0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методики запоминания стихов

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Вязание (3009)
  • Женщинам (1478)
  • Шапки, береты, шарфы (784)
  • Практические советы по вязанию (253)
  • Мужчинам (101)
  • Сумки (98)
  • Варежки, митенки (49)
  • Шали (30)
  • Безрукавки, жилеты (26)
  • Юбки (17)
  • Журналы (16)
  • Узоры спицами (11)
  • Вазание на машине (4)
  • Вышивка (4)
  • Вязание детям (1576)
  • Пинетки, носочки, сапожки (370)
  • Шапки, береты, шарфы (335)
  • Девочкам (262)
  • Мальчикам 1-3 (236)
  • Мальчикам от 4 и старше (185)
  • Варежки (40)
  • Шапочки, панамки крючком (27)
  • Журналы (17)
  • Кулинария (1338)
  • Выпечка сладкая (347)
  • Выпечка несладкая (184)
  • Салаты, закуски (145)
  • Мясо (117)
  • Овощи (110)
  • Блины, оладьи (56)
  • Творог (55)
  • Пирожки, беляши, самса (46)
  • Заготовки на зиму (43)
  • Корейские салаты и закуски (41)
  • Запеканки (41)
  • Курица (40)
  • Булочки (31)
  • Рыба (30)
  • Выпечка тесто (18)
  • Супы (18)
  • Лаваш (17)
  • Пицца (15)
  • Грибы (13)
  • Бутерброды (11)
  • Яйца (8)
  • Заморозка (8)
  • Сыр (7)
  • Пасха (7)
  • Новогоднее меню (6)
  • Торты (5)
  • Десерты (5)
  • Печень (4)
  • Секреты выпечки (3)
  • Мультиварка (3)
  • Индейка (3)
  • Пельмени, вареники, хинкали и др. (2)
  • Готовим в горшочках (2)
  • Соусы (1)
  • Каши (1)
  • Рис (1)
  • Макароны, соусы к ним (1)
  • На пару (1)
  • Шьем сами (873)
  • Платья, сарафаны (277)
  • Деткам (203)
  • Сумки (75)
  • Обувь (74)
  • Практические советы по пошиву. (68)
  • Шторы (51)
  • Карнавальные костюмы (25)
  • Постель (22)
  • Галстуки (1)
  • Здоровье (268)
  • Уход за лицом (62)
  • Лечим организм (54)
  • Народные средства (41)
  • Уход за ногами (27)
  • Здоровье детей (11)
  • Лечебная гимнастика (7)
  • Уход за волосами (7)
  • Массаж (6)
  • Уход за руками (5)
  • Спортивные упражнения (3)
  • Уютный дом (259)
  • Развитие детей. (187)
  • Сказки и мультфильмы (33)
  • Рисование (16)
  • Домашний логопед (15)
  • Лепка (12)
  • Игры (10)
  • Карапуз — серия (8)
  • Воробышек — серия (8)
  • Пальчиковые игры (5)
  • Тесты для детей (5)
  • Прописи.Для детей 3-4 лет. (3)
  • О животных (3)
  • Музыка (1)
  • Поделки (179)
  • Новый год (105)
  • Бумага — «царица» (15)
  • Оригами (4)
  • ШКОЛА (98)
  • Математика (21)
  • Английский язык (12)
  • Русский язык (9)
  • Детское меню (63)
  • Бутерброды (4)
  • Прически (60)
  • Программы, интернет (28)
  • Фотошоп и др. (27)
  • Интересное о продуктах (25)
  • Готовим в микроволновке (23)
  • Выпечка (13)
  • Десерт (4)
  • Выпечка несладкая (3)
  • Мясо (1)
  • Каши (1)
  • Красота неземная (16)
  • Музыка (15)
  • Вязание крючком (13)
  • Сад, огород (11)
  • Рецепты для хлебопечки (5)
  • Домоводство (2)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Как научить ребенка быстро запоминать стихи? Методика для школьников и их родителей

Как научить ребенка быстро запоминать стихи?

Как научить ребенка быстро запоминать стихи? Методика для школьников и их родителей

знаменитый японский ученый, который был знатоком детской души, произнес следующие слова: «стихи для запоминания должны воспитывать в ребенке благородные чувства, они должны быть изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнить, и в то же время должны нравиться самому ребенку». И, конечно же, он был прав. Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи. Поэзия очень хорошо развивает в ребенке эстетические, нравственные и эмоциональные качества, закладывает в ребенка смысл, и отвлекает от плохих мыслей.

Для того, чтобы как можно раньше начать формировать у вашего чада такие полезные качества, необходимо еще до школы заниматься с ребенком, учить стихотворения, которые будут актуальны и понятны для его возраста. Однако, важно не просто заучивать стихи, и заставлять ребенка пересказывать их вам вслух, но и научить его самостоятельно и быстро запоминать стихи любого объема. Тем более, что школьная программа предполагает постоянное заучивание стихов целого ряда авторов.

Часто родители школьников жалуются на то, что их ребенок отказывается учить стихи, плачет, и заверяет их, что не может ничего запомнить. Не нужно расстраиваться и ругать ребенка. Таким поведением вы, скорее всего только испортите себе и ребенку настроение, и снизите у него мотивацию на запоминание стихов. Гораздо полезнее будет пойти другим, более эффективным путем, о котором поведает наша методика для быстрого и легкого запоминания стихов любой сложности. Все что от вас потребуется – терпение, фантазия, листок бумаги, карандаш, и, конечно же, ваш позитивный настрой. Суть методики для запоминания стихов Предлагаемая нами методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом. Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками — эффективность запоминания увеличивается на порядок. Описание методики 1. Берем заданное на самостоятельное изучение стихотворение. 2. Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно просто размещать их в столбик или строчку. Все зависит от того, как вам удобнее. 3. Читаем заданное стихотворение, и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок, но вы тоже можете принять участие в процессе, и помочь в выборе образа. Стоит заметить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки. 4. После этого, попросите ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки. 5. Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов. Для примера, рассмотрим небольшой отрывок из стихотворения С. Маршака: В октябре, в октябре Частый дождик на дворе. На лугах мертва трава, Замолчал кузнечик. Заготовлены дрова На зиму для печек. Для того, чтобы лучше запомнить этот кусочек стихотворения, разбиваем его на отдельные блоки. Берем лист бумаги, ручку, и рисуем то, с чем у нас ассоциируется та или иная строка стиха.

Предположим, что на первый блок «в октябре, в октябре, чистый дождик на дворе», ребенок нарисует капельки дождя.

Такой простой образ сразу напомнит дошкольнику двустишье из стиха, и не позволит забыть нужный блок.

На двустишье «на лугах мертва трава, замолчал кузнечик», ребенок также может нарисовать то, что ему это напомнило. И, так как речь идет о траве и кузнечике, для ребенка будет уместным нарисовать простую травку и кузнечика, увидев которые, он сразу проассоциирует с этой строчкой стихотворения.

Аналогичные действия нужно проделать и с блоком «заготовлены дрова на зиму для печек». Пример рисунков–образов:

Как быстро запомнить стих

Считывание стихов бесполезно

Часто мы слышим одну и ту же музыку, например, популярные хиты по радио. Иногда они крутятся по 3-5 раз на день в эфире по многим радиостанциям.

Но можете ли вспомнить полностью текст такой песни?

Иногда вы слышите композиции десятки раз, но все равно не знаете их наизусть. То же самое и со стихами. Если просто читать десятки раз, то вы будете их запоминать очень-очень-очень долго.

И это работает не только с прослушиванием песен, чтением стихов, но и в других сферах.

Например, в музыке. Если бы я, когда учился играть на гитаре в музыкальной школе, все время играл бы по нотам, то я бы никогда ни одно произведение не выучил.

Считывание практически никак не влияет на запоминание, оно бесполезно. Несомненно, что-то остается в памяти, но сознательно воспроизвести при таком подходе к запоминанию вам удастся очень мало.

Самое эффективное запоминание происходит именно тогда, когда мы повторяем информацию по памяти (неважно, что это: ноты, стихи, песни и т.д.)

Именно на такое повторение я делаю упор на всех своих тренингах и во всех книгах.

И эта книга, как вы поняли, не исключение. Методы, предложенные здесь, основаны именно на повторении по памяти.

Как лучше запоминать стихи

Стихи лучше учить небольшими фразами (1-2 строчки). Это не моя прихоть, а особенность речевой памяти. Кратковременная речевая память с трудом удерживает информацию длительностью более 5-ти секунд.

Такие фразы мы можем удерживать в голове путем обычного мысленного проговаривания, как обычно запоминают цифры или слова.

Эти небольшие фразы называются синтагмами (совокупность нескольких слов) Еще одна особенность речевой памяти в том, что если вы сейчас начнете вспоминать песню, которую знаете наизусть, то заметите вот что:

Во время воспроизведения одной строчки песни, автоматически на фоне появляется вторая строчка, которая словно ждет очереди. И так далее до конца. То же самое и со стихами.

Так же на речевую память влияют интонация и паузы в стихах.

Из этих нескольких фактов можно сделать вывод, что учить стихи лучше небольшими фразами (синтагмами) длительностью не более 5 секунд, повторяя их в голове по памяти.

Алгоритм запоминания стихов

Сейчас, опираясь на вышеизложенную информацию, я вам дам пошаговый алгоритм по запоминанию стихов.

  1. Читаем полностью весь стих.
  2. Читаем 2 строчки и запоминаем. Используем образов для запоминания в виде опоры.
  3. Повторяем строчки 3-5 раз.
  4. Читаем следующие 2 строчки. Так же запоминаем и повторяем их.
  5. Повторяем по памяти вместе 4 строчки 3-5 раз
  6. Повторяем шаги 2-4, сначала объединяя по 2 строчки, а после по 4 строчки.
  7. Повторяем весь стих целиком 3-5 раз.
Читать еще:  Как поминать самоубиенных христиан

Далее мы подробно разберем отдельные шаги, особенно большое внимание я уделю запоминанию с помощью образов.

Тут есть один нюанс.

Стихи имеют такую интересную особенность как рифмы. Именно благодаря этому их гораздо легче запоминать дословно, чем не рифмующийся текст (прозу).

Быстро запомнить стих можно и без образов. Образы будут полезны при запоминании последовательности четверостиший друг за другом (часто они вылетают из головы) и запоминании стихов большого объема.

2 способа быстрого запоминания стихов образами

Непосредственно перед тем, как приступить к практике запоминания стихов, нужно подробнее остановиться на запоминании образов.

Цепочка выглядит так:

Чтение стиха – Разбиение на фразы – Кодирование в образы

Запоминание образов является сильной вспомогательной техникой

И здесь я вам предлагаю 2 самых эффективных приема для запоминания образов стиха (последовательности образов)

  • Создание истории
  • Размещение образов

Каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Вы можете прочитать подробнее о них в других статьях.

Как легко запомнить стих

Прочитав стихотворение, мы начинаем подбирать образы для каждой строчки (или двух). Так же у нас заранее должны быть подготовлены локи, на которых мы будем размещать образы строчек стихов.

Весь процесс запоминания будет состоять из следующих 3-х шагов:

  1. Создание (подбор) образов для отдельных строчек
  2. Вспоминание локаций
  3. Соединение образов с локациями

В этих 3-х небольших пунктах и умещается весь смысл запоминания стихов образами с помощью метода размещения. А теперь переходим непосредственно к практике.

Для запоминания следующего отрывка нам понадобится 4 локации.
Например: дверь, стол, стул и окно

Отрывок из стихотворения Николая Рубцова:

Я буду долго гнать велосипед,
В глухих лугах его остановлю.
Нарву цветов. И подарю букет
Той девушке, которую люблю.1 строчка – образ велосипеда (или парня, сидящего на велосипеде и крутящего педали)
Локация – дверь. В дверном проёме парень крутит педали на велосипеде

2 строчка – представляем пустынный луг
Локация – луг. На столе расположен луг.

3 строчка – букет цветов
Локация – стул. На стуле лежит красивый букет цветов

4 строчка – можно представить девушку, держащую в руках сердце
Локация – окно. На окне сидит девушка и держит в руках сердце

Теперь самостоятельно подберите еще 4 локации и постарайтесь запомнить другой отрывок.

Отрывок их стихотворения Игоря Северянина

Вонзите штопор в упругость пробки, –
И взоры женщин не будут робки!
Да, взоры женщин не будут робки,
И к знойной страсти завьются тропки.

1 строчка – представляем, как штопор с трудом входит в пробку
2 строчка – образ женщины с пристальным взглядом
3 строчка – тот же образ
4 строчка – узенькие извилистые тропинки

Таким образом, мы используем визуальную память, чтобы быстро запомнить стихотворение

Но если вы вспомните алгоритм, то запоминание стихов не ограничивается визуальным представлением.

Вам так же следует повторять строчки по тому принципу, который указан в алгоритме, параллельно держа в голове вспомогательные образы, размещенные на локациях.

В совокупности вы получите более мощный инструмент, чем каждый из них в отдельности.

Мнемотехника. Как научить ребёнка запоминать стихи

Лариса Швыдкая
Мнемотехника. Как научить ребёнка запоминать стихи

Уважаемые коллеги очень хочется поделиться с вами опытом и дать некоторые советы по запоминанию детьми стихов. Заучивание стихов в детском возрасте является не только обучающим но и воспитательным моментом. Дети с большим удовольствием слушают стихи и любят их больше чем прозу, так, как её монотонность может утомлять. В содержании стихов отражены любимые занятия дошкольников, объекты и явления, что несомненно вызовет интерес у детей. Достаточно обширный познавательный материал, отражённый в стихах, даёт возможность уточнять и конкретизировать знания детей об окружающем мире.

Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвёртым -напротив нужна абсолютная неподвижность. Это особенности присущи не только взрослым но и детям. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Остановимся на визуальном (зрительный метод мнемотехники).

Этот метод очень часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребёнка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

1 Берём любое для заучивания стихотворение.

2 Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать таблицу для картинок, можно просто размещать их в столбик или строчку, Всё зависит от того, как вам удобнее.

3 Читаем заданное стихотворение, и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришёл в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребёнок, но вы тоже можете принимать участие в процессе, и помочь в выборе образа.

4 После этого попросите ребёнка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

5 Заключительный этап -рассказ стихотворения ребёнком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.

1 Вырос гриб на тонкой ножке рис. 1

2 Под кудрявою берёзкой рис. 2

3 Шляпку сдвинул набекрень рис. 3

4 И увидел старый пень рис. 4

5 -Что ты вырос на дороге рис. 5

6 Растянул здесь корни-ноги рис. 6

7 Скоро братья народятся рис. 7

8 В шляпки тоже нарядятся рис. 8

1 Май пришёл к нам с песнями, рис. 1

2 С первыми цветами, рис. 2

3 С грозами весенними, рис. 3

4 С яркими шарами, рис. 4

5 С праздником победы, рис. 5

6 С птичьим щебетаньем, рис. 6

7 С молоком вишнёвым рис. 7

8 И шмелей жужжаньем. рис. 8

Удачи вам уважаемые коллеги.

Как научить ребёнка правильно произносить звуки. Консультация учителя-логопеда Прежде всего следует уточнить, какие именно звуки не умеет произносить ваш ребенок. Рассмотрим звуки, которые бывают чаще всего нарушены.

Конспект НОД по заучиванию стихотворения в старшей группе (мнемотехника) Задачи: 1. Продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его. 2. Учить детей отвечать на вопросы, используя.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка убирать игрушки на свои места?» Консультация «Как научить ребёнка убирать игрушки на свои места?» Каждый ребёнок развивается в своём ритме и не появляется на свет с таким.

Консультация «Как научить ребёнка постоять за себя» «»Как научить ребёнка постоять за себя!»Этот вопрос сильно волнует родителей. Обычно этим вопросом задаются отцы. Их очень волнует то, что.

Мнемотехника как средство познавательного развития детей. Мнемотехника как средство познавательного развития детей. В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных.

Мнемотехника на вооружении у воспитателя С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний,.

Мнемотехника в работе с дошкольниками «Мнемотехника в работе с дошкольниками»Мнемотехника — это искусство запоминания. Точнее, совокупность приемов и способов, которые облегчают.

Мнемотехника — как технология в образовательном процессе Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают.

Рекомендации родителям: Как научить ребёнка самостоятельности? Как научить ребёнка самостоятельности? Наверное, каждый родитель, у которого есть маленький ребёнок, задаётся этим вопросом. Как же помочь.

Родительский всеобуч «Как научить ребёнка безопасному поведению на дороге» Автор: Цветкова Ирина Александровна, воспитатель 1 квалификационной категории Как научить ребенка безопасному поведению на дороге? Цель:.

Быстрое заучивание стихов: нужна методика?

Иногда учить стихи нужно и школьникам, и взрослым. Но дело в том, что запомнить стихотворение проще, чем прозу, а значит, справиться с этой задачей может и человек без феноменальной памяти.

Снова в школу!

Чаще всего учить стихи наизусть приходится школьникам, поэтому ими придумано много способов запоминания поэтических творений классиков и современников быстро и продуктивно. В большинстве школьные методы основаны на работе короткой памяти, и запомнить надолго вряд ли получится. Но это вытекает только из недостатков нашей системы образования. Неизвестно, есть ли системы лучше, но школьникам приходится запоминать наизусть огромные объемы информации, и кроме короткой памяти, никакая другая такого просто не выдержит. Поэтому нужно быстро запомнить и также быстро забыть…

Итак, школьные способы выучить стихи быстро.

  1. Запоминаете стихотворение понемногу в течение дня, буквально по паре строчек. Полезно повторить его на ночь и сразу после пробуждения. Вспомнится он быстро, ведь память человека лучше работает непосредственно перед сном и сразу после пробуждения.
  2. Знают школьники и о том, как учить стихи в последний момент. Для этого нужно за день до сдачи уложить в памяти только часть произведения либо целиком, но плохо. А дальше за 15 минут, до момента Х начать учить его перед самой сдачей, ни на что не отвлекаясь.

При этом мы понимаем, что другого шанса рассказать произведение просто не будет. Конечно же, это не лучшая методика заучивания стихотворений, но зато это легко для школьников: не придется тратить время на поэзию, когда необходимо сделать домашние задания на завтрашние шесть уроков…

Читать еще:  Возвращение воспоминаний 2012

  1. Выучить наизусть любой поэтический шедевр можно, просто разделив на части. Каждую хорошенько запомнить и связать первую со второй, вторую с третьей и все вместе.
  2. Еще один школьный способ. Просто много раз их читать, пока это не будет получаться быстро и легко. Лучше делать это после завтрака, а потом забыть об их существовании. Минут за 15 до сна снова прочесть стихотворение и заснуть. Утром оно вспомнится легко, и знать его вы будете наизусть.
  3. Также можно начитать на диктофон. Частично зубрить придется, но меньше привычного. Музыку же мы без труда сохраняем в памяти!
  4. Еще один способ выучить стихи быстро — просто переписать на бумагу. Запоминания легко добиться, если задуматься над каждым словом.
  5. Наконец, можно напевать их или даже положить на мотив любимой песни – так запомнить будет и лучше, и забавнее.
  6. Недавно появились и сервисы, цель которых — заучивание текстов наизусть. Достаточно вставить в них текст и нажать на кнопку «далее». Текст появится со скрытыми словами, которые необходимо вспомнить. После следующего нажатия исчезнут другие слова. Так текст выучится скорее, чем привыкли.

Для более качественного запоминания

Эта методика заучивания стихотворений эффективнее, чем школьное насилие над психикой. Выучить получится и не так скоро, но лучше, ведь запомнить все вы сможете надолго.

  1. Читаем стихотворение вслух. Делаем это три раза.
  2. При чтении выстраиваем ассоциации и стараемся представить описанную ситуацию. Так волей-неволей что-то в голове да отложится.
  3. Четвертый раз читаем максимально медленно, запоминая сами слова: их время, форму и др.
  4. Для подключения зрительной памяти, произведение нужно переписать на бумагу. При этом проговаривайте вслух все, что записываете.
  5. Каждую отдельную строфу или столбик лучше разбить на несколько.
  6. Сам процесс запоминания. Учить произведение нужно по той бумаге, на которой оно записано. Прочитав первую строчку, повторяем пару раз. Дальше также поступаем со второй, третьей, читая их вместе. Лучше не учить все разом, а разбить стихи на «циклы».
  7. На стыке циклов часто попадаются места, которые нелегко заучить. В этом случае поможет шпаргалка. На руке напишите то слово, с которого начинается момент, который сложно вспомнить.

Таким способом сохранить в памяти любое произведение можно буквально за час, но учить лучше начинать за пару дней до нужного момента, уделяя запоминанию по полчаса до сна.

Как заниматься с малышами

Это не очень легко, ведь у детей из младших классов неразвита никакая память.

Поэтому при прочтении стихотворения важно, чтобы он представлял себе, о чем рассказывается в произведении, причем четко и ярко. Можно даже изобразить. Картинки должны быть предельно ясными.

После пусть прочитает стихотворение в удобном для него темпе пару раз. В это время показывайте малышу всю историю жестами или же картинками.

Представляя историю, ребенку будет легко сохранить в памяти даже объёмный текст, но важно хвалить малыша, хотя бы если он запомнил только пару строчек, но рассказал без запинки.

Как быстро и легко учить стихи наизусть

Польза изучения стихов

Когда у человека нет мотивации что-либо делать, ему будет очень сложно заставить себя приступить к выполнению задания. Поэтому для начала следует понять, для чего заучивание стихов включили в школьную программу. Можно отметить такую пользу:

  • Изучение стихов — это эффективный метод улучшения памяти, причем совершенно бесплатный.
  • Такой способ позволяет расширить кругозор, получить новые знания и почувствовать дух поэзии. Причем для этих целей можно учить не только «Цветы зла» Бодлера, отлично подойдет знакомое всем «Бородино» Лермонтова и басни Крылова.
  • У людей, учащих стихи, развиваются творческие способности.
  • Этот метод долгие годы эффективно используется для обучения актерскому мастерству.
  • Знание стихотворений позволит стать душой компании. Человек, способный вставлять в разговор поэтические цитаты, вызывает интерес и восхищение.
  • И конечно же, изучение лексикона классиков позволяет расширить собственный словарный запас и делает речь более выразительной.

Условия, влияющие на скорость запоминания

Все индивидуально: одни люди учат стихи с легкостью, а другие могут посвятить этому целый вечер, но так ничего и не запомнить. На самом деле не существует ничего не реального. Просто следует помнить о наличии условий, влияющих на качество и скорость запоминания информации. К ним относятся:

  • Обстановка. Если при изучении стихотворения кто-то или что-то будет постоянно отвлекать, конечно же, быстро запомнить материал не удастся.
  • Личные особенности памяти. Одни легче запоминают текст, если услышат его от кого-то, другие лучше воспринимают написанное своими руками, а кому-то проще усвоить материал, читая и проговаривая его вслух самостоятельно.
  • Наличие культурного багажа. Если родители ребенка с раннего детства старались привить малышу любовь к литературе и постоянно читали ему книги, позже он сможет лучше улавливать ритм стихотворения и запоминать информацию быстрее.
  • Время работы над материалом. Считается, что наибольшей продуктивности можно достичь в утренние часы, поскольку в этот период мозг функционирует максимально эффективно. Перед тем как лечь спать, следует повторить изученное, и за ночь оно отпечается в памяти.

Следует понимать, что ученику не удастся выучить стих за 1 минуту, как бы он не старался. Конечно, если речь не идет о стихах в одну строфу для первоклашек или случаях, когда человек обладает совершенно феноменальной памятью. В остальных ситуациях придется уделить достаточно времени, чтобы запоминать стихи.

Для улучшения памяти в дальнейшем полезно тренироваться, заучивая всевозможную информацию, и полноценно спать.

Необходимые факторы

Конечно же, бесполезно рассуждать о том, как выучить за 5 минут во сне огромное стихотворение. Это не представляется возможным, но существуют реальные способы ускорить запоминание информации. Начиная работать над материалом, следует позаботиться о выполнении основных перечисленных требований:

  • Не стоит начинать учить стихотворение в последний момент. Самая неудачная идея — пытаться сделать это на перемене перед уроком. Идеальная схема — заняться изучением стиха за два дня до сдачи. Большинство людей лучше запоминает информацию в вечернее время дня (в идеале перед тем, как лечь спать). Но все слишком индивидуально. Если есть возможность учить стихотворение утром, можно делать это в это время.
  • Следует устранить все источники шума, выключить телефон и телевизор, попросить родственников определенное время не отвлекать от дела. В идеале необходимо закрыться в своей комнате и полностью сосредоточиться на усвоении материала.
  • Точно не следует учить стихотворение в спешке, на бегу, между делом или будучи расстроенным или озлобленным. Плохое настроение и негативные эмоции не дадут сосредоточиться на приоритетной задаче и будут постоянно отвлекать.

Пошаговая система

Никогда не нужно начинать запоминать стих, внимательно его не прочитав и не уловив заложенного смысла. Хороший преподаватель перед тем, как задать выучить материал, с выражением прочитает его детям, расскажет, о чем этот текст, пояснит, где нужно делать акценты в интонации и раскроет значение неясных слов. Если у учителя не было на это времени, придется разбираться самостоятельно и проделать действия из приведенной памятки:

  • Нужно два раза внимательно и с выражением прочитать стихотворение вслух, улавливая темп и ритм.
  • При чтении постараться понять смысл стиха — это важнейшая часть методики запоминания материала, которая в дальнейшем сильно облегчит поставленную задачу. Можно пересказать вслух, о чем именно говорится в тексте.
  • Мысленно представлять то, что описано в стихотворении.
  • Если ученик обладает хорошей зрительной памятью, полезно переписать текст на бумагу, при этом проговаривая его вслух. Такие действия позволят задействовать сразу 2 типа памяти, что ускорит процесс запоминания.
  • Если же у школьника лучше развита слуховая память, можно записать стихотворение на диктофон и прослушать его несколько раз.
  • Значение незнакомых слов следует выяснить с помощью словаря.

Проделав эти шаги, ученик уже запомнит часть стихотворения. Многие школьники предпочитают игнорировать первый этап методики усвоения и приступают к бессмысленной зубрежке, что сильно усложняет им задачу. Только после того, как приведенная схема будет отработана, можно приступать к завершающей части заучивания:

  • Если школьник переписывал стихотворение на лист бумаги, следует учить его именно с этого листа, а не по книге. Информация, написанная от руки, усвоится намного эффективнее.
  • Сначала следует прочитать первую строчку стиха и произнести ее вслух, не глядя на бумагу.
  • Дальше можно начинать строить цепочку: читать первую и вторую строку и повторять их вслух, затем первую, вторую и третью и, в завершение, все четыре строчки (если стихотворение имеет структуру из четырех строк, что встречается чаще всего).
  • Запомнив 1 строфу, следует приступать к аналогичному изучению 2-ой.
  • Выучив 2 строфу, обязательно нужно вслух повторить первые две, а запомнив третью — повторить все три и т. д.
  • По такой методике следует учить весь стих. Важно делать 5−10 минутные перерывы на отдых между заучиванием каждых 2—3 строф.
  • Перед сном важно прочитать стихотворение и полностью повторить его вслух. В таком случае наутро оно прочно останется в памяти.

Приведенная система обладает высокой эффективностью. С ее помощью можно быстро и просто выучить стихотворение размером 3—4 строфы за 30 минут.

Полезные рекомендации

Если запомнить стихотворение никак не удается и процесс «не идет» — лучше не мучаться и на некоторое время отложить это занятие. Часто происходит так, что сегодня выучить материал не удается, а вот завтра тот же стих получается усвоить довольно легко. Если не выходит учить стихотворение в вечернее время, можно попробовать сделать это вечером, и наоборот.

Читать еще:  Какие поминальные дни после смерти

Некоторым отлично помогает метод чтения стиха перед зеркалом. Можно устроить настоящее выступление в домашних условиях. Кроме того, будут актуальны следующие советы:

  • Не стоит учить строфы разрозненно — если запоминать их отдельно друг от друга, в дальнейшем стих не удастся соединить воедино, будут появляться заминки на стыке строф.
  • Если возникли проблемы с запоминанием, стоит попробовать пропеть текст. Не зря слова прослушанных песен так просто укладываются в голове. Можно спеть стих и посмотреть на результат.
  • Люди, которым приходится учить очень много подобного материала, рекомендуют несколько раз читать текст вслух с различной интонацией: громко, тихо, медленно, стремительно, пафосно, грустно, злобно и т. д. Способ зарекомендовал себя очень хорошо, кроме того, он довольно веселый и интересный.
  • Если при чтении стихотворения по памяти возникла заминка, лучше не стараться вспоминать текст долгое время. В таких ситуациях эффективнее подсмотреть слова, нежели прерывать декламирование.

Методика ускоренного усвоения

Многие сетуют на то, что у них очень плохая память и при всем желании выучить стихотворение никак не удается. Для таких случаев и был разработан специальный способ:

  • Текст нужно прочитать вслух как минимум 2—5 раз.
  • Постараться представить то, что описывалось автором. Метод ассоциаций очень эффективен и позволяет легче запомнить не только стих, но и английские слова, важный материал, да и все что угодно.
  • Теперь еще раз прочитать текст, но на этот раз очень медленно, концентрируя внимание на каждом используемом слове.
  • Далее нужно переписать текст от руки. Это также позволяет ускорить процесс запоминания стихотворения.
  • В завершение взять текст, собственноручно записанный на листе, и несколько раз повторить первую строку. Затем можно добавить вторую строку, повторить ее вместе с первой и т. д. , прибавляя по строке раз за разом.

После того как процесс будет завершен, можно заняться другими делами, а спустя 1−2 часа повторить стихотворение по памяти. Если вспомнить текст целиком не удастся, придется продублировать шаги, описанные в пунктах 1 и 2.

Дополнительный вариант

При желании можно опробовать еще один альтернативный метод, позволяющий за короткий срок выучить не только стих, но и любую другую необходимую информацию. Способ заключается в следующих пяти действиях:

  • Несколько раз прочитать стихотворение вслух.
  • Повторять текст по цепочке построчно, как это указано в первом методе. После того как весь материал будет проработан, следует повторить его полностью, а затем сделать перерыв на 15 минут.
  • Прочитать стих еще раз с бумаги и попытаться зачитать его вслух по памяти. Если это сделать не удалось, например, запомнилась только часть, следует 2—3 раза перечитать текст, снова сделать перерыв и предпринять еще попытку.
  • Данную последовательность (15 минут отдыха — чтение стихотворения с листа — повторение по памяти) следует повторять до тех пор, пока материал не будет выучен качественно. В конце можно дать кому-то из близких текст, попросить послушать стих и при необходимости поправить.
  • Наиболее правильно использовать этот прием в утренние часы или перед сном. Тогда материал будет запоминаться лучше.

Технология для объемных текстов

Если предстоит выучить длинную и сложную прозу, методика запоминания будет отличаться от способа изучения более простых стихов. В таких случаях может рекомендоваться следующая последовательность:

  • Объёмный материал лучше всего учить непосредственно перед сном. Перед тем как лечь спать, нужно прочитать стихотворение максимальное количество раз.
  • Выписать первые слова каждой строчки. После этого можно попробовать рассказать стих по памяти. Постепенно слова, выполняющие функцию помощников, следует убирать. Например, изначально можно ориентировать на первые слова в каждой строке, а потом оставить подсказки только в каждой четвертой строке.
  • Не нужно учить отрывок про себя или шепотом, стоит читать стихи только вслух, громко, четко и с расстановкой.
  • Современный метод заучивания стихов, опробованный множеством подростков — чтение текста речитативом. Можно добавить бит и получится настоящий рэп. Это очень веселый метод запоминания, главное — не забыть рассказать стих у доски в традиционном формате.

Запомнить стихотворение не так сложно, как это кажется на первый взгляд. Существует множество разнообразных методик на всякие случаи жизни. Каждый сможет выбрать именно тот способ, который подходит ему больше всего.

Тренируем память: как быстро выучить стихотворение

Проверенные методы для тех, кто хочет прокачать собственную память, подготовиться к выступлению или уроку литературы.

Читайте стихотворение вслух

С чувством, с толком, с расстановкой. Ещё лучше делать это перед зеркалом. Читайте медленно, громко, выразительно расставляйте смысловые акценты: понижайте голос на спокойных моментах, выделяйте интонацией эмоциональные.

Рифма сама по себе способствует запоминанию, но чтение вслух помогает уловить ритм. Особенно этот метод помогает аудиалам — тем, кто лучше воспринимает и запоминает информацию на слух.

Пишите на бумаге

Прочитайте стихотворение несколько раз и попробуйте записать то, что запомнили. Так вам сразу станет понятно, в каких местах у вас возникают трудности и что нужно перечитать ещё раз. Кроме того, работа руками подключает двигательную память.

Если в это время вы будете проговаривать текст вслух, то у вас одновременно будут работать три вида памяти: зрительная, двигательная и слуховая, а значит, запоминать будет намного легче.

Напевайте

Пение помогает запоминать большие стихи. Попробуйте положить стихотворение на мелодию, которая вам нравится. Или проверьте, не сделал ли это кто-то уже до вас. Наверное, вы легко сможете воспроизвести стихотворение Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…», вспомнив песню из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

Разберитесь с непонятными моментами

Нам очень трудно запомнить то, чего мы не понимаем. А поэтический язык, как правило, сильно отличается от разговорной речи: вам наверняка встретятся незнакомые или устаревшие слова, непривычные грамматические обороты и конструкции, неизвестные имена и названия.

Разберитесь со всеми непонятными словами. Посмотрите их значения в словаре.

Для примера возьмём стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и выпишем из него все слова, с которыми могут возникнуть сложности: Александрийский столп, пиит, тунгус. Узнаём, что Александрийский столп — памятник Александру I в Петербурге на Дворцовой площади, пиит — устаревшее обозначение поэта, а тунгусы — название эвенков. Теперь вы сможете себе представить, о чём идёт речь.

Но имейте в виду, что в отдельных случаях важно понимать не просто отдельные слова, а контекст: аллюзии, аллегории. Поэтому полезно прочитать анализ стихотворения или поискать историю создания.

Используйте ассоциации

Вызубренная информация довольно быстро вылетает из головы. Метод ассоциаций помогает закрепить её практически навечно.

Суть метода в том, что нам необходимо создать комбинацию из новой информации и того, что нам уже хорошо знакомо. Наш мозг лучше запоминает образы, то, что можно увидеть и потрогать, а потом представить. Именно по этой причине мы лучше запоминаем лица людей, чем их имена.

Сначала придумайте яркие зрительные образы для каждой строки. При этом ассоциация должна быть индивидуальной и возникать у вас в голове без усилий.

Для примера возьмём отрывок из стихотворения Пастернака:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною чёрною горит.

Итак, вот ассоциации для первой строки: человек в пальто идёт по грязному, но глубокому снегу.

В кармане у него разлитые чернила, которые он зачерпывает и держит в ладони. Чернила, просто налитые в карман, — довольно запоминающийся образ. Чем ярче, необычнее, интереснее получится ассоциация, тем лучше.

Таким же образом придумайте ассоциации для всех последующих строк. А затем запоминайте и повторяйте. Любая техника окажется абсолютно бесполезной, если вы не будете прилагать усилий для запоминания.

Используйте метод снежного кома

Если ассоциации не помогают, попробуйте заучить. Для этого прочитайте первую строку и несколько раз повторите её вслух. Когда хорошо её запомните, переходите ко второй: прочитайте её несколько раз и свяжите с первой. Повторите несколько раз: первая строка, вторая. Затем переходите к третьей. И так до конца.

На заучивание стихотворения уходит много времени, особенно если вам нужно выучить большой объём текста. Зато перед выступлением вам будет нужно прочитать только первую строку: остальные возникнут в памяти сами собой.

Дополнительные рекомендации

Чтобы запоминание происходило быстрее и легче, воспользуйтесь этими советами.

  1. Создайте благоприятную обстановку. Если вам проще сосредоточиться в тишине, учите, когда никого нет дома. Если же привыкли к фоновому шуму, включите негромкую музыку. Занимайтесь там, где чувствуете себя комфортно и где ничто вас не отвлекает.
  2. Попросите помочь другого человека. Прочитайте ему выученное стихотворение. Можно воспользоваться методом эха: человек говорит вам строку, вы повторяете, а затем пробуете воспроизвести весь отрывок. Или он говорит первую строку — вы вторую, он третью — вы четвёртую. А потом наоборот.
  3. Сделайте шпаргалку. Выпишите из стихотворения ключевые слова, которые помогут вам быстро вспомнить содержание. Если вы учите по методу ассоциаций, можно нарисовать схематичный комикс: ассоциации на места, которые не всегда получается правильно воспроизвести.
  4. Делайте перерывы и повторите стихотворение перед сном. Это поможет вам расслабиться и разложить новую информацию по полочкам.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector