3 ноября димитриевская родительская суббота открытки - Строим Дом
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

3 ноября димитриевская родительская суббота открытки

Димитриевская родительская суббота. Православный календарь на 3 ноября

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

3 ноября (21 октября по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Димитриевская родительская суббота. 23-я седмица по Пятидесятнице (двадцать третья неделя после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается поминовение убиенных на брани воинов и всех усопших православных христиан, а также память 31 известного нам поименно святого. Далее коротко расскажем о них.

Димитриевская родительская суббота. Димитриевская родительская суббота была установлена после битвы на Куликовом поле великим князем Дмитрием Донским. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

В этот день христиане традиционно посещают могилы почивших родных и устраивают поминальные трапезы. Во всех церквях в канун Димитриевской субботы служат заупокойные Всенощные – парастасы, а в сам этот день – панихиды и литии. Подробнее об этом дне – в нашем материале «Смерти нет», опубликованном на страницах Царьграда.

Преподобный Иларион Великий. Святой IV столетия, уроженец Палестины, в юности посетивший Александрию, где познакомился с египетскими христианами и принял от них Святое Крещение. Там же он узнал о величайшем подвижнике тех мест – преподобном Антонии Великом, к которому направился и от которого также получил духовные наставления.

Вернувшись на родину, святой Иларион раздал все свое имущество и начал отшельничать в пустыне. Многие скорби, страсти и даже ужасные видения посещали будущего старца, но силой строгого поста и усердной молитвы он победил все эти бесовские искушения. Впоследствии за столь великие духовные труды Господь наградил святого Илариона силой изгонять бесов и даром чудесных исцелений.

Благодаря старцу Илариону по всей Палестине было основано множество монастырей, но сам он искал молитвенного уединения и за семь лет до своей блаженной кончины отправился на Кипр, где и отошел ко Господу около 371-372 годов от Рождества Христова.

Преподобный Иларион Великий. Фото: www.pravoslavie.ru

Перенесение мощей святителя Илариона, епископа Меглинского. Честные мощи этого святого из города Меглина в болгарский Тырнов (Тырново) были перенесены в 1206 году от Рождества Христова. Сам этот святитель совершал духовные подвиги в середине XII столетия. Особенно прославился владыка Иларион своей борьбой с ересью богомильства. Скончался святитель в 1164 году от Рождества Христова.

Мученики Дасий, Гаий и Зотик. Святые страдальцы начала IV столетия, принявшие мученические венцы за разрушение идольского капища в 303 году от Рождества Христова в период царствования в Римской империи лютого гонителя христиан императора-язычника Диоклитиана (Диоклетиана).

Мученики Дасий, Гаий и Зотик. Фото: www.pravoslavie.ru

Преподобный Иларион, схимник Печерский. Один из первых русских монахов, друг и сомолитвенник преподобного Феодосия Печерского, с которым отец Иларион жил в одной келье незадолго до этого основанной Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Старец Иларион отошел ко Господу в 1066 году от Рождества Христова и был погребен в лаврских Дальних пещерах.

Преподобные Феофил и Иаков Омучские. Русские святые второй половины XIV – начала XV столетий, в молодые годы совершавшие монашеские духовные подвиги на острове Коневце вместе с тогда еще совсем юным преподобным Арсением, Коневским чудотворцем. Позднее, в 1396 году от Рождества Христова, отцы Феофил и Иаков основали на реке Омуче близ города Порхова монашескую пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Оба старца мирно почили около 1412 года от Рождества Христова.

Преподобный Иларион Псковоезерский, Гдовский. Русский святой XV столетия, ученик преподобного Евфросина Псковского, основавший в 1460 году от Рождества Христова на берегу реки Желчи близ города Гдова Озерский Покровский монастырь. Иноки этой обители постоянно претерпевали набеги Ливонского ордена, но Господь сохранил их монастырь. Почил святой старец Иларион в 1476 году от Рождества Христова.

Священномученики Павлин (Крошечкин), архиепископ Могилевский, Аркадий (Ершов), епископ Екатеринбургский, и с ними Анатолий Левицкий и Никандр Чернелевский, пресвитеры и мученик Киприан Анников (1937), священномученик Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский (1937), священномученики Константин Чекалов, Сергий Смирнов, Василий Никольский, Феодор Беляев, Владимир Введенский, Николай Раевский, Иоанн Козырев, Василий Козырев, Александр Богоявленский, Димитрий Троицкий и Алексий Москвин, пресвитеры, Сергий Казанский и Иоанн Мельницкий, диаконы, преподобномученики Софроний (Несмеянов), иеромонах, и Неофит (Осипов), архимандрит (1937), преподобномученица Пелагия (Тестова) (1944). Многочисленные православные священнослужители, в том числе в архиерейском сане, а также инокиня, постриженица знаменитой Серафимо-Дивеевской обители, пострадавшие за верность Церкви Христовой в разные годы советских богоборческих гонений (большинство в кровавом 1937 году, в период так называемого «Большого террора»). Позднее все они были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Подробнее об одном из них, священномученике Павлине (Крошечкине), архиепископе Могилевском, долгое время подвизавшемся в московской Новоспасской обители, вы можете узнать из нашего материала «Узкий путь ко Христу», опубликованного на страницах Царьграда.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

Кому и зачем нужны молитвы за умерших

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
(На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.)

Современные политологи формулируют ту же мысль чуть иначе: человек, не интересующийся своими предками, историей своего народа, оказывается подвешенным в безвоздушном пространстве. Не опираясь на опыт — семейный, родовой, национальный, он легко гибнет, и если таких, оторванных от корней, становится много, общество обречено на вырождение. Кстати, подобные гомункулусы, искусственно вынутые из опыта предыдущих поколений, функционирующие лишь в режиме собственных рефлексов, — не только мечта маркетологов всех мастей в эпоху общества потребления, но и надежная база для организаторов любых цветных революций, любых актов дестабилизации.

Конечно, когда наши предки впервые отмечали Димитровскую родительскую субботу, а было это, вероятно, в 1380 году, пращуры гениального поэта о Руси еще слышать не слыхивали, а политологии вообще не существовало. Как считают историки, появление Димитровской родительской субботы и ее утверждение в календаре — показатель нравственной чистоты и дальновидности народа.

Итак, в 1380 году, 8 сентября (21 сентября по новому стилю), великий князь московский и владимирский Дмитрий Иоаннович Донской одержал победу над ордынским войском под началом хана Мамая. Знаменитая битва произошла на Куликовом поле. Бой был затяжной, кровавый, по свидетельству летописцев, кони уже не могли не ступать по трупам — не оставалось чистого места. Русские ратники почти из всех земель Северо-Восточной Руси сражались не просто храбро — «не щадя живота своего», войско Мамая было полностью разгромлено. Да, татаро-монгольское иго не пало и длилось еще столетье, но победа на Куликовом поле нанесла мощный удар по доселе несокрушимой Золотой орде.

Сразу после победы на Куликовом поле Дмитрий Донской отправился в Троице-Сергиев монастырь к Сергию Радонежскому — его настоятелю. Именно отец Сергий, великий русский святой, благословил Дмитрия Донского на брань с ордынцами. Больше того, в битве участвовали и два инока монастыря — богатыри Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Оба погибли как герои.

По-видимому, осенью 1380 года в Троице-Сергиевом монастыре и было положено начало поминать павших воинов в субботу, предшествующую дню святого великомученика Димитрия Солунского. Почему именно так? Во-первых, в Церкви не принято поминовение усопших в воскресенье: этот день недели даже по названию напоминает нам о Воскресении Христа, а в субботний день Сам Иисус находился во гробе, поэтому даты всеобщего поминовения усопших — это, как правило, именно субботы. Во-вторых, Дмитрий Донской получил свое имя в честь великомученика Димитрия Солунского, чрезвычайно почитаемого на Руси в то время. День памяти святого великомученика Димитрия Солунского, а значит, день ангела Дмитрия Донского — 26 октября (8 ноября по новому стилю). Поэтому днем поминовения воинов, отдавших жизнь на поле брани, и была выбрана суббота, предшествующая именинам Дмитрия Донского, то есть суббота, предшествующая 8 ноября. Каждый год дата тут разная, день один — субботний. А логика у Дмитрия Донского была простая и величественная: прежде чем праздновать свои именины, помянем усопших, тех, кто своею смертью даровал тебе жизнь.

После первого поминовения павших на Куликовом поле бояре высказали великому князю Дмитрию Иоанновичу пожелание на будущее: и впредь «память творити, кто сложил голову свою».

Шли годы, новые битвы за землю русскую, новые тысячи воинов, принявших смерть за веру, за Родину. В XVI веке царь Иоанн Васильевич Грозный узаконил Димитриевскую субботу, повелев «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». День прижился, народ поминал на Димитровскую субботу и воинов, и родных. Говорили: «На дедовой неделе и родители вздохнут», и это не единственная поговорка, рожденная осенними соборными поминками. В 1903 году был издан императорский указ: панихиды в этот день служить и в войсковых частях — по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».

Читать еще:  Еда на поминки в день похорон

В наше время в день Дмитровской субботы особо поминают не только воинов, но и всех умерших скоропостижной смертью, то есть тех, кто «не был напутствован в жизнь вечную молитвами святой Церкви», ну и про своих ушедших родственников не забывают.

У Ивана Шмелева есть описание того, как проводились дни памяти по усопшим. Удивительно, но тема, связанная с болью потери, с тоской и скорбью, у писателя дана с теплотой и даже радостью. И дело здесь не в таланте Ивана Сергеевича, тут просто христианское восприятие смерти, понимание, что после Воскресения Христа она побеждена. А еще чувство выполненного долга по отношению к нашим усопшим. Да, молитва по умершим — это долг еще живущих по отношению к тем, «чьи мертвы уста».

Вот как об этом говорил известный старец архимандрит Кирилл (Павлов): «Большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев по неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от грехов, и такие оказываются виновными пред Правосудием Божиим. В то же время мы знаем, что в будущем будет только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых — они могут помочь изменить их посмертную участь. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире». То есть души умерших нуждаются в нашей молитве — так же, как мы, живущие на земле, нуждаемся в еде и питье. Но и для нас — и это тоже нужно понять! — наша молитва за усопших не менее важна. Как учит святой Иоанн Дамаскин, каждый, кто молится и борется за спасение другого, приносит пользу прежде всего самому себе, а только потом ближнему.

В храмах по усопшим священники тайно читают особую молитву. Сегодня мы раскроем ее смысл. Сначала, как обычно, в молитве констатируется, к Кому мы обращаемся: «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый!», что в переводе с церковнославянского звучит так: «Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь миру Твоему даровавший!» Дальше в молитве, читаемой тайно, священник просит: «Сам Господи, упокой души усопших рабов Твоих (имена), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание». То есть священник просит: «Сам, Господи, упокой души усопших рабов Своих (имена) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание». И затем просьба о прощении грехов умершего, просьба, содержащая оправдание всем нам: «Всякое согрешение, содеянное ими, словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един, кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина». «Всякое согрешение, соделанное ими словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя — правда навек и слово Твое — истина».

Простой текст, ничего лишнего — емкое изложение того, чего хочет потерявший близкого, на что он надеется. И перепоручив посмертную участь усопшего Тому, Чья милость и любовь несравнимо больше людских милосердия и любви, молящийся реально ощущает не просто облегчение, но и то, что любовь простирается за границы земного мира. Молитва — проводник, по которому устремляется ток нашей любви. И тут, как в физике: чем сильнее ток, чем выше его частота, тем ярче свет, тем меньше тьмы — в наших скорбящих душах. В мире вокруг нас — если мы не оставляем в нем места для безысходности и отчаяния.

Как правильно провести Дмитровскую субботу

Богослужение по усопшим начинается в пятницу вечером, когда в храмах служат великую панихиду (по-гречески «парастас»), а в субботу утром служится заупокойная литургия и после нее общая панихида. Для церковного поминовения на парастас и отдельно на литургию пишут записки с именами усопших. Имена надо писать крупно, разборчиво, в родительном падеже, в полном варианте (не Сашу, а Александра), в церковном написании (Татиану, Алексия). Есть традиция в день поминовения приносить в храм еду — «на канон» (или «на канун»), то есть оставлять ее на столе рядом с каноном — местом, где зажигают свечи по усопшим. Раньше поминки были общими: за большим столом сообща поминали всех усопших, сегодня продукты, приносимые в храм, отдают нуждающимся. Милостыня — важный способ почтить память близкого.

В XX веке, неожиданно, Куликовская битва стала причиной нешуточных боев между официальной исторической наукой и последователями теории А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского, считающими: битва проходила не на поле между реками Доном и Непрядвой, а в районе Москвы, называемом Кулишки.

3 ноября 2018 – Дмитриевская Родительская суббота. День посещения кладбища и поминовения усопших

В православном календаре есть несколько дней общего поминовения усопших. Что это за даты, когда и как надо поминать умерших родственников?

Дмитриевская Родительская суббота в 2018 году

Наиболее подходящим днем для того, чтобы молиться об упокоении усопших, считается суббота. В Новом Завете ее называют днем отпущения грехов и прощения, а в Ветхом – днем покоя.

Каждый год дата Дмитриевской Родительской субботы меняется. Поминальной считается суббота накануне Дня великомученика Дмитрия Солунского (8 ноября). Узнать точную дату можно в ежегодном церковном календаре. В 2018 году это будет 3 ноября.

Обряды и традиции этого дня

Существуют определенные традиции поминальной субботы, которые обязательно надо выполнять, чтобы умершие родные на том свете знали – их помнят.

Посещение церковной службы и кладбища

С древности на Руси принято на Родительскую субботу пойти в храм на службу, поставить свечи об упокоении родных. Затем посещают кладбища, убирают могилки, после чего вспоминают умерших за поминальным столом.

В этот день в церкви и на кладбище угощают нищих и подают милостыню. В народе говорят, что чем щедрее будут подаяния, тем лучше чувствуют себя души усопших на том свете.

Если в связи с рабочим графиком не получается побывать в храме в субботу, можно прийти на вечернюю службу накануне (в пятницу). Священнослужители будут совершать панихиду, и молиться об усопших. Принято принести с собою в храм пожертвования. Это могут быть любые продукты, кроме мясных и алкогольных напитков (сладости, овощи, хлеб, фрукты, выпечка, мука, из которой потом пекут просфоры, масло для заправки лампадок).

Также можно заранее заказать поминовение умерших родных на субботней литургии. Для этого на чистом листке бумаге надо подготовить записку, где перечислить имена всех усопших родственников и друзей. Писать надо крупно и разборчиво. Имена перечислять в родительном падеже, полностью и в церковном произношении. Например, не Толика, а Анатолия, не Маши, а Марии. Имя Алексей правильно писать Алексий, Татьяна, как Татиана. Если точно не знаете, как написать, обратитесь за помощью к служителю в церковной лавке, где будете подавать записку.

Когда по какой-то причине нет возможности посетить храм и кладбище ни в пятницу вечером, ни в субботу, можно помолиться об умерших дома. Важно лишь отложить все домашние дела, серьезно настроиться и почитать из молитвослова молитвы об упокоении.

На Дмитриевскую родительскую субботу устраивают застолья для поминания друзей и родных. Накануне этого дня принято в домах проводить генеральную уборку, а потом мыться в бане. После мытья надо обязательно оставить чистую воду в тазу и новый березовый веник для умершего. В народе говорят, что так задабривают души покойных.

С вечера пятницы на поминальный стол застилают свежую белую скатерть, и ставят свечи. Хозяйки готовят для поминального обеда традиционные блюда: блины; пироги с творогом, капустой, мясом; кутью; мясные кушанья, главным из которых считается фаршированная свиная голова. Пироги обязательно делают продолговатой формы.

В поминальный день на стол ставят отдельную чистую тарелку и рюмочку для усопших. Каждый присутствующий за столом должен положить на эту тарелку по одной ложке своей еды. Во время трапезы нужно вспоминать хорошие поступки, дела и качества тех, кого поминают.

Читать еще:  Кого поминают на дмитриевскую субботу

Народные приметы на Дмитриевскую субботу

Если на Дмитриевскую субботу погода холодная, и выпал снег, значит, приход весны будет поздним.

Теплая Дмитриевская суббота предвещает раннюю и теплую весну.

Fri, 02 Nov 2018 10:16:20 +0300

@ Абрамович Оксана, писатель

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен , чтобы читать наши прогнозы о важных событиях дня!

Дмитриевская родительская суббота 2020: что можно и нельзя делать

Дмитриевскую родительскую субботу — день всеобщего поминовения усопших — в 2020-м отмечают 3 ноября

Постоянной даты в церковном календаре у Дмитриевской родительской субботы нет – православная церковь отмечает ее в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского, который ежегодно отмечает 8 ноября.

Дмитриевская – последняя родительская суббота в году, когда умерших православных христиан поминают в церквях особым образом.

В Дмитриевскую родительскую субботу совершают панихиды не только по всем воинам, павшим за Отечество на поле брани, но и по тем, кто умер скоропостижной смертью и не был напутствован молитвами Святой церкви в жизнь вечную.

Sputnik Грузия рассказывает, что можно и нельзя делать в Дмитриевскую родительскую субботу.

Дмитриевская суббота

Этот поминальный день установил князь Дмитрий Донской для почитания памяти погибших воинов после знаменитой битвы на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. Русское войско в сражении понесло большие потери.

Князь Дмитрий, одержав победу, распустив оставшихся в живых воинов по домам, отправился в Троице-Сергиев монастырь, где совершили поминовение воинов, павших в битве.

В обители панихиду отслужил преподобный Сергий Радонежский, давший благословение князю Донскому на битву с неверными и двух иноков — Александра Пересвета и Андрея Ослябю, из числа своей братии.

Оба инока пали в бою – их похоронили в Старом Симонове, у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы

Более 100 тысяч воинов не вернулись с Куликовского поля – радость победы в их семьи пришла вместе с горечью утрат, и этот частный родительский день стал по сути на Руси вселенским днем поминовения.

Совершать ежегодно такое поминовение перед днем памяти Святого Димитрия Солунского стали со временем. На Руси имя этого Святого связывали всегда с патриотизмом, с воинским подвигом и защитой Отечества.

Князь Димитрий был великим почитателем великомученика — главную святыню Владимирского Дмитриевского собора — икону Димитрия Солунского, написанную на доске гроба Святого, он торжественно перенес в Москву из Владимира накануне Куликовской битвы.

На иконах Димитрия Солунского изображают воином в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. Русские солдаты всегда верили, что находятся под его особым покровительством.

Что можно и нельзя делать

По традиции, в Дмитриевскую родительскую субботу люди поминают своих усопших родителей – по церковным канонам, в храм на богослужение можно прийти в пятницу вечером, когда совершается великая панихида.

Заупокойную литургию, после которой служат общую панихиду, можно отстоять в поминальную субботу утром — люди в церкви подают священнику записочки за умерших родственников и молятся за упокоение их души в загробном мире.

В родительскую субботу можно принести в церковь угощение – помин освящают во время богослужения и позже раздают всем желающим. Также в этот день можно подавать милостыню, с просьбой помолиться об усопших.

После посещения храмов можно посетить кладбище – привести в порядок могилки и прочитать молитву за упокой души умерших. Но если нет возможности посетить храм или кладбище, можно об упокоении умерших помолиться дома.

Помин в Дмитриевскую родительскую субботу нельзя оставлять непосредственно на могилах.

Можно дома накрыть стол и, позвав родственников, вместе помянуть тех, кто ушел из жизни. Готовить можно и те блюда, которые при жизни любили дорогие сердцу люди.

В Дмитриевскую родительскую субботу нельзя о покойных говорить плохо, ругать их или вспоминать их неблаговидные поступки — этим можно разозлить души умерших.

Напиваться, ругаться и дебоширить в родительскую субботу нельзя, а также оставлять спиртные напитки на могилках.

Нельзя в Дмитриевскую родительскую субботу участвовать и в увеселительных мероприятиях.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

Фото: Анатолий Горяинов Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон [1] кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Читать еще:  Кто не поминает патриарха

Открытка (плейкаст) «Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота»

0 430 0 0

01AUGUST , 23 октября 2017 года, 12:04

1. Вселенская мясопустная родительская суббота.
Она бывает за неделю до Великого поста. Название мясопустной эта суббота получила по следующему за ней дню — «Недели мясопустной», т. е. дню, в который последний раз разрешается есть мясо.
2. Родительская вселенская суббота 2-й недели Великого поста
3. Родительская вселенская суббота 3-й недели Великого поста

4. Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста
5. Радоница — родительский день на Красную Горку. Вторник второй недели после Пасхи. Радоницей этот день назван в ознаменование радости живых и усопших о Воскресении Христовом.
6. 9 мая — день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны
7. Семик — (седьмой четверг после Пасхи). День поминовения усопших, умерших не своей смертью. В первую очередь утопленников, самоубийц, а также детей, которые умерли некрещеными.
8. Троицкая вселенская Родительская суббота или «Троицкие деды», «Задушная». Суббота перед днем Святой Троицы.
В настоящее время сложился неправильный обычай считать родительским днем сам праздник Троицы.
Радоница и Троицкая суббота считаются главными родительскими днями.

В эти дни принято после церкви посетить кладбище.
9. 11 сентября. Усекновение главы Иоанна Предтечи.
Церковь совершает поминовение православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных. Поминовение это установлено в 1769 году во время войны с турками и поляками по указу императрицы Екатерины II. День постный: пост должен состоять «в трапезе из елея, овощей или что Бог дарует от таковых». По православной традиции в этот день не едят круглых овощей.

10. Димитриевская родительская суббота —
День поминовения всех усопших (28 октября (дата для 2017 года) Покойнички на Русь Дмитриев день ведут — живых блюдут. Русская пословица 8 ноября (по новому стилю) православная церковь чтит память великомученика Дмитрия Солунского. А в ближайшую субботу перед днем памяти Дмитрия Солунского соверш ается поминовение всех усопших — Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота. У Димитриевской родительской субботы многовековая история. Этот день поминовения усопших был установлен по почину великого князя Дмитрия Донского и по благословению преподобного Сергия Радонежского. Более шести веков тому назад, собираясь на битву на Куликовом поле, Дмитрий Донской был благославлен на бой с иноземцами игуменом Троицко-Сергиевой обители Сергием Радонежским . В войско Донского по благославению Сергия вступили два инока обители — Александр Пересвет и Андрей Ослябля — которые пали в битве, а затем были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Сименове монастыре. После битвы на Куликовом поле (8) 16 сентября 1380 года Дмитрий Донской , одержав победу над Мамаем и вернувшись с поля сражения, снова посетил Троице-Сергиеву обитель. Великий князь совершил в обители поминовение православных воинов, погибших в Куликовской битве, и предложил Церкви творить поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября, в день памяти святого Димитрия Солунского. Предложение великого князя было принято, потому что победа, доставшаяся русскому войску, была окрашена кровью тысяч православных воинов — утрата сыновей, мужей, отцов принесла в русские семьи слезы горя и отчаяния. Первоначально поминовение совершалось по всем православным воинам, павшим в этом сражении. С годами Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения не только воинов, но и всех усопших православных христиан. Димитриевская суббота всегда проводилась на Руси торжественно : посещали могилы родных, служили панихиды, устраивали тризны, женщины вспоминали и причитали. В день Димитриевской субботы, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей — особенно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл — установленная после Куликовской битвы, она напоминает о всех погибших и пострадавших за Православие. Если Димитриевская суббота выпадает на 4 ноября, день празднования Казанской иконы Божией Матери, то день поминовения усопших переносится на неделю раньше.
В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) — различные продукты (за исключением мясных). После совершения панихиды продукты раздаются служащим храма, нуждающимся, отправляются в детские дома и дома для престарелых. Продукты на панихидный стол приносят и в другие дни, когда совершается панихида, т.е. это есть милостыня за усопших.
В весенние и летние родительские дни Радоница

1. Вселенская мясопустная родительская суббота.
Она бывает за неделю до Великого поста. Название мясопустной эта суббота получила по следующему за ней дню — «Недели мясопустной», т. е. дню, в который последний раз разрешается есть мясо.
2. Родительская вселенская суббота 2-й недели Великого поста
3. Родительская вселенская суббота 3-й недели Великого поста

4. Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста
5. Радоница — родительский день на Красную Горку. Вторник второй недели после Пасхи. Радоницей этот день назван в ознаменование радости живых и усопших о Воскресении Христовом.
6. 9 мая — день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны
7. Семик — (седьмой четверг после Пасхи). День поминовения усопших, умерших не своей смертью. В первую очередь утопленников, самоубийц, а также детей, которые умерли некрещеными.
8. Троицкая вселенская Родительская суббота или «Троицкие деды», «Задушная». Суббота перед днем Святой Троицы.
В настоящее время сложился неправильный обычай считать родительским днем сам праздник Троицы.
Радоница и Троицкая суббота считаются главными родительскими днями.

В эти дни принято после церкви посетить кладбище.
9. 11 сентября. Усекновение главы Иоанна Предтечи.
Церковь совершает поминовение православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных. Поминовение это установлено в 1769 году во время войны с турками и поляками по указу императрицы Екатерины II. День постный: пост должен состоять «в трапезе из елея, овощей или что Бог дарует от таковых». По православной традиции в этот день не едят круглых овощей.

10. Димитриевская родительская суббота —
День поминовения всех усопших (28 октября (дата для 2017 года) Покойнички на Русь Дмитриев день ведут — живых блюдут. Русская пословица 8 ноября (по новому стилю) православная церковь чтит память великомученика Дмитрия Солунского. А в ближайшую субботу перед днем памяти Дмитрия Солунского соверш ается поминовение всех усопших — Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота. У Димитриевской родительской субботы многовековая история. Этот день поминовения усопших был установлен по почину великого князя Дмитрия Донского и по благословению преподобного Сергия Радонежского. Более шести веков тому назад, собираясь на битву на Куликовом поле, Дмитрий Донской был благославлен на бой с иноземцами игуменом Троицко-Сергиевой обители Сергием Радонежским . В войско Донского по благославению Сергия вступили два инока обители — Александр Пересвет и Андрей Ослябля — которые пали в битве, а затем были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Сименове монастыре. После битвы на Куликовом поле (8) 16 сентября 1380 года Дмитрий Донской , одержав победу над Мамаем и вернувшись с поля сражения, снова посетил Троице-Сергиеву обитель. Великий князь совершил в обители поминовение православных воинов, погибших в Куликовской битве, и предложил Церкви творить поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября, в день памяти святого Димитрия Солунского. Предложение великого князя было принято, потому что победа, доставшаяся русскому войску, была окрашена кровью тысяч православных воинов — утрата сыновей, мужей, отцов принесла в русские семьи слезы горя и отчаяния. Первоначально поминовение совершалось по всем православным воинам, павшим в этом сражении. С годами Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения не только воинов, но и всех усопших православных христиан. Димитриевская суббота всегда проводилась на Руси торжественно : посещали могилы родных, служили панихиды, устраивали тризны, женщины вспоминали и причитали. В день Димитриевской субботы, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей — особенно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл — установленная после Куликовской битвы, она напоминает о всех погибших и пострадавших за Православие. Если Димитриевская суббота выпадает на 4 ноября, день празднования Казанской иконы Божией Матери, то день поминовения усопших переносится на неделю раньше.
В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) — различные продукты (за исключением мясных). После совершения панихиды продукты раздаются служащим храма, нуждающимся, отправляются в детские дома и дома для престарелых. Продукты на панихидный стол приносят и в другие дни, когда совершается панихида, т.е. это есть милостыня за усопших.
В весенние и летние родительские дни Радоница

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector