0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как подавать поминальные записки в церкви

Образец записок о здравии и упокоении для подачи в церковь

Записки в храмах пишут многие верующие. Когда мы заходим в церковь, то, как правило, видим, что у церковной лавки люди что-то помечают на листочках. Каков же он — образец записок о здравии и упокоении? Что в них нужно указывать? В статье мы поясним, что они собой представляют, как правильно их написать, и как лучше подать список в церкви.

Записки в церкви

Все знают и понимают, что в храме верующие молятся. Подавая записку, вы будете уверены, что о перечисленных в ней будет молиться священник. Конечно же, молитва в храме – доме Божьем — из уст священнослужителя будет намного сильнее, чем ваше домашнее воззвание к господу. Причем возноситься молитва будет во время прохождения службы, а это придаст ей еще большую силу.

Подаются верующими записочки (поминовения, по-церковному) там, где продают свечи в свечной ящик. Образец записок о здравии и упокоении можно спросить там же у служителей. На ней обязательно должен быть изображен святой крест, а содержать она может не более десятка имен. Если же нужно упомянуть больше, напишите несколько листков.

Теперь выясним, когда подаются записки-поминовения:

  • Совершать это лучше при каждом посещении храма. Можно делать это и специально, по каким-либо случаям.
  • В Дни рождения и крещения вашего ребенка обязательно подавайте записки за здравие.
  • При болезнях близких, при госпитализации или подготовке к операции.
  • Если близкий человек впал в грех: воровство, пьянство, блуд и прочее.

За кого молится церковь?

Православная церковь возносит свои молитвы обо всех своих грешных детях, даже тех, кто жил в страшном грехе – пьянстве, прелюбодеянии, наркомании. За ныне живущих некрещеных совершаются отдельные молебны (к примеру, мученику Уару), но на проскомидию за них прошения не подаются. Да и вообще, образец записок о здравии на проскомидию не нужен, так как это, как правило, готовый бланк, в который вносятся только имена крещенных.

Не подаются в церкви записки и об усопших, которые были некрещеными. Это есть насилие над душой, человек сам выбрал свой путь жить вне Христа. Не подаются записки и о тех младенцах, которых не успели окрестить до смерти. Молиться о таких детях можно перед иконами, и упоминать их имена про себя в молитве. Это не означает, что в том мире им будет хуже. Дети – ангелы, они не обременены грехами, и им, безусловно, уготовано местечко в раю.

Как правильно подать записку о здравии: образец

Само понятие «о здравии» включает в себя не только физическое состояние (здоровье), но и духовное, а также материальное благополучие. Ну а если мы помолимся о здравии человека – недруга своего, — это не означает, что он и дальше прибудет в том же состоянии. Мы просим Господа, чтобы он переменил его в лучшую сторону, чтобы тот жил в гармонии с верой, с Богом, окружающими. В записку о здравии вписываются имена всех, кому желаем мы полного здравия, благоденствия и спасения. Ниже мы опишем, как пишутся записки о здравии, (образец представлен на изображении).

Зайдя в храм, попросите в церковной лавке лист для записки. Где-то уже есть готовые бланки с пустыми полями для заполнения. В некоторых храмах прихожанин сам полностью заполняет лист. Чтобы точно знать, как правильно писать записки о здравии, образец можно спросить у церковных служителей:

  • По центру, в самом верху, нужно изобразить восьмиконечный православный крест (три перекладины). После этого пишите заголовок «О здравии».
  • Ниже вписываются имена только в родительном падеже. О здравии кого?
  • Если на данный период человек болеет, можно написать, например: «болящего Иоанна».
  • До 7 лет дети упоминаются как младенцы. В этом возрасте они безгрешны и причащаются, не исповедуясь.
  • Имена вписываются те, которые даны при крещении. Например: Георгий (а не Юрий), Сергий (а не Сергей), Стефан (а не Степан), Ангелина (а не Алина).
  • В записках не нужно указывать степень родства, фамилию, должность и звание (кроме церковных).
  • Можно подписывать в записках о здравии: болящего — о больных, воина – о военных, закл. – о заключенном, путеш. – о путешественниках, непразд. – о беременной. Младенец (мл.) – до 7 лет, отрок (отр.) — до 14 лет.
  • О здравии священнослужителя всегда подается записка с указанием его сана: иерея, игумена, диакона, монаха, архимандрита и другие.

Записки о здравии

Записка в церковь о здравии (образец на картинке) может быть нескольких видов:

  • Простая. Имена из нее упоминаются в молитве священником во время богослужения.
  • Заказная. Сверху надо пометить «заказная». Имена эти повторно упоминаются священником перед Престолом.
  • На проскомидию. За этих людей сильнейшая молитва произносится на самой главной службе – Литургии.
  • Молебен. Сверху подпишите, например, «молебен Николаю Чудотворцу за воина…».

Как заказать сорокоуст — сорокадневное поминовение или о здравии, или об упокоении? Читается оно во время Литургии. Из просфоры вынимается частичка за того, о ком просят помолиться, в конце службы все эти частички священник с молитвой опускает в Святую Чашу, где Тело и Кровь Христовы. Это священнодействие дает упомянутым людям благодать святого Духа. Заказываются сорокоусты не только об упокоении, но и о здравии тяжелобольных людей.

Полугодовое, годовое поминовение (молитва) читается весь заказанный период. Бывает оно «с частицей», когда ежедневно вынимают частичку из просфоры, или «без» — в этих случаях имя вносится в поминальный синодик. Братия монастыря или храма в течение всего указанного времени упоминают имена в богослужениях.

А при вечном поминовении молятся за указанных людей на протяжении всего времени, пока существует храм или монастырь.

Записки о упокоении

Образцы записок о здравии и упокоении (православные) схожи между собой, отличаются лишь названиями. В записке об упокоении записываются имена усопших – всех тех, кто нам дорог, за кого мы молимся (сродники, близкие, знакомые, учителя, благодетели).

Как превозносим мы молитвы о живых, также нужно молиться за умерших. Не только за своих ближних, но и за весь род, кто делал добро нам в этой жизни, помог и научил.

Православные веруют, что усопшие сродники, даже те, кого мы не знаем, молятся о своих потомках. Общение и единство с умершими наиболее остро ощущается во время горячей молитвы о них. Она сильно воздействует на душу молящегося, производит глубокое впечатление тесного общения с теми, за кого возносятся молитвенные слова.

В записке об упокоении можно пометить следующее:

  • «новопреставленный» — если не прошло 40 дней после смерти;
  • «убиенный» — если человек стал жертвой.

После перечисления определенных имен пишется: «с почившими сродниками», что означает упоминание всех других умерших родственников.

Виды записок об упокоении

Записки о здравии и о упокоении, образец которых схож между собой, все же имеют различия. Усопшие не всегда могут обрести полный покой после физической смерти. Душа может страдать о не выполненном, о нераскаянных грехах, угрызениями совести. Задача живых – молиться об усопших, просить у Бога для них покоя и облегчения. Для этого подают:

  • простую записку – имена упоминаются священником во время богослужения;
  • сорокоуст — упоминание в течение сорока дней во время литургии;
  • постовую записку пишется в дни Великого Поста. Время особой молитвы и поминовения усопших. Священник читает за них на протяжении всего Поста;
  • записку-панихиду — свершаются панихиды на 3, 9, 40 день после смерти, а также в день рождения, смерти, именин усопшего. На заказанной панихиде лучше присутствовать самому и помолиться вместе со священником, так молитва стане вдвойне сильнее.

После того как все записки прочтены, их сжигают в специальном месте.

За кого нельзя подавать записки

Подавать записки нельзя за самоубийц. Они отказались от главного божьего дара – жизни, а это самый страшный грех. За таких людей церковь, к сожалению, не молится и не отпевает их.

Что толкает человека на подобный поступок? Отчаянье и уныние, когда теряется смысл жизни и вера, а это глубочайший грех. В уныние впадают неверующие люди, кто не признает чудотворные силы и надеется только на себя. По сути человек в этом случае противопоставляет свою ничтожную сущность самому Господу, который сотворил весь мир. Только в руках Божьих жизнь человека, и совершив самоубийство, он обрекает себя на вечные муки вне смирения и раскаянья.

Имена

Обратите внимание, как написана записка о здравии (образец). Имена там написаны в родительном падеже и только церковные. Очень важно правильно указать их правильно. Это должны быть лишь те имена, которые давались при крещении. Чаще всего они совпадают с называемыми нами в повседневной жизни – Ирина, Ольга, Василий, Александр. Но есть и те, которые стали звучать немного по-другому: Стефан (Степан), Георгий (Юрий), Сергий (Сергей), Ангелина (Алина), Апполинария (Полина), Иоанна (Яна).

А некоторые вообще нельзя встретить в православном календаре. В этих случаях человек при крещении получает созвучное имя. Так Руслана могут окрестить как Романа, а Арину как Ирину. Перед тем как подавать записки о здравии, лучше осведомиться у своих родственников – как в точности их зовут по православному календарю.

В чем преимущество молитв в церкви

Церковная молитва имеет большую благодатную силу, чем домашняя. Сама по себе молитва – это животворящее слово. А там, где она возносится двумя и более людьми, то обретает особую силу. Именно поэтому очень важно подавать на церковную службу записки.

В храме собираются верующие – единые по духу. Храм – Божий дом, там священник приносит Бескровную Святейшую жертву. В ветхозаветные времена в жертву приносили животных. В Новом Завете этого не существует, так как сам Христос принес себя в жертву за наши грехи и всего мира. Свою Пречистую Плоть и Кровь принес он в жертву, чем установил на Тайной Вечере поминать о нем хлебом и вином (аналог Плоти и Крови его). Это и совершается в храмах при каждой литургии. Молитва в церкви еще сильнее и потому, что свершает ее священник, который специально поставлен для того, чтобы производить священнодействия и возносить за нас молитвы.

Читать еще:  Дмитриевская родительская суббота картинки анимация

Помянник

Образец записок о здравии, предоставленный в нашей статье, поможет вам правильно заполнить бланк. Чьи имена в нем упоминать, решать только вам. Во многих семьях, где чтут свои корни, ведется специальная книжечка – помянник. В ней записаны имена всех живых, а также умерших сродников. Во время богослужения такие книжечки подаются для поминовения.

Помянник – запись всех живших в этом мире предков, которых необходимо почитать и помнить. К книге этой нужно относиться с уважением, чистоплотностью и хранить ее у домашних икон. Назвать ее можно богослужебной книгой, ведь на ней изображен Святой крест, ее вносят перед прочтением в алтарь, читают перед святым Престолом.

Статья «Как правильно писать записки о здравии и упокоении в храме»

Записки в храме. Как правильно подавать и писать?

Записки в храме пишут всегда и многие. Когда вы заходите в храм, то видите людей, пишущих записки. Что же такое «записка в церкви» и зачем она нужна?! Перечень и пояснение видов записок в церкви. Что такое простая записка, заказная записка, сорокоуст, поминовение. Как правильно писать записку в церкви?! Какую записку в церкви лучше подать.

Вы знаете и понимание, что в храме молятся. Так вот, подавая записку, за людей, указанных в записке, будет молиться в храме священнослужитель. Сами подумайте, чья молитва «сильнее» — ваша или батюшки в храме. Притом священник делать это будет во время службы, когда сила молитвы считается ещё сильнее. Записки или, говоря по-церковному, поминовения, подаются верующими в свечной ящик (там где свечки продают). На записках обязательно изображают святой крест. Записка обычно должна содержать не более десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких, то подайте несколько записок.

Когда лучше подавать (написать) записку в церковь?!

Вообще, записку лучше писать при каждом посещении храма. Но можно писать и по случаям…:
— Обязательно надо подавать записку в дни рождения и крещения вашего ребенка.
— При болезни, госпитализации, операции, подготовке к родам
— При случае, если люди впали в грех: пьянство, воровство, блуд и так далее

За кого можно подавать записки в церкви, а за кого нельзя?!
нельзя подавать записки о здравии за не крещенных. Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка? Нет, так как ребенок ещё не крещен, лучше подать записку о здравии крещеной будущей мамы.
нельзя подавать записки за упокой за не крещенных, самоубийц (если нет специального разрешения)
нельзя подавать записки за тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться не нужно, они сами уже молятся о нас.

Как правильно оформить и написать имена в записке в храме?!

— Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»): Александра, Петра, Екатерину… Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия) и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли). Опытные прихожане указывают имена людей, данные им при крещении.
— в записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы (кроме церковных), степени родства.
— можно использовать следующие слова перед именами за здравие: воина (военный) болящего (болящ.), путешествующего (путеш.); заключенного (закл.), беременной (не праздной) (не празд.). До 7 лет ребенок – младенец, с 7 до 14 лет – отрок (напр «мл. Сергия» или «отр. Евгения»).
— если подаём записку о здравии священника, всегда пишем сан: диакона, иеродиакона, иерея, протоиерея, иеромонаха, игумена, архимандрита, инока или монаха.
— можно использовать перед именами за упокой: «убиенный», «новопреставленный» (не прошло 40 дней со дня смерти)

Сначала пишут записки о здравии. Записки в церкви за здравие бывают:
+ простая записка о здравии. Священник упоминает имена из записок при молитве во время Богослужения.
+ заказная записка о здравии. (Сверху записки надо написать «заказная») Священнослужитель повторно упоминает людей в молитве перед престолом.

+ записка на проскомидию. За людей будут молиться во время самой главной (сильной с молитвенной точки зрения) службы – литургии.
+ молебен. (Сверху записки пишем «молебен Луке Крымскому о здравии») Священнослужитель в храме совершит молитву за людей из записки определенному святому, которого вы укажете. Например совершит молебен Николаю Чудотворцу за путешествующих или Пантелеймону либо Луке Крымскому за болящих.
+ записка на Проскомидию. Молиться за людей будут во время Литургии.
+ Что такое сорокоуст и как его заказать? Сорокоуст – это сорокадневное поминовение о здравии (или об упокоении) во время Литургии с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв, то есть священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Совершением этого священнодействия душам поминаемых по запискам людей подается благодать Святого Духа. Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.
+ Что такое годовое, полугодовое поминовение? Поминовение (молитва) за людей в течении полугода либо года. Оно бывает «с частицей» (когда каждый день в течение всего срока на проскомидии вынимается частица из просфоры) или «без частицы» (в этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма или монастыря в течение указанного срока за каждым богослужением молятся об этих людях).+ Что такое вечное поминовение? Это поминовение в течение всего времени, пока существует монастырь.

Записки в храме об упокоении.

Физическая смерть человека еще не означает полного покоя для усопшего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение.
+ простая записка об упокоении. Священник упоминает имена из записок при молитве во время Богослужения.
+ Сорокоуст – это сорокадневное поминовение об упокоении души во время Литургии (кто не читал сначала напоминаю, что сорокоуст бывает и о здравии).



+ Что такое Постовая записка. Записка в Дни Великого Поста (на Великий пост) — это время особой молитвы и время особого поминовения усопших. Особой формой молитвы за усопших является Постовая записка. Такие записки священники читают на протяжении всего поста до Среды Страстной Седмицы.
+ что такое записка панихида? Панихиды принято совершать на третий, девятый и сороковой день после смерти, в дни рождения усопшего, дни именин, смерти и так далее. Если вы заказали панихиду, вам желательно самим присутствовать во время их служения и усердно молиться вместе со священником.

Все прочтенные записки в храме, побывавшие в руках священнослужителей и мирян сжигаются в специальном месте.

Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери г.Брест

приходской сайт

Как правильно подавать записки в Храме

Как правильно подавать поминальные записки

«…Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного», — предписывает всем верующим святой апостол Иаков в своем соборном послании (5 гл., 16). И действительно, много может сделать молитва за ближнего своего, сказанная с усердием, со вниманием, от чистого любящего сердца. Но нет молитвы, которая была бы так сильна, как молитва общественная, церковная, ибо: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18,20) – говорил Господь. Упоминание имени, совершаемое во время богослужения — особый вид молитвы. Таким образом, мы заботимся о здравии и душевном спасении близких и о блаженном упокоении усопших. Чтобы такая молитва о них была принесена, необходимо подать церковную поминальную записку.

Существуют специальные правила написания церковных записок, закрепленные давней традицией, которые необходимо неукоснительно соблюдать.

  • Записки надо подавать заранее, до начала богослужения (Литургии, молебна, панихиды) или, еще лучше, — накануне вечером. В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной церкви.
  • Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца – это уже молитва.
  • Поминальные записки надо писать аккуратно, разборчиво, четким и понятным почерком, лучше — печатными буквами. Подумайте о том, какое количество имен надо помянуть священнослужителю.
  • Поминальные записки необходимо правильно оформить: в верхней части листка по центру следует изобразить крест и написать под ним: «О здравии» или «О упокоении».
  • Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?», например: Алексия, Варвары).
  • Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия; Иоанна, а не Ивана) и полностью (Александра, Николая, но не Саши, Коли). Правильное церковное написание имен можно найти в святцах, которые помещаются в церковных календарях.
  • В случае созвучности женских и мужских имен (например, Александр-Александра, Евгений-Евгения, Валентин-Валентина) после написания имени нужно указать (ж) – женщина или, соответственно, (м) – мужчина, чтобы не вводить в сомнения священнослужителя, например: о здравии Александра (м), Александры (ж). Монахинь часто нарекают мужскими именами, поэтому во избежание недоразумений лучше написать полностью (например: игумении Михаилы, монахини Ардалионы, инокини Николаи).
  • Первыми в записках пишутся имена епископов с указанием их сана полностью или в понятном сокращении. Например: о здравии митрополита Филарета, епископа Иоанна, потом — священников-иноков: игум. Максима, иером. Андрея; священников: протоиерея Николая; диаконов, монахов, монахинь, и т.д. Затем пишутся имена родных, Ваши собственные и всех тех, о ком Вы хотели бы помолиться. Не забывайте, по заповеди Господней, молиться и за обижающих Вас.
  • В записках не указывают фамилии, отчества, степени родства.
  • Ребенок до 7 лет упоминается в записке как младенец – мл. Петра, от 7 до 15 лет – отрок (отроковица) – отр. Марины.
  • Если Вы сочтете необходимым, в записках о здравии перед именем можно указать «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут “нуждающегося”, ”страждущего”, “озлобленного”.
  • В записках о упокоении усопший в течение сорока дней после кончины именуется «новопреставленый». Допускается в записках о упокоении написание перед именем слов «убиенный», «воин», «приснопамятный» (когда поминовение происходит в день смерти или день именин усопшего).
  • В записках об упокоении по церковным канонам нельзя писать имена самоубийц. По вопросу молитвы за таких людей обратитесь к священнику.
  • Простые записки поминаются на Проскомидии за Божественной Литургией вместе с годовыми и сорокоустами. Молебен или Панихида совершается после Божественной Литургии, но эти же записки поминаются во время Проскомидии и ектении на Литургии.
  • Ни в коем случае нельзя писать в записках о упокоении имена здравствующих людей – это грех и кощунство!
Читать еще:  Когда можно поминать усопших

Прихожане, которые часто бывают в храме подают помянники – маленькие книжечки, в которой есть место для записи имен, в первой половине – о здравии, во второй – о упокоении. Такие помянники хранятся в Храме. Поминальные записки – это, своего рода, разовый помянник. Помянники и поминальные записки, как и все, что связано с Церковью, требует благочестивого отношения. Прочитанные записки и отслужившие свой срок помянники сжигаются.

В нашем Храме принимаются записки для следующих молитвенных поминовений:

1. Проскомидия

Проскомидия (с греческого — «приношение») — это первая часть Литургии, когда за каждое имя, указанное в записке о здравии или упокоении и произнесенное священнослужителем, из особых богослужебных просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых: «Омой, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею Святою, молитвами Святых Твоих!» Вынимать частицы из просфор о живых и усопших на Литургии разрешается до «Херувимской» песни. И если Ваши записки уже не принимают в иконной лавке, не стоит упорствовать и настаивать. В Церкви есть свои правила, нарушать которые никому не дозволяется. Еще раз хотелось бы напомнить: записки на проскомидию подаются ТОЛЬКО ЗА КРЕЩЕНЫХ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ и до начала Литургии или, еще лучше, вечером накануне. После проскомидии просфору можно получить в иконной лавке и с благоговением принять ее в Храме после Причастия или дома.

Простые поминальные записки о здравии или упокоении молитвенно прочитываются священнослужителями перед Жертвенником во время Проскомидии и Святым Престолом во время Литургии.

Ектения – это особое молитвенное прошение о здравии или упокоении, произносимое священнослужителем вслух во время Божественной Литургии.

2. Молебен или Панихида

Записка о здравии или упокоении отличается от обычного поминовения тем, что в ней указывается совершение нескольких поминовений за одной службой: на Проскомидии (изъятие частицы из просфоры) и сугубое поминовение на ектении во время Литургии, а затем на молебне или панихиде (если таковые совершаются по окончании Литургии).

3. Сорокоуст

Сорокоуст — это поминовение о здравии или упокоении, которое совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней: каждый день происходит изъятие частиц из просфоры за поминаемого. Как правило, сорокоуст об упокоении заказывается в первые же дни по смерти христианина, часто даже в самый день отпевания. Сорокоусты заказываются не только об упокоении, но и о здравии, особенно тяжелобольных. Поскольку в нашем храме нет возможности совершать Божественную Литургию каждый день, поминовение сорокоуста совершается в течение 60 дней(2-х месяцев).

4. Поминание на год, на полгода (как простая записка).

В нашем храме можно заказать поминовение живых или усопших на год, полгода.

Молебен

Молебен — это особое богослужение, во время которого верующие просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании благословения, заступничества и помощи или благодарят Бога за явленные милости. В храме молебны совершаются, как правило, после Литургии, а также после утрени и вечерни. Молебны бывают общественные и частные. Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учебного года, при стихийных бедствиях, при эпидемиях, в засуху и т.д. Другие молебны относятся к частному богослужению и совершаются по просьбам и нуждам верующих. В разных церквях существуют определенные дни, когда совершаются молебны, в том числе и водосвятные. На водосвятном молебне можно освятить крестик, икону, свечи. По окончании водосвятного молебна верующие с благоговением и молитвой берут святую воду и ежедневно натощак ее принимают. В поминальной записке на молебен указывается, кому мы имеем усердие отслужить молебен. Например, обращаются ко Господу, ко Пресвятой Богородице, святым (например, молебен свт. Николаю Чудотворцу о путешествующих). Благодарственные молебны служатся Господу Иисусу Христу.

Панихида

Панихида — заупокойная служба, богослужение по усопшим. Панихиды совершают не только над еще не погребенными усопшими, на кладбище и в храме, но и после похорон. Принято их совершать на третий, девятый и сороковой день после смерти, в дни рождения усопших, дни именин, смерти, во дни особого поминовения усопших, установленных Церковью. Лития – краткая заупокойная служба, что, впрочем, ничуть не умаляет ее значимости. Литию возможно совершать и мирским чином, т.е. Вы сами можете прочитать положенные молитвословия как во время домашней молитвы, так и, например, на кладбище, на могиле.

Дорогие Братья и Сестры!

Во избежание недоразумений, убедительно просим всех, кто подает записки, правильно и четко указывать какое именно поминание и на какое время Вы заказываете.

Заказывая поминание, принято делать пожертвование для храма или для священнослужителя.

Приблизительный размер пожертвования Вам укажут в иконной лавке (за свечным ящиком). Если же Вы не в состоянии пожертвовать сколько-нибудь, священник помолится о Ваших близких и так. Все зависит от Ваших возможностей и желания сотворить милость и искреннюю молитву за Ваших ближних. За Вашу жертву, за умение и волю ограничить себя в благах земных, за предпочтение утешения небесного, молитвенного, Господь сторицею воздаст Вам душевным спокойствием!

Храм святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятницей.

Русская Православная Церковь † Московский Патриархат † Воронежская митрополия † Воронежская епархия † Каширский церковный округ † село Боево † Сайт создан по благословению настоятеля храма

Главное меню

Как правильно подавать записки в храме

Церковная молитва — эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20). В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм — дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву.

Церковная записка, подаваемая «О здравии» или «О упокоении», — это сравнительно недавнее явление. В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги. Помянник — это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон. Церковная записка, в сущности, — разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

Казалось бы, что подать в храме записку просто… Возьми листок и напиши имена. Однако часто на этом шаге у многих возникают вопросы. Когда? А как? Как написать правильно? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Главное в записках для поминания пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви. Записки надо подавать до начала Литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы. Записки на молебен можно заказать перед его началом, либо заранее. Панихиду можно заказать в день поминовения (без опозданий) или накануне вечером. Имена положено писать разборчивым почерком в родительном падеже, то есть, задавая себе вопрос: молимся о здравии или упокоении кого? Петра, Тамары, Лидии… Неправильно писать: Тамара, Елена. Вписывая имена, от чистого сердца поминайте их с искренним желанием им блага, стараясь подумать о каждом из тех, чьи имена вписываете. Имена писать полностью: не Катя, но Екатерина, не Маша, но Мария, и т.п. Все имена должны быть даны в церковном написании. Не следует использовать ласковые замены имен собственных: не Дуни, но Евдокии, не Лели, но Елены, не Фени, а Феклы или Аграфены и проч., а также простонародные варианты христианских имен, например Егор вместо Георгия, Степан вместо Стефана и т.д. Как бы мы ни любили малыша, какую бы нежность к нему ни испытывали, в записках нужно писать полное христианское имя.

Прежде чем вписывать нетрадиционные имена близких и друзей, разберемся, какое у них христианское имя. Так, часто в записках встречаются имена Рустам, Октябрина, Ким и др. Рустам – такого имени в святцах нет. А может быть, этот человек вообще некрещеный? Если у человека неправославное имя, прежде чем просить о нем молиться на церковной молитве, необходимо выяснить, какое имя у него в крещении. В крайнем случае, если мы христианское имя этого человека не знаем, можно писать рядом, в скобках: (крещ.) Это священнику покажет, что человек является православным христианином. Октябрина – такого имени в святцах тоже нет, это советское имя. Необходимо указывать в записках православное имя человека.

Поминая священника, мы не должны писать в записках: о. Василия, о. Петра. Какого отца? Диакона? Священника? Архимандрита. Всегда пишем сан: диакона, иеродиакона, иерея, протоиерея, иеромонаха, игумена, архимандрита, инока (или монаха). Очень часто встречаются в записках имена святых. Мы не молимся об упокоении людей, прославленных в лике святых. Это они, находясь у Престола Божия, за нас молятся. Поэтому писать в записках имя святых не стоит. Нельзя писать Блаж. Марии – Что за блаж. Мария? Слово блаженная – это официальный титул святой, прославленной Церковью в лике блаженных: Блаженная Матрона, Блаженная Ксения. Если какую-то старушку и называют ее почитатели блаженной, это лишь благочестивое ее именование, но не титул, усвоенный ей Церковью. Поэтому в записках все нежные и уважительные формы обращения писать не надо. Так же не стоит писать старица Мария, старец Николай. Ребенок до семи лет указывается как «младенец» (например, млад. Иоанна) и полностью. Ребенок после от 7 до 14 лет указывается в записке как отрок (для мальчиков) и отроковица (для девочек). Например, отр. Елены, отр. Димитрия. Нельзя подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан. Также нельзя подавать записки о упокоении умерших и некрещеных младенцев. Возможно только поминание свечой и дома молитвой о некрещеных младенцах.

Читать еще:  День поминовения усопших когда

Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:
— первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:
патриарха …., митрополита …., архиепископа ….,
епископа …., протопресвитера …., архимандрита ….,
протоиерея – игумена …., иеромонаха …., иерея ….,
архидиакона …., протодиакона …., иеродиакона ….,
диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) ….,
послушника (послушницы) ….; чтеца ….;
далее следует имя вашего духовного отца — священника, который
вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
затем перечисляются детские имена:
• младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;
• отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;
теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян:
сначала мужские имена, а затем женские:
• ваши родители;
• свое имя;
• имена членов вашей семьи, близких и родных;
• имена ваших благодетелей;
• если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих
недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;
— по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу
«Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете
спасения всем без исключения, православным христианам, имена
которых вы могли забыть, или не знать.

В качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном сокращении):
• воина;
• болящего — (болящ.);
• путешествующего – (путеш.);
• заключенного – (закл.);
• беременной (непраздной) – (непразд.).

Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках «Об упокоении»:

новопреставленный — усопший в течение 40 дней после
кончины (обычно обозначают в записках сокращенно н/п);
приснопамятный (усопший, имеющий в этот день памятную дату)

обычно обозначают в записках сокращенно п/п:
— день смерти,
— день именин
— и день рождения усопшего;

ОБРАЗЕЦ НАПИСАНИЯ ЗАПИСОК.

Дорогие братья и сестры! В нашем храме продолжаются ремонтные работы. Просим неравнодушных людей оказать посильную финансовую помощь! Да хранит вас Господь!

Получатель: Местная религиозная организация Православный Приход храма Святой мц.Параскевы Пятницы с.Боево Каширского района Воронежской области религиозной организации «Воронежская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

расчетный счет № 40703810413180106156

ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНЫЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК г. ВОРОНЕЖ

Записка «Об упокоении», как подать записку на литургию

В записке “Об упокоении” мы пишем имена наших усопших родных и знакомых, которые им дали при крещении, именно под этими именами их знает Бог. Как мы молимся о живых, так должны молится мы и за умерших наших родных, и за весь свой род. Молятся об усопших и в Храме на каждой литургии. Мы называем наших покойных усопшими (уснувшими), а не умершими, потому что в конце времен они встанут из гроба, воскреснут из мертвых.

В записках “Об упокоении” усопший в течение сорока дней после кончины именуется”новопреставленный”. Сразу же после смерти ещё до отпевания покойного можно пойти в храм и попросить отслужить панихиду, подать на литургию записочку с указанием имени:

  • ”Новопреставленного раба Божия. (имя)”

Допустимо в записках об упокоении написание перед именем слов:

  • ”убиенный”, “воин”. ПАНИХИДА — это заупокойная служба, целиком и полностью посвященная только поминовению усопших.

Обычно она совершается после молебнов по заказным запискам об упокоении перед кануном. Здесь же оставляют приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Панихидный стол — канун.

Какие продукты приносят на поминальный столик, где поминают усопших во время молебна:

  • Хлеб, хлебобулочные изделия.
  • Очищенное рафинированное подсолнечное масло.
  • Напитки: сладкие безалкогольные напитки.
  • Печенье, пряники.
  • Конфеты, сладости.

Принося на канун (панихидный стол) продукты,близкие выражают намерение накормить своих усопших родственников, так как на подсознательном уровне есть понимание видимого мира и невидимого мира.

Физическая смерть человека ещё не означает полного покоя, его душа может страдать, её могут мучить нераскаянные грехи и поэтому она не находит себе покоя.

Поэтому мы, живые, молимся о усопших, просим Бога дать им покой и облегчение.

  • Третий и девятый день — это те дни, в которые, особенно необходимо поминать усопших, когда, по учению Церкви, душа предстанет Небесному Престолу.
  • На сороковой день, когда Господь выносит временный приговор, где будет находиться душа до Страшного Суда.
  • На годовщины… Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин.
  • Напоминаю вам, что по самоубийцам, а также некрещеным панихиды не совершаются (они не поминаются и на литургии).

Главное моление о здравии живых и упокоении усопших — ПРОСКОМИДИЮ — Церковь совершает на Божественной литургии.

Проскомидия — ”приготовление” — это когда в момент богослужения священник вынимает из просфор частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующие подали записки. Вынутые из просфор частицы в конце литургии священник погружает в Святую Чашу со словами:

  • ”Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих”.

Это не просто молитва за живого или умершего, а очищение грехов этой бескровной Жертвой, когда каждая частица, проникаясь Кровью Спасителя, делается как бы предстательницей пред Ним за того, чьим именем она вынута. и считается самым спасительным и плодотворным поминовением для тех, кто нам дорог!

СОРОКОУСТ — это поминовение , которое происходит в Церкви ежедневно в течение сорока дней, и каждый день совершается проскомидия.

Как правило, сорокоуст о упокоении заказывается в первые дни после ухода христианина и облегчает душе проходить мытарства после отшествия из тела.

”Сорокоусты совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, и с той целью, чтобы и он (умерший) , восстав из гроба, вознесся в сретение (навстречу) Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом”. (святой Симеон Солунский).

  • Можно заказать поминовение живых и умерших также на месяц, полугодие, на год, и на вечное поминовение.

Советую почитать тематические статьи по теме по Пути к Богу:

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Как и когда нужно подавать записки в храме

Просто и доступно о распространенной церковной практике рассказывает архимандрит Досифей (Михайлюк)

– Кого по канонам поминают о здравии, кого о упокоении?

– Согласно церковным канонам, Православная Церковь поминает только своих членов, которые составляют единое Тело Христово (1 Кор. 12:12–14, 27). Конечно, что о здравии поминаются живые православные христиане, крещенные в Церкви. О упокоении поминаются православные христиане, почившие в мире с Церковью и похороненные по православному чину. Естественно, что Святая Церковь не поминает людей, которые самовольно ушли из жизни, поскольку самоубийство является очень тяжким грехом.

– Когда можно подавать записки?

– В течение всего года. Но следует обратить внимание, что подавать их нужно заранее, то есть не во время Литургии или перед ее самим началом, а раньше или еще лучше – с вечера на вечерне, чтобы священник мог спокойно помянуть и помолиться о людях, указанных в записке.

– Какие существуют виды записок, кроме «о здравии» и «о упокоении»?

– Других записок нет. Записки «о здравии» и «о упокоении» бывают однодневные и многодневные: 40 дней, полгода, год, три года и больше. Также следует упомянуть, что записки могут подаваться как на Литургию, так и на частные богослужения – молебны, которые христиане заказывают по своим потребностям. Например: молебен о недужных, о путешествующих, благодарственный.

– Сколько имен можно упоминать в одной записке?

– Каких-то канонических ограничений нет, но обычно в каждом приходе или в монастыре используются бланки с размеченными строками для записи имен. Как правило, их количество в пределах 10-15.

– Важно ли, в каком падеже писать имена?

– По сложившейся церковной традиции имена пишут в родительном падеже. Это важно для священника, поскольку в молитве имена поминаются в родительном падеже и ему не приходится их склонять. Также следует отметить, что очень важно писать имена разборчиво и грамотно.

– Если пишешь имя священника или архиерея, нужно ли указывать сан?

– Обязательно надо написать: диакон, священник или архиерей.

– Как правильно записывать детей?

– По сложившейся церковной традиции детей до 7 лет именуют младенцами, а с 7 до 14 – отроками (отроковицами).

– Допускается ли написание таких слов перед именем, как: болящий, путешествующий, заключенный?

– Надо отметить, что Богу и так известны нужды, прошения и состояние каждого человека, хотя таким ведением не обладает священник. Поэтому следует указывать, поскольку в Церкви есть особенные прошения (за болящих, путешествующих и т. п.) и священник, возглашая их, усугубляет свою молитву за тех или иных людей.

– А «учащегося», «скорбящего», «вдовы», «беременной», «страждующей». нужно указывать? Чего не следует писать в записках?

– Конечно, можно, но не следует вдаваться в подробности. По принятой традиции обычно указывают: «за болящих, путешествующих, учащихся, находящихся на поле брани». Также особо отмечают беременных женщин (пишут: непраздная).

– А в заупокойных записках когда пишется «новопреставленный» и когда «приснопамятный»?

– Усопший до 40 дней после кончины поминается как новопреставленный, а далее поминается как приснопамятный. Слово «приснопамятный» обычно не пишут, поскольку это само собой разумеется.

– Когда подают сорокоуст?

– Сорокоуст – это сорокадневное поминание за Божественной литургией, которое может подаваться в течение всего года по потребности каждого верующего христианина.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector