0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какого былинного богатыря напоминает вам ермак

15 Русских богатырей из былин и преданий

Исконными русскими «супергероями» были богатыри, защищавшие нашу землю сотни лет назад. В былинах и преданиях сохранились образы многих русских богатырей, и ними нас познакомит данный пост.

Илья Муромец. Святой богатырь

Илья Муромец канонизирован русской православной церковью, это главный русский богатырь. Илья Муромец является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века. В них его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий по своей родине. Встречается Илья Муромец и в скандинавских сагах, в них он, ни много ни мало, кровный брат князя Владимира.

Добрыня Никитич. Богатырь со связями

Добрыню Никитича часто соотносят с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях».

Алеша Попович. Младшенький

«Младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой — горделив, спесив, бранчив, задорен и груб.

Бова Королевич. Лубочный богатырь

Бова Королевич долгое время был самым популярным в народе богатырем. Лубочные сказки о «пречюдном богатыре» выходили сотнями изданий с XVIII по XX века. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», частично заимствовав сюжет и имена героев сказок о Боев Королевиче, которые ему читала няня. Более того, даже сделал наброски поэмы «Бова», но смерть помешает ему закончить произведение. Прототипом этого витязя был французский рыцарь Бово де Антон из знаменитой поэмы-хроники Reali di Francia, написанной в XIV веке. В этом отношении Бова совсем уникальный богатырь — заезжий.

Мегабогатырь. Но богатырь «старого мира». Великан, старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно его древнее происхождение. В сказаниях народа богатырь-ветеран передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

Дюк Степанович. Богатырь-мажор

Дюк Степанович приезжает в Киев из условной Индии, за которой, по мнению фольклористов, в данном случае скрывается Галицко-Волынская земля, и устраивает в Киеве марафон хвастовства, проходит испытания от князя, и продолжает хвастать. В итоге Владимир узнает, что Дюк действительно очень богат и предлагает ему гражданство. Но Дюк отказывается, потому что «если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги».

Микула Селянинович. Богатырь-пахарь

Микула Селянинович — богатырь аграрий. Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь. Он силен и вынослив, но домоседлив. Всю свою силу он вкладывает в земледелие и семью.

Вольга Святославович. Богатырь маг

Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий. Также Вольгу соотносили с Вещим Олегом, а его поход в Индию — с походом Олега на Царьград. Вольга — непростой богатырь, он обладает способностью к оборотничеству, умеет понимать язык зверей и птиц.

Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь

По мнению Всеволода Миллера, прототипом богатыря был псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 год. В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую, но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается река Сухман.

Дунай Иванович. Трагический богатырь

По былинам о Дунае, именно из крови богатыря началась река с одноименным названием. Дунай — богатырь трагический. Он проигрывает своей жене Настасье в соревнованиях по стрельбе из лука, случайно попадает в нее при попытке отыграться, узнает, что Настасья была беременна и натыкается на саблю.

Михайло Потык. Верный муж

Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Корни его образа находят и в болгарском героическом эпосе, и в западноевропейских сказках, и даже в монгольском эпосе «Гэсэр». По одной из былин, Поток со своей женой Авдотьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым. Когда умирает Авдотья, Потока закапывают рядом в полном вооружении и на коне, он сражается с драконом и оживляет его кровью жену. Когда он сам умирает, Авдотью закапывают вместе с ним.

Хотен Блудович. Богатырь-жених

Богатырь Хотен Блудович ради свадьбы с завидной невестой Чайной Часовой сначала побивает девятерых её братьев, затем целое войско, нанятое будущей тещей. В итоге богатырь получает богатое приданое и выступает в былине как богатырь «который хорошо женился».

Василий Буслаев. Рьяный богатырь

Самый удалой герой новгородского былинного цикла. Его необузданный нрав приводит к конфликту в новгородцами и он отчаянно буянит, бьется об заклад, что побьет всех мужиков новгородских на Волховском мосту и почти выполняет обещанное — пока его не останавливает мать. В другой былине он уже зрелый, идет в Иерусалим замаливать грехи. Но Буслаев неисправим — он снова принимается за старое и нелепо гибнет, доказывая свое молодчество.

Никита Кожемяка. Змееборец

Никита Кожемяка в русских сказках — один из главных героев-змееборцев. Прежде чем вступить в схватку со Змеем он разрывает 12 шкур, тем самым доказывая свою легендарную силу. Кожемяка не только побеждает Змея, но ещё и запрягает его в соху и пропахивает землю от Киева до Черного моря. Обронительные валы под Киевом получили свое имя (Змиевы) как раз из-за деяний Никиты Кожемяки.

Аника воин. Богатырь на словах

Аникой воином и сегодня называют человека, который любит хвастать своей силой вдалеке от опасности (& диванный боецц). Необычное для русского былинного богатыря, имя героя скорее всего взято из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается с постоянным эпитетом anikitos. Аника воин в стихе хвастает силой и обижает слабых, его устыжает за это сама смерть, Аника бросает ей вызов и погибает.

Легенды и были о Ермаке Тимофеевиче

425 лет назад, 1 сентября 1582 года, Ермак с отрядом казаков направился в земли Сибирского ханства. Но этого похода вообще могло не быть. А освоение Сибири имело все шансы пойти по совершенно иному пути.

Каково истинное происхождение Ермака? Неизвестно. Так ли на самом деле звали покорителя Сибири? Тоже вопрос. Как погиб Ермак и где его могила? И об этом с абсолютной уверенностью не скажут даже специалисты. Парадокс: одна из самых загадочных личностей истории и в то же время одна из самых любимых народом. Практически былинный богатырь! Хотя, возможно, именно мифичность фигуры Ермака Тимофеевича и объясняет его популярность. Ведь легенды и домыслы всегда интереснее, чем упрямые факты. Поэтому наравне с несомненными данными есть и ряд вопросов, на которые, как положено в любой легенде, существует и ряд ответов.

Где проходил Ермак?

Тевризский, Усть-Ишимский, Знаменский районы — вот та территория современной Омской области, по которой в 1585 году прошел Ермак. Она не такая уж большая, но, тем не менее, существует довольно большое количество мест, так или иначе отсылающих нас к периоду этого похода.

— Именем Ермака называют городища, рвы, курганы. Что-то имеет историческое обоснование, а что-то просто выдумано людьми. Это говорит о том, что он стал по-настоящему народным героем, а его поход — прорывом, — считает Юрий Трофимов, заместитель директора Омского государственного историко-краеведческого музея.

С XIX века музей формирует коллекцию, посвященную Сибирскому ханству и истории его завоевания Ермаком. Еще в 1896 году в фонды были переданы предметы из городища Искер (близ современного Тобольска), столицы хана Кучума. А в 1938 году во время экспедиции на городище Искер побывал известный краевед Андрей Палашенков.

— Он произвел раскопки Искера, или, как еще называли столицу Сибирского ханства, Кашлыка, и значительно пополнил музейную коллекцию, — говорит Юрий Трофимов. — Были найдены стрелы, ножи, хозяйственные предметы, дающие представление о быте и военном деле сибирских татар. И в настоящее время археологи активно изучают культуру сибирских татар того периода. Сибирь в этом плане — настоящая кладезь археологических находок.

Поход заказали купцы

Первые экспедиции в Сибирь снаряжались задолго до Ермака, но присоединение этих территорий к российскому государству тогда было невозможно: между европейской частью страны и Сибирью лежал еще непокоренный Урал.

Хотя уже в 1555 году, после того, как хан сибирского царства Эдигер попросил Ивана Грозного принять его под свою великую руку, у российского правителя к титулу добавилась формулировка «. и всея Сибири земли повелитель». Но прошло 11 лет, и власть в Сибирском ханстве захватил Кучум, потомок младшего брата Батыя. Мысль о подданстве российскому государю ему явно не нравилась. К Москве Кучум был настроен враждебно, прекратил посылать ей дань и стал совершать набеги на русские поселения. От этих набегов очень страдали поместья богатых купцов Строгановых. И они как никто были заинтересованы в том, чтобы найти управу на разбушевавшегося Кучума. Даже государь не стал препятствовать их действиям, оставив все последующие шаги на собственное усмотрение Строгановых.

Вот тут и появился Ермак со своим отрядом. Но на вопрос: как он появился и откуда — история тоже не дает однозначного ответа. Даже в дате начала похода есть разногласия. Однозначно это был первый день сентября. Но вот 1581-го или 1582-го года? Однозначного ответа на этот вопрос нет.

Устав «оставили» дома

Казаков было 540 человек. Татарских воинов в несколько раз больше. И тем не менее в ходе битвы на Чувашском мысе Искер был взят, а Кучум бежал. Но Ермак прекрасно понимал, что одному ему ханство не удержать. И он послал царю известие, что передает земли «под великую руку». Войдя в территорию российского государства, народы получили гораздо более сильную защиту, чем в составе Сибирского ханства.

Читать еще:  Дни особого поминовения

— Почему при такой малочисленности казакам удалось закрепиться на территории Сибири? Во-первых, умелое командование и четкая организация войска, — рассуждает историк, писатель Павел Брычков. — Во-вторых, тактика. В-третьих, выгодное время похода, когда силы Кучума оказались раздробленными. Казаки не шли со своим уставом в чужой монастырь, не уничтожали народ, не совершали насильственных действий вроде обращения в свою веру. Потому и сумели здесь удержаться.

Ермака убили царские доспехи?

Не все так очевидно и в гибели предводителя экспедиции. Ермак получил известие о том, что Кучум не пропускает караван бухарских купцов, которые должны были доставить продовольствие в Искер. Казаки приняли решение идти на выручку купцам. Около 150 человек на небольших судах поднялись вверх по Иртышу, но никакого каравана не встретили. Именно во время этого похода, как утверждают историки, Ермак с дружиной и прошел по землям Омской области. На реке Вагай, в месте его впадения в Иртыш, отряд остановился на острове на ночевку. Ночью на казаков напали татары и завязался тяжелый бой. Дальше — снова начинаются версии. По первой, Ермак, обессилев от сражения, погиб у самой реки. По второй, утонул, не сумев подняться на судно. По третьей, утонул, потому что слишком тяжелы оказались доспехи, подаренные царем, которые и утянули полководца на дно. Это случилось в ночь с 5 на 6 августа 1585 года. Остатки дружины — около 90 человек — вернулись на Русь. Ермак сделал главное — открыл дорогу, по которой двинулись последующие экспедиции, закладывая на пути по очереди сибирские города: Тюмень, Тобольск, Тару.

Могила, излучающая свет

Два основных источника информации о походе Ермака — Есиповская и Строгановская летописи. Первая написана в 1636 году тобольским дьяком Саввой Есиповым, вторая — по инициативе купцов Строгановых, которые, естественно, стремились масштабно представить именно свое участие в этой истории. Тобольского дьяка можно назвать в этом плане более независимым. Он собирал информацию, опираясь на свидетельства участников и свидетелей похода.

Есть еще одна, Ремизовская, летопись, но она создана уже в конце XVII века и могла опираться разве что на предания и легенды. Именно Ремизовская летопись рассказывает о том, что тело Ермака все же было найдено и захоронено, что татары уважали память полководца и поклонялись ему, а его могила излучала свет.

— Мифологизация исторической личности обязательно предполагает какие-то атрибуты. В связи с Ермаком это и легенда о доспехах, и многочисленные могилы, и слухи о его стоянках на той или иной территории, и знаменитое знамя дружины Ермака, — комментирует Юрий Трофимов.- Это знамя не случайно стало реликвией Сибирского казачьего войска. Оно символизирует преемственность исторических традиций. С конца XIX века и до начала гражданской войны знамя хранилось в Омске, как в центре Сибирского казачества, а потом было утеряно. Но фотографии, сделанные незадолго до утраты, позволили восстановить образец, который сегодня также хранится в историко-краеведческом музее и входит в часть экспозиции, посвященной этому периоду сибирской истории.

Русская гордость — атаман Ермак (Ермолай Тимофеевич)

Если Вам понравилась статья и Вам интересна данная тема, то ждем Ваш лайк и Ваши комментарии, а также подписку на канал. 🙂 Будем размышлять вместе!

Среди целой плеяды полководцев XVI века лишь немногие могут соперничать по известности с атаманом Ермаком. Он воспет в народных песнях, целые предания и легенды складывались относительно походов казаков Ермака против сибирского хана Кучума. Именно этот поход стал началом для освоения Сибири русским народом. Присоединение Сибири по праву следует считать одним из самых крупнейших событий в истории средневековой Руси.

Жизнь самого атамана Ермака окутана легендами и былинами. Известно, что у него имелось православное имя — Ермолай. от которого, собственно, и идет его прозвище — Ермак. Из Погодинской летописи нам известно, что настоящее его прозвище — Токмак. «Токмачить» означает «бить, колотить, толкать». Можем ли мы здесь угадывать намеки на потрясающую физическую силу атамана? Также. следует предполагать, что атаман Ермак появился на свет в 30-40 — е гг. XVI века.

Народные предания представляют нам Ермака как уроженца северной русской деревни. Двинские летописи указывают, что Ермак произошел из волости Борок, которая располагалась на Северной Двине. Атаман произошел из крестьянства. Однако здесь следует учитывать, что северное крестьянство не знало «дворянского произвола», а та нелегкая жизнь, которая была им уготована, научила их терпению, отваге и выносливости. Эти люди искренне любили и защищали свою землю и свое Отечество.

Доподлинно неизвестно по каким причинам Ермак решился покинуть свой родительский дом. Крестьяне могли становиться казаками только из-за исключительной нужды. Как бы там ни было, северный крестьянин Ермолай появляется на южных территориях, на окраинах, в то время как вольные казаки начинают осваивать ордынское поле. Биография Ермака становится частицей истории казачества и именно он становится её подлинным творцом.

Ермак не менее четверти века прожила на волжских территориях. Он был и на Жигулях, и на лесистых речных островах. Он, равно как и иные волжские атаманы и казаки, становится участником постоянных столкновений с Ногайской ордой, которая в то время кочевала в низовьях Волги.

Степняки жгли казачьи станицы, а также совершали набеги на русские земли и пленили русское население. Казаки же нападали на степные становища и отбивали племенников. угоняя ногайские стада. Именно в этих битвах Ермак начинает приобретать боевой опыт. Его имя отныне становится известным.

В июне 1581 года Ермак возглавляет речную флотилию в войске воеводы Хворостинина, который действовал под могилевом против литовцев. Флотилия ермака Тимофеевича 27 июня 1581 года появляется у Могилева и казаки завязывают упорные бои с королевскими ротами. Как литовцы. так и поляки, стремятся отражать натиски русских воинов, однако они оказались «втоптаны» в город.

15 января 1582 года ситуация на границах затихла. Полка были распущены воеводами, а атаман Ермак вернулся в станицу на Волге, где и соединился с отрядом вольных казаков Ивана Кольцо. После этого атаману и его воинам поступило приглашение от купцов Строгановых. Строгановы хотели, что атаман поступил к ним на службу. Ермак должен был возглавлять оборону Приуралья от набегов сибирского хана Кучума.

С 1572 по 1582 гг. произошло около пяти крупных татарских вторжений. Огонь и меч стерли с лица земли поселения русских по рекам Чусовой, Сылве, Косьве, Каме. Татары неоднократно осаждали Чердынь, крепость, находящуюся в Пермском крае. Также они осаждали некоторые крупные городки и острожки.

Отборное татарское войско, возглавляемое ханом Кучумом Алеем, перейдя Уральский хребет принялось громить и жечь русские селения, находящиеся на Пермской земле. На реке Чусовой отряды атамана Ермака Тимофеевича выдержали бой с татарами, отбросив их прочь. Этот бой считается исключительным в истории сибирской экспедиции. Он дал возможность атаману ермаку оценить реальные силы и боеспособность армии кучума. Когда хан Кучум бежал к Чердыни, после чего ушел ещё далее на север, атаману Ермаку открылись новые возможности. Пока отборные и элитные войска татар находились в Прикамье, казаки получили возможность нанести удар по столице Кучума, поскольку у хана практически не было сил для её защиты и обороны.

Строгановыми была предоставлены еда, порох и свинец для войск атамана Ермака. Оружие и челны у казаков уже были. 1 сентября 1582 года казачья флотилия направилась в путь. Во флотилии преобладали легкие суда, которые поднимали около 20 человек с полным вооружением, боеприпасами и продовольствием. На суднах находились 8-9 пар весел. Ермак должен был решиться на весьма ответственную и трудную задачу — переправить суда через горы.

Стоит отметить, что вольные казаки являлись превосходными гребцами. Порядка 300 км по рекам Чусовой и Серебрянке их челны направлялись против течения. Затем им удалось перенести грузы и суда на руках через тагильские перевалы, после чего они стали спускать их по восточному склону гор. отметим, что спускаться им было значительно легче. Возле перевалов брали свое начало ручьи, которые впадали в речки Журавль и баранчук. Именно по их руслу казаки продолжили свой путь до Тагила. От Тагила до Иртыша они прошли свой путь ещё вдаль на 1200-1300 км. Однако, стоит признать, что на сибирских реках воинам Ермака не надо было, выбиваясь из последних сил, грести веслами. Вода сама несла казачьи челны по течению.

Чем ближе флотилия атамана подходила к столице Сибирского ханства, тем больше селений встречалось им на пути. Например, в устье Тобола казаки, высадившись на берег, подвергли разорению и разгрому юрты Карачи, который являлся главным сановником ханства. Хан Кучум, который до тех пор проявлял беспечность, стал беспокоиться. Он набрал воинов — татар и манси, а командование отдал своему наилучшему полководцу — Маметкулу.

28 октября 1582 года произошла битва с татарами на Чувашевом мыслу близ Кашлыка. Для того. что атаман Ермак и его воины не оказались в столице, татарами была сделана засека у подножья горы. За стволами деревьев они надеялись уберечься от казаков, а затем перебить русских воинов в рукопашной схватке.

Татары владели огнестрельным оружием. У них имели и пушки, присланные из Казани. казаки же были мастерами «огненного боя». Дружной пальбой они заставили противника очистить берег. Казаки произвели высадку, однако были вынуждены остановиться. Стрелы лучников падали дождем и они не могли двинуться вперед.

Маметкул, замечая, что казаки «топчутся» на берегу, стал выводить своих воинов из укрытия. Подобное решение Маметкула отвечало планам Ермака. который старался выманить татар из-за засеки.

Татары были встречены убийственным огнем. После первых пушечных залпов ханские воины побежали. Побежали и манси. Казачья пуля коснулась и Маметкула, однако татарские воины спасли своего предводителя. Кучум же вел наблюдение за боем с горы. Увидев, что его войска терпят поражение, хан бросился в бегство, оставив и бросив свою столицу.

В Кашлыке отряд Ермака встретил богатую добычу. Захваченную соболью казну ермак, по обычаю вольных казаков, распределил между своим войском. Ермаком была одержана легкая победа, однако праздновать было слишком рано. Буквально-таки через 5 недель в Сибирь вернулось отборное войско Алея. Реки, к тому моменту, заледенели и казаки лишились своего главного преимущества — возможности вести бой на стругах. Казакам предстояло либо умереть, либо победить. И ими была одержана победа. Это случилось на озере Абалоке. Это была самая трудная победа в жизни атамана Ермака. Несмотря на огромное превосходство войск Кучума, атаману удалось сокрушить весьма сильную Сибирскую орду.

Читать еще:  Как отмечать родительскую субботу

Казаки овладели ханством. теперь им предстояло ответить на вопрос: что делать дальше? В Кашлыке у них имелись большие богатства и они могли вернуться на Русь очень обеспеченными и богатыми людьми. Однако они приняли судьбоносное и по праву историческое решение — они решили присоединить Сибирь к России. Для удержания Сибири им требовалась помощь из России в виде людей, хлеба, пороха и свинца.

В Сибири атаман Ермак находился около трех лет. Многие лишения коснулись его воинов. Одним из самых страшных испытаний для них являлся голод. Царь же, узнавши о «сибирском взятии», одарил атамана жалованием — сукном и деньгами в соответствии с его чином. Весьма заурядно, однако!

Царь не доверял Ермаку. Он принял решение направить в Сибирь своего наместника князя Семена Болховского. ОДнако тягот не выдержал тягот и лишений. Он умер через несколько месяцев после своей отправки в эту даль.

Болховский привел к Ермаку 300 стрельцов. Во время своего пути ими были истрачены всех их съестные припасы. Ратники шли навстречу своей гибели, не подозревая, что в Сибири голод. Радость от встречи у казаков сменилась унынием. Наступала зима. Голодная смерть стала косить отряды. Погибли практически все стрельцы и добротная половина казаков.

Для того, чтобы сберечь остатки своего войска, атаман Ермак принял решение, что ему и его воинам стоит избегать встреч с татарами. Он откликнулся на мирные предложения со стороны татар. Казакам было крайне необходимо выиграть время для того, чтобы к ним подоспело подкрепление.

Пленение русскими царевича Маметкула, который являлся лучшим татарским полководцем, выдвинуло на первый план Карачу, который был главным визирем. лишившись улуса в Тоболе, Карача перенес свои кочевья на Тару, где его, собственно, стали теснить казаки. Тогда Карача выслал в Кашлык гонцов с просьбой о помощи.Казаками на круге было принято решение послать 40 человек, возглавляемых Иваном Кольцо. Они не стали требовать от татар аманатов (заложников). Это решение стало катастрофой.

Карача хоть и не был против помощи казаков, однако прознав о ситуации в казачьем стане решился действовать против них. Воины Карачи напали и перебили всех казаков. Весть о победе быстро облетела все улусы. Возбуждение вражин против русских росло день ото дня.

Вскоре отряды карачи окружили Кашлык. Татары не стремились штурмовать крепость, страшась пуль казаков. ими было принято решение осадить её, в надежде, что голод сам скосит всех русских. С весны до самого июня ермак тщательным образом готовился к схватке. которая должна была бы решающей. Лазутчиками было узнано о местонахождении ставки Карачи, об его караулах, о времени смены стражи. Атаманом было принято решение отобрать самых крепких казаков и подчинить их своему помощнику Матвею Мещеряку. Отобранные казаки, возглавляемые Мещеряком, направились ночью в обход застав и караулов к главной ставке татар. Удар этого отряда был эффективным. Карача чудом избежал гибели, однако его двое из его сыновей были убиты. Погибла практически и вся стража визиря.

После ночной победы, казаки Мещеряка оказались на утро в критическом положении. Они оказались отрезанными от своих, а татарские атаки становились все более и более ожесточенными. Ермак Тимофеевич при первых выстрелах приказал открыть огонь по сибирякам, которые осаждали Кашлык. Стоит отметить, что атаману и его войскам помогло то обстоятельство, при котором Карача бежал ночью. татарское войско, лишенное своего предводителя, утратило порядок. В конце дня оно и вовсе покинуло поле боя.

Казаки, одержав победу, стали поспешно приводить свои суда в порядок. Также они подчиняли своей власти татарские аулы и селения манси. Стычки с врагом являлись успешными для русских, однако штурм крепостицы Кулары закончился без каких-либо результатов. Данная неудача ободрила не только казаков, но и татар, которые сплотились против своего врага. Хан кучум и Карача объединились, отбросив свои ссоры. Ими было принято решение устроить Ермаку западню.

Атаман Ермак получил известие, что хан. которые обосновался в Бегищевом городище, не пропускает в Кашлык караваны бухарских купцов. бухарцы доставляли в Сибирь рис, сушеные и свежие фрукты, ткани и прочие товары. Казаки не жалели усилий для того, чтобы получить купцов, так необходимых им в сложившейся ситуации. Ермак и сотня его воинов направились в свой последний поход.

Казаки шли на веслах против течения многие часы. Вечером люди устали. Атаманом было принято решение обосноваться на ночлег около устья реки Вагая. Ночью началась буря, во время которое войска татар напали на русский лагерь. Это произошло 6 августа 1585 года.

Казаки, несмотря на критическую ситуацию, не поддались панике. Практически вся сотня смогла вернуться на струги и сняться якоря. около 90 человек вернулось обратно. Однако среди них не было Ермака Тимофеевича. Он был ранен и утонул в Иртыше. Таким образом, в последней стычке с татарами русские потеряли немного из своих людей, однако они лишились своего талантливого вождя. Смерть Ермака означала конец экспедиции.

Тем не менее, можно говорить о том, что казаками была предпринята попытка в освоении Сибири. Вслед за ними двинулись служивые люди, промышленные звероловы, а также крестьяне. Уже через каких-то 50 лет после того как Ермак погиб в водах Иртыша, русские вышли к берегам Тихого океана.

Подписаться на канал Вы можете здесь .

Какого былинного богатыря напоминает вам ермак

А й не сине море всколыбалоси,

А й взволновался да ведь Калин-царь,

А й на славный на стольный на город на Киёв он.

А й на солнышка князя Владимира,

А й как он на святую Русь.

А й как брал ён с сорока земель

А й как сорок ён королей да королевичев;

А й за кажным королём королевичем

А й как силы было как по сороку уж тысячей.

А й как брал ён пятьсот князей да бояр ён неверныих,

А й за кажным силы по сороку было тысячей.

А й как пришел он под славный под стольнии

А й под город по Киев он,

А й становился ён ко матушки да Елисей-реки,

А й во ты во поля во Елисина.

А й как тут безбожный Калин-царь

Призывал он посланника да любезнаго,

А й как сам говорил он посланнику таково слово:

– Ай же ты, посланник любезный!

А й неси как мою чернилицу да вальячную1),

А й неси моё перо как лебединое,

А й неси лист бумагу гербовую.-

А й как тут безбожный Калин-царь,

А й садился он да на ременчат стул,

А к тому он столику ко дубовому,

А й как начал он ёрлуков да написывать,

А й как начал силу свою он да назначивать,

А й писал уж как силушки много да тысячей,

А й как ён ерлуки запечатывал,

Подавал-то он посланнику да любезному.

А й как говорил ён ему таковы слова:

– Ай же ты посланник любезныий безызменныий!

А й бери ерлуки во белы руки,

В русском эпосе существует два варианта былины о бое с царем Калином. В одних случаях главным героем является Илья Муромец, а в других – Ермак Тимофеевич, с именем которого связан широко известный цикл народных исторических песен. Почти ни у кого из исследователей не вызывает сомнения, что былинный Ермак-богатырь, Ермак песенный и реально существовавший казачий атаман Ермак Тимофеевич – одно и то же лицо. «Имя Ермака,– отмечает В.Я. Пропп,– во всех былинах совершенно устойчиво и не заменяется никакими другими именами. Мы можем полагать, что оно идет от исторического Ермака. Но этим и ограничивается историчность Ермака былинного. Ермак в былине – не завоеватель Сибири, каким он является в некоторых исторических песнях, он перенесен в далекое прошлое и сделан защитником Руси от татар. Внесение этого имени в эпос не случайно. Ермак должен был произвести на народную фантазию огромное впечатление. Он – не царский воевода, а выходец из народа, оказавший государству огромную историческую услугу присоединением к Руси Сибири. О нем слагаются песни, и его имя входит в эпос».

Такую характеристику былинного Ермака можно было бы считать вполне исчерпывающей, если бы не одно обстоятельство: былинные сюжеты о Ермаке не могли возникнуть раньше XVI века, а это значит, что они не имеют прямого отношения к народному героическому циклу о борьбе с татаро-монгольским игом, Ермак «введен» в этот цикл через века.

Позднейший «ввод» Ермака в народный героический эпос, к XVI веку уже сложившийся, был бы очевиден, если бы он просто «вошел» в уже разработанный, известный сюжет. Но в том-то и дело, что Ермак никого не «заменил», былинный сюжет о двенадцатилетнем Ермаке самостоятелен и оригинален. У нас есть все основания предполагать, что Ермак-богатырь изначально существовал в русском героическом эпосе и уже после – по созвучию имен – к нему присоединился Ермак Тимофеевич – покоритель Сибири. Ведь Ермак, Ермолай – одно из самых распространенных в народе имен, Ермаков были сотни, тысячи, в том числе и былинный, сражавшийся с царем Калином. Такова точка зрения современного исследователя С.Н. Азбелева, обратившего внимание на местное предание о рязанском воине Ермачке, принимавшем участие в битве на реке Воже в 1378 году. Согласно этому преданию, Ермачок «со своими сотнями, все время скрывался в перелесках Вожи и Быстрицы; а когда русские устали биться насмерть, Ермачок выскочил из своей засады и решил дело; но смятый бегущими врагами, сам пал с ними в свое болото и погиб там. Это болото и теперь еще называется Ермачково».

Этот подвиг рязанского Ермачка вполне мог стать одним из источников былины о Ермаке-богатыре, если учесть, что само сражение на реке Воже предшествовало Куликовской битве и во многом предопределило ее исход.

Былина («Ермак и Калин-царь») записана А.Ф. Гильфердингом 2 августа 1871 года на Сумозере от сказителя Андрея Пантелеевича Сорокина.

Публикуется по изданию: Гильфердинг А.Ф. Онежские былины. 4-е изд., т.1, №69.

Как подарок Ивана Грозного погубил Ермака Тимофеевича

Одним из важнейших этапов становления российской государственности стало покорение Сибири. Самым известным покорителем Сибири по праву считается атаман Ермак.

Поход за «Камень»

После присоединения Казанского ханства восточным соседом России стало ханство Сибирское. Первоначально его правитель хан Едигер дал свое согласие на подданство Ивану IV, и в царскую казну даже стал поступать умеренный пушной налог – ясак. Однако всё это продолжалось недолго, в ханстве произошёл переворот, к власти пришёл хан Кучум, потомок Чингисхана. Первоначально он продолжал считать себя вассалом царя, но позднее перестал платить ясак, обложил данью племена, подчинявшиеся Ивану Грозному, и даже начал нападать на уральские поселения русских купцов.

Читать еще:  Как поминать на год после смерти


Портрет Ермака Тимофеевича

Важную роль на Урале играли купцы Строгановы, которым власти дали многие привилегии и даже дозволяли содержать стрелецкие войска. Но противостоять набегам сибирских князьков сил явно не хватало. Строгановы решили, что надо нанять людей умелых в ратном деле, которые смогут защитить границу и захватить новые территории.

Самыми подходящими для этой роли были казаки. Поход за «Камень» сулил большую прибыль, а воины были готовы ради выгодного предприятия на всё.

На призыв Строгановых откликнулся казачий отряд во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем. В поход выступили 1 сентября 1581 года. Целый год прошёл в пути и сражениях. Осенью 1582 года казаки Ермака приступили к осаде главного укрепления сибирского хана – Кашлыка на реке Тобол. После ожесточённого штурма город был взят. Войска Кучума были частью разгромлены, частью рассеяны. Племена хантов и манси присягнули на верность русскому царю.


В.И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком

Царский подарок

Об успехах в Сибири было доложено царю Ивану Васильевичу. Ермак отправил специальное посольство с атаманом Иваном Кольцо. Известие о победе пришлось ко двору. Грозный был очень доволен тем, что небольшой казачий отряд преподнёс ему в подарок обширные земли. Царь на радости такой «простил» все старые прегрешения и даже наградил казаков. Среди подарков, которые достались Ермаку, как говорится в некоторых источниках, были и две кольчуги. Считается, что одна из них принадлежала князю Петру Ивановичу Шуйскому, герою Казанского похода 1550 года. Подарки атаману пригодились, так как боевые действия продолжались. Кучум вновь собрал войско и постоянно угрожал набегами отрядам казаков. Ермак носил сразу две кольчуги, причем и днём, и ночью. Эти средства защиты не раз выручали его в сложных ситуациях.

Однажды ночью на привале казаки были внезапно атакованы войском Кучума. Большинство казаков погибли, сложил голову и сам Ермак Тимофеевич. Он до последнего прикрывал отход своих бойцов, но запрыгивая в уходящий струг (русское парусно-гребное судно), атаман промахнулся и утонул. По одной из версий, две драгоценных кольчуги, подаренные царем, утянули его под воду. Это случилось 6 августа 1585 года. Тем не менее, именно Ермак совершил покорение Сибири. Царь направил в Сибирь военные подкрепления, Кучум был окончательно разбит, а впоследствии казнён ногайцами.


Миниатюра из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова.
«Татарин Яныш, Бегишев внук, вытаскивает из реки тело Ермака»

После этих событий в Сибири началась новая история, стали возникать русские города, первым из которых стала Тюмень.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Если попросить среднестатистического человека в нашей стране назвать имена русских богатырей, вам почти наверняка назовут Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Мы даже оббсуждали с вами Илья Муромец — былинный богатырь или реальный человек? и Алёша Попович и Добрыня Никитич реальные люди?. А вот дальше — заминка. Благодаря массовой культуре, только эти трое стали широко известны. А между тем, богатырей на Руси было гораздо больше, вот только знают о них далеко не все.

Попробуем исправить ситуацию и рассказать в этой подборке о «неизвестных» русских богатырях.

Один из самых древних героев русского былинного эпоса. Святогор — богатырь-великан настолько большой и сильный, что даже Мать — Сыра Земля не могла его выдержать. Однако и сам Святогор, согласно эпосу, не мог превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходил ногами в землю.

Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать — Сыра Земля». Согласно одной из былин, именно Микула Селянинович попросил великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Святогор этого сделать не смог. Тогда Микула Селянинович поднял сумку одной рукой и сказал, что в ней находится «вся тягость земная». Фольклор говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья. И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.

Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ. Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.

Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.

Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический. Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.

Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле. Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.

Богатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты — практически древнерусская история Ромео и Джульетты. Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие. Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против. Тогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, беря богатое приданое.

Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем. Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.

Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев. В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.

Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector