Как поминать некрещеных младенцев - Строим Дом
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как поминать некрещеных младенцев

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Архив

«Чин о умерших некрещеными младенцах»: о чем и как молиться?

«Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения» было утверждено на заседании Священного Синода в Екатеринбурге. На вопросы, связанные с появлением нового церковного чина, порталу «Милосердие.ru» ответил заместитель управляющего делами Московской Патриархии, член Синодальной библейско-богословской комиссии архимандрит Савва (Тутунов).

— Правильно ли говорить, что Церковь «разрешила отпевать» некрещеных младенцев? О чем в действительности говорится в чине последования, в чем его смысл?

— Нет, неправильно говорить, что Церковь «разрешила отпевать» некрещенных младенцев. Отпевание — это особое последование, которое содержит тексты, говорящие об усопшем члене Церкви. В текстах отпевания, в частности, содержится молитва к Богу с просьбой принять усопшего в Свое Царство, в том числе потому, что он являлся членом Церкви. Ведь мы знаем слова Спасителя: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».

В последовании, принятом на заседании Священного Синода 14 июля, речь идет, в первую очередь, об утешении родителей умершего младенца. Кроме того, в последовании содержится несколько просьб к Богу относительно посмертной участи умершего младенца.

Это ектенийное (включенное в состав ектении — просительной молитвы. — прим. ред.) прошение: «О еже неосужденно и милостивно прияти Господу усопшаго младенца и даровати ему (ей) жизнь будущаго века, Господу помолимся»; фраза из молитвы по ектении: «А иже от них рожденнаго младенца и не приемшаго Святаго Крещения благости Твоея сподоби»; и упоминание в отпусте: «Христос не приемшаго Святаго Крещения усопшаго младенца благостию Своею в недрех Авраама учинит».

По этому поводу уже возникли трактовки, что, будто бы, речь идет о вхождении в Царство Божие, что противоречит процитированным ранее словам Спасителя. Между тем, в приведенных цитатах из последования говорится о том, что мы просим о некоей благой участи для умершего младенца, не предвосхищая то, какой она может быть.

В частности, если помните, выражение «лоно Авраама» для описания благой посмертной участи употреблено Спасителем в причте о богаче и Лазаре, произнесенной, конечно же, еще до Крестной смерти и Воскресения, то есть до того, как двери Рая были открыты Спасителем.

Другими словами, в последовании подчеркивается, что мы не знаем, какую участь уготовал Бог тем младенцам, которые умерли без Крещения, но просим, чтобы эта участь была благой.

Когда эта тема обсуждалась несколько лет назад в Межсоборном Присутствии, в заключении соответствующей комиссии подчеркивалось, что: «Если для отпевания младенцев, отошедших в мир иной уже крещеными, существует особое чинопоследование, то прочих почивших младенцев, в том числе скончавшихся во чреве матери, в Церкви не отпевают и не поминают за Божественной литургией.

Однако то, что некрещеные младенцы не совершали личных грехов и не имели возможности сделать какой-либо нравственный выбор, отличает их от прочих усопших некрещеных людей».

— Можно ли совершать последование в связи со смертью лишь только новорожденных (до какого возраста?), или всех детей до 7 лет? Есть ли смысл совершать его в случае выкидыша?

— По своему названию и намерению последование относится к тем младенцам, которые умерли во чреве или вскоре после рождения.

— Как теперь действовать родителям, если у них случилось такие горе? Умершего младенца или мертворожденного можно будет принести в храм для совершения последования, священника можно будет позвать на кладбище?

— В отличие от отпевания в данном последовании не прописаны принесение гроба в храм или какие-либо иные подобные действия. Ведь принесение гроба в храм — это, в каком-то роде, последнее посещение храма усопшим прихожанином, то есть крещеным человеком. Гроб в храме ставят так, чтобы умерший был обращен лицом к открытым Царским вратам, что символизирует устремление в Царство Божие.

Принесение в храм гроба с некрещеным человеком, в том числе младенцем, будет не вполне соответствовать этой духовной символике.

Полагаю, что последование могло бы совершаться в храме без принесения гроба в присутствии родителей и иных родственников, либо на кладбище при погребении.

— Кто может просить о совершении такого последования — только родители, другие родственники, кто угодно?

— В первую очередь родители. Но в последовании говорится и об утешении скорбящих сродников. Поэтому обращаться может всякий, нуждающийся в утешении в связи с кончиной младенца.

— Можно ли его совершать, если ребенок был причислен к другой религии, или прошел обряд там, где действенность крещения не признается (у украинских раскольников, в секте)?

— Еще раз обратите внимание на то, что значительная часть последования посвящена утешению родителей и сродников. Если таковые допустили причисление младенца к другой религии, то почему они желают утешения от Православной Церкви? Это какая-то духовная всеядность.

Тут, скорее, следует начать с покаяния и обращения к Православной Церкви. Впрочем, если ситуация обусловлена тем, что родители относятся к разным религиям или конфессиям, она могла бы разрешаться решением архиерея.

Ситуация на Украине носит особый характер и требует авторитетного разъяснения Священноначалия Украинской Православной Церкви.

— Можно ли за умерших некрещеными младенцев ставить свечки за упокой, если можно — зависит ли такая возможность от того, совершался ли этот чин, или нет? Можно ли писать их имена в записках?

— Свеча — это, во-первых, форма жертвы, и, во-вторых, внешнее выражение нашей молитвы. И жертвовать (в храм или нищим) ради усопшего, и молиться о его благой посмертной участи можно и нужно. А вот так называемые записки — это просьба совершить поминовение членов Церкви на проскомидии, то есть в связи с совершением таинства Церкви — Евхаристии. Здесь поминаются только крещеные люди.

— Можно ли обратиться в храм за совершением последования в отношении младенцев, умерших много лет назад?

— Почему бы и нет? Если родители или другие родственники до сих пор нуждаются в молитвенном утешении.

— Можно ли совершать это чин в отношении младенцев, погибших из-за абортов?

— Младенцы, убитые посредством аборта, не отличаются от других «усопших младенцев, не приемших благодати святаго Крещения».

Но не дай Бог кому-либо воспринять принятое Священным Синодом последование в том духе, что, дескать, «сделаю аборт, все равно Церковь помолится».

Тягчайший грех аборта требует, в первую очередь, покаяния со стороны родителей, решившихся на убийство младенца. Не уверен, что здесь будет вполне уместно именно данное последование, значительная часть молитвословий которого направлена на утешение родителей, потерявших младенца по тем или иным не зависящим от них причинам. Здесь, скорее, требуется покаянный чин. Быть может с присовокуплением тех прошений о младенце, о которых я упомянул ранее.

Милосердие.ru/Патриархия.ru

Церковное поминовение

Церковью установлены особые дни поминовения усопших.

«А третины совершаем потому, что в третий день человек изменяется по виду; девятины – потому что на девятый день распадается все телесное здание и сохраняется лишь сердце; сороковины же – потому что и само сердце тогда погибает. Ведь так и рождение происходит: на третий день сердце образуется, на девятый – сгущается зародыш в плоть, на сороковой – в окончательном своем виде как человек запечатлевается». (Синаксарь в субботу мясопустную)

Чтобы правильно помянуть усопшего в памятный день, нужно прийти в храм к началу службы и подать заупокойную записку с его именем. Записки принимаются на проскомидию, на обедню и на панихиду.

Проскомидия — первая часть Божественной литургии. Во время нее из особых хлебцев-просфор священник извлекает маленькие частички, молясь о живых и мертвых. Впоследствии, после Причащения, эти частички будут опущены в Чашу с Кровью Христовой под молитву: «Отмый, Господи, грехи всех зде поминавшихся Кровию Твоею Честною». Это же поминовение в течение 40 дней подряд называется сорокоустом. Такое поминовение является самым значительным из всех церковных молитв о конкретном человеке.

Обедня — простонародное название Божественной Литургии. Записки, поданные «на обедню», поминаются в определенный момент службы перед Святым Престолом.

В каждом храме есть канун — особый подсвечник в виде прямоугольного столика со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Именно сюда ставят свечи с молитвой о упокоении, здесь совершаются панихиды.

Панихида — заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Совершаются панихиды в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти. Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются еще т.н. вселенские или родительские панихиды. Они служатся в особые дни, называемые Родительскими субботами.

В Русской Церкви существует обычай приносить на канун различную снедь. Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар, овощи, фрукты – все то, что не противоречит посту. Можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор. Запрещается приносить в храм мясную пищу. Самым простым и самым распространенным способом жертвы за умершего является покупка свечи.

Эти приношения служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В прежние времена существовал обычай накрывать поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь.

Младенцев обычно поминают вместе с другими усопшими на общих панихидах. Но, при необходимости, священник может отслужить отдельную панихиду о младенцах по особому чину. В день поминовения родители могут обратиться к нему с просьбой об этом. Однако если младенец умер некрещеным, отслужить такую панихиду священник вправе отказать. В этом случае родители могут совершить поминовение в домашней молитве.

Не только в храме можно молиться об усопших. Помимо церковного поминовения, в третий, девятый, сороковой дни и годовщины память усопшего следует почтить чтением дома чина Литии.

Молитва об упокоении души близкого человека должна стать ежедневной. Для этого в молитвенное правило православных христиан включено особое прошение: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена), и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное». Или «Царство Небесное, вечный покой подай Господи младенцу (имя)». Домашняя заупокойная молитва может также включать чтение Евангелия, Псалтири по умершему, канона или акафиста о упокоении его души.

Все вопросы, связанные с церковным поминовением можно обсудить в нашем форуме. (обсуждение возможно после прохождения простой регистрации)

Комментарии (2) / Добавить

Добрый день, Анна!
Хотел бы обратить Ваше внимание на чинопоследование младенческого отпевания. Оно отличается от обычного чина тем, что в нем мы не находим прошений ко Господу о том, чтобы Он простил личные грехи младенцев, потому что понимаем, что чада едва ли могли сознательно совершать грех. Именно поэтому в богослужении юные христиане называются блаженно-почившими. Безусловно, мы верим в то, что Господь детей принимает в свои небесные чертоги.
Зачем тогда просим упокоить и сподобить их вечных благ?
Отвечая на этот недоуменный вопрос можно рассмотреть это вопрошание еще более глубже — а зачем вообще человеку нужно молиться, если Господь и прежде нашего обращения к Нему знает, что нам благопотребно? Молиться нужно потому, что сама душа человеческая начинает изменяться и устремляться к Богу во время нашего диалога с Творцом. Также и в молитве заупокойной, когда мы просим Господа упокоить наших усопших чад, мы укрепляем нашу веру в то, что теперь наши дети живут в вечности, мы с ними расстались только на время. В этой молитве мы выражаем твердую надежду на наше блаженное упокоение с ними тогда, когда Господь призовет Своим Промыслом и нас. Таким образом, подобные прошения есть твердая надежда и выражение веры в то, о чем свидетельствует Церковь.
Если перефразировать эти просьбы к Богу простым языком, то можно интерпретировать их так: «Господи, прими нашего младенца, пусть Он будет с Тобой в селениях праведных, мы верим, что Ты его любишь не меньше, чем мы (родители), верим, что мы Твоей заботой и любовью в вечности будем вместе с нашим чадом. Помоги, Господи, нам всем осуществить это наше общее главное предназначение».
Помощи Божией желаю Вам! Спаси и сохрани Вас Бог!

Нелепо не поминать детей, которые родились в христианских семьях

Протоиерей Алексий Уминский

– Каждый священник хоть раз сталкивался с ситуацией, когда умирали некрещеные младенцы. Но как эта проблема обычно решалась?

Никакого церковного поминовения некрещеных быть не может. Их не отпевают, за них не молятся. Это зафиксировано как абсолютная практика Церкви. Так сложилось исторически, так происходило в течение последних десятилетий, да и в течение многих веков. Это настолько вошло в сознание христиан, в том числе родителей, не успевших крестить детей и потерявших их при каких-то тяжелых обстоятельствах, что у всех, даже у самих родителей, в большинстве случаев не возникало вопроса о церковном поминовении. Закусывали губу, смирялись с этой мыслью, молились дома, пусть боль и оставалась. Все это время проблема поминовения некрещеных детей была совершенно закрыта. Казалось, никакого выхода и решения здесь и быть не может.

Но года три-четыре назад на епархиальном собрании московского духовенства, которое проводил Святейший Патриарх Кирилл, был поднят вопрос о церковном поминовении некрещеных младенцев. Святейший тогда правильно и глубоко отреагировал на поставленную проблему. Он также поручил богослужебной комиссии продумать возможность церковного поминовения умерших детей, по каким-то причинам не принявших крещения.

Меня тогда глубоко тронула и взволновала сама постановка вопроса. Все мы прекрасно понимаем, насколько нелепо не поминать детей, которые не приняли крещения, будучи рожденными в христианских семьях. Тем более, что наша Церковь имеет исторические прецеденты в IV-V веках, когда люди принимали крещение во взрослом возрасте. Достаточно вспомнить, что великие святители Христовы: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанна Златоуст крестились в тридцатилетнем возрасте и позже, хотя все они родились в христианских семьях.

В семье Василия Великого, например, все святые: и его мать преподобная Эмилия Кесарийская, и его братья, даже две сестры канонизированы Церковью. Отец Григория Богослова вообще был епископом, который при этом не крестил своего сына. Григорий Богослов принял крещение сам, разумно, в тридцать лет. Амвросий Медиоланский крестился буквально перед своим рукоположением в епископский сан, будучи сорокалетним мужчиной. Есть воспоминания о том, что он при этом воспитывался в христианской семье и церковной атмосфере.

Можно вспомнить и о его брате Сатире, тоже канонизированном Западной Церковью, который, будучи некрещеным, во время кораблекрушения, понимая, что погибает, привязал к себе Святые Дары как залог своего христианства. Тогда Сатир спасся, но для нас важен не факт спасения в кораблекрушении. А то, что он остается одним из примеров того, как большое число людей из христианских семей, прошедших оглашение, умирали, не успев из-за каких-то обстоятельств принять Крещение. Важно и другое. Очевидно, тогда ни у кого не было сомнений, что люди, родившиеся в христианских семьях, умерли как христиане.

Когда же появилось иное отношение к некрещеным?

Оно появилось много позже, благодаря довольно сильному влиянию богословия блаженного Августина и позднему схоластическому представлению о таинствах, в первую очередь о первородном грехе, сформулированному как раз святым Августином. В течение веков этот вопрос продолжал обсуждаться. И только в Средневековье затих. Как только стали крестить младенцев, вопрос вообще потерял свою актуальность.

Как вы оцениваете решение Синода?

Очевидно, это решение – новая страница в нашем понимании того, что есть христианская семья. Несмотря на то, что чинопоследование короткое, а составлявшие эту молитву действовали с большой и даже избыточной осторожностью. Этот документ сегодня один из важнейших.

Рассуждая о христианской семье, которую мы называем Малой Церковью, что на самом деле мы подразумеваем? Что это вообще значит? А значит это одно: в Малой Церкви совершается жизнь в присутствии Христа, и все члены Малой Церкви являются христианами: и мать, и отец. И если христиане зачинают ребенка, то он, утробный младенец, уже является христианином. Не по своему выбору, а потому как зачинается и рождается в Малой Церкви. Если хотите, это происходит мистически. Главное, он уже не чужой Церкви. Он не чужд Церкви, ведь отец и мать причащаются Святых Христовых Тайн, а младенец развивается во чреве матери, которая причащается. Он – плоть и кровь этой матери, а значит, плоть и кровь нашей Церкви. Он уже христианский младенец, он уже чадо Церкви.

Да, младенец не принял святого крещения. Да, обстоятельства могли сложиться трагически, например, у матери случился выкидыш. И что теперь ей делать? Относиться к своему младенцу как к биоматериалу? Но разве он был биоматериал? Неужели зачатый ею плод не был уже приобщенным к жизни вечной? Что, и души там не было?

Когда мы говорим, что не поминаем некрещеных младенцев, то что это на самом деле значит? Входит, они нам никто? Выходит, они нам не нужны? Выходит, мы готовы их отринуть как членов Церкви? Выходит, Церковь им не мать, а Бог им не Отец? Но если Церковь мать и для этих младенцев, так почему она за них не молится?!

И вот сейчас это проблема решена. Я убежден, за последнее время это одно из наиболее важных церковных решений. Церковь, как мать, позаботилась о своих чадах: о некрещеных младенцах, о родителях, которые нуждаются в церковном утешении, церковном поминовении и соборной молитве.

Со времен Блаженного Августина прошло довольно много веков. Почему именно теперь возник этот чин?

Заметьте, этот вопрос не возник ни в одной другой Церкви, которые развиваются традиционно, которые давно сформировались как абсолютно совершенная и культурологическая система. Но Русская Православная Церковь сегодня заново рождается. Мы – новая Церковь. Мы все христиане снова. Мы не наследники многовековой традиции, хотя бы потому, что не родились в христианских семьях и даже не унаследовали эту традицию. Для нас все мыслится по-новому, по-новому видится, мы по-новому живем внутри этой Церкви. Для нас благоухание Церкви – оно свежее.

Да, мы пытаемся копировать что-то из прошлого. Увы, все чаще копии получаются карикатурными. Да, мы пытаемся нацепить на себя традицию, как чужой костюм, но в нем нам тесно и страшно неудобно. Но когда мы начинаем жить, исходя из того, что мы есть христиане, когда осмысляем свое христианство по-настоящему глубоко, тогда только богословская проблема о поминовении некрещеных младенцев оживает. Мы на нее откликаемся.

И произошло это после века гонений, после того, что мы называем возрождением. Чин поминовения некрещеных младенцев и есть самый настоящий знак Возрождения. Это очень добрый знак. И я лично искренне благодарен Святейшему Патриарху и Синоду за это решение.

В истории нашей Церкви теперь есть прецедент церковной молитвы о некрещеных детях. Будем этому радоваться и утешать родителей тем, что их некрещеные дети не забыты Церковью. Церковь – она мать. Для нее нет чужих детей. И это главное.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Как хоронить человека некрещеного

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Похороны – это процедура закапывания умершего в землю или предание его тела кремированию. Обряд погребения считают одним из самых важных таинств у православных христиан. А как проводить похороны некрещеного человека? Земная жизнь человека уготована ему для того, чтобы подготовиться к вечной при которой ему подобает стать нетленным и бессмертным.

Православные верят в то, что смерть – это всего лишь переход в иной мир и рождение в вечность. Священники говорят о том, что умерших принято называть «усопшими», то есть теми, кто уснул. Основной и главный догмат христианства основан на будущей жизни и всеобщем воскресении людей. По церковным Понтиям после смерти тело человека засыпает, а душа идет на встречу с Господом и на частный суд. Так как христиане верят в воскрешение умершего, то и о достойном погребении стоит хорошо подумать.

Похорон усопшего

Большинство похоронных обрядов имеют схожесть с христианским обрядом Крещения. Священнослужители говорят о том, что именно во время крещения человек возрождается от греховной жизни к богоугодной и святой, а после смерти возрождается для новой, вечной и лучшей жизни с Христом. Описание самого обряда погребения описан еще в Евангелии.

Православный обряд заключается в:

  • омовении тела,
  • облачении его,
  • помещении в гроб.

А что делать и как хоронить некрещеного умершего человека? Бывает такое, что человек самостоятельно отказывается пройти таинство крещения или этому мешают определенные обстоятельства. У каждого из нас есть близкие для нас люди, после смерти которых мы можем неожиданно для нас выяснить, что они были нерешенными.

Соответственно обращение их в веру уже невозможно. Конечно, мы бы желали провести все подобающие обряды для того, чтобы спасти его душу, но тут мы можем столкнуться с определенными церковными и богословскими проблемами.

Погребение некрещеного

К некрещеным относят не только тех, кто по собственному желанию не желал стать частью Царства Божьего. Сюда также относят и младенцев, которые родились и умерли в младенчестве, не успев пройти таинство крещения.

Есть определенные правила похорон некрещеных усопших, которые нарушать не можно. Так например младенцы, через обряд крещения, после водной купели на малыша нисходит Святой Дух. Если такое таинство не произошло, то он никогда не сможет попасть в рай.

Как хоронят некрещеных младенцев

Если ребенок родился преждевременно на сроке до 28 недель, то им занимается медицинское учреждение. Если же ребенок родился после этого срока и умер в родильном доме или сразу после рождения, то его можно забрать и похоронить как обычного человека. Проблема в том, что заниматься этим будут родители.

Так как эти младенцы не прошли таинства крещения, то поминать их не стоит. Православная церковь говорит о том, что такие малыши не прославятся и не будут наказаны праведным Судьей, а соответственно их души будут находится в некоторых промежуточных сферах.

Также как и похороны некрещеного младенца, похороны взрослого, который не был крещенным, ничем не отличаются. Как хоронить некрещеного человека? В церковном уставе сказано, что отпевание и поминание их не проводится. Также запрещено подавать записки за них и упоминать при общей молитве. Но некоторые священники говорят о том, что за них можно молитвы читать умершим дома.

Самое главное – это носить память о них в своей душе и навещать их могилы.

Господь всегда с Вами!

О загробной участи некрещёных младенцев

О загробной участи некрещёных младенцев, не сподобившихся почему-либо св. крещения и мертворожденных, а также о том, какая должна быть за них молитва

(Составлено по учению Свв. Отцев и учителей Православной Церкви)

По верованию Православной Церкви, умершие младенцы православных родителей, не сподобившиеся св. крещения, а равно и мертворожденные, у Человеколюбца Бога не будут забыты. Это верование Церкви можно видеть из того, что она чествует (29 декабря) в лике святых четырнадцать тысяч младенцев за Христа избиенных от Ирода в Вифлееме (Жит. св. м. дек.).

Из св. отцов Церкви св. Григорий Нисский о судьбе младенцев вообще пишет: «Преждевременная кончина младенцев не ведет к мысли, что скончавший так жизнь несчастлив, или что равен он очистившим себя в настоящей жизни всякою добродетелию, потому что Бог, по лучшему Своему промышлению, предотвращает безмерность зол в тех, которые стали бы жить во зле» (ч. 4, стр. 359, изд. 1862 г.).

Св. Григорий Богослов говорит: «Последние (т.е. не сподобившиеся крещения по малолетству) не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены, однако же не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий недостойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий, недостойный чести, достоин уже наказания» (Сл. на св. Крещ., ч. 3, стр. 242-243, изд. 1889 г.). Участь младенцев, умерших некрещеными, ни в каком случае нельзя назвать безнадежною. Св. Апостол Павел говорит о тех детях, у которых отец христианин, а мать некрещеная, что дети эти «святые суть» (1Кор. 7:14). Наши же мертворожденные младенцы имеют и родителей, и предков православных. Кроме того, дети эти в некотором роде уже освятились во время чревоношения их матерями; нося их в своей утробе, матери их каждодневно молились, часто читали или слушали Слово Божие и соединялись со Христом Господом в таинстве св. Причащения. А когда их матерям пришло время разрешиться ими, они с теплою верою прибегали к Божией помощи и, может быть, полагали особенный обет пред Богом, чтобы разрешение их было благополучно. Как же можно думать, чтобы дети, плод от таких родителей, погибли навсегда? Если даже иной из них и умрет еще во утробе матерней; и тут была готовность родителей совершить над ним крещение. А Господу Богу угодны и самые намерения наши, если они святы.— Еще слышим в Евангелии слова Самого Христа Спасителя: «В дому Отца Моего обители многи суть» (Ин. 14:2). Ужели в этих обителях не будет места для тех младенцев, которых родители были христиане, которых только не было возможности просветить св. крещением или которые, получив уже имена христианские, скончались перед самой купелию? Святая Церковь выражает прямое верование в помилование этих младенцев: «ведати подобает» (говорит она в Богослужебных книгах), «яко младенцы и непросвещеннии (т.е. некрещеные) ниже в геенну пойдут» (Синакс. в мясоп. субб.). Св. Григорий Богослов говорит: “Иные даже не имеют возможности и принять дара (благодати крещения) или, может быть, по малолетству, или по какому-нибудь, совершенно не зависящему от них, стечению обстоятельств” (Душеп. Соб. 1905., № 2, стр. 52-53).

Св. Ефрем Сирин пишет: «Кто умер во чреве матери и вступил в жизнь, того (Судия) сделает совершеннолетним в то же мгновение, в которое возвратит жизнь мертвецам. Младенец, котораго матерь умерла вместе с ним во время чревоношения, при воскресении предстанет совершенным мужем и узнает матерь свою, а она узнает детище свое. Невидавшие здесь друг друга увидятся там, и матерь узнает, что это ея сын, и сын узнает, что это его матерь… Равными воскресит Творец сынов Адамовых; как сотворил их равными, так равными же пробудит и от смерти. В воскресении нет ни больших, ни малых. И преждевременно родившийся возстанет таким же, как и совершеннолетний. Только по делам и образу жизни будут там высокие и славные; и одни уподобятся свету, другие — тьме». (Ч. 4, стр. 105, изд. 1900).

О возможности совершать над мертвыми младенцами крещение, нарекать им имена и поминать некрещеных за литургией не может быть и речи, ибо Господь заповедал Апостолам крестить живых людей, а не мертвых (Мк. 16:16), ибо как может бездыханный труп слышать проповедь и уверовать в Того, о Котором бы ему возвещали? Св. Церковь положила 26-м правилом Карфагенскаго собора скончавшихся ни крестить, ни подавать им Божественных Таин; а в толковании на сие правило сказано: «Пресвитерское бо неразумие (если бы таковое было допущено) не поможет скончавшемуся, по смерти бо крещен быв от него, несть крещен». Правило это помещено в книге «Кормчей», где находятся правила св. Апостолов и святых Вселенских и девяти поместных соборов. Остается только молитвенно воздыхать о таких младенцах к Богу в своих домашних молитвах. Для таковой цели можно порекомендовать молитву, находящуюся в синодике бывшего Новгородскаго и Петербургскаго митрополита Григория. Содержание её следующее: «Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших раб Твоих — младенцев, кои во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, и потому не приняли святого Таинства Крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченною Твоею благодатию» (Душеп. Соб., стр. 54).

На вопрос: «как молиться о мертворожденных и вообще не сподобившихся св. крещения младенцах?» — Стефан Фаворский, архиепископ Вифлеемской обители, дает такой ответ: «Получившие св. крещение будут радоваться и блаженствовать на небеси вовеки, хотя бы кончину получили и нечаянную, равно не следует отвергать и тех младенцев, которые родились мертвыми и не успели быть окрещены; они не виноваты, что не получили св. крещения, а у Отца Небеснаго обители многи суть, в числе коих есть, конечно, и такие, в которых таковые младенцы будут покоиться за веру и благочестие верных родителей своих, хотя сами, по неисповедимым судьбам Божиим, и не получили св. крещения; так думать не противно религии, о чем свидетельствуют и св. отцы в Синаксаре в субботу мясопустную. Молиться за них могут родители с верою в милосердие Божие; каждая мать, плачущая о таковых своих чадах, без сомнения, может вопиять к Человеколюбцу Господу следующими словами: «Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего. Господи, не лиши их света Божественнаго!» (Из Палест. листка Вифлеем. обители).

Наконец, не должно же забывать и о том, что вина мертворождения может падать и на самих матерей-родильниц, не говоря уже о тех злодейках-матерях, которыя сознательно стараются уничтожить плод (большею частию незаконный) и даже в последних периодах чревоношения. Вечная огненная геенна — вот достойное возмездие правосудия Божия, ожидающее нераскаянных за эти злодеяния» (Душеп. Соб. стр. 54).

Св. Ефрем Сирин пишет: «Горе… любодейце, которая извела зачатый ею во чреве плод, чтобы не видел он здешняго мира; не даст Бог увидеть и ей новый век. Как она не дозволила ему насладиться жизнию и светом в этом веке, так и Он лишит ее жизни и света в оном веке. Поелику решилась она извергнуть плод свой из чрева преждевременно, чтобы скрыть его во мраке земли; то и она, как мертвый плод чрева, извергнута будет во тьму кромешную. Таково воздаяние любодеям и любодеицам, которые посягают на жизнь детей своих: Судия накажет их вечною смертию и низринет в бездну мучения, полную зловоннаго тления» (Помн. послед. твоя, изд. 1903, стр. 37).

Впадшие в такое тяжкое прегрешение должны поспешить принести покаяние, пока есть возможность; ибо «нет греха, побеждающаго Божие милосердие для обращающихся к Нему с верою” (Жит. пр. Марии Египетской).

Но бывают и другие обстоятельства мертворождения, вину коих нельзя не приписать матерям-родильницам: одна подняла тяжелый мешок хлеба на воз, а другая безмерно работала на уборке хлеба, — и разрешились преждевременно младенцами. Эта напилась пьяной и оступилась, и — родила мертваго младенца. У той последовал выкидыш вследствие душевных потрясений, происходящих… от безумной и, быть может, неосновательной ревности к мужу. Бывают и случаи явной кары Божией за ропот на многочадие и за проклятие плода, находящагося еще во утробе. Увы! и такия безумныя матери есть на свете. Вот почему мать-родильница после рождения мертваго младенца должна основательно подумать — не была ли она как-нибудь прямо или косвенно причиною мертворождения, и если — по безстрастном обсуждении этого вопроса, — окажется что-либо у нея на совести, то она должна поспешить к своему отцу духовному, исповедать ему свой грех, попросить совета для заглаждения сего греха и затем загладить свой грех добрыми делами, из коих обыкновенно рекомендуется: 1) милостыня бедным людям, у коих много детей, особенно в такие дни, как Пасха, Рождество Христово и престольный праздник; 2) путешествие ко св. местам (наприм. в Киеве к мощам св. угодников и св. младенца, убиеннаго от Ирода за Христа, и почивающаго в дальних пещерах Лавры); 3) усиленная домашняя молитва, сопровождаемая известным количеством поклонов, и добровольно налагаемый пост (напр., по понедельникам; о нем сказано в требнике, в чине исповеди), и 4) совершение в приходском храме литургии об оставлении грехов (Душ. Соб., стр.54—55). См. подроб. в кн. “Наставл. и утеш. болящ.» свящ. ВА. Черкесова.

Итак, по разсуждению св. отцов и учителей Церкви, христианские некрещеные и мертворожденные младенцы не будут терпеть наказания в будущей жизни, потому что родители уже освятили их принятием Св. Таин, молитвами, верою и добрыми делами.

Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1993 г.

Как молиться за упокой некрещеного младенца

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Церковное поминовение некрещеных невозможно. В домашних молитвах Вы можете молиться святому мученику Уару. Ставить на могиле некрещеного младенца крест или его изображение на памятнике бессмысленно, поскольку крест есть символ принадлежности человек к Церкви.
Очень жаль, что врачи не посоветовали Вам пригласить священника в первый же день после родов. В большинстве случаев это возможно, иногда врачи сами совершают крещение над больными младенцами.
Единого общецерковного мнения о судьбе некрещеных младенцев не существует. Мы не знаем этого определенно, поскольку это не имеет решающего значения для спасения наших душ. Ведущие богословы считают, что некрещеные младенцы не могут находиться в раю, но и не испытывают мучений. Их состояние до некоторой степени можно уподобить состоянию праведников Ветхого Завета до прихода Спасителя.

о младенцах, умерших некрещенными

Участь младенцев, умерших некрещеными, ни в коем случае не может быть названа безнадежной. В наших церковно-богослужебных книгах выражается прямое верование в помилование младенцев, умерших некрещеными. Молиться за них могут родители, с верою на милосердие Божие. Разумеется, не может быть и речи о поминовении некрещеных младенцев за литургией. Но каждый христианин из любви к Богу и ближнему может воздыхать о таковых младенцах в своих домашних молитвах.

Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей. За веру и слезы мои, ради милосердия Твоего, Господи, не лиши их света Твоего Божественного!

Помяни, Человеколюбче Господи, души oтшeдшиx раб Твоих младенцев, кои во утробе православных матерей умерли нечаянно от неведомых действий или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, и потому не приняли святого таинства Крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченной Твоею благостию.

МОЛИТВА МУЧЕНИКУ УАРУ об умерших некрещеными

О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси и о Нём усердно пострадал еси. И ныне Церковь почитает тя, яко прославляемого от Владыки Христа славою небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения. И ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако вспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещёными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвали Премилостиваго творца во веки веков. Аминь.

Молитвы за умерших некрещёных и за самоубийц

В основу молитвы за некрещеных положен случай, происшедший в Оптиной пустыни. Однажды к Оптинскому старцу Леониду (в схиме Льву, скончавшемуся в 1841 году), обратился ученик в неутешном горе о погибшем отце-самоубийце, с вопросом, можно ли молиться за него и как. На что старец ответил: Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так:
Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя.
Этой молитвой можно дома молиться о родственниках, самовольно лишивших себя жизни, но учитывая определенную духовную опасность, описанную ранее, для совершения домашней молитвы нужно обязательно взять благословение у священника.
Из святоотеческого наследия известны случаи, когда по усиленной молитве близких облегчалась участь душ самоубийц, но чтобы добиться этого, нужно совершить молитвенный подвиг.
По примеру этой молитвы можно молиться и за некрещеных (отошедших в жизнь вечную непросвященными верою Православной), а также крещенных, но отступивших от веры (отошедших в жизнь вечную в отступлении от Святой Православной Церкви). В этом наставлении для каждого христианина, находящегося в подобном положении, есть много утешительного, успокаивающего душу в предании себя и покойного воле Божией, всегда благой и премудрой. А то, что некрещеные могут получать некоторое облегчение по молитвам, известно из разговора преподобного Макария Египетского с черепом языческого жреца. Преподобный очень много молился об усопших и поэтому желал знать действие своих молитв. Когда ты молишься за мертвых, отвечал череп, — то мы чувствуем некое утешение. Этот случай вселяет в нас надежду, что наши молитвы о несчастных, умерших некрещеными, принесут и им некое утешение. Не стоит забывать и о таком действенном средстве для облегчения участи умерших, как милостыня, которая в данных случаях приобретает особенное значение. Великий грех не принять Спасителя и отвергнуть веру Православную, но милостивый Господь позволил одному из Своих святых ходатайствовать перед Ним за души усопших не православных. Святой этот — мученик Уар, принявший смерть за Христа в 307 году. Однажды в видении блаженной Клеопатре святой сообщил ей, что за ее благодеяния он умолил Бога отпустить грехи всем ее умершим родственникам-язычникам. С тех пор православные христиане обращаются с молитвой к мученику Уару о ходатайстве перед Господом за их родных и близких, умерших не крещенными в веру Православную.

Канон святому мученику Уару емуже дана бысть благодать умолити за умершия Клеопатрины прародители, не сподобльшияся прияти Святаго Крещения
http://www.club-vozrojdenie.ru/publ/54-1-0-1207

Ныне ситуация кардинально изменилась, и осторожность сейчас даже вредна. Современная женщина, далёкая от Церкви, не боится смерти своих детей, если речь идёт об абортах, и её мало волнует, что они не были крещены. Значит, её надо не утешать, а обличать. Если в древности, из-за слабого развития медицины, выкидыши были делом достаточно обычным, а убийство детей во чреве редким — то в наше время наоборот, последние бывают гораздо реже, ибо медицина усовершенствовалась, а вот аборт стал делом заурядным. Поэтому нам, священникам, необходимо обличать современную женщину тем, что её убитые во чреве дети не только тут пострадали, но и там душой пойдут во ад. Тогда, может быть, некоторые из этих женщин принесут достойный плод покаяния в виде своих молитв за несчастных деток.

Итак, согласно словам Спасителя (Лк.16.19-31), в аду есть место, где нет мучений, хотя нет и райской радости. Если мы припомним свидетельства свт. Григория Богослова и Постной Триоди о том, что некрещёные младенцы по смерти не будут испытывать адских мучений, хотя и не вкусят райской радости, то увидим, что они в точности соответствуют описанию этого места ада — лону Авраамову. Да, эти младенцы не совершили грехов, но не стяжали и никаких добродетелей. Поэтому справедливо не наказывать их, но не сподобить и райской радости. Такому состоянию души в аду соответствует лоно Авраамово.
Но какое же утешение могут иметь души некрещеных младенцев в таком месте? — Как для Лазаря общение со своими праотцами было утешением, так и для этих детей утешением служит уже одно общение с родителями через молитву. И как для Лазаря утешением было то, что он через такое общение утверждался в обетовании о своём будущем спасении, так и для этих детей. Молитвы и добрые дела родителей могут вывести души их детей из ада в рай.

Всё вышесказанное относится лишь к детям, умершим без крещения из-за несчастного случая, за которых молятся их христианские родители. Если же младенец абортирован, участь его будет другой. Он не будет иметь в аду утешения в виде молитвы родителей. Наоборот, он будет страдать от того, что убит ими и навсегда забыт. Мне приходилось слышать, что опытные старцы видели духовное состояние такого младенца в чувственном образе: представьте себе страшную ледяную пустыню, насквозь пронизываемую ужасающе холодным ветром, в ней — совершенно голенький, посиневший и дрожащий от холода, всеми забытый младенец…
Родителям необходимо осознание страшного греха убийства собственных детей, раскаяние и церковное покаяние в нём и обязательная епитимия, состоящая в необходимости до самой смерти молиться за убитых младенцев, творить за них добрые дела. Старцы говорили, что молитва родителей, особенно матери, согревает деток в той ледяной пустыне. Сама пустыня начинает таять, и, возможно, несчастные младенцы в силу нравственных усилий родителей могут перейти в место, где нет мучений. В чём им и нам да поможет Господь.

Участь младенцев, умерших некрещеными, ни в коем случае не может быть названа безнадежной. В наших церковно-богослужебных книгах выражается прямое верование в помилование младенцев, умерших некрещеными. Молиться за них могут родители, с верою на милосердие Божие. Разумеется, не может быть и речи о поминовении некрещеных младенцев за литургией. Но каждый христианин из любви к Богу и ближнему может воздыхать о таковых младенцах в своих домашних молитвах.

Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей. За веру и слезы мои, ради милосердия Твоего, Господи, не лиши их света Твоего Божественного!

Помяни, Человеколюбче Господи, души oтшeдшиx раб Твоих младенцев, кои во утробе православных матерей умерли нечаянно от неведомых действий или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, и потому не приняли святого таинства Крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченной Твоею благостию.

МОЛИТВА МУЧЕНИКУ УАРУ об умерших некрещеными

О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси и о Нём усердно пострадал еси. И ныне Церковь почитает тя, яко прославляемого от Владыки Христа славою небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения. И ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако вспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещёными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвали Премилостиваго творца во веки веков. Аминь.

Молитвы за умерших некрещёных и за самоубийц

Великий грех не принять Спасителя и отвергнуть веру Православную, но милостивый Господь позволил одному из Своих святых ходатайствовать перед Ним за души усопших не православных. Святой этот — мученик Уар, принявший смерть за Христа в 307 году. Однажды в видении блаженной Клеопатре святой сообщил ей, что за ее благодеяния он умолил Бога отпустить грехи всем ее умершим родственникам-язычникам. С тех пор православные христиане обращаются с молитвой к мученику Уару о ходатайстве перед Господом за их родных и близких, умерших не крещенными в веру Православную.

Канон святому мученику Уару емуже дана бысть благодать умолити за умершия Клеопатрины прародители, не сподобльшияся прияти Святаго Крещения
Канон

Об участи младенцев, умерших некрещёными
Источник

Читать еще:  День особого поминовения усопших
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector