7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие животные упоминаются в библии

Животные в Библии

В Библии упоминается множество животных существ. Идентификация ряда зверей, их названия и особенности являются дискуссионным вопросом перевода оригинального текста Библии на различные языки.

Содержание

Говорящие животные Библии

  • Змея (ивр. נחש ‎) — первое животное, появляющееся в Ветхом Завете. Змей был искусителем Евы и привёл прародителей людей к грехопадению и изгнанию из рая.

  • Валаамова ослица (ивр. אתון ‎) — ослица пророка Валаама, на которой он ехал к царю Моава Валаку, чтобы проклясть израильтян.

Загадочные и мифические существа

В Библии упоминаются существа, идентификация которых затруднена или невозможна при современном уровне развития науки. Используемые переводчиками слова, обозначающие этих животных, иногда совпадают с названиями мифических существ (Драконы, единороги и т.д).

  • Бегемот — Библейское слово «бегемот» было присвоено известному ныне под этим именем млекопитающему в XIX веке.
  • Драконы — в Псалтири говорится о пленении евреев в Египте, который образно назван «землёй драконов» (Пс.43:20). [1] В Ветхом Завете «драконы» аллегорически используются для описания яда: «вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов» (Втор.32:33). В книге Даниила содержится рассказ о том, как в ВавилонеДаниил комом из смолы, жира и волос умертвил «дракона» в храме (Дан.14:23—28). Наиболее часто дракон упоминается в книге Откровения Иоанна Богослова (Откр.12—13, 16:13, 20:2, см. Зверь Апокалипсиса).
  • Единорог — аллегорически использовано для описания быстроты действия Бога: «Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него;» (Чис.23:22). То же слово переводится и как дикий буйвол (ивр. רְאֵם ‎).
  • Левиафан — морское чудовище (ивр. לווייתן ‎) из Книги Иова (Иов.40:20—41:26, Иов.7:12).

Кары животными

  • Десять казней египетских (нашествие лягушек, нашествие мошки, нашествие диких зверей, нашествие саранчи)
  • Damnatio_ad_bestias#Восприятие смерти от зверей в религии
  • Убийство 42 детей двумя медведицами: «И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка.» (4Цар.2:23-24)

Скульптуры животных

Птицы в Библии

Птицы в Библии служили источником пищи (на них охотился Исав), некоторые виды птиц были запретны для поедания. Также птиц приносили в жертву. Нередко птицы играют символическую роль.

Остальные животные Библии

  • Заяц (Лев.11:6, Втор.14:7). В библейских установлениях относительно дозволенных для употребления в пищу животных сказано, что нельзя есть «зайца, потому что он жуёт жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас» (Лев.11:6). В оригинале — ивр. וְאֶת־הָאַרְנֶבֶת כִּי־מַעֲלַת גֵּרָה הִוא וּפַרְסָה לֹא הִפְרִיסָה טְמֵאָה הִוא לָכֶם ‎. Слово «парса» (ивр. פרסה ‎) может переводиться как «копыто, нога, подкова, величина стопы человека, подошва» и данную фразу иногда понимают лишь как указание на то, что заяц не относится к парнокопытным. [2]

Cм.также

  • Растения Библии

Примечания

  1. В славянских переводах «земля драконов» заменена на «место озлобления»
  2. Жвачный заяц с копытами

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Животные в Библии» в других словарях:

Животные — в Библии это живые существа, надел., как и человек, способностью самостоят. совершать произвольные движения, а также способностью к восприятию. От сотворения мира Ж. делятся на четыре группы: Ж., сотвор. в пятый день, обитающие в воде и в… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Животные Библии — Животные в Эдеме, Лукас Кранах Старший В Библии упоминается целый ряд животных, часть из которых относится к вымышленным. Название ряда зверей и их особенности является дискуссионным вопросом перевода оригинального текста Библии на различные… … Википедия

Животные — Библии разделялись на четыре класса: на животных, живущих на суше, четвероногих больших и малых, (Лев.11:2 ), на рыб морских (ст. 9, 10), птиц небесных (ст. 13) и пресмыкающихся (ст. 20, 29, 41). В этих классах различались опять: чистые,… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Животные библейские — – в Библии животный мир разделяется на 4 разряда, причем каждый разряд содержит в себе животных, которых можно вкушать человеку, или чистых, и животных, запрещенных для пищи, или нечистых, а именно: 1) четвероногих земных животных (Лев., 11 … Полный православный богословский энциклопедический словарь

животные — А. Представители животного мира, упоминаемые в Библии барс: Ис 11:6 бегемот: Иов 40:10 20 верблюд: Лев 11:4 вол: Исх 22:1,4 волк: Ис 11:6 гиена: Ис 13:22 домашние животные (бык, корова, теленок): 1Цар 6:7; Пс 67:30 заяц: Лев 11:6 … Библия: Тематический словарь

Животные — в Библии упоминаются практически все существующие виды животных, в том числе четвероногие, живущие на суше, рыбы морские, птицы небесные, пресмыкающиеся, земноводные и др. Каждый вид подразделялся на чистых и нечистых животных. Первых Закон… … Православная энциклопедия

Растения в Библии — Растения часто упоминаются в Библии. Сообщается, что они (трава и деревья) были сотворены на третий день (Быт.1:11), однако некоторые растения появились позже как проклятие за грех прародителей (тернии Быт.3:18). Содержание … Википедия

Нечистые животные — Нечистые животные библейский (ветхозаветный) термин, обозначающий животных, которых не использовали при жертвоприношениях и не употребляли в пищу. Нечистые животные в более общем смысле животные, не употребляемые в пищу или нелюбимые… … Википедия

Птицы в Библии — Ной выпускает голубя из ковчега Птицы (ивр. עוף‎, оф) являются частым персонажем библейского повествования. Они были сотворены … Википедия

ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ В БИБЛИИ — исторически сложившиеся виды лит. творчества, использованные свящ. авторами Библии. Подход к Писанию как к книге Богочеловеческой предполагает исследование тех лит. принципов, на к–рых построены составные части Библии. Классификация и… … Библиологический словарь

Классификация животных в Библии

Классификация животных в Библии

В Библии упоминается по меньшей мере 160 различных животных, и их описания, которые можно идентифицировать, вполне соответствуют тому, что мы знаем об этих животных сегодня.

Конечно, идентификация многих животных представляет определенные трудности, о них мы тоже коротко поговорим в этом разделе.

Однако прежде нелишним будет еще раз вспомнить, что библейская классификация отличается от современной линнеевской. Основной категорией Библия считает «род»; ранее говорилось, что библейскому «роду» может соответствовать, по Линнею, любая категория от вида до семейства. Вполне вероятно, что будущие генетические исследования креационистов смогут очертить эти границы более четко. [222]

Что касается крупных делений, то Библия проводит различие между растениями и животными, но другие ее категории мало напоминают условную систему современной таксономии. Среди растений Библия выделяет три обширные группы: 1) травы, 2) зелень и 3) плодовые деревья (Быт. 1:11-12). Все виды растении довольно легко можно отнести к той или иной из этих групп.

Отделы в царстве животных более сложны, но они также основываются на естественном, визуальном распределении по группам, облегчающем человеку возможность их опознавания и изучения. «Птицы небесные» были созданы на пятый день творения одновременно со всеми морскими животными (Быт. 1:20-21). Среди последних особо упоминаются «рыбы большие» (евр. tannim — «драконы» или, возможно, морские динозавры). На шестой день были созданы «скот», «звери земные» и «гады» (Быт. 1:22-25), а также человек. Далее обо всех животных говорится как о «рыбах морских», «птицах небесных», «скоте» и «гадах пресмыкающихся» (Быт. 1:26). Отдельно упоминаются «зверя земные» (Быт. 1:25), и, возможно, еще одной категорией являются «животные полевые» (Быт. 2:19). Однако последние две группы могут быть и тождественны друг другу.

И снова напомню, что это естественное разделение, основанное на внешних различиях, а также на различиях по экологическим признакам и по среде обитания. Разделение на «птиц небесных» и «рыб морских» настолько естественно, что вошло в современную линнеевскую систему как класс Aves и класс Pisces соответствен но. Возможно, в группу «зверей земных» входят все дикие животные, живущие на суше, а в группу «скота» — все домашние, и обе группы вместе более или менее эквивалентны наземным млекопитающим. Кроме того, сюда могут быть включены некоторые из наиболее крупных земных рептилий и амфибий, особенно те, которые вымерли к настоящему времени.

«Гады пресмыкающиеся», по-видимому, включают в себя многие категории современной системы. Есть «крылатые пресмыкающиеся» (Лев. 11:21, Вт. 14:19); пресмыкающимися называют некоторых мелких млекопитающих (Лев. 11:29) и большинство мелких рептилий. Очевидно, к этой группе относится всё «пресмыкающееся по земле» (Лев. 11:41) или «ползающее на чреве» (Лев. 11:42). Существуют также пресмыкающиеся моря (Пс. 103:25) — «животные большие с малыми». В действительности выражению «животные пресмыкающиеся», которым названы все сотворенные на пятый день морские животные (Быт. 1:20-21), соответствует еврейское слово sherets, которое переводится еще и как «пресмыкающиеся» во многих местах, где говорится уже о наземных животных (Быт. 7:21; Лев. 11:29 и т.д.). По-видимому, группа «пресмыкающихся» включают в себя всех тех животных, которые ползают или ходят, лишь ненамного возвышаясь над землей, независимо от того, где они обитают — в воде, на земле или в небе. Вероятно, эта группа будет охватывать почти всех морских беспозвоночных, а также всех насекомых и почти всех амфибий и рептилий (исключая при этом tannim, или динозавров). Пресмыкающимися считаются даже мелкие земные млекопитающие (крысы, кроты и т.д.).

Читать еще:  Как пишется поминальная записка

Выше были перечислены большие библейские категории животных; деление на эти группы естественно, и его легко понять. Более узкую категорию, «род», мы уже обсуждали, она также, вероятно, является естественной группой, хотя мы и не знаем точно, каково ее конкретное место в линнеевской таксономии.

Левит 11 и Второзаконие 14 приводят многочисленные примеры того, что, по всей вероятности, Библия назвала бы «видами». Однако идентификация конкретных животных вызывает затруднения, поскольку древнееврейские слова во многих случаях неясны и противоречивы. Из тех, кто определен достаточно ясно, можно назвать ворона, ястреба, орла, цаплю, саранчу, кузнечика, мышь, быка, овцу, козла, верблюда и свинью. Эти примеры дают по крайней мере некое общее представление о сущности категории, называемой в Библии «род». В линнеевской терминологии наиболее близким к библейскому «роду», по-видимому, является «семейство», по крайней мере с точки зрения современной генетики.

В Библии есть еще одна очень широкая классификационная схема для животных — разделение их на «чистых» и «нечистых». Нет ясного определения этих слов, но они, вероятно, служат прежде всего для разъяснения, каких животные можно использовать с двумя конкретными целями. Чистых животных израильтяне могли употреблять в пищу и приносить в жертву; нечистых животных нельзя было использовать подобным образом.

Впервые такое разделение привлекает к себе внимание при отборе животных для Ноева ковчега. Было взято по семи особей от каждого чистого рода и по две от каждого нечистого (Быт. 7:2). Три пары от всякого чистого животного нужны были, вероятно, для того, чтобы обеспечить впоследствии большее его распространение, а также большее разнообразие, поскольку, в отличие от нечистых, их удобно было разводить для использования в пищу и для других целей. Седьмое животное, очевидно, предназначалось для принесения в жертву сразу после потопа (Быт. 8:20).

Таблица 7. Неопределенность названий животных в Ветхом Завете.

Из таблицы следует, что древнееврейские названия животных в начальных книгах Библии часто нельзя прямо перевести на современный язык, то есть по крайней мере некоторые из этих животных к настоящему времени, возможно, вымерли и известны лишь по окаменелостям, а потому отождествляются предположительно.

ПРИМЕЧАНИЕ, Перевод на русский язык названий из King James и New King James дается по возможности на основе современной русской лексики, и потому в таблице для сравнения приведены эти же названия из Русского Синодального перевода Библии.

Божественное решение о том, каких животных считать «чистыми» и, следовательно, пригодными для использования человеком в пищу, безусловно, основывалось на соображениях физиологии и здоровья. Под запретом были плотоядные животные и животные, питающиеся падалью, а также хищные птицы и почти все «пресмыкающиеся». Из травоядных чистыми считались толь ко те, у которых раздвоены копыта и которые жуют жвачку (Лев. 11:3; Вт. 14:7). Согласно этому правилу, к чистым животным относились быки, овцы, козы, олень, антилопа и газель, и не относились свинья, кролик и другие животные, которых обычно употребляли в пищу многие не израильтяне.

Хотя в Библии не упоминаются конкретные названия рыб, рыбу использовали в пищу практически повсеместно. Рыбы с чешуей и плавниками (костистые рыбы) считались чистыми (Лев. 11:9-12). Другие морские существа, например, хрящевые рыбы (акулы, угри, сомы и т.п.), животные, имеющие раковину или панцирь, а также остальные беспозвоночные — нет.

Некоторые насекомые считались пригодными в пищу, в частности, саранча, сверчки и кузнечики. Они, несомненно, содержат в себе много протеина и до сих пор употребляются в пищу во многих частях света. Однако почти все остальные «пресмыкающиеся» считались нечистыми.

Современная медицина и диетология в общем признают физиологическую обоснованность подобных ограничений по разным причинам: употребление нечистых продуктов несет в себе опасность заражения, занесения паразитов и т.п. Мясо нечистых животных скорее окажется опасным для людей, чем мясо чистых животных.

Только чистых животных можно было приносить в жертву на алтаре, тогда как древние язычники нередко приносили в жертву свиней, собак и других нечистых животных. Когда дело касается поклонения Богу Яхве, кровь, пролитая на алтаре, должна быть «чистой» кровью, как и мясо, которым питается Его народ, должно быть чистым, ибо «душа тела в крови» (Лев. 17:11).

В новозаветном миропорядке различие между чистым и нечистым было упразднено во всем, что касалось диетических запретов (Деян. 10:9-16; 1 Тим. 4:3-5), а жертвоприношения с кровопролитием были упразднены вовсе. Тем не менее, хотя теологических ограничений на пищу больше не существует, связанные с ними вопросы здоровья вполне заслуживают внимания и по сей день считаются весьма разумными.

Животные и человек: библейский взгляд

В последнее время приходится наблюдать, как границы добра и зла, правды и лжи в нашем сознании становятся размыты, даже в отношении к животным. Одни выгуливают собак в детскую песочницу; другие развлекаются, расстреливая голубей, не считая, что поступают дурно; а третьи защищают своих животных даже тогда, когда по их вине гибнут или тяжело страдают другие люди. Обычно добрый человек любит и животных, но иногда любовь к четвероногим доходит до фанатизма. Так каким же должно быть наше отношение к животным? За ответом обратимся к Библии, где попробуем найти если не конкретные предписания, то, по крайней мере, основные принципы.

Первое знакомство человека с животным миром состоялось в Эдеме. «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их…» (Бытие 2:19). Чтобы возделывать и хранить Эдемский сад, необходимо хорошо знать его обитателей. Обязанность «старшего брата» осталась на нас и после грехопадения. Накануне потопа Ной строит ковчег для спасения всех живых существ — и «чистых» и «нечистых», «чтобы сохранить племя для всей земли» (Бытие 7:3). А сразу после потопа животные, как и человек, вступают в завет с Богом. «Вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душою живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными» (Бытие 9:9-10), — сказал Господь.

В библейские времена идолопоклонство некоторых наших современников, готовых «взять хлеб у детей и бросить псам» (Матфея 15:26), встречалось редко. Отношение к животным было воспринимались как к полезной вещи, потенциальной пищи или источнику опасности. В то же время, Библия подчёркивает: как человек, так и животные имеют одного Подателя жизни, а значит, достойны того, чтобы жить независимо от наших симпатий.

Так не будем эгоистами, Закон Божий защищает права не только людей. Например, субботний покой, распространялся и на скот: «Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осёл твой» (Исход 23:12). Каждый седьмой год земля должна была оставаться под паром, «чтобы … питались звери полевые» (Исход 23:11). Создателю дорого всё живое, и грех против природы недопустим, как и всякий грех.

И, наконец, искупительная жертва Христа снимает проклятие не только с нас, но и со всего творения. «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Коринфянам 5:19), и «тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, … в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению…» (Римлянам 8:19-21).

Итак, с животными мы в одном ковчеге. А значит, не стоит поступать как пророк Валаам, избивавший ослицу, спасающую ему жизнь (Числа 22:21-33). Тот, кто мучает животных потому, что они находятся в его власти, — тиран и трус. Склонность причинять боль своим близким или животным содержит в себе нечто сатанинское. Не будем уподобляться и Самсону, который привязывал факелы к лисьим хвостам (Судей 15:4-5), а почувствовав в себе великую силу, «растерзал льва как козлёнка» (Судей 14:6). От вражды людей не должны страдать животные — «Если найдёшь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исход 23:4-5). Валаама и Самсона понять (но не оправдать!) можно. Первым двигала досада, вторым — желание отомстить врагам (в случае с лисицами) и предотвратить опасность (в случае со львом). Но совсем не извинительна «организованная» жестокость ради развлечения (коррида, петушиные и собачьи бои, спортивная охота и рыбалка и т. п.).

Но не только Самсон и Валаам имели дело с животными. Пророк Даниил за поклонение Иегове был брошен в львиный ров, но при этом «Бог … заградил пасть львам» (Даниила 6:16-24). Ранее другой пророк — Илия, гонимый людьми, был принят природой: «И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру» (3 Царств 17:6). Более того, Сам Спаситель удивительно ладил с животными. Накануне распятия Он въезжал в Иерусалим на молодом (необъезженном) осле (Матфея 21:1-7, Марка 11:1-7), на которого «никто из людей никогда не садился» (Лука 19:30). Близость с Творцом видна и в отношениях с тварью.

Однако любители животных не обязательно любят всех. Животных любили и некоторые диктаторы. Жестокость к животным говорит о бездуховности и часто переходит на людей: многие садисты и убийцы начинали с убийства насекомых и лягушек. Иными словами, любить животных необходимо, но не достаточно. Уточним — любить животных, но не поклоняться им! Не стоит доходить до абсурда. По закону древнего Израиля, бодливого быка забивали, а хозяин нёс за него ответственность «Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват; Но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещён о сём, не стерёг его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями и хозяина его предать смерти» (Исход 21:28-32).

Как Божья милость к человеку не исключает наказания (Евреям 12:6-11), так и забота о домашних питомцах подразумевает не слепое потакание их инстинктам, а воспитание в них умения жить рядом с человеком.

Читать еще:  Как поминать 9 дней

Итак, мы неразрывно связаны с миром диких и домашних животных. Дикая природа ценна тем, что отражает славу Творца. Уже это делает охрану диких животных делом чрезвычайно важным. Что же касается домашних питомцев, то владелец четвероногого друга, как бы оказавшись на месте Бога, решает некоторые из тех проблем, какие Творец решает в отношении нас. Получается, Создатель воспитывает человека, используя домашних животных. «Праведный печётся и о жизни скота своего» (Притчи 12:10).

В Библии нет ни одного упоминания кошек, однако .

В Библии нет ни одного упоминания кошек, однако им разрешено входить в православные храмы и ловить там мышей. Собак и других домашних питомцев туда не пускают.

Легенда в тему.
Кошки — единственные животные, которые допускаются в православные храмы. Люди неверующие объясняют это ловлей мышей, люди верующие приводят одну из двух (или обе) притч, священники улыбаются в бороду.

Давным-давно жил при храме о. Досифей. В лютые времена, когда вера была самым тяжким преступлением против советской власти, отбывал он в местах, не столь отдаленных от Аляски. Когда срок подошел к концу (дело было зимой), его выпустили в лес, в тайгу, чтобы шел с миром себе. Он и пошел. Зима, холод, идти не перейти, ночь наступила, тут он и заплутал в лесу.
Почувствовал, что начинает замерзать. Со смирением определился о. Досифей в ямку под корнями деревьев, да взмолился к Богородице, чтобы не дала ему пропасть. Не успел он закончить молитву, как отовсюду к нему ринулись кошки всех мастей, хромые, косые, одноухие. Обложили его собой, укрыли живым шерстяным одеялом. Так и переночевали, а поутру кошки повели о. Досифея через лес, да и вывели к деревне.

Не только, в Синагоги и Мечети им тоже можно входить.

вроде как он отрезал рукав халата, на котором спала кошка, лишь бы не будить её.

Ну всё правильно, как связаны Библия и православие?

ну, немного таки связаны.

Герметично запаковывали экспонаты и следили за влажностью в помещении?

Это не так гармонично согласуется с патетическим «Спасли Эрмитаж».

Это где у католиков такое? То, что кошки упоминаются в связи с ведьмами, совсем не говорит о том, что животное как таковое запрещено.

Кстати, монахи пускали кошек на воротники. Хоть и жаль кошачьих, но уж с нечистым животным монахи бы не связывались. Мех был дешевым и не носким. Вот еще: король Англии Эдуард III (1312-1377) запрещал торговцам носить одежду, отороченную мехами, кроме самых дешевых: кроличьих, лисьих и домашних кошек.

В католицизме кошки постепенно потеряли статус добродетельных существ и превратились в настоящие исчадья ада – нечистых животных, обладающих сверхъестественными способностями, олицетворения злых сил и воплощения самого дьявола.

В Раннем Средневековье в таком качестве кошка практически не упоминается. Репутацию ей испортила книга X века «Житие Св. Григория», принадлежащая перу талантливого венецианского историка Иоанна Диакона, где красочно описывалось, как демон в обличии кота во сне мучил некоего монаха. Еще больше усугубила ситуацию, казалось бы, случайная вещь – сходство наименования христианской секты катаров и названий кошек во многих европейских языках. Так, греческий термин kafaros («чистый, неоскверненный») по чьему-то злому наущению исказился и трансформировался в латинский cattar и французский cattier («котопоклонник»). Еретические, якобы с участием кошек, ритуалы катаров, в течение продолжительного времени бывших, кстати, на ножах с римско-католической церковью и Папой, стали очень удобным предлогом для жестокого уничтожения этого христианского течения. А для европейских кошек предопределилась их дальнейшая весьма печальная судьба.

В 12 веке появился целый класс книг, называемых сводами естественных творений. В них изобиловали такие абсурдности, связанные с кошками, что это окончательно перевело их в разряд демонических тварей – якобы кошки ядовиты, якобы способны возбуждать в человеке похоти, что глаза их видят демонов, и что кошки могут беременеть сами по себе, без котов и прочее. Все эти свойства кошек якобы активно использовались ведьмами для приготовления разнообразных вредоносных снадобий и ядов. Ведьмы и сами могли принимать обличье кошек (особенно, черных), либо получали этих животных в презент от дьявола в качестве помощниц для совершения всяких пакостей. Например, если требуется украсть «по-тихому» какой-либо предмет, то кошкам в этом просто нет равных. Поэтому кошек частенько прозывали воровками. Так как черный цвет считался атрибутом всякой нечисти, соответственно, встреча с черной кошкой добродетельному христианину не сулила ничего хорошего.

Во время средневековой Охоты на Ведьм Инквизиция жестоко преследовала, соответственно, и их спутников – котов и кошек, причем не только черных, а вообще любой масти, но черных в особенности нещадно истребляли. Крестовый поход против кошек в Европе принял массовый характер.

Во Франции в день Иоанна Крестителя кошек пытали, сжигали и вешали, даже на праздничном майском шесте. В Германии женщин, изменяющих своим мужьям, наказывали таким образом: сажали в мешок вместе с кошкой и били палками. Обезумевшее животное кусало и царапало неверных, одержимых наведенной похотью, жен. После экзекуции кошку (вместе с перешедшим на нее грехом прелюбодеяния) сжигали. Во Фландрии и карликовых германских княжествах кошек, в качестве воплощения предателя-Иуды, сбрасывали с колоколен и башен замков. Там же, во Фландрии, с помощью кошек избавлялись от привидений, населявших старые замки – собирали бездомных животных и шпарили кипятком до смерти. Призраки, увидев это, должны были в ужасе покинуть свои пристанища. Белые кошки, в древней скандинавской традиции символы влюбленных, в Средневековой Норвегии и Северной Германии получили статус пособников разврата и преступных любовных похождений. За что нещадно истреблялись. Позже этот варварский обычай переняли английские (в последствие, американские) пуритане, которые к тому же телесно наказывали тех женщин, которые посмели приютить или покормить белых кошек.

Впрочем, была одна европейская страна, в которой даже в Средние Века хорошо относились к кошкам – это Англия. Здравомыслящие англичане крайне негативно относились и подвергали осуждению изуверские обычаи, что имели место быть на территории континентальной Европы, и даже приняли закон об охране кошек. Не удивительно, что именно в Англии родился замечательный сказочный сюжет о коте, что приносил своему хозяину-сиротке разнообразные богатства («Кот в сапогах»).

Сколько видов животных и растений упоминается в Библии?

Попробую ответить на Ваш вопрос, всего лишь попытавшись сделать примерный подсчёт. На абсолютную полноту и точность не претендую.

А. Животные.

Млекопитающие.

1) бык, корова, телёнок. В Библии очень часто упоминаются быки, коровы, телята. Их обычно объединяют термином «скот».

2) козёл, коза, козлёнок. Упоминаются как домашние, так и дикие козы. Наверное, многие люди слышали выражение «не вари козлёнка в молоке его матери».

3) баран, овца, ягнёнок. Говорят, что это наиболее часто упоминаемое библейское животное. Ягнят в Библии называют агнцами, на старославянский манер.

4) свинья. Евреям строго-настрого запрещалось есть мясо свиней (Лев. 11:7). Свиньи упоминаются также и в Новом завете.

5) лошадь/конь. Например, Быт. 47:17.

6) осёл. Вспомните, например, Валаамову ослицу (Чис. 22:21–33).

7) мул. Например, 2 Цар. 18:9.

8) верблюд. Например, Быт. 12:16; Суд. 6:5.

9) единорог. Чис. 23:22, Иов 39:9 и др. Под единорогом подразумевался тур — бык, ныне вымерший.

10) заяц или кролик. Например, Лев. 11:6.

11) тушканчик. Лев. 11:5. Возможно, имелся в виду не современный тушканчик, а даман.

12) собака. Например, Исх. 11:7; Иов 30:1 и мн. др. Собака упоминается в Библии около 40 раз. Увы, в большинстве случаев собака/пёс в Библии рассматривается как крайне подлое и мерзкое животное. Самых негодных и презираемых людей евреи называли псами.

13) волк. Быт. 49:27; Ис. 11:6; Мф. 7:15.

14) лиса. Суд. 15:4. Но есть версия о том, что, вероятно, слово «лиса» в Библии означало не лису, а шакала.

15) лев. Например: Суд. 14:5–6; 1 Цар. 17:34–36; 3 Цар. 13:24.

16) леопард/барс. СловА «леопард» и «барс» являются синонимами; в Библии употребляется слово «барс». Например, Ис. 11:6; Иер. 13:23; Откр. 13:2.

17) медведь. 1 Цар. 17:34–36; 4 Цар. 2:24.

18) олень. Лев. 14:5; Втор. 12:22.

19) серна. Лев. 14:5; Втор. 12:22.

20) буйвол. Лев. 14:5.

21) лань. Лев. 14:5.

22) зубр. Лев. 14:5.

23) орикс (разновидность антилопы). Лев. 14:5.

24) камелопард (= жираф). Лев. 14:5.

25) бегемот. Например, Иов 40:10. Возможно, имелся в виду гиппопотам, хотя есть версия, что это было некое чудовище.

26) обезьяна. 3 Цар. 10:22.

27) ёж. Ис. 14:23; Ис. 34:11; Соф. 2:14.

Читать еще:  Вселенская родительская суббота 2018 открытки бесплатно

28) крот. Лев. 11:29.

29) мышь. Лев. 11:29.

30) кит. Иона 2:1.

Птицы.

В библейском перечне упоминаются следующие виды птиц: орёл, гриф, морской орёл, коршун, сокол, страус, сова, чайка, ястреб, филин, птица-рыболов, ибис, лебедь, пеликан, сип, цапля, зуёк, удод (см. Лев. 11:13–19). Библия отнесла к птицам и нетопыря, хотя это ошибка: нетопырь (= летучая мышь) является вовсе не птицей, а млекопитающим.

Второй крупный библейский перечень видов птиц: Лев. 14:12–18. Он сходен с первым, но в нём, помимо названных ранее, упоминаются два новых вида птиц: кречет и ворон. Вороны упоминаются и в иных местах: Быт. 8:7; 3 Цар. 17:6.

Помимо птиц, перечисленных в двух указанных списках в книге Левит, в Библии упоминаются ещё такие виды птиц:

горлица. Например, Лев. 12:8; Лев. 14:22 и др.

голубь. Например, Быт. 8:8–12; Лев. 12:8; Мф. 3:16.

павлин. 3 Цар. 10:22.

перепел (перепёлка). Например, Исх. 16:13; Чис. 11:31.

петух. Мф. 26:34; Мк. 14:30; Ин. 13:38.

Пресмыкающиеся.

левиафан. Пс. 73:14; Иов 40:20. Возможно, под термином «левиафан» имелся в виду нильский крокодил. Но это могло быть и вымышленное чудовище, громадный плавающий монстр.

гадюка. Пс. 57:5.

аспид (то есть кобра). Пс. 90:13.

змеи. Увы, представляется невозможным точно определить виды библейских змей, не считая разве что гадюку и кобру.

ящерица, анака, хамелеон, летаа, хомет и тиншемет. Лев. 11:29–30. Приведённые еврейские слова означают шесть различных видов ящериц.

василиск. Втор. 8:15; Пс. 90:13. Вероятно, ещё один вид ящериц.

Кроме реальных видов пресмыкающихся, названы также вымышленные: змей и дракон: Быт. 3:1–5; Пс. 90:13.

Земноводные. Из земноводных упоминаются жабы: Исх. 8:2–14; Откр. 16:13. Но, возможно, под названием «жабы» подразумевались лягушки.

Прочие животные.

различные виды рыб. Увы, установить вид той или иной упоминаемой рыбы крайне затруднительно.

пчёлы. Например, Втор. 1:44.

мухи (точнее, двукрылые). Исх. 8:20–24. Под термином «мухи» в Библии понимаются не только мухи, но также оводы, слепни, мошки, а также, возможно, даже комары и москиты.

прямокрылые. В Библии упоминается четыре вида прямокрылых насекомых: саранча, солам, харгол и хагаб (Лев. 11:22). Солам, харгол и хагаб представляют собой разновидности кузнечиков.

паук. Иов 8:14.

скорпион. Например, Втор. 8:15.

Говорят, что всего Библия упоминает около 120 различных видов животных. Правда, это лишь одна из версий.

Б. Растения.

1) алоэ, алойное дерево. Пс. 44:9; Прит. 7:17, Пес. Песн. 4:14.

2) анис. Мф. 23:23.

3) бальзам. Иез. 27:17.

4) виноград. Быт. 9:20; Суд. 8:12–13; Суд. 15:5; 3 Цар. 21:2 и др.

5) горькие травы. Исх. 12:8; Чис. 9:11. Включают в себя такие растения: эндивий, цикорий, салат-латук, щавель, водяной кресс и одуванчик.

6) гранатовое дерево. П. Песн. 6:11, Иоил. 1:4 и др.

7) дуб. Быт. 35:8; 2 Цар 18:9; Зах. 11:2.

8) жёлчь. Пс. 68:22; Мт. 27:34. По одной версии, жёлчь — это растение колоцинт (Citrullus colocynthis), по другой версии — это мак (Papaver somniferum).

9) иссоп. Исх. 12:22; 3 Цар 4:33; Пс. 50:9 и др. Опять же несколько версий: 1-я) иссоп — это майоран сирийский (Origanum maru); 2-я) иссоп — это каперс (Capparis sicula).

10) кедр. Суд. 9:15; 3 Цар. 4:33; 3 Цар. 5:10 и др.

11) кипарис. 3 Цар. 5:10.

12) лён. Исх. 9:31; Прит. 31:13.

13) ливан или ладан. Лев. 2:1; Мф. 2:11 и др.

14) лилия. Мф. 6:28–30; Лк. 12:27.

15) мандрагора. Быт. 30:14–16; Пес. Песн. 7:14.

16) маслина (= олива = оливковое дерево). Быт. 8:11; Суд. 9:8–9 и мн. др.

17) миндаль. Быт. 43:11; Исх. 25:34–35 и др.

18) мирро (= мира = смирна). Исх. 30:23; Есф. 2:12; Мф. 2:11 и др.

19) нард. Пес. Песн. 1:11; Пес. Песн. 4:13–14; Мк. 14:3. Нард (иногда нерд) — это благовонный нард (Nardostachys jatamansi).

20) плевелы. Мф. 13:25.

21) полба. Исх. 9:32; Ис. 28:25. Разновидность пшеницы.

22) сикомор. 3 Цар. 10:27; Ам. 7:14 и др.

23) ситтим. Ис. 41:19. Ситтим — это дерево Acacia seyal. Непосредственно ситтим в Библии упоминается один раз, а вот древесина ситтима — целых 26 раз (Исх. 25:5; Исх. 26:15–16 и др.).

24) смоковница (= инжир = фиговое дерево). Быт. 3:6; Суд. 9:10–11; 1 Цар. 25:18 и мн. др.

25) теревинф. Ос. 4:13.

26) терновник. Суд. 8:14–15.

26) тмин. Ис. 28:25; Ис. 28:27; Мф. 23:23.

27) тростник. Исх. 2:3; Исх. 2:5. Под названием «тростник» подразумевался папирус (Cyperus papyrus).

28) финиковая пальма. Исх. 15:27; Лев. 23:40; Ин. 12:13 и мн. др.

29) хлеб. Имеется в виду пшеница. Быт. 41:49; Лев. 2:14 и мн. др.

30) яблоня. Иис. Н. 17:8; Прит. 25:11; Пес. Песн. 2:3; Пес. Песн. 2:5; Иоил. 1:12. Увы, исследователи ставят под сомнение, была ли это действительно яблоня. Некоторые считают, что это был абрикос (Prunus armeniaca).

31) ячмень. Исх. 9:31; Втор. 8:8; Суд. 7:13; Руфь 2:17; Ос. 3:2 и др.

РУСКАТОЛИК.РФ

СПЕЦПРОЕКТЫ

НАС МОЖНО СЛУШАТЬ

ИЩЕТЕ БОЛЬШЕГО?

ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ

Библейский зоопарк

Авторский цикл Анны Гольдиной

Название этого цикла позаимствовано у известного израильского поэта и писателя Линора Горалика. Собственно, на этом сходство и заканчивается. Горалик посвятила свою книгу непростой, но яркой и интересной жизни израильтян. Мы же обратимся в первую очередь к самим животным, тем, которые упоминаются в Библии.

Слово «орел» встречается в Библии 18 раз. Это грозный хищник, стремительный и неумолимо преследующий свою жертву. Также орлы – это горделивые завоеватели, надменные и считающие, что нет силы способной их одолеть. Подобный подход возникает в Библии не случайно… → Читать дальше

Стремительные и всегда голодные молодые ласточки уподоблялись средневековыми авторами душам, испытывающим духовную жажду и всеми силами ищущими Бога… → Читать дальше

Зайцы, пожалуй, самые странные библейские животные. В Книге книг о них говорится, что они «жуют жвачку» и «копыта у них не раздвоены». Что это значит и какое символическое значение имеет заяц для иудеев и христиан? → Читать дальше

Пчела в Библии упоминается не более 5 раз. А ведь Земля Обетованная – это то самое место, где течет молоко и мед. Слово «мед» встречается более 40 раз. Кто же производит этот сладкий и полезный продукт? Почему о маленьких труженицах пишется так мало? → Читать дальше

Библия упоминает лис более десяти раз. Надо сказать, что каждый раз в этих упоминаниях есть некий негатив. Не зря же слово «циим» (םייצ) встречается и в кумранских текстах, где обозначает неких злых духов, внезапно нападающих на человека. → Читать дальше

Мыши упоминаются в Священном Писании примерно 10 раз. Библейский бытописатель использует слово «ахбар» (רבכע), за которым скрываются мелкие грызуны, а также белки. Что символизируют эти грызуны в Книге книг? → Читать дальше

Осел, пожалуй, одно из самых популярных библейских животных. Упоминание о нем в Священном Писании встречается более ста раз. И стоит отметить, что нигде об осле не говорится с пренебрежением. → Читать дальше

Львы упоминаются в Святом Писании более ста тридцати раз. Почему в одних случаях Библия говорит нам про «молодого льва», а в других — просто про льва? И что символизирует львиный рык у пророков? → Читать дальше

О льве Библия упоминает, пожалуй, чаще, чем о всех других животных. Особенно часты и неоднозначны встречи со львами. Каждая из них имеет глубокий смысл, выходящий за рамки просто исторического повествования. → Читать дальше

В общей сложности о медведях, медведицах и медвежатах Библия упоминает примерно четырнадцать раз. В большинстве случаев речь идет о свирепом противнике человека, не знающем пощады. → Читать дальше

Вороны в Библии упоминаются в общей сложности 15 раз. Впервые появившись на страницах Писания еще в 8 главе книги Бытия, ворон время от времени пролетает через повествование вплоть до Евангелия от Луки. → Читать дальше

Эти гигантские млекопитающие встречаются в Библии в общей сложности не более 10 раз. Практически все упоминания связаны с историей пророка Ионы. → Читать дальше

Около 30 раз упоминаются псы в Священном Писании и каждый раз – с оттенком пренебрежения и даже неприязни. Почему же евреи так не любили собак? → Читать дальше

В библейском повествовании кот не попадается ни разу. Можно подумать, что в древнем Израиле совсем не было грызунов, от которых нужно было охранять жилища и житницы… → Читать дальше

В Библии аисты упоминаются не более 5 раз. Однако в средневековых бестиариях эта птица рассматривается как образ Христа. Своим длинным клювом он разоряет змеиные норы и перекусывает шипящих пресмыкающихся. Тем самым он уподобляется Христу, побеждающему древнего Змея. → Читать дальше

Верблюд в Библии упоминается более 60 раз. А слова Христа о том, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное, стали крылатой фразой, известной даже неверующим. → Читать дальше

Согласно древним еврейским законам вол или бычок были отличным жертвоприношением. Это животное упоминается в Библии более 100 раз. → Читать дальше

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector