Дмитриевская родительская суббота 2018 последование службы - Строим Дом
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дмитриевская родительская суббота 2018 последование службы

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Архив

Богослужебные указания за 3 ноября 2018 года

Димитриевская родительская суббота. Прп. Иларио́на Великого.

Свт. Иларио́на, еп. Мегли́нского.

Прп. Иларио́на, схимника Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Иларио́на Псковоезе́рского, Гдо́вского.

В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление.

Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия.

Служба прп. Иларио́на Великого совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13-й главе Типикона.

Порядок чтений, согласно календарю:

На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 4-й – 3, и мученичны Октоиха, глас 5-й (2-й: «Щито́м ве́ры…», 3-й – тот же, 4-й: «О земны́х всех…»; см. на «Господи, воззвах») – 3. «Слава» – преподобного, глас 2-й: «От ю́ности твоея́…», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермне́м мо́ри…».

Входа нет. Прокимен дня, глас 7-й: «Бо́же, Засту́пник мой еси Ты. », со стихом.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й (с заупокойными припевами: «Блаже́ни, яже избра́л. », и проч.). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Ду́ха Свята́го испо́лнен…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чи́стая Де́во…».

Примечание. «На стихо́вне му́ченичен 1-й, и ме́ртвена два кир Иоа́нна Дамаскина́» (Типикон, гл. 13-я). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды44.

Примечание. На субботнем богослужении с «Аллилуиа» припевы вечерних стиховных стихир в службе 2-го и 8-го гласов приводятся в Октоихе на ряду. При совершении субботней службы 1-го, 3-го – 7-го гласов припевы заимствуются с утренних стиховных стихир Октоиха (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 748).

По Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуия»45, глас 2-й, с заупокойными стихами: 1-й – «Блаже́ни, яже избра́л и прия́л еси, Господи», 2-й – «Па́мять их в род и род», 3-й – «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

Тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…» (дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

Кафизма 16-я. Обычная малая ектения. Седальны Октоиха, глас 5-й: «Чудеса́ святы́х Твои́х му́ченик…» (см. по 1-м стихословии), «Го́споди, ча́ше Страсте́й Твои́х…» (см. по 2-м стихословии), стих: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, Бог Изра́илев», и седален: «Святы́х му́ченик исправле́нием…», стих: «Блаже́ни, яже избра́л…», и седален: «Поко́й, Спа́се наш…». «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха (см. по 2-м стихословии): «От Де́вы возсия́вый…». (Ср.: Типикон, гл. 13.)

Кафизма 17-я (Непорочны) поется, по Уставу, на 2-й глас; эта кафизма разделяется на две части, или статии́46. Припев к стихам 1-й статии: «Благослове́н еси, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м». В конце статии «Слава, и ныне» не поется, но вместо этого трижды (с припевом) последние стихи: «Яко а́ще бы не зако́н Твой…», «Во век не забу́ду оправда́ний Твои́х. ».

Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом47; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды48.

Затем произносится малая заупокойная ектения: «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще́ молимся о упокое́нии душ усо́пших рабо́в Бо́жиих (имя рек)…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учини́т ду́ши их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся», певцы: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в и вся́кия пло́ти…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь».

После этого начинается пение 2-й статии: «Твой есмь аз…» с припевом к стихам: «Спа́се, спаси́ мя»49; последние стихи статии: «Жива́ будет душа́ моя…», «Заблуди́х, яко овча́ поги́бшее. », поются (с припевом) трижды.

Затем на 5-й глас поются тропари по Непорочных50: «Святы́х лик…» и прочее, с припевом: «Благослове́н еси, Го́споди…». Произносится малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии). В конце ее «Господи, помилуй» – 40 раз, а иерей тайно читает молитву «Боже духо́в…». По возгласе поется седален, глас 5-й: «Поко́й, Спа́се наш…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Де́вы возсия́вый…». Псалом 50-й.

В храме Господском и Богородицы – храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), преподобного на 4 и Октоиха 1-й (мученичный) на 4.

Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 2, с. 660.

В храме святого – канон преподобного со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха 1-й (мученичный) на 4.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы 1-го (мученичного) канона Октоиха.

По 3-й песни – обычная малая ектения; кондак («Яко свети́льника. ») и икос преподобного, глас 3-й; седален преподобного, глас 8-й: «Анто́ния Боже́ственнаго. ». «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко Де́ву и Еди́ну в жена́х. ».

По 6-й песни – малая заупокойная ектения51. Кондак, глас 8-й: «Со святы́ми упоко́й…» и икос, глас тот же: «Сам Еди́н еси Безсме́ртный…».

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий52 Октоиха: «Иже и ме́ртвыми, и живы́ми облада́яй…». «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха: «Мы о Тебе́ хва́лимся…»53.

Примечание. Типикон указывает при аллилуйной службе в субботу петь светилен Октоиха. Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 5-го гласа). Светилен исполняется дважды через «Слава, и ныне», первый раз оканчиваясь словами: «Моли́твами, Го́споди, святы́х Твои́х, и спаси́ мя», а второй – «Моли́твами, Го́споди, Богоро́дицы, и спаси́ мя».

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Октоиха (мученичны), глас 5-й – 4. «Слава» – мертвен Октоиха, глас тот же: «Ты, созда́вый мя, Го́споди. », «И ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «О́ле окая́нная душе́. ».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й (со своими припевами: «Блаже́ни, яже избра́л. », и проч.). «Слава» – преподобного, глас 2-й: «Ти́хое твое́, о́тче. », «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Прииди́те, Ма́терь Све́та. ».

По Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

На часах – тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы…». «Слава» – «Помяни, Господи, яко Благ…». Кондак: «Со святыми упокой…».

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны Октоиха – 6.

По входе – тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы…», ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ…». «Слава» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе́ и Сте́ну, и Приста́нище…».

Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Весели́теся о Господе…», и заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х…».

Апостол – дня и заупокойный (1 Сол., зач. 270).

Аллилуиарий – дня (субботы): «Воззва́ша пра́веднии…», стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным…»; и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л…».

Евангелие – дня и заупокойное (Ин., зач. 16).

Причастен – дня (субботы): «Ра́дуйтеся, пра́веднии…», и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л…».

Примечание. При совершении в субботу службы с «Аллилуиа» (по 13-й главе Типикона) на Литургии Апостол и Евангелие святого не читается, а прокимен, аллилуиарий и причастен святого не поется.

44 В субботней службе Октоиха 1-го, 2-го, 3-го и 8-го гласа на стиховне вечерни – один мученичен и два мертвена, а в службе 7-го гласа – два мученична и два мертвена.

45 «Аллилуиа» обыкновенно поется трижды по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755).

46 Порядок священнодействий иерея и диакона см. в субботу Мясопустную.

47 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 25; Последование исходное монахов, Требник [Большой]. М., 1884. СПб., 1995р. Л. 109, 112, 116.

48 Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 45; Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; Последование парастаса, сиречь великия панихиды и всенощнаго бдения, певаемых по усопшим. Петроград, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, последование панихиды.

49 По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение…» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны).

50 Во время пения тропарей по Непорочных священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма.

51 По традиции, во время пения катавасии 6-й песни, через северные и южные (или через царские) врата священник с диаконом выходят к тетраподу. У тетрапода произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом). Во время пения кондака «Со святыми упокой…» иерей с диаконом (или диакон) совершают малое каждение (окрест тетрапода, иконостас и предстоящих). После пения кондака и икоса священник с диаконом возвращаются в алтарь.

Читать еще:  Воспоминания по французски

52 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 764.

53 Поскольку в службе преподобного в Минее есть светилен, ексапостиларии допустимо петь следующим образом: светилен преподобного; «Слава» – ексапостиларий Октоиха: «Иже и ме́ртвыми, и живы́ми облада́яй…», «И ныне» – Богородичен Октоиха: «Мы о Тебе́ хва́лимся…».

Димитриевская родительская суббота — 3 ноября в 2018 году

Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота в 2018 году — 3 ноября

Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота в 2020 году — 2 ноября

Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота в 2020 году — 7 ноября

Димитриевская родительская суббота — поминальная суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября по старому стилю). Людям «советского» возраста, приходящим поминать в родительские субботы своих усопших, проще запомнить этот день по другой дате: где 7 ноября – «красный день календаря», там где-то рядышком перед ним – и Димитриевская…

Народная традиция крепко связала этот день с Куликовской битвой: дескать, благоверный князь Димитрий Донской просил в этот день преподобного Сергия Радонежского отслужить панихиду по воинам, полегшим в Мамаевом побоище…

Правда, в «Православной энциклопедии» мы читаем, что слова из Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в середине 16 века : «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его» – не связаны напрямую с Куликовской битвой. В богослужебном уставе этот день не отмечен как поминальный, и народная традиция (вероятно, еще древняя, дохристианская) поминать в этот день усопших не сразу стала церковной.

Тем не менее тысячи россиян заходят в этот день в православные храмы, ставят свечи, кладут на канунник продукты и пишут в поминальных записочках имена своих умерших близких. Стопы записочек, вереница имен… Горят свечи, поет хор, воздух светло-синь от кадильного фимиама, люди стоят плечом к плечу, и мнится, что пространство храма в этот день расширяется, увеличивается вдвое: плечом к плечу стоят здесь незримо и наши усопшие, для кого поминальная наша молитва – поддержка и утешение…

photosight.ru. Фото: Диoниcий 3eмлянoв

Один из самых болезненных вопросов в такие дни – можно ли поминать тех, кто умер некрещеным?

Распространено среди прихожан такое мнение: молиться можно только о крещеных и умерших в вере, перед кончиной исповедавшихся и причастившихся св.Таин (знаю монастырь, монахини которого учат паломников: молитесь только о самых близких, и то с осторожностью, за верующих, а за некрещеных – даже за самых близких нельзя, мол, человеку бы свои грехи отмолить, а молиться о других – брать на себя еще и их грехи, сие есть дерзость и неразумие пред Богом…)

Что ответить усвоившим такой взгляд на молитву? Отвечаю просто: молитва и милостыня наша о душе усопшего – в помощь такому человеку.

И вот представьте: один человек сидит себе на берегу, а другой тонет – кого надо спасать? Тонущего. Так кому первоочередно нужна молитва-помощница, верующему или неверующему усопшему? Понятно, что неверующему, тому, кому после смерти тяжелее…

Конечно, если человек умер некрещеным, а тем паче – сознательно неверующим, если в земной жизни не принадлежал к Церкви Христовой, то после смерти его насильственно к Церкви не «пристегнешь», в записках на проскомидию его имя не пишут – но самим-то родным и близким, тем, кому судьба усопшего небезразлична, молиться о нем надо – и дома, и в храме – самим, в том числе и во время панихиды (молитву в храме, в евхаристическом собрании, совершает вовсе не только один батюшка, но в с я Церковь, все предстоящие).

Коли мы сами христиане – это наш христианский долг во исполнение заповеди Божьей о любви к ближнему.

Он ушел из земной жизни в тяжких грехах, нераскаянным? Что ж, предоставим его Богу и суду Божию, сколь праведному, столь и – в отличие от нашего с вами суда –милосердному. Об этом нам на каждом богослужении напоминает Церковь словами одной из ектений: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».

Заупокойная служба. Поют по крюкам.
Или голоса так свежи, или это
Умерший так стремительно уходит,
Но в тесной часовне ветер поднялся невидимый.
Шевелит листы старинной книги,
Пылают над строками, летят киноварные невмы
За умершим вслед.
Пение напряжённо тянется, пока может
Поддерживать душу, уходящую ввысь
Ступенями мытарств. И вот – дальше стоп.
Предел. Тончают,
Глохнут нёбные кратиматы.

Мы – дети, а взрослые – наши умершие.
Мы в их прошлом живём.
Никому не вернуться в детство.
То-то я замечаю,
Насколько наш мир мал, прост, шаток,
Ярок, аляповат – манеж для игр
При постоялом дворе! Особенно
В сравнении с тобой, живой смертный голос,
В следовании за умершим сам истаять готовый,
Ветреною весной в часовне поющий
Славу незнаемому, отчаянно чаемому
Превечному Богу.

Вы прочитали статью Димитриевская родительская суббота в 2017 году. Читайте также:

Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

Фото: Анатолий Горяинов Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон [1] кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Парастас. Схема совершения в Димитриевскую родительскую субботу (2 октября 2013 г.)

ПАРАСТАС

Схема совершения в

ДИМИТРИЕВСКУЮ РОДИТЕЛЬСКУЮ СУББОТУ

(2 октября 2013 г.)

В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота — русское благочестивое установление, связанное, по преданию, с именем св. благоверного великого князя Димитрия Донского.

Читать еще:  Как поминают на девятый день

Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия.

Служба вмч. Артемия совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13-й главе Типикона.

Данная схема составлена на основании совершения парастаса в Казанской епархии, т.н. Казанская традиция.

Вечерня вседневная

Открывается завеса. «Благословен Бог наш».

103-ий псалом (см. часослов)

На «Господи воззвах» совершается полное каждение храма. Поются стихиры на 6:

3 – из Минеи – великомученику Артемию, глас 4-й;

3 — из Октоиха (1 часть, т.к. неделя 1-го гласа) мученичны, глас 1-й (см. на «Господи воззвах»):

«Молитвами, Господи, всех святых…»;

«О, добрыя вашея купли…»;

«Иже земныя сласти…»

«Слава» — великомученика, глас 2-й: «Разу́мнаго свети́льника…»;

«И ныне» — догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».

Входа нет. «Свете тихий» читается.

Вместо прокимна – «Аллилуиа», на 8-й глас, с заупокойными стихами (стихи см. требник, последование Панихиды).

«Сподоби, Господи…» читается

Просительная ектения: «Исполним вечернюю…»

Стихиры на стиховне:

Октоиха, глас 1-й (с заупокойными припевами «Блаже́ни, яже избра́л…», и проч. Эти стихи можно взять из Аллилуиария).

«Слава» — Минеи, великомученика Артемия, глас 6-й: «За Христа́ зако́нно…»

«И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Моли́твами Ро́ждшия Тя…» (см. 2-е приложение Минеи или в Ирмологии).

«Ныне отпущаеши» — читается

Трисвятое по «Отче наш». Возглас: «Яко Твое есть Царство…»

«Апостоли, мученицы и пророцы…»;

«Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ…»;

«И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Мати Святая…».

Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…» Возглас: «Яко Милостив…» (при произнесении совершается каждение перед престолом)

Возглас: «Сый благословен…»

Хор: Аминь. «Утверди, Боже…»

Возглас: «Слава Святей…» (крест кадилом перед престолом)

Утреня

Шестопсалмие (на последних стихах последнего псалма духовенство исходит на середину храма при открытых Царских вратах)

Великая заупокойная ектения (произносится у тетрапода на середине храма с каждением). Ектению см. в требнике в последовании Панихиды.

Вместо обычного «Бог Господь» — «Аллилуиа» со своими с заупокойными стихами: 1-й — «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи», 2-й — «Память их в род и род», 3-й — «Души их во благих водворятся». (См. требник, последование Панихиды). Каждение прекращается.

После четвертого «Аллилуиа» на 2-ой глас, тропари:

«Апостоли, мученицы и пророцы…»;

«Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ…»;

«И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Мати Святая…».

Кафизма 16-я обычно опускается.

Сразу после пения тропарей начинается чтение 17-й кафизмы. Первые 2 стиха запевает хор. Затем к стихам первой статии, которую читает (по традиции) священнослужитель, хор поет припев: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», ко второй: «Спасе, спаси мя».

Окончание статьи первой и второй допевается хором (2 последних стиха)

После первой статии – «Яко аще бы не закон Твой…», «Во век не забуду оправданий Твоих…».

Малая заупокойная ектения. Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…» и сразу поются запевы второй статии.

После второй статии — «Жива будет душа моя…», «Заблудих, яко овча погибшее…»

Поются тропари по непорочнах: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Святых лик обрете…». Совершается полное каждение храма. В руках священнослужителей зажжённые свечи.

Произносится малая заупокойная ектения. Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…» и сразу поется седален: «Покой, Спасе наш…» Слава и ныне: «От Девы возсиявый миру…» (каждение прекращается).

Читается 50-ый псалом. Духовенство уходит в алтарь. Царские врата затворяются.

В храме Господском и Богородицы — первый канон храма, второй – великомученика Артемия, третий — Октоиха 1-й (мученичный).

Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699.

В храме святого — первый канон великомученика (святый великомучениче Артемие, моли бога о нас), второй — храма, третий — Октоиха 1-й (мученичный: «Святии мученицы, молите Бога о нас»).

Катавасия из Октоиха (ирмосы первого мученичного канона).

Возглас: «Яко Ты еси Бог наш…»

Кондак и икос великомученика, глас 2-й;

Седален великомученика, глас 8-й.

«Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.

Катавасия из Октоиха (ирмосы первого мученичного канона). Духовенство исходит на середину храма к тетраподу при открытых Царских вратах.

Малая заупокойная ектения.

Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…»

По возгласе сразу поется кондак: «Со святыми упокой…» (совершается малое каждение) и икос: «Сам Един еси…».

Духовенство уходит в алтарь. Царские врата затворяются. Продолжается канон (7-ая песнь).

Катавасия из Октоиха (ирмосы первого мученичного канона)

Поется «Честнейшую». Совершается полное каждение храма.

Катавасия из Октоиха (ирмосы первого мученичного канона)

Поётся «Достойно есть…»

Возглас: «Яко Тя хвалят…».

Читается Ексапостиларий Октоиха: «Иже и мертвыми, и живы́ми обладаяй…».

«Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха: «Мы о Тебе́ хва́лимся…».

Хвалитные псалмы (см. Часослов на утрени) читаются (до стиха на 4).

На хвалитех стихиры Октоиха (мученичны) на 4.

«Слава» — мертвен Октоиха, глас тот же: «Де́лом, Спа́се мой, явля́еши…»;

«И ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Ра́дуйся от нас…».

«Тебе слава подобает» — не читается, но сразу: «Слава, тебе, показавшему нам свет» и читается вседневное славословие.

Просительная ектения (см. служебник последование утрени).

Стихиры на стиховне:

Октоиха – 1-й глас заупокойные со своими стихами (см. на утрени Октоиха по гласу).

«Слава» — великомученика, глас 6-й: «Днесь вселе́нная вся…»;

«И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Бо́га, из Тебе воплоти́вшагося…».

Читается «Благо есть» (см. Часослов после славословия)

Трисвятое по «Отче наш». Возглас: «Яко Твое есть Царство…»

Далее существуют 2 традиции окончания утрени:

Вариант 1:

Духовенство исходит на середину храма к тетраподу.

Тропари: «Со духи…» и прочие тропари заупокойной литии (см. требник)

Ектения заупокойная сугубая. «Боже духов» и «Яко Ты еси Воскресение…»

Возглас: Сый благословен…

Аминь. Утверди, Боже…

Пресвятая Богородице спаси нас!

Возглас: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе». Слава и ныне.

Отпуст как на панихиде: «Живыми и мертвыми обладаяй…».

«Во блаженном успении…» и «Вечная память» (трижды). Малое каждение.

И сразу — Первый час.

На часах: тропарь

«Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…»;

«Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…»;

Кондак: «Со святыми упокой…»

Отпуст обычный. Многолетие.

Вариант 2:

«Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…»;

«Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…»;

«И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже». Возглас: «Яко Милостив…»

Возглас: «Сый благословен…»

Хор: Аминь. «Утверди, Боже…»

«Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…»;

«Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…»;

Кондак: «Со святыми упокой…»

Отпуст. Многолетие. Духовенство исходит на середину храма к тетраподу.

«Со духи…» и прочие тропари

Ектения заупокойная сугубая. «Боже духов» и «Яко Ты еси Воскресение…»

Премудрость. Пресвятая Богородице спаси нас!

Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. Слава и ныне. Отпуст как на панихиде: «Живыми и мертвыми обладаяй…».

«Во блаженном успении…» и «Вечная память» (трижды). Малое каждение.

На Литургии:

«во святых Дивен Сый…»

«Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…»;

«Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…»;

Кондак: «Со святыми упокой…»

Слава: «Со святыми…» — совершается каждение малое. Произносится возглас: «Во блаженном успении…» и «Вечная память» (трижды).

и сразу «И ныне»: Богородичен, глас 2-й: «Ма́ти Свята́я…».

Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Весели́теся о Господе…», и заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х…».

Апостол. Аллилуиарий, Евангелие – дня и заупокой.

Причастен: дня (субботы): «Ра́дуйтеся, пра́веднии…», и заупокойный: «Блажени, яже избрал…».

Отпуст обычный: «Христос истинный Бог наш…»

После Литургии совершается Панихида на середине храма у тетрапода. Порядок совершения обычный. Ирмоса «Яко по суху…», а не как в некоторых храмах: «Воду прошед…». (см. требник «Панихида»)

И бывает по обычаю освящение приношений.

Подготовил: чтец Сергий Забавнов

Димитриевская родительская суббота

Ди­мит­ри­ев­ская ро­ди­тель­ская суб­бо­та – один из ос­нов­ных по­ми­наль­ных дней рус­ско­го Пра­во­слав­но­го ка­лен­да­ря.

Во­об­ще же каж­дая суб­бо­та – осо­бый день для хри­сти­ан. К суб­бо­те, по биб­лей­ско­му по­вест­во­ва­нию, за­вер­ши­лось тво­ре­ние ми­ра, и она ста­ла «днем по­коя», – по­это­му мы на­зы­ва­ем этот – по­след­ний день неде­ли (под­чёр­ки­ваю – по­след­ний!) несколь­ко из­ме­нен­ным ев­рей­ским сло­вом шаб­бат). Но в этот же день уснув­ший пло­тью Хри­стос за­вер­шил вос­со­зда­ние это­го «об­вет­шав­ше­го» – вет­хо­за­вет­но­го – ми­ра и, сой­дя во ад, воз­ве­стил на­ча­ло но­вой жиз­ни. Помни­те тро­парь из Пас­халь­ных Ча­сов? «Во гро­бе плотски (пло­тью), во аде же с душею (ду­шой), яко (как) Бог, в раи (раю) же с раз­бой­ни­ком, и на пре­сто­ле был еси, Христе, со Отцем и Ду­хом, вся ис­полняя неописан­ный».

По­это­му в каж­дую суб­бо­ту со­вер­ша­ет­ся по­ми­но­ве­ние усоп­ших, – не по­ки­нув­ших нас на­все­гда, но тер­пе­ли­во жду­щих по­след­не­го дня все­об­ще­го Вос­кре­се­ния. Сре­ди этих дней вы­де­ля­ют­ся осо­бые об­ще­цер­ков­ные еже­год­ные – «ро­ди­тель­ские суб­бо­ты», на­зван­ные так по­то­му, что каж­дый хри­сти­а­нин мо­лит­ся преж­де все­го за сво­их ро­ди­те­лей.

Ди­мит­ри­ев­ская суб­бо­та по­лу­чи­ла своё на­зва­ние от име­ни свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия, ко­мен­дан­та гре­че­ско­го го­ро­да Со­лу­ни (или Фес­са­ло­ник), каз­нён­но­го за ис­по­ве­да­ние хри­сти­ан­ства в 306 го­ду (его па­мять 26 ок­тяб­ря / 8 но­яб­ря). Он был че­ло­ве­ком во­ен­ным – и по­то­му счи­та­ет­ся по­кро­ви­те­лем во­и­нов, а на ико­нах изо­бра­жа­ет­ся в до­спе­хах и с ко­пьем. Уста­но­вил же этот день, со­глас­но пре­да­нию, дру­гой Ди­мит­рий – наш слав­ный ве­ли­кий князь Ди­мит­рий Дон­ской – по­сле зна­ме­ни­той Ку­ли­ков­ской бит­вы, слу­чив­шей­ся 8 сен­тяб­ря 1380 го­да, то есть в празд­ник Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы [1] (по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю).

«И оста­вал­ся ве­ли­кий князь за До­ном на том ме­сте во­семь дней, – от­ме­ча­ет ле­то­пи­сец, – до тех пор, по­ка не смог­ли от­де­лить хри­сти­ан от нече­сти­вых та­тар: ко­го смог­ли, схо­ро­ни­ли, а о про­чих зна­ет Бог, ведь со­вер­ши­лось это Бо­жьим су­дом. И ве­лел ве­ли­кий князь свя­щен­ни­кам петь над­гроб­ные пес­но­пе­ния над уби­ты­ми, и вос­пе­ли свя­щен­ни­ки веч­ную па­мять всем пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам, уби­тым та­та­ра­ми на по­ле Ку­ли­ко­вом, меж­ду До­ном и Ме­чей. И сам ве­ли­кий князь со сво­им бра­том и остав­ши­ми­ся во­и­на­ми воз­гла­си­ли гром­ким го­ло­сом с пла­чем и сле­за­ми мно­ги­ми веч­ную па­мять» (Ска­за­ния и по­ве­сти о Ку­ли­ков­ской бит­ве. Л., 1982, с. 194).

Читать еще:  Где в книгах сивилл упоминается денница

С тех пор каж­дый год суб­бо­та, пред­ше­ству­ю­щая дню па­мя­ти Ди­мит­рия Со­лун­ско­го, по­свя­ща­ет­ся хри­сти­ан­ско­му по­ми­но­ве­нию усоп­ших, в первую оче­редь – по­ми­но­ве­нию во­и­нов, «на по­ле бра­ни за Оте­че­ство жизнь свою по­ло­жив­ших» [2] [3] .

Юрий Ру­бан
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

За­упо­кой­ное Апо­столь­ское чте­ние

1Фес.4:13-17. – За­ча­ло 270

[О вос­кре­се­нии мерт­вых]

Бра­тья, мы не хо­тим, чтобы вы не зна­ли об усоп­ших (или: об усы­па­ю­щих), чтобы вы не пе­ча­ли­лись, как и про­чие, не име­ю­щие на­деж­ды. Ведь ес­ли мы ве­рим, что Иисус умер и вос­крес, то та­ким же об­ра­зом и усоп­ших – через Иису­са – Бог при­ве­дёт [вме­сте] с Ним.

Это ведь мы го­во­рим вам сло­вом Гос­под­ним [*] , что мы, жи­ву­щие, оста­ю­щи­е­ся до при­ше­ствия Гос­под­ня, от­нюдь не опе­ре­дим усоп­ших; по­то­му что Сам Гос­подь при при­зыв­ном кли­че (букв. в при­ка­за­нии), при гла­се ар­хан­ге­ла и тру­бе Бо­жи­ей, сой­дет с неба, и сна­ча­ла вос­крес­нут мёрт­вые во Хри­сте; за­тем мы, оста­ю­щи­е­ся жи­вые, вме­сте с ни­ми бу­дем под­ня­ты (букв. бу­дем схва­че­ны) в об­ла­ках на встре­чу Гос­по­да в воз­дух; и так все­гда с Гос­по­дом бу­дем.

За­упо­кой­ное Еван­гель­ское чте­ние

[Ска­зал Гос­подь ко при­шед­шим к Нему иуде­ям]: «Аминь (ис­тин­но), аминь (ис­тин­но) го­во­рю вам: Слу­ша­ю­щий Моё сло­во и ве­ря­щий По­слав­ше­му Ме­ня име­ет жизнь веч­ную, и в суд не при­хо­дит, но он пе­ре­шел от смер­ти в жизнь.

Аминь (ис­тин­но), аминь (ис­тин­но) го­во­рю вам, что при­хо­дит час, и те­перь уже на­стал, ко­гда мёрт­вые бу­дут слы­шать го­лос Сы­на Бо­жия – и услы­шав­шие бу­дут жить. Ведь как Отец име­ет жизнь в Са­мом Се­бе, так дал Он и Сы­ну иметь жизнь в Са­мом Се­бе. И дал Ему власть тво­рить суд, по­то­му что Он – Сын Че­ло­ве­че­ский.

Не удив­ляй­тесь это­му, по­то­му что при­хо­дит час, в ко­то­рый все, на­хо­дя­щи­е­ся в гроб­ни­цах, бу­дут слы­шать Его го­лос, и вый­дут: де­лав­шие доб­рое – в вос­кре­се­ние жиз­ни, а де­лав­шие дур­ное – в вос­кре­се­ние су­да (греч. эн анаста­син крисеос [**] ).

Я ни­че­го не мо­гу де­лать Сам от Се­бя: как слы­шу – так и сужу, и суд Мой спра­вед­лив; по­то­му что не ищу Мо­ей во­ли, но во­ли по­слав­ше­го Ме­ня [От­ца]».

При­ме­ча­ния

[1] Хо­чу на­пом­нить, что в XIV ве­ке 8-е сен­тяб­ря по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю со­от­вет­ство­ва­ло 16-му сен­тяб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му (хо­тя сам этот ка­лен­дарь был вве­дён позд­нее). Это и есть ис­то­ри­че­ски без­услов­ная да­та Ку­ли­ков­ской бит­вы. По­это­му по­пыт­ки от­ме­чать это со­бы­тие в на­сто­я­щее вре­мя 21 сен­тяб­ря, сов­ме­щая с празд­ни­ком Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, ос­но­ва­ны на эле­мен­тар­ной хро­но­ло­ги­че­ской без­гра­мот­но­сти. (Рож­де­ство Бо­го­ро­ди­цы при­хо­дит­ся на 21 сен­тяб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю толь­ко в XX—XXI сто­ле­ти­ях; в XXII ве­ке сме­стит­ся на 22 сен­тяб­ря и т. д.)

[2] Ра­ди ис­то­ри­че­ской спра­вед­ли­во­сти сле­ду­ет сде­лать уточ­не­ние. Эта суб­бо­та – наш на­цио­наль­ный по­ми­наль­ный день, ос­но­ван­ный на пре­да­нии. По­это­му Ди­мит­ри­ев­ской суб­бо­ты нет ни гре­че­ском, ни да­же в Рус­ском офи­ци­аль­ном Цер­ков­ном уста­ве (Ти­пи­коне). Непо­сред­ствен­ное уча­стие в его уста­нов­ле­нии Ди­мит­рия Дон­ско­го то­же под­вер­га­ет­ся обос­но­ван­но­му со­мне­нию. Как пи­шет из­вест­ный ав­тор мно­го­крат­но пе­ре­из­да­вав­ше­го­ся ру­ко­вод­ства по бо­го­слу­жеб­но­му уста­ву, «Ди­мит­рий Дон­ской, по­сле по­гре­бе­ния уби­тых на по­бо­и­ще, при­ка­зал там со­вер­шить па­ни­хи­ду по ним. За­тем, воз­вра­тясь в Моск­ву 21 сен­тяб­ря (29 сен­тяб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю. – Ю. Р.), по­ве­лел по всем церк­вам её от­пра­вить па­ни­хи­ду об уби­ен­ных. На­ко­нец, по при­бы­тии в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву лав­ру, при­ка­зал и там со­вер­шить па­ни­хи­ду (Рус­ская ле­то­пись по Ни­ко­нов­ско­му спис­ку, изд. Имп. Ака­де­мии на­ук, т. IV, с. 124). В ле­то­пи­сях не ска­за­но, чтобы Ди­мит­рий Дон­ской ука­зал для по­ми­но­ве­ния во­и­нов суб­бо­ту пред Дмит­ри­е­вым днем », то есть пред днём сво­е­го те­зо­име­нит­ства. «Есте­ствен­но ду­мать, что по­сле кон­чи­ны его на­зна­че­на суб­бо­та пред Ди­мит­ри­е­вым днём для по­ми­но­ве­ния усоп­ших» (Ни­коль­ский К., про­то­и­е­рей. По­со­бие к изу­че­нию Уста­ва бо­го­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви. М., 1995, с. 506, прим. 1)

[3] При опре­де­ле­нии да­ты Ди­мит­ри­ев­ской суб­бо­ты в кон­крет­ном го­ду на­до учи­ты­вать сле­ду­ю­щие ка­лен­дар­но-бо­го­слу­жеб­ные по­прав­ки (во из­бе­жа­ние пу­та­ни­цы, да­лее все да­ты – по но­во­му сти­лю). Ес­ли па­мять Ди­мит­рия Со­лун­ско­го (8 но­яб­ря) при­хо­дит­ся на вос­кре­се­нье, то мы по­лу­ча­ем са­мую позд­нюю Ди­мит­ри­ев­скую суб­бо­ту – 7 но­яб­ря. Ес­ли же па­мять Ди­мит­рия Со­лун­ско­го при­хо­дит­ся на суб­бо­ту, то эта суб­бо­та не мо­жет быть ро­ди­тель­ской – и па­ни­хи­да пе­ре­но­сит­ся на пред­ше­ству­ю­щую суб­бо­ту (1 но­яб­ря). Но ес­ли с суб­бо­той пе­ред па­мя­тью св. Ди­мит­рия сов­па­да­ет празд­ник Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (4 но­яб­ря), то Ди­мит­ри­ев­ская суб­бо­та со­вер­ша­ет­ся ещё од­ной неде­лей ра­нее. Ис­хо­дя из этих пра­вил, мож­но лег­ко опре­де­лить, что са­мая ран­няя Ди­мит­ри­ев­ская суб­бо­та мо­жет быть 28 ок­тяб­ря.

[*] «Сло­вом Гос­под­ним» в Древ­ней Церк­ви на­зы­ва­ли из­ре­че­ния цер­ков­ных про­ро­ков. Наи­бо­лее важ­ные за­по­ми­на­лись и в про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния Пре­да­ния ста­но­ви­лись мис­си­о­нер­ски­ми или ли­тур­ги­че­ски­ми фор­му­ла­ми. (Бла­го­да­рю за это уточ­не­ние ар­хи­манд­ри­та Иан­ну­а­рия.Ю. Р.)

[**] Хо­ро­шо зна­ко­мое нам гре­че­ское сло­во крисис пе­ре­во­дит­ся как «раз­де­ле­ние», «суж­де­ние», «суд», «при­го­вор», «спор», «вы­бор», «окон­ча­ние», «пе­ре­лом­ный мо­мент», «кри­зис». Во­пре­ки од­но­знач­но от­ри­ца­тель­но­му ме­щан­ско­му зна­че­нию («ох, ко­гда же за­кон­чит­ся этот оче­ред­ной про­кля­тый кри­зис и на­сту­пит же­лан­ная ста­биль­ность»!), ра­зум­ный хри­сти­а­нин все­гда пре­бы­ва­ет в со­сто­я­нии кри­си­са – то естьв со­сто­я­нии ду­хов­но­го трез­ве­ния и су­да над сво­и­ми мыс­ля­ми, же­ла­ни­я­ми и по­ступ­ка­ми. Так он го­то­вит­ся к то­му, чтобы по­след­ний и окон­ча­тель­ный Страш­ный Суд (= Страш­ный Кри­зис!) Бо­жий не стал для него неожи­дан­ным и «страш­ным» в пря­мом смыс­ле это­го сло­ва.

Димитриевская родительская суббота — 3 ноября в 2018 году

Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота в 2018 году — 3 ноября

Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота в 2020 году — 2 ноября

Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота в 2020 году — 7 ноября

Димитриевская родительская суббота — поминальная суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября по старому стилю). Людям «советского» возраста, приходящим поминать в родительские субботы своих усопших, проще запомнить этот день по другой дате: где 7 ноября – «красный день календаря», там где-то рядышком перед ним – и Димитриевская…

Народная традиция крепко связала этот день с Куликовской битвой: дескать, благоверный князь Димитрий Донской просил в этот день преподобного Сергия Радонежского отслужить панихиду по воинам, полегшим в Мамаевом побоище…

Правда, в «Православной энциклопедии» мы читаем, что слова из Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в середине 16 века : «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его» – не связаны напрямую с Куликовской битвой. В богослужебном уставе этот день не отмечен как поминальный, и народная традиция (вероятно, еще древняя, дохристианская) поминать в этот день усопших не сразу стала церковной.

Тем не менее тысячи россиян заходят в этот день в православные храмы, ставят свечи, кладут на канунник продукты и пишут в поминальных записочках имена своих умерших близких. Стопы записочек, вереница имен… Горят свечи, поет хор, воздух светло-синь от кадильного фимиама, люди стоят плечом к плечу, и мнится, что пространство храма в этот день расширяется, увеличивается вдвое: плечом к плечу стоят здесь незримо и наши усопшие, для кого поминальная наша молитва – поддержка и утешение…

photosight.ru. Фото: Диoниcий 3eмлянoв

Один из самых болезненных вопросов в такие дни – можно ли поминать тех, кто умер некрещеным?

Распространено среди прихожан такое мнение: молиться можно только о крещеных и умерших в вере, перед кончиной исповедавшихся и причастившихся св.Таин (знаю монастырь, монахини которого учат паломников: молитесь только о самых близких, и то с осторожностью, за верующих, а за некрещеных – даже за самых близких нельзя, мол, человеку бы свои грехи отмолить, а молиться о других – брать на себя еще и их грехи, сие есть дерзость и неразумие пред Богом…)

Что ответить усвоившим такой взгляд на молитву? Отвечаю просто: молитва и милостыня наша о душе усопшего – в помощь такому человеку.

И вот представьте: один человек сидит себе на берегу, а другой тонет – кого надо спасать? Тонущего. Так кому первоочередно нужна молитва-помощница, верующему или неверующему усопшему? Понятно, что неверующему, тому, кому после смерти тяжелее…

Конечно, если человек умер некрещеным, а тем паче – сознательно неверующим, если в земной жизни не принадлежал к Церкви Христовой, то после смерти его насильственно к Церкви не «пристегнешь», в записках на проскомидию его имя не пишут – но самим-то родным и близким, тем, кому судьба усопшего небезразлична, молиться о нем надо – и дома, и в храме – самим, в том числе и во время панихиды (молитву в храме, в евхаристическом собрании, совершает вовсе не только один батюшка, но в с я Церковь, все предстоящие).

Коли мы сами христиане – это наш христианский долг во исполнение заповеди Божьей о любви к ближнему.

Он ушел из земной жизни в тяжких грехах, нераскаянным? Что ж, предоставим его Богу и суду Божию, сколь праведному, столь и – в отличие от нашего с вами суда –милосердному. Об этом нам на каждом богослужении напоминает Церковь словами одной из ектений: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».

Заупокойная служба. Поют по крюкам.
Или голоса так свежи, или это
Умерший так стремительно уходит,
Но в тесной часовне ветер поднялся невидимый.
Шевелит листы старинной книги,
Пылают над строками, летят киноварные невмы
За умершим вслед.
Пение напряжённо тянется, пока может
Поддерживать душу, уходящую ввысь
Ступенями мытарств. И вот – дальше стоп.
Предел. Тончают,
Глохнут нёбные кратиматы.

Мы – дети, а взрослые – наши умершие.
Мы в их прошлом живём.
Никому не вернуться в детство.
То-то я замечаю,
Насколько наш мир мал, прост, шаток,
Ярок, аляповат – манеж для игр
При постоялом дворе! Особенно
В сравнении с тобой, живой смертный голос,
В следовании за умершим сам истаять готовый,
Ветреною весной в часовне поющий
Славу незнаемому, отчаянно чаемому
Превечному Богу.

Вы прочитали статью Димитриевская родительская суббота в 2017 году. Читайте также:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector