Гифы с дмитриевской родительской субботой
2 ноября — Дмитриевская родительская суббота
Фото: Петрозаводск сегодня
Что нужно знать об этом дне?
В пятницу вечером, накануне Родительского дня, в храмах служится великая панихида – парастас. Всё богослужение посвящено молитве за умерших. Утром, в поминальную субботу, совершается заупокойная литургия и общая панихида. В качестве пожертвования в храм принято приносить продукты: хлеб, сладости, фрукты, овощи. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки. Поминальная суббота — это не повод для алкогольных возлияний: суть этого дня в том, чтобы помолиться об умерших родственниках. Поэтому, если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве.
Ранее «Живая Кубань» писала о том, когда православные верующие празднуют день апостола Луки.
Опубликовано в рубрике «Жизнь» 01.11.2020 16:00
Поделиться живой новостью:
Живая Кубань – интернет-дневник Краснодарского края
Учредитель — ООО «Редакция ТРК «Екатеринодар»
Информационное агентство «Живая Кубань». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65987 от 06.06.2016, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). 18+
Все права на материалы, опубликованные на сайте www.livekuban.ru, принадлежат ООО «Редакция ТРК «Екатеринодар» (далее – общество) и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте www.livekuban.ru допускается только с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал livekuban.ru, до или после цитируемого блока.
Редакция не несет ответственности за содержание предоставленных авторами материалов в рубрику «Мнения» и «Из жизни». Мнение автора публикации не обязательно отражает точку зрения редакции.
Адрес редакции: 350004, г. Краснодар, ул. Северная, 227. Главный редактор — Звягинцев Константин Павлович.
Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы
Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.
Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.
В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.
С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.
В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.
В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.
Фото: Анатолий Горяинов Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.
Церковное поминовение в родительскую субботу
Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.
Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).
Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон [1] кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.
Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.
Дмитриевская родительская суббота — 7 ноября 2020 года
Ближайшую субботу перед Днём памяти Дмитрия Солунского, который приходится на 8 ноября, православный мир называет Дмитриевской родительской субботой. Долгое время дата существовала, по установлению самого князя Дмитрия Донского, как день памяти по воинам, павшим в Куликовской битве. Однако, по прошествии некоторого времени, уже всех почивших христиан стали поминать в эту субботу.
Неизменными атрибутами Дмитриевской субботы являются панихиды и заупокойные богослужения, посещение могил родственников, особенно родителей, и поминальные трапезы. В церковь верующие приносят различные угощения для неимущих, ставят свечи не к иконам, а на специальный столик — канун, к Распятию, просят в молитвах блаженного упокоения для усопших родных.
Поздравления с Дмитриевская родительская суббота в стихах
В день родительской субботы
Помолись за души тех,
Кто ушел и не вернется,
Чей закончился уж век.
Отслужите панихиду,
Честь воздайте всем родным,
Кто над нами уж летает
Духом славным неземным.
Ведь они нас очень любят,
И помина очень ждут.
Нас от бед и от несчастий
С того света берегут.
Если потеряли вы кого-то,
И они уже на небесах,
То невольно в Дмитревску субботу
Слезы появляются в глазах.
Помолитесь вы о милых душах,
Что уже покинули наш мир,
Каждому на свете очень нужно
Помнить тех, кого он так любил.
В Дмитриевскую родительскую субботу,
Схожу я в храм, за упокой поставлю там свечу,
За упокой душ дорогих тех, кого нет с нами,
За тех, кого так в памяти я бережно храню.
За тех, кто был любимым очень важным,
За тех, кто очень редко навещает сны мои,
Прошу тебя, и ты почти скорее память,
Предков дорогих твоих, им свечку запали.
Наступила сегодня суббота,
Но совсем не такая, как всегда.
Напомнить мне сегодня вам охота,
Что ее родительской назвали навсегда.
Давайте ж вспомним мы тех близких,
Что покинули уже сей бренный мир,
Лишь светлые воспоминания сохраним мы
О тех, кто был так дорог и любим!
К родительской субботе
Ты помяни родных,
Молитвой, добрым словом,
Не забывай же их.
За упокой свечу поставь,
И образ их представь,
Вспомни всех по именам,
По добрым их делам!
Мы сегодня поминаем наших предков дорогих,
Лишь о них все наши думы, и молитвы все о них!
Дмитриевская суббота, скорби, поминанья день,
Грустью светлою ложится на душу печали тень!
Вспоминаем мы ушедших, наших близких и родных,
В божье царствие сошедших, стариков и молодых!
Мы в Дмитриевскую субботу
Всех усопших вспоминаем,
В церковь ходим, свечки ставим
И молитвы мы за упокой читаем.
А история у этой даты непростая,
Вот она глубокая какая.
Просьба была Димитрия Донского
Про солдат убитых не забыть,
Всем погибшим на Мамаевом побоище
Панихиду попросил он отслужить.
В Субботу Дмитриеву родителей почтем,
Молитвы к небу вознесем
За тех, кто за нас стоял горой,
Прибудет с ними пусть покой!
Пускай к ним небо благоволит,
За каждым Ангел светлый стоит,
Давайте добрую память хранить,
Друг друга уважать и любить!
Сегодня молятся о душах
Почивших уж родных людей,
Пусть им на небе будет лучше
От той молитвы и светлей.
И все усопших поминают,
Тех, кто за родину погиб,
Родным их тяжко — люди знают,
Но легче станет от молитв.
Родители давно уж смотрят с неба,
За тем, что происходит на земле.
Но, кажется, что вот они здесь, рядом,
Как прежде провожают тебя взглядом.
Но стоит лишь открыть глаза —
На волю просится слеза.
Родительская суббота: когда будет в 2020 году, что можно и нельзя
Родительская суббота (прочие её названия Вселенская родительская суббота, Великая Суббота или Троицкая суббота) – день, когда принято поминать умерших родственников. Какого числа она будет в 2020 году, что обязательно следует сделать в эту дату, а от каких действий придётся отказаться – рассмотрим в материале ниже.
Символическое значение Родительской субботы
У многих возникает вопрос, касающийся названия субботы – почему её называют родительской, ведь поминаются и другие родственники? Тому есть несколько объяснений:
- Самые важные люди в жизни каждого человека – самые близкие, то есть родители. Через родителей мы приходим в этот материальный мир, получаем физическое тело и жизнь. Без них не было бы нас. Поэтому именно о них следует вспомнить, прежде всего, если, они уже находятся в другом мире.
- А почему родительской стала суббота, а не, например, воскресенье или любой иной день недели? Дело в том, что во все седмицы в году память об усопших в основном приходится именно на шестой день недели.
Разновидности Родительских суббот, когда будут в 2020 году
В православном календаре выделяются 3 самые значимые родительские субботы, называемые Мясопустной, Дмитриевской и Троицкой. Но в действительности их больше – целых семь:
- Мясопустная – наступает 22 февраля 2020 года;
- Суббота второй седмицы Великого поста – будет 14 марта;
- Суббота третьей седмицы Великого поста – будет 21 марта;
- Суббота четвёртой седмицы Великого поста – будет 28 марта;
- Радоница – отмечается 28 апреля;
- Троицкая – приходится на 6 июня;
- Дмитриевская – выпадает на 7 ноября.
Плюс ещё празднуется 9 мая – дата памяти погибших на войне солдат, а 11 сентября вспоминают православных воинов, отдавших свои жизни за Отечество, Веру и Царя.
Интересно! Только у одной из суббот – 9 мая есть устойчивая дата празднования, а другие отмечаются ежегодно в разные дни.
По названию Троицкой родительской субботы ясно, что она связана с праздником Троицы – выпадает за день до него. Темы для размышлений данного дня – прежде всего, умершие родственники, а также Страшный суд и Великий пост. Традиция отмечать Троицкую субботу имеет древние корни, уходит во времена Киевской Руси. Ещё тогда её находили как важный поминальный день.
Дата Мясопустной субботы наступает до Недели о Страшном Суде или предшествует мясопустной неделе. Своё название она получила от того, что припадает на мясопустную седмицу. В этот день поминовения умерших следует обязательно сходить в церковь, помолиться об усопших и посетить могилы предков.
Дмитриевская суббота обладает богатой историей. Отмечать её установил ещё князь Донской. Аналогично всем остальным родительским поминальным дням, на Дмитриевскую верующие молятся про упокоение душ отошедших в мир иной, в частности, родителей. Но этим всё не ограничивается, ведь у Дмитриевской субботы более глубокое смысловое значение – она призвана напомнить про людей, которые пострадали или погибли за православную веру. В неё в старину отправлялись попариться в баньку, а уходя, должны были оставить новый веник и чистой воды, чтобы покойники тоже символически «помылись». Когда сами обедали, то стол застилали чистой скатертью и оставляли немного пищи предкам.
Мы сегодня сделаем основной акцент на Троицкой родительской субботе. Её, как и Мясопустную субботу, называют Вселенскими, ведь они отмечаются во многих государствах мира.
Троицкая суббота: традиции
Выше упоминалось, что Троицкую субботу отмечают за день до праздника Троицы, она является очень важной среди всех родительских поминальных дат. Но традиции Троицкой не сильно различаются с другими субботами: также важно съездить на кладбище, там помолиться за умерших, принести с собой еду, которую оставляют на могилах. При этом нужно отказаться от действий и мыслей, отвлекающих вас от самого главного – мыслях и молитвах о покинувших родственниках.
А многие священнослужители православной церкви высказывают мнение, что Троицкая суббота символизирует собой уход от Ветхого Завета и переход к Новому завету. И потому в неё поминаются все умершие христиане.
Интересно! Хотя поминальные субботы и названы родительскими, в них вспоминаются все покойные родственники – дедушки и бабушки, тёти, дяди или просто ваши знакомые, друзья, ушедшие в мир иной.
В каждой православной церкви в день Троицкой субботы служится заупокойная литургия, панихида. Все желающие имеют возможность заказать поминовение своих покойных родных. Когда служение в храме завершается, по традиции люди отправляются на кладбища, где проводят ритуальный обед, поминают покойников, на могилы с собой несут зелень, чтобы украсить их.
С давних пор сохранилась традиция на Троицкую оказывать помощь нищим, тем, кто страдает от нужды. Для них можно заранее собрать продукты или вещи и в саму субботу раздать собранное. Как правило, делятся постными продуктами: яйцами, хлебом, крупами, фруктами и овощами, чаем. Допустимо давать церковное вино «Кагор» (но никакие другие спиртные напитки – они находятся под строгим запретом).
Ещё в этот день стараются отпускать старые обиды и самим прощать обидевших вас некогда людей. Достаточно большое число праздников в христианстве имеет языческие корни, поэтому не стоит удивляться проскальзыванию языческих обычаев и традиций. Не исключением стала и Троицкая родительская суббота – так обычай украшения могил умерших родных зелёными растениями и берёзовыми веточками происходит от народного праздника Духова дня.
Хочется отметить одну интересную традицию, каждый год проводимую в пятницу перед Троицкой субботой: перенесение иконы «Троица», написанной Андреем Рублёвым из Третьяковской галереи, где она хранится, в церковь Святителя Николая в селе Толмачи. Там образ проводит четверо суток, а вечером понедельника его возвращают обратно в галерею.
Что можно и нельзя делать?
Что нужно обязательно сделать на Троицкую субботу? Посетить храм Божий, где заказать заупокойную службу об усопших, навсегда хранимых в наших сердцах. Съездить на кладбище, вспомнить самые светлые и положительные качества умерших родных, какими они были и какими навсегда остались в нашей памяти.
Если у вас есть маленькие дети, которые никогда не видали рано умершего бабушку или дедушку, то сейчас самый подходящий момент, чтобы рассказать о них. Покажите малышу фотографии, расскажите о светлых сторонах усопших, чем они занимались при жизни, какой была их жизнь.
Также в субботу проводят поминальную трапезу, собравшись тесным семейным кругом. Хозяйки стараются приготовить блюда, при жизни любимые покойными родственниками или делают то, чем обычно угощали их. Вся семья собирается за обеденным столом, на него ставят дополнительную тарелочку, куда кладут по ложечке каждого блюда. Она символически предназначается душам предков, которые должны таким образом «составить компанию» живым за трапезой.
Теперь поговорим о запрещённых действиях:
- Отправляясь на кладбище, недопустимо распивать на могилах умерших спиртное.
- И уж точно не следует нести с собой на кладбище предметы, связанные с вредными привычками и пристрастиями покойного (например, сигареты). Наоборот, молитесь о том, чтобы грехи его были отпущены.
- Для семейного поминального обеда готовятся только постные блюда.
- Не забывайте молиться о душах усопших.
- Недопустимо в поминальный день говорить плохие вещи о покойниках, вспоминать их негативные стороны личности.
- Не отказывайте, если у вас попросят дать милостыню.
- Не стоит слишком веселиться во время празднования – шутить, смеяться, ведь всё-таки тема дня поминовение. Но и тосковать, печалиться тоже не следует, ведь в христианстве существует вера в бессмертие человеческих душ.
- Под строгий запрет попадают ссоры, споры, любые выяснения отношений. Повремените с разборками, а сейчас уделите внимание памяти об ушедших.
В завершение просмотрите видео по теме:
2 ноября — Димитриевская Родительская суббота
Димитриевская родительская суббота — день всеобщего поминовения усопших. Совершается ежегодно в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского, приходящимся на 26 октября (8 ноября).По преданию, поминовение воинов — защитников земли Русской — установлено святым благоверным князем Димитрием Донским и по благословению преподобного Сергия Радонежского после тяжёлой и кровопролитной битвы на поле Куликовом, которая совершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года (лето 6888 от сотворения мира).
Первоначально Димитриевская суббота была днём поминовения православных воинов, за Веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших.
Этот день напоминает нам и о всех тех, кто погиб и пострадал за Православие. Т.к. каждый христианин при Крещении получает звание Христова воина, то постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.
Традиции поминальных обрядов
Димитриевскую субботу всегда проводили торжественно: ходили на могилы родных, служили панихиды, устраивали тризны. Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве.
Молитва об усопших
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.
Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших.
Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.
Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших.
В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).
Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или спиртные напитки.
Необходимо помнить, что молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной.
Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.
Каждый православный христианин должен стремиться исполнить свой долг перед родителями и другими отошедшими родственниками и в эти дни подавать записки на Литургию и панихиду. Молитесь за усопших, позаботьтесь о душе его.
Димитриевская родительская суббота
Димитриевская родительская суббота – один из основных поминальных дней русского Православного календаря.
Вообще же каждая суббота – особый день для христиан. К субботе, по библейскому повествованию, завершилось творение мира, и она стала «днем покоя», – поэтому мы называем этот – последний день недели (подчёркиваю – последний!) несколько измененным еврейским словом шаббат). Но в этот же день уснувший плотью Христос завершил воссоздание этого «обветшавшего» – ветхозаветного – мира и, сойдя во ад, возвестил начало новой жизни. Помните тропарь из Пасхальных Часов? «Во гробе плотски (плотью), во аде же с душею (душой), яко (как) Бог, в раи (раю) же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный».
Поэтому в каждую субботу совершается поминовение усопших, – не покинувших нас навсегда, но терпеливо ждущих последнего дня всеобщего Воскресения. Среди этих дней выделяются особые общецерковные ежегодные – «родительские субботы», названные так потому, что каждый христианин молится прежде всего за своих родителей.
Димитриевская суббота получила своё название от имени святого великомученика Димитрия, коменданта греческого города Солуни (или Фессалоник), казнённого за исповедание христианства в 306 году (его память 26 октября / 8 ноября). Он был человеком военным – и потому считается покровителем воинов, а на иконах изображается в доспехах и с копьем. Установил же этот день, согласно преданию, другой Димитрий – наш славный великий князь Димитрий Донской – после знаменитой Куликовской битвы, случившейся 8 сентября 1380 года, то есть в праздник Рождества Пресвятой Богородицы [1] (по юлианскому календарю).
«И оставался великий князь за Доном на том месте восемь дней, – отмечает летописец, – до тех пор, пока не смогли отделить христиан от нечестивых татар: кого смогли, схоронили, а о прочих знает Бог, ведь совершилось это Божьим судом. И велел великий князь священникам петь надгробные песнопения над убитыми, и воспели священники вечную память всем православным христианам, убитым татарами на поле Куликовом, между Доном и Мечей. И сам великий князь со своим братом и оставшимися воинами возгласили громким голосом с плачем и слезами многими вечную память» (Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982, с. 194).
С тех пор каждый год суббота, предшествующая дню памяти Димитрия Солунского, посвящается христианскому поминовению усопших, в первую очередь – поминовению воинов, «на поле брани за Отечество жизнь свою положивших» [2] [3] .
Юрий Рубан
канд. ист. наук, канд. богословия
Заупокойное Апостольское чтение
1Фес.4:13-17. – Зачало 270
[О воскресении мертвых]
Братья, мы не хотим, чтобы вы не знали об усопших (или: об усыпающих), чтобы вы не печалились, как и прочие, не имеющие надежды. Ведь если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших – через Иисуса – Бог приведёт [вместе] с Ним.
Это ведь мы говорим вам словом Господним [*] , что мы, живущие, остающиеся до пришествия Господня, отнюдь не опередим усопших; потому что Сам Господь при призывном кличе (букв. в приказании), при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и сначала воскреснут мёртвые во Христе; затем мы, остающиеся живые, вместе с ними будем подняты (букв. будем схвачены) в облаках на встречу Господа в воздух; и так всегда с Господом будем.
Заупокойное Евангельское чтение
[Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям]: «Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю вам: Слушающий Моё слово и верящий Пославшему Меня имеет жизнь вечную, и в суд не приходит, но он перешел от смерти в жизнь.
Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю вам, что приходит час, и теперь уже настал, когда мёртвые будут слышать голос Сына Божия – и услышавшие будут жить. Ведь как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть творить суд, потому что Он – Сын Человеческий.
Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, в который все, находящиеся в гробницах, будут слышать Его голос, и выйдут: делавшие доброе – в воскресение жизни, а делавшие дурное – в воскресение суда (греч. эн анастасин крисеос [**] ).
Я ничего не могу делать Сам от Себя: как слышу – так и сужу, и суд Мой справедлив; потому что не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня [Отца]».
Примечания
[1] Хочу напомнить, что в XIV веке 8-е сентября по юлианскому календарю соответствовало 16-му сентября по григорианскому (хотя сам этот календарь был введён позднее). Это и есть исторически безусловная дата Куликовской битвы. Поэтому попытки отмечать это событие в настоящее время 21 сентября, совмещая с праздником Рождества Богородицы, основаны на элементарной хронологической безграмотности. (Рождество Богородицы приходится на 21 сентября по григорианскому календарю только в XX—XXI столетиях; в XXII веке сместится на 22 сентября и т. д.)
[2] Ради исторической справедливости следует сделать уточнение. Эта суббота – наш национальный поминальный день, основанный на предании. Поэтому Димитриевской субботы нет ни греческом, ни даже в Русском официальном Церковном уставе (Типиконе). Непосредственное участие в его установлении Димитрия Донского тоже подвергается обоснованному сомнению. Как пишет известный автор многократно переиздававшегося руководства по богослужебному уставу, «Димитрий Донской, после погребения убитых на побоище, приказал там совершить панихиду по ним. Затем, возвратясь в Москву 21 сентября (29 сентября по григорианскому календарю. – Ю. Р.), повелел по всем церквам её отправить панихиду об убиенных. Наконец, по прибытии в Троице-Сергиеву лавру, приказал и там совершить панихиду (Русская летопись по Никоновскому списку, изд. Имп. Академии наук, т. IV, с. 124). В летописях не сказано, чтобы Димитрий Донской указал для поминовения воинов субботу пред Дмитриевым днем », то есть пред днём своего тезоименитства. «Естественно думать, что после кончины его назначена суббота пред Димитриевым днём для поминовения усопших» (Никольский К., протоиерей. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. М., 1995, с. 506, прим. 1)
[3] При определении даты Димитриевской субботы в конкретном году надо учитывать следующие календарно-богослужебные поправки (во избежание путаницы, далее все даты – по новому стилю). Если память Димитрия Солунского (8 ноября) приходится на воскресенье, то мы получаем самую позднюю Димитриевскую субботу – 7 ноября. Если же память Димитрия Солунского приходится на субботу, то эта суббота не может быть родительской – и панихида переносится на предшествующую субботу (1 ноября). Но если с субботой перед памятью св. Димитрия совпадает праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября), то Димитриевская суббота совершается ещё одной неделей ранее. Исходя из этих правил, можно легко определить, что самая ранняя Димитриевская суббота может быть 28 октября.
[*] «Словом Господним» в Древней Церкви называли изречения церковных пророков. Наиболее важные запоминались и в процессе формирования Предания становились миссионерскими или литургическими формулами. (Благодарю за это уточнение архимандрита Ианнуария. – Ю. Р.)
[**] Хорошо знакомое нам греческое слово крисис переводится как «разделение», «суждение», «суд», «приговор», «спор», «выбор», «окончание», «переломный момент», «кризис». Вопреки однозначно отрицательному мещанскому значению («ох, когда же закончится этот очередной проклятый кризис и наступит желанная стабильность»!), разумный христианин всегда пребывает в состоянии крисиса – то естьв состоянии духовного трезвения и суда над своими мыслями, желаниями и поступками. Так он готовится к тому, чтобы последний и окончательный Страшный Суд (= Страшный Кризис!) Божий не стал для него неожиданным и «страшным» в прямом смысле этого слова.