0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

1 упоминание о владимире

Год основания Владимира. История города и интересные факты

Город Владимир в России является одним из древнейших населенных пунктов. Его славная история и многочисленные достопримечательности привлекают десятки тысяч туристов ежегодно. Основным событиям, которые происходили там на протяжении более чем девяти столетий, и посвящена эта статья.

Предыстория

Прежде чем назвать год основания города Владимира, следует ознакомиться с предысторией появления славян в этих краях.

Ученые утверждают, что первые поселения людей в этих местах появились около 1 века нашей эры. В частности, на территории современного Владимира в те времена находился поселок одного из местных финно-угорских племен. Позднее, в 9-10 веках, там появились смоленские кривичи и новгородские словены. Они быстро оценили все преимущества местного ландшафта, который обеспечивал естественную защищенность и неприступность поселения. Кроме того, Клязьма несла свои воды в Оку, тем самым связывая эти территории с важнейшим торговым путем — Волгой, леса изобиловали зверем, были прекрасные условия для развития скотоводства, а на северо-западе лежал обширный плодородный район, прекрасно подходивший для земледелия.

Год основания Владимира

В 10 веке земли, на которых сегодня находится город, стала владением князя Всеволода Ярославича. Вспыхнувшая затем феодальная война, имевшая целью овладение Северо-Восточной Русью, показала стратегическое значение небольшого торгово-ремесленного поселка, расположенного на высоком береговом хребте Клязьмы.

В итоге в 1108 году сын князя Всеволода — Владимир Мономах — основал там могучую крепость. Долгое время именно с этого момента было принято отсчитывать историю славного города. Ведь 1108 год указан в Новгородской первой летописи как год основания. Год упоминания Владимира с этой датой не совпадает, так как названный манускрипт был написан в 13-14 веках.

Новый город, разросшийся вокруг крепости, получил свое название в честь князя, который его основал. Вскоре он стал столицей Северо-Восточной Руси.

Споры, связанные с годом основания Владимира

В конце прошлого века местные краеведы стали утверждать, что общепризнанная дата основания города неверна. По их мнению, годом первого основания Владимира следует считать 990-й. Как обоснование своего утверждения они приводили записи, присутствующие в Супрасльской, Никоновской, Львовской, Густынской, Ермолинской и Холмогорской летописях. Во всех этих текстах есть указания на то, что город Владимир был основан Владимиром Святославичем в конце 10 века. Эту альтернативную датировку поддержал также знаменитый филолог, академик Д. С. Лихачев.

Кроме того, в 2016 году академик С. В. Заграевский опубликовал свой научный труд, в котором убедительно показал, что город мог быть основан в 990 году. Эту дату поддержала и администрация Владимира.

История города в 12 веке

В 1157 году князь Андрей Боголюбский отстроил во Владимире новый княжеский двор с церковью св. Георгия. В то же время город сильно разросся вдоль дороги на Суздаль, а население увеличилось за счет прибытия выходцев из Поднепровья и Киева.

Затем вплоть до 1165 года во Владимире велось грандиозное строительство. В результате он обзавелся поясом новых крепостных валов и четырьмя воротными башнями.

Западная часть г. Владимира (год основания – 990-й или 1108-й) была населена преимущественно князьями и боярами, а посадская часть находилась в восточном треугольнике, очерченном снижающимися городскими высотами. Общий периметр стен и укреплений города достигал 7 км и превосходил крепости Киева и Новгорода.

При Всеволоде Третьем

Усиление великокняжеской власти при этом правителе и рост политического самосознания горожан привели к серьезным волнениям и восстаниям. Всеволоду Третьему пришлось перенести свой двор в Средний город, рядом с епископским двором. Там князь соорудил пышный дворец с Дмитриевским собором, оградив его каменной стеной.

Вторая половина 12 века стала также для Владимира временем расцвета культуры. В частности, наряду с архитектурой развивалась литература.

Однако после кончины Всеволода Третьего всему этому пришел конец.

Нашествие Золотой орды

В 1238 году город осадили, а затем взяли татары. Они разграбили и сожгли Владимир, но он продолжил оставаться центром Северо-Восточной Руси. Более того, вплоть до начала 14 века именно здесь жил митрополит всея Руси, а само княжество было объектом ожесточенной борьбы московской и тверской династий.

В частности, Дмитрий Донской объявил себя покровителем Дмитриевского собора, из которого накануне Куликовской битвы в столицу везли икону Дмитрия Солунского, а в 1395 году в кремлевский Успенский собор была временно перенесена и важная православная святыня – икона Владимирской Богоматери.

Кроме того, когда после налета на город полчищ под предводительством хана Едигея сильно пострадал Успенский собор, князь Василий Первый присылал в город Андрея Рублева для восстановления его росписи.

В 15 веке начинается упадок Владимира. В 1410 году он был вновь разорен в результате налета орды царевича Талыча, после которого восстановительные работы хотя и проводились, однако город терял свое значение. К началу 16 века Владимир стал рядовым городом Московского государства. Туда стекаются «сведенные» новгородцы, которые основывают несколько слобод. И все же с начала 17 века демографическая ситуация ухудшается, и к 1668 году во Владимире насчитывается всего 990 человек населения и 400 домов.

В 18 веке

К 1715 году во Владимире проживало 1840 человек. В центре города находился кремль с рублеными стенами и 14 башнями. При этом 8 из них были расположены по южной стене. Там же, на склоне горы находился роскошный Патриарший сад. Площадь к северу городского собора была застроена осадными дворами. Там же находился большой воеводский дом. На севере лежали плотно заселенные участки, у западных Торговых ворот располагалась тюрьма, а на западе — торговая часть.

В 1778 году было учреждено Владимирское наместничество, а спустя 8 лет — губерния. В связи с этим между соборами в центре города был выстроен корпус Присутственных мест.

В 19 веке

В 19 столетии город Владимир (фото сохранившихся достопримечательностей см. далее) вновь стал перестраиваться. Наряду с древними памятниками, появилось несколько сооружений в стиле классической архитектуры (здания Дворянского собрания, мужской гимназии и др.). Кроме того, была построена новая соборная колокольня и аркада торговых рядов.

К сожалению, а может быть, к счастью, последующее промышленное развитие Российской империи почти не коснулось Владимира. Вместе с тем городские власти не дорожили старинными постройками, поэтому многие из них были безвозвратно утеряны. Это делалось с целью строительства доходных домов, которые располагались преимущественно вдоль Главной улицы.

Внешний облик исторической части Владимира пострадал и вследствие проложения Московско-Нижегородской железной дороги. Построенные объекты путевого хозяйства плохо сочетались с архитектурным ансамблем южных «микрорайонов» и обезобразили их великолепную панораму.

История в первой половине 20 века

Владимир (год основания города является предметом спора ученых) в эпоху СССР лишился многих храмов, а большинство из оставшихся были закрыты для верующих. Их возвратили РЦП только в последние годы.

В довоенные десятилетия в городе происходила ускоренная индустриализация с целью его превращения в крупный промышленный центр, а в 1944 году Владимир, который принял сотни тысяч эвакуированных из западных регионов СССР, стал центром одноименной области.

В 1950-х там было открыто несколько вузов и стадион «Торпедо», созданы крупные предприятия металлообрабатывающей, машиностроительной, электротехнической, химической, приборостроительной и легкой промышленности.

История за последние 50 лет

Весной 1971 года совершил свой первый рейс электропоезд Москва — Владимир, а спустя 5 лет в городе открылся новый железнодорожный вокзал. Это, как и его включение в состав маршрута Золотого кольца России и строительство гостиничных комплексов «Заря», «Клязьма» и др., способствовало развитию туризма.

В 1980-е во Владимире активными темпами стало вестись жилищное строительство.

После распада СССР город пережил глубокий экономический кризис, связанный с общей ситуацией в стране. Сегодня положение дел во Владимире улучшилось. Это связано с перепрофилированием части предприятий и возросшим спросом на туристические услуги.

Интересные факты о Владимире

  • Погода в городе большую часть года пасмурная, ясные, солнечные дни составляют лишь 1/3 часть года.
  • На территории Владимира расположено более двухсот памятников культуры и истории. В их числе есть и несколько уникальных архитектурных сооружений, внесенных в списки культурного наследия человечества по версии ЮНЕСКО.
  • В течение года температура воздуха в городской черте колеблется в пределах от -40 до +37 градусов.
  • Во Владимире очень много парков и лесных массивов, поэтому он буквально утопает в зелени.
  • На территории города расположены Золотые ворота, привлекающие туристов со всего мира. Сегодня в их верхней части действует Музей военного снаряжения.
  • Гордостью Владимира является Успенский собор, послуживший образцом для возведения одноименного храма Московского Кремля. В нем можно увидеть несколько фресок работы Андрея Рублева.
  • Город известен своим необычными музеями, среди которых наряду с традиционными есть несколько необычных. В их числе музеи ложки, оптических иллюзий, хрусталя, пряника и пр.
  • Во Владимире сохранился великолепный образец домонгольской архитектуры — Дмитриевский Собор.

Теперь вы знаете годы основания Владимира, год первого упоминания города и другую информацию, касающуюся его истории. Достопримечательности, которые там находятся, уникальны и заслуживают того, чтобы увидеть их своими глазами. Поэтому при первой же возможности обязательно посетите Владимир.

Владимир-на-Клязьме или краткая история города Владимир

Владимир – это старинный русский город, расположенный на высоком левом берегу реки Клязьмы. В прежние времена город имел название Владимир-на-Клязьме, также его называли Владимир-Залесский, поскольку по отношению к Киеву он находился за дремучими лесами.

Название из двух слов объяснялось тем, что на Юго-Западе Руси на реке Луга в то время существовал еще город Владимир-Волынский, ныне это территория Волынской области в Украине.

В отличие от Владимира-на-Клязьме, имя города Владимир-Волынский закрепилось официально.

Владимир-на-Клязьме прославился тем, что в XII-XIII веках он был столицей северо-восточной Руси. Город расположен на треугольном мысу, в том месте, где река Лыбедь впадает в Клязьму.

История становления Владимира-на-Клязьме

Первые стоянки в этой местности появились еще около 30-25 тысяч лет до н. э, позднее здесь поселились волго-финские племена и финно-угорское племя меря. Славяне обосновались в этом крае в IX-X веках.

Во второй половине XI века Ростово-Суздальские земли перешли сыну Ярослава Мудрого — Всеволоду, а затем — старшему сыну Всеволода — Владимиру Мономаху.

  • Владимир Мономах в 1108 году на месте одного из поселений, расположенном на крутом холме на берегу Клязьмы, основал город Владимир, ставший столицей Северо-Восточной Руси и имевший важное значение в развитии истории и культуры России. Это традиционная версия основания города
  • В 1990-е годы владимирские краеведы на основании изучения нескольких древних летописей пришли к выводу, что город был основан раньше — в 990 году князем Владимиром Святославовичем, при котором произошло крещение Руси и которого называли Красным Солнышком.

Именно благодаря усилиям Владимира Мономаха, город был укреплен и стал опорным пунктом защиты Ростово-Суздальского княжества.

Первая крепость строилась на обрывистом холме в окружении рек Клязьмы, Лыбедь и глубоких оврагов. Там, где не было естественных преград, вырыли глубокие рвы. Укрепления протянулись на два с половиной километра, это были земляные валы, деревянные стены и башни. При Мономахе была построена первая каменная церковь во имя Спаса.

Позже, при Юрии Долгоруком, младшем сыне Владимира Мономаха, была построена каменная церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца — небесного покровителя князя Юрия Владимировича. Обе эти церкви не сохранились.

Владимир-на-Клязьме — столица княжества

В 1157 году после смерти Юрия Долгорукова, его сын Андрей Боголюбский стал Владимиро-Суздальским князем и перенес во Владимир столицу Северо-Восточной Руси.

При князе Андрее Боголюбском в 1158-1160 годах был возведен белокаменный Успенский собор.

Владимир застраивался, в западной его части появился так называемый Новый город. Для его защиты князь Андрей возвел дополнительные оборонительные сооружения. Новый город был огорожен укреплениями в виде валов высотой около 9 метров, на которых соорудили деревянные стены и четыре воротные башни. Деревянные башни назывались «Волжские», «Иринины» и «Медные».

Для основного въезда в древний город с запада, со стороны Москвы были поставлены парадные белокаменные Золотые ворота с надвратной церковью Положения риз Пресвятой Богородицы. Для въезда во Владимир со стороны востока, у моста через реку Лыбедь, на дороге к Нижнему Новгороду, Суздалю и княжескому замку в Боголюбово установили Серебряные ворота. Путь в ремесленные слободы вел через Медные ворота. Да настоящего времени сохранились только Золотые ворота.

Золотые ворота

Золотые ворота отличались высотой, стройностью пропорций и богатым убранством. Огромные дубовые створки ворот покрыли позолоченными листами бронзы, благодаря которым ворота и получили свое название. К воротам примыкали деревянные стены крепости Нового города.

Согласно преданию, князь Андрей, искренне любивший город, хотел порадовать горожан и открыть Золотые ворота в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Строители не стали дожидаться усадки здания и сразу после завершения кладки навесили ворота. В результате створки упали и придавили 12 горожан.

Тогда князь с молитвой обратился к Царице Небесной, прося ее спасти пострадавших: «Если Ты не спасешь этих людей, я, грешный, буду повинен в их смерти». Мольба Андрея была услышана и совершилось чудо: когда ворота были подняты, оказалось, что все придавленные ими люди остались живыми и невредимыми.

После убийства Андрея Боголюбского в 1174 году великокняжеский стол занял его младший брат Всеволод Большое гнездо, которого также называли Всеволодом III.

Читать еще:  Завтра родительская суббота что делать в церкви

Владимир-на-Клязьме при Всеволоде Большое гнездо

Всеволод Большое гнездо, при крещении получивший имя Дмитрия Солунского, был одним из самых могущественных русских князей. Именно он стал первым, кому присвоили титул «великий», который в дальнейшем закрепился за владимирскими князьями. Во время правления Всеволода Большое гнездо город достиг наибольшего расцвета.

  • В 1194-1196 годах возведены белокаменные укрепления владимирского детинца, имеющего ворота, напоминающие Золотые ворота
  • Также был построен Рождественский монастырь с белокаменным храмом, где в 1263 году похоронили выдающегося полководца Александра Ярославича Невского. Позже его святые мощи перенесли в Александро-Невский монастырь Санкт-Петербурга
  • Во имя небесного покровителя князя, великомученика Димитрия Солунского, был сооружен белокаменный Дмитровский собор. Небольшой по размерам, украшенный красивой каменной резьбой, храм отличается стройностью и величием.

После смерти Всеволода III в 1212 году Владимирское княжество уже не было единым, оно было поделено на уделы сыновей князя, в связи с чем и начинаются раздоры среди представителей владимирской династии.

Но даже в это трудное время в городе строились новые храмы. Столица Северо-Восточной Руси представляла собой красивый город, состоящий из трех частей, каждая из которых отделялась от другой крепостными стенами.

В центральной его части, в Среднем городе, располагался каменный детинец, а за его стеной возвышались каменные храмы. За пределами детинца была построена церковь Воздвижения, а в Новом городе — женский Успенский Княгинин монастырь. Протяженность стен и валов города составляла около 7 километров.

Взятие монголо-татарами Владимира-на-Клязьме

Зимой 1237-1238 годов началось наступление на Русь монголо-татар. Их жертвами стали Рязань и Москва, Коломна и другие города. В феврале 1238 года их полчища подошли к Владимиру. В это время князя Георгия Всеволодовича не было в городе, он уехал на север, на берега реки Сить, чтобы собрать войско.

Оборону города возглавили его сыновья — Всеволод и Мстислав, решившие бороться до конца и лучше умереть перед Золотыми воротами за Святую Богородицу, чем сдаться врагу. Город оказал жестокое сопротивление монголам, об этом писали не только русские летописцы, но и восточные авторы.

Взять крепость штурмом враги не смогли и тогда использовав стенобитные орудия, пробили крепостную стену в районе Спаса и проникли в город. Взятые в плен защитники Владимира жестоко уничтожались, для князей и знати также не было исключения.

Многие жители спрятались в Успенском соборе, но монголы подожгли храм, в результате укрывшиеся там люди погибли от дыма и огня, а те кто уцелел, были зарублены врагами. Сыновья князя Георгия Всеволодовича также погибли в тот трагический для города день.

Монголы разграбили и сожгли Владимир, большинство жителей убили, а остальных угнали в плен. Спаслись лишь те, кто прятался в лесах и в северных городах, куда татары не дошли.

Когда волна нашествий отступила, уцелевшие жители стали возвращаться в родные места. Во Владимир приехал Ярослав, брат Георгия Всеволодовича, княживший раньше в Киеве. Перед ним стояла сложная задача – собрать покинувших город людей и очистить город от трупов, восстановить храмы и поехать в Сарай-Бату, столицу Золотой Орды, чтобы наладить контакты с восточными завоевателями,

В 1240 году Киев был взят монголо-татарами и вскоре попал под власть литовских князей. С этого времени он утрачивает свое значение. Великокняжеский престол перемещается во Владимир и город на долгие годы становится столицей Руси. В то время государство называли Владимирской Русью.

Русские князья получали в Золотой Орде признание их прав на старейшинство в русском народе и венчались на великое княжение в Успенском соборе, оставаясь жить в своих наследственных землях. Тем не менее, Владимир стал номинальной столицей русских земель и этот статус ещё больше укрепился в 1299 году, когда город стал резиденцией русских митрополитов.

Слияние с Московским княжеством

В этот период Владимир не имел собственной династии и право контроля над княжеством получал один из удельных князей. Претендентами на княжество были Суздаль, Москва и Тверь.

Важным историческим событием стал переезд в 1325 году из Владимира в Москву митрополита Петра. В это же время Дмитрий Донской добился признания наследственных прав на Владимир со стороны всех соседних князей и Орды, что означало слияние Московского и Владимирского княжеств.

Владимир постепенно утрачивает свое значение. В XIV-XV веках из его соборов в Москву вывозятся самые чтимые иконы — образ Богоматери Владимирской и изображение святого великомученика Димитрия Солунского.

Со времени свержения монголо-татарского ига в конце XV века Владимир перестал выделяться из ряда других городов Центральной России. И воспоминание о великом княжестве часто связывается с неприятным фактом зависимости русских князей от Золотоордынских ханов, выдававших разрешение на княжение.

Владимир-на-Клязьме – это столица Руси в XII-XIII веке, город, прославившийся своими историческими и архитектурными памятниками, многие из которых строились, страдали от пожаров и грабежей, а затем восстанавливались вновь, напоминая нам о том, каким Владимир был 800 лет назад.

Год основания Владимира и год первого упоминания

Мало найдется в нашей стране городов, история возникновения которых вызывает столько споров, как Владимир-на-Клязьме. Год основания Владимира — предмет научных споров, продолжающихся вот уже около двух веков. Так и не подведены до сих пор итоги этой затянувшейся дискуссии. И сегодня год основания Владимира является спорным вопросом.

Две основные версии

Принято исчислять возраст городов Древней Руси по первому упоминанию о них в летописи. Но в отношении интересующего нас города этот принцип не может быть применен, поскольку существуют определенные осложнения. Год основания и упоминания Владимира в летописях указывается по-разному. Этот город, по одним из них («Степенная книга», Владимирский летописец, Никоновская, Воскресенская, Софийская первая летописи и др.), был возведен Владимиром Святославичем в конце 10-го века.

Согласно другим источникам год основания Владимира в летописи (Львовской, Новгородской первой) — 1108-й или примерно это время. Город был основан, согласно второй точке зрения, Владимиром Мономахом, переяславским князем.

В зависимости от того, какие летописи ученые считают самыми авторитетными, они выдвигают и обосновывают различные выводы о датировке. Год основания Владимира и год первого упоминания о нем интересует сегодня многих историков.

Мнения Татищева и Карамзина

Например, В.Н. Татищев высказал одним из первых сомнение в первоначальной точке зрения. Он считал, что под 90-ми годами 10-го века в летописях подразумевается основание Владимира Волынского, а не Владимира-на-Клязьме. Ученый обосновал свою точку зрения тем, что до времени Юрия Долгорукого Владимир Залесский не упоминается нигде. Н.М. Карамзин также относил основание этого города к началу 12-го века.

Как считали Федотов, Бунин и Воронин?

Большинство ученых более позднего времени встали на позиции Карамзина и Татищева. Они попытались подкрепить новыми аргументами доводы о том, что год основания Владимира — 1108-й (или примерно начало 12-го века). Суздальцы и ростовцы, указывал Федотов, гордились тем, что города их являются более древними, чем Владимир. Повторив аргумент Татищева, что этот город в летописях не упоминается в связи с войной Олега с Мстиславом в конце 11-го века, А.И. Бунин добавил, что Мстислав, после того как освободил выжженный Суздаль, решил остановиться в нем. А если бы в то время уже существовал Владимир, в нем было бы удобнее расположиться.

В нескольких работах Воронина Н.Н. также затрагивается вопрос о том, какой год основания Владимира следует считать верным. Ученый в работах 30-40-х годов определял его концом 11-го века. Позднее на основании Львовской и Новгородской первой летописей он решил, что год основания города Владимир — 1108-й. Однако существуют и другие мнения.

Мнения Косаткина и Иосафа

Недостаточно основательны и немногочисленны также аргументы тех, кто считает, что год основания города Владимир является более ранним. Косаткин и Иосаф указали на переписку, известную по Никоновской летописи, Андрея Боголюбского с Лукой Хризовергом, византийским патриархом. В ней есть упоминание о том, что город был основан Владимиром Святославичем. Однако этих авторов упрекают в том, что авторитетность данной переписки не была доказана.

Вопрос о зарытых монетах

Год основания Владимира и год первого упоминания о нем интересовали также Тихонравова. Нельзя назвать убедительной аргументацию этого ученого, пытавшегося раннюю дату обосновать находками в окрестностях города кладов монет, относящихся к 7-10-му векам.

Оппоненты возражали, что эти монеты могли быть закопаны через много веков после того, как поступили в обращение. Однако возможно это лишь теоретически, но маловероятно практически. Сложно предположить, чтобы множество монет 7-10-го веков находилось в полной неприкосновенности у кого-то, а при зарытии не было прибавлено ни единой монеты, которая относилась ко времени, когда клад был укрыт. Представляется, однако, что уязвимость позиции Тихонравова состоит в другом. По весьма оживленному во времена древности торговому волжскому пути располагаются клады монет. Весьма вероятно, что они могут и не иметь прямого отношения к Владимиру, несмотря на то, что были укрыты в конце 10-го века.

Моменты, упущенные при изучении вопроса некоторыми учеными

Нельзя не заметить, обращаясь к аргументации ученых, которые считали, что основание Владимира было в начале 12-го века, тенденции изолированно рассматривать этот вопрос, не касаясь проблем христианизации Руси Северо-Восточной, чем сужается и без того искусственно бедная источниковедческая база. Часто подменяется изучение письменных памятников построениями, которые основаны на косвенных доказательствах. Из летописей порой опускаются места, противоречащие устоявшимся выводам разных ученых.

Действительно ли Владимир Мономах основал город?

Летописные известия о том, что город был основан Владимиром Святославичем, Н.Н. Воронин объявлял легендарными. Их появление он связывал с обработкой летописей окружением Андрея Боголюбова, который стремился доказать древность интересующего нас города для укрепления престижа столицы Владимиро-Суздальского княжества и, соответственно, самого этого княжества.

Что можно по этому поводу сказать? Пусть, согласно общепринятому мнению о том, какой год основания города Владимира является исторически верным, он был возведен в 1108 году. В 1111-м родился Андрей Боголюбский, то есть спустя лишь три года после того, как город основал Владимир Мономах. Трудно представить ученую дружину князя, доказывающую современникам, которые являлись свидетелями закладки Владимира, что он был основан не Мономахом, а более ста лет назад. Маловероятно, чтобы умный политик князь Андрей мог рассчитывать на беспамятство современников, а также проявить неуважение к Владимиру Мономаху, своему великому деду, который пользовался исключительным авторитетом на Руси.

Однако до нас дошло знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха детям и летопись жизни его в составе Лаврентьевской летописи. Повествуется в ней о многочисленных походах этого князя, однако об основании Владимира упоминания нет.

Главный аргумент сторонников более поздней версии

Остановимся на аргументе, который является самым главным в пользу версии о том, что город был основан в начале 12-го века. Олег Святославич захватил в 1096 году Суздаль и Ростов, однако под натиском войск Мстислава Новгородского вскоре вынужден был отступить в Муром. Он сжег Суздаль, отступая. Ничего не говорится при этом о Владимире, хотя он должен был разделить его судьбу, поскольку находился на пути Олега. Отсюда можно сделать вывод о том, что в это время города не существовало.

Можно ли считать убедительным этот аргумент?

Вряд ли можно считать убедительным этот довод. Во-первых, совсем необязательно Олегу было следовать через этот город, так как от Суздаля к Мурому был более краткий путь, расположенный по берегу реки Нерли. Было бы неразумно при поспешном отступлении удлинять его на целых десять верст. В Типографской летописи, во-вторых, имеется под 1095 годом известие о Владимире, которое относится к событиям этого же времени. В нем говорится, что Олег взял Владимир в числе прочих городов.

Противоречат поздней датировке такие топонимы, как Почайна, Лыбедь, Ирпень. Они являются киевскими. Если бы город основал Мономах, было бы логичнее ожидать переяславских названий, поскольку этот князь до 1113 года был переяславским, и люди, прибывшие с ним, могли быть лишь из этого княжества. Н.Н. Воронин, правда, склонен относить появление данных названий к середине 12-го века. Однако это маловероятно, поскольку в то время Андрей Боголюбский был в оппозиции к Киеву и опирался в обустройстве столицы на мастеров из Галича.

Читать еще:  Город переславль залесский год первого упоминания

И все-таки какой год основания Владимира является исторически верным? К сожалению, мы сегодня не можем ответить однозначно на этот вопрос. Неопровержимым аргументом того, что Владимир возник позже, не является, например, то обстоятельство, что культурный слой, относящийся к 10-11-му векам, не был найден в нем. Ведь не подтверждены археологически многие из древних городов. Однако это не является также доказательством обратного — более ранней даты его возникновения. Традиционно считается, что год основания г. Владимира — 1108-й. В 1958 году было отмечено его 850-летие.

Когда бы ни был основан этот город, он начал со временем усиливаться и расти благодаря заботам Юрия Долгорукого и Владимира Мономаха. В 1157 году Андрей Боголюбский перенес сюда столицу княжества.

История Владимира

Официальной датой основания Владимира, одного из древнейших русских городов, считается 1108г., в то время князь Владимир Мономах заложил деревянную крепость и окружил её земляным валом. Однако в Ипатьевской летописи есть упоминание о городе Владимире, относящееся к 990г.

Своим возвышением и всей последующей славой город обязан внуку Владимира Мономаха, великому князю Андрею Боголюбскому. Во Владимире, есть легенда, что лошади, которые везли чудотворную икону, встали на пол, и ничто не могло заставить их продолжать путь. Это событие было растолковано, как пожелание Богородицы остаться во Владимире. И специально для этой иконы в городе был построен потрясающий храм Успения Богоматери, а икона с той поры стала называться Владимирской. В 1385г. во время нашествия Тамерлана на Московское княжество великий князь Василий Дмитриевич распорядился доставить чудотворную икону из Владимира в Москву и отслужить службу, чтобы была послана победа русскому войску, и с тех пор икона навсегда осталась в Москве.

В годы княжения Андрея Боголюбского Владимир быстро развивался и рос и в 1157 году стал столицей, в городе велась оживлённая торговля и жили сотни ремесленников. После смерти князя начались междоусобные расприи. Братом князя Андрея Всеволода Большое Гнездо, который в 1176г. одержал победу и занял престол во Владимире, княжество города в это время получило наивысшеий расцвет. С большим почтением относились к нему иноземные послы, а купцы из дальних стран увозили с собой не только превосходные товары, но и неизгладимые впечатления от красоты «стольного града».

После смерти Андрея Боголюбского в его резиденции был открыт мужской монастырь. О красоте и неповторимой архитектуре Боголюбовского дворцового ансамбля мы можем судить по реконструкции, которую сделал на основе археологических раскопок и данных исторических хроник известный советский историк, уроженец города Владимира, исследователь архитектуры Суздальской Руси Н. Н. Воронин. Сейчас в экспозиции, которая расположена в бывшей дворцовой церкви, выставлены реконструкция княжеской резиденции и многочисленные архитектурные детали, найденные в процессе раскопок. Белым лебедем среди заливных лугов вблизи слияния Нерли с Клязьмой стоит церковь Покрова на Нерли, выдающееся творение зодчих древней Руси. Резные рельефы церкви Покрова на Нерли выполнены в мягкой пластичной манере, что делает храм воздушным и привлекательным. Из-за перестроек в последующие века храм потерял свой первоначальный вид. В 1164 г. на западной границе Владимира были сооружены Золотые ворота, то есть это оборонительное строение, а также парадный въезд в город. Большая арка с высокими и мощными стенами, к которым вплотную примыкали земляные валы, была увенчана надвратной церковью.

В 18 веке выросло новое поселение Владимира за пределами Золотых ворот и были они названы Ямская слобода. Арочный проезд ворот уже не удовлетворял нужд разросшегося города, было принято решение срыть участки валов, примыкающих вплотную к воротам и были сделаны вспомогательные проезды. Золотые ворота запомнились многими событиями, потому что их штурмовали монголо-татары, дружины князя Дмитрия на Куликовскую битву, через проходили воины Александра Невского на битвы со шведами и немцами, ополченцы Пожарского и Минина, русские войска, участвовавшие в разгроме войска Наполеона,а также воины Красной Армии на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.

Сейчас в Золотых воротах в помещении надвратной церкви расположена военно-историческая экспозиция и галерея Героев Советского Союза — владимирцев. На востоке в городе были возведены Серебряные ворота, близкие по архитектуре к Золотым воротам. Серебряные ворота в наши дни не сохранились. Всего в городе насчитывается пять ворот.

Когда правил Всеволод Большое Гнездо Владимир, город был одним из красивейших и богатейших городов Руси. Дмитриевский собор строился с 1194-1197гг., изначально как дворцовый храм. В соборе был изображён растительный орнамент и изображения животных, библейского царя Давида, могущественного полководца древности Александра Македонского, первых русских святых Бориса и Глеба, сыновей киевского князя Владимира Святославича, который крестил Русь. Рельефные изображения собора выполнялись русскими мастерами в тонкой и пластичной манере. Среди изображений животных доминирующее положение занимали львы, как символ великокняжеской власти. Дмитриевский собор в 12 веке расписали фресками, работа была выполнена византийскими мастерами. Многочисленные реконструкции, пожары и ремонты, нанесли непоправимый урон Дмитриевскому собору. Особенно сильно пострадал храм после «реставрации» в 30-е годы XIX в., и справедливо получила название в этот период варварской, после этого собор лишился лестничной башни, древнейших галерей и значительной части фресковой росписи XII в. Самый выдающийся памятник архитектуры стал разрушаться, самоотверженная работа владимирских реставраторов под руководством А.В.Столетова, спасла прекраснейший памятник от полнейшего разрушения. Реставрация и укрепление Дмитриевского собора осуществлялось в тяжелые для времена для нашей страны, в 1941-1952 гг.

По крупицам пытались собирать опыт предшественников русские мастера конца XV-XVI вв. и возродить былую славу умельцев земли русской. Успенский собор Княгинина монастыря, построенный в конце XV-начале XVI вв., производился на фундаменте храма начала XIII в.

У собора, небыло никакого декора на внешних стенах, он был украшен всего двумя ярусами кокошников, переходящих в шлемовидную главу, стрельчатые окна, белый цвет стен храма делают его воздушным, стремящимся ввысь. В XVII в. бор расписали московские живописцы под руководством мастера Марка Матвеева. В 1960г. И. А. Столетовым был востановлен изначальный вид этого неповторимого памятника архитектуры. XVII в. можно считать расцветом архитектуры русского государства, литературы и искусства. Самым лучшим памятником этой эпохи во Владимире является Богородицкая церковь (1645-1649). В 1961 г. Богородицкую церковь реставрировали братья Столетовы.

В 18 веке был характерным стиль барокко, который пришел с Запада. В городе также в стиле барокко были отстроены Троицкая (1740 г.), Борисоглебская (1755 г.),Ильинская (1773 г.), Николо-Галейская (1735 г.), Николо-Кремлевская (1761 г.), и другие церкви. В 1778 г. учреждели Владимирскую губернию, которая стала основанием для архитектурного обновления Владимира, как центра губернии. Местные власти хотели застроить город каменными зданиями. Учрежредили один из первых планов регулярной застройки Владимира в 1781г 31 марта. В 1900 г. в таком же стиле было построено здание исторического музея, инициаторами выступила Владимирская ученая архивная комиссия. Я. Ревякином в1907г. было возведено здание городской Думы, которое стало наиболее выразительным строением в псевдорусском стиле. Фасад здания украшался богатым декоративным орнаментом,который напоминал декоративные детали памятников архитектуры древней Руси. В здании бывшей городской Думы теперь находится Дворец пионеров. В XX в. Были внесены значительные изменения не только в социальную жизнь русского общества, но также произошли изменения в архитектуре,технике, строительстве.

В начале ХХ века в России появился такой стиль, как модерн. В таком же стиле во Владимире у Золотых ворот было построено здание реального училища. Сейчас здесь располагается музыкально-педагогический и филологический факультеты Владимирского государственного педагогического института им. П.И.Полянского-Лебедева. В стиле модерн в городе ещё построен первый кинотеатр, который был назван «Ампир», на сегодняшний день кинотеатр переименован в «Художественный».

Владимир был основан дважды! Двумя князьями, оба — Владимиры.

Поколение «рожденных в СССР » владимирцев выросло в уверенности, что город основан в 1108 году. Потому у нас и парк «восьмисотка», и на мосту в центре эта дата. И вдруг в 90-е годы волевым решением властей город «состарился» больше чем на век.

С тех пор уже почти два десятка лет ученые и патриоты спорят, когда же именно, и каким конкретно князем был основан город Владимир. 990 год или 1108-й? Отступать, честно говоря, некуда — для древней столицы Руси , чем старей, тем лучше. На деле же, оказывается, что в шутке, где Владимир переименовывают во «Владимир Владимирович» есть доля правды. Обе даты имеют право на жизнь, и оба князя Владимира — Красное Солнышко и Мономах — основали град сей, хоть и прославился он только при третьем князе — Андрее Боголюбском.

МОРЩИНЫ ГОРОДУ К ЛИЦУ

В некоторых летописях действительно упоминается, что Владимир-на- Клязьме был основан князем Владимиром Красное Солнышко во время его восточного похода на булгар около 990-992 года. В обоснование этой даты приводятся данные более поздних летописей — Супрасальской, Густынской, Ермолинской, Никоновской, Холмогорской, сокращённых летописных сводов 1493 и 1495 годов, летописных сводов 1497 и 1518 годов, Степенной книги, Русского хронографа.

В советское время была принята совершенно другая дата — 1108 год, тоже из летописей. Ее придерживался крупнейший авторитет по истории и культуре Владимиро-Суздальской Руси Николай Воронин . Так что в 1958-м был широко отмечен 850-летний юбилей города. Старожилы до сих пор благодарны тогдашнему мэру Роберту Магазину, который не просто «выбил» из центра деньги на праздник. Во Владимире впервые появился капитальный мост через Клязьму, путепроводы над Ерофеевским спуском, ну и, разумеется монумент на Соборной площади. Сейчас жители почти не связывают эти объекты с торжествами полувековой давности, самым живучим в обиходе оказалось почему-то название «Парк им.850-летия Владимира», он же «восьмисотка», хотя официально он так не называется уже давно.

Старые юбилейные надписи до сих пор проступают местами, например, на чугунных перилах путепровода на Большой Московской улице. И поэтому владимирцы и туристы любят позубоскалить на тему: «Если городу больше тыщи лет, когда ж это все понастроено было, при каком царе?»

А все дело в том, что после крушения СССР стали активно искать доказательства, что городу больше тысячи лет. И основал его, стало быть, не князь Владимир Мономах, а сам Владимир Креститель (Красное Солнышко). Подоплека простейшая — в том, что древнейшим городам в перспективе будет оказываться денежная поддержка, не сомневался никто.

За более древнюю дату высказался академик Дмитрий Лихачев .

— Мне представляется несомненным, что город Владимир был основан именно в 990 году, писал он. — Выводы архиепископа Валентина в его докладе, посвященном 1000-летию крещения Владимиро-Суздальской земли, бесспорны. В итоге, вопрос решил голосованием горсовет! Точку поставил сам «царь» Борис Ельцин в августе 1995 года. Город Владимир был официально назван «символом духовности и оплота россиян за свободу и независимость», деньги на празднование тысячелетия из федерального бюджета тоже нашлись. Правда прошли торжества с пятилетним опозданием, потому и назывались «Вступление города во второе тысячелетие». Только в отличии от советского времени, ни одной знаковой постройки, как в результате юбилея 1958 года, в городе не появилось.

ВЛАДИМИР ЗАЖИЛ ТОЛЬКО СО ВТОРОГО РАЗА

С тех пор накал страстей насчет правильной даты несколько спал, особенно после того как был поставлен памятник Владимиру Красное Солнышко, но не для ученых. Самая большая проблема — нет археологических находок, подтверждающих более древнюю дату, тогда как раскопки в историческом центре идут ежегодно более полувека. Было дело, находили арабские монеты XI века, но монеты ходили в ту эпоху по рукам на протяжении столетий, так что это косвенная улика.

— Понятно, что там, где стоит Владимир люди жили с древнейших времен, но назвать это городом трудно, — считает доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России и краеведения ВлГУ Андрей Тихонов . — Я постоянно общаюсь с археологами, они говорят, сколько мы ни копаем, мы не находим слоя XI века. Его просто нет.

Как же так, выходит «тысячелетний Владимир» — ненастоящий?

— Скорее всего, во время восточного похода Владимир Красное Солнышко основал на Клязьме город, но после ухода князя он захирел — в истории такое бывает! — рассказал нам ученый. — Город все же — это место, где постоянно находится князь и дружина, есть стены и значительное неземледельческое население. Если это и было, то существовало недолго. У археологов даже находок первой четверти XII века очень не много, и только позднее — во времена Андрея Боголюбского, во второй половине XII века — находок много, это расцвет Владимира, эпоха белокаменного строительства. Такое положение дел можно объяснить только одним: Владимир Красное Солнышко основал город по пути на войну, какое-то время — пару месяцев — был здесь (походы тогда были очень не быстрым делом). Но потом — на долгий срок — осталось разве что очень небольшое поселение.

Читать еще:  Как поминать правильно умерших

ДАЕШЬ ИСТОРИЮ В 25 ТЫСЯЧ ЛЕТ?

— В городской черте Владимира найден Сунгирь, стоянка древнего человека эпохи палеолита — это 25 тысяч лет, — напоминает Андрей Тихонов. — Но это же не повод отсчитывать историю города с тех времен! Понятно, что сегодня очень любят «удревнять» города, недавно, скажем, отмечали 1000-летие Казани . Просто под такие юбилеи удобно попросить федеральные деньги у Москвы .

Так, что же делать, выяснять правду, которая может оказаться неудобной, или оставить ученых наедине с их спором, хоть он может стать бесконечным?

— Я думаю, что городские власти должны обратиться с официальным запросом в Институт Российской истории РАН, который проведет нужные экспертизы и даст окончательное заключение. Плюс институт Археологии может к этом подключиться, — говорит Андрей Тихонов. — Есть риск разочарований, но надо делать все по науке, а не голосованием.

ДРУГАЯ ВЕРСИЯ

Летописцы просто попутали города?

В состав Российской империи входил и другой город Владимир — Владимир-Волынский(теперь это территория Украины ). В старину, чтобы не путать, наш Владимир часто называли Владимир Залесский или Владимир на Клязьме. Однако эти названия не прижились, и вполне может быть, что в летописях, по которым вроде бы нашему Владимиру тысяча с лишним лет, речь шла все-таки об украинском городе на Волыни . С его датировкой, кстати, разночтений нет. Первое летописное упоминание в 988 году, когда все тот же Владимир Красное Солнышко захватил здешнее поселение и назвал своим именем.

Фото из архива Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Тысячелетие 1 — Прочность юбилейного путепровода проверяют грузовиками с песком.

Тысячелетие 2 — «Неправильное» 850-летие встречали с радостью за новое строительство.

Тысячелетие 3 — На месте памятнику князю Владимиру полвека назад стояла скульптура «Материнство»

Читайте также

Метательное бесшумное оружие смогут покупать и использовать только охотники или спортсмены

Мы попросили сотрудников Росгвардии ответить на вопросы о поправках в закон

Введут ли в России патенты для дачников

Поправки в Налоговый кодекс, которые в конце января приняла Госдума, вызвали весьма бурную реакцию у владельцев личных подсобных хозяйств (ЛПХ)

«Какое они совершили преступление, а?»: Керченские блокадники жалеют уволенных чиновниц в шубах

В этом году ветеранам, кроме набора продуктов, вручили медали и цветы

«Его похоронили посреди дороги, как собаку»: Внучка ветерана Великой Отечественной войны возмущена тем, как ее деда проводили в последний путь

Оксана Канцерене из Елабуги также рассказала, что им отказывают в выплатах на похороны мужчины

«Город вымер мгновенно»: эвакуированные из Китая в Приморье туристы рассказали, от чего они бежали

Все россияне счастливы, что вернулись домой, но большинство из них после вспышки заболевания лишилось работы [фото, видео, эксклюзив kp.ru]

«Огненная женщина!»: после голливудской фотосессии Поклонская сразила наповал алым платьем в пол

Политик опубликовала очередной модный лук

Алина Загитова выступила на льду озера в Доброграде

Ледовое шоу собрало почти 5 тысяч зрителей

Сергей Иванов тратит на благотворительность больше 2 миллионов рублей в год

Перечисленные им деньги идут на развитие музеев, поисковое движение и помощь дальневосточным леопардам

Владимир на коньках: в «пушке» ежедневно и бесплатно, на «Лыбеди» по выходным за деньги

В центре города заработали два муниципальных катка

Нейропсихолог показал владимирским родителям, как тяжело учиться читать и писать

Тренинг прошел в центральной городской библиотеке

Владимирцам рассказали о мороженом с научной точки зрения

И научили, как правильно есть снег

«Пытаются сделать из меня овощ»: девушка с 19 татуировками сбежала из детского дома, устав от психиатров

Она уехала за 260 километров от дома и устроилась на работу в кальянную. Ее нашли новосибирские полицейские и вернули педагогам

«Крик души»: девушка, которая призвала топить детей-инвалидов в Нефтеюганске, оправдалась за свои слова

Диана Закутняя рассказала, что дети творили что попало, пока их мамы сидели в телефонах

Какие страны упоминают Бога в Конституции и как

На Западе таких примеров много, а из постсоветских республик — только Украина

Просто придрались: Уволенная глава горсовета Керчи не чувствует своей вины перед блокадниками

После скандала с пирогами и шубами дочери чиновницы подверглись травле

В доме-музее Римского-Корсакова в Тихвине восстановят исторический облик комнат

Реставраторы обнаружили обои, в окружении которых прошло детство композитора

Семья миллионера Игоря Рыбакова отдаст половину состояния на развитие образования

100 миллионов долларов будут потрачены в течение 10 лет

Поклонская предложила свой вариант упоминания Бога в Конституции

Депутат уверена, что люди не будут возмущаться, если указать Всевышнего в главном законе России

Власти Ленинградской области материально поддерживают предложения населения по развитию региона

В 2020 году по инициативе местных жителей воплощено в жизнь 602 проекта по благоустройству и созданию новых общественных пространств

Как мы искали китайскую заразу на московском «мокром рынке»

Корреспондент «КП» проинспектировала столичные прилавки с мадагаскарскими тараканами и китайскими продавцами

В мэрии обещают очистить тротуары от снежной каши к среде

Но уже во вторник обещают мороз и все нечищенное замерзнет

«Я не это имела в виду»: чиновница из Хакасии назвала музыку симфонического оркестра какофонией

Позже она оправдала свою оговорку тем, что не привыкла к публичным выступлениям

Возрастная категория сайта 18+

1 упоминание о владимире

иеромонах Варфоломей (Минин),
настоятель храма свв. равноап. Кирилла и Мефодия, к.и.н., доцент кафедры философии и религиоведения ВлГУ, докторант Общецерковной докторантуры (г. Москва)

Святой благоверный равноапостольный князь Владимир Святославич – основатель города Владимира.

Владимирский именослов открывается именем древнего града Владимира [1] . Это своего рода лингвистический памятник и историческое свидетельство о судьбоносном времени Крещения Владимиро-Суздальской Руси.

Под 990 годом в летописи Авраамки, восходящей к древнему хронографу имеется запись, что в тот год “. пришед из Киева (князь Владимир) в Словенскую землю, и постави град во свое имя Володимер, и постави церковь деревяну святую Богородицу съборную. и спом осыпа, и люди крести, и наместники посади, и прииде в Киев.” [2]

Святой равноапостольный великий князь Владимир основал в 990 году город на Клязьме и освятил его своим именем. Основание Владимира неразрывно связано с Крещением и христианизацией северо-восточных земель Руси. Град Владимир на высоких берегах реки Клязьмы был возжжен как светильник христианской веры и благочестия в языческом крае. Древние центры Залесья – Ростов и Муром были известны как города, объединявшие через систему вечевого управления население северо-востока Руси. Вхождение этих земель в состав единого древнерусского государства и установление института великокняжеской власти породили известный сепаратизм местной правящей элиты. Для осуществления поставленной им цели князю необходим был город, население которого оказывало ему всяческое содействие. Таким городом стал Владимир, первые поселенцы, которого были выходцы из Киевской Руси.

Само положение города, поставленного над клязьминскими кручами, напоминает златоверхий Киев. Об этом свидетельствуют и названия рек – Рпень, Почайна и Лыбедь, которыми новые жители заменили местные наименования, не дошедшие до нас. На самой высокой точке города (более 50 метров над уровнем Клязьмы) , на кромке береговой кручи по указанию князя Владимира был воздвигнут собор Успения Божией Матери, срубленный из дубовых дерев. Более 165 лет простоял этот храм, заменивший в середине 12 века свои деревянные стены на новые, белокаменные. В Супрасльской летописи указывается, что князь наименовал новый город в «свое имя ветшано». Местоположение города было удачно во всех отношения. В Тверской летописи дается самое точное определения местоположения города: « . на реце на Клязьме, на усть Лыбеди» [3] . Летописец указывает: “В лето 6498. Поиде Володимерь в Словянскую землю и страну Залесскую, и в Суждальстей области и Ростовстей постави град в свое имя Володимерь. ”. [4] Основное славянское население Залесского края по данным археолога В.В. Седова принадлежало к племени словен. Важное стратегическое значение Владимира заключалось в том, что из него открывался торговый по Клязьме в Волжскую Булгарию и могли осуществляться связи Среднего и Верхнего Поднепровья со Средней Волгой и Окой. К тому же по близости от Владимира Залесского находился важнейший торговый путь по Волго-Окскому направлению через реки Клязьма и Нерль и далее к озеру Неро, верхнему течению Волги, реке Шексне до Новгорода и Ладоги. Как указывают археологические данные, сохранившиеся курганные могильники и монетные клады, исследования городских валов, здесь уже были поселения людей, оценивших это благоприятное для жительства местоположение. Переселенцы из земли новгородских словне, кривичей и вятичей принесли в Залесье свой способ вести хозяйство, свою организацию социальной жизни и свою племенную религию. В долине реки Рпень, называемой Ярилиной, находилась священная роща Кузянка или Кузячка, где местные язычники-славяне устроили капище своим богам. В настоящее время это место украшает Князь-Владимирский храм. Здесь в долине было совершено крещение местного населения у впадения реки Почайны в Рпень. В дальнейшем на месте крещения владимирцев был воздвигнут Феодоровский монастырь.

Около трех столетий идет научный спор о дате основания г. Владимира. По традиции начало многих старых городов Руси связывают с первым упоминанием их в летописях. Применение этого принципа к Владимиру осложнено тем, что в письменных источни ках содержатся разные даты.

В одних (летописи Никоновская, Воскресенская, Софийская первая и другие) указывается на основание Владимира киевским князем Владимиром Святославичем (Свя тым) в конце X века.

В других (летописи Львовская, Новгородская первая и др.) начало города связывается с именем переяславского князя Владимира Мономаха и относится к 1108 г.

Разнобой в летописях перешел в историческую литературу. Различия в датиров ке отчасти связаны с разным толкованием историками самого понятия «город». Для одних древний «город» — укрепленный насе ленный пункт, являвшийся административно-политическим цент ром округи (волости). Другие же указывали на двоякий смысл этого понятия. Летописи им обозначали как собственно город, так и городовые укрепления. На это указал Д.С. Лихачев. Считая безусловным, что город основан в 990 году, он писал, что «город» по-древнерусски означает не только город как населенный пункт, но и городские стены. Поэтому «поставить город», «соорудить город» могло чаще всего относиться к строительству стен» [5] . Последние со временем разрушались и требовали возобновления. Поэтому князьям приходилось ставить «город» на одном и том же месте неоднократно, что и зафиксировали летописи. Возможно, так обстояло дело и с Владимиром. Поставленная в 990 г. на берегу Клязьмы Владимиром Крестителем первая крепость обветшала, и последующие князья вынуждены были ее строить заново. Таким образом, в летописях появилось известие о строительстве «города» (т.е. городовых стен) переяславским князем Владимиром Мономахом в 1108 г. Современное «расхождение» данных письменных источников, указывающих на конец 10 века как начало существования города, и археологических данных, не находящих достаточного вещественного подтверждения этому факту, может быть связано как с неполным археологическим изучением территории Владимира, так и с проблемами методологического характера. В частности, в н екоторых случаях вал не являлся обязательным элементом городских укреплений. Так Ростов Великий в начальный период своей истории не имел валов. Следует учитывать так же, что древнерусский город 10-11 вв. имел свои отличия от города 12 столетия.

В 1992 г. Владимирский городской совет принял решение возвратиться к старой научной традиции, утраченной по идеологическим соображениям в советский период, считать датой основания Владимира 990 г. Эта официальная дата связывает появление города-крепости на Клязьме с началом христианизации Северо-Восточной Руси, а его имя с личностью князя киевского Владимира Святославича — Крестителя Руси . [6]

28 июля 2007 года на высокой круче над Клязьмой в Пушкинском бульваре города Владимире был торжественно открыт памятник крестителям Владимирской земли , основателю города Владимира равноапостольному князю Владимиру Святославичу и святителю Федору Суздальскому. Памятник работы заслуженного художника России Сергея Исакова был освящен Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием.

7 июня 2013 года на Соборной площади у древних стен Успенского кафедрального собора жители города Владимира встречали великую святыню – честные мощи святого равноапостольного князя Владимира. По благословению Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского из Киева во Владимир была передана частица мощей святого князя Владимира Святославича, как благословение древнему городу на Клязьме, тезоименитому Крестителю Руси.

[1] Иорданский А.М. Происхождение и история названия города Владимира // Ученые записки Владимирск. пед. ин-та. Вып.5. – Владимир: ВГПИ, 1958. – С.15-24.

[2] Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. XVI. С. 39 .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector