Кого кроме друзей вспоминает пушкин - Строим Дом
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кого кроме друзей вспоминает пушкин

Кого, кроме друзей, вспоминает Пушкин в день Лицея? Пушкин «19 октября»

Ответы

для того чтобы десятичную дробь разделить на натуральное число можно представить десятичную дробь в виде обыкновенной, затем числитель разделить на это число, а знаменатель оставить прежним(0.4: 2=(4/2)/10)

можно представить натуральное число и десятичную дробь в виде обыкновенных дробей и десятичную дробь умножить на дробь (которая была изначально натуральным числом) обратную делителю (поменять числитель и знаменатель местами)(0,4/2=(4/10)/(2/1)=(4*1)/(10*2))

нужно перенести запятую в десятичной дроби вправо настолько знаком чтобы дробь стала натуральным числом а затем число на которое мы делаем приписать сколько ноликов на сколько знаков мы перенесли запятую. затем просто разделить бывшую десятичную дробь на натуральное число(0,4/2=4/20=1/5=0,2)

аптечная организация-это организация,структурное подразделение медицинской организации,осуществляющая розничную торговлю лекарственными препаратами,хранение,изготовление и отпуск лп для медицинского применения .

любая аптечная организация должна иметь лицензию,работать в аптечной организации должны только специалисты.руководство может осуществлять провизор,имеющий сертификат по специальности провизор-организатор и стаж работы 3 года.

по характеру деятельности аптеки подразделяются на 2 группы:

n.1 осуществляющие реализацию готовых лекарственных препаратов по рецепту,без рецепта учреждениям здравоохранения-аптечный пункт,аптечный киоск

n.2 осуществляющие все функции,а также изготовление и продажу-аптеки с призводственным отделом и с правом изготовления.

по форме собственности:

-частные ; -государственные ; -муниципальные

по организационно-правовой форме:

-ао-открытые и закрытые ; — ; одо(общество с дополнительной ответственностью) ; -унитарные предприятия .

по организационному типу:

-аптека готовых лекарственных форм ; -производственная аптека; производственная с правом изготовления асептических форм; -больничная ; -межбольничная; -аптечные учреждения здравоохранения ;

-центральная, районная, городская;

аптечный пункт ; аптечный киоск ; аптечный магазин; .

по обслуживаемому контингенту:

-обслуживающие население и лпу ;

-аптека учреждения здравоохранения ; -центральная районная аптека ; -ведомственные аптеки ;

по характеру товарного ассортимента:

-универсальные; -специализированные ; -профильные .

по наличию производственной функции:

по режиму работы:

-обычный режим ; -дежурные аптеки ; -круглосуточные

1 производственная-изготовление,фасофка,получение воды,контроль качества .2 логистическая- товарными запасами .3 сбытовая-продажа населению,лпу,отпуск бесплатно или льготно .4 информационно-консультационная .5 финансовая функция .6 маркетинговая-исследование фарм рынка с целью определения ассортиментной и ценовой политики предприятия .7 контрольная .8 медицинская .9 учебная

4. организационная структура аптек. помещения и оборудование аптечных организаций. квалификационные группы должностей аптечных работников.

учитывают район обслуживания,функции,объем работы,состав потребителей,численность персонала,площадь аптеки и т.д.

в крупных аптеках пять отделов:

отдел запасов: заявки,хранение,отпуск

рецептурно-производственный: прием рецептов,заготовка,фасофка,контроль качества

отдел безрецептурного отпуска ; отдел готовых лекарственных форм ; отдел бесплатного льготного отпуска .

помещения и оборудование аптеки.

все помещения должны быть расположены в здании и объединены в один блок. допускается вход и выход через помещения других организаций.обязательно наличие пандусов. на площадях аптечных организаций не должны быть учреждения,не указанные в лицензии.аптечная организация должна иметь центральные системы водоснабжения,отопления,вентиляции и сигнализацию. аптека должна иметь вывеску(вид организации,организационно-правовая форма,форма собственности,фирменное название,место нахождения,режим работы,адреса и телефоны близлежащих аптек)

помещения аптеки делят на:

производственные: помещения для приемки и распаковки товара; торговый зал; помещения для приготовления нестерильных лекарств; помещения для приготовления лекарств в асептических условиях; контрольно-маркировочная

административно-хозяйственные: рабочее место руководителя, бухгалтера, гардеробная, помещение персонала, архив

санитарно-бытовые помещения: уборная со шлюзом, место хранения инвентаря, душевые

квалификационные группы должностей.

учреждены приказом № 526

медицинский фармацевтический персонал 1го уровня(санитарка)

специальный медицинский фармацевтический персонал(младший фармацевт,старший,заведующий аптеки лпу)

врачи и провизоры(провизор-интерн,провизор стажор,провизор-технолог,провизор-аналитик,старший провизор)

руководители структурных подразделений(заведующий структурным подразделением,начальник) .

Кого, кроме друзей, вспоминает Пушкин в день Лицея? Пушкин «19 октября»

Ответы

для того чтобы десятичную дробь разделить на натуральное число можно представить десятичную дробь в виде обыкновенной, затем числитель разделить на это число, а знаменатель оставить прежним(0.4: 2=(4/2)/10)

можно представить натуральное число и десятичную дробь в виде обыкновенных дробей и десятичную дробь умножить на дробь (которая была изначально натуральным числом) обратную делителю (поменять числитель и знаменатель местами)(0,4/2=(4/10)/(2/1)=(4*1)/(10*2))

нужно перенести запятую в десятичной дроби вправо настолько знаком чтобы дробь стала натуральным числом а затем число на которое мы делаем приписать сколько ноликов на сколько знаков мы перенесли запятую. затем просто разделить бывшую десятичную дробь на натуральное число(0,4/2=4/20=1/5=0,2)

аптечная организация-это организация,структурное подразделение медицинской организации,осуществляющая розничную торговлю лекарственными препаратами,хранение,изготовление и отпуск лп для медицинского применения .

любая аптечная организация должна иметь лицензию,работать в аптечной организации должны только специалисты.руководство может осуществлять провизор,имеющий сертификат по специальности провизор-организатор и стаж работы 3 года.

по характеру деятельности аптеки подразделяются на 2 группы:

n.1 осуществляющие реализацию готовых лекарственных препаратов по рецепту,без рецепта учреждениям здравоохранения-аптечный пункт,аптечный киоск

n.2 осуществляющие все функции,а также изготовление и продажу-аптеки с призводственным отделом и с правом изготовления.

по форме собственности:

-частные ; -государственные ; -муниципальные

по организационно-правовой форме:

-ао-открытые и закрытые ; — ; одо(общество с дополнительной ответственностью) ; -унитарные предприятия .

по организационному типу:

-аптека готовых лекарственных форм ; -производственная аптека; производственная с правом изготовления асептических форм; -больничная ; -межбольничная; -аптечные учреждения здравоохранения ;

-центральная, районная, городская;

аптечный пункт ; аптечный киоск ; аптечный магазин; .

по обслуживаемому контингенту:

-обслуживающие население и лпу ;

-аптека учреждения здравоохранения ; -центральная районная аптека ; -ведомственные аптеки ;

по характеру товарного ассортимента:

-универсальные; -специализированные ; -профильные .

по наличию производственной функции:

по режиму работы:

-обычный режим ; -дежурные аптеки ; -круглосуточные

1 производственная-изготовление,фасофка,получение воды,контроль качества .2 логистическая- товарными запасами .3 сбытовая-продажа населению,лпу,отпуск бесплатно или льготно .4 информационно-консультационная .5 финансовая функция .6 маркетинговая-исследование фарм рынка с целью определения ассортиментной и ценовой политики предприятия .7 контрольная .8 медицинская .9 учебная

4. организационная структура аптек. помещения и оборудование аптечных организаций. квалификационные группы должностей аптечных работников.

учитывают район обслуживания,функции,объем работы,состав потребителей,численность персонала,площадь аптеки и т.д.

в крупных аптеках пять отделов:

отдел запасов: заявки,хранение,отпуск

рецептурно-производственный: прием рецептов,заготовка,фасофка,контроль качества

отдел безрецептурного отпуска ; отдел готовых лекарственных форм ; отдел бесплатного льготного отпуска .

помещения и оборудование аптеки.

все помещения должны быть расположены в здании и объединены в один блок. допускается вход и выход через помещения других организаций.обязательно наличие пандусов. на площадях аптечных организаций не должны быть учреждения,не указанные в лицензии.аптечная организация должна иметь центральные системы водоснабжения,отопления,вентиляции и сигнализацию. аптека должна иметь вывеску(вид организации,организационно-правовая форма,форма собственности,фирменное название,место нахождения,режим работы,адреса и телефоны близлежащих аптек)

помещения аптеки делят на:

производственные: помещения для приемки и распаковки товара; торговый зал; помещения для приготовления нестерильных лекарств; помещения для приготовления лекарств в асептических условиях; контрольно-маркировочная

административно-хозяйственные: рабочее место руководителя, бухгалтера, гардеробная, помещение персонала, архив

санитарно-бытовые помещения: уборная со шлюзом, место хранения инвентаря, душевые

квалификационные группы должностей.

учреждены приказом № 526

медицинский фармацевтический персонал 1го уровня(санитарка)

специальный медицинский фармацевтический персонал(младший фармацевт,старший,заведующий аптеки лпу)

врачи и провизоры(провизор-интерн,провизор стажор,провизор-технолог,провизор-аналитик,старший провизор)

руководители структурных подразделений(заведующий структурным подразделением,начальник) .

Пушкин, 19 октября. Что ценит Пушкин в своих друзьях?

Какое впечатление складывается у вас об ав­торе стихотворения как о человеке, друге? Каков его эмоциональный мир?

Об авторе складывается) впечатление как о человеке порывистом, эмоциональ­ном, постоянно нуждающемся в общении с друзьями, страдающим от одиночества в день годовщины Лицея и невозможности быть на празднике. Он верен не только здравствующим друзьям, но и памяти на­вечно ушедших (Н. А. Корсаков, поэт), или постоянно находящихся в дальних странствиях (Ф. Ф. Матюшкин, моряк). Верен поэт и каждому из друзей в отдель­ности, и всему лицейскому братству, и Отечеству, именуемому Царское Село. Мы видим в А. С. Пушкине доверчивость, готовность «предаться дружбе нежной», из-за чего он часто получал «небратский привет».

Пушкина, при всей его эмоциональнос­ти и порывистости, характеризует строгое и требовательное отношение к созданию произведений искусства, — а среди лице­истов было много поэтов. В стихотворе­нии мы читаем такие строки:

Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво:

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты… Опомнимся — но поздно! и уныло Глядим назад, следов не видя там.

Эмоциональный мир поэта включает в себя и грустные раздумья об ударах судь­бы, о своем будущем и будущем своих то­варищей. Грустно звучит вопрос:

Кому ж из нас под старость день Лицея Торжествовать придется одному?

И он называет человека, которому суж­дено пережить всех, прожить долгую жизнь, несчастным другом («средь новых поколений докучный гость и лишний, и чужой»), когда, казалось, можно только за него порадоваться, что судьба препод­несла великолепный подарок — долгую жизнь. Однако для поэта жизнь без дру­зей, после их потери, уже горька. Таков эмоциональный мир поэта как человека и друга, раскрывшийся в стихотворении «19 октября» (1825).

Что ценит Пушкин в своих друзьях? Что можно сказать о тех людях, которые упомянуты в стихотво­рении?

А. С. Пушкин ценит в своих друзьях преданность дружбе, общность интере­сов, готовность прийти на помощь в труд­ную минуту, эмоциональную отзывчи­вость. В стихотворении упомянуты не­сколько человек, в первую очередь те, кто посетил поэта в михайловской ссылке. Это И. И. Пущин, который «поэта дом опаль­ный… первый посетил». С добрыми чувст­вами пишет А. С. Пушкин и о А. М. Гор­чакове, карьерном дипломате, будущем министре иностранных дел России, кото­рый под старость вместе с поэтом и дипло­матом Ф. И. Тютчевым многое сделает для восстановления международного ста­туса России после провала Крымской кам­пании. Но это в будущем, а пока «форту­ны блеск холодной не изменил души тво­ей свободной: все тот же ты для чести и друзей». И хотя прекрасно осознает А. С. Пушкин, что пути их разошлись, встреча их была радостной, и они «брат­ски обнялись». Поэт А. А. Дельвиг назван сыном «лени вдохновенной». Встреча с ним пробудила «сердечный жар, так долго усыпленный». Так возвышенно и с романтическим подъемом вспоминает А. С. Пушкин о встрече с другом. Общие поэтические увлечения лицеистов — ог­ромная духовная ценность, приобретен­ная с отроческих лет. Вспоминается поэт- декабрист В. К. Кюхельбекер, близкий друг Пушкина, впоследствии главный ге­рой романа Ю. Н. Тынянова «Кюхля».

Читать еще:  1812 год воспоминания воинов русской армии

Какие раздумья, связанные с лицейской го­довщиной, возникают у поэта? Какие настроения пробуждает она в нем? Какие мотивы, кроме моти­вов дружбы и лицейского союза, звучат в стихотво­рении? Какой тональностью окрашены раздумья поэта?

В послании к друзьям в честь лицей­ской годовщины звучат и раздумья о жиз­ни, современности и будущем. Горькие раздумья о последнем, единственном уча­стнике празднований Лицея было уже сказано. Вместе с тем в стихотворении звучит тема изгнания, столь актуальная для А. С. Пушкина и декабристов. Но есть и уверенность в скором освобождении, что поэт будет следующую годовщину отме­чать с друзьями. И, конечно, вечная тема искусства и поэзии.

Усматриваете ли вы связь «19 октября» (1825) с другими произведениями Пушкина? В ка­ких из них отражаются близкие этому стихотворе­нию чувства и настроения поэта?

У Пушкина много стихотворений по­священо дружбе и друзьям. Наиболее близкие чувства и настроения, выражен­ные в «19 октября» (1825), мы находим в стихотворении «Была пора: наш празд­ник молодой…», последнее, посвященное лицейской годовщине, 1836 года. В нем отразились настроения зрелого Пушкина о быстротечности жизни и ее вечного дви­жения, смены поколений. Поэт вспомина­ет прошлые встречи, когда «жили все и легче и смелей», Пушкин призывает дру­зей принять «судьбы закон»: «Вращается весь мир вкруг человека, — Ужель один недвижим будет он?» В этом последнем стихотворении «лицейского цикла» много воспоминаний: и об открытии Лицея («И встретил нас Куницын приветстви­ем меж царственных гостей…»), и о том, как воспринимали юные лицеисты Оте­чественную войну 1812 года, об охватив­шем их патриотическом порыве. Как и в «19 октября» Пушкин вспоминает Алек­сандра I. В 1825 году он, провозглашая тост за царя, говорил:

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал Лицей.

В 1836 году он вспоминает вновь уже покойного императора в связи с победой над Наполеоном и сравнивает его с пред­водителем греков Агамемноном:

Вы помните, как наш Агамемнон

Из пленного Парижа к нам примчался.

Какой восторг тогда пред ним раздался!

Как был велик, как был прекрасен он,

Народов друг, спаситель их свободы!

Сказано и о начале царствования Нико­лая I, принесшем «новы тучи и ураган их». Завершается стихотворение обры­вом последней строфы.

Меньше стало веселья на лицейских го­довщинах, больше подчиненности общему закону судьбы и размышлению над за­конами и фактами истории. Это стихо­творение не было опубликовано при жиз­ни А. С. Пушкина, и только по хода­тайству В. А. Жуковского перед графом С. С. Уваровым напечатано с некоторыми изменениями в томе V журнала «Совре­менник».

Литература. 8 класс (1 часть)
19 октября

«19 октября» (1825). В послании «19 октября», первом стихотворении, посвящённом лицейской годовщине, Пушкин, вспоминая друзей-лицеистов, славил дружеский союз («прекрасен наш союз!»), лицейское братство, которое помогает противостоять натиску «судьбины» и даже усмирить её «гнев». Он приветствовал пир жизни, наслаждение её радостями, творчеством и общением родственных душ. Поэт был уверен, что заточение скоро закончится и свобода стоит на пороге его дома:

Пора и мне. пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!

Стихотворение отразило и прилив могучих творческих сил эта, полного новых, невиданных дотоле замыслов.

19 октября

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать весёлых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовёт;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждёт.

Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют.
Но многие ль и там из вас пируют?
Ещё кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлёк холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришёл? Кого меж вами нет?

Он не пришёл, кудрявый наш певец,
С огнём в очах, с гитарой сладкогласной;
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашёл привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.

Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лёд полуночных морей?
Счастливый путь. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!

Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой.
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.

И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Всё тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись,
Но невзначай просёлочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев.
И ты пришёл, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;

С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел.
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты.
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам!

Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнём волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.

Пора и мне. пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О, сколько слёз и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мёртвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте.
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье,
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.

Пируйте же, пока ещё мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему.
Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придётся одному?

Читать еще:  Бунин осенние воспоминания

Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой.
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведёт,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провёл без горя и забот.

Размышляем о прочитаном

1. Кого вспоминает поэт в связи с датой 19 октября?

2. Кого из друзей-лицеистов поимённо называет поэт? Что вы о них знаете?

3. Как вы понимаете слова: предсказанье, завет, заточение?

4. Какие чувства вызывают у поэта воспоминания о друзьях?

Учимся читать выразительно

Подготовьте выразительное чтение текста, интонационно выделив слова поэта, обращённые к друзьям-лицеистам.

А.С.Пушкин. Малоизвестные факты из жизни человека, которого знают все

1. Пушкин помнил себя с 4 лет. Он несколько раз рассказывал о том, как однажды на прогулке заметил, как колышется земля и дрожат колонны, а последнее землетрясение в Москве было зафиксировано как раз в 1803 году. И, кстати, примерно, в то же время произошла первая встреча Пушкина с императором — маленький Саша чуть было не попал под копыта коня Александра I, который тоже выехал на прогулку. Слава богу, Александр успел придержать коня, ребенок не пострадал, и единственный, кто перепугался не на шутку — это няня.

2. Однажды дом родителей Александра Пушкина посетил русский писатель Иван Дмитриев. Александр был тогда еще ребенком, а потому Дмитриев решил подшутить над оригинальной внешностью мальчика и сказал: «Какой арабчик!» Но десятилетний внук Ганнибала не растерялся и вмиг выдал ответ: «Да зато не рябчик!» Присутствующие взрослые были удивлены и жутко смущены, потому что лицо писателя Дмитриева было безобразно рябое!

3. Однажды один знакомый Пушкина офицер Кондыба спросил поэта, может ли он придумать рифму к словам рак и рыба. Пушкин ответил: «Дурак Кондыба!» Офицер сконфузился и предложил составить рифму к сочетанию рыба и рак. Пушкин и тут не растерялся: «Кондыба – дурак».

4. В бытность свою еще камер-юнкером Пушкин явился как-то перед высокопоставленным лицом, которое валялось на диване и зевало от скуки. При появлении молодого поэта высокопоставленное лицо даже не подумало сменить позу. Пушкин передал хозяину дома все, что было нужно, и хотел удалиться, но получил приказание произнести экспромт.
Пушкин выдавил сквозь зубы: «Дети на полу – умный на диване». Особа была разочарована экспромтом: «Ну, что же тут остроумного – дети на полу, умный на диване? Понять не могу… Ждал от тебя большего». Пушкин молчал, а высокопоставленное лицо, повторяя фразу и перемещая слоги, пришло, наконец, к такому результату: «Детина полуумный на диване». После того, как до хозяина дошел смысл экспромта, Пушкин немедленно и с негодованием был выставлен за дверь.

5. В период ухаживаний за своей будущей супругой Натальей Пушкин много рассказывал своим друзьям о ней и при этом обычно произносил:
«Я восхищен, я очарован,
Короче – я огончарован!»

6. А этот забавный случай, произошедший с Пушкиным еще во время его пребывания в Царскосельском лицее, показывает, насколько остроумен и находчив был молодой поэт. Однажды он задумал удрать из лицея в Петербург погулять. Отправился к гувернеру Трико, а тот не пускает, да еще и пугает, что будет следить за Александром. Но охота пуще неволи – и Пушкин вместе с Кюхельбекером удирает в Питер. За ними последовал и Трико.
К заставе первым подъехал Александр. У него спросили фамилию, и он ответил: «Александр Однако!» Заставный записал фамилию и пропустил его. Следующим подъехал Кюхельбекер. На вопрос, как его фамилия, сообщил: «Григорий Двако!» Заставный записал фамилию и с сомнением покачал головой. Подъезжает, наконец, и гувернер. Ему вопрос: «Ваша фамилия?» Отвечает: «Трико!» «Врешь,– кричит заставный,– здесь что-то недоброе! Один за другим– Одна-ко, Два-ко, Три-ко! Шалишь, брат, ступай в караулку!» Трико просидел целые сутки под арестом при заставе, а Пушкин с другом спокойно нагулялся в городе.

7. Детство маленький Пушкин провёл в Москве. Его первыми учителями были гувернёры-французы. А на лето он обычно уезжал к своей бабушке, Марии Алексеевне, в подмосковное село Захарово. Когда ему исполнилось 12 лет, Пушкин поступил в Царскосельский Лицей, закрытое учебное заведение с 30 учениками. В лицее Пушкин серьезно занимался поэзией, особенно французской, за что его и прозвали «французом».

8. В лицей Пушкин попал, что называется, по блату. Лицей основал сам министр Сперанский, набор был невелик — всего 30 человек, но у Пушкина был дядя — весьма известный и талантливый поэт Василий Львович Пушкин, лично знакомый со Сперанским.

9. В Лицее выпускался рукописный журнал «Лицейский мудрец». Пушкин писал туда стихи. Однажды написал: «Вильгельм, прочти свои стихи, чтоб я уснул скорее». Обиженный Кюхельбекер побежал топиться в пруду. Его успели спасти. Вскоре в «Лицейском мудреце» нарисовали карикатуру: Кюхельбекер топится, а его длинный нос торчит из пруда.

10. В 1817 г. состоялся первый выпуск лицеистов. Сдав в течение семнадцати майских дней 15 экзаменов, среди которых — латынь, российская, немецкая и французская словесность, всеобщая история, право, математика, физика, география, Пушкин и его друзья получили аттестаты об окончании Лицея. Поэт оказался по успеваемости двадцать шестым (из 29 выпускников), показав только «в российской и французской словесности, также в фехтовании превосходные успехи».

11. Известно, что Пушкин был очень любвеобилен. С 14 лет он начал посещать публичные дома. И, уже будучи женатым, продолжал наведываться к «веселым девкам», а также имел замужних любовниц.

12. Очень любопытно почитать даже не список его побед, а отзывы о нем разных людей. Его брат, например, говорил, что Пушкин был собою дурен, ростом мал, но женщинам почему-то нравился. Что и подтверждается восторженным письмом Веры Александровны Нащокиной, в которую Пушкин тоже был влюблен: «Пушкин был шатен с сильно вьющимися волосами, голубыми глазами и необыкновенной привлекательности». Впрочем, тот же брат Пушкина признавал, что, когда Пушкина кто-то интересовал, он становился очень заманчив. С другой стороны, когда Пушкину было неинтересно, разговор его был вял, скучен и просто несносен.

13. Пушкин был гениален, но не был красив, и в этом отношении контрастировал со своей красавицей-женой Натальей Гончаровой, которая, при этом, была на 10 см выше него. По этой причине, бывая на балах, Пушкин старался держаться от жены поодаль: чтобы окружающие не видели столь неприятного для него контраста.

14. Жандармский чиновник III отделения, Попов, записал о Пушкине: «Он был в полном смысле слова дитя, и, как дитя, никого не боялся». Даже его литературный враг, пресловутый Фаддей Булгарин, покрытый пушкинскими эпиграммами, записал о нем: «Скромен в суждениях, любезен в обществе и дитя по душе».

15. Смех Пушкина производил столь же чарующее впечатление, как и его стихи. Художник Карл Брюллов говорил про него: «Какой Пушкин счастливец! Так смеется, что словно кишки видны». И в самом деле, Пушкин всю жизнь утверждал, что все, что возбуждает смех, — позволительно и здорово, а все, что разжигает страсти, — преступно и пагубно.

16. У Пушкина были карточные долги, и довольно серьезные. Он, правда, почти всегда находил средства их покрыть, но, когда случались какие-то задержки, он писал своим кредиторам злые эпиграммы и рисовал в тетрадях их карикатуры. Однажды такой лист нашли, и был большой скандал.

17. Император Николай Павлович советовал Пушкину бросить карточную игру, говоря;
— Она тебя портит!
— Напротив, Ваше Величество, — отвечал поэт, — карты меня спасают от хандры.
— Но что ж после этого твоя поэзия?
— Она служит мне средством к уплате моих карточных долгов. Ваше Величество.
И действительно, когда Пушкина отягощали карточные долги, он садился за рабочий стол и в одну ночь отрабатывал их с излишком. Таким образом, например, у него написан «Граф Нулин».

18. Живя в Екатеринославе, Пушкин был приглашен на один бал. В этот вечер он был в особенном ударе. Молнии острот слетали с его уст; дамы и девицы наперерыв старались завладеть его вниманием. Два гвардейских офицера, два недавних кумира екатеринославских дам, не зная Пушкина и считая его каким-то, вероятно, учителишкой, порешили, во что бы то ни стало, » переконфузить» его. Подходят они к Пушкину и, расшаркиваясь самым бесподобным образом, обращаются:
— Mille pardon. He имея чести вас знать, но видя в вас образованного человека, позволяем себе обратиться к вам за маленьким разъяснением. Не будете ли вы столь любезны сказать нам, как правильнее выразиться: «Эй, человек, подай стакан воды!» или «Эй, человек, принеси стакан воды!».
Пушкин живо понял желание пошутить над ним и, нисколько не смутившись, отвечал серьезно:
— Мне кажется, вы можете выразиться прямо: «Эй, человек, гони нас на водопой».

19. В одном литературном кружке, где собиралось более врагов и менее друзей Пушкина, куда он и сам иногда заглядывал, одним из членов этого кружка был сочинен пасквиль на поэта, в стихах, под заглавием «Послание к поэту». Пушкина ждали в назначенный вечер, и он, по обыкновению опоздав, приехал. Все присутствовавшие были, конечно, в возбужденном состоянии, а в особенности автор «Послания», не подозревавший, что Александр Сергеевич о его проделке уже предупрежден. Литературная часть вечера началась чтением именно этого «Послания», и автор его, став посредине комнаты, громко провозгласил:
— «Послание к поэту»! — Затем, обращаясь в сторону, где сидел Пушкин, начал:
— Дарю поэта я ослиной головою.
Пушкин быстро перебивает его, обращаясь более в сторону слушателей:
— А сам останется с какою?
Автор смутился:
— А я останусь со своею.
Пушкин:
— Да вы сейчас дарили ею.
Последовало общее замешательство. Сраженный автор замолк.

Читать еще:  Когда поминают самоубиенных в какой день

20. По подсчётам пушкинистов, столкновение с Дантесом было как минимум двадцать первым вызовом на дуэль в биографии поэта. Он был инициатором пятнадцати дуэлей, из которых состоялись четыре, остальные не состоялись ввиду примирения сторон, в основном стараниями друзей Пушкина; в шести случаях вызов на дуэль исходил не от Пушкина, а от его оппонентов. Первая дуэль Пушкина состоялась еще в лицее.

21. Известно, что Александр Сергеевич очень любил своего лицейского товарища Кюхельбекера, но часто устраивал ему розыгрыши. Кюхельбекер часто навещал поэта Жуковского, донимая его своими стихами. Однажды Жуковский был зван на какой-то товарищеский ужин и не пришел. Потом его спросили, почему он не был, поэт ответил: «Я еще накануне расстроил себе желудок, к тому же пришел Кюхельбекер, и я остался дома. » Пушкин, услышав это, написал эпиграмму:
За ужином объелся я,
Да Яков запер дверь оплошно —
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно.
Кюхельбекер был взбешен и потребовал дуэли! Дуэль состоялась. Оба выстрелили. Но пистолеты были заряжены. клюквой, и, конечно же, поединок завершился миром.

22. Дантес был родственником Пушкина. На момент дуэли он был женат на родной сестре жены Пушкина — Екатерине Гончаровой.

23. Перед смертью Пушкин, приводя в порядок свои дела, обменивался записками с Императором Николаем I. Записки передавали два выдающихся человека: В. А. Жуковский — поэт, на тот момент воспитатель наследника престола, будущего императора Александра II, и Н. Ф. Арендт — лейб-медик императора Николая I, врач Пушкина.
Поэт просил прощения за нарушение царского запрета на дуэли: » …жду царского слова, чтобы умереть спокойно…»
Государь: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе моё прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки». Считается, что эту записку передал Жуковский.

24. Из детей Пушкина только двое оставили потомство — Александр и Наталья. Но потомки поэта живут сейчас по всему земному шару: в Англии, Германии, Бельгии… Порядка пятидесяти живёт в России. Особенно интересна Татьяна Ивановна Лукаш. Её прабабушка (внучка Пушкина) была замужем за внучатым племянником Гоголя. Сейчас Татьяна живёт в Клину.

25. И – напоследок – наверное, самый забавный факт, который, правда, не имеет отношения к, собственно, биографии Пушкина. В Эфиопии несколько лет назад так поставили памятник Пушкину. На красивом мраморном постаменте высечены слова: «Нашему поэту».

Лицей Пушкина

«Основное, чем был отмечен Лицей в жизни Пушкина, заключалось в том, что здесь он почувствовал себя поэтом» Ю.Лотман «Пушкин».

Да и сам Александр Сергеевич потом напишет, что стихи начал писать с 13 лет, и тогда же появились первые напечатанные произведения.

В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.

Но в те годы явным «поэтическим лидером» в Лицее был Илличевский, в существующих рукописных журналах этого учебного заведения – «Неопытное перо», «Лицейский мудрец», «Для удовольствия и пользы» Пушкин принимал активное участие, доказывая свое поэтическую «состоятельность», однако мнение однокурсников не было для молодого Александра основополагающим. Да и близкими друзьями в Лицее Пушкин мог называть лишь троих – А.Дельвига, И.Пущина, В.Кюхельбекера. В число «близких» входил и директор Лицея – В.Ф.Малиновский, а впоследствии, когда Александр Сергеевич уже «заработал себе литературное реноме», к нему приезжали лучшие литераторы столицы, среди которых был В.Жуковский, сыгравший значительную роль в становлении и жизни поэта.

С И.Пущиным Александр Сергеевич жил в соседстве – номера их комнат были соответственно 13 и 14. По воспоминаниям Иван Ивановича, они частенько переговаривались с Пушкиным вечерами через перегородку комнат, как правило, о событиях прошедшего дня. Иван Пущин останется в числе близких друзей Пушкина на всю жизнь. А с Вильгельмом Кюхельбекером Пушкина свяжет также первая в Лицее дуэль. Поводом к ней послужит опрометчивая пушкинская эпиграмма, которая заканчивалась словами — «и кюхельбекерно и тошно».

Тогда Вильгельм Карлович «не оценит» игру слов Пушкина и дело разрешится пистолетными выстрелами. Кюхля, разозленный словами Пушкина – «Дельвиг! Стань на мое место, здесь безопаснее», прострелит фуражку своего секунданта А.Дельвига, а Пушкин и вовсе выбросит пистолет. Надо сказать, что и своих старших товарищей, к дружбе с которыми Александр Сергеевич активно стремился в юношеские годы (П.Я.Чаадаев, П.П.Каверин, Н.М.Карамзин, Ф.Н.Глинка, А.И.Тургенев), молодой поэт нередко подводил к ситуации сатисфакции своими репликами. Известно, например, что герою войны 1812 года, получившему ключи от Парижа, императорскому любимчику, будущему декабристу М.Орлову Александр Сергеевич однажды отвесит фразу – «Вы рассуждаете, генерал, как старая баба». На что получит – «Пушкин, вы мне говорите дерзости, берегитесь».

Но это будет позже. А в Лицее, куда 12-летнего Пушкина приведет его дядя Василий Львович и который Пушкин закончит 24-м по списку из 29 учащихся, Александр Сергеевич будет получать высшее образование и жить в атмосфере неповторимого «лицейского духа». Лицей откроют в 1811 году как новую придворную школу, которую назовут в греческой манере – Лицеем (В Древней Греции в Ликейской роще находился храм Аполлона, где в свое время учил наукам Аристотель). Это учебное заведение – детище М.М.Сперанского, подвижника Александра I – должно было готовить высших чинов для гражданской службы.

«Вы будете иметь влияние на благо целого общества» — звучало 19 октября в день открытия Лицея. У Александра Сергеевича потом появится несколько стихотворений в честь этой даты, а у всех лицеистов 19 октября навсегда останется днем, связанным с понятием и чувством настоящей дружбы. И хотя специальных учебных программ для Лицея выработано не было, отсутствовали даже учебники, лекции профессоров, в частности, А.П.Куницына, А.И.Галича, Н.Ф.Кошанского, без сомнения, много значили в формировании и становлении интеллектуальных и нравственных оснований лицеистов.

Кроме того, Лицей изначально был задуман как изолированное заведение. Здесь предполагалось даже обучение великих князей. Если бы задумка Сперанского полностью воплотилась, то в числе «однокашников» поэта был бы и будущий император Николай I. Но князья остались дома, а родные лицеистов могли навещать своих детей лишь по выходным дням. Обычные же дни учащихся были расписаны полностью, занятия начинались с 7 утра и продолжались по 7 часов.

Учеба чередовалась с отдыхом – занятиями гимнастикой и изящными искусствами, а также непременными прогулками, продолжающимися в любую погоду.

Интересно, что сам Александр Сергеевич в годы пребывания в Лицее воспринимал его как «монастырь» — учащихся не отпускали из Лицея, лишь в особых случаях – и мечтал о свободе, которая наступит с окончанием обучения. (К тому же училось будущее «солнце русской поэзии» весьма посредственно с отсутствием должного прилежания. Интересно, что страстью поэта в то время являлся французский язык, русский же был вторым, и грамота родной речи давалась не просто. И в любимчиках у педагогов Александр Сергеевич не числился, они смотрели на него весьма настороженно).

Лишь позже Пушкин станет вспоминать и относиться к Лицею — как к родному дому, к лицеистам — как братьям, а к учителям — как к старшим товарищам. «Когда в дальнейшем Пушкин хотел оглянуться на начало своей жизни, он неизменно вспоминал только Лицей – детство он вычеркнул из своей жизни. Он был человек без детства», — писал Ю.Лотман в книге «Пушкин». Исследователи творчества и жизни поэта пришли к выводу, что Александр Сергеевич был нелюбимым сыном в своей семье, что повлекло за собой множество «проблем» в судьбе поэта. Так свой родной дом Пушкин покидает без особой печали и сожаления, матери и отца в его стихах нет, а «родственную нежность» он расходует на брата Левушку (оплачивает его долги) и сестру Ольгу. Впрочем, к своим родителям он «проявляет больше внимания, чем они к нему» (Ю.Лотман).

В 1815 году состоялись переводные экзамены, где Пушкин покорил самого Державина своими стихами, а в 1817 году состоялся первый выпуск Александровского императорского Лицея. А стало быть, у великого поэта России «прошло детство. Началась жизнь» (Ю.Лотман):

В 1974 году во флигеле Екатерининского дворца в городе Пушкин (Царское Село) в том самом здании Лицея открывают мемориальный музей, где воссоздана обстановка пушкинской поры – его самого блестящего первого выпуска.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector