Пасха в 1993 году какого числа - Строим Дом
27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасха в 1993 году какого числа

Пасха 1993 года

Пасху в 1993 году праздновали 18 апреля. Это была вторая Пасха в моей жизни. И когда на ночной службе мы радостно кричали «Воистину Воскресе», даже представить себе было невозможно, какими страшными событиями она навсегда войдет в историю нашей Церкви.

В понедельник утром на Светлой неделе я сел в автобус и, как обычно, отправился на работу в соседний райцентр. У нас в городе все строительные организации тогда впали в состояние клинической смерти. Лишь за тридцать километров от дома удалось отыскать действующую стройку, где нужны были каменщики.

Вечером возвращался домой на том же скрипучем рейсовом автобусе. Вдруг, на выезде из города нас остановил самый настоящий блок-пост: грузовик, перекрывший полосу, два служебных уазика с мигалками, вооруженные сотрудники милиции. Сейчас такая картина вряд ли кого-то удивит, но в ту пору для нашей провинции это было невиданное зрелище.

В полупустой салон вошли двое милиционеров в бронежилетах. Один, с автоматом наперевес сразу же встал напротив прохода. Другой быстро прошел мимо перепуганных пассажиров, осматривая пустые сиденья. Потом подошел ко мне и велел предъявить документы. Ну, в общем-то, и неудивительно, что именно ко мне. Большой парняга, куртка рабочая с капюшоном, борода нестриженная, волосы длинные из-под черной вязаной шапки. Ежели у кого и проверять документы, то у такого – в первую очередь.

А я тогда неофит был оголтелый: в сумке – томик «Пролога в поучениях», в нагрудном кармане куртки небольшой деревянный складень – Спаситель, Богородица и святой Александр Невский. Я его в Оптиной Пустыни купил. Мотался туда каждый месяц, благо, от нас Пустынь всего в сотне километров.

Сказал как есть – мол, нету паспорта, с работы еду домой. Милиционер в быстром темпе задал несколько простых вопросов: что за организация, фамилия начальника и главного инженера, адрес конторы? И как-то сразу стало мне ясно, что будь я не тем, за кого себя выдаю, расколол бы меня этот опер в десять секунд. Но я говорил правду. Милиционер выслушал мои ответы, еще раз осмотрел салон. Потом махнул рукой напарнику и вышел вместе с ним. Двери закрылись, автобус со скрипом тронулся с места.

Пришел домой. Еще раздеться не успел, слышу, тесть из комнаты зовет:

— Саша, ты в курсе, что в Оптиной монахов убили?

— Какой-то мужчина зарезал ножом. Троих. Прямо на Пасху, после службы. Иди скорей, как раз по телевизору об этом говорят.

Через секунду я, как был – в одном сапоге — уже сидел рядом с тестем и слушал, как диктор в программе новостей рассказывает о случившейся оптинской трагедии.

А еще через несколько секунд с ужасом вспомнил, как только что в автобусе бес подсказывал мне предъявить милиционеру икону вместо паспорта. О том, что могло случиться, послушайся я его, даже думать не хотелось.

Когда написал «об упокоении» имена родственников и ушедших друзей, решил помянуть и убиенных на Пасху монахов. Понятно, что тут их и так ежедневно всем монастырем поминают. А все же решил написать их имена тоже.

Аккуратно вывел «…иеромонаха Василия». Только начал писать «…инока Трофима», как вдруг раздался удар такой силы, что я от неожиданности чуть со скамейки не слетел. Это рядом на звоннице ударили в большой колокол к службе. Знаете, что чувствуешь, когда в четырех метрах от тебя внезапно звучит колокол весом в семь тонн? Вот и я до тех пор не знал.

Потихоньку пришел в себя, вспомнил – зачем я тут сижу и чем занимаюсь. Взял свою записку, ручку, продолжаю писать – «…инока Ферапонта». И тут же – второй удар. Опять чуть не падаю с лавки на землю.

И лишь спустя какое-то время дошло: их ведь здесь, вот на этой звоннице и убили, Трофима с Ферапонтом. А еще понял тогда, насколько тут в Оптиной все близко. Лавочки – к звоннице, прошлое – к настоящему, земля – к Небу.

Сегодня – годовщина праведной кончины убиенных оптинских монахов. Официальной их канонизации еще не было. Но уже много лет тысячи и тысячи людей едут поклониться их могилам. Сейчас над ними возведена красивая часовня. А я помню на этом месте три свежих холмика земли с деревянными крестами.

Святые мученики иеромонах Василий, инок Ферапонт и инок Трофим, молите Бога о нас.

Пасха в 1993 году какого числа

Пасха 1993 года

Иеромонах А., направляясь в Скит на раннюю Литургию, проходил мимо братского корпуса и услышал стук сапог — это сбегал по деревянной лестнице о. Трофим. «Благословите, батюшка, — сказал он, — звонить иду». Тот спросил: «Да как же ты будешь один звонить?» — «Ничего, сейчас кто нибудь подойдет», — сказал о. Трофим. Он заглянул в храм, — там уже началась уборка… И вдруг увидел о. Ферапонта, который тоже собирался звонить. И они начали славить Воскресение Христово, два лучших оптинских звонаря.

Первым был убит инок Ферапонт. Он упал, пронзенный мечом насквозь, но как это было, никто не видел. В рабочей тетрадке инока, говорят, осталась последняя запись: «Молчание есть тайна будущего века». И как он жил на земле в безмолвии, так и ушел тихим Ангелом в будущий век.

Следом за ним отлетела ко Господу душа инока Трофима, убитого также ударом в спину. Инок упал. Но уже убитый — раненый насмерть — он воистину «восста из мертвых»: подтянулся на веревках к колоколам и ударил в набат, раскачивая колокола уже мертвым телом и тут же упав бездыханным. Он любил людей и уже в смерти восстал на защиту обители, поднимая по тревоге монастырь.

У колоколов свой язык. Иеромонах Василий шел в это время исповедовать в скит, но, услышав зов набата, повернул к колоколам — навстречу убийце.

В убийстве в расчет было принято все, кроме этой великой любви Трофима, давшей ему силы ударить в набат уже вопреки смерти. И с этой минуты появляются свидетели. Три женщины шли на хоздвор за молоком, а среди них паломница Людмила Степанова, ныне инокиня Домна. Но тогда она впервые попала в монастырь, а потому спросила: «Почему колокола звонят?» — «Христа славят»,- ответили ей. Вдруг колокола замолкли. Они увидели издали, что инок Трофим упал, потом с молитвой подтянулся на веревках, ударил несколько раз набатно и снова упал. Пасха Красная. Братиков убили! Журнал «Православие и мир». http://www.pravmir.ru/article_1960. (31.05.2008)

Было мирное пасхальное утро. И мысль об убийстве была настолько чужда всем, что оказавшийся поблизости военврач бросился делать искусственное дыхание иноку Ферапонту, полагая, что плохо с сердцем. А из-под ряс распростертых звонарей уже показалась кровь, заливая звонницу. И тут страшно закричали женщины. Собственно, все это произошло мгновенно, и в смятении этих минут последние слова инока Трофима услышали по-разному: “Господи, помилуй нас!”,- “Господи, помилуй! Помогите”. Убегавшего от звонницы убийцу видели еще две паломницы, как раз появившиеся у алтарной части храма и вскрикнувшие при виде крови. Рядом с ними стояли двое мужчин, и один из них сказал: “Только пикните, и с вами будет то же”. Внимание всех в этот миг было приковано к залитой кровью звоннице. И кто-то лишь краем глаза заметил, как некий человек убегает от звонницы в сторону хоздвора, а навстречу о. Василию бежит «паломник» в черной шинели. Как был убит о. Василий, никто не видел, но убит он был тоже ударом в спину.

Вот одна из загадок убийства, не дающая иным покоя и ныне: как мог невысокий щуплый человек зарезать трех богатырей? Инок Трофим кочергу завязывал бантиком. Инок Ферапонт, прослуживший пять лет близ границы Японии и владевший ее боевыми искусствами, мог держать оборону против толпы. А у о. Василия, мастера спорта в прошлом, были такие бицепсы, что от них топорщило рясу, вздымая ее на плечах, как надкрылья. Значит, все дело в том, что били со спины? Вспоминают, у инока Трофима был идеальный слух, и стоило о. Ферапонту чуть-чуть ошибиться, как он поправлял: «Ферапонт, не так!» Он не мог не услышать, как упал о. Ферапонт и умолкли его колокола. Вся звонница, наконец, размером в комнатку, и постороннему человеку здесь невозможно появиться незамеченным. Но в том-то и дело, что в обитель пришел оборотень, имеющий вид своего монастырского человека. «Друг пришел, — отвечает за сына мать о. Трофима.

Он любил людей и подумал: друг».

Однажды в юности о. Василия спросили: что для него самое страшное? «Нож в спину», — ответил он. Нож в спину — это знак предательства, ибо только свой человек может подойти днем так по-дружески близко, чтобы предательски убить со спины. «Сын Человеческий предан будет»,- сказано в Евангелии (Мк. 10, 33). И предавший Христа Иуда тоже был оборотнем, действуя под личиной любви: «И пришедше, тотчас подошел к Нему и говорит: «Равви, Равви!» И поцеловал его» (Мк. 14, 15). Пасха Красная. Братиков убили! Журнал «Православие и мир». http://www.pravmir.ru/article_1960. (31.05.2008)

Следствие установило, что о. Василий встретился лицом к лицу с убийцей, и был между ними краткий разговор, после которого о. Василий доверчиво повернулся спиной к убийце. Удар был нанесен снизу вверх — через почки к сердцу. Все внутренности были перерезаны. Но о. Василий еще стоял на ногах и, сделав несколько шагов, упал, заливая кровью молодую траву. Он жил после этого еще около часа, но жизнь уходила от него с потоками крови.

Читать еще:  Какого числа празднуется пасха

Потом у этой залитой кровью земли стояла кружком спортивная команда о. Василия, приехавшая на погребение. Огромные, двухметровые мастера спорта рыдали, как дети, комкая охапки роз. Они любили о. Василия. Когда-то он был их капитаном и вел команду к победе, а потом он привел их к Богу, став для многих духовным отцом. Горе этих сильных людей было безмерным, и не давал покоя вопрос: «Как мог этот «плюгаш» одолеть их капитана?» И теперь на месте убийства они вели разбор последнего боя капитана: да, били в спину. Но о. Василий еще стоял на ногах. Они знали своего капитана — это был человек-молния с таким ошеломляющим мощным броском, что даже в последнюю минуту он мог обрушить на убийцу сокрушительный удар, покарав его. Но… не покарал.

Даже годы спустя дело об убийстве в Оптиной полно загадок. Но однажды в день Собора исповедников и новомучеников Российских молодой приезжий иеромонах говорил проповедь. И помянув о. Василия, вдруг будто сбился, рассказав о том, как на преподобного Серафима Саровского напали в лесу трое разбойников. Преподобный был с топором и такой силы, что мог бы постоять за себя. «В житии преподобного Серафима Саровского говорится, — рассказывал проповедник, — что, когда он поднял топор, то вспомнил слова Господа: «Взявшие меч, мечом и погибнут». И он отбросил топор от себя”. Вот и ответ на вопрос, а мог ли о. Василий обрушить на убийцу ответный смертоносный удар? Дерзость злодеяния была на том и построена, что здесь святая земля, где даже воздух напитан любовью. И верша казнь православных монахов, палач был уверен — уж его-то здесь не убьют. Первой к упавшему о. Василию подбежала двенадцатилетняя Наташа Попова. Зрение у девочки было хорошее, но она увидела невероятное — о. Василий упал, а в сторону от него метнулся черный страшный зверь и, взбежав по расположенной рядом лесенке-поленнице из дров, перемахнул через стену, скрывшись из монастыря. Убегая, убийца сбросил с себя шинель паломника, а чуть позже сбрил бороду — маскарад был уже не нужен.

Православная Пасха в 2020 году

Пасха — важнейший христианский праздник, который празднуют все верующие. Пасха имеет такие названия, как Воскресение Христово и Светлое Христово Воскресение. Как уже понятно из названия, данный праздник установлен в честь одного из важнейших событий в истории христианства — Воскресения Иисуса Христа.

Какого числа Православная Пасха в 2020 году

Пасха не закреплена за определённым числом, а является праздником переходящим. Дата зависит от лунного цикла. Расчёт ведётся так: первое воскресенье после весеннего полнолуния (весеннее полнолуние — первое полнолуние, которое насупило не ранее весеннего равноденствия). Если полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

Даты на этот и следующие годы

  • 2020 — 19 апреля
  • 2021 — 2 мая
  • 2022 — 24 апреля
  • 2023 — 16 апреля
  • 2024 — 5 мая
  • 2025 — 20 апреля
  • 2026 — 12 апреля
  • 2027 — 2 мая
  • 2028 — 16 апреля
  • 2029 — 8 апреля
  • 2030 — 28 апреля

Православная Пасха в России описание

Православная Пасха — христианский праздник, который почитается всеми верующими. Многие наверняка знают, что традиционными в этот день являются крашеные яйца, которые красят по разным рецептам, например, при помощи луковой шелухи. Традиция красить яйца появилась после того, как Мария Магдалина принесла дары римскому императору Тиберию. Императору она сообщила «Христос Воскрес!», на что тот ответил, что этого не могло произойти, как не может яйцо из белого стать красным, после чего яйцо в момент покраснело.

Принято считать, что красные яйца на Пасху олицетворяют кровь Христа, которую он пролил во спасение людей. Яйцо на Пасху символизирует и Гроб Господень — мёртвое снаружи, но содержащее в себе жизнь.

Ещё одно традиционное блюдо — Пасхальный кулич. Пасхальный кулич символизирует Тело Христа, а также переломленный на Тайной вечере хлеб.

В этот Светлый Праздник принято поздравлять словами «Христос Воскрес!», на что поздравляемый должен ответить: «Воистину Воскрес!».

В этот день верующие почитают Воскресение Христово — символом вечной жизни, победы жизни над смертью.

Пасхе предшествует Великий пост, который длится 40 дней, но в зависимости от правил исчисления может иметь другую продолжительность. Главный Пост установлен в честь Христа, который постился в пустыне на протяжении 40 дней. На протяжении этого времени верующие постятся, приготавливаясь к празднованию самой Пасхи. Великий Пост имеет запреты на употребление мяса, яиц, рыбы, молока, выпечку, алкоголь.

Самой Пасхе предшествуют три важных дня:

  1. Чистый Четверг, когда необходимо убраться в доме, омыться, очистить свою душу и помыслы. В Чистый Четверг нужно быть чистым телом и душой, нельзя сквернословить, обижать других, иметь нечистые помыслы;
  2. Страстная Пятница — самый строгий день во время Великого Поста. Нельзя веселиться, работать по дому. Верующим рекомендуется полностью отказаться от пищи, лишь вечером можно съесть немного хлеба и выпить воды. В этот день многие начинают выпекать куличи, однако есть их до Пасхи нельзя;
  3. Великая Суббота — время молитв, посещения пасхальных служб или пасхального богослужения в церкви. Начинают готовить традиционные пасхальные блюда, но есть их нельзя, так как продолжается Великий Пост.

Непосредственно перед Пасхой совершается Пасхальный Крестный ход.

Сама Пасха отмечается в Светлое Воскресенье, а также на протяжении 40 дней после воскресенья.

Ещё одна примечательная традиция — схождение Благодатного огня. Так называемый Благодатный огонь сходит в Храме Гроба Господня (Иерусалимский храм Вознесения Христова).

Ранняя Пасха 1942-го

«…а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша…»

Протоиерей Александр Авдюгин

Пасха – именно то время, когда в глазах верующих можно увидеть сокровенную тайну – промысел Божий. Ведь в них радость искрится. Причем искренняя. Именно та, о которой Господь говорил: «Радуйтесь!»

Во времена нынешние особые радости глубокой ночью, у населения старше сорока (а именно этот контингент в большинстве своем храмы заполняет) вряд ли встретишь. Спят обычно в эти часы, или с боку набок ворочаются, очередной жизненной катаклизмой обеспокоенные.

А здесь, после субботних бесконечных трудов, в праздничное оделись и к полуночи в церковь пошли. Нарядные, улыбчивые. А служба то, до петухов первых, а иногда и до вторых.

И ведь улыбка эта во все времена была, даже в самые тяжелые и страшные.

В 1942 году Православная Церковь праздновала самую раннюю Пасху…

Вопрос о полуночных службах, во всех православных приходах Москвы обсуждался. Волновались верующие. Да и как не волноваться, если немец еще недалеко от столицы был.

Бомбардировок опасались. Ночные хождения по городу не приветствовались, как и затемнение соблюдали. Если службы под пятницу и субботу Страстной недели допускали некоторый компромисс по времени их совершения, то пасхальная служба, в самую полночь Светлого Воскресения могла быть запрещена. Сильно переживали москвичи. В иной час и иное время не воспринималась праздничная пасхальная Заутреня. Уже даже поговаривали, что если власти не разрешат, все едино, служить будут… А ведь по указам военного времени карались не только действия, но и намерения.

В Великую Отечественную войну.

Пасха 1942 г. Богоявленский собор, Москва.

И вдруг, в 6 часов утра в субботу 4 апреля утреннее радио неожиданно для всех началось сообщением распоряжения коменданта Москвы, разрешающего свободное движение в Москве в ночь на пятое апреля. Восторгам православных москвичей, удовлетворенных в самых заветных своих ожиданиях, не было конца…

О той московской Пасхе давно мне рассказали, а вот совсем недавно, за тысячу километров от первопрестольной, у нас, в провинциальной восточной Украине, иная старушка поведала, как в том же 1942-ом, когда немцы усиленно угоняли молодежь в Германию, эту же Пасху встречали.

В храме к полуночи все собрались и хоть и знали, что на вокзале уже эшелон составили, что бы в понедельник, шестого апреля, почти всю окрестную молодежь, родных детей и внуков, в далекую чужбину отправить, но «Христос Воскресе!» так же радостно и утверждающе звучал.

Перед тем, как выйти куличи освящать (яиц практически не было, немцы всех курей поели) священник на амвон вышел и успокоил прихожан. Так и сказал:

— В Страстную Седмицу уедут и к Светлой вернутся.

Так оно и случилось в 45-ом. Почти все к Светлой Седмице и возвратились. Пасха победного года поздней была.

КУКРЫНИКСЫ: М. В. КУПРИЯНОВ. П. Н. КРЫЛОВ. Н. А. СОКОЛОВ. Бегство фашистов из Новгорода. 1944 — 1946.

Есть у меня давний интернет-друг из Мурманска. Алексей Толстых. Давно мы с ним виртуально дружим. Оптина нас объединила. За время нашего общения он уже и жениться успел, и двух близнецов родить расстарался. Хороший, православный молодой человек. Детишек очень любит. Был у него небольшой сайт, где он различные истории и рассказы собирал с Христом и верой нашей связанные.

Вот один из них, который я прочитал лет семь назад, а продолжение он получил на прошлую Пасху.

Повествуется там о следующем.

В одну из пасхальных оптинских ночей инок Трофим (убитый вместе с тремя монахами на Пасху 1993 года) причастившись Святых Христовых Таин, вместе с другими монахами отправился разговляться в монастырскую трапезную.

– Хочешь, чудо покажу? – спросил он сидевшего с ним за одним столом брата.
– Хочу, – с интересом ответил тот.

Читать еще:  Можно ли жениться на пасху

Трофим достал из кармана яйцо.

– Вот видишь, с прошлого года яичко, – сказал он, – целый год пролежало у меня в келье. Простое давно бы протухло, а это освященное, пасхальное – свежее.

Трофим разбил скорлупу и дал понюхать соседу. Яйцо, действительно, оказалось свежим.

Трофим перекрестился и съел половинку, а вторую отдал брату.

Большие у меня сомнения по этому поводу возникли. Понимаю, крещенская вода не протухает, но чтоб яйцо? У него ведь другие свойства, и не произносится столько молитв на освящении яиц и куличей, сколько при освящении воды. Да и чина такого молитвенного особого нет…

Какое же было мое изумление, и радость, когда совсем недавно на второй день Пасхи был я в гостях у одного из наших пожилых священников, который отслужил в храме Божьем уже несколько десятилетий и прошел с Церковью все нелегкие годы ее советской истории. При мне расколол батюшка прошлогоднее яйцо, и оно было как свежее, не затухло, и не было никакого запаха. С точки зрения ученых, неверующих людей и прочих сомневающихся – это непонятно, противоестественно. Для верующего же в благодать Божию, в чудо Его Воскресения нет в этом ничего странного.

Люблю я пасхальную службу. Казалось бы, уже наизусть знаешь все ее последование, знаком каждый возглас и известно каждое песнопение, но всегда, сколько-бы не служил, Светлое Христово Воскресение обладает особой неповторимой радостью. Той, о которой мы мечтаем и к которой стремимся.

Пасха в 1993 году какого числа

В конце 80-х на Пасху у Гроба Господня в Иерусалиме пролилась кровь. А спустя несколько лет, в 1993 году, выдалась кровавая Пасха и у нас в России.
Кровь в алтаре

Весной девяносто третьего ужасное известие о пасхальном убийстве в Оптиной пустыни троих насельников монастыря — иеромонаха отца Василия, инока Трофима и инока Ферапонта — заставило содрогнуться не только верующую Россию, но всех, кто услышал или прочел об этом тройном убийстве, совершенном сатанистом Николаем Аверинцевым. Но никто и никогда до недавнего времени не рассказывал о том, что именно предшествовало появлению этих новомучеников, что происходило до и после убийства в самой Оптиной. Возможно, потому, что по-настоящему верующие люди в принципе не любят говорить о чудесных явлениях, свидетелями которых оказываются. А происходило там еще в канун Пасхи именно то, что трактовалось в религиозной мистике всегда как знамение.

В церкви есть одно непреложное правило, скорее даже закон: в алтаре не должна проливаться кровь. Если это произойдет случайно — допустим, священник во время подготовления причастия поранит руку или у кого-то внезапно хлынет носом кровь, — алтарь необходимо освящать заново. Ибо единственная кровь, которой в нем место, — кровь Христова, мистическим образом преобразуемая в причастное вино.

Тогда, накануне Пасхи, в оптинском храме, как и в любом другом, в это время шла уборка — в том числе в алтаре. Один из монахов чистил ножом подсвечник, нож сорвался и поранил ему руку. Зажав рану, он выбежал из храма. Вслед за ним вышел послушник Александр Петров и, перебинтовав тому руку, сказал: «Не понимаю, что происходит. За Страстную седмицу (последнюю неделю перед Пасхой. — М.В.) уже четвертый раз кровь в алтаре. То копие сорвется на проскомидии, то еще кто как-то поранится. Что же это такое значит. »

По свидетельствам очевидцев, на ту Пасху и перед ней вообще происходило много странного. Вся Оптина была, в частности, окутана каким-то маревом, от которого дрожали и двоились в двух шагах от наблюдателя предметы. Насторожила и история о том, как не были подпущены к месту грядущей трагедии дети.

На каждую Пасху в Оптину пустынь (к тому времени уже традиционно) приезжали ребятишки из Московской православной гимназии. Так должно было произойти и тогда, в 93-м. Дети уже находились в автобусе, готовом тронуться с места, когда движок внезапно заглох. Многочисленные попытки запустить его не только ни к чему не привели, но и время было упущено, сделало поездку невозможной. Когда же после Пасхи вызвали автомеханика, автобус оказался исправен полностью, его движок заводился с пол-оборота. Столь странная Пасха в Оптиной была до этого всего один раз — перед Чернобылем.

Наконец, произошла еще одна совершенно невероятная история с одним из будущих новомучеников — отцом Трофимом, который был, помимо всего прочего, еще и звонарем Оптиной пустыни.
Люди верующие хорошо знают, что в Страстную пятницу, в три часа пополудни — то есть в час Распятия Христа и выноса Плащаницы — хоть ненадолго, но непременно меркнет солнце, а по земле проносится гулкий порыв ветра, вздымающий в воздух стаи кричащих птиц. Душу религиозного человека в этот момент охватывает особенно острая, скорбная тоска.

. Сказать об отце Трофиме, что он был верующим — значит не сказать о нем ничего: его вера была такой силы, на какую способны только души святых. Это нужно знать, чтобы понять, насколько невероятным было то, что случилось в момент выноса Плащаницы, который происходит под специальный погребальный звон. Так вот: монах Трофим, старший, опытнейший звонарь Оптиной, первым вскинувший руки к колоколам, в этот скорбный момент неожиданно вызвонил. пасхальный звон вместо погребального!

Когда его вызвали для объяснения к наместнику, он лишь растерянно каялся, не в силах объяснить, как такое могло случиться. Объяснилось все позже, когда монахи подняли на плечи три гроба, и именно под пасхальный звон хоронили погибших.

О своей близкой смерти отец Трофим знал — как знали заранее о своей кончине все святые. Вот что рассказывает иконописец Тамара Мушкетова, записавшая это в своем дневнике. За год до Пасхи 1993 года она с сестрами пошла к озеру, расположенному рядом с Оптиной, чтобы набрать сосновых почек для чая.
Там и столкнулись девушки с монахом Трофимом. Стоя на берегу, тот с восхищением смотрел на озеро: «Красота какая, — улыбнулся он, — не наглядишься. А жить осталось год. » Тамара удивилась: «Простите, отец Трофим, но я смотрю на жизнь более оптимистично». Что касается оптимизма, примерно в то же время отец Трофим сказал как-то приунывшей паломнице: «Лена, чего киснешь? Жить осталось так мало, может быть, год. Унывать уже некогда. Радуйся!» — и подарил ей букет только что собранных полевых цветов.

Наконец, за неделю до гибели он отдал знакомому хранившиеся у него документы паломника Николая Р., сказав: «Отдашь ему, когда вернется в монастырь». Николай вернулся в Оптину уже после убийства.

Тем не менее, несмотря на предчувствие своего скорого конца, по свидетельству решительно всех, кто знал отца Трофима, радость и доброта буквально бурлили в нем. И в каждом из трех убиенных жила убежденность, что рано или поздно им — и отцу Трофиму, и отцу Василию, и отцу Ферапонту придется пострадать за Христа.

Убийство в Оптиной было расчетливым и тщательно подготовленным — даже если не иметь в виду специально выкованный Аверинцевым и украшенный знаком «сатана-666» меч. Местные жители вспоминают, как перед Пасхой убийца приходил в монастырь, сидел на корточках у звонницы, изучая позы звонарей, по-хозяйски осматривая входы и выходы.

Вспоминает ту пасхальную ночь иеромонах Михаил: «В шесть часов утра в скиту началась литургия, и я обратил внимание на то, что отец Василий, который должен был исповедовать, почему-то задерживается. Вдруг в алтарь даже не вошел, а как-то по стенке вполз послушник Евгений и говорит: «Батюшка, помяните новопреставленных убиенных иноков Трофима и Ферапонта. И помолитесь о здравии иеромонаха Василия. Он тяжело ранен». И тут же мой иеродиакон Иларион, качнувшись, начинает оседать, захлебываясь от слез. На службу он так и не смог выйти — вышел за него отец Рафаил. И только тут до меня дошло, почему мне все чудилась какая-то странность: в пасхальную ночь колокола Оптиной молчали. »

Примерно в это же время рядом с монастырем то же самое вдруг заметили миряне православной общины, собравшиеся за пасхальным столом. В момент, когда воздух должен гудеть от благовеста — тишина. Кто-то вдруг спросил: «Почему молчит Оптина?» И словно в ответ — отчаянный крик за окнами: «Братиков убили! Убили братиков. »

. За несколько минут до шести утра двор монастыря опустел: кто-то ушел на раннюю литургию, кто-то — в скит. Последним уходил Игумен Александр: «Обернувшись, я увидел, как из своей кельи торопливо спускается монах Трофим — радостный, сияющий, как всегда не идущий даже, а бегущий: «Батюшка, — говорит, — благословите, иду звонить. » Я глянул на пустую звонницу, спрашиваю: «Да как же ты будешь один-то звонить?» — «Ничего, сейчас кто-нибудь подойдет!» И почти тут же появился монах Ферапонт, оба направились к звоннице, не подозревая, что там затаился убийца. »

Их обоих он заколол в спину: вначале инока Ферапонта, вслед за ним — Трофима. Уже смертельно раненный, инок Трофим из последних, сверхъестественных сил подтянулся на веревках к колоколам и ударил в набат, раскачивая колокола уже мертвым телом: и в последние секунды жизни он думал о людях, которых любил, в самой смерти восстал на их защиту, предупреждая обитель, поднимая по тревоге монастырь.

У колоколов — свой язык. Иеромонах Василий шел в это время исповедовать в скит, но услышав зов набата, повернул к колоколам, навстречу убийце. Все было просчитано Аверинцевым, кроме одного: той любви монаха Трофима к людям, которая дала ему возможность ударить в набат вопреки смерти. С этого мгновения появляются свидетели преступления. Три женщины, шедшие на хоздвор за молоком: они видели, как упал Трофим, как умолкли колокола, как сумел он дотянуться до них, как вновь упал. Видели, как перемахнул через штакетник звонницы и побежал прочь невысокий «паломник» в черном, не подозревая, что видят убийцу. Разве могла прийти в первое мирное пасхальное утро в голову мысль об убийстве?!

Читать еще:  Открытки с праздником пасхи

Отец Василий, двинувшийся к звоннице на зов набата, встретился с преступником лицом к лицу. Еще две паломницы видели, что между ними состоялся какой-то короткий разговор, после чего отец Василий доверчиво повернулся к Аверинцеву спиной. В следующее мгновение он упал, обливаясь кровью.

Первой к нему подбежала 12-летняя девочка — Наташа Попова. Зрение у нее стопроцентное, но увидела она нечто невероятное: отец Василий падает, а в сторону от него метнулся страшный черный зверь, взбежал по расположенной рядом лесенкой поленнице, перемахнул через стену и скрылся из монастыря. «Батюшка, — спрашивала потом девочка у старца, — почему вместо человека я увидела зверя?» — «Да ведь сила-то звериная, сатанинская, — ответил старец. — Вот душа и увидела это».

. Отец Василий, получивший смертельное ранение, скончался спустя час. Оптина пустынь застыла от горя, молчали ее онемевшие колокола.

Иноку Ферапонту, в миру Пушкареву Владимиру Леонидовичу, на момент гибели было 37 лет. За плечами — срочная и сверхсрочная служба в армии, учеба в лесном техникуме, работа в лесхозе на Байкале. В Оптину пришел пешком летом 1990 года.

Иноку Трофиму, в миру Леониду Ивановичу Татарникову, на момент гибели было 39 лет. Сибиряк, из многодетной семьи. В монастырь пришел в 36 лет.

Отец Василий, в миру Игорь Иванович Росляков, погиб в 33 года. Имя капитана сборной по водному поло МГУ и члена сборной СССР Игоря Рослякова прекрасно знали все любители спорта: он был настоящей звездой, объездил полмира. Учился на журфаке, писал стихи. Ни поэтом, ни журналистом не стал. У каждого человека — свой путь к Богу. Его путь начался еще до Оптиной, куда он приехал в числе первых — тех, кто восстанавливал ее в буквальном смысле из развалин осенью 1988 года.

Член Союза писателей России Нина Попова, собравшая свидетельства и выпустившая книгу о залитой кровью оптинской Пасхе девяносто третьего года, очень мало говорит о тех чудесах, которые последовали за трагедией. Как уже упоминалось, верующие люди предпочитают не сосредотачиваться на этой стороне религии. И не только потому, что она наиболее таинственна, а следовательно, наиболее интимна, но еще и потому, что пересказ чудес и даже тот факт, что свидетелем чуда становится атеист, не приводит, как и предсказывал еще две тысячи лет назад Иисус Христос, человека к Богу.

Далеко ходить за примерами не надо. Миллионы людей стали за эти годы свидетелями чуда схождения Благодатного Огня на Гроб Господень на православную Пасху. Но многих ли из тех, кто приехал в Иерусалим из любопытства, это привело в христианство? И много ли, наконец, имен католиков-христиан мы знаем, перешедших в православие после того, как собственными глазами увидели, что именно на православную Пасху, по молитве православного Патриарха сходит Огонь.

Ответ прост: ни одного.

Вот поэтому-то приведем лишь краткий перечень чудотворений, связанных с именами оптинских новомучеников. Почти сразу начались чудесные исцеления на могилах убитых. Постоянно мироточит крест отца Василия. Прибирая залитую кровью колокольню, монахи вынуждены были аккуратно стесать насквозь пропитанный ею пол, точно так же собрали и пропитанную кровью землю на месте гибели отца Василия. И эту земельку, и окровавленные щепочки разобрали прихожане монастыря и паломники: они благоухают по сей день в самых разных уголках России.

На могилах убиенных нуждающиеся в исцелении получают его и сегодня. Вот всего один случай, рассказанный монахиней Георгией, тогда просто Людмилой Толстиковой.

«24 октября 1998 года, на Собор оптинских старцев я пришла на могилы новомучеников. Тут приходит паломник, как-то странно и неловко прижимая к себе листочек бумаги, просит меня набрать земельки с их могил. «А сами?» — спрашиваю. Тут глянула на его руки и сразу устыдилась: кисти рук восковые, неподвижные. И тут он наклоняется к могилке отца Василия, прижимает руки, водит ими по земле.

Вдруг как засмеется: «Смотрите, они ожили, а врачи хотели мне их отнять. Гляжу — впрямь розовые, живые пальцы. У меня даже слезы из глаз брызнули: «Напишите о вашем исцелении. » — «Лучше вы, — говорит, — вот мой адрес: Калужская область, Кировский район, п/о Мало-Песочное, Акимов Алексей Николаевич». Позже он и письмо прислал, и справку от врача: диагноз «омертвение тканей» восстановление рук исключал.

Это — к вопросу о той Пасхальной Радости, которую так ждут из года в год православные христиане от главного праздника церковного года. Вот она — радость, родившаяся из скорби: появление святых новомучеников в нашу жестокую эпоху. Своей мученической гибелью монахи Трофим, Василий и Ферапонт в очередной раз повергли скептиков, пополнив собой сонм русских святых. Со всей России съехались тогда на их погребение лучшие ее звонари, всю Светлую неделю не умолкал над Оптиной, как и положено, пасхальный звон. Со всей России с того момента и по сей день не иссякает к их могилам паломничество жаждущих исцеления и помощи в своих бедах. И они ее получают. Вместе с той Пасхальной Радостью, которая всегда рядом с нами, если сами мы способны увидеть ее и воспринять.
Что касается знамений, напомним: спустя ровно полгода после Пасхи 1993-го, на Белый дом двинулись танки. Россия вступила в новую эпоху. Как же хочется верить, что все-таки — не последнюю!

Какого числа православные верующие будут отмечать Пасху в 2020 году

Пасха считается одним из основных христианских праздников, поскольку именно воскрешение Иисуса Христа является центральным событием всего Евангелия.

Светлый праздник Пасхи примечателен еще тем, что он не имеет фиксированной даты празднования.

Вместе с тем, от даты празднования Пасхи зависят даты празднования других религиозных праздников, которые не имеют фиксированной даты. Также от даты празднования Пасхи зависят даты многих христианских постов и просто праздничных дней.

На какое число выпадает Пасха в 2020 году

Православные верующие будут отмечать Пасху в 2020 году 19 апреля. Как говорилось ранее, это празднование Пасхи – главное событие года для православных верующих. Полное церковное название праздника звучит, как Светлое Христово Воскресенье. Данное торжество приурочено к воскресению Иисуса Христа после того, как он был распят.

Пасха – праздник с переходящей датой. Ежегодно дата празднования исчисляется по лунно-солнечному календарю. Пасху отмечают в ближайшее воскресенье после первого полнолуния, которое наступает после весеннего равноденствия. Дата празднования припадает на период с 4 апреля по 8 мая по новому стилю.

История праздника

Иисус Христос был приговорен к мучительной смерти через распятие на кресте по приказу римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Спасителя распяли на горе Голгофе, которая находилась на окраине Иерусалима. Точная дата смерти Иисуса Христа неизвестна. Считается, что это произошло в пятницу в период с 26 до 36 год нашей эры.

После того, как Спаситель умер, его обвили плащаницей и положили в каменную пещеру до наступления субботнего покоя. В ночь с субботы на воскресенье, накануне иудейской Пасхи, к месту захоронения Иисуса Христа пришли жены-мироносицы. Они обнаружили отпертую пещеру и ангела, который и возвестил их о скором возвращении Спасителя.

Свое название праздник получил от еврейской Пасхи, в ночь на которую произошло Воскресение Христово. У иудеев праздник Пейсах посвящен Исходу – освобождению израильтян от четырехвекового рабства, от гнета египетских фараонов. Все эти события описываются в Ветхом Завете.

Традиции праздника

В этот праздник в православных храмах проводят торжественное богослужение. Сначала в храмах служат Полунощницу, во время которой священнослужители уносят Плащаницу в алтарь и размещают ее на престоле. Длится эта служба до полуночи. После полуночи начинается утренняя служба.

Во время этой службы духовенство поет в алтаре праздничную стихиру, после чего священнослужитель совершает церковный ход – он обходит храм под колокольный звон. Во время этого обхода церковный служитель держит в руках фонарь с горящей внутри свечой. За ним идут представители духовенства с церковными реликвиями.

Крестный ход сопровождается пением стихиры. После обхода храма продолжается утренняя служба. Неотъемлемой частью Пасхальной службы являются Пасхальные часы и литургия Иоанна Златоуста. В Светлое Христово Воскресенье православные верующие освящают в церкви куличи, творожные пасхи, крашенные яйца и другие угощения.

Люди складывают в плетеную корзину продукты, накрывают их красивым полотенцем и несут их на освящение в храмы. Также на Пасху принято святить артос, так называют квасной хлеб. После освящения артос раздают верующим, которые должны хранить этот хлеб дома на протяжении года. Принимать артос можно натощак при болезнях.

На Пасху православные верующие приветствуют друга фразой: «Христос Воскрес!», в ответ на которую человек должен произнести: «Воистину Воскрес!». В этот праздник принято навещать родственников, проводить время в кругу семьи, организовывать различные гуляния и посещать развлекательные мероприятия.

Многие православные верующие считают, что в праздник Пасхи открываются небеса. Потому в этот день принято проводить различные магические обряды. Народные целители в свою очередь считают, что время пасхальных праздников является лучшим моментом для исцеления от болезней.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector