Доклад на тему родительская педагогика
Доклад «Формирование педагогической культуры родителей»
гульмира нурмуханова
Доклад «Формирование педагогической культуры родителей»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3 г. Маркса
Саратовской области им. Л. Г. Венедиктовой
ДОКЛАД
«Формирование педагогической культуры родителей»
Воспитатель: Нурмуханова Г. И.
В настоящее время заметно возрос интерес педагогов и руководителей дошкольных учреждений к работе с семьей т. к. от совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Семья и детский сад – дают ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека, в большой мир.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры — одно из направлений деятельности дошкольного учреждения.
Планируя психолого-педагогическое просвещение родителей, нужно исходить из следующих задач:
1) сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей;
2) обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие ДОУ и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию;
3) нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребёнка;
4) компенсировать проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи.
При формировании педагогической культуры родителей важную роль играет использование современных методов общения (решение и ролевое проигрывание проблемных ситуаций семейного воспитания, игровое взаимодействие родителей и детей в различной детской деятельности, моделирование способов родительского поведения, обмен опытом семейного воспитания и др.). Они применяются, чтобы дать родителям возможность стать активными исследователями собственного родительского поведения, получить опыт нового видения привычных способов воздействия на ребенка. Анализ современной практики показывает, что новизна использования активных методов общения с родителями все больше связывается с применением игрового моделирования различных проблемных ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком с целью рефлексии и обогащения этого взаимодействия.
Можно выделить основные направления, внутри которых создаются ситуации совместной продуктивной деятельности:
– проведение семинаров, конференций, родительских собраний;
– планирование, реализация, рефлексия мероприятий как крупномасштабная продуктивная задача всего коллектива;
– разработка проектов стратегического или тактического значения (например, создание совместных научно-исследовательских проектов);
– совместное оформление и описание опыта воспитательной деятельности.
Формы и содержание педагогического просвещения родителей определяются кругом их проблем, уровнем сознания и культуры, компетенцией педагога.
Формы организации занятий с родителями достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т. д.
Лекция — это форма психолого- педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.
Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов.
Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума предлагается найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и ДОУ и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Педагогическая дискуссия — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников.
Индивидуальные тематические консультации — полезны как для них самих, так и для педагога. Родители получают реальное представление о делах и поведении ребенка в детском саду, воспитатель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ребенка.
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей. Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.
Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания, это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующая активное педагогическое мышление.
Встречи с администрацией образовательного учреждения, педагогами, работающими в данном коллективе детей целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного коллективного поиска возможно составление программы действий, перспективного плана совместной работы.
Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив — это опора педагогов, при умелом взаимодействии они совместно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации общественно-значимых дел, решению проблем жизни коллектива.
Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, но от этого следует уходить и вести диалог с использованием методов активизации родителей. Не следует читать текст «по бумажке», не отрываясь. От воспитателя требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров, использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях. Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. С этой целью необходимо задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т. д. Тему рекомендуется формулировать проблемно, например: «Нужно ли наказывать детей!», «Послушен ли ваш ребёнок?», «Какие игрушки нужны вашим детям?» и др. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.).
Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Ток шоу», «Устный журнал». Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.
Одной из наиболее доступных форм установления связи с семьёй являются педагогические беседы с родителями. Целью педагогической беседы является обмен мнениями по тому или иному вопросу, её особенность заключается в активном участии и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Воспитатель продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответ. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. От детально продуманного начала беседы зависит её успех и ход. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать такую обстановку, которая будет располагать «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ребёнка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребёнка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться о проблемах воспитания ребёнка, которые, на взгляд воспитателя, ещё необходимо доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности и др.». Дать конкретные советы.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Задачей досуговых форм организации общения является установление тёплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми. К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая» и др. Благодаря таким праздникам создаётся эмоциональный комфорт в группе, вследствие чего родители становятся более открытыми для общения и в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Подытоживая вышесказанное, мы видим, что каждая форма общения с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры.
Реферат «Содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей»
осударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра дошкольного образования
Содержание, формы и методы
педагогического просвещения родителей
Перфильева Оксана Петровна,
воспитатель МАДОУ № 2, г. Мариинск
Волкова Татьяна Анатольевна,
Теоретические основы педагогического просвещения родителей дошкольников
Организация взаимодействия семьи и ДОУ
Дифференцированный подход к работе с родителями
Направления работы воспитателей детского сада с родителями
Формы и методы работы с родителями
Формы и методы просвещения родителей
Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями
Задача дошкольного учреждения сегодня – обеспечить развитие каждого ребёнка, создав необходимые для этого условия. Именно в семье закладываются основы нравственности, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребёнка. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе.
Являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция семьи как социального института. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.
Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, для педагога в данный момент важнейшей является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус семьи, т.е. её состояние в процессе адаптации в обществе.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад — первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и социальных педагогов,
воспитателей зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Но для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.
Воспитатели детских садов, методисты и педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.
Поэтому целью данной работы является педагогическое просвещение родителей дошкольников, а предметом — содержание и формы педагогического просвещения. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании.
Семейная педагогика
В этой статье мы поговорим о понятии семьи в педагогике, а также рассмотрим роль семьи в процессе воспитания ребенка и формировании его личности.
Семейная педагогика – это наука о воспитании ребенка в семье, которая занимается изучением специфических особенностей такого воспитания и выработкой научных рекомендаций для родителей по построению правильных взаимоотношений с ребенком.
Семейная педагогика как самостоятельная научная отрасль сформировалась не так давно. Объектом ее изучения являются тенденции развития семьи как воспитательного института и ее современное состояние, предметом – сама сущность семейного воспитания, механизмы данного процесса и их влияние на развитие личности человека. Данная наука не пытается создать единые правила, которые были бы обязательны для любой семьи и регламентировали бы, как именно надо воспитывать детей. Она лишь изучает те обстоятельства, которые благоприятно сказываются на детях, и те, что создают для них трудности. Как и любые научные знания, ее выводы никогда не смогут полностью заменить мудрость и жизненный опыт.
Особенности воспитания в семье
Главной целью семейного воспитания ребенка является всестороннее развитие его личности.
Специфика воспитательного процесса в семье состоит в том, что он осуществляется с помощью авторитета взрослых, на основе семейных традиций и примеров поведения. Оно редко имеет четкие формы организации и реализуется в повседневной жизни путем личностного воздействия на ребенка.
О том, что семейное воспитание должно быть целенаправленным и научно обоснованным, много писали ведущие отечественные специалисты по педагогике.
Цель педагогики – это помощь в правильном развитии внутреннего потенциала ребенка, способствование его нормальному физическому и психическому росту.
Воспитать успешную, яркую личность можно только тогда, когда у родителей есть конкретные педагогические задачи и они четко знают, чего хотят достичь.
Семья в педагогике – это также и фактор общественного воспитания. Семейное воспитание сочетает в себе осознанные действия родителей и влияние объективных факторов на жизнедеятельность семьи. В нем преобладают стихийные, спонтанные воздействия, обусловленные манерами поведениям, привычками взрослых, устоявшимся жизненным распорядком и многими другими вещами, которые влияют на ребенка непрерывно, постоянно. Именно с их помощью происходят значимые изменения в личности ребенка, развитие его социализации.
Наблюдая за родителями, ребенок получает первый специфический пример внутрисемейных отношений. Семейное воспитание также отличается тем, что ребенок включается в эти отношения с самых ранних лет, на первых стадиях своего развития. Если он растет в семье, где принят тесный контакт между детьми и взрослыми, уважительное отношение ко всем членам, то у него легче формируются чувства коллективизма, доброжелательного отношения к другим, самостоятельность.
Особое значение имеет воспитание детей дошкольного возраста, поскольку для них семья – это первая и часто практически единственная среда, формирующая личность. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к воспитательным воздействиям и внешним влияниям, в это время закладываются основы дальнейшего воспитания и обучения. Исследования детей в детских домах показывают, что их условия жизни не могут создать обстановки, необходимой для полноценного семейного воспитания. Ребенок, живущий в учреждении, а не в окружении родных, не имеет возможности полноценно усвоить первичные представления о семейных ролях и обязанностях, поведении в семье.
Сравнение психического и личностного развития детей, растущих в семье и вне ее, показало, что воспитание в стенах учреждения формирует в них ряд общих черт: низкая степень привязанности к другим, слабая инициативность, низкая познавательная активность, ситуативная обусловленность поведения и мышления. Такие дети с трудом преобразуют объективные понятия в субъективные, не трансформируют общественно значимое в личностно значимое, слабо переживают эмоциональные моменты.
Дети, воспитанные в семье, в определенное время становятся частью детского коллектива, и этот момент ярко показывает уровень их социального развития. В их поведении закрепляются специфические особенности связи с родителями, которые потом становятся моделью их контактов с другими окружающими.
Пример и авторитет родителей являются одной из важнейших форм передачи социального опыта, особенно его нравственной составляющей, а также механизмом социального наследования. Семейное воспитание в педагогике – это процесс, имеющий постоянный, непрерывный характер.
Эффективность семейного воспитания
Специалисты выделяют несколько причин, которые влияют на эффективность воспитания в семье:
- наличие или отсутствие программы воспитания, организованность или стихийность воспитательного процесса;
- наличие или отсутствие у родителей педагогических знаний;
- способность и возможность родителей учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
- умение верно оценивать поведение;
- разнообразие и содержательность деятельности ребенка внутри семьи;
- объем контактов между детьми и взрослыми;
- способность объективно оценивать ребенка и анализировать используемые воспитательные методы.
Взгляды В.А. Сухомлинского на семейное воспитание в книге «Родительская педагогика»
В конце своей жизни В.А. Сухомлинский начал работу над очень нужной книгой — энциклопедией семейного воспитания «Родительская педагогика». Но не успел Василий Александрович подготовить к печати задуманную им работу. Уже после его смерти удалось собрать рукописные и некоторые напечатаны статьи и подготовить издание «Родительской педагогики».
В.А. Сухомлинский был настоящим знатоком и исследователем психологии человека, он глубоко понимал душу ребенка, его переживания, чувства, стремления и надежды, в совершенстве знал психологию взаимоотношений
родителей и детей, младшего и старшего поколений, межличностных отношений в детских коллективах, психологический климат в социальных группах и те факторы, которые его вызывают.
В.А. Сухомлинский обнаружил очень важную особенность психики ребенка — чем моложе ее возраст, тем более уязвима, благоприятная она к воспитательного воздействия, тем легче пробудить в ней благородные чувства, воспитать или перевоспитать.
В своей педагогической практике Василий Александрович Сухомлинский стремился создать организованную систему воздействий на воспитанников, которая способствовала всестороннему развитию ребенка и была построена на принципах гуманизма.
Во многих своих произведениях педагог утверждал, что развитие личности во многом зависит от культуры отца и матери, человеческие отношения и общественное окружение познаются в основном на примере родителей.
Василий Александрович не верил в спасительную силу наказаний, против, как он говорил, «педагогического экстремизма», был убежден, что воспитание можно организовать так, чтобы потребности в наказании вообще не было. Это действительно возможно, если между воспитателем и воспитанниками устанавливается духовное единство.
Только уважая достоинство другого лица, человек может снискать уважение к себе: «Как важно, чтобы дети научились чувствовать душевное состояние товарища, распознавать чужое горе, переживать его, как свое личное».
Как ответ на тысячи писем взволнованных родителей, задавали один и тот же вопрос: «Что же дальше?» была написана Сухомлинским «Родительская педагогика». Она состоит из семи бесед, которые обеспечивают правильное воспитание ребенка.
Беседа первая называется «К отцовства и материнства нужно готовить с колыбели». По мнению В.А. Сухомлинского, мы не учим в школе главное — не учим жить. Не задумываемся мы — ни педагоги, ни родители, важнейшая мудрость жизни, которую должен освоить каждый наш гражданин — это человеческие взаимоотношения. Я не преувеличиваю, — говорит Сухомлинский, если скажу, что молодые родители, которые не умеют быть супругами, зачастую такие же беспомощные как и дети. Не всем быть физиками и математиками, а родителями быть обязательно всем.
Беседа вторая посвящена теме «Об общественной и моральной ответственности родителей». В ней В.А. Сухомлинский отмечает, что нет благородной и высокой миссии для человека — творца, чем отцовство и материнство. В любой момент, глядя на своего ребенка, ты видишь себя. Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, само утверждаешь свое чувство достоинства. Дети — это счастье, созданное вашим трудом.
В беседе третий идет речь о «Видение собственного нравственного образа». Замечательные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей. По-настоящему любить — это отдавать, вкладывать душевные силы, видеть часть вложенного тобой добра в другого человека. Самое главное в окружающем тебя мире — человек.
Четвертую беседу посвящен теме «Что возвеличивает вас в глазах ваших детей». Поднимайте сами себя в глазах ваших детей, старайтесь, чтобы дети видели высшую суть вашей жизни в посеве того зерна, из которого вырастает буйно поросль человеческого счастья. Мы родители, воспитываем своих детей прежде всего своими взаимоотношениями.
Беседа пятая называется «Берегите в душе ребенка веру в высокое, идеальное, непоколебимо». В.А. Сухомлинский считает, что в хорошей семье, где мать и отец живут в согласии, где преобладают чуткие отношения к слову, мысли и чувств в отношениях добра и согласия, взаимопомощи и поддержки, доверия и взаимного уважения родителей, перед ребенком раскрывается все то , на чем основывается его вера в человеческую красоту, ее душевное спокойствие, равновесие. Если эта вера разрушена, в детскую душу ворвется трагедия, горе. Бесценное богатство семейной жизни — взаимная любовь, умение творить большое.
Беседа шестая посвящена теме «Берегите человеческую любовь». Человеческая любовь — мощная сила воспитания. Любить — значит чувствовать сердцем тончайшие духовные потребности человека. Эта способность чувствовать человека сердцем передается от отца и матери без слов и объяснений, передается примером. Умейте беречь и уважать, восхвалять и совершенствовать человеческую любовь.
В последний, седьмой беседе на тему «Нравственные ценности семьи» отмечается, что мощная духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей, учатся у отца уважать мать, бабушку, жену, человека. Нравственное богатство создается взаимоотношениями, в которых тесно переплетаются любовь и добро с долгом и трудом, с личным примером.
Доклад на тему родительская педагогика
Доклад на тему:
«Роль воспитателя и физкультурного работника в оздоровлении детей дошкольного возраста»
Разливаева Ирина Викторовна ,
воспитатель МБДОУ «Одуванчик» г. Волгодонска
1.Оздоровление детей в соответствии с ФГОС ДО:
В последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Родители, медицинские и педагогические работники констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.
ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Вместо двух образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье», которые предусматривали ФГТ, в содержании Стандарта представлена образовательная область «Физическое развитие». ФГОС ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в т. ч. их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств. Важно отметить, что в Стандарте понятие «здоровье» дается более конкретно- психическое и физическое, добавляется новое понятие «Эмоциональное благополучие», акцентируется внимание на формирование общей культуры личности, ценностей здорового образа жизни.
Во ФГОС задачи образовательной области «Физическое развитие» решаются в трех направлениях: приобретение опыта двигательной деятельности, становление целенаправленности, саморегуляции в двигательной сфере и овладение нормами и правилами здорового образа жизни.
2.Роль воспитателя в физическом развитии детей дошкольного возраста:
Для того чтобы физкультурная деятельность прошла эффективно и для повышения качества образовательных услуг необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя. Многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. От активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный результат и достижение таких целей, как повышение двигательной активности детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя.
Воспитатель — помогает инструктору по физической культуре, осуществлять страховку дошкольников, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми, которую он планирует в календарном плане воспитательно-образовательной работы. Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ двигательную предметно-пространственную развивающую среду, при этом учитываются возрастные особенности детей и их интересы.
Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные, игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка.
Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении у нас в группе созданы следующие условия:
*Каждый день по утрам проводится утренняя гимнастика.
Воспитатели сами подбирают упражнения и занятия по различным видам физического совершенствования детей. Основными из них являются:
*Подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;
*Оборудование физкультурного уголка;
*Организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на улице;
*Оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.
3.Роль инструктора по физическому воспитанию:
Инструктор по физической культуре, должен оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического развития, дошкольников: подбирать упражнения для утренней гимнастики, бодрящей гимнастики, организовывать игры на прогулке, а также самостоятельную двигательную деятельность воспитанников в группе и на прогулке; оформлять рекомендации для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.
4.Взаимодействие инструктора по физическому воспитанию и воспитателя ,через привлечение родителей.
Просвещение родителей, повышение их грамотности в вопросах физического воспитания и укрепления здоровья дошкольников может осуществляться в разнообразных формах:
— информация в родительских уголках, в папках передвижках, в библиотеке детского сада;
— различные консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом семейного воспитания;
— семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми;
— «открытые дни» родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающих и лечебных процедур;
— совместные физкультурные досуги, праздники;
— анкетирование и тестирование родителей по вопросу воспитания здорового ребенка.
5.Рекомендации:
Ежедневные занятия с каждым ребёнком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю и инструктору по физическому воспитанию осуществлять физическое развитие всех детей.
Инструктор консультирует воспитателей, даёт необходимые советы, оказывает помощь. В тетради взаимодействия с педагогом инструктор записывает рекомендации по индивидуальной работе с детьми с целью закрепления определенного двигательного навыка в режиме дня.
Особенно содержательная совместная работа с воспитателем и музыкальным руководителем проводится в ходе подготовки к утренней гимнастики, спортивным праздникам, досугам, развлечениям. Учитывая способности каждого воспитателя необходимо распределить роли для сюрпризных моментов праздника, отработать их, подобрать музыкальное сопровождение, песни, танцы.
Чтобы воспитатель был первым помощником физ.инструктора, с ним надо регулярно взаимодействовать. На консультациях знакомить воспитателей с планом работы, разрабатывать утреннюю гимнастику, обращать внимание на те умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребёнок, вместе обсуждать проведенные занятия, учитывать, кому из детей нужна индивидуальная помощь. А на практических занятиях помогать воспитателям, совершенствовать их навыки и умения.
Постоянная, совместная работа инструктора по физическому воспитанию и воспитателя группы может привести к желаемым результатам в решении задач общего физического воспитания дошкольников.
Доклад на тему «Воспитание и ответственность» (общешкольное родительское собрание)
ПРИЛОЖЕНИЕ слайд 1 (общешкольное родительское собрание)
Воспитание и ответственность.
ПРИЛОЖЕНИЕ слайд 2
Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного как образование самого себя и своих ближних.
Сократ.
ПРИЛОЖЕНИЕ слайд 3
Воспитание – это не только материальное обеспечение, и не только забота о здоровье и питании, — всё гораздо глубже. Как родитель вы должны также думать и о том, чтобы у вашего ребёнка было достойное и обеспеченное будущее, и воспитывать его так, чтобы он добился успеха и процветания. Цель большинства родителей состоит в том, чтобы воспитать счастливого, интеллектуального и ответственного ребенка — ребенка, который будет надёжным, верным, уверенным и независимым.
Воспитание детей — трудная задача, которая требует много обязательств, чувство ответственности и упорства во время своего процесса. Роль родителей в жизни ребёнка меняется согласно периодам его развития.
ПРИЛОЖЕНИЕ слайд 4
Малыши (от года до 2,5 лет): это — возраст, когда дети стремятся изучать всё, что они видят и слышат. Здесь ответственность лежит на родителях, которые должны с самого начала дать ребёнку представление о правильном поведении. Родители должны лелеять, играть, смеяться, любить и учить своих детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ слайд 5
Десятилетние ребята: это — самый ломкий период жизни. Дети стремятся попасть под влияние окружающей среды, включая друзей, родственников и даже телевидения. Родители должны быть осторожными в направлении своих детей в этом возрасте. В этом возрасте родители должны смеяться и любить, преподавать и дисциплинировать своего ребенка.
Подросток: лучшие результаты воспитания могут быть получены, если родители прекратят вести себя с подростком как родители. Это время, когда приоритеты подростка меняются. Друзья занимают теперь главную важность. Им нужно предоставить пространство, чтобы расти. Их индивидуальность и желание свободы должны уважаться. Родители должны смеяться и любить, преподавать, дисциплинировать и слушать ребенка.
Должны ли родители нести ответственность за неправильное поведение своих детей?
ПРИЛОЖЕНИЕ слайд 6
Воспитание в нашу современную эпоху — это сложный процесс, и никто не даст родителю книгу с правилами о том, как вырастить лучшего ребёнка. Любой родитель в период воспитания, проходит через испытания и ошибки. Именно родители — это люди, которые автоматически ответственны за поведение своих детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ слайд 7
Причины, почему дети плохо ведут себя, многочисленны, но они напрямую связаны с воспитанием, особенно, если их растили следующие типы родителей:
ПРИЛОЖЕНИЕ слайд 8
- Авторитарные, контролирующие родители.Они всегда ожидают строгого повиновения, дети в таких семьях всегда испытывают ограничения в приемлемом поведении, и поэтому склонны вырваться из ограниченной свободы, как только попадётся такая возможность
- Дозволяющие и потакающие родители..Акцент делается на то, как угодить ребёнку, Эти дети склонны смущаться любить и быть любимыми, часто чувствуют неуверенность и постоянно нуждаются во внимании. Их аномальное поведение обычно направлено на получение внимания и испытание родительской любви и поддержки.
- Дозволяющие, невнимательные родители. Существует минимальный родительский контроль ребенку, предоставляют большую самостоятельность. У этих детей будет отклоняющийся от нормы результат.
Эти три стиля воспитания обычно менее эффективны, они приводят к такому результату, что дети/подростки являются враждебными и непослушными (разрешающий стиль) или замкнутыми и с заниженной самооценкой (сторонники авторитарного стиля).
- Авторитетный родитель — самый эффективный тип. Они устанавливают ясные правила и последовательны в предписании правил, но более гибки в контроле. они делают акцент на изучение и прививание ответственности за совершаемые поступки. Прежде всего, дети поощрены думать для себя и использовать свою собственную инициативу.
ПРИЛОЖЕНИЕ слайд 9
Что такое хорошее воспитание?
ПРИЛОЖЕНИЕ слайд 10
Хорошее воспитание – это направление наших детей и оказание им помощи в становлении людьми, которыми они должны стать. Оно не должно быть эмоциональным давлением на то, чтобы ребенок стал идеальным или точной копией одного из своих родителей. И, определенным образом, это не то, чтобы бросить его безо всякого руководства или ограничений.
Все родители хотят, чтобы их дети находились в безопасности и чувствовали себя защищенными. Но они также должны научить их, как нужно делать правильный выбор и предоставить им в этом свободу действий. Для того чтобы сделать это, нам нужно создать атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя любимыми и защищенными. Ребенок должен знать, что вы не перестанете любить его, если он не согласен с вами или имеет собственные убеждения.
Хорошее воспитание не всегда является простым, и все родители совершают ошибки, поэтому не огорчайтесь, когда это случается, вместо этого лучше подготовьтесь к тому, что нужно будет учиться на таких ошибках.
обратите внимание на:
10 советов позитивного воспитания детей
ПРИЛОЖЕНИЕ слайд 11
- Поощряйте ребенка. вы придадите ему уверенность в себе.
- Учите ребенка собственным примером. Ребенок постоянно следит и изучает за поведением окружающих. Они уделяют особенное внимание тому, что делают и говорят взрослые. Ведете ли вы себя так, как хотели бы, чтобы вел себя ваш ребенок? Уделите время тому, чтобы обратить внимание на собственное поведение.
- Ролевые игры. Социальные навыки ребенок обычно изучает в процессе игры – так научите его!
- Не сдавайтесь. Забота о ребенке бывает изнурительной, волнующей и иногда кажется, что она является неблагодарным трудом. Не существует “идеальной няньки” или “идеального родителя”. Примите тот факт, что каждый имеет право на ошибку и иногда ошибается, и не бойтесь просить помощи.
- Установите границы и придерживайтесь их. Дети чувствуют себя намного уверенней, если имеют определенные ограничения и границы.
- Будьте сильным в глазах ребенка. Если ребенок говорит вам о том, что произошло что-то нехорошее – ни в коем случае не реагируйте на это негативно или с гневом. Совместно проработайте решение возникшей проблемы. Таким образом, ребенок продолжит доверять вам собственные страхи и беспокойства, которых будет не мало.
- Оставайтесь спокойным. Научитесь не реагировать на негативное или плохое поведение. Если вы злы, постарайтесь повременить с дисциплинарными взысканиями к ребенку. Подождите некоторое время, пока вы успокоитесь, и будете снова контролировать себя. Это поможет вам определиться с необходимой реакцией на произошедшее.
- Не подкупайте, а вознаграждайте! Попытки подкупать ребенка могут дать понять ребенку то, что для того чтобы получить желаемое, ему необходимо плохо себя вести. Вознаграждайте хорошее поведение нематериальным поощрением, таким как, например, чтением ему любимой истории на ночь.
- Боритесь со скукой. Если детям становится скучно, они начинают искать возможность совершить какое-либо озорство. Займите их чем-либо, и в конце концов они смогут найти себе увлечение. Но при этом не переусердствуйте — детям необходимо собственное пространство, также как и вам.
- Не бойтесь дисциплинарной работы с ребенком. Дисциплинарная работа – это не повышение голоса, шлепки по мягкому месту или угрозы наказания. Оно представляет собой спокойный способ обучения, подкрепления и демонстрации ребенку того, в чем заключается приемлемое поведение.
Никогда не относитесь пренебрежительно или негативно к мечтам, которые будут у вашего ребенка. Вера – залог успеха.
Родителями быть отнюдь не легко, но и не так сложно, как вам кажется. Все, что от вас требуется это планировать, обдумывать и обсуждать, какие действия вам необходимо предпринять до того, как произойдет та или иная ситуация. Если вы будете планировать наперед, в будущем вы обязательно от этого получите пользу.
Вот пять стратегий, которые необходимо учитывать:
ПРИЛОЖЕНИЕ слайд 12
- Начните заранее. Не ждите, пока ваш ребенок достигнет подросткового возраста, чтобы определить правила поведения в подростковые годы. Планирование на будущее поможет вам избежать разочарований и головных болей.
- Будьте последовательны. Как только вы начнете применять установленные правила, вам необходимо быть последовательными в воспитании и своих ожиданиях. Если родители не будут следовать одинаковым стандартам, стремясь установить определенные правила, ваш ребенок использует это против вас.
- Выражайтесь ясно.
- Проявляйте желание.
- Будьте примером для подражания. В ваши задачи входит подготовить ребенка к жизни. Не оставляйте успех ребенка воле случая. Вы должны подготовиться, спланировать и осуществить необходимые действия для того, чтобы быть хорошими родителями.
Окружите детей любовью
ПРИЛОЖЕНИЕ слайд 13
Любовь, как известно, является универсальным средством практически от всего. И взрослея, дети растут и процветают благодаря любви и заботе, так же как цветы после дождя.
Отсюда вывод: старайтесь, как можно чаще обнимать своего ребёнка, обращайтесь к нему ласково, хвалите его за сделанную работу. Если ребёнок провинился, не кричите, не травмируйте его детскую психику, а постарайтесь сначала выяснить, по какой причине ваш ребёнок поступил так; затем наберитесь терпения и спокойно объясните, что он поступил не хорошо и что ему не следует так больше делать. Он обязательно вас поймёт. Бегайте, прыгайте вместе с вашим ребёнком, играйте с ним в футбол, баскетбол и другие интересные игры. Прогуливаясь с ребёнком, держите его за руку, так как это очень сближает нас с детьми. Ему не хватает вас, вашего внимания, постарайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал себя одиноким.