревле ассоциировалась с дьяволом. Тем более традиционные кушанья поминальной трапезы — суп, кутья и блины — не требуют использования столовых приборов с острыми углами.
  2. По правилам поминок в день похорон умершему ставят угощение — наливают стопку водки и накрывают ее хлебом. Есть кому-то из присутствующих эту еду нельзя. Её принято оставлять до 40 дня, спрятав в укромном месте в доме. После этого рюмку снова наполняют и относят с хлебом на могилу усопшего, когда поминают его на кладбище.
  3. На столе обязательно должна быть кутья — сладка рисовая каша и блины, чья круглая форма символизирует цикличность жизни и смерти. До XII в. славяне поминали умерших колевом — разваренной пшеницей с маком и фундуком, т.к. рис исконно не является национальным продуктом.
  4. За поминальным столом близкие и родственники не ведут бесед о дележе имущества усопшего человека не только потому, что это неприлично. Существует убеждение о том, что до 40 дня все принадлежит покойному, который с эзотерической точки зрения еще не совсем умер — душа разобществляется с мертвым телом постепенно.
  5. Сладости и выпечка — то, что раздают на поминках присутствующим перед их уходом домой. Личные вещи умершего, столовые приборы и другую посуду из соображений оккультной безопасности брать не стоит.

Эзотерики объясняют запрет на использование острых столовых приборов тем, что с их концов «стекает» негативная энергия, которая может привести к поражению тонких тел человека. Поминки и другие похоронные ритуалы, связанные со смертью, не несут положительного заряда для любого биологического объекта. Физикам также известен эффект стекания поверхностного заряда в сторону острия предмета. Запрет на применение по ходу проведения поминок определенных столовых приборов, как и сиденье на углу стола, на поверку оказываются не дремучими суевериями, а простым соблюдением правил безопасности.

Как и когда делают поминки на 9 день после смерти

По христианским правилам вспоминать человека принято в дни рождения или именин и по торжественным церковным датам — на Вселенскую мясопустную субботу, Радоницу, в родительские дни, на Троицкую и Дмитриевскую субботу. Временем для особого поминовения считаются 3, 9 и 40 день. Это объясняется периодами, которые связаны с постепенным покидаем души земной обители. Отчет времени ведется со дня смерти.

По традиции на 9 день родственники умершего собираются на обед, отдавая дань его памяти. Верующие читают молитву «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавол упразднившей…», заказывают Сорокоуст о поминовении или в монастыре — Неусыпаемую Псалтирь. Это помогает усопшему представь перед Судом Божьим, согласно христианским догмам пришло время, когда ангелы приводят душу к Всевышнему для разговора. После поминальной службы близкие приходят на кладбище, где зажигают свечу и читают «Отче наш». Церковь не одобряет поминальных трапез у могилы, рекомендуя провести их дома, а угощения — пирожки, сладости, булочки, конфеты — раздать малоимущим, которые проходят мимо погоста или стоят у входа на кладбище. Допустимы денежные подношения.

Молитвы и воспоминания об умершем на 9 день после похорон дают успокоение и оказывают помощь его душе. За столом ведется неспешная скорбная беседа. Всю еду, оставшуюся после поминального обеда, раздают нищим или нуждающимся. Девятину, которая выпала на дни поста, переносят на ближайшие выходные.

Как проходят поминки на 40 день после похорон

Первое время после смерти проходит в скорби и молитвах за душу усопшего. Древние славяне прощались с покойными в разные периоды, совершая в т.ч. «полусороковины» на 20 день со дня смерти. Сегодня поминание усопших проводится на 40 день — в это время душа последний раз спускается на землю для посещения любимых мест.

Родственники проводят утро на службе в храме, читают молитву «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечного преставльшагося…», заказывают панихиду и Сорокоуст. Правильным будет провести весь день в траурных одеждах. Верующие христиане приносят в церковь на поминальный столик продукты, а на могилы — свечи, живые или мертвые цветы. Поминают усопшего раздачей угощений — выпечки и конфет. Дома устраивают торжественный обед. Во время трапезы вспоминают добрыми словами ушедшего в иной мир. После сорокового дня допустимо раздать личные вещи покойного родственникам или нуждающимся, отнеся в храм.

После того, как человек умирает, хоронят его физическое тело, для прощания с душой необходимо провести определенные ритуалы. Существующие обычаи связаны со старославянскими и христианскими традициями. Поминки и правила их проведения помогают душе покойного покинуть мир живых, а родственникам правильно попрощаться с усопшим без излишней суеты, истерик и чрезмерной скорби.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector