1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научить ребенка запоминать текст

Учим ребёнка работать с текстом: понимать, анализировать и пересказывать прочитанное

Ребёнок уже читает, но не всегда понимает смысл прочитанного? Идеи и упражнения, которые мы предлагаем ниже, будут полезны родителям и педагогам. Используйте ЛогикЛайк-подход для занятий дома или открытых уроков в школе.

Как научить ребёнка понимать смысл текста?

Технически большинство детей умеют читать вслух уже при поступлении в первый класс. Но далеко не все способны размышлять над содержанием, запоминать и правильно пересказывать суть. ЛогикЛайк подскажет, как заниматься с ребёнком, чтобы он научился читать осознанно.

«Прочитай еще раз, но внимательнее», — стандартная фраза, которую говорят взрослые, когда ребёнок не может понять смысл текста. Услышав замечание, он начинает нервничать и перечитывает текст еще более сбивчиво, по-прежнему не вникая в его суть.

Большинство детей (стихийно) концентрируются на правильном и быстром чтении, поэтому не улавливает смысл предложений. Отсюда сложности при попытке связать прочитанное воедино и пересказать содержание. Чтобы научиться понимать текст, нужно переключиться с автоматического чтения на осмысленное.

Наверняка вы уже начинали работать с текстом вместе с ребёнком, и скорее всего, вам знакомы основные виды чтения. Просмотровое даёт общее представление о тексте, перед ознакомительным чтением ребёнок получает установку на понимание текста, а изучающее чтение включает в себя детальный анализ прочитанного. На втором и третьем этапе знакомства с текстом необходимо использовать различные приёмы, которые научат не просто читать, а вникать в суть текста.

Учимся работать с текстом: 2 способа начать

Вы уже выбрали книгу, которую будете читать, но не знаете, как подойти к чтению по-новому? Какие приёмы использовать, чтобы ребёнок наверняка улавливал суть прочитанного, а родитель или педагог смог бы это отслеживать? Попробуйте два подхода.

Классический способ работы с текстом включает стандартные приёмы, которые по традиции используются в школе. Сначала внимательно прочитать текст. Ответить на вопросы по содержанию, выделить основную мысль и тему текста, придумать заголовок, найти и объяснить непонятные слова — ничего сложного.

Прогрессивный способ проникает в суть проблемы и учит ребёнка мыслить логически, обращать внимание на детали в тексте, видеть структуру текста, находить в нем существенную и несущественную информацию, соотносить прочитанное со своим опытом и др. Приведем примеры конкретных приёмов, которые тренируют все эти навыки.

На платформе ЛогикЛайк более 3500 развивающих упражнений, которые помогут не только в работе с текстом, но и облегчат учебу в целом.

Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка понимать смысл прочитанного

  • Попробуйте изменить какую-то деталь в тексте. Попросите ребёнка порассуждать, как это может повлиять на развитие сюжета.
  • Работа с деформированным текстом. Распечатайте текст и разрежьте его на несколько частей. Задание — соединить кусочки по смыслу.
  • Предложите сократить текст так, чтобы его смысл сохранился. Ненужные слова и предложения можно вычеркнуть карандашом прямо в тексте.
  • Вместе составьте цепочку ключевых слов, которые связывают текст воедино. На более поздних этапах работы с текстом их можно будет использовать для пересказа.
  • Составьте вместе с ребёнком новые предложения или целый рассказ по ключевым словам из текста.
  • Распечатайте текст, в котором будут пропущены слоги или целые слова. Предложите его прочитать, восстанавливая смысл текста.
  • Подчеркните самые короткие предложения в тексте. Поставьте задачу развить их, дополнить второстепенными членами предложения.

Научились читать тексты осмысленно? Можно перейти к следующему этапу работы над текстом — его анализу.

Как научить ребёнка анализировать текст?

Хотите воспитать внимательного читателя, который сможет видеть не только поверхностный, но и глубокий смысл, заложенный автором в рассказ, статью или книгу?

Помогите ребёнку освоить приёмы анализа текста. Тем самым вы поможете ему научиться:
– быстро понимать тему материала, улавливать основную мысль и выделять в тексте главное;
– дробить текст на смысловые части и лучше запоминать прочитанное;
– рассуждать над содержанием текста и сопоставлять прочитанное со своим опытом.

Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка анализировать текст

Начать можно с простых заданий.

  • Определить тему, основную идею текста.
  • Составить план текста, на основе плана сделайте вместе небольшую раскадровку или нарисуйте комикс.
  • Составить цепочку тезисов, самых важных фактов, событий.
  • Задайте заковыристые вопросы по содержанию текста, на которые нельзя ответить однозначно. Порассуждайте с ним вместе над событиями, описанными в тексте, характером и поступками героев.
  • Предложите ребёнку поставить себя на место одного из персонажей. Пусть он пофантазирует, как бы он вел себя и какие поступки совершил бы на месте героя.

Решение текстовых задач: развивает, нравится детям и взрослым

Это простой и увлекательный способ тренировать навыки анализа прочитанного.

Когда дети учатся решать текстовые задачи, они проходят те же этапы, что и при анализе текста. Знакомятся с условием, изучают содержание и рассуждают, ищут правильный ответ на вопрос, анализируют его и отрабатывают алгоритм решения.

Попробуйте решить несколько задач прямо сейчас!

Задача 1. Имена и отчества

Моего родного брата зовут Игорь Петрович.
А отца моего папы — Иван Николаевич.

Как научить ребенка запоминать

Как правило, дети младшего возраста очень хорошо запоминают небольшие тексты механическим способом. Но когда ребенок пойдет в школу, такой способ выучивания необходимого материала рано или поздно вызовет затруднения с запоминанием школьной программы. Информация, предназначенная для изучения в среднем школьном возрасте, более сложна и для ее усвоения потребуется развивать другие навыки запоминания. Как же научить ребенка за короткое время правильно усваивать нужный объем знаний? Приведем несколько важных советов:

• Самым лучшим временем для выполнения школьного домашнего задания является тот же день, в который ребенок данное задание получил. Дело в том, что в этом случае кратковременная память работает только в течение первых суток, по истечении которых школьник может легко забыть информацию, объясненную или уже выученную на уроке. Для того чтобы полученные знания могли быть закреплены, следует не откладывать выполнение домашней работы на длительный срок.

• Тот материал, который следует выучить, необходимо разбить на несколько равных частей. Каждую часть ученик будет запоминать отдельно, имея перерывы между учебной деятельностью (небольшое время, в течение которого можно активно отдохнуть, подвигаться, заняться какой-либо физической работой в свое удовольствие). Таким образом, информация будет усваиваться гораздо легче, чем при попытке сразу же, в один присест освоить весь заданный материал.

• Также нужно постоянно следить за правильной организацией распорядка дня школьника. К выполнению домашних заданий желательно приступать каждый день в одно и то же время, причем наилучшим вариантом будут дневные часы. В светлое время дня материал будет запоминаться лучше, а вечером его останется только однажды повторить при необходимости.

• Естественно, для того чтобы ребенок мог легко и быстро запоминать необходимую учебную информацию, он должен хорошо понимать смысл всего, что нужно выучить. Бывает, во время уроков школьнику не удается вникнуть в какой-то материал и усвоить его – помогите ребенку разобраться в этом дома. Внимательно изучите заданную тему и поясните все непонятные места. Запомнить непонятное весьма непросто.

• Также для того чтобы помочь детям быстро и хорошо запоминать, стоит научить их правильно работать с текстами. Как известно, каждый человек обладает своим, более близким ему способом запоминания (кому-то требуется наличие зрительных образов, кто-то лучше воспринимает информацию на слух, и так далее). В соответствии с этим существуют и различные способы работы с текстами. Познакомьте ребенка со всеми существующими основными видами работы с учебным материалом, научите его использовать на практике каждый из них, а школьник затем уже самостоятельно выберет именно тот, который будет ему наиболее близок и поможет максимально эффективно справиться с поставленной задачей. Так, можно читать текст несколько раз подряд для его визуального запоминания или же прочесть и воспроизвести информацию вслух. Можно прочесть информацию и выделить наиболее важные мысли текста или же набросать его краткий план на бумаге.

• Для того чтобы школьник мог без особых усилий усваивать необходимый ему учебный материал, следует тренировать память ребенка регулярно. Для этой цели можно использовать разнообразные специальные пособия, направленные на тренировку памяти. Такие дидактические материалы весьма занимательны и интересны и могут стать полезным и веселым досугом не только для самого школьника, но и для остальных членов семьи.

• Так как программный материал в школе не всегда может быть интересным, часто ребенку приходится учить скучную информацию, не воспринимая полноценно ее смысла. Такой способ запоминания, естественно, нельзя назвать эффективным. Для того чтобы избавить детей от необходимости зубрить школьную программу, желательно заранее познакомить их с принципами произвольного запоминания. Для этого можно пользоваться различными ассоциациями. Допустим, если нужно запомнить какое-то новое, незнакомое слово или абстрактное понятие, можно найти подходящие к нему ассоциации, которые будут напоминать привычные образы. При знакомстве с иностранными словами можно использовать созвучия (например, английское слово look переводится как «смотреть» и созвучно русскому «лук»). Из слова-созвучия и перевода можно даже составить небольшой сюжет (к примеру, из приведенных выше слов составить что-то вроде этого: «Когда я режу ЛУК, я не могу СМОТРЕТЬ»).

• Научите ребенка выделять и фиксировать в представленной информации самое основное. Для лучшего запоминания можно придумывать специальные напоминающие элементы, при помощи которых можно будет без труда вспомнить изученный материал. К примеру, попросите ребенка подобрать несколько слов или же изображений, подходящих к тексту по смыслу.

Одним из наиболее важных элементов обучения и развития памяти у детей является выучивание стихотворений наизусть. Запоминание текстов в стихотворной форме весьма полезно и важно для умственного развития ребенка и успешного обучения. Тем не менее, учитывая тот факт, что в школе процесс изучения стихов зачастую преподносится в виде своеобразного испытания, как некая устная форма контрольной работы, следует заранее позаботиться об успешном освоении школьником такой информации. Совместное чтение стихотворных произведений в кругу семьи поможет не просто облегчить процесс запоминания, но и разовьет в ребенке любовь к поэзии. Можно время от времени устраивать интересные семейные беседы, обсуждать не только стихотворения, но и биографии их авторов. Такие мероприятия, а самое главное поддержка со стороны родителей, станут отличным вкладом как в развитие способности осмысленно запоминать, так и в общее развитие детей.
Если у ребенка появится желание самостоятельно читать стихи, если его привлечет мир литературы, то проблем с запоминанием стихотворных произведений в школе не возникнет. Кроме того, такая любовь к стихам со временем даже может перерасти в нечто большее, чем просто элемент учебы или хобби, развиться в талант. Так или иначе, выучивание стихотворений наизусть является одним из лучших способов тренировки памяти. Имея, как правило, стройный ритм и строгую рифму, стихи усваиваются без особого труда, особенно же в том случае, если родители занимаются совместно со своим чадом, подбирая наиболее интересный и подходящий для конкретного возраста материал. Для еще более продуктивного запоминания необходимо сделать сюжет выбранного стихотворения максимально интересным для детского восприятия, добавить при чтении текста больше лиричности и образности. При желании даже можно время от времени устраивать нечто вроде семейных литературных вечеров, где каждый из членов семьи будет декламировать полюбившееся ему стихотворение. Это не только развитие памяти, но и развитие хорошей, правильной дикции, и любви к искусству.

Человеческая память поистине уникальна, так как она позволяет не только накапливать нужную информацию, но и продуктивно использовать ее в процессе деятельности, накапливать опыт, пользоваться опытом и знаниями других людей в различных жизненных ситуациях. Залогом быстрого и хорошего развития интеллекта является наличие отличной памяти. Тренируя память ребенка с самого раннего возраста, можно добиться довольно внушительного ее объема, который в дальнейшем поможет успешно учиться и работать. Тренировать способность запоминания возможно при помощи регулярной интеллектуальной зарядки – выполнению специально разработанных упражнений.
Одним из таких упражнений может быть следующее, под названием «Опиши картинку». Чтобы провести это занятие с малышом, нужно взять знакомые для него изображения: журнальные нарезки, книжные иллюстрации или что-то подобное. Будет просто здорово, если используемая картинка изображала не менее пяти-шести различных предметов. От ребенка требуется внимательно рассматривать изображение в течение 30 секунд, стараясь запомнить в деталях все, что присутствует на нем. После, нужно закрыть глаза и сначала представить рисунок по памяти мысленно а потом постараться как можно подробнее описать все увиденное и запомненное. После того как рассказ ребенка будет окончен, опять показывается изображение, и обсуждаются все упущенные моменты. В том случае, если дети будут без труда справляться с простыми изображениями, наглядный материал можно усложнять, увеличивая количество мелких деталей, используя разнообразные цветовые оттенки. В свою очередь чадо может составить аналогичное задание и для родителей, и занятие превратится в интересную семейную игру, в которой проверка детьми рассказа взрослых будет занимательна, полезна и поучительна.

Читать еще:  Как и зачем поминаем

Как помочь ребенку читать и запоминать

Как помочь ребенку читать и запоминать

Сейчас Ваш ребенок стоит только на самых первых ступенях, и ему за столь короткое время предстоит узнать так много нового, непонятного, необычного, интересного! От того, каким будет его старт, зависят все его дальнейшие успехи в учебе и в жизни.

Так важно задумываться над тем, что мы вложим в его первые шаги – внимание, веру в его силы, любовь, доверие, понимание. Для этого нам самим необходимо знать, что делать, быть открытыми всему новому, и развиваться вместе с нашими детьми!

Особенный и важный возраст…

… Возраст младшего школьника (с 1-го по 4-ый класс) полон изменений, затрагивающих всю жизнь ребенка, его интеллект, поведение, качества личности. Происходит переход от наглядно-образно го к словесно-логичес кому мышлению – ребенок начинает думать не «картинками предметов» а их «кодами – словами», что гораздо сложнее, хотя и кажется нам, взрослым, обычным делом. Формируется теоретическое мышление, которое позволяет решать задачи, опираясь на внутренние свойства и отношения предметов.

Восприятие еще не достаточно дифференцировано , поэтому ребенок иногда может путать цифры, буквы или слова, похожие по начертанию. ВАЖНО тренировать у ребенка способность к наблюдению! Рассматривайте вместе с ребенком предметы или картины, изображения в книгах, вместе анализируйте, находите логические связи между частями.

Память становится произвольной (запоминается даже то, что не интересно, но необходимо) и осмысленной. В этом возрасте очень хорошо развита механическая память, ребенок механически заучивает учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах. Поэтому ВАЖНО тренировать осмысленную память! Выполняя вместе с ребенком домашние задания, учите его разбивать текст на смысловые части, составлять план пересказа, воспроизводить смысл абзаца одним предложением.

Внимание в этом возрасте только начинается развиваться. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. Поэтому ВАЖНО не требовать в этом возрасте от ребенка больше того, что могут позволить ему его физиологические особенности!

Именно в этот непростой период ребенок нуждается в Вашей поддержке, контроле, понимании. Ведь чтение – основа учебной деятельности, успех которой закладывается в начальной школе.

Как читать быстрее?

Правило 1: Интерес

Конечно же, важно, чтобы чтение стало интересным занятием, и не только во время уроков, а в повседневной жизни ребенка.

Сделайте чтение для ребенка необходимым в жизни навыком. Оставляйте ему короткие записки, пишите письма, составляйте различные списки: продуктов, которые надо купить, вещей, которые надо взять в поход, книг, которые надо прочитать.

Заведите доску, или просто прикрепите на холодильник лист бумаги, и оставляйте пожелания хорошего дня, интересных уроков и т.д.

Предлагайте ребенку текст для чтения только тогда, когда вы ему его уже прочитали. Читать знакомый текст школьнику намного легче и интереснее, чем совершенно незнакомый. Радость узнавания того, что читаешь, — прекрасная помощница в процессе улучшения техники чтения.

Правило 2: Положительный пример

Дети все повторяют за взрослыми, даже если это внешне не сразу заметно.

Развивайте вкус к чтению не только у своих детей, но и у себя, ведь это бесконечно увлекательный процесс!

Делитесь с детьми своими чувствами от прочтения книг, чтобы они понимали, насколько это интересно и захватывающе!

Читайте вместе, ведь ничто так сильно не сближает и не воодушевляет на новые свершения, как совместная деятельность с близкими!

Правило 3: Режим и тренировка

Слово «РЕЖИМ» очень значимо для младшего школьника не только в отношении чтения и учебы, но в отношении всей его жизни в целом. Ведь в этом возрасте у ребенка только формируется навык самоконтроля, поэтому сначала он должен усвоить этот опыт извне, как Ваш заботливый контроль, а затем превратить его в свой внутренний распорядок.

Выберите в течение дня удобное время для тренировки техники чтения. Для этого достаточно 10-15 минут в день. Так Вы разовьете у ребенка привычку к каждодневному чтению.

Используйте различные упражнения для тренировки скорости, развития дыхания, интонации. Подключите творчество и сделайте этот процесс интересным для вас обоих.

Упражнение «Карлики-Великан ы»

Чтение по-разному. Сначала прочитайте отрывок текста радостно, потом его же грустно. Так будто вы читаете на огромной людной площади (громко и помпезно), а затем, будто передаете кому-то секретное сообщение (шепотом с интонацией заговорщика). Меняйте тексты и роли.

Чтение на одном дыхании

Читайте на выдохе. Зафиксируйте сколько слов ребенок прочитает в первый раз. Попросите снова прочесть на выдохе этот же отрывок и посмотрите, насколько больше слов он прочтет в этот раз. Поменяйте отрывок и повторите упражнение несколько раз.

Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде «Бросок». Когда раздается команда «Засечка» читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде «Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

Его смысл — в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя «Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/.

Упражнение для развития памяти «Игра в спички»

Бросьте на стол 5 спичек, и в течение нескольких секунд запомните их расположение. После этого закройте спички непросвечивающим листом бумаги и попросите ребенка с помощью других 5 спичек сделать такую же картину.

Когда ребенок смотрит мультик по телевизору, попросите его запомнить короткий отрывок диалога между героями, а затем воспроизвести его, сохраняя интонации и мимику.

Проводите время со своим ребенком так, чтобы это приносило радость вам обоим, заведите совместные ритуалы, которые будут не только приносить удовольствие, но и развивать способности Вашего ребенка, обсуждайте с ним то, что происходит вокруг. Используйте даже маленькие незначительные возможности, что поговорить с ребенком об окружающем мире, его законах, удивительных чудесах, ведь то, что давно известно взрослым, он только начинает для себя открывать. В такие моменты ребенок ощущает свою значимость в этом мире, развивается его уверенность в себе, которая является залогом хорошей учебы и счастливой жизни!

Вы можете узнать больше полезной и нужной информации, если запишитесь на наш ближайший семинар для родителей. На нём мы расскажем:

об особенностях детей школьного возраста

об интересных упражнениях по формированию навыка чтения

о том, как зажечь в ребенке интерес к чтению

Мы рады Вам помочь и знаем, как это сделать!

Как научить ребенка запоминать

Главная трудность ребенка в первом классе — большой объем информации. Как помочь ему справиться с нагрузкой?

Может быть, со стороны объемы школьных знаний и не кажутся ужасными, да в большинстве случаев родители и не особенно давят на ребенка. Они стараются найти подход, объяснить некоторые школьные темы подробнее и понятнее, в крайнем случае ищут репетиторов или специальные группы подготовки к школе. Но после первого сентября информация все равно захлестывает ученика с головой. Как справиться с этим потоком?

Учиться тоже нужно уметь

Нередко ребенок приходит в первый класс довольно оптимистически настроенным. Он верит в себя и ожидает, что станет отличником. Но все оказывается не так легко, не все получается. «Как же так? Неужели я не настолько хорош?» — думает ребенок. Те же вопросы задают себе и родители. Ведь до первого класса все было замечательно. Ребенок мог и читать, и писать, и хорошо рассуждал. А теперь слова — школа и стресс — стали почти синонимами. Почему?

С давних времен учеников делили на способных и отстающих. Насчет последних полагали, что либо такой ученик ленив, либо у него не хватает ума. Педагоги видели из этого положения единственный выход: ученика надо заставить учиться . Как именно? Все в основном сводилось к усилению учебной нагрузки и наказаниям. В XX веке было установлено, что дети могут отставать в учебе не только из-за нерадивости и нехватки способностей. Большинство детей не имеет навыка учебы. У них нет опыта того, как в голове можно организовывать материал, и нет алгоритмов запоминания. Со временем они появятся, но до этого времени еще придется ждать и ждать, учиться и учиться.

Запомнить сейчас или выучить на потом?

Как известно, существует два основных вида памяти — краткосрочная и долгосрочная. Краткосрочная память требуется только для того, чтобы ориентироваться в текущих событиях. Когда мы приходим домой, то можем пока поставить сумку рядом с порогом, чтобы снять верхнюю одежду и обувь. После переодевания человек точно помнит, где сумка, и переставляет ее на нужное место.

Но помнить до конца жизни информацию о местоположении сумки нет никакого смысла. Поэтому уже через несколько часов мозг избавляется от лишнего груза. Чаще всего забывается даже сам факт, что сумку куда-то ставили.

Другое дело — важные дела и информация. Их нужно постоянно держать в надежном месте. И это место — долгосрочная память.

Основная проблема с запоминанием происходит из-за незнания особенностей работы этих двух видов памяти. Краткосрочная память имеет небольшой объем. Например, за один раз человек может запомнить всего 7–9 цифр или слов.

Но даже эта информация не полностью переходит в долгосрочную память. Если по прошествии некоторого времени человека попросить припомнить те цифры или слова, которые он недавно запоминал, он сможет назвать всего 3-4. И не факт, что даже эти 3-4 объекта перейдут в долгосрочную память.

В долгосрочной памяти не хранится все подряд. Мозг сохраняет только то, что счел главным, а детали может выкинуть как несущественные. Для долгосрочной памяти главное — «скелет», а «мышцы»-подробности она может нарастить при необходимости. Но только если у нее есть на это время.

Но и это еще не все! Мало положить в долгосрочную память, нужно еще оттуда и достать. И тут снова могут быть проблемы. Память не отдает все сразу, а только по частям, и то не всегда полностью. При быстром ее наполнении без возможности все переварить она может выдать только 30 % из своих запасов.

Как упорядочить архивы памяти

Представьте себе, что вы работник архива. Вам необходимо перенести на хранение документы. У вас небольшой кабинет, где вы работаете. И вдруг вам начинают с неистовой силой приносить и приносить материалы. Ваш кабинет наполняется бумагами до потолка. Что вы скажете? Наверное, вы закричите: «Стоп! Я не могу так работать, мне повернуться негде! Я не могу обработать ни одной бумаги! Давайте-ка вынесите все лишнее и подавайте ваши документами небольшими партиями».

Читать еще:  Можно ли поминать годовщину смерти позже

С памятью тоже самое. Если вы будете пихать в область краткосрочной памяти все без разбора, то она просто начнет все выбрасывать. Пропускная способность в «архив» значительно снизится. Да и из архива мало что будет выходить при такой запарке.

Для того чтобы «архив» работал нормально, необходимо организовать правильную и последовательную поставку информации. Затем дать возможность нашему внутреннему архивариусу поработать. Как это сделать? Обеспечьте «правильную поставку информации в архив».

1. Задайте формат доставки. Прежде чем начать что-то доставлять и раскладывать, в архиве надо разметить место, где все это будет лежать. Для этого, прежде чем читать текст, стоит прочитать заголовки, посмотреть картинки, прочитать подписи под картинками. По этой информации будет уже приблизительно ясно, о чем пойдет речь и в какой отдел памяти его лучше отнести, сколько нужно будет «полок» для разделов.

2. Уточните содержание. Ребенок должен прочитать текст один раз и тут же рассказать своими словами, о чем там говорится. Это позволит создать более точные границы для того материала, который надо запомнить. Не важно, что ребенок скажет не все или не совсем точно. Особой точности не требуется, да и если он факты будет вспоминать не по порядку — не беда. Единственное, можно поправить ребенка с тем, чтобы правильнее выделить основную идею текста.

Так мы положили первую порцию информации в краткосрочную память. Теперь можно дать ребенку немного отвлечься на что-то другое, не связанное с прочитанной темой. В это время краткосрочная память начнет постепенно пропускать информацию в хранилища.

3. Разложить по кусочкам. Теперь, когда известно, о чем текст, можно прочитать его более внимательно и разложить на части то, что происходит. Что случилось сначала, что потом? Если текст про зиму, то какие признаки зимы описывает автор?

4. Воспользоваться ментальной картой. Это довольно простой метод — информацию представляют в виде схемы алгоритма, который помогает затем быстро вспомнить все содержание. Мозг сам по себе при запоминании создает такие алгоритмы, но можно ему в этом помочь.

Карту рисуют в виде «дерева». В его основании лежит тема, а от нее отходят «ветви». Что описывается в тексте про зиму? Погода — природа — люди. Что о погоде? Снег — иней — метели — мороз. Что о природе? Реки замерзли, медведи заснули, зайцы поменяли цвет. Что о людях? Оделись тепло — занимаются зимними видами спорта — готовятся к Новому году.

После создания ментальной карты снова стоит отключиться и отдохнуть минут 15. Можно просто дать ребенку подвигаться, можно дать время положить в портфель вещи для следующего дня, а можно начать делать какой-то другой урок, который ребенку нравится или не сильно напрягает.

5. Проверить усвоенное. Теперь, когда мы все разложили по полочкам, остается только один шаг. Попробовать, как информация будет извлекаться из хранилищ. Для этого ребенка нужно протестировать. Не надо устраивать экзаменационную процедуру, просто задайте несколько ключевых вопросов по пройденной теме. Сделайте упор на то, что ребенку не очень хорошо запомнилось. Если есть какие-то заминки, то нужно это место еще раз проговорить. А через 1,5–2 часа еще раз пройтись по теме.

Это лишь одна из многих методик, которые помогут вашему ученику лучше справляться с заданием. Не стоит ждать, что ребенок схватит алгоритм на лету. Поначалу ментальные карты придется чертить вам, чтобы ваш школьник ухватил суть. Но с каждым разом его нужно все больше привлекать к построению карт, чтобы через какое-то время он начал делать это сам.

Вся процедура может казаться довольно долгой, но на самом деле она значительно экономит время в целом, за счет того, что память начинает работать более эффективно.

Как научить ребенка пересказывать прочитанный текст?

Многие родители до самой школы не задумываются о том, чтобы обучать ребенка такому полезному навыку, как пересказ. Причиной этого является ошибочное мнение, что пересказывание необходимо только тогда, когда малыш уже научился читать. На самом деле пересказывать можно и услышанное, и просмотренное, поэтому рекомендуется начать занятия с ребенком уже в дошкольном возрасте. Это значительно облегчит его дальнейшее обучение чтению и письму. Чтобы сделать это правильно и помочь малышу в развитии речи, мышления и воображения, необходимо использовать развивающие словесные игры и учитывать рекомендации педагогов.

Кратко о пересказе

Пересказ – это изложение сюжета книги, рассказа, фильма и т. д. своими словами. Это не заучивание оригинального текста и не воспроизведение его в точности до пауз, а умение уловить сюжетные линии, фигурирующих персонажей и рассказать об этом.

Почему позже в школе некоторые дети с трудом пишут изложение? Потому что они не умеют пересказывать. Вместо этого школьники пытаются запомнить текст, заучить его, что крайне трудно. Это еще одна причина, по которой стоит научить ребенка пересказывать уже в дошкольном возрасте.

Следует помнить, что вы тоже должны уметь пересказывать. Если у вас трудности с изложением прочитанного, то как вы планируете обучать малыша, который по большей части копирует вашу речь?

Важно практиковать совместное чтение с ребенком, чтобы он рассматривал иллюстрации и слышал ваш голос, – так он больше включится в процесс. Читайте вместе даже тогда, когда малыш уже умеет читать самостоятельно. Так вам будет проще обсуждать прочитанное и вы сможете проконтролировать технику чтения ребенка.

Помните, что основа пересказа – это выделение смысловых блоков. Именно на них ориентируется человек, чтобы рассказать о прочитанном или услышанном.

На что стоит обратить внимание?

По прихоти начинать учить пересказу не стоит. Если же вы заметили, что ребенок проявляет интерес к книгам, ему нравится, когда вы ему читаете, тогда можете добавлять небольшие упражнения. Сначала это лучше делать ненавязчиво, задавая наводящие вопросы о прочитанном вами: «О чем мы сейчас прочитали?», «Кто был главный герой?», «А что он сделал, когда …?» и т. п.

Обязательно учитывайте объем: память у детей не так развита, как у взрослых, поэтому отдавайте предпочтение небольшим историям. Когда ребенок будет с легкостью рассказывать, о чем сказка, можете увеличить объем.

Также упражнения по прочитанному стоит выполнять дробно, т. е. разделив текст на смысловые блоки. Сейчас многие детские книжки и пособия по чтению сформированы таким образом: на одной странице завязка истории, на второй наводящие вопросы, и так до самого конца. Это сделано в помощь родителям, чтобы им было проще учить пересказу дошкольников и младших школьников.

Умение пересказывать зависит в том числе и от словарного запаса ребенка. Если вы редко с ним разговариваете, не используете развивающие игры, то и речь его будет бедна. Он даже может примерно знать, что хочет сказать, а вот как это сделать, какими словами и грамматическими структурами – не понимает. Поэтому малышу нужно будет помогать: предлагать ему несложные, но правильные конструкции, играть в словесные игры, развивать память.

Ругать ребенка за то, что у него не получается пересказать историю, как вы этого требуете, не рекомендуется. Иначе, он будет думать, что лучше вообще этого не делать, тогда его хотя бы не станут ругать. Помните, что у всех детей речевое развитие проходит по индивидуальной схеме – кому-то пересказ дается легко, а кому-то приходится прикладывать больше усилий.

Этапы пересказа

Для того чтобы ребенок научился правильно излагать содержание прочитанного, необходимо знать основные этапы, на которых строится обсуждение.

    Совместное чтение. Если вы занимаетесь с дошкольником, то он, скорее всего, будет отвлекаться и постоянно перебивать вас. Терпеливо отвечайте на его вопросы, плавно возвращая к истории.

Лучше заранее выбрать книгу, которая будет интересна ребенку.

Если ребенок умеет читать, попросите его прочитать вслух. Но следует помнить, что так он быстрее устанет от занятия. В зависимости от размера произведения и возраста ребенка вы можете читать по блокам или историю целиком.

  • Блок наводящих вопросов. Здесь вы спрашиваете, о ком идет речь в истории, что произошло, куда пошли герои? Вопросы должны не только отразить прочитанное, но и подвести к следующему блоку. Сказка может быть совсем небольшой, поэтому блоков может быть один или два. Вы можете задавать вопросы по ходу чтения.
  • Составление плана. Данный этап очень важен и подходит для детей, умеющих читать. Нужно набросать схему пересказа, состоящую из основных мыслей каждого блока, чтобы по ней ребенок смог пересказать всю историю. Позже он будет справляться и без плана. Главная задача – научить четко определять (одним предложением) главную идею первой части или абзаца, второй, третьей и т. д. Это своеобразный каркас, на который позже будет наращиваться история из слов и предложений.
  • Обсуждение полного сюжета. Здесь ребенок должен уже не рассказать по частям, о чем вы прочитали, а полностью пересказать сюжет. Вы также можете использовать наводящие вопросы или план пересказа.
  • Вопросы по личному отношению. Мнение вашего ребенка об истории, о персонажах и их поступках – это дополнительная часть пересказа. Таким образом у ребенка развивается не только речь, но и морально-этические установки, духовные и личностные ценности, воображение и абстрактно-логические мышление.
  • Словесные игры в помощь

    Для того чтобы улучшить навыки пересказа, используйте развивающие словесные игры. Они помогут улучшить память, словарный запас и красноречие, воображение и мышление.

    • «О чем письмо?». Напишите или напечатайте на листе текст письма, положите его в конверт и покажите ребенку. Скажите, что от бабули пришло письмо, и затем прочитайте его вместе с ребенком. Спросите его: «О чем оно?». Потом попросите рассказать о содержании письма папе. Помогайте ему наводящими вопросами.
    • «Где ошибка?». Прочитайте вместе какую-нибудь сказку или посмотрите мультфильм, а затем задавайте ребенку вопросы с ошибкой. Например, в сказке мальчик победил злого дракона и спас принцессу, а вы скажите ребенку: «Как жаль, что мальчик не смог справиться с чудовищем и спасти красавицу-принцессу, так ведь было?» Скорее всего, малыш вас исправит.
    • «Как ты думаешь, о чем?». Покупайте книги с иллюстрациями, и прежде чем начать читать, спрашивайте у ребенка, о чем, по его мнению, будет история? Таким образом вы будете развивать творческое мышление и воображение. А если его предположения оправдаются по ходу сюжета, он еще и будет рад, что догадался.

    Заключение

    Исключительно от вас зависит, когда вы начнете обучать малыша пересказу, но лучше не затягивать с этим вопросом. Развитая речь поможет ему не только получать впоследствии хорошие оценки в школе, но и свободно общаться, не бояться публичных выступлений, развернуто выражать свои мысли. Не упустите момент, когда ребенок сам проявил интерес к чтению и стал задавать вопросы по прочитанному, – поощряйте его любознательность.

    Как научить ребенка запоминать тексты. Как научить ребёнка запоминать и пересказывать текст?

    Популярные материалы

    Today’s:

    Как научить ребенка запоминать тексты. Как научить ребёнка запоминать и пересказывать текст?

    Пора забыть те дни, когда пересказ вызывал у вашего школьника (или у вас обоих) неприятные эмоции, когда все скатывалось к срочной зубрежке. Если вы успешно преодолели предыдущие этапы, легко справитесь и с этой задачей.

    Если навыки понимания и анализа текста все еще хромают, на этапе запоминания и пересказа это станет заметно. Хотя если ребёнок будет регулярно тренировать свои мыслительные способности, вы не заметите такой проблемы.

    Пять простых шагов еженедельной тренировки:

    1) выбрать текст, прочитать его на уровне заголовков, подзаголовков, отдельных абзацев, чтобы получить общее представление о содержании, теме (просмотровое чтение);
    2) осмысленно прочитать его (ознакомительное чтение);
    3) обсудить содержание текста и обобщить впечатления (изучающее чтение);
    4) перечитать текст с установкой на запоминание;
    5) пересказать.

    Читать еще:  Дмитриевская родительская суббота поминовение усопших

    Успешно справляетесь с обычным пересказом? Время усложнить задания с помощью творческих приёмов.

    Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка запоминать и пересказывать прочитанное

    • Попробуйте составить максимально короткий план текста, опустив все мелкие детали.
    • Предложите пересказать текст от имени одного из героев. Можно даже сделать небольшую инсценировку, используя мягкие игрушки или нарисованных персонажей.
    • Заведите читательский дневник. В нем нужно помечать основную информацию о прочитанном: имена героев, основную мысль повествования, самые яркие моменты сюжета.

    Как научить ребенка запоминать стихи. Как учить стихи с ребёнком: полезные советы

    Простые, но эффективные советы, как помочь ребенку выучить стихотворение.

    Совет 1. Найдите непонятные слова

    Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком, должен сам прочитать его с выражением. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Спросите его, о чем говорится в этой или иной строчке? Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз. Приступайте к заучиванию только после такой предварительной работы.

    Совет 2. Увеличивайте объем постепенно

    Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из 3–4 слов. Для начала подойдёт двустишье или четверостишье. Позже можно брать стихотворения большего размера, делить его на четверостишия и заучивать по порядку. В первый час два четверостишия. Потом следующие два. Именно по два, а не больше.

    Совет 3. Визуализируйте стихотворение

    Визуализируйте стихотворение. Помогите ребёнку представить происходящее, расскажите о деревне, в которой жил маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как его отцу тяжело было прокормить большую семью, о лютом морозе. Также стихотворение можно нарисовать – в виде символов или сделать иллюстрацию к тексту.

    Совет 4. Подключите эмоции

    Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, – такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Некоторые воспитатели в детских садах приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Ребятишек в группе много, и коллективное заучивание невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та…» Это неправильно! Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

    Совет 5. Переведите рифму в прозу

    Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать о чём в нём говориться. Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Таким образом, сформируется смысловая последовательность. После такой обработки заучивание стихотворения пройдёт легче и быстрее.

    Совет 6. Нарисуйте стихотворение

    Нарисуйте с ребенком стихотворение. Четверостишие за четверостишием. И вовсе не обязательно создавать шедевры изобразительного искусства. Достаточно будет схематических рисунков. Сначала рисуем, а потом рассказываем стихотворение по картинкам. В общем, поиграйте в иллюстраторов. Этот метод хорош тем, что к процессу запоминания подключается зрительная память.

    Совет 7. Поиграйте в театр

    Инсценируйте стихотворение. Каждую строчку произведения можно не просто читать, а еще и показывать. Если действующих лиц много, можно привлечь к представлению всех членов семьи.

    Совет 8. Используйте диктофон

    Сейчас в каждом телефоне есть встроенный диктофон. Сделайте аудиозапись стихотворения, прочитанного ребенком, а затем включите запись и дайте ему прослушать. Так, вы подключите к процессу слуховую память, и значительно повысите шансы ребенка запомнить те строки, которые никак не поддаются.

    Совет 9. Разрежьте стихотворение на строчки

    Разрежьте стихотворение на строчки. Это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести его из памяти кратковременной в долговременную. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаги или просто написать. Главное чтобы шрифт был крупным. А потом взять и разрезать стих на отдельные строки. Перемешать и предложить ребенку выложить строчки в нужном порядке.

    Совет 10. Повторяйте выученное

    Вместе с ребенком повторяйте выученное стихотворение через промежуток времени: перед сном, на следующий день, через неделю. Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка, расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке, или если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь.

    Совет 11. Не откладывайте заучивание

    Не откладывайте заучивание стихотворений до школы. Начинать учить стихотворения наизусть желательно не позже 3–4 лет.

    Совет 12. Делайте перерывы

    Делайте перерывы для отдыха, чтобы однообразное занятие не наскучило.

    Совет 13. Никакого насилия!

    Не заставляйте ребенка и не наказывайте за неудачи.

    Совет 14. Учитывайте индивидуальные особенности

    Выбирайте стихотворение в соответствии с возрастом и темпераментом ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным – размеренные, плавные.

    Совет 15. Учите с целью

    Поначалу учите стихотворение в качестве подарка: для мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза.

    Как научить ребенка запоминать правила. Как упорядочить архивы памяти

    Как научить ребёнка быстро запоминать.

    В младшем возрасте у детей обычно хорошо развито механическое запоминание текстов. Но в среднем школьном возрасте ребенок начинает испытывать затруднения при запоминании школьной программы. Можно научить его правильно и быстро запоминать необходимую информацию.

    Лучше, если домашнее задание ребенок будет делать в тот же день, когда он его получил, так как именно в первые сутки после получения информации работает кратковременная память, и ребенок может легко забыть то, что ему объясняли или то, что он уже начал учить.

    Разделите заучивание материала на несколько частей, пусть ребенок учит и запоминает каждую часть через небольшие промежутки времени, между которыми будет иметь активный отдых или просто сменит деятельность. Так информация будет лучше усваиваться.

    Следите за тем, чтобы у ребенка был организован распорядок дня, чтобы он приступал к выполнению домашнего задания в одно и то же время. Он будет быстро запоминать материал, если будет делать это в дневное время. Вечером понадобится только закрепить выученное ранее.

    Чтобы ребенок быстро и легко запоминал материал уроков, нужно, чтобы он понимал то, что учит. Поэтому, если на уроках ему иногда не удается во что-то вникнуть, то помогите ему разобраться в этом дома: непонятное очень сложно запомнить и наоборот.

    Чтобы научить ребенка быстро запоминать, необходимо научить его работать с текстом. Разным людям помогают разные техники работы с текстами. Кому-то нужно прочитать текст несколько раз, чтобы запомнить его визуально, кому-то нужно прочитать и воспроизвести текст вслух, кому-то — прочитать и набросать на бумаге краткий план или основные важные мысли текста. Всем этим видам работы с материалом надо научить ребенка, а затем он сам выберет тот, который ему более близок.

    Чтобы ребенок умел быстро запоминать учебный материал в школе, необходимо, чтобы он постоянно тренировал память. Для детей есть много специальных пособий с интересными и занимательными заданиями по развитию памяти — их выполнение станет и полезным, и интересным досугом для всей семьи.

    ( 1 голос : 5,0 из 5 )

    Когда-то знаменитый японский ученый, который был знатоком детской души, произнес следующие слова: «стихи для запоминания должны воспитывать в ребенке благородные чувства, они должны быть изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнить, и в то же время должны нравиться самому ребенку».

    И, конечно же, он был прав. Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи. Поэзия очень хорошо развивает в ребенке эстетические, нравственные и эмоциональные качества, закладывает в ребенка смысл, и отвлекает от плохих мыслей.

    Для того, чтобы как можно раньше начать формировать у вашего чада такие полезные качества, необходимо еще до школы заниматься с ребенком, учить стихотворения, которые будут актуальны и понятны для его возраста. Однако, важно не просто заучивать стихи, и заставлять ребенка пересказывать их вам вслух, но и научить его самостоятельно и быстро запоминать стихи любого объема. Тем более, что школьная программа предполагает постоянное заучивание стихов целого ряда авторов.

    Ребенок плохо запоминает и пересказывать текст. Почему в начальной школе не учат правильно пересказывать тексты

    К сожалению, как показывает опыт, большинство будущих первоклассников очень плохо владеет связной речью. Они, если и отвечают на вопрос педагога, то короткими предложениями. С трудом составляют рассказ по картинкам. Не всегда могут пересказать текст, или даже знакомую сказку.

    В школе идёт большая работа над развитием речи. Начиная уже с 1-ого класса, детям часто дают задание пересказать какой-то текст. При чём чётких указаний, как надо пересказывать, нет. Однако, несмотря на это, большинство первоклассников и второклассников легко пересказывают тексты и получают хорошие оценки.

    Казалось, нет никаких проблем! Но это только так кажется. Дети младшего школьного возраста обладают хорошей механической памятью. Им не составляет труда запомнить практически наизусть небольшой текст, а затем пересказать его.

    И пока все радуются тому, что ребёнок так подробно передаёт содержание текста, время идёт. А ребёнок по-прежнему не умеет пересказывать тексты.

    Проблемы начинаются в классе 3-ем, 4-ом. На смену простым текстам приходят более длинные произведения, рассказы научного характера. Такие тексты уже так просто не запомнишь. А ещё в это время дети начинают писать изложения. И чем сложнее текст, тем труднее ребёнку передать его содержание кратко и чётко.

    Вывод очень простой. Хотите избежать проблем в обучении в будущем? Учите уже сейчас ребёнка правильно готовиться к пересказу текста. Не заниматься зубрёжкой, а учить ребёнка осмысленному пересказу! И чем раньше вы начнёте это делать, тем быстрее ребёнок освоит алгоритм такого пересказа. И тем легче ему будет понять и пересказать любой текст.

    Как научить ребенка запоминать прочитанное. Запомнить сейчас или выучить на потом?

    Как известно, существует два основных вида памяти — краткосрочная и долгосрочная. Краткосрочная память требуется только для того, чтобы ориентироваться в текущих событиях. Когда мы приходим домой, то можем пока поставить сумку рядом с порогом, чтобы снять верхнюю одежду и обувь. После переодевания человек точно помнит, где сумка, и переставляет ее на нужное место.

    Но помнить до конца жизни информацию о местоположении сумки нет никакого смысла. Поэтому уже через несколько часов мозг избавляется от лишнего груза. Чаще всего забывается даже сам факт, что сумку куда-то ставили.

    Другое дело — важные дела и информация. Их нужно постоянно держать в надежном месте. И это место — долгосрочная память.

    Основная проблема с запоминанием происходит из-за незнания особенностей работы этих двух видов памяти. Краткосрочная память имеет небольшой объем. Например, за один раз человек может запомнить всего 7–9 цифр или слов.

    Но даже эта информация не полностью переходит в долгосрочную память. Если по прошествии некоторого времени человека попросить припомнить те цифры или слова, которые он недавно запоминал, он сможет назвать всего 3-4. И не факт, что даже эти 3-4 объекта перейдут в долгосрочную память.

    В долгосрочной памяти не хранится все подряд. Мозг сохраняет только то, что счел главным, а детали может выкинуть как несущественные. Для долгосрочной памяти главное — «скелет», а «мышцы»-подробности она может нарастить при необходимости. Но только если у нее есть на это время.

    Но и это еще не все! Мало положить в долгосрочную память, нужно еще оттуда и достать. И тут снова могут быть проблемы. Память не отдает все сразу, а только по частям, и то не всегда полностью. При быстром ее наполнении без возможности все переварить она может выдать только 30 % из своих запасов.

    Видео как научить ребенка запоминать термины?

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector