Какие песни поют на поминках
Какие песни поют на поминках
ИЗ ПОМИНАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА ДЕРЕВНИ ДЕШОВКИ
Широко известно, что деревня Дешовки славится народной песней, что наш знаменитый народный хор, существующий уже без малого три четверти века, бережно хранит и передает из поколения в поколение драгоценное песенное наследие нашей земли. Однако есть такая сторона песенного фольклора, которая обычно не выносится на сцену, хотя, в отличие от почти вышедшего из реального жизненного обихода набора народных песен, превращенного в основном в концертный репертуар, — остается частью реально существующего обряда. Имеются в виду поминальные песни, исполняемые при обряде поминовения усопших .
Можно сказать, что из всех ритуально организуемых моментов жизни, отмечающих важнейшие вехи человеческой судьбы (крестины, свадьбы, юбилеи, похороны, поминки на третий, девятый и сороковой день после смерти) самое строгое и тщательное отношение в нашей деревне проявляется к прощанию с усопшими. Даже малоцерковные или практически невоцерковленные люди стремятся устроить и похороны, и все поминовения с как можно большей степенью соответствия традиционным православно-народным обычаям. Часто даже над опившимися до смерти людьми, весьма далекими при жизни от какой-либо обрядности или веры, их родственники непременно организуют полное чтение псалтири над телом накануне похорон, а также тщательно следят, чтобы на всех поминках соблюдались все принятые в наших местах обычаи.
В число этих поминальных обычаев входит и особое поминальное пение прямо за поминальным столом, совершаемое негромко, строго, при этом запевают старейшие из присутствующих женщин, остальные негромко подпевают. Похоронные и поминальные песнопения явно подразделяются на два типа – причитания (или плачи) и поминальные песни.
Первые похоронные причитания звучат нередко сразу после смерти: умершего просят проснуться, заговорить со сродниками, умоляют его простить все обиды. Совершаются такие плачи-причитания также при выносе гроба с телом покойника в последний путь. Причитают исключительно женщины, обычно близкие родственницы покойного (жена, сестра, мать), причем причитание, как правило, представляет собой небольшую импровизацию по нескольким традиционным формулам.
За поминальным столом звучат уже не причитания. Здесь преобладает молитвенное пение, включающее как фрагменты православного канонического погребения (фрагменты панихиды, часто поются молитвы Святому духу, Трисвятое), так и фольклорные молитвенные припевы, образованные на основе слегка видоизмененных церковных молитв. Например,
у нас часто поют на поминках :
Отче наш, любовь нелицемерная ( или – неизреченная),
Помяни, Господи, усопших раб Твоих.
Совсем немногие из наиболее пожилых жительниц нашего села помнят и запевают поминальные песни, чем-то напоминающие жанр баллады, так как они содержат целое повествование. Именно эти песни, опасаясь, что они могут быть и утрачены при смене поколений, мы пытались собрать в этом году у наших старожилов. Даже не все старейшие наши хористки могут их спеть (большинство полностью тексты не знают, говорят, что они только подпевают за другими).
Две такие песни поются от имени души усопшего. Первая — призывает не оплакивать ушедшего, так как это тревожит его душу, при этом поминающим напоминается, что умерший – уже обрел свое вечное пристанище, тогда как живые – всего лишь гости этой временной жизни. Припевом служат слова молитвы (Трисвятое):
Для всех солнце светит,
Я лежу в могиле ( или – во гробе)
Святый Боже, Святый Крепкий,
Святый Бессмертный, помилуй нас!
В частой тишине,
Не плачьте, родные,
Тяжко будет мне!
Святый Боже, Святый Крепкий,
Святый Бессмертный, помилуй нас!
Не ходи, прохожий,
Не топчи мой прах,
Я – (уже тут) дома,
А ты еще в гостях.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!
В другой из записанных нами песен душа умершего словно обращается непосредственно к трапезничающим за поминальным столом, призывая их помнить о ней и поминать не только хлебом-солью, но и всяким добрым словом:
Уж вы братья мои, сестры,
У вас беседа за столом.
А душа моя замкнута
Обитает за окном.
Все я вижу, все я слышу
Как о мне помин ( или – помян) идет,
А душа моя замкнута,
Господь волю не дает.
Поминайте меня, братья,
Поминайте каждый час.
Только ваше поминанье
Облегчает в жизни нас
Даже чистою водой,
Поминайте добрым словом,
Будет все передо мной.
Еще больше поминайте,
Моя милая семья.
Жил ( или – жила) я с вами и старалась,
Не забывайте про меня.
Эту песню напела нам Варвара Васильевна Герасимова. Похожий вариант хорошо помнят сестры Мария и Анастасия Передковы, но они заканчивают еще одним куплетом:
Приходите чаще в церковь,
Где свободно ждут вас там,
С отцем духовным поминайте,
В семье Передковых хранится еще и другой вариант :
Для всех солнце светит,
Я лежу во гробе
И не вижу свет (Припев – Трисвятое)
Крышка уж не давит,
Не теснит доска.
Скорби все умолкли,
Отошла тоска (Припев- Трисвятое)
Сердце уж не бьется
И не слышу звон (припев)
Глаза уж закрыл я,
Прощай, вольный свет.
Мне одна дорога –
Идти на тот свет.(Припев)
Обитель мне готова –
Сырая земля (Припев)
В уютной тишине,
Не плачьте родные
Тяжко очень мне (Припев)
Сырой и глубокий
Вырыт мне приют,
При последнем часе —
Не ходи, прохожий,
Не топчи мой прах,
Я уж теперь дома,
А ты еще в гостях (Припев)
Спи ты, раб наш Божий,
Спи ты крепким сном,
Ты к нам не вернешься,
А мы к тебе придем (Припев).
В следующей записанной нами песне душа усопшего обращается вначале к поминающим ее людям с просьбой о поминовении, а затем – в ней описывается скорбь ее ангела-хранителя, который, из-за множества прегрешений усопшего, явно затрудняется помочь ему в его посмертном непростом пути:
Ой, вы братья мои сестры
У вас беседа за столом
А душа моя прегрешна
Обитает за окном.
Все я вижу, все я слышу
Когда помин мне идет
Но уста мои сомкнуты
Господь воли не дает.
Вы молитесь, братья, сестры
Помогайте вы душе
А ты, ангел мой хранитель
Что стоишь вдали от мене..
А ты раб мой прегрешенный
Не могу хранить тебя,
Ты жил на свете красовался
Никогда не знал меня.
Позовут тебя к престолу,
Что ты будешь говорить?
А я ангел твой хранитель
Не могу больше хранить.
Жил ты жил на белом свете,
Богу ты не угодил.
Ты ему не поклонился,
И свое ты получил.
Ой вы, братья мои сестры,
Помолитесь за меня,
Чтоб Господь наш милосердный
Нас убавил от огня.
Все чаще пустеют дома в нашей деревне. Совсем немного старожилов насчитывается в ней ныне. В ушедшую зиму редкая неделя не была отмечена появлением то на одной, то на другой улице грустных дорожек из еловых веточек, которыми у нас принято отмечать проводы односельчан в последний путь. Опасаясь утраты мало кому теперь известных поминальных песен – мы и пытаемся сохранить и выучить те из них, которые пока еще звучат в дни поминок. В этот год 60-летия Сталинградской победы и 60-летия освобождения нашего района от фашистской оккупации – хочется помянуть наших земляков (как воинов, так и тружеников тыла) не только благодарностью и добрым словом, но также и фольклорно-песенной памятью.
Какие песни поют на поминках
Войти
«Гроб мой бережно несите» (1)
Еще давно я обратил внимание на песню с таким названием в хорошо известном многим русским католикам красненьком Сборнике церковных песнопений (Издательство Святого Креста: Рим – Люблин, 1994), составленном безвременно погибшим Андреем Викторовичем Куличенко (1963-2006), Царство ему Небесное. Там она представлена в разделе «За усопших». Атрибуция ее текста дана как «Е. Перегудова /Резекне/». Мелодия предложена в двух вариантах: первая не атрибуирована никак, вторая указана как сочинение самого А. Куличенко. Как явствует из текста, песня предназначена для похорон и представляет собой не что иное, как благочестивое прощание, произносимое от лица самого покойника (в зависимости от того, кто из родных покойного присутствует на похоронах, предлагаются различные варианты одного из куплетов). Я уже давно хотел рассказать о ней и некоторых моих весьма поверхностных изысканиях, связанных с нею, а потому пользуюсь последним днем ноября – месяца, традиционно в КЦ посвящаемого заупокойной тематике (заупокойным песнопением я его начал в этом году – заупокойным и закончу).
Вот текст этой песни, а также те мелодии, которые даны в куличенковском сборнике:
1. Гроб мой бережно несите,* Пусть плывет он, как челнок.*
В путь последний проводите,* Новый дом мой недалек.*
Руки, вы служили верно ,* В этой жизни для труда:*
Нынче в первый раз, наверно, * Отдохнете навсегда.
2. Все, что сердцу было мило,* Украшая жизнь мою,*
Не беру с собой в могилу,* Все обратно отдаю.*
Наш достаток — не богатство,* Наша роскошь — нищета,*
На земле земное счастье* Только в бедности Христа.
3. Ты, любимая супруга,* Всех милей мне здесь была:*
Как любили мы друг друга,* Как тобой душа жила!*
Не рыдай, прошу, над гробом,* Понапрасну слез не лей:*
Скоро встретимся мы оба* Там, где больше нет скорбей.
Не забудь меня, мой милый,* Мой возлюбленный супруг,*
В жизни этой до могилы* Ты мне был как лучший друг.*
Не рыдай, прошу, над гробом,* Понапрасну слез не лей:*
Скоро встретимся мы оба* Там, где больше нет скорбей.
Не рыдай, не сетуй, мама,* Долю горькую кляня*
Ты была мне доброй самой,* Самой лучшей для меня*.
Потерпи, отец, покорно, — * Как мне больно видит Бог,*
Что я в старости опорой* Вам обоим стать не смог.
на смерть дочери:
Не рыдай, не сетуй, мама,* Долю горькую кляня*
Ты была мне доброй самой,* Самой лучшей для меня*.
Потерпи, отец, покорно, — * Я послушна вам была,*
Стать же в старости опорой* Вам обоим не смогла.
Дети милые, простите,* Нам расстаться тяжело,*
В мире добрыми живите,* Не платите злом за зло.*
Все отцовские заветы* Сохраняйте до конца*
И в молитвах поминайте* Чаще вашего отца.
на смерть матери:
Дети, я вас воспитала,* Я всю жизнь вам отдала*
И ночей не досыпала,* И себя не берегла.*
Вспоминайте маму чаще* И, колени преклоня,*
Богородице Скорбящей* Вы молитесь за меня.
4. Навсегда благословенны* Те, кто долг исполнил свой,*
Покаянием смиренным* Завершили путь земной.*
Боже славы бесконечной!* Душу верную спаси*
И для счастья жизни вечной* В день последний воскреси!
Сокращенное наименование «Резекне» используется у Куличенко применительно к машинописному Сборнику духовных песнопений, сост. Е. Перегудовой под ред. о. Яниса Павловского (Самиздат, Резекне, 1989): это собрание песнопений и благочестивых песен в переводах и переложениях Елизаветы Сергеевны Перегудовой*, а также ее собственные духовные стихи, приспособленные к определенным напевам (мелодии представлены нотами, написанными от руки).
* Для нас, русских католиков, Перегудова – это «наше всё»; тем не менее, подозреваю, что даже среди них далеко не многие знают о ней. В качестве справки привожу статью из «Католической Энциклопедии» (с исправленной датой кончины):
ПЕРЕГУДОВА Елизавета Сергеевна – рус. поэтесса, врач; род. 1.04.1913, С.-Петербург, ум. 25.04.1996, Резекне (Латвия).
Родилась в семье воен. инженера; воспитывалась в православии. С юности начала писать стихи, ориентируясь на рус. поэзию «Серебряного века». В 1930-х получила медицинское образование. В годы Вел. Отечественной войны находилась на Карельском фронте в качестве воен. врача. Тогда же пережила новое обращение к религии. В 1946-62 работала врачом-фтизиатром в Карелии, в 1962 переехала в Резекне для работы в противотуберкулезном диспансере. После смерти мужа перешла в 1967 в католичество. Тогда же активнее стала заниматься поэтическим творчеством, приобретшим в осн. рел. окраску. Перу П. принадлежит также большое количество поэтических переводов и переложений зап. гимнографии: благодаря П. мн. традиционные лат. песнопения, а также христ. песнопения из польск., нем., латышского и литов. катол. репертуара со временем прочно вошли в обиход рус. католиков. Эти тексты, первоначально распространявшиеся в самиздатских катол. песенниках, с сер. 1990-х стали публиковаться и в печатных сборниках; поэтическим текстам П. принадлежит немалое место и в первом офиц. сборнике литург. песнопений Католической Церкви в России Воспойте Господу (2005).
Соч.: Стихотворения. Резекне, 1995.
Кроме того, (не вдаваясь в обсуждение чисто литературных достоинств и недостатков ее стихов и поэтических переводов), могу порекомендовать статью о ней о. Анри Мартена, вышедшую весной 1997 г. в тогдашней российской католической газете «Свет Евангелия».
Я был с самого начала почти уверен, что текст этой песни не является собственным сочинением Е.С. Перегудовой, и меня очень заинтересовало, что же за оригинал за ним кроется. Получив однажды доступ к вышеупомянутому самиздатскому сборнику (это была в твердом переплете ксерокопия с машинописи, содержавшей прописанные от руки ноты, а также названия исходных текстов на языке их оригинала), я увидел, что при заголовке интересовавшей меня песни значилось немецкое название исходника: Traget mich zu meinem Grabe. Я тотчас же попытался найти полный немецкий текст в интернете, но тщетно: там не обнаруживалось даже намека на него.
Через какое-то время, однако, мне удалось найти запись песни на этот текст. Правда, она ограничивалась лишь первым куплетом. Запись эта фигурировала на диске с названием Dead & Gone / n. 2: Totenlieder, представлявшем собой обильное ассорти музыки разных народов, времен, жанров и стилей на означенную тему. В качестве исполнителей указаны некие «Steirische Grabsängerinnen». Похоже, это действительно аутентичные штирийские плакальщицы (хотя мне кажется, что там местами голос какого-то мужичонки пробивается, но может быть, это тоже женщина…). При этом мелодия совсем другая, не обнаруживающая почти ничего общего с той, что у Перегудовой. Вот, извольте послушать:
Самая популярная похоронная музыка
Классические композиции для похорон. Похоронные марши.
- Томазо Джованни Альбинони – Адажио соль-минор;
- Сэмюэл Барбер – Адажио для струнных;
- Иоганн Себастьян Бах – Ария на струне соль;
- Гектор Берлиоз – Траурный марш на смерть Гамлета;
- Михаил Вахутинский – Старинный траурный марш;
- Джузеппе Верди – Kyrie (Реквием);
- Антонио Лучио Вивальди – Времена года;
- Константин Гарбарь – Похоронный марш;
- Эдвард Григ: Смерть Озе (Пер Гюнт);
- Клод Дебюсси — Терраса, освещённая лунным светом;
- Густав Малер – Траурный марш (Симфония №5, ч. 1);
- Пьетро Масканьи – Интермеццо из оперы «Сельская честь»;
- Феликс Мендельсон – Похоронный марш (Op.62, Тетрадь 5, №2);
- Вольфганг Амадей Моцарт – Lacrimosa (Реквием);
- Михаил Огинский – Полонез «Прощание с Родиной»;
- Иоганн Пахельбель – Канон ре мажор;
- Джакомо Пуччини – Nessun Dorma («Турандот»);
- Габриэль Форе – Pie Jesu;
- Фредерик Шопен – Траурный марш (похоронный марш Шопена);
- Франц Шуберт – Аве Мария
- Роберт Шуман – Грёзы;
- Эдуард Уильям Элгар – Нимрод (Вариации на собственную тему «Загадка»)
Похоронный репертуар в Европе и Северной Америке
В странах Европы и Северной Америки подход к выбору траурной музыки довольно гибкий. Похоронные оркестры исполняют траурные марши, классику, религиозные гимны, связанные с вероисповеданием умершего, а в последние годы все чаще популярную музыку. Выбор падает на любимые песни покойного, композиции, имеющие отношение к его увлечениям или образу жизни. Также часто исполняются песни, связанные с темами прощания и любви к покойному, а также призванные облегчить тяжесть утраты для близких.
The Lord is My Shepherd (Psalm 23)
Первая музыкальная адаптация Псалма Давида (Псалом 22 в православной традиции) восходит к Иоганну Себастьяну Баху. Псалом начинается словами «Господь – Пастырь мой» и является одним из самых популярных в мире религиозных гимнов, исполняемых на похоронах.
Henry Francis Lyte – Abide With Me
Похоронный гимн, написанный английским религиозным поэтом XIX века Генри Фрэнсисом Литом. Классическое погребальное произведение в англиканской церкви, получившее распространение и в других странах.
Match of the Day
«Матч дня» — главная музыкальная тема одноименной футбольной передачи телекомпании BBC. Её зачастую исполняют на похоронах футболистов и футбольных фанатов по всему миру, вместе с песнями, связанными с любимым клубом.
Frank Sinatra – My Way
Начиная с 70х годов песня «Мой путь» легендарного джаз-исполнителя Фрэнка Синатры стала одной из самых популярных в мире похоронных композиций. Причина не только в таланте Синатры, но и в том, что в тексте песни с гордостью и оптимизмом подводятся итоги долгой жизни.
Sarah Brightman & Andrea Bocelli – Time To Say Goodbye
«Время прощаться» оперных исполнителей Сары Брайтман и Андреа Бочелли – хит Германии и одна из наиболее часто исполняемых композиций на похоронах во многих странах мира. Итальянский текст, повествующий о разлуке и прощании, сопровождается лиричной, и в то же время торжественной мелодией.
Pink Floyd – Wish You Were Here
Рок-музыка, начавшая обретать популярность еще в 60-е годы, сопровождала многих людей на протяжении жизни и закономерно становилась погребальной музыкой на их похоронах. «Как бы я хотел, чтобы ты был здесь» — печальная песня от классиков жанра, посвященная горечи утраты.
Eric Idle – Always Look On The Bright Side of Life
«Всегда смотри на светлую сторону жизни» — финальная песня из фильма «Житие Брайна» (1979), ставшая самой популярной похоронной композицией в Великобритании. Песня в легкой и юмористической манере призывает сохранять оптимизм даже в самые тяжелые жизненные моменты.
Народная — Danny Boy
Композиция, восходящая к культуре ирландских иммигрантов XIX века, «Мальчик Дэнни» – одна из самых популярных народных песен в США и Канаде. Она часто исполняется на похоронах людей ирландского происхождения и в случае преждевременной кончины молодого человека.
Celine Dion – Goodbye’s the Saddest Word
«Прощай – самое печально слово» – песня известной поп-исполнительницы Селин Дион, в которой воспевается любовь к матери. Эта композиция – частый выбор тех, кто провожает свою мать в последний путь и хочет почтить её память искренней благодарностью.
Robbie Williams – Angels
Песня Angels поп-музыканта Робби Уильямса – мировой хит, исполняемый в самые разные моменты жизни. В трудную минуту исполненная оптимизма песня позволяет поддержать близких и напомнить о светлых и теплых чувствах к покойному.
Возможно, вам будет интересно:
Похоронный обряд деревни Черёмуха Клетнянского района Брянской области
П охоронно-поминальный обрядовый комплекс в деревне Черёмуха является одним из самых развитых компонентов народной культуры. Обряд до сих пор сохранил живую форму бытования и исполняется в соответствии с существовавшими с давних времен канонами. Важнейшую роль в музыкальном оформлении обряда играют причитания — родственницы умершего голóсят в светлое время суток с момента его положения на лавку и до погребения, а также при посещении кладбища в поминальные дни. Второй фольклорный жанр, непосредственно связанный с обрядом, — духовные стихи (стихи, стишки), которые поют пожилые женщины во время ночных сидений над покойником и поминальных трапез.
Деревня Черёмуха Клетнянского района Брянской области расположена у границы с Ершичским районом Смоленщины. Похоронный обряд здесь сохраняет живую форму бытования.
Существовали особые приметы, предвещавшие смерть человека: если в доме появляется несметное число мух, тараканов, клопов или мышей или птица постучит в окно, если у дома воет собака или кошка спит в кутнем (красном) углу, то в этом доме скоро будет покойник. Вот как рассказывают об этом местные жительницы: «Птица могеть прилететь и в окошко вот у кýтня, как мы называем, в окошко постучит. Вещует не к хорошему. Кошка на столе будет спать вот там, у кутé, и не прогонишь — тоже примета нехорошая. Собака воеть тоже».
Особые действия совершались, когда в деревне умирали люди, владеющие сакральным знанием — знахари, колдуны, — поскольку их кончина сопровождалась долгими мучениями. Для облегчения их смерти в доме вскрывали потолок, клали на дыру хомут, ставили к ней или опускали через нее деревянное ведро с дегтем: «И тогда умирали, говорять, даже потóльницу открывали и клали хомут туды, эту самую, что на коня надевали, на дырку на эту. Коло ей становили дегтярку — ведро с дягтём. Говорили: «Дай, Господи, смерти».
После наступления смерти кто-либо из родственниц покойного выходил на порог дома или на улицу и начинал голосить: «Покойник умирает, бежат на улицу, кричат-голóсют — вся деревня уже чует, что это покойник».
Начинался обряд с обмывания умершего. Мыть покойника приглашали «чужих» (не родственников) в соответствии с полом умершего: если умирал мужчина — то пожилых мужчин, если женщина — старух: «Звали мыть старух, кто ближей». Считалось, что вода и мыло, которыми пользовались при обмывании, могут нанести живым вред, поэтому воду выливали в место, где никто не ходит, а мыло прятали: «Если покойника помыли, это мыло надо убирать, чтоб оно никому не попало в руки. Какая-то колдунья, она на этом мыле мóгет сделать нехорошее дело человеку. И эту воду тоже надо убирать, чтоб она никому не попала ни под ноги и ни под руки. Чтоб вылить ее в такое место, где ни люди, ни скот ня ходють. В какую-либо ямку около прясла, но чтоб туда не ходили люди. Это болезненная вода». Известны и полезные свойства «покойницкого» мыла: «Яшо мыло крали, чтоб мужик не дрался. Чтоб мужику дать руки помыть»; «Некоторые брали, кто мыть мóгить, на суд брали, чтоб всё обязательно простили этому человеку». Подстилку, на которой мыли умершего, надо было на несколько дней вынести в помещение для скота или птицы: «На какой постели его моют, ту постель несут на три дня в курятник».
После обмывания покойника обряжали и клали в кýтний угол на лавку, головой к иконам. Смертную одежду старики обычно готовили заранее: «Если я собираюсь умирать, я сама себе готовлю одежду, у меня узел готов, хоть сягодня умирай». По словам местных жителей, молодых девушек и холостых парней полагалось хоронить в свадебном наряде: «Девушку хоронють в свадебном наряде. Ну и парня тоже, во что он должен быть женихом на свадьбе — вот так же он должен уходить из жизни, таким, как на свадьбу».
Когда привозили гроб, в него перекладывали покойника. Гробы в деревне делали местные мужчины, но при этом они не должны были быть «своими» (родственниками умершего): «Гробы в деревне делали сами, мужчины свои. Только говорят так, что сынам родителя нельзя ни закапывать, ни гроб делать. А делают так, кто согласится, и уже сами мужчины знают, приходят». В гроб стелили сено, солому или стружки, оставшиеся после изготовления гроба, и накрывали их простынею. Под голову умершему клали подушечку, набитую сухой листвой с березовых веников или духовской травой, освященной в церкви на Троицу. В гроб обязательно помещали предметы и вещи, которыми умерший пользовался при жизни — очки, табак, платок, рубашку (на смену, в запас), зубные протезы и проч. Для того чтобы покойник «не портился», под гроб клали металлические предметы или емкость с марганцевым раствором, а в гроб — освященные яйца, соль, крапиву или мяту: «И пилу лóжат, и топор лóжат под его, на пол туда, марганцу разводят, и крапиву облажуть, яички лóжат сюда за уши, мяты, мяшочек соли сюда лóжут».
В д. Черёмуха, как и во многих местах, было принято ночью сидеть/ночевать над покойником — ходить на хавтуры: «Спрувляемся — приходит корова с поля, доем, это уже последняя скотина, и идём тогда на ночь». В сидениях участвовали преимущественно пожилые женщины, многие из которых знали церковные молитвы. На сидения приходили без приглашения, договариваясь между собой, — «пойдём ночевать», «идём на хавтуры — сидеть над покойником». Рядом с умершим проводили всю ночь до утра — «пока петухи пропоют», читали молитвы, пели поминальные духовные стихи (стишки). В 12 часов ночи покойнику закрывали лицо, а хозяева накрывали стол и устраивали для присутствующих вечéрю — поминальную трапезу: «Ужин приходит в 12 часов, тады обед, вечéрю делали. В 12 уж закрывают покойника, покрывалом закрывают лицо, и уже так до утра».
В 6 утра покойнику открывали лицо и умывали святой водой, женщины в ожидании родственников выходили на улицу и голосили: «Открывают, умывают, выходят на улицу, голóсят, кричать, где там приезжают, гукáют».
Хоронили умершего на следующий день после смерти, реже — на третий день, когда ждали приезда родственников. Полагалось хоронить после 12 часов дня. У дома покойника провожали — на табуретку клали поминальную еду, чтобы каждый мог проститься с умершим и помянуть его: «Когда выносять во двор, выносим табуреточку, выносят ти блинов, ти чаво-нибудь, и сейчас водку выносять, и, пожалуйста, провожаем». Похоронная процессия выстраивалась в определенном порядке: впереди несли намогильный крест, потом крышку гроба, а следом несли или везли покойника. По дороге на кладбище останавливались у домов родственников, на перекрестках (росстынях), в местах, где умерший часто бывал или работал. При движении похоронной процессии на дорогу было принято бросать еловые ветки — считалось, что покойник до 40 дней приходит домой ночевать и ветки укажут ему путь: «Покойник чтоб дорогу знал, куда надо идтить яму. Покойники же вроде приходють, шесть нядель же приходют они».
На кладбище в могилу, которую также копали только «чужие», перед опусканием гроба бросали монетки — «откупливали место, место как жительство», «откупливають землю для покойника», «откупали ямку». Затем опускали на полотенцах и сам гроб, накрытый скатертью, и трижды бросали на него землю со словами: «Пухом тебе земля, добрый же ты был человек». Могилу зарывали и ставили крест в ноги.
Здесь же на кладбище устраивали поминальную трапезу, постелив на могилу небольшое полотенце (постельку) и скатерть: «На кладбище пришли, покойника закопали, стелють эту самую, как мы называем, постельку (шмоточек, есть такие ручнички маленькие) на могиле, стелють эту скатерть, потом ставють это всё на скатерть и поминают: блины, на блину канун мёду, это первоначальное, а теперя — по твоим рóскошам». Перед уходом с кладбища на крест вешали вышитое полотенце, которое оставалось здесь на год или до поминальных годовых дат (чаще — Пасхи или Радуницы).
Постельку и скатерть уносили домой. До наступления сорокового дня после смерти скатерть нельзя было стирать, а постельку после 40 дней отдавали в церковь или нищим: «И 6 недель скатерть ету не моють. После сорока дней эту постельку забирають и несуть в церкву и там оставляють. Раньше ходили старцы бедные, нищие, вот ету самую постельку отдавали нищим».
С кладбища всех звали в дом на поминки — горячий обед («потому что яго только схоронили, всем горячей»), «и чтоб не меньше сорока человек было — значить это хорошо». Приглашали на трапезу и ранее умерших — родителей: «Когда обед и мы сели за стол, людей собрала я и люди сидят за столом, пошла голосить на улицу, гукаю родителей».
Первым поминальным блюдом на горячем обеде был кулéш (куляш, мукóвня) — жидкая похлебка из манной крупы или муки: «Манку варишь жиденькую или муку заваривали: вода закипить и взболтаешь, как на блины — вот и кулеш, раньше сало поджаривали в кулеш». Кроме кулеша подавали блины с медом (канун) и кисель (летом — квас), в завершение поминальной трапезы выносили кашу («каша — это последнее»).
Всем помогавшим на похоронах — тем, кто обмывал покойника и участвовал в сидениях, делал гроб и копал могилу, — на горячем обеде (реже — вечером или утром перед выносом гроба) родственники умершего дарили полотенца, платки или полотно: «Одаривали, как приходили на горячий стол», «Кто обмывает, тому платок дают там, а вот сидим на поминашках, ночуем ночь, у нас закон — каждому платок вот такой накрывной дают или полотенчико. И которые ямку роють: вот мой рыл — ему дают полотенце вафельное это или такое полотенце». Старые женщины готовили их заранее, вместе со смертной одеждой: «Если я думаю, что у меня люди будут ночевать, я готовлю платки, как женщина, чтоб женщинам раздарили мои платки, пришли вот ко мне на мой труп ночевать. Кто дарит утром, когда уже выносять, а кто вечером: кто ночует — всем раздает платочки женщинам»; «Женщина, как она труженица, раньше пряла, ткала, она заготавливала усё это. Мужчинам дарили холст, а теперь уже дарим куплёные полотенцы. Женщинам — платочки». По словам некоторых информантов, при похоронах мужчины подарков не делали: «А мужчина умирает — по мужчине уже не дарють».
Поминальная трапеза завершалась пением поминальных стихов: «Приехали на горячий обед, подъели там и начинают петь стихи. Попоют, потом уже выходють, расходются».
Поминали умершего и на следующий день — когда самые близкие родственники ходили на кладбище и несли завтрак / обед умершему: «Несут завтрак или обед на третий день — назавтра, как схоронишь: с вутра, как печку вытапливают, и нясут обед»; «Идут свои, с этого дома, кто умер. Свои родители и кого приглóсють. На кладбище побудуть и всё».
Следующими поминальными датами были девятый и сороковой дни. На девять дней приглашали только близких родственников, с утра ходили на кладбище, а затем возвращались в дом на поминальный обед. На 40 дней приглашали не только родных, но и тех, кто обмывал покойника, ночевал с ним, гроб делал. Упоминаются и другие поминальные даты — «раньше и на 20 дней делали (поминки), и полгода делали, а теперь уже не делают».
Считалось, что до сорока дней умерший приходит ночевать в свой дом. Поэтому в этот период — шесть недель — на окно ставили стакан с водой и в кутнем углу ставили скамеечку, застеленную полотенцем, которым накрывали могилу на похоронах, — постелькой: «И постельку ету каждый вечер стелють ему на скамеечку, и ставять водичку сорок дней»; «На окошко ставили водичку, клали полотенце, меняли водичку. Утром убирали на припёк, повыше, вечером застелили и поставили. Утром подымаешься и водичку в святой угол выливаешь»; «Покрывало стелишь, вроде же покойник приходить ложится спать туту».
Кроме того, в течение этого срока по субботам ходили на кладбище, где могилу накрывали скатертью и поминали усопшего. Здесь же пели стишки по покойнику.
На сороковой день делали провóд — после поминальной трапезы на улицу выносили скамейку с поминальной едой, запаливали свечку и все присутствующие, помянув усопшего, клали на скамейку деньги и, прощаясь с ним, кланялись в сторону кладбища: «Когда 40 дней приходять, созывають людей, приходят люди на обед, ‘бедают, ‘бед кончается, вот уже кашу поставили, блины, готовят скамейку. Покрывают полотенцем или настольником, готовят на эту скамейку канун, каша, квас выносють, блины ставють. Свои близкие подходють, кушають канун. Баночку там ставять, ложишь в баночку денежку. А своим, метров на пять пройдуть, стелют половичок такой, и они должны уклониться, куда повезли, поголóсить, провáдить. Это проводы»; «Подходют все, кто тут находится и кто кушает, кладет деньги — откупляеть это всё».
В деревне Черёмуха церкви не было, поэтому отпевание умерших проводили заочно и на сороковой день заказывали панихиду: «Вот помер он, я иду в церкву ему сделать погребенье. Мне дают там земельки на могилу на эту, заказываю сороковуху на 40 дней, чтоб его поминали в церкви. Сорок дней подходять, и опять же еду ему óтпуски служить».
Последней обязательной поминальной датой была годовщина смерти. Ежегодно отмечались также родительские дни — на кладбище ходили на Пасху, Радуницу, в духовскую и дмитровскую субботы: «Поминают на Вялик день, Родителей, в субботу под Духов день, осенние Родители — десята суббота после Пречистой».
С похоронным обрядом связано исполнение церковных песнопений, поминальных духовных стихов и причитаний. Голóсить начинали родственницы умершего сразу после его смерти. Голосили, пока покойник находился в доме, а затем — при выносе гроба, прощании с умершим на кладбище, по возвращении домой, когда приглашали его на поминальную трапезу, при посещении могилы в поминальные дни. На исполнение причитаний существовали определенные запреты — нельзя было голосить в темное время суток, и особенно ночью.
Духовные стихи пели пожилые женщины во время ночных сидений над покойником, а также на могиле и поминальных трапезах. В Черёмухе было записано 16 стихов от женщин, которые постоянно участвовали в похоронном обряде и ходили ночевать над покойником.
Некоторые стихи исполнялись в строго определенной ситуации: «Вот скоро настанет мой праздник» — как только обмыли покойника и положили на кут, «Лежит, лежит труженик», «А чей отец на куте лежит» — когда покойник лежал на куте, «Свет мой тихий, свет мой ясный» — когда сидели при покойнике и на обедах, «Рано, рано петухи запели» — пели под утро, как сидят над покойником, «Наш сегодня Мишка у порога стоит» — после похорон на горячем обеде, «По горам по лесам Мать Мария ишла» — в поминальные дни на кладбище. Другие стихи не имеют закрепленного времени исполнения: это «По горам, горам святым крутым», «Кола морюшка, моря синего», «Возле лесику, возле тёмного», «А жила сиротка», «А жило два брата Лазарь и Абрам», «Богатому человеку не хотелось умирать», «А в четверг под пятницу», «Дорога, дорога до Господа Бога», «Для всех солнце светит».
При исполнении стихов учитывался половозрастной статус умершего, в связи с чем могли вноситься соответствующие изменения в поэтический текст: ««Лежит-лежит труженик» — это мужчине. А «труженица» — это женщине. Вот один стих, только у двух смыслах — мужчине и женщине»; ««А чей отец на куте лежит» — как отец на куте лежал, а если мать — то поют «мать»». Стих «По горам-горам, по крутым-святым» пели только в том случае, если умерла девушка.
Стилистика поэтических текстов и напевов стихов различна: большинство из них можно отнести к достаточно раннему стилевому слою, часть же стихов имеет черты позднего городского стиля. Многие из духовных стихов традиционной стилистики поются на политекстовые напевы. Тексты духовных стихов зачастую местные жители записывают в тетрадочки, благодаря чему и сохраняется традиция их исполнения в похоронном обряде.
Под Обоянью на поминках поют песни
Необычная традиция живет в селе Нижнее Солотино, расположенном недалеко от Обояни. Здесь на похоронах принято петь песни.
Только не подумайте: мол, выпили лишнего, потеряли контроль над собой и взялись за баяны, как иной раз бывает на сельских поминках. Трезвые пожилые женщины на два голоса напевают лирический мотив. Мелодии и слова разные, но в этих народных произведениях слышны и боль утраты, и благодарность за годы жизни, за все хорошее, что сделал усопший. «И будут ветра шуметь над могилой твоей», – слышно над всей округой. Душа разрывается на части, родственники покойного обливаются слезами. Но это, говорят, к лучшему. В дальнейшем им станет легче. Поэтому и сохранилась еще с далеких пор такая традиция – так легче пережить боль утраты.
О том, как пришел в Солотино обычай исполнять песни во время поминок, рассказывают целые легенды. В XIX веке у молодой женщины случилось несчастье – умер муж. На руках остались 4 малолетних детей. Селянка никак не могла смириться со страшной потерей, таяла буквально на глазах. Ее утешали, успокаивали как могли. Не помогало Односельчане уже опасались, что детишки останутся круглыми сиротами. Тогда как-то морозным зимним вечером одна из соседок начала напевать жалобные мелодии. Безутешная вдова плакала навзрыд. Это длилось несколько дней, и женщина почувствовала, что боль стала отступать. С тех пор песня в Нижнем Солотино – надежная спутница и в горе, и в радости.
Вверх ▲ — Отзывы читателей (6) — Написать отзыв ▼ — Версия для печати
Все . что написано в статье, чистая ложь. Я сама прожила в Н.Солотино 17 лет и ни
на одних похоронах такого не видела. Да, там есть такой обычай, как причитание над усопшим, это когда родственники плачют и говорят вслух нараспев , например:если мужу: » И на кого ж ты нас оставил «.или» Что ж мы будем делать без тебя» и т,,д, и это пением уж никак назвать нельзя.
Есть на самом деле такое. Мне интересно другое. Откуда вы узнали эту легенду про 19 век и т.д.? У меня в данной деревне проживают дедушка и бабушка. Последние несколько лет мне очень интересна история, особенно история своих предков, но мои искания пока не приводят меня к нужному результату. Если не трудно подскажите источники информации. (Gektor111@mail.ru)
видимо, ты и не жила в солотино моя бабушка всю жизнь отпевает покойников в селе и заговорами лечит
татьяна да ни когда ты не была в солотино моя бабушка всегда отпевает покойников все ее приглашают и лечит заговороми людей и животных. не знаешь не пиши
Кто поет, а кто причитает. Только это было давно, сейчас там уже ни кого не осталось одни цыгани, хоть газ провели и асфальт дорогу положили. Жаль. Умирает село.
Не знаю как раньше а сьйчас действитеньно так это молитва токая как песня НЕ где эту песню не найдёш«И будут ветра шуметь над могилой твоей» к роме как в Солотино.
- 04 февраля
- 10:08 Курянин добился через суд возврата денег за заказанную мебель
- 09:30 Житель Железногорска «подарил» мошенникам более миллиона рублей
- 08:42 В Курске начнется суд над «Экотексом»
- 08:16 В Курской области пропала 15-летняя девушка
- 08:00 Курская баскетболистка сыграла за сборную США
- 03 февраля
- 21:30 «Лысая гора» под Курском стала памятником природы
- 20:23 Сергей Безруков в Курске помог студенту сделать подарок маме
- 19:06 Роман Старовойт: «7 миллиардов рублей на детскую поликлинику — это преступление»
- 18:48 В Курской области посчитают воинские захоронения
- 18:20 Водонапорную башню в центре Курска реставрирует инвестор
- 17:05 В Курске разыскивают подозреваемого в краже инструментов
- 16:30 Прием курян проведет начальник регионального управления Росгвардии
- 16:04 «Квадра» пояснила, почему не сделает перерасчет за отопление «по погоде»
- 15:09 За разбитое авто курянин хочет отсудить у Минобороны почти полмиллиона рублей
- 15:07 В Курской области алкоголиков и наркоманов хотят лишить водительских прав
- 15:04 В Курске многодетная семья живет в квартире с плесенью
- 15:00 В Курской области ожидаются снег и гололедица
- 14:33 Житель Курска забыл пистолет в кинотеатре
- 14:30 В аварии под Курском ранена 16-летняя девушка
- 13:36 В Курске следствие выясняет причины гибели мужчины
- 13:17 За убитого лося курянину грозит штраф 400 тысяч рублей
- 12:59 Стали известны спарринг-партнеры курского «Авангарда» по турецкому сбору
- 12:17 В Курске задержан грабитель цветочного павильона
- 11:50 В Курске раскрыта серия мошенничеств с пенсионерами, подозреваемые задержаны
- 11:00 Под Курском пьяная автомобилистка, сбив пешехода, пыталась скрыться
- 10:57 Губернатор поручил пересчитать плату за отопление в Курске с учетом теплой погоды
- 10:30 В Курске проверяют автобусы и маршрутки
- 10:00 В Курске водитель скрылся, сбив женщину
- 09:19 В Курской области число заболевших пневмоний снизилось
- 08:49 В курских аптеках резко подорожали медицинские маски
- 08:25 Под Курском пожарные спасли от огня жилой дом
- 07:45 В Курскую область могут прийти морозы
- 07:30 В Курске машина врезалась в столб
- 02 февраля
- 22:40 «Лыжня России» в Курске переносится
- 18:48 Демонтированным в Курске светильникам найдут применение
- 17:13 В Курске полицейские прогнали рыбаков с Боевки
- 16:30 Жителям Курска запретили выходить на лед
- 16:00 Курянин ограбил парня в Воронеже
- 13:06 «Санитар дорог» из Курска принял участие в программе НТВ
- 11:09 Курск. Не все руководители управляющих компаний прошли аттестацию
- 09:11 Под Курском горел жилой дом
- 08:52 Курск. В областной больнице открыто отделение медицинской реабилитации
- 01 февраля
- 22:32 Курская область. Во Льгове сгорел дом
- 19:36 Школу на проспекте Клыкова в Курске планируют открыть в этом году
- 18:30 Курское «Динамо» разгромило «Енисей»
- 16:25 Курск. В пруду утонул рыбак
- 15:30 В Курске ищут пропавшего накануне пенсионера
- 12:16 В Сеймском округе Курска введен особый противопожарный режим
- 11:50 В Курск приехал актер Сергей Безруков
- 11:40 Изменяется размер ежемесячных денежных выплат
- 11:00 Почти 2000 курян лишились прав на управление автомобилями из-за долгов
- 31 января
- 21:00 Куряне увидят уникальный цирк на воде и думающего морского льва
- 17:58 Неоформленными домами курян заинтересовались городские власти
- 17:20 У мэра Курска появилось 14 советников
- 17:00 Курское «Динамо» покинула одна из американок
- 16:16 В России выявили первые два случая заражения коронавирусом
- 16:10 Курский «Авангард» завершил сочинский сбор победой над ФК «Форте»
- 15:33 Страховщики хотят отсудить у «курского санитара» 100 тысяч рублей
- 15:13 Курян приглашают на «Птичий дозор»
- 14:34 24-летний курянин мог сгореть из-за непогашенной сигареты
- 14:25 Курск. В ДТП на проспекте Клыкова ранена женщина
- 14:23 В Курске появится приют для бездомных
- 13:55 Куряне отсудили у «РУСЬАВТО» более 12 миллионов рублей
- 13:00 В Курске подростков, наблюдавших за работой полицейских, задержали за кражу
- 12:30 Под Курском легковушка врезалась в МАЗ, ранены две 18-летние девушки
- 12:10 Курянина будут судить за взятку
- 12:00 Курск. Из-за возгорания в 5-этажке эвакуированы 24 человека
- 11:56 В Курской области завели уголовное дело на орловчанина, незаконно получавшего чернобыльские выплаты
- 11:25 Росреестр проведет горячие линии для курян
- 11:17 В Курске из-за пожара эвакуируют жильцов 5-этажки
- 11:00 Следствие выясняет причины гибели курянина в горевшей квартире
- 10:55 В Курской области стихия оставила без электричества 14 населенных пунктов
- 10:36 В Курске белая машина сбила ребенка на переходе, водитель скрылся
- 10:21 Курянам рассказали, в каких случаях можно вернуть лекарства в аптеку
- 10:15 Курск. Рядом с остановкой обнаружен труп мужчины
- 10:00 Двоих курян подозревают в публичном оскорблении сотрудника ДПС
- 09:30 Курск. По делу «банды Волобуева» суд переходит от обвинения к защите
- 09:10 После ареста автомобиля курянин погасил долг по алиментам
- 08:06 Под Курском на пожаре погиб 24-летний парень
- 07:50 В Курске пройдет фестиваль «По стопам Малевича»
- 07:40 Курск. В горевшей квартире найдено тело мужчины
- 30 января
- 17:37 Курян успокоили: посылки из Китая не заразят вирусом
- 17:30 Куряне победили на российском фестивале страйкбола
- 17:07 В Курске эвакуировали Дворец пионеров
- 17:06 Курские больницы готовы к приему пациентов с коронавирусом
- 16:39 В центре Курска на женщину упало дерево
- 16:03 Курская область. В Обояни горит 2-этажное здание
- 15:43 Энергетики уточнили, на каких улицах в Курске не будет света
- 15:00 Девушка из Белгорода обчистила в Курске кассу магазина и прогуляла деньги в ресторане
- 14:35 В Курской области из-за снега и сильного ветра машины массово улетают с трасс
- 14:22 Курская область. Под Солнцево водитель задавил пенсионерку
- 14:10 Курские колонии выпустили товар почти на 300 миллионов рублей
- 13:32 Под Курском задержали москвича на «Гелендвагене»
- 13:29 Курянка пришла на праздник и украла у хозяев 65 тысяч рублей
- 13:10 Курским ветеранам помогут отремонтировать жилье
- 12:42 С 1 февраля в России перестают действовать более тысячи законов
- 12:38 Курск. Жителей проспекта Дериглазова избавят от пробок
- 12:12 Под Курском подросток открыл стрельбу из пневматического пистолета
- 12:00 Под Курском машина сбила женщину
- 11:17 На курской таможне пропустили 40 тонн фруктов, зараженных щитовкой
- 10:42 «Курский санитар» отправился на съемки программы на НТВ
- 10:40 В Курской области федеральные дорожники заявили о готовности к снегопаду
- 10:33 Социальные пособия подрастут на 3%
- 10:19 Страшное ДТП под Курском. Чудом никто не погиб
- 09:53 Суд оставил в силе соглашение о платных парковках в Курске
- 09:19 В Курске велосипедист погиб под колесами автобуса
- 08:20 Телешеф Ивлев переделал в Курске еще одно кафе
- 29 января
- 19:35 В МЧС сообщили, что аварию на газопроводе в Золотухинском районе устранили
- 18:45 Зачем ребенку учить китайский язык и какие особенности детских языковых курсов
- 18:40 Роман Старовойт дал комментарии по поводу выплат детям войны
- 18:03 В Курске открылся новый детский сад
- 16:57 Под Курском около 200 домов осталось без газа
- 16:43 В регистрационно-экзаменационном отделе ГИБДД Курской области изменился график работы
- 16:37 Куряне отпраздновали ромашковую свадьбу
- 16:22 Курск готовится к сильному снегопаду
- 15:37 После публикации «ДДД» в парке Бородино зажглись фонари
- 15:29 Курские спасатели вытащили из проруби пьяного мужчину
- 15:15 Роман Старовойт: «Дома в Кукуевке должны быть узаконены»
- 14:12 Курянин Александр Поветкин может встретиться с Уайтом в Нью-Йорке
- 13:20 Курские штангисты завоевали две «бронзы» на первенстве России
- 13:03 Спасая деньги на карте, курянка лишилась миллиона рублей
- 12:57 В Курской области снова гибнет домашняя птица
- 12:14 Курский губернатор вручил первые удостоверения детям войны
- 11:58 Жительница Курской области заплатила 700 тысяч, чтобы не лишиться жилья
- 11:49 Курянин изнасиловал знакомую, угрожая убийством
- 11:42 Куряне организовали подпольное казино
- 11:34 Курская область. В Фатеже детям-сиротам вручили ключи от квартир
- 10:57 Бывший полицейский, задавивший девушку на переходе, получил 6 лет колонии
- 10:41 Курские студенты рассчитывались с таксистами фальшивыми 5-тысячными купюрами
- 10:30 Пьяный курянин без прав разбился на мотоцикле
- 10:09 Куряне обсуждают коронавирус и скупают медицинские маски
- 10:00 Под Курском машина сбила мужчину на переходе
- 09:44 Пьяный курянин, испугавшись штрафа, дважды ударил полицейского
- 09:28 О курском алиментщике, сменившем пол, рассказали в «Вечернем Урганте»
- 28 января
- 21:30 Курск. Обвинение просит 3 года для экс-следователя, обвиняемого в получении взятки от пособника террористов
- 18:00 Благоустройство дворов обойдется курянам дороже
- 17:19 Курские пенсионеры жалуются, что не получили прибавку
- 16:54 Курский «Авангард» обыграл семикратного чемпиона Белоруссии
- 16:52 Мэр Курска рассказал о предстоящей реконструкции Театральной площади
- 16:30 В Курске на новой дороге установили камеры фиксации нарушений ПДД
- 15:51 Курск. Недостроенную многоэтажку на улице Дзержинского никак не могут снести
- 15:31 Курянка зарезала куму и села на 8 лет
- 12:00 Курская область. В Железногорске таксистка обчистила карту пассажирки
- 09:00 Керамическая плитка защитит и украсит ванную
- 08:00 Yota начала продавать гаджеты ELARI
- 27 января
- 13:25 Курская область. Рекорды, модернизация и планы Михайловского ГОКа
- 23 января
- 14:35 С 1 февраля изменится размер ежемесячных денежных выплат
- 14 января
- 18:00 Сколько времени потребуется, чтобы выучить китайский язык
Здесь должен был быть календарь, но Ваш броузер не поддерживает показ фреймов.
Огни Коломны
Блог о Истинной Вере
Поминальные песни текст
Коммюнике 5 декабря 2015 г.
Фотоколлаж С. Рябова. Верхняя часть — Козельск осенью 1942 г., аэрофотоснимок германской авиационной разведки (слева вверху на снимке – храм Сошествия Святого Духа, справа остовы зданий №№ 20-26 на пересечении ул. Б.Советская и Белёвская гора) .
Нижняя часть — сквер Героев Козельска, каким он был не так давно (фото февраль 2008 г).
2 февраля Россия отмечает 70-летие разгрома немецко-фашистских войск
«ПОМИНАЙТЕ МЕНЯ, БРАТЬЯ,
ПОМИНАЙТЕ КАЖДЫЙ ЧАС…»
У Сталинграда и Козельска одна общая судьба. Козельская оборона 1238 г. и Сталинградская битва (17.07.1942-2.02.1943 гг.) – два подвига, навсегда вошедшие в историю Отечества. Козельск явил пример героизма защитникам всех русских городов, включая Сталинград, на все времена. Зимой 1942 г. козельцы, оказавшись в прифронтовой полосе, мужественно дрались с фашистами на линии фронта, партизанили, принимали раненых. Встречали эшелоны с оружием, боеприпасами и боевой техникой, прибывающие к линии фронта. Таков вклад Козельска в победу под Сталинградом. Более миллиона ста тысяч жизней забрала Сталинградская братская могила, среди павших есть и козельчане.
Скульптура «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом кургане в Волгограде (2.02.2013 – Сталинграде) — одна из самых высоких статуй мира, скульптор Е.В. Вучетич, инженер Н.В. Никитин. Это центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы». Возводился с 1959 по 1967 гг.
Сегодня мы чествуем наших ветеранов – участников той битвы.
Низко кланяемся и желаем им здравия!
Но все мы скорбим и по павшим в Великой Отечественной войне. Это к нам, живущим сегодня, обращаются оттуда души земляков, погибших в лютый февраль 1942 года. Призывают помнить о них и поминать. Все они когда-то жили и «старались» во имя нас. Жизни свои они отдали за Родину, за свои Семьи в этом своём старании за нас.
«Уж вы братья мои, сестры,
У вас беседа за столом.
А душа моя замкнута.
Обитает за окном.
Всё я вижу, всё я слышу
Как о мне помян идет,
А душа моя замкнута,
Господь волю не даёт.
Поминайте меня, братья,
Поминайте каждый час.
Только ваше поминанье
Облегчает в жизни нас.
Поминальная трапеза (поминки)
Обычай этот, поминать умерших за поминальной трапезой, известен очень давно. Обычно поминальную трапезу устраивают родственники и близкие после похорон (на 3-й день), на 9-й день, на 40-й день, годовщину смерти, а также в дни его именин и рождения. Основная цель поминальной трапезы — общая молитва за усопшего. Поминают покойного за столом прежде всего христианскими молитвами и добрыми словами, а затем «преломлением хлеба».
Начинать её положено с молитвы, кто-то из близких читает 17 кафизму из Псалтири перед свечой или лампадкой, или совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином, или хотя бы прочитать 90-ый псалом, или «Отче наш».
В третий, девятый, сороковой дни следует читать по усопшему перед святыми иконами при зажженной лампаде или свечах особую поминальную молитву (118-й псалом).
В любые дни поминок читают молитву: «Молитвами рождшия Тя Христе, и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой».
Непосредственно перед едой читают молитву «Отче наш».
Перед тем как приступить к очередному блюду, надо прочитать такую краткую молитву: «Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного, и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и дáруй ему Царствие Небесное»
или:
«Упокой, Господи, душу рабы Твоей новопреставленной, и прости ей вся согрешения ея вольная и невольная и дáруй ей Царствие Небесное».
Перед последним кушанием в день погребения поется стихира «Зряще мя безгласна и бездыханна», слова которой «вчерашний бо день беседовах с вами» так трогательно соответствуют этой братской трапезе, в первый раз совершаемой в отсутствии дорогого брата. После стихиры возглашается Вечная память.
Если же поминальная трапеза устраивается в другие дни (в девятины, в сороковины, в годовщину смерти или день Ангела усопшего), то возглашается только Вечная память.
В конце стола попросите у Бога за всех усопших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отнем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память».
Далее следует краткое прошение, которым в земной жизни Сам Спаситель кончил свою последнюю трапезу: «Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».
Первое блюдо поминальной трапезы – кутья (коливо). Это отваренные зёрна пшеницы или риса с мёдом (изюмом, курагой). Зёрна в данном случае – это символ воскресения, а мёд – сладости, которой наслаждаются праведники в Царствии Божием.
Если нет возможности осветить кутью в храме, то надо самим окропить её святой водой. Блины и кисель – традиционные поминальные блюда на Руси. Затем подаются другие блюда.
Если поминки совершаются во время одного из многодневных или однодневных (среда, пятница) постов, то необходимо соблюдать его требования. А во Время Великого поста поминки можно устраивать только в субботу или воскресенье. Поэтому, если они приходятся в будние дни, то надо их перенести вперед на субботу или воскресенье.
Пить спиртное на поминках нельзя! «Вино веселит сердце человека» (Пс.103,15), а поминки – не повод для веселья. Бывают случаи, когда это правило нарушают, и тогда, вместо того, чтобы вспоминать усопшего, его достоинства и хорошие дела, начинают говорить о посторонних вещах, спорить, или даже выяснять отношения.
Христианину, которого пригласили на поминки близкого человека в неверующую семью, лучше отказаться под достойным предлогом, чтоб не грешить, нарушая пост или винопитием.
По Церковному Уставу, поминальные трапезы нельзя устраивать в двунадесятые и великие праздники, в воскресные дни, а также в Лазареву субботу, на Светлой седмице, в дни преполовения и отдания Пасхи, в Четверток, Пяток и Субботу Страстной седмицы, во вторые дни Рождества, Крещения и Святой Троицы.
Молитвы на поминальной трапезе
МОЛИТВОСЛОВИЯ НА ПОМИНАЛЬНОЙ ТРАПЕЗЕ
Если на поминальной трапезе присутствует иерей, то сначала совершается обычная заупокойная лития, после которой поется Отче наш… и следует благословение трапезы.
Если же в числе присутствующих нет иерея, то после трех обычных поклонов:
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (Трижды с поклонами.)
Слава, и ныне. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй (Трижды).
Слава, и ныне. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
И заупокойные тропари: Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего (рабы Твоея), Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего (рабы Твоея), яко Един еси Человеколюбец.
Слава: Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый. Сам и душу раба Твоего (рабы Твоея) упокой.
И ныне: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися душе его (ея).
Затем трижды произносится сия молитва с 15 поклонами: Помяни, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшей рабы Твоея) имя (поклон). Елика в житии сем яко человек согреши, Ты же, яко Человеколюбец Бог, помилуй (поклон), и вечныя муки избави (поклон), и Небеснаго Царствия причастником (причастницей) учини (поклон), и душам нашим полезное сотвори (поклон).
После этого поется или читается в качестве предобеденной молитвы Отче наш, за ней следует призывание Божия благословения на трапезу по чину для мирян.
В начале поминальной трапезы прежде других снедей всем предлагается кутия. А пред последним сладким блюдом, каким традиционно подается кисель с молоком (в постные дни с миндальным или маковым), — приносится так называемое пивомедие — сладкий неалкогольный напиток. В заключение все встают и, если трапеза совершается в день погребения или поминовения: в 9-й, 20-й, 40-й дни по кончине и в первую годовщину — поют стихиру на глас 6-й:
Зряще мя безгласна, / и бездыханна предлежаща, / восплачите о мне, братие и друзи, / сродницы и знаемии: / вчерашний бо день беседовах с вами, / и внезапу найде на мя страшный час смертный; / но приидите вси любящии мя, / и целуйте мя последним целованием, / не ктому бо с вами похожду / или собеседую прочее; / к Судии бо отхожду, / идеже несть лицеприятия: / раб бо и владыка вкупе предстоят, / царь и воин, богатый и убогий / в равнем достоинстве: / кийждо от своих дел / или прославится, или постыдится. / Но прошу всех и молю, / непрестанно о мне молитеся Христу Богу, / да не низведен (низведена) буду по грехом моим на место мучения, / но да вчинит мя, идеже Свет животный.
Если же поминовение совершается в других случаях, кроме перечисленных, поется стихира, глас 8-й:
Плачу и рыдаю, / егда помышляю смерть, / и вижду во гробех лежащую / по образу Божию созданную нашу красоту, / безобразну, безславну, / не имущую вида. / О чудесе! Что сие еже о нас бысть таинство?/ Како предахомся тлению, / како сопрягохомся смерти?/ Воистинну Бога повелением, / якоже писано есть, / Подающаго преставльшемуся (преставльшейся) упокоение.
Затем иерей: Во блаженном успении рабу Божию (рабе Божией) имя, преставльшемуся (преставльшейся) вечная память.
В отсутствие иерея старший из мирян: Рабу Божию (рабе Божией) преставльшемуся (преставльшейся) вечная память.
Все: Вечная память (трижды).
Пьют заупокойную чашу и вкушают последнее блюдо. Трапеза оканчивается обычным благодарением.