0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Картинка дмитриевская поминальная суббота

2 ноября — Дмитриевская родительская суббота

Фото: Петрозаводск сегодня

Что нужно знать об этом дне?

В пятницу вечером, накануне Родительского дня, в храмах служится великая панихида – парастас. Всё богослужение посвящено молитве за умерших. Утром, в поминальную субботу, совершается заупокойная литургия и общая панихида. В качестве пожертвования в храм принято приносить продукты: хлеб, сладости, фрукты, овощи. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки. Поминальная суббота — это не повод для алкогольных возлияний: суть этого дня в том, чтобы помолиться об умерших родственниках. Поэтому, если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве.

Ранее «Живая Кубань» писала о том, когда православные верующие празднуют день апостола Луки.

Опубликовано в рубрике «Жизнь» 01.11.2019 16:00

Поделиться живой новостью:

Живая Кубань – интернет-дневник Краснодарского края

Учредитель — ООО «Редакция ТРК «Екатеринодар»

Информационное агентство «Живая Кубань». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65987 от 06.06.2016, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). 18+

Все права на материалы, опубликованные на сайте www.livekuban.ru, принадлежат ООО «Редакция ТРК «Екатеринодар» (далее – общество) и охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Использование материалов, опубликованных на сайте www.livekuban.ru допускается только с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал livekuban.ru, до или после цитируемого блока.

Редакция не несет ответственности за содержание предоставленных авторами материалов в рубрику «Мнения» и «Из жизни». Мнение автора публикации не обязательно отражает точку зрения редакции.

Адрес редакции: 350004, г. Краснодар, ул. Северная, 227. Главный редактор — Звягинцев Константин Павлович.

Дмитриевская родительская суббота 2019: что нельзя и что нужно делать 2 ноября

01.11.2019 | 20:22 | Joinfo

Отмечается она 2 ноября. У этой церковной даты, как и у любой другой, есть свои особенности и запреты. В день поминовения усопших необходимо соблюдать установленные традиции. Это нужно не только тем, кто ушел в мир иной, но и ныне живущим: отказавшись от установленных церковью требований, можно накликать на себя и свою семью беду. О том, что нельзя и что нужно делать в Дмитриевскую родительскую субботу, расскажет Joinfo.ua.

Особенности Дмитриевской родительской субботы

Этот день отмечается ежегодно. Православные верующие посещают храмы, чтобы поставить свечи за упокой своих усопших родственников. История этого праздника берет начало с 1380 года, когда князь Дмитрий Донской установил эту дату. Но в те времена в этот день люди устраивали панихиды по погибшим воинам. Считалось, что все они находятся под покровительством Господа и что даже после смерти людей, погибших за родину, о них следует молиться.

В наши дни мы молимся не только за воинов, но и за всех тех, кого больше нет с нами. Люди отправляются в храмы, чтобы присутствовать на литургиях и богослужениях. После посещения церкви следует посетить кладбище и помянуть умерших родных добрым словом. Но помолиться за их души можно и дома. Считается, что в Дмитриевскую родительскую субботу ушедшие в мир иной спускаются на землю и заходят в свои дома. Чтобы угодить им и следует соблюдать традиции и запреты.

Что нужно делать в Дмитриевскую родительскую субботу?

До наступления этой даты необходимо завершить все важные хозяйственные дела на участке. В старину люди полагали, что 2 ноября осень переходит в зиму, так как в некоторых регионах начинались морозы. Готовились к ним заранее. Те, кому не удавалось управиться до Покрова, то есть, до 14 октября, старались уложиться до 2 ноября.

Но, несмотря на то, что во многие церковные события строго запрещается заниматься работой, в Дмитриевскую субботу надо выполнить генеральную уборку в доме, после чего принять душ или ванну. Можно сходить в баню. В старину люди оставляли там веники и чистую воду: так они предлагали умершим помыться. Домашние дела не должны помешать походу в церковь и на кладбище. Могилы покойных родных надо привести в порядок. Чтобы за душу вашего усопшего родственника помолился кто-то еще, накормите нуждающихся.

В Дмитриевскую субботу необходимо устраивать поминальную трапезу. Но делать это следует после богослужения. Стол должен быть богатым: на нем обязательно должны присутствовать те блюда, которые любил усопший родственник при жизни. Но самым главным яством в любом случае считаются пироги. Хозяйкам рекомендуется приготовить как можно больше выпечки с самой разной начинкой, чтобы порадовать умерших.

Во время трапезы на тол надо поставить чистую тарелку. Каждый родственник должен положить в нее по одной ложке своей еды. Угощение оставляют на ночь, чтобы усопший мог поесть в родных стенах.

Еще в пятницу вечером с обеденного стола необходимо убрать все лишнее и постелить на него свежую скатерть. Затем надо заново накрыть стол и поставить на него различные блюда. Тем самым люди приглашают своих умерших родных к столу.

Помните о том, что в Дмитриевскую родительскую субботу о родственниках, которые ушли в мир иной, нельзя вспоминать плохо. Говорите только хорошее, делитесь воспоминаниями, чтобы усопшие знали: вы их любите и помните о них.

Что нельзя делать в Дмитриевскую родительскую субботу?

Как мы уже сказали, покойных надо поминать только хорошими словами и воспоминаниями. Ни в коем случае нельзя ни говорить, ни думать о них плохо, чтобы не обидеть и не разгневать их. Издавна считается, что поминать усопших нельзя алкогольными напитками. Но вряд ли наши современники строго придерживаются этого запрета. Старайтесь употреблять спиртное в меру. В противном случае души усопших разгневаются на вас.

Дмитриевская родительская суббота не носит траурного характера, но во время поминок нельзя петь песни и смеяться. Веселье будет неуместным по той причине, что мы поминаем тех, кого нет среди живых. И даже в том случае, если ваш родственник просил вас перед смертью не предаваться скорби, соблюдайте эту традицию.

Тех покойных, которые покончили жизнь самоубийством, или при жизни были атеистами, согласно церковным законам не поминают в церквях и не ставят свечи за упокой их душ. Тем не менее, никто не запрещает помолиться за них дома. Это поможет обрести им вечный покой.

Говорят, вспоминая об умершем человеке, вы дарите ему вторую жизнь. Чтобы близкие, которые ушли в мир иной, всегда оставались с вами, придерживайтесь традиций, установленных для родительских суббот. Дмитриевская родительская суббота – это ближайшая возможность вознести молитву за упокой душ тех, кого нет рядом.

2 ноября 2020 – Дмитриевская Родительская суббота. День посещения кладбища и поминовения усопших

В православном мире установлены дни общего поминовения умерших, они называются Родительскими субботами.

Читать еще:  Димитриевская родительская суббота

Дмитриевская Поминальная суббота в 2020 году

Издревле ведется, что суббота – особенно подходящий день для того, чтобы помолиться об упокоении душ ушедших в иной мир. В Ветхом Завете суббота – это день покоя, а в Новом завете день прощения и греховного отпущения.

Ежегодно дата Дмитриевской Поминальной субботы изменяется. Она привязана ко дню почитания святого великомученика Дмитрия Солунского (8 ноября).

Поминальной Родительской считается суббота накануне этого праздника. В ежегодном церковном календаре можно точно узнать эту дату. В 2020 году Поминальная суббота выпадает на 2 ноября.

Какие на этот день традиции и обряды?

Наши умершие родственники в ином мире должны знать и чувствовать, что на земле их не забыли. Для этого мы должны выполнять установленные традиции поминальных дней.

Посещение могилок и службы в храме

Утро Родительской субботы согласно православным традициям положено начинать с церковной службы, где обязательно нужно зажечь и поставить свечи об упокоении усопших родных.

Затем надо посетить могилки на кладбище, навести порядок перед зимним периодом. После этого уже дома накрывают поминальный стол и приглашают родственников на трапезу.

В храме и на кладбище в Поминальную Родительскую субботу принято подавать милостыню просящим, поэтому возьмите с собой конфеты, печенье, пирожки, мелкие монеты. Наши предки верили – чем милостыня будет щедрее, тем спокойнее душам усопших в загробном мире.

Если вы в субботу работаете и не можете посетить храм, то придите накануне (в пятницу) на вечернюю службу. Батюшка отслужит панихиду, а прихожане все вместе помолятся об умерших.

В поминальные дни принято приносить в церковь пожертвования в виде любых продуктов, кроме алкоголя и мясных изделий. Это могут быть фрукты, овощи, хлеб, сладости, любая выпечка, масло (его потом используют для заправки лампад), мука для приготовления просфор.

Те, у кого нет возможности посетить церковь в пятницу или субботу, могут заранее заказать поминовение усопших родственников. Для этого в церкви имеются специальные листочки, на которых подается записка (можно написать дома на чистом листке бумаги).

В записке необходимо перечислить имена всех умерших родных, друзей. Писать надо в родительном падеже, разборчивым и крупным почерком, чтобы читающему потом все было понятно.

Имя должно быть написано согласно церковному именослову, то есть не Володя, а Владимир; не Алена, а Елена; не Тома, а Тамара. Если сомневаетесь, то спросите у священнослужителя, как написать правильно.

Бывают причины, по которым человек вообще не может прийти в церковь и на кладбище (болезнь, командировка). В этом случае можно помолиться об усопших в домашних условиях.

Отложите все дела, настройтесь серьезно, чтобы никто вас не отвлекал, и прочтите молитвы об упокоении (их можно найти в любом молитвослове).

В Родительскую Дмитриевскую субботу традиционно устраивают поминальную трапезу. Накануне в пятницу в жилище проводят уборку, после чего все домочадцы моются в бане (сейчас, конечно, можно и дома в ванной).

В старину было принято после мытья оставлять в бане новый березовый веник и таз с водой для умерших. В народе верили, что таким образом задабривают души усопших.

Поздним вечером в пятницу хозяйки должны застелить белую скатерть на стол, за которым будет проходить поминальный обед, и поставить свечи.

Для трапезы готовят традиционные кушанья: кутью; капустные, творожные и мясные пироги; блины; блюда из мяса (раньше обязательно фаршировали свиную голову). Для поминального обеда пироги принято печь продолговатой формы.

В обязательном порядке на стол нужно поставить посуду и рюмочку для усопших. Все родственники и гости, собравшиеся на трапезу, должны положить в эту посуду по ложке еды со своей тарелки. Во время обеда вспоминают умерших, их добрые дела и хорошие поступки.

Погодные приметы на 2 ноября

Тепло на Родительскую Дмитриевскую субботу предвещает раннюю весну.

А если в этот день уже снег лежит и холодно, значит, приход весны ожидается поздний.

Fri, 01 Nov 2020 09:48:57 +0300

@ Абрамович Оксана, писатель

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен , чтобы читать наши прогнозы о важных событиях дня!

Дмитриевская родительская суббота 2019: что можно и нельзя делать

Дмитриевскую родительскую субботу — день всеобщего поминовения усопших — в 2019-м отмечают 3 ноября

Постоянной даты в церковном календаре у Дмитриевской родительской субботы нет – православная церковь отмечает ее в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского, который ежегодно отмечает 8 ноября.

Дмитриевская – последняя родительская суббота в году, когда умерших православных христиан поминают в церквях особым образом.

В Дмитриевскую родительскую субботу совершают панихиды не только по всем воинам, павшим за Отечество на поле брани, но и по тем, кто умер скоропостижной смертью и не был напутствован молитвами Святой церкви в жизнь вечную.

Sputnik Грузия рассказывает, что можно и нельзя делать в Дмитриевскую родительскую субботу.

Дмитриевская суббота

Этот поминальный день установил князь Дмитрий Донской для почитания памяти погибших воинов после знаменитой битвы на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. Русское войско в сражении понесло большие потери.

Князь Дмитрий, одержав победу, распустив оставшихся в живых воинов по домам, отправился в Троице-Сергиев монастырь, где совершили поминовение воинов, павших в битве.

В обители панихиду отслужил преподобный Сергий Радонежский, давший благословение князю Донскому на битву с неверными и двух иноков — Александра Пересвета и Андрея Ослябю, из числа своей братии.

Оба инока пали в бою – их похоронили в Старом Симонове, у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы

Более 100 тысяч воинов не вернулись с Куликовского поля – радость победы в их семьи пришла вместе с горечью утрат, и этот частный родительский день стал по сути на Руси вселенским днем поминовения.

Совершать ежегодно такое поминовение перед днем памяти Святого Димитрия Солунского стали со временем. На Руси имя этого Святого связывали всегда с патриотизмом, с воинским подвигом и защитой Отечества.

Князь Димитрий был великим почитателем великомученика — главную святыню Владимирского Дмитриевского собора — икону Димитрия Солунского, написанную на доске гроба Святого, он торжественно перенес в Москву из Владимира накануне Куликовской битвы.

На иконах Димитрия Солунского изображают воином в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. Русские солдаты всегда верили, что находятся под его особым покровительством.

Что можно и нельзя делать

По традиции, в Дмитриевскую родительскую субботу люди поминают своих усопших родителей – по церковным канонам, в храм на богослужение можно прийти в пятницу вечером, когда совершается великая панихида.

Заупокойную литургию, после которой служат общую панихиду, можно отстоять в поминальную субботу утром — люди в церкви подают священнику записочки за умерших родственников и молятся за упокоение их души в загробном мире.

Читать еще:  Как поминают кремированного

В родительскую субботу можно принести в церковь угощение – помин освящают во время богослужения и позже раздают всем желающим. Также в этот день можно подавать милостыню, с просьбой помолиться об усопших.

После посещения храмов можно посетить кладбище – привести в порядок могилки и прочитать молитву за упокой души умерших. Но если нет возможности посетить храм или кладбище, можно об упокоении умерших помолиться дома.

Помин в Дмитриевскую родительскую субботу нельзя оставлять непосредственно на могилах.

Можно дома накрыть стол и, позвав родственников, вместе помянуть тех, кто ушел из жизни. Готовить можно и те блюда, которые при жизни любили дорогие сердцу люди.

В Дмитриевскую родительскую субботу нельзя о покойных говорить плохо, ругать их или вспоминать их неблаговидные поступки — этим можно разозлить души умерших.

Напиваться, ругаться и дебоширить в родительскую субботу нельзя, а также оставлять спиртные напитки на могилках.

Нельзя в Дмитриевскую родительскую субботу участвовать и в увеселительных мероприятиях.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

Фото: Анатолий Горяинов Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон [1] кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Димитриевская родительская суббота

Ди­мит­ри­ев­ская ро­ди­тель­ская суб­бо­та – один из ос­нов­ных по­ми­наль­ных дней рус­ско­го Пра­во­слав­но­го ка­лен­да­ря.

Во­об­ще же каж­дая суб­бо­та – осо­бый день для хри­сти­ан. К суб­бо­те, по биб­лей­ско­му по­вест­во­ва­нию, за­вер­ши­лось тво­ре­ние ми­ра, и она ста­ла «днем по­коя», – по­это­му мы на­зы­ва­ем этот – по­след­ний день неде­ли (под­чёр­ки­ваю – по­след­ний!) несколь­ко из­ме­нен­ным ев­рей­ским сло­вом шаб­бат). Но в этот же день уснув­ший пло­тью Хри­стос за­вер­шил вос­со­зда­ние это­го «об­вет­шав­ше­го» – вет­хо­за­вет­но­го – ми­ра и, сой­дя во ад, воз­ве­стил на­ча­ло но­вой жиз­ни. Помни­те тро­парь из Пас­халь­ных Ча­сов? «Во гро­бе плотски (пло­тью), во аде же с душею (ду­шой), яко (как) Бог, в раи (раю) же с раз­бой­ни­ком, и на пре­сто­ле был еси, Христе, со Отцем и Ду­хом, вся ис­полняя неописан­ный».

По­это­му в каж­дую суб­бо­ту со­вер­ша­ет­ся по­ми­но­ве­ние усоп­ших, – не по­ки­нув­ших нас на­все­гда, но тер­пе­ли­во жду­щих по­след­не­го дня все­об­ще­го Вос­кре­се­ния. Сре­ди этих дней вы­де­ля­ют­ся осо­бые об­ще­цер­ков­ные еже­год­ные – «ро­ди­тель­ские суб­бо­ты», на­зван­ные так по­то­му, что каж­дый хри­сти­а­нин мо­лит­ся преж­де все­го за сво­их ро­ди­те­лей.

Читать еще:  Как правильно поминать на 40

Ди­мит­ри­ев­ская суб­бо­та по­лу­чи­ла своё на­зва­ние от име­ни свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия, ко­мен­дан­та гре­че­ско­го го­ро­да Со­лу­ни (или Фес­са­ло­ник), каз­нён­но­го за ис­по­ве­да­ние хри­сти­ан­ства в 306 го­ду (его па­мять 26 ок­тяб­ря / 8 но­яб­ря). Он был че­ло­ве­ком во­ен­ным – и по­то­му счи­та­ет­ся по­кро­ви­те­лем во­и­нов, а на ико­нах изо­бра­жа­ет­ся в до­спе­хах и с ко­пьем. Уста­но­вил же этот день, со­глас­но пре­да­нию, дру­гой Ди­мит­рий – наш слав­ный ве­ли­кий князь Ди­мит­рий Дон­ской – по­сле зна­ме­ни­той Ку­ли­ков­ской бит­вы, слу­чив­шей­ся 8 сен­тяб­ря 1380 го­да, то есть в празд­ник Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы [1] (по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю).

«И оста­вал­ся ве­ли­кий князь за До­ном на том ме­сте во­семь дней, – от­ме­ча­ет ле­то­пи­сец, – до тех пор, по­ка не смог­ли от­де­лить хри­сти­ан от нече­сти­вых та­тар: ко­го смог­ли, схо­ро­ни­ли, а о про­чих зна­ет Бог, ведь со­вер­ши­лось это Бо­жьим су­дом. И ве­лел ве­ли­кий князь свя­щен­ни­кам петь над­гроб­ные пес­но­пе­ния над уби­ты­ми, и вос­пе­ли свя­щен­ни­ки веч­ную па­мять всем пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам, уби­тым та­та­ра­ми на по­ле Ку­ли­ко­вом, меж­ду До­ном и Ме­чей. И сам ве­ли­кий князь со сво­им бра­том и остав­ши­ми­ся во­и­на­ми воз­гла­си­ли гром­ким го­ло­сом с пла­чем и сле­за­ми мно­ги­ми веч­ную па­мять» (Ска­за­ния и по­ве­сти о Ку­ли­ков­ской бит­ве. Л., 1982, с. 194).

С тех пор каж­дый год суб­бо­та, пред­ше­ству­ю­щая дню па­мя­ти Ди­мит­рия Со­лун­ско­го, по­свя­ща­ет­ся хри­сти­ан­ско­му по­ми­но­ве­нию усоп­ших, в первую оче­редь – по­ми­но­ве­нию во­и­нов, «на по­ле бра­ни за Оте­че­ство жизнь свою по­ло­жив­ших» [2] [3] .

Юрий Ру­бан
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

За­упо­кой­ное Апо­столь­ское чте­ние

1Фес.4:13-17. – За­ча­ло 270

[О вос­кре­се­нии мерт­вых]

Бра­тья, мы не хо­тим, чтобы вы не зна­ли об усоп­ших (или: об усы­па­ю­щих), чтобы вы не пе­ча­ли­лись, как и про­чие, не име­ю­щие на­деж­ды. Ведь ес­ли мы ве­рим, что Иисус умер и вос­крес, то та­ким же об­ра­зом и усоп­ших – через Иису­са – Бог при­ве­дёт [вме­сте] с Ним.

Это ведь мы го­во­рим вам сло­вом Гос­под­ним [*] , что мы, жи­ву­щие, оста­ю­щи­е­ся до при­ше­ствия Гос­под­ня, от­нюдь не опе­ре­дим усоп­ших; по­то­му что Сам Гос­подь при при­зыв­ном кли­че (букв. в при­ка­за­нии), при гла­се ар­хан­ге­ла и тру­бе Бо­жи­ей, сой­дет с неба, и сна­ча­ла вос­крес­нут мёрт­вые во Хри­сте; за­тем мы, оста­ю­щи­е­ся жи­вые, вме­сте с ни­ми бу­дем под­ня­ты (букв. бу­дем схва­че­ны) в об­ла­ках на встре­чу Гос­по­да в воз­дух; и так все­гда с Гос­по­дом бу­дем.

За­упо­кой­ное Еван­гель­ское чте­ние

[Ска­зал Гос­подь ко при­шед­шим к Нему иуде­ям]: «Аминь (ис­тин­но), аминь (ис­тин­но) го­во­рю вам: Слу­ша­ю­щий Моё сло­во и ве­ря­щий По­слав­ше­му Ме­ня име­ет жизнь веч­ную, и в суд не при­хо­дит, но он пе­ре­шел от смер­ти в жизнь.

Аминь (ис­тин­но), аминь (ис­тин­но) го­во­рю вам, что при­хо­дит час, и те­перь уже на­стал, ко­гда мёрт­вые бу­дут слы­шать го­лос Сы­на Бо­жия – и услы­шав­шие бу­дут жить. Ведь как Отец име­ет жизнь в Са­мом Се­бе, так дал Он и Сы­ну иметь жизнь в Са­мом Се­бе. И дал Ему власть тво­рить суд, по­то­му что Он – Сын Че­ло­ве­че­ский.

Не удив­ляй­тесь это­му, по­то­му что при­хо­дит час, в ко­то­рый все, на­хо­дя­щи­е­ся в гроб­ни­цах, бу­дут слы­шать Его го­лос, и вый­дут: де­лав­шие доб­рое – в вос­кре­се­ние жиз­ни, а де­лав­шие дур­ное – в вос­кре­се­ние су­да (греч. эн анаста­син крисеос [**] ).

Я ни­че­го не мо­гу де­лать Сам от Се­бя: как слы­шу – так и сужу, и суд Мой спра­вед­лив; по­то­му что не ищу Мо­ей во­ли, но во­ли по­слав­ше­го Ме­ня [От­ца]».

При­ме­ча­ния

[1] Хо­чу на­пом­нить, что в XIV ве­ке 8-е сен­тяб­ря по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю со­от­вет­ство­ва­ло 16-му сен­тяб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му (хо­тя сам этот ка­лен­дарь был вве­дён позд­нее). Это и есть ис­то­ри­че­ски без­услов­ная да­та Ку­ли­ков­ской бит­вы. По­это­му по­пыт­ки от­ме­чать это со­бы­тие в на­сто­я­щее вре­мя 21 сен­тяб­ря, сов­ме­щая с празд­ни­ком Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, ос­но­ва­ны на эле­мен­тар­ной хро­но­ло­ги­че­ской без­гра­мот­но­сти. (Рож­де­ство Бо­го­ро­ди­цы при­хо­дит­ся на 21 сен­тяб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю толь­ко в XX—XXI сто­ле­ти­ях; в XXII ве­ке сме­стит­ся на 22 сен­тяб­ря и т. д.)

[2] Ра­ди ис­то­ри­че­ской спра­вед­ли­во­сти сле­ду­ет сде­лать уточ­не­ние. Эта суб­бо­та – наш на­цио­наль­ный по­ми­наль­ный день, ос­но­ван­ный на пре­да­нии. По­это­му Ди­мит­ри­ев­ской суб­бо­ты нет ни гре­че­ском, ни да­же в Рус­ском офи­ци­аль­ном Цер­ков­ном уста­ве (Ти­пи­коне). Непо­сред­ствен­ное уча­стие в его уста­нов­ле­нии Ди­мит­рия Дон­ско­го то­же под­вер­га­ет­ся обос­но­ван­но­му со­мне­нию. Как пи­шет из­вест­ный ав­тор мно­го­крат­но пе­ре­из­да­вав­ше­го­ся ру­ко­вод­ства по бо­го­слу­жеб­но­му уста­ву, «Ди­мит­рий Дон­ской, по­сле по­гре­бе­ния уби­тых на по­бо­и­ще, при­ка­зал там со­вер­шить па­ни­хи­ду по ним. За­тем, воз­вра­тясь в Моск­ву 21 сен­тяб­ря (29 сен­тяб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю. – Ю. Р.), по­ве­лел по всем церк­вам её от­пра­вить па­ни­хи­ду об уби­ен­ных. На­ко­нец, по при­бы­тии в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву лав­ру, при­ка­зал и там со­вер­шить па­ни­хи­ду (Рус­ская ле­то­пись по Ни­ко­нов­ско­му спис­ку, изд. Имп. Ака­де­мии на­ук, т. IV, с. 124). В ле­то­пи­сях не ска­за­но, чтобы Ди­мит­рий Дон­ской ука­зал для по­ми­но­ве­ния во­и­нов суб­бо­ту пред Дмит­ри­е­вым днем », то есть пред днём сво­е­го те­зо­име­нит­ства. «Есте­ствен­но ду­мать, что по­сле кон­чи­ны его на­зна­че­на суб­бо­та пред Ди­мит­ри­е­вым днём для по­ми­но­ве­ния усоп­ших» (Ни­коль­ский К., про­то­и­е­рей. По­со­бие к изу­че­нию Уста­ва бо­го­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви. М., 1995, с. 506, прим. 1)

[3] При опре­де­ле­нии да­ты Ди­мит­ри­ев­ской суб­бо­ты в кон­крет­ном го­ду на­до учи­ты­вать сле­ду­ю­щие ка­лен­дар­но-бо­го­слу­жеб­ные по­прав­ки (во из­бе­жа­ние пу­та­ни­цы, да­лее все да­ты – по но­во­му сти­лю). Ес­ли па­мять Ди­мит­рия Со­лун­ско­го (8 но­яб­ря) при­хо­дит­ся на вос­кре­се­нье, то мы по­лу­ча­ем са­мую позд­нюю Ди­мит­ри­ев­скую суб­бо­ту – 7 но­яб­ря. Ес­ли же па­мять Ди­мит­рия Со­лун­ско­го при­хо­дит­ся на суб­бо­ту, то эта суб­бо­та не мо­жет быть ро­ди­тель­ской – и па­ни­хи­да пе­ре­но­сит­ся на пред­ше­ству­ю­щую суб­бо­ту (1 но­яб­ря). Но ес­ли с суб­бо­той пе­ред па­мя­тью св. Ди­мит­рия сов­па­да­ет празд­ник Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (4 но­яб­ря), то Ди­мит­ри­ев­ская суб­бо­та со­вер­ша­ет­ся ещё од­ной неде­лей ра­нее. Ис­хо­дя из этих пра­вил, мож­но лег­ко опре­де­лить, что са­мая ран­няя Ди­мит­ри­ев­ская суб­бо­та мо­жет быть 28 ок­тяб­ря.

[*] «Сло­вом Гос­под­ним» в Древ­ней Церк­ви на­зы­ва­ли из­ре­че­ния цер­ков­ных про­ро­ков. Наи­бо­лее важ­ные за­по­ми­на­лись и в про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния Пре­да­ния ста­но­ви­лись мис­си­о­нер­ски­ми или ли­тур­ги­че­ски­ми фор­му­ла­ми. (Бла­го­да­рю за это уточ­не­ние ар­хи­манд­ри­та Иан­ну­а­рия.Ю. Р.)

[**] Хо­ро­шо зна­ко­мое нам гре­че­ское сло­во крисис пе­ре­во­дит­ся как «раз­де­ле­ние», «суж­де­ние», «суд», «при­го­вор», «спор», «вы­бор», «окон­ча­ние», «пе­ре­лом­ный мо­мент», «кри­зис». Во­пре­ки од­но­знач­но от­ри­ца­тель­но­му ме­щан­ско­му зна­че­нию («ох, ко­гда же за­кон­чит­ся этот оче­ред­ной про­кля­тый кри­зис и на­сту­пит же­лан­ная ста­биль­ность»!), ра­зум­ный хри­сти­а­нин все­гда пре­бы­ва­ет в со­сто­я­нии кри­си­са – то естьв со­сто­я­нии ду­хов­но­го трез­ве­ния и су­да над сво­и­ми мыс­ля­ми, же­ла­ни­я­ми и по­ступ­ка­ми. Так он го­то­вит­ся к то­му, чтобы по­след­ний и окон­ча­тель­ный Страш­ный Суд (= Страш­ный Кри­зис!) Бо­жий не стал для него неожи­дан­ным и «страш­ным» в пря­мом смыс­ле это­го сло­ва.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector