История пскова с момента упоминания в летописи
История пскова с момента упоминания в летописи
История Пскова, от первого упоминания…
…от Рождества Христова
903-2003 гг. От первого упоминания Пскова в Повести временных лет минуло 11 веков. Согласно Псковской летописи, город был уже в 862 г., когда «наехали князи Рюрик з братиею из Варяг в Словяне княжити…». Данные археологии увеличивают возраст Пскова до 2000 или более лет: поселения на Псковском городище — возвышенном мысу при слиянии рек Великой и Псковы, в северной части Крома — существовали на рубеже эр. Освоению края способствовала соединенность речной системы Чудского озера с Варяжским (Балтийским) морем, за выход к которому славяне боролись с варягами (скандинавами) и чудью (эстами и ливами). Полиэтничность раннего населения города отражена в названии Пьсков (Плесков, Пльсков), выводимом от реки Пскова. Piskawa (по-ливски), pihkwa, piskwa (по-эстонски) означает «смолистая вода». Другие толкования гидронима — «плеск», «блеск», «рыбная река», «песок». Археологами установлено, что в Пскове X-XI вв. жили потомки славян — псковских кривичей, представители прибалтийско-финских, балтских и скандинавских племен.
Ольгин Град
От рода Варяжска происходила и киевская княгиня Ольга (Helga), в крещении — Елена. Государственным строительством и радением за православную веру Ольга снискала особое почитание. Автор Повести Временных Лет впервые сообщает о Пскове в контексте ее биографии, констатируя факт приведения князю Игорю «жены от Пьскова (Плескова) именем Ольгу». У язычника Игоря были другие жены, но в анналы вошла одна. Второе, по времени, упоминание Пскова в Повести Временных Лет датировано 947 г.: «Иде Вольга Новугороду, и устави по Мьсте повосты и дани и по Лузе оброки и дани; и ловища ея суть по всей земли, знамянья, и места, и повосты, и сани ее стоять въ Плескове и до сего дне…». Степенная книга рассказывает о первой встрече Игоря с Ольгой на ее родине, в Выбутах (12 км от Пскова), и об основании княгиней Троицкого собора и города Пскова. По Иоакимовской летописи, «Олга… повелела построить град на берегу Великой реки, и нарекши его Плесков, населить людьми, отовсюду призывая». Археологическое изучение Пскова доказало, что он возник задолго до рождения Ольги. Однако именно в Ольгино княжение Псков из укрепленного поселения превращался в административный и торгово-ремесленный центр: распространение системы погостов на широкую территорию вело к преобразованию догородской структуры Пскова в городскую.
«…на своей воли живяху в нем сущие людие…» (из Псковской летописи)
Псков не был княжеской вотчиной, но признавал главенство киевского князя. Возвышение Новгорода — проводника политико-административного влияния Киева на Северо-Западе — обусловило включение Пскова в Новгородскую волость. Псков находился в компетенции новгородских архиепископа и князя — войскового предводителя, делившего с посадниками исполнительную и судебную власть. Псковские посадники назначались из Новгорода. Вече новгородское — законодательный орган — предопределяло решения веча псковского.
Псковитяне, имея ресурсы для жизнеобеспечения и этнографически отличаясь от потомков ильменских (новгородских) славян, стремились к самостоятельности. В 1036 г. псковский князь Судислав был арестован Ярославом Мудрым за неподчинение. Ослабление роли Киева усилило центробежные тенденции. В 1136 г. новгородская оппозиция лишила власти внука Владимира Мономаха, Всеволода Мстиславовича. Псковитяне блюли собственный интерес.
В 1137-1138 гг. Всеволод Мстиславович княжил в Пскове и готовил захват новгородского стола. Его смерть предотвратила вооруженный конфликт. Но твердость псковитян вынудила Новгород признать независимость своего младшего брата, упроченную при князе Довмонте, в крещении — Тимофее (1266-1299 гг.). Даже военные альянсы не воссоединили братьев. Де-юре Псков отделился от Новгорода в ходе борьбы за сюзеренитет между Москвой и Тверью.
В 1327 г. великий князь Александр Михайлович Тверской после антитатарского восстания в своей вотчине сбежал в Псков. Великое княжение хан передал Ивану Калите. Тот требовал явки беглеца в Орду. Псковитяне не выдали князя Александра.1,5 года он укрывался в Литве, держа связь с Псковом. При нем возникли первое псковское законодательство и Болотовский договор, который подтверждал соглашение 1138 г. и фактическое положение дел: посадники избирались псковским вечем; владычные наместники назначались из псковитян; псковитина не вызывали на суд в Новгород. Иван Калита не осуждал действия Пскова, но сдерживал их через новгородского владыку и московского митрополита: псковская церковь не получила автономии. В 1337 г. хан, по совету Ивана Калиты, перевел Александра Михайловича в Тверь, чтобы в 1339 г. казнить без сопротивления Пскова и Литвы. Москва победила Тверь, усилив влияние в Новгороде и в Пскове. Более Новгород не посягал на вольности Пскова.
«Псковская пошлина» (законы и традиции)
Внешне- и внутриполитическую жизнь Пскова определяло вече — собрание лично свободных глав семейств и дворовладельцев мужского пола. Атрибутами вечевой республики являлись вечевой колокол — для созыва собраний, и степень (возвышение) — для обращений ораторов. На вече председательствовал степенной посадник (с 1420 г. — два), избираемый ежегодно из бояр. Смененные, старые, посадники становились командующими воинских подразделений и послами Пскова за рубежом. Со временем старые посадники вновь могли баллотироваться в степенные. Вечевые дела вела господа — коллегия князя, сотских (глав кончанских сотен), степенных и старых посадников. Господа распоряжалась вечевыми канцелярией и архивом . Традиция веча принимать решения криком делала его управляемым для господы, состав и полномочия которой обусловили сосредоточение власти в руках 20 боярских семей. Князь не руководил господой в силу ограниченности своей компетенции. Критериями приглашения на княжение были наличие у претендента сильной дружины, принятие им псковской пошлины и православия. Вступая в права, избранник целовал вечу крест. За нарушение старины князя изгоняли. Князь играл роль судьи и военачальника. Но непосредственно он командовал лишь конным отрядом численностью многократно меньшей городского ополчения. Судебная власть и доходы князя лимитировались участием сотских в рассмотрении дел.
В 1397 г. вече утвердило Псковскую судную грамоту (ПСГ) — свод государственных законов на основе княжьих грамот Александра Невского и Константина Дмитриевича и приписок псковских пошлин. ПСГ оформляла отношения бояр с зависимыми людьми; определяла порядок наследования имущества; регламентировала условия заключения вексельных и залоговых сделок; устанавливала правила документооборота в городском архиве — ларе; закрепляла процессуальные нормы. ПСГ дополнялась вплоть до конца вечевого строя и присоединения Пскова к Москве. ПСГ стала одним из источников кодекса права Русского государства — Судебника 1497 года.
…1510 г. ознаменовался снятием вечевого колокола, присягой на верность Василию III и выводом из Пскова 300 боярских семей. За пределы Кремля и Середнего города выселили всех псковитян и вынесли торг. Бескровность мероприятий обеспечила искусная дипломатия Василия III и дьяка Третьяка Долматова. А в ее основе лежало многолетнее военное и политическое взаимодействие Пскова с Москвой.
«:град твердъ стенами, и людеи бе множество: в нем» (из Псковской летописи)
С 1510 г. обстраиванье Псковской земли стало приоритетным для Москвы. Повелением великого князя интенсифицировалось культовое и оборонное зодчество псковских мастеров. В 1516-1564 гг. в Пскове возведено то же число церквей, что и за период с 1404 по 1508 гг.
Только в 1519 г. строились три храма в Пскове, один — в Опочке и два — в Псково-Печерском монастыре. В 1558-1565 гг. Псково-Печерский монастырь, по сооружении стен и башен, сделался крепостью. К 1537 г. завершена фортификация Пскова: в верхнем течении и в устье реки Псковы сложены поперечные стены — Верхние и Нижние решетки, сомкнувшие внешнее кольцо обороны и превратившие часть реки во внутреннюю гавань города.
Псковская крепость являлась лучшей в России XVI в. Территорию Крома, Довмонтова, Середнего и Окольного городов и части Запсковья, площадью 215 га, ограждали 4 пояса каменных укреплений протяженностью 9 км. Мощь усиливали 37 башен. Коммуникацию обеспечивали 14 ворот, настенные, башенные и подземные переходы. Обзор местности с севера давала Наугольная Варлаамская башня, с юга — Покровская. Водобежные ворота контролировались с Башен у Нижних решеток и с Косьмодемьянской и Никольской башен у Верхних решеток. Атаки останавливались огнем артиллерийского наряда. Подкопы определялись по специальным колодцам — слухам.
После Москвы и Новгорода Псков был третьим городом России XVI в. В нем и в округе насчитывалось 40 приходских церквей и 40 монастырей. За пределами крепости находился посад. В городе и на посаде проживало 30000 человек. На Большом Торгу Окольного города располагались 40 торговых рядов. Кроме того, существовали рыбные ряды в устье Псковы — в Рыбниках и мясные ряды в северной и южной частях города — на Запсковье и на Полонище. Совокупность торговых точек составляла 1700 единиц, в том числе 190 хлебных лавок.
«Потягнете за святую Троицу, и за святыя церкви, и за свое отечество!» (Довмонт)
С 1116 по1709 гг. на долю Пскова выпали 123 войны. Псковская земля первой принимала удары с Запада. В отличие от Золотой Орды, Орден Меченосцев (1202-1237 гг.) и Ливонский Орден (1237-1561 гг.) не ограничивали планов контрибуцией и превращением Руси в вассала. Они вели натиск на Восток с целью аннексии и насаждения католицизма. На Псковском рубеже оберегались территориальная целостность и государственная религия страны. После распада Ливонского Ордена угроза исходила от Речи Посполитой (1569-1795 гг.) и Швеции.
Противостоять агрессорам в одиночку Псков объективно не мог. Но его альянс с Москвой вызывал разную реакцию современников. Редактор Псковской третьей летописи (1567 г.), игумен Псково- Печерского монастыря Корнилий усматривал в нем только потерю вечевой старины. Летопись игнорировала борьбу Пскова и Москвы с Ливонским Орденом и Литвой, содействие великого князя в строительстве псковских укреплений; правление дьяка Мисюря Мунехина, 18 лет преумножавшего мощь и богатство Псковского края.
Старец Елеазарова монастыря Филофей в посланиях к великому князю Василию III, дьяку М. Мунехину и царю Ивану IV изложил теорию «Москва — третий Рим». Ее ключевая идея: «Все христианские царства сошлись в одно твое, потому что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть». Величие Русского государства зиждится на единстве во главе с Москвой. Ведь все значимые для страны победы обретались совместными усилиями:
5.04.1242. Ледовое побоище с участием владимирцев, новгородцев, псковитян и суздальцев. Отвоеваны Водь, Луга, Псков, Латыгола. Разменены пленные.
1268 г. Раковорская битва с участием новгородцев, псковитян, суздальцев и тверичей. Рыцари бежали. Полк князя Довмонта гнал врага до Балтики.
1407, 1426 гг. Москва помогла Пскову в борьбе с Литовским князем Витовтом. Мирное соглашение составлено «по псковской воле, по князя великого докончанию».
1473 г. Москва прислала в Псков отряды из 22 городов. Ливонский Орден заключил мир на 20 лет с воеводой великого князя и с князем псковским.
1480 г. Война с ливонцами, в нарушение договора сжегшими посад Гдова. Войска великого князя разграбили Юрьев. Ливонцы осадили Псков и были отбиты. Затем русские атаковали города Феллин и Терветен. Магистр Ордена заключил новый договор на условиях Москвы.
27.08.1581-04.02.1582 Героическая оборона Пскова от войск польского короля Стефана Батория. По приказу воеводы Ивана Шуйского сожжен посад, у каменной стены Окольного города выстроена деревянная, а между стенами прорыт ров. При артобстреле 7-8 сентября в каменной стене образовался пролом, куда ринулись атакующие. Деревянная стена позволила ратникам сдержать натиск. Враги заняли Покровскую и Свинузскую башни. На защиту города поднялись все жители: штурм отбили, пролом заделали, Свинузскую башню взорвали. Затем псковитяне отразили 31 приступ и совершили 46 вылазок против неприятеля. Второй штурм состоялся 2 ноября. Его остановили пушкари: на великорецком льду вырос мост из трупов. Поражение армии Речи Посполитой под Псковом помогло России вернуть Великие Луки, другие захваченные города и окончить Ливонскую войну (1558-1583 гг.) в прежних границах.
30.07-17.10.1615 Осада Пскова войсками шведского короля Густава Адольфа. Изначально воеводы Василий Морозов и Федор Бутурлин навязали врагу полевое сражение, в коем погиб командующий Эверт Горн. Августовской ночью отряд противника взорвал Взвозские ворота у Нижних решеток и бросился к Варлаамским воротам, дабы открыть их для основных сил. Псковитяне выбили нападавших из города. Началась 1,5-месячная осада. На Запсковье и на Завеличье неприятель выстроил 10 городков и навел 2 моста через реку Великую. 3 дня перед штурмом велся артобстрел. 9 октября завязались бои у Варлаамских ворот и у Наугольной Варлаамской башни. Защитники отразили штурм и Густав Адольф снял осаду. Неудача под Псковом ослабила его позицию в мирных переговорах с Россией и вынудила вернуть Ладогу, Порхов, Гдов, Старую Руссу и Новгород.
«Лучше всякой силы — промысл» (А.Л.Ордин-Нащокин)
Внешняя торговля была базисом экономики Пскова. Находки позднеримской монеты IV в., византийской монеты VII в., кладов арабских монет говорят о развитости его зарубежных связей. В 1425-1510 гг. в Пскове чеканили свою, а до 1632 г. — общерусскую монету. В ходе реформы 1654-1663 гг. Псковский денежный двор лидировал по объему продукции, имея контакты с поставщиками сырья из Европы. Водный путь связывал Псков с Ивангородом, наземный — с Ригой и Литвой. На Завеличье располагались Немецкий, Любский (Ганзейский) и Шведский (старый Немецкий) дворы. Для активизации внешней торговли гостиный двор организовали и у Псково-Печерского монастыря. С конца XV в. Псков — ведущий партнер Ганзы. В1582, 1607 гг. появились Немецко-Русские разговорники. В Пскове работали купцы Сурожского и Суконного рядов. Первый контролировал торговлю с Азией, второй — с Западной Европой. В Пскове имелись Большой, Льняной, Тверской гостиные дворы и Двор для московских людей. Псковские купцы выполняли поручения правительства. Объем торговых пошлин со Пскова двукратно превышал новгородский и равнялся московскому.
Инициатор Новоторгового устава (1667-1724 гг.) А. Л. Ордин-Нащокин вынашивал идеи меркантилизма в бытность псковским воеводой (1665-1666 гг.). Его «17 статей о градском устроении» регулировали беспошлинную торговлю, создание «торговых товариществ» и «ссудного банка».
По итогам Северной войны расширились границы России и Псков утратил свое значение оборонительного и торгового центра на Северо-Западе страны. >» target=»_top»>читать далее >>
История
Псковская земля — край с удивительной историей, край, который можно назвать хранителем русской старины. Все более значимые события российской истории так или иначе связаны с Псковщиной.
В 2003 году прошло празднование 1100-летия города Пскова, сердца Псковского края. Первое летописное упоминание о Пскове относится к 903 году, когда киевскому князю Игорю привезли из Пскова невесту «именем Ольгу». Однако возник Псков гораздо раньше, о чем свидетельствуют данные археологических исследований. Впрочем, хорошо знали это и древние летописцы, недаром в одной из летописей сказано: «А о Плескове граде от летописания не обретается воспомянуто, от кого создан бысть и которыми людьми…».
Позднее сложилась и красивая легенда об основании города на Великой, связанная с именем святой и равноапостольной княгини Ольги, родившейся неподалеку от Пскова, в погосте Выбуты.
…Как-то, уже будучи великой княгиней киевской и христианкой, объезжала Ольга свои обширные владения — погосты и дани устанавливала. Остановившись на берегу реки Великой, чтобы отдохнуть, увидела она чудное знамение. Три луча пролились с небес на землю и пересеклись на каменистом мысу у слияния двух рек — Псковы и Великой.
Пораженная этим видением, Ольга воскликнула:
«На этом месте будет храм Святой Троицы и град велик, славен и во всем изобилии. »
Возвратясь в Киев, великая княгиня не позабыла о своем обещании на берегу пустынной реки, велела послать туда много золота и серебра для постройки храма, заложить город Псков и населить его жителями…
Так, по легенде, возник город Псков и первый на Руси храм во имя Святой и Живоначальной Троицы, в обновленном виде и поныне стоящий в центре Кремля. Много позже на том месте, с которого Ольга любовалась на огненные лучи, была построена небольшая часовня и названа Ольгинской.
С конца IX и до XII века Псков, как составная часть обширных новгородских земель, входил в состав Древнерусского государства — Киевской Руси. Когда же распри и междоусобицы князей расчленили наследие святой княгини Ольги и Владимира Крестителя на множество «суверенных» земель, Псков отходит под юрисдикцию Великого Новгорода. При этом остается достаточно самостоятельным городом, с которым, как ни с каким другим, считалось горделивое новгородское вече при решении важнейших вопросов.
Реальная, знаковая мощь псковского веча рельефно проявилась уже в 1137 году, когда псковичи призвали на княжение изгнанного из Новгорода князя Всеволода Мстиславича, внука Владимира Мономаха. Этим политическим шагом псковичи открыто бросили вызов своему «старшему брату». Князь Всеволод, в святом крещении Гавриил, был позднее причислен к лику святых.
Уже со второй половины XIII века, со времени княжения в городе Довмонта, в крещении Тимофея (1266-1299 гг.), Псков фактически становится независимым от Господина Великого Новгорода. Бежавший от преследований из Литвы и принятый псковичами, Довмонт княжил в Пскове 33 года. Снискавший любовь и популярность псковичей прежде всего за мужество и воинскую доблесть (в многочисленных сражениях Довмонт не потерпел ни одного поражения), князь всю жизнь не только успешно воевал, но и обустраивал город, ставший ему родным.
Приграничное положение Пскова способствовало росту внешней торговли. Несмотря на постоянные столкновения с Ливонским орденом, псковичи успешно торговали с Нарвой, Ригой, Дерптом, Полоцком, позднее — с городами Ганзейского союза. Псков не только интенсивно поставлял свои товары в Западную Европу, но и являлся крупным передаточным пунктом товаров в русские города и княжества, и в далекие восточные страны. На Запад из Пскова шли караваны с мехом, медом, воском, кожей, щетиной, салом, льном и многим другим. С Запада иноземные купцы везли в Псков золото, серебро, медь, олово, свинец, сукно, полотна, драгоценные камни, вина, пряности, пергамент.
И все же понадобилось еще почти сто лет, чтобы Новгород официально, подписанием Болотовского договора в 1348 году признал независимость Пскова: «…Чтобы новгородские посадники в Пскове не управляли и не судили, чтобы в церковных делах от имени новгородского епископа судил пскович, чтоб никого из Пскова не вывозили в Новгород для службы в войне…».
Вот в эти-то полтора с лишним столетия, с 1348 по 1510 годы, и расцвел на Русской земле удивительный феномен — Псковская вечевая республика.
Ее государственное устройство походило на государственное устройство Новгорода. Верховным органом власти было вече. На вече могли приходить все свободные взрослые мужчины, главы семей и владельцы дворов в Пскове. Поэтому вече называют народным собранием. Но господствовали на вече бояре. Вече было высшим законодательным органом, только оно могло принимать новые и отменять старые законы. В 1467 году вече утвердило сборник законов Псковской республики — Псковскую судную грамоту. Вече объявляло войну и заключало мир, принимало и отправляло послов. На вече же решались важнейшие вопросы внутренней жизни Пскова. Вечевые собрания обычно происходили внутри Крома, на площади перед Троицким собором. Созывались они звоном вечевого колокола, который висел на Троицкой звоннице.
В Пскове был князь, но его власть не была наследственной. Псковичи приглашали к себе князей из других русских княжеств, иногда из Литвы, потому что нуждались в военачальнике и его дружине для борьбы с врагами. Нередко они изгоняли своих князей, если те их не устраивали, и приглашали других. Вновь призванный князь приносил клятву верности Пскову — «целовал ему крест» — и поселялся на княжьем дворе. Право суда принадлежало князю полностью. Верховным судебным органом была господа. Во второй половине XV в. в состав господы входили князь, два степенных посадника и сотские — представители городских низов, «чёрных людей».
Исполнительная власть принадлежала посадникам. Свое государство псковичи называли просто Псковом или Псковской землей. Псковская земля делилась на волости, центрами которых были пригороды — зависимые от Пскова города.
Псковские пригороды, возможно, тоже имели каждый свое вече, но посадников им присылали из Пскова, и в делах государственного управления они полностью подчинялись главному городу.
Постоянная угроза, исходившая с запада, заставила псковичей строить оборонительные сооружения. Более того, в отличие от замков и крепостей средневековой Европы, защищавших только феодалов, псковские крепости строились для защиты всего населения, в том числе крестьян, от внешнего врага. Вот почему они были так многочисленны и имели большие по тем временам размеры. Изборск, Вышгород, Красный, Гдов, Остров, Опочка, Велье, Воронич, Кобыла, Дубков — эти и другие псковские пригороды-крепости первыми принимали на себя удары иноземцев, тем самым давая Пскову возможность собраться с силами.
Матвей Меховский, автор историко-географического трактата о Восточной Европе, изданного в 1517 году, писал: «Земля Псковская имеет 30 каменных замков по направлению к Ливонии, каких нет ни в Московии, ни в Литве». В этом было некоторое преувеличение. Опираясь на Остров, Изборск, Гдов, Опочку и другие крепости, псковичи успешно сдерживали натиск немцев и литовцев с запада, защищая тем самым границы русского государства. А много позднее, во время осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория в 1581 году, секретарь короля Ян Пиотровский писал в своем походном дневнике: «Любуемся Псковом. Господи, какой большой город! Точно Париж!… Город чрезвычайно большой, какого нет во всей Польше, — весь обнесен стенами, за ними красуются церкви, как густой лес, все каменные…»
Будучи форпостом Руси на Северо-Западе, Псков фактически в одиночку противостоял воинственным соседям: с запада псковские земли подпирал Ливонский орден, с юга — враждебная Литва.
Главная угроза миру и безопасности на протяжении нескольких веков исходила от Ливонского ордена, ведь почти вся русско-ливонская граница (480 километров из 500) приходилась на псковские земли, и Псков первым принимал бесчисленные удары немецких рыцарей. Сам Псков находился от немецкого рубежа всего в 40 верстах, а Изборск — вторая по мощности псковская крепость — в 10 верстах. Надо полагать, само провидение расположило Псковскую землю в виде гигантского оборонительного вала, протянувшегося с севера на юг.
Стоит только раскрыть страницы псковских летописей, как с них доносятся бесчисленные свидетельства упорного приграничного противостояния, воинской славы и доблести псковичей.
Вот, например, 1240 год. Тевтонские рыцари безжалостно жгут и грабят псковский край.
В 1242 году Александр Невский вместе с дружиной одержал блистательную победу над немецкими рыцарями на апрельском льду Чудского озера, устранив, тем самым, прямую угрозу захвата русских земель. Но вплоть до уничтожения Ливонского ордена во второй половине XVI века от рыцарей исходила постоянная угроза псковским владениям.
Как тут не упомянуть подвиг псковичей в годы Ливонской войны. Оборона Пскова от войск польского короля Стефана Батория в 1581-1582 гг. — это высшее проявление стойкости и мужества псковичей, их ратные умения.
В течение осады псковичи отбили 31 приступ многократно превосходящего врага и сами совершили 46 вылазок против королевских войск. Историк Н. М. Карамзин позднее заметил, что если бы в истории Пскова была только одна страница — осада Батория, то и за одно это спасенная Россия должна быть вечно благодарна этому старинному городу.
Но уже 33 года спустя Псков в одиночестве, лишенный какой-либо помощи, опять противостоит целой армии, на этот раз шведского короля Густава Адольфа. И вновь одерживает победу над одной из самых лучших армий Западной Европы.
Вся история средневекового Пскова — это история беспрерывных войн, вражеских набегов, осад и боевых походов. Автор «Спутника по древнему Пскову» Н. Ф. Окулич-Казарин подсчитал, что только по сведениям уцелевших письменных источников с 1116 по 1709 годы, Псков вел 123 войны с внешними врагами. Согласимся, что подобный ратный труд и не всякому государству под силу. А Псков не только выдерживал, но и побеждал. Причем ни разу не был захвачен врагом. За исключением, разве что, единственного случая, когда с помощью измены и обмана немецкие рыцари завладели городом в 1240 году.
История города Псков
Псков – это один из самых древних городов России, в 2003 году он отметил свое 1100-летие. История города Пскова уникальна, она неразрывно связана с самыми значимыми событиями нашего государства. Псков – это город-защитник, древний форпост северо-западных рубежей Руси.
Основание и название города
Первое упоминание о Пскове встречается в Повести временных лет начала XII века, где рассказывается о том, как в 903 году киевскому князю Игорю привели жену «от Пьскова (Плескова) именем Ольгу».
Вместе с тем, археологические раскопки показывают, что город возник еще раньше – от 1500 до 2000 лет назад, а поселения на возвышенном мысу при слиянии рек Великой и Псковы существовали уже на рубеже эр. Официальной датой основания города считается 903 год.
Существует красивая легенда, связанная с именем княгини Ольги.
Объезжая свои владения, княгиня остановилась на берегу реки Великой и увидела чудное явление: три луча, пройдя с небес на землю, пересеклись на каменистом мысу у слияния рек Псковы и Великой. Ольга удивилась и решила, что на этом месте будет стоять храм Святой Троицы и «град велик, славен и во всем изобилии!»
Приехав в Киев, княгиня сдержала свое слово: она послала много золота и серебра, велела построить храм на берегу реки, заложить там город и заселить его народом.
Так, по легенде, возник город и первый на Руси храм во имя Святой и Живоначальной Троицы, что и сейчас стоит в центре кремля. А в том месте, где Ольга любовалась огненными лучами, была построена небольшая Ольгинская часовня.
Имя города происходит от названия реки Псковы. Существует несколько версий происхождения названия города и реки. Согласно одной из них, слово Пьсков (Плесков, Пльсков) происходит от древнерусского «плесъ», что означает часть реки между двумя излучинами или от слова «песок».
Время правления князя Всеволода
До XII века город в составе новгородских земель входил в Древнерусское государство — Киевскую Русь, а после разделения государства на мелкие княжества попадает под юрисдикцию Великого Новгорода. Вместе с тем, Псков остается достаточно самостоятельным городом, с которым считалось горделивое новгородское вече при решении важнейших вопросов.
В 1137 году псковичи призвали на княжение изгнанного из Новгорода князя Всеволода Мстиславича, внука Владимира Мономаха, тем самым делая вызов Нижнему Новгороду, своему «старшему брату». Приехавшие со Всеволодом новгородские мастера начинают возводить первые каменные храмы, в числе которых храм Дмитрия Солунского, Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря и собор Иоанна Предтечи Иоанновского монастыря, расположенного на левом берегу реки Великой.
Первые каменные храмы, построенные в XII веке, стали своеобразными образцами для архитектуры Пскова вплоть до XVI века.
Расцвет Пскова при князе Довмонте
В конце XIII века Псков фактически стал независимым от Великого Новгорода. В это время здесь правил сбежавший от преследований в Литве князь Довмонт, в крещении Тимофей, который не только успешно воевал (он не потерпел ни одного поражения), но и обустроил город.
При Довмонте развивалась торговля с Нарвой и Ригой, Дерптом и Полоцком, а позже – и с городами Ганзейского союза. В Западную Европу шли караваны с мехом и медом, воском и кожей, щетиной и салом, льном и многими другими товарами. С Запада привозили золото, серебро и медь, олово и свинец, сукно и полотна, драгоценные камни и вина, пряности и пергамент. В тоже время через Псковский край шли товары на Восток.
Довмонт княжил 33 года — с 1266 по 1299 годы, снискав любовь и уважение горожан.
Псковская вечевая республика
В 1348 году Новгород официально признал независимость Пскова и начался 150-летний период расцвета Псковской вечевой республики.
Свое государство жители называли Псковской землей и Псковом. Верховным органом власти было вече, куда могли приходить все свободные взрослые мужчины, главы семей и владельцы дворов, но главенствовали на народном собрании бояре. Здесь принимались законы, заключался мир и объявлялась война. Вече собиралось в кремле, на площади перед Троицким собором.
Правил Псковской землей князь, но его власть не передавалась по наследству, более того, князья приглашались из других княжеств, а если его правление не устраивало псковичей, князя изгоняли.
Опасаясь нападения с запада, псковичи возводили оборонительные сооружения, главной особенностью которых было то, что они строились для всего народа. Не удивительно, что здесь так много крепостей, они построены в Изборске и Вышгороде, Красном и Гдове, Острове и других поселениях.
К 1517 году по направлению к Ливонии, было 30 укреплений, которые первыми принимали удары иноземцев, давая возможность Пскову подготовиться к бою.
Город Псков был форпостом Руси на Северо-Западе, он фактически в одиночку противостоял воинствующим соседям: с запада — Ливонскому ордену, с юга — враждебной Литве.
Присоединение к Москве
К началу XVI века большинство русских земель входило в единое Русское государство, а Псковская земля, хотя и сохраняла свои вечевые порядки, но фактически уже утратила независимость.
6 января 1510 года правящий в то время князь Василий III собрал в Грановитой палате псковских посадников и бояр, потребовал упразднения вече и объявил о присоединении Псковской земли к Москве.
Так, совершенно бескровно, указом великого князя Московского Василия III пало вольное и свободолюбивое псковское вече — самый демократичный орган управления в средневековой Руси.
Участие в Ливонской войне
Ливонская война, продолжавшаяся с 1558 по 1583 годы, первые годы обходила Псков.
В 1580 году войско польского короля Стефана Батория вторглось в Новгородскую и Псковскую земли. Баторий рассчитывал на легкую победу и отправил к царю Ивану Грозному послов с требованием отдать Польше Ливонию, а также северо-западные русские земли с городами Смоленск, Псков и Новгород. После того, как Иван Грозный отказался подписать мирный договор с польским королем, тот решил взять Псков.
26 августа воины Стафана Батория подошли к южной стороне поселения. Перед приходом неприятеля псковичи сожгли посад. Население, включая крестьян из окрестных деревень, укрылось за крепостными стенами. Дополнительно вдоль южной стены они построили ещё одну деревянную стену, параллельную каменной, между которыми выкопали ров.
Оборона крепости длилась 30 недель, с 27 августа 1581 года по 4 февраля 1582 года. Врагу не помогли ни открытый штурм, ни подкопы, ни предательство. Шестимесячная осада не сломила защитников крепости и Стефан Баторий был вынужден отступить и согласиться на переговоры, в результате которых Баторию пришлось вернуть России захваченные им русские города.
Борьба против шведов в начале XVII века
В 1611-1613 годах Швеция захватила русские города Новгород, Ладогу и Старую Руссу, Порхов и Гдов. В начале 1615 года 20-летний шведский король Густав-Адольф направил свое войско на Псков, но наступление было отбито.
Летом был организован повторный поход, в котором участвовал сам король и генерал Горн. Шведы расположились в захваченным ими Снетогорском монастыре. Защитники крепости предприняли вылазку против шведов. Неприятель понес значительные потери, в сражении был убит генерал Горн. Король Густав-Адольф отвел свои силы на западный берег реки Великой.
Получив подкрепление шведы вновь предприняли наступление. Они окружили город, заняли все дороги. Основной удар они наносили с северной стороны крепости. Неприятель вел артиллерийский огонь и пытался разрушить крепостную стену.
Псковичи упорно оборонялись и ежедневно совершали вылазки против врага.
Благодаря упорному сопротивлению псковичей, Густав-Адольф вынужден был продолжить мирные переговоры с Россией и через несколько дней шведы отступили от крепости.
Успешная оборона Пскова заставила шведское правительство отказаться от многих своих захватнических требований и вернуть России Новгород, Ладогу и Порхов, Гдов и Старую Руссу, а также другие занятые интервентами земли.
Город Псков во время Северной войны
Потерпев поражение под Нарвой в ноябре 1700 года, Россия отвела свои полки под Псков. Сюда же были направлены и вновь сформированные войска. В городе и его окрестностях находилось более 60 тысяч солдат и офицеров под командованием генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева. Псков стал центром расположения действующей русской армии.
Для усиления обороны Петр Первый приказал построить в крепости новые мощные оборонительные сооружения — земляные бастионы и полубастионы, соединенные валами. Сюда была доставлена и новейшая для того времени артиллерия.
Псков стал грозной крепостью, но боевые действия в то время так и не начались.
После Северной войны границы переместились далеко на запад, и мощная крепость на реке Великой стала не нужна. В дельте Невы был построен Санкт-Петербург, а внешняя торговля переместилась в Ригу и Ревель (ныне Таллин), отошедшие к России.
Псков утрачивает роль важного торгового и оборонительного центра России и постепенно становится провинциальным городком.
В годы Первой мировой войны
Осенью 1915 года, после того, как русская армия оставила значительную часть своей территории на Западе и Юге страны, линия фронта приблизилась к Псковской губернии. Псков находился в 250-300 километрах от передовых позиций.
Для защиты Петрограда был создан Северный фронт, штаб которого разместился в городе Пскове. Миллионной армией командовали генералы Николай Рузский, Алексей Куропаткин и Павел Плеве, Михаил Бонч-Бруевич и другие крупные военачальники.
2 марта 1917 года в Пскове последний российский император Николай II подписал манифест об отречении от престола. Так, закончилось 300-летнее правление 17 царей династии Романовых. Это было первое в истории добровольное отречение от власти монарха, ставшее началом последующих грандиозных событий в России.
1 ноября 1917 года в Пскове победила Советская власть.
Псков в Великую Отечественную войну
В годы Великой Отечественной войны на долю города выпали суровые испытания.
Немецкое командование считало Псков «ключом к парадным дверям Ленинграда», поскольку на пути к городу на Неве больше не было такого крупного населенного пункта и важного железнодорожного узла, каким был древний город.
Желая в кратчайшие сроки завершить войну, немцы направили на Псков группу армий «Север». Псков стал первым крупным российским городом, принявшим на себя удар противника.
Жители Псковского края строили оборонительные сооружения. Первыми удар противника приняли авиаторы, а вскоре здесь сосредоточились и сухопутные резервы.
В псковском небе летчики П.Т.Харитонов, С.И.Здоровцев и М.П.Жуков одними из первых осуществили воздушные тараны, уникальность которых состояла в том, что все летчики вернулись на аэродром, сохранив свои боевые машины.
В начале июля 1941 года немцы прорвали оборону советских танковых дивизий и вышли в район Крестов, а 9 июля Псков был взят.
Вскоре после установления оккупационного режима, в Крестах был создан концлагерь, где было замучено 65 тысяч советских граждан. Оккупация древнего города, сопровождавшаяся массовым террором, продолжалась три года.
Большой вклад в победу над фашистскими захватчиками внесли партизанские отряды.
23 июля 1944 года 376-я дивизия форсировала реку Великая в районе псковского кремля и освободила западную часть города, а 128-я дивизия освободила его центр и восточную часть.
Псков был оккупирован одним из первых российских городов, а освобожден в числе последних, то есть он дольше всех был оккупирован. Кроме того, оккупационный режим был здесь наиболее тяжелым, поскольку город являлся ближайшим прифронтовым тылом и здесь постоянно находилась база гитлеровских войск.
Послевоенное время
Во время войны в Пскове была разрушена большая часть жилого фонда и многие памятники архитектуры. Город попал в число древних городов, подлежащих первоочередному восстановлению. Но, несмотря на это, денег не хватало и восстановительные работы велись, в основном, за счет сил энтузиастов.
К 1950 году основной этап восстановительных работ был завершен.
С распадом СССР многие промышленные предприятия закрылись, а экономика пришла в упадок, вместе с тем, в эти годы начинается возрождение храмов.
Самая замечательная часть архитектурного наследия Пскова – это древние одноглавые белокаменные церкви с характерными звонницами и крыльцами. Для Псковских храмов характерен архитектурный стиль, отличающий их от церковных памятников других регионов.
Среди главных архитектурных памятников Пскова можно выделить Троицкий собор и Псковскую крепость, Мирожский монастырь и Поганкины палаты. Эти памятники, а также ряд церквей входят в список культурного наследия России.
Кафедральным собором Пскова является Троицкий собор. Троицкий собор – это главный храм Пскова и Псковской области. Первоначально в Х веке на территории Кремля была возведена деревянная церковь, а первое каменное здание храма появилось в конце XII века. Существующий ныне Троицкий собор был построен в 1682-1699 годах. Внутри храма Вы увидите такие уникальные церковные памятники, такие как семиярусный иконостас, иконы Чирской и Тихвинской Богоматери.
В XVII веке в Пскове возводятся каменные жилые здания, самое большое из которых принадлежало купцу Сергею Поганкину и получило имя Поганкины палаты. Строение состояло из трех частей, в одной из них жил сам хозяин, вторая предназначалась для других членов семьи, а в третьей находилась производственная мастерская.
Каменная часть палат сохранилась в хорошем состоянии. Здание отличается простотой, а внутренние интерьеры были великолепно отделаны. Об этом свидетельствуют русские печи, украшенные яркими изразцами с причудливыми рельефами, резные столы с фигурными ножками и лавки, а также богатые иконы с позолоченными киотами.
История города Пскова тесно переплетается с историей России — на протяжении всей своей истории он играл роль защитника и спасителя государства.
История
Псковская земля — край с удивительной историей, край, который можно назвать хранителем русской старины. Все более значимые события российской истории так или иначе связаны с Псковщиной.
В 2003 году прошло празднование 1100-летия города Пскова, сердца Псковского края. Первое летописное упоминание о Пскове относится к 903 году, когда киевскому князю Игорю привезли из Пскова невесту «именем Ольгу». Однако возник Псков гораздо раньше, о чем свидетельствуют данные археологических исследований. Впрочем, хорошо знали это и древние летописцы, недаром в одной из летописей сказано: «А о Плескове граде от летописания не обретается воспомянуто, от кого создан бысть и которыми людьми…».
Позднее сложилась и красивая легенда об основании города на Великой, связанная с именем святой и равноапостольной княгини Ольги, родившейся неподалеку от Пскова, в погосте Выбуты.
…Как-то, уже будучи великой княгиней киевской и христианкой, объезжала Ольга свои обширные владения — погосты и дани устанавливала. Остановившись на берегу реки Великой, чтобы отдохнуть, увидела она чудное знамение. Три луча пролились с небес на землю и пересеклись на каменистом мысу у слияния двух рек — Псковы и Великой.
Пораженная этим видением, Ольга воскликнула:
«На этом месте будет храм Святой Троицы и град велик, славен и во всем изобилии. »
Возвратясь в Киев, великая княгиня не позабыла о своем обещании на берегу пустынной реки, велела послать туда много золота и серебра для постройки храма, заложить город Псков и населить его жителями…
Так, по легенде, возник город Псков и первый на Руси храм во имя Святой и Живоначальной Троицы, в обновленном виде и поныне стоящий в центре Кремля. Много позже на том месте, с которого Ольга любовалась на огненные лучи, была построена небольшая часовня и названа Ольгинской.
С конца IX и до XII века Псков, как составная часть обширных новгородских земель, входил в состав Древнерусского государства — Киевской Руси. Когда же распри и междоусобицы князей расчленили наследие святой княгини Ольги и Владимира Крестителя на множество «суверенных» земель, Псков отходит под юрисдикцию Великого Новгорода. При этом остается достаточно самостоятельным городом, с которым, как ни с каким другим, считалось горделивое новгородское вече при решении важнейших вопросов.
Реальная, знаковая мощь псковского веча рельефно проявилась уже в 1137 году, когда псковичи призвали на княжение изгнанного из Новгорода князя Всеволода Мстиславича, внука Владимира Мономаха. Этим политическим шагом псковичи открыто бросили вызов своему «старшему брату». Князь Всеволод, в святом крещении Гавриил, был позднее причислен к лику святых.
Уже со второй половины XIII века, со времени княжения в городе Довмонта, в крещении Тимофея (1266-1299 гг.), Псков фактически становится независимым от Господина Великого Новгорода. Бежавший от преследований из Литвы и принятый псковичами, Довмонт княжил в Пскове 33 года. Снискавший любовь и популярность псковичей прежде всего за мужество и воинскую доблесть (в многочисленных сражениях Довмонт не потерпел ни одного поражения), князь всю жизнь не только успешно воевал, но и обустраивал город, ставший ему родным.
Приграничное положение Пскова способствовало росту внешней торговли. Несмотря на постоянные столкновения с Ливонским орденом, псковичи успешно торговали с Нарвой, Ригой, Дерптом, Полоцком, позднее — с городами Ганзейского союза. Псков не только интенсивно поставлял свои товары в Западную Европу, но и являлся крупным передаточным пунктом товаров в русские города и княжества, и в далекие восточные страны. На Запад из Пскова шли караваны с мехом, медом, воском, кожей, щетиной, салом, льном и многим другим. С Запада иноземные купцы везли в Псков золото, серебро, медь, олово, свинец, сукно, полотна, драгоценные камни, вина, пряности, пергамент.
И все же понадобилось еще почти сто лет, чтобы Новгород официально, подписанием Болотовского договора в 1348 году признал независимость Пскова: «…Чтобы новгородские посадники в Пскове не управляли и не судили, чтобы в церковных делах от имени новгородского епископа судил пскович, чтоб никого из Пскова не вывозили в Новгород для службы в войне…».
Вот в эти-то полтора с лишним столетия, с 1348 по 1510 годы, и расцвел на Русской земле удивительный феномен — Псковская вечевая республика.
Ее государственное устройство походило на государственное устройство Новгорода. Верховным органом власти было вече. На вече могли приходить все свободные взрослые мужчины, главы семей и владельцы дворов в Пскове. Поэтому вече называют народным собранием. Но господствовали на вече бояре. Вече было высшим законодательным органом, только оно могло принимать новые и отменять старые законы. В 1467 году вече утвердило сборник законов Псковской республики — Псковскую судную грамоту. Вече объявляло войну и заключало мир, принимало и отправляло послов. На вече же решались важнейшие вопросы внутренней жизни Пскова. Вечевые собрания обычно происходили внутри Крома, на площади перед Троицким собором. Созывались они звоном вечевого колокола, который висел на Троицкой звоннице.
В Пскове был князь, но его власть не была наследственной. Псковичи приглашали к себе князей из других русских княжеств, иногда из Литвы, потому что нуждались в военачальнике и его дружине для борьбы с врагами. Нередко они изгоняли своих князей, если те их не устраивали, и приглашали других. Вновь призванный князь приносил клятву верности Пскову — «целовал ему крест» — и поселялся на княжьем дворе. Право суда принадлежало князю полностью. Верховным судебным органом была господа. Во второй половине XV в. в состав господы входили князь, два степенных посадника и сотские — представители городских низов, «чёрных людей».
Исполнительная власть принадлежала посадникам. Свое государство псковичи называли просто Псковом или Псковской землей. Псковская земля делилась на волости, центрами которых были пригороды — зависимые от Пскова города.
Псковские пригороды, возможно, тоже имели каждый свое вече, но посадников им присылали из Пскова, и в делах государственного управления они полностью подчинялись главному городу.
Постоянная угроза, исходившая с запада, заставила псковичей строить оборонительные сооружения. Более того, в отличие от замков и крепостей средневековой Европы, защищавших только феодалов, псковские крепости строились для защиты всего населения, в том числе крестьян, от внешнего врага. Вот почему они были так многочисленны и имели большие по тем временам размеры. Изборск, Вышгород, Красный, Гдов, Остров, Опочка, Велье, Воронич, Кобыла, Дубков — эти и другие псковские пригороды-крепости первыми принимали на себя удары иноземцев, тем самым давая Пскову возможность собраться с силами.
Матвей Меховский, автор историко-географического трактата о Восточной Европе, изданного в 1517 году, писал: «Земля Псковская имеет 30 каменных замков по направлению к Ливонии, каких нет ни в Московии, ни в Литве». В этом было некоторое преувеличение. Опираясь на Остров, Изборск, Гдов, Опочку и другие крепости, псковичи успешно сдерживали натиск немцев и литовцев с запада, защищая тем самым границы русского государства. А много позднее, во время осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория в 1581 году, секретарь короля Ян Пиотровский писал в своем походном дневнике: «Любуемся Псковом. Господи, какой большой город! Точно Париж!… Город чрезвычайно большой, какого нет во всей Польше, — весь обнесен стенами, за ними красуются церкви, как густой лес, все каменные…»
Будучи форпостом Руси на Северо-Западе, Псков фактически в одиночку противостоял воинственным соседям: с запада псковские земли подпирал Ливонский орден, с юга — враждебная Литва.
Главная угроза миру и безопасности на протяжении нескольких веков исходила от Ливонского ордена, ведь почти вся русско-ливонская граница (480 километров из 500) приходилась на псковские земли, и Псков первым принимал бесчисленные удары немецких рыцарей. Сам Псков находился от немецкого рубежа всего в 40 верстах, а Изборск — вторая по мощности псковская крепость — в 10 верстах. Надо полагать, само провидение расположило Псковскую землю в виде гигантского оборонительного вала, протянувшегося с севера на юг.
Стоит только раскрыть страницы псковских летописей, как с них доносятся бесчисленные свидетельства упорного приграничного противостояния, воинской славы и доблести псковичей.
Вот, например, 1240 год. Тевтонские рыцари безжалостно жгут и грабят псковский край.
В 1242 году Александр Невский вместе с дружиной одержал блистательную победу над немецкими рыцарями на апрельском льду Чудского озера, устранив, тем самым, прямую угрозу захвата русских земель. Но вплоть до уничтожения Ливонского ордена во второй половине XVI века от рыцарей исходила постоянная угроза псковским владениям.
Как тут не упомянуть подвиг псковичей в годы Ливонской войны. Оборона Пскова от войск польского короля Стефана Батория в 1581-1582 гг. — это высшее проявление стойкости и мужества псковичей, их ратные умения.
В течение осады псковичи отбили 31 приступ многократно превосходящего врага и сами совершили 46 вылазок против королевских войск. Историк Н. М. Карамзин позднее заметил, что если бы в истории Пскова была только одна страница — осада Батория, то и за одно это спасенная Россия должна быть вечно благодарна этому старинному городу.
Но уже 33 года спустя Псков в одиночестве, лишенный какой-либо помощи, опять противостоит целой армии, на этот раз шведского короля Густава Адольфа. И вновь одерживает победу над одной из самых лучших армий Западной Европы.
Вся история средневекового Пскова — это история беспрерывных войн, вражеских набегов, осад и боевых походов. Автор «Спутника по древнему Пскову» Н. Ф. Окулич-Казарин подсчитал, что только по сведениям уцелевших письменных источников с 1116 по 1709 годы, Псков вел 123 войны с внешними врагами. Согласимся, что подобный ратный труд и не всякому государству под силу. А Псков не только выдерживал, но и побеждал. Причем ни разу не был захвачен врагом. За исключением, разве что, единственного случая, когда с помощью измены и обмана немецкие рыцари завладели городом в 1240 году.
Первые летописные известия о Пскове
Инга ЛАБУТИНА,
кандидат исторических наук, профессор.
В настоящее время, благодаря археологическим данным, известно, что поселение на месте Пскова, на высоком мысу при впадении реки Псковы в реку Великую, существовало уже в первых веках н.э., а возможно, и ранее. Тот отдаленный период жизни псковского поселения не мог найти отражения в письменных свидетельствах.
Первые сведения о Пскове относятся уже к поре Древнерусского государства и содержатся в древнерусских летописных памятниках. Сложению летописного жанра древнерусской литературы предшествовали десятилетия распространения (с IX в.) славянской письменности, переводы с греческого на славянский богослужебных и светских текстов, опыт записей сведений о значительных событиях, предположительно имевший место в церквах и монастырях.
Анализ первых летописных известий о Пскове возможен благодаря трудам по истории летописания многих, в первую очередь российских, ученых: А.А.Шахматова, М.Д.Приселкова, А.Н.Насонова, Д.С.Лихачева, Л.В.Черепнина, Я.С.Лурье, О.В.Творогова, Б.М.Клосса и других исследователей. Особое значение в нашем случае имеют вопросы истории Повести временных лет, русского летописного свода, созданного в начале XII в.
Именно в составе Повести временных лет (ПВЛ) содержатся первые упоминания о Пскове. ПВЛ сохранилась до нашего времени в двух редакциях. Вторая редакция представлена в Лаврентьевской летописи XIV в., единственный пергаменный список которой хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, а также в Радзивиловской летописи, Радзивиловский и Московско-Академический списки которой относятся к концу XV в.; читалась и в Троицкой летописи начала XV в. (пергаменный список её сгорел во время пожара 1812 г.). Третья редакция представлена в древнейшем списке Ипатьевской летописи — Ипатьевском начала XV в., хранящемся в Библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге, и шести списках XVI — нач.XVIII вв.
Многие исследователи соглашаются с А.А.Шахматовым, что ПВЛ была не первым древнерусским сводом, и что ей предшествовал свод, получивший определение Начального, созданный в Киеве в 1093-1095 гг. (по А.А.Шахматову) или несколько ранее. Начальный свод отразился в новгородском летописании, в частности, в Новгородской первой летописи младшего извода (Комиссионный и Академический списки сер.XV в.). По-видимому, первая (основная) редакция ПВЛ, составителем которой был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, базировалась на Начальном своде, существенно переработанном и дополненном изложением событий конца XI — начала XII вв.
Вопрос о времени начала летописания решается исследователями по-разному, в диапазоне от конца Х — начала XI вв. до 60-70-х гг. XI в. Но известно, что ПВЛ содержит немало датированных известий, относящихся к периоду до конца Х в. (в том числе и первые упоминания Пскова). Явились ли даты результатом работы современника событий или последующего редактора?
Очевидно, что летописных записей в IX веке и на протяжении большей части Х века не велось. Многие события этого периода сохранились в устных преданиях и передавались от поколения к поколению, а позднее были записаны первыми летописцами. Эти записи, а также рассказы современников последующих событий использовались при составлении первой и последующих редакций ПВЛ. По мнению многих исследователей, начиная с А.А.Шахматова, погодное киевское летописание началось в третьей четверти XI в. или неколько ранее (50-60-е гг. XI в.). Летописцы старались соблюдать относительную хронологию событий, т.е. их соотношение во времени, имевшее место в жизни. Тогда же могли быть введены и первые абсолютные даты, обозначенные по византийской эре от сотворения мира. Уточнение дат и введение новых продолжалось при последующих редактированиях. А.А.Шахматов отмечал, что все известные по ПВЛ точные даты первой половины ХI века и тем более Х века относятся к событиям не светским, но церковным (календарные даты кончины княгини Ольги, убиения варягов-мучеников, освящения церкви Св.Богородицы и ряд других). Они могли быть зафиксированы в одновременных церковных записях и ранних литературных произведениях, созданных в церковной среде.
Основная работа по уточнению хронологической сети ПВЛ была выполнена в начале XII в. По мнению Д.С.Лихачева, этот огромный труд принадлежит автору первой редакции монаху Нестору. Источниками для него послужили показания византийских хроник, данные Сказания о Кирилле и Мефодии, тексты договоров с греками. М.Х. Алешковский полагал, что проставление абсолютных хронологических дат в недатированной части ПВЛ (852-920), а также уточнение хронологии до 945 г. было произведено автором третьей редакции, которым он считал Василия.
Обратимся к интересующим нас первым известиям о Пскове.
В настоящее время древнейшим списком ПВЛ, сохранившим первое датированное сообщение о Пскове, является Ипатьевский список первой четверти XV века. Название этого списка определяется местом находки рукописи в костромском Ипатьевском монастыре. Обнаружил этот памятник историк и писатель Николай Михайлович Карамзин. Ипатьевская летопись, представленная в списке, была южнорусским летописным сводом, составленным в конце XIII — начале XIV в. ПВЛ входила в него как часть. А.А.Шахматов на основе лингвистических наблюдений высказывал предположение, что Ипатьевский список мог быть скопирован с южнорусского оригинала в одной из северных русских областей, по всей видимости, в Пскове. Вот запись, содержащая упоминание Пскова:
«В лето 6411. Игореви възрастъшю, и хожаше по Олзе и слушаше его, и приведоша ему жену от Плескова именемь Ольгу».
Перевод: «В год 6411 (903). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу» (текст и перевод — по: Повесть временных лет. Подготовка текста, перевод и комментарии О.В.Творогова// Библиотека литературы Древней Руси. Том 1. XI-XII вв. СПб.: «Наука», 1997, с. 82-83).
Действующие лица этого сюжета: Игорь, будущий киевский князь; Олег, воспитатель Игоря и правитель Руси; Ольга — невеста Игоря, будущая киевская княгиня.
Описываемое в ПВЛ событие под тем же годом встречается во многих летописных сводах, куда включалась ПВЛ (близко к тексту второй и третьей редакций или в обработке), например, в Софийской I летописи старшего извода, Летописце Переславля Русского (XV в.).
К сожалению, в Лаврентьевском списке ПВЛ листы, содержавшие изложение событий от 898 (частично) по 921 годы включительно утрачены. Самый ранний список ПВЛ, датируемый 1377 г. и отражающий вторую редакцию, не может быть представлен в перечне древнейших летописных памятников, сохранивших первое известие о Пскове. Обычно при публикации ПВЛ по Лаврентьевскому списку эту утрату восполняют текстом Радзивиловского списка с уточнениями и дополнениями по Московско-Академическому и Троицкому, так как все они относятся к одной редакции ПВЛ.
Приведем текст Радзивиловского списка под той же датой, что имеется в Ипатьевском, тем более, что есть возможность, благодаря факсимильному изданию, воспроизвести копию листа, где помещено летописное сообщение. Радзивиловская (Кенигсбергская) летопись — самая ранняя русская лицевая рукопись, содержащая 618 миниатюр. Она начинается текстом ПВЛ и завершается изложением событий 1205/1206 г. Название получено по имени владельцев (XVII в.), передавших ее в 1671 г. в Кенигсбергскую библиотеку. Считают, что миниатюры рукописи скопированы с более раннего иллюстрированного оригинала. Радзивиловская летопись в настоящее время хранится в Библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге.
Обращаемся к листу 14 об. Интересующий нас текст помещен в верхней части листа. Читаем его с разделением на слова:
« В лет(о) 6411. Игореви же възрастъшю и хожаше по Олзе и слушаша ег(о), и приведоша ему жену от Пьскова, именемъ Олену» (по: Радзивиловская летопись: Факсимильное воспроизведение рукописи. Текст. Исследование. Описание миниатюр: в 2-х тт. СПб.; М.: «Глаголъ», «Искусство», 1994. Т.1).
После известия под 6411 (903) годом, не сопровождаемого иллюстрацией, на листе 14 об. приводятся обозначения ряда последующих лет без каких-либо сообщений, а под 6415 годом помещен рассказ о походе Олега «на грекы». Миниатюра в центре листа иллюстрирует именно этот рассказ.
Текст летописной статьи «В лето 6411» очень близок варианту Ипатьевского списка. Главное различие — в имени приведенной из Пскова жены. Радзивиловский список учитывает православное имя, полученное Ольгой позднее, при крещении: Елена. Эта особенность отличает текст Радзивиловского списка не только от Ипатьевского, но и от списков XV в. одной с ним редакции (Московско-Академического и Троицкого), в которых присутствует вариант «Олга». Неясна причина употребления глагола «слушати» во множественном числе, что несколько меняет содержание известия (не Игорь «слушал» Олега, но его самого «слушали»).
Итак, первое упоминание о Пскове, датированное 903 г., сохранилось в летописных источниках XV в., включавших в себя тексты ПВЛ второй и третьей редакций. Эти редации сложились в начале XII в. Упоминание Пскова в рассмотренных летописных известиях связано с женитьбой Игоря на Ольге, подтверждаемой последующими известиями ПВЛ. Как отмечалось ранее, проставление погодных дат для известий IX и значительной части Х в. было произведено составителями ПВЛ в начале XII в. Так, по-видимому, была проставлена и дата «903 г.». Вероятно, в распоряжении летописца не было источников, позволяющих достаточно достоверно определить время женитьбы Игоря, так как помещение известия под названной датой вступает в противоречие с фактами последующей биографии киевской княгини, лучше обеспеченных источниками. Однако даже предполагаемая неточность в хронологическом определении биографического эпизода, зафиксированного под 6411 годом, не умаляет значение упоминания под этой датой Пскова. Для летописцев рубежа XI и XII вв. существование Пскова в начале Х в. было очевидным. В этом проявилась их историческая осведомленность, подтверждаемая другими источниками.
Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.
У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.
История пскова с момента упоминания в летописи
Древняя псковская земля обладает богатейшей историей, которая во многом повлияла на становление России такой, какой мы знаем ее сегодня. Один из очагов русской культуры и стойкий хранитель рубежей страны – вот что такое Псков.
30 июля Отзывы: 0
Прошлое России – одно из самых бурных и насыщенных на события на планете. И при этом судьба каждого уголка нашей огромной Родины уникальна сама по себе, ручейками и полноводными реками вливаясь в стремительный поток нашей общей истории. Одна из таких рек – псковская история.
Древняя псковская история
Псковщина – одна из самых древних земель, заселенных славянами. Согласно археологическим изысканиям, предки современных псковичей – племена кривичей – пришли на эту территорию около 6 века нашей эры. Первое же письменное свидетельство о Пскове встречается в «Повести временных лет», в которой летописец упоминает, что князю Игорю привели жену из Пскова, имея ввиду княгиню Ольгу.
Псков был одним из крупнейших и богатейших городов Древнерусского государства, так называемым «стольным градом» — то есть местом пребывания наместников княжеской семьи. При этом уже тогда псковичи отличались характерным для них свободолюбием. Формально подчиняясь Киеву, псковские князья постоянно стремились вести независимую политику, за что и поплатился в свое время князь Судислав, один из младших сыновей князя Владимира. Начиная с 12 века псковские земли перешли под управление Новгорода, которое сохранялось до 1348 года, когда была создана Псковская вечевая республика. В это время между Москвой и Тверью шла борьба за великое княжение, в которой Новгород был задвинут на задний план, потеряв влияние на Псков.
210 лет существования республики стали в псковской истории периодом расцвета. Активно развивались ремесла – ювелирное дело, ковка, в большом количестве строились великолепные храмы, в монастырях не покладая рук работали летописцы и иконописцы, многие из которых внесли огромный вклад в русскую художественную культуру. А разветвленная торговая сеть позволила Пскову стать одним из самых богатых городов Руси.
При всем при этом Псков был не только высоко развитым культурно и экономически регионом. Это был также и форпост на пути у западных завоевателей. Живя на границе с Западной Европой, именно псковичи первыми встречали захватчиков, неизменно показывая высокий боевой дух и воинское мастерство. Псковские ратники сражались на Чудском озере под руководством Александра Невского, а уже после, во главе с псковским князем Довмонтом, гнали неприятеля вплоть до берегов Балтики.
Псковская история во времена Русского государства и Российской империи
В начале 14 века Москва окончательно утвердила свое господство, и Псковская республика была расформирована. Но значения первого оборонительного рубежа псковские земли не утратили. Следы многочисленных войн встречаются на Псковщине практически повсюду. Не только крепости, но и монастыри, и храмы, хранят истории об ожесточенных сражениях. Первыми встретили грудью псковичи вторжение польско-литовского короля Стефана Батория в 1581, в последствии нанеся Речи Посполитой и окончательный удар, решивший исход войны. Кровавые бои кипели здесь во время русско-шведской войны. Огромное значение Пскову придавал Петр I, начавший Северную войну, и именно отсюда русские войска начали свое победное наступление на Прибалтику.
По итогам этой войны к уже Российской империи были присоединены земли бывшей Ливонии, лишив Псковщину значения приграничной земли. Впрочем, на воинственности местных жителей это не сказалось. В 1812 годы псковичи не только отважно сражались, но и собрали в фонд ополчения 14 миллионов рублей – по тем временам просто огромные деньги.
Современная псковская история
Мирное течение жизни на Псковщине прервала революция. Именно в Пскове подписал свое отречение от престола последний император России Николай II. Близость Прибалтики вновь сыграла с псковичами злую шутку – именно оттуда по территории псковской земли пытались вести наступление на Петроград белые войска. А стоило всему хоть немного успокоиться, началась Великая Отечественная война. Большая часть Псковской области была оккупирована немцами. Но псковичи не были бы псковичами, если бы яростно не сопротивлялись. За годы войны на Псковщине действовало 29 партизанских бригад! Псковская земля продолжала рожать бесстрашных героев.