0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Грехов юности моей не вспоминай господи

Псалом 24

Каждый стих данного псалма начинается от буквы евр. алфавита, почему он и называется алфавитным. Такой способ письма был довольно употребителен не только у евреев, но и вообще у восточных народов, представляя один из видов художественного построения речи, облегчающего ее запоминание.

Псалом написан во время гонений от Авессалома, на что указывает двойственность его содержания: с одной стороны, Давид называет своих врагов беззаконниками, незаслуженно преследующими его (Пс. 24_3, 19), с другой – просит Бога о прощении своего греха, который он считает очень великим (Пс. 24_7, 11–18). Другие части псалма, изображающие Давида одиноким, оставленным (Пс. 24_16), только с небольшим количеством преданных ему лиц (Пс. 24_19) и ввиду большой, угрожающей ему опасности (Пс. 24_1, 20), соответствуют его положению при Авессаломе, во время бегства из Иерусалима.

Спаси меня, Господи, от врагов и научи меня следовать правде (1–6). Ты милостив, прости мои грехи и наставь меня (7–10). Очисти и спаси меня от окружающих врагов и тяжелых страданий, так как я надеюсь только на Тебя (11–21).

Пс.24:3 . да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся беззаконнующие втуне.

«Беззаконнующие втуне» – нападающие на меня без оснований, поводов к тому с моей стороны.

Пс.24:4 . Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим.

Пс.24:5 . Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.

«Пути» и «стез и» – это Божественные заповеди. Давид молит Бога о научении как этим заповедям, так и Его «истин е», т. е. правде, закону. Под этим научением разумеется не внешнее усвоение тех заповедей, не простое лишь изучение писанного Моисеева закона, что для Давида не трудно было сделать, но развитие в себе внутренней силы неуклонного следования предписаниям закона, от которого, как Давид говорит ниже, он отступал. – «На Тебя надеюсь всякий день» – всю жизнь провожу в надежде на Тебя, т. е. при всех страданиях я только от Тебя ищу и жду помощи.

Пс.24:6 . Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века.

Пс.24:7 . Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!

«Щедроты» и «милости» , большею частью означают – первое слово – внешние выражения божественной любви к человеку в ниспослании ему материальных благ, а «милости» – духовных, напр., душевного спокойствия от сознания близости Бога, чистоты и возвышенности воззрений и т. п.

– «Грехи юности. и грехи преступлений» – грех с Вирсавией. Давид сознает виновность и незаконность этого поступка, но называет его не намеренным и не сознательным нарушением Божественной заповеди, а плодом увлечения ( «юности» ), бессознательным. Этот грех был следствием временного господства над Давидом чувственного влечения, тем порывом, каким отдается юный возраст, когда еще не выработалась способность строгой оценки своих поступков и помыслов, но когда человеком руководит больше область чувствований, направляющая волю, а потому и поступки человека часто не в ту сторону, куда они направлялись бы, если бы были освещены разумом. Смотря по тому, что лежит в основании последних – возвышенные ли побуждения, или низменные – соответственными являются и поступки, то как подвиги героизма, самопожертвования, или наоборот, грубого эгоизма и низменных страстей. Таким порывом, затемнившим в Давиде сознание и оценку делаемого, и был его поступок с Урией и Вирсавией. Выяснение Давидом внутренней, психологической стороны своего греха не было однако ж попыткой самооправдания и выражением желания остаться безнаказанным, но столь глубоким сознанием своего падения и своей виновности пред Богом, что он молит Его о своем помиловании лишь по великому снисхождению Бога к человеку, по Его необыкновенной щедрости и милости к недостойному, что Бог часто проявлял над евреями (6).

Пс.24:8 . Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь,

Пс.24:9 . направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим.

Пс.24:10 . Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его.

«Наставляет грешников на путь» . Закон представляет собою указания, с которыми должна согласоваться деятельность человека, если она имеет целью его духовное совершенствование и приближение к Богу. Но человек часто отступает от этой возвышенной задачи и направляет свои силы на удовлетворение дурных, низменных своих влечений. В данном случае Господь дает ему вразумления, которые указывают на ошибочность избранного им пути. Эти указания могут быть общими, свойственными и присущими каждому человеку, и частными, даваемыми не всем и не всегда. Под первыми разумеется то нравственное чувство человека, которое одобряет или осуждает его дела (голос совести), под вторыми – особенные указания, даваемые Богом человеку для его исправления, как, напр., по отношению к Давиду – обличение его пророком Нафаном. Все это Господь делает из любви к человеку, с целью облегчить ему выступление «на суд» пред «Богом», и тем избавить его от тяжелой ответственности пред Ним за свое поведение. – «Все пути Господни» – все действия Бога; «хранящи е завет Его и откровения» – жаждущие союза с Ним, и близости, т. е. Господь всегда помогает человеку в его стремлении к Нему особенными действиями и указаниями. Давид здесь разумеет обличение его пророком Нафаном, раскрывшее Давиду глаза на его поступок и побудившее его к покаянию и большей духовной бдительности над собою.

Пс.24:11 . Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно.

Очищение ради великого имени Бога указывает на высоту благоговения Давида пред Ним. Бог всесовершенен, в Нем нет и не может быть никакого недостатка; соответственно тому и Его чтители должны быть людьми высокой нравственной чистоты; недостойные же как бы умаляют величие Его имени. Это то же, что мы видим и в обыденной жизни: чем выше положение человека, тем достойнее должно быть его лицо; ничтожный человек как бы грязнит, унижает самое звание свое. Давид свой грех называет тяжким ( «велико оно» ) и себя великим грешником пред Богом, унижающим Его своим поклонением в том случае, если он не позаботится о своем очищении.

Пс.24:12 . Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать.

Пс.24:13 . Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю.

Пс.24:14 . Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им.

Здесь перифраз основной мысли Второзакония, по которой верный Богу будет наслаждаться как духовными благами, так и внешне-материальными. – «Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им» , т. е. Господь настолько близко становится к благоговеющим пред Ним, что сообщает им все, скрытое от других. Здесь нужно разуметь непосредственное воздействие Бога на человека сообщением ему откровения и внутреннее руководство им.

Пс.24:18 . призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои.

«Призри на страдание» – посмотри на мое унижение и «прости все грехи мои» – вызвавшие эти бедствия. Давид преступление с Вирсавией ставит в связь с настоящими бедствиями.

Пс.24:20 . Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю.

«Да не постыжусь, что я на Тебя уповаю» – спаси меня от врагов, чтобы моя вера в защиту от Тебя не была осмеяна врагами. Моя гибель может быть истолкована врагами, как показатель Твоего бессилия спасти тех, кто в Тебя верует; оказанием защиты не допусти оскорблять Твое великое имя.

Пс.24:21 . Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь.

После прощения моего греха и очищения «непорочность и правота да охраняют меня» , пусть я никогда не уклонюсь от истины и не впаду в грех.

Пс.24:22 . Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его.

Этот стих представляет литургическую прибавку, может быть появившуюся во время вавилонского плена, когда евреи в положении угнетенного и кающегося Давида могли видеть образ своих страданий в плену и молиться об избавлении от них словами своего искренне кающегося благочестивого предка.

В богослужении этот псалом входит в состав 3-го часа, дополняя содержание XVI псалма искренней и горячей молитвой к Богу о духовном очищении молящегося ( Пс. 24:1, 7, 11 ) для достойного присутствия при совершении литургии.

Псалом Давида 24

В минуты покаяния человек по особому осознает свой грех, находясь в стесненных обстоятельствах. С чистым сердцем он взывает к Создателю в поисках помощи и выхода из создавшейся ситуации.

История написания и значение псалма

Псалом 24 — молитвенное воззвание царя Давида, в котором праведник кается за свои грехи, совершенные на протяжении жизни, и умоляет Господа вывести из сложившейся ситуации с сыном Авессаломом.

Написанный в минуты отчаяния и слабости, когда Давид находился в одиночестве, оставленный многими соратниками и друзьями, преданный собственным сыном, Псалом 24 выражает искреннее раскаяние и полное доверие Творцу.

Интересно! Уникальной является форма построения этой песни, многие еврейские дети именно по Псалму 24 изучали алфавит. Каждый стих Псалма 24 на еврейском языке начинается с алфавитной буквы, что облегчает его запоминание.

В чем смысл Псалма 24

1 К Тебе, Господи, возношу душу мою. Боже мой, на Тебя уповаю, да не буду посрамлен вовеки, и да не посмеются надо мною враги мои!

2 Ибо все надеющиеся на Тебя не посрамятся.

3 Да посрамятся творящие беззакония тщетно!

4 Пути Твои, Господи, укажи мне, стезям Твоим научи меня.

5 Наставь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог, спасающий меня; и на Тебя надеюсь всяк день.

6 Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо вечны они.

7 Грехов юности моей и неведения моего не помяни; по милости Твоей вспомни меня, по благости Твоей, Господи!

8 Благ и праведен Господь, посему дарует закон Свой согрешающим на пути.

9 Укажет кротким истину, научит кротких стезям Своим.

10 Все пути Господни — милость и истина для тех, кто ищет завета Его и откровений Его.

11 Во славу имени Твоего, Господи, очисти меня от греха, ибо он велик.

12 Кто из людей боится Господа? Дарует ему Бог закон на пути, уготованном ему.

13 Душа его обретет блаженство, и потомство его наследует землю.

14 Господь — опора боящимся Его, и явит Он им завет Свой.

15 Очи мои всегда взирают на Господа, и Он исторгнет из сети стопы мои.

16 Воззри на меня и помилуй меня, ибо одинок я и беден.

17 Скорби сердца моего умножились, от бед моих избавь меня!

18 Воззри на смирение мое и на бремя тяжкое мое и отпусти грехи мои!

19 Воззри на врагов моих, умножились они и ненавистью неправедной возненавидели меня.

20 Сохрани душу мою и избавь меня от бед, да не постыжусь, что уповал на Тебя!

21 Незлобивые и праведные примкнули ко мне, ибо надеялся я на Тебя, Господи.

22 Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его!

Милостивый Создатель не оставит в беде всех, кто надеется на Него.

Осознание своих грехов вызывает у Давида желание очиститься и спастись, ибо он понимает, что грех приводит к тяжелым испытаниям и даже смерти.

Читать еще:  В какие дни поминают умерших после смерти

Стихи 4-5 подчеркивают, что только Творец может направить на путь истины, спасти от опасной дороги, ведущей в погибель.

Путь Божий — Его заповеди, Истина в их исполнении. Многие верующие могут перечислить все 10 заповедей, демонстрируя свою религиозность, но при этом имеют лицемерное сердце, которое невозможно спрятать от Бога.

Важно! Царь Давид не был святым человеком, и он отступал от истины, но каждый раз находил в себе силы покаяться и вернуться на истинную тропинку, ведущую к спасению.

Псалмопевец пишет, что всякий час он надеется на Божью помощь.

Не единожды Господь щедро одарял Давида (стихи 6-7), покрывал Своим прощением грехи юности, забывал впоследствии расскаянные преступления. Так было покрыто прощением и преступление против Урии, когда Давид впал в блуд с Вирсавией. Наказание в виде смерти сына пришлось пережить, осознав всю полноту греха.

Читайте о других псалмах:

Божественная любовь проявлялась в прощении и ниспослании материального благополучия. Милость Творца даровала спокойствие и мир в мятежную душу царя.

О совершенстве и благости Бога к грешникам, которые приняли решение идти путем праведности, поет помазанник Божий в стихах 8-10.

По закону грех подлежит наказанию, по милости Иисуса мы имеем награду в виде благодати. В случае, когда человек сбивается с истинного пути, Всевышний нежной рукой, а порой и более жестко, возвращает любящих Его людей на истинную дорогу во благо самого грешника.

Наставления Бога могут проявляться разными способами:

  • обличением голосом совести;
  • наставлениями от других людей, в случае царя Давида его обличал пророк Нафан;
  • стесненными обстоятельствами, допущенными во благо грешнику для раскаяния.

Велика Божья любовь, облегчающая путь к суду Всевышнего, когда уже ничего нельзя будет изменить. Что кроется в имени Бога? Где найти слова, чтобы описать Его величие, могущество, милость и щедрость, справедливость и суд?

Стихом 11 праведник описывает великое поклонение и признание власти Творца, подчеркивая тяжесть своих грехов.

Всесовершенный Бог является для людей примером чистоты, той высотой, к которой необходимо стремиться каждому из нас. Царь Давид, занимающий высокую ступень человеческой власти, признает себя грешником перед Создателем.

Великое обетование тем, кто боится Господа, звучит в стихах 12 — 15. Если ты благоговеешь перед Богом, тогда душе твоей гарантировано благо, Сам Творец наставит верное дитя на путь истины и проведет дорогой правды.

Боящимся Бога открывается Его завет.

Некогда могущественный праведник признает себя одиноким и бедным, он ищет защиту в Божьей милости.

В 18-19 стихах Давид призывает Создателя посмотреть на его грехи и прегрешения его врагов. При этом царь не указывает Творцу, что делать и как наказать нечестивых. Весь суд он отдает Богу, принося перед престолом справедливости, как себя, так и врагов.

Великое доверие и надежда на спасение, справедливость звучит в последних стихах Псалма 24 на русском языке. Царь Давид провозглашает свободу от проблем во время любого пленения.

Важно! Псалом 24 читается во время покаяния, перед исповедью, в период пленения грехами и страстями при искреннем желании получить освобождение и очищение.

Псалом 24

Жизнь состоит не только из взлетов, но и падений, за грехами и преступлениями всегда следует наказание. В самые тяжелые испытания человек осознает свои грехи и их тяжесть, остается только молить Господа о помощи и прощении. Псалом 24 – раскаяние в грехах, мольба о милости и снисхождении.

Текст молитвы псалом 24

На церковнославянском языке

Псалом Давиду

1 К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеют ми ся врази мои,

2 ибо вси терпящии Тя не постыдятся.

3 Да постыдятся беззаконнующии вотще.

4 Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя.

5 Настави мя на истину Твою, и научи мя, яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день.

6 Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть.

7 Грех юности моея, и неведения моего не помяни, по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи.

8 Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути.

9 Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим.

10 Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его.

11 Ради имене Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть.

12 Кто есть человек бояйся Господа? Законоположит eму на пути, eгоже изволи.

13 Душа eго во благих водворится, и семя eго наследит землю.

14 Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им.

15 Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои.

16 Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз.

17 Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя.

18 Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя.

19 Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя.

20 Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на Тя.

21 Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи,

22 Избави, Боже, Израиля от всех скорбей eго.

На русском языке

Псалом Давида.

1 К Тебе, Господи, возвысил я душу мою. Боже мой, на Тебя уповаю, – да не постыжусь вовек, и да не посмеются надо мною враги мои,

2 ибо и все ожидающие Тебя не постыдятся:

3 да постыдятся беззаконующие тщетно.

4 Пути Твои, Господи, открой мне и стезям Твоим научи меня.

5 Направь меня к истине Твоей и научи меня, ибо Ты – Бог, Спаситель мой, и Тебя я ожидал весь день.

6 Вспомни о сострадании Твоём, Господи, и о милостях Твоих, ибо от века они.

7 Грехов юности моей и неведения моего не помяни; по милости Твоей вспомни меня Ты ради благости Твоей, Господи.

8 Благ и справедлив Господь, потому даст закон согрешающим в пути.

9 Направит кротких в суде, научит кротких путям Своим.

10 Все пути Господни – милость и истина для ищущих завета Его и свидетельств Его.

11 Ради имени Твоего, Господи, и умилосердишься Ты о грехе моём, ибо он велик.

12 Кто человек, боящийся Господа? Ему даст Он закон в пути, который тот избрал.

13 Душа его среди благ водворится, и семя его унаследует землю.

14 Господь – твердыня боящимся Его, и завет Свой Он явит им.

15 Очи мои – всегда ко Господу, ибо Он извлечёт из сети ноги мои.

16 Воззри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и нищ.

17 Скорби сердца моего умножились, из бедствий моих изведи меня.

18 Посмотри на смирение моё и изнеможение моё и прости все грехи мои.

19 Посмотри на врагов моих – ибо они умножились и ненавистью неправедной возненавидели меня.

20 Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь я, что уповаю на Тебя.

21 Беззлобные и прямодушные присоединялись ко мне, ибо я ожидал Тебя, Господи.

22 Избавь, Боже, Израиль от всех скорбей его!

История написания

Как и многие песни Псалтыря, псалом 24 был написан царем Давидом в один из важных этапов в его жизни. Царь был предан своим сыном Авессаломом, который переманил на свою сторону многих соратников отца и поднял восстание. Долгое время сын преследовал отца, посылал наемников убить его. Это были страшные дни в жизни Давида, когда Господь был его единственным спасением и надеждой.

Одиночество, отчаяние, бессилие, уныние и боль от предательства легли в основу текста псалма 24. Царь Давид взывает к Богу, молит о защите и помощи. Царь считает, что таким образом был наказан за свои грехи, и молит Бога о прощении и милости.

Удивительной особенностью псалма 24 является то, что каждый стих начинается с последовательно идущих букв в еврейском алфавите, поэтому песня использовалась, как помощь детям в изучении и запоминании алфавита.

Когда читать псалом 24?

Строгих правил и ограничений для чтения псалма 24 нет, но есть ряд общих советов и рекомендаций для всех молитв. Самое главное, текст молитвы должен соответствовать ситуации и мыслям читающего. Только искреннее раскаяние и просьба будут услышаны Господом, слова должны быть честными.

Дома допускается читать псалом 24 на русском языке, но во время служб используются старославянские тексты. Обращаться к Богу лучше перед иконами, чтобы сосредоточится на просьбе и словах молитвы.

Псалом 24 читают для покаяния перед исповедью. К песне обращаются в минуты слабости перед грехами и страстями, чтобы получить прощение и очистить душу.

Толкование

Для использования молитв нужно знать их точный смысл, чтобы просьба была услышана и исполнена. Толкование псалма 24 открывается при разборе стихов песни:

  • Стихи 1-3 – Давид осознает свою вину и искренне желает очиститься от грехов, избавиться от тяжелых испытаний, выпавших на его долю.
  • Стихи 4-5 – автор подчеркивает, что Господь единственный помощник и защитник для верующего, только Он может наставить оступившегося на путь истины. Царь Давид не был безгрешным, но он раскаивается во всех прегрешениях и видит спасение в соблюдении Божьих законов.
  • Стихи 6-7 – Давид просит о сострадании и прощении. Он совершил страшный грех, совершив прелюбодеяние с чужой женой Вирсавией, но принимает предательство сына, как наказание.
  • Стихи 8-11 – Господь милостив и справедлив, поэтому автор просит о прощении, хоть и преступил Божий закон. Давид просит вернуть его на верный путь и спасти от смертельной угрозы.
  • Стихи 12-15 – верующий всегда остается любим Богом, если он искреннее признает Его силу и мудрость. Оступившегося Господь направляет на верный путь, открывает свой завет.
  • Стихи 16-19 – Давид признает и кается в грехах, он молит Господа увидеть и услышать его, посмотреть на прегрешения врагов царя и честно рассудить их. Он не проклинает своих врагов, а передает их на суд Божий.
  • Стихи 20-21 – мольба о спасении, надежда в светлое будущее и вера в Господа. Не только себя, но и всех евреев Давид просит избавить от бед и скорби.

Толкование и значение христианского 24 псалма Давида

Православный псалом 24 написан царем Давидом во время восстания, организованного против него его же сыном Авессаломом. История рассказывает, что в этот период пророк Давид находился в крайне подавленном духовном и моральном состоянии, поскольку в преследованиях Авессалома видел наказание за тяжкий грех, совершенный им некогда. Влюбившись в красавицу Вирсавию, жену одного из своих лучших полководцев, царь распорядился, чтобы ее мужа отправили в самую гущу кровопролитной битвы, из которой у того практически не было шансов вернуться живым. Расчет Давида оправдался: Урия, муж Вирсавии, погиб, и царь взял красавицу себе в жены.

Именно поэтому текст христианского псалма 24 является одновременно и покаянным, и молитвенным: «Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!» (Пс. 24, 7) – такими словами обращается Давид к Богу, вымаливая у Него прощение. Одновременно автор просит Творца указать ему правильный путь, потому что положение его непросто, и ему трудно решить, как поступить. Псалом 24 следует читать и слушать тем, кто часто подвергается искушениям.

Читать еще:  Как поминать самоубиенных христиан

Слушать на видео православную молитву псалом 24 на русском языке

Читать текст православного псалма 24 на русском языке

К Тебе, Господи, возношу душу мою. Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь вовек, да не восторжествуют надо мною враги мои, да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся беззаконнующие втуне. Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день. Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века. Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи! Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь, направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим. Все пути Господни — милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его. Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно. Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать. Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю. Тайна Господня — боящимся Его, и завет Свой Он открывает им. Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои. Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен. Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих, призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои. Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня. Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю. Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь. Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его.

Псалтырь, канонический текст псалма 24 на церковно славянском языке

К тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеютмися врази мои; ибо вси терпящiи тя не постыдятся. Да постыдятся беззаконнующiи вотще. Пути твоя, Господи, скажи ми и стезям твоим научи мя. Настави мя на истину твою и научи мя; яко ты eси Бог спас мой, и тебе терпех весь день. Помяни щедроты твоя, Господи, и млти твоя, яко от века суть. Грех юности моея и неведенiя моего не помяни; по млти твоей помяни мя ты, ради благости твоея, Господи. Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути. Наставит кроткiя на суд, научит кроткiя путeм своим. Вси путiе Господни милость и истина, взыскающым завета eго и свиденiя eго. Ради имене твоего, Господи, и очти грех мой, мног бо eсть. Кто eсть человек бояйся Господа? законоположит eму на пути, eгоже изволи. Душа eго во благих водворится, и семя eго наследит землю. Держава Господь боящихся eго, и завет eго явит им. Oчи мои выну ко Господу, яко той исторгнет от сети нозе мои. Призри на мя и помилуй мя, яко eдинород и нищь eсмь аз. Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя. Виждь смиренiе мое и труд мой, и остави вся грехи моя. Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавиденiем неправедным возненавидеша мя. Сохрани душу мою и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на тя. Незлобивiи и правiи прилепляхуся мне, яко потерпех тя, Господи. Избави, Боже, Израиля от всех скорбей eго.

Молитва и размышления Давида о тайне Господа

Уильям Макдональд

«Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!» (Пс.24:7)

24 псалом представляет собой акростих, в нем трудно выделить единую тему; скорее, его можно назвать смесью молитв и размышлений, не имеющих другой очевидной связи между собой, кроме алфавитного порядка.

Сначала идет молитва о защите. Похоже, враги Давида никогда не оставляют его в покое. Поэтому он взывает к Господу о помощи, признавая, что может уповать только на Бога. Давид просит о двух вещах что он никогда не окажется разочарован, во всем полагаясь на Иегову, и что его враги никогда не восторжествуют, злорадствуя изза того, что Бог забыл одного из Своих сынов. Это молитва за всех тех, кто уповает на Господа. А что касается тех, кто намеренно поступает неправедно, то им Давид желает оказаться полностью посрамленными.

Далее псалмопевец говорит о себе как об ученике, ищущем наставления. Он хочет познать пути Господа, ходить по Его стезям и обрести Божию истину. На это его подвигла любовь к Богу спасения своего, к Тому, с Кем связаны все его надежды.

Затем в 6 и 7-м стихах Давид предстает перед нами грешником, ищущим прощения. Он, указав на давние щедроты и милости Господа, просит Его помнить, что в прошлом Он проявлял такую благодать словно бы Господь мог об этом забыть! Если подобные молитвы представляются нам признаком несовершенства в понимании Божией благодати у Давида, мы должны учитывать, что он жил в сумеречный век, тогда как для нас все совершенно явственно освещено сиянием благо вестия… Давид мучается из-за грехов юности своей; к тому есть основания. Псалмопевец без лишних слов просит Господа забыть эти грехи, но помнить его самого по милости и ради благости Божией. На такую мольбу невозможно не откликнуться… Какое облегчение знать, что наши грехи смыты Кровию, удалены от нас так далеко, как восток от запада, погребены в океане Божиего прощения, навек забыты!

Далее Давид переходит от молитвы к размышлению. Он полон восхищения при одной мысли об учительном наставлении от Иеговы. Так как Господь по Своей сути благ и праведен, Он наставляет грешников на путь истины, справедливости и спасения. Одно важнейшее качество, которое мы должны усвоить от Него это смирение; мы должны быть настолько кротки, чтобы признавать свое невежество и свою потребность в дальнейшем наставлении. Если мы прилежные ученики, мы скоро узнаем, что праведно, то есть какова воля Божия. Те, кто покоряется Слову Господа, отнюдь не находят повода об этом пожалеть, обнаруживая, наоборот, что их жизнь наполнена знамениями неколебимой Божией любви и верности.

На короткое время Давид возвращается к молитве о прощении. (24:11) Полностью сознавая огромную тяжесть своей вины, он взывает о прощении «ради имени Твоего, Господи». Поскольку имена нередко обозначают свойства своих обладателей, псалмопевец здесь апеллирует к благим качествам Бога в особенности к Его милости и благодати как единственному основанию для своего прощения. Он ни слова не говорит о своих собственных заслугах!

Затем Давид еще раз прерывает свою молитву для монолога о духовном. Темой его становится человек, боящийся Господа онто и получит от Бога все самое лучшее. Такого человека ждут:

Верное руководство — Бог укажет ему, какой путь избрать.

Личное благоденствие — он в изобилии получит средства к существованию.

Благополучие семьи — дети его унаследуют землю.

Общение с Богом — он войдет во внутренний дружеский круг, которому Господь задушевно раскрывает Свои замыслы и пути Свои.

«Тайна Господня боящимся Его, и завет Свой Он открывает им». (24:14) Это, несомненно, золотой стих данного псалма. Даниил, «муж желаний», оказался тем, кому Бог раскрыл в чудесных видениях грядущее как на смену языческим царствам придет последнее Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. А Иоанну, ученику, который возлежал у груди Иисуса, было дано величественное откровение на Патмосе.

Давид причисляет себя к тем, кто боится Бога. Очи его всегда обращены с верою и упованием на небеса, и он твердо знает, что Господь извлечет его из сети невзгод и опасностей, которая сейчас его оплетает.

Воспоминание об опутывающих его сетях заставляет Давида прервать духовные раздумья и вернуться к молитве о своей нынешней беде. Он одинок и угнетен. А скорби сердца его все умножаются. Поэтому он просит Бога проявить к нему милость, снять тяжкое бремя с его сердца, вызволить из бед, заметить его страдание и простить ему все грехи. Давид также просит Бога оградить его от врагов с их оголтелой ненавистью, показав тем самым, что не напрасно он уповает на Иегову. Когда Давид восклицает: «непорочность и правота да охраняют меня», он говорит отнюдь не о собственной нравственности, а напротив, просит Бога проявить Свою праведность, помогая тому, кто во всем положился на Него.

«Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его». (Пс.24:22)

В этом заключительном стихе Давид, выступая от имени Израиля, просит Бога об искуплении избранного народа. Это предполагает, что такие псалмы станут молитвами благочестивого остатка Израиля в грядущие дни Великой скорби.

Уильям Макдональд, Библейские комментарии для христиан: ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Таинства Церкви. О Псалтири. Псалом 24

Аудио

— Продолжаем разговор о Псалтири. Сегодня мы разберем 24 псалом.

— 24 псалом Псалтири царя Давида очень значим для каждого христианина, потому что в нем Давид научает всех верных правильно молиться, учит, как нужно себя вести в трудных жизненных обстоятельствах. Когда на долю человека выпадают какие-либо жизненные потрясения, нужно обращаться к Богу, но молиться необходимо не только о себе. Молитва должна расширяться и уходить за пределы своего «я», будучи наполненной прошением о своих близких. Попадая в трудные обстоятельства, нужно читать этот псалом, в котором молящийся испрашивает милости Божией и получает ее.

«К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся вовек, ниже да посмеют ми ся врази мои». Давид говорит, что «я воздвигаю к Тебе душу свою», то есть представляю ее перед Господом. Но чтобы душа предстояла перед Богом, ее нужно освободить от всего лишнего, наносного, земного, к чему она прилеплена в течение нашей жизни.

Мы идем в храм, встаем на молитву только тогда, когда сможем оторваться от своей повседневности, суеты, лени. Только тогда душа вместе с телом обращается к Богу в молении. «На Тя уповах, да не постыжуся». Упование на Господа никогда не посрамляет человека. Когда он с Богом, ему никогда не бывает стыдно — без Бога он может быть посрамлен, потому что в состоянии богооставленности человек остается один на один со своей немощью, скудостью и попадает в руки врагов.

«Ниже да посмеются ми ся врази мои». Можно даже не пояснять эти слова, потому что, действительно, будет посмеян человек без Бога. Почему Бог выступал на стороне Давида? Потому что Давид всегда возлагал свое упование в любом деле, в любой битве – на Господа. И это упование никогда его не подводило.

«Ибо вси терпящии Тя не постыдятся». Что значит «терпящии»? В данном контексте слово «терпящии» не означает терпение. Здесь говорится о тех, кто уповает на Бога, призывает Его милосердие. И надежда на Бога никогда не посрамит.

Читать еще:  40 поминальный день

«Да постыдятся беззаконнующии вотще». Что значит «беззаконнующии вотще»? Всякий человек грешен, нет безгрешных людей. Но бывают грехи — ведомые и неведомые, вольные и невольные. Если человек совершает невольные грехи, согрешает нечаянно, то эти грехи не вменяются ему в великое согрешение. А те грехи, которые он совершает целенаправленно, пребывает в них, низводят грешника до преисподней. На них псалмопевец обращает внимание, говоря, что эти грехи напрасны, с ними нужно бороться, их нужно преодолевать.

«Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя». Псалмопевец Давид очень часто употребляет увеличительное, подчеркивающее значение произносимых слов, усиливая их повторами, заменяя синонимами, подобными словами. «Пути», «стези» — стежки, дорожки – казалось бы это одно и то же. Только есть пути широкие, есть узкие, но любые пути Божии являются святыми. Если говорится о путях Божиих, то речь идет о следовании воле Божией через соблюдение Его заповедей. Псалмопевец говорит: «Покажи мне путь, научи меня заповедям Твоим».

«Настави мя на истину Твою, и научи мя: яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день», то есть на тебя уповаю весь день. «Настави мя на истину Твою, научи мя» — научи меня заповедям Твоим. «Яко Ты еси Бог Спас мой». Почему Давид называет Бога — «Спас мой»? Потому что только Господь избавляет человека от тех трудностей, скорбей, болезней, которые есть в его жизни. Он называет Его Спасителем, потому что без Бога невозможно обрести мир и покой. И Давид просит, чтобы Господь научил, показал истину, наставил в ней. Благодаря этому человек обретает спасение от тех трудностей, с которыми он встречается в своей жизни.

«И Тебе терпех весь день». Для евреев понятие «день» включало в себя все световые дни, это понимание всей жизни. Ночь они не считали за жизнь, это временное упокоение человека, временная смерть, потому что ночью человек не созидает, не живет. Здесь говорится о том, что «я уповаю на Тебя всю свою жизнь».

«Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть». Давид говорит: «Помяни, Господи, милости Твои, на которые я уповал в течение всей своей жизни. Для меня это является сутью жизни, я не могу по-другому в своей жизни поступать». Действительно, Давид всегда очень милостиво поступал ко всем, помня о том, что Господь дает милость Свою только тем, кто явил эту милость в своей жизни. Далее он говорит: «Грех юности моея, и неведения моего не помяни: по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи». Давид просит, чтобы грехи юности и неведения не поминал Господь. В юности человеку присуща горячность, поэтому с такой легкостью он совершает грехи, неосознанно. Эти грехи, как говорят святые отцы, в единой покаянной молитве может простить Господь. Сознательные же грехи нуждаются не просто в покаянной молитве, но и в удручении тела. Такие тяжкие грехи прощаются только через несение каких-то серьезных тягот, скорбей.

«Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающим на пути». По мнению всех толкователей, Господь благ потому, что Он совершенен. Благость может быть только в Господе. Мы помним слова Священного Писания, когда Господь сказал одному законнику: «…что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мк, 10:18). Действительно, благость, как высшее добро, благодать – только в Господе находится в полноте. Такое обращение подобает только Богу. Правым называется тот судья, который совершает суд без всякой предвзятости, лицемерия, мздовоздаяния, неправды. Правым называют Господа, потому что Он совершает праведный суд, без всякого лицеприятия.

«Сего ради законоположит согрешающим на пути». Здесь говорится о том, что закон Господь дает для согрешающего и по закону этому судит его. «Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим». Кроткие оправдываются судом. Им показывается правильный, спасительный путь, по которому они идут – «научит кроткия путем своим». Господь всегда научает кротких заповедям Своим.

Мы говорили о том, что Псалтирь христологична: в ней есть много пророчеств о Христе. По-настоящему кротким мы не можем назвать ни одного человека до пришествия Христова, потому что в полноте этот подвиг не был совершен до страданий Христа. Кротости мы научаемся только от Господа. Господь говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременные и Аз упокою вы. Научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем»(См.: Мф, 11: 28-29). Кротости и смирению в полноте могли научиться от Господа только ученики Христовы. По святоотеческому толкованию, в словах о кротких, идущих путем Божиим, говорится об учениках Христа – святых апостолах, которые с радостью стали исполнять повеления Христа, те заповеди, которые оставил им Господь.

«Вси путие Господни милость и истина, взыскающим завета Его, и свидения Его». «Свидением» и «заветом» называются заповеди Божии. Тот, кто поучается от Господа заповедям Божиим, тому Господь являет милость и истину. Во всем нужно стремиться исполнять заповеди Божии.

«Ради имени Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть». Конечно, у человека множество грехов, неправд, но ради прославления имени Божия, Господь очищает человека.

«Кто есть человек бояйся Господа; законоположит ему на пути, егоже изволи». Здесь говорится о святости и благочестии. Когда человек живет по заповедям Божиим, тогда Господь являет ему милость Свою, пути его становятся правильными и праведными. В то же время «душа его во благих водворится, и семя его наследит землю». Здесь говорится о селениях праведников, о времени открытия Царства Небесного в райских селениях. Двери Царства Небесного в ветхозаветное время были закрыты, но в аду были селения праведных. Естественно тот, кто живет по заповедям Божиим, у того душа водворится в селениях праведников. Что значит «наследит землю»? У евреев была важная задача — иметь продолжение своего рода, чтобы через это их род освятился встречей с Мессией, с Избранным, Который придет спасти человечество. Для них это была задача номер один, поэтому многодетность всегда поощрялась. В то же время человек, который не имел детей, считался грешником. В детях заключалось не только продолжение рода, но и осмысленность земной жизни. Родители не расточали богатство, которое накопили, чтобы им пользовались их дети. В этом заключается великая радость.

«Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им». То есть явит им заповеди. «Держава» — значит «крепость». Господь является для нас крепостью, защитой всех тех, кто боится Бога.

«Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои». Здесь говорится об уме человеческом. «Исторгнет от сети нозе» — сети расставляет враг рода человеческого, а Господь сохраняет человека, его жизнь и путь от искушений диавольских.

«Призри на мя, и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз». Здесь псалмопевец говорит о себе: о том, что бывает такое время, когда человек остается один в своих духовных поисках, оставленный всеми. В таком состоянии он говорит: «Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя». «Скорби сердца моего» — это очень тяжелые внутренние переживания, которые касаются не каких-то физических немощей, а состояния богооставленности, уныния. Человек говорит: «Я одинок в этой жизни, нищ, и все оставили меня». Тогда рождается сильное сердечное переживание, когда все от тебя отворачиваются, готовы предать тебя, тогда ты думаешь и взываешь к Богу: «От нужд моих изведи мя».

«Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя». Что мы можем предложить Господу? Только показать то, что есть в нашем сердце смирение и труд. «Ради этого, Господи, избавь меня от всех грехов моих».

«Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя». Очень много врагов у человека. Бывает, он чувствует одиночество и страшится того, что его одолело множество врагов. Что может сказать он Богу? Возненавидели его неправедно. Здесь Давид говорит о том, что во всем должна быть правда: если я сделал человеку что-то плохое и лукавое, подвел его, за что он возненавидел меня, значит, по правде ненавидит он меня. А если я ничего плохого не делал, не предавал, никакого зла ему не делал, тогда почему и как возненавидел он меня суть неправедно.

«Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на тя». Когда каждый человек испытывает такие трудности, мучения, остается один на один с собой, своими испытаниями, то он знает, что есть еще Кто-то, кто может разделить с ним скорби, переживания, может помочь в этом испытании. В этом заключается молитва Давида. Он просит Бога о помощи, о том, чтобы Он сохранил, исправил, научил; приносит покаяние в этом псалме, просит, чтобы Господь простил грех юности и неведения. В то же время говорит: «Господи, я не делал ничего такого, чтобы эти люди восстали против меня, возненавидели. Я одинок, Господи, помоги».

Этот псалом как некий плач, стенание к Господу о том состоянии, в котором сейчас находишься. В конце псалма Давид просит: «Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на Тя». Этими словами он хочет сказать: «Сохрани меня, Господи, избави, покажи, что я правильно верую, чтобы все знали, что я только на Бога уповаю, все делаю с благословения Божия». Сила псалмопевца Давида заключена не в мудрости, не в уме, не в поддержке своего народа. Все что он имеет — он всегда об этом говорил — все это только благодаря тому, что он уповает на Бога, верит в Него и считает Его своим помощником, защитником и избавителем от всего злого.

«Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи» — постоянно уповал на Тебя, возлагал свои надежды. Какие «незлобивии и правии»? Это те, которые видели, что Господь помогает Давиду, дает ему силы, крепость, победу. И тогда они обращались к нему и становились рядом, ощущая силу Божию и почитание Бога. Видя такое упование, они присоединялись к Давиду, понимая, что сила Давида в его Боге.

«Избави, Боже, Израиля от всех скорбей его». Это замечательные слова псалмопевца Давида, в которых он показывает, чем должна заканчиваться молитва. Молясь, нужно просить не только за себя, о своих нуждах и скорбях, но и за тот народ, который дорог тебе и близок. Многие по этому поводу утверждают, что молиться надо за самого себя, нужно знать тех, за кого ты молишься, нельзя молиться за тех, кого не знаешь. Псалмопевец Давид отвечает нам, говоря о том, что молиться надо за всех, особенно за свой единоверный народ. Поэтому он заканчивает свою молитву прошением за весь Израиль, так как является частью израильского народа.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector