0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Князь жевахов воспоминания

Князь жевахов воспоминания

Воспоминания. Том 1. Сентябрь 1915 – Март 1917

В жизни каждого человека, как в зеркале, отражаются промыслительные пути Божии, и в этом может убедиться каждый, кто рассмотрит свою жизнь с этой точки зрения. Все случайное и непонятное, все то, что является часто результатом непродуманных действий и поспешных решений, все так называемые удачи и неудачи в жизни, радости и печали, все это, рассматриваемое в связи с конечными итогами жизни, являет удивительную и стройную цепь причин и следствий, свидетельствующую о Том, Кто управляет судьбами мира и человека, подчиняя их Своим непреложным законам.

Рассматриваемая с этой точки зрения, жизнь каждого человека явилась бы поучительным свидетельством тех откровений Божьих, какие никогда не прекращались, тех неустанных забот, предупреждений, предостережений и безмерных милостей, какие постоянно изливались Господом на грешных людей и какие бы обогатили человечество новыми запасами потустороннего знания, если бы люди были более внимательны к окружающему, менее горды и не отрицали бы того, чего, по уровню своего духовного развития, не понимают.

Беглыми штрихами я зарисовал один из эпизодов моей жизни, приведший к знакомству с Императрицей Александрой Феодоровной, память о Которой будет всегда жить в моем сердце, полном глубочайшего преклонения перед высотой и чистотой Ее духовного облика.

Еще задолго до своего личного знакомства с Ее Величеством, я знал от близких ко Двору лиц природу той атмосферы, какая окружала Двор, знал содержание духовной жизни Царя и Царицы, Их преимущественные влечения и интересы. Но знал я также и то, что среди близко стоявших к Царской Семье лиц не было почти никого, кто бы понимал природу духовного облика Их Величеств и давал бы ей верную оценку. Густая толпа чуждых мне по убеждениям лиц, плотным кольцом окружавшая Двор, заслонявшая от народа Царя и Царицу, ревниво оберегала свои привилегии царедворцев и никого не подпускала к Царю. При этих условиях, у меня не могло быть даже мысли о личном знакомстве с Их Величествами, и таковое никогда бы не состоялось, если бы Св. Иоасаф Белгородский чудесно не привел меня в 1910 году к Государю Императору, а в 1915 году к Императрице.

С этого последнего события в моей жизни, полного глубокого мистического содержания, я и начну.

Я писал свои «Воспоминания» по памяти, наскоро, между делом, и допускаю неточности в датах, некоторые отступления от выражений, взятых в кавычки, и даже незначительные мелкие ошибки, не говоря уже о пропусках, вызванных тем, что не все сохранилось в памяти. Но эти дефекты не отразились на главном, на существе приводимых фактов. Факты эти были, и оттого, что их могут не признать уста не желающих это сделать, от этого они не исчезнут ни из истории, ни из совести этих лиц.

Останавливаясь на некоторых фактах, имевших личное значение, с некоторыми, быть может, излишними подробностями, я не желал бы, однако, чтобы меня заподозрили в намерениях, каких не было у меня. Я имел в виду не личную реабилитацию, но реабилитацию старой России, ее старого уклада жизни, основанного на старых истинах, возвещенных Господом нашим Иисусом Христом и так жестоко подмененных новыми теориями человеческого измышления: реабилитацию всего, что было уничтожено и оплевано для успеха революционных достижений. В частности, я желал показать:

1. Высоту нравственного величия и чистоты Государя Императора и Государыни Императрицы, на которой Они стояли и которую толпа не понимала только потому, что эта высота была уже недосягаема для уровня среднего человека; желал подчеркнуть преступления одних и недомыслие других, допускавших самый факт общения Их Величеств с людьми недостойными.

2. Я желал показать, до чего велик был дурман, проникший во все слои русского общества и охвативший даже правительство и армию, если в разрушении русской государственности принимали участие не только враги России, но и те, коим была вверена охрана России и которые стояли на страже ее интересов.

3. Я желал показать, насколько велико было отступление русского общества от веры в Промысел Божий и до чего возгордился человек, забывший, что судьбы мира и человека находятся в руках Божиих и что нарушение установленных Богом законов влечет неизбежную гибель человека и всех его начинаний, по завету Божьему: «Мне отмщение – Аз воздам».

Подворье Святителя Николая.

9/22 Марта 1923 г.

Многие русские эмигранты пишут свои воспоминания; многие, с различных точек зрения, стремятся подвести итоги пережитым годам испытаний, выпавших на русскую долю.

Когда такие записки, воспоминания или заметки обрисовывают события искренно, правдиво и добросовестно, когда они написаны вне предвзятых мыслей, пристрастных предубеждений и тенденциозной партийности, – они всегда интересны и представляют собой более или менее ценный и содержательный вклад в том материале, которым впоследствии будут пользоваться историки, изучая, в объективном отдалении от наших переживаний, современную нам эпоху. Кроме того, все эти мысли и мнения, увековеченные печатным словом, полезны и для современников, помогая им разбираться в весьма сложных явлениях нашего лихолетия и приходить к обобщающим выводам.

Еще больше интереса приобретает подобная литература в тех случаях, когда автором ее является кто-либо из людей, выдвинутых на верхи жизни государственной или общественной, влиявший, или по крайней мере пытавшийся влиять, на очередные повороты колеса Истории.

Среди такого рода «воспоминаний» совершенно исключительное место должна занять книга князя Николая Давидовича Жевахова, по глубокому своему содержанию, по вложенной мысли, по легкому, интересному и талантливому изложению, по чарующей искренности, которой от нее веет. Я почел для себя особою честью издать эту книгу, и ее появление в печати доставляет мне высокое нравственное удовлетворение.

Думаю, что, ознакомившись с трудом князя, такое же удовлетворение получит каждый чуткий, вдумчивый и честный русский человек, исповедующий монархические убеждения, преследующий национальные идеалы, христиански думающий и чувствующий.

Много есть причин, почему так должно быть: многие характерные штрихи, которыми отмечены «Воспоминания» князя, обеспечивают успех книги среди русских читателей.

Я не буду говорить о себе, ибо я могу быть пристрастен: очень уж я очарован книгой; очень уж полно мое чувство солидарности с каждой мыслью, с каждым замечанием, с каждым выводом князя. Но, рассуждая совершенно объективно, вне личных впечатлений, достоинства книги сами за себя говорят и, разумеется, в «рекламе» (да простится мне это пошлое слово) не нуждаются.

Я, однако, останавливаюсь на них, но конечно не для рекламы, а для запечатления того большого значения, какое будет иметь книга в русской жизни, как только эта жизнь вновь вступит в здоровое русло христианской и национальной эволюции.

Все мы числимся Христианами, по нашим актам крещения и паспортам, но только некоторая часть из нас составляет меньшинство Христиан верующих и способных воспринимать религиозные настроения; еще меньше тех, кто мистически чувствует; еще гораздо меньше таких, которые во всем существе своем мистически проникнуты религиозными верованиями и идеалами; наконец, совсем мало тех одухотворенных людей, которые никогда не расстаются со своим ярко зажженным факелом Веры, освещая им свой жизненный путь, и от видимой всеми «реальности» жизни не отделяют той, для большинства невидимой, но всегда действенной и видимой для избранных, реальности, которая составляет духовную область жизни, основной и всеобъемлющий ее смысл.

К этому последнему меньшинству принадлежит князь Жевахов. И среди этого-то меньшинства, мало известного широким светским кругам русского общества, отодвинувшегося от шума мирской суеты, мудрая и чуткая духом и сердцем наша Государыня Императрица Александра Федоровна сумела найти и избрать, и посоветовать помощника Государю для важнейшего отдела государственного управления, для Управления Церковного.

Воспоминания. Том 1

Скачать книгу в формате:

Аннотация

Воспоминания. Том 1. Сентябрь 1915 – Март 1917

В жизни каждого человека, как в зеркале, отражаются промыслительные пути Божии, и в этом может убедиться каждый, кто рассмотрит свою жизнь с этой точки зрения. Все случайное и непонятное, все то, что является часто результатом непродуманных действий и поспешных решений, все так называемые удачи и неудачи в жизни, радости и печали, все это, рассматриваемое в связи с конечными итогами жизни, являет удивительную и стройную цепь причин и следствий, свидетельствующую о Том, Кто управляет судьбами мира и человека, подчиняя их Своим непреложным законам.

Рассматриваемая с этой точки зрения, жизнь каждого человека явилась бы поучительным свидетельством тех откровений Божьих, какие никогда не прекращались, тех неустанных забот, предупреждений, предостережений и безмерных милостей, какие постоянно изливались Господом на грешных людей и какие бы обогатили человечество новыми запасами потустороннего знания, если бы люди.

Отзывы

Популярные книги

  • 39661
  • 3
  • 1

Между нами горы

  • 30534
  • 18
  • 9

English Grammar in Use

  • 60447
  • 11

Евгений Водолазкин – прозаик, филолог. Автор бестселлера “Лавр” и изящного historical fiction “Солов.

Авиатор

  • 38793
  • 3
  • 7

Алексей Пехов Страж. Тетралогия Страж История первая Ведьмин яр Ворон на ржаном поле не.

Страж. Тетралогия

  • 68805
  • 3
  • 13

Третья часть из цикла книг Ренсома Риггза, «Дом странных детей». Джейкоб, Эмма и пес Эддисон отправл.

Библиотека душ(ЛП)

  • 61695
  • 7
  • 10

Я — Страж Огня! Если не согласны, предъявите свои претензии моему стражу, каменному дракону! Нет п.

Страж огня

Дорогой читатель. Книгу «Воспоминания. Том 1» Жевахов Николай Давидович вероятно стоит иметь в своей домашней библиотеке. Грамотно и реалистично изображенная окружающая среда, своей живописностью и многообразностью, погружает, увлекает и будоражит воображение. В заключении раскрываются все загадки, тайны и намеки, которые были умело расставлены на протяжении всей сюжетной линии. Одну из важнейших ролей в описании окружающего мира играет цвет, он ощутимо изменяется во время смены сюжетов. Мягкая ирония наряду с комическими ситуациями настолько гармонично вплетены в сюжет, что становятся неразрывной его частью. Невольно проживаешь книгу – то исчезаешь полностью в ней, то возобновляешься, находя параллели и собственное основание, и неожиданно для себя растешь душой. С первых строк понимаешь, что ответ на загадку кроется в деталях, но лишь на последних страницах завеса поднимается и все становится на свои места. Удивительно, что автор не делает никаких выводов, он радуется и огорчается, веселится и грустит, загорается и остывает вместе со своими героями. Диалоги героев интересны и содержательны благодаря их разным взглядам на мир и отличием характеров. Периодически возвращаясь к композиции каждый раз находишь для себя какой-то насущный, волнующий вопрос и незамедлительно получаешь на него ответ. Просматривается актуальная во все времена идея превосходства добра над злом, света над тьмой с очевидной победой первого и поражением второго. «Воспоминания. Том 1» Жевахов Николай Давидович читать бесплатно онлайн будет интересно не всем, но истинные фаны этого стиля останутся вполне довольны.

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0

Новинки

«Сезон гроз» – история о ведьмаке Геральте, написанная спустя почти 15 лет после окончания основн.

Сезон гроз. Дорога без возврата

«Сезон гроз» – история о ведьмаке Геральте, написанная спустя почти 15 лет после окончания основн.

Читать еще:  Как поминать на 9 день

  • 4

Цикл книг «Огни Бездны» повествует о приключениях Эла-Угонщика – человека, который ещё ребёнком бы.

Звёздный угонщик

Цикл книг «Огни Бездны» повествует о приключениях Эла-Угонщика – человека, который ещё ребёнком бы.

Князь жевахов воспоминания

Войти

Достаточно прочитать вложенную автором в уста митрополита Питирима (Окнова) апологию, защищающую митрополита от обвинений в гомосексуализме. Любой читатель, не подозревавший ранее об этом обстоятельстве, тут же воскликнет: «Вот п. с!».
Отличная парная книга к этим воспоминаниям — мемуары протопресвитера армии о. Георгия Шавельского (линк). Шавельский, как-то особенно ненавидевший Жевахова, не пожалел для него места в своей книге. В результате ряд событий рассказывается Жеваховым и Шавельским параллельно, но только с противоположными оценками.

Пересказ интересных мест.
Эпизод с иконой в Ставке. 1915 год. На собрание православного Братства св.Иоасафа врывается странный человек. Это военный врач полковник О. Он спешит сообщить удивительную весть — во сне ему явился св. Иоасаф и поведал сокровенную тайну: надо взять Песчанский образ Божией Матери и пронести его по линии фронта, и Бог тут же дарует русской армии победу над немцами. Полковник подвергся большим неприятностям, пытаясь донести до мира свое послание — его держали в сумасшедшем доме. Жевахов встревожен — как же донести до Императора столь важные сведения. Люди в наше время совсем потеряли веру, и если он попробует передать информацию по официальной линии, то подвергнется, как доктор О., осмеянию и позору, а до Императора ничего не донесут. Жевахов решает передать сведения через Императрицу. Он ищет связи, и пересказывает свою историю нескольким придворным лицам, и наконец через придворных чинов ему передают Высочайшее повеление Императрицы ехать с иконой в Ставку. Очень странно — Жевахову при этом не выдают никакого официального письменного поручения. Жевахов с помпой грузит икону в поезд и отправляется в Ставку. Вот поезд прибывает в ставку и о ужас! никто его не встречает. Где крестный ход, где звон колоколов? Наконец присылают простой грузовик, и икону отвозят в храм. Но для чудотворной иконы не приготовлено никакого места, и ее ставят на пол в углу! В храм приходит царь, проходит мимо иконы, ее не замечая. Жевахов догадывается, что никто не доложил царю о грядущем великом чуде и спасении России. Жевахов, негодуя, идет к протопресвитеру Шавельскому. «Да разве мыслимо носить эту икону по фронту?»- говорит Шавельский — «В ней два пуда весу. Все это Ваша мистика; это Петербург ничего не делает,ему и снятся сны, а нам . некогда заниматься пустяками». «Так неужели Вы дерзаете вовсе не исполнить повеления святителя? — спросил я изумленно — Некогда! С утра до ночи люди за работою! — отрезал Шавельский.» Великое чудо не может совершиться из-за маловерия и холодности Шавельского! Жевахов мечется, ищет пути, но все демонстрируют ему неодобрение. И даже получает аудиенцию у государя. Но и Государь выслушивает его индифферентно. Икону на фронт не увозят, чуда спасения России не происходит, Россия в скором времени погибает.
Окончание истории от Шавельского, Жевахов уезжает из Ставки и забирает икону: «После этого Жевахов ударил по левой и правой створке (иконы), как бы невидимого врага в правую и левую щеку, закрыл таким образом футляр, схватил его подмышку и, злобно бормоча что-то, пошел к выходу. Сопровождая его, я вышел на паперть храма, где стоял ожидавший Жевахова открытый автомобиль. Подойдя к автомобилю, он бросил ее (икону) на сиденье, а затем вошел в него, запахнулся в свою Николаевскую шинель и уселся на икону. Когда Семейкин подбежал к нему и крикнул: «На икону сели, ваше сиятельство», то «сиятельство», не обращая внимания на это предупреждение, крикнуло шоферу: «На вокзал», и так уехало. Семейкин, повернувшись ко мне, сказал: «Какой же он сукин сын!» На это я ему ответил: «Вероятно, не получил награды»».
Речь В.Н.Львова в Думе. Циркулируют слухи о том, что Жевахов, по требованию Императрицы, будет назначен товарищем обер-прокурора Синода. Жевахов не верит слухам и не стремится к служебному продвижению. Он заходит к обер-прокурору Синода Волжину (не по делу, просто так). Вдруг Волжин начинает нервничать. «Куда бы Вас пристроить?». Он достает штатное расписание и начинает извиняющимся тоном объяснять Жевахову, что вакансии заняты, а никого просто так не уволить. Наконец, предлагается должность члена училищного совета. Благородный Жевахов отказывается. Вскоре депутат В.Н.Львов произносит в Думе речь. Он сообщает что к Волжину нагло явился некто кн. Жевахов и требует от него найти должность с окладом не менее 10.000 руб. Вакансий нет, Жевахов напирает. Волжин вынужден придумать для него должность члена училищного совета и выделить деньги на жалованье из сумм от свечей. Теперь каждый, кто ставит свечку, должен знать, что доход пойдет на содержание проходимца. Жевахов негодует и пишет опровержение. Премьер А.Ф.Трепов категорически запрещает публиковать опровержение.

Выводы и наблюдения.
1. Никто, кроме Вырубовой, не сознается открыто в связях с Распутиным. Все лица, единогласно признаваемые обществом за «распутинцев», отпираются от этой репутации как могут.
2. Распутинская партия в церкви находится в полнейшей изоляции. Там, где императрица давит прямо, ее креатуры продвигают. Как только императрица отворачивается, все начинают пакостить распутинцам как могут.
3. В Синоде (1916) морально тяжелая обстановка, он дезорганизован дрязгами. Сталкиваются прямой напор со стороны партии Распутина-Императрицы (меньшинство) и саботаж со стороны большинства. Митрополит Питирим так затравлен, что боится открывать в Синоде рот. Церковь практически неуправляема, раздражение против Императрицы огромное. Не удивительно, что впоследствии церковь в пять минут забыла про царя и стала молиться за Временное правительство.
4. Во время Гражданской войны (на территории белых) распутинцев избегают как чумы. Митрополит Питирим стал изгоем, он затравлен, живет в антисанитарии и нищете без малейшей поддержки коллег.
5. Искать служебного продвижения и наград, подбираясь к Императрице под предлогом православного благочестия — позор в глазах общества. Поразительно, что при этом подлизательство к Императору и старшей Императрице под любыми предлогами — совершенно нормальное занятие. Видно, что проблема не в подлизательстве или православности, а в совершенно одиозной репутации Императрицы.
6. Разного рода свары заслоняют собой приближающуюся революцию. Люди увлечены карьерными мелочами, и продолжают мечтать о всяческой фигне (орден), не подозревая, что через полгода все полетит к чертовой матери.

Николай Жевахов — Воспоминания. Том 1. Сентябрь 1915 – Март 1917

Николай Жевахов — Воспоминания. Том 1. Сентябрь 1915 – Март 1917 краткое содержание

Воспоминания. Том 1. Сентябрь 1915 – Март 1917 читать онлайн бесплатно

Воспоминания. Том 1. Сентябрь 1915 – Март 1917

В жизни каждого человека, как в зеркале, отражаются промыслительные пути Божии, и в этом может убедиться каждый, кто рассмотрит свою жизнь с этой точки зрения. Все случайное и непонятное, все то, что является часто результатом непродуманных действий и поспешных решений, все так называемые удачи и неудачи в жизни, радости и печали, все это, рассматриваемое в связи с конечными итогами жизни, являет удивительную и стройную цепь причин и следствий, свидетельствующую о Том, Кто управляет судьбами мира и человека, подчиняя их Своим непреложным законам.

Рассматриваемая с этой точки зрения, жизнь каждого человека явилась бы поучительным свидетельством тех откровений Божьих, какие никогда не прекращались, тех неустанных забот, предупреждений, предостережений и безмерных милостей, какие постоянно изливались Господом на грешных людей и какие бы обогатили человечество новыми запасами потустороннего знания, если бы люди были более внимательны к окружающему, менее горды и не отрицали бы того, чего, по уровню своего духовного развития, не понимают.

Беглыми штрихами я зарисовал один из эпизодов моей жизни, приведший к знакомству с Императрицей Александрой Феодоровной, память о Которой будет всегда жить в моем сердце, полном глубочайшего преклонения перед высотой и чистотой Ее духовного облика.

Еще задолго до своего личного знакомства с Ее Величеством, я знал от близких ко Двору лиц природу той атмосферы, какая окружала Двор, знал содержание духовной жизни Царя и Царицы, Их преимущественные влечения и интересы. Но знал я также и то, что среди близко стоявших к Царской Семье лиц не было почти никого, кто бы понимал природу духовного облика Их Величеств и давал бы ей верную оценку. Густая толпа чуждых мне по убеждениям лиц, плотным кольцом окружавшая Двор, заслонявшая от народа Царя и Царицу, ревниво оберегала свои привилегии царедворцев и никого не подпускала к Царю. При этих условиях, у меня не могло быть даже мысли о личном знакомстве с Их Величествами, и таковое никогда бы не состоялось, если бы Св. Иоасаф Белгородский чудесно не привел меня в 1910 году к Государю Императору, а в 1915 году к Императрице.

С этого последнего события в моей жизни, полного глубокого мистического содержания, я и начну.

Я писал свои «Воспоминания» по памяти, наскоро, между делом, и допускаю неточности в датах, некоторые отступления от выражений, взятых в кавычки, и даже незначительные мелкие ошибки, не говоря уже о пропусках, вызванных тем, что не все сохранилось в памяти. Но эти дефекты не отразились на главном, на существе приводимых фактов. Факты эти были, и оттого, что их могут не признать уста не желающих это сделать, от этого они не исчезнут ни из истории, ни из совести этих лиц.

Останавливаясь на некоторых фактах, имевших личное значение, с некоторыми, быть может, излишними подробностями, я не желал бы, однако, чтобы меня заподозрили в намерениях, каких не было у меня. Я имел в виду не личную реабилитацию, но реабилитацию старой России, ее старого уклада жизни, основанного на старых истинах, возвещенных Господом нашим Иисусом Христом и так жестоко подмененных новыми теориями человеческого измышления: реабилитацию всего, что было уничтожено и оплевано для успеха революционных достижений. В частности, я желал показать:

1. Высоту нравственного величия и чистоты Государя Императора и Государыни Императрицы, на которой Они стояли и которую толпа не понимала только потому, что эта высота была уже недосягаема для уровня среднего человека; желал подчеркнуть преступления одних и недомыслие других, допускавших самый факт общения Их Величеств с людьми недостойными.

2. Я желал показать, до чего велик был дурман, проникший во все слои русского общества и охвативший даже правительство и армию, если в разрушении русской государственности принимали участие не только враги России, но и те, коим была вверена охрана России и которые стояли на страже ее интересов.

3. Я желал показать, насколько велико было отступление русского общества от веры в Промысел Божий и до чего возгордился человек, забывший, что судьбы мира и человека находятся в руках Божиих и что нарушение установленных Богом законов влечет неизбежную гибель человека и всех его начинаний, по завету Божьему: «Мне отмщение – Аз воздам».

Читать еще:  Дмитриевская родительская суббота что это значит

Подворье Святителя Николая.

9/22 Марта 1923 г.

Многие русские эмигранты пишут свои воспоминания; многие, с различных точек зрения, стремятся подвести итоги пережитым годам испытаний, выпавших на русскую долю.

Когда такие записки, воспоминания или заметки обрисовывают события искренно, правдиво и добросовестно, когда они написаны вне предвзятых мыслей, пристрастных предубеждений и тенденциозной партийности, – они всегда интересны и представляют собой более или менее ценный и содержательный вклад в том материале, которым впоследствии будут пользоваться историки, изучая, в объективном отдалении от наших переживаний, современную нам эпоху. Кроме того, все эти мысли и мнения, увековеченные печатным словом, полезны и для современников, помогая им разбираться в весьма сложных явлениях нашего лихолетия и приходить к обобщающим выводам.

Еще больше интереса приобретает подобная литература в тех случаях, когда автором ее является кто-либо из людей, выдвинутых на верхи жизни государственной или общественной, влиявший, или по крайней мере пытавшийся влиять, на очередные повороты колеса Истории.

Среди такого рода «воспоминаний» совершенно исключительное место должна занять книга князя Николая Давидовича Жевахова, по глубокому своему содержанию, по вложенной мысли, по легкому, интересному и талантливому изложению, по чарующей искренности, которой от нее веет. Я почел для себя особою честью издать эту книгу, и ее появление в печати доставляет мне высокое нравственное удовлетворение.

Думаю, что, ознакомившись с трудом князя, такое же удовлетворение получит каждый чуткий, вдумчивый и честный русский человек, исповедующий монархические убеждения, преследующий национальные идеалы, христиански думающий и чувствующий.

Много есть причин, почему так должно быть: многие характерные штрихи, которыми отмечены «Воспоминания» князя, обеспечивают успех книги среди русских читателей.

Я не буду говорить о себе, ибо я могу быть пристрастен: очень уж я очарован книгой; очень уж полно мое чувство солидарности с каждой мыслью, с каждым замечанием, с каждым выводом князя. Но, рассуждая совершенно объективно, вне личных впечатлений, достоинства книги сами за себя говорят и, разумеется, в «рекламе» (да простится мне это пошлое слово) не нуждаются.

Я, однако, останавливаюсь на них, но конечно не для рекламы, а для запечатления того большого значения, какое будет иметь книга в русской жизни, как только эта жизнь вновь вступит в здоровое русло христианской и национальной эволюции.

Все мы числимся Христианами, по нашим актам крещения и паспортам, но только некоторая часть из нас составляет меньшинство Христиан верующих и способных воспринимать религиозные настроения; еще меньше тех, кто мистически чувствует; еще гораздо меньше таких, которые во всем существе своем мистически проникнуты религиозными верованиями и идеалами; наконец, совсем мало тех одухотворенных людей, которые никогда не расстаются со своим ярко зажженным факелом Веры, освещая им свой жизненный путь, и от видимой всеми «реальности» жизни не отделяют той, для большинства невидимой, но всегда действенной и видимой для избранных, реальности, которая составляет духовную область жизни, основной и всеобъемлющий ее смысл.

К этому последнему меньшинству принадлежит князь Жевахов. И среди этого-то меньшинства, мало известного широким светским кругам русского общества, отодвинувшегося от шума мирской суеты, мудрая и чуткая духом и сердцем наша Государыня Императрица Александра Федоровна сумела найти и избрать, и посоветовать помощника Государю для важнейшего отдела государственного управления, для Управления Церковного.

Как я уже упомянул, «Воспоминания» князя написаны чрезвычайно откровенно и искренно: в каждом слове чувствуется, что оно исходит из души ясной и светлой, и что автор говорит с читателем «как на духу», раскрывая весь свой богатый запас знаний, мыслей и чувств. Нету фальши, нету притворства, нет пристрастного желания выставить себя другим, чем есть на самом деле. И потому читатель, прочитавши книгу, знает автора и, как мне думается, не может не относиться к нему сочувственно.

Узнавши автора, читатель неминуемо приходит к заключению, что для возглавления управления Православною Церковью трудно было сделать лучший выбор, как не остановившись на этом right man in the right place.

И лишний раз русский читатель поймет и оценит, увы, – запоздалым сожалением или укором совести, как проникновенно, как участливо и добросовестно наши Государь и Государыня относились к трудному, ответственному, великому делу, Божией Волей предназначенному Божиему Помазаннику, Которого, в годы благостного Его Правления, Россия не доросла оценить, Которым позорно мало дорожила и Которого малодушно не сумела оберечь.

Воспоминания. Том 2, стр. 126

Вспоминая все эти дивные заступления Божией Матери в годины бедствий народных, действительно нужно обратить нам глубокое внимание на изложенное выше сообщение кн. Н.Жевахова о «Свыше указанном пути ко спасению России», где так трогательно описано повеление св. Иоасафа, Белгородского чудотворца. И надо сознаться и покаяться, что в последнее время, как в Японскую, так и в великую войну с Германией, эти святые заветы благочестивых наших предков были отвергнуты – и в результате на наших глазах ужасная гибель нашей родины.

Увы, отклика не последовало, повеление св. Иоасафа и до сих пор не исполнено, огромное большинство русских беженцев даже не слышало о Песчанском Образе Матери Божией и, может быть, даже до сих пор не знает, в чем причина его унижения и где искать спасения.

КНЯЗЬ НИКОЛАЙ ДАВИДОВИЧ ЖЕВАХОВ (краткий биографический очерк)

Перед современным русским читателем встает вопрос: что за личность князь Н.Д. Жевахов, что им создано и где издано?

Историческое время неустойчиво в мнениях и оценках, слишком бурлив наш век, чтобы составлять окончательные характеристики. И все же попробуем немного рассказать об этом замечательном духовном писателе.

Князь Николай Давидович Жевахов известен в православной среде, главным образом, как составитель замечательных жизнеописаний святителя Иоасафа Горленко, епископа Белгородского и Обоянского. Собранные Жеваховым материалы были выпущены в трех томах в Киеве в 1907-1909 годах, послужив основанием для канонизации этого великого подвижника; причислен к лику святых 4 декабря 1911 года. Нетленные мощи угодника Божия Иоасафа прославлены чудесным образом вновь в 1991 году. Кстати, Николай Давидович был отдаленным потомком рода Горленко, являлся дальним родственником святителя, чья патриотическая деятельность на благо Российской Державы выделяла его на фоне церковных смут первой половины XVIII века. Имея родословные связи с украинскими гетманами предшествующих времен, святитель Иоасаф всеми усилиями поддерживал Императорскую корону, заповедуя Малороссии свободно развиваться и благоденствовать под Русским скипетром. И на этих путях единение двух народов-братьев счастливо держалось, снискав у потомков чувства признательности и благодарности.

Фамилия Горленко владела поместьями в Черниговской губернии, в частности, в Прилуках, в тихом, благопристойном монастырском городке. Было имение и в сельце Линовица, принадлежало Жеваховым вплоть до революционных переворотов 1917 года. К моменту переезда сюда Сергея Нилуса в апреле того же года в сельце этом сохранялся барский особняк и флигель в глубине парка, где на втором этаже и поселился знаменитый издатель «Сионских протоколов», впрочем, ныне куда более известный читающей России как высокого склада духовный писатель и церковный публицист.

В Линовицу Сергей Александрович приехал по настоянию Владимира Давидовича Жевахова (1874-1938), родного брата автора этих «Воспоминаний». В пору Февральской катастрофы Нилус с женой находился в городе Валдае, где они прожили до того без малого пять лет, наслаждались молитвенным покоем вблизи Иверского монастыря. Но грянул гром, взвилась ураганом зачумленная чернь, и февральские события не оставляли надежд на жизнь. Князь Владимир Жевахов уговорил чету Нилусов покинуть Валдай, приютив Сергея Александровича и его жену Елену Александровну в Линовице, своем родовом поместье. Нилусы перебрались на Черниговщину, где еще на время оставались кое-какие законные начала, и с того момента оказываются вне опасности кровавых злодеяний большевиков. А злодеяния эти на Валдае влекли за собой все более ужасные последствия. Сразу после прихода красных банд в городе Валдае вспыхнул повальный террор, унесший жизни почетных людей – священнослужителей, купцов, владельцев мелких промышленных предприятий (крупных здесь не было), педагогов, хозяйственников. Изуверами расстрелян на глазах у его малолетних детей публицист-патриот М.О. Меньшиков. Останься в Валдае Нилус, от злодеев не уберегся бы.

Но он уже был вне опасности, под покровом Божией благодати, в сельце Линовица, где враг покуда не властвовал, пока лишь чувствовалось его дьявольское приближение. Этот период Нилуса отмечен созданием домашней церкви, завершением второй части замечательной книги «На берегу Божьей реки», проявлением здесь чудес и знамений. Одно из таких чудес – явленное по молитвам преподобного Серафима Саровского спасение настоятеля Густынского монастыря схиархимандрита Иоасафа, а вместе с ним и четы Нилусов.

Скажем вкратце и о деятельности князя Николая Давидовича Жевахова, в прошлом служившего товарищем обер-прокурора Святейшего Синода, а в советские годы безстрашно и ревностно собиравшего факты о зверствах в зачумленной большевизмом России. Свои скитания по революционным столицам и Крыму он затем живо отобразил во втором томе своих «Воспоминаний». Ныне его книги становятся настольными для каждого патриота, вставшего на путь духовного возрождения Отечества.

Князь Жевахов успел создать еще и третий том «Воспоминаний», но по недостатку средств напечатать его не удалось. Русские беженцы за границей, бедствуя и перебиваясь грошовыми заработками, не всегда могли пособить автору покрыть издательские расходы, а радикально настроенные толстосумы, присвоившие царские средства, патриотам не сочувствовали, подчиняя подкупленные издания распространителям ложных идей. Разомкнутость культур – православно-народной, укорененной в культе, и бездуховной, изымавшей из сердец Христа, которую вернее назвать антикультурой, существовала и в Зарубежье, где главенствовали все те же беды, что и в России.

В наброске к очерку о Нилусе (Новый Сад. 1936) князь Жевахов раскрывает приблизительный состав своего неопубликованного труда. Это, прежде всего, полемические главы, посвященные происхождению и оценке «Сионских протоколов», затем обширная часть с разбором закулисных инсценировок Бернского процесса, весьма показательного по составу и устремленности. Книжка о Сергее Нилусе задумывалась князем как первая часть большой книги, – единственное, что было опубликовано. Возможно, очерк вошел бы в третий том «Воспоминаний».

Николай Давидович долгие годы жил в Италии в городе Бари, где он заведывал Церковно-археологическим кабинетом Святителя Николая Мир-Ликийских Чудотворца. Естественно, живя вдали от Родины, он был в отрыве от событий, совершавшихся там. Не мог знать многого и о жизни Сергея Нилуса в Совдепии, о его мытарствах и мучениях. А те скудные сведения, что получал из вторых рук, нуждались в уточнениях. Зато эпизоды личных встреч с этим великим духовным писателем и другими лицами изображены прекрасно, и мысли, которые овладевали автором очерка, представляют исключительный интерес. Эти мысли помогут современным людям по-новому оценить прошедшее и более проницательно осознать происходящее теперь. Проще сказать, такая книжица не затеряется в безликом море литературы.

Но вернемся к «Протоколам». Почему русские люди не только не довели их до сведения мировой общественности, но и сами вовремя не сумели в них разобраться? Князь Жевахов, хорошо знавший мирской и духовный уклад русской жизни, на это отвечает так:

Читать еще:  Какие образы напоминают нам о пасхе примеры

«Появление «Протоколов» на русском книжном рынке явилось событием чрезвычайным, однако ни правительство, ни широкая публика не сумели оценить его.

Книга успеха не имела и той цели, какую преследовал благородный С.А. Нилус, желая «предупредить правительство о надвигающейся опасности и открыть глаза широкой публике на истинные причины нараставшего в России революционного движения», – не достигла, встретив пренебрежение, равнодушие и непонимание не только со стороны правительства, но и в кругах общественных и даже церковных. Строго говоря, отрицательное отношение к книге части церковных кругов предопределило отношение к ней и со стороны всех прочих. И только еврейская печать, или, точнее, вся русская печать, руководимая евреями, хорошо поняла значение книги и старательно замалчивала ее, из опасения, что она обратит на себя внимание и раскроет карты евреев. Обращаю на этот факт особое внимание для того, чтобы вновь опровергнуть клевету евреев, утверждающих, будто «Протоколы» были изданы русским правительством с целью устройства и оправдания погромов. Если бы это было так, то, наверное, правительство сумело бы и распространить «Протоколы» среди населения в количестве достаточном для ознакомления русского человека с задачами еврейства, его планами и программами.

Воспоминания товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода князя Н. Д. Жевахова

Артикул: 11519
Формат(мм): 170*46*240
Количество страниц: 936
Год издания: 2014
ISBN: 978-5-91102-010-1
Количество в упаковке: 3
Издательство: Царское дело, Санкт-Петербург
Все книги этого издательства

Тип обложки: твердая
Бумага: офсетная
Вес, гр: 1283

[Товар временно отсутствует в продаже]

Книга воспоминаний Николая Давыдовича Жевахова рассказывает о причинах трагических событий, постигших Россию начала двадцатого века уже после них, когда автор находился в эмиграции. Это не просто мемуары высшего сановника, наблюдавшего изнутри все перипетии политической жизни России до 1917 года, но и размышления о том, как страшно и трагично заканчивается судьба людей и империй, потерявших свою связь с Богом и переставших ощущать мистическое начало в повседневной жизни.

Наблюдения из жизни, заметки о событиях того времени, подчеркивают мысль автора о том, что промыслительное участие Божие в жизни каждого человека и общества невозможно без веры и осознания своего места и роли в мироздании, соответствия Божьему Замыслу о своем творении. И на фоне всего происходящего в России перед кровавыми событиями, разразившимися позже, главную причину постигшей Родину катастрофы, князь видел в победе духа времени над духом вечности. В отрыве народного сознания и особенно правящих кругов от духовной жизни, следования законам, установленным Богом, от веры и благочестия.

Дополнительная информация о книге

Том первый
ОТ ИЗДАТЕЛЯ
Предисловие
ГЛАВА 1. Общее Собрание братства Св. Иоасафа
4 сентября 1915 года. Доклад полковника О
ГЛАВА 2. Гофмейстерина Е. А. Нарышкина
ГЛАВА 3. Граф Я. Н. Ростовцов
ГЛАВА 4. Свидание с Обер-Прокурором Св. Синода
А. Н. Волжиным. Прощальная
беседа с протоиереем А. И. Маляревским. Отъезд
из Петрограда
ГЛАВА 5. Белгород и Харьков. Встреча и проводы
Песчанской иконы Божией Матери
ГЛАВА 6. По пути в Ставку. Беседа со священником
Александром Яковлевым
ГЛАВА 7. Прибытие в Могилев
ГЛАВА 8. В Офицерском Собрании
ГЛАВА 9. Протопресвитер Г. И. Шавельский
ГЛАВА 10. Тезоименитство Наследника Цесаревича
ГЛАВА 11. Архиепископ Константин
ГЛАВА 12. Высочайший завтрак
ГЛАВА 13. Беседа с Государем Императором
ГЛАВА 14. Возвращение в Петроград
ГЛАВА 15. Доклад графу Я. Н. Ростовцову
ГЛАВА 16. В Государственной Канцелярии
ГЛАВА 17. Думы
ГЛАВА 18. Аудиенция у Ее Величества
ГЛАВА 19. Правда
ГЛАВА 20. У сестры
ГЛАВА 21. Свидание с А. Н. Волжиным

ГЛАВА 22. Отъезд в Ставку
ГЛАВА 23. Накануне
ГЛАВА 24. Высокопреосвященный Питирим,
митрополит С.-Петербургский и Ладожский
ГЛАВА 25. Назначение Н. Ч. Заиончковского
ГЛАВА 26. Старые песни на новый лад
ГЛАВА 27. Высочайшая аудиенция
ГЛАВА 28. Свечной Съезд. Визит А. Н. Волжина.
Государственный Секретарь
С. Е. Крыжановский
ГЛАВА 29. Разрыв с А. Н. Волжиным
ГЛАВА 30. Оптина Пустынь. Старец Анатолий
ГЛАВА 31. Беседа со Старцем Анатолием
ГЛАВА 32. Отставка А. Н. Волжина. Новый
Обер-Прокурор Св. Синода Н. П. Раев.
Высочайший указ о моем назначении товарищем
Обер-Прокурора
ГЛАВА 33. Выводы
ГЛАВА 34. Высочайшая аудиенция. Отъезд в
Белгород. Курский архиепископ Тихон
Губернатор А. П. Багговут.
Посещение церковно-приходской школы
ГЛАВА 35. Белгород. У раки Святителя Иоасафа.
Преосвященный Никодим,
епископ Белгородский
ГЛАВА 36. Приезд в Харьков. Архиепископ
Антонийи его викарий, епископ
Старобельский Феодор. Начальница Харьковского
женского епархиального
училища Е. Н. Гейцыг

ГЛАВА 37. Печать о моем назначении
ГЛАВА 38. Вступление в должность и первые
впечатления
ГЛАВА 39. Игумения Маргарита (Мария Михайловна
Гунаропуло)
ГЛАВА 40. Политическое настроение
России.Церковно-государственная
деятельность митрополита Питирима
ГЛАВА 41. Речь в покоях С.-Петербургского
митрополита при вручении
высокопреосвященным Питиримом Феодоровской
иконы Божией Матери
ГЛАВА 42. Посещение синодального лазарета
имени Наследника Цесаревича
и речь к раненым воинам 5 октября 1916 года, в
день Тезоименитства
Его Императорского Высочества
ГЛАВА 43. Междуведомственная комиссия по
выработке устава о пенсиях
духовенству
ГЛАВА 44. Комиссия по расследованию
злоупотреблений
при покупке воска за границей
ГЛАВА 45. Лояльность синодальных чиновников
ГЛАВА 46. Думы о прошлом. Роковая эпоха.
Депутация бывших сослуживцев
по Государственной Канцелярии
ГЛАВА 47. Речь члена Государственной Думы П. Н.
Милюкова
1-го ноября 1916 г.

ГЛАВА 48. Член Государственной Думы В. П. Шеин
ГЛАВА 49. Речь члена Государственной Думы В. Н.
Львова 29 ноября 1916 г.
Свидание с А. Н. Волжиным
ГЛАВА 50. Беседа с Председателем Совета
Министров. А. Ф. Треповым
ГЛАВА 51. Аудиенция у Ее Величества
ГЛАВА 52. Министр внутренних дел А. Д.
Протопопов
ГЛАВА 53. Речь к бывшим сослуживцам по
Государственной Канцелярии
ГЛАВА 54. Распутин и Добровольский
ГЛАВА 55. День Св. Иоасафа, 10 декабря 1916 г.
Вызов в Царское Село
к Ее Императорскому Величеству
ГЛАВА 56. Русское богоискательство
ГЛАВА 57. Религиозная атмосфера Петербурга.
Предшественники Распутина — архимандрит
Михаил,
священник Григорий Петров и косноязычный Митя
ГЛАВА 58. Природа русской души. Русские
проблемы духа
ГЛАВА 59. Юродство во Христе. Его содержание и
психология
ГЛАВА 60. Появление Распутина. Старчество и его
природа
ГЛАВА 61. Первые шаги Распутина
ГЛАВА 62. У барона Рауш фон Траубенберга
ГЛАВА 63. Аудиенция Государя Императора,
данная Распутину, и впечатление,

произведенное им на Царя
ГЛАВА 64. Родители Государыни Императрицы
Александры Феодоровны
Приложение. Перевод немецкого текста главы 64:
«Родители Государыни Императрицы Александры
Феодоровны»
ГЛАВА 65. Прибытие Государыни Императрицы
Александры Феодоровны в Россию и ее первые
впечатления
ГЛАВА 66. Духовный облик Императрицы
Александры Феодоровны.
А. А. Вырубова. Знакомство Ее Величества с
Распутиным
ГЛАВА 67. Дурная слава Распутина и ее
последствия
ГЛАВА 68. «Разоблачения» и отношение к ним
Государя и Императрицы
ГЛАВА 69. Борьба с «Царизмом» и ее приемы
ГЛАВА 70. Убийство Распутина
ГЛАВА 71. Аудиенция у Ее Величества. Поездка в
Новгород
ГЛАВА 72.1917 год. Доклад Ее Величеству о
поездке в Новгород.
Высочайший рескрипт на имя начальницы
Харьковского женского
епархиального училища Е. Н. Гейцыг
ГЛАВА 73. Отъезд на Кавказ. Туапсинская
Иверско-Алексеевская
женская община
ГЛАВА 74. Евгения Николаевна Гейцыг

ГЛАВА 75. Прибытие в Ростов. Депутация галичан.
Проф. П. Верховский.
«Самый плохой ученик»
ГЛАВА 76. Прибытие в Туапсе.
Главноначальствующий Сорокин.
Монахиня Мариам. Священник Краснов. Старец
Софроний
ГЛАВА 77. Иверско-Алексеевская община.
Дознание
ГЛАВА 78. Новороссийск, Екатеринодар и
Ставрополь
ГЛАВА 79. Таганрог. Легенда о старце Феодоре
Кузмиче
ГЛАВА 80. Возвращение в Петербург и первые
впечатления
ГЛАВА 81. Первые шаги революции
ГЛАВА 82. Памятное заседание Св. Синода 26
февраля 1917 года
ГЛАВА 83. Облавы
ГЛАВА 84. Торжество хама
ГЛАВА 85. Мой арест
ГЛАВА 86. Первый день заключения
ГЛАВА 87. Наблюдения и заметки
ГЛАВА 88. Отречение Государя
ГЛАВА 89. Страшная ночь
ГЛАВА 90. Беседа с солдатом :.
ГЛАВА 91. Воскрешение мальчика
ГЛАВА 92. Освобождение
ГЛАВА 93. Сестра
ГЛАВА 94. Солдат и его племянник

Заключение
I. Безверие
II. Результаты
III. Суд Божий
Том второй.
Предисловие
Часть первая. 1917 год
ГЛАВА 1. Испытания
ГЛАВА 2. После ареста
ГЛАВА 3. Пребывание у сестры. Отъезд в Киев
ГЛАВА 4. Пребывание в деревне. Возвращение к
сестре
ГЛАВА 5. Тревоги и предчувствия. Отъезд в Киев
ГЛАВА 6. Кончина матери (t 30 октября 1917 г.)
ГЛАВА 7. Киев
1918 год
ГЛАВА 8. Надежды и ожидания
ГЛАВА 9. Осада Киева
ГЛАВА 10. Убийство Митрополита Киевского
Владимира (t 25 января 1918 г.).
ГЛАВА 11. Приход немцев
ГЛАВА 12. Украинский вопрос, его природа и
история
ГЛАВА 13. Гетман Павло Скоропадский
1919 год
ГЛАВА 14. Под властью сатанистов
ГЛАВА 15. Покровский монастырь
ГЛАВА 16. Последние дни пребывания в Киеве.
Татьяна N
ГЛАВА 17. Скит Пречистыя

ГЛАВА 18. Профессор П. Я. Армашевский (t май 1919
г.)
ГЛАВА 19. Князь Д. В. Жевахов (t в июле 1919 г.)
ГЛАВА 20. Г. А. Шечков (t 22 июня 1922 г.)
ГЛАВА 21. Возвращение в Киев
ГЛАВА 22. По пути в Харьков. Ростов-на-Дону
ГЛАВА 23. Пятигорск. Подворье Второ-Афонского
монастыря.
Митрополит Питирим
1920 год
ГЛАВА 24. Екатеринодар. Кончина митрополита
Питирима
ГЛАВА 25. Отъезд из Екатеринодара. Новороссийск
Часть вторая
ГЛАВА 26. Развал России
ГЛАВА 27. Задачи Русской революции
o ГЛАВА 28. Первые шаги
ГЛАВА 29. Методы и способы истребления русского
народа
ГЛАВА 30. I. «Чека» а) Задачи «чека» за границей
ГЛАВА 31. б) Работа «чека» в России
ГЛАВА 32. в) Статьи г. Дивеева «Жертвы долга»
и д-ра В. Марка «Садизм в Советской России»
ГЛАВА 33. г) ГПУ ‘».’Z
ГЛАВА 34. II. Голод и его причины
ГЛАВА 35. III. Нравственные пытки
ГЛАВА 36. Положение детей в Советской России
ГЛАВА 37. «Свобода» печати в Советской России
ГЛАВА 38. Земля Обетованная
Часть третья

ГЛАВА 39. Церковь после революции
ГЛАВА 40. Всероссийский Церковный Собор.
Восстановление патриаршества.
Избрание Патриарха Тихона
ГЛАВА 41. Гонения на Церковь
ГЛАВА 42. Официальные сведения Архиерейского
Синода
Русской Церкви Заграницей
ГЛАВА 43. Беседа с Патриархом Тихоном
ГЛАВА 44. Послание Патриаршего Синода
ГЛАВА 45. Отповедь митрополита Антония на
послание Московского Синода
ГЛАВА 46. Причины
ГЛАВА 47. Церковь и государство
ГЛАВА 48. Природа Русского Самодержавия
ГЛАВА 49. Происхождение власти
ГЛАВА 50. Православная Церковь в России до
революции
ГЛАВА 51. Отношение Русских Царей к Церкви
ГЛАВА 52. Церковно-государственное значение
синодальной обер-прокуратуры
ГЛАВА 53. Государственные задачи Церкви
ГЛАВА 54. Трагедия детской души
ГЛАВА 55. Душевная драма обывателей
ГЛАВА 56. Пастыри и паства
ГЛАВА 57. Епископы и монахи
ГЛАВА 58. Православие и Католицизм
ГЛАВА 59. Дурман
ГЛАВА 60. Уроки революции
ГЛАВА 61. Свыше указанный путь ко спасению

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector