73 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Волочебники на пасху

Волочебный обряд

Волочебный обряд (волочёбный обряд) — обход домов в пасхальное воскресенье, сопровождаемый исполнением волочебных песен. Известен преимущественно на территории сев., с.-зап. и центр. Белоруссии, а также в прилегающих районах польского Подляшья, в Виленской, Псковской, Смоленской областях, частично — в Калужской, Орловской, Черниговской областях. Название обряда связано с глаголом волочить — волочиться в значении идти, брести, шататься (ср. типичный песенный зачин: «Валачобнiчкi валачылися. »). Обряд близок к колядованию и вьюнишнику — в Чехии волочебные песни так и называются — koleda.

Содержание

История

Первоначально, вероятно, волочебные обряды исполняли бродячие странники, калики перехожие — мужская компания, состоящая в основном из молодых парней. Ходили из двора во двор, за славленье получали подарки: яйца, пироги, водку, иногда большие угощения [1] .

Волочебники

Участники обряда — мужские группы, состоящие из 8—10 (иногда до 20) человек. В основном это мужчины средних лет и молодые парни. Лишь изредка к ним могли присоединиться старики и замужние женщины, а девушки и дети не участвовали вовсе. В отличие от колядных групп, среди волочебников не было ряженых. Возглавлял дружину «починальник» или «запевала», который руководил всем ходом обряда, подбирал песенный репертуар, сам начинал пение, принимал вознаграждение от хозяев. Ему помогали музыканты (с дудой и скрипкой) и «мехоноша» («мехоножыч»), в обязанности которого входило ношение мешка с полученными за пение продуктами. Все остальные члены дружины («подхватники») хором исполняли припев волочебных песен [2] .

Особенности

Волочебники начинали ходить по домам в пасхальное воскресенье после вечерни и продолжали обряд всю ночь. На рассвете хождение прекращалось, даже если за ночь не успевали обойти все дворы. В Себежском уезде Витебской губернии (сейчас Себежский район Псковской области) обход мог возобновляться и в следующие две ночи. Группа певцов посещала не только дома своего села, но заходила и в соседние села, если они принадлежали к тому же церковному приходу. Подойдя к дому, участники обряда становились под окном полукругом, в середине — «починальник», который спрашивал у хозяев разрешения «дом развеселить», после чего начинали петь. Хозяева одаривали волочебников через окно, в большинстве случаев приглашать их в дом было не принято. Обычно хозяева ожидали прихода волочебной дружины как желанных и благословенных гостей, от визита которых зависит благополучие в доме. Их старались щедро одарить (крашеными яйцами, салом, хлебными изделиями, деньгами) и оказать им всяческие почести, чтобы обеспечить себе богатство и удачу на весь год. Завершив обряд, волочебники собирались в доме одного из участников и делили собранное, отдавая большую часть «починальнику» [2] .

Песни и танцы

В белорусских особых волочебных песнях в поэтической форме показывается весь земледельческий календарь крестьян, начинающийся Великоднём, который можно считать началом года, Новым годом. Кажый куплет песни сопровождался одним из припевов: «Слава табе, Божа, на ўвесь свет!», «Да й віно ж, віно зеляно!», «Вясна красна, зялёна!», «Хрыстос уваскрос, Сын Божы!» и другие. Пример одной из самых красивых волочебных песен:

Оригинал На добры вечар, сам пан хазяін! Ой, калі ж ты спіш, так бог з табою, Калі не спіш, так выйдзі са мною, Паслухай, што ў небе гудзе. Прачыста ідзе, трох гасцей вядзе. Першы госць — яснае сонца, А другі госць — ясны месяц, А трэці госць — дробны дожджык. — Чым пахвалішся, яснае сонца? — Як я ўзыйду рана ў Нядзелю, Дак парадуецца ўвесь мір раждзёны. — Чым пахвалішся, ясны месяц? — Як я ўзыйду позна з вечара, То зрадуецца купец у дарозе, Тавар у аборы і шчука ў моры. — Чым пахвалішся, дробны дожджык? — Як я прыйду тры разы ў маі, Зародзіць бог жыта, пшаніцу, (Жыта, пшаніцу), ўсякую пашніцу.

А ў ляску, ляску на жоўтым пяску Зялёна ёлка, зялёна! Салаўі гудуць, цэркву будуюць, 3 трыма вакнамі, чатырма ўгламі. У адно акно сонца увайшло, У другое вакно месяц увайшоў, У трэцяе вакно сокал уляцеў, Сокал уляцеў, слязу ураніў. А з тае слязы рэчанькі пашлі, Рэчанькі пашлі усё быстрыя, Рэкі быстрыя, беражыстыя [3] .

Перевод с белорус. [4] Добрый вечер, сам пан хозяин! Ой, коли ж ты спишь, так бог с тобою, Коли не спишь, так выйди со мною, Послушай, что в небе гудит. Пречистая идёт, троих гостей ведёт. Первый гость — ясно солнце, Другой гость — ясный месяц, А третий гость — мелкий дождик. — Чем похвалишься, ясно солнце? — Как я взойду рано в Воскресенье, Так порадуется весь мир рождённый. — Чем похвалишься, ясный месяц? — Как я взойду поздно с вечера, То возрадуется купец в дороге, Скотина в хлеву и щука в море. — Чем похвалишься мелкий дождик? — Как я пройду три раза в мае, Зародит бог жита, пшеницу, (Жита, пшеницу), всякую пашницу.

А в леску, леску на жёлтом песку Зелёна ёлка, зелёна! Соловьи гудят, церкви строят, С тремя окнами, четырьмя углами. В одно окно солнце вошло, В другое окно месяц вошёл, В третье окно сокол влетел, Сокол влетел, слезу уранил. А с той слезы реченьки пошли, Реченьки пошли всё быстрые, Реки быстрые, бережистые.

В Минской и смежных с нею губерниях пляшут на этих первых весенних игрищах особые пляски — «метелицу» и «завейницу» [5] . «Метелица» известна также русскому и украинскому танцевальному фольклору [6] .

В Поречском у. Смоленской губ. «хождение волочебников» начиналось в Великдень. «В самый день Воскресения Христова с самого раннего утра мужики, парни и дети собираются в отдельные партии, начинают ходить по порядку из одного дома в другой, становятся в передний угол, поют песни, за которые принято дарить певцов, и наконец, христосуясь, поздравляют с праздником хозяина и всю его семью».

После пожелания в такой форме богатого урожая волочебники переходили к просьбе об одаривании их самих, выделяя лиц, игравших особую роль в обходах: поминальника (запевалы, зачинщика), скомороха и хомяножи (тот, кто носит сумку с дарами).

В той же Смоленщине в XIX веке существовали особые названия волочебных песен для хозяев и молодых девушек. Всю Светлую неделю молодые парни ходят по деревням и у каждого дома под окном поют так называемый «куралес», за что всякий хозяин, которому они пропоют, величаючи его по имени, — подаёт им сала, яиц, пирога и денег. Вот, например, одна из этих «куралесных» песен смоленских волочебников:

В некоторых же домах, где есть молодые девушки заневестившиеся, волочебников просят спеть еще «Паву»:

За «Паву» платят волочебникам отдельно: кто гривенник, кто двугривенный. Все, что ни подадут, берут певуны-волочебники, и ни в одной хате не откажут им в подаянии, а последнюю девушки считают чуть не за молитву о хорошем женихе и потому особенно щедро вознаграждают певунов [5] .

По мнению Михаила Грушевского [8] , существовало два цикла волочебных новогодних обрядов: на Коляду (Рождество) и на Великдень (Пасху). Причём в подобных формах, а иногда и с одними и теми же текстами. И только с отмиранием волочебных обрядов они больше сохранились на Коляду. Он отмечает, что «наши коляды не имеют в себе ничего специально зимнего», наоборот они скорее весенние. С другой стороны, волочебные величания говорят про «новый год — новое лето»:

Возможно, это были постоянные величальные темы, использовавшиеся и на Вьюнишник — (Вьюнец на Радоницу или Егорьев-день и на Семик), летом (Вьюны на Никифора-дубодёра), осенью (Авсень? на Большие Осенины) и в конце зимы (на Масленицу).

Волочебные дни

Волочебниками у русских назывались три дня — суббота, Великдень и следующий понедельник. У украинцев был «Волочильний понедiлок» [8] . У белорусов волочебники («волочевники») разделялись на «хлопский» — в понедельник и «дивчацкий» — во вторник [10] , основным же днём, вероятно, была страстная суббота, которую называли «Вялiкдзень валачобны».

Волочебники: а вы знали, что для Пасхи есть свои «колядки»?

В Пасхальное воскресенье после вечери идут-бредут-волочатся по деревне десять мужиков. Это не так много — бывало, что и до тридцати собиралось. Впереди — «починальник», запевала. За ним — музыканты с дудой, со скрипкой, или с гармоникой, или с цимбалами. Следом — «подхватчики», которым после каждого запева повторять христославие, и замыкает шествие «мехоноша», самый крепкий парень, способный унести увесистый «мех», мешок.

Заходят волочебники в ворота на хозяйский двор. Становятся полукругом под окном. «Починальник» спрашивает у хозяев разрешения: «Довольте дом развеселить, Христа прославить?» — «Дозволяем! Во славу Божью!» Тогда запевала заводит на распев:

— Пойдём, братцы, вдоль улицы!
— Христос Воскрёс, Сын Божия! — подхватывают «подхватчики».
— Зайдём, братцы, в хозяйский двор!
— Христос Воскрёс, Сын Божия! — повторяет общий хор после каждого запева.
— В хозяйском дворе серебряный тын…
Зайдём, братцы, в хозяйский дом.
Там свечи горят, иконы стоят…
Одна икона — Егорий Свят…
Другая икона — Никола Свят…
Егорий Свят коров пасёт…
Никола Свят засевает яр…
В одной руке — коровы ялы…
В другой руке — ячмень златоуст…

Волочебными песнями поздравляли со Святой Пасхой, с Воскресением Христовым, но традиция их исполнения восходит к архаическому аграрному циклу. В волочебных песнях проговаривалась календарная очерёдность весенних и летних хозяйственных работ восточных славян, привязанная к христианским праздникам, начиная с Пасхи: в какое время выгонять коров, когда сеять, когда убирать… «Святая Вербина – возьми вербинку, выгони животинку; Святая Радоница столы застилает, старых-малых поминает; Святой Юрий – бери ключи, отомкни землю, пусти росу на всю весну; Святой Борис засевает; Святой Микола по межам ходит, жито правит; Святое Вознесенье жито выметает, колосует; Святая Троица жито красует; Святой Иван по полю ходит, траву собирает, в Божьей церкви освещает…» А христославия звучали рефреном после каждой строки запева:

Пришли встали — Христос: Сыне Боже Воскрёс!
Под окошком — Христос: Сыне Боже Воскрёс!
Стоит церква, Христос. Сыне Боже Воскрёс.

И дальше с повторениями христославий:

«Встань, хозяин — Христос, Сыне Боже Воскрёс… И с хозяйкой — Христос… С малым детком… В твоём саде… Чудо чудес… Церкву рубят… А в той церкви… Стоит престол… На престоле… Ляжить Книга… А в той Книге… Усе празднички… Первый праздник… Свята Пасха… Другий праздник… Свят Егорий… Третий праздник… Свят Никола…»

Волочебные песни в разных местах называли по-разному — «хрисовские», «пасочные», «лалым», «волын». Лучше всего они сохранились в Белоруссии, в Западной Украине и в наших западных, северо-западных областях — Смоленской, Псковской, Тверской… Отголоски пасхальных христославий зафиксированы в Калужской, Орловской, Белгородской, Воронежской областях. Ещё к началу сороковых годов ХХ века пасхальные христославия были достаточно широко распространены.

Читать еще:  Народные праздники пасха рисунок

«Волочёбники — это мужики. Бяруть иконы и ходят с этими иконами под каждый двор — и Христа славють! А им уже дають буханку хлеба, сала, грошей, яечки. И потом эти волочёбники збираюцца, гуляють — празднують!»

Волочебниками ходили взрослые мужчины и молодые парни. Как исключение могли взять в компанию старика или замужнюю женщину. А вот детей и девушек, как правило, не брали. Если колядовщики на Святки рядились в цыган, водили медведя и козу, надевали всякие «рожи», изображая пришельцев с того света, что было явным отголоском языческого прошлого, то волочебники ничего подобного себе не позволяли. Ряженых среди них не было.

По улице, по широкой — Христос Воскрёс, Сыне Божий!
По траве-мураве, по зялёной — Христос Воскрёс, Сыне Божий!
Там шли-прошли волочебнички… (повтор христославия)
Волочебнички, люди Божии…
Тащилися, волочилися…
И ко двору ко богатому…
Ко хозяину тороватому…
Уж как мы тебя величаем!
И с праздничком поздравляем!
Одари, Господь, и житьём-бытьём!
И житьём-бытьём, и богачеством.

В дом волочебников, как правило, не пускали, все песни исполнялись под открытыми окнами, из которых выглядывали хозяева и слушали исполнителей. К каждому дому их ждали и за доброе пение подавали «зачинальнику» из окон щедрое вознаграждение — сало, хлеб, крашеные яйца, пироги, домашнюю колбасу, масло, сыр, мёд, горилку, деньги…

Все набранные продукты обходчики складывали в мешок, в корзины, а потом собирались в одном из домов и праздновали — ели, пили, плясали, пели…

За пасхальный вечер и ночь волочебники могли не только обойти все дворы в своей деревне, но и заглянуть в соседние, принадлежащие одному церковному приходу. Если же все дома обойти не успевали, с рассветом петь волочебные песни заканчивали и продолжали христославить в следующие две ночи.

Известно, что в некоторых уездах Смоленской и Воронежской дворы на Пасху обходили и дети — за поздравления «Христос Воскресе!» весенним колядовщикам дарили крашеные яйца. Нести сельским жителям весть о Воскресении Спасителя мог и местный священник. Батюшка пел хозяевам пасхальный тропарь, и его тоже одаривали.

Если обходчиков, всё же, пустили в дом, они могли посвятить особую песню незамужней девушке или неженатому парню.

После исполнения христославий и получения подарков волочебники христосовались с хозяином и всей его семьёй, поздравляли с праздником.

«Волочилися волочебнички! Христос Воскрёс, Сыне Божий!
Здорово, здорово, добрый хозяин! Христос Воскрёс, Сыне Божий!
Ти ты спишь, ляжишь, аль почиваешь.
Куда спишь, ляжишь, дак и спи с Богом…
А когда не спишь, посмотри в окно…
Отвори окно, посмотри в окно…
На твоём дворе чудо чудится…
Чудо чудится, церква рубится…
А у той церкви усе празднички…
Первый праздничок — Христовый денёк…
Яичком качал, Христа величал…
Ещё праздничок Юрья-Егорья…
Юрья Егорья коров запасал…
Ещё праздничок Святой Николай…
Святой Николай коней запасал. Христос Воскрёс, Сыне Божий. »

Сегодня православные энтузиасты, изучающие традиционную культуру, пробуют реконструировать волочебные обходы.

На фото Валентина Харпалева — праздник “Егорий Вешний” в дачном посёлке Сергиево-Посадского района Московской области. Фольклористы обходят дворы с пасхальными волочебными песнями и играют с детьми возле храма Георгия Победоносца.

Сценарий пасхального волочебничества «Зеленые святки»

Наталия Лебедева
Сценарий пасхального волочебничества «Зеленые святки»

Школа-интернат «Вера» г. Рязань; автор — составитель пдо Лебедева Н. М.

Помещение оборудовано для проведения праздника «Зелёные святки». Помещение стилизовано под деревню с 3-мя домами, куда пойдут волочёбники и, в которых их ждут три хозяина.

Сами волочёбники (то же, что и колядовщики на рождественские святки) в начале действа находятся в помещении и ждут, когда в центр помещения выйдет починальник или запевала, который будет руководить всем ходом обряда, а также начинать петь песни, помогать получать от хозяев угощение. Помощники—музыканты (с дудой, скрипкой, шумовыми или ударными инструментами) и мехоноша, который носит мешок для сбора угощения. Остальные—подхватники, которые хором подхватывают и исполняют припевы волочёбных песен.

Музыканты играют. В центр выходит починальник.

Починальник: Не шум шумит, не гром гремит!

Христос воскрес! Сын Божий!

Шумят, гремят волочёбнички!

Христос воскрес! Сын Божий!

Ай, шли-прошли волочёбники!

Христос воскрес! Сын Божий!

В наш весёлый хоровод!

Все собираются вокруг починальника и музыкантов.

Починальник: Ай-да, дома обходить,

С праздником—Христовым Днём поздравлять!

Да угощенье получать!

Все за починальником и музыкантами по кругу, с пасхальной р. н. песней «Волочёбнички волочилися» идут к первому двору и останавливаются около него.

Починальник: А к чьему двору пришли, ко богатому?

Все хором: Ко Иванову!

Починальник: Хозяюшка, наш батюшка!

На крыльцо выходит Хозяин Иван и Хозяйка, в руках Хозяйки мешочек с яйцами. Волочёбники и Хозяин Иван с Хозяйкой кланяются друг другу.

Волочебники: Здравствуйте, Хозяин! Здравствуй, Хозяйка!

Хозяин и Хозяйка: Здравствуйте, волочёбники!

Все поют Хозяину Ивану и Хозяйке пасхальную русскую народную песню «Далалынь».

Хозяин Иван (после песни): Спасибо, дорогие волочёбнички, за поздравление!

Хозяин Иван берёт из рук Хозяйки мешочек с яйцами и отдаёт его мехоноше, который убирает его в свой мешок.

Все поют Хозяину Ивану и Хозяйке благодарственную русскую народную песню «Ай, спасибо хозяюшке за крашеные яйца…». Волочёбники и Хозяин Иван с Хозяйкой кланяются друг другу.

Починальник: Ай-да, к другому дому,

С праздничком поздравлять!

Волочёбники с песней «Волочёбнички волочилися» идут к другому дому, Николаеву, где ход действия тот же самый и где волочёбники получают в качестве угощения—пироги (песня «Ай спасибо хозяюшке за мягкие пирожки…»). Потом идут с той же песней к третьему дому.

Починальник.: А к чьему двору пришли ко богатому?

Все хором: Ко Трифонову!

Починальник: Хозяюшка, наш батюшка!

Никто не выходит на крыльцо. Волочёбники удивляются, пожимают плечами и начинают петь песню «Далалынь», чтобы Хозяин Трифон услышал добрые пожелания, вышел и угостил. После песни на крыльце появляется сердитый Хозяин Трифон с метлой.

Хозяин Трифон: А ну, вон с моего двора! Я вас метлой! Уж и задам вам. Ишь вы. Вот я вам.

Волочёбники пугаются, а потом спрашивают:

Волочебники: Дядя Трифон, ты чего такой злой?

Хозяин Трифон: Да не злой я, а добрый. Вот только со мной никто не играет. Вот я и злюсь!

Волочебники: Мы с тобой поиграем, ты только не злись…Ведь праздник какой большой – Христово Воскресенье!

Все играют в пасхальные игры («Катись, катись, яичко», «Крутись, яйцо!», «В какой руке?», катание яиц с горки и др. по выбору). После игр Хозяин Трифон идёт за угощением.

Хозяин Трифон: Ох, и спасибо, ребятки! Ох, и спасибо, волочёбнички, уважили… Ну, принимайте от меня угощенье – вкусный, сладкий кулич.

Мехоноша принимает кулич и убирает его в свой мешок. Все поют благодарственную песню «Ай, спасибо хозяину за кулич на Пасху.

Починальник: Ну вот, все дома обошли, угощенье на Пасху получили. Пора за стол садиться, угощенье из мешков доставать да праздник праздновать!

Участники идут к столам, выкладывают угощенье на стол, приглашают родителей и гостей за стол. Общее чаепитие.

«Святки». Сценарий праздника в старшей группе Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие, зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них-новогодние святки.

Сценарий пасхального развлечения для детей старшего возраста Пасхальное развлечение для детей старшего возраста Цель: приобщение детей к народным традициям, знакомство с русскими традициями и играми.

Сценарий Пасхального утренника «Светлая Христова Пасха» у детей 5–6 лет Сценарий Пасхального утренника «Светлая Христова Пасха» Дети заходят в зал, садятся. (Звучит колокольный звон, постепенно стихая) Ведущий:.

Сценарий развлечения «Святки с Марфушей» Ход. Дети входят в зал и рассаживаются под народную музыку. В центре зала декорации русской избы. Входит Марфуша. Марфуша: Мне сегодня грустно.

Сценарий досуга «Рождественские Святки» Рождественские Святки (для старшей и подготовительной группы) Цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомство.

Сценарий Пасхального праздника для детей Под музыку___ дети входят в зал, рассаживаются на стулья. ВЕД: Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! Ребята, скажите,.

Сценарий праздника «Святки, колядки» Под музыку дети садятся на стульчики, выходит Хозяйка.) Хозяйка: Добрый вечер гости дорогие! Рада, что пришли ко мне вы сегодня! Все Вы.

Сценарий праздника «Святки, святки, мы поем колядки» для средней, старшей и подготовительной групп Составитель: музыкальный руководитель Матвеева Р. А. «Святки, святки, мы поем колядки»для средней, старшей и подготовительной группСценарий.

Сценарий «Рождественские святки» Сценарий праздника «Рождественские Святки» Цели: формировать представление детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях русского.

Сценарий музыкальной гостиной «Веселые Святки» Сценарий музыкальной гостиной «Веселые Святки!» 001 «Кабы не было зимы» Ведущий 1: Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое.

Традиции пасхального обхода дворов с пением волочебных песен в Псковской области

П асхальный обход дворов с пением волочебных песен – неотъемлемый атрибут пасхальной обрядности в южных, юго-восточных, центральных районах Псковской области. Обход совершался в пасхальную ночь. Песни исполнялись артелями волочебников, часто с сопровождением музыкальных инструментов (скрипка, цимбалы, гармоники). В старину основными участниками обхода были девушки, парни, молодые женщины и мужчины. Волочебники ходили по всем окрестным деревням, песни исполнялись под окном. Хозяева слушали у раскрытого окна, и в окно подавали угощение. В сюжетах песен чётко прослеживается аграрная тематика – каждый годовой праздник связан с определёнными работами, соответствующими этому периоду календаря. Напевы и сюжеты волочебных песен отличаются большим разнообразием и относятся к ярким образцам календарно-обрядового фольклора восточных славян

Традиции пасхального обхода дворов с пением волочебных песен в Псковской области.

Обычай обхода дворов на Пасху с пением волочебных песен был распространен в южных и юго-восточных районах Псковской области районах Псковской области (Себежском, Пустошкинском, Невельском, Великолукском, Куньинском, Усвятском, Локнянском, Новосокольническом), ряд записей был сделан в центральных районах (Новоржевском, Опочецком, Бежаницком). Сделаны также единичные записи в Пушкино-Горском районе.

Волочебные песни звучали в пасхальную ночь. Группы волочебников до самого утра ходили по деревням. В старину основными участниками обряда были девушки, парни, молодые женщины и мужчины. Как вспоминают, ходили большими группами. О мужских артелях упоминают в связи с тем, что в исполнении песен участвовали музыканты – скрипачи, цимбалисты, гармонисты. Если музыкантов было двое-трое, возникали ансамбли (скрипка и цимбалы, скрипка и гармонь). Записаны свидетельства о больших артелях волочебников – человек до двадцати-тридцати. После войны традиция сохранялась уже в исполнении людей пожилого возраста и, в основном, женщин.

Читать еще:  Где празднуют пасху

Подойдя к дому, волочебники становились под окошком и пели. Местные названия песен: «христόвские», «пáсочные», «волочебные», «лалым», «волын». Исполнители – «волочёбники», «волынщики», «лалымщики», «ялынщики», «христославщики». Само исполнение песни называли «лалым петь», «волынить», «христославить». Этимология слова «волочебные» до конца не выяснена. Обычно это название объясняют от слова «волочиться», подтверждение этому содержится в песенных текстах – «волочебники волочилися», «идут-бредут и кии волокут. ».

Хозяева слушали песню у открытого окна и через окно дарили поющих. Хозяева одаривали волочебников в соответствии с местной традицией и в связи с окончанием Великого поста – крашеными яйцами, домашней колбасой, салом, пирогами, маслом, сыром, мёдом, водкой. Угощение собирали в мешки, корзинки. Того, кто носил торбу («мех») называли «мехонóша» (Невельский район). Хозяева приглашали волочебников в дом, ставили закуску, выпивку. Угостившись, волочебники продолжали свой путь. Завершив обход, собирались в одной избе и устраивали пирушку.

Основной сюжет волочебных песен раскрывает аграрную природу обряда весеннего обхода дворов – в песнях содержится перечисление годовых праздников и работ, соответствующих им по времени: «Святая Вербина – возьми вербинку, выгони животинку; Святая Пасха – разговляться с красным яичком, с христовым словечком; Святая Радоница столы застилает, старых-малых поминает; Святой Юрий – бери ключи, отомкни землю, пусти росу на всю весну; Святой Борис засевает; Святой Микола по межам ходит, жито правит; Святое Вознесенье жито выметает, колосует; Святая Троица жито красует; Святой Иван по полю ходит, траву собирает, в Божьей церкви освещает. » (д. Дедино, Себежский район).

Также распространен следующий сюжет (связанный с продуцирующей магией) – волочебники сообщают хозяину, что у него во дворе три радости – «овечка ягнилась, сорок коров телилось, сорок роёв роилось» (д. Дорбыши, Себежский район).
В тексте песен содержатся пожелания благополучия щедрым хозяевам или угрозы скупым.

«Дашь пару яец – спаси Бог овец!» (Борки, Великолукский район. Архив ФЭЦ СПбГК. ОАФ. № 1744-23).

«Хозяин здоров, давай нам даров!

Не дашь даров – поест волк коров,
Не дашь яец – поест волк овец!». (Рыжаки, Невельский район. Архив ФЭЦ СПбГК. ОАФ. № 1968-30).

«Ня хошь дарить – изба сгорить!» (Изосенки, Великолукский район. Архив ФЭЦ СПбГК. ОАФ. № 1866-97).

Исполнение песен с другими сюжетами («Пава летала, девушка плела венок», «Иванушка хочет орла убить») отличается по обстоятельствам. Эти песни пели, когда хозяева приглашали волочебников в дом и угощали их. Песни могли посвящаться незамужним девушкам и неженатым парням. Также их пели в Великом посту – за работой.

Напевы песен представлены в разнообразных вариантах, обязательно содержат припев «Христос воскрес, Сын Божий!», («Христос, Сыне Божий воскрёс!»), а также другие припевы: «Шуги-луги зелёны», «Зелёный сад вишнёвый» (о песнях с такими припевами исполнители говорят, что их пели за работой в Великом посту).

Волочебные песни исполнялись также в Егорьев день с теми же напевами, но с соответствующими текстами («Святой Юрий, где побывал?»).

Обычай сохранялся долго – вплоть до Великой Отечественной войны. Записаны свидетельства о том, что и в 1980-е годы его помнили и ходили по дворам с песнями. В конце 1980-х годов традиция была близка к угасанию, хотя ещё поддерживалась. Но местные жители считали, что исполнение этого обряда может вызвать у соседей непонимание и даже осуждение. Записаны свидетельства о том, что в этот период обычай претерпевал изменения: в пасхальную ночь и на следующий день по дворам ходили молодые парни, мужчины (человека по два-три), пели припевки под гармонь и кричали под окнами, требуя угощения: «Христос воскрес! Яички есть?».

Пасхальные традиции русского народа (урок-концерт)

  1. Воспитательные задачи:
  • воспитание любви к своей земле, к своему народу;
  • приобщение к истокам культурных традиций русского народа;
  • пробуждение интереса к русскому фольклору , старинным русским обрядам.
    1. Образовательные задачи:
  • познакомить с утраченными пасхальными традициями русского народа, отражёнными в народном календаре, с произведениями русского фольклора и поморскими “качульными” песнями;
  • обобщить знания по основным темам : “Мажор и минор”, “Формы музыки”, “Интонация”, «Развитие музыки”, “Музыка моего народа”;

  • совершенствовать уровень исполнения русских народных песен, частушек, хороводов, игр и других жанров фольклора;
  • закрепить умения и навыки игры на русских народных инструментах.
  • – формирование художественно – эстетического вкуса
    – развитие творческих способностей каждого ребёнка
    – активизация творческой фантазии и воображения

    – выставка детских рисунков “Пасхальное яйцо”;
    – выставка пасхальных открыток;
    – русские народные инструменты: балалайка, трещотки, ложки, треугольник, колокольчик, ксилофон, свирели, пищалки;
    – аккордеон;
    – детская качель;
    – веточки берёзы с листочками;
    – оформленный уголок русской избы: окно, стол со скатертью, самовар, “крашеные” пасхальные деревянные яйца, домашняя утварь.

    Дети в русских народных костюмах поделены на 2 группы: девочки и мальчики. В руках – веточки берёзы. Каждая группа заходит со своей закличкой.

    – Ой, весна моя,
    Ты весняночка!
    Из – за тёмных лесов,
    Из – за синих морей
    Приходи!
    Солнцем, светом озари!

    – Жаворонки, перепёлушки,
    Птички ласточки!
    Прилетите к нам!
    Весну ясную, весну красную
    Принесите нам!

    Дети встают у расставленных полукругом стульев.

    Учитель:

  • У нас сегодня необычный урок. Вы, дети, зашли с закличками.
  • Кого вы закликали? ( Весну )

    Какие народные праздники приносит с собой весна? ( Вербное воскресенье, Егорьев день, Пасху)

    Все дети идут по кругу в левую сторону с общей закличкой.

    – Весна, весна красная,
    Приди, весна, с радостью,
    С доброй радостью,
    С великой милостью!

    – Со льном высоким ( поднимают веточки) ,
    С корнем глубоким ( приседают с веточками),
    С дождями сильными ( идут в центр),
    С хлебами обильными ( расходятся в круг)!

    Дети поднимают веточки берёзы, образуя “воротики”.

    “Звуки весеннего леса” ( аудиокассета для релаксации)

    Входит в класс девочка – Весна, проходит через “воротики” несколько раз, останавливается в центре круга.

    – Весна – красна,
    Где бывала?

    – В лесу зимовала,
    Огород городила,
    Капусту садила.

    – Весна – красна,
    На чём пришла?

    – На сохе, бороне,
    На кривой кочерге,
    На жёрдочке,
    На бороздочке,
    На ржаном колоску,
    На пшеничном пирожку!

    – Весна – красна,
    Что нам принесла?

    – Соху, борону
    И кобылку ворону.
    Солнца клочок
    И соломки пучок!

    – Весна – красна,
    Что в подарок принесла?

    – Светлый праздник –
    Святу Пасху!

    Дети ставят веточки берёзы в большую вазу, садятся на места.

    Учитель:

    • Прочитаем на доске : Пасха. Это слово образовалось от древнееврейского “песах”. Праздник Пасхи – один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами… Православная Церковь считает Пасху главным христианским праздником. Этот праздник символизирует победу добра над злом . Светлое Христово Воскресение – день радостный, светлый. Все события, связанные с ним, — огромное чудо!
      Вот просыпается земля

    И одеваются поля,
    Весна идёт, полна чудес!
    Христос воскрес! Христос воскрес! ( А. Майков )

    – Как у каждого большого церковного праздника у Пасхи есть свои приметы – куличи, творожная пасха и крашеные пасхальные яйца. В старину накапливали по 100 – 200 яиц, окрашивали их в отваре луковой шелухи, натирали маслом, чтоб блестели. Посмотрите , какие красивые пасхальные яйца вы нарисовали!

    • В Светлое Христово Воскресение верующие радостно приветствуют друг друга словами: “ Христос воскресе!” – и ответным : “Воистину воскресе!”
    • На Пасху повсюду разрешалось всем желающим, особенно детям, звонить в колокола. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный – его называют трезвоном. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека. А недавно учёные установили, что музыка колоколов убивает микробы.

    – Давайте и мы с вами послушаем прекрасную музыку звона колоколов.

    Пасхальный перезвон ( аудиокассета )

  • Какое у вас появилось настроение после звучания колокольного звона?
    ( Радостное, приподнятое, праздничное, торжественное )
  • От чего зависит высота тона колокола? ( От металла, из которого отлит колокол )
  • Почему мы говорим : “серебряный” звон?, “малиновый” звон?
  • Исстари подмечено, что звук имеет цвет. “Малиновый” звон колокола ассоциируется с яркой малиновой рубахой, с праздником, с радостью.
  • К числу оригинальных пасхальных обычаев русского народа относится хождение волочебников. Прочитаем на доске: волочебники. Слово это означает “поющие под окнами”. В русских деревнях на Пасху совершался обход дворов, напоминающий святочное колядование. Волочебники славили хозяев, поздравляли их с Пасхой, пели песни, играли на волынках и ждали подарков. Им выносили яйца, сало, молоко, пироги, деньги. Послушаем волочебников.
  • – Ну–те, братцы – товарищи!
    Собирайтесь до кучечки!
    Пройдёмте в тое село,
    Поздравим их с праздником,
    С Христовым днём,
    С красным яйцом!

    – Не гуси летят, не лебеди –
    Христос воскрес на весь свет!
    Идут – бредут волочебники,
    Волочебники – полуночники!
    “Челом здоров , хозяинушка!
    Чи спишь – лежишь аль спочиваешь?”

    – Нам по чарке поднесёшь,
    Своё счастье сбережёшь!
    Не жалей, не береги,
    По яичку одели!
    Да пожалуй – ко яичко
    Ещё красненькое,
    Что на красном блюде
    И при добрых людях!

    Учитель:

  • Ребята, как вы думаете, от какого русского слова образовано слово “волочебники”?
    ( “Волочить”, волочить ноги )
  • Давайте исполним старинную песню волочебников.
  • Р. н. п. “Далалынь! По яиченьку!” (дети поют стоя)

  • Какой характер этой русской народной песни ? (Напевный, торжественный, протяжный)
  • Что свойственно этой русской народной песне ? (Своеобразный припев: “Христос воскрес, сыне божий!”, радостное пасхальное настроение)
  • У крестьян существовало много примет и поверий, связанных с Пасхой. Знаете ли вы пасхальные приметы?
  • В нашей деревне пастухи верят, что пасхальное яйцо помогает отыскать заблудившуюся скотину.
  • А у нас на Пасху деды расчёсывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.
  • А у нас девушки на Пасху желают: “Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!”
  • Ежели на Пасху девица ушибёт локоть, значит, её вспомнил милый.
  • А у нас считается, что ежели девица встанет на топор в Пасху, будет она крепкой и ладной !
  • — А у нас весёлые хороводы водят!

    Р. н. п. “На горе – то калина ” ( круговой хоровод)

    • С каким настроением вы водили этот хоровод? (С весёлым, радостным, светлым, озорным)
    • В каком ладу звучит этот хоровод: в мажоре или миноре? (В мажоре)
    • Дети, вы обратили внимание , что весну мы закликали – ходили по кругу, хоровод водили – тоже по кругу. Почему?

    ( Круг – символ солнца, он был для крестьянина магическим средством, способным ускорить пробуждение природы и рост растений, увеличить приплод скота) .

    • Пасха – время первого весеннего гулянья на вольном воздухе: молодёжь затевала игры на лужайках, на лесных полянах. До наших дней дошли описания некоторых пасхальных игр, которые заканчивались словами: “Кто меня поцелует, тот и выручит”. В этих народных играх отражался пасхальный обычай троекратного поцелуя.

    Р. н. игра “На калиновом мосту”

    Дети встают в круг. В центре сидит девочка.

    Выходит мальчик, “выкупает” (целует) девочку. Девочка встаёт в круг, а мальчик занимает её место.

    – Я сижу один, пылаю
    На калиновом мосту.
    Люблю девицу, страдаю ,
    Всё и думаю о ней.
    Кто меня любит, тот и выручит,
    Кто поцелует, тот и выкупит!
    Мальчика “выкупает” другая девочка.

    Игра проходит 3 – 4 раза. Дети остаются в кругу.

    Учитель:

  • В традициях русского народа были и музыкальные игры, игры – пляски, весёлые и задорные, под гармошку. Давайте поиграем. Будем передавать с поклоном платочек на сильную долю такта. У кого останется платочек, когда музыка остановится, тому нужно будет сплясать “Русского”. А мы похлопаем.
  • Игра — пляска “Передача платочка”, р. н. мелодия

    (Передача платочка – одна и та же плавная р. н. мелодия, пляска – различные плясовые р. н. мелодии).

    – Настроение в игре – пляске было всё время одинаковым? ( Нет, оно менялось)

  • Какая форма музыки в этой русской народной игре? ( Рондо )
  • Посмотрите на доску, вспомним : рондо. Рефрен здесь – передача платочка, эпизоды – ваши танцевальные импровизации.
  • Какая музыкальная интонация основная? ( Задорная, весёлая, радостная )
  • Пасхи в старину не бывало без качелей. Загодя вкапывали столбы, навешивали верёвки, прикрепляли доски. Качались все желающие! Качели или качули были чрезвычайно любимы и популярны на Пасху. Качаясь, девицы распевали “качульные” песни – пасхальные частушки.
  • “Качельные частушки”, р. н. мелодия

    Девочки по одной качаются на качели и поют:

    – Вот и Пасха пришла,
    Кто нас покачает?
    Как у нонешних ребят
    Верёвок не хватает!

    Подкачнуся высоко
    И увижу далеко,
    Где мой братка гуляет,
    Червоное яйко катает?

    На горе стоят качели,
    Пойду покачаюся.
    Нынче лето отгуляю,
    Зимой повенчаюся!

    – Раскачайте, раззыбайте,
    Я скажу вам жениха:
    Сане – то Кузеньку, ха – ха –ха,
    Тане – то Витеньку, ха – ха –ха!

    – Я качаюсь , нарываюсь,
    Мне не надо жениха!
    Я качаюсь , нарываюсь,
    Мне не надо жениха!

    – На святой неделюшке
    Повесили качелюшки.
    Сначала покачаешься,
    Потом и повенчаешься!

    Учитель:

  • Какие чувства вызвали у вас “Качельные частушки”? ( Веселье, радость, смех )
  • В чём заключается исполнительское развитие этих частушек? ( В каждом куплете – новый тембр, новый голос)
  • Дети, хотите послушать поморские “качульные” песни, те частушки, которые, исполняли в старину у нас, на Севере?
  • “Поморские качельные частушки”, р. н. м. ( исполняет учитель)

    – Весна красна на проходе,
    Пасха на приходе,.
    Сулился милый с моря быть,
    Карбас* с моря приводить.
    – На качуле я качаюсь,
    Ой, скучаю без дружка.
    Не пущу свово на Мурман,
    Там крутые бережка.
    – Светла Пасха приходи,
    С моря весточку неси.
    С морюшка со синего,
    С промысла трещиного*.

    – Какова музыка “Поморских качельных частушек”? (Более медленная, распевная, сдержанная)

  • В каком ладу прозвучали поморские частушки? ( В мажоре )
  • Понравились вам поморские “качульные” песни?
  • В поморских частушках встречается много новых слов. Посмотрите на доску:
    карбас – беломорская лодка на 4 – 10 вёсел с парусами; на ней рыбаки – поморы охотились на морского зверя;
  • трещиный ( промысел) – промысел рыбы трески.

    Учитель:

  • В Пасху повсюду звучала музыка. Играли на разных русских народных инструментах. А какие знаете вы? ( балалайка, трещотка, деревянные ложки, треугольник, ксилофон, свирель, гусли, пищалки)
  • Выходите, музыканты, поскорей!
  • В святу Пасху нам сыграйте веселей!

    Исполнение в оркестре.

    Учитель:

  • Ребята! Какой характер р. н. мелодии “Калинка”? ( Напевный, песенный; плясовой, весёлый)
  • Какая форма? Почему? ( Двухчастная; в музыке есть контрастная смена настроений)
  • Музыка танцевальная или песенная? ( И танцевальная, и песенная )
  • Дети, с каким праздником русского народа мы познакомились?
  • Что вы узнали нового, интересного?
  • Какое у вас сейчас настроение?
  • Давайте закончим наш урок – концерт весёлой русской народной песней.
  • Сценарий пасхального волочебничества «Зеленые святки»

    Наталия Лебедева
    Сценарий пасхального волочебничества «Зеленые святки»

    Школа-интернат «Вера» г. Рязань; автор — составитель пдо Лебедева Н. М.

    Помещение оборудовано для проведения праздника «Зелёные святки». Помещение стилизовано под деревню с 3-мя домами, куда пойдут волочёбники и, в которых их ждут три хозяина.

    Сами волочёбники (то же, что и колядовщики на рождественские святки) в начале действа находятся в помещении и ждут, когда в центр помещения выйдет починальник или запевала, который будет руководить всем ходом обряда, а также начинать петь песни, помогать получать от хозяев угощение. Помощники—музыканты (с дудой, скрипкой, шумовыми или ударными инструментами) и мехоноша, который носит мешок для сбора угощения. Остальные—подхватники, которые хором подхватывают и исполняют припевы волочёбных песен.

    Музыканты играют. В центр выходит починальник.

    Починальник: Не шум шумит, не гром гремит!

    Христос воскрес! Сын Божий!

    Шумят, гремят волочёбнички!

    Христос воскрес! Сын Божий!

    Ай, шли-прошли волочёбники!

    Христос воскрес! Сын Божий!

    В наш весёлый хоровод!

    Все собираются вокруг починальника и музыкантов.

    Починальник: Ай-да, дома обходить,

    С праздником—Христовым Днём поздравлять!

    Да угощенье получать!

    Все за починальником и музыкантами по кругу, с пасхальной р. н. песней «Волочёбнички волочилися» идут к первому двору и останавливаются около него.

    Починальник: А к чьему двору пришли, ко богатому?

    Все хором: Ко Иванову!

    Починальник: Хозяюшка, наш батюшка!

    На крыльцо выходит Хозяин Иван и Хозяйка, в руках Хозяйки мешочек с яйцами. Волочёбники и Хозяин Иван с Хозяйкой кланяются друг другу.

    Волочебники: Здравствуйте, Хозяин! Здравствуй, Хозяйка!

    Хозяин и Хозяйка: Здравствуйте, волочёбники!

    Все поют Хозяину Ивану и Хозяйке пасхальную русскую народную песню «Далалынь».

    Хозяин Иван (после песни): Спасибо, дорогие волочёбнички, за поздравление!

    Хозяин Иван берёт из рук Хозяйки мешочек с яйцами и отдаёт его мехоноше, который убирает его в свой мешок.

    Все поют Хозяину Ивану и Хозяйке благодарственную русскую народную песню «Ай, спасибо хозяюшке за крашеные яйца…». Волочёбники и Хозяин Иван с Хозяйкой кланяются друг другу.

    Починальник: Ай-да, к другому дому,

    С праздничком поздравлять!

    Волочёбники с песней «Волочёбнички волочилися» идут к другому дому, Николаеву, где ход действия тот же самый и где волочёбники получают в качестве угощения—пироги (песня «Ай спасибо хозяюшке за мягкие пирожки…»). Потом идут с той же песней к третьему дому.

    Починальник.: А к чьему двору пришли ко богатому?

    Все хором: Ко Трифонову!

    Починальник: Хозяюшка, наш батюшка!

    Никто не выходит на крыльцо. Волочёбники удивляются, пожимают плечами и начинают петь песню «Далалынь», чтобы Хозяин Трифон услышал добрые пожелания, вышел и угостил. После песни на крыльце появляется сердитый Хозяин Трифон с метлой.

    Хозяин Трифон: А ну, вон с моего двора! Я вас метлой! Уж и задам вам. Ишь вы. Вот я вам.

    Волочёбники пугаются, а потом спрашивают:

    Волочебники: Дядя Трифон, ты чего такой злой?

    Хозяин Трифон: Да не злой я, а добрый. Вот только со мной никто не играет. Вот я и злюсь!

    Волочебники: Мы с тобой поиграем, ты только не злись…Ведь праздник какой большой – Христово Воскресенье!

    Все играют в пасхальные игры («Катись, катись, яичко», «Крутись, яйцо!», «В какой руке?», катание яиц с горки и др. по выбору). После игр Хозяин Трифон идёт за угощением.

    Хозяин Трифон: Ох, и спасибо, ребятки! Ох, и спасибо, волочёбнички, уважили… Ну, принимайте от меня угощенье – вкусный, сладкий кулич.

    Мехоноша принимает кулич и убирает его в свой мешок. Все поют благодарственную песню «Ай, спасибо хозяину за кулич на Пасху.

    Починальник: Ну вот, все дома обошли, угощенье на Пасху получили. Пора за стол садиться, угощенье из мешков доставать да праздник праздновать!

    Участники идут к столам, выкладывают угощенье на стол, приглашают родителей и гостей за стол. Общее чаепитие.

    «Святки». Сценарий праздника в старшей группе Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие, зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них-новогодние святки.

    Сценарий пасхального развлечения для детей старшего возраста Пасхальное развлечение для детей старшего возраста Цель: приобщение детей к народным традициям, знакомство с русскими традициями и играми.

    Сценарий Пасхального утренника «Светлая Христова Пасха» у детей 5–6 лет Сценарий Пасхального утренника «Светлая Христова Пасха» Дети заходят в зал, садятся. (Звучит колокольный звон, постепенно стихая) Ведущий:.

    Сценарий развлечения «Святки с Марфушей» Ход. Дети входят в зал и рассаживаются под народную музыку. В центре зала декорации русской избы. Входит Марфуша. Марфуша: Мне сегодня грустно.

    Сценарий досуга «Рождественские Святки» Рождественские Святки (для старшей и подготовительной группы) Цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомство.

    Сценарий Пасхального праздника для детей Под музыку___ дети входят в зал, рассаживаются на стулья. ВЕД: Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! Ребята, скажите,.

    Сценарий праздника «Святки, колядки» Под музыку дети садятся на стульчики, выходит Хозяйка.) Хозяйка: Добрый вечер гости дорогие! Рада, что пришли ко мне вы сегодня! Все Вы.

    Сценарий праздника «Святки, святки, мы поем колядки» для средней, старшей и подготовительной групп Составитель: музыкальный руководитель Матвеева Р. А. «Святки, святки, мы поем колядки»для средней, старшей и подготовительной группСценарий.

    Сценарий «Рождественские святки» Сценарий праздника «Рождественские Святки» Цели: формировать представление детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях русского.

    Сценарий музыкальной гостиной «Веселые Святки» Сценарий музыкальной гостиной «Веселые Святки!» 001 «Кабы не было зимы» Ведущий 1: Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector