Можно ли поминать некрещеного человека - Строим Дом
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Можно ли поминать некрещеного человека

Можно ли православному христианину молиться о некрещеных, еретиках, раскольниках, самоубийцах?

В прошлое воскресенье, 9 октября, мы праздновали день памяти апостола любви – святого евангелиста и ближайшего ученика Христова Иоанна Богослова, который написал такие великие слова, как «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8).

И вопрос, выведенный в заглавие статьи и являющийся для многих из нас животрепещущим и острым (ведь мы родились и воспитывались в атеистическом советском государстве), напрямую касается любви.

И потому, конечно же, молиться можно о всех людях, включая еретиков, раскольников и некрещеных. Но только в домашней келейной молитве.

Примеры молитвы за некрещеных, раскольников и еретиков, мне кажется, подает нам сам Господь.

Вспомним евангельские стихи: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5:44). А кто в I веке гнал и мучил христиан? Иудеи, римляне, язычники различных культов.

Также вспомним о страданиях Спасителя: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:32–34). О ком молился в тот момент Господь наш Иисус Христос? О римских воинах-язычниках, не знавших о том, что Он и есть Мессия.

Важны и Павловы Послания: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:1–4). Причем заметим, дорогие братья и сестры, что это было Послание, написанное святым апостолом-боговидцем архиерею (Павел рукоположил святого апостола Тимофея во епископа Ефесской Церкви) как руководство к действию. Кто же такие были, например, упомянутые здесь цари или начальствующие? Если вся ойкумена (с греч. «заселенная земля») была на 99 процентов языческой, включая царей и начальствующих. Кроме того, святой первоверховный апостол Павел выводит в Первом Послании к Тимофею воистину Божественную, исполненную милосердия мысль о том, что нам, христианам, потребно молиться о всех людях, «чтобы все… спаслись и достигли познания истины». Значит, можно и нужно нам молиться о вразумлении еретиков, богоборцев, раскольников, некрещеных, чтобы с помощью нашей любви, нашего усиленного келейного моления Господь наш Иисус Христос вразумил их и привел к православной вере.

Ведь в утренних молитвах, в развернутом помяннике есть следующие слова: «Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания, просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти».

Вспомним также и некоторые жития святых. Например, преподобного Макария Египетского. Когда однажды с ним в пустыне заговорил череп языческого египетского жреца, который благодарил угодника Божия за то, что он молится о них, пребывающих в аду. Его молитва благодатью Божией облегчает их мучения. На этом примере мы видим действенность и благодатную помощь людям такой молитвы.

В житии уже приближенного к нам старшего современника преподобного Кукши Одесского есть такой случай, записанный из уст самого святого: «В дороге мне совсем было нечего есть (отец Кукша ехал после лагерного заключения на высылку. – Прим. авт.). В одном купе со мною ехала молодая евреечка, – спаси, Господи, ее душечку, с 3-летним сыночком. Она спросила, куда я еду и не священник ли я, сказала, что ее отец раввин тоже в заключении. Она все трое суток кормила меня до самого Соликамска и с собой дала немного денег». В воспоминаниях святого мы видим явный пример молитвы о спасении молодой женщины, вполне возможно, иудейского вероисповедания.

Также преподобный Феодор Студит говорит о том, что о вышеперечисленных категориях людей можно совершать домашнюю молитву: «Разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем докладе на епархиальном собрании Москвы в 2003 году сказал: «Во времена воинствующего атеизма в нашей стране много людей выросло и умерло некрещеными, и их верующие родственники хотят молиться об их упокоении. Такая частная молитва никогда не запрещалась. Но в церковной молитве, за богослужением, мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения». То есть в келейной (домашней) молитве можно молиться о некрещеных людях.

Следуя цитате Святейшего, мы с Божьей помощью переходим к следующему вопросу: «Можно ли молиться о некрещеных, еретиках и раскольниках в храме?» Ответ: «Нет».

Вспомним определение Таинства Крещения… Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. То есть Крещение – это духовное рождение человека.

Об этом говорит нам и Спаситель в беседе со святым праведным Никодимом: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5, 6). Человек некрещеный – это еще ветхий плотяной человек, не привитый к лозе Христовой, не ставший частью Его тела – Церкви Христовой. Она же есть началом Царствия Божия на земле. Потому, конечно же, молитва в храме о некрещеных невозможна ни в каком виде. Они не являются частью церковного организма. Кроме того, сердцевиной церковной жизни есть Евхаристия. Но вспомним служение древней апостольской Церкви первых веков. Даже оглашенные (т. е. некрещеные люди, желающие креститься) не могли присутствовать на Литургии верных, где происходит пресуществление хлеба, вина и воды в Тело и Кровь Христовы. А возле дверей ставили специальных церковных служителей – параномарей-привратников, чтобы никто, кроме верных (крещеных православных), не смог войти в храм во время Таинства Причастия.

Запрещение церковного поминовения некрещеных, еретиков, раскольников, язычников во время храмового богослужения отображено в каноническом сознании Церкви. В первую очередь это несколько правил Лаодикийского Поместного Собора (ок. 360 года): «Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем» (Правило 33), «Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев или еретиков, ниже праздновати с ними» (Правило 37), «На кладбища всяких еретиков, или в так именуемыя у них мученическия места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы, или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быти лишенными общения церковного на некое время» (Правило 9).

А также 5-е Правило VII Вселенского Собора: «Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают, и… жестоковыйно возстают на благочестие и истину… в таковых несть Господа Бога, аще не смирятся и не истрезвятся от своего грехопадения».

Кроме того, из чисто житейских соображений хочется сказать, что взрослый некрещеный человек в нашей православной стране не крестился либо по твердой атеистической, еретической, раскольнической или языческой убежденности, либо по особому леностному нерадению-небрежению о своей душе. Потому, конечно же, он сам по своей воле отлучил себя от Чаши Евхаристической и от общения в лоне Церкви Христовой.

Что же касается младенцев, умерших некрещеными… Родителям таковых хочется выразить искреннее и глубокое соболезнование. И хочется с Божьей помощью сказать о том, чтобы вы, дорогие, не отчаивались и воспринимали это скорбное, очень тяжелое, без сомнения, событие потери возлюбленного чада как волю Божью. Ведь вспомним народную поговорку «Бог дал, Бог и взял». А народ мудр в сердце своем. И если Господь взял к Себе вашего ребеночка, то у Него на это были Свои таинственные планы по устроению нашего спасения. Подклонитесь под Его великую и святую волю. «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30). И если вы примете это бремя как волю Божию, не отчаиваясь, но всецело уповая на Его неизреченное милосердие, то тогда оно действительно окажется легким и приведет вас ко спасению. За деточек своих же, умерших некрещеными, молитесь в домашней молитве, раздавайте за них милостыню (только чтобы вы их поминали, а не кто-то другой). И верьте, что Господь Всемилосердный устроит и устраивает уже все наилучшим образом.

Есть специальная молитва матери о мертворожденных младенцах: «Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего. Господи, не лиши их света Твоего Божественного!»

Хочется также обратиться к докторам-акушерам, принимающим роды. Если вы веруете в Бога и видите, согласно медицинскому опыту, уже при родах, что ребеночек, увидевший мир, еще дышит, но не будет жить по всем признакам, принесите ванночку или любую другую емкость с водой, полейте ее три раза ему на головку и скажите: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя), во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь. Ныне и присно, и во веки веков, аминь». Если есть возможность, то при каждом возглашении троекратно опускайте ребенка при обливании и поднимайте его после. Это символ смерти ветхого человека и воскресения-обновления нового – духовного. Данный обряд у вас займет меньше минуты, а душа человеческая будет спасена и приготовлена для вечной жизни. Если такой ребенок умрет, то он будет считаться крещеным православным христианином, о котором можно молиться в храме. Если же выживет, то тогда нужно призвать батюшку, и он восполнит все необходимое при Крещении, совершит Таинство Миропомазания и т. д. Кроме того, часто родильные дома окормляют священнослужители. И с ними можно связаться через врачей, чтобы ради страха смертного (т. е. в тяжкой болезни младенца новорожденного) его крестить.

Что же касается еретиков, раскольников и язычников, вы также можете о них молиться дома, келейно, чтобы Господь привел их ко спасению. В церкви же, исходя из вышеперечисленных соборных правил, нельзя. Тем более что Бог не хочет нарушать свободу воли человека. Если он еретик и раскольник или язычник в православной стране Украине (если только он не ребенок, воспитанный в этом), значит он сам добровольно себя отлучил от Православной Церкви и по своим убеждениям не хочет к Ней принадлежать. Имеем ли мы право его насильно тащить в храм? Насильно мил не будешь. Он сам тяжко согрешил уже в сердце своем и отлучил сам себя от Церкви тем, что не верит в догматы Ее или сознательно искажает их. Вспомним многие исцеления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Чего Он требовал от людей как единственного условия для исцеления? Веры. «Веруешь ли, что Я могу это сделать?» – спрашивает Господь. И в Назарете Христос не сотворил многих чудес и исцелений по неверию их, как сказано в Евангелии (Мф. 13:53–58).

Нет веры, нет и спасения. По крайней мере, пока для таких людей.

Потому, дорогие братья и сестры, не будем вводить в грех ни себя, ни священника. Если же такой человек уже вписан в вашу книжечку-помянник, то поставьте напротив его имени (к примеру, некр., т. е. «некрещен», или «ушел в секту», «ушел в раскол», «крещен в католичестве» и т. д.), чтобы батюшка знал о том, что в подобных случаях делать.

Записочки о упокоении самоубийц также подавать на службу в храме не стоит. Эти люди добровольно лишили себя жизни – самого драгоценного Божественного дара нам – и тем самым добровольно же отвергли Господа. Кроме того, в Чине молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго, утвержденного решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года, есть следующие слова: «Церковные каноны запрещают “приношение и молитвуˮ за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения».

Можно попросить священника в храме совершить вышеупомянутую службу не для самоубийцы, но для утешения сродников. Ее нельзя путать с Чином православного погребения. Это скорее молебен о живых.

Читать еще:  Большая родительская в октябре

Если есть сведения (справка от врача) о психической болезни самоубийцы, то можно поехать к Правящему Архиерею вашей епархии и испросить у него благословения на заочное отпевание. Но даже и после него в храмах поминать самоубийцу нельзя.

Но в домашней молитве вы можете молиться о человеке, совершившем суицид. Только на это, как, впрочем, и на молитву о некрещеных, еретиках, язычниках, раскольниках, нужно взять благословение у духовника или у другого священника.

Вот довольно короткая молитва преподобного Льва Оптинского: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя». Или духовное произведение митрополита Вениамина (Федченкова) «Канон о самовольне жизнь свою скончавших».

Отдельно хочется сказать о святом мученике Уаре, память которого Церковь празднует 1 ноября по новому стилю. В обществе сложилось мнение, что ему можно молиться о некрещеных людях. Возможно, оно возникло на основании того места из жития, когда благочестивая женщина Клеопатра из Палестины положила его святые мощи в гробнице со своими предками. Но нигде в житии не сказано, что эти предки не были христианами или являлись язычниками. Но на Руси все же бытует традиция молиться святому мученику Уару о некрещеных людях. Она не совсем отвечает церковной канонической. Вот как об этом говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем докладе, упомянутом в данной статье: «У людей малоцерковных создается впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению».

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем внимательно исследовать Писания, каноны Церкви и с Божьей помощью наполнять сердца наши любовью ко всем людям и послушанием Матери Церкви, Глава Коей Христос. Таков путь единственный спасительный для нас.

Как хоронить некрещеного человека

Крещение – первый шаг христианина в православную жизнь. Именно такой процесс позволяет перейти от жизни грешной к праведной. Креститься можно в любом возрасте. Главное – объединяться с Богом осмысленно, добровольно, чисто. Но что делать, если погибший не сумел при земном существовании приблизиться к христианской вере? Можно ли использовать православные обряды и как хоронить некрещеного человека его родственникам? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье.

Крещение — как прямая связь с православием

Под крещением в христианстве понимается Таинство, в результате проведения которого человек прекращает греховную и плотскую жизнь и возрождается под новым именем, входя и Дом Божий. Именно крещеный человек является духовно родившимся. Крещение – это не просто какой-то обряд или процедура. Это именно Таинство, которое направляет христианина на праведную жизнь, увеличивая и укрепляя его связь с Богом.

Проводится Таинство крещения в церкви христовой (в исключительных случаях – в домашних условиях). Пройти его могут как младенцы, принесенные в храм на руках родителей, так и люди в уже взрослом возрасте. Решение остаться некрещеным означает отречение человека от православия. Подобный выбор не запрещается Господом. Но рассчитывать на милость Божью в таком случае не стоит. Церковь не принимает не православных и по-особенному относится к ним после смерти.

Можно ли отпевать некрещеного?

Если крещение – это переход от грешного существование к праведной жизни, то смерть – это переход души в вечность. Именно так вам скажет любой церковный служитель. Может ли человек, не верующий в Бога, уподобиться православным и перейти после смерти тела в мир духовный? Однозначно – нет. Именно с этим и связан запрет на отпевание некрещеных умерших в церкви. Неверующий в Господа при жизни человек, не должен надеяться на его милость и после смерти.

В данном случае следует понимать, что некрещеные люди не противны христианству. Просто православная церковь не имеет право отпевать тех, кто по какой-либо причине являются отрекшимися от Бога. Душа, не прошедшая Таинство крещения, не дала православным служителям возможности своего спасения. После покидания тела она не будет наказана за это. Но и отпевание некрещеного человека (значит, и отпущение его грехов) будет невозможным.

Моления за некрещеного у Господа – стоит ли?

После смерти близкого, его православные родственники считают своим обязательным долгом отмолить грехи покойника у Бога. Но стоит ли это делать? Над этим вопросом задумываются не многие… Давайте разберемся:

  1. Если человек при жизни не верил в Господа, то так ли необходима его душе Божья поддержка и отпущение грехов? Нежелание быть с Богом после смерти выражается именно в отречении от христианства. Нарушать волю человека в данном случае бессмысленно…
  2. Бог не будит мстить человеку, который при жизни не был крещен. Следует понимать, что под Божьей «опекой» находятся лишь те, кто доверил ему свою душу самостоятельно, добровольно. Вымаливать у Господа прощения некрещеного усопшего не стоит. Ведь в данном случае душа умершего не принадлежит Богу. А это значит, что и спасти ее он не сумеет (даже в том случае, если до смерти человек вел исключительно праведный образ жизни).
  3. Любые попытки чтения молитвы за некрещеных усопших (молитва Уару) приведет лишь к ослаблению грехов, совершенных при жизни. На полное их отпущение и точное попадание в рай рассчитывать на стоит.
  4. Православный, отрекшийся от своей веры, не может быть приравнен к христианам после своей смерти.

Царство Божие – это не какое-то райское место, в котором царит безграничная радость и счастье. Это, в первую очередь, мир, в котором душа усопшего объединяется Богом и с другими праведниками. И если ушедший в мир иной при жизни не проявил желания на такое объединение (путем крещения), то этот мир для него, увы, недоступен.

Некрещеный ребенок – возможно ли отпевание?

Поминать некрещеного человека в православной церкви нельзя. Но что делать с младенцем? Ведь может быть так, что родители просто не успели покрестить новорожденного или это было невозможно из-за медицинских показателей? Увы, на новорожденных распространяются те же правила, что и на взрослых людей.

Некрещеных младенцев, которые погибли еще в утробе матери, хоронят непосредственно работники медицинского учреждения. Церковь не считает такие плоды духовными (из-за отсутствия души), поэтому обычный способ захоронения невозможен. Что касается детей, погибших сразу после рождения, то их погребением придется заняться родителям. Однако, и в данном случае отпевание покойного невозможно.

Даже абсолютная безгрешность души и отсутствие плотских искушений не являются причиной автоматического причисления к православным. Младенцы все равно будут защищены ангелами. Они не постигнут участи Божьего наказания, а младенческая душа найдет свое место в промежуточных сферах. Погребение детей проводится так, как и похороны некрещеного человека, отрекшегося от веры добровольно.

Как похоронить некрещеного: особенности погребения

Если отпевать в Храме Святых некрещеных умерших нельзя, то что делать с похоронами? Ведь придать тело земле придется. Как тогда правильно это сделать? Ответ прост – хоронить человека, не приближенного к Богу, следует по всем привычным для нас христианским обычаям, кроме проведения панихиды. В данном случае есть два пути решения:

  1. Классический обряд (кроме отпевания). В данном случае похороны проводятся по большей мере для родственников. Для умершей души поминальная музыка, складывание рук на груди, покрытие тела и возложение цветов абсолютно не важны. Правильность проведения похорон никак не скажется на прощении грехов и приближении к Богу. Выполняются похороны по вере родственников.
  2. Исполнение воли умершего. Довольно часто люди еще при жизни высказывают свои предпочтения касательно того, по каким правилам и обрядам следует проводить погребение. Если умерший был приверженцем другой религии, то при похоронах необходимо следовать именно ее устоям. При любых обстоятельствах исполнение последней воли усопшего – единственное, что могут сделать родственнику во благо его.

Особых обрядов, как хоронить и как поминать некрещеных усопших, нет. Следовать необходимо в соответствие либо со своей верой (но не наперекор ей), либо по воле погибшего. Придерживаться следует лишь нескольких наиболее важных правил. Одно из них касается надгробия.

Какое надгробие установить на могиле?

Следующий вопрос о том, как правильно хоронить некрещенных, касается обустройства могилы усопшего. Главным атрибутом места захоронения каждого православного является крест. Именно он выступает символом приближения к Господу Христу, служения ему, следования христианские заповедям. Крестик на груди – основной атрибут христианина при жизни. Крест на могиле – символ православия уже умершего человека.

Но как быть с некрещеными? Ведь они не приняли веру при жизни и не считаются православными… Все верно, в таком случае установить крест на могилу нельзя. Касается это как классических крестов, так и каменных надгробий. Исключением является лишь памятники с крестовым изображением. Его ставить разрешается и на могилах некрещеных.

Устанавливая памятник, следует помнить о его предназначении. Крест не выполняет функцию отпущения грехов и не является гарантом попадания в рай. Он лишь представляет собой отражение веры усопшего, его единство с Богом. Установленный на могиле некрещенного крест же не несет никакого смысла. В таком случае он является ничем иным, как элементом декора.

Порой устанавливать памятник совсем бессмысленно. Многие священники в качестве ответа на вопрос, можно ли ставить крест на могиле некрещеного человека, рекомендуют вместо этого сажать на месте захоронения дерево. Растение – олицетворение жизни, чистоты. Оно лучше будет отражать волю усопшего. Ставить памятник или нет – личный выбор каждого. Но прислушаться к мнению членов церкви все же следует.

Особенности прочтения молитвы за умершего

Существует несколько основных правил того, как молиться за умершего некрещеного человека его близким. Среди них можно выделить два самых важных запрета:

  • Нельзя подавать записку с именем некрещеного усопшего священнику (церковный служитель не может отмаливать грехи такого человека перед Богом);
  • Перед похоронами нельзя отпевать некрещеного человека в церкви (при большом желании провести такой обряд можно самостоятельно – дома).

Касательно самой молитвы о некрещеных умерших – читать ее можно даже в храме. Возможно это лишь при том условии, что человек самостоятельно произносит слова и находится перед иконой в одиночестве. Также церковь не возбраняет ставить свечу о поминовении усопших на Канун.

Многие православные не знают, можно ли молиться за некрещеных близких дома. А ведь именно это место и является рекомендованным к проведению такого обряда. Помянуть покойного домашней молитвой – самое правильное решение, которое может предпринять близкий человек. Не стоит думать, что подобная мера работает как-то хуже. Неважно, как и где произносится молитва. Главное – чтобы она имела глубокий смысл. Молиться дома можно перед иконой и зажженными свечами.

Домашняя молитва мученику Уару

Молитва Уару направлена на ослабление вечных мучений, которым постигается душа некрещеного человека после покидания тела. Согласно легенде, именно этот мученик отпустил грехи братьям Клеопатры, которые были язычниками и не приняли христианство при жизни. Принято святому Уару молиться дома. Такое поминание покойника должно проводиться по следующим правилам:

  1. Перед прочтением молитвы необходимо получить благословление от служителя церкви.
  2. Просить благословение и читать молитву рекомендуется в многодневный пост.
  3. Читать молитву Уар нельзя болеющим, беременным, а также женщинам, возраст детей которых менее 5-ти лет.
  4. При возникновении заметных искушений или ухудшений состояния во время молитвенного сеанса, чтение следует прекратить.

Молитва святому Уару является достаточно сильной и небезопасной. Читать ее без предварительного благословения строго запрещается. Она на действительно способна немного утешить душу тех, кто не был крещен при жизни.

Как поминать некрещенного покойник?

А можно ли поминать некрещеных умерших без молитвы? Конечно да. Иногда добрые дела говорят намного больше, чем набор святых слов. Все зависит от того, как человек сам относится к тому, что он делает. Часто в обычные слова вложено намного больше смысла, духовности, тепла, чем в молитвенные речи. Именно по этой причине многие обращаются к Богу «своими словами», просто стоя у иконы и произнося дорогие сердцу фразы.

Читать еще:  Как поминают умерших мусульмане

Но не одними речами можно сделать душе усопшего лучше. Облегчить участь можно с помощью:

  • Подачи милостыни;
  • Помощи нуждающимся;
  • Жизни ради других;
  • Ведения праведного образа жизни.

Главное – делать все добрые дела во имя покойного человека. Таким образом тот, кто был близок умершему при жизни, помогает ему после смерти. Следует помнить, что умирает лишь тело. Душа живет вечно.

Милостыня и добрые дела не станут гарантом попадания души в рай. И большую часть грехов они не отпустят. Но облегчить участь все же сумеют. К тому же они подарят ныне живущему человеку спокойствие и умиротворение.

Заключение

Ответ на вопрос, можно ли отпевать некрещеного, однозначен – нет. Ни один церковный служитель не станет проводить отпевание усопшего, не принявшего веру, перед непосредственными похоронами или в сорокоуст. Если такая услуга и будет представлена в храме, то следует от нее отказаться – так как в данном случае она будет выполняться исключительно для получения финансовой прибыли (чем зачастую злоупотребляют неблагочестивые храмы). Священники не имеют право проводить подобный обряд касательно людей, не принявших или отрекшихся от христианства, и самоубийц.

Отмаливать грехи некрещеного можно только самостоятельно. Читать молитву без благословения служителя церкви нельзя – можно серьезно навредить себе или ныне живущим близким. Следовать рекомендуется выше указанным рекомендациям.

Касательно того, как хоронить не православного и как правильно проводить поминки – то здесь однозначного ответа нет. Дело в том, что христианские обряды некрещеной душе не нужны. Они не сумеют ее полностью спасти или утешить. Более того, если человек придерживался при жизни иной религии, то такие поступки будут лишь противоречить его воле, что только ухудшит духовное состояние. Христианские обряды проводятся только по желанию близких людей.

Смерть – это лишь переход из жизни земной к жизни вечной. Переродившаяся душа живет по тем правилам, которые принял ее обладатель при жизни. Если он отрекся от православия, увы, после смерти приблизиться к Богу не удастся. Рассчитывать можно лишь на некое утешение души, добиться которого можно с помощью домашней молитвы и добрых дел.

Можно ли поминать некрещеных людей и как это делать

Церковное поминание, панихиды и молитвы, читаемые об усопших, даруют надежду, что душа обретет Царствие Небесное. Но если при жизни усопший не успел, не захотел принять Таинство Крещения, дорога в Рай будет закрыта. Поминать некрещеных усопших разрешено, но не в панихидах и не в церковных молитвах, а келейно, дома. Помочь душе, облегчить участь можно молитвами, с которыми родственники покойного обращаются к Богу.

Разрешает ли церковь поминовение некрещеных

Если человек при жизни не сподобился принять Таинство Крещения, он не принадлежит к Церкви Христовой. Это общеприянтое правило, из него нет исключений. Усопший не стал христианином, поминать некрещеных в церкви нельзя. О них не говорят в панихидах, Литургии, не подают записки на проскомидию. Объясняется это тем, что Бог дает людям свободу выбора и поступков. Если при жизни он не захотел стать христианином, нельзя насильно «затащить» его в Царствие Небесное. Посмертно и прижизненно людей не обращают в христианство силой. Каноны не запрещают келейных молитв или обращения родственников к Богу в церкви.

Похожие требования есть в мусульманской религии, иудаизме.

Младенцев, умерших до крещения, мертворожденных детей не поминают в богослужениях. Они чисты, не успели согрешить в мирской жизни, им не за что держать ответ перед Богом. Православная Церковь приняла чин о поминовении усопших некрещеных младенцев. Эта молитва – не способ облегчить участь детской души, а утешение для родителей, способ общения с умершим ребенком.

Как помочь душе некрещеного упокоиться

Поминать некрещеного усопшего можно в домашней молитве, прося о помиловании его души. Господь милостив, милость его безгранична. У любящих родственников остается надежда, что умерший человек получит прощение.

Никто не знает, как решается судьба таких душ, но утешить их можно, раздавая милостыню, помогая страждущим и неимущим. Так разрешено поминать и православных умерших. Феодор Студит призывал совершать тайные молитвы о некрещеных покойных, совершать добрые дела в память о них, подавать милостыню.

Возможно, Бог услышит такое обращение, простит покойному грехи и заблуждения, поможет некрещенному.

Если человек вел праведную жизнь, собирался принять Крещение, но не успел это сделать, можно заказать мирскую литию на кладбище, в день смерти прочесть псалмы 17 кафизмы. Родственникам стоит посоветоваться с духовным наставником, попросить рассказать об искушениях, правилах поминовения.

Дни для поминовения некрещеных усопших

Поминать некрещеных друзей, членов семьи можно в те же дни, что и православных усопших: после похорон, на девятый, сороковой день, в годовщину ухода из жизни. Трапезу проводят в кафе, у родственников дома, перед обедом читают Отче Наш. Панихиду, службу не заказывают.

В православии выделено семь особых дней – Родительские субботы. Это дни поминовения усопших некрещеных, в которые можно почтить память умерших сродников, но не панихидой, а дома. Можно раздать милостыню, сходить на кладбище. Родительские субботы привязаны к Пасхальному циклу, у них переходящая дата.

  • Вселенская родительская или мясопустная суббота – перед Масленицей;
  • суббота второй, третьей, четвертой недели Великого поста, когда не совершают полной литургии, связанной с поминовением усопших;
  • Радоница – девятый день после праздника Пасхи, вторник после пасхальной недели; в регионах поминают в воскресенье, понедельник, вторник;
  • Дмитриевская суббота – суббота перед восьмым ноября, днем памяти Дмитрия Солунского.

В пасхальную неделю поминать, ходить на кладбище не следует. Это дни вселенской радости, когда в церквях не служат панихиду.

Кому и как молиться за усопшего

В православии умерших поминают в панихиде, во время которой молятся за всех христиан. За некрещеных читают дома молитву старца Оптинской пустоши Льва:

«Помилуй, Господи, погибшую душу раба Твоего (имя), который отошел в вечную жизнь без Крещения. Судьбы Твои неисследимы. Не постави сей молитвы мне во грех, но будет святая воля Твоя.»

Обращаться к Богу, просить о заступничестве святых. Существует неканоническая служба мученику Уару, который считается заступником умерших некрещеных. Официально эту службу церковь не признает, но молиться мученику можно келейно. Это обращение к святому с просьбой помянуть, облегчить некрещеным душам посмертное существование, но не о рае, божественной благодати для них.

«Святой мученик Уар досточудный, разжигаемый ревностью по Владыке Христу, исповедавший Небесного Царя перед мучителем, и о нем усердно пострадавший, и ныне стоящий рядом с Ним с ангелами, и среди вышних ликующий, и ясно зрящий Святую Троицу, и наслаждающийся светом Безначального Сияния, воспомяни томление наших сродников, умерших в нечестии. Прими это прошение, как неверный род Клеопатры освобожден твоими молитвами о мук вечных, так воспомяни умерших некрещеными противобожно погребенных (имена), испроси им избавление от вечной тьмы, и все едиными устами и единым сердцем восхвалим Премилосердного Творца во веки веков. Аминь.»

Мученик Уар жил в третьем-четвертом столетии. Он тайно принял христианство и был воином императорской армии, командовал когортой. По ночам Уар тайно проведывал заключенных христиан, которых подвергали пыткам по приказу императора. Однажды он посетил в тюрьме семь христианских учителей, просил их молиться о даровании ему мужества отстаивать веру. К утру один из учителей умер, и Уар занял его место. Мученика пытали, избивали, бросили на съедение собакам. Тело увидела вдова военачальника Клеопатра, которая решила тайно погрести Уара в своем доме. Она перевезла его на свою родину, в Палестину, под видом останков супруга-воина, и схоронила в семейной усыпальнице. Она усердно молилась святому с другими христианами, а потом построила храм в честь мученика. После первой литургии в храме умер Иоанн, сын Клеопатры, и она обратилась с молитвой к Уару. Тот явился женщине во сне и сказал, что Иоанну достался лучший путь, а сам мученик отмолили сродников Клеопатры, с которыми был погребен.

За некрещеных детей, умерших в младенчестве или мертворожденных дополнительно молятся по правилу Арсения Афонского или Григория Новгородского.

Можно ли вымолить грехи покойного в домашней молитве

Однозначный ответ для некрещеных неизвестен священникам и святым отцам. Есть предание о женщине, которая отмолила грех сына-самоубийцы, что свидетельствует о Божьей милости.

Домашнее поминовение родственников, умерших некрещеными, облегчает душам посмертное существование, помогает унять скорбь по усопшим. Таких покойных чтят келейно, они не были частью Церкви Христовой. Искренняя молитва за некрещеных способна творить чудеса, Господь милостив, человеку не дано понять глубину Его мудрости, остается лишь верить. Поминая родственников, детей, родителей добрыми делами, христиане заботятся о душах умерших, уповают на милость Божию.

Девять способов, как можно поминать усопших и один, как нельзя

Человек — единственный на Земле, кто чтит предков и хранит о них память. Всем своим существом мы не согласны со смертью . Даже язычники верят, что жизнь не заканчивается здесь.

Мы верим в бессмертие души и хотим знать: как можно помочь нашим усопшим родственникам? Непременно молитва о них доставляет им радость и утешение. А усердное поминовение может изменить загробную участь и вместо мучения дать упокоение.

Какие в Православной Церкви есть виды поминовений? Разделим их на 2 части: за всех, и только за крещённых.

Поминовение всех

Вот как можно помянуть душу усопшего человека, не взирая на то, был он крещённым или нет.

1. Домашняя молитва

Вы можете молиться своими словами. О крещённых можно молиться так:

Упокой, Господи душу усопшего (раба Твоего) ____________, прости ему вся согрешения его вольныя и невольныя, даруй ему Царствие Небесное и причастие вечных Твоих благих, и Твоея бесконечныя и блаженныя жизни наслаждение и сотвори ему вечную память! Вечная память, вечный покой!

2. Накормить голодных

Можно купить еду нищему, пожертвовать еду в храм, сделать поминки и пригласить гостей. Узнайте, что можно передать в приют детям к чаю. Купите продукты для подопечных какого-нибудь центра помощи мамам .

3. Пожертвовать вещи

Только не надо старые и пахнущие. Купите новые. Или постирайте и погладьте бывшие в употреблении. Главное — чтобы они достойно смотрелись , а не были из категории «Выбросить жалко».

Недавно узнал, что в память об усопшем дарят ложки. Очень замечательная идея! Верующий человек, когда будет вкушать пищу этой ложкой, вспомнит и помолится за человека.

4. Поставить в храме свечку

Да, в алтаре храма священник молится только за крещённых. Но прийти лично и ничего не заказывая, самому поставить свечку и помолиться за некрещёного родственника никто не запрещает.

Поминовение крещённых

Бывает очное, когда священник молится при теле, и заочное, когда человека уже похоронили. Длится примерно пол часа. Человека отпевают один раз, но если не известно точно, можно отпеть. Напишите в комментариях вопросы на эту тему, и я напишу отдельную статью.

Она похожа на отпевание, только чуть короче. Длится 25 минут. Её можно заказывать много раз. Советую не просто заказывать, а присутствовать на панихиде. Служба очень красивая, особенно с хором. Обычно на панихиду приносят в храм что-нибудь съедобное.

7. Заказная обедня за упокой

Или просто «заказная за упокой», или «обедня за упокой». Это самая «сильная» молитва в Церкви. Священник вынимает частицу из просфоры, поминая имя. А после причащения людей, ссыпает частицы в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов этих людей.

Эта служба называется ещё «Великая панихида». Служится редко, обычно вечером в пятницу, перед «родительской субботой». Это панихида, вплетённая в Утреню. А Утреня сейчас во многих храмах бывает вечером.

Это краткая заупокойная служба. Её может случить и священник, и мирянин. И в храме, и дома, и у могилки. Текст легко найти в сети.

Как нельзя поминать усопших

Усопших нельзя поминать водкой. Им от этого плохо. А сама Божия Матерь явилась одному родителю умершей девочки и сказала:

Делая поминки с водкою, вы лишаете душу усопшего Моих молитв об облегчении мук. Все, кто пьют вино на поминках — Мои враги!

Помните! Ничто так не умиляет Бога, как молитва об усопших . Делайте добрые дела, кормите и одевайте в память о человека — и он получит великое утешение от Бога. А когда мы перейдём в вечность, Господь найдёт, кто помолится за нас!

Читать еще:  Вышивка по реке в день поминовения усопших

автор: священник Владимир Панарин

Понравилась статья? Поддержите проект! Подпиской и лайком, репостом и комментарием. А если можете, то финансово:

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Архив

«Чин о умерших некрещеными младенцах»: о чем и как молиться?

«Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения» было утверждено на заседании Священного Синода в Екатеринбурге. На вопросы, связанные с появлением нового церковного чина, порталу «Милосердие.ru» ответил заместитель управляющего делами Московской Патриархии, член Синодальной библейско-богословской комиссии архимандрит Савва (Тутунов).

— Правильно ли говорить, что Церковь «разрешила отпевать» некрещеных младенцев? О чем в действительности говорится в чине последования, в чем его смысл?

— Нет, неправильно говорить, что Церковь «разрешила отпевать» некрещенных младенцев. Отпевание — это особое последование, которое содержит тексты, говорящие об усопшем члене Церкви. В текстах отпевания, в частности, содержится молитва к Богу с просьбой принять усопшего в Свое Царство, в том числе потому, что он являлся членом Церкви. Ведь мы знаем слова Спасителя: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».

В последовании, принятом на заседании Священного Синода 14 июля, речь идет, в первую очередь, об утешении родителей умершего младенца. Кроме того, в последовании содержится несколько просьб к Богу относительно посмертной участи умершего младенца.

Это ектенийное (включенное в состав ектении — просительной молитвы. — прим. ред.) прошение: «О еже неосужденно и милостивно прияти Господу усопшаго младенца и даровати ему (ей) жизнь будущаго века, Господу помолимся»; фраза из молитвы по ектении: «А иже от них рожденнаго младенца и не приемшаго Святаго Крещения благости Твоея сподоби»; и упоминание в отпусте: «Христос не приемшаго Святаго Крещения усопшаго младенца благостию Своею в недрех Авраама учинит».

По этому поводу уже возникли трактовки, что, будто бы, речь идет о вхождении в Царство Божие, что противоречит процитированным ранее словам Спасителя. Между тем, в приведенных цитатах из последования говорится о том, что мы просим о некоей благой участи для умершего младенца, не предвосхищая то, какой она может быть.

В частности, если помните, выражение «лоно Авраама» для описания благой посмертной участи употреблено Спасителем в причте о богаче и Лазаре, произнесенной, конечно же, еще до Крестной смерти и Воскресения, то есть до того, как двери Рая были открыты Спасителем.

Другими словами, в последовании подчеркивается, что мы не знаем, какую участь уготовал Бог тем младенцам, которые умерли без Крещения, но просим, чтобы эта участь была благой.

Когда эта тема обсуждалась несколько лет назад в Межсоборном Присутствии, в заключении соответствующей комиссии подчеркивалось, что: «Если для отпевания младенцев, отошедших в мир иной уже крещеными, существует особое чинопоследование, то прочих почивших младенцев, в том числе скончавшихся во чреве матери, в Церкви не отпевают и не поминают за Божественной литургией.

Однако то, что некрещеные младенцы не совершали личных грехов и не имели возможности сделать какой-либо нравственный выбор, отличает их от прочих усопших некрещеных людей».

— Можно ли совершать последование в связи со смертью лишь только новорожденных (до какого возраста?), или всех детей до 7 лет? Есть ли смысл совершать его в случае выкидыша?

— По своему названию и намерению последование относится к тем младенцам, которые умерли во чреве или вскоре после рождения.

— Как теперь действовать родителям, если у них случилось такие горе? Умершего младенца или мертворожденного можно будет принести в храм для совершения последования, священника можно будет позвать на кладбище?

— В отличие от отпевания в данном последовании не прописаны принесение гроба в храм или какие-либо иные подобные действия. Ведь принесение гроба в храм — это, в каком-то роде, последнее посещение храма усопшим прихожанином, то есть крещеным человеком. Гроб в храме ставят так, чтобы умерший был обращен лицом к открытым Царским вратам, что символизирует устремление в Царство Божие.

Принесение в храм гроба с некрещеным человеком, в том числе младенцем, будет не вполне соответствовать этой духовной символике.

Полагаю, что последование могло бы совершаться в храме без принесения гроба в присутствии родителей и иных родственников, либо на кладбище при погребении.

— Кто может просить о совершении такого последования — только родители, другие родственники, кто угодно?

— В первую очередь родители. Но в последовании говорится и об утешении скорбящих сродников. Поэтому обращаться может всякий, нуждающийся в утешении в связи с кончиной младенца.

— Можно ли его совершать, если ребенок был причислен к другой религии, или прошел обряд там, где действенность крещения не признается (у украинских раскольников, в секте)?

— Еще раз обратите внимание на то, что значительная часть последования посвящена утешению родителей и сродников. Если таковые допустили причисление младенца к другой религии, то почему они желают утешения от Православной Церкви? Это какая-то духовная всеядность.

Тут, скорее, следует начать с покаяния и обращения к Православной Церкви. Впрочем, если ситуация обусловлена тем, что родители относятся к разным религиям или конфессиям, она могла бы разрешаться решением архиерея.

Ситуация на Украине носит особый характер и требует авторитетного разъяснения Священноначалия Украинской Православной Церкви.

— Можно ли за умерших некрещеными младенцев ставить свечки за упокой, если можно — зависит ли такая возможность от того, совершался ли этот чин, или нет? Можно ли писать их имена в записках?

— Свеча — это, во-первых, форма жертвы, и, во-вторых, внешнее выражение нашей молитвы. И жертвовать (в храм или нищим) ради усопшего, и молиться о его благой посмертной участи можно и нужно. А вот так называемые записки — это просьба совершить поминовение членов Церкви на проскомидии, то есть в связи с совершением таинства Церкви — Евхаристии. Здесь поминаются только крещеные люди.

— Можно ли обратиться в храм за совершением последования в отношении младенцев, умерших много лет назад?

— Почему бы и нет? Если родители или другие родственники до сих пор нуждаются в молитвенном утешении.

— Можно ли совершать это чин в отношении младенцев, погибших из-за абортов?

— Младенцы, убитые посредством аборта, не отличаются от других «усопших младенцев, не приемших благодати святаго Крещения».

Но не дай Бог кому-либо воспринять принятое Священным Синодом последование в том духе, что, дескать, «сделаю аборт, все равно Церковь помолится».

Тягчайший грех аборта требует, в первую очередь, покаяния со стороны родителей, решившихся на убийство младенца. Не уверен, что здесь будет вполне уместно именно данное последование, значительная часть молитвословий которого направлена на утешение родителей, потерявших младенца по тем или иным не зависящим от них причинам. Здесь, скорее, требуется покаянный чин. Быть может с присовокуплением тех прошений о младенце, о которых я упомянул ранее.

Милосердие.ru/Патриархия.ru

Елицы

6 февраля — день прославления святой блаженной матушки Ксении Петербургской. Закажите записки о здравии на праздничную Литургию и (или) Молебен св.блж. Ксении. Еще вы получите Именные подарочные Сертификаты, которыми сможете поздравить ваших родных и близких с этим Праздником

Можно ли поминать некрещеного человека при чтении Псалтыри?

Вопрос: «Можно ли поминать некрещеного человека на Псалтыри? Ведь в Псалтыри говорится: “Упокой, Господи, души усопших раб твоих…” Но если некрещеный – значит, не раб. Значит, нельзя? Не грех ли это?»

Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:

– Нет, не грех. Каждый человек в своей жизни что-то сделал для Господа, потому что каждый человек, даже если он не только некрещеный, но и иной веры – имеет представления о Боге, пусть и искаженные. И во имя Божие он что-то делал, поэтому в этой части он тоже является рабом Божиим. Независимо от того, правильную веру исповедует человек или неправильную – он все равно есть дитя Божие. Но мы не можем поминать некрещеного человека на проскомидии, потому что это как раз есть дело церкви. А поминать во время чтения Псалтыри или просто молиться во время нашего домашнего правила – мы можем. Богу угодна наша любовь к человеку и наша бескорыстная молитва, потому что молитва за усопшего – всегда бескорыстна.

Протоиерей Александр Березовский:
– В церкви часто просят поминать людей нецерковных, и даже очень далеких от нее, а мы поминаем как «раб Божий». Ведь такой человек не является рабом Божиим? Или это просто формальность?

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Это форма. Когда создавались наши чины, то практически всё население России принадлежало церкви. Церковь для наших людей была не просто чем-то важным, но главным в жизни. Конечно, в этом почитании Бога много было намешано и языческого, и магического, потому что, к сожалению, человек весь пропитан суеверием. И – до сего дня. Но как бы человек низко не пал, в нем все равно сохраняется образ Божий, хотя образ этот замутнен и грехами, и ложными представлениями и так далее.

А молиться – это всегда хорошо. И молиться – вообще не грех. Молитва становится грехом только в одном случае: когда мы молимся, чтобы у соседа корова сдохла или чтобы соседняя деревня сгорела. Вот когда мы в молитве желаем нечто богопротивное – тогда да, такая молитва для Бога неприемлема! Более того: такой молитвой мы собираем горящие угли на голову свою. А молиться о вразумлении, о спасении, о прощении грехов – всё это всегда богоугодное дело.

Протоиерей Александр Березовский:
– Один из псалмов – прямо собран из таких «пожеланий»: «Чтоб у тебя…» И так это – от души!

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Да. Но не надо забывать, что этот псалом создан царем Давидом в эпоху ветхозаветную. Он, конечно, великий пророк и многое из того, что он сказал, стало настоящим пророчеством, потому что он был водим Духом Божиим. Но в то же время – в той среде, в которой он жил, месть или убийство были самыми обычными явлениями. Он сам, чтобы завладеть женщиной, которую пожелал, наиподлейшим способом уничтожил ее мужа. Потом, конечно, он раскаялся, но то, что он сделал – это натуральная подлость! Поэтому надо понимать, что он жил в нехристианскую эпоху. Он и знать ничего об этом не мог – действовал, как все. Можно даже сказать – как маленький ребенок: «Хочу и буду!» Не понимая, что это подлость. И так часто бывает.

Сегодня в школе вижу: стоит мальчик – на нем лица нет. Я спрашиваю: «Что с тобой?» А он говорит: «Я нахамил взрослому человеку…» – «А как же так случилось?» – «Ну, вот… Что-то меня понесло…» – «Но ты же – будущий мужчина! Ты должен управлять ситуацией. Что значит – понесло? Ты же – не лошадь?!» Натворил и стоит, чернее тучи. То есть у него в сердце родилось покаянное чувство. Так же и у Давида. Но у этого парня – грех больше, потому что он уже много лет в церкви, где из него пытаются сделать христианина. Его жалеют, лечат, тратят на него деньги, огромное количество людей им занимаются, поэтому с его стороны – это чернейшая неблагодарность! Свинство и хамство! Но, с другой стороны, мы понимаем, что у него – переходный возраст. Слава Богу, что он кается.

Ветхий Завет – это тоже переходный возраст человечества. Так и надо к этому относиться.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector