4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Можно ли поминать некрещеных в церкви

Можно ли поминать некрещеных в церкви

“Можно ли поминать некрещеных в церкви?”

Рассуждение первое. «Все крещеные, все православные?»

Запрет на поминовение «неверных» возник еще в ранней Церкви, но тогда обсуждаемый здесь вопрос просто не мог возникнуть. Не было тогда еще полумер, каждый христианин ясно осознавал, ЧТО такое крещение, ЧТО произошло с ними в купели, и потому граница «верных» и «внешних» была очень четкой.

А что сейчас? Многие прошли через купель в детстве, но так и не обрели веру, некоторые крестятся просто потому что «так надо», большинство (что греха таить) «православных» являются таковыми только по названию. Можно ли считать таких людей крещеными? Один из св. Отцов сказал как-то про тех, кто приступает к крещению без рассуждения и осознания этого шага: «люди окрестят, а Дух Святой не будет тебя крестить».

В связи со сказанным возникает вопрос: уместно ли в современном мире проводить границу Церкви в категориях крещен-некрещен? Ведь в этом случае крещеный в детстве воинствующий атеист оказывается в «привилегированном» положении перед некрещеным сочувствующим [1]?

Рассуждение второе. «Нас всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся. »

Церковь – это Тело Христово (Кол. 1:24). И Евхаристия – это главное ее таинство. Таинство, в котором причащающиеся становятся единым целым, единым организмом, Единым Телом Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (1Кор. 10:17). Именно с этим связано появление запрета на поминовение «неверных». Как может священник во время Литургии произносить «Нас всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единаго Духа причастие», имея в виду тех, кто отказывается быть частью Тела и Крови?

Но у наших свечных ящиков как-то не принято спрашивать о том, живет (жил) ли человек, имя которого написано в записке, церковной жизнью или нет, регулярно ли он приступает (приступал) к таинствам; достаточно только наличия факта крещения: крещен – можно поминать, нет – нельзя. Но ведь если следовать той логике, из которой возникло это правило, то вернее было бы отказывать в поминании всех, кто по жизни не является (не являлся) членом Тела Христова, а не заниматься формализмом.

Рассуждение третье. «Где двое или трое собраны во имя Мое. »

Литургия – это таинство, совершаемое от лица всей Церкви, но ведь существуют молитвенные чины, которые именуются частными требами и совершаются от лица группы людей. Вот пример.

Собрались ребята из N-го братства православной молодежи на еженедельный акафист, а священника нет. Ну, вот так уж вышло, что ни у одного священника не получилось прийти. Что же тогда сделают ребята? Уверен, что раскроют акафист и пропоют его сами. Да, молебен не будет совершен полностью, многие моления, совершаемые только священнослужителями, будут опущены, но разве дерзнет кто-то сказать, что молебен не состоялся?

Аналогично и с панихидой. Существует чин литии, которая, по сути, представляет собой молитвословия из панихиды, но которые могут совершать миряне без священника.

Вспомните, как проводили молебны в дореволюционное время. Нет, например, дождя — крестьяне собираются и просят батюшку совершить молебен, и сами (вот что важно) стоят и молятся. Священник в данном случае выполняет просто роль пастыря, ведущего свою паству по молитвенной стезе.

Так не является ли молебен (панихида) лишь исполнением завета Христа: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20)? А в этом случае, разве есть грех в том, что люди захотят собраться и помолиться о спасении того, кто не был крещен, но кого собравшиеся любят и желают, чтобы Господь его помиловал?

Рассуждение четвертое. «Не заграждай рта у вола молотящего» (1Тим. 5:18)

А теперь хочу обратить внимание на одну интересную особенность нашей современной церковной жизни.

Если в стране происходит какое-нибудь бедствие (захват заложников, например), то совершаются молебны о спасении страждущих. Если все же есть погибшие – служатся панихиды. Причем совершаются эти службы повсеместно, во всей РПЦ и при этом не спрашивается у родных свидетельство о крещении.

Среди погибших в Беслане были не только православные, но разве это помешало тысячам, сотням тысяч людей со слезами на глазах поминать в храме «всех от рук супостат убиенных»? Какими предписаниями можно было угасить этот единый порыв сочувствующих сердец, соединившихся в общей молитве за детей, жизнь которых оборвалась на взлете? Кому приходило на ум спросить о конфессиональной принадлежности детишек, прежде чем излить боль кровоточащего сердца перед Господом? Воистину это тот случай, о котором Господь сказал: «сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19:40).

Так почему в обыденной жизни непрестанное «нельзя» торжествует над любовью к ближнему?! [2] Не скорбит ли сердце христианина от того, что его родственник так и умер без покаяния, неужели грешно не у Престола, нет (см. рассуждение второе), а просто всем вместе (см. рассуждение третье) собраться и помолиться о том, кто предстал пред Богом «не в брачной одежде» (Мф. 22:12)? Неужели Богу, который есть Любовь [3], противно такое проявление братской любви?

Так можно или нельзя поминать некрещеных в церкви? Однозначно на этот вопрос ответить очень сложно.

С одной стороны понимание сути евхаристических молитв не позволяет писать в записках даже крещеных, но невоцерковленных людей. С другой – любовь к тем людям, кто еще не принял свет Христов в свою душу, а тем более к тем, кто отошел в мир иной, так и не крестившись, вопиет о милости к ним. И если не их добродетели, то может быть любовь родных, вера служащих в милосердие Божие смогут им хоть как-то помочь.

Говорят, что в записке поминать нельзя, а от себя помолиться можно. Но если это касается не мирянина, а священнослужителя? Где граница между молитвой иерея Иоанна и раба божьего Иоанна? Можно ли провести такую границу?

Так что, разрешить поминать всех подряд? Разумеется, так поступать тоже нельзя. Это не только пойдет в разрез с самой традицией христианства, но и полностью размоет границы Церкви, растворит ее в миру.

Итак, наличие проблемы очевидно. Какое же решение? А решением может быть только возрождение института оглашенных и более серьезного отношения к таинству крещения. Если бы люди крестились не просто по традиции или “чтобы не болеть”, а по вере и стремлении к Истине, если бы для людей, входящих в купель, крещение было действительно умиранием для мира и рождением в новую жизнь (2Тим, 2:11), то сама собой ушла бы и та неясность в определении границ Церкви, о которой я говорил вначале…

Многие скажут, что это от нас не зависит, это дело священства — отнюдь. Сколько людей приступает к таинству, не осознавая происходящего, только потому, что их к этому склоняют родственники? Если уж мы печемся о своих близких, то не лучше ли, молясь за них келейно, для начала привести их к осознанию величия крещения, серьезности этого шага? И не надо думать: “сейчас окрестим, зато получим больше возможности молиться за человека (подавая записки)” — нет, не получим. В рассуждении втором уже объяснена ошибочность подобной логики, это чистейшей воды магизм, сведение молитвы, как акта общения с Небесным Отцом, до процесса осуществления определенного набора обрядовых действий (прочитали записку, помазали лоб и т.д.). Вспомним слова Спасителя “если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного” (Мф, 18:19) и не будем оставлять надежды — Господь обязательно услышит наши мольбы, близкий человек осознанно придет к купели и после будет только благодарен за то, что его не лишили радости этого великого таинства!

В своих рассуждениях я исходил из того, что желание помолиться о некрещеном исходит из сердец любящих людей, когда они сами принимают в молитве непосредственное участие. Распространенную же среди «христиан» практику подать записку в церкви, чтобы ТАМ за кого-то помолились, я не учитывал. Подобное лицемерное отношение к молитве, основанное на мистификации церковных обрядов (важно совершить последовательность каких-то действий) даже молитвой трудно назвать. Скорее это смахивает на попытку низвести Церковь до бюро по оказанию духовных услуг.

Анатолий КОРОТКИЙ
http://o-namestnik.livejournal.com/3372.htm

[1] Я имею в виду тех сочувствующих, которые хорошо относятся к православию, осознают важность и ответственность крещения, но не готовы пока сделать этот шаг. Таким был, например, св.равноап. Константин Великий, император Римской империи, легализовавший христианство, но крестившийся лишь незадолго до смерти, через 25 лет после религиозного перелома, произошедшего в его душе [Об обращении Константина см. Протопресвитер Александр Шмеман. Исторический путь православия. – К.: «Пролог», 2003. – 416 с., стр. 107.].

[2] На сайте Владивостокских Епархиальных ведомостей на вопрос читательницы «Можно ли молиться за некрещеного человека?» неизвестным автором был дан ответ: «Нельзя молиться за некрещеного в церкви. Дома по благословению духовника еще допускается» [http://vladivostok.eparhia.ru/community/answer/?ID=919] Оказывается для того, чтобы любить своего «неверного» родственника и изливать свою любовь пред Господом нужно особое разрешение. А я-то раньше считал, что «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим. 5:8).

[3] Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. (1Ин. 4: 7-8)

Можно ли поминать некрещеных людей и как это делать

Церковное поминание, панихиды и молитвы, читаемые об усопших, даруют надежду, что душа обретет Царствие Небесное. Но если при жизни усопший не успел, не захотел принять Таинство Крещения, дорога в Рай будет закрыта. Поминать некрещеных усопших разрешено, но не в панихидах и не в церковных молитвах, а келейно, дома. Помочь душе, облегчить участь можно молитвами, с которыми родственники покойного обращаются к Богу.

Разрешает ли церковь поминовение некрещеных

Если человек при жизни не сподобился принять Таинство Крещения, он не принадлежит к Церкви Христовой. Это общеприянтое правило, из него нет исключений. Усопший не стал христианином, поминать некрещеных в церкви нельзя. О них не говорят в панихидах, Литургии, не подают записки на проскомидию. Объясняется это тем, что Бог дает людям свободу выбора и поступков. Если при жизни он не захотел стать христианином, нельзя насильно «затащить» его в Царствие Небесное. Посмертно и прижизненно людей не обращают в христианство силой. Каноны не запрещают келейных молитв или обращения родственников к Богу в церкви.

Похожие требования есть в мусульманской религии, иудаизме.

Младенцев, умерших до крещения, мертворожденных детей не поминают в богослужениях. Они чисты, не успели согрешить в мирской жизни, им не за что держать ответ перед Богом. Православная Церковь приняла чин о поминовении усопших некрещеных младенцев. Эта молитва – не способ облегчить участь детской души, а утешение для родителей, способ общения с умершим ребенком.

Читать еще:  Какие образы напоминают нам о пасхе

Как помочь душе некрещеного упокоиться

Поминать некрещеного усопшего можно в домашней молитве, прося о помиловании его души. Господь милостив, милость его безгранична. У любящих родственников остается надежда, что умерший человек получит прощение.

Никто не знает, как решается судьба таких душ, но утешить их можно, раздавая милостыню, помогая страждущим и неимущим. Так разрешено поминать и православных умерших. Феодор Студит призывал совершать тайные молитвы о некрещеных покойных, совершать добрые дела в память о них, подавать милостыню.

Возможно, Бог услышит такое обращение, простит покойному грехи и заблуждения, поможет некрещенному.

Если человек вел праведную жизнь, собирался принять Крещение, но не успел это сделать, можно заказать мирскую литию на кладбище, в день смерти прочесть псалмы 17 кафизмы. Родственникам стоит посоветоваться с духовным наставником, попросить рассказать об искушениях, правилах поминовения.

Дни для поминовения некрещеных усопших

Поминать некрещеных друзей, членов семьи можно в те же дни, что и православных усопших: после похорон, на девятый, сороковой день, в годовщину ухода из жизни. Трапезу проводят в кафе, у родственников дома, перед обедом читают Отче Наш. Панихиду, службу не заказывают.

В православии выделено семь особых дней – Родительские субботы. Это дни поминовения усопших некрещеных, в которые можно почтить память умерших сродников, но не панихидой, а дома. Можно раздать милостыню, сходить на кладбище. Родительские субботы привязаны к Пасхальному циклу, у них переходящая дата.

  • Вселенская родительская или мясопустная суббота – перед Масленицей;
  • суббота второй, третьей, четвертой недели Великого поста, когда не совершают полной литургии, связанной с поминовением усопших;
  • Радоница – девятый день после праздника Пасхи, вторник после пасхальной недели; в регионах поминают в воскресенье, понедельник, вторник;
  • Дмитриевская суббота – суббота перед восьмым ноября, днем памяти Дмитрия Солунского.

В пасхальную неделю поминать, ходить на кладбище не следует. Это дни вселенской радости, когда в церквях не служат панихиду.

Кому и как молиться за усопшего

В православии умерших поминают в панихиде, во время которой молятся за всех христиан. За некрещеных читают дома молитву старца Оптинской пустоши Льва:

«Помилуй, Господи, погибшую душу раба Твоего (имя), который отошел в вечную жизнь без Крещения. Судьбы Твои неисследимы. Не постави сей молитвы мне во грех, но будет святая воля Твоя.»

Обращаться к Богу, просить о заступничестве святых. Существует неканоническая служба мученику Уару, который считается заступником умерших некрещеных. Официально эту службу церковь не признает, но молиться мученику можно келейно. Это обращение к святому с просьбой помянуть, облегчить некрещеным душам посмертное существование, но не о рае, божественной благодати для них.

«Святой мученик Уар досточудный, разжигаемый ревностью по Владыке Христу, исповедавший Небесного Царя перед мучителем, и о нем усердно пострадавший, и ныне стоящий рядом с Ним с ангелами, и среди вышних ликующий, и ясно зрящий Святую Троицу, и наслаждающийся светом Безначального Сияния, воспомяни томление наших сродников, умерших в нечестии. Прими это прошение, как неверный род Клеопатры освобожден твоими молитвами о мук вечных, так воспомяни умерших некрещеными противобожно погребенных (имена), испроси им избавление от вечной тьмы, и все едиными устами и единым сердцем восхвалим Премилосердного Творца во веки веков. Аминь.»

Мученик Уар жил в третьем-четвертом столетии. Он тайно принял христианство и был воином императорской армии, командовал когортой. По ночам Уар тайно проведывал заключенных христиан, которых подвергали пыткам по приказу императора. Однажды он посетил в тюрьме семь христианских учителей, просил их молиться о даровании ему мужества отстаивать веру. К утру один из учителей умер, и Уар занял его место. Мученика пытали, избивали, бросили на съедение собакам. Тело увидела вдова военачальника Клеопатра, которая решила тайно погрести Уара в своем доме. Она перевезла его на свою родину, в Палестину, под видом останков супруга-воина, и схоронила в семейной усыпальнице. Она усердно молилась святому с другими христианами, а потом построила храм в честь мученика. После первой литургии в храме умер Иоанн, сын Клеопатры, и она обратилась с молитвой к Уару. Тот явился женщине во сне и сказал, что Иоанну достался лучший путь, а сам мученик отмолили сродников Клеопатры, с которыми был погребен.

За некрещеных детей, умерших в младенчестве или мертворожденных дополнительно молятся по правилу Арсения Афонского или Григория Новгородского.

Можно ли вымолить грехи покойного в домашней молитве

Однозначный ответ для некрещеных неизвестен священникам и святым отцам. Есть предание о женщине, которая отмолила грех сына-самоубийцы, что свидетельствует о Божьей милости.

Домашнее поминовение родственников, умерших некрещеными, облегчает душам посмертное существование, помогает унять скорбь по усопшим. Таких покойных чтят келейно, они не были частью Церкви Христовой. Искренняя молитва за некрещеных способна творить чудеса, Господь милостив, человеку не дано понять глубину Его мудрости, остается лишь верить. Поминая родственников, детей, родителей добрыми делами, христиане заботятся о душах умерших, уповают на милость Божию.

92. Можно ли поминать в церкви некрещеных?

92. Можно ли поминать в церкви некрещеных?

Бескровная Жертва Святой Евхаристии может приноситься только за тех, чьи души получили «печать Дара Духа Святаго» в Таинстве Крещения, то есть за тех, кого Господь «знает». Умершие в неверии лишены всякой помощи такого рода, за исключением одной — милостыни, приносимой за их души. Милостыня приносит им некоторое облегчение, некоторое утешение.

Но и тут своего рода «бухгалтерский подход»: крещеный — костяшки счетов одесную, некрещеный — ошуюю — был бы неуместен. «Некрещеный» — это вовсе не всегда «умерший в неверии». К человеку, всю жизнь яростно отвергавшему веру, — у Господа один подход, к тому, кто, не будучи крещеным, жил, тем не менее, по заповедям Божиим, — иной, и, наконец, если человек уже готов был окреститься, но не успел, такого человека, по большому счету, можно считать оглашенным…

«О характере же связи с Церковью других людей, неправославных и нехристиан, — говорит проф. А. И. Осипов („Посмертная жизнь души“), — которые по каким-то причинам не приняли христианскую веру и Крещение, мы не можем судить, ибо не знаем ни об их духовном состоянии, ни обо всех объективных обстоятельствах их жизни. Мы можем и должны знать об истинной и ложной вере, но ни об одном человеке никогда не сможем сказать, что он погиб, то есть вечно и навсегда будет вне Церкви. Ибо знаем точно, что первым в рай, то есть в Церковь, вошел тот, кто по суду человеческому, несомненно, был погибшим человеком, ибо он был разбойник. Лишь Церковь своей анафемой может произнести такой суд. Пока же такого суда нет — для каждого христианина открыта дверь веры для молитвы за любого человека, независимо от его веры и убеждений, независимо от того, жив он или скончался».[назад]

Похожие главы из других книг

Можно ли спастись вне церкви?

Можно ли спастись вне церкви? Почему православные так убеждены, что вне Церкви нет спасения? Это что – дурная черта характера? Наследие советской идеологической нетерпимости? Пережиток более давнего «средневекового» склада мыслей и чувств? В какой мере явное и

МОЖНО ЛИ СПАСТИСЬ ВНЕ ЦЕРКВИ? ВОЗДУШНАЯ БЛОКАДА ИЛИ ГДЕ ЖИВУТ ДЕМОНЫ

МОЖНО ЛИ СПАСТИСЬ ВНЕ ЦЕРКВИ? ВОЗДУШНАЯ БЛОКАДА ИЛИ ГДЕ ЖИВУТ ДЕМОНЫ Почему православные так убеждены, что вне Церкви нет спасения? Это что — дурная черта характера? Наследие советской идеологической нетерпимости? Пережиток более давнего «средневекового» склада мыслей

93. В одних книгах приходится читать, что души некрещеных детей прямиком идут в ад, в других — это оспаривается. Как смотрит на этот вопрос Церковь? Можно ли молиться о таких детях?

93. В одних книгах приходится читать, что души некрещеных детей прямиком идут в ад, в других — это оспаривается. Как смотрит на этот вопрос Церковь? Можно ли молиться о таких детях? Проф. А. И. Осипов: «„Адскую“ участь для некрещеных детей „прорек“ когда-то блаженный

97. Можно ли отпевать в церкви православного, перекрестившегося в протестантизм и не принесшего покаяние в этом?

97. Можно ли отпевать в церкви православного, перекрестившегося в протестантизм и не принесшего покаяние в этом? К сожалению, нет. Вот как аргументирует этот запрет святитель Афанасий (Сахаров): «Совершение поминовения по православному чину (особенно совершение

98. Можно ли молиться в церкви о неправославных христианах?

98. Можно ли молиться в церкви о неправославных христианах? Митрополит Вениамин (Федченков) рассказывает, как однажды к нему во сне явилась девочка-протестантка. Эта девочка просила о ней молиться, потому что ее родители молиться о ней не будут. Не потому, что они плохие,

Кого нужно и можно поминать в записках» Молитва о здравии

Кого нужно и можно поминать в записках» Молитва о здравии В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви. Первая записка, подаваемая нами, – «О здравии». Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние

15. Можно ли спастись вне Церкви?

15. Можно ли спастись вне Церкви? Вопрос:Можно ли спастись вне Церкви?Отвечает священник Александр Мень:Такой вопрос всегда задается без учета самого смысла понятия “спасение”. Когда мы говорим о спасении как о приобщении человека к божественной жизни, мы должны отдавать

12. Можно ли молиться за некрещеных?

12. Можно ли молиться за некрещеных? Вопрос:Можно ли молиться за некрещеных родственников, друзей — живых или умерших — и как? Ведь в семьях часто бывает и так: отец у тебя некрещеный, креститься не хочет, но очень хороший человек. Как за него помолиться: в храме, дома? А можно

3. Можно ли подавать записки о здравии за некрещеных?

3. Можно ли подавать записки о здравии за некрещеных? Вопрос:Можно ли подавать записки о здравии за некрещеных? Много лет я включала в записки о здравии имена близких мне людей, которые не крещены. Но недавно в храме женщина, продающая свечи, решительно отказалась взять

3. Можно ли доверять человеку, действующему как целитель от лица Православной Церкви?

3. Можно ли доверять человеку, действующему как целитель от лица Православной Церкви? Вопрос: Можно ли доверять человеку, действующему как целитель от лица Православной Церкви?Отвечает священник Константин Пархоменко:Для этого такой человек должен предъявить документ

1. Можно кратко рассказать об истории Русской Церкви?

1. Можно кратко рассказать об истории Русской Церкви? Вопрос:Можно кратко рассказать об истории Русской Церкви? Буквально основные этапы.Отвечает священник Константин Пархоменко:Если история Христианской Церкви насчитывает без малого два тысячелетия, то история

Можно ли подавать записки о здравии за некрещеных?

Можно ли подавать записки о здравии за некрещеных? наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов)Уважаемая Галина.Женщина в церковной лавке сказала Вам совершенно верно. Записки на проскомидию можно подавать только с именами крещеных людей. За близких

Можно ли сидеть в церкви?

Можно ли сидеть в церкви? «При слабости сил и усталости сидеть в церкви можно. Сын мой! отдай сердце твоё мне (Притч. 23, 26). «Лучше думать о Боге, сидя, чем о ногах, стоя», — сказал святитель Филарет

301. Благословение за труды на пользу церкви адресатки и ее мужа. Примерное соблюдение молитвенного правила. Как относиться к гостям. Поминать ли удавленника. Наставление сыну. Сведение о здоровье. Об акафисте Св. Игнатию Богоносцу

301. Благословение за труды на пользу церкви адресатки и ее мужа. Примерное соблюдение молитвенного правила. Как относиться к гостям. Поминать ли удавленника. Наставление сыну. Сведение о здоровье. Об акафисте Св. Игнатию Богоносцу Милость Божия буди с вами! Получил

Читать еще:  Как проводятся поминки

356. К женщине Марии. Можно ли носить имя Божией Матери. Лютеранку поминать в церкви не следует. О правиле для поклонов

356. К женщине Марии. Можно ли носить имя Божией Матери. Лютеранку поминать в церкви не следует. О правиле для поклонов Милость Божия буди с вами! В первый раз слышу о том, что вы пишете. В церкви запрета никакого нет, носить имя Божией Матери. И беды от того, что празднует кто

1268. Утешение о смерти юной дочери. Когда можно сидеть в церкви

1268. Утешение о смерти юной дочери. Когда можно сидеть в церкви Милость Божия буди с вами! Добре пришли есте. Даруй Господи причаститься вам Св. Хр. Таин. Будет во спасение. Пошли вам Господи всякое утешение! Что вашу дочь позарану взял Господь, это, во истину, милость Божия.

Что запрещено делать в церкви некрещёным

Многие горячо верующие люди и даже святые когда-то заходили в православный храм впервые – посмотреть, узнать, удивиться и проникнуться. Одни стоят минут десять-двадцать, думают о вечном и потом уходят навсегда, другие же – навсегда остаются, неожиданно даже для самих себя осознав, что такое Бог и сделав самый важный выбор в своей жизни. Но многие неверующие робеют перед дверями храма, потому что боятся сделать что-то не так и обидеть чувства православных.

Приходить можно, но иногда нельзя

На присутствие в храме некрещеных, неверующих, атеистов, агностиков и людей любых других конфессий в РПЦ запрета нет. Они могут посещать храм как во время службы, так и вне ее.

Единственной исключение из этого правила – по канонам православия некрещеные люди не могут присутствовать на Литургии (утренней службе), вернее, на той ее части, которая называется литургией верных (обычно священник начинает ее словами: «елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся. ») и до самого окончания Таинства Евхаристии.

Что будет, если некрещенный человек нарушит такое правило? По сути, ничего криминального не произойдет и останется на совести некрещеного человека. Ну а в том случае, если он вообще не знает об этом правиле, то с него и спрос будет невелик. В больших храмах мегаполисов соблюсти подобное правило довольно сложно, ведь в храмы, имеющие культурное значение, заходят и праздные туристы, однако помнить о нем следует и по возможности его нужно выполнять. Богословы считают, что ограничение для некрещеных существует на духовном уровне, потому что все, что следует на литургии верных, носит сакральный смысл и понятно только воцерковленным людям.

Некрещеному человеку, которому интересно все, что происходит в православном храме, лучше приходить на вечернюю службу, которая обычно начинается в 16:00. Она тоже может быть очень красивой, особенно накануне великих праздников, но при этом нет ограничений на присутствие некрещеных.

Чего нельзя делать

Нельзя бояться. Сам Христос в Евангелии чаще всего говорит « Не бойтесь!», а в Апокалипсисе Иоанна Богослова написаны такие слова: «Боязливые не наследуют Царствия Небесного!» Иеромонах Иoв (Гумерoв) считает, что православные люди должны радоваться и ликовать о каждом, кто переступил порог храма, и благодарить за это Бога.

Нельзя делать все то, что нельзя делать и крещеным – бегать, громко разговаривать, смеяться, кричать, толкаться, вести себя непочтительно. По возможности мужчинам не следует заходить в храм в шортах, а женщинам в мини-юбках и в других откровенных нарядах. Женщинам следует покрыть голову платком, шарфиком, панамой, шляпкой или шапочкой, а мужчинам при входе, наоборот, нужно снять головной убор.

Что следует делать

Можно: молиться Богу, с почтением прикладываться к образам, ставить свечи и подавать записки за крещеных родственников. Следует помнить, что за некрещеных родственников (живых или усопших) молиться следует только дома, своими словами. Накладывать на себя крест (креститься) прежде принятия крещения не принято.

Но если вы что-то сделали не так – перекрестились, не так повернулись или пришли в одежде, из-за которой на вас косятся, помните, что бояться не надо. Бог милостив и прощает многое.

Можно ли прикасаться к святыням

Некрещеный человек может с почтением и верой прикасаться к святыням, целовать иконы, крест и даже прикладываться к святым мощам. Однако не следует это делать с магическими целями – «Крещение не приму, но вот маслицем меня помажут – и я выздоровею!» – на самом деле может выйти еще хуже. Некрещеному не следует принимать участие в церковных таинствах, вкушать просфорки или пить святую воду.

В одном древнем патерике есть предание об иноверце, который решил «проверить» христиан и прикинулся православным, чтобы поучаствовать в таинстве Евхаристии. Однако когда священник протянул ему лжицу (специальную ложечку) с Телом и Кровью Христа, человек в ужасе увидел на ней кровь и кусочек плоти – так Бог проучил самозванца. Поэтому следует принимать и выполнять церковные запреты с пониманием и благоговением.

К кому обратиться

С простыми вопросами можно обратиться и к церковницам – женщинам, которые заведуют церковной лавкой, продают свечи и принимают записки. Однако следует помнить, что знают они далеко не все, а могут лишь подсказать – можно или нельзя поминать человека, где находится та или иная икона, к какому священнику можно подойти, чтобы более детально поговорить о вере.

Если вас интересуют более серьезные вопросы веры, следует дождаться окончания службы и подойти к освободившемуся священнику. Делать это лучше после вечерней службы. Как правило, в больших храмах священники часто специально задерживаются, чтобы ответить на вопросы прихожан и тех, кто хотел бы принять крещение, но не знает, как это сделать.

Молитва за некрещеных усопших — как правильно молиться за взрослых и детей

История из жизни. Умирает дедушка, старый-старый. Почти до 92 лет дожил. Однако так и не стал православным человеком. В том смысле, что не крестился.

Бабушка — вдова очень расстроена, ведь дедушку и не отпевали, и крест на могилу поставить нельзя. Но она не задумывается о том, как помочь своему покойному супругу. Скорбит из-за того, что не отпели, но не скорбит о дальнейшей участи усопшего.

А между тем как помочь покойным некрещеным? Есть ли специальные молитвы за некрещеных усопших? Давайте поговорим об этом в статье.

Что такое крещение?

Сейчас возникла мода на крещение. Как бы страшно это ни звучало, однако так. Почему мода? Потому что детей крестят, и на этом все. Про то, что надо ходить в храм и подносить ребенка к причастию, забывается. И хорошо, если крест с новоиспеченного раба Божия не снимут, как только выйдут за пределы церкви.

Возникает вопрос: какой смысл в крещении тогда? Окрестить ребенка по принципу «чтобы было»? Зачем крестить, если родители от веры далеки и крестные чаще всего тоже? Что дает это крещение?

Почему-то родители таким вопросом не задаются. Надо и все тут. Кому надо, зачем надо и для чего — совершенно непонятно. И это совершенно дико, Господи помилуй. Не задумываться над целью совершаемого действия, но обязательно сделать.

Однако мы отвлеклись. Что такое крещение? Это одно из семи церковных таинств. Почему таинство? Потому что при крещении на человека незримым для нас образом сходит благодать Божья. Крещение — это рождение духовное для вечной жизни.

А что с некрещеными?

Если человек умер некрещеным, он не попадет в Царство Божье? Это очень сложный вопрос, ответить на который может только духовно опытный священник. Родственники покойного должны задуматься, как помочь ему.

По правилам церкви некрещеных запрещено поминать на литургии. За них нельзя подавать записки, заказывать панихиды и сорокоуст. Это объясняется тем, что человек не родился для жизни вечной, не стал христианином. Тяжелее всего это сознавать родственникам тех, кто добровольно не желал креститься, хотя знал о Боге, но отвергал его.

Есть ли молитва за некрещеных усопших или за них нельзя молиться вообще? Об этом узнаем чуть позже. А сейчас поговорим о умерших без крещения младенцах.

Если ребенок умер некрещеным

Еще одна история из жизни. У молодой пары долго не было детей. Наконец жена забеременела. Радости не было предела.

Подошел срок рожать, а у будущей матери возникло нехорошее предчувствие. Она была уверена в том, что из роддома не вернется. Муж утешал, мол, все это страхи перед родами.

Роды были тяжелыми, ребенок застрял в родовых путях. Врачи приняли решение о кесаревом сечении. Не успели, новорожденная девочка задохнулась. Так и не увидев этот мир.

О чем переживает ее совсем еще молодая и верующая мама? О том, что не смогла окрестить дочку. Похоронить похоронили, но некрещеную.

Есть ли молитва за усопших некрещеных младенцев? Можно их поминать в церкви? Они же не виноваты в том, что родители не успели окрестить. Увы, но в церкви молиться за некрещеных деток нельзя. Можно поминать их в домашней молитве, но не более. Равно как и крест на такие могилы не ставят по причине того, что ребенок не родился духовно для вечной жизни.

Покойные родители

В начале статьи приводился пример с некрещеным дедушкой. Сколько таких дедушек и бабушек умирает ежедневно?

Если вспомнить Советский Союз с его религиозными запретами, то можно утверждать, что не одно поколение ушло на тот свет некрещеным. Как быть их детям? Отпеть заочно родителей нельзя, молитвы за некрещеных усопших родителей не существует, в церкви их не помянуть. Что делать? Поминать их в домашней молитве, просить Бога о прощении грехов умерших родителей и облегчении их участи в жизни вечной.

Кто-то удивится слову «отпеть». Как отпевать-то, если умерли давно? Существует практика заочного отпевания. После того как СССР распался, люди бросились в храмы — отпевать своих умерших близких. Такая практика существует уже давно, но мало кто знает о ней.

Как облегчить участь некрещеных?

Имеется в виду загробную. Как помочь им, если молитвы за некрещеных усопших перед Богом как таковой нет?

Поминать в домашней молитве. Когда мы читаем утреннее правило, в конце идут две молитвы: за живых и за мертвых. Мы перечисляем имена родных. Для живых просим помощи здесь, для мертвых — прощения грехов их и жизни вечной. Для некрещеных покойных близких следует просить облегчения загробной участи.

Оптинские старцы о некрещеных и самоубийцах

У оптинского старца Льва (Леонида) был ученик Павел. Отец Павла покончил жизнь самоубийством, и его верующий сын очень переживал. Утешал его старец и учил, как нужно молиться за отца.

Текст молитвы оптинских старцев за некрещеных усопших:

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Таким образом, мы видим, что молиться за них дома не является грехом. Господь милосерден, и по милости своей способен облегчить участь умершего некрещеным.

Как хоронят некрещеных?

Итак, есть ли молитва за некрещеных усопших, мы выяснили. Текст приведен выше. А как хоронят их? Неужели за воротами кладбища?

Читать еще:  Воспоминания матильды кшесинской читать онлайн бесплатно

Раньше их хоронили так же, как самоубийц, — за кладбищенской оградой. Сейчас времена изменились, некрещеных хоронят на кладбище. Но с некоторыми оговорками:

  • Их не отпевают.
  • Им не ставят кресты.
  • На могилу некрещеного не приглашают священника для совершения панихиды или литии.

То есть пришел человек на могилу к некрещеному родственнику — вполне допустимо помолиться самостоятельно и помянуть его. Но заходить в церковь, подавать записки и ставить свечи за эту душу нельзя.

В России плотно прижилась традиция оставлять на могиле стакан водки и кусок черного хлеба. Традиция эта, мягко говоря, странная. Крещеных людей так не поминают, да и некрещеных не нужно. Это неуважение к покойнику, чтобы там ни говорила русская традиция.

Служба святому Уару

Есть молитва св. Уару за некрещеных усопших? Да, есть такая. Но что странно, в некоторых храмах раньше служили службы ему, прося за тех покойников, которые не приняли крещения. Но это неверно, особенно если служба неканоническая, то есть переделанная.

Этим занимались нечистые на руку священники. Они уверяли неграмотных духовно прихожан, что за некрещеных можно и записки подать, и панихиду заказать, и службу Уару отслужить. Это в корне неверно.

Церковь молится лишь за верных своих, за рабов Божьих. Даже в домашней молитве за усопших можно видеть строку, в которой сказано: «. и всех православных христиан». Ключевая фраза — «православных христиан». Некрещеный человек может быть православным христианином, если над ним не совершалось таинства крещения?

Это ни в коем случае не значит, что, если человек не крещен, он плохой. Вероятно, что он прожил жизнь в тысячу раз лучше крещеного человека и творил такие дела милосердия, какие и православным не снились. Но закон есть закон. Церковь ставит некрещеных в один ряд с иноверцами. Поэтому молитва за некрещеных усопших в храме не совершается. И святой Уар тут совершенно не причем. К слову, эта «служба» уже пару десятилетий не издается.

Можно ли поминать некрещеных в церкви мысленно?

То, что молитва за некрещеных усопших в церкви не осуществляется, это понятно. Равно как и то, что записки подавать за них нельзя, панихиды заказывать — тоже. Но почему бы не помолиться за усопших близких мысленно, находясь в храме? Это же не возбраняется?

Увы, но возбраняется. В церкви молятся только за православных христиан, за тех, кто был крещен в лоне ее. Если человек по каким-то причинам не принял таинство крещения, его нельзя поминать во время литургии даже мысленно. Подчеркиваем: во время литургии, когда идет особая служба.

Однако есть одно большое но. Это священники. И лучше обратиться за помощью к ним. Кто-то откажет в молитве, так как человек был некрещеным. А кто-то помолится.

Резюмируем

Основная цель статьи — рассказать читателю о молитве за некрещеных усопших. Основные аспекты:

  • Некрещеных нельзя отпевать и ставить на их могилы кресты.
  • О них не молятся в церкви.
  • Запрещено подавать записки за тех, кто умер, так и не приняв таинства крещения.
  • Сорокоуст и панихида по ним не служатся.
  • Церковь приравнивает некрещеных к иноверцам.
  • Поминают их только в домашней молитве.

Господи, помилуй, как же помочь тогда им? Неужели одной утренней молитвы достаточно для того, чтобы облегчить участь усопшего некрещеного?

Об этом стоит поговорить со священником. По его разрешению читать дополнительные молитвы, или акафисты. Но в таком деле нельзя молиться самочинно. Слишком это серьезно, а искушения еще никто не отменял.

Заключение

Мы рассмотрели основные вопросы, которые ставились в аннотации статьи. Дали на них ответ. И теперь стало понятно, почему не поминает церковь некрещеных усопших и как можно им помочь здесь.

Стоит ли вообще молиться за них, если это чревато искушениями? Обдуманно, посоветовавшись с батюшкой, если речь идет о дополнительных молитвах. Поминать в домашней не только можно, но и нужно. Читать Псалтырь и молиться, чтобы облегчить участь усопшего — прямая обязанность наша.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Архив

«Чин о умерших некрещеными младенцах»: о чем и как молиться?

«Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения» было утверждено на заседании Священного Синода в Екатеринбурге. На вопросы, связанные с появлением нового церковного чина, порталу «Милосердие.ru» ответил заместитель управляющего делами Московской Патриархии, член Синодальной библейско-богословской комиссии архимандрит Савва (Тутунов).

— Правильно ли говорить, что Церковь «разрешила отпевать» некрещеных младенцев? О чем в действительности говорится в чине последования, в чем его смысл?

— Нет, неправильно говорить, что Церковь «разрешила отпевать» некрещенных младенцев. Отпевание — это особое последование, которое содержит тексты, говорящие об усопшем члене Церкви. В текстах отпевания, в частности, содержится молитва к Богу с просьбой принять усопшего в Свое Царство, в том числе потому, что он являлся членом Церкви. Ведь мы знаем слова Спасителя: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».

В последовании, принятом на заседании Священного Синода 14 июля, речь идет, в первую очередь, об утешении родителей умершего младенца. Кроме того, в последовании содержится несколько просьб к Богу относительно посмертной участи умершего младенца.

Это ектенийное (включенное в состав ектении — просительной молитвы. — прим. ред.) прошение: «О еже неосужденно и милостивно прияти Господу усопшаго младенца и даровати ему (ей) жизнь будущаго века, Господу помолимся»; фраза из молитвы по ектении: «А иже от них рожденнаго младенца и не приемшаго Святаго Крещения благости Твоея сподоби»; и упоминание в отпусте: «Христос не приемшаго Святаго Крещения усопшаго младенца благостию Своею в недрех Авраама учинит».

По этому поводу уже возникли трактовки, что, будто бы, речь идет о вхождении в Царство Божие, что противоречит процитированным ранее словам Спасителя. Между тем, в приведенных цитатах из последования говорится о том, что мы просим о некоей благой участи для умершего младенца, не предвосхищая то, какой она может быть.

В частности, если помните, выражение «лоно Авраама» для описания благой посмертной участи употреблено Спасителем в причте о богаче и Лазаре, произнесенной, конечно же, еще до Крестной смерти и Воскресения, то есть до того, как двери Рая были открыты Спасителем.

Другими словами, в последовании подчеркивается, что мы не знаем, какую участь уготовал Бог тем младенцам, которые умерли без Крещения, но просим, чтобы эта участь была благой.

Когда эта тема обсуждалась несколько лет назад в Межсоборном Присутствии, в заключении соответствующей комиссии подчеркивалось, что: «Если для отпевания младенцев, отошедших в мир иной уже крещеными, существует особое чинопоследование, то прочих почивших младенцев, в том числе скончавшихся во чреве матери, в Церкви не отпевают и не поминают за Божественной литургией.

Однако то, что некрещеные младенцы не совершали личных грехов и не имели возможности сделать какой-либо нравственный выбор, отличает их от прочих усопших некрещеных людей».

— Можно ли совершать последование в связи со смертью лишь только новорожденных (до какого возраста?), или всех детей до 7 лет? Есть ли смысл совершать его в случае выкидыша?

— По своему названию и намерению последование относится к тем младенцам, которые умерли во чреве или вскоре после рождения.

— Как теперь действовать родителям, если у них случилось такие горе? Умершего младенца или мертворожденного можно будет принести в храм для совершения последования, священника можно будет позвать на кладбище?

— В отличие от отпевания в данном последовании не прописаны принесение гроба в храм или какие-либо иные подобные действия. Ведь принесение гроба в храм — это, в каком-то роде, последнее посещение храма усопшим прихожанином, то есть крещеным человеком. Гроб в храме ставят так, чтобы умерший был обращен лицом к открытым Царским вратам, что символизирует устремление в Царство Божие.

Принесение в храм гроба с некрещеным человеком, в том числе младенцем, будет не вполне соответствовать этой духовной символике.

Полагаю, что последование могло бы совершаться в храме без принесения гроба в присутствии родителей и иных родственников, либо на кладбище при погребении.

— Кто может просить о совершении такого последования — только родители, другие родственники, кто угодно?

— В первую очередь родители. Но в последовании говорится и об утешении скорбящих сродников. Поэтому обращаться может всякий, нуждающийся в утешении в связи с кончиной младенца.

— Можно ли его совершать, если ребенок был причислен к другой религии, или прошел обряд там, где действенность крещения не признается (у украинских раскольников, в секте)?

— Еще раз обратите внимание на то, что значительная часть последования посвящена утешению родителей и сродников. Если таковые допустили причисление младенца к другой религии, то почему они желают утешения от Православной Церкви? Это какая-то духовная всеядность.

Тут, скорее, следует начать с покаяния и обращения к Православной Церкви. Впрочем, если ситуация обусловлена тем, что родители относятся к разным религиям или конфессиям, она могла бы разрешаться решением архиерея.

Ситуация на Украине носит особый характер и требует авторитетного разъяснения Священноначалия Украинской Православной Церкви.

— Можно ли за умерших некрещеными младенцев ставить свечки за упокой, если можно — зависит ли такая возможность от того, совершался ли этот чин, или нет? Можно ли писать их имена в записках?

— Свеча — это, во-первых, форма жертвы, и, во-вторых, внешнее выражение нашей молитвы. И жертвовать (в храм или нищим) ради усопшего, и молиться о его благой посмертной участи можно и нужно. А вот так называемые записки — это просьба совершить поминовение членов Церкви на проскомидии, то есть в связи с совершением таинства Церкви — Евхаристии. Здесь поминаются только крещеные люди.

— Можно ли обратиться в храм за совершением последования в отношении младенцев, умерших много лет назад?

— Почему бы и нет? Если родители или другие родственники до сих пор нуждаются в молитвенном утешении.

— Можно ли совершать это чин в отношении младенцев, погибших из-за абортов?

— Младенцы, убитые посредством аборта, не отличаются от других «усопших младенцев, не приемших благодати святаго Крещения».

Но не дай Бог кому-либо воспринять принятое Священным Синодом последование в том духе, что, дескать, «сделаю аборт, все равно Церковь помолится».

Тягчайший грех аборта требует, в первую очередь, покаяния со стороны родителей, решившихся на убийство младенца. Не уверен, что здесь будет вполне уместно именно данное последование, значительная часть молитвословий которого направлена на утешение родителей, потерявших младенца по тем или иным не зависящим от них причинам. Здесь, скорее, требуется покаянный чин. Быть может с присовокуплением тех прошений о младенце, о которых я упомянул ранее.

Милосердие.ru/Патриархия.ru

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector