Василий блаженный для детей - Строим Дом
26 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Василий блаженный для детей

Блаженный Василий — московский юродивый: краткая биография, пророчества. Чудеса Василия Блаженного

Юродивые. Люди, которые вступали на эту нелегкую стезю, намеренно представлялись безумными, пренебрегали всеми мирскими благами, смиренно сносили град бесконечных насмешек, презрительное отношение, разные наказания со стороны окружающих. Используя иносказательную форму, они старались найти путь к людским сердцам и душам, проповедовали идеи добра и милосердия, изобличали обман и несправедливость. Не у всех получалось подавить в себе зачатки гордыни, не принимать во внимание потребности тела, духовно стать выше окружающих. Один из тех, кому это удалось сделать, — Блаженный Василий — самый известный и почитаемый юродивый. О нем наш материал.

Василий Блаженный: житие

Его жизненный путь удивителен с самого первого дня. Декабрь 1469 года. Даты разнятся, и некоторые источники называют 1464 год. На паперти (Богоявленский собор села Елохово) появляется простая женщина по имени Анна. Она пришла сюда с молитвами о благополучном рождении ребенка. Слова женщины были услышаны Богородицей. И на этом же месте у Анны родился мальчик, получивший имя Василий (Василий Нагой – так его тоже называют). Чистая душа и открытое сердце – это то, с чем он пришел в мир.

Его родители из числа простых крестьян отличались набожностью, почитали Христа, строили свою жизнь по его заповедям. С ранних лет они стремились привить сыну уважительное и благоговейное отношение к Богу. Блаженный Василий подрастал, и, мечтая о хорошей доле для сына, отец с матерью решили приобщить его к сапожному мастерству.

Работа подмастерьем

Молодой подмастерье отличался трудолюбием и послушанием. Трудиться бы ему так долго, если бы не одно удивительное происшествие, после которого его мастер понял, каким необыкновенным человеком является Василий. Однажды в мастерской появился купец с просьбой изготовить такие сапоги, чтобы сносу им не было целый год. Блаженный Василий, прослезившись, пообещал ему обувь, которую тот ни за что не износит. Недоуменному мастеру ученик позже пояснил, что заказчику даже не удастся обуть заказанную пару, в скором времени его ожидает смерть. Прошло совсем немного времени, и эти слова сбылись.

Путь в Москву

После этого случая Василий принял решение расстаться с сапожным ремеслом и провести жизнь, следуя по тернистому пути юродства. До своей кончины он жил без каких-либо сбережений, незащищенным ни от насмешек, ни от обид, имея лишь незримый оберег – веру и всеобъемлющую любовь к Богу. Всю его одежду составляли одни вериги.

Василий, оставив родителей, отправился в Москву. Народ на первых порах с удивлением и насмешками воспринимал странного нагого парня. Но в скором времени москвичами был признан в нем Божий человек, Христа ради юродивый.

Василий Блаженный: чудеса

Люди, обычно не понимая его странных поступков, сердились. Только позже выяснялся их тайный смысл. Как-то специально раскидав калачи у одного из торговцев, Василий покорно снес сыпавшиеся на него ругательства и битье. Позже незадачливый калачник сознался о добавленных в тесто извести и меле.

Известны и другие чудеса Василия Блаженного. Однажды к нему обратился купец: своды церкви, которую он строил, трижды по непонятным причинам обрушивались. Московский юродивый посоветовал ему найти в Киеве бедняка Ивана. Сделав это, купец обнаружил в небогатом доме человека, который качал пустую люльку. Купец поинтересовался, что это означает. Бедняк объяснил, что таким образом он решил отдать дань своей матери. Неудачливому «строителю» стало понятно, зачем Василий отправлял его сюда. Ведь еще раньше он прогнал мать из своего жилища. Не раскаявшись в сделанном, он мечтал прославить Всевышнего построенным храмом. Господь же отказывался принимать дар от человека, который низок душой. Блаженный Василий смог помочь этому человеку: он раскаялся, помирился с матерью, и женщина его простила. Затем и строительство Божьего храма было успешно завершено.

Дальнейшее проявление дара

Василий Блаженный, краткая биография которого до нас дошла, всегда воздерживался от наслаждений, покорно переносил тяготы своего существования, жил на улице посреди большого количества людей, терпеливо сносил все лишения. При этом душа его оставалась невинной и светлой. Со временем же его дар проявлялся с все большей силой.

При помощи Всевышнего Блаженный Василий, московский чудотворец, смог предречь нашествие на Москву. Дело обстояло так: он, как обычно, молился ночью, когда явилось знамение – пламя, которое вырывалось из церковных окон. Молитвы Василия стали ревностнее. Постепенно огонь затух. Спустя какое-то время после данного происшествия произошло нападение крымских татар на Николо-Угрешский монастырь и близлежащие к нему села, они были разграблены и сожжены, но Москва осталась нетронутой.

Следующее чудесное событие. 1543 год. Июль. Василия Блаженного вновь посещает видение, которое предсказало сильный пожар: выгоревшими оказался ряд улиц, беда коснулась Крестовоздвиженского монастыря, Царского и Митрополичьего дворов.

Однажды в зимний день одному боярину удалось уговорить юродивого принять от него подарок – шубу. Василий после долгих протестов согласился. Идя в этой шубе, он повстречал шайку воришек. Те, опасаясь отбирать насильно одежду, не поленились разыграть перед почитаемым юродивым настоящее представление. Один изображал мертвого, другие начали выпрашивать шубу, якобы для накрытия умершего друга. Юродивый, укрывая притворившегося, спросил, правда ли тот мертв. Воришки его заверили в правдивости случившегося. Пожеланием Василия Блаженного на их ответ было наказание лицемерия. После его ухода воры буквально застыли – их товарищу уже не требовалось притворяться, он умер на самом деле.

Все свою жизнь юродивый помогал людям, сочувствовал им. Причем, абсолютно всем. В особенности тем, кому было стыдно просить о помощи. Так, полученные от царя подарки, он передал иноземному купцу. Тот потерял деньги и голодал не один день. С просьбами о помощи он не обращался – стыдно было из-за своих богатых одежд.

Василий был частым гостем в Китай-городе. Он заходил в расположившуюся там исправительную тюрьму для пьяниц. Ободряющие слова и увещевания – это то, чем он помогал опустившимся людям возвратиться к нормальному образу жизни.

Отношение Ивана Грозного к юродивому

Василий Блаженный, житие его мы продолжаем рассматривать, жил при двух самодержцах. Почитание и боязнь – с такими чувствами к нему относился один из них – Иван Грозный. Божий человек, которого он видел в юродивом, был для царя постоянным напоминанием о том, что необходимо жить справедливо и не скупиться на добрые поступки и дела.

Столкнувшись с несколькими случаями, Грозный убедился, что речь на самом деле идет о благочестивом, отрешенном от дел мирских юродивом. Однажды Василий Блаженный был приглашен царем на пиршество. Государь разгневался, когда на его глазах трижды юродивый выплеснул поданное ему вино. Иван Грозный до тех пор сомневался в объяснении юродивого о, дескать, потушенном пожаре в Великом Новгороде, пока из города не объявился гонец. Он принес весть о происшествии и о том, что вмешался какой-то нагой человек и залил огонь. Приехавшими в Москву новгородцами в юродивом и был признан тот самый человек.

Задумавший строительство дворца на Воробьевых горах, царь только об этом и думал. Оказавшись на церковной праздничной службе, он вел себя так же задумчиво и невнимательно к происходящему вокруг него. Находившегося там Василия Блаженного царь попросту не приметил, будучи погруженным в собственные думы. По окончании службы Грозный начал пенять юродивому за его отсутствие в храме. На эти слова Василий Блаженный усовестил царя, ответив, что тело его находилось на службе, а душа витала возле возводимого дворца. С той поры у Грозного появилось еще больше уважения и боязни по отношению к юродивому. Когда последний слег от тяжелой болезни, царь приходил его навестить.

Конец пути Василия Блаженного

Невзирая на то, что жизнь его была полна лишений, Василий дожил практически до девяноста лет. Пришедшему его навестить царю с семьей он изрек еще одно предсказание: царский сын Федор в будущем станет правителем Руси. И в этом он также не ошибся. Ведь все мы знаем, что разгневанный царь сам поднял руку на Ивана (своего старшего сына).

Дата смерти Василия Блаженного — 2 августа 1557 года (по новому стилю это 15 августа). Царь и бояре несли гроб с телом юродивого. Церемония отпевания и погребения проводилась митрополитом Московским и всея Руси Макарием. Когда проводилось погребение, у многих больных наступило выздоровление. Местом захоронения было выбрано кладбище Троицкой церкви (во Рву около Кремля). Немногим позже здесь был возведен Покровский собор. В нем и построили придел в честь юродивого. Его с такой силой почитали, что с того времени для Троицкого храма и Покровского собора закрепилось одно общее название — храм Василия Блаженного. Причем, история его интересна не только одним названием.

Храм Василия Блаженного: сочетание разных стилей

В этом храме соединены готическая и восточная архитектура. Его невиданная красота породила настоящую легенду: якобы по приказу царя Ивана Грозного зодчему выкололи глаза, чтобы он не смог больше построить подобные сооружения.

Храм не один раз пробовали разрушить. Но он каким-то чудесным образом продолжает возвышаться на своем месте. В 1812 году при побеге из столицы Наполеоном был отдан приказ о разрушении Покровского собора вместе с Кремлем. Но спешащие французы не смогли управиться с нужным количеством подкопов. Покровский собор оказался невредимым, так как во время дождя погасли зажженные ими фитили.

В послереволюционные годы собор также избежал сноса. Его последнего настоятеля, протоиерея Иоанна Восторгова, расстреляли в 1919 году, а в 1929 году храм Василия Блаженного совсем закрыли, его колокола отдали в переплавку. В 30-ые годы Лазарем Кагановичем, преуспевшим в разрушении многих московских храмов, было предложено снести и Покровский собор. Причину он выдвинул вескую: якобы это позволяло освободить место для проведения торжественных парадов и демонстраций.

Бытует легенда, что им был изготовлен макет Красной площади со съемным Покровским собором. Со своим творением он пришел к Сталину. Убеждая, что храм является помехой, он внезапно для вождя сорвал его места. У ошарашенного Сталина вырвалась при этом историческая фраза: «Лазарь, поставь на место!». Известным реставратором П. Д. Барановским посылались телеграммы на имя Сталина с обращением уберечь храм. Говорили о том, что Барановский, которого пригласили для решения данной проблемы в Кремль, не постеснялся встать на колени перед членами ЦК и умолял сохранить храм. К нему прислушались. Храм Василия Блаженного (история могла бы на этом и закончиться) оставили в покое. Только позже Барановскому присудили внушительный срок.

День памяти Василия Блаженного

После смерти Василия чудесные явления не прекратились. Выше мы писали, что люди столкнулись с ними и около гроба. По этой причине в 1588 году (это время, когда царствовал Федор Иванович) московским патриархом Иовом святой был канонизирован. Также установили день его памяти – 2 августа (день его смерти). До 1917 года День памяти Василия всегда праздновали торжественно. Обычным было присутствие императора с близкими. Служба проводилась патриархом. Присутствовали высшее духовенство, а также жители Москвы, которые свято почитали чудотворца.

Отвлечемся немного и вспомним еще одну историю. Василий Блаженный, пророчества которого дошли до нашего времени, однажды не самым лучшим образом повел себя по отношению к образу Богоматери. Взяв камень, он его разбил. Образу этому приписывались чудодейственные свойства. Не выдержав, паломники избили Василия. Он вытерпел все покорно. А потом дал совет убрать с образа один из слоев краски. К нему прислушались, и оказалось, что под ним было скрыто дьявольское изображение.

Иконы святого угодника

Богатой москвичке, ослепшей в возрасте двенадцати лет (ее звали Анна), было известно о том, что прозревали слепцы, молившиеся Василию. Она отыскала иконописца и обратилась к нему с поручением: женщина хотела, чтобы была написана икона Василия Блаженного. Эта икона была дарована Анной храму. Точно известно, это был храм Василия Блаженного. История на этом не заканчивается. Ежедневно она приходила туда молиться. По преданию, по прошествии некоторого времени у Анны наступило полное излечение: зрение к ней вернулось.

Читать еще:  История появление пасхи

На ранних работах Василий был представлен нагим, на поздних святой стал изображаться опоясанный полотенцем. Часто Блаженный оказывался изображен на кремлевском фоне и на фоне Красной площади, ведь именно здесь он прожил. Такую икону сегодня хранят в храме Василия Блаженного. В других российских храмах также имеются иконы, на которых изображен святой.

Итак, перед нами предстала история Василия Блаженного. Этот человек с удивительной силой духа показал своими делами и жизнью, что все земное не вечно. Что если помнить о добре и справедливости, то можно выстоять в любых сложных ситуациях.

Блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец

С детства он вел подвижническую жизнь, постоянно молился, и уже тогда в нем стали заметны первые ростки Божественной благодати. Мальчиком он был отдан в учение к сапожнику. Однажды в лавку зашел купец и заказал много новых сапог. Шестнадцатилетний Василий посмеялся над ним. Когда заказчик ушел, хозяин стал допытываться у юноши о причинах его поведения. Василий ответил, что странно заказывать столько сапог, сколько хватило бы на много лет, ведь этот человек на следующий день должен умереть. Его предсказание сбылось. После этого Василий не захотел больше ни оставаться у хозяина, ни возвращаться к родителям и направился в Москву.

Затерявшись в шумной городской толпе, он избрал подвижнический путь притворного безумия, чтобы как можно полнее приобщиться страданиям Господа нашего Иисуса Христа, полностью отказавшись от уважения со стороны людей. Не имея постоянного жилья ни даже пристанища, чтобы преклонить главу, он жил почти нагим на улицах и в общественных местах, ночи проводил в молитве на церковной паперти. Среди толпы он хранил молчание так же строго, как отшельники в пустыне; вынужденный говорить, он притворялся косноязычным. Не имея близких людей, отказавшись от мира и его привязанностей, он проявлял при этом великое сочувствие к несчастным, больным и угнетенным. Он часто посещал в тюрьме узников, посаженных за пьянство, чтобы обратить их к исправлению.

В эпоху, когда в обществе царили страх и угнетение, жизнь святого Василия служила живым укором неправедным боярам и утешением для обездоленных. Почти все его поступки имели пророческий смысл. Например, блаженный много раз бросал камни в углы домов, где жили благочестивые люди, а когда проходил мимо жилищ, хозяева которых коснели в грехах, целовал углы стен. Когда его спрашивали о причинах такого странного поведения, Василий отвечал, что в домах, где царит святость, нет места для бесов, и поэтому, видя их снаружи, он отгонял их камнями. Напротив, целуя углы нечестивых домов, он приветствовал ангелов, которые оставались снаружи, не имея возможности войти внутрь. На рынке он опрокидывал прилавки нечестных торговцев. Однажды, получив от царя деньги, он, вопреки обыкновению, не раздал их нищим, а отдал хорошо одетому купцу, который, потеряв состояние, не осмеливался просить милостыню и умирал от голода.

В 1521 году, когда татарское войско Мехмет Гирея угрожало Москве, святой Василий, проливая обильные слезы, молился за родину перед вратами Успенского собора в Кремле. Внезапно в церкви раздался ужасный шум, вспыхнуло пламя, и голос от Владимирской иконы Божией Матери возвестил, что Она оставляет Москву из-за грехов ее жителей. Святой усилил молитвы – и страшное явление исчезло. Мехмет Гирей, уже предавший огню городские предместья, был отброшен от города подоспевшим войском и бежал за пределы Руси.

Царь Иван IV Грозный любил блаженного Василия и относился к нему с большим почтением, так же как и святой митрополит Макарий. Однажды святой, приглашенный во дворец на царский пир, трижды вылил вино за окно. Когда царь с раздражением спросил его, что он делает, тот ответил, что гасит пожар в Новгороде. Немного погодя гонцы принесли известие о большом пожаре, действительно случившемся в Новгороде. Пожар, однако, не разгорелся, потому что некий человек странного вида ходил нагим по улицам и кропил горящие дома. Увидев Василия, гонцы узнали в нем человека Божия, погасившего пламя.

В другой раз, в 1547 году, святой стал горько плакать перед храмом Воздвиженского монастыря, в том месте, где спустя некоторое время начался большой пожар, опустошивший Москву. Вскоре после этого бедствия, когда царь присутствовал на Божественной литургии, блаженный, стоя в углу, внимательно смотрел на него. После литургии он сказал царю: «Ты был не в храме, а в другом месте». Царь стал протестовать, но Василий повторил: «Ты говоришь неправду. Я видел, как в мыслях ты ходил на Воробьевы горы, чтобы построить там себе новый дворец». С того момента царь стал опасаться святого и еще больше уважать. Но это уважение не мешало ему проявлять жестокость, ставшую притчей во языцех.

Святой Василий явился также людям на корабле, терпящем бедствие, и спас их от гибели. Он совершил еще множество чудес за 62 года своего подвига юродства.

В 88 лет святой заболел. Узнав об этом, царь вместе с семьей сразу же поспешил к нему, чтобы испросить его молитв. На смертном одре Василий изрек пророчества о будущем царства, затем его лицо осветилось, потому что он увидел сонм ангелов, явившихся принять его душу. Придя в восхищение, он почил в радости 2 августа 1557 года.

Весь город тогда наполнился благоуханием, и множество людей собрались на его похороны. Царь с сыновьями несли его на своих плечах до церкви, где их ждал митрополит с епископами. На могиле блаженного, которая стала источником исцелений для верных не только из Москвы, но и из других краев, построили храм в честь Покрова Божией Матери, в память взятия Казани. Позднее храм получил в народе прозвание собора Василия Блаженного.

Чудеса, связанные со святым, не прекращались. И в 1588 году, при митрополите святом Иове, Василий Блаженный был канонизирован. В этот день 120 больных получили исцеление у мощей святого.

Василий Блаженный почитается как покровитель Москвы.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Информационный материал для педагогов «Знакомим детей с Москвой. Собор Василия Блаженного»

Наталия Смирнова
Информационный материал для педагогов «Знакомим детей с Москвой. Собор Василия Блаженного»

Знакомство детей с Москвой обычно начинается с ее сердца, с самого центра,- Красной площади и Московского кремля.

Рассказывая детям о Красной площади, мы никак не можем обойти стороной один из самых известных и узнаваемых московских храмов- Собор Василия Блаженного на Васильевском спуске. Кажется, всем уже давно все известно, но читая разные источники каждый раз находишь что-нибудь новое и удивительное.

Красотой людей пленяя,

Верность Богу сохраняя,

Святой Дух обряд творит,

Чудо-Храм в Москве стоит.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Покровский собор, Покрова на Рву) более известен как собор (храм) Василия Блаженного) — православный храм на Красной площади в Москве, памятник русской архитектуры. Строительство собора велось с 1555 по 1561 год.

На Красной Площади стоишь ты до сих пор,

Вещая миру о могучей нашей силе,

В честь военных побед, возведённый собор,

Красивейший из храмов России!

Во время походов Ивана Грозного на Казань (Казанские походы) на Взлобье Троицкой площади (нынешняя Красная площадь, ставились «походные» деревянные церкви в память об одержанных победах. Очередной поход закончился победой над Казанским ханством и присоединением города к Московскому государству. Это случилось 2 октября 1552 года в день памяти Киприана и Иустины, на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы. Тогда Иван Грозный повелел объединить все «походные» деревянные церкви в один каменный храм во имя Покрова Богородицы — Покровский собор

Собор объединяет десять церквей (приделов, часть из которых освящены в честь святых, дни памяти которых пришлись на решающие бои за Казань. Центральная церковь сооружена в честь Покрова Богородицы, вокруг которой группируются отдельные церкви в честь: Святой Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Трёх Патриархов: Александра, Иоанна и Павла Нового, Григория Армянского, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Варлаама Хутынского, размещённые на одном основании-подклете, и придел в честь Василия Блаженного, по имени которого храм получил второе, более известное название.

В названии собора упомянут ров, проходивший вдоль Кремлёвской стены и служивший оборонительным укреплением (Алевизов ров, его глубина была около 13 метров, а ширина — около 36 метров.

В 1895 году, в рукописном сборнике XVII века, найденном в архивах Румянцевского музея, обнаружилась запись, где летописец говорил, что «Бог даровал» Ивану Грозному «двух мастеров русских по реклу [то есть по-прозвищу] Постник и Барма». В другом сборнике кратко сообщается, что «мастер [собора] был Барма со товарищи». Летописец поясняет, что мастера эти «быша премудрии и удобны таковому чюдному делу».

Отступление: Некоторые историки сейчас считают, что данная версия о строителях храма устарела. А зодчий у храма был один: «Барма, по прозвищу Постник». По третьей версии собор был построен неизвестным западноевропейским мастером, предположительно итальянцем, как и значительная часть сооружений Московского Кремля, возведённых ранее. Отсюда и неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока не нашла чёткого документального подтверждения. Кто знает…

Постник Яковлев, Барма,

Высока о них молва.

И по жизни не хитры,

И в строительстве мудры.

Двое псковских мастеров,

Каждый к подвигу готов.

Не прогневайся, Властитель,

Мастера в России есть.

Мы построим храм Властитель,

Окажи нам эту честь.

Согласно легенде, зодчие собора Барма и Постник, а в другой версии — неизвестный зодчий, были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Впервые легенду об ослеплении архитектора приводит иностранец, голштинский посол XVII века Адам Алеарий (Олеарий, он же называет собор «иерусалимским». Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.

Другая легенда гласит, что деньги на возведение храма собирал Василий Блаженный: он приносил монеты на Красную площадь и бросал через правое плечо, никто не трогал их, пока юродивый перед смертью не передал всю сумму Ивану Грозному. Однако Василий умер в 1552-м, тогда как храм стали строить на три года позже. Хотя по уточнённым данным датой смерти может быть 1557 год.

Сама идея многопридельного собора принадлежала митрополиту Макарию, задумавшему воссоздать в центре Москвы образ святого города Иерусалима — города в городе, что также отвечало концепции Третьего Рима. Покровский собор символизирует собой Небесный Иерусалим: архитекторы поставили несколько храмов на одном фундаменте, поскольку именно так они представляли себе «град обетованный»

От имени Христа на колокольный звон

Благословил тебя митрополит Макарий,

Зодчим Барме и Постнику низкий поклон,

И царю за шедевр государев!

В 1812 году в подклете Покровского собора занявшие Москву французы держали лошадей. Существует легенда, что Наполеон Бонапарт, восхищённый красотой храма, намеревался перевезти его во Францию. Однако когда понял, что это невозможно, решил взорвать собор. По легенде, дождь загасил фитили французских пушек после молитвы москвичей. Документальных подтверждений этой истории нет

После Отечественной войны 1812 года Красную площадь начали благоустраивать, но в это время собор всё ещё не имел современного вида. Известна история, как Александр I, будучи в Англии после войны, увидел изображение Покровского собора без пристроек и не узнал его. В 1817 году архитектор Осип Бове, реконструируя Красную площадь с торговыми рядами, выложил подпорную стену храма «диким» камнем и установил чугунную ограду.

В 1890-х годах храм вновь масштабно реконструировали: полы укрепили, а Соборную ризницу украсили цветными витражными окнами, спроектированными по заказу Московского археологического общества архитектором Андреем Павлиновым. С начала 1900-х по 1912 год была проведена реставрация храма под руководством архитектора Сергея Соловьёва.

В 1918 году Покровский собор стал одним из первых культурных объектов, взятых под государственную охрану как памятник национального и мирового значения. Тогда же в верхних церквах были прекращены службы. С этого момента началась его музеефикация. Первым смотрителем музея стал протоиерей Иоанн Кузнецов.

Читать еще:  Как вычисляют дату пасхи

В 1923 году было принято решение о создании в соборе историко-архитектурного музея. Его первым заведующим стал научный сотрудник Государственного исторического музея Е. И. Силин. Музей открыли для посетителей 21 мая 1923 года, параллельно велось комплектование фондов.

В 1928 году музей «Покровский собор» стал филиалом Государственного исторического музея. Несмотря на регулярные реставрационные работы, храм был всегда открыт для посетителей. Он закрывался только один раз — во время Великой Отечественной войны. В 1929 году в соборе окончательно запретили богослужения, сняли и переплавили колокола.

Отступление:В 1930-е произошёл инцидент Иосифа Сталина с Лазарем Кагановичем, когда тот представлял Сталину проект реконструкции Красной площади и снял с макета фигурку собора, вождь скомандовал: «Лазарь, поставь на место!»

С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской православной церкви. Богослужения совершаются регулярно в воскресные дни и на второй день Светлой седмицы (Пасхи) священниками Патриаршего подворья храмов в Зарядье и Китай-городе.

Собор уникален тем, что у здания высотой более 60 метров нет глубокого фундамента — только высокий подклет на искусственно подсыпанном холме на месте оборонительного рва. Эта особенность ставит под сомнение существующую легенду о том, что в подвалах Покровского собора находится библиотека Ивана Грозного. Единственно возможным фундаментом был неглубокий ленточный, который едва ли достигает двух метров глубиной.

Символ Москвы и душа сокровенного,

Блаженный Василий Московский

15 августа (2 августа ст. ст.) совершается память святого Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. С юных лет подвижник прославился как провидец и обличитель неправды. Был единственным человеком, кроме митрополита Филиппа, который дерзал говорить неудобную истину Ивану Грозному в глаза, не задумываясь о последствиях. Грозный царь его почитал и боялся, а после смерти святого сам вместе с боярами нёс его гроб к месту захоронения. Блаженный похоронен в Москве под Покровским собором, что на Рву, на Васильевском спуске, который назван так по имени святого. Однако этот удивительной красоты храмовый комплекс, состоящий из 11 приделов, 11 уникальных церквей, которые расположены на одном фундаменте и соединены двумя галереями, известен всему миру именно как Собор Василия Блаженного, потому что там и по сей день почивают мощи святого.

Собор Василия Блаженного в Москве

Содержание:

Житие и чудеса Василия Блаженного

Наиболее древним источником, где сообщается о Блаженном Василии, является «Книга степенная царского родословия» (1563 г.). Полное житие было составлено по распоряжению св. патриарха Иова не ранее 1589 года, вскоре после канонизации святого в 1588 году. Древнейший список полного жития, а после него похвальное слово, описание чудес и два сказания содержатся в Четьи-Минеи за август.

На основании Святцев 1646 года и некоторых летописей XVII века, наиболее вероятным представляется, что Блаженный Василий родился в 1468 или 1462 году и преставился в 1552 году в возрасте 88 или 94 лет, то есть жил он в царствование Иоанна III Васильевича (1462-1505 гг.) и Иоанна IV Васильевича Грозного. Преставился же в правление митрополита Макария (1543-1564 гг.), который очень почитал и уважал святого ещё при его жизни, а после смерти лично отпевал его, и через которого святой стал известен Ивану Грозному. Как говорится в Прологе 1660 г. и в Святцах 1646 г., Блаженный Василий родился «в царствующем граде Москве у Пречистыя Богородицы Владимирския на Елохове» — сегодня это Старая Басманная улица в Москве. Родители святого, Иаков и Анна, были небогаты, поэтому еще в детстве отдали мальчика на обучение к сапожнику, в мастерской которого у Василия впервые проявился пророческий дар. Однажды купец, который привез в Москву хлеб, заказал в мастерской сапоги, на что Василий рассмеялся и заплакал. Когда сапожник спросил его, почему он плачет, тот ответил, что купец, хоть и заказал сапоги, но надеть их не успеет, потому что совсем скоро умрёт. Пророчество сбылось: уже на следующий день заказчик умер. Вскоре после этого события, в возрасте 16 лет, святой надевает вериги, принимает обет молчания и непрестанной умной молитвы и вступает в тяжелейший подвиг юродства Христа ради, в котором и пробыл до самой смерти — около 80 лет. Юродивых всегда почитали на Руси, считали Божьими людьми, отказавшимися от всех благ жизни, от собственных родных, умертвлявшими свою плоть голодом, холодом и веригами, очищенных Благодатью Святого Духа и потому дерзавших безнаказанно говорить правду в глаза кому угодно, даже самому царю. В Степенной книге Василий Блаженный назван «праведным нагоходцем», «самовольне обнаженным телеснаго одеяния», «не имеяше бо на телеси своем ни единаго рубища и стыдения не имуще, якоже первозданный преже преступления… Божия бо благодать греяше его. Огня же и мраза сильнейши плоть праведнаго сего бяше». Поэтому он также был известен под прозвищем Василий Нагой.

Вериги св. Василия Блаженного, ЦАК МДА

С его наготой связано чудо исцеления одной из торговок, которые разом ослепли после того, как посмеялись над наготой угодника Божия. Одна из них немедленно раскаялась, и тут же была исцелена по молитве святого Василия.

Он старался помогать всем, кто нуждался в помощи, а особенно тем, кто стыдился такую помощь просить. Однажды он отдал богатые царские подарки некоему иностранному купцу, который потерял свое состояние и уже голодал несколько дней, не смея, стыда ради, просить помощи из-за своего высокого статуса.

Часто блаженный посещал государственную тюрьму для винопийц, чтобы своим боговдохновенным словом наставлять на верный путь заблудших рабов Божьих, помогать им вернуться к нормальной христианской жизни.

Святой Василий имел обыкновение швырять камнями в углы домов благочестивых людей, а углы домов, где бесчинствовали, обычно обнимал и целовал. Когда его попросили объяснить такое странное поведение, его ответ был прост: когда в доме живет святость, то бесы не могут войти внутрь и стоят вне, а когда в доме грех, то туда не могут зайти ангелы, и уже они стоят снаружи. Василий же, видя стоящих снаружи бесов, швыряет в них камнями, а когда видит ангелов, то обнимает их и приветствует целованием, а вовсе не углы, как может показаться со стороны.

Однажды святой на рынке нарочно опрокинул лоток с калачами, а в другой раз разлил кувшин с квасом. Оба раза его начинали бить, будто он вредитель, но тут же выяснялось, что недобросовестный пекарь подмешивал в свои калачи известь и мел для экономии, а квас был перебродившим.

Однажды на глазах у изумлённой толпы богомольцев камнем разбил образ Богородицы на Варва́рских воротах, с давних пор почитавшийся чудотворным. Когда паломники, приехавшие молиться у образа со всех уголков Руси, схватили его и стали бить «смертным боем», юродивый попросил их поскрести краску на иконе. Когда краску удалили, то, к ужасу окружающих, открылось, что икона была адописной: под ликом Богоматери скрывался второй слой с намалёванной «дьявольской харей».

Также блаженный, которого почитали уже при жизни, однажды принял от некоего боярина в дар дорогую лисью шубу и ходил в ней в мороз. Когда же разбойники захотели обманом отобрать у святого шубу, то попросили его для погребения укрыть ей тело одного из своих товарищей, который притворился для этого мёртвым. Святой так и сделал, однако, увидев в Духе, что его обманывают, сказал обманщику: «шуба лисья, хитрая, укрой дело лисье, хитрое. Буди же ты отныне мертв за лукавство, ибо писано: лукавии да потребятся». Мнимый мертвец оказался после этого и вправду мёртв.

Святой Василий отдаёт свою шубу лихим людям

Святого почитали также и иноземцы, считая его покровителем морских путешественников: летописи описывают случай, когда святой, будучи в Москве, утишил бурю в Каспийском море и спас тем самым торговые суда купцов.

Один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» — спросил купец. «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощения, и только после этого смог достроить церковь.

Также блаженный Василий имел славу прозорливца. В 1521 году в Успенском соборе Кремля ему было «огненное видение» от Владимирской иконы Божией Матери, возвещавшее гнев Божий на москвичей и скорое нашествие на Москву крымского хана Мехмет-Гирея, который опустошил в тот раз все окрестности Москвы так же, как и все земли на пути к Москве, и увёл с собой огромный полон.

20 июня 1547 года он «прииде на монастырь Воздвижения Честнаго Креста, иже зовется на Острове, и ста пред церковию, к неиже умилно зря, умную молитву деиствуя и плача неутешно». Сегодня это район улицы Воздвиженка. Чрезвычайно долгой и проникновенной казалась окружающим эта молитва святого, очень глубокой была его печаль. На следующий день, 21 июня, в этом монастыре вспыхнул пожар, и началась на Москве, по выражению летописца, «буря велика, и потече огнь яко же молния». Это был самый ужасный пожар, который когда-либо бывал в городе. Царь с семьёй бежал из Кремля на Воробьёвы горы и издалека смотрел, как столица превращается в пепел. За день город был полностью уничтожен пламенем — не осталось ни одного дома, погибло людей «без числа».

Иоанн IV Васильевич был свидетелем подвигов блаженного и был его почитателем, хотя святой постоянно обличал царя за его жестокое отношение к подданным. Однажды во время трапезы у царя святой трижды вылил вино в окно, говоря, что он гасит пожар в Новгороде. Оказалось, что в это время в Новгороде действительно начался пожар, но не успел разгореться, потому что какой-то странный нагой муж заливал загоревшиеся дома. Новгородцы, приехавшие после этого события в Москву, опознали в святом Василии этого мужа.

В другой раз во время литургии в кремлёвском Успенском соборе царь размышлял о постройке нового дворца на Воробьёвых горах. Святой же спрятался в угол. На вопрос царя, почему блаженного Василия не было на службе, тот ответил, что он-то был, а вот царь ходил мыслью по Воробьёвым горам и строил себе там дворец.

Отошёл к Богу блаженный Василий 2 августа 1552 года. После смерти святого его мощи начали источать исцеления: слепые прозревали, немые начинали говорить. Самый невероятный случай произошёл в 1588 году, когда святой был канонизирован: в течение августа по его молитвам исцелились 120 человек.

Святой был похоронен у церкви Святой Троицы на Рву. В память о взятии Казани в 1554 году на этом месте Иоанн Грозный приказал строить Покровский Собор, более известный сегодня как собор Василия Блаженного. В 1586 году мощи святого стали источать множество чудесных исцелений, поэтому в этом же году по приказу Фёдора Иоанновича над могилой был поставлен храм имени святого (сегодня это Васильевский придел Покровского храма), сооружена серебряная, вызолоченная и отделанная жемчугом и драгоценными камнями рака. Мощи святого покровителя Москвы до сего дня почивают в этом храме под спудом.

Сень над могилой Василия Блаженного

Тропарь и кондак Василию Блаженному

Тропарь, глас 3

Житие твое, Василие, неложно, и чистота нескверна, Христа ради тело свое изнуряя постом и бденнием, и мразом и теплотою солнечною, и слотою и дождевным облаком, и просветися лице твое яко солнце, и ныне приходят к тебе русстии собори, царие и князи и все людие, восхваляюще твое святое успение. Того убо моли и тому помолися благоюроде, да избавит ны от варварьскаго пленения, и междоусобныя брани, мир мирови даровати, и душам нашим велию милость.

Читать еще:  В каком году была пасха 1 мая

Кондак, глас 4

Духом Божиим водим, преблаженне Василие, отрясе мирский мятеж, и жития треволнения возгнушася, совлечеся одеяний тленных и облечеся в ризу безстрастия, убежа ловления льстиваго миродержца, и был еси странен во своем языце, паче замнаго богатьства избра богатьство небесное и увязеся венцем терпения, и ныне, преблаженне Василие, моли Христа Бога, отворящих святую память твою, да зовем ти: радуйся, преблаженне Василие.

Библиотека Русской веры
Канон блаженному Василию Московскому →

Василий Блаженный. Иконы

Блаженный Василий изображается на иконах нагим старцем («праведным нагоходцем») с седыми кудрявыми волосами и такой же бородой.

Блаженный Василий, Московский Чудотворец. Икона, конец XVI — начало XVII вв. Святой Василий Блаженный. Икона Святой Василий Блаженный. Икона Св. Василий Блаженный в молении ко Христу. Икона из собора Покрова на рву. Кон. XVI — нач. XVII вв.

Василий Блаженный в искусстве

По мотивам жития святого Василия российские художники создают картины.

Василий Блаженный. (Моление). Третья часть трилогии «Святая Русь». Сергей Кириллов. 1994 год «Василий Блаженный и Иван Грозный». Игорь Токарев. 2017 год «Василий Блаженный». Юрий Попков. 2012 год «Московский чудотворец Блаженный Василий». Виталий Графов. 2005 год

Кто такой Василий Блаженный и почему его именем назван храм?

Каждый слышал это имя, ведь так называется собор на Красной площади – самый главный, самый нарядный – один из символов нашей страны. Но не каждый помнит, что на самом деле он называется Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, а Собор Василия Блаженного – это народное название.

Почему на рву?

Потому что раньше Московский Кремль был окружён рвом – как всякая крепость. Присмотритесь, вы увидите его вдоль кремлёвской стены на картине…

Вот у этого рва и был заложен в 1555 году по велению царя Ивана Грозного новый собор. В те годы русский царь воевал с Казанским ханством. В честь каждого похода на Казань ставились на Троицкой площади (так тогда называлась Красная площадь), деревянные «походные» церкви.

И вот очередной поход завершился полной победой – присоединением Казани к России. Это случилось 2 октября 1552 года, на следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Тогда Иван Грозный повелел объединить все «походные» деревянные церкви в один каменный храм и назвать его во имя Покрова Богородицы – Покровский собор

Васька-подмастерье

А лет за 80 до того до того жил в Москве один мальчишка – ученик сапожника, сам родом из села Елохова. Звали его Василий, а фамилий у простых людей тогда не было.

Однажды пришёл к его хозяину заказчик и велел сшить такие сапоги, чтобы несколько лет сносу не было. Василий, услышав это, улыбнулся. Хозяин спрашивает – ты почто кривишься, паршивец? А и Василий говорит: «Да вот, человек хочет сапоги, чтоб на несколько лет хватило, а сам ведь завтра помрёт, вот я и смеюсь».

Так оно и случилось. Оказывается, у Василия дар предвиденья был. А люди и не знали. И он не знал, что не такой, как все. Думал, все остальные тоже наперёд видят – и удивлялся: зачем люди тогда хитрят, врут.

Чудеса

Трудно жить, когда ты не такой, как все. Особенно, когда люди знают, что тебе ведомо то, что им неведомо… Не любят люди тех, кто больше их знает, подозрительно к таким относятся, с опаской, с завистью.

Кто другой для выгоды бы такой талант использовал, «дело» бы открыл – купцам результаты сделок предсказывать, но не таков был Василий. В шестнадцать лет ушёл он от сапожника и зажил жизнью одинокой, в стороне от людской суеты. Даром своим не хвастал, людям зря его не показывал. Да и зачем, если всё равно всё будет как будет?

Как-то раз пришёл Василий в монастырь на Остроге (ныне это улица Воздвиженка, на которой находится редакция «Лучика» ) и долго плакал, и молился. А на другой день большой пожар в Москве был, и начался – именно с этого монастыря…

А другой раз – раскидал на торжище калачи. Хозяин их, калачник, уже знал про Василия, испугался – да и признался людям: подмешивал мел в муку… Много чудес про Василия Блаженного рассказывают. Какие правда, какие нет – поди проверь.

Сам царь про него знал – и чтил «яко провидца сердец и мыслей человеческих», и когда Василия не стало, велел похоронить возле строящегося собора на Рву (а также «на Торгу», или «на Пожаре» — в общем, на нынешней Красной площади.

Позже одну из церквей собора Василию посвятили. Да так и стали в народе говорить – «собор Василия Блаженного».

Что такое бренность?

Одно из прозвищ Василия Блаженного было – Нагой, или Нагоходец. Это значит, он раздетый ходил. В одном ветхом рубище (лохмотьях). Почему? От бедности?

Вовсе нет. Богатая боярыня Стефанида Юрлова ему при своих палатах жить разрешала, сам царь о нём заботился. Василий мог у них всё, что захочет попросить… А не просил. Почему?

Человек стремится к успеху, когда наперёд не знает: получится у него или не получится – разбогатеть, или сделать научное открытие, разгадать загадку природы, или написать прекрасный роман, или стать первым на производстве… Тогда у человека возникает азарт. Ему интересно, что дальше будет.

А если ты знаешь (ну, или думаешь, что знаешь), что дальше будет? Тогда азарта нет. Когда ты всё знаешь, ты как будто уже всего достиг.

Представьте себе игру, в которой ты наперед знаешь, как кто сходит, или сколько кому выпадет точек на кубике, и кто выиграет. Интересно тебе будет играть в такую игру? Вот так и с жизнью. «Неинтересно».

Так что не завидуйте, ребята, провидцам! Не очень-то интересная у них жизнь. Хорошо – узнавать что-то новое, чего ещё недавно вы не знали. Но очень плохо – скучно – знать всё.

Жизнь, не освещённая радостью узнавания, становится бренной. А слово «бренность» происходит от древнего праславянского слова «брьнь» – «глина», «грязь».

Из глины или земли, согласно древним мифам, боги создали человека, и в землю же человек обращается после смерти. Вот и выходит, что все наши радости, надежды, победы и достижения – просто «круговорот земли в природе».

И незачем тогда утром вставать, чистить зубы, делать зарядку, учиться или работать, заводить семью и растить детей, да просто даже мыться и одеваться – незачем…

А в чём же смысл?

Вы спросите: за что же тогда люди почитали Василия Блаженного? Ведь получается, что он своим примером показывал, что ни к чему стремиться не надо, а надо просто опустить руки и «плыть по течению»? Вон, даже московский пожар – оплакал, но не попытался предотвратить (а ведь там наверняка люди погибли)…

Ну, во-первых, люди во все времена любили поклоняться «чудесникам». Даже сейчас – очень интересуются всякими «экстрасенсами». Во-вторых, Василий Блаженный достоин уважения за то, что не пытался обратить свой дар себе на пользу, как многие нынешние «экстрасенсы». А в третьих, и это самое главное, он подавал людям совсем другой пример.

Глядя на него, люди задумывались о том, что счастье может быть не в тёплой одежде, не в сытной вкусной еде и не в богатстве. И тем, у кого ничего этого не было, становилось чуточку легче жить…

Василий Блаженный: монетки в гору самоцветов

13-минутный мультипликационный фильм о житии Василия Блаженного из цикла «Гора самоцветов» рассказывает, как на Красной площади в Москве появился один из главных духовных символов столицы – Покровский собор.

История русской православной анимации для детей совсем короткая – а началась она всего-то пару десятилетий назад. Но и за эти годы она явила скромные победы и маленькие шедевры. И история Василия Блаженного – одна из таких побед.

Анимационная лента художника-постановщика Натальи Березовой, презентованная в 2008 году, сразу, с премьеры была замечена на кино-горизонте. Уже через год она получила гран-при в номинации «Анимация» на 13-м фестивале визуальных искусств в «Орленке», затем стала первой «За оригинальное решение житийной темы» на Международном фестивале «Радонеж» и была удостоена второго места на Международном благотворительном фестивале «Лучезарный ангел», уже через год став победителем Международного фестиваля православного кино «Покров».

В одном из интервью режиссер-мультипликатор Н. Березовая так рассуждает о современной российской мульт-реальности: «Зрители, с которыми я разговаривала, отличают советскую мультипликацию от другой, даже от нынешней российской. Ведь мультфильмы делали для детей, они были добрые, поучительные. Даже если не были напрямую поучительные, то там обязательно присутствовала мораль, особая интонация, которая способствовала росту маленькой человеческой души.

Критики же считают, что вся российская мультипликация сейчас ударилась в детство, что нет какого-то новаторства, нет поиска. Когда мы приезжаем на европейские фестивали, на нас все смотрят как на мамонтов, потому что у нас в фильмах есть история, они сделаны в традиционной технике. Это и отличает их от современной европейской анимации… Чтобы картинка вызвала какие-то чувства, нужно… переживать и радоваться со своим героем. Этому надо очень долго учиться».

Вокруг Натальи Березовой собрались интересные творческие люди: молодые рисовальщики-аниматоры, работавшие над кадрами, и композитор Сима Пронькина, сочинившая для фильма изящно ограненную музыку в стиле фолк.

Рисованный мультик показывает нам совсем другую реальность: старинную Москву с трескучим морозцем, густо залепленную снегом, сквозь который, как через пелену времени, проступает и оживает прошлое. И это прошлое – не былинное и эпическое, а простое и настоящее, в котором сквозь повседневность просвечивает вечное.

Создатели фильма прекрасно уловили и передали красоту редкостного дара и духовного подвига – юродства, в котором бесхитростность граничит с мудростью, а простота со святостью, и все пронизано добрым юмором и озарено детской улыбкой.

И как не улыбнуться, наблюдая, как Василий Блаженный ходит по закоченелой столице в одной рубашонке, «рот до ушей» — легко и непринужденно, без назидания, пресекает грех и неправду, радуется людям, собирает милостыньку и бросает монетки через правое плечо, а они, словно дрессированные, сами себя откладывают на благое дело? Не обходится и без ангелов, сторожащих «святую» неприкосновенную копеечку, и без детишек, ни на шаг не отстающих от святого. Такое вот сказочное юродство.

И даже уход в мир иной святого Василия не окрашен печалью – он прост и естественен, как сама его жизнь. Его уход и в действии остается незаметным. Наверное, поэтому его забавная фигурка и после его успения продолжает являться москвичам среди главок Покровского собора, вскоре возведенного царем на собранные святым «дрессированные» денежки.

И – еще немного о художественной составляющей. Начало всех мультфильмов серии «Гора самоцветов» – пластилиновый короткометражный историко-просветительский ролик с прославлением родной столицы – отличается по настроению и колориту от житийной истории Василия Блаженного.

Но эта история стоит этаким старинным отдельным особнячком. С первых кадров ее акварельный прозрачный воздух и свет погружает зрителя в атмосферу размеренной повседневности, если не озаренной, то подсвеченной чудом, в которой и начинается неспешный рассказ. Лаконизм линий и простота форм придают фильму особую житийную глубину, а красота каждого кадра – лучший наглядный урок эстетического воспитания для маленького зрителя.

Наверное, именно таким языком кино – искренним, простым и проникновенным – и надо говорить детям о святости.

Смотрите мультик о Василии Блаженном из серии «Гора самоцветов» на нашем сайте.

Валентина Киденко

Фото из открытых источников

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector