1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В ожидании пасхи

«В ожидании Пасхи»

Вышел в свет первый поэтический сборник самарского священника Сергия Гусельникова.

Под таким названием вышел в свет первый поэтический сборник нашего постоянного автора, самарского священника Сергия Гусельникова. Маленькая, но такая емкая книжечка, вобравшая в себя лучшие стихотворения профессионального литератора, члена Союза журналистов России, несколько лет, до самого своего рукоположения, работавшего заместителем редактора «Благовеста». Мы сердечно поздравили отца Сергия с этим радостным событием в его жизни и попросили хотя бы немного рассказать о своей работе над книгой. Со священником Сергием Гусельниковым беседовала зам. редактора Православной газеты «Благовест» Ольга Ларькина.

— Почему вы выбрали для книги такое название?
— Всякая книга называется или в соответствии со своим содержанием, или по одному из знаковых стихотворений. В сборнике есть стихотворение «В ожидании Пасхи» — и вот в этом-то и выражается состояние человека верующего, Православного: душа наша всегда ждет встречи с самым главным праздником, Светлым Христовым Воскресением. Это ожидание остается в душе человека еще с детства, как самое яркое впечатление. Христос принес Себя в жертву за грехи людские на Животворящем Кресте, чтобы потом воскреснуть. Христос Воскрес — и это самая высшая точка Его Промыслительного спасительного служения. Так и Христианин, который призван быть последователем Христа, должен всегда стремиться к воскресению своей души, к вечной жизни, к Царству Небесному, соединению с Богом.
Всякая душа Христианская — по крайней мере я так думаю — должна жить ожиданием Пасхи, Пасхального дня, Пасхальной радости. Преподобный Серафим Саровский всегда встречал приходивших к нему словами: «Христос Воскресе, радость моя! О чем печалиться нам, когда Христос Воскресе!»
— Но ведь в книге собраны не только радостные стихотворения…
— Да ведь и если взять саму эту ключевую фразу: «В ожидании Пасхи», — то первая ее часть напоминает, что без Голгофы нет Воскресения. Наша жизнь состоит из постоянного распинания своих страстей, пороков, когда мы преодолеваем свою гордыню, свой эгоизм. Ведь перед Пасхой мы держим Великий пост и проходим Страстную неделю. Прежде чем свершилось великое тайное чудо Воскресения, Христос претерпел великие страдания.
— Именно глубинная русскость отличает многие ваши стихотворения.
— Как дерево питается из своей земли, так и у всякого человека корни в той земле, где он родился и вырос. Если у растения уничтожить корни, то не будет и его самого. И человеку не выжить без своих корней…
Церковнославянский язык, русское самосознание, культура русская — все это хранила Церковь. И благодаря Церкви русский народ сохранил свои корни, как ни пытались их уничтожить, и свой русский дух. Знаменитый, непонятный другим народам русский дух!
Тема России для каждого русского человека сейчас больная. Потому что в последние годы нам всячески стараются навязать западный образ жизни, западные ценности. Особенно — молодежи. Я родился русским, родился в деревне, и поэтому всегда чувствовал свою как малую, так и большую родину, Россию. А в духовном плане Россия — народ-богоносец, преемница богоизбранного народа, в горниле огненных испытаний сохранившая веру и Православие и призванная ко спасению всех Православных людей. И естественно, тема России как многострадальной, как богохранимой и богоспасаемой страны присутствует в творчестве любого русского писателя и поэта.
— На обложке вашего сборника — хорошо знакомый чудесный снимок: дикая яблонька, расцветшая крестом. Почему именно это изображение стало лицом вашей книги?
— Решение сделать обложку именно такой пришло ко мне вслед за названием самого сборника. Потому что ожидание Пасхи должно сочетаться с какой-то зримой яркой радостной картиной, в то же время передающей и тревогу ожидания, крестный путь к Воскресению. Поэтому и возникла идея поставить на обложку снимок самарца Сергея Курочкина, сделанный им в лесу близ Куйбышевской ГЭС. Это своего рода и чудо Божие, и жизнеутверждающий символ воскресения, цветения. То, что виднеется на заднем плане, передает содержание нашей жизни как дороги через темный, запутанный лес, чтобы в конце пути выйти на светлую поляну, к яблоньке, цветущей в виде креста. А крест — это и символ жертвы, и символ вечного спасения.
— Как получается, что пишете вы вроде бы об очень прозаических, простых вещах — и вдруг все это оживотворяется, восходит к высокому, Горнему…
— Для Православного человека образец — Сам Спаситель. Когда Спаситель в притчах обращался к вещам малозаметным, на которые ученики Его, может быть, и не обращали внимания: на полевые лилии, на птиц, которые не сеют, не жнут, — на этих простых примерах Он возносился мыслью к глубоким нравственным законам. Мышление Православного человека, кем бы он ни был, в идеале всегда направлено к Небу, к Богу, к спасению души. И на все, что видим вокруг, мы должны, как учили святые отцы, смотреть с точки зрения Евангелия, все поверять Евангелием. И какого бы предмета мы ни касались, все это надо возводить к единой вершине, куда все мы должны стремиться — к Богу. Мы призваны всегда ходить перед Богом и памятовать, что самая малая вещь или событие — это все ступеньки в промыслительном деле спасения человека. Поэтому, наверное, и стихотворные строки, о чем бы они ни были, в итоге приходят от каких-то житейских переживаний к духовному, нравственному осмыслению прошедшего дня.
— Нет ли какого-то внутреннего противоречия в том, что вы — служитель Церкви Божией — в то же время пишете стихи?
— Внутреннего противоречия здесь нет, во-первых, потому что и сама поэзия, будучи свойством души человека, есть принадлежность церковной жизни. Есть церковная поэзия: гимнография, в Священном Писании — Песнь песней, псалмы Давидовы, которые раньше пелись под аккомпанемент музыкального инструмента псалтириона или псалтири. И сейчас они звучат в церкви как церковные песнопения. Поэзия присутствовала в жизни Церкви начиная с Ветхого Завета! В исходе из Египта есть известная песнь сестры Моисея Мариамны.
Поэзия — это выражение эмоционального состояния души: радости, горя, плача, восторга. Это определенный ритм, и, как в музыке, он может передавать все оттенки настроения.
Во-вторых, любое дело человек может выполнять механически, лишь бы отработать, а может — с душой. Как и при служении в церкви, важно не просто вычитать набор молитв, но вознести их Богу с частичкой своей души, своего сердца, так и в поэтическом творчестве не обойтись без вдохновения, без устремления к Вышнему. И когда из глубины души исходит желание послужить Богу, то оно может проявляться как в форме молитвы, так и через поэзию.
Я специально не пишу какие-то строки и не ставлю себе задачу что-то написать, но когда стихи сами начинают литься из души, когда их уже невозможно удержать, тогда я их и записываю.
Но почему-то из глубин души
Неудержимо, властно льются строки.
И я сажусь, — как в детстве за уроки —
Попробуй что-нибудь не запиши!

Пишется тогда, когда хочется чем-то поделиться с людьми. Как не может священник (за исключением экстремальных ситуаций) совершать службу один: Божественная литургия, Всенощная, молебен… — все это общественное Богослужение. Священнику нужны люди, с которыми он мог бы поделиться своим молитвенным состоянием и предстоянием перед Богом. Ведь и Господь сотворил мир, чтобы поделиться со всем Своим творением Своей любовью. Человек создан, чтобы было с кем поделиться любовью.
Почему так много людей притекало к святым отцам — Преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому, праведному Иоанну Кронштадтскому? Потому что они имели этот великий дар, способность делиться Божественной любовью с другими людьми. В этом они видели смысл жизни.
И хотя подобных высот духа достигают лишь такие вот святые, любой священник в обычном приходском храме, когда служит, должен стремиться к тому, чтобы делиться своей молитвенной радостью со всеми людьми, которые присутствуют в храме. И когда у человека возникает внутреннее состояние поэтического вдохновения, для него естественно желание поделиться этим с другими людьми, чтобы и они смогли ощутить то сокровенное, что соединяет человека с Богом.
Я священник, но это не значит, что я должен писать только о церковном. Радость Божественного бытия присутствует во всем, поэтому и стихи могут быть просто о каких-то чувствах, о любви, о природе, и вместе с тем все это является тем вдохновением, которое в человека вкладывает Господь Бог.
— Это пока первый ваш поэтический сборник, у вас и сейчас уже есть новые стихотворения, не вошедшие в эту книгу. Продолжение следует?
— Дальнейшие творческие планы очень просты. Насколько возможно, служить Богу. Если Господь даст моменты озарения, вдохновения, если из души польются строки — записать их и потом поделиться с читателями «Благовеста». И, если Бог даст, поделиться и с другими читателями — может быть, через вторую книгу.

Мироточение иконы

В сельском храме мироточила икона —
Матерь Божия в слезах укрыла лик.
А перед иконой — изумленный
Плакал нищий, всеми брошенный старик.
Храм был пуст. Стояла ночь над миром,
Лишь лампада освещала путь…
И лежала при корнях секира,
И от страха холодела грудь!
А на небесах, перед Престолом,
В блеске ослепительных лучей,
Свои очи опуская долу,
Богородица молилась за людей.
Но они все так же крепко спали
И не слышали Ее зовущий крик.
Лишь с иконы капельки стекали
Да крестился немощный старик…

Еще темно. Еще мерцают звезды.
Еще сердца пленяет смертный сон…
А за окном — в дыхании морозном —
Среди людей уже родился Он.
Вселенная вдруг озарилась светом,
Душа проснулась в солнечных лучах,
И на скрижалях Нового Завета
Исчезли смерть, отчаянье и страх.
О Русь моя, восстань и ты и внемли,
Как славят Бога Ангелы с небес,
Как Преподобный Сергий собирает земли
И воет в чаще посрамленный бес.
Как для дивеевской Игуменьи обитель
Возводит Преподобный Серафим,
Уже при этой жизни горний житель,
Как солнце, ликом просияв своим.
Зима. Рассвет. Соборная молитва.
Пречистый Агнец входит в каждый храм,
Благословляя всех, как перед битвой,
Чтоб нас вовек не одолеть врагам.

По тонкому льду, по хрустальному снегу,
По мягким сугробам бреду наугад
К манящему тайнами дальнему брегу,
Где вечно цветет удивительный сад.
Там люди, как Ангелы, в светлых одеждах
Идут, улыбаясь, в сверкающий храм,
И капельки слез на сомкнувшихся веждах
Господь утирает у каждого Сам.
Я долго в пути, только берег не ближе,
Следы заметает шальная пурга.
Быть может, дойду я и сад тот увижу,
Но — тропка все уже и глубже снега…

По Крестному пути

На Крещенье омоюсь водою,
Словно в бане пакибытия,
И смиренно пойду за Тобою,
Своих трепетных слез не тая.
Ибо иго Твое — это благо,
Ибо бремя Твое так легко,
Что от радости хочется плакать,
Хоть до горних вершин далеко.
И сначала нас встретит Голгофа
С вознесенным над миром Крестом,
И, быть может, мне станет так плохо,
Что я вспомню покинутый дом.
Но с Креста Ты мне руку протянешь
И улыбкой Своей ободришь…
А пока Ты опять в Иордане
Кротким Агнцем безмолвно стоишь.

Встану рано. Затеплю лампаду,
У святых помолюсь образов —
И по тропкам Небесного сада
Убегу слушать горних певцов…
Что ни звук — то пьянящая радость,
Что ни звук — то о прошлом печаль.
А в душе — несказанная сладость,
И земного ничуть мне не жаль.
Но вдруг стихнут чудесные звуки,
Кто-то стукнет нежданно в окно —
И мои вверх воздетые руки
Будут вновь тосковать о земном.

+++

Какое высокое небо!
Какие чудесные сны!
А взмыленный конь печенега
Уже в самом сердце страны.
Встают Православные храмы
Живым неприступным кольцом.
Но глубже кровавые раны
Под вечным терновым венцом.
Как плачет пронзенное сердце
О каждом потерянном дне!
Все ближе стрела иноверца,
И Русь моя снова в огне…
Лишь где-то у дальнего дола
Внезапно пробьется родник,
И наш Чудотворец Никола
Нам явит на небе свой лик.
Душа просияет от света,
Встречая Небесную рать,
И я на глазах Пересвета
Без страха пойду умирать.

Читать еще:  Пасха 30 апреля в каком году будет

+++

В церкви было тихо и пустынно,
Словно в сердце в неурочный час.
Лишь мерцал иконостас старинный
Да скорбел Нерукотворный Спас,
Вспоминая крестные страданья,
И уснувший Гефсиманский сад,
И последней чаши ожиданье,
И Свое сошествие во ад,
Как всю ночь молился на коленях,
Как с лица стекал кровавый пот…
Как воскрес и этим Воскресением
Вывел к Богу гибнущий народ.
Но не все пошли за Ним без страха,
Оставляя свой земной надел.
Им была родней своя рубаха…
Вот о них Он молча и скорбел,
На иконе в опустевшем храме
Лишь лампадкой праздничной согрет.
А вверху, над Царскими вратами,
Разливался несказанный свет…

+++

Снова дождь над притихшей Россией,
Снова хмурые тучи вокруг…
Не о том, видно, Бога просили
Мы с тобой на молитве, сам-друг.
Не о том мы ночами мечтали,
В один миг захмелев от вина!
Отцвели сенокосные дали,
Обмелела Непрядва до дна.
Потускнели иконы Рублева,
Собирая музейную пыль.
А в степи среди дикого рева
Кобылица все мнет ковыль…
Дождь идет и идет, будто плачет
В горнем мире Пречистая Мать…
Но я верю — все будет иначе,
И Россия воскреснет опять.
В синем небе, на солнце играя,
Поплывут на восток облака,
И от моря до дальнего края
Будет вновь полноводной река.

В ожидании Пасхи

В преддверии Светлого Христова Воскресения учащиеся старооскольской Православной гимназии написали о своих чувствах и надеждах в ожидании Пасхи.

Радостное преображение

В Страстную седмицу все грустит. Даже солнце печально смотрит на землю. Все цветы, трава и деревья замерли в скорби о Распятии Христа.

Но в Пасху мир преображается. Солнышко становится веселым. Люди, птицы и все живое хвалит Господа. На душе радостно и светло! Как легко идти на ночную службу. Я несу в руках свой любимый красный фонарик. Скоро Христос воскреснет! Возрадуется весь мир! И я буду ликовать со всеми вместе!

Заречнев Марк, 3 класс

Долгожданная радость

Пасха – светлый праздник, к которому мы готовимся весь долгий Великий пост всей семьей!

Особенно приятны хлопоты накануне праздника. Больше всего я люблю украшать пасхальные яйца! Мы с мамой красим их с помощью луковой шелухи. Заранее покупаем различные разноцветные наклейки, придумываем всевозможные рисунки и узоры. Вот где можно проявить фантазию и любовь к Богу! Ах, какие красивые у нас всегда получаются яйца! Мы отвозим их бабушке и дедушке, чтобы поздравить их с праздником и радостно сказать: «Христос Воскресе!»

Потом у нас начинаются соревнования, чье яйцо крепче. А дальше – самая вкусная часть! Всей семьей мы собираемся за большим столом, кушаем пасхальные куличи и угощения.

Пасха – один из моих самых любимых праздников!

Дробиленко Дарья, 1 класс

Встречаем Светлый праздник

В праздник Светлой Пасхи мы с мамой идем на ночную службу. Она особенная: очень торжественная и красивая. Звучит тропарь: «Христос Воскресе из мертвых …», и сердце наполняется радостью, которой хочется поделиться со всеми!

Рано утром, в день светлого Христова Воскресения, мы идем к бабушке. На улице мы всех приветствуем радостным восклицанием: «Христос Воскресе!», а в ответ слышим: «Воистину Воскресе!» В корзинке мама несет благоухающий пасхальный кулич и нарядные яйца – символ Воскресения! Бабушка встречает нас, мы христосуемся и садимся за праздничный стол! Чего только не приготовила наша бабушка! У нас ароматные куличи и творожная пасха, аппетитные колбаски и мой любимый куриный рулет, очень вкусные салаты и душистые пироги с разной начинкой.

Издавна появилась традиция звонить в колокола, возвещая победу жизни над смертью. Она сохраняется и в наши дни. Мы с папой и братишкой обязательно поднимаемся на колокольню, чтобы пасхальным звоном дополнить великую радость Воскресения Христова!

Борисевич Иван, 3 класс

На пасхальной службе

Скоро наступит Пасха. Радостно на душе и счастливо, от этого даже немного хочется плакать. «Христос Воскресе!» – громко говорит батюшка в храме. «Воистину Воскресе!» – отвечаем мы. Крестный ход в Пасхальную ночь знаменовал собой шествие святых Жен-мироносиц ко гробу Господню. Это и наше шествие навстречу воскресшему Христу.

Всю неделю Царские врата в храме останутся открытыми, и всю неделю будет слышен радостный трезвон в колокола! Мы тоже вместе с братьями любим звонить в колокола. В Пасхальную седмицу это может сделать любой желающий. Поднимаясь по старинным ступенькам колокольни, я думаю, сколько человек поднялось по ним за 286 лет существования Свято-Троицкого храма. Трудно представить!

Домой мы занесем частичку Благодатного огня. Им зажигают лампадки. Ночью огонь от нее освящает лик Господа и Пресвятой Богородицы. Мне не страшно. Ведь со мной всегда Господь. Слава Богу за все!

Филатова Александра, 6 класс

В ожидании Пасхи

Пасха – один из наиглавнейших праздников в жизни человека. Православные христиане готовятся к нему со смирением душевным и телесным: постятся и читают молитвы.

В нашей семье мы, как и все православные семьи, вместе готовимся к Пасхе. Мы постимся и ходим в храм по воскресениям, тем самым подготавливая свою душу к Великому празднику. Во время Великого поста не только внешне мы должны держать себя в порядке и покое, но и внутренне, поэтому мы стараемся не ссориться и не обижаться.

На Пасху мы обычно после храма всей семьей идем поздравлять наших родных с праздником, дарим им подарки, собираемся на праздничный ужин.

Свиридова Мария, 6 класс

События Страстной Седмицы

Христианская Пасха является праздником, напоминающим верующим о Воскресении Христа. В этот праздник свершилось великое чудо: Иисус Христос воскрес из мертвых. Он был распят на кресте, чтобы искупить все грехи человечества. Воскресение несет людям надежду на спасение, на исцеление недугов, на прощение грехов, на избавление от скорби.

Пасху всегда празднуют весной, когда пробуждается природа, и солнце начинает светить ярче, согревая своими лучами все живое вокруг. К Воскресению Христа каждый православный христианин должен хорошо подготовиться. Мы с мамой стараемся соблюдать строгий пост в еде и молитве, по вечерам читаем Евангелие и жития святых. Каждое воскресение мы посещаем храм, исповедуемся и причащаемся Святых Христовых Тайн. В Чистый четверг вечером обязательно посещаем богослужение, на котором читается двенадцать Евангелий. В них рассказывается о страданиях и смерти нашего Господа. Во время чтения у каждого в руках теплится огонек, который я с трепетом несу домой и зажигаю лампадку.

И вот наступает долгожданный праздник, праздник духовного обновления!

Горбачева Елизавета, 6 класс

Христово Воскресение

Каждый год мы семьей с нетерпением ждем Пасху. Торжественные традиции праздника мне очень нравятся. Верующие люди утверждают, что пасхальную радость невозможно пережить во всей полноте, если не соблюдать пост и не молиться Богу.

Мне всегда интересно готовиться к этому празднику – помогать маме печь и украшать куличи, красить яйца. Конечно, всю основную работу делает мама, а я ей усердно помогаю и учусь. Все это происходит накануне.

И вот наступает долгожданное Христово Воскресение. Помолившись на Пасхальной литургии, вся наша семья с радостным чувством идет домой, чтобы продолжить празднование. Этот день особенно дорог и важен для каждого христианина, ведь Господь даровал нам спасение. Светлое пасхальное настроение остается у нас надолго.

Ряполова Ангелина, 5 класс

Материнские заметки: В ожидании чуда воскресения Спасителя

В детстве главным знаком приближения Пасхи была, пожалуй, грандиозная суперуборка. Вот наступает Страстная неделя. Мы торжественно снимаем с икон обычные, будничные полотенца и вешаем черные. Вся квартира от такой перемены преображается, становится особенно «постной». Дети уже знают: пришли грустные дни. Сейчас нашего Господа будут мучить, а потом убьют. И мы будем переживать за Него.

Но вот и радостное событие: мы печем куличи. Судя по воспоминаниям, раньше этим делом занимались в Страстную пятницу, но в таком случае, я – без многочисленной прислуги, но зато с маленькими детьми, буквально сидящими у меня на руках, – не успею вообще ничего. Так что куличи в нашем доме появляются в Великий понедельник. Их можно купить в магазине, но разве самый вкусный кекс в пакете сравнится с выпечкой кулича?! Одно то, что мама битый час месит тесто, чего стоит! Дети сами подсыпают приготовленные цукаты, орехи. Но самое главное – это запах. Запах наступающей Пасхи. Каждый раз, когда тоненькая струйка куличного аромата выползает из духовки, мое сердце наполняет необъяснимый восторг. Маленькие, мы с братьями и сестрами садились под дверью на кухню и наслаждались этим запахом. А потом куличи – и большие, и совсем крошечные – украшали глазурью, посыпали разноцветными присыпками.

Собственно Страстные дни начинаются с Великой среды. Мы тщательно моем руки, я снимаю все иконы, которые есть в доме, и кладу их на стол. Сегодня мы их будем аккуратно протирать ваткой (в доме моих родителей у нас было несколько икон в серебряных окладах, и мы их чистили мелом). Сначала дети крестятся, потом чистят икону, целуют – так можно сохранить благоговение к святыне. А в это время мама рассказывает о том, как один из учеников, Иуда, предал своего Учителя, как иудейские священники составляли планы, как бы им схватить Господа и убить Его. И еще поет «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый…», а дети пытаются подпевать.

Центром и Страстной седмицы, и самой Пасхи является, конечно, храм. Но как семье с маленькими детьми попасть в церковь на все службы? И детям тяжело, да и на скорбных службах они весьма некстати запросто и засмеются, и начнут разговаривать, будут ходить по храму. Но обязательно в Великий четверг мы все причащаемся. Дети знают, что это день первого причастия в мире. На кухне у нас висит икона Тайной вечери, и мы заранее разглядываем ее с детьми. Вот как тогда Господь дал Своим апостолом причастие, так и сегодня Он через священника дает нам ту же чашу.

Вечером читают страстные Евангелия. Детей на них все-таки не берем; обычно папа с мамой слушают их по очереди, а дети гуляют рядом с храмом. После службы мы прикладываемся к большому кресту. И назад уже все вместе везем четверговый огонь. Какое это событие – везти огонь домой в стеклянных фонариках! Когда я училась в школе, мы с подругами ездили в ближайший храм – в нескольких станциях метро – и везли огонь домой в самодельных фонариках. Отрезали низ пластиковых бутылок, через горлышко вставляли свечку – и можно было не опасаться ветра. Зато расплавленная пластмасса могла запросто капнуть на руки или потушить этот драгоценный огонек. Ничего, довозили – в метро люди уступали место, расспрашивали, предлагали помощь. А мы чувствовали себя миссионерами и рассказывали о страстных Евангелиях. Потом в нашем районе построили храм, и мы всей семьей носили огонь пешком, за пару километров. А теперь вот на машине возим. Этим огнем дома зажигаем лампадку и поддерживаем ее неугасимой всю Пасху. И, конечно же, выжигаем крестики над входом в дом, над окошками. Папа читает «Да воскреснет Бог», а мы с детьми ходим за ним по квартире со свечами.

Чуть не забыла самое интересное: ну, конечно же, в Великий Четверг мы красим яйца. Чаще всего это происходит между службами. Садимся за стол, и – начинается. Дети выбирают, в какой цвет будем красить, наклеивают на крашеные яйца наклейки, раскрашивают фломастерами кто во что горазд. Моя прабабушка красила яички в луковой шелухе, и они получались у нее темные-темные. У мамы яички неизменно выходили светлее, а я вот еще ни разу не красила шелухой. Решила только в этом году (детей очень впечатлил рассказ о детстве государя Николая Александровича, о том, как красили яйца с кухаркой Аннушкой), но спохватилась поздно: накопленной шелухи вряд ли хватит. Но здесь, как и во всем остальном, важен не результат, а сам процесс. Например, сложно пережить трагедию разбитого самого красивого яичка (а если дети берутся за работу, половина яиц будет побита, проверено на горьком опыте!) – но пережить надо. Потому что во время раскраски мама должна думать не о яичках, а о детках, о том, как донести до них смысл такого почтения к простому яйцу. Рассказать про Марию Магдалину, как она принесла яичко императору и как у нее в руках белое яичко стало красным. Рассказать о том, что яичко – как гроб, в который положили Христа; и как из яичка вылупляется живой, самый настоящий цыпленочек (само по себе чудо!), так из гроба вышел Господь, Живой, и принес нам всем вечную жизнь. Про воскресение мне объяснять не сложно. Мои дети были на похоронах и знают: когда-нибудь наши близкие снова станут живыми, снова станут говорить, играть, мы будем жить вместе с Господом, и тогда никто больше не будет ни болеть, ни умирать…

Читать еще:  Гадание на пасху

Великая пятница оказывается у нас днем приготовления творожной пасхи и прочей пасхальной снеди. Это меня всегда смущало: самый страшный день в году, день смерти и погребения Христа, а у нас – суета сует и настоящее предпраздничное столпотворение. Но деваться некуда, приходится готовить. Возвращает к памяти о событиях Страстной пятницы то, что даже самые маленькие (грудные не считаются) сегодня строго постятся, едят вареную картошку с солеными огурцами, черный хлеб, компот из сухофруктов. Папа попадает на вынос плащаницы, а всей семьей едем только на погребение. Хоронить нашего Господа…

Великая суббота должна быть уже совсем чистой, спокойной – «покойной». Все уже готово, остается украсить дом к Пасхе. Снимаем черные полотенца с икон, надеваем белые и красные. К дверям прикрепляем вырезанные их красного картона буквы «ХВ» (старший сын учит сестренку говорить «Христос воскресе», она еще не может это выговорить; он тогда советует ей говорить сокращенно, как написано на яичках: «Хэ вэ!»), стелим на стол праздничную скатерть, на стену вешаем плакат с аппликацией, сделанной задолго до этого: там и ангел с вербочками, и церковь, и домик, и яички на травке. Я укладываю куличи, пасхи, яички в большие корзины, и папа с детками везет все это в храм – освящать. Там дети сами втыкают и зажигают свечи, стоят рядом с корзинками, пока батюшка освящает. Значит, благословляет нам есть все это на Пасху.

Чтобы Пасхальная ночь прошла спокойно, необходимо сделать несколько вещей. Во-первых, приготовить все заранее – от одежды до яичек на разговение. Во-вторых, очень важно не давать детям спать днем, а уложить их часов в 6–7 вечера, тогда ночью они будут выспавшиеся и полные сил. Не забыть стульчики (сидеть в храме), карандаши и книжки (это отвлечет детей и даст родителям помолиться хотя бы немного). И фонарики для крестного хода. У каждого свой, выбранного цвета. Как святые жены-мироносицы шли ко гробу, так и мы пойдем вокруг храма. Ночью, с зажженными фонариками. И будем все петь заранее выученное «Воскресение Твое, Христе Спасе». А потом, перед отворенными дверями храма, как перед открытым гробом Спасителя, как гром грянет радостное: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» А потом надо будет много раз выкрикивать на приветствие священника: «Воистину воскресе!» (дети знают, что на Пасху в храме можно кричать – вот оно, счастье!). И свечи все красные, и батюшки в разноцветных одеждах…

Когда я была маленькой, это было так интересно – смотреть, как священники каждый раз выходят из алтаря в разных одеждах. И гадаешь: какого цвета будет облачение на этот раз? А еще в храме, в который ходили мои родители несколько лет подряд, во время чтения Евангелия все батюшки выходили на амвон и по очереди читали – на славянском, на русском, на греческом, английском, французском языках. Это было потрясающее ощущение «вселенскости» происходящего (хотя я понимала из английского всего-то несколько слов, а уж греческий и французский были и вовсе абракадаброй). Будто все народы, «все языки» сегодня славят воскресшего Господа. Жалко, что мои дети не слышат такого. Но они еще маленькие, вряд ли поняли бы, что происходит – может, когда подрастут, у них будет возможность услышать «В начале бе Слово» на разных языках?

А после причастия мы христосуемся и дарим другим деткам, знакомым и чужим, и батюшкам приготовленные яички. Куриные, перепелиные, деревянные (сами красили!), шоколадные – и в ответ получаем такие же. Выходишь «в народ» с одним яичком, а возвращаешься совсем с другими. И, может быть, к тебе однажды вернется твое яйцо, пройдя через руки нескольких прихожан.

Дома нас ждет стол, накрытый всякими пасхальными яствами. Каждый получает по маленькому куличику, на который можно намазать пасху. А когда мы как следует выспимся, к нам приедут гости, будем снова христосоваться, дарить яички. В этом году попробуем играть – катать яйца с небольшой горки.

На Светлой неделе каждый день крестный ход, и мы снова ходим вокруг храма с фонариками. А вот звонить на колокольне моим деткам еще рано. Я звонила, когда была сама «деткой»: не в каждом храме разрешают, но если хорошо попросить, самый строгий батюшка благословит. А еще каждый пасхальный день в моей семье начинался с освященного яичка, кулича и пасхи. И еще мы все вместе пели пасхальные часы. Я помню, как в начале 1990-х на Светлой неделе мы с мамой шли в кинотеатр и всю дорогу от метро тихо пели эти часы. А в кино показывали фильм о новомучениках, о том, как разрушали храмы в советское время и как сажали за эти самые колокольные звоны, за празднование Пасхи. И до сих пор пение «Мироносицы жены, утру глубоку предсташа гробу Живодавца» будит воспоминания о той картине: взрывающиеся храмы, черно-белые кадры с глумливыми «крестными ходами» революционеров, и какой-то старичок, выживший, рассказывает о тюрьмах и Пасхальной литургии на кухне с зашторенными окнами…

Мои дети не видели таких кадров. Они едут с нами в машине со службы, мы поем те же самые часы. А за окном нашей машины по всей Москве рекламные перетяжки с куличами, свечками и храмом Христа Спасителя. А рядом, на других щитах, полуголые тетки и реклама таблеток для повышения потенции. И как-то все это сливается в единую картину с теми самыми советскими сюжетами… Не у детей, у меня, конечно же. Надеюсь, что мои дети просто не замечают тех, чужих, плакатов. Пока не замечают… Они считают, что весь мир славит на Пасху воскресение Христово, Праздников Праздник и торжество из торжеств и все с радостью друг друга обнимают. Правда, пасхальная радость не всегда бывает и в православной семье: такой дар еще надо уметь принять, а потом и сохранить. Как это непросто.

В ожидании Пасхи

Рано или нет писать о Пасхе? Впереди еще несколько недель поста, но почему-то очень хочется, чтобы этот светлый праздник поскорее пришел в наши дома. «Можно по-разному смотреть на Праздник Пасхи, — справедливо отмечают авторы сайта «Чувашская Республика», — это и церковное торжество, и обрядовое, человечное и человеческое». Говорят, что в Пасхальные дни «Бог ходит среди людей». «На Пасхе и воробей радуется» — говорят старинные русские пословицы. Поцелуй любимой девушки, полученный на Пасхе, является радостным залогом будущего счастья. День святой Пасхи для христианина — праздник победы Спасителя над злом, Жизни над грехом и смертью. Истории праздника, культурным традициям православия посвящен тематический сайт «Светлый праздник Пасхи».

Кроме этого, здесь можно отправить пасхальную открытку и поискать новые рецепты для пасхального стола.

Заслуживает внимания и Поваренная книга кулинара. Авторы — Макс и Оксана Ельновы. Оксана — повар-профессионал, очень любит готовить и собирать разные рецепты, благодаря этому накопила большую библиотеку различных кулинарных шедевров. О том, какие блюда она советует готовить во время поста, почитайте здесь.

Не отстает и уважаемый «Кулинар». Он научит по всем правилам красить яйца, печь куличи и готовить пасху, а также много разных оригинальных блюд, например, пасхальные яйца из желе.

Только не забудьте о том, что если Вы отправляетесь в гости в семью, где не так давно кто-то умер, принесите в дом пасхальные яйца, окрашенные в темные цвета: черный, темно-синий или темно-зеленый. Об этом и других обычаях этого праздника рассказывается в статье «Пасха». Что же касается традиционных приветствий с поцелуями, сопровождаемых словами «Христос воскрес» — «Воистину воскрес», то помните, что здороваться, таким образом, вы можете в течение пяти с половиной недель — до Вознесения Господня.

Что же касается обычаев у других народов, то шотландские дети ходят на пасху из дома в дом и собирают яйца. Затем находят какую-нибудь горку и устраивают пасхальную игру-соревнование: чье яйцо укатится дальше и скорее, не разбившись при этом? Те яйца, которые почему-то не желают катиться, дети съедают на месте. Конечно, взрослые не участвуют в подобных соревнованиях ради того, чтобы убедиться, что яйца в конечном итоге все равно бьются. Поэтому они сразу разбивают их прямо на сковородку. Рецепт яиц по-шотландски — на сайте «Homejungle». А практичные немецкие дети вручают перед пасхой своим родителям списки подарков, которые папам и мамам надлежит приобрести для своих ненаглядных чад. Одну из забавных историй на эту тему читайте на «Немецкой волне».

Воспоминаниям о Пасхе и детстве В. А. Никифоров-Волгин посвятил рассказ «Детство. Великий пост», который может показаться интересным с точки зрения православного образования наших детишек. Собственно, этому и посвящен сервер «Киевская Русь», на котором я нашла этот рассказ.

На самом деле вопрос религиозного образования — отдельная тема для беседы. Думаю, что никто не будет возражать, что оно необходимо. Проблема, как всегда, в выборе пути и учителя. Я с интересом слежу за творчеством диакона Андрея Кураева, и могу посоветовать почитать его выступление перед педагогами и социальными работниками Московской области на конференции «Молодежь в 21 веке» (Московская духовная академия, декабрь 2000 г.), а также статью «Осторожно: валеология». Нашей общей бедой стало то, что во многих сферах люди работают или служат по необходимости, а не по призванию. Мне кажется, что отец Кураев — приятное исключение из этого правила. О том, что государство у нас многонациональное и является домом для разных религий, напоминает сайт «Народы России на территории Самарской области», на котором есть даже религиозная карта области, расшифровать которую, честно говоря, непросто. Удивляться тут нечему, как, впрочем, и тому, что интересный материал о праздновании Пасхи можно найти на сервере «Русская Германия». Ее автор, Сергей Люшин из Ганновера справедливо замечает: «Есть одно удивительное обстоятельство: в ночь на Пасху в церквах появляются люди, которые почти никогда туда не ходят. Что-то таинственное, не всегда осознаваемое влечет их туда. Многие не считают себя верующими, но на Пасху стараются, чтобы у них в доме были крашеные яйца, куличи, сырные пасхи. «

Читать еще:  Для чего красные свечи в церкви

Праздник Пасхи, Светлое Христово Воскресение, кажется, примиряет всех нас. И седенькие скрюченные старушки со слезящимися глазами, и крепыши-безбожники в кожанках, и как бы «слегка верующие» модные студентки — все пекут или покупают пасхальные куличи, красят яйца, идут со свечками на службу — утверждает Юлия АНДРЕЙЧИКОВА, автор статьи «Чудотворные иконы: есть ли они в Томске?».

Малышей познакомить с этим радостным и светлым праздником можно в форме сказочных историй, например из сборника «Расскажи-ка ты мне!», опубликованного немецким издательством «Das Wort». Это чудесные сказочные рассказы о детях, животных, гномах, эльфах и феях — эти истории представляют собой нечто большее, чем сказки: поэму и истину одновременно. Наши дети знают и взрослые это точно также ощущают: эти истории настоящие, они являются истинными в особом смысле. Это — жизнь, созерцаемая глазами души, приводящая в состояние вибрации наш внутренний мир и оживляющая сердце. Это — жизнь, исполненная понимания себя, помощи, единения друг с другом — жизнь в осознании того, что свет мощного Духа-Творца пронизывает всё лучами.

Оказывается, появились уже и детские христианские настольные игры, как, например, игра «Путешествия апостола Павла», которая предназначена для детей 7-13 лет. Путешествие (а в поход дети отправятся вместе с героями мультфильма «Клуб детективов») обещает быть захватывающим и полным опасностей. Дети пройдут (если хватит удачи и смекалки) путь великого апостола Павла по древнему миру от Антиохии Сирийской до самого Рима. Авторы игры рекомендуют иметь во время игры под рукой Библию, чтобы не оставлять ребенка в неведении по многим вопросам, а сразу прочитать и объяснить непонятное.

И, напоследок, небольшой сценарий в стихах для детского праздника «Золотое яичко».

В ожидании Пасхи

Дима, 27 лет. Встречает одиннадцатый по счету Великий пост:

Наконец! Дождались! Пост! Легкость в теле и радость в душе. Легкость – потому что не надо растрачивать силы на переваривание «мяс и рыб». Радость – потому что после примирения со всеми в Прощеное воскресенье наступают необычные, длинные и светлые (вопреки сумраку в храме) службы.

Размеренное, ни на что не похожее постовое пение. Малая, бодрая усталость от земных и поясных поклонов.

Калейдоскоп словесных образов и песнопений.

Круговорот мыслей и желаний благодаря многочисленности молитв усмиряется и тихим потоком устремляется в праведное (от слав. правильное), законное русло. Суета перестает захлестывать, уступая место мирному настроению. А скоро, очень скоро – умеренная грусть Страстнóй и безмерное ликование Пасхи.

Юра, 26 лет. Шестой год в Церкви:

Великий Пост. Когда до него еще далеко – уже тогда начинаешь мечтать о нем, как о глотке свежего воздуха. Когда он приходит, вместе с ним внутрь приходит весна. Когда же он заканчивается, к Пасхальной радости примешивается досадное осознание своей слабости, своего бессилия должно провести это время.

Никита, 25 лет. Восемь лет в Церкви:

Для меня Великий пост – это долгожданное время освобождения души и даже тела от многих житейских бытовых необходимостей и обязанностей. Это время входа во внутреннее, сокровенное пространство и свободы от всего внешнего.

Родион, 28 лет. В Церкви десять лет:

В детстве я много болел. А когда ребенок болеет, он отказывается от еды. Ну просто не хочется ему, организм не принимает. Это не прихоть – так организму положено от природы, так он лечится от телесного недуга.

Потом, когда болезнь отступала, первая пища, к которой тянулись мои детские руки, это была «тюремная еда»: кусочек черствого ржаного хлеба, щепотка соли и стакан воды. И, казалось, не было на свете пищи, прекраснее этой. Потому что организм, наконец, принимал и жаждал этого.

Сейчас, когда я вижу в Великий пост такую же пищу, она уже не кажется мне «тюремной». Я вспоминаю детство и принимаю ее, скорее, как «пищу исцеления». Только уже не телесного, а душевного…

Татьяна, 22 года. Выросла в православной семье:

Великий пост – мое любимое время года, особая радость от того, что Церковь своими песнопениями дает душе возможность ощутить покаянный настрой и хоть немного стать ближе к Богу. Уже с Недели о мытаре и фарисее чувствуется тихое веяние Поста и рождается в душе благоговейный трепет ожидания великой Радости. Но мне кажется, эту радость Поста, который, собственно, ограничивает телесные удовольствия, невозможно понять, проникнуться ею и даже поверить в нее в отрыве от молитвы, от частого присутствия в храме. Я благодарна Господу за тот период в моей жизни, когда могла каждый день бывать в храме, слушать дивные каноны и песнопения, участвовать в богослужении. В то время Великий пост виделся мне лестницей, по которой, как по ступенькам, восходишь шаг за шагом, день за днем, от недели к недели к Страстной седмице и от нее – к Пасхе.

Сами песнопения учат, наставляют, подсказывают, и хотелось как можно внимательнее молиться, как можно ревностнее стяжать добродетели, чтобы, словно нерасплескавшийся сосуд, принести свое сердце в дар Воскресшему Христу. Десятина года не должна была пройти впустую. Распинаться Христу надо каждый день, а не только в Страстную Пятницу – ведь тогда не будет пасхальной радости… И радость приходила. Каждый раз. Но сейчас, когда я, силою обстоятельств и волею Божией, бываю в храме только по воскресным дням, а в будни забегаю на несколько драгоценных минут, когда на пасхальной заутрени я слышу слова святого Златоуста: «Приидите, постящиеся и не постящиеся» и отношу себя к последним вследствие рассеянной жизни, радость все равно приходит. Потому что податель этой радости – Господь, и Он щедрой рукой раздает ее по Своей милости. Потому что Пасха – это праздник небесный, и он происходит не по земным законам: достойные и недостойные, придите, насладитесь великого торжества – Христос воскресе, и тварь радуется!

В ожидании Пасхи. Как правильно подготовиться к празднику

Чудесная ночь

В основе праздника лежит история чудесного Воскресения Иисуса Христа, распятого на кресте по приговору иудейского суда. Согласно Евангелию Иисус воскрес рано утром в воскресенье. И Пасха стала для христиан днём воспоминания о его жизни, смерти и воскресении.

В церквях в пасхальную ночь совершаются самые торжественные в году богослужения. Служба начинается за некоторое время до полуночи и длится всю ночь. После этого наступает разговение, и православные могут приступить к праздничному угощению. Однако до этого необходимо выдержать самые строгие дни Великого поста.

Великая неделя

Неделя перед Пасхой – самая строгая неделя Великого поста. Она называется Страстной, в память о страданиях, которые перенёс Иисус в последние дни своей земной жизни. В большинство дней Страстной недели церковный устав рекомендует сухоядение, а в пятницу следует и вовсе воздержаться от пищи.

27 апреля – Великая среда. В этот день Иуда решился предать Иисуса Христа иудейским старейшинам и получил за это 30 сребреников.

28 апреля – Великий четверг. В народе этот день называют Чистым четвергом. Полагается сделать уборку в доме и сходить в баню. В этот день красят яйца, пекут куличи, готовят пасху. В старину также существовал обычай готовить четверговую соль. Обычную крупную соль заворачивают в тряпочку, прокаливают в духовке и толкут. По преданию, такая соль обладает целебными свойствами.

29 апреля – Великая пятница. Самый строгий день поста, ведь в этот день Иисус был предан суду, растерзан, распят и умерщвлён на кресте. Необходимо воздерживаться от пищи, сквернословия и суетных мыслей.

30 апреля – Великая суббота. В этот день православные находятся в ожидании праздника, освящают яйца, пасхи и куличи.

1 мая – Светлое Христово Воскресение. Конец Великого поста, разрешается есть любую пищу.

Застолье по правилам

Светлое Христово Воскресение – главный праздник для всех верующих. И как же в такой день обойтись без угощений? Только вот после строгого Великого поста увлечение кулинарными изысками может повредить желудку.

Лучше садиться за стол часто – 4–6 раз в день, но есть понемногу: каждая порция не должна быть по размеру больше трёх детских кулачков. При этом на мясо, жирный творог, птицу и яйца должно приходиться не больше одного кулачка.

В первые несколько дней ограничивайте количество жиров, сдобный кулич и другая выпечка должны стать десертом, а не основным блюдом.

Из основных блюд лучше отдать предпочтение курице, индейке, рыбе, а не жирной свинине. И конечно же, эти блюда лучше запекать в духовке или готовить на пару, а не жарить в большом количестве масла.

Комментарий специалиста

Елена Морозова, специалист по питанию, руководитель клиники похудения:

– Выходить из поста нужно плавно, в течение минимум двух недель. К тому же правильно составленное меню защитит вас от набора веса, а ваш желудочно-кишечный тракт – от перегрузок.

А для удобства и контроля своего питания можете использовать «модель тарелки». Мысленно каждый раз делите тарелку пополам и одну из половинок наполняйте овощами в любых вариациях (конечно, без жирных соусов). Вторую половинку – ещё раз пополам: в одной из них будет белковая часть вашей трапезы (птица, рыба, грибы, мясо), а во второй – углеводный гарнир (гречка, чечевица, бурый рис) либо кусочек зернового хлеба.

Пасхальные рецепты

Кулич

Ингредиенты:

  • 1,5 кг пшеничной муки,
  • 25 г свежих дрожжей,
  • 2,5 стакана молока,
  • 1 стакан сахара,
  • 250 г растопленного сливочного масла,
  • 1 стакан изюма, ванилин, сахарная пудра по вкусу.

Приготовление: разведите дрожжи в 0,5 стакана тёплого, но не горячего молока, добавьте 1 стакан муки и дайте подняться. Получившую­ся опару разведите оставшимся чуть тёплым молоком. Перемешайте сахар с ванилином и разотрите с растопленным сливочным маслом. Добавьте эту смесь в опару. Понемногу подсыпая муку, вымесите тесто. В самом конце замешивания добавьте вымытый и обсушенный изюм и поставьте тесто в тёплое место на ночь. На следующий день вымесите тесто ещё раз и переложите в смазанную маслом форму. Поставьте тесто в разогретую до 180 градусов духовку и выпекайте до готовности. Проверить готовность кулича можно при помощи деревянной палочки. Проткните ею кулич. Если палочка осталась сухой, кулич готов. Осторожно выложите кулич из формы и посыпьте сахарной пудрой.

Пасха творожная

Ингредиенты:

  • 800 г творога,
  • 200 г сливочного масла,
  • 1 стакан сахара,
  • 1 стакан густых сливок или сметаны.

Приготовление: отжатый творог тщательно разотрите, добавьте масло и снова разотрите до однородной массы. Затем добавьте сахар и сливки. Можно положить в пасху изюм, орехи или ваниль. Всё тщательно перемещайте, выложите в пасочницу и поставьте на сутки в холодильник.

Пасхальный десерт

Ингредиенты:

  • 1 стакан вишнёвого сока,
  • 1 стакан апельсинового сока,
  • 1 стакан сахара,
  • 1 пакетик желатина.

Приготовление: возьмите несколько яиц с прочной скорлупой, осторожно сделайте отверстие с тупого конца и вылейте содержимое. Тщательно промойте скорлупу. Приготовьте разноцветное желе. Для этого половину желатина залейте красным соком, половину – жёлтым и дайте набухнуть. Затем отдельно подогревайте жёлтую и красную массу, до тех пор пока не растворится желатин, постепенно добавляя сахар. Наполните желе яичные скорлупки и поставьте в холодильник. Когда масса застынет, почистите скорлупу.

Что Россияне знают о Великом посте?

Ответ на эти вопросы попытались найти социологи из Левада-Центра. Опрошенным разрешено было давать несколько вариантов ответа.

53% Заявили, что в пост нельзя помышлять о дурном

45% Уверены, что следует ограничить себя в веселье и развлечениях

45% Знают, что в этот период нельзя курить

35% Помнят о необходимости соблюдать сексуальное воздержание

23% Полагают, что современные условия жизни не позволяют в полной мере придерживаться необходимых религиозных ограничений

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector