0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

3 ноября димитриевская родительская суббота

3 ноября. Димитриевская родительская суббота

Аудио

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 3 ноября, Димитриевская родительская суббота, Православная Церковь совершает поминовение усопших.

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского (8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года по старому стилю, Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более двухсот пятидесяти тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб и пострадал за православную веру.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

свт. Илариона, еп. Меглинского (перенесение мощей);

прп. Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах;

прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского;

сщмчч. Павлина, архиеп. Могилевского, Аркадия, еп. Екатеринбургского, и с ними Анатолия Левицкого и Никандра Чернелевского пресвитеров и мч. Киприана Анникова, сщмч. Дамиана, архиеп. Курского, сщмчч. Константина Чекалова, Сергия Смирнова, Василия Никольского, Феодора Беляева, Владимира Введенского, Николая Раевского, Иоанна Козырева, Василия Козырева, Александра Богоявленского, Димитрия Троицкого и Алексия Москвина пресвитеров, Сергия Казанского и Иоанна Мельницкого диаконов, прмчч. Софрония Несмеянова и Неофита Осипова, прмц. Пелагии Тестовой.

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Отходя в мир вечной жизни

К нескончаемой Отчизне,

К месту радости и света,

Где не меркнет благость лета,

Где покой и благодать,

Неужели станешь ждать?

Жизнь потешную оставить,

Душу грешную исправить,

Что посеешь, то пожнешь:

Зло, добро ли – сам поймешь,

Когда встанешь пред Царем,

Пред Господним алтарем,

Молвить слово станешь тихо,

Знать, пожил ты очень лихо.

Если скромен был зело,

В мудрости держал чело,

В добродетели богат –

Значит, ты минуешь ад.

В благоденствии наследишь

Жизнь нетленную свою,

Души праведников встретишь,

Пребывающих в раю,

Духа, Сына и Отца.

Трисвятым немолчным гласом

Неустанно, час за часом.

Ты подумай наконец,

Что Господь таит для верных

В жизни бесконечных благ,

Царство Света не для скверных,

Не проникнет внутрь враг,

Здешних мест не видел глаз,

Цвет явил прозябший клас.

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

3 ноября — Дмитриевская родительская суббота

3 ноября — последний в нынешнем году день поминовения усопших. Прихожане молятся об упокоении душ усопших родственников и близких, посещают на кладбищах их могилы.

Поминальные субботы – это очень важные дни, так как человек, чей земной путь уже завершился, не может вымолить прощение своих грехов и исправить совершенные при жизни ошибки. Однако живым это вполне под силу. Родительские субботы и существуют для того, чтобы мы не забывали об умерших, чтили их память и, что самое главное, просили у Господа милости для ушедших в мир иной родственников и близких людей, облегчая тем самым их загробную участь.

Многие христиане каждый день молятся об упокоении усопших, но особенно важные дни памяти, по традициям православной Церкви, наступают пять раз в году. Все родительские субботы для православных христиан являются особенно важными днями, когда необходимо помянуть усопших и помолиться о даровании Царствия Небесного всем умершим родственникам и близким. Прежде всего, речь идет о родителях, что и отражено в названии.

Дмитриевская родительская суббота является переходящим праздником. Она привязана не к определенной дате, а к субботе перед днем памяти Дмитрия Солунского – великомученика, жизнь, чудеса и подвиги которого вспоминаются 8 ноября (26 октября по старому стилю). На выходных в преддверии праздника служится заупокойная Божественная Литургия и читаются панихиды.

Традиции Дмитриевской родительской субботы 3 ноября 2018 года

3 ноября (канун дня Святого Дмитрия Солунского) – очередной день поминовения умерших родственников. В храмах проводятся специальные панихиды. Люди молятся об упокоении душ усопших, просят Бога простить им грешные деяния и даровать Царствие Небесное.

Многие историки связывают возникновение этой субботы с Куликовской битвой. Дмитрий Донской после победы предложил православным сановникам установить в честь павших в битве воинов день поминовения их душ. Священнослужители согласились, назвав субботу в честь князя Дмитрия.

Те, кто не может посетить храм, чтобы вознести молитву за усопших, могут сделать это дома. В этот день принято подавать милостыню, поэтому, отправляясь в храм, не забудьте взять с собой угощения, которые после службы необходимо раздать бедным.

После поминальной службы православные верующие могут отправиться на кладбище и навести порядок на могилах родственников. В этом случае с собой необходимо взять угощения, которые оставляют на могиле.

Дмитриевская родительская суббота в 2018 году, что делать

В народных традициях 3 ноября прощаются с осенью и встречают зиму. В день поминовения усопших убирались в домах, приводили в порядок участки, чтобы весной приступить к посевным работам как можно раньше. После посещения службы в прежние времена и сейчас верующие устраивают поминальные обеды, где по традиции накрывают стол и на ушедших родственников, полагая, что их души спускаются с Небес, чтобы присмотреть за живыми. Раньше перед Дмитриевской субботой обязательно посещали бани, а после помывки оставляли веники, полагая, что души усопших тоже захотят помыться.

В Дмитриевскую субботу многие отправляются на кладбища, чтобы прибраться на могилах, оставить помин и зажечь свечи, взятые в храмах или церквях. На погостах читают молитвы по усопшим и просят их о помощи и поддержке.

Молиться за усопших можно не только во время родительских суббот, но и в обычные дни. Священнослужители отмечают, что регулярные молитвы, возносимые к Высшим силам, оказывают огромную поддержку душам мертвых и помогают им попасть на Небеса. Искренние молитвы, идущие от самого сердца, обязательно будут услышаны.

Правила трапезы на Дмитриевскую родительскую субботу

Устраивая поминальную трапезу, необходимо придерживаться важных правил. В первую очередь постарайтесь подать на стол блюда, которые при жизни нравились покойному. В древности бытовала традиция ставить на стол дополнительные столовые приборы и наполнять тарелку угощениями.

Считалось, что таким образом можно показать усопшему, что его по-прежнему любят и хранят о нем память. Во время поминального ужина запрещено злоупотреблять алкоголем, иначе вы можете разгневать души усопших. На стол лучше подавать безалкогольные напитки или кагор.

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Читать еще:  Дни поминания 2018

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, а затем отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т. д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

3 ноября 2018 – Дмитриевская Родительская суббота. День посещения кладбища и поминовения усопших

В православном календаре есть несколько дней общего поминовения усопших. Что это за даты, когда и как надо поминать умерших родственников?

Дмитриевская Родительская суббота в 2018 году

Наиболее подходящим днем для того, чтобы молиться об упокоении усопших, считается суббота. В Новом Завете ее называют днем отпущения грехов и прощения, а в Ветхом – днем покоя.

Каждый год дата Дмитриевской Родительской субботы меняется. Поминальной считается суббота накануне Дня великомученика Дмитрия Солунского (8 ноября). Узнать точную дату можно в ежегодном церковном календаре. В 2018 году это будет 3 ноября.

Обряды и традиции этого дня

Существуют определенные традиции поминальной субботы, которые обязательно надо выполнять, чтобы умершие родные на том свете знали – их помнят.

Посещение церковной службы и кладбища

С древности на Руси принято на Родительскую субботу пойти в храм на службу, поставить свечи об упокоении родных. Затем посещают кладбища, убирают могилки, после чего вспоминают умерших за поминальным столом.

В этот день в церкви и на кладбище угощают нищих и подают милостыню. В народе говорят, что чем щедрее будут подаяния, тем лучше чувствуют себя души усопших на том свете.

Если в связи с рабочим графиком не получается побывать в храме в субботу, можно прийти на вечернюю службу накануне (в пятницу). Священнослужители будут совершать панихиду, и молиться об усопших. Принято принести с собою в храм пожертвования. Это могут быть любые продукты, кроме мясных и алкогольных напитков (сладости, овощи, хлеб, фрукты, выпечка, мука, из которой потом пекут просфоры, масло для заправки лампадок).

Также можно заранее заказать поминовение умерших родных на субботней литургии. Для этого на чистом листке бумаге надо подготовить записку, где перечислить имена всех усопших родственников и друзей. Писать надо крупно и разборчиво. Имена перечислять в родительном падеже, полностью и в церковном произношении. Например, не Толика, а Анатолия, не Маши, а Марии. Имя Алексей правильно писать Алексий, Татьяна, как Татиана. Если точно не знаете, как написать, обратитесь за помощью к служителю в церковной лавке, где будете подавать записку.

Когда по какой-то причине нет возможности посетить храм и кладбище ни в пятницу вечером, ни в субботу, можно помолиться об умерших дома. Важно лишь отложить все домашние дела, серьезно настроиться и почитать из молитвослова молитвы об упокоении.

На Дмитриевскую родительскую субботу устраивают застолья для поминания друзей и родных. Накануне этого дня принято в домах проводить генеральную уборку, а потом мыться в бане. После мытья надо обязательно оставить чистую воду в тазу и новый березовый веник для умершего. В народе говорят, что так задабривают души покойных.

С вечера пятницы на поминальный стол застилают свежую белую скатерть, и ставят свечи. Хозяйки готовят для поминального обеда традиционные блюда: блины; пироги с творогом, капустой, мясом; кутью; мясные кушанья, главным из которых считается фаршированная свиная голова. Пироги обязательно делают продолговатой формы.

В поминальный день на стол ставят отдельную чистую тарелку и рюмочку для усопших. Каждый присутствующий за столом должен положить на эту тарелку по одной ложке своей еды. Во время трапезы нужно вспоминать хорошие поступки, дела и качества тех, кого поминают.

Народные приметы на Дмитриевскую субботу

Если на Дмитриевскую субботу погода холодная, и выпал снег, значит, приход весны будет поздним.

Теплая Дмитриевская суббота предвещает раннюю и теплую весну.

Fri, 02 Nov 2018 10:16:20 +0300

@ Абрамович Оксана, писатель

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен , чтобы читать наши прогнозы о важных событиях дня!

Димитриевская родительская суббота. Православный календарь на 3 ноября

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

3 ноября (21 октября по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Димитриевская родительская суббота. 23-я седмица по Пятидесятнице (двадцать третья неделя после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается поминовение убиенных на брани воинов и всех усопших православных христиан, а также память 31 известного нам поименно святого. Далее коротко расскажем о них.

Димитриевская родительская суббота. Димитриевская родительская суббота была установлена после битвы на Куликовом поле великим князем Дмитрием Донским. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

В этот день христиане традиционно посещают могилы почивших родных и устраивают поминальные трапезы. Во всех церквях в канун Димитриевской субботы служат заупокойные Всенощные – парастасы, а в сам этот день – панихиды и литии. Подробнее об этом дне – в нашем материале «Смерти нет», опубликованном на страницах Царьграда.

Преподобный Иларион Великий. Святой IV столетия, уроженец Палестины, в юности посетивший Александрию, где познакомился с египетскими христианами и принял от них Святое Крещение. Там же он узнал о величайшем подвижнике тех мест – преподобном Антонии Великом, к которому направился и от которого также получил духовные наставления.

Вернувшись на родину, святой Иларион раздал все свое имущество и начал отшельничать в пустыне. Многие скорби, страсти и даже ужасные видения посещали будущего старца, но силой строгого поста и усердной молитвы он победил все эти бесовские искушения. Впоследствии за столь великие духовные труды Господь наградил святого Илариона силой изгонять бесов и даром чудесных исцелений.

Благодаря старцу Илариону по всей Палестине было основано множество монастырей, но сам он искал молитвенного уединения и за семь лет до своей блаженной кончины отправился на Кипр, где и отошел ко Господу около 371-372 годов от Рождества Христова.

Преподобный Иларион Великий. Фото: www.pravoslavie.ru

Перенесение мощей святителя Илариона, епископа Меглинского. Честные мощи этого святого из города Меглина в болгарский Тырнов (Тырново) были перенесены в 1206 году от Рождества Христова. Сам этот святитель совершал духовные подвиги в середине XII столетия. Особенно прославился владыка Иларион своей борьбой с ересью богомильства. Скончался святитель в 1164 году от Рождества Христова.

Мученики Дасий, Гаий и Зотик. Святые страдальцы начала IV столетия, принявшие мученические венцы за разрушение идольского капища в 303 году от Рождества Христова в период царствования в Римской империи лютого гонителя христиан императора-язычника Диоклитиана (Диоклетиана).

Мученики Дасий, Гаий и Зотик. Фото: www.pravoslavie.ru

Преподобный Иларион, схимник Печерский. Один из первых русских монахов, друг и сомолитвенник преподобного Феодосия Печерского, с которым отец Иларион жил в одной келье незадолго до этого основанной Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Старец Иларион отошел ко Господу в 1066 году от Рождества Христова и был погребен в лаврских Дальних пещерах.

Читать еще:  Годовщина после смерти как поминать

Преподобные Феофил и Иаков Омучские. Русские святые второй половины XIV – начала XV столетий, в молодые годы совершавшие монашеские духовные подвиги на острове Коневце вместе с тогда еще совсем юным преподобным Арсением, Коневским чудотворцем. Позднее, в 1396 году от Рождества Христова, отцы Феофил и Иаков основали на реке Омуче близ города Порхова монашескую пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Оба старца мирно почили около 1412 года от Рождества Христова.

Преподобный Иларион Псковоезерский, Гдовский. Русский святой XV столетия, ученик преподобного Евфросина Псковского, основавший в 1460 году от Рождества Христова на берегу реки Желчи близ города Гдова Озерский Покровский монастырь. Иноки этой обители постоянно претерпевали набеги Ливонского ордена, но Господь сохранил их монастырь. Почил святой старец Иларион в 1476 году от Рождества Христова.

Священномученики Павлин (Крошечкин), архиепископ Могилевский, Аркадий (Ершов), епископ Екатеринбургский, и с ними Анатолий Левицкий и Никандр Чернелевский, пресвитеры и мученик Киприан Анников (1937), священномученик Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский (1937), священномученики Константин Чекалов, Сергий Смирнов, Василий Никольский, Феодор Беляев, Владимир Введенский, Николай Раевский, Иоанн Козырев, Василий Козырев, Александр Богоявленский, Димитрий Троицкий и Алексий Москвин, пресвитеры, Сергий Казанский и Иоанн Мельницкий, диаконы, преподобномученики Софроний (Несмеянов), иеромонах, и Неофит (Осипов), архимандрит (1937), преподобномученица Пелагия (Тестова) (1944). Многочисленные православные священнослужители, в том числе в архиерейском сане, а также инокиня, постриженица знаменитой Серафимо-Дивеевской обители, пострадавшие за верность Церкви Христовой в разные годы советских богоборческих гонений (большинство в кровавом 1937 году, в период так называемого «Большого террора»). Позднее все они были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Подробнее об одном из них, священномученике Павлине (Крошечкине), архиепископе Могилевском, долгое время подвизавшемся в московской Новоспасской обители, вы можете узнать из нашего материала «Узкий путь ко Христу», опубликованного на страницах Царьграда.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

Фото: Анатолий Горяинов Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон [1] кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Кому и зачем нужны молитвы за умерших

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
(На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.)

Современные политологи формулируют ту же мысль чуть иначе: человек, не интересующийся своими предками, историей своего народа, оказывается подвешенным в безвоздушном пространстве. Не опираясь на опыт — семейный, родовой, национальный, он легко гибнет, и если таких, оторванных от корней, становится много, общество обречено на вырождение. Кстати, подобные гомункулусы, искусственно вынутые из опыта предыдущих поколений, функционирующие лишь в режиме собственных рефлексов, — не только мечта маркетологов всех мастей в эпоху общества потребления, но и надежная база для организаторов любых цветных революций, любых актов дестабилизации.

Конечно, когда наши предки впервые отмечали Димитровскую родительскую субботу, а было это, вероятно, в 1380 году, пращуры гениального поэта о Руси еще слышать не слыхивали, а политологии вообще не существовало. Как считают историки, появление Димитровской родительской субботы и ее утверждение в календаре — показатель нравственной чистоты и дальновидности народа.

Читать еще:  1 упоминание о владимире

Итак, в 1380 году, 8 сентября (21 сентября по новому стилю), великий князь московский и владимирский Дмитрий Иоаннович Донской одержал победу над ордынским войском под началом хана Мамая. Знаменитая битва произошла на Куликовом поле. Бой был затяжной, кровавый, по свидетельству летописцев, кони уже не могли не ступать по трупам — не оставалось чистого места. Русские ратники почти из всех земель Северо-Восточной Руси сражались не просто храбро — «не щадя живота своего», войско Мамая было полностью разгромлено. Да, татаро-монгольское иго не пало и длилось еще столетье, но победа на Куликовом поле нанесла мощный удар по доселе несокрушимой Золотой орде.

Сразу после победы на Куликовом поле Дмитрий Донской отправился в Троице-Сергиев монастырь к Сергию Радонежскому — его настоятелю. Именно отец Сергий, великий русский святой, благословил Дмитрия Донского на брань с ордынцами. Больше того, в битве участвовали и два инока монастыря — богатыри Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Оба погибли как герои.

По-видимому, осенью 1380 года в Троице-Сергиевом монастыре и было положено начало поминать павших воинов в субботу, предшествующую дню святого великомученика Димитрия Солунского. Почему именно так? Во-первых, в Церкви не принято поминовение усопших в воскресенье: этот день недели даже по названию напоминает нам о Воскресении Христа, а в субботний день Сам Иисус находился во гробе, поэтому даты всеобщего поминовения усопших — это, как правило, именно субботы. Во-вторых, Дмитрий Донской получил свое имя в честь великомученика Димитрия Солунского, чрезвычайно почитаемого на Руси в то время. День памяти святого великомученика Димитрия Солунского, а значит, день ангела Дмитрия Донского — 26 октября (8 ноября по новому стилю). Поэтому днем поминовения воинов, отдавших жизнь на поле брани, и была выбрана суббота, предшествующая именинам Дмитрия Донского, то есть суббота, предшествующая 8 ноября. Каждый год дата тут разная, день один — субботний. А логика у Дмитрия Донского была простая и величественная: прежде чем праздновать свои именины, помянем усопших, тех, кто своею смертью даровал тебе жизнь.

После первого поминовения павших на Куликовом поле бояре высказали великому князю Дмитрию Иоанновичу пожелание на будущее: и впредь «память творити, кто сложил голову свою».

Шли годы, новые битвы за землю русскую, новые тысячи воинов, принявших смерть за веру, за Родину. В XVI веке царь Иоанн Васильевич Грозный узаконил Димитриевскую субботу, повелев «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». День прижился, народ поминал на Димитровскую субботу и воинов, и родных. Говорили: «На дедовой неделе и родители вздохнут», и это не единственная поговорка, рожденная осенними соборными поминками. В 1903 году был издан императорский указ: панихиды в этот день служить и в войсковых частях — по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».

В наше время в день Дмитровской субботы особо поминают не только воинов, но и всех умерших скоропостижной смертью, то есть тех, кто «не был напутствован в жизнь вечную молитвами святой Церкви», ну и про своих ушедших родственников не забывают.

У Ивана Шмелева есть описание того, как проводились дни памяти по усопшим. Удивительно, но тема, связанная с болью потери, с тоской и скорбью, у писателя дана с теплотой и даже радостью. И дело здесь не в таланте Ивана Сергеевича, тут просто христианское восприятие смерти, понимание, что после Воскресения Христа она побеждена. А еще чувство выполненного долга по отношению к нашим усопшим. Да, молитва по умершим — это долг еще живущих по отношению к тем, «чьи мертвы уста».

Вот как об этом говорил известный старец архимандрит Кирилл (Павлов): «Большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев по неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от грехов, и такие оказываются виновными пред Правосудием Божиим. В то же время мы знаем, что в будущем будет только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых — они могут помочь изменить их посмертную участь. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире». То есть души умерших нуждаются в нашей молитве — так же, как мы, живущие на земле, нуждаемся в еде и питье. Но и для нас — и это тоже нужно понять! — наша молитва за усопших не менее важна. Как учит святой Иоанн Дамаскин, каждый, кто молится и борется за спасение другого, приносит пользу прежде всего самому себе, а только потом ближнему.

В храмах по усопшим священники тайно читают особую молитву. Сегодня мы раскроем ее смысл. Сначала, как обычно, в молитве констатируется, к Кому мы обращаемся: «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый!», что в переводе с церковнославянского звучит так: «Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь миру Твоему даровавший!» Дальше в молитве, читаемой тайно, священник просит: «Сам Господи, упокой души усопших рабов Твоих (имена), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание». То есть священник просит: «Сам, Господи, упокой души усопших рабов Своих (имена) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание». И затем просьба о прощении грехов умершего, просьба, содержащая оправдание всем нам: «Всякое согрешение, содеянное ими, словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един, кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина». «Всякое согрешение, соделанное ими словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя — правда навек и слово Твое — истина».

Простой текст, ничего лишнего — емкое изложение того, чего хочет потерявший близкого, на что он надеется. И перепоручив посмертную участь усопшего Тому, Чья милость и любовь несравнимо больше людских милосердия и любви, молящийся реально ощущает не просто облегчение, но и то, что любовь простирается за границы земного мира. Молитва — проводник, по которому устремляется ток нашей любви. И тут, как в физике: чем сильнее ток, чем выше его частота, тем ярче свет, тем меньше тьмы — в наших скорбящих душах. В мире вокруг нас — если мы не оставляем в нем места для безысходности и отчаяния.

Как правильно провести Дмитровскую субботу

Богослужение по усопшим начинается в пятницу вечером, когда в храмах служат великую панихиду (по-гречески «парастас»), а в субботу утром служится заупокойная литургия и после нее общая панихида. Для церковного поминовения на парастас и отдельно на литургию пишут записки с именами усопших. Имена надо писать крупно, разборчиво, в родительном падеже, в полном варианте (не Сашу, а Александра), в церковном написании (Татиану, Алексия). Есть традиция в день поминовения приносить в храм еду — «на канон» (или «на канун»), то есть оставлять ее на столе рядом с каноном — местом, где зажигают свечи по усопшим. Раньше поминки были общими: за большим столом сообща поминали всех усопших, сегодня продукты, приносимые в храм, отдают нуждающимся. Милостыня — важный способ почтить память близкого.

В XX веке, неожиданно, Куликовская битва стала причиной нешуточных боев между официальной исторической наукой и последователями теории А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского, считающими: битва проходила не на поле между реками Доном и Непрядвой, а в районе Москвы, называемом Кулишки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector