0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

1 ноября поминальный день

Поминовение усопших

Поминальная суббота, день поминовения покойных, родительская суббота – у данного дня много названий. Смысл же один – поминовение усопших через молитвы, воспоминания, поминальную трапезу. Для каждого христианина поминальный день усопших очень важен и дорог. Он объединяет всех людей, заставляя каждого помолиться за близкого человека.

Поминовение у христиан: происхождение традиции

Декрет об образовании всемирного дня особого поминовения умерших датирован 998 годом. Впервые традиция была введена во Франции. Ее основатель — аббат Одилон Клюнийский. Ее распространение происходило достаточно быстро.

Решение организовать повсеместный для католической церкви поминальный день поминовения всех усопших было вызвано легендой пилигрима. Она гласит о том, как возвращающийся со Святой Земли паломник узнал от отшельника об огромной трещине в скале, ведущей прямо в землю. Мужчина рассказал о страшных звуках, доносящихся оттуда. По его словам, это были стоны умерших. Также он повествовал и о криках дьявола, который досадовал о том, что люди читают молитвы за покойников. Услышав эту историю, Одилон Клюнийский и решил сделать поминовение покойных обязательным для всех православных.

Интересный факт: Одилон Клюнийский назначил датой дня памяти усопших 2 ноября. Именно этого числа в католической церкви и читают молитву об умерших ежегодно. У христиан же установлено сразу несколько дней почтения покойных.

Индивидуальные дни поминовения покойных

Поминают умерших не только в общепринятые дни (о которых речь пойдет далее). Читать молитвы об усопших близких можно в любой день. Но правильнее всего делать это на:

  • Третий, девятый и сороковой день после смерти. Именно в этот период (до 40-го дня) умерший держит ответ перед Богом. Его душа находится в стадии перехода от жизни земной к жизни вечной. В эти дни она особо нуждается в помощи (молитве со стороны близких, воспоминаниях о добрых делах умершего и т.д.).
  • Годовщину с даты смерти. Событие ухода души в иной мир по значению не уступает дню рождения тела человека (а для многих православных даже превосходит, ведь когда люди умирают, они переходят в вечную жизнь). Именно поэтому в годовщину смерти необходимо в обязательном порядке помянуть покойного добрым словом.

Церковью не возбраняется ежедневно читать молитву близким людям, ушедшим в вечную жизнь. Помимо индивидуальных дат существуют и общие дни, когда поминание усопших родственниками обязательно.

Вселенский день памяти умерших или родительские субботы

В церковном календаре существуют особые поминальные дни, распространяющиеся на всех христиан. В установленные православной церковью даты совершаются соответствующие панихиды в святых местах. Называются дни вселенскими родительскими субботами. Читать молитву следует не только родителям, но и всем робам божьим, ушедшим в иной мир. Проводить такие поминки можно как в церкви, так и дома.

Мясопустная суббота

Первым календарным днем, когда поминают всех усопших является мясопустная суббота. В 2020 году она выпадает на 2 марта. Проводятся поминки за 8 дней до великого поста перед главным христианским праздником — Пасхой. Приходится мясопустная суббота на последнюю неделю перед Масленицей. Именно поэтому ее также называют и Малой Масленицей.

Церковные панихиды проводятся по особому уставу. Батюшки, когда поминают умерших, читают молитвенные речи одновременно за всех христиан, начиная от Адама и заканчивая именами, предоставленными в записке прихожанами. Вместе с церковным служителем Бога молятся и пришедшие родственники покойных. Они просят у Господа упокоения души усопшего, отпущения всех его земных грехов.

Существует православная традиция того, как помянуть усопших в мясопустную субботу. К основным ее правилам можно отнести:

  • Приготовление блинов. По христианским обычаям, первый испеченный блин хозяйка должна положить у икон, второй — на подоконник, а все остальные — отнести на могилу родственника и раздать их малоимущем либо служителям храма/церкви.
  • Проведение поминального ужина. Вечером хозяйке дома предстоит накрыть богатый стол. Еда может разнообразной, т.к. она еще неограниченна постом. Главное, чтобы на столе было нечетное количество блюд. Желательно, чтобы на столе была кутия.

Перед тем, как поминать покойных за обеденным столом, нужно подготовить место для самих умерших душ. Для этого достаточно лишь отложить в отдельную тарелку понемногу с каждого блюда и налить стакан вина/водки/киселя. Помимо этого, на столе в обязательном порядке должна быть зажжена свеча.

Радоница

После празднования Пасхи (на второй неделе) первым днем памяти всех умерших является Радоница (в 2020 году выпадает на 7 мая). Ее основной смысл — разделение радости от великого праздника с усопшими. В Радоницу принято приходить на могилы родственников как бы с благой вестью — Иисус не умер, он сумел победить смерть и защитить душу каждого человека своим поступком.

В этот праздник (именно так называют эту поминальную дату) христиане посещают кладбище, где и происходит встреча живых и мертвых душ. Здесь близкие вспоминают ушедшего на тот свет раба божьего добрыми словами, поминают его и молятся за его упокоение. Сопровождается поминовение усопших освящением еды (куличей, крашенок, сладостей) и ее предоставлением родным или чужим людям за упокой души (необходимо называть точное имя).

Помните! Не стоит создавать широкие пиршества на могиле покойного. Это говорит о неуважении к миру мертвых. Церковь возбраняет такое поведение. Кладбище — это место, где необходимо читать молитву об усопших и поминать их.

На Радоницу также принято накрывать обильный поминальный стол дома. Правила его создания не отличаются от уставов, характерных для Мясопустной субботы.

Троицкая вселенская суббота

Не менее значимой поминальной датой в христианстве является Троицкая субботу (в 2020 году выпадает на 15 июня). В вселенскую Троицу принято поминать не только родителей и близких родственников, но и всех людей, некогда живущих на земле. Утром верующие посещают литургию, проводимую в церкви. После этого они отправляются на кладбище на могилы родных. Места захоронения принято украшать свежими ветвями и цветами. Это символизирует пробуждение природы и скорейшее становление единого царства.

В православии Радоница является единой для поминовения всех усопших. Именно поэтому многие прихожане украшают и чужие могилы, отдавая дань каждому рабу божьему. После посещения кладбища верующие отправляются домой, где им предстоит накрыть стол. Для приготовления блюд можно использовать любые продукты (ведь великий пост уже позади). Чтобы правильно поминать умерших, необходимо отказаться за столом от:

  • пустых разговоров, злословий и сплетен;
  • праздного веселья;
  • алкоголя.

Поминальную трапезу можно проводить как в компании родственников и друзей, так и в одиночку. Главное — не забыть о поводе застолья и зажечь свечу в память об усопшем.

Дмитриевская суббота

Еще одним днем поминания покойных является Дмитриевская суббота (в 2020 году выпадает на 2 ноября), появление которой связывают с Куликовской битвой и, соответственно, Дмитрием Донским. Ранее в Дмитриевскую субботу провожали осень и готовились к зимним холодам. Согласно поверьям, закончить подготовку необходимо было до наступления Покровов.

В этот день принято в обязательном порядке проводить генеральную уборку всех помещений, посещать кладбище и церковную службу, поминать усопших. По православным традициям обеденный (вечерний) стол должен быть устелен новой льняной скатертью. Пища на нем должна быть поминальной (кутия, блины с разными начинками, пироги).

Частные поминальные дни

К особым дням поминовения относятся и частные поминальные даты, приуроченные к великим историческим событиям и связывающие большое количество сторонников православия. Среди наиболее значимых можно выделить:

  • 9 мая — дата, когда день поминовения усопших посвящен всем жертвам Великой Отечественной Войны;
  • 22 июня — день памяти и скорби, связанный с нападением фашисткой Германии на СССР;
  • 11 сентября — день скорби павших православных воинов.

В эти даты необязательно сопровождать поминание походом на кладбище и в церковь. Достаточно будет помянуть погибших родителей, родственников, знакомых добрыми словами и чистыми мыслями за обедом или ужином.

Особенности поминания умерших в родительские субботы

Православные христиане, чтущие свои традиции и обязанности, несмотря на то, в какие дни они поминают усопших, соблюдают целый ряд правил. Большинство уставов являются общими и подходят для всех вселенских суббот. Изучить их несложно. Главное — подходить к данному процессу с душой и пониманием. Необходимо осознавать, что поминание умерших — это наш долг. Каждому стороннику православия известно, что при втором пришествии все, чье тело погибло, а душа осталась жива, воскреснут. Именно поэтому богослужители просят верующих молиться о своих родителях и близких людях, спасая тем самым их душу и очищая ее от земных грехов. И совершать молитвенные обряды следует не только на годовщины со дня смерти, но и во все вселенские субботы (а лучше — чаще).

Чтобы быть услышанным Господом, необходимо знать о том, как правильно поминать усопших, и стремиться к полному соблюдению основных уставов проведения поминок. Касается это как поведения на церковной службе, так и совершения поминального обряда дома.

Церковные поминальные службы

Далеко не все верующие знают, как правильно в церкви поминать усопших и что необходимо нести в храм. Ответить на вопрос непросто, так как данный процесс имеет сразу несколько нюансов:

  • Имя усопшего. Перед непосредственным началом поминальной службы пришедшему необходимо записать на листке имена усопших и подать записку богослужителю.
  • Свечи и молитва. После того, как записка отдана, необходимо поставить свечу за упокой души умершего. Устанавливаются поминальные свечи на панихидный столик.
  • Молитва. Во время богослужения от прихожан требуется лишь одно — искренне молиться за усопших близких.
  • Совершение блага. В память об усопших принято творить добро и оставлять нуждающимся милостыню (деньгами или продуктами).

Приносить же в храм следует постную еду и кагор. Она раскладывается на отдельном столе, расположенном недалеко от панихидной подставки. Приносить крепкие спиртные напитки (коньяк, водка) нельзя. В церкви можно также заказать и индивидуальную панихиду об усопшем.

Заупокойные молитвы дома

Если возможности посещения церкви нет, необходимо помянуть душу близкого человека дома. Умерший нуждается лишь в нашей молитве и памяти. Ему неважны материальные блага и большие яства. Чтобы правильно почтить его душу, достаточно лишь веровать и уметь молиться. Молитва — неотъемлемое звено самостоятельного поминовения. В молитвеннике представлено большое разнообразие поминальных слов. Произносить их необходимо искренне, от души, обдумывая истинный смысл произносимого. Правильно делать это перед иконой с саженной рядом свечой.

Поминать близкого следует и за столом. Для этого следует создать для раба божьего отдельное блюдо с едой и стакан с напитком. Во вселенские родительские субботы все души, потерявшие свое тело, возвращаются к близким людям. Поэтому так важно уделить им в эти дни свое внимание.

Особенности поминального стола

Перед тем, как поминать усопших за поминальным домашним столом, в обязательном порядке следует прочитать краткий чин панихиды. При отсутствии слов такового можно прочесть «Отче наш». Только после этого все пришедшие на обед приступают к трапезе. Первым блюдом, которое можно вкусить, является кутия. Она должна быть освещена в церкви. Если такой возможности не было, необходимо сбрызнуть блюдо святой водой.

При проведении поминок рекомендуется воздержаться от употребления спиртного. Необходимо следить и за тем, чтобы поминальный обед не превращался в шумное застолье. За столом не должны обсуждаться новости, вестись сплетни и пустые беседы. В течение обеда разговоры должны посвящаться добрым делам усопшего. Отметить следует и его положительные качества.

От чего следует отказаться в поминальные дни?

Родительские поминальные субботы не ограничивают православных жесткими рамками поминовения. Единственно, что не рекомендуют делать церковные служители, — это организовывать пиры на кладбище. Могила — это место упокоения души. Здесь не стоит сплетничать, вести пустые разговоры и слишком много пить, есть. Лучше отдать еду нуждающимся. Приходить сюда следует с одной целью — для чтения молитвы и предоставления подати за упокой. Действует этот устав независимо от того, в какой день поминается умерший человек.

Помните, что поминание умершего — это серьезный процесс, требующей искренности и чистоты. Поэтому перед тем, как , стоит освободить свои мысли от дурных помыслов и настроиться на духовную связь с Богом через молитву. Состояние души близкого человека, ушедшего в иной мир, находится именно в наших словах. Поэтому читать поминальные молитвы следует не только после похорон, но и в родительские субботы, а также при любой другой возможности в поминальный день. Особенности того, как нужно поминать усопших, необходимо прививать верующим с раннего возраста.

День всех святых: когда и как поминать умерших

1 ноября католическая церковь отмечает День всех святых (All Saints’ Day), а 2 ноября — День поминовения усопших (All Souls’ Day).

История праздника

День всех святых католики впервые отметили 13 мая 609 (по другим источникам — 610) года, когда Папа Бонифаций IV освятил в Риме бывшее языческое капище (пантеон) как храм в честь Богоматери и всех мучеников церкви. Уже при Папе Григории III (731−741 годы) праздник перенесли на 1 ноября (прежде в этот день поминались святые, у которых
в течение года не было своего праздника).

Перенос был приурочен к освящению в базилике святого Петра часовни в честь Спасителя, его Пресвятой Матери, апостолов, мучеников и почивших во всем мире праведников. Считается, что именно в связи с этим событием отмечать День всех святых 1 ноября начали сначала в Англии и Ирландии, а при Папе Григории VII в конце XI века — во всей церкви западного обряда. С 837 года по распоряжению Папы Григория VI в этот день стали молиться не только за тех, кто принял мученическую смерть, отстаивая учение Христа, но и вообще за всех католических святых.

Начало традиции поминать усопших сразу после Дня всех святых положил в 998 году Одилон — аббат бенедиктинского монастыря Клюни во Франции. Именно он распорядился в подчинявшихся ему монастырях отмечать 2 ноября как день памяти умерших.

Со временем два первых дня ноября слились в один праздник «Святые и усопшие». В первый его день католики собираются в костелах на Святую мессу, а на следующий — с самого утра посещают кладбища, чтобы привести в порядок могилы своих умерших родственников, помолиться за них и зажечь поминальные свечи. Правда, не во всех странах соблюдается именно такой порядок.

Читать еще:  Как правильно говорить на 40 днях поминания

Как праздник «Святые и усопшие» отмечают в разных странах

В Венгрии принято посещать кладбища 1 ноября. Этот день считается здесь национальным праздником и является выходным. Верующие приходят в храмы на поминальные богослужения, чтобы помолиться за своих умерших близких и обязательно зажечь поминальные свечи, и отправляются на кладбища, где в День всех святых как символ памяти горят тысячи свечей.

В Германии католики посещают могилы своих родственников 1 ноября, в День всех святых, мучеников и усопших. Зажженные на могилах свечи горят и на следующий день — в праздник Всех душ.

Нерабочим днем 1 ноября является также в Литве. В День всех святых и в день поминовения усопших еще в давние времена у литовцев было принято отдавать часть своего добра нуждающимся, чтобы те молились за души умерших и за благополучие живых. Основными обычаями этих праздников были угощения и горящий огонь.

В наше время существует традиция приносить цветы и свечи не только на могилы своих родственников, друзей и знакомых, но и на могилы тех, кем гордится нация — известных и заслуженных деятелей страны. Зажигают свечи и на могилах, которые уже никто не посещает.

Не работают в дни праздника «Святые и усопшие» и жители Австрии. В разных частях страны существуют свои традиции поминовения. В Тироле, например, в ночь на 2 ноября и днем этого дня ставят на стол зажженные свечи и еду для «бедных душ». В некоторых частях страны принято одаривать прохожих свежеиспеченным хлебом. В память об утонувших опускают в водоемы поминальные венки.

Поверья и приметы

Помнят здесь и старые поверья. Например, такое: в ночь на 2 ноября молодой человек сможет увидеть тень девушки, предназначенной судьбой ему в жены. Для этого всего-то и нужно, что проползти под опустившимися ветками черной смородины.

А картежники будут всегда в выигрыше, если, спрятавшись под отростками куста черной смородины, призовут на помощь силы, которые вообще-то очень не рекомендуется поминать, особенно на ночь глядя…

Много старинных обычаев празднования Дней всех святых и усопших с давних времен сохранилось у католиков в Беларуси. В первый день поминают всех людей, кто своей жизнью заслужил право считаться святым. А во второй, который носит в Беларуси название Задушки, поминают умерших близких и тех, чьи души по каким-то причинам не нашли покоя на том свете. До сих пор существует обычай перед мессой в костелах вычитывать имена и фамилии умерших.

Издавна в народе считалось, что в ночь на 2 ноября души предков, выйдя из чистилища, возвращаются на землю и бродят в поисках помощи, молитвы или жертвы. Поэтому люди старались в это время не выходить из дому. Верили также, что души умерших предков — дзяды — в эти дни приходят к своим потомкам. На Дзяды не работали, под особым запретом были прядение и сексуальные отношения. Для дзядов оставляли открытыми ворота кладбищ, открывали окна, двери и дымоходы домов, чтобы они могли попасть на поминальный ужин в свою честь. Считалось, что чистые души входят в дом, а грешные — только заглядывают в окна. После ужина хозяева говорили: «Святые дзяды! Вы сюда прилетели, пили, ели. Летите же теперь к себе! Скажите, что вам еще надо, а лучше летите на небо. А кыш, а кыш, а кыш!»

Приметы, связанные с погодой

А еще, независимо от страны проживания, в День всех святых можно узнать, насколько холодной ожидается зима. Для этого надо срезать ветку бука: если в ней уже нет сока (она стала совсем сухой), надо готовиться к суровой зиме.

Родительская суббота – Все дни поминовения в православном календаре

Родительская суббота – это день поминовения умерших в русском православии, когда проводится вселенская панихида по умершим христианам, на литургиях читаются молитвы за упокой почивших, а родственники поминают своих родных и близких добрыми словами и молитвами и посещают их могилы на кладбищах.

Что такое Родительская суббота?

В Родительскую субботу верующие молятся за всех умерших христиан, но в первую очередь поминают своих родителей и близких. От этого и происходит название «родительская» – первым делом всегда молятся за своих усопших родителей.

Что делают в Родительскую субботу?

В Родительскую субботу верующие посещают церковь или храм, участвуют в поминальной литургии, обязательно подают записки о упокоении, ставят свечку за своих умерших родственников, могут заказать панихиду по родным усопшим. Многие православные в этот день посещают кладбища, где покоятся их близкие, приводят в порядок могилу и надгробие, кладут цветы, при необходимости меняют крест или ограду.

Многие приносят угощения на могилы своих покойных близких. С точки зрения православной веры – это не более чем языческий предрассудок. Вместо этого лучше принести в храм кагор (вино) для поминальной литургии и постные продукты, чтобы передать их малоимущим.

Также в Родительскую субботу проводят поминки. В такой день желательно собраться всей семьей и помянуть добрым словом своих усопших близких. Церковь не одобряет превращение поминок в бурное возлияние, так как суть коллективной трапезы в этот день состоит в поминовении тех, кого уже нет с нами, а не в предании веселью и плотским радостям.

Также существует традиция приносить в храм вино для литургии и постные угощения, которые будут переданы малоимущим прихожанам.

7 Родительских суббот в православном календаре

В течение года отмечают семь родительских суббот, три из которых приходятся на Великий пост. В православной традиции есть и особые дни поминовения, специально посвященные молитвам за воинов, погибших за православную веру.

Вселенские и частные Родительские субботы

Родительские субботы бывают вселенские (Мясопустная и Троицкая) и частные. Во время Вселенской субботы проводится поминовение всех умерших христиан. Частные родительские субботы – это дни поминовения, существующие только в календаре Русской православной церкви.

Календарь Родительских суббот

В русской православной традиции принято справлять в течение года семь родительских суббот:

  • Мясопустная (Вселенская) родительская суббота;
  • Три Родительских субботы Великого поста;
  • Радоница;
  • Троицкая Родительская суббота;
  • Димитриевская Родительская суббота.

Плавающие даты

Как правило, Родительские субботы не имеют четко фиксированной даты и меняются из года в год. Это связано с тем, что дата проведения поминального дня устанавливается относительно дня недели и других священных праздников. Дату Родительской субботы всегда можно проверить по церковному календарю.

Календарь Родительских суббот на 2019-2020-2021 годы

Мясопустная суббота

Мясопустная Родительская суббота – это первый родительский день в году, одна из двух Вселенских родительских суббот. Проводится в субботу перед Неделей о Страшном суде и за неделю до Великого Поста. Название «Мясопустная» происходит от второго именования воскресенья за неделю до Великого Поста – Мясопуст.

Среди дней поминовения Мясопустная суббота имеет особое значение, так как это первый день в году, когда проводится всеобщая заупокойная литургия. В дни Великого поста полная литургия не служится, поэтому поминовение усопших возможно лишь в особые дни. Многие православные стараются передать записку с именем усопшего в храм за день до Мясопустной родительской субботы, ведь следующая такая возможность появится нескоро.

Родительские субботы в Великий пост

Великий пост длится 48 дней и служит подготовкой верующего к Пасхе. Он установлен в память о подвигах Христа в пустыне на протяжении сорока дней. В течение большей части Великого поста не проводятся заупокойные литургии. Чтобы умершие православные не остались без поминовения, было выделено три родительских субботы на второй, третьей и четвертой неделе (седмице) Великого поста.

В 2020 году родительские субботы Великого Поста приходятся на 23 марта, 30 марта и 6 апреля.

Радоница

Радоница – первый день вселенского поминовения усопших после Великого поста и Светлой седмицы (первой недели после Пасхи). Отмечается во вторник Фоминой седмицы, поэтому её нельзя в полной мере назвать родительской субботой. Тем не менее, она имеет особое значение, так как это первый будний день после полутора месяцев, когда можно проводить литургию после усопших.

В православной традиции церковное празднование Пасхи продолжается 40 дней. Поэтому Радоницу следует рассматривать не просто как день поминовения, а как возможность разделить радость праздника Пасхи со всеми умершими близкими. Несмотря на повсеместное празднование Радоницы, церковный устав не предусматривает заупокойную литургию во вторник Фоминой недели. Некоторые литургисты Русской православной церкви критикуют Радоницу на том основании, что она приводит к смешению празднично-торжественного и заупокойного.

Троицкая суббота

Для православных Троицкая суббота – это второй из двух главных дней поминовения усопших – Вселенская Родительская суббота. В этот день принято возносить молитвы не только о своих родных и близких, но и обо всех умерших христианах.

Троицкая суббота предшествует Дню Святой Троицы (другое название Пятидесятница). Согласно Евангелию, в этот день на апостолов сошел Святой Дух, ознаменовав тем самым создание вселенской апостольской Церкви. Сошествие Святого Духа сделало возможным спасение человеческой души, а потому в субботу перед Днем Святой Троицы важно молиться не только за живых, но и за усопших христиан.

Димитриевская родительская суббота

Димитриевская Родительская суббота – последняя из Родительских суббот в году. Она приурочена ко дню памяти святого великомученика Димитрия Солунского. В этот день поминаются все умершие, но в первую очередь воины, погибшие за православную веру. Считается, что начало проведению Димитриевской субботы положил князь Дмитрий Донской, когда посетил после победы в Куликовской битве Троице-Сергиеву обитель.

Дни памяти православных воинов

Помимо Димитриевской субботы, есть еще два дня, когда в храмах Русской православной церкви служат литургию по всем погибшим православным воинам. Эти дни не относятся к Родительским субботам, но тоже являются важными днями поминовения. Дни памяти православных воинов, в отличие от Родительских суббот, имеют четко установленную дату.

11 сентября – День памяти православных воинов

11 сентября известно, как День памяти павших за Веру, Царя и Отечество православных воинов. Проводить панихиду в эту дату было установлено в годы войны России с Османской империей указом императрицы Екатерины Великой. Война, длившаяся с 1768 по 1774 год, унесла жизни многих русских православных солдат. Чтобы был день почитания памяти не только тех, кто погиб в Русско-Турецкой войне, но и всех православных воинов, когда-либо сражавшихся с врагами, императрица установила специальный памятный день. В наше время эта панихида проводится нерегулярно.

9 мая – это день поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война унесла жизни многих наших соотечественников, в том числе и православных христиан. В праздник Дня Победы церковь проводит службу в память о жертвах войны и молится за упокой всех убиенных.

Молитва об усопших в Родительскую субботу

В Родительскую субботу православному христианину важно не только навестить могилы и провести поминки. В первую очередь он должен посетить храм и помолиться за упокой своих родных и близких, в первую очередь родителей и других своих предков. Если посетить храм не удается, то можно вознести молитву дома в соответствии с молитвословом. Существуют различные молитвы, подходящие для чтения в родительскую субботу, вот одна из них: молитва об усопшем христианине, молитва вдовы и вдовца, молитва детей о почивших родителях.

Самая основная и простая молитва об усопших родных, которую может прочесть любой православный, звучит так:

«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.»

Если христианин хочется помолиться о каком-то конкретном покойном, то он может прочесть следующую молитву:

«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу в Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Возможно, вам будет интересно:

Родительские субботы и дни особого поминовения усопших

Когда в Церкви молятся об усопших?

Учение Православной Церкви о душе говорит о том, что смерть не является завершением земной жизни, а только переходом в иной мир. У Бога все живы — именно поэтому Церковь постоянно молится не только за живых своих членов, но и за всех почивших. Чтобы показать, насколько важна роль поминальных молитвословий, перечислим основные моменты их присутствия в богослужении:

1) молитвы об упокоении совершаются в Церкви ежедневно (на литургии, во время панихид);

2) по церковному уставу каждый из семи дней недели посвящен определенному событию и имеет свои особенности богослужения. Суббота посвящается памяти святых и всех почивших христиан;

3) частное поминовение умерших совершается в 3-й, 9-й и 40-й дни после смерти, а также на годовщину. Ежегодно панихиды по родным заказывают на именины или в день рождения покойного;

4) дни общего церковного поминовения именуются родительскими субботами. Две из шести родительских суббот (Мясопустная и Троицкая) носят название вселенских, так как полностью посвящены молитвословию о почивших во все времена и имеют исключительный богослужебный порядок.

В течение года количество заупокойных молитв разнится от наименьшего в предпраздничные и праздничные дни до наибольшего во вселенские родительские субботы, которые почти полностью состоят из заупокойных молитвословий.

Что такое родительские субботы?

Дни особого поминовения в Православной Церкви именуются родительскими субботами. Такое название объясняется тем, что в эти дни христиане молятся об упокоении своих родителей (это слово следует понимать шире — дедов, прадедов и всех предков своего рода (прародителей)), а также всех усопших православных христиан. Люди в эти дни посещают кладбища, ухаживают за могилами, заказывают панихиды в храмах или совершают богослужения над могилами самостоятельно — мирским чином (чтение литии).

Читать еще:  Какого числа дмитриевская родительская

Вселенские родительские субботы

Субботы перед Масленицей и Духовым днем (Пятидесятницей) — это дни, когда все православные христиане призываются к усиленной молитве об усопших членах Церкви — знакомых и незнакомых, далеких и близких.

Мясопустная суббота предшествует Неделе (воскресенью), в которую Церковь вспоминает о Страшном Суде и сугубо молится обо всех почивших. Это поминовение вообще всех умерших православных людей говорит о единстве Церкви, тело которой составляют души не только живых, но и мертвых, объединенные во Христе.

Троицкая суббота связывается с сошествием Святого Духа в пятидесятый день после Воскресения Христова. Это событие является одним из ключевых для понимания учения о спасении. Святой Дух, сошедший на апостолов, является для всего человечества свидетельством присутствия Божия рядом с людьми, обещанием спасения. Считается, что в день Пятидесятницы была образована апостольская Церковь.

Чин богослужения двух вселенских суббот составлен особенным, исключительным образом: некоторые произносимые в этот день молитвы не присутствуют ни в каких других службах. Если в этот день выпадает память святых, то она переносится на следующий день. Если же выпадает престольный или двунадесятый праздник, заупокойная служба совершается в отдельной части церкви — усыпальнице либо переходит на предыдущую субботу или четверг.

Нужно отметить, что в первую очередь во время вселенских суббот поминаются все усопшие от века православные христиане, а уже во вторую очередь — непосредственно наши сродники. Однако, чтобы дать людям помолиться более лично и усердно именно о своих родных, кроме поминовения на утрени и вечерне совершается еще и великая панихида. В чем отличие между этими поминовениями? Если утреня и вечерня совершаются по исключительному, специально составленному для двух этих дней порядку и носит всеобъемлющий характер, то во время панихиды произносятся молитвы более общие по содержанию и употребляющиеся также при других обстоятельствах (например, канон из обычных заупокойных субботних служб). Еще одним важным отличием является то, что на утрене поминание совершается без указания конкретных имен, но за всех «праотец, отец и братий. », а на панихиде оно происходит по церковным синодикам и личным помянникам.

Субботы Великого поста

Нарочитое (особенное) поминовение усопших совершается также в субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста. Эти субботы являются своего рода восполнением того, что во время Четыредесятницы практически не совершается литургическое поминовение. Перечисленные субботы также называются родительскими, но их чинопоследование не носит такого особенного характера, как в случае с Троицкой и Мясопустной субботами, поэтому родительские субботы Великого поста не называют вселенскими.

Еще одно отличие состоит в том, что во вселенских субботах на первый план выходит поминовение всех умерших во все века существования человечества, а в великопостные субботы главная роль отдается все-таки молитвам об усопших родственниках (совершается во время утрени и вечерни). Отдельная вселенская панихида в этот день не служится. Родительские субботы Великого поста отличает от вселенских и то, что в эти дни не отменяется прославление святых, а если суббота совпадает с Благовещением, престольным праздником либо полиелеем, то заупокойная служба не переносится на другой день, а просто опускается.

Частные родительские дни

Некоторые дни поминовения встречаются лишь в практике Русской Православной Церкви. К ним относятся Димитриевская суббота, Радоница, 9 мая (память погибших в Великой Отечественной войне) и 11 сентября (день памяти православных воинов, установленный указом императрицы Екатерины II, совершается нерегулярно).

Как гласит предание, этот день был утвержден благоверным князем Димитрием Донским в субботу перед днем памяти его святого покровителя — великомученика Димитрия Солунского (26 октября) — в год Куликовской битвы (1380). Тогда князь впервые повелел отслужить в обители преподобного Сергия Радонежского заупокойную службу в память воинов, павших на Куликовом поле.

Со временем связь этого дня с его историческим истоком ослабела, и сегодня Димитриевская суббота является поминальной родительской субботой, без частного соотнесения с событиями 700-летней давности.

Радоница является, пожалуй, самым известным (даже в нецерковных кругах) днем поминовения усопших. В этот день всегда объявляется государственный выходной, чтобы все люди (как верующие, так и светские) имели возможность посетить родные могилы.

Дата Радоницы является переходящей — зависящей от даты Пасхи. Чаще всего она назначается на вторник (если не совпадает с важными праздниками) Фоминой седмицы (вторая неделя после Пасхи).

Установление такого особого дня поминовения связано с Великим постом. Дело в том, что на протяжении постных седмиц очень часто нарочитое поминовение умерших (которое всегда совершается в 3-й, 9-й и 40-й дни) не может быть совершено из-за особенностей великопостного богослужебного устава. Поэтому к концу поста накапливается множество неотслуженных панихид, которые переносятся на первый день, когда можно совершить полную литургию и панихиду. Таким днем и является Радоница.

Поскольку Радоница всегда совпадает с попразднством, в этот день нет никаких специальных заупокойных молитвословий ни на литургии, ни на утрени и вечерне. Поминальные молитвы присутствуют только на полунощнице, а также служится великая панихида после вечерни.

Суеверия, связанные со смертью и поминками

Удивительно, но факт: в мире победившей науки, где люди часто ставят под сомнение все мировые религии, всё еще невероятно сильны так называемые народные приметы, или суеверия.

Этимология слова «суеверие» говорит сама за себя: суетная вера, вера в нечто пустое, несуществующее.

Поскольку смерть для любого человека является темой, окруженной многими тайнами и вопросами, к ней, как к магниту, притягивается и такое же количество различных суеверий. Так, очень распространены многочисленные предрассудки, связанные с организацией поминок. Часто по усопшему устраивается настоящая тризна с большим количеством разнообразных яств и алкоголя. Однако церковные люди должны понимать, что поминки организуются главным образом для того, чтобы проявить милость к людям, которые присутствовали на отпевании и похоронах. Еда нужна живым, душа же покойного нуждается в молитвах.

Абсолютно бессмысленны и все приметы, связанные непосредственно с поминальной едой. Некоторые особенно суеверные люди считают, что еду с поминок нельзя уносить домой, потому что она «обладает отрицательной энергетикой». Это утверждение является ни на чем не основанным суеверием. Еда была приготовлена для того, чтобы накормить людей, и если она остается — ее можно и нужно раздать.

Масса суеверий связывается с подготовкой к похоронам. Часто приходится наблюдать, как в доме завешивают зеркала (чтобы случайно в них не увидеть покойника), переворачивают стулья, на которых стоял гроб (чтобы живые не сели на них) и многие подобные вещи. Как верующие христиане, мы должны всячески искоренять подобные языческие предрассудки в окружающем обществе, объяснять людям полную бессмысленность таких действий.

Абсурдной и одновременно неискоренимой является традиция приносить на кладбище еду или сладости, а также оставлять стопку водки «для покойника». Стоит ли говорить обо всей нелепости подобных обычаев? Душа, которая уже не имеет материальной оболочки, не нуждается ни в чем материальном, в том числе в пище. Чтобы почтить память наших родных, мы можем заботиться об их могилах, о поддержании их в чистоте и порядке. Можем приносить на кладбище цветы и венки. Но самое главное, что мы можем сделать, — это послужить над могилой литию, попросить Господа помянуть усопшего.

В христианстве нет места магии. Цель жизни христианина — очистить собственную душу. Цель его смерти — соединиться с Богом в Царстве Небесном. В отличие от бытовых суеверий и предрассудков, каждое религиозное действие имеет высокую цель. Об этом мы должны твердо помнить и отличать одно от другого.

Даты родительских суббот и дней поминовения усопших в 2020 году

Поминовение пострадавших в годину гонений за веру Христову — 10 февраля.

Вселенская родительская суббота (мясопустная) — 2 марта.

Суббота 2-й седмицы Великого поста — 23 марта.

Суббота 3-й седмицы Великого поста — 30 марта.

День поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны — 9 мая.

Радоница — 7 мая.

Троицкая родительская суббота — 15 июня.

Димитриевская родительская суббота — 2 ноября.

1 ноября поминальный день

1 ноября вся Польша отмечает День Всех Святых, а 2 ноября поминает умерших.

День Всех Святых в Польше. Задушки

Подобный праздник есть и в православных странах – там он называется Собор Всех Святых и не привязан к конкретной дате. В Польше (римско-католическая церковь) же он всегда отмечается 1 ноября. Именно в этот день люди устремляются на кладбища, чтобы затеплить поминальную свечу (znicz) и отдать дань памяти своим предкам. День этот всегда является выходным.
По народным верованиям, в день поминовения души мертвых выйдя из могил, отправляются на панихиду в костел, а после неё — навещают свои дома. Родственники в этот день оставляют открытыми окна и двери, выставляют угощение, чтобы не сердить этих гостей, а получить от них помощь. День поминовения, который называется в Польше «задушки» отмечают очень торжественно и в наши дни. Родственники собираются вместе, идут на могилы своих близких, зажигают свечи.
В каждом супермаркете есть большой отдел, в котором продаются знитши — разноцветные лампадки, которые зажигают на могилах близких.
С 1 ноября, в день Всех Святых любое кладбище издали напоминает костер, поскольку на каждой могиле может стоять от двух до полутора десятков лампадок.

День Всех Святых – корни праздника

Первое упоминание о дне Всех Святых сохранилось в старинных литературных источниках. Самый древний из них — рукописный текст на латыни, который хранится в Праге. Он относится к XV столетию. В своем самом раннем переводе на польский текст изобилует характерными чертами Мазовии. Вот часть текста, являющего собой литургию на день Всех Святых взятая из публикации 1974 года:
In Die Omnium Sanctorum
Nasz Pan Jezus Krystus, wiedząc, eże ludzie jinako błogość albo błogosławność mienią, niże jest, a jinako k nie chcą przyć, niże słusza, raczył na początku swojego kazania ją uznamić, kieby była, a potem rozkazować, kakoby k nie miano przć. O tem ci ta to jest ta ewanjelija święta, jaż prze to na dzień Wszech Świętych położona, eże każdy z nich tako bydlił, jako tuta wyłożył Pan Jezus Krystus i nauczył, prze to k temu przyszedł, aby my takie, chcem li tamo teże przyć, tej to nauki się dzierżeli i tego rozkazania.

Najdawniejsze zabytki języka polskiego. W. Taszycki

Сам же праздник намного древнее рукописи. Торжество Всех Святых вытекает главным образом из традиции поминания мучеников, которые пострадали за Иисуса Христа, но которые отсутствуют в канонических текстах житий не поминаются в литургии. История праздника уходит в IV век н.э. Именно тогда в христианстве появляется традиция перемещения святых мощей и реликвий христианства в различные места. Этими действиями церковь подчеркивала тот факт, что святые и реликвии принадлежат всей церкви, независимо от географического её положения. В 608 году папа Бонифаций IV получил от императора Фоки в дар языческий Пантеон. Перенесением в здание храма многочисленных христианских реликвий, относящихся в том числе и к святым мученикам, заканчивается история Пантеона как места языческого культа.13 мая 609 года распоряжением Бонифация Пантеон становится церковью Святой Марии и всех мучеников. С того самого времени именно 13 мая и был установлен день почитания всех мучеников.
Такое положение дел продержалось чуть более века, когда в 731 году папа Григорий III передвинул дату празднования с 13 мая на ту, которая сохранилась до нашего времени, — 1 ноября. Причины данного решения остаются предметом обсуждения у ученых. По одной из версий, данная мера позволяла избежать проблем с продовольствием для значительного количества паломников. Весной, как известно, запасы урожая прошлого года уже заметно истощены, так что решение скорее всего было продиктовано чисто прагматическими целями.
Спустя еще столетие, в 837 году, уже Григорий IV распоряжается, чтобы с этих пор в день поминовения мучеников христиане отдавали дань памяти не только мученикам, но и всем умершим братьям по вере христианской.
По некоторым другим данным дату празднования общего Дня всех Святых именно 1 ноября назначил папа Иоанн XI в 935-м году.

Литания всем Святым

В День всех Святых в костелах исполняется Литания всем Святым. Молитва эта является одной из самых старых в христианстве. Вот отрывок из Литании:

WEZWANIA DO ŚWIĘTYCH
Święta Maryjo, módl się za nami.
Święta Boża Rodzicielko, módl się za nami.
Święta Panno nad pannami, módl się za nami.
Święci Michale, Gabrielu i Rafale, módlcie się za nami.
Wszyscy święci Aniołowie, módlcie się za nami.
Patriarchowie i Prorocy
Święty Abrahamie, módl się za nami.
Święty Mojżeszu, módl się za nami.
Święty Eliaszu, módl się za nami.
Święty Janie Chrzcicielu, módl się za nami.
Święty Józefie, módl się za nami.
Wszyscy święci Patriarchowie i Prorocy, módlcie się za
И так далее.

В День Всех Святых люди традиционно устремляются на кладбища. Причем примечателен тот факт, что праздник объединяет как христиан, так и представителей других конфессий и неверующих, так как дает возможность даже без привязки к религии отдать дань памяти умершим.

Традиции в День Всех Святых

Старые традиции, связанные с праздником, хоть и не культивируются массово по всей Польше, но память о них жива, и некоторые можно встретить и в наши дни.
В старину на Всех Святых особенным вниманием и почтением одаривали нищих и так называемых просильных дедов (Proszalny dziad), которые обычно сидели у входа в костел и на кладбищах. Чтобы почтить память предков, за день или два до 1 ноября женщины выпекали специальные небольшие хлебцы — повалки (powałki). Делалось это для того, чтобы не жечь огонь в печи в сам день поминовения. Считалось, что души предков, возвращающиеся в свой дом в этот день, собираются именно в печи. Печь вообще считалась любимым местом обитания духов. Если же кто-то разводил огонь 1 ноября, то это считали плохой приметой, грозящей хозяйству пожаром.
Согласно традиции, пеклось столько хлебцев, о скольких умерших вспоминали в семье. Хлебцы эти вручались нищим с просьбой помолиться о душе усопших родных. В некоторых регионах Польши нищим давали также кашу, сыры и мясо. Хлебец также преподносился кзёндзу, чтобы тот молился о душах, о которых никто не помнил.
Вечером 1 ноября вся семья собиралась в доме на молитву по умершим. На заранее приготовленном столе, покрытом белой скатертью, хозяйки также ставили испеченные хлебцы, чтобы души родных не ушли голодными.
Традиция «кормления умерших» восходит к древнеславянским традициям, когда на могилах предков оставляли кашу, мед и хлеб. Часто на кладбищах или рядом с ними устраивались чествования «дедов». Призывались души умерших, столы заставлялись кушаньями, люди пели, считая, что это нравится духам их предков.
Другим немаловажным акцентом праздника было разжигание костров. Изначально их разводили у развилок дорог, чтобы указать путешествующей душе путь и чтобы она могла обогреться от тепла огня. Примерно на стыке XVI и XVII веков костры начали жечь на могилах.
В наше время их заменили свечи. В первые ночи ноября в Польше можно увидеть реки света, заливающие кладбища. Это горят свечи, зажженные людьми в память о своих ушедших родственниках. Также в костеле подаются поминальные записки с просьбой помолиться за усопших.

Читать еще:  3 ноября большая родительская суббота

Задушки

Задушки (Zaduszki) или День Задушный (Dzień Zaduszny), отмечается на следующий день после Дня Всех Святых. День этот является для христиан днем молитвы за всех усопших, веровавших в Христа, но находящихся в чистилище и нуждающихся в молитвах живых, чтобы получить спасение.
День этот установлен в 998 году святым Одилоном Клюнийским в противовес языческому празднику поминания усопших, приходившемуся на этот день.
В XII веке эта традиция пришла и на польские земли, а уже в XV была известна во всей Польше. В веке XIV появилась традиция процессий на кладбище с четырьмя остановками. Во время остановок произносились молитвы и специальные песни за души всех усопших (отсюда и Задушки — за души), пятая же молитва возносилась при возвращении процессии с кладбища в здание храма.
В народной традиции в этот день также проявляется поход на кладбище и установка свеч, а также часть из ряда ограничений, сопутствующих этому дню исторически.
Так от людей преимущественно старшего поколения можно услышать, что в этот день выполнять работу — грех. В наше время придерживаться запрета на работу в этот день, конечно, уже достаточно сложно, но вполне можно отказать себе в других составляющих табу: плевках, взбивании масла, глажке белья, прядении и даже выносе мусора. Все это считалось предками за грех, так как могло навредить покою души умершего, пришедшей в свой дом.
Современный ритм жизни не позволяет провести два дня подряд в походах на кладбища и встречах с родными, но традицию стараются соблюдать. Хотя, что касается кладбищ, то свечи все больше сдвигаются на праздник Всех Святых.
В Задушки в Польше уже многие годы организуются концерты, различные представления, музыкальные мероприятия.

В Польшу на Хэллоуин?

Знак вопроса тут не случаен. Ведь именно вопросом, причем достаточно большим, задается польская общественность относительно этого достаточно недавнего нововведения. Конечно же, если поехать в Польшу в конце октября, чтобы ночь с 31 октября на 1-ноября, то в интернете отбоя не будет от предложений различных клубов провести Хэллоуин именно у них. Магазины, в свою очередь, предложат несметное количество сувениров и зомби-атрибутики.
Но! Хэллоуин не является традиционным для Польши праздником. Многие склонны думать, что праздник присущ Польше ввиду католического исповедания. Но и это мнение ошибочно.
Опросы общественного мнения, проводимые в Польше часто в прямом эфире телевидения, показывают, что преимущественно поляки считают Хэллоуин праздником чуждым, хотя влияние этого нового для Польши явления начинают проявляться почти повсеместно. Костел выступает с критикой пропаганды Хэллоуина, небезосновательно приписывая этот праздник языческим истокам.
Праздник отвергают также православная церковь и протестантские движения. Интересным является и тот факт, что от Хэллоуина «открещиваются» и Родноверцы, течение которых также представлено в Польше. Непредвзятые специалисты прямо заявляют о чисто маркетинговой стороне этого праздника, говоря о том, что это лишний повод изъять деньги у населения в пользу обогащения бизнеса. А потому реклама Хэллоуина будет только нарастать.
В этой связи стоит отметить, что у этого массированного натиска Хэллоуина появилась и обратная сторона.
Невзирая на упорную пропаганду в том же интернете, уже не только служители костела называют этот праздник инородным. Молодые люди, еще недавно положительно воспринявшие Хэллоуин, с течением времени чаще стали обращать внимание на те же Задушки. Специалисты увязывают это с обратным эффектом интернета, ведь с помощью него можно прочесть и о своих родных традициях. И молодежь этим интересуется. В соцсетях создаются группы молодых людей абсолютно светской направленности, поддерживающих свои, родные традиции тех же Задушек. На одном из популярных в Польше форумов ветка о Хэллоуине обрывалась комментарием: «A ja w takim razie wolę Dziady, bo to Polskie przynajmniej» (Ну, по мне так лучше Деды, это хоть польское по меньшей мере). И обсуждение перетекло на Дедов, а о Хэллоуине и забыть забыли.

Кто такие Деды?

Раз уж языческие корни, так хоть родные! – восклицают молодые пользователи соцсетей и вспоминают о празднике под названием «Деды» (Dziady).
Деды — предтеча Задушек, а точнее, их языческий аналог. Это тот праздник, который был замещен Задушным Днем стараниями святого Одилона Клюнийского в X веке (см.выше). Разницу составлял тот факт, что празднование дня Дедов не было привязано к конкретной дате в ноябре, а вычислялось по фазам луны. В итоге он приходился на начало ноября или на конец октября.
Праздник этот мало чем отличался от того, в какой традиции проходит Задушный день, ведь суть его заключалась абсолютно в том же самом – почтении памяти предков. Правда, многие из традиций сейчас невозможно повторить чисто технически. В этот день также устраивались празднества с обрядами поминовения, на кладбищах зажигали огонь, приносили хлеба и кашу.
Важно было, чтобы пища, приносимая на место памяти предков, была горячей. Уносимый вверх теплый пар должен был обогреть и привлечь душу на трапезу. Характерным было выливание части напитков или еды на пол или на землю, чтобы как бы разделить еду с теми, кто в земле, и с самой землей, которая дает жизнь.
Другой традицией, связанной с разжиганием огня, может поделиться с нами Подгалье (регион в Малопольском воеводстве на границе со Словакией — Podhale). Там костры зажигали на месте внезапной трагической гибели человека. Каждый, кто проходил мимо этого места, должен был кинуть на него веточку. В празднование Дедов образовавшийся курган из веток поджигали. Это должно было остановить мятежную душу внезапно погибшего самоубийцы (их причисляли к нечистой силе) или даже демонов. Считалось, что «на Дедов» последние проявляли исключительную активность.
Также в местах поминовения устраивались бани. Душам предков следовало иметь место, где бы они могли помыться и обогреться.
Кроме того традиция подавания хлеба бродящим по свету старцам, дожившая кое-где и до наших дней, тоже берет свое начало в Дедах. Дедами называли и стариков, просящих милостыню. Считалсь, что они умеют вступать в контакт с душами умерших, а потому в этот день их одаривали специальным хлебом, прося помянуть души ушедших предков.
Обряд празднования Дедов стал вдохновением для второй части драмы «Dziady» («Деды») Адама Мицкевича, центральным мотивом которых являются сцены призывания духов во время деревенского собрания в покинутой капличке на кладбище. Собранию предводительствует старец-гусляр, произносящий ритуальные речи и призывающий души из чистилища. Души должны поведать собравшимся о том, что именно нужно им для спасения и вкусить приготовленные для них яства. Исследователи творчества Мицкевича склоняются к версии, что в данном случае читатель имеет дело с художественной стилизацией, заимствованной автором из белорусского фольклора. Христианскому поминанию были свойственны иные, более сдержанные черты.
Так или иначе традиция Дедов была настолько сильна, что костелу просто не имело смысла её запрещать. Тем более что подобные формы этот праздник имел не только на землях Европы, но и в совсем далеких от неё странах. Предприняв немало усилий, праздник христианизировали и теперь это знакомый всей Польше Задушный день — 2 ноября, вытекающий из Дня Всех Святых.

День всех святых: когда и как поминать умерших

1 ноября католическая церковь отмечает День всех святых (All Saints’ Day), а 2 ноября — День поминовения усопших (All Souls’ Day).

История праздника

День всех святых католики впервые отметили 13 мая 609 (по другим источникам — 610) года, когда Папа Бонифаций IV освятил в Риме бывшее языческое капище (пантеон) как храм в честь Богоматери и всех мучеников церкви. Уже при Папе Григории III (731−741 годы) праздник перенесли на 1 ноября (прежде в этот день поминались святые, у которых
в течение года не было своего праздника).

Перенос был приурочен к освящению в базилике святого Петра часовни в честь Спасителя, его Пресвятой Матери, апостолов, мучеников и почивших во всем мире праведников. Считается, что именно в связи с этим событием отмечать День всех святых 1 ноября начали сначала в Англии и Ирландии, а при Папе Григории VII в конце XI века — во всей церкви западного обряда. С 837 года по распоряжению Папы Григория VI в этот день стали молиться не только за тех, кто принял мученическую смерть, отстаивая учение Христа, но и вообще за всех католических святых.

Начало традиции поминать усопших сразу после Дня всех святых положил в 998 году Одилон — аббат бенедиктинского монастыря Клюни во Франции. Именно он распорядился в подчинявшихся ему монастырях отмечать 2 ноября как день памяти умерших.

Со временем два первых дня ноября слились в один праздник «Святые и усопшие». В первый его день католики собираются в костелах на Святую мессу, а на следующий — с самого утра посещают кладбища, чтобы привести в порядок могилы своих умерших родственников, помолиться за них и зажечь поминальные свечи. Правда, не во всех странах соблюдается именно такой порядок.

Как праздник «Святые и усопшие» отмечают в разных странах

В Венгрии принято посещать кладбища 1 ноября. Этот день считается здесь национальным праздником и является выходным. Верующие приходят в храмы на поминальные богослужения, чтобы помолиться за своих умерших близких и обязательно зажечь поминальные свечи, и отправляются на кладбища, где в День всех святых как символ памяти горят тысячи свечей.

В Германии католики посещают могилы своих родственников 1 ноября, в День всех святых, мучеников и усопших. Зажженные на могилах свечи горят и на следующий день — в праздник Всех душ.

Нерабочим днем 1 ноября является также в Литве. В День всех святых и в день поминовения усопших еще в давние времена у литовцев было принято отдавать часть своего добра нуждающимся, чтобы те молились за души умерших и за благополучие живых. Основными обычаями этих праздников были угощения и горящий огонь.

В наше время существует традиция приносить цветы и свечи не только на могилы своих родственников, друзей и знакомых, но и на могилы тех, кем гордится нация — известных и заслуженных деятелей страны. Зажигают свечи и на могилах, которые уже никто не посещает.

Не работают в дни праздника «Святые и усопшие» и жители Австрии. В разных частях страны существуют свои традиции поминовения. В Тироле, например, в ночь на 2 ноября и днем этого дня ставят на стол зажженные свечи и еду для «бедных душ». В некоторых частях страны принято одаривать прохожих свежеиспеченным хлебом. В память об утонувших опускают в водоемы поминальные венки.

Поверья и приметы

Помнят здесь и старые поверья. Например, такое: в ночь на 2 ноября молодой человек сможет увидеть тень девушки, предназначенной судьбой ему в жены. Для этого всего-то и нужно, что проползти под опустившимися ветками черной смородины.

А картежники будут всегда в выигрыше, если, спрятавшись под отростками куста черной смородины, призовут на помощь силы, которые вообще-то очень не рекомендуется поминать, особенно на ночь глядя…

Много старинных обычаев празднования Дней всех святых и усопших с давних времен сохранилось у католиков в Беларуси. В первый день поминают всех людей, кто своей жизнью заслужил право считаться святым. А во второй, который носит в Беларуси название Задушки, поминают умерших близких и тех, чьи души по каким-то причинам не нашли покоя на том свете. До сих пор существует обычай перед мессой в костелах вычитывать имена и фамилии умерших.

Издавна в народе считалось, что в ночь на 2 ноября души предков, выйдя из чистилища, возвращаются на землю и бродят в поисках помощи, молитвы или жертвы. Поэтому люди старались в это время не выходить из дому. Верили также, что души умерших предков — дзяды — в эти дни приходят к своим потомкам. На Дзяды не работали, под особым запретом были прядение и сексуальные отношения. Для дзядов оставляли открытыми ворота кладбищ, открывали окна, двери и дымоходы домов, чтобы они могли попасть на поминальный ужин в свою честь. Считалось, что чистые души входят в дом, а грешные — только заглядывают в окна. После ужина хозяева говорили: «Святые дзяды! Вы сюда прилетели, пили, ели. Летите же теперь к себе! Скажите, что вам еще надо, а лучше летите на небо. А кыш, а кыш, а кыш!»

Приметы, связанные с погодой

А еще, независимо от страны проживания, в День всех святых можно узнать, насколько холодной ожидается зима. Для этого надо срезать ветку бука: если в ней уже нет сока (она стала совсем сухой), надо готовиться к суровой зиме.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector