53 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Докажите что краткое воспоминание о мрачном вечере

Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. «Зимнее утро»

Цель: познакомить учащихся с приёмом противопоставления картин в стихотворении А.С.Пушкина “Зимнее утро”.

Задачи:

  1. Знакомство учащихся с поэзией А.С. Пушкина.
  2. Формирование осознанного чтения целыми словами.
  3. Развитие речевых умений и творческих способностей детей.
  4. Воспитание любви к своей Родине, природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Дети показывают рисунки, нарисованные к понравившимся стихотворениям о зиме и сопровождают их чтением отрывков наизусть.

III. Объявление темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся ещё с одним стихотворением А.С.Пушкина и научимся выразительно его читать.

IV. История создания стихотворения.

Стихотворение «Зимнее утро» написано Пушкиным в годы ссылки в Михайловском. Эти годы были наполнены не только горестным чувством одиночества, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви, творческого вдохновения.

Стихотворение написано очень быстро, в один день — 3 ноября 1829 г. В селе Павловском Старицкого уезда тверской губернии в семье друзей.

V. Чтение стихотворения учителем.

Вам понравилось стихотворение? Чем?

Каким настроением проникнуто оно? (Весёлым, радостным, бодрым).

Какие картины, вы хотели бы нарисовать и какие чувства, передать, прослушав это стихотворение?

А какие картины нарисовал Пушкин в этом стихотворении? (Яркое зимнее утро, вьюжный ветер).

VI. Словарная работа.

(Интерактивная доска). Значения появляются после того, как даётся объяснение детьми значений слов.

Нега — с.218 учебника, блаженство, наслаждение.

Аврора — с.218- богиня утренней зари.

Мгла — непрозрачный воздух от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек.

Мрачный — тёмный, погружённый во мрак.

Великолепный — роскошный, превосходный.

Озарить — ярко осветить.

Кобылка — лошадь.

Бурый — серовато-коричневый или серо-рыжий.

Предаться — целиком подчиниться, отдать себя во власть кому-нибудь или чему-нибудь.

Вечор (устар.)- вчера вечером.

Янтарный — прозрачно-жёлтый.

Янтарь — ископаемое драгоценное вещество, идущее на изготовление украшений и мелких вещей.

VII. Речевая разминка (интерактивная доска).

Читайте целыми словами.
Чудо – чудеса — чудесный
Лесть – прелесть — прелестный.
Дадим – предадим — предадимся.

Читайте плавно, по слогам, затем целыми словами.

Ве-ли-ко-леп-ны-ми — великолепными.
За-топ-лен-на-я — затопленная.
Не-тер-пе-ли-во-го — нетерпеливого.

Вечор — вчера.
Блеском — треском.
Пустые — густые.

VIII. Анализ стихотворения.

Чтение стихотворения детьми.

Давайте ещё раз вслушаемся в звучание каждой строфы и подумаем, какие мысли и чувства рождаются у человека при виде чудесного зимнего утра. (Ответы детей).

Сколько картин поэт нарисовал в этом стихотворении?

Перечитайте отрывки из стихотворения, соответствующие частям.

Как меняется настроение в этом стихотворении?

Резкая смена настроения или картин в произведении, замена на противоположности называется АНТИТЕЗОЙ или ПРОТИТВОПОСТАВЛЕНИЕМ (запись слова в словарик).

* С какой целью описывает поэт контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно).

Чтение стихотворения по строфам и работа над ними.

Чтение первой строфы.

Какая картина встаёт перед нами? (Яркое зимнее утро, в морозный солнечный день лирический герой увидел как прекрасен мир и ему захотелось поделиться своими чувствами с близким человеком). Доказывают своими словосочетаниями из текста. («Друг прелестный», «красавица».) Свою возлюбленную он сравнивает с самой яркой звездой.

Чтение второй строфы (читается иначе).

Закрадывается тревога; вся строфа звучит как воспоминание о чём-то мрачном неприятном.

Почему Пушкин говорит «вьюга злилась»? (Сильный ветер, снег бьёт в лицо, ничего не видно, ветер воет, как живой).

Какой художественный приём использует автор во второй строфе (приём олицетворения).

Чтение третьей строфы.

Что видит поэт? (Картину солнечного утра).

Какие краски он использует, чтобы описать это утро? (Яркие, светлые). Докажите это. (Под голубыми небесами, блестя на солнце, прозрачный лес один чернее, ель сквозь иней зеленеет, речка подо льдом блестит).

Учитель обобщает знания детей и делает вывод:

Вот какое прекрасное было утро! Ведь главное не в том, что выпал снег, а в том, что мир прекрасен, великолепен, блестящ.

Чтение четвертой строфы.

Дети читают её самостоятельно.

Прокомментируйте эту строфу.

Дети говорят, а учитель из выше сказанного делает и обобщает ответ.

Яркое солнце не только преобразило всё в природе, но и в комнате, здесь стало по-особенному уютно и радостно. Поэтому, кажется, что трещат дрова в печке. Для этого поэт находит такие слова, сочетание звуков, что мы действительно слышим, что «весёлым треском трещит затопленная печь». (Повторяются звуки «тр», «т», «ч».)

Поэт не может долго находиться в комнате, у него появляется мысль: пригласить в путь своего «милого друга». В речь входит простая разговорная лексика: «запрячь», «кобылка», «санки». Вот эти слова, фразы переносят нас в русскую деревню, занесённую глубоким снегом.

Чтение пятой строфы.

Чтение учащимися вслух.

Рисование словесных картин к пятой строфе. Герой размышляет, мечтает о том, что ждёт их в пути, приятно вырваться на простор, у них весёлое, озорное настроение, настроение приятной, светлой мечты.

Вывод делает учитель: настроение на протяжении всего стихотворения меняется. Сначала утреннее, доброе, радостно- солнечное. Потом воспоминание «про вчера»- печальное, тоскливое, мрачное.

А «нынче» — радостное любование великолепным солнечным утром и ощущение домашнего тепла и уюта. И всё это сменяется мечтой о том, что будет потом.

IX. Выразительное чтение.

Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.

Найдите слова, наиболее важные в смысловом отношении и подчеркните их карандашом.

Как вы прочитаете эти слова?

Какие художественные приёмы использовал поэт?

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

  • На доске три репродукции картин. Дети должны подобрать к каждой части соответствующую.
  • Самооценка учащихся. Поставьте себе оценку в тетрадь. Оцените свою работу адекватно.

X. Итог урока.

Что нового, интересного вы узнали на уроке?

Что особенно понравилось?

Что осталось непонятным?

XI. Домашнее задание: страница 88-89 наизусть.

Анализ стихотворения «Зимнее утро» Пушкина

“Зимнее утро” – это один из лучших образцов пейзажной лирики Пушкина, произведение, пронизанное трепетной радостью от созерцания прекрасной русской зимы. Краткий анализ “Зимнее утро” по плану можно использовать на уроке литературы в 6 классе – с его помощью школьники лучше поймут стихотворение и проникнутся его атмосферой.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимнее утро.

История создания – это стихотворение Пушкина было написано в 1829 году, причем известна даже точная дата – 3 ноября. Поэт гостил в Тверской губернии у своих друзей, в имении которых и были написаны знаменитые строки.

Тема стихотворения – красота русской природы в зимний период года.

Композиция – на протяжении всех пяти шестистиший наблюдается линейная композиция.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб со смешанной рифмовкой.

Эпитеты“день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”.

Сравнение – “как бледное пятно”.

Олицетворения“мгла носилась”, “вьюга злилась”.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Жанр
  5. Средства выразительности

Бонус

  • Тест по стихотворению

История создания

1829 год выдался для Пушкина очень тяжелым. Он находился в опале и под постоянным полицейским надзором. Друзья поэта, стремясь подарить ему немного спокойной жизни, звали его к себе погостить. И вот, будучи в гостях у Петра Вульфа, Пушкин пишет чудесный стих, воспевающий красоту окружающего его мира. История создания этого произведения тесно связано с тем, кому посвящено стихотворение. Литературные критики считают, что оно посвящено двум любимым женщинам поэта – его жене Наталье Гончаровой, и его Няне Арине Родионовне.

Находясь среди близких людей, в дружелюбном окружении, Александ Сергеевич не просто отдыхает душой, но и ощущает потребность творить. Созданное им “Зимнее утро” пронизано радостью от общения с природой, от того, что можно просто насладиться ее красотами и не думать больше ни о чем.

Читать еще:  Воспоминания о вузе

Опубликовано стихотворение год спустя в альманахе “Царское село”.

Посвящено это произведение русской природе. Поэт всегда особенно любил зиму – его завораживали заснеженные пейзажи, волшебство русской природы вызывало трепет в его сердце. Неудивительно, что темой одного из лучших его произведений стал именно зимний пейзаж. Очевидно, что оно написано под впечатлением от реальной картины, которую он увидел, пока гостил в имении, и которую стремился не просто описать, но и передать свое настроение.

Главная мысль этого произведения достаточно проста: человека в любой время года окружает красота. Важно не проспать ее, не упустить возможность полюбоваться миром вокруг и насладиться его чудесами.

Композиция

Классическая линейная композиция, тем не менее, заслуживает подробного разбора.

В первом шестистишии главный герой этого лирического произведения восхищается красотой зимы. Он приходит, чтобы разбудить возлюбленную и показать ей, как прекрасен зимний мир за окном.

Вторая строфа построена на антитезе между вчерашним вечером, когда за окном была буря, а возлюбленная сидела в печали, и нынешним состоянием природы. Именно антитеза делает произведение особенным, придает ему колорит.

В третьей строфе показано прекрасное зимнее утро, которое поэт описывает самым восхищенным способом, а в четвертой лирический герой возвращается в комнату, где очень тепло, и можно наслаждаться тем, как весело трещат поленья в камине.

Но последняя строфа вновь возвращает читателя на улицу: Пушкин приглашает его на зимнюю прогулку в санях, чтобы вволю налюбоваться окружающей красотой.

Стройная композиция развивается очень динамично, яркие и точные детали создают прекрасную картину.

Его легко определить уже по названию, которое обещает прекрасные описания русской природы и зимние пейзажи. Итак, жанр – это пейзажная лирика. Пушкин использует достаточно простой и традиционный для себя стихотворный размер – четырехстопный ямб. Он придает стихотворению особенную мелодичность. Интересен и способ рифмовки – так называемый смешанный: женская рифма в сочетании с мужской работает на передачу настроения.

Средства выразительности

Пушкин использует в своем произведении самые разные выразительные средства, например:

  • Эпитеты – “день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”.
  • Сравнение – “как бледное пятно”.

Кроме того, широко используются разнообразные обращения, такие как “подруга дней моих суровых”, “красавица” .

В произведении радостные эпитеты сочетаются с мрачными, создающими противопоставление, чтобы еще больше подчеркнуть красоту зимнего утра. Есть в нем и метафоры (например, снег “лежит”, блестя на солнце ), гипербола, аллитерации и анафоры. Все это работает на художественную идею и помогает создать лирическое настроение.

Анализ стихотворения «Зимнее утро» Пушкина А. С.

Среди всех произведений великого русского поэта особую роль играют те, в которых он описывает природные картины. Известно, что с самых ранних лет Александру Сергеевичу была свойственна любовь к родной природе. С течением времени она лишь усиливалась, и была отражена в многочисленных произведениях поэта, например, в «Евгении Онегине». «Зимнее утро» — одно из самых светлых стихотворений А. С. Пушкина. Оно было написано в 1829 году, еще в самом начале его литературной деятельности.

История создания

В анализе стихотворения «Зимнее утро» школьник может упомянуть, что оно было написано не в самый лучший период жизни поэта. В то время А. С. Пушкин находился в ссылке в Михайловском. Однако эти годы были полны не только ощущением одиночества, но и счастливыми чувствами, связанными с искренней дружбой и любовью, приливом творческого вдохновения. Стихотворение стало приятной неожиданностью для друзей великого поэта и критиков. «Зимнее утро» было написано Пушкиным очень быстро, за один день. Произведение можно назвать одним из наиболее удачных стихотворений поэта в жанре пейзажной лирики.

Структура

Стихотворение «Зимнее утро» — одно из самых популярных поэтических произведений великого русского поэта. Начать анализ стихотворения «Зимнее утро» можно с описания его первой строки. Стихотворение начинается с полного восхищения восклицания: «Мороз и солнце; день чудесный!». И после этого лирический герой сразу же использует приятные и теплые слова, чтобы обратиться к своей возлюбленной: «красавица», «друг прелестный». Лексика хорошо передает настроение рассказчика, и поэтому стихотворение можно по праву назвать лирическим. Яркие, вдохновенные образы утра тесно переплетены с темой любви. Природную картину можно сравнить с чувствами влюбленного лирического героя.

В анализе стихотворения «Зимнее утро» учащийся также может рассказать, что по своему строению оно разделяется на пять строф. Каждая из них является шестистишием. В начале произведения поэт передает свой восторг русской зимой и нежно призывает свою возлюбленную проснуться. Во второй строфе настроение меняется – лирический герой вспоминает хмурый вчерашний день, который был полон негодования природной стихии, буйства ненастья. В лирическом анализе стихотворения «Зимнее утро» можно упомянуть, что такой контраст придает еще больше восхищения красотой природы наутро. После того как была описана красота зимнего пейзажа, читатель возвращается в теплую комнату, слышит треск поленьев в печи.

Основная информация о стихотворении

В своем стихотворении великий русский поэт описывает красоту родной природы, зимнего утра, которое пришло на смену зимней ночи. Это и есть тема произведения, которую требуется упомянуть в анализе стихотворения «Зимнее утро». Идея же заключается в том, что поэт хочет показать необыкновенную прелесть зимних пейзажей, выразить свою любовь и восхищение родиной и ее природой. Что касается размера, поэт использовал для создания своего произведения четырехстопный ямб. Рифмовка в стихотворении – смешанная. Лирический сюжет в произведении выражен слабо. В его основе лежит созерцание рассказчиком красот природы, которое и стало для него импульсом к действию. Произведение относится к жанру пейзажной лирики и принадлежит к литературному течению под названием романтизм.

Анализ стихотворения «Зимнее утро» по плану

Иногда требуется не просто написать сочинение, а подготовить структурированный анализ произведения. Приблизительный план, согласно которому школьник проанализирует произведение, может быть таким:

  • История создания стихотворения.
  • Тема и основная мысль.
  • Композиция.
  • Каким представляет поэт лирического героя.
  • Художественные средства.
  • Размер, рифма.
  • Мое мнение о стихотворении «Зимнее утро».

Это приблизительный алгоритм для анализа стихотворения «Зимнее утро» Пушкина по плану. Школьник может добавлять в него свои пункты.

Языковые средства выразительности

В стихотворении можно найти немало положительно окрашенных эпитетов. Это выражения «прозрачный лес», «янтарным блеском», «милый друг» и многие другие. Есть и эпитеты с негативной эмоциональной окраской: «мутном небе», «тучи мрачные», «поля пустые». Используется поэтом также и прием метафоры: «луна желтела». Читатель встречает олицетворение: «вьюга злилась». Сравнение в стихотворении: «Луна, как бледное пятно…».

Синтаксические средства

В начале стихотворения читатель обнаруживает повествовательные предложения. Именно с их помощью поэт выражает спокойную интонацию своего произведения. Но постепенно голос лирического героя становится все более беспокойным и взволнованным. Несмотря на то, что в стихотворении практически нет восклицательных предложений, за внешним спокойствием рассказчика скрывается глубина его эмоциональных переживаний. Есть в стихотворении и вопросительное предложение – это риторический вопрос.

Фонетика произведения

Великий русский поэт использует и прием аллитерации, что также нелишне упомянуть школьнику при анализе стихотворения Пушкина «Зимнее утро». Это проявляется в нагнетании шипящих ж, ч, ш, з. Также используются и звонкие согласные – б, в, р, л, н. Используется в стихотворении и прием ассонанса – нагнетаются гласные звуки а, о, и, е. При помощи данных звуковых средств поэт стремится передать топот лошади, скрип снега на морозе, звон льда.

Лексические особенности первых двух строф

В первой строфе стоит обратить внимание на 4-ю и 6-ю строки. В них читатель может увидеть два примера употребления устаревшей грамматики. Проводя анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро», можно рассказать и об этих особенностях. Во-первых, это словосочетание «открой… взоры». В настоящее время последнее слово используется совершенно иначе. Взор можно потупить, отвести или же устремить, однако никак не открывать. Дело в том, что стихотворении оно имеет устаревшее значение – «глаза». И именно в этом смысле оно употребляется во многих стихотворениях поэтов первой половины XIX века.

Также интерес представляет и другое слово – «сомкнуты». Оно является усеченным причастием – его использование представляет собой одну из самых любимых вольностей многих поэтов того времени.

Строчкой ниже также читателя поджидают интересные факты, которые требуют дополнительного объяснения. Во-первых, поэт упоминает слово «Аврора». Оно написано с большой буквы, однако здесь является не именем собственным, а нарицательным. А. С. Пушкин использует имя богини зари, чтобы обозначить сам рассвет. С другой стороны, по правилам русского языка оно должно быть в дательном падеже: «Навстречу северной Авроре». Однако здесь нет опечатки или ошибки – это устаревшая форма. Когда-то предлог навстречу по правилам грамматики требовал родительного падежа, и для Александра Сергеевича и его современников это была норма.

Также стоит упомянуть и о том, что словосочетание «звезда севера» здесь употребляется не в прямом своем значении – «небесное светило», а значит «самая красивая и достойная дама Петербурга». Во второй строфе упомянуты слова «вечор» и «мгла». Первое обозначает «вчера вечером». Слово «мгла» в своем обычном значении обозначает тьму или мрак. А. С. Пушкин использует это слово для обозначения снега, который скрывает в своем тумане все вокруг, словно пелена.

Третья и четвертая строфы

Здесь описывается зимний пейзаж. И та картина, которую описывает поэт, во многом создается при помощи описания цветов: «под голубыми небесами», «лес один чернеет». В третьей строфе стихотворения нет никаких устаревших форм, она не нуждается в дополнительных пояснениях. В последней строфе встречается необычная словоформа «запречь» вместо привычного «запрячь». Это – поэтическая вольность, которая допускается поэтом для рифмовки, что также можно упомянуть, проводя анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро». Кратко описать все устаревшие грамматические средства усердный школьник вряд ли сможет, поэтому, если нужно предоставить сжатый анализ, можно упомянуть одно или два.

Последние две строфы связаны словом «блеск», с помощью которого читатель еще более ясно представляет себе как природный пейзаж, так и уют теплой комнаты. Если в третьей строфе блеск зимний, то в последней – теплый, янтарный. Пушкин использует и тавтологию, однако в данном случае она вполне оправдана. Слыша выражение «треском трещит», читатель будто бы слышит звук затопленной печи.

Итак, мы рассмотрели краткий анализ стихотворения «Зимнее утро». Ощущение радости поэта возрастает к концу произведения. Ему все больше хочется навестить «поля», «леса» и «берег». Под последним не стоит понимать буквально речной берег – скорее, поэт хотел рассказать о тех местах, что являются для него близкими и родными.

Анализ Стихотворения «Зимнее утро»

Стихотворение «Зимнее утро».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение было написано 3 ноября 1829 года в селе Пав­ловском Тверской губернии, куда А.С. Пушкина пригласила П.А. Осипова-Вульф. Поэт очень любил эти места, был дружен с детьми Осиповой – Алексеем, Анной и Евпраксией.

Стихотворение мы можем отнести к пейзажной лирике, стиль его – романтический. Основная тема – соотношение настрое­ний человека и природы, смена контрастных состояний в при­роде и человеческой душе.

В основе композиции стихотворения лежит антитеза. Откры­вается оно прелестным зимним пейзажем и обращением к лю­бимой:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Антитезу мы имеем уже в первой строчке стихотворения – «мороз» (скованность, нечто мертвенное, застывшее) и «солн­це» (тепло, жизнь, любовь). В этой же строфе представлен образ героини – это красавица, «звезда севера», холодная, гордая и неприступная. Она погружена в негу, спокойствие, сон, ей труд­но «пробудиться к жизни». Образ героини здесь сближается с образом долгой, холодной зимы. Лирический герой же, напро­тив, жив, весел, полон жизненных сил, устремлен к теплу и свету. И уже в этом мы видим определенное противопоставление.

Во второй строфе, вспоминая о вчерашнем вечере, поэт со­здает контрастный по отношению к сегодняшнему утру пейзаж:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела, –

А нынче… погляди в окно…

Состояние природы здесь созвучно состоянию человеческой души. Мрачная, унылая атмосфера вечерней природы придает особую остроту утренним впечатлениям героя. Нельзя оценить по достоинству радостное, солнечное утро, если в жизни не было ненастного вечера. И эта мысль поэта символична. Речь здесь идет не только о перемене погоды, но и о чередовании жизнен­ных бурь и безоблачного счастья в жизни человека.

В третьей строфе мы вновь видим чудную картину, полную красок, жизни:

Под голубыми небесами Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

В этой строфе также присутствует антитеза: великолепные ковры снега противопоставлены лесу, чернеющему вдали, про­зрачному и обнаженному, речке, скованной льдом.

В четвертой строфе мы видим описание комнаты, перено­симся в атмосферу тепла, уюта, света. Душа героя распахнута на­встречу будущему – новому прекрасному дню:

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?

Здесь также присутствует антитеза. Веселому треску печки противопоставлена лежанка, ассоциирующаяся со сном, поко­ем, неподвижностью. «Энергия огня здесь противопоставлена инертности быта».

В последней строфе возникает мотив движения, бега в проти­вовес покою и неподвижности в застывшей зимней природе:

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Здесь герой говорит о местах, близких его сердцу. Он словно приглашает свою возлюбленную разделить с ним его привязан­ность.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, секстина­ми. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («друг прелестный», «тучи мрачные», «нетерпеливому коня»), олицетворение («вьюга злилась»), срав­нение («луна, как бледное пятно»), намеренную тавтологию и аллитерацию («Веселым треском трещит затопленная печь»).

Таким образом, природа в этом произведении созвучна на­строению человека, испытывающего удивительное чувство ра­дости и полноты жизни.

Ответь на вопросы: (пушкин»зимнее утро» 1)какие приёмы использует поэт,рисуя зимнее утро? 2)какие тропы картину прекрасного зимнего утра? 3)как вы назовёте поэтический приём,который заключён в словосочетаниях(янтарный
блеск,весёлый треск) 4)докажите,что краткое воспоминание о мрачном вечере усиливает краски ясного утра. 5)создайте словесную картину зимнего утра,стремясь использовать все те детали,на которые обращает внимание а.с.пушкин.

Ответы

Одно из самых известных произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина – «История одного города». Несмотря на название, это произведение – не иносказательная историческая хроника, а сатирический роман, в котором воплотилось состояние общества при самодержавии.
Это состояние возникло в России намного раньше 1731 года, обозначенного как начало повествования, и не прекратилось в 1825 году, хотя на нем и обрывается рассказ летописца. Положение в стране ничуть не изменилось и в 60-ые годы 19 века, когда была написана книга. Данная ситуация характерна не только для царской России, но и для любого общества, испытывающего на себе гнет самовластия.

Итак, власть и народ – вот та кардинальная проблема, которая является внутренним стержнем книги и делает ее цельной, несмотря на внешнюю самостоятельность глав.

Все главы, кроме первой — «О корени происхождения глуповцев» — посвящены жизни народа под гнетом самовластия. Причем каждая из них раскрывает какую-то новую грань воплощения произвола и насилия над людьми. Какие бы мероприятия ни проводил самодержец, какими бы намерениями он при этом ни руководствовался, результат всегда был один: бесконечный испуг жителей и свалившиеся на их головы новые бедствия и несчастья.

Глуповская власть представлена в книге целой галереей градоначальников. С многообразием лиц, «в разное время Глуповым правивших», сатирик знакомит читателя в главе «Опись градоначальникам». Краткие характеристики перечисленных в ней правителей поистине впечатляющи. Кто только не распоряжался судьбами глуповцев! И Амадей Мануйлович Клементий, вывезенный из Италии Бироном «за искусную стряпню макарон», и произведенный в надлежащий чин; и Ламврокакис – «беглый грек, без имени и отчества и даже без чина, пойманный графом Кирилою Разумовским в Нежине, на базаре»; и Петр Петрович Фердыщенко — бывший денщик князя Потемкина; и Онуфрий Иванович Негодяев – бывший гатчинский истопник…

Биографии многих из градоправителей могут показаться неправдоподобными. Между тем, они отражают реальное положение вещей. При самодержавном строе у вершин власти зачастую оказывались люди совершенно случайные. Но они чем-то «приглянулись» императору или его приближенным. Так, например, Бирон, который вывез из Италии Клементия, сам был вывезен императрицей Анной Иоанновной из Курляндии и получил в ее царствование неограниченную власть. А Кирилла Разумовский, якобы поймавший Ламврокакиса, стал графом и даже правителем всей Украины только благодаря своему брату Алексею – фавориту Елизаветы I. Что же касается Фердыщенко и Негодяева, то их взлет напоминает некоторые действительные факты. Достаточно сказать, что Екатерина II даровала графский титул своему парикмахеру, а Павел I возвел в графы своего камердинера. Поэтому писателю порой не нужно было даже прибегать к преувеличению: действительность давала ему большой материал.

И все же есть в «Истории одного города» немало такого, что носит откровенно фантастический характер. Градоначальник с органчиком вместо головы… Градоначальник с фаршированной головой…Оловянные солдатики, наливающиеся кровью и остервенело ломающие избы…

Зачем же нужны писателю эти и другие аналогичные им образцы? Как понимать все эти «несообразности»? Сам сатирик говорил: «Бывают чудеса, в которых, по внимательному рассмотрению, можно подметить довольно яркое реальное основание».

Действительно, с помощью образа градоначальника Брудастого, деятельность которого описана в главе «Органчик», сатирик показывает: для того, чтобы править Глуповым, вовсе не обязательно иметь голову. Для этого вполне достаточно обладать простейшим механизмом, способным воспроизводить всего две фразы – «разорю!» и «не потерплю!».
Брудастый представляет собой как бы саму суть «правительства», «очищенную от всего постороннего». С помощью гротеска Щедрин делает предельно наглядным то, что свойственно всем «градоначальникам» вообще, независимо от их личных склонностей, характера, убеждений.

Разные были в Глупове градоначальники: «деятельные» и «бездеятельные», либеральные и консервативные, вводившие просвещение и искоренявшие его. Однако все их многообразнейшие «прожекты» и поползновения в конце концов сводились к одному: к выколачиванию «недоимок» и пресечению «крамолы».

Галерея градоначальников начинается с Брудастого, являющегося своего рода «общим знаменателем всех градоначальников», и завершается Угрюм-Бурчеевым, представляющим собой величину более значительную, а потому и более зловещую. Прототипом Угрюм-Бурчеева послужил Аракчеев. Но неверно было бы ограничивать широкое обобщающее значение этой фигуры. В ней сконцентрированы и заострены черты, характерные для особого типа правителей.

Анализ стихотворения А. С. Пушкин «Зимнее утро»

А. С. Пушкин «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»

Зима – чудесное время года. После ноябрьских дождей, слякоти, грязи, серости, вдруг выпадает снег чистый, белый, пушистый. Все вокруг сразу преображается. Деревья облачаются в новые белые одежды, природа приобретает праздничный облик. У людей улучшается настроение. Даже птицы, не улетевшие в теплые страны, рады приходу зимы.

Об этом удивительном времени года написано много стихов, сказок, рассказов, картин. Все творческие люди стремились изобразить красоту зимней природы в своих работах. Особенно хорошо удалось А. С. Пушкину. Александр Сергеевич – поет удивительного таланта. Он умел с помощью лирики создавать пейзажи. Слушаешь стихи, закрываешь глаза и видишь все, что так тонко передал автор. Пушкин любил жизнь, природу родной страны, умел передать эмоции окружающим.

Стихотворение «Зимнее утро» – самые яркие, выразительные пушкинские строки о зиме. Праздничная атмосфера, волшебство снежного времени года, человеческая радость от восхода солнца слиты воедино. Ведь утро – не просто начало нового дня, а еще один шанс начать жизнь заново, чистый листик, где нет еще проблем, ошибок, переживаний.

Данная пейзажная зарисовка родилась у великого поэта 3 ноября 1829 года. По пути в Петербург он заехал в имение своего друга – П.И. Вульфа, расположенное в Павловском. Природа Тверской губернии поразила лирика девственной красотой. Особенно местный лес огромный, густой. А «подо льдом блестит» река Тьма, на берегу которой расположилось поместье.

В стихотворении, помимо самой природы, выделяются два персонажа. Один из них – сам автор, взявший на себя роль лирического героя. И красавица, к которой герой обращается. Большинство критиков считают, что это образ любимой супруги поэта: Натальи Гончаровой. Скорее всего она сопровождала писателя в поездке.

Произведение принадлежит жанру пейзажной лирики. Внутреннее состояние лирического героя определяется настроением, царящим в природе. Прием позднее заимствует М. Ю. Лермонтов.

Написаны стихи, традиционным для Пушкина, четырехстопным ямбом. Рифмовка смешанная. Прием и размер придают произведению легкость, мелодичность. Уже в первой строке звучит восхищение, выраженное восклицанием. Начальную высокую ноту дополняет нежное обращение к возлюбленной. Прелестница еще «дремлет». Читатель чувствует, вместе с персонажами, негу, сладкую дремоту ясного морозного утра. Передается радость нового дня.

Первое шестистишие восторженное, эмоциональное, торжественное. В структуре текста всего пять строф. Во второй строфе автор прибегает к антитезе, как литературному приему. Он вспоминает вчерашнюю злую вьюгу, холод, уныние возлюбленной. Сегодняшнее утро отзывается контрастом. Негодование стихии, буйство ненастья сменяется красотой, умиротворением, солнечным, морозным днем.

Лирического сюжета здесь, как такового, нет. Все сводится к созерцанию природы, эмоциям от происходящего за окном. Передать эти чувства поэту помогают эпитеты: «мутное небо», «друг прелестный», «прозрачный лес», «мрачные тучи». Стихотворению придают выразительности метафоры: небеса лежат голубыми коврами. Вьюга плачет, злится, как живое существо. Чернеет одинокий лес, вчера «мгла носилась». Восприятию способствуют яркие сравнения: «луна, как бледное пятно».

Проявляется контраст и далее по тексту. Морозное торжество утра противопоставляется уютной, теплой атмосфере комнаты. «Веселый треск» жаркой печи, а помещение озарено «янтарным блеском». Автору приятна нега, томление в комнате, но все же зовет свою красавицу совершить небольшое путешествие на санях. Антитеза звучит также в последнем шестистишие. Предполагается, что герои предадутся бегу «нетерпеливого коня», легко скользя по утреннему снегу.

Чувственная картина природы, уют деревенского быта дарят счастье поэту. Только здесь заметна близость к богине Авроре, ее творениям. Любимый, но серый, Петербург не выдерживает сравнения с вольными русскими полями, лесами, реками, окружающей невинностью. А утро – чистый лист собственной жизни, озаряемый надеждой на лучшее.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector