Воскресение христово икона фото - Строим Дом
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воскресение христово икона фото

Икона «Воскресение Христово»

Икона «Воскресение Господне» — святой образ, созданный для постоянного напоминания христианам о великой жертве Христа, цене пролитой Им крови и великой благодати, дарованной при этом.

Рождение Иисуса Христа изменило течение жизни человечества, открыв новый век, однако, без Воскресения Спасителя это событие не имело бы такого значения. В светлый праздник Пасхи великий Господь, Бог Сын сошел в ад, забрал у сатаны ключи от рая, чтобы каждый, верующий в Спасителя, имел жизнь вечную.

Значение иконы

Чтобы понять значение Живописного образа, в котором можно увидеть великие и трудно постижимые умом события, следует обратиться к евангелию от Никодима.

Невзирая на то что Благая весть от Никодима не вошла в каноническую Библию, она является уникальным, единственным в своем роде повествованием, рассказывающем о событиях, произошедших во время пребывания Иисуса в преисподней.

  • Это произошло в течение того времени, когда Христос был погребен и воскрес.
  • Дьявол праздновал победу у Голгофского Креста, однако, дальнейшие события заставили его забить тревогу и приказать запереть ворота ада, чтобы не пустить Спасителя.
  • Великий Бог Сын разрушает стены ада, передав в его власть связанного сатану, забирает ключи.
  • Все праведники вышли из своих гробов и последовали за Христом, вышли все желающие, такая же возможность сегодня дана современным людям, выбор каждый делает сам.
  • Пройдет время и Христос вернется за своими праведниками, грешникам будет вынесен окончательный приговор.

Смысл древних икон — отобразить суть и значение Воскресения для всего человечества. Смерть была побеждена Христом, сошедшим в ад, это знает каждый верующий в Бога человек.

Читайте о других иконах Христа:

Интересно, что нигде не встречается описание самого воскресения. Есть у Бога Таинства, к которым людям не стоит прикасаться.

Важно! Смысл иконы «Воскресение Христово» показать истины, что некогда мертвый Иисус воскрес, и так с Ним воскреснут праведники.

Описание святого образа

Икона «Воскресение Христово», значение трудно переоценить, представлена несколькими различными изображениями.

Афонский монастырь Ставроникита является обладателем святого образа, написанного Феофаном Критским в XVI столетии в виде фрески.

На святом изображении представлен архангел Гавриил, которой сидит на отваленном камне и показывает женщинам, что гроб пуст. Православные иконописцы редко делают копии с этого извода, а вот в католицизме он нашел особое почитание.

Интересной деталью на этой фреске является отсутствие главного персонажа этого события — Иисуса Христа.

В мире есть несколько икон «Воскресенье Христово», написанных в византийском стиле, всех их объединяют одинаковые принципы написания:

  • Фоном для центральной фигуры Иисуса служит окружность, из которой в виде лучей распространяется Божий свет — Небесная слава Христа. Сошедший в ад Спаситель и там оставался Богом Сыном.
  • Руки Христа поднимают Крест — орудие Его казни и символ победы христианства.
  • Воздушные одежды, похожие на крылья ангела, развиваются от потоков света при поднятии Спасителя из ада.
  • Ноги Иисуса попирают черную бездну, на некоторых изображениях едва заметно виден образ сатаны.
  • На многих образах Христос стоит на скрещенных вратах, под Его ногами частицы цепей, засовов, петель, всего того, что удерживало праведников в аду.
  • Объединяющим элементов для икон «Воскресение Христово» является золотистый фон, знак царского достоинства Бога Сына, в нем заключена вечная слава Спасителя и благодать.
  • На многих иконах, символизирующих победу Бога над адом, Иисус выводит из преисподней Адама и Еву, они нарисованы в приподнятом с колен состоянии. Их грех прощен, но без Создателя освобождение было бы невозможно.

Икона как бы говорит грешникам, чтобы они вложили свои руки в руку Спасителя, оставили грех и обрели освобождение от страстей для познания красоты небесной жизни.

В XVI веке появляется новое изображение, на нем Иисус в золотистых одеждах стоит на поверженных вратах, закрывающих некогда вход в ад. Христос окружен миндалевидным нимбом, Его руки держат Адама и Еву, восставших из гроба. На заднем фоне иконы стоят ветхозаветные праведные пророки.

На этом образе изображен церковный догмат, согласно которому праведники не могли войти в рай, пока Христос не умер на Кресте и не воскрес.

Врата ада сложены крестообразно. Их погибелью стал Голгофский Крест, под ногами Спасителя гвозди, которыми Он был прибит к кресту.

Как мы видим на старинных иконах «Воскресение Христово» нет единого направления в изображении библейского события. На одних изображениях можно увидеть только Иисуса и двух ангелов, на других Спаситель с праотцами и святыми, на третьих есть картина ада.

На изображениях воскресения Христа прослеживается 3 линии:

  • выход Спасителя из гроба;
  • встреча Христа с женами-мироносицами;
  • схождение в преисподнюю.

В католицизме эти направления представлены скорее как живописные полотна, чем святые образа.

Есть вариации, на которых изображение воскресшего Иисуса окружено картинами двенадцати православных праздников, своего рода — это Евангелие в картинках, ведь каждый праздник является одного из главных событий в жизни Христа. Изображения вокруг основного персонажа называются клеймами.

В чем и кому помогает икона

К святому образу чаще всего обращаются те, кто упал физически или душевно. Даже в самых сложных жизненных ситуациях следует помнить о великой любви Господа к своему созданию и цене, уплаченной Спасителем за наше спасение.

Нет такого греха, который не простит Творец, если человек искренне покается и призовет имя Иисуса, то спасется.

Матери, молящиеся о своих непутевых детях, имеют великую надежду, что придет момент, и Господь выведет чадо из плена греха.

Молитвенные обращения у светлого лика помогают укрепить веру.

Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо есть Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Придите все верные, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Икона «Христово Воскресение»: значение, описание и интересные факты

Воскресение Иисуса Христа часто называют краеугольным камнем православия и всего христианства в целом. Это событие нашло отражение в главном празднике всех верующих – Пасхе. Она всегда отмечается с большим размахом и считается самым важным днем для любого человека, который относит себя к христианам. Неудивительно, что данное событие нашло многочисленные отражения в иконографии. Икона «Христово Воскресение» считается одной из самых почитаемых и распространенных в наше время, но и в древности этот сюжет живописцы не единожды пытались воплотить в своих работах. Интересно, но данная икона имеет несколько абсолютно разных вариаций. Причем каждая из них воспринимается Церковью как истинная и не противоречащая канонам. Сегодня вы узнаете о значении иконы «Воскресение Христово», в чем помогает этот образ и как появлялись подобные иконы.

Сложности образа

Образ Воскресения Христова является одним из самых сложных. Это связано с тем, что само событие не имело реальных свидетелей, и все представления об этом были взяты из письменных источников, содержащих отрывочные сведения о том, как Христос явился женщинам и своим ученикам. Примечательно, что сами живописцы считали образы, отраженные на иконе «Христово Воскресение», неизобразимыми. Ведь человеческий разум не может до конца осознать, какое чудо сотворил Господь, воскресив Сына Своего. И уж тем более невозможно в подробностях изобразить, как именно оживала умерщвленная плоть и что происходило в этот момент с Христом.

Интересно, что любая из известных икон «Светлого Христова Воскресения» отличается насыщенностью персонажей. На одном полотне изображаются многочисленные фигуры, которые тесно связаны с Воскресением Христа и последующими событиями. Часто авторы размещали их в разных сюжетах рядом друг с другом. А порой их располагали регистрами, что позволяло верующим собрать воедино целую историю, наполненную глубоким смыслом.

По мере становления и укрепления христианства видоизменялись и образы на иконах «Воскресения Христова». Современное исполнение этого сюжета существенно отличается от самых первых икон, появившихся еще на заре становления религиозного течения. В следующих разделах статьи мы рассмотрим процесс появления различных вариаций на тему Воскресения Христа, а также типы икон, которые Церковь относит к классическим.

Иконографические типы

Трудно даже представить, насколько сложно формировались образы Воскресения Христова у святых отцов. Ведь перед ними стояла очень непростая задача — передать смысл великого события, которое никто не видел собственными глазами. Поэтому со временем сцены, изображенные на иконах, стали приобретать некий ограниченный характер. Постепенно сформировался церковный канон, от которого отталкивались все последующие живописцы.

Интересно, что столь распространенная икона «Христово Воскресение» вовсе не относится к классическим. Более традиционным считается сюжет сошествия Спасителя в ад. Дело в том, что до момента чудесного Воскресения Иисуса райские врата были закрыты для душ. И лишь когда Христос спустился в преисподнюю, чтобы поднять из гробов души праведников и проповедников, верующие смогли получить жизнь вечную. Именно эта история считается классической, как и все иконы с подобным сюжетом. Стоит отметить, что когда мы говорим о канонах, то имеем в виду именно православные традиции. А вот западная церковь внесла свои коррективы в сюжетную линию о Воскресении Христа.

Западные святые отцы предпочитали создавать иконы, изображающие Спасителя у гроба либо явившегося женам-мироносицам. На эти сюжеты существуют многочисленные вариации, одной из самых известных считается икона «Воскресение Христово с праздниками».

Интересный факт

Примечательно, что по законам христианства каждое действие должно быть четко регламентировано и подтверждено догмами. Это защищает церковь от любой ереси и лжеучения. За долгие годы своего существования христианская религия не только подвергалась многочисленным гонениям, но и испытала нападки новых учений, позиционирующих себя единственно верными.

Серьезный догматический подход отражен и в церковном искусстве. На иконах каждая мельчайшая деталь не должна выходить за рамки принятых норм и догматических учений. А вот икона «Христово Воскресение» абсолютно не соответствует сформированным веками правилам. Она не имеет под собой канонических источников информации, что ставит ее в разряд уникальных живописных работ.

Примечательно, что все изображенное на описываемой нами иконе основывается на евангелии от Никодима. Данный источник информации датируется пятым веком нашей эры и очень подробно описывает все события, произошедшие с момента Воскресения Христа, включая его сошествие в ад. Однако каноническая церковь полностью отвергает этот источник, что, впрочем, не мешает иконописцам опираться на него в своих работах.

Икона «Воскресение Христово»: значение

Значение данной иконы трудно переоценить, в христианстве ее можно считать основополагающей. Ведь именно она повествует верующим о событиях, которые являются подтверждением жизни вечной. В своем евангелии Никодим описал, как, встав из гроба, Христос спустился в преисподнюю, чтобы увести души людей за собой. Он сокрушил ворота, которые нечистые духи заперли, опасаясь потерять тех, кто томился в этих мрачных пределах.

Читать еще:  Братья кирилл и мефодий

Для Спасителя не имело значения, что делал человек при жизни. Он забрал с собой всех, кто желал уйти. Это показывает силу Творца и его милосердие к душам людей. А также напоминает современным людям, что мы и сейчас сами делаем выбор и определяем, куда отправимся после смерти. Ведь Спаситель умер для того, чтобы каждая душа могла принять дар вечной жизни. А в установленный срок он снова придет на землю и определит меру наказания или награды всем усопшим и ныне живущим.

Именно поэтому святые отцы считают таким важным показать Воскресение Христа, ведь это самая яркая победа жизни над смертью и добра над злом.

Молитва перед иконой

В чем помогает икона «Воскресение Христово»? Этим вопросом часто задаются православные, которые планируют приобрести этот образ для домашнего иконостаса. Считается, что на любую искреннюю молитву, произнесенную подле данной иконы, верующие обязательно получат ответ. Ведь молясь, христианин обращается практически напрямую к Богу через Сына Его. В этом случае любая молитва доходит до Создателя гораздо быстрее, ведь просящий просит во имя Его.

Особенно помогает икона тем, кто желает избавиться от грехов и просит сил для того, чтобы встать на путь истинный. В подобной просьбе Христос никогда не откажет и поведет человека за собой, вручив ему бесценный дар жизни вечной. Поэтому любой православный старается украсить иконой Воскресения Христова свой дом, чтобы получить защиту и благословение.

Первые образы

В первые три века, когда наблюдались гонения на христиан, большинство икон на тему Воскресения Христа были немного иносказательными. Это было связано с зарождением церковного искусства и многочисленными опасениями верующих. За основу композиции иконописцы того времени брали тексты из Ветхого Завета, где рассказывалось про пророка Иону, пробывшего три дня во чреве кита и исторгнутого оттуда по воле Создателя. Многие богословы утверждали и утверждают, что этот сюжет явился некой предысторией Воскресения Христа. Ведь и он провел в гробу три дня и только после этого вновь явился апостолам, как и предрекал ранее.

К четвертому столетию в церковной живописи начинает прослеживаться образ Иисуса Христа. Он постепенно заменяет Иону, а сюжет становится более насыщенным событиями. В нем можно разглядеть уже настоящие иллюстрации к евангельским текстам.

Византийское православное искусство

В пятом веке намечается существенный перелом в иконописи на тему Воскресения Христа. Значительный вклад в этот процесс внесли византийские мастера. Они впервые стали изображать на иконах не только самого Христа, но и других персонажей, формируя настоящую сюжетную линию в одной работе. На едином полотне писались апостолы, жены-мироносицы и сам Иисус, восстающий из гроба.

На одной из икон, датируемой пятым веком, изображен не только сам Христос, но и место, где он был захоронен. Здесь в деталях прописан Гроб Господень и ротонда, построенная на этом месте Константином Великим.

Работы иконописцев десятого века

С этого периода многие живописцы, изображающие сцены Воскресения Христа, стали акцентировать внимание верующих на сошествии Создателя в ад и выводе оттуда всех желающих душ. Богословы связывают это с распространением текстов Никодима, о которых мы уже упоминали ранее.

Однако сами иконы еще не отличаются обилием деталей. Сюжетная линия очень четкая и не отклоняется от основного повествования. Также не отвлекают верующих и дополнительные персонажи, которых старались не выводить на передний план.

Иконы: четырнадцатый-девятнадцатый века

В этот временной промежуток сюжетная линия становится максимально усложненной, и увеличивается количество персонажей, изображенных на иконе. Христа на многих работах окружают ангелы, они являются символом добродетели. По задумке живописцев, они поражают греховное начало в виде бесов и демонов копьями. Спаситель выводит из ада в первую очередь Адама и Еву, уже за ними видна толпа других душ, желающих покинуть преисподнюю. В описание иконы «Воскресение Христово» четырнадцатого века, считающейся классической, можно добавить и изображение креста. Он становится символом вечной жизни и победы над злом в любом его проявлении. Интересно, что подобная икона хранится в Третьяковской галерее.

Можно сказать, что работы этого периода выполняют главную задачу, стоящую перед иконами, повествующими о торжестве света над тьмой. К таким ярким работам можно отнести икону «Воскресение Христово» Рублева. Ее датируют пятнадцатым веком, и она полностью соответствует всем канонам, принятым в то время. На ней крупным планом изображено, как Спаситель выводит из ада первых людей и распахивает ворота для других душ.

Становление иконографии Воскресения Христова

Можно сказать, что уже к семнадцатому веку иконописцы определились с канонами, соответствующими данному сюжету. К девятнадцатому веку иконы стали своеобразной иллюстрацией к праведной жизни христианина. Правилом, которого он должен придерживаться всеми силами.

С этого времени смысловая составляющая подобных работ практически не изменялась. Некоторые дополнения были внесены в композицию, которая в дальнейшем только усложнялась. Определенный вклад в это внесли западные мастера, подарившие сюжеты, в которых Христос парит над гробом, опоясанный белой тканью.

Отличие православных и западных образов

Еще со времен византийской культуры начали формироваться некие каноны, которых четко придерживались православные живописцы. В их исполнении икона «Воскресение Христово» представала в традиционном виде. Спаситель изображается в центре полотна, стоящим на сломанных воротах ада. У его ног по обеим сторонам находятся гробы Адама и Евы. Из них он и поднимает за руки прародителей всех людей на земле. Позади него располагаются праведники, среди которых можно узнать царя Соломона, Моисея, Иоанна Крестителя и других личностей. В самом низу иконы часто несколькими штрихами изображается преисподняя со всеми ее ужасами.

Классический западный образ выглядит совсем иначе. Он является не символичным, а более точным отображением древних событий. На иконе Христос изображается около своего гроба в окружении ангелов. Спаситель одет в сияющие белизной одежды, а в его руках находится слепящее знамя, символизирующее торжество света и добра.

Церковь в Сокольниках

В России действует около пяти сотен храмов, названных в честь самого важного в христианстве события. Одной из самых необычных является церковь в Сокольниках. Она была построена в начале двадцатого века, а сам проект, основанный на традициях русского зодчества, имеет явный отсыл к модерну.

Храм имеет девять куполов и три крыльца, оформленных изысканной резьбой и арками. Строение выделяется некой хрупкостью, которая стала его отличительной чертой. Иконы в храме Воскресения Христова в Сокольниках считаются настоящими православными святынями. Их названия дороги сердцу каждого православного человека: икона Святого Пантелеймона, икона Богоматери Страстной, икона-заместительница Боголюбской Божией Матери.

Иконография Пасхи, Светлого Христова Воскресения

Оба сюжета считаются пасхальными. Они в равной мере вошли в традицию Русской Православной Церкви, что иногда порождает недоумение у верующих. Ведь обычно то или иное новозаветное событие изображается одинаково вне зависимости от иконописной школы или эпохи. Но вот с Пасхой получилось иначе – она имеет сразу два иконографических типа изображения. Так что же символизируют собою те элементы, которые мы видим на иконах светлого Христова Воскресения?

Наиболее древними образцами пасхальной иконографии считаются византийские миниатюры, фрески, мозаики и рельефы. На них, как правило, изображено событие, изложенное в апокрифическом (то есть не вошедшем в Библию) евангелии от Никодима. Вот отрывок, положенный в основу первых пасхальных икон:

И тотчас Царь славы, крепкий Господь силою Своею попрал смерть, и схватив Диавола, увязал его, предал его муке вечной и увлек земного отца нашего Адама и пророков, и всех святых, сущих в аду, в Свое пресветлое сияние (XXII).

В учении всех древних христианских Церквей утверждение о том, что Христос после Своей телесной кончины сошел в ад, является принципиальным моментом. Сошествие Спасителя в места пребывания душ всех умерших людей было продолжением той миссии, ради которой Господь воплотился, стал Человеком, принял страдания, поругания и смерть. Поскольку после грехопадения всякий человек независимо от личного благочестия или греховности направлялся именно в ад, то и Иисус как истинный Человек идет Своей душой туда же. Однако как истинный Бог Он не только свободен от власти тьмы над Собою, но и Сам имеет власть разрушить адские чертоги, освободив оттуда всех, кто там оказался. Эти ключевые моменты и отображены на византийской иконе Воскресения Христова.

Практически все византийские изображения строятся по таким принципам:

– Фигура Христа расположена в центре, на фоне нескольких окружностей, из нее исходят стилизованные лучи. Все это символизирует небесную славу Спасителя, Его божественное достоинство и могущество. Ведь, согласно учению святых отцов, Господь даже в аду не переставал быть Богом.

– В руках Иисус держит Крест, поскольку именно этим страшным орудием казни Он благоволил совершить дело спасения.

– Одежда на Христе изображена весьма необычным образом. Если присмотреться, то заметно, что края Его плаща не свисают, как обычно, а парят в воздухе, походя больше на крылья херувима. Такой живописный прием неудивителен: икона показывает не то, как Господь спускается в ад, а то, как Он уже поднимается оттуда. Потому и складки одежды столь характерно вздуты – едва достигнув преисподней, Спаситель начинает движение вверх. Именно это движение и передают иконописцы с помощью развевающегося плаща.

– Под ногами Христа зияет черная бездна. На многих иконах среди густой черноты просматривается антропоморфная фигура. Это – сатана, поверженный Спасителем и связанный до дня второго пришествия. Иногда вместе с сатаной иконописцы помещают и других бесов. Бывает и так, что дьявол показан в паре с еще одним темным субъектом. Это – персонифицированное изображение самого ада, побежденного Христом.

– Примечательно, что ноги Господа не касаются черной пропасти под Ним. Он полностью над нею. Это еще раз подчеркивает, что изображаемое событие происходит не в глубинах ада, а вне него.

– Христос стоит на двух скрещенных продолговатых плитах, а еще ниже разбросаны обломки металлических предметов. Это – створки адских ворот, которые Господь сокрушил Своим могуществом. А обломки – это замки, цепи, засовы, петли и прочие элементы все тех же ворот. Именно так в древности изображались победители и покорители вражеских городов – стоящими на сломанных досках.

Читать еще:  Как рассчитать пасху

– Фон, на котором разворачивается сюжет (если не брать во внимание пропасть под ногами Спасителя), – золотой, желтый, оранжевый или песчаный. Эти цвета символизируют собою царское достоинство Христа, а также неземную, вечную славу Спасителя, Его благодать. Кроме того, фон не просто золотой, а в виде золотых стилизованных скал, которые в иконографии являются символом небесного царства. Все перечисленные элементы еще раз указывают, что событие происходит вне ада, на пути к раю.

– Среди людей, которых выводит Христос, прежде всего выделяются Адам и Ева. Они обычно изображены встающими с колен – символ того, что до этого они находились в падшем состоянии, но теперь Господь их восстанавливает в былом величии. Примечательно, что рука Адама, за которую нашего праотца выводит из ада Сам Господь, – обвисшая и слабая. Это тоже символ – символ невозможности спасения без Бога.

Вот такие детали мы видим на иконе Воскресения. Западный вариант этого образа немного отличается от византийских образцов – в них Господь не исходит из ада, а входит в него. Но, в принципе, обе вариации очень похожи, и отличия между ними заметны только при внимательном рассмотрении. В качестве примера западного «Сошествия в ад» можно привести знаменитую фреску Андреа Бонаиути да Фиренце во флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла (середина XIV века).

Общая идея и византийского, и западноевропейского пасхального изображения Христа в аду созвучна теме Исхода народа Израильского из Египта. Как некогда Моисей освободил евреев от рабства, так и Христос исходит в преисподнюю и освобождает томящиеся там души. И не просто освобождает, а переводит их в царство Правды и Света.

Но существует и другой тип пасхальной иконы. На ней изображен Христос, выходящий из открытой погребальной пещеры. Иногда можно увидеть не пещеру даже, а просто саркофаг с откинутой крышкой. Также довольно часто по сторонам от Спасителя показаны ангелы и/или римские воины, в страхе попадавшие ниц от такого видения.

В XVII – XIX веках эта икона получила очень широкую популярность у нас на Руси. В Европе же она стала распространенной еще раньше. Причина всеобщей народной любви к ней довольна проста – эта икона почти не имеет никаких символических деталей и показывает вполне земной момент. Сюжетно она более привычна и доступна для восприятия молящегося. Но многие исследователи указывают на неточности и несоответствия изображения догматической традиции Церкви.

– Евангельское повествование говорит об ангелах, сидящих не снаружи, а внутри гроба.

– Воины, часто изображаемые на подобных иконах спящими, не могли спать, поскольку в римской армии дисциплина была железной, и сон на карауле карался смертью.

– Самое же главное несоответствие церковному преданию состоит в том, что для выхода Христа из гроба не нужно было отваливать камень от входа в пещеру. Тело Христово после Воскресения не знает никаких внешних преград. По преданию, Спаситель покинул гробницу без каких-либо внешних эффектов, а воины полночи стерегли пустую камеру. Ангелы появились лишь под утро, чтобы отвалить камень и показать всем, что Христос уже воскрес.

Тем не менее, и древняя византийская композиция, и более новое изображение Христа у пещеры относятся к одному Празднику – Воскресению Господню. Дню, когда все мы ликуем и радуемся той победе над злом и смертью, которую принес в мир Воскресший Спаситель.

Икона Воскресение Христово

На протяжении длительного времени образ Христа, который непосредственно воскресает в теле не использовался в православной иконографии. Как правило, если речь шла про Воскресение Христово, то икона изображала сюжет сошествия во ад, откуда Спаситель вывел всех грешников и святых. Такое изображение имело глубокий смысл, так как транслировало идею о даровании спасения всем и даже грешникам и представляло Христа не просто как того кто сумел воскреснуть, но и того кто сумел воскресить других к житию вечному в Царстве Небесном.

Современные варианты иконы Воскресение Христа

Тем не менее, со временем появились и другие сюжеты, примерно с периода царствования Петра Первого икона Воскресения стала также изображаться с Христом, который предстает в ярком свете, а пред ним склоняются стражи, которые стояли у пещеры, где Он был погребен. По сути, передается евангельский сюжет.

На самом изображении часто присутствуют ангелы, которые склонились перед Господом. Позади Него видны темные своды пещеры, ложе и другие детали, в руке Он держит знамя как символ победы над гибелью, а другая рука простирается в молитвенном жесте.

Общим фоном является золотистый цвет, который подчеркивает торжественность данного события и говорит о божественности происходящего.

Такое написание иконы восходит к католической традиции. Тут образ является более художественным и менее символическим, для того чтобы понять, о чем идет речь, достаточно посмотреть на изображение основных героев иконы.

Уникальные особенности иконы

Не существует описаний апостолами в Евангелиях как такового, поэтому икона является неизобразимой. Именно поэтому начальные варианты этого образа вообще были иносказательными, то есть предлагали зрителям различные аллегории. Наиболее распространенным вариантом был святой Иона, который наподобие Господа, проведшего три дня во гробе, провел три дня в чреве кита.

Также могла изображаться как икона Воскрешение Христа, которая говорит о сошествии во ад. Об этом сказано ранее. История этого сюжета бралась из апокрифа от Никодима, который постепенно стали использовать ортодоксы в собственных потребностях.

Вообще в православии икона считается застывшим Евангелием, соответственно, изображать апокрифы не совсем приемлемо. Однако, такие образы как, например, икона Воскресения Христово с праздниками постепенно вошли в церковный обиход. Они стали частью традиции почитания великого чуда, которое явил Спаситель.

Как правило, в описание данного сюжета включается три основных композиции:

  • Христос выходит из гроба;
  • Явление женам-мироносицам;
  • Сошествие во ад.

Первые два сюжета были популяризированы и изначально использовались в католической традиции. Там они часто выглядят как картины.

Как вариация может использоваться композиция Воскресения Христово с двунадесятыми праздниками – такая икона представляет собой Евангелие в сжатой форме, ведь каждый из главных церковных праздников указывает на самое значимое событие из биографии Христа и Богоматери. Такая икона выполняется с клеймами, то есть небольшими изображениями, которые располагаются по периметру от остального.

Изображение с двунадесятыми праздниками также указывает на нескончаемый ход времени. Ведь тут описывается весь год христианских праздников и сцены следуют друг за другом, оставаясь закольцованными. Они символизируют нескончаемый ход церковных праздников, которые прославляют Господа и дают надежду верующим.

Весьма интересным является образ с мироносицами, то есть женщинами, которые пришли натереть миром тело Христа. Они не обнаружили его во гробе, только его одежды, таким образом в иконе дается только намек на главного героя. Также там часто изображается ангел, наличие которого подчеркивает особое значение ситуации.
В чем помогает икона Воскресение Христово

Значение этого образа огромно, и оно указывает на возможность выбора рая каждым верующим. Поэтому легко понять, что икона Воскресение Христово помогает обрести истинную веру и нацелиться на самую высшую надежду, которая только может быть у православного христианина – снискать Царствие Небесное.

Молитва перед иконой «Воскресение Христово»

Воскресная песнь: Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Молитва Святой Пасхе

О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный лень Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия я во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе. И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь.

Пасха в картинах и иконах

Воскресение Христово — центральное событие евангельского благовестия, один из главных иконографических сюжетов.

Интересно, что в православной иконографии нет иконы Воскресения Христова! Знакомое всем нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, — это позднейшая католическая версия, лишь в послепетровское время появившаяся в российских храмах.

Воскресение Христово. Сербская икона

Традиционная православная икона не изображает момент Воскресения Христа. Существует, однако, немало икон, надпись на которых говорит, что перед нами «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа», а реальное изображение все же повествует о событиях, имевших место днем раньше — в Великую Субботу.

В Православной Церкви иконой Пасхи считается икона, называемая «Ανάστασις» – «Воскресение Христово», к которой в России приблизительно с XVIII века стало применяться также название «Сошествие во ад».

Воскресение Христово. Сербская фреска

Воскресение Христово. Греческая икона

Воскресение Христово. Греческая икона

Воскресение Христово. Китайский образ

Сюжет «Воскресение Христово — Сошествие во ад» можно без сомнения назвать одним из наиболее распространенных иконографических сюжетов. Для православного сознания свет Воскресения Христова, воссиявший даже до преисподней, является такой же зримой реальностью, как и свет Фаворский в иконографии Преображения Господня.

Читать еще:  Какого числа день пасхи в 2018 году

Икона архимандрита Зинона

Воскресение Христово 1-я половина XV века. Нижний Новгород, художественный музей.

Сошествие во ад. По оригиналу М. В. Нестерова Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург

Воскресение. М. В. Нестеров. 1890-е. Бумага, акварель. 50,8×27,7 Государственный музей истории религии

Воскресение Христово. П. И. Бромирский. 1918 г.

Воскресение Христа. К. А. Штейбен. 1843–1854 гг. Холст, масло. Живописная работа в нише пилона Исаакиевского собора

Христос воскресший. К. П. Брюллов. 1840-е гг. Холст, масло. 177×89. Эскиз для храма Христа Спасителя в Москве. Замысел не осуществлен.

Воскресение. Триптих. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. М. А. Врубель. 1887 г.

Воскресение Христово. Рафаэлино дель Гарбо

Robert Anning Bell. Жены-мироносицы

Гюстав Доре. Жены-мироносицы

Фра Беато Анжелико. Воскресение (фреска из монастыря Сан Марко, Флоренция, сер. XV в.)

Джотто ди Бондоне. Noli me tangere — явление воскресшего Христа Марии Магдалине (фреска из капеллы Скровеньи, Падуя)

Уверение Фомы Греция. Начало XI в.

Сошествие во ад Начало XI в, мон. Осиос Лукас, Греция

Сошествие во ад Средиземноморье. Середина XV в.

Уверение Фомы Дионисий и мастерская. 1500 г.

Воскресение Христово с праздниками Михаил Фунтусов. 1761 г.

Воскресение Христово Плащаница. Россия. Конец XIX в.

Явление Христа после Воскресения Сергей Карпычев 1910 г.

Икона «Христово Воскресение»: описание, значение, фото

Основным догматом христианской веры является учение о воскресении Христа Спасителя на третий день после крестной смерти. Праздник Пасхи считается центральным торжеством годового богослужебного круга. Неизменным атрибутом любого события, прославляемого церковью, является его живописный образ. Благодаря возможностям полиграфического производства, икона “Христово Воскресение” в наши дни одна из самых распространенных. Однако появление популярного ныне образа было сопряжено со многовековой историей гимнографии и догматического творчества отцов Церкви. Сложность формирования живописного сюжета заключается не только в насыщенности композиции многочисленными фигурами, но и в том, что описаний этого события у евангелистов нет. По-другому и быть не может: ученики-апостолы не присутствовали при этом, да и само чудо непостижимо для человеческого разума. Образ Воскресения считается неизобразимым, поэтому в живописи отображают события, напрямую связанные с ним. В чине Литургии Иоанна Златоуста есть такие слова: “во гробе плотью, в аду с душою, как Бог, в раю с разбойником”. Текст в некоторой мере описывает события, предшествовавшие воскресению. Оставили свой след и апокрифические писания.

Первые образы

Живописные образы первых трех веков были иносказательными и символическими. На зарождающееся церковное искусство налагали отпечаток жестокие гонения со стороны язычников. В этих условиях святыни следовало тщательно оберегать от осквернения. Важнейшее событие христианской церкви изображалось в виде ветхозаветных прообразов. Самым распространенным был образ пророка Ионы во чреве левиафана. Подобно тому, как Иона три дня находился в утробе кита, а затем был извергнут на белый свет, и Христос три дня был во гробе, а затем воскрес. Это событие воспевается в пасхальных песнопениях.

Иконографические типы

Сам момент воскрешения плоти изобразить невозможно потому, что человеческое сознание не в силах даже умозрительно представить этот процесс, тем более выразить его графически. В христианской иконографии существует ограниченное количество сюжетных линий, воплощающих для верующих величие события. Образ классического ортодоксального происхождения именуется не икона “Христово Воскресение”, а “Сошествие Христа Спасителя во ад”. Западная традиция привнесла в богослужебный обиход два более понятных сознанию обывателя распространенных ныне живописных образа: “Воскресший Христос у гроба” и “Явление воскресшего Спасителя женам-мироносицам”. Существуют вариации на эти основные темы, например, икона «Воскресение Христово с праздниками».

Уникальный факт

Всякое действо в церкви должно быть согласовано с уставом и оправдано догматически. Современные богословы церковное учение сравнивают с черепахой, имеющей прочный панцирь для защиты. Панцирь этот выработался в борьбе со многими ересями и лжеучениями на протяжении многих столетий. Строго регламентируется и деятельность в сфере искусства. На иконе каждый мазок кисти должен быть обоснован. А вот икона “Христово Воскресение” основана на не вполне канонических источниках информации. А именно на текстах источника V века, так называемого евангелия от Никодима, отвергнутого канонической мыслью церкви.

Икона “Воскресение Христово”. Значение

Живописный образ повествует о великих и непостижимых событиях. Именно евангелие от Никодима является, пожалуй, единственным древним рукописным источником, повествующим о том, что было со Христом от момента погребения до восстания из гроба. В этом апокрифе довольно подробно описывается диалог между дьяволом и преисподней и последующие за тем события. Ад, предчувствуя свой крах, приказывает нечистым духам наглухо “запереть врата медные и запоры железные”. Но Небесный Царь сокрушает врата, связывает сатану и предает его во власть ада, повелевая содержать его в узах до второго пришествия. После этого Христос призывает всех праведников последовать за Ним. По прошествии веков догматисты облекли неканонические тексты в ортодоксальное учение. У Творца нет измерения времени, для Него ценен всякий человек, живший до проповеди Христа, Его современников и живущих ныне нас. Спаситель, спустившись в преисподнюю, вывел из ада всех, кто этого желал. А вот ныне живущие должны свой выбор сделать сами. Икона показывает всемогущество Творца, освободившего пленников преисподней. А со временем Он явится для того, чтобы произвести суд и окончательно определить меру наказания злу и вечную награду праведникам.

Сербская фреска

В мужской обители Милешева (Сербия) находится древний храм Вознесения XIII века. Одним из образов средневекового ансамбля настенной росписи является икона “Христово Воскресение”. На фреске изображен ангел в сияющих одеждах, что соответствует описанию этих событий у евангелиста Матфея. Небесный вестник сидит на отваленном от дверей пещеры камне. Около гроба лежат погребальные пелены Спасителя. Рядом с ангелом помещены женщины, принесшие на гроб сосуды с миром. Этот извод у православных иконописцев особого распространения не получил, а вот западная реалистическая живопись его охотно использует. Интересно, что в этом случае событие изображается без его главного участника -Христа.

Древнейшее каноническое изображение

В 1081 году в предместье Константинополя была построена церковь. По месту своего расположения получила она название храм Христа Спасителя в Полях. По-гречески “в полях” — ἐν τῃ Χώρᾳ (эн ти хора). Так, храм и построенный позже монастырь доныне и именуют “Хора”. В начале XVI века в храме было устроено новое мозаичное покрытие интерьера. Среди сохранившихся до наших дней — икона “Воскресение Христово, сошествие во ад”. Композиция изображает Спасителя, стоящего на сорванных вратах ада. Христа окружает миндалевидный нимб. За руки Он держит встающих из гробов Адама и Еву. Позади прародителей рода человеческого праведники Ветхого Завета. Этот извод получил наибольшее распространение в иконографии.

Что изображено на иконе?

Образ представляет собой догмат церкви, выраженный в живописной форме. Согласно церковному учению, рай для праведников был закрыт до момента крестной смерти Спасителя и Его славного воскресения. Композиция иконы включает изображения наиболее известных святых до христовой эпохи человечества. Спаситель стоит на сложенных крестообразно вратах ада. около них иногда изображаются инструменты и извлеченные гвозди. Адам и Ева, как правило, располагаются по разные стороны от Христа. Позади праматери стоят Авель, Моисей и Аарон. Слева за Адамом располагают Иоанна Крестителя, царей Давида и Соломона. Фигуры Адама и Евы могут быть расположены по одну сторону от Христа. В нижней части композиции может быть изображена преисподняя с ангелами, угнетающими нечистых духов.

Икона “Воскресение Христово”. Описание

Образ, имеющий западное происхождение, представляет собой не символическую композицию, а живописное отображение евангельских событий. Как правило, изображается открытый пещера-гроб, ангел восседает на камне или находится рядом с саркофагом, в нижней части композиции поверженные римские воины и, конечно, Христос в сияющих одеждах со знамением победы над смертью в руках. На хоругви помещается крест красного цвета. На руках и ногах изображаются раны от вбитых в плоть гвоздей при распятии на кресте. Хотя икона “Воскресение Христово” и заимствована в XVII веке из католической реалистической традиции, но, облеченная в ортодоксальные канонические формы, является довольно популярной у верующих. Никаких богословских толкований она не требует.

Праздников праздник

Святое Христово Воскресение церковным уставом считается не просто праздником, но особым торжеством, прославление которого продолжается в течение сорока дней. Более того, торжество самой Пасхи длится семь дней как один день. Такое возвышенное отношение верующих к восстанию Спасителя из гроба отразилось и в церковном искусстве. Самобытной линией развития живописной традиции является икона “Воскресение Христово, сошествие во ад с двунадесятыми праздниками”. Этот образ содержит в центре изображение главного события в жизни церкви, а по периметру в клеймах сюжеты двенадцати самых важных праздников, связанных с земной жизнью Христа и Богородицы. Среди подобных святынь встречаются и весьма уникальные экземпляры. Также изображаются и события страстной седмицы. Практически, икона “Воскресение Христово с Двунадесятыми праздниками” – это краткое изложение евангельских событий и годового круга богослужений. На событийных образах сошествие во ад изображается со многими подробностями. Композиция включает фигуры праведников, целую вереницу которых Христос выводит из преисподней.

Икона на аналое

В центре храма расположена тумба с наклонной доской, именуемая аналой. На нее полагают образ святого или праздника, которому посвящена служба в этот день. Икона “Воскресение Христово” на аналое находится чаще всего: в течение сорока дней празднования Пасхи и в конце каждой недели. Ведь название выходного дня имеет христианское происхождение, последние сутки недели посвящены прославлению победы Христа над смертью.

Самые выдающиеся храмы в честь Воскресения

Одним из грандиознейших храмов России является Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, возведенный в 1694 году. Этим сооружением патриарх Никон желал воспроизвести храм Воскресения в Святом Граде и подчеркнуть главенствующее положение русской церкви в православном мире. Для этого в Москву были доставлены чертежи и модель иерусалимской святыни. Другим, хотя и менее масштабным, но не уступающим по монументальности, является храм Спаса–на–Крови в Санкт-Петербурге.

Строительство было начато в 1883 году в память о покушении на императора Александра II. Уникальность этого собора в том, что внутренний декор выполнен из мозаики. Мозаичная коллекция — одна из крупнейших в Европе. Она уникальна по качеству исполнения. В ясные солнечные дни переливающиеся разноцветные плитки создают неповторимое ощущение торжества и причастности к духовному миру. В самом храме имеется удивительной красоты образ. Снаружи, над одним из входных порталов, также размещается икона “Воскресение Христово”. Фото, конечно, не может передать всю полноту ощущений, но создает полное представление о пышности убранства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector