1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Второй день пасхи

Почему Пасха празднуется каждый год в разные дни

Пасха – древний и наиболее важный религиозный праздник в христианстве, на котором оно, собственно говоря, и основано. Отмечается в честь удивительного воскрешения из мёртвых Иисуса Христа на третьи сутки после Его распятия на кресте.

Воскресенье Христово относится к переходящим праздникам, ежегодно дата торжества меняется, припадая на разные дни. Многие не могут понять, почему так происходит, желают найти ответ на вопрос: «Почему Пасха празднуется каждый год в разные дни?». Предлагаю получить его в этой статье.

Когда празднуется Пасха?

Христианскую Пасху отмечают в день первого воскресенья, следующего за первым полнолунием, наступающим после дня весеннего равноденствия (то есть даты, когда длительность ночи и дня одинаковая). Если же первое полнолуние совпало с седьмым днём недели, то торжество переносится на неделю вперёд.

Почему Пасха празднуется каждый год в разные дни?

Вам может показаться странным, но в действительности Светлое Христово Воскресенье ежегодно выпадает на одну и ту же дату. Только для её расчёта используется не привычный нам солнечный календарь, а лунный. И тут необходимо отметить, что в мире люди пользуются разными системами исчисления времени: еврейским календарём, Юлианским, Григорианским (по которому живут в частности россияне и украинцы) и другими.

Для отсчёта года ориентируются на вращение Земли вокруг Солнца. Так за 1 год она совершает ровно 1 оборот вокруг дневного светила. Намного более сложная ситуация наблюдается с расчётами месяцев. Цикл Луны, варьирующийся от фазы новолуния к фазе полнолуния, равняется в среднем 27-29 суткам. Однако, такой идеальный месяц в календаре – это разве что февраль.

В результате мы имеем постоянные несоответствия солнечного и лунного календарей, с которыми ничего невозможно сделать. Ведь небесные светила двигаются в соответствии с физическими законами, а не календарными расчётами.

В итоге получаем следующие данные:

  1. Длительность солнечного года – равняется 365 суткам и практически 6 часам. В нём двенадцать месяцев, длительность которых немного превышает продолжительность лунных (составляет от 28 до 31 суток).
  2. Длительность лунного года – равняется 12 месяцем по 27-29 суток. На протяжении года Луна обновляется двенадцать раз, что соответствует количеству 354 суток.

Выходит, что по продолжительности лунный год всегда меньше, чем солнечный. И здесь мы вплотную подходим к объяснению того, почему ежегодно день праздника Пасхи варьируется.

Пасха, как мы уже знаем, празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния, наступающего за весенним равноденствием – то есть 20 марта. Дата равноденствия является стабильной каждый год. Отчего же тогда Воскресение Иисуса Христа смещается на различные даты?

Происходит это потому, что первое полнолуние может наступить, как на следующие сутки после дня равноденствия, так и через пару недель после него. Именно из-за этого и происходит постоянное изменение даты Пасхи. Они не могут быть одинаковыми даже для 2 лет подряд.

Также не следует забывать и о традиции празднования Пасхи только по воскресным дням недели. А ведь каждый год числа в неделе сдвигаются на один, а в високосные годы даже на два дня. Поэтому и неудивительно, что праздник относится к переходящим – по умолчанию он не может иметь устойчивой даты.

Интересно! Можно рассчитывать дату Воскресенья Христа самостоятельно, а можно обратиться за помощью к специальной Пасхалии, где числа праздника прописаны на много лет вперёд.

Почему Пасха связана с первым полнолунием?

И если с вычислением даты Воскресения Христова вроде бы всё ясно, то остаётся непонятным, почему для его расчётов берётся первое весеннее полнолуние. Для получения ответа на поставленный вопрос необходимо обратиться к истории, отмотав время практически на 2000 лет тому назад – тогда, когда и жил легендарный Иисус Христос. Вернее, когда иудеи предали его смерти на кресте.

Как мы знаем из Библии, случилось данное событие в пятницу, а чудесное воскрешение Спасителя из мёртвых совпало с древним еврейским праздником Песах. Ничего не напоминает вам его название? Да, почти как наша Пасха и такое совпадение совершенно не случайное – современное христианское торжество отталкивается от той самой древней даты Песаха.

Что вообще означал Песах для иудеев? Он считался священной датой, ведь тогда народ израильский был выведен пророком Моисеем из плена египтян. Дальше следуют длительные скитания евреев, которые успешно завершаются нахождением ими земли обетованной – современного Израиля. Дата празднования Песаха приходится на 14 нисана – то есть еврейского аналога русского марта с апрелем. И выпадает древний праздник как раз таки на первое полнолуние по весне.

Интересно! Есть предположения, что празднование Песаха проводилось ещё в более древние времена, до жизни библейского Моисея.

Поэтому получается, что первое полнолуние – выступает своего рода точкой отсчёта, с которой весна полностью вступает в свои права. А что означала весна для древних людей? Она символизировала начало жизни в природе: света становилось больше, чем тьмы, теплело, можно было сеять и сажать растения для будущего урожая, постепенно появлялись первые ягодки и другие плоды.

Может быть, здесь кроется та причина, почему к христианскому празднику Пасха неравнодушны даже те, кто не причисляет себя к верующим.

Интересно! Несмотря на ежегодные различия в днях Светлова Воскресенья Христова кое что остаётся неизменным всегда – праздник празднуется только в воскресенье.

Почему православные и католики празднуют Пасху в разные числа?

Для ответа на вопрос нужно ещё раз обратиться к истории, а именно – к 1054 году, когда случается раскол христианской церкви на Восточную (православие) и Западную (католицизм). Изначально обе конфессии не имели различий в датах празднования религиозных торжеств, ведь в обоих использовался Юлианский календарь, утверждённый Гаем Юлием Цезарем – римским императором.

Юлианское летоисчисление, однако, не было точным – в нём существовала небольшая ошибка (всего лишь 12 минут), но за годы и столетия сумма неучтённых дней накапливалась довольно внушительная, что приводило к календарным неточностям.

Требовалось решение ситуации и оно было найдено Папой Римским Григорием XIII. Во второй половине 16 столетия он предлагает утвердить новую систему исчисления времени. Нововведенный календарь получает название Григорианского – в честь своего создателя и приводит к смещению времени на 10 суток. То есть ещё вчера на календаре было, допустим, 1 апреля, а сегодня уже наступило 11.

В дальнейшем православная церковь так и не меняет систему летоисчисления на Григорианскую, поэтому все церковные праздники продолжают праздноваться по Юлианскому календарю. Разница же между двумя календарями на сегодняшний день равняется 13 суткам. Что касается России, Украины и многих других стран, то здесь с 1918 года используется Григорианский календарь.

Нередко можно услыхать от верующих вопрос касательно того, насколько подобное положение вещей считается правильным. И не лучше ли ввести новую систему летоисчисления, которая была бы одинаковой для православных и католиков? Вполне разумное предложение, но дело в том, что проведение такой реформы – было бы очень серьёзным событием, на которое пока церковь не решается.

Поэтому пока католики продолжают отмечать Пасху в другую дату, которая преимущественно настаёт раньше христианской. Но бывают и совпадения праздников, когда христианская Пасха отмечается совместно с католической в одно и то же число.

В завершение

  • Пасха – самый великий переходящий праздник у христиан. Каждый год его празднование припадает на разные дни. Происходит это из-за того, что Светлое Воскресенье Христово вычисляют по лунному календарю, а мы в быту используем солнечный календарь.
  • Между лунным и солнечным календарями есть различие в количестве суток, в связи с чем, первое полнолуние наступает на протяжении определённого количества суток после дня весеннего равноденствия, что влияет на дату наступления Пасхи.
  • Католики и православные пользуются различными стилями – Старым (Юлианским) и Новым (Григорианским), поэтому Светлое Воскресенье у обеих конфессий отмечают по разным числам.

А напоследок рекомендую просмотреть тематический видеоматериал:

Пасха 2020: какого числа будет, как подготовиться, что делать на второй день

Когда в этом году будет Пасха? — в 2020 году верующие всего мира, как и в течение всех 20 последних столетий, отметят главный христианский праздник – Пасху.

Православные отмечают Пасху 19 апреля, католики12 апреля. Пасха еврейскаяс 8 по 16 апреля включительно (на территории Израиля праздник Песах отмечают на день меньше).

Какого числа будет Пасха в 2020-2022 году

Итак, представим все сведения в таблице: какого числа будет отмечаться Пасха у представителей разных религий в 2018-2020 годах.

Получается, что практически во всех случаях торжественные богослужения, радостные приветствия «Христос воскрес! Воистину воскрес!» состоятся в таком прекрасном весеннем месяце, как апрель.

А на самом деле дата праздника постоянно меняется и, как мы видим, может выпасть еще и на март, и на май. О том, почему так бывает, подробно рассказывается далее.

Почему дата Пасхи постоянно меняется

Вопрос о том, какого числа будет Пасха в 2020 году, тесно связан и с другой загадкой. Какова причина того, почему дата торжества постоянно меняется? Ведь, например, Рождество или Крещение отмечаются всегда в один и тот же день.

Пасха относится к так называемым переходящим праздникам. Она отмечается в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Такое решение было принято в далеком 325 году на первом Вселенском соборе (в городе Никее). Причем тут важно понимать, что весна начинается не 1 марта, а теплый сезон начнется после 21 марта (дня весеннего равноденствия).

На этот счет можно даже получить официальный комментарий священнослужителей, например, такой.

Однако почему тогда почти всегда отличаются даты православной и католической Пасхи? Тут ответ очевиден: католики еще в далеком 1582 году перешли на Григорианский календарь, который еще называется Новым стилем.

А православные до сих пор признают Юлианский календарь – Старый стиль. Вот и получается, что почти всегда (в 70% случаев) дни празднования отличаются. Интересно, что в ближайшее время они совпадут только 20 апреля 2025 года. Значит, в этот день будет и православная, и католическая Пасха.

И чтобы до конца разобраться в вопросе о том, какого числа будет Пасха в 2020 году, вспомним о еврейском народе. Почему постоянно меняется дата праздника Песах (так иудеи называют Пасху)? Здесь ответ выглядит более интересно.

Дело в том, что если христиане используют солнечный календарь (то есть отсчет годов идет исключительно по Солнцу), то еврейский календарь берет во внимание и цикл Солнца, и фазы Луны, т.е. является лунно-солнечным. Песах положено отмечать только в первое полнолуние весной. Вот и получается, что дата праздника тоже постоянно меняется.

Во всех трех случаях прослеживается один общий момент: какой бы календарь не был взят за основу, представители каждой конфессии назначают дату Пасхи на первое весеннее полнолуние (или ближайшее воскресенье после этого события). Подобное совпадение неслучайно.

Пасха – это день Воскресения Христа, годовщина вывода еврейского народа из египетского рабства (в представлениях иудеев). Однако это нисколько не противоречит тому, что пасхальные дни знаменуют наступление весны. Так что праздник в любом случае выступает символом возрождения и добрых перемен.

Как подготовиться к Пасхе

Итак, теперь понятно, кто и когда будет праздновать Пасху в 2020, 2021 и 2022 годах. Тогда самое время ответить на более интересный вопрос – как подготавливаются к этому празднику разные народы.

Не секрет, что одно и то же событие всегда преломляется сквозь призму культурных особенностей и духовного богатства людей, живущих в том или ином уголке планеты. Классический пример – Новый год. Суть праздника одинаковая, а вот способов его празднования – тысячи.

Что же касается светлой Пасхи, то и здесь мы можем открыть очень много интересных подробностей. Начать следует с того, как разные народы подготавливаются к встрече главного христианского праздника:

  1. В России и других странах с большим количеством православных братьев и сестер, принято заранее красить яйца и печь куличи, которые называют милым словом «пасочка». Часто ее приобретают в магазинах, однако куда интереснее сделать пасхальный хлеб самостоятельно. Кстати говоря, уже давно отмечено, что если правильно замесить тесто и исполнить весь рецепт, кулич сохранит свежесть в течение нескольких дней, даже завернутый в полотенце.
  2. В Германии, странах Скандинавии и некоторых других европейских государствах давно существует и нынче любима одна интересная традиция. Родители заранее приобретают вкусные шоколадные яйца, а также фигурки цыплят и зайчиков. Они берут плетеную пасхальную корзину, кладут в нее зелень, а сверху – разноцветные сладости. Наутро корзинка оказывается на столике у малыша. А часто ее даже прячут в доме или в саду – пусть детки сами найдут конфеты.
  3. А еще во многих европейских странах принято посылать открытки с изображением пасхального зайца. По легенде именно он прикатывает своими лапками крашеные куриные яйца. Есть даже поверье, что этот зверек когда-то был курицей, которую злая богиня Эстра превратила в зайца. Тем не менее, он не утратил своей жизнерадостности и каждую Пасху продолжает нести яйца.
Читать еще:  Пасха 1986 года какого числа

Конечно, существуют и общие традиции, объединяющие страны, народы и континенты. Например:

  1. Накануне Светлого Воскресения все стараются навести полный порядок в доме. Считается дурным тоном мыть полы, посуду и выполнять другую работу непосредственно в праздничный день. Лучше позаботиться об этом еще в четверг, ведь в пятницу Спаситель будет распят.
  2. Конечно, в порядок следует привести и себя. В такие дни чистота души и тела должна быть безукоризненной. Помимо привычных всем гигиенических процедур верующие люди стараются уделить внимание молитве и чтению Священного писания.
  3. Все пасхальные дни продолжаются богослужения. И побывать на них стремится каждый верующий. Во время всенощной, а также на следующий день люди обязательно приносят с собой куличи и яйца – их освящают и приносят на стол. Интересно, что у католиков, к примеру, существует традиция зажигать большую пасхальную свечу – Пасхал. Каждый может взять частичку этого огня – к нему подносят свечи и бережно несут их до дома. Основная служба намечается на великую субботу – ведь именно после ее окончания все радостно воскликнут: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» После этого совершается Крестный ход, и верующие расходятся по домам, стремясь поделиться своей радостью со всеми родными и близкими.

Что делают на второй день Пасхи

Вот и наступил понедельник. Но это не значит, что пасхальное торжество закончилось. Наступает так называемый период попразднества – т.е. после праздника. В православной традиции оно длится 38 дней (а вместе великой субботой и собственно Светлым Воскресением получается 40 дней). Такая продолжительность неслучайна – ведь Христос не только воскрес, но и ушел обратно на небеса. И случилось это ровно через 40 дней после его восстания из мертвых.

Конечно, наиболее важной является первая пасхальная неделя, которую называют по-разному:

  • Светлая седмица;
  • Фомина неделя;
  • Святая неделя.

Считается, что в понедельник – т.е. сразу после Светлого Воскресения – стоит отправиться в гости ко всем родным, близким, друзьям. Возможно, кто-то уже давно ждет вашего внимания. И когда появляется такая прекрасная причина, то, как говорится, сам Бог велел сходить в гости.

Кстати говоря, по традиции в понедельник близких людей навещают мужчины. Жены же остаются дома и готовят скромную (постную еду). А во вторник в гости идут уже дамы.

На самом деле не будет ничего страшного, если вы пойдете к родным, друзьям, знакомым всей семьей. Принято дарить скромные пасхальные подарки и приветствовать друг друга радостными словами: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» Их можно произносить в течение всех 40 дней.

У православных после этого принято трижды поцеловать ближнего в щеку. Эта форма приветствия называется христосование. Также по традиции разбивают яйца, сталкивая их друг с другом вместе с собеседником. Делают это как на праздник, так и в другие дни.

В Италии пасхальный понедельник является официальным выходным днем. Жизнерадостные итальянцы любят не только ходить по гостям, но еще и собираться большими, дружными компаниями, чтобы отправиться на пикник. Разумеется, и природа им благоволит – южная страна как нельзя лучше подходит для веселого времяпровождения на природе.

Уже второй год подряд Пасху в один день отмечает весь христианский мир

Праздник Пасхи, к которому христиане всего мира готовились на протяжении нескольких недель, подошел к своей кульминации.

Радостное пасхальное приветствие «Христос Воскресе» прозвучало в полночь в главном православном соборе России — храме Христа Спасителя. В пасхальном послании Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал всех людей быть оптимистами — ведь «праздник Пасхи есть праздник победы жизни над смертью, ибо Воскресением Христа Спасителя воскресение из мертвых даровано и всем нам».

Пасху сегодня уже второй год подряд празднует одновременно весь христианский мир — Русская и другие православные Церкви, Римско-католическая церковь, Армянская апостольская церковь, а также многочисленные протестантские Церкви мира.

Как отмечают эксперты, такие совпадения два года подряд — большая редкость. Последний раз подобное случилось в 1942 и 1943 годах, в разгар страшной войны, и было воспринято многими как знак свыше. Следующее совпадение в 2037-2038 годах, и многие из ныне празднующих его уже не увидят.

Светлое Христово Воскресение — древнейший праздник христианской Церкви, который был установлен и праздновался уже в апостольское время. Пасхою он называется по имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавления евреев от египетского рабства. Поскольку в этот день произошло событие Воскресения Христова, то наименование Пасха в Церкви христианской получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к жизни, от земли к небу.

Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания ‑ о страданиях и о Воскресении Христа и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования ‑ Пасха страданий, или Пасха Крестная и Пасха Воскресения, напоминает сегодня РИА «Новости».

В первые века христианства Пасху праздновали в разных Церквах в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях, ее праздновали в 14‑й день месяца нисана (по сегодняшнему европейскому календарю эта дата выпадает на март ‑ апрель), на какой бы день недели ни приходилось это число. Западная Церковь совершала ее в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между Церквами в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. Первый Вселенский Собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Соборное определение о Пасхе до нашего времени не дошло.

С апостольского времени Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и христиане бодрствуют в священную и предпразднественную и спасительную ночь Светлого Воскресения Христова.

Издавна во многих христианских конфессиях принято, что первой едой после сорокадневного поста должно стать освященное в церкви крашеное яйцо, символизирующее новую жизнь.

Обычай дарить на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то в качестве подношения подарила ему простое куриное яйцо. Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и сказал: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». И тут на глазах императора свершилось чудо — яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

У православных принято на Пасху приветствовать друг друга словам «Христос Воскресе!», в ответ говорить «Воистину Воскресе!» и дарить друг другу крашеные яйца.

Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится полунощница. Священник снимает Плащаницу с гроба, вносит ее в алтарь через Царские врата и помещает на престол, где она остается сорок дней, до Вознесения Господня.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, ‑ это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается три раза вокруг храма при непрерывном звоне колоколов и пении «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями алтаря как бы у входа ко Гробу Господню. И раздается радостная весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Раскрываются двери ‑ и весь священный сонм торжественно вступает в сияющий храм. Начинается пение пасхального канона.

В конце Заутрени священник читает знаменитое «Слово св. Иоанна Златоустаго», которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся подходят к священнику, который держит в руках крест, целуют крест и христосуются с ним, а потом и с друг другом.

В некоторых храмах сразу после заутрени служится Светлая Пасхальная Литургия, во время которой молящиеся, которые постились, исповедовались и причащались во время Страстной Недели, могут снова причащаться без исповеди, если за истекшее время никаких больших грехов не было совершено.

После богослужения, так как пост кончился, молящиеся обыкновенно разговляются (едят скоромное ‑ не постное) при храме или у себя по домам.

Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым; Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день, Светлая Суббота. Ежедневно совершаются Богослужения. Царские Врата открыты всю седмицу.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!»

Самыми распространенными и неотъемлемыми символами Пасхи являются крашеные яйца, творожная пасха и пасхальный кулич.

Издавна принято, что первой едой после сорокадневного поста должно стать освященное в церкви крашеное яйцо. Традиция красить яйца появилась очень давно: вареные яйца окрашивают в самые разнообразные цвета и их сочетания, некоторые мастера расписывают их вручную, изображая на них лики святых, церкви и другие атрибуты этого замечательного праздника. Отсюда и появилось название «крашенка» или «писанка». Ими принято обмениваться при встрече со всеми знакомыми.

На Пасху всегда готовится сладкая творожная пасха. Готовят ее в четверг перед праздником, а в ночь на воскресенье освящают.

Пасхальный кулич призван напомнить о том, как Христос вкушал с учениками хлеб, чтобы они уверовали в его Воскресение. Выпекается пасхальный кулич из дрожжевого теста в цилиндрических формах.

Православные верующие искренне верят в особенные свойства пасхальных символов и из года в год, придерживаясь традиций предков, украшают праздничный стол именно этими блюдами.

Традиция дарить на Пасху яйца, символы новой жизни, является общей для всех христиан. Между тем в западной традиции помимо яиц принято обмениваться подарками. Традиционным подарком является фигурка пасхального зайца, приготовленного из сладостей. Пасхальный заяц как символ плодородия и богатства появился в XVI веке в Германии. В христианских семьях верили, что волшебная крольчиха разносит по домам хороших и воспитанных детей крашеные яйца к празднику. Со временем эта легенда появилась и в других странах.

Католики, в отличие от других конфессий, освящают не только яйца, но и другие яства для праздничной трапезы: мясо, копчености, вино. Многие прихожане приносят освятить агнеца из теста, политого белой глазурью.

Торжественное богослужение у католиков называется навечерие Пасхи. Во время литургии во дворе храма разжигается костер, от которого зажигается большая пасхальная свеча — Пасхал. Священник входит с этой свечой в храм, в котором полностью погашен свет, и прихожане зажигают от огня свои свечи.

Издавна главным пасхальным блюдом у католиков была баранина и куриный суп с лапшой. Также к празднику пекут фигурное печенье в форме барашка, зайца, лошади, белки, других животных.

У католиков также существует обычай на утро Пасхи прятать пасхальные яйца. Проснувшись, дети отправляются на поиски спрятанного в доме «гнезда» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц. В игре принимают участие и взрослые. В Вашингтоне каждый год выстраивается гигантская очередь желающих принять участие в поиске пасхальных яиц на лужайке перед Белым домом. «Президентская» традиция ведет свою историю с 1878 года.

Для протестантов Пасха — второй по важности праздник после Рождества Христова. По традиции западные протестанты отмечают Светлое Христово Воскресение в один день с католиками, а российские — с православными, пишет портал protestant.ru.

Читать еще:  Как отмечается пасха в россии

Пасха начинается с ночной службы, во время которой происходит «благословение нового огня», зажжение пасхальной свечи, чтение отрывков из Священного Писания. В церковь вносится одна зажженная свеча, украшенная буквами альфа и омега — начальной и конечной буквами греческого алфавита. В соответствии со словами Христа («Я есмь альфа и омега, Я есмь начало и конец»), они символизируют то, что в его руках находится начало и конец жизни каждого христианина.

При этом главный символ протестантской Пасхи — пустая гробница. Пустая она, потому что Иисус воскрес.

Лютеранской Пасхе, как и в православии, всегда предшествует страстная неделя в память о страданиях Иисуса Христа. При этом верующие не придерживаются обязательного сорокадневного поста перед праздником.

Во второй половине воскресенья протестанты отмечают праздник Пасхи концертом.

В Армении Пасха, которую называют «Затик», является одним из самых крупных церковных праздников и имеет особые, сформированные в течение веков и уникальные для каждой области страны традиции празднования.

В этот день армянские хозяйки подают кутап — тесто с запеченной зеленью или фасолью с жареным луком. В обязательном порядке подаются блюда из рыбы, как символ этого дня, а также выпечка — гата.

В блюда непременно добавляют сушеные листья алаязы (спитак банджар), поскольку, по преданию, Богородица пеленала Христа листьями этого растения.

Пасхальные яйца красят субботним вечером и только в красный цвет — символ пролитой крови Христа. Святой Армянской апостольской церкви Григор Татеваци видел в яйце символическое строение мира: «Скорлупа напоминает небо, бесцветный слой под скорлупой — воздух, белок — воду, желток — землю. А красный цвет означает, что мир искуплен кровью Христа».

Более 150 тыс москвичей и гостей столицы приняли участие в ночных Пасхальных богослужениях

Более 150 тыс москвичей и гостей столицы приняли участие в ночных Пасхальных богослужениях и крестных ходах, которые были совершены в 279 храмах и монастырях города. Об этом ИТАР-ТАСС сообщил начальник Управления информации и общественных связей столичного ГУВД Виктор Бирюков.

По его словам, больше всего верующих собралось в Свято-Даниловом монастыре — 18,5 тыс. В храм Христа Спасителя на празднование Пасхи пришли около 8 тыс. прихожан, единовременно в нем находилось 5 тыс. человек. Кроме того, Богоявленский собор посетили 6 250 верующих, Успенскую церковь Новодевичьего монастыря — около 2 тыс. и церковь Всех Святых — 1,2 тыс.

«По нашим данным, в субботу на службах в храмах Москвы побывали 217 тыс. человек, а с 23:00 мск субботы до 04:00 мск воскресенья — 156 тыс прихожан», — сообщил собеседник агентства.

Он подчеркнул, что все мероприятия, связанные с празднованием Пасхи, прошли спокойно и без серьезных нарушений правопорядка. «Возле всех храмов, церквей и монастырей продолжают дежурить усиленные наряды милиции, которые следят за порядком, — сказал представитель ГУВД. — Кроме того, под особый контроль взяты автовокзалы города, откуда москвичи едут на кладбища, чтобы в соответствии с традицией навестить могилы родных и близких».

Можно на второй день после Пасхи работать на огороде

Светлая Седмица, что нельзя делать, а что в этот период следует сделать обязательно, рассмотрим в этом материале. Для начала, конечно, нужно определиться с четкими временными рамками этого периода. Седмица наступает в пасхальное воскресенье, а заканчивается в субботу перед Красной горкой. То есть, длиться ровно неделю после Пасхи.

Это праздничная неделя, когда даже по строгому церковному уставу нужно радоваться и веселиться. В деревнях в течение этой недели всегда встречали друг друга пасхальным приветствием: «Христос Воскрес», кушали крашеные яйца и куличи. В общем, радовались люди и поздравляли друг друга со светлым воскресением Христовым.

В этот период проходят ежедневные Богослужения, которые начинаются с пасхальной литургии и Крестного хода еще в канун наступления Пасхи при переходе из Великой субботы в праздничный день. На престоле находится плащаница, а в церквях постоянно слышен колокольный звон. Погода, как правило, в этот период стоит отличная, как будто она тоже радует празднику и торжественно его приветствует.

Историческая сводка

Многие уверены, что светлый праздник Пасхи появился всего около двух тысяч лет назад, когда зафиксирована смерть Иисуса Христа. Но это не совсем так, изначально Пасха была, да и сейчас таковой является для еврейского народа, как символ освобождения от египетского рабства. Действующим лицом выступал Моисей, который провел евреев сквозь разверзшиеся воды и освободил.

Учитывая, что Иисус был евреем, то и он этот праздник отмечал, но после смерти, а затем и воскрешения Пасха стала главным торжеством, которое отмечалось в честь возрождения Христа. Получается, что Пасху отмечают практически в половине стран мира, но каждый по своему поводу.

Как называется второй день после Пасхи

Понедельник – поливальный

В каждой стране первый день после пасхи праздновали по-своему, посещение крестных, родных, соседей было обязательно. В понедельник по гостям ходили в основном мужчины, а жены оставались дома и встречали гостей, так как столы должны были накрыты весь день. В первый день после Пасхи уже можно не поститься и есть скоромное. С собой гости тоже приносили выпечку, крашеные яйца и разные вкусности. Хозяева радушно всех должны были привечать, но долго в гостях засиживаться было не принято, так как нужно было обойти всех родных, знакомых. По дороге, если кого-то встречали – поздравляли с праздником, целовались, менялись писанками, одаривали друг друга куличами.

На Украине парубки ходили по домам с поздравлениями и также принимали подарки. Съестное кушали сами, а деньги собирали в общую казну для приглашения на «гулянку» девушек. Гуцульские девушки прятали пасхальное яйцо за пазуху, для того, чтобы парень его отнял. Сделав вид, что он насильно отнял яйцо, парень вел девушку к источнику воды и обливал ее, желая ей красоты, здоровья, обеспеченности. Наверное, поэтому послепасхальный понедельник во многих странах называется «поливальным». Иногда девушек не только поливали, но и полностью обливали водой.

А в Чехии парни готовили на понедельник плетку (помлазку) и с утра начинали искать девиц, делающих вид, что усиленно прячутся. На самом деле они старались привлечь к себе внимание понравившегося парня и «убегали» от него. Юноша, догнав молодую девушку, легко бил ее плеткой. При этом тоже желал ей того же, что и украинские парубки. Плетка делалась из можжевельника, тонких веток вербы или березы и украшалась цветными лентами. Девушки в ответ предлагали пироги и крашенки.

Можно ли после Пасхи работать в огороде?

Есть два противоположных мнения и с каждой стороны приводят вполне убедительные доводы. Давайте разберемся, можно ли копать огород после Пасхи, и рассмотрим оба мнения:

Современные дачники редко обращают внимание на подобные вопросы, ведь время идет и огород требует постоянного внимания. Приверженцы утвердительного мнения приводят вполне логичные доводы относительно вопроса, можно ли после Пасхи работать в огороде. Во-первых, нет источника, где был бы четко указан запрет на работу с землей. Кроме того, есть определенные сроки обработки земли и посадок, внесений удобрений и обрезки сада. Еще один довод в пользу утвердительного ответа на вопрос, можно ли заниматься огородом после Пасхи, и он касается отношения к труду как таковому. Если попросту нет возможности оставить свой участок на столь длительное время без внимания, всегда можно работать на земле с молитвой в душе и просьбой о хорошем урожае.

Кардинально иное мнение относительно вопроса, когда можно сажать огород после Пасхи, заключается в полном отказе от труда на период недели после празднования светлого дня. В пользу этого мнения среди доводов вы найдете вполне логичное обоснование отказа: наши предки всегда тесно переплетали веру, природные явления и знаки, которые давала природа. В первую половину недели нельзя вообще садить ничего, так как все будет побито градом. Если приступить к когда можно сажать огород после пасхи работе во второй половине — обязательно урожай будет истреблен вредителями. В эту неделю было принято только освещать огород, а время проводить в молитвах, посещении храма и просто с хорошими мыслями.

Неделя после Пасхи 2020: обряды, традиции, приметы и привороты, что можно и нельзя делать

Православные христиане с 28 апреля в течение сорока дней празднуют Светлую Пасху Христову. Первая неделя после Пасхи, или Светлая седмица — это очень важное время, с которым связано много обрядов и правил, как церковных, так и народных. Первая пасхальная неделя завершается праздником Красная горка (Антипасха), начиная с которого на Руси стартовал сезон свадеб.

Светлая пасхальная седмица в 2020 году

Согласно церковному календарю, Светлая пасхальная седмица в 2020 году началась с Пасхи в воскресенье, 28 апреля, и завершится в субботу, 4 мая, накануне праздника Антипасха (Красная горка).

Пасхальная неделя: правила и традиции

Светлая седмица — это продолжение Пасхи, самого главного праздника в христианстве, символизирующего победу жизни над смертью. Первая пасхальная неделя — один из самых радостных периодов в церковном и народном календаре. Поста в это время нет, даже в традиционно постные дни среду и пятницу. Разрешена любая пища, а также вино.

Однако священники и врачи предупреждают: предаваться обжорству и пьянству, «вознаграждая» себя за лишения Великого поста, не только вредно для здоровья, но и прямо противоречит духовному смыслу светлого праздника Пасхи. Поэтому чревоугодие и злоупотребление алкоголем в Светлую седмицу под запретом.

Под запретом и чрезмерная бережливость, граничащая со скупостью. В это время принято щедро угощать гостей и от всего сердца одаривать нуждающихся. Поэтому в Светлую неделю будет особенно уместно подписаться на ежемесячный (пусть небольшой) взнос в какой-нибудь благотворительный фонд, деятельность которого вам близка, и которому вы доверяете.

Также в Пасхальную неделю под запретом ссоры, скандалы, споры, скука и уныние — это считается крайне плохой приметой на весь будущий год.

На Руси в Пасхальную неделю было принято отдыхать, хотя работа строго запрещалась только в Пасху. Запрет на работу в Светлую седмицу не относится к домашним хлопотам, приготовлению пищи и так далее. Но следует помнить, что этот период предназначен для отдыха и празднования.

Пасхальная неделя: посещение кладбищ

Считается, что традиция посещать кладбища на Пасху появилась в советские времена, как альтернатива запрещенной церковной жизни. На самом деле это не так: желание разделить с предками праздник победы жизни над смертью имеет древние славянские корни. Славянские традиции предусматривали в эти дни посещение кладбищ, принято было оставлять на могилах пасхальное угощение и даже специально крошить яйца, чтобы «покормить» дорогих покойников.

Церковь этой традиции не одобряет: напомним, на Пасху и неделю после нее не проводятся ни венчания, ни панихиды, чтобы православные не отвлекались от чествования воскресшего Христа. Так что посещение кладбищ на Пасху и в Светлую седмицу не рекомендуется, хотя церковь относится к этой традиции с пониманием, а власти обеспечивают дополнительный транспорт до мест погребения.

Тем же, кто хочет соблюсти церковные каноны, стоит отложить посещение родных могил до Радоницы (специально отведенного для этого Родительского дня), которая в этом году приходится на вторник, 7 мая.

Народные традиции в Светлую неделю

Время от Пасхи до Красной горки (Антипасха, первое воскресенье после Пасхи) в народном календаре — очень важное время. На Руси в это время было принято поминать усопших предков, хотя церковь и не одобряла чересчур экзотичные поминальные обряды.

Славяне верили, что, раз Христос воскрес, все усопшие тоже как бы время «воскресают» и навещают живых. Умерших поминали как в саму Пасху, так и в четверг после нее. Этот день так и назывался — Пасха мертвых. Люди посещали кладбища, символически «христосовались» с дорогими покойниками и «приглашали» их на пасхальную трапезу. Считалось, что после такого приглашения покойники приходили в свои бывшие дома и жили там вместе с домочадцами до Радоницы, а через сорок дней — на Вознесение — вновь покидали землю.

Чтобы умершие могли попасть к себе домой, в это время было принято оставлять двери открытыми, а также вывешивать из окон полотенца или веревку, чтобы духи предков могли по ним забраться в жилище.

Читать еще:  История празднования пасхи

Приметы, запреты и обряды Светлой недели

В это время под строгим запретом было шитье и вообще любое рукоделие, считалось, что так можно по неосторожности «зашить» покойникам глаза, и они не найдут дорогу домой. Также не рекомендовалось стирать, чтобы не «замутить» умершим воду.

Кроме того, не размещалось плакать, причитать и голосить на кладбищах, даже если кто-то умер совсем недавно. Считалось, что избыточное проявление горя мешает умершим радоваться Пасхе.

Начиная с Пасхи, девушки начинали готовиться к сватовству и замужеству. По церковной традиции всю пасхальную неделю звонить в колокола могут все желающие, поэтому девушка, желающая поскорее выйти замуж, старалась на Пасху первой забраться на колокольню и огласить округу колокольным звоном.

В Светлую неделю начиналась подготовка к периоду свадеб, который стартовал с Красной горки: устаивались смотрины невест и женихов, в ходу были девичьи посиделки и привороты. Например, отличным приворотным средством считалось положить в карман избраннику освященное пасхальное яйцо или кусочек кулича.

Уже второй год подряд Пасху в один день отмечает весь христианский мир

Праздник Пасхи, к которому христиане всего мира готовились на протяжении нескольких недель, подошел к своей кульминации.

Радостное пасхальное приветствие «Христос Воскресе» прозвучало в полночь в главном православном соборе России — храме Христа Спасителя. В пасхальном послании Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал всех людей быть оптимистами — ведь «праздник Пасхи есть праздник победы жизни над смертью, ибо Воскресением Христа Спасителя воскресение из мертвых даровано и всем нам».

Пасху сегодня уже второй год подряд празднует одновременно весь христианский мир — Русская и другие православные Церкви, Римско-католическая церковь, Армянская апостольская церковь, а также многочисленные протестантские Церкви мира.

Как отмечают эксперты, такие совпадения два года подряд — большая редкость. Последний раз подобное случилось в 1942 и 1943 годах, в разгар страшной войны, и было воспринято многими как знак свыше. Следующее совпадение в 2037-2038 годах, и многие из ныне празднующих его уже не увидят.

Светлое Христово Воскресение — древнейший праздник христианской Церкви, который был установлен и праздновался уже в апостольское время. Пасхою он называется по имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавления евреев от египетского рабства. Поскольку в этот день произошло событие Воскресения Христова, то наименование Пасха в Церкви христианской получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к жизни, от земли к небу.

Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания ‑ о страданиях и о Воскресении Христа и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования ‑ Пасха страданий, или Пасха Крестная и Пасха Воскресения, напоминает сегодня РИА «Новости».

В первые века христианства Пасху праздновали в разных Церквах в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях, ее праздновали в 14‑й день месяца нисана (по сегодняшнему европейскому календарю эта дата выпадает на март ‑ апрель), на какой бы день недели ни приходилось это число. Западная Церковь совершала ее в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между Церквами в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. Первый Вселенский Собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Соборное определение о Пасхе до нашего времени не дошло.

С апостольского времени Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и христиане бодрствуют в священную и предпразднественную и спасительную ночь Светлого Воскресения Христова.

Издавна во многих христианских конфессиях принято, что первой едой после сорокадневного поста должно стать освященное в церкви крашеное яйцо, символизирующее новую жизнь.

Обычай дарить на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то в качестве подношения подарила ему простое куриное яйцо. Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и сказал: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». И тут на глазах императора свершилось чудо — яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

У православных принято на Пасху приветствовать друг друга словам «Христос Воскресе!», в ответ говорить «Воистину Воскресе!» и дарить друг другу крашеные яйца.

Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится полунощница. Священник снимает Плащаницу с гроба, вносит ее в алтарь через Царские врата и помещает на престол, где она остается сорок дней, до Вознесения Господня.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, ‑ это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается три раза вокруг храма при непрерывном звоне колоколов и пении «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями алтаря как бы у входа ко Гробу Господню. И раздается радостная весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Раскрываются двери ‑ и весь священный сонм торжественно вступает в сияющий храм. Начинается пение пасхального канона.

В конце Заутрени священник читает знаменитое «Слово св. Иоанна Златоустаго», которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся подходят к священнику, который держит в руках крест, целуют крест и христосуются с ним, а потом и с друг другом.

В некоторых храмах сразу после заутрени служится Светлая Пасхальная Литургия, во время которой молящиеся, которые постились, исповедовались и причащались во время Страстной Недели, могут снова причащаться без исповеди, если за истекшее время никаких больших грехов не было совершено.

После богослужения, так как пост кончился, молящиеся обыкновенно разговляются (едят скоромное ‑ не постное) при храме или у себя по домам.

Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым; Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день, Светлая Суббота. Ежедневно совершаются Богослужения. Царские Врата открыты всю седмицу.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!»

Самыми распространенными и неотъемлемыми символами Пасхи являются крашеные яйца, творожная пасха и пасхальный кулич.

Издавна принято, что первой едой после сорокадневного поста должно стать освященное в церкви крашеное яйцо. Традиция красить яйца появилась очень давно: вареные яйца окрашивают в самые разнообразные цвета и их сочетания, некоторые мастера расписывают их вручную, изображая на них лики святых, церкви и другие атрибуты этого замечательного праздника. Отсюда и появилось название «крашенка» или «писанка». Ими принято обмениваться при встрече со всеми знакомыми.

На Пасху всегда готовится сладкая творожная пасха. Готовят ее в четверг перед праздником, а в ночь на воскресенье освящают.

Пасхальный кулич призван напомнить о том, как Христос вкушал с учениками хлеб, чтобы они уверовали в его Воскресение. Выпекается пасхальный кулич из дрожжевого теста в цилиндрических формах.

Православные верующие искренне верят в особенные свойства пасхальных символов и из года в год, придерживаясь традиций предков, украшают праздничный стол именно этими блюдами.

Традиция дарить на Пасху яйца, символы новой жизни, является общей для всех христиан. Между тем в западной традиции помимо яиц принято обмениваться подарками. Традиционным подарком является фигурка пасхального зайца, приготовленного из сладостей. Пасхальный заяц как символ плодородия и богатства появился в XVI веке в Германии. В христианских семьях верили, что волшебная крольчиха разносит по домам хороших и воспитанных детей крашеные яйца к празднику. Со временем эта легенда появилась и в других странах.

Католики, в отличие от других конфессий, освящают не только яйца, но и другие яства для праздничной трапезы: мясо, копчености, вино. Многие прихожане приносят освятить агнеца из теста, политого белой глазурью.

Торжественное богослужение у католиков называется навечерие Пасхи. Во время литургии во дворе храма разжигается костер, от которого зажигается большая пасхальная свеча — Пасхал. Священник входит с этой свечой в храм, в котором полностью погашен свет, и прихожане зажигают от огня свои свечи.

Издавна главным пасхальным блюдом у католиков была баранина и куриный суп с лапшой. Также к празднику пекут фигурное печенье в форме барашка, зайца, лошади, белки, других животных.

У католиков также существует обычай на утро Пасхи прятать пасхальные яйца. Проснувшись, дети отправляются на поиски спрятанного в доме «гнезда» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц. В игре принимают участие и взрослые. В Вашингтоне каждый год выстраивается гигантская очередь желающих принять участие в поиске пасхальных яиц на лужайке перед Белым домом. «Президентская» традиция ведет свою историю с 1878 года.

Для протестантов Пасха — второй по важности праздник после Рождества Христова. По традиции западные протестанты отмечают Светлое Христово Воскресение в один день с католиками, а российские — с православными, пишет портал protestant.ru.

Пасха начинается с ночной службы, во время которой происходит «благословение нового огня», зажжение пасхальной свечи, чтение отрывков из Священного Писания. В церковь вносится одна зажженная свеча, украшенная буквами альфа и омега — начальной и конечной буквами греческого алфавита. В соответствии со словами Христа («Я есмь альфа и омега, Я есмь начало и конец»), они символизируют то, что в его руках находится начало и конец жизни каждого христианина.

При этом главный символ протестантской Пасхи — пустая гробница. Пустая она, потому что Иисус воскрес.

Лютеранской Пасхе, как и в православии, всегда предшествует страстная неделя в память о страданиях Иисуса Христа. При этом верующие не придерживаются обязательного сорокадневного поста перед праздником.

Во второй половине воскресенья протестанты отмечают праздник Пасхи концертом.

В Армении Пасха, которую называют «Затик», является одним из самых крупных церковных праздников и имеет особые, сформированные в течение веков и уникальные для каждой области страны традиции празднования.

В этот день армянские хозяйки подают кутап — тесто с запеченной зеленью или фасолью с жареным луком. В обязательном порядке подаются блюда из рыбы, как символ этого дня, а также выпечка — гата.

В блюда непременно добавляют сушеные листья алаязы (спитак банджар), поскольку, по преданию, Богородица пеленала Христа листьями этого растения.

Пасхальные яйца красят субботним вечером и только в красный цвет — символ пролитой крови Христа. Святой Армянской апостольской церкви Григор Татеваци видел в яйце символическое строение мира: «Скорлупа напоминает небо, бесцветный слой под скорлупой — воздух, белок — воду, желток — землю. А красный цвет означает, что мир искуплен кровью Христа».

Более 150 тыс москвичей и гостей столицы приняли участие в ночных Пасхальных богослужениях

Более 150 тыс москвичей и гостей столицы приняли участие в ночных Пасхальных богослужениях и крестных ходах, которые были совершены в 279 храмах и монастырях города. Об этом ИТАР-ТАСС сообщил начальник Управления информации и общественных связей столичного ГУВД Виктор Бирюков.

По его словам, больше всего верующих собралось в Свято-Даниловом монастыре — 18,5 тыс. В храм Христа Спасителя на празднование Пасхи пришли около 8 тыс. прихожан, единовременно в нем находилось 5 тыс. человек. Кроме того, Богоявленский собор посетили 6 250 верующих, Успенскую церковь Новодевичьего монастыря — около 2 тыс. и церковь Всех Святых — 1,2 тыс.

«По нашим данным, в субботу на службах в храмах Москвы побывали 217 тыс. человек, а с 23:00 мск субботы до 04:00 мск воскресенья — 156 тыс прихожан», — сообщил собеседник агентства.

Он подчеркнул, что все мероприятия, связанные с празднованием Пасхи, прошли спокойно и без серьезных нарушений правопорядка. «Возле всех храмов, церквей и монастырей продолжают дежурить усиленные наряды милиции, которые следят за порядком, — сказал представитель ГУВД. — Кроме того, под особый контроль взяты автовокзалы города, откуда москвичи едут на кладбища, чтобы в соответствии с традицией навестить могилы родных и близких».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector