Паска или пасха
Куличи против пасок: Кто прав?
В преддверии праздников украинцы традиционно украшают жилище, готовят угощение и… спорят о том, как же правильно назвать то, что они собираются праздновать. Что печем – пасхи или паски? А может быть, куличи? Откуда взялись эти слова и что они обозначают? И наконец – допустимо ли в украинской речи называть праздник «Пасхой»? 112.ua попытался разобраться.
Паска или кулич? Пасха чи Великдень? Что правильно? Что нет? Какие аргументы? Кто виноват и что делать? Суть «пасхального спора» в украинском обществе – современная филология, точнее вопрос, как говорить и писать правильно.
Мнения разделились: часть пользователей утверждает, что никакой «Пасхи» быть не может – только Великдень, другая же часть убеждена, что не стоит рубить сплеча и допустимы оба варианта.
Спор «Паска, кулич или и вовсе пасХа» зачастую комментируется в контексте того, что это вообще разные вещи.
Доходит и до масштабных словесных баталий в соцсетях, в том числе при участии известных личностей (загляните в комментарии к посту):
История праздника Пасхи
Прообразом Пасхи христианской стала ветхозаветная Пасха, которая отмечалась в память Исхода еврейского народа из 400-летнего египетского рабства.
Песах (Еврейская Пасха) – на иврите «пасах» (дословно «миновал», «прошел мимо») – символ того, что Ангел смерти миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта.
Обычай празднования Пасхи появился еще до Исхода и первоначально был связан со скотоводством, а позднее с земледелием.
В Новом завете название праздника приобрело новое толкование – освобождение от рабства греха посредством смерти и воскресения Иисуса.
«Пасха» – слово и русское, и украинское, и греческое, и арамейское. А вот прилагательное «пасхальный» возникло на латинской основе.
Как видим, в обоих языках словари отмечают преобладание варианта «Пасха» над «Паской», считая последний результатом народного словообразования.
Где празднуют Великдень, а где пекут куличи?
В какой-то момент оба слова Пасха и Великдень употреблялись параллельно. Но так ли это сейчас?
Послушаем лингвистов – они подскажут современные акценты.
Есть позиция, озвученная Анатолием Васяновичем:
«Пасха» и «Великдень» – стилистические синонимы, только «Пасха» – церковнокнижное, «Паска» – разговорное, фонетический вариант «Пасхи», а основным названием всё же является «Великдень»
Другая позиция основана на словарной фиксации слова «пасха». К примеру, один из ее сторонников, филолог Александр Авраменко, утверждает, что «Пасха» – еврейский праздник, а украинцы празднуют Великдень. «Паской» же называют еду – сладкий белый хлеб.
Если обратиться к русско-украинским словарям, то увидим, что праздник Пасхи назван Великоднем, а праздничное блюдо – паской:
Так что право на жизнь имеют обе точки зрения, и всё-таки языковеды рекомендуют говорить Великдень.
Если же не хочется употреблять спорные слова, есть компромисс – синонимы.
Теперь о куличах. Слово «кулич» – греческое, так называют сладкий хлеб.
Так как же правильно?
Если мы говорим по-русски о празднике Воскресения – это Пасха.
Если мы говорим по-русски о блюдах к этому празднику, сдобное изделие называем «куличом», творожное – «пасхой».
Грамматически верно – «освятить пять пасх», хотя в устной речи преобладает «пасок».
Слово «паска» в русском языке имеет разговорный оттенок.
И куличи, и пасхи освЯщаем (от слова «святить»).
Если мы говорим о празднике Воскресения по-украински – это ВелИкдень (при склонении ударение не меняется – ВелИкодня, з ВелИкоднем).
Название «Пасха» скорее историческое: раньше оно обозначало и еврейский праздник Песах, и собственно христианский. Одно время оба слова, и «Пасха», и «Великдень» (Пасха старше), употреблялись параллельно, сейчас же языковеды рекомендуют говорить «Великдень».
Но если вы назовете праздник «Пасхою», это не будет грубой ошибкой: это древнееврейское слово пришло к нам транзитом через греческий в старославянский. Таким образом, говорим и пишем «пасхальний» и «великодній», но отдаём предпочтение второму.
Если мы говорим по-украински о праздничной еде, следует помнить, что и изделие из сдобного теста, и творожное называются «пасками» (во множественном числе – «паскИ»). Никаких «кулічєй» в украинском нет!
И ещё момент: ударения. Нормативное – ВелИкдень, велИкодня и крАшанка, крашанкИ, крашанОк, крашанкАм.
В качестве вывода
Украинский и русский – языки, которые во многом похожи. Но следует стараться говорить грамотно. Если вы переходите в диалоге с языка на язык, придерживайтесь правил и традиций того языка, на котором говорите в текущий момент.
Чем паска отличается от пасхи и из чего готовят эти блюда?
Многие путаются в особенностях использования слов «паска» и «пасха». Оба этих блюда являются одними из главных атрибутов праздника Пасхи. В словарях встречаются оба слова, но в зависимости от региона они имеют разные значения.
Какое блюдо называют пасхой?
Пасха — это творог со сметаной, яйцами и сухофруктами, сформированный в виде усеченной пирамидки. Согласно Словарю русского языка Ожегова, одно из значений слова «пасха» — это «сладкое творожное кушанье в форме четырехгранной пирамиды», которое готовится к празднику Воскресения Христа (Пасхе). Это блюдо является символом Гроба Господня. На боковых сторонах пасхи обычно изображают буквы «ХВ», что означает «Христос Воскресе». На творожной пасхе также могут быть изображены крест, копье и цветы в память о страданиях Христа. Блюдо готовится в специальной деревянной или пластиковой форме: пасочнице.
Что такое паска и отличается ли она от кулича?
Паска — регионализм, синоним слова «кулич». Это название традиционного сдобного пасхального хлеба используется в украинском языке, в Белоруссии, а также на юге России, например, на Кубани, в Ростовской и некоторых других областях. Для его приготовления и украшения также часто используются сухофрукты. Порой пасхальные куличи называют пасками и жители некоторых районов средней полосы России. В Этнографическом словаре (2014 г.), к примеру, отмечается, что кулич — «сдобный хлеб с пряностями» — может называться и пасхой, и паской. А формы, которые используют для выпекания куличей-пасок, в некоторых регионах называют пасковниками.
Топ 5 читаемых
2020 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Игорь Черняк. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.
СМИ «aif.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, регистрационный номер Эл № ФС77-31805 от 23 апреля 2008 г. Учредитель: АО «Аргументы и факты». Интернет-сайт «aif.ru» функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Шеф-редактор сайта: Шушкин В.С. e-mail: karaul@aif.ru, тел. 8 495 783 83 57. 16+
Все права защищены. Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт www.aif.ru.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Пасха или паска
Для наших читателей: пасха или паска с подробным описанием из различных источников.
Раздел – Русский язык /
В словарях русского языка можно встретить оба слова, но в зависимости от региона и традиций им могут придавать разные значения.
Правильно
Пасха – согласно словарям слово имеет несколько значений: 1) название главного христианского праздника, который отмечается в честь воскресения Иисуса Христа. 2) в иудаизме – праздник евреев, в память выхода из Египта. 3) название кулинарного изделия из творога, которое готовится в честь праздника. Наиболее часто слово употребляется в первом значении и пишется с большой буквы.
В этом году мы будем все вместе праздновать Пасху.На Пасху мы поедем к родителям в деревню.На следующей неделе будет Пасха.Мама приготовила творожную пасху.
Кулич – наиболее распространенное название пасхального хлеба из сдобного дрожжевого теста. В некоторых регионах в просторечии это изделие называют “пасхой” или “паской”.
Бабушка испекла на Пасху куличей.Я хочу попробовать самый большой кулич. Кулич моей мамы самый вкусный.
Паска – это слово также есть в словарях русского языка и в просторечии может употребляться как в значении праздника, так и в значении пасхального хлеба. В современном языке его использовать не рекомендуется.
У моей бабушки в деревне куличи называют пасками.Необычный рецепт приготовления паски.
Паска (пасха, укр. паска) — пасхальный хлеб в южно-русской и украинской кухне. В Центральной России и на севере основное название — «кулич», а пасхой называют блюдо из творога в виде усечённой пирамидки.
Слово паска в украинском языке, а также в русском языке жителей Украины и юга России используется для обозначения любого пасхального хлеба, аналогично русскому «кулич», а также, с обязательным уточнением «сирна», для творожной пасхи. Настоящая статья посвящена украинским традициям пасхальной выпечки.
При этом современные украинские паски по своему рецепту могут быть неотличимы от современного российского кулича.
Традиции
Традиционно как на украинском, молдавском и цыганском языках, так и на южном диалекте русского языка, пасхальный хлебец именуется паской. Соответственно песочные формочки называются пасочками или пасками, а не куличиками как в северно-русских диалектах. Паски обычно выпекают для каждого члена семьи, разных размеров, и обязательно одну большую — для всех. Украшают её узорами из теста — двойными крестами, решётками, веночками.
Для выпекания паски используют специальные формы — пасковники (укр. пасківники). В наши дни используют и обычные кастрюли, а также жестяные банки из-под консервов и одноразовые бумажные формы. Пасковники смазывают смальцом (вытопленным нутряным свиным салом) или сливочным маслом, если пекут в банке из под консервов — то её выкладывают листиками белой бумаги и смазывают маслом, потом ёмкость на треть наполняют тестом и дают «подойти». Также паски разукрашивают узорами из теста, «шишечками». Паску ставят в печь и вынимают из неё, произнося молитву. Считается, что при выпекании паски на кухне должна была тишина, а к печи, не должен никто подходить, кроме хозяйки.
Сами паски пекут так: делают опару на молоке, к опаре добавляют муку и яйца и месят тесто. В тесто кладут имбирь: жёлтый — для «красоты», белый — для «запаха». Добавляют также настойку на шафране. Тесто кладут в высокие формы, а сверху украшают крестом из теста и «шишечками». Формы ставят на некоторое время в тёплое место, чтобы тесто поднялось, потом — в растопленную печь. Паски пекут всегда из белой пшеничной муки и только один раз в год — на Пасху. Готовность паски проверяют, осторожно воткнув в неё тоненькую деревянную палочку: если она остаётся сухой, то паска готова. Чтобы верх паски не подгорел, можно, когда он достаточно подрумянился, положить на него смоченный в воде лист бумаги.
Есть паску принято только после освящения в храме. Даже хозяйка, вынимая паску из печи, не разламывает и не пробует её, так как это является грубым нарушением традиции.
В Галиции и Закарпатье паску пекут в виде круглого хлеба с особым орнаментом сверху: жаворонок со сложенными в форме восьмёрки крыльями, геометрический колос, «бараньи рожки» и цветы.
Иллюстрации
Традиционные украинские паски, 2014 год.
Угощение паской солдат.
Паски (куличи) в супермаркете Киева, 2011 год.
Паски (куличи) на Феофановском рынке Киева, 2011 год.
Обычные и шоколадные паски (куличи)
Щоколадные паски (куличи)
См. также
- Кулич
- Козунак
- Каравай
Примечания
Литература
- Олекса Воропай. Звичаї нашого народу. — Мюнхен: Українське видавництво, 1958—1966.
Ссылки
- Знаменитые украинские блюда
- Рецепты пасок.
- Украинские националисты «объявили войну» куличам // РИА Новости, 5 апреля 2018 г.
В нашей традиционной рубрике «В чем разница» мы рассказываем о похожих блюдах, а также о том, почему их не стоит путать. На этот раз в нашем обзоре — главные символы приближающегося праздника Пасхи.
Начнем с кулича. Во-первых, в украинском языке такого понятия нет. Куличи — как пасхальные, так и те, в которые играют дети в песочнице — исключительно русское слово. И словосочетание «пасхальные куличи» — прерогатива исключительно россиян.
По размерам куличи обычно объемные, как огромная буханка хлеба. Собственно, кулич – это и есть хлеб, сделанный из сдобного дрожжевого теста (дрожжи или любая другая закваска обязательно должны присутствовать в куличах), и формой он напоминает об артосе – древнем хлебе, который обязательно должен быть освящен на Пасху. Этот хлеб, кстати, до сих пор принято есть в православных церквях.
Паска — это, по сути, то же, что и кулич: обрядовый пасхальный хлеб в украинской и южно-русской кухне. Разница лишь в том, что паской этот хлеб называют именно в Украине. И если куличи в России, как правило, пекут больших размеров, а потом режут на порционные куски, как буханку хлеба, то в Украине часто пекут маленькие пасочки (на каждого члена семьи) и одну большую (общую).
А вот с пасхой совершенно другая история. Во-первых, она делается из творога (в украинском языке ее называют «сирна паска», в то время как обычные паски в виде кексов называют просто «паска»). Во-вторых, делают ее, как правило, в форме усеченной пирамиды, которая символизирует Голгофу, на которой распяли Христа. В-третьих, творожные пасхи не запекают в духовке. Они бывают либо сырыми, либо вареными, либо заварными.
Сырую пасху приготовить проще всего – для этого нужно лишь смешать все ингредиенты и настоять их в холодильнике под прессом. В случае с вареными и заварными пасхами их нужно проварить – либо на водяной бане, либо просто в кастрюле. Вареные и заварные пасхи дольше хранятся, например, их можно держать в холодильнике около недели. К тому же в них можно добавить изюм, от которого сырые пасхи быстро скисают.
Единственное правило в приготовлении пасхи, которое нужно неукоснительно соблюдать, – это творог. Он должен быть лучшего качества – свежий, сухой и однородный. Сначала его нужно положить под пресс, чтобы удалить лишнюю влагу (читай – сыворотку), а затем дважды протереть (через сито или блендером). И только когда у вас будет легкая воздушная масса, вы можете готовить пасху.
Еще одна разновидность пасок – итальянский десерт панеттоне. По виду эти пироги с цукатами и сухофруктами ничем не отличаются от нашей пасхальной выпечки. Но. Все дело в том, что итальянцы считают панеттоне исключительно рождественским десертом, поэтому выпекают их только в период с октября по январь. Ни на какую Пасху никто эти кексы не печет. Тем не менее забавно наблюдать, как супермаркеты и кафе продают эту выпечку, привлекая покупателей заморским словом.
Подписывайтесь на нас в Facebook!
Приближается главное торжество православных христиан, “царь всех дней”, Светлое Христово Воскресение. Во всех храмах накануне ночью пройдут “полунощницы” (торжественные богослужения). В полночь прозвучит благовест, ознаменованный колокольным звоном, и начнется крестный ход прихожан вокруг церкви. После заутрени и праздничной литургии священники освятят праздничные куличи (паски) и яйца, расписанные мирянами. Каждая хозяйка печет пасхальный кулич по особому, тщательно подбираемому рецепту. Рецепт этот совершенствуется, накапливая предыдущий опыт удачных изысканий, передается по наследству. Предлагаемый вариант называется «Паска воскресная», он опробован не одним поколением, усовершенствован и надежен.
Кулич пасхальный, или Паска
Пасхальные куличи, благодаря хорошей пористости, получаются легкими, а за счет выверенной закладки продуктов – очень вкусными. Эти куличи не черствеют продолжительное время. Готовят «Паску воскресную» из дрожжевого теста.
«Кулич» — русское традиционное название праздничного пасхального хлеба. В говорах встречается в форме кулица и куличка. Название «Паска», или «Пасха» принято для пасхального хлеба в южно-русской и украинской кухне. Паски обычно выпекают для каждого члена семьи, разных размеров, и обязательно одну большую — для всех. Украинская Паска украшается узорами из теста, решётками, веночками. Русский кулич заливается белой сахарной глазурью и посыпается разноцветным «пшеном».
8 секретов качественной дрожжевой выпечки
- Лишняя вода сделает изделие расплывчатым, плохо формующимся, недостаток же воды не даст хорошо забродить тесту, изделия будут жесткими.
- Замена воды молоком улучшает вид готовящегося изделия, его вкус.
- Увеличение количества соли тормозит процесс брожения, паска получается солоноватой. Недостаток соли – изделие расплывчатое, невкусное.
- Большое количество жиров формирует рассыпчатую структуру паски, она не черствеет.
- Большое количество сахара колерует поверхность кулича очень быстро (при плохо пропеченной середине). Кроме того, брожение замедляется (если процент сахара при закладке продуктов превышает 35%, брожение вообще прекращается). Недостаток сахара делает паску бледной и несладкой.
- Увеличение количества яиц улучшает вкус, увеличивает пышность куличей. Замена яиц желтками способствует появлению более рассыпчатой структуры, кулич приобретает красивый цвет.
- Передозировка дрожжей ускоряет брожение, однако паска будет кислой.
- Немного алкоголя усилит пористость теста.
Ингредиенты для кулича пасхальнного, или Паски
Ингредиенты для Кулича пасхального, или Паски
- Сметана – 80 г;
- Молоко – 250 мл;
- Дрожжи (свежие прессованные) – 60 г;
- Изюм – 80 г;
- Размягченное сливочное масло – 80 г;
- Коньяк (водка) – 15 г;
- Яйца – 5 штук;
- Сахар – 400 г;
- Ванилин – пакетик;
- Мука – 1 100 г.
Приготовление кулича пасхального, или Паски
Растворить в подогретом (36°С) молоке дрожжи, немного сахара, немного муки – так закладывается опара. Запечатать ее пленкой – пусть подходит.
Желтки и белки разъединить.
Отделяем желтки от белков
Щепотку соли и желтки растереть.
Белки взбить, взяв от рецептурной нормы 40 г сахара. Соединить вместе белковую пену, желтки, коньяк, сметану, ванилин, шапочкой подошедшую опару, 500 г муки. Не спеша, размешав все ложкой, запечатать тесто пленкой – пусть подойдет.
Взбиваем белкиСоединяем желток и взбитый белокАккуратно смешиваем ингредиенты и отставляем подойти
Подготовить пасхальные формы: промасленным пергаментом выстлать дно и бока имеющейся посуды, наращивая необходимую высоту.
Подготавливаем формы для запекания
К подошедшему тесту теперь можно добавить остальной сахар, распаренный изюм, оставшуюся муку, масло. Тесто вымешивается ложкой.
Наполнить подготовленные формы для паски на треть высоты – тестом.
Выкладываем тесто в формы для запекания
Поставить заполненные пасхальные формы в теплую (45°С) духовку. Расстойка длится 40 минут (вдвое увеличится высота теста в форме). Необходимая температура теперь – 180°С.
Пасхальные куличи испекутся через полчаса. Готовность выпечки проверяется длинной шпажкой: проткнуть паску, если шпажка сухая – достать изделие из духовки.
Приготовление глазури
Ингредиенты для глазури
Ингредиенты
- Пасхальная посыпка;
- Охлажденный белок;
- Стакан сахарной пудры.
Покрываем кулич взбитым белком и посыпкой
Взбить белок, добавив в конце сахарную пудру. Остывшие верхушки пасок покрыть глазурью, делая ложкой волнистый край. Украсить макушки пасхальных куличей пасхальной посыпкой.
Кулич пасхальный, или ПаскаКулич пасхальный, или ПаскаКулич пасхальный, или Паска
Кулич пасхальный, или Паска, готов. Приятного аппетита и светлого Праздника!
Кулич пасхальный, или Паска
Приближается главное торжество православных христиан, «царь всех дней», Светлое Христово Воскресение. Во всех храмах накануне ночью пройдут «полунощницы» (торжественные богослужения). В полночь прозвучит благовест, ознаменованный колокольным звоном, и начнется крестный ход прихожан вокруг церкви. После заутрени и праздничной литургии священники освятят праздничные куличи (паски) и яйца, расписанные мирянами. Каждая хозяйка печет пасхальный кулич по особому, тщательно подбираемому рецепту. Рецепт этот совершенствуется, накапливая предыдущий опыт удачных изысканий, передается по наследству. Предлагаемый вариант называется «Паска воскресная», он опробован не одним поколением, усовершенствован и надежен.
Кулич пасхальный, или Паска
Пасхальные куличи, благодаря хорошей пористости, получаются легкими, а за счет выверенной закладки продуктов – очень вкусными. Эти куличи не черствеют продолжительное время. Готовят «Паску воскресную» из дрожжевого теста.
«Кулич» — русское традиционное название праздничного пасхального хлеба. В говорах встречается в форме кулица и куличка. Название «Паска», или «Пасха» принято для пасхального хлеба в южно-русской и украинской кухне. Паски обычно выпекают для каждого члена семьи, разных размеров, и обязательно одну большую — для всех. Украинская Паска украшается узорами из теста, решётками, веночками. Русский кулич заливается белой сахарной глазурью и посыпается разноцветным «пшеном».
8 секретов качественной дрожжевой выпечки
- Лишняя вода сделает изделие расплывчатым, плохо формующимся, недостаток же воды не даст хорошо забродить тесту, изделия будут жесткими.
- Замена воды молоком улучшает вид готовящегося изделия, его вкус.
- Увеличение количества соли тормозит процесс брожения, паска получается солоноватой. Недостаток соли – изделие расплывчатое, невкусное.
- Большое количество жиров формирует рассыпчатую структуру паски, она не черствеет.
- Большое количество сахара колерует поверхность кулича очень быстро (при плохо пропеченной середине). Кроме того, брожение замедляется (если процент сахара при закладке продуктов превышает 35%, брожение вообще прекращается). Недостаток сахара делает паску бледной и несладкой.
- Увеличение количества яиц улучшает вкус, увеличивает пышность куличей. Замена яиц желтками способствует появлению более рассыпчатой структуры, кулич приобретает красивый цвет.
- Передозировка дрожжей ускоряет брожение, однако паска будет кислой.
- Немного алкоголя усилит пористость теста.
Ингредиенты для кулича пасхальнного, или Паски
Приготовление кулича пасхального, или Паски
Растворить в подогретом (36°С) молоке дрожжи, немного сахара, немного муки – так закладывается опара. Запечатать ее пленкой – пусть подходит.
Закладываем опару
Желтки и белки разъединить.
Щепотку соли и желтки растереть.
Белки взбить, взяв от рецептурной нормы 40 г сахара. Соединить вместе белковую пену, желтки, коньяк, сметану, ванилин, шапочкой подошедшую опару, 500 г муки. Не спеша, размешав все ложкой, запечатать тесто пленкой – пусть подойдет.
Взбиваем белки
Соединяем желток и взбитый белок
Аккуратно смешиваем ингредиенты и отставляем подойти
Подготовить пасхальные формы: промасленным пергаментом выстлать дно и бока имеющейся посуды, наращивая необходимую высоту.
Подготавливаем формы для запекания
К подошедшему тесту теперь можно добавить остальной сахар, распаренный изюм, оставшуюся муку, масло. Тесто вымешивается ложкой.
Подошедшая опара
Наполнить подготовленные формы для паски на треть высоты — тестом.
Выкладываем тесто в формы для запекания
Поставить заполненные пасхальные формы в теплую (45°С) духовку. Расстойка длится 40 минут (вдвое увеличится высота теста в форме). Необходимая температура теперь – 180°С.
Пасхальные куличи испекутся через полчаса. Готовность выпечки проверяется длинной шпажкой: проткнуть паску, если шпажка сухая – достать изделие из духовки.
Приготовление глазури
Ингредиенты
- Пасхальная посыпка;
- Охлажденный белок;
- Стакан сахарной пудры.
Покрываем кулич взбитым белком и посыпкой
Взбить белок, добавив в конце сахарную пудру. Остывшие верхушки пасок покрыть глазурью, делая ложкой волнистый край. Украсить макушки пасхальных куличей пасхальной посыпкой.
Кулич пасхальный, или Паска
Кулич пасхальный, или Паска
Кулич пасхальный, или Паска
Кулич пасхальный, или Паска, готов. Приятного аппетита и светлого Праздника!
Пасха Христова и подвижный богослужебный круг
Воскресение Христово, Пасха, является главным церковным праздником, как поется в церковных песнопениях, «праздником праздников и торжеством из торжеств». Пасха всегда празднуется в воскресенье и поэтому приходится не на определенное число, а на разные даты. Русская Православная Церковь живет по особому, юлианскому календарю и по нему же вычисляет день празднования Пасхи. Мы отмечаем Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния, после дня весеннего равноденствия. Наше вычисление Пасхи находится в полном соответствии с постановлениями I Вселенского Собора.
От дня празднования Пасхи зависят все связанные с ней подвижные праздники: Вход Господень в Иерусалим (в воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (на сороковой день после Пасхи) и Троица, или Пятидесятница (на пятидесятый день по Пасхе). Также от Пасхи зависит Великий пост, он готовит нас к дню Воскресения Христова и начинается за семь недель до Пасхи.
Великий пост
Великопостное богослужение довольно сильно отличается от обычного, годового. Хотя совершается суточный круг служб, но богослужение отмечено особой строгостью и продолжительностью, на службе меньше поют, больше читают, священники облачены в черные строгие ризы.
Во время служб часто читается молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Великим постом только по субботам и воскресеньям совершается полная литургия. В среду и пятницу совершается особая литургия, именуемая литургией Преждеосвященных Даров. Святые Дары на ней освящаются и заготавливаются на литургии в воскресенье. В первую неделю Великого поста, в первые четыре дня, в храмах читают по вечерам Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Также этот канон прочитывается полностью в четверг пятой недели Великого поста. Эта служба называется Марииным стоянием, потому что во время нее читают житие преподобной Марии Египетской и на великом каноне есть тропари, посвященные ей [1] .
Вход Господень в Иерусалим
В воскресный день за неделю до Пасхи празднуется двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим, называемый также Неделей Ваий или Вербным воскресеньем. В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос за несколько дней до Своих крестных страданий торжественно въехал в Иерусалим сидя на молодом осле, а весь народ с ликованием встречал Его как Помазанника Божия [2] . В память о том, как люди в Иерусалиме встречали Христа с ветвями деревьев и пальм (по-славянски — ваий), мы в этот день приходим в храм с ветвями вербы (в средней полосе к этому времени она обычно уже распускается).
Накануне этого дня, в субботу, Церковь празднует воскрешение праведного Лазаря. Тропарь Лазаревой субботы и Входа Господа в Иерусалим один:
Страстная седмица
Следующая неделя перед Пасхой имеет название Страстной седмицы. То есть неделя, посвященная страстям, страданиям Спасителя. Службы Страстной седмицы очень важны и строги. Каждый день посвящен определенным воспоминаниям. Дни Страстной седмицы носят название Великих. В Великую Среду мы вспоминаем предательство Иуды. В Великий Четверг (Четверток) — Тайную Вечерю и установление Таинства причащения, в этот же день, накануне Страстной пятницы, на службе вечером читаются 12 Евангелий, посвященных страстям, страданиям Христовым. И в Великую Пятницу (Пяток) мы вспоминаем страдания, распятие и погребение Спасителя. Состоится вынос плащаницы (изображения Христа во гробе), и вечером служится чин погребения. В Великую Субботу плащаница продолжает лежать во время всех служб в центре храма и только перед пасхальным богослужением заносится в алтарь.
Пасха Христова и Светлая седмица
Новозаветная Пасха — радостное переживание священнейшего события: воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа в третий день после дня распятия. Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор 5, 7). Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение. Пасхальная радость предызображает нескончаемое блаженство в невечерние дни в Царствии Небесном.
Служба Святой Пасхи происходит таким образом. С вечера в субботу перед плащаницей начинают читать книгу Деяний святых апостолов. В одинадцать часов или в половине двенадцатого совершается полунощница, и плащаница уносится в алтарь. В полночь начинается пасхальный крестный ход вокруг храма. Ночное шествие вокруг храма с иконами, хоругвями и свечами напоминает идущих ко гробу Спасителя жен-мироносиц. Обойдя храм крестным ходом с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе. », верующие останавливаются перед закрытыми дверьми храма: они олицетворяют камень, которым был завален гроб Распятого. Предстоятель с кадилом возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков». Затем священнослужители трижды поют тропарь Пасхи:
Начинается пасхальная заутреня, главной частью которой является пасхальный канон — творение святого Иоанна Дамаскина. После каждой песни совершается каждение. Священнослужители приветствуют друг друга и прихожан: «Христос Воскресе!» Верующие отвечают: «Воистину Воскресе!» В конце утрени хор поет победно-радостные стихиры Пасхи. После утрени поются часы, а затем совершается пасхальная Божественная литургия.
В пасхальные дни христиане приветствуют друг друга радостным победным восклицанием: «Христос Воскресе!» При этом с апостольских времен принято целование. По традиции верующие дарят друг другу красные яйца. Предание говорит, что этот обычай берет свое начало от равноапостольной Марии Магдалины, которая поднесла императору Тиверию красное яйцо с приветствием «Христос Воскресе!» Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше Кровью Иисуса Христа.
Праздник Пасхи празднуется в продолжение тридцати девяти дней. Особенно торжественно совершается служба в первые семь дней — на Светлой седмице. Все эти дни царские врата открыты, символически указывая, что Спаситель Своим воскресением открыл нам Царство Небесное. Служба на Светлой седмице почти такая же, как в день самой Пасхи. Каждый день после литургии совершается пасхальный крестный ход вокруг храма. Земные поклоны во время богослужения и молитвы отменяются до дня Святой Троицы.
Вознесение Господне
После завершения дней празднования святой Пасхи, на сороковой день после нее, Церковь празднует Вознесение Господне. Таким образом, праздник Вознесения всегда приходится на четверг шестой недели после Пасхи. В этот день воспоминается, как Господь Иисус Христос, пообещав Своим ученикам и апостолам неотступно невидимо пребывать с ними, телесно вознесся от них на небо [3] . Возносясь, Господь пообещал Своим ученикам, что Он пошлет им от Небесного Отца Своего Утешителя, Святого Духа.
Пятидесятница. День Святой Троицы
Спустя десять дней после Вознесения Господня, в седьмое воскресенье после Пасхи, Церковь празднует день Сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день принято украшать храм травой и зелеными ветвями деревьев. Живая зелень символизирует животворящее действие Духа Святого.
После Божественной литургии в этот день служится великая вечерня, на которой читаются особые коленопреклоненные молитвы.
Традиции празднования Пасхи
Пасха — главный православный праздник, день Воскресения Христова. В этом году Пасха приходится на 16 апреля по новому стилю.
Пасхальная служба
На Руси Воскресение Христово всегда встречали в храме. Пасхальная служба – самая торжественная в году. Богослужение начинается раньше полуночи. До 24 часов служится Полунощница, во время которой священник и диакон выходят к Плащанице, кадят ее, поднимают и уносят в алтарь. Примерно в полночь начинается Пасхальная заутреня (или утреня). Неотъемлемой частью Пасхальной службы является Крестный ход вокруг храма. Когда верующие входят в храм, то начинается пение канона святого Иоанна Дамаскина. Утреня заканчивается чтением огласительного слова на Пасху святителя Иоанна Златоуста. После утрени совершаются Часы и Литургия, при открытых царских вратах. Они остаются открытыми на протяжении всей Светлой седмицы в знак того, что Христос навсегда открыл всем христианам врата Царствия Небесного.
Христосование
Особое пасхальное приветствие называется христосованием. В конце утрени, после пения: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», верующие приветствуют друг друга, говоря: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», трижды целуются и обмениваются пасхальными яйцами. Так принято приветствовать друг друга и все последующие после Пасхи 40 дней, до Вознесения.
Пасхальная трапеза
После службы верующие отправляются в трапезную или домой – разговляться. В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца. На Пасху также освящают Артос – это особый квасной хлеб, предназначенный только для молитвенного вкушения. Его на службе субботы Светлой седмицы раздают верующим для хранения дома.
Фото Владимира Ештокина
Традиция красить яйца на Пасху
Одной из главных пасхальных традиций являются крашеные яйца. Они символизируют Гроб Господень, в котором скрыта вечная жизнь. Скорлупа – это камень, который привалили к входу в скалу, где был погребен Христос. Но под скорлупой заключена новая жизнь. Красный же цвет, в который традиционно красили пасхальные яйца, указывает на страдания и пролитую кровь Христа. И в то же время он передает царское достоинство Спасителя (на востоке красный цвет считался царским).
Какие бывают пасхальные яйца?
Существует несколько традиционных видов пасхальных яиц.
Крашенками (или галунками) называются яйца, окрашенные в один цвет (преимущественно красный), без нанесения на скорлупу рисунку. С давних времен для приготовления крашенок использовали природные красители, в первую очередь луковую шелуху. С ее помощью получали насыщенный терракотовый цвет и разной интенсивности жёлтый.
Писанки – это яйца, расписанные традиционными народными орнаментами или узорами (в основном геометрическими или растительными). В толковом словаре у В. Даля можно найти такое определение: «Писанка – расписанное разными красками въузоръ пасхальное яйцо: его пишутъ проволочнымъ крючкомъ, который макаютъ въ воскъ; положенное въ краску оно окрашивается только на пробелахъ». Писанки расписывали только сырыми, в пищу они не шли. После Троицы такие яйца было принято выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья.
Расписывать яйцо необходимо было по особой технологии, следуя правилам сочетания цветов орнамента и фона.
Если эти правила нарушались, то яйцо становилось уже не писанкой, а малеванкой. Это значит, что на него наносили не традиционный узор, а свой собственный.
Крапанки – это яйца с однотонным фоном, на который наносятся узоры из полосок или пятен.
Еще один вид – дряпанки, или шкрябанки. После окрашивания таких яиц на их скорлупе нацарапывался определенный узор.
Яйчатаминазывают декоративные яйца, изготовленные из дерева, бисера и других материалов. Их разновидностью можно считать и знаменитые яйца Фаберже.
Откуда пошла эта традиция?
Традиция дарить друг другу крашеные яйца в день Воскресения Христова распространилась благодаря Марии Магдалине.
Мария была первой, кому явился Христос после своего Воскресения и сказал: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему» (Ин.20:17).Мария Магдалина принесла Апостолам радостную весть, о том, что видела Господа. Это была первая проповедь о Воскресении.
Когда Апостолы разошлись из Иерусалима проповедовать во все концы мира, то вместе с ними ушла и Мария Магдалина. Еще до апостола Павла женщина отправилась в Рим, центр тогдашней цивилизации. Отважная ученица Христа явилась даже к императору Тиберию и рассказала о жизни, чудесах и учении Христа, о том, как Он был оклеветан иудеями и распят по приговору Понтия Пилата.
Император усомнился в рассказе о Чуде. Тогда Мария Магдалина взяла белое яйцо, которое принесла во дворец в качестве подарка, и со словами “Христос Воскрес!” передала его Тиберию. На глазах у римского правителя яйцо из белого превратилось в ярко-красное.
В библиотеке монастыря святой Анастасии Узорешительницы, расположенного в северной части Греции, недалеко от города Салоник, сохранился рукописный греческий устав X века. В нем помещена молитва, читаемая в день Пасхи на освящение яиц и сыра. Игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: “Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения”.
Народные традиции празднования Пасхи
Первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхой, а в народе – Красной горкой. На Руси она всегда была днем молодёжных гуляний, хороводов и сватовства. В этих празднествах должны были принимать участие девушки и юноши, достигшие брачного возраста. По церковным традициям, начиная с Красной горки, верующие могут вступать в брак.
Любимым развлечением на Пасху было катание яиц, или «каталочки». Игры начинались в первый день Пасхи и продолжались иногда всю Светлую неделю. Одна игра могла длиться несколько часов. Часто использовали деревянные искусно раскрашенные яйца, порой готовили целые наборы таких яиц специально для игры.
Правила катания были следующими. Крашеное яйцо скатывали по наклонной деревянной дощечке или по земле — с некрутой горки. Внизу все участники забавы расставляли другие яйца полукругом, каждый по одному. Цель была — сбить яйцо с места. Если это получалось, участник брал сбитое яйцо себе и продолжал игру. Если промахивался, в игру вступал следующий участник, а неудачно скатившееся яйцо оставалось на кону.
Традиции Пасхи у разных народов
В православной Греции Пасха является важнейшим праздником. Ее отмечают торжественно и всенародно. Как и в России, подготовка начинается со Страстной седмицы. В течении нее в Греции не звонят в колокола. На Пасху готовят специальный хлеб, который называется «цуреки». Накануне праздника, вечером Великой субботы, делают магирицу. Это сытный суп с потрохами, яично-лимонной заправкой и зеленью, который готовится из ливера пасхального ягненка. Магирицу обычно подают на стол ночью сразу после Пасхальной службы. Этот суп становится первым мясным блюдом разговения после Великого Поста.
В Польше на Пасху едят «мазурки» – песочное печенье с фруктовыми и ореховыми начинками. Традиционно лакомство готовили со сливами и яблоками, но сейчас появились рецепты печенья с цитрусовыми. В начинку добавляют измельченный миндаль или грецкие орехи. Сверху мазурки посыпают сахарной пудрой или покрывают глазурью.
Польские писанки. Фото Jarosław Pocztarski
За Пасхальным воскресеньем в Польше следует «мокрый понедельник». В этот день поляки щедро поливают друг друга из ведер, сбрасывают водяные «бомбы».
В Болгарии и Румынии пасхальный хлеб называется «козунак». Начинка его может быть самой разнообразной и зависит только от фантазии пекаря.
В некоторых странах Европы и Северной Америки распространен обычай утром Пасхи прятать пасхальные яйца. Дети просыпаются и тут же бросаются обыскивать весь дом и двор, пока не обнаружат «гнездо» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц.
Вплоть до XVI столетия пасхальными яйцами занимались самые разные животные: лисы и петухи, аисты и кукушки, журавли и глухари. Однако сегодня не только в Германии, но и во всем мире любимцем детей является пасхальный кролик.
На Пасху немцы готовят пасхальные пироги в форме ягненка.
В Великобритании так же, как и в Германии, утро для детей начинается с поиска корзинки, спрятанной пасхальным кроликом.
В Страстную пятницу британцы едят hotcrossbuns — булочки со специями, украшенные узором в виде креста. Считается, что булочки, испеченные в Страстную пятницу не портятся в течение всего года. На Пасху в Соединенном Королевстве готовят жаркое из молочного ягненка.
Во Франции от детей прячут шоколадные яйца. Главным блюдом, как и в Великобритании, является ягненок.
В Италии в Пасхальное воскресенье тысячи людей выходят на главную площадь Рима, чтобы послушать поздравление Папы.Празднование Пасхи начинается в Страстную пятницу, когда совершается знаменитый Крестный ход от Колизея до Палатинского холма. Шествующие делают 14 остановок, которые символизируют путь Христа от места суда до Голгофы. Также устраиваются театрализованные представления, посвященные жизни, страданиям, смерти и воскрешению Христа.
Главное пасхальное блюдо в Италии – баранина с жареными артишоками, салатом из сладкого перца, оливок и помидоров, соленый пирог с яйцами и сыром. Обязательно на столе присутствует и аналог нашей пасхи –коломба, в переводе с итальянского «пасхальная голубка». Это высокий суховатый пирог в форме голубя, который готовят из дрожжевого теста с добавлением тертой апельсиновой цедры, цукатов или изюма. Сверху коломбу посыпают кусочками миндаля и сахаром.
В Америке на Пасху дети получают корзинки от пасхального кролика, наполненные пасхальными яйцами и различными сладостями. Традиционный американский пасхальный обед состоит из ветчины с ананасами, картофелем, фруктовым салатом и овощами.
WhiteHouseEasterEggRoll.Фото Amanda Hirsch
В США очень популярно катание яиц по наклонному газону. Дети соревнуются в том, кто сможет дальше всех без остановки прокатить свое яйцо. Подобные состязания устраиваются даже на газоне у Белого Дома в Вашингтоне и называются WhiteHouseEasterEggRoll.