3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каждый день вспоминаю умершего

Почему нужно отпускать мёртвых

Будучи практикующим экстрасенсом и медиумом, я часто работаю с просьбой связаться с умершими. У родных и близких этих ныне покойных людей есть вопросы, которые не были заданы при жизни, несказанные слова, ощущение, что покойные тоже могли бы и должны что-то сказать или передать. Есть неуспокоенные души, которые тревожат живых.

Вынуждена признаться, что эта тема не так проста, как кажется. Очень часто, особенно по прошествии значительного времени, родственники (друзья, любимые) ушедших людей идеализируют последних, забывая о том, что те были обычными людьми с их достоинствами и недостатками. Иногда приходится разочаровывать клиентов.

Работа с мёртвыми — это погружение в глубину, которая несравнима с обычной практикой. Это словно «вытаскивание» духа человека из параллельной реальности, буквально «с того света». Поверьте, мёртвым это не всегда желательно. Если человек вёл праведную жизнь, и (или) если он успокоился в загробном мире, то его дух сообщает об этом, и никаких особых пожеланий к родным он не заявляет. Беспокоить такого мёртвого бессмысленно. Если есть не успокоение, то дух может просить о том, чтобы родные заказали заупокойную молитву в соответствии с той традицией, которую практиковал покойный. Важно понимать, что заупокойная молитва, заказанная в церкви, — не панацея. У меня был случай, когда дочь просила связаться с умершей матерью, а та попросила, чтобы не читали за неё молитв, ей от этого «никак». Дочь подтвердила, что при жизни её мать совершенно не интересовалась религией и ни к какой вере себя не относила, поэтому этот, казалось бы, универсальный способ успокоить мёртвого не сработал совершенно.

Если смерть случайная (например, насильственная, от выстрела или от несчастного случая), то человек может не понять, что с ним случилось, и застрять между мирами. Особо чувствительные люди видят таких умерших, как призраков. Для того чтобы они ушли и не беспокоили живых, им нужно объяснить, что они уже не часть нашего мира, нужно открыть дорогу в мир мёртвых, для этого есть специальные ритуалы. Надо отметить, что эта работа нелёгкая, и призрак не всегда настроен дружелюбно и хочет покинуть территорию. Если покойник считает территорию своей, он будет всячески «выживать» проживающих там живых людей. Например, в моей практике был случай, когда мальчик лет 14 постоянно видел призрака возле своей кровати. Выяснилось, что дом построен на месте старого кладбища. Если дом стоит на месте бывших захоронений, там всегда негативная энергетика, некомфортно спать и просто находиться, дела у проживающих идут плохо, всегда наличествует ощущение беспокойства. Прежде чем там строить дома, настойчиво рекомендуется очистить место от духов и сущностей. Но если место заранее не было очищено (например, освящено в любой традиции), то приходится иметь дело с тем, что есть, и договариваться с конкретной неупокоенной душой.

Также человек, умерший внезапно, может не стать призраком, но просить оставить сообщение для родных. Именно невозможность связаться с теми, кого умерший любил, беспокоит его, поэтому он приходит во сне, пытается что-то донести, и те, кого он любил, испытывают тяжесть на сердце, потому что не могут отпустить. Важно помнить, что информация, которую дают покойники, не всегда стопроцентно верная. Помните, что мёртвые не обладают допуском ко всей информации, эта информация точна, если касается именно этого рода, и задавать вопросы из серии «нужна ли мне эта работа», если покойный никогда не интересовался вашей работой, бессмысленно. Мёртвые — такие же люди, как и мы, только по ту сторону, и они не всесильны.

Нужно отпускать. Не отпускание, когда, например, после смерти дочери родители годами оставляют комнату такой, какая она была при жизни дочери, не убирают с видного места фотографии, постоянно плачут, вспоминают, — мешает и живым, и мёртвым. Иногда люди думают, что покойник их не отпускает, когда на самом деле это они своими думами и мучительными воспоминаниями делают хуже и себе, и духу мёртвого ныне человека. В моей практике был случай, когда прошло 5 лет со смерти девушки, но родители не смогли принять смерть, и в итоге дух мёртвой девушки настроен очень агрессивно и кричит, чтобы его оставили в покое уже, и возникает ощущение, что она мучается от бессонницы, потому что её постоянно дёргают и не дают уснуть и уйти в мир иной. Из милосердия к мёртвой душе отпустите её. Кроме того, иногда мёртвые просят, чтобы их отпустили, потому что видят, сколько страданий такое не отпускание причиняет их родным, и это тоже мешает им уйти.

Наши предки знали о том, как важно дать мёртвым возможность упокоиться, поэтому и поминальные традиции, и религиозные книги напоминают нам о необходимости отпускания. В христианстве и мусульманстве это 3, 9, 40 дней после смерти, годовщина смерти; Радоница, родительские субботы и др. Такие даты существуют для того, чтобы живые помнили о мёртвых, но не слишком часто, чтобы скорбь не мешала ежедневным заботам. Потому что, как бы грустно это ни звучало, жизнь продолжается. Мёртвых не вернуть. В Библии сказано: «Пусть мёртвые хоронят своих мертвецов», — пусть мёртвые остаются в своём мире, нет нужды идти вслед за ними. Именно поэтому в христианстве вдовам полагалось быть в трауре до года, а потом разрешалось выходить замуж снова, в исламе этот срок — 4 месяца и 10 дней (по истечении которых ясно, беременна ли вдова, во избежание недоразумений касательно отцовства в случае повторного брака). Отпустить — не значит забыть. Отпустить — значит признать существование силы, над которой мы не властны, и принять её волю.

Что можно и нужно сделать:

  • Убрать все фотографии с видного места, одежду умершего желательно раздать;
  • время от времени заказывать заупокойные молитвы, если покойный был верующим;
  • если вы не можете найти себе места, попросите умершего прийти к вам во сне, чтобы решить с ним все вопросы; для этой цели можно обратиться к специалистам, но хорошо подумайте, прежде чем это делать.
  • постарайтесь принять, что человек ушёл. Если не можете отпустить умершего человека, обратитесь к специалистам (желательно психологам).
  • не вспоминайте имя умершего всуе (как бы он себя вёл, чтобы думал и т.д.). Вспоминайте хорошими словами то, что действительно было, а не то, что могло бы быть, не создавайте лишних мыслеформ, они вам же и будут мешать жить.

Не тревожьте умерших воспоминаниями!

О ней, как правило, не ведали при жизни человека не только родственники, но порой даже он сам. А речь идёт как раз о Личности человека, которую хорошо знали окружающие, ставшей после смерти тела субличностью. Сама же Душа, когда уходит на перерождение, не возвращается назад к месту своего бывшего «заточения». А вот субличность,, как разумная информационная структура материального мира, будучи даже «запертой» в новом теле, может пользоваться энергиями этого тела (в основном пока не созрела новая Личность). Кратковременно обретая силу, она способна, благодаря своим проекциям, посещать те места и тех людей, к которым имела привязанность в течение своей жизни. Субличность также может проявлять своё действие, когда живые начинают вспоминать о ней (об умершем человеке), наделяя её силой своего внимания. Чем это чревато для человека живущего?

Дело в том, что когда человек начинает вспоминать об умершем, то происходит следующее. Вкладывая в этот процесс своё внимание, нелокализованный страх, астенические эмоции (печаль, уныние, подавленность), возникающие вследствие воспоминания об умершем, человек, говоря языком физики, сообщает субличности дополнительный «заряд» (передаёт силу). А субличность, благодаря этому, активируется. То есть процесс вспоминания живущим умершего подобен мгновенному переносу «заряда» (силы) с одной элементарной частицы на другую, вне зависимости от времени и пространства. Субличность остаётся в новом теле, но её проекция при сообщении этого «заряда» тут же проявляется, точнее, входит в контакт с Личностью человека, который о ней вспоминает. Последний на подсознательном уровне чувствует эту связь с субличностью умершего, такой обмен информацией. По сути, сам же и подпитывает данный контакт своей жизненной энергией. Ничего хорошего от этого не стоит ждать, потому что такой подсознательный информационный обмен с субличностью только усиливает в человеке всплески Животного начала.

Из-за подобного информационного контакта живущий человек начинает проявлять чувство тоски («тяжести»), скорби, зацикливается на мыслях: «был бы он жив, то такого бы со мной не произошло» или «этого бы не было, если бы она была жива», «он бы не допустил, чтобы со мной так поступали» и тому подобное. На самом деле в таких случаях Животное начало просто маскирует потребительские желания этого человека (например, желание реализации своей значимости) под понятие утраченной Любви, порождая в нём тоску о прошлом, продуцируя страх предстоящей смерти и так далее.

От этого страдает как сам вспоминающий, проявляя в себе доминирующие мысли от Животного начала, так и субличность, о которой он вспоминает. Для субличности данный контакт, с одной стороны, это соприкосновение с живительной силой. Но, с другой стороны, такой живой «заряд» даёт ясность осознания своего бездействующего положения и состояния безысходности. И это только добавляет для бывшей Личности (ставшей субличностью) ещё большие мучения. К тому же, такая провокация от Животного начала дополнительно отягощает не только эту субличность, но и Личность человека, в энергетической конструкции которого она находится.

Для лучшего понимания, что в действительности означает для субличности подобный контакт с живущим человеком, рассмотрим это на образном примере. Представьте себе человека идущего по раскалённой пустыне. Он уже обречён. Он почти на грани смерти. Его мучает боль и нестерпимая жажда. И тут на его губы падает с неба маленькая капелька воды. Она не утоляет его жажду, но даёт с одной стороны, ложную надежду на жизнь, точнее, воспоминания о былой жизни, а с другой стороны, чёткое осознание того, что смерть уже неминуема. Это осознание ещё более усиливает муки и страдания обречённого.

Т.е. мы не ведаем, что творим. Это же, получается, своими воспоминаниями, по сути, мы приносим страдания своим бывшим родственникам и сами же потом от этого страдаем. А если заглянуть в историю? Это же как страдают исторические, публичные Личности, точнее уже субличности, которых живые люди вспоминают на протяжении не одного века и даже тысячелетия? Выходит, такие массовые воспоминания ещё более отягощают их страдания…

Если люди, пребывая в доминации Животного начала, вспоминают их с вложением своей эмоциональной силы, то, конечно, это существенно их отягощает, как и тех, кто вспоминает. Но, как прожили свою жизнь здесь, что в ней заслужили, то и получили по своим заслугам там…

10 признаков того, что умершие пытаются общаться с вами

Любимый человек, который только что скончался, будет очень стараться сообщить оставшимся на земле близким, что он в порядке и знает о том, что происходит в их жизни. Если мы не можем чувствовать умерших вокруг нас, они часто дают нам «знак», который мы не можем игнорировать. Человек, которому дали «знак», часто понимает, что сообщение исходит с «другой» стороны, из мира мертвых. Даже если мы не верим в это, то внутренний голос заставит нас задуматься.

Вот десять наиболее распространенных «признаков духа», или признаков умершего, которые люди получают от скончавшихся близких.

1. Они любят играть с электрикой

Мигающая электрическая лампочка, спонтанно включающиеся и отключающиеся электроприборы могут говорить о том, что дух присутствует рядом с вами. Игра с электричеством, кажется, является одним из наиболее распространенных «признаков духа». Это простой способ привлечь наше внимание.

Духи любят мерцать огнями, включать или выключать телевизор или радио или издавать звуковые сигналы без видимой причины. Наши любимые имеют возможность мешать свету и электричеству, потому что теперь они – чистая энергия. Они могут манипулировать техникой, телевизором, микроволновой печью и т. д. В большинстве случаев они просто хотят, чтобы мы знали, что они с нами.

Если ваш телевизор выключен или включен без видимой причины, подумайте, может ли это иметь скрытый смысл:

Какое шоу или канал включен? Это любимое шоу умершего человека? Радио играет их любимую песню?

Когда мерцали лампочки, о чем вы думали? Вы думали о своем любимом человеке? Иногда эта мысль может быть подтверждением того, что ваш безвременно ушедший близкий человек рядом.

2. Они испускают ароматы

Аромат дыма сигарет или запах парфюма, который любил покойный – знак того, что его душа находится поблизости от вас. Мы часто можем сказать, что наши умершие близкие находятся рядом с нами, когда мы чувствуем их запах: духи, цветы, сигарный или сигаретный дым или любой другой запах, связанный с ними.

Иногда не может быть никакого логического объяснения, почему появился тот или иной запах. Этот «знак» может показаться неявным, слабым, едва различимым. Мы часто помним, как пахли наши близкие и родные при жизни. Мы помним характерный одеколон или духи, которыми они наслаждались, или даже запах деятельности, которой они были заняты. Если ваш любимый человек раньше работал с автомобилями и, ни с того, ни с сего, вдруг вы чувствуете запах моторного масла, постарайтесь не бояться. Вместо этого скажите «Привет!».

Читать еще:  Воспоминания о рае пв

3. Они посещают нас через энергию животного

Птица села на подоконник или стукнула в окно, бабочка или жук пролетел мимо вашего лица – это знак, что покойный о вас думает, и дает знать, что он вас помнит и любит.

Наш любимый человек может использовать свою энергию, чтобы управлять насекомым или животным, таким как бабочка, божья коровка, птица или стрекоза, на короткое время. Животное будет делать то, чего обычно не делает, например, садиться на вас, настойчиво стучать в окно, смотреть на вас или «кричать» в вашу сторону.

В бабочек иногда вселяются души умерших

К сожалению, это знак, который некоторые люди совершенно игнорируют. Наши умершие близкие могут пытаться общаться с нами любым невообразимым образом. Используя эти символы, они отправляют нам сообщение, не пытаясь напугать нас. Они дают нам знать: «Я с тобой. Ты не один!».

4. Они кладут что-то на вашем пути

В дороге вас что-то привлекло – мелкая монетка, перышко, какой-то яркий камешек – дух покойного вам хочет что-то сообщить.

Нашим близким нравится подкладывать на нашем пути объекты, которые очень важны для них – снова и снова. Монеты, перья, ключи и камни являются одними из самых распространенных предметов, которые они могут оставить для нас. Какое мы можем найти значение в этих маленьких подарках?

Если вы найдете монету на своем пути, посмотрите на год ее выпуска и подумайте, важен ли этот год для вас и вашего покойного близкого человека. Что может означать этот год?

Если вы найдете камень, лежащий под вашей кроватью, или вы обнаружите, что рубашка вашего близкого находится в странном месте (это не то место, где вы ее положили раньше), это может быть знаком из другого мира. Постарайтесь не бояться и вместо этого скажите «Привет!».

5. Они показывают нам номера

Число, попадающее в поле вашего зрения – на рекламном щите или на циферблате часов, в чеке или в номере автомобиля означает, что вам хотят назначить свидание. Возможно во сне.

Наши близкие могут показать нам цифры, которые имеют отношение к ним или к вам. Это может быть день рождения, годовщина, дата их смерти, время их смерти или даже повторяющиеся цифры, такие как 111, 222, 333, 666 и т. д. Эти цифры могут появляться на часах, рекламных щитах или в любом другом знакомом или незнакомом месте. Они также могут «прийти» к вам от членов семьи, от друзей или даже от незнакомых людей.

Время назначать свидание!

Во время вождения обратите внимание на номерные знаки автомобилей перед вами и на рекламные щиты, мимо которых вы проезжаете. Одними из лучших знаков-чисел «с того света» могут быть наклейки на бампере авто, которое находится прямо перед вами. Если вы обнаружите такой знак и считаете, что ваш близкий общается с вами, успокойтесь и помните – вы не одиноки.

6. Они посещают нас во сне

Сон – яркий, запоминающийся, может свидетельствовать о том, что вас хотят предупредить с того света об опасности. Такой сон вы будете помнить в деталях долго, даже через много лет.

Один из самых простых способов общения с нашими близкими – это наши сны. Сновидение, которое является настоящим посещением духа, будет очень ярким, мирным и детальным. Вы запомните этот сон на всю свою жизнь. Есть несколько характеристик, которые помогут проанализировать осознанное сновидение.

Мир в таком сне кажется почти что реальным

Это очень яркий необычный сон. Иногда это может быть черно-белый сон, и только одежда вашего близкого будет цветной. Иногда дух держит для вас в руках что-то яркое и цветное, чтобы вы смогли это увидеть. Это означает, что вам хотят передать какое-то сообщение в форме слов, физического объекта или даже при помощи телепатии.

Вы можете чувствовать смущение после пробуждения. Вы будете чувствовать себя счастливым, умиротворенным или даже немного бояться того, что испытали во сне. Все, что нужно сделать, это попросить наших любимых прийти, чтобы вы могли встретиться с ними в мире снов. Если, конечно, вы сами хотите их увидеть.

7. Они думают о нас

Спонтанная, непонятно откуда взявшаяся мысль – это сигнал того, что духи с вами хотят связаться и передать сообщение.

Наши любимые не имеют слышимого в реальности голоса, потому что они имеют форму и сущность духа. Поэтому они посылают нам сообщения телепатически. Обратите внимание на мысли, которые иногда просто «вплывают» в вашу голову.

Приведите свой разум в гармоничное состояние

Если что-то, что сказал бы ваш любимый, просто приходит к вам без видимой причины, вероятно, он или она говорит с вами напрямую. Эта форма общения является настоящим благословением! Иногда это не конкретная мысль, это может произойти, подобно лирике песни, которая вдруг сама собой «всплывает» в ваших мыслях. Песни и музыка, как и сны, являются универсальными способами общения с потусторонним миром. Слушайте свои мысли или песни. Вы легко поймете, когда они не ваши – это духи стараются с вами общаться.

8. Они следят за нами

Многие из нас чувствовали это! Чье-то присутствие иногда явственно ощущается, особенно когда мы расслаблены. Когда наше горе ещё свежо, у нас есть острая способность «чувствовать» нашего любимого человека рядом с нами. Для этого есть веская причина. Это просто неправда, что смерть окончательна!

Мы можем продолжать чувствовать присутствие нашего любимого человека после его кончины, потому что он все еще находится вместе с нами. В глубочайшем нашем горе он (или она) пытается найти способ сообщить нам, что он с нами. И когда мы чувствуем, что за нами наблюдают, это значит, что нас защищают и за нами следят. Прежде всего, мы все еще любимы. Мы никогда не одиноки! Чувство, что за вами кто-то наблюдает – это защита и любовь вашего умершего любимого человека.

9. Они заставляют песни звучать в нужное время

Песня, которая часто встречается вам в публичных местах – это знак, что с вами хотят связаться. Обращайте внимание на текст песни, на смысл слов.

Мы знаем, что наш любимый рядом, когда его любимые песни появляются в нужное время с точными словами, которые мы должны услышать. Часто одна и та же песня играет во многих разных местах.

Приучите себя слушать музыку в универмагах, продуктовых магазинах или даже когда вы идете в ресторан.

Какая песня играет, когда вы едете за рулем и включаете радио?

Когда вы смотрите телевизор, какая песня появляется в начале или в конце фильма, который вы смотрите?

Когда вы готовите обед или убираете в квартире, включите музыку и обратите внимание на слова – возможно, вам в этот момент доставляется сообщение «оттуда».

Если ваш любимый человек при жизни любил музыку, это тоже может быть простой формой общения с вами.

10. Они гудят в наших ушах

Если в ухе жужжит – обратите внимание на окрестности, небо, улицу: скорее всего, вы увидите знак от вашего любимого умершего человека.

Поскольку наши близкие говорят с нами, используя другую, более высокую частоту, мы можем иногда услышать звон в ушах, когда они пытаются привлечь наше внимание. Это сигнал для поиска сообщения.

Пчела летит на цветок

Если вы услышали шум в ухе, посмотрите на свое окружение – возможно, есть что-то важное, чтобы заметить это? Знак на обочине дороги? Пролетает птица? Определенное облако в небе?

Вы читаете книгу, газету или ищете что-то в Интернете? Вы услышали звон в ушах, когда читали конкретное предложение? Перечитайте это предложение и найдите сообщение.

Возможно, звон в вашем ухе – после определенной мысли – это может быть признаком подтверждения от вашего любимого человека.

Некоторые заключительные мысли

Этот список, конечно, можно продолжать, но это, как правило, наиболее распространенные способы, которыми наши умершие близкие сообщают нам, что они рядом с нами.

Если вы не замечали ни одного из вышеперечисленных признаков, вы можете мысленно попросить вашего любимого прийти к вам и сообщить, что с ним все в порядке. Попросите его прийти к вам во сне или навестить вас в форме бабочки. Попросите его прийти к вам в виде животного. Всегда будьте внимательны с сообщением, когда они поступают вам. Помните, что ваш любимый человек может появляться по-разному: на страницах книг и газет, на интернет-сайте и т. д.

Чем больше мы понимаем сообщения умерших и узнаем их по прибытии, тем больше наши близкие будут продолжать общаться с нами. Будьте терпеливы, внимательны и настойчивы. Помните одну простую вещь – так же, как и мы хотим общаться с нашими любимыми, они также хотят общаться с нами!

Благословения, Мира и Любви!

Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!

Часто вспоминайте смерть!

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что смерть для мумина является большим подарком. Великий имам Аль-Газали объяснил это тем, что в этом мире верующий чувствует себя как человек, посаженный в яму. Ему здесь приходится бороться то со своими чувствами, то с шайтаном, то с различными соблазнами. Борьба с ними является постоянным мучением для верующего. Смерть же избавляет его от всего этого. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Для кого смерть не является благом, для того и жизнь не является благом. Для верующего первым благом является смерть, потому что после смерти Всевышний показывает те блага, которые Он ему приготовил». Одного асхаба спросили, что бы он пожелал своему лучшему другу. «Смерти», – ответил он. «А кроме смерти?» – спросили люди. Он ответил, что пожелал бы поменьше детей и имущества (достаточного).

Один человек спросил вали (божьего угодника) по имени Макхул, любит ли он Рай. «Да», – ответил он. «Если ты любишь Рай, то должен желать смерти, ведь только после смерти ты сможешь попасть в Рай», – сказали ему.

Другой человек сказал, что первой степенью любви к Аллаху и жажды встречи с Ним является желание умереть и печаль, если смерть опаздывает.

Частое упоминание о смерти

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Вы чаще упоминайте о смерти, которая заставляет человека прощаться со всеми мирскими благами. В то время как вы беззаботны и богаты, упоминание о смерти озаботит вас. А если вы бедны и терпение ваше истощилось, вы будете часто вспоминать о смерти, и вам станет легче». Он также сказал: «Ты подумай о том, за что ты ненавидишь смерть, и оставь это, и тогда тебе не будет значения, когда ты умрёшь». Он также сказал: «Ты всегда представляй себе картину смерти, и тогда не будешь придавать значение мирским прелестям и невзгодам»; «Тому, кто не забывает о смерти, тяжести и радости жизни одинаковы». Один вали сказал: «Тот, кто часто упоминает о смерти, возвышается тремя чертами:

1) не откладывая делает тавбу (раскаяние);

2) довольствуется малым;

3) не ленится в служении Аллаху.

Позабывший о смерти попадает в муки из-за трёх вещей:

1) отложением тавбу;

2) недовольством тем, что ему дано Всевышним;

3) ленью в служении Аллаху».

Айша (да будет доволен ею Аллах) спросила Пророка (мир ему и благословение) о том, бывают ли такие люди, кого в Судный день без опроса отправляют в Рай. Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Человек, ежедневно 21 раз произносивший: «Аллахума барик ли филмавти ва фима ба‘далмавти» ( اللهم بارك لي في الموت وفيما بعد الموت ), без опроса войдет в Рай». Когда она спросила: «Встанет ли на Махшар вместе с шахидами еще кто-нибудь?», Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Кто двадцать раз в сутки упомянет о смерти, тот встанет вместе с шахидами в Судный день».

Ещё одна причина, по которой надо вспоминать про смерть

Мы знаем: пока мы наслаждаемся жизнью, познаём её прелести, надеваем красивую одежду, едим вкусную пищу, спим на мягкой постели, смерть настигнет нас, застанет врасплох, нас окутают в саван, положат в тесную, глубокую яму. И когда душа вернётся в тело, если не ответим верно на вопросы Мункара и Накира, могила нас сожмёт и начнутся могильные муки. Чтобы так не случилось, нам велено почаще думать о смерти, говорить о ней, представлять её.

После сотворения Адама (мир ему) ангелы заметили, что его зуррият (потомство) увеличивается, и сказали Всевышнему, что скоро детям Адама (мир ему) на земле не будет хватать места. Всевышний сказал: «Я ниспошлю им смерть, что уменьшит их число». Тогда ангелы сказали: «Если они будут знать о том, что смертны, они не будут радоваться жизни». Всевышний ответил: «Я увеличу их надежду, и этим они забудут о смерти». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если бы животные знали о смерти то, что знают дети Адама (мир ему), дети Адама (мир ему) никогда не ели бы жирное мясо». Знать о том, что ожидает нас после смерти, и не думать о ней – это и есть надежда, в результате которой ослабляется иман. Если иман не совершенный, человек не боится смерти, даже вспоминая о ней. Кто помнит о смерти и сильно боится её, тот не может думать больше ни о чём. Душа всегда занята тем, чего боятся или любят. К примеру, если заключённому, которому в следующий день отрубят голову, предложить вкусную пищу и удобную постель, он не обратит на это внимания, на сердце у него не будет спокойно, он не сможет сомкнуть глаз. Поэтому лучшим способом напоминания о смерти человеку, который не боится и не думает о ней, является запоминание того, что способствует не забывать о смерти. Необходимо представить смерть знакомых умерших людей, их похороны, какими они были в жизни, как они наслаждались мирской красотой, как остались вдовами их жёны, как их красивые лица съедят черви и многое другое. Если человек часто будет ходить на кладбище, думать об умерших, он будет часто думать и о смерти, станет готовиться к ней, и у него погаснет любовь ко всему мирскому. Когда одного человека спросили, почему он так часто ходит на кладбище, он ответил: «Это мои любимые соседи. Они напоминают мне, куда я в конце приду, и не сплетничают обо мне, когда я ухожу».

Читать еще:  Как правильно поминать умерших родственников

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Я говорил вам, чтобы вы не ходили на кладбище. А теперь знайте: я говорю вам, чтобы вы ходили на кладбище, это утончит ваши чёрствые сердца, напомнит вам о смерти, заставит вас прослезиться».

Перед смертью все равны. Если бы всё заканчивалось смертью, то для каждой души смерть была бы благом. Но забыть о ней заставляют опрос и муки Мункара и Накира.

Взглянув на умершего, Пророк (мир ему и благословение) задумался и сказал: «Ты посмотри на умершего, я надеюсь, что это опечалит твоё сердце. Грустный человек в Судный день будет в тени Престола Всевышнего, и его ожидают все блага».

Если на человека, позабывшего о смерти, действует какое-нибудь наставление, на него также подействуют и раздумья о смерти при виде умершего. Но для людей с чёрствыми сердцами это не будет иметь большого значения. Они думают, что всё время будут хоронить других, а то, что их тоже когда-нибудь похоронят, они и в мыслях не допускают. Видя каждый день умерших и не придавая этому значение, думают об умерших с сожалением, что они покинули этот мир. Но и не думают о том, что их там ждёт, каким бы жестоким умерший ни был. Оплакивая умершего друга, знай, что завтра и ты последуешь за ним; бойся мук, которые ожидают тебя.

Умерший (в вере) человек освободился от трёх больших бед:

1. Страха видеть лицо Малакуль Мавта, который забирает души.

2. Мук смерти.

3. Страха умереть неверующим.

При виде умершего некоторые говорят: «Он был хорошим человеком, мы тоже умрём, как он», – и забывают про смерть сразу же после похорон. Они подобны стаду овец, пасущихся на траве, которое при виде волка убегает, а после того как волк исчезает из виду, продолжает мирно пастись.

По материалам книги «Маватинуль инсан«.

Умерших нужно отпускать

Автор статьи

Рахимова Ирина Анатольевна

– Одни люди после смерти близкого человека быстро приходят в себя и возвращаются к нормальной жизни, другие мучаются месяцами и даже годами, доходят до физических болезней и психических нарушений. Является ли такое чрезмерное страдание нормальной реакцией на это событие?

– Когда человек теряет близкого, вполне естественно, что он страдает. Страдает по многим причинам. Это и скорбь по тому человеку, любимому, близкому, родному, с которым он расстался. Бывает, что жалость к себе душит того, кто потерял опору в человеке, ушедшему из жизни. Это может быть чувство вины из-за того, что человек не может отдать ему то, что хотел бы отдать или задолжал, потому что не считал нужным в свое время делать добро и любить.

Проблемы возникают тогда, когда мы не отпускаем человека. С нашей точки зрения смерть несправедлива, и очень часто многие люди даже бросают упрек Богу: «Как ты несправедлив, почему Ты отнял у меня его?» Но на самом деле, Бог призывает к себе человека именно в тот момент, когда он готов перейти в жизнь вечную. Очень часто бывает так, что человек не хочет отпустить близкого, не хочет мириться с тем, что его уже нет, что его не вернуть. Но смерть нужно принять, как данность, как факт. Его не вернуть, и всё тут. А человек начинает возвращаться обратно, к нему, понимаете? Это вещи из ряда вон выходящие, но они не так редко случаются. Совершенно бессознательно человек начинает горевать, и он хочет его как бы заместить. В нас так сильна тяга к смерти. Нам нужно тянуться к жизни, а мы, как это ни странно, тянемся к смерти. Когда мы цепляемся за человека умершего, мы хотим быть с ним. Но нам еще надо жить здесь, у нас есть задачи. Мы ему можем помочь только здесь, понимаете?

Неверующему человеку сложнее отпустить умершего, потому что он даже, может быть, не осознает, что ему так сложно расстаться с этим близким в силу того, что он не может его даже отдать Богу. А верующий человек привык всё возлагать на волю Божью, потому что встречи и расставания сопровождают человека всю жизнь.

В Библейской истории есть сюжет, который оказывает потрясающее терапевтическое воздействие на людей, столкнувшихся со стрессом, со смертью. Речь идет о нескольких жизненных фрагментах одного глубоко верующего человека по имени Иов. Всякий раз, потеряв что-то очень важное, а их было много значительных утрат, он повторял: «Бог дал, Бог взял» . В итоге, Бог видя в нем крепкую веру, возвращает все сполна. Эта притча о том, что преодолевая тоску по ушедшему, мы становимся стойкими и сильными. Человек, на самом деле, от самого рождения своего учится расставаться. Он учится быть вместе с другими, отождествляя себя с социумом. Но вместе с тем, всякий раз происходит процесс разотождествления, то есть отсоединения, расставания. Маленький человек учится расставаться со своей собственностью ещё в песочнице: «Моя лопатка, моя корзиночка». Отбирают – он плачет, ему очень тяжело расставаться со своим. А на самом деле ничего нашего на свете нет, понимаете? Ведь, что значит «моё»? Моё, оно ведь только до некоторой степени моё. В каждый момент нашей жизни мы должны быть готовы расстаться со всем, что мы считаем своим. С точки зрения психологии это такой вот феномен психической жизни человеческой, приобретение навыков к утрате.

Есть люди, которые замыкаются в себе и концентрируются на этой потере. Они в себе эти чувства как бы нагнетают, и не могут остановить поток страдательных эмоций. С детства мы привыкаем расставаться со скорбью. Кто-то зацикливается на этом: «Это моё, и всё тут!» Так велика притягательная сила этого эгоистического чувства. А более зрелый человек умеет расставаться без боли, без таких надрывов.

– Получается, что зрелый человек более спокойно воспринимает смерть?

– Он спокойно передает умершего в руки Того, Кто имеет большее на него право. Почему? Потому что зрелость определяется той силой духа, с которой мы воспринимаем все сложные обстоятельства жизни. Чтобы ни случалось, мы должны всё воспринимать равнодушно, равно-душно. Так Св. преп. Серафим Саровский говорил. Нужно, чтобы душа ко всему относилась равномерно, или, как бы, одинаково, и к скорбям, и к радостям. Это такое абсолютное спокойствие во всем, и на самом деле это очень трудно.

Восприятие утраты, скорби духовного и душевного человека отличается тем, что душевность сопряжена надрывом, эмоциональным изломом, страстностью, чувственностью. Напротив, духовное отношение ровное, в нем любовь помогающая, тихая. Вспоминаю, как умерла моя мама. Это было вообще неожиданное событие. Мы с ней попрощались, она уезжала в другой город, и на следующий день мне позвонили, что она приехала, легла спать и умерла. Ей было 63 года всего, я провожала здорового человека. Для меня это был шок. Потому что я потеряла любимого человека совершенно неожиданно. Но она умерла по-христиански, спокойно, так умереть каждый мечтает. Я слышала не раз: «Вот бы, лечь и умереть». Вот она приехала, легла в свою постель и умерла. И когда я пришла в церковь, встретила своего батюшку, – он тоже знал мою маму, – я ему рассказала, а он мне говорит: «Ты, самое главное, воспринимай эту смерть духовно».

Я тогда еще только воцерковлялась, и для меня эти вопросы жизни и смерти были, так скажем, малопонятны. Тогда я еще никого не хоронила из близких людей. Я всё думала, что же значит воспринимать духовно? Из литературы, в которой раскрывается тема отношения к смерти я поняла, что относиться духовно, значит- не скорбеть.

Если ты чего-то не смог дать этому человеку, ты чувствуешь вину. Часто очень люди зацикливаются и страдают от того, что они недодали что-то любимому человеку. Осталось нечто, что их начинает тревожить. «Почему я не додал? Почему не сделал? Ведь я бы мог», – и вот на этом они уходят в иные круги восприятия, уходят в депрессию.

Человек, в таком случае начинает пребывать в чувстве вины. А чувство вины не должно быть мазохистским, оно должно быть конструктивным. Конструктивный подход такой: «Я себя поймал на мысли, что я застреваю на чувстве вины. Нужно духовно разрешить эту проблему». Духовно – это значит, нужно сходить на исповедь и признать перед Богом свой грех перед этим человеком. Нужно сказать: «Я виноват в том, что я ему то-то и то-то недодал». Если мы в этом каемся, то человек это чувствует.

Например, я бы подошла к маме при ее жизни и сказала: «Мам, ты прости, я тебе того-то и того-то недодала». Не думаю, что мама меня не простит. Точно также этот вопрос я могу решить, даже если этого человека нет рядом со мной. Ведь у Бога нет мертвых, у Бога все живы. В Таинстве исповеди происходит освобождение.

– А зачем в церковь идти, если можно дома все рассказать Богу? Бог ведь и так всё слышит.

– Для неверующего человека можно начать хотя бы с этого, нужно признать свою вину. В психологической практике используются такие методы: письмо близкому, родному человеку. То есть, нужно написать письмо о том, что я был неправ, что я недостаточно уделял внимания, я тебя не любил, я тебе недодал чего-то. Можно начать с этого.

Кстати, очень часто в первый раз люди приходят в церковь именно в связи с этим обстоятельством, чьей-то смертью В первый раз человек может прийти в храм на похороны. А многие из них уже могут знать, что духовная дань – это на канон положить какие-то продукты, свечку поставить и помолиться за этого человека. Молитва – это связь между нами и ушедшим человеком.

Один из синонимов слова «кладбище» — «погост». «Погост» от слова погостить, ведь мы приезжаем сюда погостить. Погостили немножко, и вперед, на родину, ведь наша родина там.

В головах у нас всё перевернуто. Мы путаем, где наш дом. А ведь наш дом – это там, рядом с Богом. А сюда мы только лишь пришли погостить. Наверное, тот человек, который не хочет оставлять умершего, не осознает, что какое-то свое назначение здесь этот человек уже выполнил.

Почему мы не отпускаем наших близких? Потому что очень часто бываем привязаны к физическому. Мне, если говорить о своих чувствах, недоставало мамы: очень хотелось прижаться, прикоснуться к этому мягкому, родному человеку, вот именно не хватало рядышком её, не хватало физической близости. Но мы знаем, что этот человек продолжает жить, ведь душа человеческая бессмертна.

Когда умерла моя мама, я решила для себя вопрос духовного восприятия этого события, и мне удалось быстро восстановиться. Я признала, что я чего-то не сделала. Я покаялась, и попыталась реально сделать то, чего я не сделала в свое время маме. Я взяла и сделала это другому человеку. Еще помогает чтение Псалтыри, сорокоусты, ведь общение с родным человеком, даже если его нет рядом, не прекращается.

Другое дело, что нельзя уходить в диалог. Бывает иногда, люди даже заболевают психически, они начинают советоваться с умершим. В какой-то трудный момент можно попросить: «Мам, ну ты помоги мне, пожалуйста». Но это, когда очень трудно, а так лучше не беспокоить все-таки, молиться, молиться за близких. Когда мы делаем что-то для них, тогда мы помогаем им. Поэтому нужно делать все возможное, что в наших силах.

Читать еще:  Где в книгах сивилл упоминается денница

Когда я для себя решила эту проблему, и мне удалось быстро восстановиться, то однажды прихожу я к своей знакомой бабушке. И мама тоже была у нее в гостях когда-то пару раз. Где-то спустя сорок дней после смерти мамы, может быть, чуть больше, я прихожу навестить эту бабушку, а она начинает успокаивать меня, утешать. Она, наверное, думала, что я скорблю, переживаю сильно, а я ей говорю: «Вы знаете, меня не тяготит уже это. Я знаю, что маме там хорошо, и единственное, чего мне недостает – это того, что её нет рядом со мной физически, но я знаю, что она всегда рядом со мной». И вдруг, вижу, на столе у нее какая-то вазочка была, как у всех бабушек, с цветочками какими-то и ещё чем-то, и я, совершенно машинально, вытаскиваю оттуда бумажку. Вытаскиваю, а там маминым почерком написана молитва. Я говорю: «Вот видели! Она рядом со мной всегда. Даже сейчас она рядом со мной». Моя знакомая очень удивилась. Вот такая у нас связь, понимаете?

Надо отпускать, потому что, когда мы их не отпускаем, им тягостно, они тоже страдают. Потому что мы связаны, так же как здесь, на земле, когда не даем человеку свободы, тянем его, начинаем контролировать, звоним: «Ты где? А может быть там то? А может тебе плохо? А может быть тебе слишком хорошо?» По тому же самому принципу строятся наши отношения с усопшими близкими.

– Получается, что за сорок дней вы пришли в себя от кризиса, то есть сорок дней – это своего рода приемлемый срок. А какие сроки будут неприемлемыми?

– Если человек год скорбит и это затягивается и дальше, то конечно это неприемлемо. Максимум полгода, год, можно поболеть, так скажем, а больше — это уже симптом болезни. Значит, человек впал в депрессию.

– А если он просто не может выйти из этого состояния?

– Не помогает, значит пришла пора исповедать еще одну свою ошибку. Почему уныние входит в семь смертных грехов? Печалиться, унывать, нельзя, это малодушие, это болезнь духовная. Вера – это самое сильное и надежное лекарство.

– А есть ли какой-нибудь психологический способ себя подвигнуть к тому, чтобы сделать первый шаг? Ведь некоторое люди прямо так вот и думают: «Я по нему так долго скорблю, и таким образом я ему храню верность». Как это преодолеть?

– Обязательно нужно что-нибудь делать для усопшего. Прежде всего, молиться за него подавать записочки в храм. А дальше – больше, снова появятся силы. Путь из депрессии обязательно связан с какими-то действиями, хоть чуть-чуть, понемножечку. Можно просто хотя бы сказать: «Как же я люблю его, Господи! Помоги Ты ему, Господи!» – всё. «Я за него страдаю, я за него переживаю. Вот он ушел в никуда, но я знаю, что он там не один, что он с Тобой». Нужно хотя бы что-нибудь говорить, делать ради этого человека, но только не бездействовать.

Как пережить потерю близкого и как можно в этом помочь

Смерть близкого человека — тяжелое испытание. Как пережить боль, что такое патологические реакции на горе и чем может помочь специалист, рассказывает член образовательного комитета Международного общества психосоциальной онкологии, руководитель клиники психиатрии и психотерапии Европейского медицинского центра (EMC) Наталья Ривкина

17 декабря 2018 8:32

От шока до отчаяния: как мы принимаем смерть близких

Существует несколько этапов, которые проходит каждый человек, переживающий утрату. Это шок, гнев, отчаяние и принятие. Как правило, эти этапы занимают год. Не случайно в старинных традициях столько же длился и траур по умершему. Эти переживания индивидуальны и зависят от степени близости с умершим человеком, от того, в каких обстоятельствах он ушел из жизни. На каждом этапе могут быть переживания, которые кажутся людям ненормальными. Например, они слышат голос умершего человека или чувствуют его присутствие. Они могут вспоминать ушедшего, видеть сны о нем, могут даже испытывать гнев на умершего или, наоборот, не испытывать никаких эмоций. Эти состояния естественны и обусловлены функционированием головного мозга. Но важно знать, что на каждом из этапов могут возникать патологические реакции на стресс.

Считается, что самое тяжелое время следует сразу после потери. Это не совсем так. В момент, когда мы теряем близкого человека, включаются биологические защитные механизмы. Нам может казаться, что случившееся нереально или мы как будто наблюдаем за событиями со стороны. Многие пациенты говорят, что в этот момент ничего не чувствуют. Такое состояние может длиться от нескольких часов до нескольких дней.

Иногда, в случае неожиданной смерти любимого человека, состояние шока может продолжаться годами. Мы называем это отсроченной реакцией на стресс. Такое состояние требует специализированной поддержки. В прошлые века для «профилактики» таких состояний привлекались плакальщицы. Их задачей было вызвать слезы близких и тем самым помочь им преодолеть состояние эмоциональной невключенности.

Согласно современным протоколам, при остром состоянии горя не рекомендуется использовать транквилизаторы, которые убирают эмоциональные реакции. Нередко, чтобы облегчить состояние, близкие дают феназепам или реланиум. Но как бы ни было эмоционально тяжело, человек должен пройти через боль и горе. Если мы отключим эмоции, сильно повышается риск тяжелых отсроченных реакций на стресс в будущем.

Люди, столкнувшиеся с утратой, могут испытывать гнев на обстоятельства, на врачей, на себя. Но самый тяжелый гнев — это гнев на человека, который умер. Люди понимают, что это нерациональный гнев, более того, они считают его ненормальным. Важно понимать, что каждый вправе злиться на человека, который ушел. Этот гнев может стать настоящим испытанием для того, кто одновременно чувствует большую любовь и злость, например на то, что близкий отказывался идти к врачу или не хотел проходить обследования. Особенно это касается детей. Все маленькие дети испытывают сильный гнев на умершего родителя. Даже если они его видели больным или знали, что он умирает.

Многие люди, потеряв близкого человека, испытывают чувство вины. Это тяжелое испытание, поэтому во многих клиниках мира существует психотерапия прощением (forgiveness therapy). Ее цель в том, чтобы у умирающего человека и у его близких была возможность сказать «прости» за все обиды, сказать друг другу слова благодарности, слова любви. Люди после такой терапии не испытывают чувства вины, которая для многих становится неискупимой, потому что у них уже нет возможности сказать человеку, который ушел, важные слова и быть услышанными.

Принято считать, что первые дни после смерти близкого самые тяжелые, однако наиболее эмоционально сложное время наступает на этапе отчаяния, когда люди в полной мере осознают необратимость потери. Обычно это происходит через 3–4 месяца после смерти. В это время люди могут ощущать тревогу, могут настойчиво возвращаться в воспоминаниях к человеку, который умер, им может казаться, что они видели его на улице, слышали его голос. Это время, когда человек уже не получает ту поддержку, которую он получал в первые дни после потери. Он остается с болью один на один. Это важно знать не только человеку, переживающему утрату, но и его родным и близким, потому что иногда на этом этапе требуется дополнительная поддержка специалиста. После отчаяния наступает период, когда мы можем полностью принять случившееся и начать двигаться дальше.

Есть факторы, которые способствуют развитию патологических реакций, когда у людей через год или два развиваются постстрессовые состояния , вплоть до посттравматического стрессового расстройства. Дети и люди пожилого возраста наиболее подвержены развитию отсроченных постстрессовых состояний.

К дополнительным факторам относятся неожиданность смерти, смерть любимого человека в молодом возрасте, неразрешенный тяжелый конфликт в отношениях с умершим, невозможность попрощаться с ним. Людей преследуют навязчивые воспоминания о случившемся, их мучают кошмары, появляются симптомы депрессии. Часто пациенты тяжело переживают, когда в семье запрещают вспоминать умершего человека, обсуждать то, что случилось, убирают все фотографии. Семье кажется, что таким образом легче пройти через горе.

Наталья Ривкина Фото: пресс-служба

Как рассказать ребенку о смерти и помочь пережить горе

Многие взрослые, желая защитить ребенка, скрывают травмирующую информацию. Но это неверно. В своей работе я часто сталкиваюсь с маленькими пациентами, которые годами не знали о смерти кого-то из родителей. К сожалению, именно эти дети находятся в группе риска развития тяжелых реакций на стресс. Важно, чтобы ребенок знал, что семья проходит через тяжелое испытание. Но также важно, чтобы родители получали поддержку специалистов, потому что они боятся ранить детей эмоциями, не знают, как правильно начать разговор, какими словами объяснить потерю. Важно обсудить со специалистом, как правильно говорить на трудные темы. Информацию должны сообщать близкие люди, которых он знает и любит. Часто детей не берут на похороны. Когда в семье кто-то умирает, ребенка увозят на время к родственникам. Важно, чтобы ребенок мог увидеть близкого человека умершим, иначе он может долго не верить в то, что произошло, и ему будет сложно помочь. Мы работаем с детьми и семьями, в которых есть пациенты на этапе паллиативной помощи, мы помогаем им подготовиться к смерти близкого человека.

Не стоит ждать от ребенка правильной реакции. Иногда ребенок, которому сообщают о смерти близкого человека, кивает и бежит дальше, как будто ничего не произошло. У многих взрослых это вызывает недоумение. На самом деле ребенок берет тайм-аут, ему нужно время, чтобы справиться с информацией и эмоциями. Работает защитный механизм, который оберегает детскую психику. Важно не одергивать детей, не ругать, не заставлять вести себя тихо или так, как принято в доме во время траура.

Многие взрослые стараются сдерживать эмоции, не делятся болью. Дети в таких семьях остро чувствуют одиночество и отсутствие поддержки, им кажется, что их отвергают. Ребенок начинает искать причины и находит их в себе. Не зная, как поступить, он начинает плохо себя вести, чтобы привлечь родительское внимание. Не стоит забывать, что ребенок воспринимает смерть родителя как предательство. Дети часто испытывают иррациональный гнев, а потом переживают чувство вины. Они считают, что их лишили поддержки и любви. На этом этапе детям и подросткам требуется профессиональная помощь.

Как понять, что близкому человеку нужна помощь

При развитии патологической реакции на горе важно, чтобы люди получали профессиональную поддержку. В таких состояниях человек становится отстраненным, раздражительным, безразличным, теряет интерес к тому, что для него было важно. Если это продолжается в течение нескольких месяцев, имеет смысл обратиться за помощью. При отсутствии поддержки у детей могут начаться проблемы с учебой, возможны и соматические симптомы: боли в животе, тошнота.

Мы все горюем по-разному, и нам нужна разная поддержка. Кому-то нужно, чтобы его обняли, кто-то хочет побыть в одиночестве. Большинство разводов в семьях, которые прошли через потери, связаны с тем, что люди просто не знали, как друг друга поддержать. Наша работа заключается в том, чтобы научить правильной поддержке. Терапия горя и потери — это отдельная область психотерапии. В нашей клинике есть врачи, которые специализируются на работе с такими пациентами. Здесь много нюансов, связанных с безопасностью пациентов, чтобы они не пережили повторную травматизацию, вспоминая случившееся.

Потеря близкого человека зачастую лишает людей смысла жизни, целей, жизненных ориентиров. Задача психотерапии в том, чтобы человек, пережив травмирующие события, смог жить дальше полноценной жизнью, наполненной смыслом и радостью. Если семья теряет близкого, приходится менять структуру семьи, иногда и образ жизни. Например, если речь идет о потере человека, который зарабатывал деньги или решал вопросы воспитания детей. Всей семье приходится пройти через переустройство жизни, и здесь психотерапевтическая поддержка бывает очень важна.

Иногда мы горюем, потому что должны горевать ради человека, который умер. Потому что будет странно, если мы продолжаем счастливо жить, когда не стало дорогого и любимого человека. Однако наши близкие, умирая, точно хотели бы, чтобы мы продолжали жить и радовались жизни. Поэтому то, что мы возвращаемся к жизни, пережив горе, и идем дальше, — это наше посвящение человеку, который умер.

Многие люди боятся забыть умершего: они часто ездят на кладбище, возвращаются мыслями к ушедшему человеку, хранят дома все его вещи из страха, что в памяти не останется его черт, голоса, того, что с ним связано. Память — это то, что навсегда остается в нашем сердце. Это то, что наши любимые люди дали нам, когда мы были вместе. Наши знания, опыт, приобретенный совместно, привычки, интересы, цели. Это та память об умершем, которая записана внутри нас и навсегда остается с нами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector