2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вопросы о пасхе

Пасха — простые вопросы

Ответы на самые распространенные вопросы о Пасхе

К сожалению, в отрыве от церковной традиции такое поминовение своих усопших близких довольно быстро выродилось в банальные пьянки на их могилах, особенно в сельской местности.

В конце восьмидесятых годов прошлого века государственное преследование Церкви в Советском Союзе фактически прекратилось. Ходить на Пасху в храм теперь можно было без всяких опасений. Но обычай поминать близких на кладбище действительно стал народным, и люди по-прежнему продолжали в пасхальный день ходить мимо храма на родные могилки. Этот советский разлом в народном религиозном сознании не залечен и по сей день.

С точки зрения православной традиции, посещать кладбища на Пасху не следует. Христово Воскресение — это торжество жизни над смертью, свидетельство того, что у Бога — все живы. Пасха — день радости, а не скорби. Поэтому в течение всей пасхальной седмицы в храмах не проводятся заупокойные службы и панихиды. Поминать усопших и посещать кладбища нужно на девятый день после Пасхи — в Радоницу. Именно вторник следующей после Светлой седмицы недели является в Церкви особым днем поминовения усопших.

Что такое Чистый четверг и что нужно в этот день делать? Обязательно мыться и проводить уборку в доме?

Такое понимание Чистого четверга — печальный плод атеистических десятилетий советской власти в России, имеющий ту же природу, что и посещение кладбищ на Пасху. В народе сохранилась и передавалась из поколения в поколение память о христианской традиции — названия праздников, постов, памятных дней годового богослужебного круга. Но подлинный смысл этих названий для большинства людей был утерян. Евангелие читать было нельзя, в храм ходить запрещалось, священников было совсем мало и общаться с ними можно было только рискуя карьерой, а в иные времена — и свободой. В таких условиях сохранившиеся христианские названия в народном сознании стали наполняться содержанием, подчас совершенно чуждым христианству. Именно такая трансформация произошла с названием «Чистый четверг». С чем здесь может ассоциироваться слово «чистый» у людей, не знающих контекста Евангельских событий? Конечно же, с некими гигиеническими мероприятиями — уборкой жилища, чисткой мебели от пыли, мытьем
в бане.

А ведь в Церкви этот день также называется и Великим четвергом, и Страстным четвергом. И особым образом он выделяется прежде всего потому, что именно тогда, в четверг накануне своих Крестных Страданий, на Тайной Вечере Иисус Христос установил главное таинство Церкви — Евхаристию. Поэтому самым правильным для верующего человека будет причаститься в этот день Святых Христовых Тайн.

Чистым же этот четверг называется, потому что на Тайной Вечере Христос умыл ноги Своим ученикам, давая им пример истинного смирения. В память об этом событии в кафедральных соборах и в некоторых монастырях Великим четвергом совершается особый чин умовения ног, когда архиерей омывает ноги двенадцати священникам.

Но смысл этого чина, конечно же, не в соблюдении чистоты ног, а в напоминании о нелицеприятном служении ближним в духе Евангельской любви. Также по византийской традиции в Великий четверг совершается омовение престола, напоминающее о подготовке Петром и Иоанном сионской горницы к Тайной вечере. Возможно, этот церковный чин и стал прообразом для народного обычая «чисточетверговой уборки» в жилище.

Конечно, и мыться, и наводить порядок в доме — дело хорошее и нужное. Но заниматься этим следует регулярно, а не один раз в году. В Чистый четверг же нужно прежде всего позаботиться об очищении своей души через Таинство покаяния, чтобы приступить к Святым Христовым Тайнам, исполняя заповедь Спасителя, которая впервые прозвучала именно в этот день: Примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов.
Как правильно провести неделю после Пасхи? Можно ли причащаться, ведь пост отменен? Николай, Псков

Ответ священника — протоиерея Сергия Архипова, священника Покровского храма, г. Жиздра, Калужской области

Дорогой Николай, в Светлую неделю после Пасхи я бы советовал чаще посещать храм, насколько это позволяет Ваша профессиональная деятельность. Службы на этой неделе по-особенному радостные и недлинные. А еще это единственная неделя в году, когда любой желающий может подняться на колокольню и звонить в колокола, возвещая миру о наступившей пасхальной радости.

Вообще же на Светлой неделе в России традиционно было принято посещать больных, заключенных, сирот в приютах, дарить им подарки, поздравлять с общим для всех нас праздником. Конечно, далеко не каждый сегодня может отправиться ради этого в следственный изолятор или детский дом. Но, можно ведь, к примеру, навестить родителей, у которых давно не был. Можно позвонить родственникам, друзьям и поздравить их с Воскресением Христовым. Все это, вроде бы, мелочи, но именно из таких мелочей складывается вся наша жизнь.

Причащаться на Светлой неделе можно и нужно, но подробно этот вопрос лучше обсудить со священником храма, в который Вы ходите и обязательно получить его благословение. И еще один совет: на Светлой неделе постарайтесь не объедаться мясной пищей. Пост в эти дни отменен, но разумное отношение к пище и собственному здоровью все же следует сохранять и после Пасхи.

Есть вопрос, ответ на который Вы хотели бы увидеть в этой рубрике?
Пишите: vopros@foma.ru

На анонсе крестный ход на Пасху -Фото Санкт-Петербургской Духовной академии

Вопросы о пасхе

1. «. Господу помолимся» (Великая или мирная ектения).
3. Одна из книг Ветхого Завета, входящая в Пятикнижие Моисея.
6. Великий святой, чудотворец, основатель монашества.
9. «Придя же, одна бедная . положила две лепты, что составляет кодрант».
10. Внук Авраама, отец знания (Бытие гл. 25, ст. 4).
11. Имя преподобной святой, подвизавшейся в мужском образе (день памяти 18 января).
12. Ветхозаветный ученый, священник, книжник, сведущий в законе Моисеевом, соединивший в целое священные книги (помощь — евр.), чья книга в Библии 15 по счету.
14. Смирна по сути.
16. Одна из Богослужебных книг православной Церкви, иначе — Устав.
17. Первый праведник, чья жертва была угодна Богу.
18. Плод маслины из которого изготовляют елей.

1. Фамилия московского священника — старца, причисленного к лику святых.
2. Небесный хлеб.
3. Ложечка, употребляемая для причащения верующих.
4. Богослужение по нуждам верующих (дословно: жертва, приношение).
5. Двунадесятый праздник.
7. Одно из имен Божиих, означающее истинного Бога.
8. Апостол из числа 70-ти. (Память 5 декабря).
12. Имя еврейского волхва Вариисуса с острова Кипр, которого апостол Павел поразил слепотой (Деяния апостолов, гл. 13).
13. Истинно, да будет.
14. Одно из имен, которым апостол Иоанн называет Иисуса Христа в своем Евангелии.
15. Название первой буквы греческого алфавита.

1. Трапеза, за которой совершилось первое в мире Причастие.
2. Традиционная пасхальная выпечка.
3. Святые жёны, которые первыми узнали о воскресении Христа.
4. Как называется последняя неделя перед Пасхой?
5. Римский правитель (наместник) Иудеи, при котором был казнён Иисус Христос.
6. В этот день Господь установил таинство причащения.
7. Двунадесятый праздник в честь возвещения человечеству спасительной вести о предстоящем рождении Христа.
8. Место, где был распят Иисус.
9. Гора, на которой апостолы увидели Христа в последний раз.
10. Какой ученик Иисуса Христа трижды отрёкся от своего учителя?
11. В России ветви этого дерева приносят в храм вместо пальмовых веток, когда празднуется Вход Господень в Иерусалим.
12. Самый великий православный праздник, которым завершается Великий пост.
13. Имя одной из мироносиц.
14. Что мы дарим друг другу на Пасху?

После распятия и смерти Иисуса друзья сняли Его тело и положили в (2), предназначенную для погребения.

Вход закрыли огромным камнем. Власти поставили около входа в пещеру (9) — они боялись, как бы последователи Иисуса не украли Его тело.

Рано утром в (5) несколько женщин взяли ароматы и (13) для помазания (6) Иисуса и отправились к пещере.

Тело Иисуса из-за праздника не успели приготовить к погребению, как того требовал иудейский (4).

Женщины молча вошли в сад. Они думали о том, как им попасть в пещеру, (5) в которую закрыт тяжелым (8).

Но когда они подошли поближе, то вскрикнули от удивления. Огромный камень был (3) и стража исчезла! Женщины вбежали в пещеру — она была пуста. Женщины встревожились.

В это время они увидели двух (14) в сияющих светлых одеждах, стоявших возле (1). Женщины не верили своим глазам. “Почему вы ищете Иисуса здесь? — спросили ангелы. — Он воскрес!

Разве вы забыли, как Он говорил вам, что Ему надлежит умереть и воскреснуть в (10) день? Так и случилось. Идите и расскажите это ученикам”.

Женщины поспешили обратно по городским улицам.

― … (7) жив! Ангелы говорили с нами! — повторяли они, задыхаясь от быстрой ходьбы.

Женщины прибежали к дому, где собирались их друзья, и начали стучать в (15).

― Откройте, — звали они учеников. — Мы принесли вам радостную (11): Иисус (12)!

Ответы: 1.Гроба 2.Пещера 3.Сдвинут 4.Обряд 5.Воскресенье 6.Вход 6.Тела 7.Иисус 8.Камнем 9.Стражу 10.Третий 11.Весть 12.Жив 13.Елей 14.Ангелов 15.Дверь

К нам опять спешит весна,
Будет вновь веселье.
И несет с собой она Праздник …
(Воскресенья).

***
Как же дружно во дворе
Зазвенели птички.
Посмотрите – на столе
Красные ….
(яички)!

***
Что украсит праздник этот
Радостью особой?
Запах сладостного хлеба….
(Кулича Христова).

***
Светлый день глядит в оконце.
Радостно как в сказке.
И ласкает землю солнце.
Наступила ….
(Пасха).

***
Ангелы трубят о чуде
От земли и до небес.
Радуйтесь, ликуйте, люди,
Знайте же: Христос …
(Воскрес).

***
Поздно вечером, в тиши
Затворив все двери,
Собрались ученики
На Тайную …
(вечерю).

***
Говорил он: «Я не верю,
И поверить мне нельзя,
Вот увижу – и поверю».
Как зовут его …
(Фома)?

Загадки к Пасхе в стихах

***
Как же страшно предавать и себя, и Бога.
Как же страшно потерять верную дорогу.
Он ошибся и погиб, не поверив в чудо.
Он – Исусов ученик именем …
(Иуда).

***
И сказал им: «Вы не бойтесь,
Он воскрес, его здесь нет».
Плачут жены-мироносцы.
Кто им дал такой ответ?
(Ангел)

***
И звенят колокола:
«Пасха, Пасха к нам пришла!»
С радостью весенней Христова …
(Воскресенья).

***
Пришел к нам праздник самый лучший,
Любимый самый и самый певучий,
Празднуйте люди, все вместе!
Воскрес Христос- и это не сказка!
Вот и наступила долгожданная …
(Пасха)

***
А вот и чудо!
Христос Воскресе
(Воистину Воскресе)

***
Они бывают разные
Синие, зеленые, красные,
В природе часто встречаются,
А как они называются? …
(Яйца)

***
Был очень-очень рад твой враг,
И предал Иисуса-Христа злой …
(Понтий Пилат)

Загадки про Пасху к празднику

***
Мы со всеми вместе,
Смысл известный и понятный,
И Господа хвалю я,
Словом добрым …
(Аллилуйя)

***
Христос был спокойный очень,
Ну а стража темной ночью,
Кинула его в темницу,
И одела в …
(багряницу)

***
Почему на всей Руси
Радость и веселье??
А народ по всей земле,
Празднует ..
(Христово Воскресенье)

Почему по всей земле радость и веселие? –
Потому, что празднуем Христово ………… (Воскресение).

«Христос Воскресе!» — радостно всеми произносится,
Это первыми узнали жены ……………………(мироносицы).

Ангел возвестил: скажите всем скорее,
Что Христос воскрес, всех встретит в ………………..(Галилее).

А потом пришли ко Гробу, тоже очень рано
Два апостола, то были Петр с ……………………… (Иоанном).

Вход во Гроб Господень стража охраняла,
Ангела увидев, в страхе ………………………..(убежала).

Ангел белоснежный, вид его – как пламень,
Приступил ко Гробу, отвалить чтоб …………….(камень).

По пути в Еммаус два ученика
Встретили Христа: Клеопа и ……………………(Лука).

Обо всем случившемся Ему рассказали,
Только Господа они сразу НЕ …………………..(узнали).

Вскоре – средь учеников Бога видим мы, —
Не было там только апостола ……………….(Фомы).

Фоме — через неделю, и всем ученикам
Вновь Господь явился и сказал: ………………..(«Мир вам»)

Солнышко играет, и щебечут птички,
Украшение стола – красные ……………………..(яички).

Весть о Воскресении поведав, подарила
Яичко – символ жизни – Мария ……………………(Магдалина).

А яичко стало красным, в чудо чтоб поверил
Римский император по имени ………………….(Тиберий).

Напекли хозяюшки к празднику в печи
Пышные, румяные чудо-………………..( куличи)!

Читать еще:  Как вычислить дату пасхи

Автор — Людмила Громова

Пасхальная викторина для детей и взрослых

1.Как называется главный православный праздник, торжество из торжеств. (Пасха)
2.Дом Божий, куда верующие приходят, чтобы встретить праздник Воскресения Христова. (Храм)
3.Пасхальная выпечка, приносимая в храм для освящения. (Кулич)
4.С чего начинается Пасхальное ночное Богослужение? (С крестного хода)
5.Какими словами христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни? (Христос Воскресе! Воистину Воскресе!)
6.Так называют Иисуса Христа за то, что Он спас людей от смерти Своим Воскресением. (Спаситель)
7.Все Пасхальное воскресение люди несут в храмы яйца и куличи. Для чего? (Для освящения, чтобы поделиться)
8.Светлой Пасхе предшествует Великий пост. А как в старину называли пост? (Говенье, Четыредесятница)
9.Как называется древний обычай, когда верующие, целуя друг друга, произносят Пасхальное приветствие? (Христосование)
10.Орудие казни Христа, после которой Он воскрес, поэтому это орудие стало символом нашего спасения. (Крест)
11.Спаситель Иисус Христос был одновременно Богом и человеком, поэтому Он Сам смог оживить Себя после смерти. Это и называется…(Воскресение)
12.Как называется шествие или ход, когда священнослужители и прихожане идут с иконами, хоругвями и Евангелием вокруг храма. (Крестный ход)
13.Как называется неделя после Пасхи? (Светлая Пасхальная Седмица)
14.Они звонят всю Светлую седмицу. (Колокола)
15.Сколько дней продолжается праздник Пасхи и почему? (40 дней, в память сорокадневного пребывания Господа Иисуса Христа на земле по Воскресении)
16.Что мы вспоминаем в Великий Четверг на Страстной седмице? (Тайную Вечерю. Установление Таинства Причащения Господом Иисусом Христом.)
17.Чьи кости изображены у подножия Креста Господня и почему? (Это кости Адама, который был похоронен под Голгофой. Через страдания Спасителя омывается первородный грех Адама и Евы)
18.Кому удалось найти Голгофу, где произошло Распятие Господа Иисуса Христа, а также место Гроба Господня и Крест, на котором Сын Божий принял смерть? (Св. Равноапостольной Царице Елене)
19.Как называется Купольная часовня над Гробом Господним в Иерусалиме? (Кувуклия)
20.Какое чудо совершается в Великую Субботу в храме Гроба Господня в Иерусалиме? (Схождение Благодатного огня)
21.Как переводится слово «Пасха» с древнееврейского языка? (Прехождение, избавление)
22.Почему Жен-мироносиц назвали именно «мироносицами»? (Потому-что эти преданные Богу женщины, ранним воскресным утром, поспешили ко гробу Господа, чтобы умаслить тело Учителя драгоценным миром, т.к. они не успели этого сделать при погребении)
23.В чьих руках Пасхальное яичко впервые окрасилось в красный цвет? (Марии Магдалины)
24.Что раздается людям в храме в Светлую Субботу после Литургии? (Артос)
Знаете ли Вы, что яйца крашеные краской или в отваре луковой шелухи называются «крашенки». А если нарисовать на яйце кружочки, полосочки или любой другой орнамент, и оно из «крашенки» превратиться в «писанку». А яйца в крапинку называются «крапанки».
25.В радостные пасхальные дни все люди стараются делать добрые дела. Какие, например? (произвольные ответы, если не знают, предложить подумать дома с родителями)

«Стоит мост на семь верст. По конец моста – золотая верста». (Великий пост и Пасха)
« На поле стожок – золотой вершок, около — фигурки серебряные, маковка – позолоченная». (Церковь)
«Катится бочка, на ней ни одного сучочка». (Яйцо)
«Бык – железный, хвост – конопляный, косы до полу, а голос – до неба». (Колокол)
«Стоит столб от земли до неба, в нем – 12 горшков, в каждом горшке по дитенку». (Колокольня)
«Беленькое, кругленькое, долго лежало, вдруг затрещало, и неживое, а живым стало». (Яйцо и цыпленок)
«Стоит столбом, горит огнем, ни жару, ни пару, ни угольев». (Свеча)
«Нашел я шар, разбил его, увидел серебро и золото». (Яйцо)

Пасха Христова в вопросах и ответах

AиФ.ru подготовил ответы на важные вопросы: в чем смысл Пасхи, что именно празднует в этот день Церковь? Как проходит ночное богослужение и как лучше провести светлый день Пасхи и последующие дни? Что священники советуют делать тем, кто, к примеру, не готовился и не постился, но хотел бы понять суть событий, о которых вспоминает Церковь и ликуют верующие?

Чему радуются верующие в праздник Пасхи?

В этот день православные празднуют Воскресение Христа из мертвых на третий день после Его смерти на Кресте — и радуются победе жизни над смертью. То, что Христос воскрес из мертвых, является для Церкви свидетельством того, что Он есть истинный Бог, Искупитель и Спаситель.

Что искупает и кого спасает Христос? Искупает – грехи человечества; спасает – собственно человека.
Церковь учит, что Воскресение Христа ниспровергает смерть и доказывает, что всем людям действительно дарована жизнь вечная, что на самом деле существует бессмертная жизнь за гробом, после нашей смерти. В церковной разъясняющей литературе и учебниках по литургике говорится: «Христос предразорил державу (власть) смерти Своей смертью и подал жизнь в Воскресении».

Вот еще одна цитата, на этот раз из праздничных песнопений: «Небеса убо… да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый! Христос бо воста! Веселие вечное!».

Праздник Пасхи и Воскресение Христа считается дарованной человечеству победой.

Отметим также, что так радостно празднуется Пасха только в православии – именно для этой ветви христианства Пасха является самым главным праздником в рамках церковного года.

Как проходит и какой смысл несет Пасхальное богослужение?

Верующие в праздничной одежде приходят в храмы вечером Великой субботы, примерно к 22.00. В начале двенадцатого начинается Полунощница – служба, на которой поется канон Великой субботы. В конце священники переносят с середины храма в алтарь плащаницу. Там она остается до праздника Вознесения Господня (13 июня в 2013 году) – в память о сорока днях пребывания Христа на земле после Его Воскресения.

Сразу после Полунощницы, уже непосредственно перед наступлением полночи, торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты. Начинается Пасхальный Крестный ход.

Священнослужители выходят из алтаря и вместе с прихожанами обходят вокруг храма с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Молящиеся идут с зажженными свечами.

Затем Крестный ход останавливается у западных ворот храма, священник впервые произносит: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Эти слова повторяются трижды.

Далее начинается Пасхальная заутреня – поется канон св. Иоанна Дамаскина. Во время пения канона священники с крестом и кадилом обходят всю церковь и радостно приветствуют всех со словами «Христос воскресе!» Верующие отвечают: «Воистину воскресе!»

Когда утреня заканчивается, верующие приветствуют друг друга этими же словами: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!»

Пасхальная заутреня переходит в Литургию Иоанна Златоуста, которая служится при открытых Царских Вратах (они открываются в начале Заутрени и не затворяются в течение целой недели).

В рамках богослужения читается Слово Иоанна Златоуста. Церковь призывает радоваться Пасхе всех – тех, кто готовился, и тех, кто не готовился: «Богатии и убозии, друг с другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь днесь…».

Кроме того, Слово Иоанна Златоуста провозглашает победу Христа над смертью: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует».

Если Литургия совершается собором священников, то Евангелие читается на разных языках мира.
В конце службы освящается артос – пасхальный хлеб, большая просфора с изображением Креста или Воскресения Христова. Через 6 дней, в Светлую Субботу, его раздают верующим.

Что делать тем, кто не готовился к Пасхе?

Часто случается так, что людей, которые нерегулярно или вовсе очень редко посещают богослужения, на Пасху все равно влечет в храм. Священнослужители советуют: если вам хотелось бы вместе со всеми услышать праздничный возглас «Христос Воскресе!» и ответить, опять же вместе с паствой, «Воистину Воскресе!», попробуйте предварительно сделать несколько простых вещей.

С одной стороны, рекомендуется открыть и почитать хотя бы одно из четырех Евангелий. В текстах может быть много непонятного, но несмотря на это священники считают, что текст «из первых уст» — от тех, кто «видел, слышал и ходил рядом со Христом» — мог бы помочь уловить и лучше почувствовать суть праздника.

Второй совет – постарайтесь в последние дни Страстной недели (особенно в Страстную пятницу и Великую субботу) выкроить несколько часов и посетить хотя бы одно из богослужений. Возможно, стоит встать в храме где-нибудь в углу и побыть на службе столько, сколько будет по силам, не принуждая себя специально молиться или пытаться понять текст песнопений.

Когда можно начинать есть мясо?

Иногда у тех, кто соблюдает Великий пост, возникает вопрос, можно ли разговляться на Пасху, к примеру, сразу после Крестного хода и слов «Христос Воскресе!»? Нет, традиционно принято разговляться только после окончания ночной Литургии – на торжественной Пасхальной трапезе, к этому прихожан и призывает Церковь.

Как лучше провести Пасхальный день?

Священнослужители советуют: хорошо бы не просто посетить богослужение и разговеться, если вы перед этим соблюдали пост, но и постараться поделиться обретенной радостью с теми, кто в этом нуждается, или, к примеру, с теми, кто не побывал на богослужении.

На самом деле это давняя благочестивая традиция, она и сегодня распространена среди духовенства — в пасхальные дни посещать больницы, приюты и т.д.

Так или иначе, хорошей идеей для воскресного праздничного дня может стать попытка поделиться праздничным весельем – сходить в гости, поддержать тех, кто находится в печали или стесненных обстоятельствах.

Напомним, что в воскресенье после утренней литургии в храмах продолжают освящать куличи и пасхи.

А с понедельника начинается Светлая седмица – это неделя, которая следует за Христовым Воскресением, всю эту неделю во время богослужений в храмах звонят во все колокола, Церковь и верующие продолжают торжественно праздновать победу жизни над смертью и адом.

Заканчивается Светлая седмица в следующее воскресенье — в Неделю о Фоме (в этот день вспоминается чудо «уверения» апостола Фомы). Еще одно наименование первого воскресенья после Пасхи – Антипасха, что значит «вместо Пасхи». Название обозначает не противопоставление, а как бы повторение праздника, возвращение к нему.

Вопросы и ответы о Пасхе

Что означает слово «Пасха»?

Слово «Пасха» в переводе с древнееврейского означает «переход, прохождение мимо или освобождение от беды». Из Ветхого Завета мы знаем, что Моисей по повелению Божию навел «десять казней» на Египет, чтобы заставить фараона отпустить еврейский народ из рабства. Десятая казнь была самая страшная. Ночью ангел Господень поразил всех первенцев в Египте, от человека до скота. Он прошел мимо только тех домов, на дверях которых был сделан знак — накануне Бог повелел евреям заколоть агнцев и помазать их кровью дверные косяки и перекладины. Сама же ветхозаветная Пасха прообразовала собою нашу новозаветную, христианскую Пасху. Как тогда смерть прошла мимо жилищ евреев, и они освобождены были от египетского рабства и получили обетованную землю, так в христианскую Пасху, Воскресение Христово, смерть вечная прошла мимо нас: Воскресший Христос, освободив нас от рабства диавола, дал нам вечную жизнь.

Почему в православной традиции Пасха является главным праздником? На Западе больше почитают Рождество.

Евангелие в переводе с греческого — «благая весть». Какая благая весть могла сделать человечество счастливым? Только весть о том, что смерти больше нет. Ведь если мне предстоит окончательно погибнуть, то никакие блага, никакие наслаждения не смогут сделать меня счастливым. Если говорить научным языком, Бог экспериментально показывает, что смерть преодолена. Ибо человеческая природа Христа, вкусившая смерть, воскресает. А поскольку мы являемся носителями абсолютно такой же природы, то должны четко понять, что воскреснем следом за Ним.

Конечно, Рождество — великий праздник. Бог сам приходит к человеку, даже становится одним из нас. Но пришествие в мир нужно для победы над смертью. Через Адама грех входит в мир, через Крест Христов он уничтожается. Надо помнить, что Бог сотворил мир по законам, когда каждое зло должно быть искуплено: жертвой, молитвой, слезами, скорбью, исповедью. Чтобы искупить все зло, сотворенное человечеством после грехопадения, потребовалась Жертва Христова, ибо мы сами этого сделать уже не могли. Именно здесь евангельская истина о том, что Бог есть Любовь, проявляется в полной мере.

Почему Бог именно так спасает нас — через воплощение в человеческом теле и страшную крестную смерть?

Тайна Креста для человека непостижима. Почему Бог стал человеком? Святитель Григорий Богослов когда-то произнес глубокую мысль: «что не воспринято, то не уврачевано». Вся человеческая природа после грехопадения страшно исказилась: разум, воля, чувства, телесная оболочка. Грех — это нарушение воли Божией. Даже в райском саду, будучи абсолютно свободными, первые люди должны были добровольно служить Богу, подчиняя свою волю воле Творца. И это жертвенное служение никто не отменял, но человек не смог самостоятельно преодолеть свою падшую природу, пребывая в грехе. Насильно исправить нас Бог также не мог, потому что сотворил нас по своему Образу и Подобию, т.е. — свободными личностями. В противном случае мы превратились бы в роботов, которые послушно выполняют заложенную программу.

Читать еще:  Алексей борзенко пасха

Тогда Сын Божий (Второе Лицо Пресвятой Троицы) через воплощение становится подлинным Человеком, сохраняя в Своей Личности и Божественную природу. Своей земной жизнью Христос показал, что человеческая природа и воля может быть до самой смерти верна Богу. В этом соподчинении Он полностью раскрыл Образ Божий в человеке, и даже смерть не смогла разрушить эту связь со Творцом.

По церковному преданию, после крестной смерти Христос вывел из ада души умерших.

В то время, когда силы ада торжествовали победу, человеческая душа Христа входит в ад, разрушает его оковы и выводит оттуда всех людей, включая Адама и Еву. И ад оказался бессилен перед безгрешной душой Христа, царство сатаны оказалось разрушенным. Апостол Петр пишет в своем послании о том, что Господь проповедовал Евангелие душам, томящимся в аду. Т.е., даже в загробной жизни Он не лишил людей свободы воли и выбора, и в церковных песнопениях говорится о том, что ад опустел. Через крестную смерть Христос спасает все человечество, всех кто пожелал за Ним пойти. Именно поэтому для православных крест — не просто орудие казни, но и символ спасения, победы жизни над смертью.

Как и сколько времени празднуется Пасха?

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством. С апостольских времен празднество продолжается семь дней или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.

Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху, двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет царские врата отверстыми. Они не закрываются даже во время причащения священнослужителей.

Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы, коленопреклонений и земных поклонов не полагается.

В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.

Пред началом литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо «Царю Небесный» – «Христос воскресе» (трижды).

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня – до Вознесения Господня.

Почему Церковь освящает пасхи и куличи?

Пасхальный кулич – это церковно-обрядовая пища. Кулич – это род артоса на нижней степени освящения.

Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?

Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то по совершении литургии в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемые пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

Употребление освященных пасхи и куличей в Светлую седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день Пасхальной седмицы народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасхи и куличей верующие в первый день праздника, придя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление – прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

Что такоe артос?

Слово «артос» переводится с греческого как «квасной хлеб» – общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе просфора всецелая.

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с иконой Воскресения Господня и в заключение пасхальных торжеств раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого как знамение победы Христовой над смертью, то есть нет изображения Воскресения Христова.

С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквях этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против царских врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Как хранить и принимать артос?

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.

Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе».

Как поминают усопших в дни Пасхи?

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения диким, пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляет на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.

Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.

Основанием для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой – разрешение Церковным Уставом творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Что такое Радоница?

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами, или Тризнами. Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой пасхальной недели – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32).

Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину.

Обязательно ли в Пасху целоваться (христосоваться)?

В конце утрени священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир. По Уставу «целование настоятеля с прочими иереи и диаконы во святом алтаре бывает сице: глаголет приходяй – «Христос воскресе». Оному же отвещавшу – «Воистину воскресе». Так же должно совершаться христосование и с мирянами.

По Уставу священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Но такой порядок мог быть соблюдаем лишь в древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же при громадном стечении богомольцев священник, выйдя с Крестом на солею, произносит от себя краткое общее приветствие предстоящим и заканчивает его троекратным возглашением «Христос воскресе!» с осенением Крестом на три стороны и после этого возвращается в алтарь.

Обычай приветствовать друг друга в Пасху этими словами – очень древний. Приветствуя друг друга с радостью Воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые по Воскресении Его «говорили, что Господь истинно воскрес» (Лк. 24, 34). В кратких словах «Христос воскресе» заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства.

С этим пасхальным приветствием соединено и лобзание. Это древнее, идущее еще от времен апостольских, знамение примирения и любви.

С древнейших времен оно совершалось и совершается в дни Пасхи. О святом лобзании в дни Пасхи так пишет святитель Иоанн Златоуст: «Да памятуем и те святые целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу».

Что делать в пасхальные дни?

Древние христиане в продолжение великого торжества Пасхи ежедневно собирались для общественного богослужения.

Согласно благочестию первых христиан, на VI Вселенском Соборе постановлено для верных: «От святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писания внимая и святыми Тайнами наслаждайся. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни не бывает конское ристалище, или иное народное зрелище».

Древние христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Брашно, то есть еду, освященные в Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник.

Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать ни одного церковного богослужения.

Пять светских вопросов о Пасхе

По традиции верующие всю неделю после Пасхи дарят друг другу подарки. Фото: Александр Зайцев.

  • Опубликовано в №077 от 30.04.2016

В преддверии самого большого православного праздника «ОГ» задала самые популярные вопросы о нём руководителю миссионерского отдела Екатеринбургской епархии отцу Даниилу Рябинину.

  • Почему Пасха празднуется в разные дни?
Читать еще:  Акафист святой пасхе

— Дата проведения этого знаменательного радостного события подвижна, привязана к лунному календарю. Пасха проводится в период с четвёртого апреля по восьмое мая. Празднование её вычисляется так: это первое воскресенье после полнолуния, которое идёт следом за днём весеннего равноденствия — 21 марта. Пасха не может совпасть с ветхозаветным праздником Песах, она может быть только после него. Если совпадает, то её переносят к следующему полнолунию.

Такой порядок был заведён в III веке Александрийской церковью и закреплён постановлениями Первого Вселенского (325 год) и поместного Антиохийского (341 год) соборов.

  • Почему принято красить и дарить яйца?

— Яйцо — символ жизни, победы жизни над смертью, а именно это и празднуется в Пасху, день Светлого Христова воскресенья. По преданию, Мария Магдалина после воскрешения Христа пришла к императору Тиберию рассказать ему об этом. Принесла с собой подарок — яйцо, уже в те времена оно являлось символом жизни. Услышав о воскресении Христа, император не поверил, а рассмеялся и сказал, что это равносильно тому, как если бы принесённое Марией яйцо внезапно покраснело. В тот же момент яйцо изменило свой цвет.

Но главное всё-таки в том, что яйцо символизирует исчезновение смерти, поэтому в Пасху такое повышенное внимание к нему.

  • Почему пекут и освящают именно куличи?

— Кулич — наравне с яйцом — пасхальный символ. Христиане причащаются в день Пасхи. Но многие православные имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста. В день воскресения Христова причащаются немногие, но после литургии в этот день благословляются и освящаются в храме приношения верующих — по традиции это пасхи и куличи, но освящается любой хлеб.

Верующие в первый день праздника, придя из храмов домой и окончив пост, всей семьёй едят освящённые куличи и пасху — во время всей Светлой седмицы.

  • Почему Пасха, а не Рождество — главный христианский праздник?

— В году у христиан 12 двунадесятых праздников. Все они равновелики, но Рождество и Пасха празднуются особо. Рождество — начало дела искупления человеческих грехов, начатое с приходом в мир Иисуса Христа. А Пасха — завершение этого дела искупления. Празднуя Пасху, мы радуемся окончанию искупления, воскрешению Христа, свершившейся победе жизни над смертью и тому, что Господь всех нас спас.

Какая благая весть могла сделать человечество счастливым? Только о том, что смерти больше нет. Ведь если мне предстоит окончательно погибнуть, то ничто в мире не сможет сделать нас счастливыми. Воскрешение Христа доказало, что смерть преодолена. Также и мы должны понимать, что воскреснем следом.

  • Пасха и еврейский праздник Песах — это одно и то же?

— Нет, Песах — праздник ветхозаветный. Евреи отмечали его как спасение от египетского плена ещё до пришествия Христа. Само слово «пасха» восходит к древнееврейскому «песах» («прохождение мимо», «минование смерти»). Формально слово «пасха» обозначает одновременно ветхозаветный и новозаветный праздники. Но история возникновения их совершенно разная. Песах отмечается в честь исхода евреев из Египта. Праздник начинается на четырнадцатый день весеннего месяца нисан — приблизительно он соответствует марту-апрелю и празднуется в течение семи дней в Израиле и восьми — вне Израиля.

Христиане же празднуют Пасху как Воскрешение Христа. На заре христианства смерть и воскресение Христа отмечались еженедельно: пятница была днём поста и скорби в воспоминание страданий Христа, а воскресенье — днём радости. Эти празднования становились более торжественными в период еврейской Пасхи — годовщины смерти Христа. Ко второму веку праздник стал ежегодным и начал отмечаться после еврейского Песах.

В смысле еврейского и христианского праздников есть общее: и тот, и другой — это торжество жизни, но корни и наполнение содержанием у них разное.

В тему

В Екатеринбургской епархии сообщили, что пасхальный крестный ход в храме Целителя Пантелеимона (ул. Лучевая, 35) завершится салютом. В пасхальную ночь в небо, на высоту 110 метров, взлетят 897 зарядов. Выстрелы планируют производить в течение пяти минут, без пауз. Салют силами прихожан в честь Пасхи здесь проведут уже не впервые, но в первый раз заряды полетят на такую большую высоту.

Добавим, во время Светлой седмицы — с 1 по 8 мая — все желающие смогут позвонить в колокола на колокольне не только Свято-Пантелеимоновского прихода, но и во всех остальных храмах Свердловской области.

Поздравление губернатора

Поздравляю всех жителей Свердловской области, прежде всего православных христиан, с окончанием Великого поста и Пасхой — Светлым Христовым воскресеньем.

Этот святой день символизирует торжество любви и добра, укрепляет людей в стремлении к духовному росту и самосовершенствованию, приносит в нашу жизнь мир и обновление.

В этом году православная Пасха совпадает с ещё одним всенародным праздником — Первомаем, Праздником Весны и Труда. Мы отмечаем оба эти праздника, и это не случайно, ведь Первомай также дарит нам самые светлые надежды, посвящён самым главным, вечным ценностям — труду и людям труда.

Дорогие уральцы! В этот светлый православный праздник от всей души желаю, чтобы в ваших домах и семьях всегда царили вера в лучшее, мир, добро, любовь и счастье. С праздником, дорогие друзья! Со Светлым Христовым воскресеньем!

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев

Правда о Пасхе: простые вопросы священнику о традициях и смысле праздника

Можно ли красить яйца в зеленый цвет, поздравлять с Пасхой в соцсетях и зачем власти пускают дополнительные автобусы на кладбище.

Накануне Светлого Христова Воскресения настоятель двух храмов – Покрова Божией Матери и блаженной Ксении Петербургской – руководитель отдела по связям с обществом и СМИ Тверской епархии, протоиерей Сергий Дмитриев побеседовал с корреспондентом Tverigrad.ru о главном церковном празднике. Как воспринимается Пасха в обществе, религиозные традиции и народные обычаи.

Отец Сергий, не дожидаясь первого вопроса, обозначил практически все моменты заявленной темы интервью.

Большое вступление

– Действительно, любой церковный праздник обрастает народными обрядами, которые разнятся в зависимости от региона или конкретной местности, – начал разговор отец Сергий Дмитриев. – Воцерковленность населения у нас нельзя назвать высокой, хотя считается, что в Тверской области около 70% крещеных. Крещеных, но не просвещенных. Поэтому акцент праздника смещается в сторону народных традиций. Для людей эти традиции становятся важнее самого события праздника.

На самом деле на праздник Пасхи достаточно сказать ближнему: «Христос Воскресе!». И ответить: «Воистину воскресе!». Радоваться воскресшему Христу. Остальное – это дополнение. У нас Христос воскрес, что еще нужно? Это главное событие мировой истории, которое повернуло человеческую цивилизацию. В ХХ веке, к сожалению, большинство наших граждан утеряло понимание Пасхи. В советское время священнику, по сути, было невозможно выйти за ограду церкви. Но людям было необходимо почувствовать пасхальную радость, а на кладбище разрешали похристосоваться, стукнуться яичком.

Уже почти 30 лет мы возрождаем истинный смысл праздника, но люди по-прежнему делают акцент на материальную часть. Для них важна праздничная трапеза с освященными продуктами, важно в Пасху пойти на кладбище, а например, в Вербное воскресенье освятить в церкви веточки…

Суббота – своеобразный день тишины на Страстной неделе. В этот день, по крайней мере, мне, служить очень непросто. Духовенство уже в белых одеждах, мы уже душой чувствуем, что Христос воскреснет. Тем более, что сегодня мы это знаем. Утренняя служба достаточно долгая. А люди приходят на нее святить куличи и яйца, стоят в храме с другой мотивацией. Священник чувствует, что люди томятся: когда же это закончится, когда же мне освятят мою трапезу. Но Церковь – это же не театр, когда священник молится, а люди наблюдают за ним как зрители. Должна быть общая молитва, поэтому и служба начинается словами: «Мiром Господу помолимся». То есть все вместе.

Что же делать? Надо терпеливо разъяснять, что главное, а что второстепенное, помочь правильно расставить духовные приоритеты. Зачем нужен сорокадневный пост, например? Это не временное вегетарианство, а возможность, чтобы человек настроился и принял воскресшего Христа. И, в первую очередь, очистил свою душу.

Короткие вопросы

– Нужно ли в принципе освящать яйца?
– По идее, нужно. В таком случае это будет освященная трапеза – разговение на Пасху.

– Яйца обязательно должны быть покрашены?
– Это известная история о святой Марии Магдалине. Она пришла к римскому императору Тиберию и воскликнула, что Иисус Христос воскрес. Он не поверил в это и сказал, что скорее яйцо станет красным, чем человек воскреснет. И после этих слов яйцо в руках императора покраснело. Отсюда пошла эта пасхальная традиция.

– Но сегодня яйца красят в любые цвета радуги.
– Красят обычно луковой шелухой, а все остальное, как говорится, hand-made. Фантазия безгранична – зеленые, синие, разноцветные. Мне кажется, особенно оригинальничать не стоит. Но вот есть, например, народное творчество, когда яйца красиво расписывают. Они так и называются – писанки. Это очень интересно.

– Еще наклейки из супермаркета любят на скорлупу клеить.
– А вот это уже какой-то околоцерковный бизнес. Уходить в бизнес-услуги лучше не надо, это не тот случай. Сами покрасили, расписали – так гораздо правильней.

– А если сам покрасил, но не освятил?
– Ничего страшного. Вы все равно скажите ближнему: «Христос воскресе!». И с радостью и любовью подарите яйцо. Бывает, что люди страдают, когда не смогли освятить яйца или кулич и считают, что жизнь дальше не пойдет, жди неприятностей – нет такого, не надо так упрощать.

– Накануне Пасхи крупные производители заявляют, что их куличи освящены.
– Я думаю, что на предприятиях служится молебен на начало доброго дела. Конечно, никто муку или тесто не освящает, окропляется оборудование, скорее всего, так это происходит.

– А как правильно говорить – Христос воскресе или Христос воскрес?
– Воскресе – это по-церковнославянски, воскрес – современный русский язык. Я, кстати, эти слова говорил и на итальянском, и на грузинском, и на молдавском.

– Традиция посещения могил на Пасху настолько глубоко соблюдается людьми, что власти ежегодно организуют дополнительные рейсы общественного транспорта на кладбища.
– Поминовение усопших начинается после Пасхи с Радоницы. Но повторю еще раз: надо просвещать людей. Не говорить о том, что они грех совершают. Они об этом могут и не знать вовсе, а делать это, потому что их родители, бабушки и дедушки всегда на Пасху на кладбище ходили. По мне, так самый подходящий праздник для посещения могил – даже не Радоница, а родительская суббота перед Троицей – специальный день поминовения усопших. Но в Пасху совсем не стоило бы, тем более, если человек с ночной праздничной службы поздно пришел, на утро ему еще ехать на кладбище…

– Пасха в соцсетях и мессенджерах. Картинки и поздравления от всех и всем подряд – это корректно?
– Вот такое сейчас у нас динамичное общение. Гифки, смайлики и так далее. Но и первые христиане поздравляли друг друга с Пасхой. А открытки с пасхальными сюжетами и до революции люди друг другу посылали, просто их тогда тщательно подписывали. К тому же они долго шли до адресата. Мне тоже в соцсетях много присылают. Сам стараюсь поздравить всех, написав на своей странице добрые слова и прикрепив живописное полотно художника. Изображение иконы на поздравлении, на мой взгляд, выглядит в соцсетях не слишком корректно. Как и смешные стишки со спецсайтов поздравлений.

– А отвечать надо на такие сообщения?
– Если тебе написали «Христос воскрес!», наверное, надо ответить «Воистину воскрес!». Тем более, если тебя поздравляют близкие люди. Ведь когда ты пишешь своей рукой ответ, то подбираешь для конкретного человека особенные слова. Сегодня это унифицировано, но не думаю, что такая унификация полностью себя оправдывает.

– Вы сказали, что в субботу, когда освящают яйца и куличи, на службе многолюдно. По вашей оценке, когда в храме больше людей: утром или на вечерней пасхальной службе?
– Думаю, что освящают трапезу в течение дня больше людей. Именно поэтому нужно найти слова для них, постараться поговорить пусть не с каждым, но со многими. Это поле для миссионерской деятельности. Сейчас многие священники это стараются делать. И это хороший знак.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector