А м достоевский воспоминания
А м достоевский воспоминания
- ЖАНРЫ
- АВТОРЫ
- КНИГИ 588 533
- СЕРИИ
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 547 467
А. М. Достоевский
Андрей Михайлович Достоевский — родной брат писателя Федора Михайловича, гражданский инженер, всю жизнь работавший по своей специальности, сначала на юге — в Елисаветграде, Симферополе, Екатеринославе, а потом на севере — в Ярославле. Здесь он в 1887 году овдовел, все дети его вели уже самостоятельную жизнь в Петербурге, и он, выйдя в 1890 г. в отставку, жил совершенно одиноко. К составлению своих воспоминаний он приступал несколько раз, причем одна часть их, а именно воспоминания о детстве, частично была предоставлена автором в 1883 году О. Ф. Миллеру для составлявшейся им тогда биографии Федора Михайловича.
Воспоминания Андрея Михайловича охватывают время с 1825 по 1871 год и были написаны за 8 месяцев с 14 ноября 1895 г. по 16 июля 1896 г. Осенью этого года он заболел, писать уже не мог, переселился в Петербург в семью своей старшей дочери Евгении Андреевны Рыкачевой и 7 марта 1897 года, окруженный заботами дочери, зятя и внуков, скончался от рака.
Благородная личность этого скромного деятеля, добрейшего из добрейших людей, легко представится каждому, кто прочитает настоящую книгу.
Воспоминания Андрея Михайловича не претендуют на художественно-литературное изложение, не затрагивают широких политических или общественных вопросов, а представляют собою простой бесхитростный рассказ сначала о семье, в которой он вырос, затем о школе, где учился, и, наконец, о впечатлениях и наблюдениях в провинции, куда его забросила жизнь.
Но воспоминания Андрея Михайловича Достоевского о детстве своем дают яркую картину той обстановки, в которой вырос его брат, писатель Федор Михайлович. Андрей Михайлович принадлежал к старшей группе детей штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского и рос и воспитывался вместе со своим знаменитым братом, хотя был и моложе его почти на 3,5 года.
Описание патриархальной семейной жизни в родительском доме и отношений между родителями и детьми, воспоминания о многочисленных родственниках, тесно связанных с семьей Достоевских, и о небольшом круге знакомых, бывавших в семье, описание детских игр и поездок в деревню, рассказы про прислугу, воспоминания о пансионе, где обучались все дети, и пр. — все это является первоисточником для суждения о том, что могло влиять в детских годах на психику будущего писателя.
Старшие братья, Михаил и Федор, как погодки, большею частью держались вместе и были дружнее между собою, чем с братом Андреем, на которого они, как на младшего, совершенно по-детски смотрели несколько свысока.
Эта некоторая обособленность Андрея Михайловича, чисто возрастная в детских годах и затем в зрелом возрасте, когда жизненные пути братьев уже разошлись, — эта обособленность давала ему возможность наблюдать брата Федора Михайловича вполне объективно, что особенно интересно в его рассказах о тех годах, когда они встречались с братом Федором уже изредка. Несмотря на совершенно различно сложившиеся обстоятельства жизни у Федора и Андрея Михайловичей, их братски-родственные отношения никогда не прерывались, и Андрей Михайлович всю свою жизнь преклонялся перед гением Федора Михайловича и благоговел перед его памятью.
Таким образом, воспоминания Андрея Михайловича, особенно в первой своей части, представляют несомненный историко-литературный интерес, так как дают обильный материал для биографии Федора Михайловича.
Вторая часть воспоминаний заключает в себе описание уже самостоятельной жизни автора, отдельной от родных братьев и сестер. Тотчас по окончании курса строительного училища в 1849 году Андрей Михайлович переселился на службу в провинцию, в Елисаветград, и с тех пор прожил вообще на юге до половины 60-х годов.
Эта южная жизнь автора в воспоминаниях его отразилась в виде характеристик тамошних административных деятелей, в описании различных эпизодов, как служебных, так и житейских, в рассказах про обывательскую чиновничью жизнь, в анекдотах и пр. Эти живые впечатления молодого культурного человека, почти со школьной скамьи погрузившегося в провинциальную тину, представляют яркую иллюстрацию к эпохе 50-х годов, с ее военными поселениями, с самоуправством местных властителей и пр.
К сожалению, по условиям издания, мы должны были особенно сильно сократить именно эту часть воспоминаний, но и в таком, урезанном, виде они дают много интересного в бытовом отношении для характеристики одной из наименее еще исследованных эпох русской жизни.
Нам представляется уместным остановиться здесь несколько на первой части записок, и именно с той их стороны, где они дают сведения об отце Федора Михайловича.
Обыкновенно принято считать, что характер Федора Михайловича, все направление его мышления, вся мрачность его литературного таланта объясняются главнейшим образом влиянием на него свойств его отца и той исключительно тяжелой, созданной отцом, семейной обстановкой, в которой протекало детство писателя.
…Объяснять характер Федора Михайловича Достоевского наследственностью и первыми тяжелыми впечатлениями детства совершенно естественно и очень легко, но для этого у нас нет никаких конкретных материалов, а все основывается на каких-то преданиях, неизвестно откуда идущих. Биографы принимают на веру эти предания, сгущают около личности Михаила Андреевича темные краски, приписывают ему чуть ли не демоническую мрачность, болезненную скупость, дефективную жестокость. Дело дошло до того, что представители психоаналитического метода, как, например, немецкий исследователь Нейфельд, придавая огромное значение отрицательным свойствам отца в характере Федора Михайловича, приписывают последнему не только вражду и ненависть к отцу, но даже безотчетное стремление к его убийству.
Нас в данном случае интересует не личность самого Михаила Андреевича. Нами руководит отнюдь не желание реабилитировать никогда невиданного нами предка, нас интересует лишь чисто теоретический вопрос: были ли у Михаила Андреевича те резко отрицательные свойства, которыми будто бы объясняется все направление творчества Федора Михайловича.
Воспоминания Андрея Михайловича рисуют патриархальный быт семьи, где главенствует отец, а мать — добрейшее существо — является лицом, примиряющим детское свободолюбие со строгими правилами уклада домашней жизни. Андрей Михайлович рисует своего отца как человека доброго и только лишь очень вспыльчивого. Отец строг, но отнюдь не внушает детям панического страха перед собой. Они охотно, без всякого стеснения, делятся с ним своими детскими впечатлениями и наблюдениями и абсолютно ничего не скрывают от него. В юношеском возрасте они относятся к нему, как к другу, и в письмах своих беседуют с ним совершенно откровенно на разные темы, их волнующие. Старший сын Михаил Михайлович даже пересылает ему для одобрения образцы своих юношеских литературных упражнений, и это именно дружеское отношение к отцу, а не какое-либо неприязненное или даже просто официальное проглядывает и в письмах старших братьев между собою (см. письмо Ф. М. к брату Мих. Мих. от 31 октября 1838 г. в изд. «Достоевский. Письма», т. I, стр. 52 и от 16 августа 1839 г., т. II, стр. 549).
Андрей Михайлович, хорошо помнивший отца и любивший его горячо, протестует против той характеристики, которую дал ему О. Ф. Миллер в составленной им биографии Федора Михайловича, где отец назван угрюмым, нервным, подозрительным без всяких оснований, а лишь по свидетельству каких-то родственников, как говорит Андрей Михайлович (см. стр. 94).
Сам Федор Михайлович от себя лично нигде не говорит о своих тяжелых детских годах, а в «Воспоминаниях Анны Григорьевны» отмечено, что Федор Мих. в беседах с нею охотно вспоминал о счастливом безмятежном детстве (см. «Воспом. А. Гр.» Госизд., стр. 56).
Как Федор Мих. уважал своего отца, видно из рассказа Андрея Михайловича (см. стр. 94) и из письма к нему же Ф-ра Мих.
Не могло бы этого ничего быть, если бы отец действительно обладал такими отрицательными свойствами, какие ему без всяких фактических оснований приписываются.
Андрей Достоевский — Воспоминания
Андрей Достоевский — Воспоминания краткое содержание
Воспоминания Андрея Михайловича Достоевского, родного брата всемирно известного писателя, охватывают время с 1825 по 1871 год и рисуют яркую картину той обстановки, в которой выросли братья. Воспоминания представляют историко-литературный интерес и дают обильный материал для биографии Ф. М. Достоевского.
Книга предназначена для широкого круга читателей.
Воспоминания — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)
А. М. Достоевский
Андрей Михайлович Достоевский — родной брат писателя Федора Михайловича, гражданский инженер, всю жизнь работавший по своей специальности, сначала на юге — в Елисаветграде, Симферополе, Екатеринославе, а потом на севере — в Ярославле. Здесь он в 1887 году овдовел, все дети его вели уже самостоятельную жизнь в Петербурге, и он, выйдя в 1890 г. в отставку, жил совершенно одиноко. К составлению своих воспоминаний он приступал несколько раз, причем одна часть их, а именно воспоминания о детстве, частично была предоставлена автором в 1883 году О. Ф. Миллеру для составлявшейся им тогда биографии Федора Михайловича.
Воспоминания Андрея Михайловича охватывают время с 1825 по 1871 год и были написаны за 8 месяцев с 14 ноября 1895 г. по 16 июля 1896 г. Осенью этого года он заболел, писать уже не мог, переселился в Петербург в семью своей старшей дочери Евгении Андреевны Рыкачевой и 7 марта 1897 года, окруженный заботами дочери, зятя и внуков, скончался от рака.
Благородная личность этого скромного деятеля, добрейшего из добрейших людей, легко представится каждому, кто прочитает настоящую книгу.
Воспоминания Андрея Михайловича не претендуют на художественно-литературное изложение, не затрагивают широких политических или общественных вопросов, а представляют собою простой бесхитростный рассказ сначала о семье, в которой он вырос, затем о школе, где учился, и, наконец, о впечатлениях и наблюдениях в провинции, куда его забросила жизнь.
Но воспоминания Андрея Михайловича Достоевского о детстве своем дают яркую картину той обстановки, в которой вырос его брат, писатель Федор Михайлович. Андрей Михайлович принадлежал к старшей группе детей штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского и рос и воспитывался вместе со своим знаменитым братом, хотя был и моложе его почти на 3,5 года.
Описание патриархальной семейной жизни в родительском доме и отношений между родителями и детьми, воспоминания о многочисленных родственниках, тесно связанных с семьей Достоевских, и о небольшом круге знакомых, бывавших в семье, описание детских игр и поездок в деревню, рассказы про прислугу, воспоминания о пансионе, где обучались все дети, и пр. — все это является первоисточником для суждения о том, что могло влиять в детских годах на психику будущего писателя.
Старшие братья, Михаил и Федор, как погодки, большею частью держались вместе и были дружнее между собою, чем с братом Андреем, на которого они, как на младшего, совершенно по-детски смотрели несколько свысока.
Эта некоторая обособленность Андрея Михайловича, чисто возрастная в детских годах и затем в зрелом возрасте, когда жизненные пути братьев уже разошлись, — эта обособленность давала ему возможность наблюдать брата Федора Михайловича вполне объективно, что особенно интересно в его рассказах о тех годах, когда они встречались с братом Федором уже изредка. Несмотря на совершенно различно сложившиеся обстоятельства жизни у Федора и Андрея Михайловичей, их братски-родственные отношения никогда не прерывались, и Андрей Михайлович всю свою жизнь преклонялся перед гением Федора Михайловича и благоговел перед его памятью.
Таким образом, воспоминания Андрея Михайловича, особенно в первой своей части, представляют несомненный историко-литературный интерес, так как дают обильный материал для биографии Федора Михайловича.
Вторая часть воспоминаний заключает в себе описание уже самостоятельной жизни автора, отдельной от родных братьев и сестер. Тотчас по окончании курса строительного училища в 1849 году Андрей Михайлович переселился на службу в провинцию, в Елисаветград, и с тех пор прожил вообще на юге до половины 60-х годов.
Эта южная жизнь автора в воспоминаниях его отразилась в виде характеристик тамошних административных деятелей, в описании различных эпизодов, как служебных, так и житейских, в рассказах про обывательскую чиновничью жизнь, в анекдотах и пр. Эти живые впечатления молодого культурного человека, почти со школьной скамьи погрузившегося в провинциальную тину, представляют яркую иллюстрацию к эпохе 50-х годов, с ее военными поселениями, с самоуправством местных властителей и пр.
К сожалению, по условиям издания, мы должны были особенно сильно сократить именно эту часть воспоминаний, но и в таком, урезанном, виде они дают много интересного в бытовом отношении для характеристики одной из наименее еще исследованных эпох русской жизни.
Нам представляется уместным остановиться здесь несколько на первой части записок, и именно с той их стороны, где они дают сведения об отце Федора Михайловича.
Обыкновенно принято считать, что характер Федора Михайловича, все направление его мышления, вся мрачность его литературного таланта объясняются главнейшим образом влиянием на него свойств его отца и той исключительно тяжелой, созданной отцом, семейной обстановкой, в которой протекало детство писателя.
…Объяснять характер Федора Михайловича Достоевского наследственностью и первыми тяжелыми впечатлениями детства совершенно естественно и очень легко, но для этого у нас нет никаких конкретных материалов, а все основывается на каких-то преданиях, неизвестно откуда идущих. Биографы принимают на веру эти предания, сгущают около личности Михаила Андреевича темные краски, приписывают ему чуть ли не демоническую мрачность, болезненную скупость, дефективную жестокость. Дело дошло до того, что представители психоаналитического метода, как, например, немецкий исследователь Нейфельд, придавая огромное значение отрицательным свойствам отца в характере Федора Михайловича, приписывают последнему не только вражду и ненависть к отцу, но даже безотчетное стремление к его убийству.
Нас в данном случае интересует не личность самого Михаила Андреевича. Нами руководит отнюдь не желание реабилитировать никогда невиданного нами предка, нас интересует лишь чисто теоретический вопрос: были ли у Михаила Андреевича те резко отрицательные свойства, которыми будто бы объясняется все направление творчества Федора Михайловича.
Воспоминания Андрея Михайловича рисуют патриархальный быт семьи, где главенствует отец, а мать — добрейшее существо — является лицом, примиряющим детское свободолюбие со строгими правилами уклада домашней жизни. Андрей Михайлович рисует своего отца как человека доброго и только лишь очень вспыльчивого. Отец строг, но отнюдь не внушает детям панического страха перед собой. Они охотно, без всякого стеснения, делятся с ним своими детскими впечатлениями и наблюдениями и абсолютно ничего не скрывают от него. В юношеском возрасте они относятся к нему, как к другу, и в письмах своих беседуют с ним совершенно откровенно на разные темы, их волнующие. Старший сын Михаил Михайлович даже пересылает ему для одобрения образцы своих юношеских литературных упражнений, и это именно дружеское отношение к отцу, а не какое-либо неприязненное или даже просто официальное проглядывает и в письмах старших братьев между собою (см. письмо Ф. М. к брату Мих. Мих. от 31 октября 1838 г. в изд. «Достоевский. Письма», т. I, стр. 52 и от 16 августа 1839 г., т. II, стр. 549).
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Долинин А. С.
Книга » Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. Том 1″
Читать
Достоевский Федор Михайлович
Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. Том первый
Издательство: Художественная литература
Серия: Серия литературных мемуаров
Том первый сборника «Ф. М. Достоевский в воспоминания современников» включает
воспоминания, посвященные детским годам писателя, учению в Инженерном училище, пребыванию на каторге и в ссылке, редактированию, по возвращении в Петербург, журналов
«Время» и «Эпоха» (воспоминания А. М. Достоевского, А. Е. Врангеля, Н. Н. Страхова и др.) Составитель А. Долинин. Под общей редакцией В. В. Григоренко, Н. К.
Гудзия и других.
Детство. Отрочество. Юность.
Среди петрашевцев. Катастрофа. Сибирь.
К первой вершине.
Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников
СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ МЕМУАРОВ
Под общей редакцией В. В. ГРИГОРЕНКО, Н. К. ГУДЗИЯ, С. А.
МАКАШИНА, С. И. МАШИНСКОГО, Б. С. РЮРИКОВА
М., «Художественная литература», 1964
Сборник составлен А. Долининым
Вступительная статья В. Рюрикова
Б. Рюриков. Достоевский и современники
ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО, ЮНОСТЬ
А. М. Достоевский. Из «Воспоминаний»
А. И. Савельев. Воспоминания о Ф. М. Достоевском
К. А. Трутовский. Воспоминания о Федоре Михайловиче Достоевском
Д. В. Григорович. Из «Литературных воспоминаний»
П. В. Анненков. Из «Замечательного десятилетия»
A. Я. Панаева. Из «Воспоминаний»
B. А. Соллогуб. Из «Воспоминаний»
Ф. М. Достоевский. Из «Дневника писателя» за 1877 год
C. Д. Яновский. Воспоминания о Достоевском
СРЕДИ ПЕТРАШЕВЦЕВ. КАТАСТРОФА. СИБИРЬ
А. П. Милюков. Федор Михайлович Достоевский
П. П. Семенов-Тян-Шанский. Из «Мемуаров»
Д. Д. Ахшарумов. Из книги «Из моих воспоминаний (1849-1851 гг.)»
П. К. Мартьянов. Из книги «В переломе века»
А. Е. Врангель. Из «Воспоминаний о Ф. М. Достоевском в Сибири»
К ПЕРВОЙ ВЕРШИНЕ
Н. Н. Страхов. Воспоминания о Федоре Михайловиче Достоевском Н. Г.
Чернышевский. Мои свидания с Ф. М. Достоевским
П. М. Ковалевский. Из «Встреч на жизненном пути»
А. П. Милюков. Федор Михайлович Достоевский
П. И. Вейнберг. Литературные спектакли (Из моих воспоминаний)
С. В. Ковалевская. Из «Воспоминаний детства»
М. А. Иванова. Воспоминания
Н. Фон-Фохт. К биографии Ф. М. Достоевского
ДОСТОЕВСКИЙ И СОВРЕМЕННИКИ
В 1872 году В. Г. Перов написал известный портрет Достоевского. Жена
писателя, А. Г. Достоевская, была довольна портретом: художнику удалось
уловить «минуту творчества».
Достоевский сидит, казалось бы, спокойно, обхватив сплетенными
пальцами рук колено, «смотрит в себя», и все же от портрета остается впечатление
огромной внутренней энергии. Высокий лоб, нахмуренные брови передают
духовное напряжение, все выражение лица говорит о непрерывной деятельности
мысли и движении чувства.
Да, уловлена «минута творчества», и Перов великолепно показал, что этим
творчеством, раздумьем, исканием писатель охвачен весь.
Через год Достоевский в «Дневнике писателя» доказывал, что художник
должен дать «поболее ходу идее». «Портретист усаживает, например, субъекта, чтобы снять с него портрет, приготовляется, вглядывается. Почему он это делает?
А потому, что он знает на практике, что человек не всегда на себя похож, а
потому и отыскивает «главную идею его физиономии», тот момент, когда субъект
наиболее на себя похож. В умении приискать и захватить этот момент и состоит
Человек «наиболее на себя похож» тогда, когда всего полнее выражена «главная
идея» его личности, своеобразие его представлений, взглядов, целей, характера, образа действий.
В одном из писем Достоевский писал, что в литературном деле его цель и
надежда — «высказаться в чем-нибудь, по возможности вполне, прежде чем умру»
Высказаться вполне — вот цель и надежда; высказать свои мысли, свои
чувства, свое отношение к людям, к событиям — вот заветная идея. И заслуга
Перова в том, что, схватив «момент творчества», он почувствовал ту скрытую
активность таланта, что таится в самом раздумье, в той внутренней работе, что
предшествует созданию произведения, в котором писатель высказывается.
Достоевскому всегда было присуще творческое представление о смысле
жизни. Вспоминая годы, проведенные в остроге, он писал в конце «Записок из
Мертвого дома»: «Я ждал, я звал поскорее свободу; я хотел испробовать себя
вновь, на новой борьбе». Свобода -не для того, чтобы отдохнуть от лишений, вознаградить себя за тяжелые муки и испытания, пожить спокойно, а для
деятельности, для творчества, для воплощения накопленных мыслей и
Достоевский был натурой граждански активной, общественной. В его
произведения всегда властно вторгалось время. Мало сказать, что он принимал
близко к сердцу жизнь своего народа, своей страны — это было его кровное дело, его жизнь. Он нередко ошибался, занимал ложные позиции в идейной борьбе
своего времени, но никогда не был равнодушным, незаинтересованным
созерцателем. История его формирования, его развития, его творческой
деятельности неразрывно связана с историей русской общественной жизни, историей народа.
В самом деле, какими событиями была насыщена современная писателю
действительность, в обстановке каких социальных, политических и идейных битв
он развивался! Он вырос под влиянием демократических идей сороковых годов, идей Гоголя и Белинского, участвовал в кружке петрашевцев; был судим с
петрашевцами, вместе с ними стоял на Семеновском плацу, ожидая расстрела; четыре года провел на каторге, пять лет в солдатчине. Он пережил Крымскую
войну, революционную ситуацию 1859-1861 годов, годы разгула реакции,
нарастание нового революционного подъема в семидесятых годах и новую волну
репрессий и реакционного произвола. Грандиозная ломка общественных устоев, страдания трудящихся масс в России — и крепостнической и пореформенной, —
упадок дворянства и укрепление капитализма, всестороннее обострение
социальных, идейных, нравственных противоречий — вот черты жизни страны, неизбежно влиявшие на Достоевского, человека и писателя.
Книги Толстого, Тургенева, Достоевского — это самый глубокий портрет
их создателей, в них взгляд писателей на мир, их отношение к людям, их оценка
жизненных явлений, их темперамент. Но и самая жизнь художника, обыденное
сплетение обстоятельств действительности, его человеческие черты представляют
огромный интерес для людей последующих поколений. Ведь среди характеров, представляющих русское общество определенной эпохи, русский писатель — яркое
Достоевский в воспоминаниях своей супруги
Анна Григорьевна о Федоре Михайловиче
Обстоятельства знакомства Анны Сниткиной и Федора Достоевского уже давно стали своеобразной литературной байкой. Осенью 1866 года в качестве стенографистки Анна Григорьевна участвовала в подготовке романа «Игрок», и в ходе совместной работы Федор Михайлович влюбился в свою юную помощницу. 15 февраля 1867 года они поженились.
В браке у них родилось четверо детей. Анна Григорьевна во всем помогала своему мужу, а после его смерти в 1881 году собрала и систематизировала его рукописи, письма, фотографии и личные вещи. Теперь все это представлено в музее писателя.
Эта удивительная женщина оставила замечательные мемуары.
Мы публикуем из них несколько отрывков:
А как бы выиграли в художественном отношении произведения моего мужа, если бы он не имел этих взятых на себя долгов и мог писать романы не спеша, просматривая и отделывая, прежде чем отдать их в печать. В литературе и обществе часто сравнивают произведения Достоевского с произведениями других талантливых писателей и упрекают Достоевского в чрезмерной сложности, запутанности и нагроможденности его романов, тогда как у других творения их отделаны, а у Тургенева, например, почти ювелирски отточены. И редко кому приходит в голову припомнить и взвесить те обстоятельства, при которых жили и работали другие писатели, и при которых жил и работал мой муж. Почти все они (Толстой, Тургенев, Гончаров) были люди здоровые и обеспеченные и имевшие полную возможность обдумывать и отделывать свои произведения. Федор же Михайлович страдал двумя тяжкими болезнями, был обременен большою семьею, долгами и занят тяжелыми мыслями о завтрашнем дне, о насущном хлебе.
Мой дорогой муж представлял собой идеал человека! Все высшие нравственные и духовные качества, которые украшают человека, проявились в нем в самой высокой степени. Он был добр, великодушен, милосерден, справедлив, бескорыстен, деликатен, сострадателен — как никто!
Боже, как они мня мучают! Что мне о том, «кого потеряла Россия»? Что мне в эти минуты до «России»? Вспомните, кого я потеряла? Я лишилась лучшего в мире человека, составлявшего радость, гордость и счастье моей жизни, мое солнце, мое божество! Пожалейте меня, лично меня пожалейте и не говорите мне про потерю России в эту минуту!
Действительно, мы с мужем представляли собой людей «совсем другой конструкции, другого склада, других воззрений», но «всегда оставались собою», нимало не вторя и не подделываясь друг к другу, и не впутывались своею душою — я — в его психологию, он — в мою, и таким образом мой добрый муж и я — мы оба чувствовали себя свободными душой. Федор Михайлович, так много и одиноко мысливший о глубоких вопросах человеческой души, вероятно, ценил это мое невмешательство в его душевную и умственную жизнь, а потому иногда говорил мне: «Ты единственная из женщин, которая поняла меня!» (то есть то, что для него было важнее всего). Его отношения ко мне всегда составляли какую-то «твердую стену, о которую (он чувствовал это), что он может на нее опереться или, вернее, к ней прислониться. И она не уронит и согреет».
Сначала мне представлялось странным, как это Федор Михайлович, с таким мужеством перенесший в своей жизни столько разнородных страданий (заключение в крепости, эшафот, ссылку, смерть любимого брата, жены), как он не имеет настолько силы воли, чтобы сдержать себя, остановиться на известной доле проигрыша, не рисковать своим последним талером. Мне казалось это даже некоторым унижением, недостойным его возвышенного характера, и мне было больно и обидно признать эту слабость в моем дорогом муже. Но скоро я поняла, что это не простая «слабость воли», а всепоглощающая человека страсть, нечто стихийное, против чего даже твердый характер бороться не может. С этим надо было примириться, смотреть на увлечение игрой как на болезнь, против которой не имеется средств. Единственный способ борьбы — это бегство.
Достоевский (112 стр.)
Д. И. Писарев, Борьба за жизнь. Там же.
Н. К. Михайловский, Жестокий талант. В кн.: «Литературно-критические статьи», М., 1957.
М. Горький, Заметки о мещанстве. В кн.: «Собрание сочинений». М., 1953, т. XXIII.
М. Горький, О карамазовщине. Еще о «карамазовщине». В кн.: «О литературе». М., 1953.
А. В. Луначарский, Достоевский как мыслитель и художник. В кн.: «Классики русской литературы». 1937.
А. В. Луначарский, О «многоголосности» Достоевского. Там же.
Н. П. Анциферов, Петербург Достоевского. П., 1923.
М. П. Алексеев, О драматических опытах Достоевского. Сб. «Творчество Достоевского». Одесса, 1921.
М. П. Алексеев, Ранний друг Ф. М. Достоевского. Одесса, 1921.
М. М. Бахтин, Проблемы творчества Достоевского. Л., 1929.
А. И. Белецкий, Достоевский и натуральная школа в 1846 г. «Наука на Украине», IV, Харьков, 1922.
А. А. Белкин, Федор Михайлович Достоевский. М., 1956.
А. А. Белкин, О реализме Достоевского. В кн.: «Творчество Достоевского». М., 1959.
A. А. Белкин, Братья Карамазовы (социально-философская Проблематика). Там же.
Н. Ф. Бельчиков, Достоевский в процессе петрашевцев. М — Л., 1936.
С. Борщевский, Щедрин и Достоевский, история их идейной борьбы. М., 1956.
B. В. Вересаев, Живая жизнь. М., 1928.
В. В. Виноградов, Сюжет и архитектоника романа Достоевского «Бедные люди». Сб. «Творческий путь Достоевского», Л. 1924.
В. В. Виноградов, Эволюция русского натурализма. Л., 1929.
В. В. Виноградов, О художественной прозе. Л., 1930.
В. В. Виноградов. Тургенев и школа молодого Достоевского. «Русская литература», 1959, № 11.
В. В. Виноградов, О языке художественной литературы. М., 1959 (по указателю).
Л. П. Гроссман, Поэтика Достоевского. М., 1925.
Л. П. Гроссман, Достоевский-художник. В кн.: «Творчество Достоевского». Изд-во АН СССР. М., 1959.
М. Гус, Идеи и образы Ф. М. Достоевского, М., 1962.
A. С. Долинин, В творческой лаборатории Достоевского (История создания романа «Подросток»). Л., 1947.
Ф. И. Евнин, О художественном методе Достоевского. «Известия АН СССР», 1955, т. XIV.
Д. Н. Заславский, Ф. М. Достоевский. М., 1956.
B. Ермилов, Ф. М. Достоевский. М., 1956.
В. Я. Кирпотин, Ф. М. Достоевский, творческий путь. М., 1960.
Его же, Достоевский и Белинский, М., 1960.
В. Л. Комарович, «Мировая гармония» Достоевского. «Атеней», 1924, I–II.
Т. Л. Мотылева, Достоевский и мировая литература. Сб. «Творчество Достоевского». М., 1959.
Ю. Г. Оксман, Ф. М. Достоевский в редакции «Гражданина». Сб. «Творчество Достоевского». Одесса, 1921.
В. Ф. Переверзев. Достоевский. М.-Л., 1925.
Б. Реизов, К истории замысла «Братьев Карамазовых». «Звенья», VI, М.-Л., 1936.
А. Скафтымов, Тематическая композиция романа «Идиот». Сб. «Творческий путь Достоевского», Л., 1924.
Г. Я. Симина, Из наблюдений над языком и стилем романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В сб. «Изучение языка писателя». Учпедгиз, Л., 1957.
Ю. Н. Тынянов, Достоевский и Гоголь (К теории пародии). П., 1921.
Г. М. Фридлендер, Достоевский. В кн.: «История русской литературы». Изд-во АН СССР, т. IX, ч. 2, М.-Л., 1956.
Г. М. Фридлендер, Достоевский-критик. В кн.: «История русской критики». Изд-во АН СССР, М.-Л., 1958, т. II.
Виктор Шкловский, За и против. Заметки о Достоевском. М., 1957.
А. В. Чичерин, Поэтический строй языка в романах Достоевского. В кн.: «Творчество Достоевского». М., 1959.
Георгий Чулков, Как работал Достоевский. М, 1939.
А. Г. Цейтлин. Повести о бедном чиновнике Достоевского. М., 1923.
4. Воспоминания о Ф. М. Достоевском
М. А. Александров, Ф. М. Достоевский в воспоминаниях типографского наборщика. «Русская старина», 1892, № 4 и 5.
П. В. Анненков, Замечательное десятилетие. В кн.: «Литературные воспоминания». Л., 1960.
Ч. Ветринский (Вас. Е. Чешихин), Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников, письмах и заметках. М., 1912.
А. Е. Врангель, Воспоминания о Ф. М. Достоевском в Сибири, 1854–1856 гг. Спб., 1912.
Д. В. Григорович, Литературные воспоминания. Л., 1928.
А. Г. Достоевская, Воспоминания. М. — Л., 1925.
А. Г. Достоевская, Дневник 1867 г. М., 1923.
Андрей Достоевский, Воспоминания, Л., 1930.
Л. Ф. Достоевская, Достоевский в изображении его дочери. М. — Л., 1922.
С. В. Ковалевская, Воспоминания детства и автобиографические очерки. М. — Л., 1961.
A. Ф. Кони, На жизненном пути, П.-Л., 1912–1929, т. I–V.
B. Микулич, Встречи с писателями. Л., 1929.
О. Ф. Миллер, Материалы для жизнеописания Ф. М. Достоевского. В кн.: «Биография, письма и заметки». Спб., 1883.
А. П. Милюков, Литературные встречи и знакомства. Спб., 1890.
Панаева Авдотья (Е. Я. Головачева), Воспоминания. Л., 1956.
И. И. Панаев, Литературные воспоминания. Л., 1950.
П. П. Семенов-Тян-Шанский, Мемуары, т. I. Детство и юность (1827–1855), т. II, 1917.
Соловьев Всеволод, Воспоминания о Достоевском. «Исторический вестник». 1881, III, IV.
Н. Н. Страхов, Воспоминания о Федоре Михайловиче Достоевском. В кн.: «Биография, письма и заметки». Спб., 1883.
А. П. Суслова, Годы близости с Достоевским. Дневник, повесть, письма. М., 1923.
Е. А. Штакеншнейдер, Дневник и записки. М. — Л., 1934.
Яновский С. Д., Воспоминания о Достоевском. «Русский вестник», 1885, IV.
5. Сборники, посвященные Достоевскому
Творчество Достоевского, Сборник статей и материалов под редакцией Л. П. Гроссмана. Одесса, 1921.
Ф. М. Достоевский, Статья и материалы под редакцией А. С. Долинина. Сб. 1-й, Пб., 1922. Сб. 2-й, Л. — М, 1924.
Творческий путь Достоевского, Сборник статей под редакцией Н. Л. Бродского. Л., 1924.
Достоевский. Труды государственной Академии художественных наук. М., 1928.
Творчество Ф. М. Достоевского. Изд-во АН СССР. Институт мировой литературы имени А. М. Горького. М, 1959.
6. Библиографические и справочные издания по Достоевскому
A. Г. Достоевская, Библиографический указатель сочинений и произведений искусства, относящихся к жизни и деятельности Ф. М. Достоевского (1846–1903). Спб., 1906.
Н. А. Соколов, Материалы для библиографии Ф. М. Достоевского (1903–1923), в сборнике «Достоевский» под редакцией А. С. Долинина, вып. II. Л., 1925,
Библиография Достоевского, Полное собрание сочинений Ф. М. Достоевского под редакцией Б. Томашевского и К. Халабаева., т. XIII, 617–625. М. — Л., 1930.
М. В. Волоцкой, Хроника рода Достоевского 1506–1933. М., 1933.
Л. П. Гроссман, Жизнь и труды Ф. М. Достоевского. Биография в датах и документах. М. — Л., 1935.
Л. П. Гроссман, Семинарий по Достоевскому. Государственное издательство. М. — П., 1922.
Описание рукописей Ф. М. Достоевского под редакцией В. С. Нечаевой. Изд-во АН СССР, М., 1957.
Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома. V., И. А. Гончаров. Ф. М. Достоевский. Изд-во АН СССР, М.-Л., 1959.
Я. М. Строчков, Современное советское литературоведение о Достоевском. В кн.: «Творчество Достоевского». Изд-во АН СССР, М, 1959.
Ф. М. Достоевский в русской критике, Сборник статей. Вступительная статья и примечания А. А. Белкина. М., 1956.
B. Зелинский, Критический комментарий к сочинениям Ф. М. Достоевского. М., 1907.
И. И. 3амотин, Ф. М. Достоевский в русской критике. Варшава, 1913.
Достоевский Андрей Михайлович
Андрей Михайлович не был так близок с Фёдором, как старший брат, тоже писатель, Михаил, но был весьма дружен с ним. Они переписывались до конца жизни, и Андрей Михайлович написал свои «Воспоминания» (впервые полностью были изданы в 1930 году) — бесценный и достоверный источник сведений о ранних годах великого писателя.
Содержание
Биография
Молодые годы
Как и Фёдор Михайлович, Андрей также учился в пансионе Л. И. Чермака, намереваясь после 5-го класса поступить на математический факультет университета [ где? ] , но по настоянию брата Михаила переехал в Петербург и пытался вслед за Фёдором поступить в Главное инженерное училище, но сдать экзамен не сумел и поступил 6 декабря 1842 года в Училище гражданских инженеров (17 декабря 1842 года переименовано в Строительное училище) [1] . Во время подготовки к экзаменам Андрей жил на квартире, снимаемой Фёдором. Учёбу Андрей Михайлович закончил в июне 1848 года первым воспитанником и был принят на службу в Департамент проектов и смет Главного управления путей сообщения и публичных зданий.
Зрелые годы
23 апреля 1849 года Андрей был ошибочно арестован по известному делу Петрашевского вместо своего брата Михаила. Пока ошибка не прояснилась, он 13 дней просидел в Петропавловской крепости [1] . Михаил был арестован в мае. Главноуправляющий путями сообщения граф Клейнмихель, желая избавиться от архитектора с опальной фамилией, назначил Андрея Михайловича городским архитектором Елисаветграда.
16 июля 1850 года состоялась свадьба Андрея Михайловича с Домникой Ивановной Федорченко. У них было 2 сына и 2 дочери. В Елисаветграде Андрей Михайлович работал с октября 1849 года по июль 1858 года.
С июля 1858 года по май 1860 года служил архитектором в Симферополе, а затем переведён в Екатеринослав на должность губернского архитектора, где под его руководством в 1861 года было построено здание мужской классической гимназии и новый Гостиный двор на Большой Бульварной улице.
4 августа 1865 года получил назначение на должность ярославского губернского архитектора. В Ярославль Достоевский прибыл 26 августа 1865 года, где и прослужил более двадцати пяти лет в различных должностях.
Ярославский губернский архитектор
- 1867 — утверждён его проект на перестройку и расширение трапезной и постройку колокольни при тёплой церкви Благовещения пресвятой богородицы в Ярославле.
- 1867 — приглашён для наблюдения за работами по расширению Зимнего храма Богоявления господня и святых Космы и Дамиана в селе СигориУгличского уезда. В этом же году составил проект и смету на постройку в городе Мологе каменного пожарного депо с каланчою и мезонином.
- 1868 — создал проект двухэтажного дома для церковнослужителей Предтечевской церкви в Ярославле.
- 1867—1869 — руководил постройкой церкви в селе Краснове Ростовского уезда.
- 1871 — утверждён его проект каменного двухэтажного дома в городе Данилове для купца И. В. Ворохобина.
- 1880 — составлен проект здания спичечной фабрики для купца И. Н. Дунаева в городе Ярославле.
- 1882 — разработан проект построек химического завода близ города Романов-Борисоглебска для товарищества В. Д. Шипова и К°. Также спроектировал каменное здание чугунолитейного и механического завода для инженера-механика П. А. Федосеева в Ярославле (позже этот завод числился за московским купцом А. А. Ганшиным).
- 1882 — сдан проект перестройки Каменной часовни в церковь с устройством небольшой колокольни в селе Мало-Богородское Мышкинского уезда.
- 1883 — надстроен по его проекту 2-й этаж здания над корпусом ткацко-льняного производства товарищества Меленковской льняной мануфактуры близ села Кормилицына на реке Которосли. В настоящее время — «Красные Ткачи 2». В этом же году утверждается проект каменного здания белильного заведения для отбелки льняных тканей купцу В. Г. Маругину вблизи деревни Степановой на реке Которосли.
- 1886 — утверждён проект на постройку каменной церкви Рождества пресвятой богородицы в селе БрейтовоМологского уезда.
- 1887 — составлен проект каменной колокольни при церкви Святых жён Мироносиц в селе Дмитриевском Пошехонского уезда.
- 1888 — разработан проект новой колокольни при церкви Успения пресвятой богородицы в селе ЗакобякиноЛюбимского уезда. Для купца П. А. Сакина спроектировано каменное двухэтажное здание для ткацкой фабрики между селом Карабиха и деревней Нагатино на реке Которосли. Ныне — «Красные Ткачи 1».
- 1890 — разработал проект каменного пятиэтажного корпуса паровой крупчатной мельницы в городе Пошехонье для купчихи Е. С. Шалаевой.
Андрей Михайлович принимал активное участие в реставрационных работах древних памятников архитектуры Ярославской губернии. В частности, входил в состав комитета для заведования Ростовским кремлём и осуществлял техническое руководство реставрационными работами.
В конце восьмидесятых годов XIX века принимал участие в восстановительных работах древнейшего памятника зодчества — палат царевича Дмитрия в Угличе.
Поздние годы
Многолетним другом семейства Достоевских в Ярославле был поэт и краевед Л. Н. Трефолев, с которым Андрей Михайлович познакомился, когда Леонид Николаевич некоторое время работал в строительном отделении делопроизводителем.
Семья Андрея Михайловича жила в достатке и была весьма дружна, и для Фёдора Михайловича была наиболее соответствующая думам и чаяниям великого писателя. «…Тебе одному, кажется, досталось с честью вести род наш: твоё семейство примерное и образованное, а на детей твоих смотришь с отрадным чувством… Заметь себе и проникнись тем, брат Андрей Михайлович, что идея непременного и высшего стремления в лучшие люди (в буквальном, самом высшем смысле слова) была основною идеей и отца и матери наших, несмотря на все уклонения. Ты эту самую идею в созданной тобою семье твоей выражаешь наиболее из всех Достоевских. Повторяю, вся семья твоя произвела на меня такое впечатление…» — писал в одном из писем к брату автор «Преступления и наказания».
Всего известно 17 писем Ф. М. Достоевского к младшему брату (1842—1880) и 2 письма Андрея Михайловича к Фёдору Михайловичу (1849—1869) [1] .
8 февраля 1887 года, после тяжёлой болезни, скончалась Домника Ивановна, и Андрей Михайлович остался один. Дочери вышли замуж ещё в середине семидесятых годов, сыновья уехали в Петербург учиться.
11 декабря 1890 года А. М. Достоевский по болезни был уволен в отставку, прослужив в области строительства и архитектуры 42 года.
Осенью 1896 года Андрей Михайлович серьёзно заболел. С помощью старшей дочери Евгении Андреевны Рыкачевой, жены известного географа Михаила Александровича Рыкачёва, переселился к ней в Петербург.
7 (19) марта 1897 года Андрей Михайлович Достоевский скончался от рака. Похоронен на Смоленском православном кладбище в Петербурге.
Мемуары
Ещё в 1875 году Андрей Михайлович решил составить записки о всей своей жизни весьма интересным способом — поквартирно, что для архитектора было весьма понятно. Разделы мемуаров были названы не главами, а квартирами [1] . Однако начатые в том же году записки охватили только историю его детства и были автором прерваны. После смерти Ф. М. Достоевского он представил эти записки первому биографу писателя профессору О. Ф. Миллеру, который частично использовал их при составлении «Материалов для жизнеописания Ф. М. Достоевского» [2] .
Летом 1895 года его навестил младший сын Андрей, который и попросил возобновить записки, прерванные отцом двадцать лет назад. После отъезда сына Андрей Михайлович продолжил свои записки. Мемуары Андрея Михайловича под названием «Воспоминания» впервые были опубликованы в Ленинграде в 1930 году. Их редактором и автором вступительной статьи стал его сын — географ Андрей Андреевич Достоевский, арестованный в тот же год.
С 1884 года Андрей Михайлович вёл дневник. Последняя запись в нём сделана им 18 октября 1896 года.
Память
Именем А. М. Достоевского была названа средняя общеобразовательная школа № 21 г. Ярославля [3] .