10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Во сколько звонят колокола в церкви

Православный колокольный звон

Что такое колокольный звон?

Колокольный звон — это голос церкви и хвала Господу Богу. Кстати, в советское время, первым делом у храма взрывали или разбирали колокольню, прежде сняв колокола. Считается, что православный колокольный звон отгоняет бесов, придает человеку моральные и физические силы, то есть дает человеку Благодать.
Величественный звон колоколов, который невозможно не услышать, побуждал человека вырваться из круговерти земных забот, чтобы обратиться к вечному, к Небу.

Как ни крути, колокольный звон это напоминание погрязшим в суете людям о Боге.

Ясновидящие (прости Господи) утверждают, что, когда колокол звонит, происходит излучение очень сильной энергии.
Некоторые ученые уверены, что в результате звучания колокола в окружающей воздушной среде образуются особые микрочастицы, которые мельче атома. По своей направленности они создают объемный КРЕСТ. Именно они и оказывают очистительное воздействие на воздух и живые организмы. Получается, что звук, спускаясь с небес на землю, словно крестит округу.
В колокольном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца (для каждого это проявляется по своему). Существует поверье, что колокольный звон является символом очищения, источником некой чистой энергии.

Когда звенят в церкви в колокола?

В древнее время у людей не было часов. Колокольный звон как раз и оповещал людей о начале службы или о каком-либо другом событии.
В настоящее время колокольный звон в церкви обычно употребляется для:
1) для призыва христиан к богослужению и для оповещения о времени его начала;
2) для возвещения не присутствующим в храме момента совершения наиболее важных молитвословий и священнодействий во время литургии и других богослужений;
3) для выражения праздничного торжества и духовной радости христиан, в наиболее великие праздники — помимо богослужения.
Стоит сказать, что звон колокола сопровождает всю жизнь православного человека — с колокольным звоном совершается таинство крещения, венчание, отпевание. При победе над врагом радостным звоном встречали победителей.

Какой бывает колокольный звон?

Благовест — это когда сначала производится три редких, медленных протяжных удара по одному колоколу, а затем следуют мерные удары. Благовест, в свою очередь,
делится на два вида: обыкновенный (частный), производимый самым большим колоколом; постный (редкий), производимый меньшим по величине колоколом в седмичные
дни Великого Поста. Благовест бывает три раза: к вечерне, утрени и часам перед литургией (перед ранней литургией).

Двузнон это звон во все колокола дважды (в два приема).

Трезвон это звон во все колокола, повторяющийся трижды после небольшого перерыва. Трезнон обычно «зовёт» к Литургии и на всенощное бдение.

Перезвон это — звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов), начиная с большого и до самого малого, повторяющийся несколько раз.
Совершается на литургии и в особых торжественных случаях.

Перебор это медленный звон в каждый колокол поочередно, от малого до самого большого. После удара в большой колокол ударяют во все сразу, и так повторяют
много раз. Перебор иначе называется похоронным (погребальным) звоном, он выражает грусть и скорбь об усопшем. Но перебор всегда завершается трезвоном как
символом христианской радостной вести о воскресении мертвых.

Набат это очень частый, который бывает во время тревоги.

Особыми переборами и трезвонами сопровождаются торжественные молебны, водосвятия, крестные ходы. После окончания праздничной и воскресной литургии положен трезвон.

Кстати, по традиции, на Пасху и на светлой седмице, (неделе после Пасхи), любой православный христианин может подняться на колокольню и прославить воскресшего Спасителя звоном в колокола. В народе это время называют звонильной неделей или временем рождения звонарей.

О звоне к богослужению и во время богослужения

Православные христиане созываются к богослужению в храм посредством звона в колокола. Колокольный звон возвещает так же и неприсутствующим в храме о важнейших моментах Православного богослужения. Наконец, колокола радуются и спразднуют с нами, проповедуют миру о грядущем Воскресении.

В настоящее время число колоколов на церковных звонницах бывает различным, но в основном, там имеется никак не меньше 4–х, а чаще всего 6–8 колоколов. Мы уже упоминали о чине звона (благовеста и трезвона) к малой вечерни и всенощному бдению. Там мы говорили как устраивается звон при 7–ми колокольной звоннице. Теперь же мы скажем о звоне при 4–х колокольной развеске. На такой звоннице имеется 4 колокола. Это, 1–й – большой, воскресный колокол, 2–й – полиелейный, 3–й – вседневный и 4–й – зазвонный.

В воскресные и праздничные дни, когда совершается бдение, благовестить к бдению и к поздней литургии надо в первый, большой колокол, трезвонить же во все колокола.

В воскресные и праздничные дни к ранней литургии, а в дни полиелейных святых и в предпразднества и отдания Господских и Богородичных праздников – ко всем службам благовестить в полиелейный, второй колокол, трезвонить же во 2–й, 3–й и 4–й колокола.

В остальные дни благовестить ко всем службам в повседневный, третий колокол, трезвонить же в 3–й и 4–й колокола.

Порядок звона при служении всенощного бдения

Благовест к бдению производится 15–25 минут, затем следует троекратный – «в три стиха» звон во все колокола (трезвон) (см. стр. 13).

Во время пения тропаря по «Ныне отпущаеши» производится двукратный – «в два стиха» второй звон во все колокола (см. стр. 44).

Во время пения прокимна перед чтением Евангелия производится однократный – «в один стих» третий звон во все колокола (см. стр. 55).

На 9–ю песнь канона производится благовест в 25 ударов в большой колокол (см. стр. 62).

Когда за бдением в церкви присутствует архиерей, после бдения должен производиться «проводной» звон, начинающийся с пением «Под Твою милость» или кондака по 1–м часе.

Порядок звона при вседневном богослужении

К обычному вечернему богослужению благовестить надо 15 минут, перед 9–м часом. По прочтении 9–го часа – должен быть троекратный звон во главе с тем колоколом, в который производился благовест.

К утрени благовестить в конце полунощницы, 5 минут. По прочтении же полунощницы творить троекратный звон, как в начале вечерни.

Если утреня полиелейная, то производится однократный звон во время прокимна перед Евангелием; на 9–ю песнь производится благовест в 25 ударов.

Порядок звона при служении Божественной литургии

При служении и ранней, и поздней литургии наблюдается единый порядок колокольного звона: благовест производится 15 минут (см. стр. 71), перед началом чтения часов, а по прочтении часов бывает троекратный звон (см. стр. 74).

На «Достойно» 262 , во время «Верую», производится благовест в 50 ударов (см. стр. 126).

Единственное различие звона при ранней и поздней литургиях, это то, что благовест перед началом ранней литургии совершается редким ударением, а благовест перед поздней литургией – частым.

Когда служит архиерей, благовест к началу литургии, во время шествия, заменяется звоном во все колокола, а по окончании шествия снова производится благовест в один колокол и продолжается (все время облачения архиерея) до начала часов.

После литургии бывает проводной звон.

Порядок звона при других службах

При совершении водосвятия, от начала молебна до погружения креста, производится перебор всех колоколов от большого до малого по 25 ударов в каждый колокол, а при троекратном погружении креста – троекратный, с малыми остановками, звон во все колокола.

При совершении панихид производятся редкие удары в один большой колокол, а при пении «Вечная память» – однократный звон во все колокола, при ударах в большой «через край».

При совершении молебнов, на многолетии производится троекратный звон или однократный, в зависимости от того, сколько раз поется «Многая лета».

Некоторые указания звонарю

Колокольный звон является равноценным храмовым священнодействием, поэтому:

всякий колокольный звон должен производиться только с благословения настоятеля или служащего священника;

всякий колокольный звон должен сопровождаться молитвою: если Церковный Устав указывает, что именно надо читать в данном случае, то указанною в Церковном Уставе, если же не указывает, то молитвою «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грепшаго», со слежением по лестовке (четкам) за количеством ударений в колокола.

Звонарь должен наблюдать (а помогает ему в этом церковный староста или один из его помощников), чтобы звоны перед богослужением, а в особенности во время его, не запаздывали, но производились в точно указанное Уставом время (не, как это часто случается, во время чтения шестопсалмия или Евангелия, но перед чтением).

Здесь имеется в виду песнопение «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну н Святому Духу. ».

Источник: По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. САТИСЪ. Санкт–Петербург. 2011

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Во сколько звонят колокола в церкви

Церковный звон в колокола бывает двух видов: благовест (им прихожане созываются на службу) и собственно звон.

Благовест – это мерные удары в один большой колокол. Он совершается так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары. Благовест, в свою очередь, делится на два вида: обыкновенный (частный), производимый самым большим колоколом; постный (редкий), производимый меньшим по величине колоколом в седмичные дни Великого Поста.

Собственно звоном называется такой звон, когда звонят сразу во все колокола. Он разделяется на следующие виды:

Читать еще:  Какого числа была пасха в 2005 году

Трезвон – звон во все колокола, повторяющийся трижды после небольшого перерыва (звон в три приема). Он звучит на всенощном бдении, литургии;

Двузвон – звон во все колокола дважды (в два приема). Совершается на всенощном бдении;

Перезвон – звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов), начиная с большого и до самого малого, повторяющийся несколько раз. Совершается на литургии и в особых случаях: в Неделю Крестопоклонную, на вечерне Великой Пятницы перед выносом Плащаницы, на утрени Великий Субботы и в день Воздвижения Креста. Перезвон бывает и во время таинства Рукоположения;

Перебор – медленный звон в каждый колокол поочередно, от малого до самого большого; после удара в большой колокол ударяют во все сразу, и так повторяют много раз. Перебор иначе называется похоронным (погребальным) звоном, он выражает грусть и скорбь об усопшем. Но перебор всегда завершается трезвоном как символом христианской радостной вести о воскресении мертвых.

Также существует всполошный (набатный) звон очень частый, который бывает во время тревоги.

«И не спрашивай тогда: «По ком звонит колокол?» Ибо колокол звони по тебе». Э.Хемингуэй!

«На кощунствующих надо смотреть как на больных, от которых мы требуем, чтобы они не кашляли и не плевали.» Прп. Никон Оптинский.
1. «У кого сердце наполнено страстями, у того ими же и язык приводится в движение. Если станет говорить и о духовном, то будет рассуждать под влиянием страсти. Мудрый замечает такого человека при первой встречи, и чистый обоняет его зловоние.» Прп. Исаак Сирин.
2. «Неведение Бог – от бесчувствия и безумия твоей души.» Прп. Антоний Великий.
3. «Бог гордым противится. » Пртч. 3:34.
Пресвятая Богородица, спаси нас!

Колокольный звон — важная часть храмового богослужения. Он оповещает о начале службы и приглашает верующих в храм. Звон колокола выражает праздничную торжественность важнейших мест богослужения. В великие и воскресные праздники он выражает духовную радость верующих.

Церковный устав различает четыре вида звона:

  • благовест — мерные удары в самый большой колокол, который называется благовестником;
  • перезвон, когда ударяют во все колокола по очереди;
  • собственно звон, когда звонят во все колокола или только в несколько;
  • трезвон, когда ударяют в три приема в несколько колоколов или во все колокола (во вся тяжкая).

Колокольный звон бывает праздничным и будничным. Праздничный звон призывает к всенощному бдению и литургии. Он напоминает верующим о Божественной службе и призывает в храм к молитве: Благовествуйте со дня на день спасение Его (Бога нашего) (Пс 95, 2). Сначала звучат два удара в самый большой колокол — благовестник. После того как звук от второго удара затихнет, звонарь начинает совершать мерные удары. Во время благовеста он должен двенадцать раз прочитать 50-й псалом или один раз 118-й псалом (Непорочны).

Потом начинается трезвон.

К всенощной трезвон бывает в два приема, а к литургии — в три, то есть три раза с некоторыми промежутками во времени.

Вновь колокольный звон во время литургии раздается в начале евхаристического канона — самой торжественной части службы. В алтаре в это время приносится Бескровная жертва. Совершается Таинство Тела и Крови Христовых. После возгласа: «Благодарим Господа!» — хор поет: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Начинаются удары в благовестник. Звонарь должен сделать двенадцать ударов в праздничный колокол — по числу апостолов на Тайной Вечери Господней [1] . Необходимо закончить звон к концу прочтения евхаристического канона — к возгласу: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии».

В церковной практике звон совершается и по окончании всенощной и праздничной литургии, хотя Типикон это не устанавливает. Праздничный трезвон по окончании службы созвучен той радости, которая наполняет сердца верующих в день праздника.

Ежедневно во всю Светлую (Пасхальную) седмицу полагается трезвон: от конца литургии до вечерни.

Во время всех крестных ходов полагается трезвон.

Для чего звонят в колокола? История и виды звона

Для православного человека храм Божий и колокольный звон — понятия близкие. Древняя русская традиция — снимать шапку, когда звонят колокола — говорит о том, что православный люд с большим благоговением относился к звону, который, по сути дела, представляет собой особый вид молитвы. Только эта молитва — благовест — начинается ещё задолго до богослужения, и её слышно за многие километры от храма. И как церковное пение пересекается с молитвами священника, так и православный звон символизирует важные моменты службы.

Из истории колоколов

Колокол имеет очень интересную историю. Колокольчики, которые больше походили на бубенцы, были известны еще до Рожества Христова.

Как му­зыкальный инструмент определенной канонической формы колокол появился к III веку.

Изначально колокола отливали из самых разных металлов, но с течением времени сложился наиболее подходящий состав, который используется и сейчас: колокольная бронза (80% ме­ди и 20% олова). При таком составе звук у колокола получает­ся звонкий и певучий. Размеры колокола постепенно возраста­ли. Это было связано, в первую очередь, с мастерством колокололитейщиков. Процесс литья усложнялся и совершен­ствовался. Интересно отметить, что когда колокола перелива­ли, обязательно увеличивался их вес. Это связано с тем, что медь при переплавке теряет свои свойства, а олово выгорает, поэтому при каждой переплавке приходилось добавлять чис­той меди и олова, что увеличивало вес колокола как минимум на 20%.

А переливать колокола приходилось, поскольку у них тоже есть свой срок службы — обычно 100-200 лет. Срок служ­бы колокола зависит от многого: от качества литья, от звона­рей, от того, как аккуратно с колоколом обращаются. Большое количество колоколов разбилось только потому, что звонари не знали, как правильно звонить. И разбивались они чаше все­го в зимнее время — на морозе металл становится более хруп­ким, а в великий праздник так хочется позвонить погромче, вдарить в колокол посильнее!

Способы колокольного звона

Способов колокольного звона, характерных для нашей стра­ны, два: очепной и язычный. Особенность первого состоит в том, что колокол накрепко монтируют в подвижную ось, к кото­рой прикреплен рычаг (очеп) с привязанной к нему веревкой. Звонарь стоит на земле и тянет за нее, равномерно раскачивая колокол. Язык при этом остается свободным. При очепном способе звона можно использовать неболь­шие колокола. Если же вес колоколов достаточно большой, сис­тема их крепления усложняется, а большие нагрузки приводят к быстрому износу подвижных частей, а также разрушению са­мих стен колокольни.

Когда при царе Борисе Годунове отлили колокол в 1500 пу­дов (около 24 тонн) и подвесили его на специально построенной для этого звоннице, то чтобы раскачать его, понадобилось сто че­ловек.

Звонница

Колокола на звоннице делятся на три группы: благовестники (самые тяжелые), которые управляются через педаль, а при очень большом весе второй человек раскачивает язык; ползвонные (средние по весу), которые соединены системой перетяжек с пультом управления и приводятся в действие левой рукой; зазвонные (самые маленькие), в которые обычно звонят трель пра­вой рукой.

Существует четыре вида православного звона: благовест (равномерные удары в самый большой колокол), перебор (пооче­редно ударяют в каждый колокол по одному разу от малого к большому, а затем во все сразу — удар «во вся», и так несколь­ко серий), перезвон (несколько серий поочередных однократных ударов в каждый колокол от большого к малому, затем — «во вся»), трезвон (самый богатый по ритму и композиции звон, в ко­тором задействованы все три группы колоколов). Перед началом богослужения положен благовест, затем трезвон, по окончании службы — трезвон. Благовест призывает христиан к богослуже­нию, а трезвон символизирует радость празднуемого события. Перебор положен во время похорон и символизирует собой жизнь человека: звук малых колоколов означает детство челове­ка и по возрастающей — его взросление, после чего удар «во вся» символизирует обрыв жизни. Перезвон (от большого к малому) символизирует истощение Христа во время крестных страданий, удар «во вся» символизирует Его крестную смерть. Перезвон по­ложен один раз в году — в Великий четверг вечером на выносе плащаницы.

Колокольный звон применялся на Руси не только во время празднования церковных служб. Колокола использовали для созывания народа на вече, оповещения об опасности или ненастье (пожар и т.д.), указания дороги заблудившимся путникам (ночью, в метель) или морякам (если храм стоял недалеко от моря), при­зыва на защиту Родины, при отправлении войска на войну, пра­зднования побед.

Полюбив колокольный звон, народ связывал с ним все свои торжественные и печальные события. Считалось, что колокол имеет какую-то чудесную силу, и его нередко отождествляли с живым существом. Об этом говорят и названия его основных ча­стей: язык, уши, маточник, плечо, тулово (или юбка). Интересно отметить, что в иностранных языках основные части колокола не имеют таких «живых» названий. Например, в английском или французском, язык называется ударником (молотком), маточник с ушами — короной, тулово и плечо — скатом.

Влияние колокольного звона на человека ещё очень мало изучено, но точно известно, что звон даже с физической точки зрения полезен для здоровья, так как исходящий от него (но неслышимый) ультразвук очищает воздух от микробов. Недаром в старину при эпидемиях и страшных морах полагалось неустанно звонить в колокола. И было замечено, что в тех сёлах, где была церковь и постоянно звонили в колокола, мор был значительно меньше, чем в тех местах, где не было храма. Колокольный звон может сильно влиять на душевное (психологическое) состояние человека. Ученые связывают это с существованием биорит­мов и резонансных частот для каждого органа. Обычно низкие частоты, характерные для больших колоколов, успокаивают человека, а высокие чаше всего возбуждают. Сегодня даже по­явились специальные методики использования колокольных зво­нов для лечения душевных расстройств. А утверждение о том, что все звонари — глухие, совершенно неправдоподобно. Пооб­щайтесь с любым звонарем со стажем, и он вам наверняка ска­жет, что никаких слуховых расстройств у него не наблюдается.

Читать еще:  Как отмечают пасху в россии кратко

Русский народ нашел до­стойное выражение церковной идеи колокола в своих могу­чих, торжественных звонах, в своих высоких, своеобразных колокольнях; он любит колокол и почитает его. Это его зна­мя победное, его торжественное пред лицом всего мира ис­поведание лучших и заветнейших его упований, того, что ему всего дороже и священнее, чем он силен и непобедим.

По материалам журнала «Славянка»

Ставьте «Лайк» этой записи и подписывайтесь на канал, чтобы читать новые выпуски.

Статьи

КОЛОКОЛА В БОГОСЛУЖЕБНЫХ ЛИТУРГИЧЕСКИХ ЗВОНАХ

В ПОМОЩЬ ЗВОНАРЯМ

Методический материал для учебных целей

Составитель статьи: Крючков А. Е., звонарь храма Николая Чудотворца на Болвановке в Москве,
музыкант, артист Большого театра России

Колокола, без определённого богословско-литургического и научно-культурологического наполнения являют собой лишь звучащие бронзовые изваяния эстетико-прикладного характера – музейный экспонат. Ради их «оживления» необходим весь комплекс историковедческих, богослужебных, научно-теоретических и технических знаний, как комплекс и как основа существования и применения колоколов в литургической жизни церкви со своей историей, преемственностью, звучанием и развитием. Ведь колокол — довольно сложное культурологическое явление, существующее в двух мирах — видимом и невидимом. Этот высший, сакральный, незримый смысл обретается комплексом мер, сравнимых с возрастанием человека от пелен до вразумительного действа. Сложный и долгий процесс производства только начинает это путь, ибо колокола надо доставить до храма. Осознать их присутствие всем приходом, почувствовав их духовную символику. Поднять, грамотно развесить, при всём дополнительном комплексе работ, потом правильно соединить в единый соборный организм со сложной системой связей, потом, набравшись духа, приступить к осмыслению звука и техники его извлечения, потом понять весь сакральный смысл соединения со службой в храме и проникнуться этим священным духом. И лишь тогда колокола обретают тот священнодейственный символ, вершина которого лежит за гранью нашего чувственного восприятия — в невидимом. А люди, участвуя в звонах или слыша их со стороны, невольно, интуитивно, верою соотносясь с этим высшим смыслом, пытаются обрести себе земную радость и душевный лад уже здесь, на земле, в видимом, материальном предвосхищении Неба. Для звонаря, как для исполнителя и как для христианина необходимо присутствовать не только в конкретной звучащей точке на местности, находясь на колокольне, а попытаться продолжить всю эту цепочку соотносящихся смыслов из прошлого в настоящее. А из настоящего — к обретению знаний и ощущений, чтобы почувствовать всю полноту литургического действия и своё участие в нём частью Божественного Гласа, созывающего званных на «Вечерню Велию», образом которого и являются колокола.

ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ.

Церковной службой называется соединение по особому плану, в один состав молитв, разделов Священного писания, песнопений и священнодействий для выяснения какой-нибудь определённой духовной идеи или мысли. Найти руководящую мысль или идею каждой службы и установить связь с нею всех составных частей – есть одна из задач изучения православных церковных богослужений. Каждый день является днём недели, и в то же время днём года, поэтому на каждый день приходится три рода воспоминаний: 1) воспоминания «дневные» или часовые, соединённые с известным часом дня; 2) воспоминания «недельные» или седмичные, соединённые с отдельными днями недели; 3) воспоминания «годовые» или числовые, соединённые с определёнными числами года.

Благодаря такому троякому роду священных воспоминаний, приходящихся на каждый день, все церковные богослужения делятся на три круга: СУТОЧНЫЙ, НЕДЕЛЬНЫЙ, и ГОДОВОЙ. Основным же «кругом» является суточный, повседневный, а два других – дополнительными.

СУТОЧНЫМ КРУГОМ БОГОСЛУЖЕНИЙ называются те богослужения, которые совершаются Святой Православной Церковью на протяжении суток. Названия повседневных служб указывает на то, в какой именно час дня надлежит совершать каждую из них.

Например: ВЕЧЕРНЯ указывает на вечерний час. ПОВЕЧЕРИЕ – на час, следующий за «вечерею» (то есть за вечернею трапезою). ПОЛУНОЩНИЦА – на полночь. УТРЕНЯ – на утренний час. ОБЕДНЯ – на обеденный, то есть полуденный. ПЕРВЫЙ ЧАС – по-нашему значит 7-й час утра. ТРЕТИЙ ЧАС – наш 9-й час утра. ШЕСТОЙ ЧАС – наш 12-й час. ДЕВЯТЫЙ ЧАС – наш третий час после полудня.

Традиция несоответствия в счёте (разница около 6 часов) объясняется тем, что счёт принят восточный, а на Востоке заход и восход солнца, по сравнению с нашими странами, разнится на 6 часов. Значит, 1-й час Востока соответствует нашему 7-му часу. И так далее.

ВЕЧЕРНЯ. Совершается в конце дня, вечером, потому предстоит первою среди повседневных служб. По представлению церкви день начинается с вечера, так как первому дню мира и началу существования человека предшествовала тьма, вечер и сумерки. Этой службой мы благодарим Бога за проходящий день.

ПОВЕЧЕРИЕ. Эта служба состоит из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов, и чтобы Он дал нам, на сон грядущим, покой тела и души и сохранил нас от козней дьявола во время сна. Сон так же напоминает о смерти. Поэтому в православном богослужении на повечерии напоминается молящимся о пробуждении от вечного сна, то есть о Воскресении.

ПОЛУНОЩНИЦА. Эта служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. «Полунощный» час памятен ещё и потому, что «к полунощному часу» в притче о десяти девах Господь приурочил Своё Второе пришествие. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда.

УТРЕНЯ. Эта служба совершается утром, перед восходом солнца. Утренний час, приносящий с собою свет, бодрость и жизнь, всегда возбуждает благодарственное чувство к Богу, дающему жизнь. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день. В православном богослужении за Утреней прославляется пришествие в Мир Спасителя, принесшего с Собой новую жизнь.

ПЕРВЫЙ ЧАС, соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день. На первом часу вспоминается суд над Иисусом Христом у первосвященников, состоявшийся около этого времени.

ТРЕТИЙ ЧАС соответствует нашему девятому часу утра. На нём вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, совершившееся приблизительно в это время.

ШЕСТОЙ ЧАС соответствует нашему двенадцатому часу дня. На нём вспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа, случившееся с 12-го по 2-й час дня.

ДЕВЯТЫЙ ЧАС соответствует нашему третьему часу после полудня. На нём вспоминается крестная смерть Господа нашего Иисуса Христа, произошедшая около 3-х часов после полудня.

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ или Обедня есть самое главное богослужение. На нём вспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается Таинство Причащения, установленное Самим Спасителем на Тайной вечери. Литургия служится всегда утром, перед обедом.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, они были соединены в три богослужения: ВЕЧЕРНЕЕ, УТРЕННЕЕ и ДНЕВНОЕ.

Устав колокольного звона

1. СЛУЖБА БЕЗ ПРАЗДНИЧНОГО ЗНАКА

ВЕЧЕРНЯ: 40 ударов во вседневный Благовест.

ПОВЕЧЕРИЕ: 12 ударов во вседневный Благовест.

ПОЛУНОЩНИЦА: 12 ударов во вседневный Благовест.

УТРЕНЯ*: 40 ударов во вседневный Благовест. (*Если утреня соединяется с вечерней, то звон не положен.)

ЛИТУРГИЯ: к началу 40 ударов во вседневный Благовест.

Трезвон (5 минут, без праздничного, воскресного, полиелейного).

Евхаристический канон: удары во вседневный Благовест от: «Достойно и праведно есть…» до «Достойно есть яко

2. СЛАВОСЛОВНАЯ СЛУЖБА

ВЕЧЕРНЯ: 50 ударов во вседневный Благовест.

ПОВЕЧЕРИЕ: 12 ударов во вседневный Благовест.

ПОЛУНОЩНИЦА: 12 ударов во вседневный Благовест.

УТРЕНЯ: 50 ударов во вседневный Благовест. Трезвон (5 минут, без больших колоколов).

ЛИТУРГИЯ: К началу 50 ударов во вседневный Благовест.

Трезвон (5-7 минут, без праздничного, воскресного, полиелейного).

Евхаристический канон: удары во вседневный Благовест от: «Достойно и праведно есть…» до «Достойно есть яко воистинну…».

3. ПОЛИЕЛЕЙНАЯ СЛУЖБА

ВЕЧЕРНЯ: 50 ударов в полиелейный Благовест. Трезвон (5-7 минут без воскресного и праздничного).

ПОВЕЧЕРИЕ: 12 ударов в полиелейный Благовест.

ПОЛУНОЩНИЦА: 12 ударов в полиелейный Благовест.

УТРЕНЯ: К началу 50 ударов в полиелейный Благовест.

Трезвон (5-7 минут, без праздничного и воскресного). К Евангелию Трезвон от Степенна… до возгласа «Мир всем».

На Честнейшую 7 ударов в полиелейный Благовест.

ЛИТУРГИЯ: К началу 50 ударов в полиелейный Благовест.

Трезвон (5-7минут без воскресного и праздничного).

Евхаристический канон: удары в полиелейный Благовест от «Достойно и праведно есть…» до «Достойно есть…».

4. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ; Удары в полиелейный Благовест

(15-20 минут), трезвон во вся (10 минут, без праздничного Благовеста).

УТРЕНЯ: К началу ДВУЗВОН (во время пения 33 Псалма до начала шестопсалмия). К Евангелию Трезвон от Степенна. до возгласа «Мир всем».

Читать еще:  Какой богатырь лежал на печи 33 года

На Честнейшую 7 ударов в полиелейный Благовест.

ЛИТУРГИЯ*: К началу удары в полиелейный Благовест (15-20 минут), трезвон во вся (10 минут, без праздничного). (* Если служится ранняя литургия, то звон как в будни.)

Евхаристический канон: удары в праздничный Благовест: от «Достойно и праведно есть…», до «Достойно есть…», по окончании: краткий трезвон.

5. СЛУЖБЫ 1- 6 СЕДМИЦ ВЕЛИКОГО ПОСТА*

ПОЛУНОЩНИЦА: 12 ударов в постный Благовест.

УТРЕНЯ: звон в два колокола.

Перед началом часов удары в постный Благовест (10 минут)

3-й ЧАС: по Трисвятом 3 удара в постный Благовест.

6-й ЧАС: 6 ударов в постный Благовест.

9-й ЧАС: 9 ударов в постный Благовест.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ: 12 ударов в постный Благовест.

ВЕЧЕРНЯ: звон в два колокола.

ВЕЛИКОЕ ПОВЕЧЕРИЕ: 12 ударов в постный Благовест.

*До Великого Пятка звон совершается только в малые колокола.

В субботние и воскресные дни звон как вне поста.

Если Великим Постом случится двунадесятый праздник, служба с полиелеем или бдением — звон как вне поста.

На 3-й Неделе (Крестопоклонной) при выносе Креста во время пения великого славословия совершается перезвон по 3 раза с большого по малый колокол, как только полагают Крест: краткий трезвон.

На 5-й седмице в среду вечера, в четверг утра и вечера – звон как вне поста (как на службу со славословием).

6. СЛУЖБЫ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ

Великий Понедельник — Великая Среда

ПОЛУНОЩНИЦА: 12 ударов в постный Благовест.

УТРЕНЯ: звон в два колокола.

Перед началом часов удары в постный Благовест (10 минут).

3-й ЧАС: 3 удара в постный Благовест.

6-й ЧАС: 6 ударов в постный Благовест.

9-й ЧАС: 9 ударов в постный Благовест.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ: 12 ударов в постный Благовест.

ВЕЧЕРНЯ: звон в два колокола.

ПОВЕЧЕРИЕ: 12 ударов в постный Благовест

Великий Четверг*

ПОЛУНОЩНИЦА:12 ударов в постный Благовест.

УТРЕНЯ: звон в два колокола.

Перед началом часов удары в постный Благовест (10 минут).

3-й ЧАС: 3 удара в постный Благовест.

6-й ЧАС: 6 ударов в постный Благовест.

9-й ЧАС: 9 ударов в постный Благовест.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ: 12 ударов в постный Благовест.

ЛИТУРГИЯ: в соединении с ВЕЧЕРНЕЙ: звон в два колокола.

ПОВЕЧЕРИЕ: 12 ударов в постный Благовест.

* С Великого Четвертка наступает т.н. «пост колоколов»: до Пасхальной полунощнщы звон не совершается (исключение — утреня Великого Пятка, вынос Плащаницы, Погребение).

Великая Пятница

ПОЛУНОЩНИЦА:12 ударов в постный Благовест.

УТРЕНЯ*: к началу звон в два колокола (воскресный и полиелейный Благовест).

К Евангелию: соответствующее количество ударов в полиелейный Благовест перед чтением каждого Евангелия (от 1 до 12).

По окончании службы краткий трезвон (без праздничного и воскресного).

Перед началом часов звон в два колокола (10 минут в воскресный и полиелейный Благовест).

3-й ЧАС: 3 удара в полиелейный Благовест.

6-й ЧАС: 6 ударов в полиелейный Благовест.

9-й ЧАС: 9 ударов в полиелейный Благовест.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ: 12 ударов в полиелейный Благовест,

ВЕЧЕРНЯ: 12 ударов в воскресный Благовест.

Вынос Плащаницы: медленный перезвон по одному разу в каждый колокол с большого по малый, как только Плащаницу полагают по центру храма — трезвон.

* Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа — обычно совершается в четверг вечера.

Великая Суббота

ПОЛУНОЩНИЦА: 12 ударов в полиелейный Благовест.

УТРЕНЯ: (Погребение) к началу Двузвон в праздничный и воскресный Благовесты.

При выносе Плащаницы медленный перезвон с большого по малый колокол по 1 разу, как только донесли до Царских врат — трезвон.

Перед началом часов удары в постный Благовест,

3-й, 6-й, 9-й ЧАСЫ, изобразительны: звон по обычаю.

Вечерня с литургией: удары в воскресный Благовест.

7. СЛУЖБЫ СВЕТЛОГО ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ (Пасхи)

Полунощница и светлая заутреня

За десять минут до начала полунощницы: удары в праздничный Благовест до начала Крестного Хода.

Во время Крестного хода: трезвон во вся до окончания хода.

ЛИТУРГИЯ: к началу удары в праздничный Благовест (20 минут), трезвон во вся (10 минут).

Чтение Евангелия: во время чтения Евангелия по 7 быстрых

ударов в каждый колокол с большого по малый, по прочтении — трезвон.

Евхаристический канон: удары в праздничный Благовест:

от «Достойно и праведно есть…» до «Достойно есть…», по окончании краткий трезвон во вся.

ВЕЧЕРНЯ: удары в праздничный Благовест (15мин.), трезвон во вся (10 мин.)

Крестный ход: трезвон во вся с начала до окончания хода.

8. СЛУЖБЫ ОТ ПАСХИ ДО ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

От Пасхи до Антипасхи

ВЕЧЕРНЯ: удары в праздничный Благовест (15 мин.), трезвон во вся (10 мин.)

УТРЕНЯ: удары в праздничный Благовест (15 мин.), трезвон во вся (7мин.)

ЛИТУРГИЯ: звон как на Пасху (кроме звона на Евангелие).

Крестный ход: звон во вся от начала до окончания хода.

Всю седмицу (до воскресного всенощного бдения) звон от окончания литургии до начала звона к вечерне.

От Антипасхи до Вознесения*

ВЕЧЕРНЯ: удары в воскресный Благовест (15 мин.), трезвон во вся (7 мин., без праздничного Благовеста).

ПОВЕЧЕРИЕ: 12 ударов в воскресный Благовест.

ПОЛУНОЩНИЦА: 12 ударов в воскресный Благовест.

УТРЕНЯ: удары в воскресный Благовест (15 мин.), трезвон во вся (7мин., без праздничного Благовеста).

ЛИТУРГИЯ: удары в воскресный Благовест (15мин.), трезвон во вся (7 мин., без праздничного Благовеста).

Евхаристический канон: удары в воскресный Благовест от «Достойно и праведно есть…», до «Достойно есть…».

От Антипасхи до Вознесения после каждой воскресной литургии совершается трезвон во вся. Звон на Воскресное Всенощное бдение и Литургию совершается с праздничным Благовестом.

НА ОТДАНИЕ ПАСХИ: звон как в СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО

ВОСКРЕСЕНИЕ (кроме звона на чтение Евангелия).

От Вознесения до Пятидесятницы

Звон совершается как в обычные дни.

9. ПРЕДПРАЗДНЕСТВА, ПОПРАЗДНЕСТВА, ОТДАНИЯ

От предпразднества до отдания звон, как на славословие (полиелей и бдение по Уставу).

На отдание праздника звон как на праздник.

10. ОСОБЕННОСТИ ЗВОНА В ИНЫХ СЛУЧАЯХ

Навечерие Рождества Христова

ЦАРСКИЕ ЧАСЫ: к началу удары в праздничный Благовест (12 раз).

3-й ЧАС: 3 удара в праздничный Благовест.

6-й ЧАС: 6 ударов в праздничный Благовест.

9-й ЧАС: 9 ударов в праздничный Благовест.

Изобразительны: 12 ударов в праздничный Благовест.

Рождество Христово

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ: удары в праздничный Благовест: (20 минут), трезвон во вся (10 минут)

ЛИТУРГИЯ: удары в праздничный Благовест: (20 минут), трезвон во вся (10 минут), далее по обычаю.

По окончании литургии — трезвон до вечерни.

Крещение Господне

Совершается звон как в праздник Рождества Христова, за исключением звона от литургии до вечерни.

На Великое освящение воды совершается ПЕРЕЗВОН: по 7 раз в каждый колокол с большого по малый с момента погружения Креста в воду, по окончании освящения — трезвон во вся.

Малое освящение воды

На малое освящение воды совершается ПЕРЕЗВОН по 3 раза в каждый колокол с большого по малый с момента погружения Креста в воду, по окончании освящения — трезвон во вся.

На вынос Креста

В день Воздвижения Креста Господня, в Неделю

Крестопоклонную и 1(14) августа перед выносом Креста из алтаря во время пения великого славословия начинаем ПЕРЕЗВОН: по 3 раза с большого по малый колокол, а когда Крест полагается на середине храма — трезвон.

На вынос Плащаницы

На праздник Успения Пресвятой Богородицы звон как на вынос Креста.

На вынос Плащаницы Господней — смотрите п.6 Службы Страстной седмицы.

Всенощное бдение

В Двунадесятые, Великие и храмовые праздники по окончании бдения и литургии полагается трезвон. В воскресное Всенощное бдение и на литургию Благовест совершается в воскресный Благовест, трезвон без праздничного Благовеста.

Архиерейская служба

Благовест к службам начинается в положенное время, при приближении Архиерея полагается трезвон, который заканчивается:

ЛИТУРГИЯ — до облачения Архиерея.

ВЕЧЕРНЯ — по входе Архиерея в храм.

В иных случаях Благовест начинаем за 10-15 минут до прибытия Архиерея, при приближении — трезвон который заканчиваем либо при встрече Архиерея настоятелем, либо при входе Архиерея в храм.

По окончании службы, либо при отъезде Архиерея – трезвон на проводы Архиерея.

Если Архиерей прибывает во время Великого Поста, то в будние дни — звон на встречу и на проводы в два колокола, в субботу и воскресение — звон как вне поста.

Храмовый праздник

Звон в храмовый праздник совершается как к воскресной службе (трезвон без праздничного Благовеста). По окончании бдения и литургии — трезвон.

На освящении воды при погружении Креста совершается ПЕРЕЗВОН по 5 раз с большого по малый колокол, по освящении — трезвон.

Погребение мирян

При несении усопшего на отпевание в храм совершается скорбный ПЕРЕБОР по одному разу с малого по большой колокол с ударом во вся, а при внесении в храм — трезвон. После отпевания, при выносе усопшего из храма, снова ПЕРЕБОР, оканчивающийся трезвоном.

Погребение иереев, иеромонахов, архимандритов и Архиеереев

При шествии к храму сначала ударяют в праздничный Благовест 12 раз, затем ПЕРЕБОР с малого по большой колокол с ударом во вся и снова 12 Благовестов и т. д., до внесения усопшего в храм.

При внесении в храм — трезвон. По прочтении разрешительной молитвы — трезвон. При выносе усопшего из храма: 12 Благовестов, ПЕРЕБОР и т.д., а при поставлении в могилу (или машину) — трезвон.

Звон на Сырной седмице в среду и пятницу

В среду и пятницу на часах звон не полагается.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector