Когда родительская суббота дмитриевская
Родительский день на Дмитриевскую субботу 2020 года
Дни общего поминовения усопших в православии принято называть «родительскими субботами». Считается, что суббота, которая в Ветхом завете называлась днем покоя, а в Новом – днем прощения и отпущения грехов, является наиболее подходящим временем для молитв об упокоении умерших.
В такие дни принято ходить в церковь на службу, поминать умерших близких, посещать кладбища и приводить в порядок могилы родственников, подавать милостыню и угощать нищих. Считается, что чем щедрее подаяние в церкви, тем лучше себя чувствует душа усопшего на том свете.
Церковным православным календарем установлено несколько таких дней: кроме Дмитриевской родительской субботы, это
- Троицкая родительская суббота,
- Мясопустная суббота,
- Усекновение главы Иоанна Предтечи,
- дни поминовения усопших в Великий пост (вторая, третья и четвертая субботы от начала поста),
- Радоница.
Также установлен День памяти погибших в Великой Отечественной войне, который имеет фиксированную дату – 9 мая, все остальные дни поминовения переходящие.
В Дмитриевскую родительскую субботу мы вспоминаем о тяжелом кровопролитном сражении под предводительством Дмитрия Донского на Куликовом поле в 1380 году. Тогда исполнилось предсказание преподобного Сергия Радонежского, который предрек войскам князя победу дорогой ценой.
В этом бою погибли тысячи воинов, сражавшихся за Отечество. Первоначально в этот день поминали всех военных, павших в той битве. Со временем Дмитриевская родительская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.
Когда будет Дмитриевская родительская суббота в 2020 году?
Ежегодно ее дата меняется, так что ее следует сверять по церковному календарю. Поминовение ежегодно совершается в субботу перед Днем памяти великомученика Дмитрия Солунского, отмечаемого 8 ноября (26 октября по старому стилю). В 2020 году Дмитриевская родительская суббота приходится на 2 ноября.
Накануне вечером, в пятницу, в храмах совершается панихида, во время которой священнослужители возносят молитвы за умерших. Верующие приносят в церкви в качестве пожертвования продукты (овощи, фрукты, сладости, хлеб, муку для просфор, кагор для совершения литургии), свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты и крепкие спиртные напитки.
Хотя эта памятная дата не относится к вселенским субботам, как Троицкая и Мясопустная, когда совершаются вселенские панихиды, она также имеет большое значение.
В Родительский день на Дмитриевскую субботу в храмах пройдет поминовение усопших, будут служиться заупокойные литургии и панихиды по всем воинам, павшим на поле брани. (Император Николай II даже издал в 1903 году указ о совершении особой панихиды по павшим за Отечество воинам – «За веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим»).
Также в храмах помянут всех умерших скоропостижно людей, которые не были напутствованы в жизнь вечную молитвами Святой церкви.
На литургии можно заказать поминовение близких людей. Для этого прихожане готовят записки с именами усопших. В такой записке нужно написать крупным разборчивым почерком имена поминаемых, которые перечисляются в родительном падеже. Все имена нужно приводить в церковном написании (например, «Татианы, Алексия», а не «Татьяны, Алексея») и полностью («Михаила, Любови», а не «Миши, Любы»).
Если у вас нет возможности в Дмитриевскую родительскую субботу 2 ноября 2020 года посетить храм и побывать на кладбище, можно помолиться об упокоении почивших дома. В это время важно настроиться на серьезный лад и отложить всю домашнюю работу, которая отвлекает вас от молитвы об усопших и раздумий.
Молитвы об усопших в Дмитриевскую родительскую субботу
«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».
«Упокой души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвые восхвалят Тя, Господи, ниже сущие во аде исповедания дерзнут принести Тебе, но мы, живые благословим Тя и молим, и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».
В Дмитриевскую субботу верующие почитают память святого Димитрия – покровителя русских воинов. Этот христианский святой, живший во времена правления римского императора Диоклетиана в городе Солуни, проповедовал христианство во время гонений на сторонников этой религии и был казнен.
Ему посвящено множество храмов, возведенных в нашей стране. Накануне Куликовской битвы Дмитрий Донской торжественно перенес в Москву из Владимира главную святыню Владимирского Дмитриевского собора – икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба Святого.
Верующие возносят молитву святому Димитрию:
«Святый великомучениче Христов Димитрие! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам, окаянным (имена) от всегубительныя язвы, огня и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити приход (или дом) сей и храм наш. Испроси нам благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами Твоими наследовати Царствие Небесное и тамо прославляти Его, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь».
Как поминали почивших на Дмитриевскую субботу
В старину на Дмитриевскую родительскую субботу на Руси было принято устраивать застолья, поминая усопших родных и друзей. Накануне люди делали в домах уборку и мылись. В бане оставляли свежий веник и чистую воду для умершего, чтобы задобрить душу покойного.
Поминальный стол уже с пятницы застилали белой скатертью и ставили на него свечи. Хозяйки готовили блюда из мяса, основным из которых была фаршированная свиная голова.
К столу подавали традиционные поминальные блюда: кутью, блины, пироги и другие любимые кушанья усопших родственников. Форма пирогов, которые готовили с разными начинками (мясом, капустой, творогом) обязательно должна была быть продолговатой.
Для усопшего на стол ставили отдельную тарелку, куда каждый родственник клал по одной ложке своей еды. Это подношение оставляли на ночь, чтобы усопший мог поесть вместе со своей семьей.
С Дмитриевской субботой связано множество примет. Считается, что если в этот день холодно и уже выпал снег, то весна будет поздней, а если случилась оттепель, весна будет теплой. В старину говорили:: «Дмитриева суббота – кутейникам работа», так как накануне праздника было принято подавать к столу обрядовое блюдо – кутью, поминая усопших.
Надеемся, что узнав, когда будет Дмитриевская родительская суббота в 2020 году, вы проведете ее в соответствии с издавна сложившимися традициями и воздадите дань памяти вашим родным, следуя православным обычаям.
Дмитриевская родительская суббота 2020: что можно и нельзя делать
Постоянной даты в церковном календаре у Дмитриевской родительской субботы нет – православная церковь отмечает ее в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского, который ежегодно отмечает 8 ноября.
Дмитриевская – последняя родительская суббота в году, когда умерших православных христиан поминают в церквях особым образом.
В Дмитриевскую родительскую субботу совершают панихиды не только по всем воинам, павшим за Отечество на поле брани, но и по тем, кто умер скоропостижной смертью и не был напутствован молитвами Святой церкви в жизнь вечную.
Sputnik Грузия рассказывает, что можно и нельзя делать в Дмитриевскую родительскую субботу.
Дмитриевская суббота
Этот поминальный день установил князь Дмитрий Донской для почитания памяти погибших воинов после знаменитой битвы на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. Русское войско в сражении понесло большие потери.
Князь Дмитрий, одержав победу, распустив оставшихся в живых воинов по домам, отправился в Троице-Сергиев монастырь, где совершили поминовение воинов, павших в битве.
В обители панихиду отслужил преподобный Сергий Радонежский, давший благословение князю Донскому на битву с неверными и двух иноков — Александра Пересвета и Андрея Ослябю, из числа своей братии.
Оба инока пали в бою – их похоронили в Старом Симонове, у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы
Более 100 тысяч воинов не вернулись с Куликовского поля – радость победы в их семьи пришла вместе с горечью утрат, и этот частный родительский день стал по сути на Руси вселенским днем поминовения.
Совершать ежегодно такое поминовение перед днем памяти Святого Димитрия Солунского стали со временем. На Руси имя этого Святого связывали всегда с патриотизмом, с воинским подвигом и защитой Отечества.
Князь Димитрий был великим почитателем великомученика — главную святыню Владимирского Дмитриевского собора — икону Димитрия Солунского, написанную на доске гроба Святого, он торжественно перенес в Москву из Владимира накануне Куликовской битвы.
На иконах Димитрия Солунского изображают воином в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. Русские солдаты всегда верили, что находятся под его особым покровительством.
Что можно и нельзя делать
По традиции, в Дмитриевскую родительскую субботу люди поминают своих усопших родителей – по церковным канонам, в храм на богослужение можно прийти в пятницу вечером, когда совершается великая панихида.
Заупокойную литургию, после которой служат общую панихиду, можно отстоять в поминальную субботу утром — люди в церкви подают священнику записочки за умерших родственников и молятся за упокоение их души в загробном мире.
В родительскую субботу можно принести в церковь угощение – помин освящают во время богослужения и позже раздают всем желающим. Также в этот день можно подавать милостыню, с просьбой помолиться об усопших.
После посещения храмов можно посетить кладбище – привести в порядок могилки и прочитать молитву за упокой души умерших. Но если нет возможности посетить храм или кладбище, можно об упокоении умерших помолиться дома.
Помин в Дмитриевскую родительскую субботу нельзя оставлять непосредственно на могилах.
Можно дома накрыть стол и, позвав родственников, вместе помянуть тех, кто ушел из жизни. Готовить можно и те блюда, которые при жизни любили дорогие сердцу люди.
В Дмитриевскую родительскую субботу нельзя о покойных говорить плохо, ругать их или вспоминать их неблаговидные поступки — этим можно разозлить души умерших.
Напиваться, ругаться и дебоширить в родительскую субботу нельзя, а также оставлять спиртные напитки на могилках.
Нельзя в Дмитриевскую родительскую субботу участвовать и в увеселительных мероприятиях.
Материал подготовлен на основе открытых источников
Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы
Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.
Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.
В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.
С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.
В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.
В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.
Фото: Анатолий Горяинов Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.
Церковное поминовение в родительскую субботу
Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.
Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).
Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон [1] кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.
Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.
Димитриевская родительская суббота
Димитриевская родительская суббота – один из основных поминальных дней русского Православного календаря.
Вообще же каждая суббота – особый день для христиан. К субботе, по библейскому повествованию, завершилось творение мира, и она стала «днем покоя», – поэтому мы называем этот – последний день недели (подчёркиваю – последний!) несколько измененным еврейским словом шаббат). Но в этот же день уснувший плотью Христос завершил воссоздание этого «обветшавшего» – ветхозаветного – мира и, сойдя во ад, возвестил начало новой жизни. Помните тропарь из Пасхальных Часов? «Во гробе плотски (плотью), во аде же с душею (душой), яко (как) Бог, в раи (раю) же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный».
Поэтому в каждую субботу совершается поминовение усопших, – не покинувших нас навсегда, но терпеливо ждущих последнего дня всеобщего Воскресения. Среди этих дней выделяются особые общецерковные ежегодные – «родительские субботы», названные так потому, что каждый христианин молится прежде всего за своих родителей.
Димитриевская суббота получила своё название от имени святого великомученика Димитрия, коменданта греческого города Солуни (или Фессалоник), казнённого за исповедание христианства в 306 году (его память 26 октября / 8 ноября). Он был человеком военным – и потому считается покровителем воинов, а на иконах изображается в доспехах и с копьем. Установил же этот день, согласно преданию, другой Димитрий – наш славный великий князь Димитрий Донской – после знаменитой Куликовской битвы, случившейся 8 сентября 1380 года, то есть в праздник Рождества Пресвятой Богородицы [1] (по юлианскому календарю).
«И оставался великий князь за Доном на том месте восемь дней, – отмечает летописец, – до тех пор, пока не смогли отделить христиан от нечестивых татар: кого смогли, схоронили, а о прочих знает Бог, ведь совершилось это Божьим судом. И велел великий князь священникам петь надгробные песнопения над убитыми, и воспели священники вечную память всем православным христианам, убитым татарами на поле Куликовом, между Доном и Мечей. И сам великий князь со своим братом и оставшимися воинами возгласили громким голосом с плачем и слезами многими вечную память» (Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982, с. 194).
С тех пор каждый год суббота, предшествующая дню памяти Димитрия Солунского, посвящается христианскому поминовению усопших, в первую очередь – поминовению воинов, «на поле брани за Отечество жизнь свою положивших» [2] [3] .
Юрий Рубан
канд. ист. наук, канд. богословия
Заупокойное Апостольское чтение
1Фес.4:13-17. – Зачало 270
[О воскресении мертвых]
Братья, мы не хотим, чтобы вы не знали об усопших (или: об усыпающих), чтобы вы не печалились, как и прочие, не имеющие надежды. Ведь если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших – через Иисуса – Бог приведёт [вместе] с Ним.
Это ведь мы говорим вам словом Господним [*] , что мы, живущие, остающиеся до пришествия Господня, отнюдь не опередим усопших; потому что Сам Господь при призывном кличе (букв. в приказании), при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и сначала воскреснут мёртвые во Христе; затем мы, остающиеся живые, вместе с ними будем подняты (букв. будем схвачены) в облаках на встречу Господа в воздух; и так всегда с Господом будем.
Заупокойное Евангельское чтение
[Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям]: «Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю вам: Слушающий Моё слово и верящий Пославшему Меня имеет жизнь вечную, и в суд не приходит, но он перешел от смерти в жизнь.
Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю вам, что приходит час, и теперь уже настал, когда мёртвые будут слышать голос Сына Божия – и услышавшие будут жить. Ведь как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть творить суд, потому что Он – Сын Человеческий.
Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, в который все, находящиеся в гробницах, будут слышать Его голос, и выйдут: делавшие доброе – в воскресение жизни, а делавшие дурное – в воскресение суда (греч. эн анастасин крисеос [**] ).
Я ничего не могу делать Сам от Себя: как слышу – так и сужу, и суд Мой справедлив; потому что не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня [Отца]».
Примечания
[1] Хочу напомнить, что в XIV веке 8-е сентября по юлианскому календарю соответствовало 16-му сентября по григорианскому (хотя сам этот календарь был введён позднее). Это и есть исторически безусловная дата Куликовской битвы. Поэтому попытки отмечать это событие в настоящее время 21 сентября, совмещая с праздником Рождества Богородицы, основаны на элементарной хронологической безграмотности. (Рождество Богородицы приходится на 21 сентября по григорианскому календарю только в XX—XXI столетиях; в XXII веке сместится на 22 сентября и т. д.)
[2] Ради исторической справедливости следует сделать уточнение. Эта суббота – наш национальный поминальный день, основанный на предании. Поэтому Димитриевской субботы нет ни греческом, ни даже в Русском официальном Церковном уставе (Типиконе). Непосредственное участие в его установлении Димитрия Донского тоже подвергается обоснованному сомнению. Как пишет известный автор многократно переиздававшегося руководства по богослужебному уставу, «Димитрий Донской, после погребения убитых на побоище, приказал там совершить панихиду по ним. Затем, возвратясь в Москву 21 сентября (29 сентября по григорианскому календарю. – Ю. Р.), повелел по всем церквам её отправить панихиду об убиенных. Наконец, по прибытии в Троице-Сергиеву лавру, приказал и там совершить панихиду (Русская летопись по Никоновскому списку, изд. Имп. Академии наук, т. IV, с. 124). В летописях не сказано, чтобы Димитрий Донской указал для поминовения воинов субботу пред Дмитриевым днем », то есть пред днём своего тезоименитства. «Естественно думать, что после кончины его назначена суббота пред Димитриевым днём для поминовения усопших» (Никольский К., протоиерей. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. М., 1995, с. 506, прим. 1)
[3] При определении даты Димитриевской субботы в конкретном году надо учитывать следующие календарно-богослужебные поправки (во избежание путаницы, далее все даты – по новому стилю). Если память Димитрия Солунского (8 ноября) приходится на воскресенье, то мы получаем самую позднюю Димитриевскую субботу – 7 ноября. Если же память Димитрия Солунского приходится на субботу, то эта суббота не может быть родительской – и панихида переносится на предшествующую субботу (1 ноября). Но если с субботой перед памятью св. Димитрия совпадает праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября), то Димитриевская суббота совершается ещё одной неделей ранее. Исходя из этих правил, можно легко определить, что самая ранняя Димитриевская суббота может быть 28 октября.
[*] «Словом Господним» в Древней Церкви называли изречения церковных пророков. Наиболее важные запоминались и в процессе формирования Предания становились миссионерскими или литургическими формулами. (Благодарю за это уточнение архимандрита Ианнуария. – Ю. Р.)
[**] Хорошо знакомое нам греческое слово крисис переводится как «разделение», «суждение», «суд», «приговор», «спор», «выбор», «окончание», «переломный момент», «кризис». Вопреки однозначно отрицательному мещанскому значению («ох, когда же закончится этот очередной проклятый кризис и наступит желанная стабильность»!), разумный христианин всегда пребывает в состоянии крисиса – то естьв состоянии духовного трезвения и суда над своими мыслями, желаниями и поступками. Так он готовится к тому, чтобы последний и окончательный Страшный Суд (= Страшный Кризис!) Божий не стал для него неожиданным и «страшным» в прямом смысле этого слова.
Православный праздник Дмитриевская родительская суббота — 7 ноября 2020 года
Дмитриевская суббота, которая в 2020 году отмечается 7 ноября — православная традиция поминать почивших родителей, родственников и всех пострадавших за православную веру. В день поминовения отдается особая дань памяти ушедшим в мир иной родителям.
В своей пятой заповеди Господь сказал, что все мы обязаны почитать своих родителей, живых и мертвых, чтобы продлились дни наших детей и внуков на земле.
История возникновения Дмитриевской родительской субботы
По утверждению архиепископа Димитрия, именно установление Дмитриевской субботы способствовало отмене языческих погребальных обрядов — тризн. Тризны служили у язычников при погребении покойника, во время них исполнялись ритуальные пляски, песни и даже состязания воинов. Покойника сжигали на ритуальном костре, около которого потом устраивали тризны, позднее превратившиеся в поминки.
День поминовения усопших в начале ноября был установлен самим великим князем Дмитрием Донским, а благословил это начинание Сергий Радонежский.
В 1380 году произошла битва на Куликовом поле, в ней погибли несколько сотен тысяч русских и два инока, которых похоронили под стенами Троице-Сергиевой обители. В память о павших воинах Дмитрий Донской предложил отмечать день поминовения перед праздником святого Димитрия Солунского.
Это предложение было принято, ибо победа русских стоила тысяч жизней отцов, мужей и сыновей, которых оплакивали в семьях. Дмитриевская суббота празднуется накануне дня памяти великого Димитрия Солунского, 8 ноября. Субботний родительский день отмечается в ближайшую перед этим праздником субботу.
Для сведения! 4 ноября православный мир отмечает день иконы Матери Божьей, при совпадении этого дня с родительской субботой, она переносится на последнюю субботу октября.
Кто такой Димитрий Солунский
Среди фессалоникийских христиан в четвертом веке был римский проконсул, имевший сына Димитрия. Семья проконсула относилась к тайным христианам. После смерти отца юноша был призван к императору Галерию Максимилиану для назначения его на пост умершего родителя.
Император ясно изложил перед молодым проконсулом требования:
- оберегать город от нашествия варваров;
- соблюдать порядок;
- истребить христианство.
Если первые две задачи удачно выполнялись, то с третьей возникли проблемы. Некогда тайный христианин Димитрий Солунский стал открыто проповедовать идеи Иисуса Христа, искореняя язычество и поклонение чужим богам-идолам. Трудно описать гнев императора Максимилиана, узнавшего о христианской деятельности молодого проконсула во время возвращения из причерноморского похода.
Разгневанный Галерий направляет армию на Фессалоники, чтобы уничтожить солунян, принявших христианство. Святой Димитрий предвидел жестокое наказание, он раздал все свое богатство и проводил время перед встречей с императором в посте и молитве.
Верный сын Бога Живого смело встретил своего палача, высказав ему все о суетности грешного римского мира, за что был брошен в темницу.
В честь своей победы император устроил в городе бои. Против сильного и опытного бойца Лия, любимца властелина принуждали бороться простых христиан, которые падали мертвыми один за другим. Святой Солунский благословил на бой своего друга Нестора, который победил Лия, сбросив его на копья. Сам Нестор за смерть императорского любимца был немедленно казнен.
Страшная казнь самого святого Димитрия состоялась 8 ноября 306 года. Тело юноши было пронзено множеством копьями и выброшено за стены города бродячим зверям. Верные ученики святого тайно похоронили его.
Спустя 100 лет равноапостольный Константин велел построить церковь над могилой святого. Во время раскопок строители обнаружили нетленное тело. Первоначально над местом захоронения святого построили базилику имени Димитрия Солунского, в которой постоянно происходили чудеса исцеления.
Нетленные мощи хранились в серебряном кивории, специальном ложе из серебра с ликом святого. Все желающие могли зайти внутрь и помолиться перед мощами. Впоследствии в XVI веке святые мощи были вывезены в итальянский город Сан-Лоренцо-ин-Кампо. Только в 1978 году часть мощей была возвращена в Салоники. Почитание святого Димитрия Солунского на Руси начали отмечать со дня крещения.
Православные традиции Дмитриевской субботы
В Родительскую субботу христиане обязательно присутствуют в храме при панихиде и литии, после чего вспоминают почивших родственников на поминальных обедах. Если позволяют обстоятельства, то следует посетить могилу умерших родителей и близких, для этого часто люди едут из разных городов и селений.
Совет! При отсутствии возможности побывать на могиле родных, а также посетить храм, обязательно читается утренняя молитва
О поминовении усопших:
Молитва о почивших
Молитва об умерших людях — неоценимая услуга усопшей душе. Почившему человеку не нужны памятники или поминальные трапезы, это чисто русские традиции, но душа усопшего вечно жива, и она нуждается в постоянной молитве.
Упокой, Господи, и прости все прегрешения вольные и невольные, даруй Царство небесное Господи, душе почивших родных моих:
- родителям;
- родственникам;
- благодетелям;
- всем христианам, погибшим за православную веру.
При этом следует назвать имена усопших, которые в православных семьях, как правило, записаны в помяннике. Бог есть любовь, и долг каждого христианина исполнять заповедь об отношении к ближнему с любовью.
В храме можно подавать записки на церковное поминовение только с именами крещенных в православии людей. Если вы хотите помолиться о близком человеке, который по каким-то причинам при своей жизни не принят Таинство Крещения — вы можете это сделать сами, в своей личной молитве.
Поминовение в храме
По православной традиции родственники усопших приходят на храмовое служение, которое начинается в пятницу, накануне Дмитриевской субботы. Во время парастаса читаются молитвы за почивших, им же посвящены тропари и песнопения.
В субботу после Божественной Литургии служится панихида, перед которой христиане подают записки с именами усопших, записанными желательно печатными буквами в родительном падеже.
Поминать кого? Александра, Марию и других. Писать надо полное имя.
Важно! По православной традиции в этот день в храм приносят хлебные изделия, сладости, мед, орехи, фрукты, но запрещено класть на канон мясные и спиртные изделия.
Некоторые христиане в качестве пожертвования приносят муку для выпечки просфор, вино для причастия, масло для зажигания лампад.
Среди зажженных свеч, хорового песнопения при каждении фимиама стоят живые христиане и почившие души. Они незримо присутствуют при поминальной молитве, в которой звучат наши прошения и утешения, возношение хвалы великому и милостивому Всевышнему Богу-Отцу, Сыну и Святому Духу.
Димитриевская родительская суббота
Димитриевская родительская суббота – один из основных поминальных дней русского Православного календаря.
Вообще же каждая суббота – особый день для христиан. К субботе, по библейскому повествованию, завершилось творение мира, и она стала «днем покоя», – поэтому мы называем этот – последний день недели (подчёркиваю – последний!) несколько измененным еврейским словом шаббат). Но в этот же день уснувший плотью Христос завершил воссоздание этого «обветшавшего» – ветхозаветного – мира и, сойдя во ад, возвестил начало новой жизни. Помните тропарь из Пасхальных Часов? «Во гробе плотски (плотью), во аде же с душею (душой), яко (как) Бог, в раи (раю) же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный».
Поэтому в каждую субботу совершается поминовение усопших, – не покинувших нас навсегда, но терпеливо ждущих последнего дня всеобщего Воскресения. Среди этих дней выделяются особые общецерковные ежегодные – «родительские субботы», названные так потому, что каждый христианин молится прежде всего за своих родителей.
Димитриевская суббота получила своё название от имени святого великомученика Димитрия, коменданта греческого города Солуни (или Фессалоник), казнённого за исповедание христианства в 306 году (его память 26 октября / 8 ноября). Он был человеком военным – и потому считается покровителем воинов, а на иконах изображается в доспехах и с копьем. Установил же этот день, согласно преданию, другой Димитрий – наш славный великий князь Димитрий Донской – после знаменитой Куликовской битвы, случившейся 8 сентября 1380 года, то есть в праздник Рождества Пресвятой Богородицы [1] (по юлианскому календарю).
«И оставался великий князь за Доном на том месте восемь дней, – отмечает летописец, – до тех пор, пока не смогли отделить христиан от нечестивых татар: кого смогли, схоронили, а о прочих знает Бог, ведь совершилось это Божьим судом. И велел великий князь священникам петь надгробные песнопения над убитыми, и воспели священники вечную память всем православным христианам, убитым татарами на поле Куликовом, между Доном и Мечей. И сам великий князь со своим братом и оставшимися воинами возгласили громким голосом с плачем и слезами многими вечную память» (Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982, с. 194).
С тех пор каждый год суббота, предшествующая дню памяти Димитрия Солунского, посвящается христианскому поминовению усопших, в первую очередь – поминовению воинов, «на поле брани за Отечество жизнь свою положивших» [2] [3] .
Юрий Рубан
канд. ист. наук, канд. богословия
Заупокойное Апостольское чтение
1Фес.4:13-17. – Зачало 270
[О воскресении мертвых]
Братья, мы не хотим, чтобы вы не знали об усопших (или: об усыпающих), чтобы вы не печалились, как и прочие, не имеющие надежды. Ведь если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших – через Иисуса – Бог приведёт [вместе] с Ним.
Это ведь мы говорим вам словом Господним [*] , что мы, живущие, остающиеся до пришествия Господня, отнюдь не опередим усопших; потому что Сам Господь при призывном кличе (букв. в приказании), при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и сначала воскреснут мёртвые во Христе; затем мы, остающиеся живые, вместе с ними будем подняты (букв. будем схвачены) в облаках на встречу Господа в воздух; и так всегда с Господом будем.
Заупокойное Евангельское чтение
[Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям]: «Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю вам: Слушающий Моё слово и верящий Пославшему Меня имеет жизнь вечную, и в суд не приходит, но он перешел от смерти в жизнь.
Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю вам, что приходит час, и теперь уже настал, когда мёртвые будут слышать голос Сына Божия – и услышавшие будут жить. Ведь как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть творить суд, потому что Он – Сын Человеческий.
Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, в который все, находящиеся в гробницах, будут слышать Его голос, и выйдут: делавшие доброе – в воскресение жизни, а делавшие дурное – в воскресение суда (греч. эн анастасин крисеос [**] ).
Я ничего не могу делать Сам от Себя: как слышу – так и сужу, и суд Мой справедлив; потому что не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня [Отца]».
Примечания
[1] Хочу напомнить, что в XIV веке 8-е сентября по юлианскому календарю соответствовало 16-му сентября по григорианскому (хотя сам этот календарь был введён позднее). Это и есть исторически безусловная дата Куликовской битвы. Поэтому попытки отмечать это событие в настоящее время 21 сентября, совмещая с праздником Рождества Богородицы, основаны на элементарной хронологической безграмотности. (Рождество Богородицы приходится на 21 сентября по григорианскому календарю только в XX—XXI столетиях; в XXII веке сместится на 22 сентября и т. д.)
[2] Ради исторической справедливости следует сделать уточнение. Эта суббота – наш национальный поминальный день, основанный на предании. Поэтому Димитриевской субботы нет ни греческом, ни даже в Русском официальном Церковном уставе (Типиконе). Непосредственное участие в его установлении Димитрия Донского тоже подвергается обоснованному сомнению. Как пишет известный автор многократно переиздававшегося руководства по богослужебному уставу, «Димитрий Донской, после погребения убитых на побоище, приказал там совершить панихиду по ним. Затем, возвратясь в Москву 21 сентября (29 сентября по григорианскому календарю. – Ю. Р.), повелел по всем церквам её отправить панихиду об убиенных. Наконец, по прибытии в Троице-Сергиеву лавру, приказал и там совершить панихиду (Русская летопись по Никоновскому списку, изд. Имп. Академии наук, т. IV, с. 124). В летописях не сказано, чтобы Димитрий Донской указал для поминовения воинов субботу пред Дмитриевым днем », то есть пред днём своего тезоименитства. «Естественно думать, что после кончины его назначена суббота пред Димитриевым днём для поминовения усопших» (Никольский К., протоиерей. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. М., 1995, с. 506, прим. 1)
[3] При определении даты Димитриевской субботы в конкретном году надо учитывать следующие календарно-богослужебные поправки (во избежание путаницы, далее все даты – по новому стилю). Если память Димитрия Солунского (8 ноября) приходится на воскресенье, то мы получаем самую позднюю Димитриевскую субботу – 7 ноября. Если же память Димитрия Солунского приходится на субботу, то эта суббота не может быть родительской – и панихида переносится на предшествующую субботу (1 ноября). Но если с субботой перед памятью св. Димитрия совпадает праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября), то Димитриевская суббота совершается ещё одной неделей ранее. Исходя из этих правил, можно легко определить, что самая ранняя Димитриевская суббота может быть 28 октября.
[*] «Словом Господним» в Древней Церкви называли изречения церковных пророков. Наиболее важные запоминались и в процессе формирования Предания становились миссионерскими или литургическими формулами. (Благодарю за это уточнение архимандрита Ианнуария. – Ю. Р.)
[**] Хорошо знакомое нам греческое слово крисис переводится как «разделение», «суждение», «суд», «приговор», «спор», «выбор», «окончание», «переломный момент», «кризис». Вопреки однозначно отрицательному мещанскому значению («ох, когда же закончится этот очередной проклятый кризис и наступит желанная стабильность»!), разумный христианин всегда пребывает в состоянии крисиса – то естьв состоянии духовного трезвения и суда над своими мыслями, желаниями и поступками. Так он готовится к тому, чтобы последний и окончательный Страшный Суд (= Страшный Кризис!) Божий не стал для него неожиданным и «страшным» в прямом смысле этого слова.