13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каким настроением проникнуто стихотворение пушкина воспоминание

Краткий анализ стихотворения «Воспоминания в Царском cеле» по плану

1. История создания

Стихотворение «Воспоминания в Царском селе» — одно из самых ранних произведений Пушкина. Оно было написано юным лицеистом осенью 1814 года и предназначалось для чтения на публичном экзамене, который состоялся 8 января 1815 года.

Упомянутый в стихотворении Г. Р. Державин, стилю которого отчасти подражал Пушкин, присутствовал на экзамене и высоко оценил дарования молодого поэта. «Вот тот, кто заменит меня», — произнёс первый стихотворец России, убелённый к тому времени сединами.

Лицеисты поздравляли товарища с настоящим триумфом, а Пушкин засвидетельствовал произошедшее в поэме «Евгений Онегин»: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».

2. Литературное направление

Произведение написано в традициях классицизма.

Его темой Пушкин избирает величие России, большая часть произведения отведена прославлению славных дел Екатерины Великой и Александра I. Также упоминаются имена знаменитых литераторов, благодаря чему Пушкин как бы вписывает себя в современный ему литературный контекст.

Помимо классицистических черт (одическая приподнятость, обращение к гражданским темам, античная символика), в произведении присутствуют романтические и сентиментальные черты.

Они проявляются в поэтике пейзажей, описании героики (вместо конкретных образов современных воинов, как, например, в стихотворении Лермонтова «Бородино», у юного Пушкина упоминаются архаические кольчуги).

В 1814 году поэт находится в поиске собственного языка и стиля. Титаническая работа по созданию моста между старой и новой литературой только начата.

3. Род

Данное произведение можно назвать лиро-эпическим, так как в нём сюжеты русской истории, кратко изложенные рассказчиком, освещены личным отношением автора.

Прошлое, настоящее и будущее находятся в фокусе зрения лирического героя.

4. Жанр

Стихотворение сочетает черты оды и элегии.

Гражданская тема выполнена в одической традиции, а пейзажно-философская – в элегической.

Пушкин смело совмещает жанры, становясь новатором в первых же поэтических опытах.

5. Проблематика

Проблема произведения может быть определена формулировкой «Человек в истории».

Лирический герой произведения, находясь в Царском селе, постигает смысл российской истории, восхищаясь славными победами предков и вдохновенным творчеством поэтов-предшественников.

Образы прошлого, подобно царскосельским монументам, обступают его и требуют продолжения.

6. Тематика

В стихотворении звучит тема величия России, прославления её воинских побед и гражданских добродетелей, отражающих победоносный дух зарождающегося нового искусства.

7. Идея

Идея произведения – в утверждении державного величия России, связи настоящего с прошлым и будущим.

8. Пафос

Пафос стихотворения зиждется на энергии жизнеутверждения, молодых надеждах, предчувствии широких горизонтов.

9. Система образов

Образы государственных деятелей, о которых вспоминает лирический герой, любуясь статуями царскосельского парка, олицетворяют славу России.

Образы русских стихотворцев, явленные не только через называние фамилий, но и через стилистику, усиливают героико-патриотическое звучание текста.

Наиболее оригинальным представляется образ лирического героя, в восприятии которого сливаются образы природы (пейзаж) и образы человеческой культуры (статуи, эпизоды истории, строки стихотворений, «звуки лиры»).

10. Центральные персонажи

Центральный персонаж стихотворения – лирический герой, от лица которого ведётся повествование. Он выступает в роли современника-очевидца, прогуливающегося по Царскому селу и наслаждающегося его красотами.

В тексте упоминаются герои прошлого (Орлов, Румянцев, Суворов), императрица Екатерина Великая, император Александр Павлович, одержавший победу над Наполеоном, поэты Державин и Петров.

В конце стихотворения дан намёк на Жуковского, которого Пушкин именует «скальд России вдохновенный».

11. Лирический герой

Лирический герой выглядит «взрослее» автора стихотворения, тем не менее, поэт говорит от первого лица. Это его глазами описаны великие события русской истории, вдохновляющие его победы русского оружия.

Повествование эмоционально окрашено, оценочно. Поэт всем сердцем отзывается на эхо событий 12-го года, быть участникам которых ему не довелось:

Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед,
И вы их видели, врагов моей отчизны!
И вас багрила кровь и пламень пожирал!
И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;
Вотще лишь гневом дух пылал.

12. Сюжет

Стихотворение начинается с описания царскосельского сада.

Затем наблюдатель обращает взор к памятнику Екатерине и вспоминает легендарное Чесменское сражение, определившее победный исход русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Славные полководцы екатерининских времён вызывают в его памяти не менее значимые события ближайшего прошлого.

Только что отгремела война с Наполеоном, поработитель мира бежал из разорённой Москвы, а император Александр был встречен освобождённой Европой как победитель и миротворец.

Стихотворцы воспели славные дела русских воинов и государей, а о будущих победах ещё возвестит вдохновенная лира Жуковского.

13. Композиция

Стихотворение обладает линейной композицией

Первые 3 строфы (восьмистишия) представляют собой пролог, описывающий красоты Царского села.

Следующие 4 строфы посвящены блестящей екатерининской эпохе.

Затем в 12 строфах описывается победа русских над французами в Отечественной войне 1812 года. Это описание представляет собой основную часть сюжета.

Завершающая строфа стихотворения, обращённая к Жуковскому, выполняет функцию эпилога.

14. Размер, рифма и строфика

Стихотворение написано разностопным (от 4 до 6 стоп) ямбом с чередованием мужских и женских рифм.

Перекрёстная рифмовка и одинаковое количество строк в каждой строфе (8) напоминают планировку регулярного парка. Пушкин старается выдержать традиции классической оды.

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения соответствует его композиции.

В первой части при описании озарённого луной пейзажа используются аллитерации с сонорами «л», «н», «р».

Когда же речь заходит о ратных победах, встречается множество шипящих, твёрдых и звонких согласных, передающих настроение решительного натиска.

В стихотворении преобладают сложные предложения с рядами однородных членов. Действие приобретает динамичность за счёт использования глагольных рядов. Имеются предложения с побудительной интонацией и развёрнутыми обращениями.

Лексика стихотворения – книжная, местами – архаичная. Даже для пушкинской эпохи упоминание о воинских кольчугах было анахронизмом. Лексика и стилистика текста как будто позаимствованы из словаря Державина и Сумарокова.

Всего через несколько лет из-под пера Пушкина выйдут легчайшие для слуха и произнесения, ювелирно обработанные стихи. Этот контраст покажет масштаб языковой работы, проделанной поэтом, ставшим реформатором русского литературного языка.

16. Средства художественной выразительности

  • сравнения («луна, как лебедь величавый, плывёт в сребристых облаках»),
  • метафоры («водопады стекают бисерной рекой»),
  • эпитеты («валы седые», «угрюмых сосен»).

Эти средства художественной выразительности оживляют пейзаж, создают атмосферу таинственности.

В создании эффекта торжественности поэту помогают анафоры (чуть слышится, чуть дышит – в 1-й строфе), инверсии (орел младой).

17. Значение произведения

Стихотворение «Воспоминания в Царском селе» помогло Пушкину войти в русскую литературу. Поэт предопределил в нём своё место в мире, осознав себя как часть российской истории и культуры.

18. Актуальность

Актуальность «Воспоминаний» состоит скорее в факте обращения к важнейшим эпизодам отечественной истории допушкинского периода, нежели в значимости стихотворения для последующих поколений.

Оно дорого нам, как триумфальная проба сил юного гения, как пушкинский рассвет, озаривший собой весь 19 век.

19. Моё отношение

Стихотворение «Воспоминания в Царском селе» показалось мне сложным для восприятия. Оно написано старинным слогом, в нём много устаревших слов.

В то же время поражает, что Пушкин написал это стихотворение в 15 лет! В столь юном возрасте поэт уже чувствовал себя гражданином, отзывался на исторические события, знал современную ему литературу.

Трудно представить, что кто-то из моих ровесников напишет сегодня что-то подобное. Мне стало понятно, как тяжело было Пушкину реформировать русский поэтический язык.

Он сделал огромный шаг вперёд, благодаря чему высокая поэзия стала доступна каждому человеку.

20. Чему учит

Стихотворение «Воспоминания в Царском селе» учит нас ценить и уважать родную историю, гордиться славой русских полководцев и поэтов.

Читать еще:  З ноября родительская суббота

У России великое героическое прошлое. Только осознав это, можно уверенно строить настоящее и мечтать о будущем.

«Воспоминание» (Когда для смертного умолкнет шумный день…), анализ стихотворения Пушкина

История создания

Стихотворение «Воспоминание» написано 19 мая 1828 года в Петербурге и напечатано в альманахе «Северные цветы» 1829 года.

В черновом варианте стихотворение было длиннее более чем в два раза. Из 36 строчек Пушкин оставил только первые 16. В таком виде стихотворение оказалось даже более целостным, чем в первоначальном варианте. Первые названия – «Бессонница», «Бдение».

Отброшенная часть конкретизирует воспоминания лирического героя. Ему приходит на ум только плохое: измены, обиды, клевета, зависть. В этот период жизни Пушкин разочарован и подавлен. Расправа с декабристами и политическая реакция угнетают поэта.

Литературное направление, жанр

Вопрос о литературном направлении, к которому можно отнести стихотворение, очень непрост. Его лирический герой – романтик. Ночь для романтика – время философских рассуждений. Во время бессонницы он мучится угрызениями совести, причина которых заключена в его прошлом. Он с отвращением вспоминает о былом, трепещет, проклинает и жалуется.

Но тот факт, что Пушкин отбрасывает конкретные и весомые жалобы, дающие такую отраду романтическому сознанию, свидетельствует скорее в пользу реализма. В отвергнутой автором части не хватает кульминации. Романтический герой все переживания сводит к романтическим любовным историям и смерти возлюбленных, к тайнам «счастия и гроба». Лирический герой Пушкина, хоть и угнетён, но не сломлен: «Но строк печальных не смываю». Он принимает прошлое, переживает воспоминания, но не погружается в них с головой. То, что Пушкин не напечатал конец стихотворения, говорит о позиции реалиста.

Стихотворение относится к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Всё стихотворение – это только одно предложение с разными видами связи. Может быть, потому Пушкин и отверг его конец, что стихотворение, по замыслу автора, должно было читаться на едином дыхании.

Первая строфа описывает время действия и начинается словом «когда». Но она указывает и на место действия. «Полупрозрачная тень ночи» — это белые петербургские ночи.

Последняя строчка кульминационная. Лирический герой не может или не хочет (толкование равноценно) освободиться от горестного прошлого, мешающего ему в настоящем. Дальнейшая конкретизация воспоминаний снижала бы поэтическое напряжение.

Тема стихотворения – тяготящие человека тяжёлые воспоминания. Основная мысль в невозможности избавиться от мрачных воспоминаний. Они предначертаны судьбой, неизбежны. Человек, охваченный ими, подобен древнегреческому герою, зависящему от воли судьбы, которой можно только подчиниться и нельзя противиться.

Размер и рифмовка

В стихотворении чередуются шестистопный и четырёхстопный ямб. Такое чередование делает речь тяжеловесной и торжественной. Это ощущение усиливается пиррихиями. Мужская рифма в длинных строчках чередуется с женской в коротких. Рифмовка перекрёстная.

Тропы и образы

Высокий стиль создаётся старославянизмами стогны (улицы) града, влачатся, бденье. Дальше торжественный настрой поддерживается словами высокого стиля: угрызенья, трепещу.

С первой строчки стихотворение отсылает читателя к античным образам. Смертный здесь кукла в руке судьбы, богов. Длинный свиток воспоминаний, разворачивающийся перед лирическим героем, — это и библейская книга жизни, в которой записаны все дела человека, и нити жизни, которые прядут мойры (парки). Таким образом, в стихотворении, как и в русской культуре 19 века, соединяются библейские и античные образы.

В стихотворении есть лексические группы слов, обозначающих длину: влачиться, томительный, бездействие, змеи сердечной угрызенья, развивать, длинный свиток. Другая лексическая группа определяет сильные отрицательные эмоции: угрызенья, подавленный тоской ум, тяжкие думы, отвращение, трепетать, проклинать, горько жаловаться, горько слёзы лить, печальные строки. Образы обеих групп создаются с помощью эпитетов и метафор.

Эпитеты важны в начале стихотворения для создания контраста дня и ночи: шумный день – немые стогны града, полупрозрачная ночи тень. Конец стихотворения очень динамичен. Последняя строфа состоит из однородных сказуемых – глаголов, обозначающих душевную работу героя: трепещу, проклинаю, жалуюсь, слёзы лью. Трём строкам противопоставлена кульминационная последняя: но строк печальных не смываю.

Анализ стихотворения «Воспоминание» Пушкина

Стихотворение “Воспоминание” одно их самых мрачных в истории пушкинского творчества. Краткий анализ “Воспоминание” по плану поможет ученикам 9 класса понять, почему. Использовать разбор на занятиях по литературе можно в качестве основного или дополнительного материала.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Воспоминание.

История создания – произведение было написано в 1828 году, а опубликовано год спустя, в 1829-м в альманахе “Северные цветы”.

Тема стихотворения – неприятные воспоминания, которые тяготят человека.

Композиция – одночастная. Замысел автора был таком, что произведение должно быть прочитано буквально “одним глотком”: в произведении четыре строфы, но это одно длинное предложение.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – чередование четырех- и шестистопного ямба.

Эпитеты“немые стогны”, “полупрозрачная тень”, “дневные труды”, “томительное бденье”, “ночное бездействие”, “тяжкие думы”.

Метафоры – “строк печальных не смываю“, “умолкнет день”, “часы влачатся”, “сердечная змея”, “мечты кипят”, “ум, подавленный тоской”.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Жанр
  5. Средства выразительности

Бонус

  • Тест по стихотворению

История создания

Эти поэтические строки написаны в 1828 году, известна даже более точная дата – 19 мая. В то время поэт пребывал в Петербурге. В печать стихотворение вышло с 1829 году – его выпустили в альманахе “Северные цветы”, но история создания этого стиха не ограничивается сухими фактами.

Черновой вариант стихотворения был значительно длиннее: в чистовике осталось только 16 строк из изначальных 36. Изменилось и название произведения, которое Пушкин изначально планировал назвать “Бдение” или “Бессонница”. Но в результате произведение получилось цельным и действительно читается без пауз, как и задумывал автор.

“Воспоминание” – произведение очень мрачное, что достаточно нехарактерно для пушкинской лирики. Объясняется это тем, что поэт находился под глубоким впечатление от расправы над друзьями-декабристами – теми, кому посвящено это стихотворение – и не мог избавиться от пессимистического настроя.

Пушкин рассказывает о тяжелых воспоминаниях, которые томят человека, делая акцент на том, что от этих воспоминаний невозможно избавиться. Тяжесть, которую человек несет – это бремя судьбы, она ему предначертана и совершенно не зависит от его воли. Как древнегреческий герой, он не может противиться року. Единственный путь – подчинение.

Композиция

С композиционной точки зрения это достаточно простое стихотворение – поскольку оно представляет собой единое предложение, Пушкин использовал одночастную композицию.

В первой строфе он описывает место действия и указывает на время – это ночь в Петербурге. Далее следует описание всего, что чувствует лирический герой, того, что его мучит и вызывает бессонницу. Главной для понимания идеи произведения является последняя строчка – лирический герой не избавляется от прошлого несмотря на то, что оно явно мешает ему в настоящем. Он не может этого сделать: разочарования и горести – это та ноша, которую ему суждено нести.

Это философская лирика, в которой жизнь рассматривается с позиции человека, верящего в судьбу. Он принимает свое прошлое как нечто неизбежное, но это не означает, что все разочарования его сломили.

Стихотворение написано ямбом – четырех- и шестистопная его разновидности чередуются, придавая жалобам лирического героя торжественность и тяжеловесность. Пушкин также использует перекрестную рифмовку и чередование мужской и женской рифмы.

Средства выразительности

Тропы играют важную роль в этом произведении: они задают настроение, делают стиль его написания высоким и ставят эмоциональные акценты. Пушкин использовал:

  • Эпитеты – “немые стогны”, “полупрозрачная тень”, “дневные труды”, “томительное бденье”, “ночное бездействие”, “тяжкие думы”.
  • Метафоры – “ строк печальных не смываю “, “умолкнет день”, “часы влачатся”, “сердечная змея”, “мечты кипят”, “ум, подавленный тоской”.
Читать еще:  Варлаамо хутынский монастырь требы вечное поминовение

Они создают образы сильных отрицательных эмоций, испытываемых лирическим героем. Кроме них, важную роль играют также славянизмы, благодаря которым слог становится торжественным и в то же время контрастным. В последней строфе основную работу делают глаголы, которые показывают, какие душевные муки испытывает человек.

«Воспоминание» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – история создания, кому посвящено

Стихотворение “Воспоминание” одно их самых мрачных в истории пушкинского творчества. Краткий анализ “Воспоминание” по плану поможет ученикам 9 класса понять, почему. Использовать разбор на занятиях по литературе можно в качестве основного или дополнительного материала.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Воспоминание.

История создания – произведение было написано в 1828 году, а опубликовано год спустя, в 1829-м в альманахе “Северные цветы”.

Тема стихотворения – неприятные воспоминания, которые тяготят человека.

Композиция – одночастная. Замысел автора был таком, что произведение должно быть прочитано буквально “одним глотком”: в произведении четыре строфы, но это одно длинное предложение.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – чередование четырех- и шестистопного ямба.

Эпитеты“немые стогны”, “полупрозрачная тень”, “дневные труды”, “томительное бденье”, “ночное бездействие”, “тяжкие думы”.

Метафоры – “строк печальных не смываю“, “умолкнет день”, “часы влачатся”, “сердечная змея”, “мечты кипят”, “ум, подавленный тоской”.

История создания

Эти поэтические строки написаны в 1828 году, известна даже более точная дата – 19 мая. В то время поэт пребывал в Петербурге. В печать стихотворение вышло с 1829 году – его выпустили в альманахе “Северные цветы”, но история создания этого стиха не ограничивается сухими фактами.

Черновой вариант стихотворения был значительно длиннее: в чистовике осталось только 16 строк из изначальных 36. Изменилось и название произведения, которое Пушкин изначально планировал назвать “Бдение” или “Бессонница”. Но в результате произведение получилось цельным и действительно читается без пауз, как и задумывал автор.

“Воспоминание” – произведение очень мрачное, что достаточно нехарактерно для пушкинской лирики. Объясняется это тем, что поэт находился под глубоким впечатление от расправы над друзьями-декабристами – теми, кому посвящено это стихотворение – и не мог избавиться от пессимистического настроя.

Пушкин рассказывает о тяжелых воспоминаниях, которые томят человека, делая акцент на том, что от этих воспоминаний невозможно избавиться. Тяжесть, которую человек несет – это бремя судьбы, она ему предначертана и совершенно не зависит от его воли. Как древнегреческий герой, он не может противиться року. Единственный путь – подчинение.

Композиция

С композиционной точки зрения это достаточно простое стихотворение – поскольку оно представляет собой единое предложение, Пушкин использовал одночастную композицию.

В первой строфе он описывает место действия и указывает на время – это ночь в Петербурге. Далее следует описание всего, что чувствует лирический герой, того, что его мучит и вызывает бессонницу. Главной для понимания идеи произведения является последняя строчка – лирический герой не избавляется от прошлого несмотря на то, что оно явно мешает ему в настоящем. Он не может этого сделать: разочарования и горести – это та ноша, которую ему суждено нести.

Это философская лирика, в которой жизнь рассматривается с позиции человека, верящего в судьбу. Он принимает свое прошлое как нечто неизбежное, но это не означает, что все разочарования его сломили.

Стихотворение написано ямбом – четырех- и шестистопная его разновидности чередуются, придавая жалобам лирического героя торжественность и тяжеловесность. Пушкин также использует перекрестную рифмовку и чередование мужской и женской рифмы.

Средства выразительности

Тропы играют важную роль в этом произведении: они задают настроение, делают стиль его написания высоким и ставят эмоциональные акценты. Пушкин использовал:

  • Эпитеты – “немые стогны”, “полупрозрачная тень”, “дневные труды”, “томительное бденье”, “ночное бездействие”, “тяжкие думы”.
  • Метафоры – “строк печальных не смываю“, “умолкнет день”, “часы влачатся”, “сердечная змея”, “мечты кипят”, “ум, подавленный тоской”.

Они создают образы сильных отрицательных эмоций, испытываемых лирическим героем. Кроме них, важную роль играют также славянизмы, благодаря которым слог становится торжественным и в то же время контрастным. В последней строфе основную работу делают глаголы, которые показывают, какие душевные муки испытывает человек.

Анализ стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» (1814)

«Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.) — одно из самых известных стихотворений Александра Сергеевича Пушкина. Он написал его в 15-летнем возрасте. Стихотворение известно не только своим содержанием, но и тем, что заслужило похвалу знаменитого поэта того времени — Гавриила Державина, который признал талант юного стихотворца.

Содержание стихотворения

Стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.) несет в себе черты сразу двух жанров: оды и элегии. Его лирический герой перечисляет памятники Царского Села, которые проплывают перед его взором. Это Чесменская колонна, установленная в память об успешной победе отечественного флота над турецкой армией в 1770 году, памятник, появившийся после успеха армады Румянцева опять над турками. На этот раз при местечке Кагул в том же 1770 году. В тексте стихотворения автор вспоминает славных и великих полководцев тех времен, их успехи и поэтов, которые их воспевали.

В стихотворении «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.) герой задумывается о новом веке, который начался совсем недавно. И в нем уже случилось немало событий, потрясших Россию: нашествие войск Наполеона, сгоревшая Москва, покорение Парижа.

В финале своего произведения поэт как бы обращается к поэту нового времени Жуковскому, которого он называет скальдом России. Он призывает всех окружающих восхвалять будущие успехи русского народа.

Анализ стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.) всегда направлен на высокую роль поэта в обществе, которую отмечает автор. Пушкин прямо заявляет, что каждой эпохе требуются не только полководцы и отважные солдаты, но и поэты, которые будут вдохновлять героев на их подвиги.

Создание стихотворения

Стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.) Пушкина писал осенью 1814 года. Он это сделал по необходимости — собственное произведение требовалось прочитать на экзамене в Царскосельском лицее, где учился поэт.

Открытый публичный экзамен проводился при переходе с младшего на старший курс. Свое участие в экзамене подтвердил известный поэт того времени Гавриил Державин. Узнав об этом, учитель словесности лицеистов Галич предложил Пушкину, который уже неоднократно публиковал свою лирику, написать для этого события какое-то достойное стихотворение.

Незадолго до экзамена прошла репетиция. Такое требование выдвинул министр просвещения при правительстве Алексей Разумовский. Он сам и присутствовал на ней. Тогда-то впервые и представил свое произведение Пушкин. «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.) произвели на всех большое впечатление.

Экзамен Пушкина

Сам экзамен в Царскосельском лицее проходил в самом начале 1815 года. Приехавший Державин чувствовал себя неважно. Он был стар, а экзамен длился слишком долго. Оживился он, только когда оценивали русскую словесность.

Лицеисты читали наизусть и разбирали стихотворения самого Державина. Он слушал внимательно и с удовольствием.

Пушкин позднее писал, что прочел стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.), находясь в нескольких шагах от Державина. Едва закончив чтение, он тут же убежал, не помня куда. Державин был восхищен, он требовал привести к нему поэта, чтобы обнять его. Он сразу заявил, что этот поэт сможет его заменить.

Читать еще:  Вспоминать в суе

Судьба текста

После экзамена Державин попросил, чтобы Пушкин прислал ему рукописный текст стихотворения. Второй экземпляр оказался у его родного дяди Василия Львовича. Так текст стал знаменитым и популярным.

В 1815 году стихотворение опубликовали в журнале «Российский музеум, или Журнал европейских новостей». В 1819 году, работая над первым собранием своих стихотворений, которое так и не вышло, Пушкин переработал текст. Из него он убрал упоминания про Александра I как спасителя Европы.

Включить его в сборник удалось только в 1825 году. Его отправили цензору, в результате в вышедшей книге его не оказалось. Считается, что цензор обратил внимание на то, что Пушкин убрал строфу, посвященную императору. А текст был хорошо известен именно в первоначальном виде. Этот факт не мог остаться не замеченным.

Кстати, в 1829 году поэт создал еще одно стихотворение под таким же названием. Оно начинается со слов «Воспоминаньями смущенный. «. Путать эти два текста не стоит.

Значение стихотворения в творчестве Пушкина

В судьбе поэта это стихотворение сыграло большую роль. То, что Державин, умерший через год, публично назвал Пушкина своим преемником, произвело большое впечатление на современников. А когда гений Пушкина раскрылся во всей красе, событие стали считать символическим. В нем видели передачу творческой эстафеты из XVIII в XIX век.

Большое влияние на Пушкина оказал и сам Державин. Поэт неоднократно обращался к нему в своих произведениях.

Например, в «Евгении Онегине» фраза «Старик Державин нас заметил / И, в гроб сходя, благословил» вскоре стала крылатой.

Анализ стихотворения

С чего следует начать анализ? «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.) — это произведение, в котором поэт переходит от успешных годов XVIII столетия, когда страной руководила императрица Екатерина II, к совсем недавнему прошлому. Он подробно рассказывает о событиях войны против французов, отмечая главные из них: сожжение Москвы и Бородинскую битву. Описывает победоносное шествие русской армии по Европе до самого сердца Европы.

Победу над Наполеоном поэт сравнивает с избавлением от «бича вселенной». Обращение в концовке стихотворения к Жуковскому произвело на того особенно сильное впечатление.

Особенности текста

Что еще можно включить в анализ? «Воспоминания в Царском Селе» (1814) Пушкина — это стихотворение, которое содержит в себе явные признаки классицизма, которым так славился XVIII век. Например, среди других текстов Пушкина его выделяет торжественный слог, которым оно написано.

При этом Пушкин нисколько не чурается использовать архаизмы. Так, описывая то, что происходило во время войны против Наполеона, он упоминает про звон мечей и кольчуг. Но очевидно, что ни того ни другого в XIX веке уже не использовали. Но Пушкин намеренно использует именно эти образы, чтобы придать своему тексту больше возвышенности и торжественности. В действительности же так называемой музыкой битв того времени была артиллерия.

При этом Александр Сергеевич Пушкин в своем стихотворении ориентируется не только на образцы классицизма. В тексте хорошо заметны и явные романтическо-сентиментальные черты.

Самый яркий пример — это описание пейзажа в самом начале стихотворения, которое задает настроение всему тексту.

При этом стоит признать очевидный факт, что само стихотворение носит явно подражательный характер. В нем Пушкин собирает лучшее, что произвело на тот момент старшее поколение поэтов, самым значимым представителем которого и был как раз Державин. Основываясь на их произведениях, Пушкин при этом формирует свой собственный, ни на что не похожий, индивидуальный и уникальный стиль.

Именно это заметил и так высоко оценил Державин, присутствовавший на экзамене Пушкина.

«Воспоминание» (Когда для смертного умолкнет шумный день…), анализ стихотворения Пушкина

История создания

Стихотворение «Воспоминание» написано 19 мая 1828 года в Петербурге и напечатано в альманахе «Северные цветы» 1829 года.

В черновом варианте стихотворение было длиннее более чем в два раза. Из 36 строчек Пушкин оставил только первые 16. В таком виде стихотворение оказалось даже более целостным, чем в первоначальном варианте. Первые названия – «Бессонница», «Бдение».

Отброшенная часть конкретизирует воспоминания лирического героя. Ему приходит на ум только плохое: измены, обиды, клевета, зависть. В этот период жизни Пушкин разочарован и подавлен. Расправа с декабристами и политическая реакция угнетают поэта.

Литературное направление, жанр

Вопрос о литературном направлении, к которому можно отнести стихотворение, очень непрост. Его лирический герой – романтик. Ночь для романтика – время философских рассуждений. Во время бессонницы он мучится угрызениями совести, причина которых заключена в его прошлом. Он с отвращением вспоминает о былом, трепещет, проклинает и жалуется.

Но тот факт, что Пушкин отбрасывает конкретные и весомые жалобы, дающие такую отраду романтическому сознанию, свидетельствует скорее в пользу реализма. В отвергнутой автором части не хватает кульминации. Романтический герой все переживания сводит к романтическим любовным историям и смерти возлюбленных, к тайнам «счастия и гроба». Лирический герой Пушкина, хоть и угнетён, но не сломлен: «Но строк печальных не смываю». Он принимает прошлое, переживает воспоминания, но не погружается в них с головой. То, что Пушкин не напечатал конец стихотворения, говорит о позиции реалиста.

Стихотворение относится к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Всё стихотворение – это только одно предложение с разными видами связи. Может быть, потому Пушкин и отверг его конец, что стихотворение, по замыслу автора, должно было читаться на едином дыхании.

Первая строфа описывает время действия и начинается словом «когда». Но она указывает и на место действия. «Полупрозрачная тень ночи» — это белые петербургские ночи.

Последняя строчка кульминационная. Лирический герой не может или не хочет (толкование равноценно) освободиться от горестного прошлого, мешающего ему в настоящем. Дальнейшая конкретизация воспоминаний снижала бы поэтическое напряжение.

Тема стихотворения – тяготящие человека тяжёлые воспоминания. Основная мысль в невозможности избавиться от мрачных воспоминаний. Они предначертаны судьбой, неизбежны. Человек, охваченный ими, подобен древнегреческому герою, зависящему от воли судьбы, которой можно только подчиниться и нельзя противиться.

Размер и рифмовка

В стихотворении чередуются шестистопный и четырёхстопный ямб. Такое чередование делает речь тяжеловесной и торжественной. Это ощущение усиливается пиррихиями. Мужская рифма в длинных строчках чередуется с женской в коротких. Рифмовка перекрёстная.

Тропы и образы

Высокий стиль создаётся старославянизмами стогны (улицы) града, влачатся, бденье. Дальше торжественный настрой поддерживается словами высокого стиля: угрызенья, трепещу.

С первой строчки стихотворение отсылает читателя к античным образам. Смертный здесь кукла в руке судьбы, богов. Длинный свиток воспоминаний, разворачивающийся перед лирическим героем, — это и библейская книга жизни, в которой записаны все дела человека, и нити жизни, которые прядут мойры (парки). Таким образом, в стихотворении, как и в русской культуре 19 века, соединяются библейские и античные образы.

В стихотворении есть лексические группы слов, обозначающих длину: влачиться, томительный, бездействие, змеи сердечной угрызенья, развивать, длинный свиток. Другая лексическая группа определяет сильные отрицательные эмоции: угрызенья, подавленный тоской ум, тяжкие думы, отвращение, трепетать, проклинать, горько жаловаться, горько слёзы лить, печальные строки. Образы обеих групп создаются с помощью эпитетов и метафор.

Эпитеты важны в начале стихотворения для создания контраста дня и ночи: шумный день – немые стогны града, полупрозрачная ночи тень. Конец стихотворения очень динамичен. Последняя строфа состоит из однородных сказуемых – глаголов, обозначающих душевную работу героя: трепещу, проклинаю, жалуюсь, слёзы лью. Трём строкам противопоставлена кульминационная последняя: но строк печальных не смываю.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector