Как поминают евреи усопших
ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ В ИУДАИЗМЕ
Еврейское мировоззрение базируется на вере в бессмертие души и жизнь в будущем мире. Смерть – не более чем переход от жизни в материальном мире к жизни в мире духовном, мире абсолютного добра. Иудаизм утверждает неколебимую веру в то, что душу Всевышний дает лишь на время, как драгоценность на хранении, и по истечении определенного срока её необходимо вернуть хозяину.
Сразу после смерти человека в доме открывают все окна и выплескивают воду, которая находилась в каких-либо сосудах. Тело умершего кладут на пол. У изголовья зажигают свечи. Извещают похоронное сообщество, которое отвечает за выполнение надлежащих ритуалов и проведение похорон. Похоронный обряд от момента смерти до закрывания могилы выполняют мужчины.
После смерти близкие обязаны скорбеть 30 дней. По отцу и по матери скорбят целый год. Скорбящие (поражённые горем) освобождаются от исполнения всех заповедей Торы, чтобы посвятить себя только делам, необходимым для погребения покойного.
Хоронить покойника следует как можно скорее. Сопровождающие тело покойного собираются в специальном помещении, которое обычно находится при входе на кладбище. Здесь оплакивают умершего, говорят в его честь последнее слово, читают отрывки из Священного Писания. Затем сын покойного произносит Кадиш.
После произнесения Кадиша на кладбище надрывают ворот или лацкан верхней одежды скорбящего. Разрыв, сделанный в знак скорби по отцу или матери, более не зашивают. Покойника несут к месту его последнего успокоения и хоронят в саване. Саван одинаков для всех – в мире истины все равны, «вельможа не отличается от бедняка», когда приходит на суд к Творцу.
После похорон для близких родственников начинается семь дней траура. Во время траура нельзя есть мясо, пить вино (за исключением суббот и праздников). Запрещено устраивать любые застолья. В доме, где скорбящие соблюдают траур, прикрывают драпировками зеркала и картины, на которых изображены человеческие лица (экран телевизора, на котором появляются лица, также принято закрывать).
Первую трапезу после похорон готовят друзья или соседи, близких родственников умершего «освобождают» от приготовления пищи. Все семь дней скорбящим нельзя работать, они не выходят из дома, сидят на низких табуретах, скамьях или просто на подушках, не моются, не имеют супружескую близость.
В дни траура принято оставлять дверь дома открытой – знак для тех, кто приходит утешать скорбящих, что приход их желанен. Пришедшие не приветствуют скорбящих, а уходя – не прощаются. На время молитвы зажигают свечи, свеча в честь души умершего горит постоянно.
Утром седьмого дня скорбящие переодеваются в обычную, но не новую одежду. Им теперь можно отправиться на работу, заняться обычными делами. Однако, прежде чем выйти на работу принято посетить могилу умершего. Теперь, до тридцатого дня от похорон, начинается период менее строгого траура.
На 30-й день после смерти принято посещать могилу покойного и устраивать около неё церемонию поминовения. Она включает в себя чтение священных текстов и молитв, нравственное наставление присутствующим и утешение скорбящим. Памятник устанавливают на могиле либо в 30-й день, либо по истечении года.
Перед уходом с кладбища на могилу кладут камешек. В знак того, что об умершем не забыли, что побывали на его могиле. Есть обычай положить руку на надгробье. Выйдя за ворота кладбища, снова омывают руки и не вытирают их – как бы желая унести с собой напоминание об усопшем и месте его успокоения.
Двенадцать месяцев траур соблюдают только по отцу и матери. В течение всего этого времени следует избегать веселья и развлечений. Нельзя покупать новую вещь или новую одежду, только если это абсолютно необходимо. В этот год не переезжают на новую квартиру.
В день годовщины смерти зажигают поминальную свечу, горящую круглые сутки. Созывают родственников и друзей на памятную трапезу с праздничными блюдами. Но главное не меню, а поминальная молитва.
Спустя год после смерти начинают поминать покойного в дни, когда читают поминальную молитву Изкор. Она произносится за усопших в синагогах четыре раза в году после чтения Торы в праздничные дни: в Йом-Кипур, в Шмини-Ацерет, в последний день праздника Песах и во второй день праздника Шавуот. Главным является поминовение, совершаемое в Йом-Кипур, поскольку это день искупления, как для живых, так и для мертвых.
- Главная
- Статьи
- ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ В ИУДАИЗМЕ
ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ В ИУДАИЗМЕ
Еврейское мировоззрение базируется на вере в бессмертие души и жизнь в будущем мире. Смерть – не более чем переход от жизни в материальном мире к жизни в мире духовном, мире абсолютного добра. Иудаизм утверждает неколебимую веру в то, что душу Всевышний дает лишь на время, как драгоценность на хранении, и по истечении определенного срока её необходимо вернуть хозяину.
Сразу после смерти человека в доме открывают все окна и выплескивают воду, которая находилась в каких-либо сосудах. Тело умершего кладут на пол. У изголовья зажигают свечи. Извещают похоронное сообщество, которое отвечает за выполнение надлежащих ритуалов и проведение похорон. Похоронный обряд от момента смерти до закрывания могилы выполняют мужчины.
После смерти близкие обязаны скорбеть 30 дней. По отцу и по матери скорбят целый год. Скорбящие (поражённые горем) освобождаются от исполнения всех заповедей Торы, чтобы посвятить себя только делам, необходимым для погребения покойного.
Хоронить покойника следует как можно скорее. Сопровождающие тело покойного собираются в специальном помещении, которое обычно находится при входе на кладбище. Здесь оплакивают умершего, говорят в его честь последнее слово, читают отрывки из Священного Писания. Затем сын покойного произносит Кадиш.
После произнесения Кадиша на кладбище надрывают ворот или лацкан верхней одежды скорбящего. Разрыв, сделанный в знак скорби по отцу или матери, более не зашивают. Покойника несут к месту его последнего успокоения и хоронят в саване. Саван одинаков для всех – в мире истины все равны, «вельможа не отличается от бедняка», когда приходит на суд к Творцу.
После похорон для близких родственников начинается семь дней траура. Во время траура нельзя есть мясо, пить вино (за исключением суббот и праздников). Запрещено устраивать любые застолья. В доме, где скорбящие соблюдают траур, прикрывают драпировками зеркала и картины, на которых изображены человеческие лица (экран телевизора, на котором появляются лица, также принято закрывать).
Первую трапезу после похорон готовят друзья или соседи, близких родственников умершего «освобождают» от приготовления пищи. Все семь дней скорбящим нельзя работать, они не выходят из дома, сидят на низких табуретах, скамьях или просто на подушках, не моются, не имеют супружескую близость.
В дни траура принято оставлять дверь дома открытой – знак для тех, кто приходит утешать скорбящих, что приход их желанен. Пришедшие не приветствуют скорбящих, а уходя – не прощаются. На время молитвы зажигают свечи, свеча в честь души умершего горит постоянно.
Утром седьмого дня скорбящие переодеваются в обычную, но не новую одежду. Им теперь можно отправиться на работу, заняться обычными делами. Однако, прежде чем выйти на работу принято посетить могилу умершего. Теперь, до тридцатого дня от похорон, начинается период менее строгого траура.
На 30-й день после смерти принято посещать могилу покойного и устраивать около неё церемонию поминовения. Она включает в себя чтение священных текстов и молитв, нравственное наставление присутствующим и утешение скорбящим. Памятник устанавливают на могиле либо в 30-й день, либо по истечении года.
Перед уходом с кладбища на могилу кладут камешек. В знак того, что об умершем не забыли, что побывали на его могиле. Есть обычай положить руку на надгробье. Выйдя за ворота кладбища, снова омывают руки и не вытирают их – как бы желая унести с собой напоминание об усопшем и месте его успокоения.
Двенадцать месяцев траур соблюдают только по отцу и матери. В течение всего этого времени следует избегать веселья и развлечений. Нельзя покупать новую вещь или новую одежду, только если это абсолютно необходимо. В этот год не переезжают на новую квартиру.
В день годовщины смерти зажигают поминальную свечу, горящую круглые сутки. Созывают родственников и друзей на памятную трапезу с праздничными блюдами. Но главное не меню, а поминальная молитва.
Спустя год после смерти начинают поминать покойного в дни, когда читают поминальную молитву Изкор. Она произносится за усопших в синагогах четыре раза в году после чтения Торы в праздничные дни: в Йом-Кипур, в Шмини-Ацерет, в последний день праздника Песах и во второй день праздника Шавуот. Главным является поминовение, совершаемое в Йом-Кипур, поскольку это день искупления, как для живых, так и для мертвых.
Поминовение в иудаизме
Вопреки расхожему мнению, в иудаизме проводят поминовение умерших. Однако традиции поминок сильно разнятся с христианскими. Например, для евреев нехарактерно собираться роднёй за столом для почтения памяти умерших. Скорее их можно увидеть в синагоге, на кладбище или скорбящих в собственном доме.
День похорон
В день погребения умершего не поминают. Трапезу сочувствия в дом приносят соседи и друзья. Она состоит из сваренных вкрутую яиц (символ Вечности), картофеля в мундирах или отваренного целиком (символ необъятности постигшего горя), чечевичной или бобовой похлёбки (для поддержания сил) и хлеба. Таким образом, домочадцев усопшего избавляют от бытовых хлопот.
Траур
После смерти человека для его родственников начинается период «шива» – семидневный глубокий траур по ушедшему. Всё это время они не моются, не расчёсываются, не стригут ногтей, волос и бороды, не носят кожаной обуви, носят надорванную одежду в соответствии с требованиями похоронного обряда «криа» (ритуальный надрыв одежды в знак скорби по умершему) и сидят на полу или на низкой табуретке. Все помыслы направлены на переживание потери. В это время их навещают близкие семьи и выказывают свои соболезнования. Для них дверь держат открытой, чтобы входящие в дом не отвлекали скорбящих.
Следующий период траура «шлошим» длится до 30-го дня после захоронения. Допускается соблюдение минимальной гигиены, хождение на работу, совершение обязательных домашних работ. В последний день шлошима следует посетить могилу. По родителю старший мужчина в роду читает в синагоге «Кадиш» в присутствие миньяна. Если в семье остались только женщины, то молитву прославления святости Всевышнего заказывают читать постороннему иудею-мужчине.
Никаких застолий по окончании шивы или шлошима не устраивают.
Йорцайт
Поминают умершего иудея на годовщины. На иврите день именуется «йом зикарон,» а на идиш «йер цайт». Причём первая годовщина отмечается на дату погребения, а в последующие годы – на дату смерти. Вечером накануне йорцайт зажигают масляную лампу или большую свечу. Допустимо, чтобы горела электрическая лампочка, если нельзя заменить ее естественным огнём. Светильник должен гореть всю ночь и следующий день до первой звезды.
Место захоронения посещают ровно через 12 месяцев. Заметим, что в високосный год дата не совпадает с йорцайт. После наносят визит в синагогу, где в присутствии свитков Торы читают поминальную молитву (аскару или изкор), псалмы из книги Теилим, а также Кадиш, если собрался миньян. Принято в этот день давать пожертвование (цдаку), дабы она была засчитана как заслуга покойного.
Музыке и развлечениям не место в йорцайт. Во многих еврейских общинах в годовщины по родителям постятся. Но это не значит, что нельзя пригласить близких и родственников за общий стол. Трапеза может быть непродолжительной. Перед её началом все собравшиеся называют имя поминаемого и говорят, что обед устроен для подъёма его души. Как такового установленного меню не существует. Главное в этот день не еда, а слова Торы, которые помогают душе упокоенного подняться выше по духовной лестнице в иных мирах.
Дни поминовения у иудеев
В иудаизме существует ещё четыре праздника, в которые поминают ушедших в мир иной:
- Йом Кипур или День искупления;
- Шмини Ацерет или восьмой день после праздника Суккот (в Израиле совпадает с Симхат Торой);
- Последний день Песах (седьмой в Израиле, восьмой – в диаспорах);
- Шавуот или День дарования Торы.
Утром в эти дни в синагогах читают Тору и поминальные молитвы. При невозможности посетить синагогу, поминальная молитва читается в домашних условиях.
В каждый из указанных дней определён свой праздничный стол. Например, для Шавуот – только молочное. Потому поминальная трапеза не устраивается.
Посещение кладбища для поминовения
Место погребения посещают на 30-й день после похорон, через 12 месяцев и в годовщины смерти. К могиле не приносят цветов или прочей атрибутики. Поминальный визит на кладбище иудеи отмечают небольшими камешками у надгробия. К могиле следует приходить только один раз за одно посещение кладбища. На надгробие в знак поминовения принято класть левую руку.
Поминальные молитвы
В дни поминовения после произнесения слов Торы произносят поминальные молитвы:
- Изкор – для почивших родителей;
- аскара – для прочих родственников, друзей, знакомых;
- Кадиш – при полном миньяне для прославления имени Всевышнего.
При произнесении Изкор упоминают еврейские имена почившего и его отца. При чтении Изкор или Кадиш-Ятом (кадиш сироты) те, у кого оба родителя живы, покидают стены синагоги. В течение первого года те, у кого нет матери или отца, не читают поминальную молитву самостоятельно, а присутствуют при произнесении. После прочтения Изкор скорбящие обязательно совершают подаяние (цдаку), поскольку о ней говорится в тексте молитвы.
Кадиш
Особое место в иудаизме отводится молитве Кадиш. По сути, она не является поминальной, а прославляет Господа. Читают её стоя и только при полном миньяне (наличии 10 мужчин-иудеев) по завершении общей молитвы или после прочтения псалмов. Существует 4 формы Кадиша. Из них при поминовении произносится Кадиш ятом (кадиш сироты).
Главное предназначение Кадиша – поддержать человека. Испытывая невыносимое горе, близкие родственники могут усомниться в деяниях Бога. Трёхкратное ежедневное повторение молитвы на протяжении 11 месяцев до йорцайт поможет смириться с потерей. Прославление Воли Всевышнего из уст скорбящего приобретёт оправдательный характер: «Да, меня постигло несчастье, но я продолжаю прославлять Господа за его деяния».
Читает её старший сын независимо от возраста: даже не достигший религиозного совершеннолетия мальчик может читать молитву в случае смерти своих родителей. Дочь читать Кадиш не обязана, но это допускается, если в роду нет мужчин. В общем случае при отсутствии у умершего сыновей прославление имени Всевышнего доверяют произносить одному из членов общины.
Возможно, вам будет интересно:
yatut — Жизнь прекрасна!
Здравствуй, мир!
Еврейские традиции поминовения и посещения могилы
Кадиш
В течение одиннадцати месяцев читают Кадиш-Ятом — Кадиш сироты. Его читают по родителям и по любому умершему еврею, если больше некому это сделать. Не принято читать этот Кадиш тому, у кого живы оба родителя. Его читают стоя, только в присутствии миньяна в завершение молитвы или после чтения псалмов.
Что такое «Кадиш»
Молитва «Кадиш» — буквально «освящение» — т.е освящение и прославление святости Всевышнего. Есть несколько вариантов текста молитвы «Кадиш»: «Хаци-кадиш», «Кадиш ятом», «Кадиш шалем» и «Кадиш дерабанан» и не все из них траурные. Но, пожалуй, главное предназначение «Кадиша» – быть молитвой человека, находящегося в трауре после смерти близкого родственника. В его устах эта молитва приобретает характер «оправдания Божьего Суда», т. е. «принятия приговора»: «хотя меня постигло несчастье, я продолжаю утверждать, что Имя Всевышнего возвысится и освятится в мире, созданном по воле Его… и т. д»
Подробнее (о смысле и содержании, законах чтения) можно почитать тут. Там же представлены тексты и ссылки на аудио-файлы.
Йорцайт — годовщина смерти
- Принято отмечать годовщину смерти близких (в соответствии с датами еврейского календаря).
- В первый год йорцайт отмечают в годовщину похорон, а не смерти.
- Принято посещать могилу по истечении 12 месяцев, даже в високосный год, когда этот день не совпадает с йорцайт.
- Вечером, накануне дня йорцайт зажигают свечу или масляный светильник. Специально зажженный для этой цели электрический светильник также допустим, если нет возможности зажечь свечу или масляный светильник. Свеча или светильник должны гореть в течение суток, до следующего вечера (до выхода звезд).
- Читают Кадиш и подборку псалмов
- Посещают могилу.
- Во многих общинах в йорцайт родителей принято поститься.
- Для мужчины в этот день желательно вести общественную молитву.
- Дают цдаку (пожертвование), чтобы она была засчитана в заслугу умершему.
- В йорцайт не развлекаются.
Изкор — молитва в дни поминовения
Четыре раза в году: в последний день праздника Песах, в праздник Шавуот (в диаспоре – во второй день этого праздника), в праздники Йом-Кипур и Шмини— после чтения свитка Торы произносят молитву за душу умершего – Изкор.
Эту молитву обязательно читать в синагоге во время утренней праздничной молитвы т.к. Изкор читают в присутствии свитка Торы.
Невыполнение содержащегося в тексте молитвы обета пожертвовать деньги на благотворительные цели обессмысливает ее.
Те, у кого живы оба родителя, покидают зал во время чтения Изкор. В течение первого года скорбящие сами не читают Изкор, но не покидают зал.
В Изкор называют еврейские имена покойного и его отца.
Текст молитвы Изкор
За отца (или другого мужчину):
Да вспомнит Бог душу отца моего, наставника моего (или же: мужа моего; сына моего; брата моего; дядю моего; деда моего) сына , отошедшего в мир иной, — в награду за то, что я, не связывая себя обетом, дам ради него пожертвование. В заслугу этого да будет пребывать душа его в обители вечной жизни вместе с душами Авраама, Ицхака и Яакова, Сары, Ривки, Рахель и Леи, и с душами других праведников и праведниц, обитающих в Ган-Эдене, и скажем: омейн!
Изкор Э-ло-им нишмат аба мори (или же: баали (за мужа); бни (за сына); ахи(за брата); доди (за дядю); зкейни (за деда)) бар шэ-алах лэ-оламо баавур шэ-бли нэдэр этэн цдака баадо. би-схар зэ тэ-эй нафшо црура би-црор а-хаим им нишмат Авраам, Ицхак вэ-Яаков, Сара, Ривка, Рахел вэ-Лэйа вэ-им шэар цадиким вэ-цидканийот шэ-бэ-ган эдэн. вэ-номар амейн!
За мать (или другую женщину):
Да вспомнит Бог душу матери моей, наставницы моей (или же: жены моей; дочери моей; сестры моей; тети моей; бабушки моей) дочери , отошедшей в мир иной, — в награду за то, что я, не связывая себя обетом, дам ради нее пожертвование. В заслугу этого да будет пребывать душа ее в обители вечной жизни вместе с душами Авраама, Ицхака и Яакова, Сары, Ривки, Рахель и Леи, и с душами других праведников и праведниц, обитающих в Ган-Эдене, и скажем: омейн!
Изкор Э-ло-им нишмат ими морати (или же: ишти (за жену); бити (за дочь);ахоти (за сестру); додоти (за тетю); зкенти (за бабушку)) бат шэ-алха лэ-олама баавур шэ-бли нэдэр этэн цдака баада. би-схар зэ тэ-эй нафша црура би-црор а-хаим им нишмат Авраам, Ицхак вэ-Яаков, Сара, Ривка, Рахел вэ-Лэйа вэ-им шэар цадиким вэ-цидканийот шэ-бэ-ган эдэн. вэ-номар амейн!
После этого произносят:
Отец милосердия, обитающий в высотах, по великой милости Своей пусть с состраданием вспомнит Он благочестивых, прямодушных и непорочных — все общины святых, отдавших свои жизни во имя освящения Имени Его. Стремительны, как орлы, и могучи, словно львы, были они, исполняя волю Творца своего, желание своего Создателя. Да вспомнит Б-г наш благосклонно и их, и всех праведников мира и отомстит за пролитую кровь рабов своих. Как записал в Торе Моше, избранник Б-га: «Ликуйте, все колена народа Его! Ибо отомстит Он за кровь рабов Своих, обрушит возмездие на их врагов и утешит землю свою и народ свой». И написано пророками, рабами Твоими: «»И прощу я, но крови (народа моего) не прощу», — сказал Г-сподь, обитающий в Сионе». И в святых Писаниях сказано: «Зачем, чтобы народы говорили: «где же Б-г их?» Пусть станет известно об этом народам, и да увидим мы это своими глазами: отмщение за пролитую кровь рабов твоих». И сказано: «Ибо Он взыскивает за кровь и помнит о ней, не забывает стоны страдальцев». И сказано: «Будет судить Он народы за великое множество убитых ими, покарает правителей могущественных государств, которые гордятся тем, что пьют из реки изобилия, протекающей по их земле».
Ав арахамим шохэн мэромим, бэрахамав аацумим, У йифкод бэрахамим, ахасидим вэайешарим вэатмимим, кэилот акодэш шемасру нафшам аль кдушат Ашем, анээавим вэанэимим бэхайейэм, увэмотам ло нифраду. Миншарим калу, умэарайот гавэру, лаасот рэцон конам вэхэфэц цурам. Йизкэрэм Эло-эйну летова, им шъар цадикэй олам, вэйинком никмат дам авадав гашафух. Какатув бэторат Моше иш Аэлоим: арнину гойим амо, ки дам авадав йиком, вэнакам яшив лецарав, вэхипэр адмато амо. Вэаль йедэй авадэха анэвийм катув леймор: вэникэти дамам ло никэти, Вадонай шохэн бэцийон. Увэхитвэй акодэш нээмар: лама йомру агойим айе Эло-эйэм, йивада багойим леэйнэйну никмат дам авадэха гашафух. Вэомэр: ки дорэш дамим отам захар, ло шахах цаакат анавим. Вэомэр: ядин багойим мале гвийот махац рош аль эрэц раба. Минахаль бадэрэх йиштэ, аль кэн ярим рош.
При чтении молитвы Изкор принято упоминать имя матери покойного, но если оно не известно, упоминается имя отца.
Евреи не кладут цветы или венки на могилу.
Запрещено принимать участие в религиозных и этнических ритуалах других конфессий и народов, однако разрешается участвовать в гражданских обрядах.
Подойдя к могиле, кладут левую руку на могильный камень.
Не принято посещать могилу дважды за одно посещение кладбища.
Принято посещать могилы предков и праведников в месяце элул (месяц перед Рош-hаШана) и в дни между Рош-hаШана и Йом-Кипуром.
Не принято посещать кладбище в те дни, когда не говорят покаянную молитву Таханун, а именно:
- в субботу и праздники;
- в Пурим — 14 и 15 числа месяца адар;
- а также (кроме тех случаев, когда на эти дни выпадает йорцайт):
- в течение всего месяца нисан;
- в Песах шени — четырнадцатого числа месяца ияр
- в Лаг ба-омер;
- в месяц сиван – с новомесячья и до двенадцатого числа;
- девятого числа месяца ав;
- пятнадцатого числа месяца ав;
- с Йом-Кипура до конца месяца тишрей;
- в Хануку;
- в Ту-би-шват — пятнадцатого числа месяца шват;
- в Пурим-катан (14 и 15 числа первого месяца адар в високосном году);
- в рош-ходеш (новомесячье).
Коhаним (потомкам тех, кто служил в храме) запрещено посещать кладбище.
Похоронные традиции евреев
Согласно еврейской традиции, душа является частичкой Божественности, потому со смертью тела ее жизнь не заканчивается. Она попадает в Мир Грядущий, где наслаждается близостью к Всевышнему и сиянием Божественного Присутствия. Эта награда дается за дела в земной жизни, а также за раскаяние и муки очищения, которые душа испытывает после смерти. Спустя некоторое время она может снова вернуться в этот мир, чтобы до конца выполнить свое Божественное предназначение и это — утешение скорбящим.
Последние часы жизни
Любое действие, даже по просьбе умирающего, способное хоть на мгновение приблизить кончину, — запрещено. Выполнить любую просьбу умирающего, если она не противоречит еврейскому Закону (передача тела для медицинских опытов, кремация) обязан каждый человек.
Подготовкой к похоронам и любыми другими вопросами, связанными с неизбежностью смертельного исхода (приобретение гроба, рытье могилы, дележ имущества) не начинают заниматься до момента смерти — полной остановки дыхания.
Обращение с телом покойного
- Тело человека создано по образу Всевышнего, поэтому неуважительное к нему отношение равносильно оскорблению Творца. Тело запрещается вскрывать или кремировать, выставлять на обозрение.
- В комнате, где лежит усопший, нельзя пить, есть и удовлетворять другие потребности, свойственные при жизни людям.
- Без необходимости прикасаться к покойному запрещено.
Подготовка к похоронам
- Тело тщательно моют водой комнатной температуры, начиная с головы, а затем равномерно омывают минимум двадцатью литрами воды.
- Перед омовением подготавливают для умершего простое одеяние белого цвета — тахрихим.
- Следуя ритуалу, на глаза усопшего кладут глиняные черепки или щепотку земли.
- Затем умершего одевают и кладут в гроб. Он должен быть деревянным, а в его днище просверливают отверстие или выбивают одну из досок, чтобы тело не было полностью отделено от земли.
- Тело мужчины покрывают талесом — молитвенным покрывалом, у которого отрезают одну из четырех кистей.
- На тело не кладут абсолютно ничего, а гроб сразу же закрывают.
Время похорон
В иудейские праздники и в субботу похороны не проводят. Кроме этих случаев, крайне нежелательно откладывать их даже на один день, так как задержка приносит душе дополнительные мучения. Исключение может быть сделано лишь в определенных ситуациях, например, чтобы в похоронах мог поучаствовать единственный ребенок покойного.
Тело покойного выносят ногами вперед, а присутствующие медленно следуют за гробом. В некоторых общинах во время похорон делают криа — знак высшего проявления скорби. Он заключается в том, что те, на кого действует закон траура, надрывают на себе одежду. В большинстве случаев криа делают в момент, когда стало известно о смерти. Криа не делают, если скончавшийся выкрест (перешел в иудаизм из другой религии) или самоубийца.
По обычаю все присутствующие на похоронах принимают участие в засыпании могилы. Лопату при этом из рук в руки не передают, а втыкают в землю, чтобы ее мог взять другой человек. После похорон принято делать пожертвование — цдаку. С кладбища уходят сразу же после похорон, не посещая другие могилы.
При выходе родственники умершего проходят между двумя рядами присутствующих, стоящих лицом друг к другу, и выслушивают слова утешения. Уходя с кладбища, бросают через плечо горсть земли или несколько сорванных травинок. Обязательно омывают, но не вытирают руки. С невымытыми руками после посещения кладбища в дом входить запрещается.
После возвращения скорбящим подают «трапезу сочувствия» — круглый хлеб, вареные бобы или чечевицу и крутое яйцо. Во время недельного траура, за исключением праздников и суббот, не пьют вино и не едят мясо.
- Шива. Основной период, который длится семь дней после похорон. В течение этого времени скорбящие полностью погружены в траур и не занимаются никакой деятельностью.
- Шлошим. Дни с седьмого по тридцатый являются для близких родственников покойного вторым периодом траура.
- Год. Третий период соблюдают только в случае смерти матери и отца. На протяжении всего этого времени читают поминальную молитву — Кадиш.
- Йорцайт — годовщина смерти. В этот день отдают дань памяти покойного — учат «Мишне Тора».
Траурные традиции
После наступления смерти, в комнате, где находится усопший, открывают окно. Желательно, чтобы рот и глаза того покойного закрыли близкие ему люди. Рядом с изголовьем ставят свечи. Умершего одного не оставляют. С ним постоянно должен находиться или кто-либо из членов семьи или шомер — любой другой взрослый иудей.
Всю воду, находившуюся в доме в момент смерти в открытой посуде, выливают. Зеркальные поверхности, фотографии и портреты завешивают или снимают со стен. До истечения годичного траура в домах тех, на кого он распространяется, должен гореть нешомэ лихт — масляный светильник или негасимая свеча
Кто обязан соблюдать траур
Евреи соблюдают законы траура только по родственникам — супругу, родителям, детям, брату или сестре. Исключением являются дети — девочки до 12 и мальчики до 13 лет. Они соблюдать траур не обязаны.
Не соблюдают траур по выкрестам, самоубийцам (кроме случаев суицида в состоянии безумия или самопожертвования), а также по младенцам, которые прожили менее месяца.
Законы траура до похорон
Скорбящий — онен — обязан соблюдать все запрещающие заповеди, но освобожден от исполнения предписывающих. Его основной долг — организация достойных похорон. Онену запрещено:
- здороваться;
- мыть тело, бриться, стричь ногти и волосы, пользоваться косметикой;
- принимать участие в застольях, пить вино и есть мясо;
- вступать в интимные отношения;
- заниматься торговлей или ремеслом.
Онен сохраняет свой статус до момента завершения погребения.
Законы траура в период Шива
В течение последующих семи дней после похорон скорбящий называется авель. По возможности, все это время он должен находиться в доме покойного. При этом авель:
- на протяжении Шива не выходит из дома, за исключением праздников и суббот, а также работы, но только через три дня и если от этого зависит его пропитание;
- не приветствует и не прощается с теми, кто пришел его утешать;
- не купается, не бреется и не стрижется, не пользуется косметикой и украшениями;
- не надевает свежевыстиранную (кроме белья) или новую одежду, не носит кожаную обувь;
- не слушает музыку, не развлекается, не вступает в интимные отношения;
- не учит Тору (кроме книги Иова и мест Священного Писания вызывающих скорбь).
Авель может выполнять лишь самую необходимую работу, например — готовить еду, если больше некому это сделать.
На седьмой день посещают могилу покойного, читают молитвы и псалмы, раздают пожертвования. В знак того, что могила посещается, перед уходом с кладбища на нее кладут камешек.
Законы траура периода Шлошим
В это время действуют следующие запреты:
- бритье, стрижка волос и омовение для удовольствия (ванна, сауна);
- прослушивание музыки, посещение празднований и торжеств, увеселительных заведений;
- экскурсии и туристические поездки.
На тридцатый день, как и на седьмой, посещают могилу. На протяжении всего этого времени не садятся в синагоге на свое постоянное место.
Траур в течение года
В течение 12 месяцев особенно строго соблюдают траурные ограничения те, кто скорбит по родителям. В это время:
- не покупают новую одежду, жилплощадь;
- не посещают увеселительные заведения и не участвуют в застольях;
- читают Кадиш на протяжении 11 месяцев со дня похорон для поминовения.
Его следует установить не позднее, чем через год со дня похорон. Наличие памятника расценивается как почтение покойному, но он не должен быть роскошным и на нем запрещено размещать любые изображения покойного.
В еврейской традиции не принято возлагать цветы и венки на могилу. Подойдя к ней, левую руку кладут на могильный камень. Посещают могилы предков в месяце элуле и в дни между Рош ха-Шана и Йом-Киппур.
В те дни, когда не говорят покаянную молитву Таханун, — в праздники и по субботам, в Пурим, в Песах шени, с новомесячья и до 12 числа месяца сивана, на протяжении всего месяца нисана, в Ту-би-шват, в Хануку и некоторые другие, посещать кладбище не принято.
Как проходят похороны у евреев согласно традициям
Для людей, исповедующих иудейскую веру, смерть не трагична, это не более чем естественный процесс. И смерть, и жизнь имеют смысл и являются частью Божественного плана, ибо человеческая жизнь для евреев – это целый мир, который подходит к концу, когда жизнь заканчивается. В этой культуре жизнь высоко ценится. В законах указано, как хоронят евреев, что они должны быть захоронены в земле, а не кремированы.
Как хоронят евреев по их традиции? Иудеи горячо верят, что мертвые воскреснут, и что те, кто прожил жизнь во благо, получат награду. Считается, что покончить с человеческой жизнью – значит покончить с целым миром, а спасти одну жизнь – значит спасти и весь мир. Иудаизм позволяет людям нарушать любые заповеди, если от этого зависит спасение человеческой жизни, за исключением заповедей против убийства, идолопоклонства, прелюбодеяния и кровосмешения. Людям любого вероисповедания будет интересно узнать, как проходят похороны у евреев.
Законы Девятого ава
Есть шесть запретов:
- Не носить кожаную обувь.
- Воздерживаться от еды и питья (если это не ставит под угрозу жизнь) .
- Воздерживаться от мытья или купания (в некоторых случаях допускается только минимальная гигиена).
- Воздерживаться от применения кремов, масел, дезодорантов и косметики.
- Воздерживаться от секса, объятий, поцелуев или любых других форм привязанности к телу.
- Воздерживаться от изучения Торы, поскольку она приносит человеку радость.
День 9-го ава – пост у евреев продолжительностью в один день.
Последние часы жизни по иудейским традициям
Раскаяние перед смертью является очень важным. Если человек чувствует, что его конец близок, он должен произнести видуй, хотя бы про себя. Человека запрещено покидать до самого его момента смерти. Сразу после смерти вокруг усопшего читают Шма Исраэль. Тело должно быть окружено зажженными свечами, одна из которых должна быть во главе, чтобы напомнить, что душа – это свет Господень.
Видуй — молитва, представляющая собой признание грехов и просьбу о прощении.
Как только иудей умирает, его глаза должны быть закрыты. Все умершие евреи имеют право на достойное и равноправное обращение.
Кто и когда должен хоронить умершего
Еврейские похороны имеют первостепенное значение и должны быть совершены как можно скорее, желательно в тот же день. Они могут быть отложены, если ожидается прибытие близких родственников, проживающих вдали, или ритуал будет исполнен в земле Израиля. Шаббат также может стать помехой быстрому захоронению.
Шаббат — седьмой день недели в иудаизме, суббота, в который Тора предписывает евреям воздерживаться от работы.
Когда тело будет готово, его поместят в деревянный гроб.
Почему евреи закрывают зеркала во время траура
Еврейские похороны просты на вид, но сами обычаи очень сложные. У евреев принято покрывать зеркала и декоративные предметы так, чтобы не были видны символы роскоши или тщеславия, не принято класть цветы, так как они являются символами жизни.
Подготовка к проведению похорон
На кладбище тело покойного омывают в знак очищения (тахара). Если покойный мужчина, то только мужчины будут отвечать за этот процесс, а если женщина, то женщины будут осуществлять обмывание. Ни в коем случае тело не будет обращено лицом вниз.
Затем тело помещают в гроб без каких-либо украшений или других предметов, потому что усопшего будут судить по его поступкам и заслугам, а не по его материальному благосостоянию. Тело умершего должно быть полным, без извлечения какого-либо органа. Проходит короткая церемония.
Традиции еврейских похорон
Похороны в законах иудаизма должны быть простыми и длиться всего около 20 минут. После похорон у евреев принято мыть руки.
Положение в гроб
Голова должна оказаться на возвышении. В углу располагают простыню и талит, чтобы покойника можно было сразу завернуть. Цицит дается в каждую руку. Если есть какие-нибудь запачканные кровью вещи, то они кладутся в гроб. Также вместе с покойным погребают все, чтобы было от него отрезано.
Талит — молитвенное облачение в иудаизме (покрывало).
Цицит — в иудаизме сплетённые пучки нитей, которые обязаны носить мужчины с тринадцати лет и одного дня, если носят одежду с углами.
Краха и крия
Когда речь идет о близком родственнике, по еврейской традиции одежда разрывается на части по всей зоне сердца, если умерший является отцом, и на правой стороне груди, если он является близким членом семьи, такое действие называется Крией. Также производится ритуал благословения, умершему закрывают глаза.
Порядок Рош а-Шана
Рош а-Шан – это название текста еврейского закона. В нем говорится о законах еврейского календаря, которые в древние времена основывались на непосредственном наблюдении за рождением луны и подтверждении свидетельств синедрионом. В связи с существованием общин вдали от Иерусалима, было необходимо посылать эмиссаров, чья миссия имела в некоторых случаях приоритет перед субботним днем. Наступление праздника отменяет траур, даже если он только начался.
Хакамат мацейва
Хакамат Мацейва — это установка памятника. Это происходит либо через 30 дней, либо через 12 месяцев. На нём пишут еврейское имя и дату смерти.
Йорцайт
Йорцайт — это день смерти родственника. В этот день свеча должна гореть от рассвета до заката.
Кадиш
Кадиш — Это поминальная молитва. Во время похорон ее произносят в траурном зале. Кадиш Ятом произносятся в дни, когда опускается Таханун. Кадиш читают также в течение 11 месяцев как минимум раз в день. Каждый родственник отдельно читает или заказывает Кадиш.
Тагара
Тагара — это очищение покойника. Усопшего тщательно обмывают водой, расчесывают волосы, стригут ногти. После всех необходимых операций покойника заворачивают в саван. Если человек погиб в результате несчастного случая или был убит, то его не обмывают, чтобы не смыть кровь, которая должна быть похороненной вместе с покойником. Усопшего могут похоронить прямо в окровавленной одежде.
Саван – похоронное одеяние.
Галбаша
Галбаша — это облачение умершего. Саван должен быть белым, не шерстяным, прошитый льняными нитками. На ткани не должно быть никаких украшений вроде пуговиц и кнопок. Одевают человека соблюдая строгий ритуал. Если человек погиб или был убит, то его хоронят в той одежде, в которой он умер.
Левайя
Левайя — это проводы из дома. В этом случае все ритуалы проходят также, как если бы тело подготавливали в морге.
Процедура прощания с покойником
В более традиционных еврейских похоронах цветы не используются, потому что они считаются несерьезным и ненужным украшением, но некоторые семьи могут использовать цветы во время похорон с предварительного разрешения раввина, и только если раввин сочтет это целесообразным.
Что касается музыки на еврейских похоронах, традиционная еврейская религия запрещает использовать какую-либо мелодию во время похоронного ритуала. Однако в последние годы многие еврейские семьи включили музыку в ритуальную службу, чтобы почтить память умершего мелодией, которую семья считает уместной. С раввином, отвечающим за эту церемонию, следует заблаговременно проконсультироваться. Похороны у иудеев не всегда проходят по всем обычаям.
Место на кладбище в Израиле
Чтобы быть похороненным на еврейском кладбище в Израиле, нужно доказать свою национальность. Для всех остальных существуют специальные кладбища. Урны с прахом не дозволены на еврейском месте захоронения. В последние годы на многих еврейских захоронениях Израиля из-за дороговизны земли стали устраивать захоронения в стене. Погребение в Израиле популярно среди граждан России, некоторые из них даже не являются иудеями. Многие пожилые звезды приценивались к участкам (а стоить это удовольствие будет очень дорого). Ходили слухи, что сам Кобзон хотел похоронить себя на святой земле.
Первая трапеза после похорон
После похорон близкий друг готовит первую трапезу для скорбящих родственников. Поминки – важная еврейская традиция, символизирующая преемственность жизни. После ужина можно будет получить соболезнования в связи с произошедшим.
Тридцатидневный траур
Родственники проходят через три периода траура, период Шивы длится 7 дней, скорбящая семья остается дома и еврейская община посещает их, чтобы продемонстрировать свою поддержку и утешение.
День захоронения считается первым днем Шивы. В том случае, если это совпадает с еврейским праздником, именно раввин сможет посоветовать скорбящей семье, что делать в каждой конкретной ситуации. Семья может покинуть дом только в субботу (Шаббат), чтобы попасть в синагогу. В течение этого периода проводятся три службы (утренняя, дневная и вечерняя) для чтения молитвы и, таким образом, утешения семьи.
Атмосфера в доме должна характеризоваться предельным уважением. Разговоры должны быть о покойном. Присутствие членов семьи, друзей и членов общины очень важно для скорбящей семьи, поскольку оно символизирует признательность и внимание. Во время Шивы свеча будет гореть в течение семи дней.
Период Шлошим – это период продолжительностью 30 дней, в течение которого семья возвращается к работе и повседневной деятельности, в течение которого не слушают музыку, не стригутся и не делают макияж и не допускают никакой другой формы празднования. Сейчас многие люди используют черную ленту в качестве символа траура. Когда видно, что человек носит черную ленту, следует выразить соболезнования, даже если о погибшем ничего не известно.
В какие приметы верят евреи
Считается, что душа еврея будет страдать, если рядом будут закопаны люди другой веры. Если еврея нельзя похоронить на правильном кладбище, его стараются закопать как можно дальше или глубже.
В доме умершего опустошаются все емкости с жидкостью. Делается это потому, что ангел смерти омывает в них свой меч, который измазан ядовитый желчью.
Годовщина смерти – день памяти
Наконец, есть период Авелут, который длится 12 месяцев со дня захоронения, в течение которых следует избегать таких занятий, как развлечения или походы в кино, следует ежедневно читать молитву. Годовщина называется Йом а-Зикарон. В этот день читают Кадиш и Тору, зажигают свечу.
Еврейский закон требует приготовления надгробия, чтобы не забыть умершего и не осквернить его. Семья свободно выбирает стиль надгробия, но фото и скульптуры не разрешаются. Многие предпочитают писать имена умерших на иврите. В некоторых общинах принято оставлять надгробие под покровом или устанавливать его после окончания двенадцатимесячного траурного периода.
Еврейские похороны
Еврейский обряд похорон – это особая традиция, в которой сочетаются траур и поминовение, современность и обычаи, уходящие корнями в глубь веков. Евреев хоронят примерно так же, как христиан, но есть особенности, о которых наша статья.
По многим признакам еврейские похороны напоминают традиционные христианские. Первое, что делают члены семьи умершего, это вызов местного раввина или другого священника из местной синагоги. Если семейный раввин отсутствует, любой похоронный дом порекомендует раввина, который сможет провести церемонию. Сами похороны евреи проводят настолько быстро, насколько это возможно – как правило, в течение 24 часов, следуя принципу почитания умерших кхвод хамет.
Впрочем, исключения возможны: если близкие родственники покойного проживают заграницей и не могут вовремя приехать на похороны, либо просто не хватает времени для проведения похорон до Шабата или другого праздника, церемонию разрешается отложить, но только не более на один день. Даже небольшое отступление от этого правила считается неуважением к мертвым.
Согласно Закону о погребении, принятом в Израиле, для похорон используется простой гроб из сосны. Поэтому родственникам нет необходимости выбирать между различными вариантами обивки или оформления гроба, хотя о выборе участка с захоронением на кладбище придется позаботиться.
В каждом еврейском поселении или городском районе существует своеобразное общественное похоронное бюро Хевра Кадиша, в обязанности которого входит подготовка тела к похоронам в строгом соответствии с принятыми в иудаизме канонами. Мужчины готовят мужчин, женщины – женщин. Происходит омовение всех частей тела теплой водой и, хотя в процессе этого умершего могут поворачивать чтобы омыть все органы, его никогда не кладут лицом вниз.
Затем тело одевают в белый саван, называемый тахрихим. Его специально шьют в простом стиле – чтобы исключить неравенство между телами богатых и бедных. Мужчин хоронят в собственной молитвенной шали таллите, с которой срезают часть бахромы – чтобы сделать невозможным ее дальнейшее использование.
Традиционные еврейские похороны проводятся в скромном стиле и длятся очень недолго. В самом их начале у особо близких покойному людей принято символично рвать на себе одежду.
Плач родственников на еврейских похоронах,
на некоторых присутствующих видны траурные черные ленты
Иногда раввин сам рвет одежды родственников, повторяя слова молитвы: Барух атах Хашем Элокейну мелех хаолам, дайан ха’емет – Блажен будь Господь наш, Правитель вселенной и истинный Судья. Остальные повторяют за раввином более короткую версию молитвы: Барух дайан эмет – Блажен будь наш истинный судья.
После похорон все, кто не является близкими родственниками усопшему, становятся в два ряда лицом друг к другу и повторяют традиционные слова соболезнования в то время, как родственники и близкие покидают церемонию похорон, проходя между ними: Хамаком й’нахем этхэм б’тох ш’ар авайлай цион эе ерушалэйм – Да утешит Бог вас среди всех скорбящих Сиона и Иерусалима.
После похорон все приглашенные омывают руки в знак символического очищения.
Вынос гроба с телом в саване — все просто и скромно
После похорон у евреев принят семидневный траур – Шива. Однако в настоящее время некоторые реформисты и просто современное поколение сокращает этот срок до трех и даже одного дня. Траур проводится в отдельном доме – обычно у самого близкого родственника. Согласно древним канонам, все зеркала в доме должны быть занавешены, а скорбящие должны сидеть на особых скамьях – опять-таки, не самым строгим образом соблюдаемые обряды.
Во время траура у евреев принято навещать семью усопшего. Цветы при таких визитах (равно как и на похоронах) неуместны, а вот еду приносить можно, поскольку скорбящие о таких мирских делах, как приготовление пищи, не думают и не заботятся.
Итак, подытожим главные особенности еврейских похорон:
- Узнав о смерти, евреи обычно произносят фразу Барух дайан эмет – Блажен будь наш истинный судья
- С момента смерти и до самых похорон тело тщательно оберегают – рядом с ним всегда находится кто-либо из родственников или близких
- Перед похоронами тело тщательно омывают
- Хоронят евреев в простых гробах из сосновой доски, в качестве одеяния используется скромный саван – тахрихим
- Перед самым началом похорон у близких родственников принято рвать на себе одежду, но в настоящее время этот обычай осовременен – раввин дает им черные ленты, которые необходимо прикрепить на одежду
Как видим, в еврейской / иудейской похоронной церемонии есть свои особенности, однако в общем она не сильно отличается от христианской. Некоторые обычаи (занавешивание зеркал, например) перешли в славянские обычаи без каких-либо религиозных атрибутов, скорее в качестве обычной приметы или предрассудка. Если Вам придется присутствовать на канонических еврейских похоронах, данная статья – мы надеемся – сможет помочь Вам правильно сориентироваться в похоронных обычаях этой страны.
Ранее мы рассказывали о том, как проводятся мусульманские похороны.
С информацией о похоронных бюро и ритуальных агентах предлагаем ознакомиться в разделе Похоронные бюро нашего справочника