0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасха в 1980 году

Пасхалия

Пасха́лия система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года (отсюда и название – пасхалия). На основании особых вычислений составляется календарь праздников. Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII . Он обычно именуется «новым стилем».

Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г. Никея) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.

Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах 35 дней: от 4 апреля до 8 мая нового стиля.

Календарь празднования Пасхи и некоторых переходящих праздников на 2018-2030 годы (по новому стилю)

Канонические норма православной Пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени

Д.П. Огицкий, профессор Московской духовной академии
Статья публикуется в сокращении.

Еще до Никейского Собора приобрело общецерковный характер правило о праздновании Пасхи в воскресенье после 14 нисана (чаще это было первое воскресенье, в некоторых случаях — второе).

Новый вопрос, который предстояло решить Никейскому Собору, состоял в следующем: всегда ли следует считать 14 нисана то полнолуние, которое считается 14 нисана у евреев, или же христианам следует иметь по этому вопросу свое мнение и решать вопрос о первом весеннем лунном месяце и его 14 дне самостоятельно, с учетом более точных астрономических данных?

Вопрос был вызван расхождением в практике различных церквей. Христиане «Востока», — точнее, Сирии, Месопотамии и отчасти Киликии, — придерживались первого решения, т. е. всегда безоговорочно следовали за еврейским календарем, празднуя свою Пасху, хотя и в воскресенье, но непосредственно после Пасхи еврейской. Христиане Европы, Африки, Малой Азии, представлявшие большинство христианского мира, к тому времени уже освободились от такой зависимости от евреев и не следовали безоговорочно еврейскому календарю, ссылаясь на несовершенство последнего. В тех случаях, когда еврейская пасха приходилась ранее весеннего равноденствия, т. е. до момента, считающегося началом весны и естественным тропическим рубежом года, христиане названных стран считали 14 нисана следующее полнолуние. В таких случаях разрыв между Пасхой у христиан «Востока» и у прочих христиан составлял целый месяц, а то и пять недель. Чтобы положить конец таким расхождениям, Никейский Собор после того как удалось уговорить восточных отказаться от их практики 1 определял всем следовать второй практике, основанной на самостоятельном, независящем от еврейского календаря, решении. Таков смысл никейского определения и запрета праздновать Пасху «с иудеями» μμετὰ τῶν Ἰουδαίων) до весеннего равноденствия.

Надо думать, что детальной регламентацией пасхалии Никейский Собор не занимался, во-первых, потому, что все внимание его, как видно из посланий св. Афанасия Александрийского, было направлено на преодоление главной трудности на пути к установлению единой пасхалии — привязанности «восточных» к еврейскому календарю, во-вторых, потому, что те пасхалические вопросы, которые волновали Церковь ранее (например, о дне седмицы, в который должна праздноваться Пасха и об отношении этого дня к лунной дате 14 нисана), теперь уже не вызывали прежних пререканий, в-третьих, потому, что детальная и исчерпывающая регламентация техники пасхалических вычислений (вплоть до решения проблем, вызывающихся неточностью юлианского кале н даря) была собору не под силу, да едва ли и необходимо было все технические детали решения вопроса о пасхалии скреплять авторитетом вселенского собора. Собор провозгласил (едва ли, впрочем, вызывавший у кого-либо сомнения) принцип одновременного празднования Пасхи всей Церковью. Реальный же вклад собора в реализацию этого принципа состоял в том, что он устранил вышеуказанное главное препятствие, стоявшее в то время на пути к осуществлению этого принципа.

Много столетий спустя, когда главный предмет пасхалических расхождений начала IV в. и сопутствовавшие обсуждению этого вопроса на вселенском соборе обстоятельства дела были основательно забыты, Никейскому Собору стали приписывать кое-что такое, чего собор прямо не предписывал, и даже нечто такое, что совершенно не соответствовало его линии.

Неправильные суждения о смысле канонических предписаний о времени празднования Пасхи и, в частности, о смысле запрета праздновать ее μετὰ τῶν Ἰουδαίων мы находим, прежде всего, у таких крупных канонистов православного Востока, как Иоанн Зонара, Феодор Вальсамон, Матфей Властарь. Они-то и содействовали, больше, чем кто-либо другой, популяризации этих суждений у нас, в православной среде.

В толковании на 7-е Апостольское правило Зонара пишет: «Вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать Пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их непраздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха. Не исполняющий сего священнослужитель должен быть извержен. То же определил и Антиохийский Собор в первом правиле».

Зонара, а вслед за ним и другие канонисты, своим толкованием канонов ставят сроки христианской Пасхи в прямую, постоянную зависимость от сроков пасхи еврейской. Такое толкование канонических правил стало у нас чем-то непререкаемым, почти аксиомой. Держатся его и такие видные православные канонисты позднейшего времени, как епископ Никодим Милаш (Правила Православной Церкви с толкованиями). Оперируют им многие и по сей день, когда затрагиваются вопросы исправления календаря и пасхалии.

Между тем, всё, что мы знаем об отношении Никейского Собора к вопросу о времени празднования Пасхи, находится в резком противоречии с такой интерпретацией канонических правил о Пасхе.

Что могли иметь ввиду эти правила, запрещая христианам праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων? Случайное совпадение в один день праздников христианского и иудейского? Если да, то, спрашивается, почему такое совпадение недопустимо? Потому ли, что христианская Пасха «осквернилась бы» через соприкосновение с еврейской? Или, быть может, потому, что празднованием в один день нарушалась бы последовательность воспоминаний — сперва пасха законная, потом новая Пасха? Но известно, что Церкви, принявшие никейское определение в руководство, нисколько не смущались случаями таких совпадений и праздновали Пасху в один день с иудеями (с 14 на 15 нисана) и после Никейского Собора — в 328, 343, 347, 370, 394 годах 2 и в более позднее время 3 . Если требовалось воспроизведение последовательности событий и христиане обязаны были следить за тем, чтобы их Пасха была после еврейской,— не совсем понятно, почему в канонах нигде нет запрета праздновать христианскую Пасху раньше еврейской. Возникает еще и такой вопрос: в каком положении, с точки зрения Зонары и его единомышленников, оказались бы христиане, если бы, скажем, сейчас иудеи изменили бы свою пасхалию и приблизили бы свою датировку Пасхи к нашей — пришлось ли бы нам тогда «убегать» от них со своими датами и соответственно перестраивать свою пасхалию?

В свете фактов, относящихся к истории пасхальных споров в никейское время, ответ на все это может быть только один: никейские отцы отвергли всякую обязательную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. С настойчивостью подчеркивается это в послании императора Константина: «Прежде всего они признали недостойным в совершении святейшего оного праздника следовать обычаю иудеев… Ибо есть возможность, отвергнув их обычай, следовать более правильному порядку» 4 . Стараясь расположить всех христиан к принятию этого порядка, автор послания настойчиво призывает христиан не иметь ничего общего с евреями в определении времени Пасхи. «Ибо поистине, — говорит он, — совершенно неуместна их похвальба, будто без их научения мы не в состоянии соблюдать это» 1 . Вместе с тем он стремится дискредитировать еврейский календарь, по которому Пасха бывала в те времена и до наступления весеннего равноденствия. Такие случаи в послании императора расцениваются как двукратное совершение Пасхи в одном и том же году.

Ни в канонах, ни в других современных и близких Никейскому Собору документах, интерпретирующих никейское определение, нет речи о том, что должна быть исключена возможность случайных совпадений христианской Пасхи с еврейской, т. е. возможность празднования ее в некоторых случаях в один день с евреями. Нигде нет также запрета празднования христианами Пасхи раньше евреев. Такой запрет означал бы зависимость сроков христианской пасхи от сроков пасхи еврейской. А всё, что мы знаем о никейском определении, говорит о том, что никейские отцы были против какой бы то ни было зависимости христиан от евреев в этом вопросе.

Никейский Собор запретил, таким образом, не случайные совпадения, а принципиальную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. На языке канонов праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων не значит допускать случайные совпадения Пасхи христианской и еврейской, а значит при определении дня Пасхи христианской неуклонно держаться еврейской пасхалии, не допуская иных пасхалических расчетов, и признавать для христиан обязательным праздновать Пасху в воскресенье, непосредственно следующее за пасхой еврейской. Употребляя выражение μετὰ τῶν Ἰουδαίων, каноны имели в виду принципиальное согласие христиан «Востока» с иудеями в вопросе даты 14 нисана, а вовсе не те или иные случайные совпадения в расчетах и датах.

Ошибка Зонары и других толкователей канонов явилась следствием, во-первых, неправильного, поверхностного и слишком дословного понимания ими выражения μετὰ τῶν Ἰουδαίων без всякого учета конкретных исторических условий, в которых родилась эта формулировка, во-вторых, — следствием того, что они делали неправомерные выводы из современных им фактических данных пасхалии. Дело в том, что в их время наши пасхалические таблицы, приноровленные к юлианскому календарю, настолько уже отставали и от астрономических данных и от еврейских расчетов (ставших, кстати сказать, к тому времени чрезвычайно точными), что увеличившаяся дистанция между Пасхой христианской и еврейской совершенно исключала возможность совпадения их дат. Фактически Пасха христианская во времена Зонары была всегда только после пасхи еврейской. В этом фактическом положении дела канонисты видели подтверждение своих толкований об обязательности для христиан соблюдения такой последовательности и дистанции между праздниками еврейским и христианским.

Сейчас, когда стоит вопрос о пересмотре пасхалии, нам необходимо решительно отмежеваться от этих неправильных толкований канонических правил и исходить из того, что правила эти не предусматривают никакой принципиальной зависимости сроков нашей Пасхи от времени празднования пасхи у евреев.

Читать еще:  Отец даниила александровича

1 Κὶοι μὲν ἀπὸ τῆς Ζυρίας ̓επεἰσθησαν (Афанасий Александрийский. О соборах, V ) .

2 Доклад проф. В. В. Болотова на заседании Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом Обществе 31 мая 1899 г. Приложение 5-е к журналам заседания Комиссии, с. 37—38.

Пасха в 2020 году

Какого числа православная Пасха в 2020 году

— Мы прощены, мы спасены и ис­куплены — Христос воскресе! — говорит в своей пасхальной проповеди священномученик Серафим (Чичагов). — В этих двух словах все сказано. На них основана наша вера, наша надежда, любовь, христианская жизнь, вся наша премудрость, просвещение, Святая Церковь, сер­дечная молитва и вся наша будущность. Двумя этими словами унич­тожены все бедствия человеческие, смерть, зло и дарованы жизнь, блаженство и свобода! Какая чудодейственная сила! Можно ли ус­тать повторять: Христос воскресе! Может ли надоесть нам слушать: Христос воскресе!

Крашенные куриные яйца – один из элементов пасхальной трапезы, символ возрожденной жизни. Ещё одно блюдо называется так же, как и праздник – пасха. Это творожное лакомство, приправленное с изюмом, курагой или цукатами, подаваемое на стол в виде пирамиды, украшенной буквами «ХВ». Такая форма обуславливается памятью о Гробе Господнем, из которого воссиял свет Христова Воскресения. Третий застольный вестник праздника – кулич, своеобразный символ торжества христиан и их близости со Спасителем. Перед тем, как приступить к разговению, все эти яства принято освящать в храмах в течение Великой Субботы и во время пасхального богослужения.

Какого числа католическая Пасха в 2020 году

Много веков католическая Пасха определялась в соответствии с Пасхалией, созданной в Александрии. В её основу был положен девятнадцатилетний цикл Солнца, день весеннего равноденствия в ней также был неизменным – 21 марта. И такое положение вещей существовало до XVI-го века, пока священник Христофор Клавиус не предложил другой календарь для определения Пасхи. Папа Римский Григорий XIII его одобрил, и с 1582 года католики перешли на новый – григорианский календарь. Восточная церковь отказалась от нововведения – у православных христиан осталось всё по-прежнему, в соответствии с календарем Юлианским.

Перейти на новый стиль летоисчисления в России решились только после революции, в 1918 году, и то только на государственном уровне. Таким образом, вот уже больше четырех столетий православная и католическая церковь празднуют Пасху в разное время. Бывает так, что они совпадают и торжество отмечается в один день, но так происходит редко (например, подобное совпадение католической и православной Пасхи было совсем недавно — в 2017 году).

В 2020 году католики отметят Пасху 12 апреля, то есть разница между датами составит неделю, но бывает и так, что она достигает полутора месяцев. Практически всегда вначале празднуется католическая Пасха, а уже после — православная.

Традиции Пасхи

В Православной традиции Пасха является самым главным праздником (в то время как католики и протестанты более всего почитают Рождество). И это закономерно, ведь вся суть христианства заключается в смерти и воскресении Христовом, в Его искупительной жертве за грехи всего человечества и Его великой любви к людям.

Сразу после пасхальной ночи начинается Светлая Седмица. Особые дни богослужений, в которые служба совершается по пасхальному уставу. Исполняются пасхальные часы, праздничные песнопения: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Врата алтаря распахнуты всю неделю, словно символ приглашения к главному церковному торжеству всех желающих. Убранство храмовой Голгофы (деревянного распятия в натуральный размер) меняется с черного траурного на белое праздничное.

В эти дни нет поста, послабляются приготовления к главному таинству — Причастию. В любой день Светлой седмицы христианин может подойти к Чаше.

Многие верующие свидетельствуют об особом молитвенном состоянии в эти святые дни. Когда душу наполняет удивительная благодатная радость. Считается даже, что те, кто сподобился преставиться в пасхальные дни, попадают на Небеса, минуя воздушные мытарства, ведь бесы бессильны в это время.

С Пасхи до Вознесения Господня во время служб нет коленопреклоненных молитв и земных поклонов.

В канун Антипасхи врата алтаря закрываются, но праздничные службы длятся до Вознесения, которое отмечается на 40 день после Пасхи. До того момента православные приветствуют друг друга радостным: «Христос Воскресе!»

Также в канун Пасхи происходит главное чудо христианского мира — схождение Благодатного Огня на Гроб Господень в Иерусалиме. Чудо, которые многие пытались оспорить или изучить научно. Чудо, вселяющее в сердце каждого верующего надежду на спасение и жизнь вечную.

Сегодня все, кроме самого молодого поколения, помнят, как в советские времена – времена гонений на Церковь – запрещали праздновать Пасху. И, тем не менее, даже в годы жесточайших гонений, Пасху старались праздновать всегда и везде, даже в лагерях, ссылках, тюрьмах и одиночных камерах. Каждое такое празднование Пасхи было чревато продлением срока или смертной казнью.

Тому подтверждение – богослужебный опыт новомучеников и исповедников Русской церкви, о котором вспоминали на Просфориаде* братства во имя свт. Тихона Задонского. Пасхальным богослужением, объединяющим по своей сути, нельзя было пожертвовать ни при каких обстоятельствах. Богослужебных книг в таких местах не было, и поэтому служили то, что помнили наизусть.

Инна Ткаченко, выпускница Свято-Филаретовского института, рассказала о воспоминаниях архимандрита Сергия (Савельева): во время строительства железной дороги Пинюг-Сыктывкар Пасхальную ночь встречали общим пением. Часто инициатором пения был один человек – священник или мирянин, который своим бесстрашием заражал других.

Другое воспоминание, прозвучавшее на Просфориаде: о воронежских женщинах – политических заключенных, которые в колымских лагерях отказались от работы на Пасху. В качестве наказания их загнали в ледяную воду, а они в ней стояли и пели стихиры Пасхи.

Можно приводить множество примеров исповедничества совсем простых людей, имена которых до нас не дошли, но важно одно: однажды обретя веру в Воскресшего Христа, духовная победа для многих узников была важнее самой жизни.

Также на «машине времени» мы перенеслись на несколько десятков лет назад, услышав воспоминания участников вечера о том, как они впервые узнали о празднике Пасхи.

Наталья Овчарова

Первая Пасха, которую я помню, была в начале 1980-х. Тогда мне было лет восемь… Незадолго до Пасхи школьная учительница нас предупреждала, что нужно отказываться, когда бабушки будут звать в храм, что нельзя есть пасхальные куличи и яйца.

В тот пасхальный день я зашла за своим другом. Его не оказалось дома, и открывшие дверь его бабушка и дедушка радушно встретили меня и пригласили войти. До сих пор помню их квартиру, залитую солнцем. Они предложили съесть кулич или яйцо. Было неудобно отказаться и невозможно согласиться… «Вам, наверное, в школе не разрешают, – догадались они. – Возьми тогда сыр!» Невозможно было съесть и сыр… Я зажала сыр в руке, вышла на улицу и стала кормить собак…

Наталья Ершова

В детстве я жила в таком месте – городе Губкине в Белгородской области, где храмов не было вовсе. Я не видела их даже на картинках. Однажды в школе я услышала, как перешептывались мои одноклассники о том, что ночью ездили в храм, взяв с собой яйца и куличи. Мне это было совсем непонятно… Когда мне было тринадцать или четырнадцать лет, у нас дома впервые испекли куличи и покрасили яйца. Но есть их сразу было нельзя, нужно было ждать до какого-то «Светлого дня». Это рождало атмосферу тайны и загадки.

Вера Муратова

Наши бабушки старались передать нам веру в Бога и церковь, школа же из нас это вымывала и вычищала. В нашем городе, построенном при советской власти, храма не было. Но каждое лето я гостила у бабушки в селе, где храм стоял, но был переоборудован в зернохранилище.

Моя бабушка в детстве ходила в школу всего два дня, и однажды я взялась ее поучать, что Бога нет. На что она мне ответила: «Ну у вас в городе нет, а у нас в деревне есть».

Когда бабушке было семьдесят лет, она уже не могла жить одна и переселилась в другое место. Ради того, чтобы побывать на пасхальной службе, они с подругами отправлялись в храм за двадцать километров, посещали субботнюю службу, ночевали где-то на расстеленных газетах, посещали пасхальную службу и первым автобусом приезжали домой. И так повторялось каждую Пасху.

Ирина Куликова

Моя бабушка была верующей, мне не было еще и десяти лет, когда меня бабушка взяла с собой на ночную службу. Меня завернули в огромную шаль голубого цвета и повели в церковь. Всю дорогу подруги бабушки выговарили ей за этот поступок, будучи твердо убеждены, что завтра меня выгонят из школы. Но моя бабушка, крестившая всех родственников и всю нашу улицу, никого не боялась. Она праздновала Пасху открыто.Первое мое впечатление от храма в пасхальную ночь – ощущение тайны и красоты, до настоящего понимания которых мне расти и расти.

В 10 классе нас послали отлавливать других комсомольцев, пришедших на ночную пасхальную службу. Те четверо человек, которые пришли вместе со мной, не выполняли свою задачу, а стояли в первых рядах, с большим интересом наблюдая за службой. Это была тихая радость, которую невозможно выразить словами.

*Просфориада – от древне-греческого слова «просфора», (предлог προ и глагол φέρω – нести), которое буквально означает «приносимое») – праздник, где все приносят «приношения»: в данном случае, воспоминания о праздновании Пасхи, рассказы из жизни новомучеников и исповедников веры, песни, стихи, спектакль или сценки, видеоролики, поделки и пр.

Пасха в 2020 году

Пасха в 2020 году отмечается 19 апреля. Это главное событие года для православных христиан. Полное церковное название праздника – Светлое Христово Воскресение. Торжество приурочено к воскресению Иисуса Христа после распятия.

Пасха – переходящее событие. Ее дата исчисляется по лунно-солнечному календарю. Праздник отмечается в ближайшее воскресенье после первого полнолуния, которое случается после дня весеннего равноденствия. Дата приходится в период от 4 апреля до 8 мая по новому стилю.

История праздника

По приказу римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата Иисус Христос был приговорен к мучительной смерти – распятии на кресте. Его распяли на горе Голгофе на окраине Иерусалима. Точная дата смерти Спасителя неизвестна. Это произошло в пятницу, в период с 26 года н.э. по 36 год н.э. После смерти Иисуса обвили плащаницей и положили в гроб (каменную пещеру) до наступления субботнего покоя. В ночь с субботы на воскресенье, накануне иудейской Пасхи, Жены-мироносицы пришли к гробу. Они обнаружили отпертую пещеру и ангела в ней, который известил их о воскресении Христа.

Читать еще:  От чего зависит дата пасхи

Название «Пасха» праздник получил от еврейской Пасхи, в ночь на которую произошло Воскресение Христово. Песах у иудеев посвящен Исходу – освобождению израильтян от четырехвекового рабства под гнетом египетских фараонов. Эти события описаны в Ветхом Завете.

Традиции и обряды праздника

Пасха – главный праздник христианства. В этот день в храмах проводится торжественное богослужение. Оно начинается до полуночи. Сначала служится Полунощница, во время которой священники уносят Плащаницу в алтарь и кладут на престол. В полночь начинается утреня. Духовенство поет в алтаре праздничную стихиру. Затем церковнослужитель совершает крестный ход – обход храма под колокольный звон. В руках он держит фонарь с горящей свечой внутри. За ним следуют представители духовенства с церковными реликвиями. Крестный ход сопровождается пением стихиры. После обхода храма продолжается утреня. Неотъемлемыми частями Пасхальной службы являются Пасхальные часы и Литургия Иоанна Златоуста.

Во многих храмах в этот день прихожанам дозволяется звонить в колокола. Любой желающий в сопровождении духовенства может подняться на колокольницу и попробовать себя в роли звонаря.

В Светлое Христово Воскресение в церквях освящают куличи, творожные пасхи, крашеные яйца (крашенки, писанки) и другие угощения, приготовленные к праздничному столу. Люди кладут в плетеную корзину продукты, накрывают их красивым полотенцем и идут в храмы святить. Также на Пасху в церквях освящается артос – квасной хлеб. Его раздают верующим для хранения дома в течение года. Артос принимают натощак при болезнях.

Задание на сегодня: Испеките свой домашний кулич
Кулич – хлебный символ Пасхи, незаменимый атрибут светлого христианского праздника. Выпечка кулича и его освящение в церкви – один из самых древних христианских обычаев, сохранившийся и до наших дней. У каждой хозяйки есть свои хитрости выпекания вкусного кулича, которые традиционно передаются из поколения в поколение, от матери к дочери.

Издавна кулич считался удачным, если он получался высоким, воздушным и мягким. Сегодня же существует множество рецептов праздничного кулича: с выпечкой и без выпечки, с мукой и без муки, традиционно украшенный глазурью и с декором из всевозможных элементов. Неизменным остается лишь одно — готовить паски нужно со светлыми мыслями, вкладывая в них всю свою любовь.

Испеките свой домашний и по-особенному ароматный кулич и поделитесь рецептом.

Один из атрибутов праздника – цветы. Люди освещают на службах живые или искусственные букеты. Затем приносят их домой, ставят перед иконами, украшают ими праздничный стол.

На Пасху люди приветствуют друг друга фразой: «Христос воскрес!», на что полагается отвечать: «Воистину воскрес!».

В семьях существует традиция измерять силу путем разбивания пасхальных яиц. Тот член семьи, который разобьет все яйца и останется с целым, считается самым сильным.

В этот день принято навещать родственников, проводить время в кругу семьи, устраивать гуляния, развлечения. В некоторых регионах этот праздник носит название «Зеленые святки», на которых люди поют обрядовые песни, поздравляют близких, ходят по домам, восхваляют хозяина и желают благополучия.

Многие верят, что на Пасху открываются небеса. Поэтому совершают в этот день магические обряды. Молодые девушки проводят привороты на любимых мужчин и гадают на суженого. Народные целители считают, что период пасхальных праздников – лучший момент для исцеления от болезней.

Пасхальный стол

Пасхе передует Великий сорокадневный пост, во время которого постящиеся воздерживаются от алкоголя и пищи животного происхождения. В Светлое Христово Воскресение начинается разговение. Верующим разрешается употреблять скоромную пищу, красное вино. Хозяйки накануне готовят праздничные угощения. Традиционными блюдами являются: холодец, домашние колбасы, сало, запеченный молодой поросенок, гусь, фаршированный яблоками, пироги с мясной и сырной начинками. На праздничной трапезе центральное место занимают куличи, творожные пасхи, крашеные яйца. Яйца окрашивают искусственными или природными красителями, наносят на них рисунки и пасхальные приветствия. Традиционным цветом является красный.

Хозяйки застилают праздничный стол новой белой скатертью, с вышивкой на пасхальную тему. В центре размещают блюдо с самой большой и красивой пасхой и яйцами вокруг. На стол ставят цветы и зажигают свечи. Начинать трапезу необходимо с продуктов, освященных в церкви.

Благодатный огонь

В Великую субботу накануне Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения происходит схождение Благодатного огня. Храм был построен на горе Голгофе, где был распят Иисус и на месте гроба Господня – каменной пещере, где он был погребен.

Огонь выносят на богослужении из Кувуклии – часовни внутри храма. Греческий Патриарх передает его другим патриархам, после чего он распространяется по храму. Ежегодно в церемонии участвуют более 15 тысяч прихожан, которые держат в руках связки из 33 свечей – символ лет жизни Христа. Служба в храме Воскресения транслируется во многих странах мира.

Из Иерусалима Благодатный огонь передается в другие государства. В 1992 году, после 80-летнего перерыва, он был доставлен в Москву. С того времени ежегодно самолетом Благодатный огонь передается в столицу России и распространяется по другим городам страны.

Что нельзя делать на Пасху

На Пасху христианам запрещается заниматься тяжелым физическим трудом. Хозяйки стараются накануне завершить все приготовления на кухне, чтобы в день праздника быть свободными от домашних хлопот. В этот день не рекомендуется грустить, ходить хмурым, грубить, ругаться с близкими людьми, жадничать. В Светлое Воскресение Христово нельзя отказывать в милостыне или помощи нуждающимся.

Приметы и поверья

  • Если к Пасхе растает весь снег, то в этом году будет хороший урожай.
  • Если в праздник накормить уличных птиц хлебными крошками, то весь год будет сопутствовать удача и богатство.
  • Если удастся увидеть пасхальный рассвет, то следует ожидать удачу в делах.
  • У хозяйки, которая испечет удачный пасхальный хлеб, в доме будет достаток и благополучие.
  • После службы в храме необходимо на удачу затушить свечу. Потухшая во время службы свеча является плохим предвестником.

Пасха – великий православный праздник. В этот день христиане посещают богослужения, на которых освещают куличи, крашеные яйца. Люди стараются освободиться от домашних работ и провести время со своими близкими.

Поздравления

С Пасхой вас искренне я поздравляю,
Света в душе вам сегодня желаю.
Молитвы очистят пусть душу и дом,
Поселится радость и счастье пусть в нем.

Захочется всем чуть добрее пусть стать,
Придет в каждый дом тогда благодать,
Здоровье, достаток и даже богатство,
И станет любовь самым лучшим лекарством.

Вот и Пасха святая пришла,
Мы вас искренне с ней поздравляем.
Мира, счастья, любви и тепла
В этот радостный день вам желаем.

Пусть Господь сохранит вас от бед,
Ангел вам пусть в делах помогает.
Пусть всегда добрых помыслов свет
Жизни путь ярко вам освещает.

Мы из Советского Союза

Популярные публикации

Последние комментарии

Как праздновали Пасху в Советском Союзе

Советская власть вернула верующим возможность отмечать свой главный праздник в самый разгар Великой Отечественной войны.

Нынешние дети и подростки с трудом, наверное, могут себе представить, что каких-то три десятка лет назад Пасха была праздником скорее для маргиналов. Отмечать ее не запрещалось, но такое поведение точно не приветствовалось.

До 1917 года Пасха была не просто праздником — она была государственным праздником! Более того, согласно закону 1897 года, к Пасхе были приурочены пять выходных дней. Нерабочими официально объявлялись пятница и суббота Страстной недели, а также понедельник и вторник пасхальной недели. Если верить свидетельствам современников, «царская» Пасха была действительно народным праздником. Хотя, конечно, не без присущего российскому характеру разгула и отрыва…

До начала 1920-х годов в атеистической Советской России не слишком ущемляли права верующих — разве что отменили прежние законы и, соответственно, пасхальные выходные дни. Но во второй половине 1920-х большевики начали серьезное наступление на церковь, и это немедленно вылилось в запрет открыто отмечать любые православные праздники. Исключение делалось разве что для стариков, которые не рассматривались новой властью как существенный человеческий резерв. Люди же среднего возраста, и особенно молодежь, нуждались в какой-то замене привычных праздничных гуляний. Так появились «Красные пасхи», «Комсомольские пасхи» и другие идеологические мероприятия, призванные отвлечь население от пасхальных торжеств.

Противостояли празднованию Пасхи активно: комсомольцев и коммунистов, а также активных беспартийных стали вовлекать в блокирование подступов к сохранившимся церквям в субботу и пасхальное воскресенье. Помимо чисто физического отсечения людей, стремившихся на торжественную службу, эти «мероприятия» имели и психологическое влияние: стоявшие в оцеплении замечали знакомых, появлявшихся среди богомольцев, и сообщали их имена в партийные и комсомольские ячейки. Последствия таких сообщений могли быть самыми неприятными.

Перелом в официальном отношении власти к празднованию Пасхи, как и к церкви вообще, случился после начала Великой Отечественной войны. Формально днем признания права верующих на отмечание важнейшего православного праздника можно считать 4 апреля 1942 года. До этого дня верующие могли посещать пасхальные всенощные службы лишь с опаской, с риском для себя и родных.

Весной 1942 года и вовсе стало непонятно, как можно будет прийти поздним вечером на пасхальную службу. Ведь в Москве действовал режим светомаскировки, а с осени 1941 года — еще и комендантский час, когда появление на улицах ночью сурово каралось. И вдруг 4 апреля, как гром среди ясного неба, прозвучало радиообращение коменданта Москвы, который официально разрешил в ночь на 5 апреля находиться на улицах в течение всей ночи!

В архивах ФСБ России хранится красноречивый документ — донесение начальника управления НКВД СССР по Москве и Московской области, старшего майора госбезопасности Журавлева о праздновании Пасхи «во всех действующих церквах г. Москвы и Московской области». Из него следует, что праздничные службы в столице посетили по меньшей мере 85 тысяч человек, причем в некоторых московских храмах их было по 4-6 тысяч! В том же донесении приводятся слова верующих (заботливо записанные, понятное дело, присутствовавшими на службах агентами), которые совершенно искренне благодарят власть и лично «товарища Сталина» за это решение!

Правда, кое-кто из современников заметил, что в самых известных храмах на службах присутствовали неизвестные фотографы. И возможно, были правы, заключив, что власть пошла на послабление не только ради того, чтобы получить поддержку у народа, но и ради, как теперь сказали бы, пиара в глазах союзников. Не исключено, что так оно и было — но большинству рядовых верующих до этого не было никакого дела: они получили право легально отмечать свой самый главный праздник!

Читать еще:  Когда была пасха в 1978 году

В послевоенном СССР — пожалуй, годов до 1970-х — Пасха так и существовала: не признанная властью, но и уже не запрещаемая. Как и прежде, на службы старались не допускать молодежь и людей среднего возраста, как и прежде, вокруг храмов дежурили дружинники и бойцы оперативных комсомольских отрядов, как и прежде, комсомольцу, замеченному внутри церковной ограды, грозили существенные неприятности.

Все стало удивительным образом меняться к началу 1970-х. При всей прежней внешней жесткости реакции официальных органов на церковные праздники в булочных и магазинах вдруг под каждую Пасху стали продавать «Кекс «Весенний». Несмотря на столь невинное название, обмануть этот кекс никого не мог: и по виду, и по структуре, и по форме, и по вкусу это был классический пасхальный кулич! В то же самое время, как ни удивительно, государственные издательства типа «Искусства» и «Планеты», а за ними и региональные типографии, начали выпуск пасхальных открыток, которые официально были запрещены с начала 1930-х годов.

Правда, при этом усилилось идеологическое сопротивление со стороны государства. Именно на пасхальные дни стали назначать самые крупные дискотеки в провинциальных городах. Вечером в Страстную субботу на центральных телеканалах непременно была запланирована демонстрация какого-нибудь сверхпопулярного западного фильма — как правило, боевика или комедии, обычно французского производства. Там, где телевизоров было мало, на тот же вечер объявлялся подобный киносеанс в местном клубе. Но все-таки не заметить, что Пасха все меньше и меньше сопровождается запретами, было невозможно.

Особенно ярко это проявлялось, как ни странно, в Москве. Автор этих строк, в конце 1970-х — начале 1980-х учившийся в средней школе, своими глазами видел пасхальное столпотворение на улицах в районе станции метро «Бауманская». Именно там располагается Патриарший Богоявленский собор, в просторечии — Елоховская церковь, до восстановления Храма Христа Спасителя бывший местом, где служил предстоятель Русской Православной церкви. Вечером в субботу, например, даже отменялись маршруты троллейбусов и автобусов, проходивших мимо храма: туда собиралось так много верующих, что они не умещались в стенах церкви и участвовали в службе, стоя внутри ограды и даже на проезжей части за ее пределами.

О том, насколько широко и прочно был укоренен обычай праздновать Пасху даже в обычных, невоцерковленных семьях, автор тоже может судить по собственному детству. В семье, где бабушка была убежденным коммунистом, вступившим в партию в начале 1930-х, а ее старший сын работал в государственном информационном агентстве (издавна служившим «крышей» для сотрудников внешней разведки СССР), весной непременно красили яйца и после радостно обменивались ими друг с другом. Другое дело, что смысл этих действий стал публично обсуждаться куда позже, уже в конце 1980-х, когда отношения власти и церкви потеплели настолько, что Пасху перестали запрещать.

О том, как этот главный православный (да и общехристианский тоже) праздник стал отмечаться в постсоветской России, можно судить по пасхальным службам нынешнего времени. Пусть не сразу, но начались прямые трансляции патриаршей службы и крестного хода, в которых непременно участвуют первые лица государства и местной власти. Число верующих, приходящих на эти службы, существенно выросло, и уже никто не пытается перехватить их на подходах к церкви или записать в книжечку. Но бабушки в темных платках, которые непременно найдутся в каждом приходе, по-прежнему ворчат, что-де раньше, когда отмечать Пасху было немодно, да и попросту опасно, в храм приходили только те, кто по-настоящему верил в Воскресение Господне. Возможно, в чем-то эти слова справедливы: времена гонений, и любая церковь хорошо это знает, всегда служат к укреплению и очищению веры…

Татьяна Рублева

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Когда Пасха в 2020 году в России

Пасха в православной христианской традиции — это торжества в честь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа из мертвых. Почему праздник воскресения нарекли именно так, какова история празднования, когда и какого числа ждет Пасху в 2020 году Россия, — постараемся разобраться.

Почему так называется и что означает слово «пасха»

Слово встречается в раннем иврите («песах») и в арамейском («писха») языках. В переводе означает «прошел мимо». Кто и зачем «проходил мимо», разберемся подробно.

Легенды Израиля

В Пятикнижии Моисея рассказывается, как евреи, проживая во владениях Египта в течение четырехсот лет на правах сначала гостей, а затем невольников, сбрасывали ярмо бесправия, и как дорого далась свобода.

Египетский царь все никак не разрешал им покинуть свои обители, он то соглашался на уговоры, то отказывался от обещаний. Пришлось Богу насылать на Египет «десять казней», чтобы фараон стал сговорчивее:

  1. Вода в реках сделалась кровью, рыба погибла.
  2. Множество жаб появлялось из водоемов.
  3. Мелкие мошки нападали всюду.
  4. После мошек появились «песьи мухи», надо полагать, это было что-то вроде современных оводов.
  5. Потом погибала от болезней домашняя скотина.
  6. Люди страдали от кожных язв.
  7. С неба обрушился огненный град и уничтожил то, что не было еще уничтожено жабами, мошкой, не вымерло от болезней.
  8. Прилетели полчища саранчи и сожрали даже траву.
  9. На три дня на землю опустилась густая мгла, невозможно было видеть друг друга, все сидели по домам.
  10. И в заключение, что все-таки заставило фараона отпустить евреев со своим богом восвояси, — смерть всех перворожденных. Умерли все первенцы у людей и у скота — из тех, кто не погиб раньше.

«Казни» касались только египтян, Бог «проходил мимо» иудеев и им не вредил. Поэтому Песах празднуется как долгожданный вымученный исход евреев из Египта.

Интересно!

Историки полагают, что праздник, от которого ведет «родословную» Песах, возник в добиблейские времена и уходит корнями в верования древних скотоводов и земледельцев.

При чем тут Христово Воскресение

Совпало по времени. Христа казнили как раз во время празднования иудеями Исхода из Египта. Совпадает по смыслу. Очень образно: Господь своим воскресением символизирует спасение от длительного изнурительного рабства греха.

Пасха в России

Когда же и какого числа традиционно отмечать Пасху в России? Исторически сложилось, что дата празднования рассчитывается по солнечно-лунному календарю. В 2020 году у православных дата приходится на 19 апреля.

Обратите внимание!

Пасха бывает в первое воскресенье после первого полнолуния, считая от дня весеннего равноденствия.

В России пасхальным считается сорокадневный период от Воскресения до Вознесения Господня. Кроме того, определенное значение имеет неделя до Пасхи, так называемая Страстная.

Страстная неделя

В 2020 году у православных в России начинается в апреле – 12 числа. В народе неделя еще называлась «страшной». Согласно истории и традициям, необходимо строго соблюдать все обряды, когда наступает Пасха. Вот какие это дни:

  • 12 апреля. Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим. Ликующая толпа встречала Христа, устилая ему на дороге одежды и пальмовые ветви. В России срезают нераспустившиеся веточки вербы, освящают в церкви и украшают ими дом.
  • 13 апреля. Великий понедельник. Церковь поминает ветхозаветного Иосифа Прекрасного, который волею судеб (вернее, волею завистливых братьев) оказался в Египте и впоследствии спас их семьи от голода, несмотря на то, что братья когда-то предали его. Поминают новозаветную бесплодную смоковницу: Иисус не нашел плодов и проклял ее, дерево тотчас засохло, — символически это означает, что христиане всегда должны быть готовы служить Богу. В понедельник принято начинать предпраздничную уборку в жилищах.

  • 14 апреля. Великий вторник. Проповеди Иисуса в Иерусалимском храме.
  • 15 апреля. Великая среда. Предательство Иуды. Принято было обмывать домашнюю утварь, людей и скотину водой, добытой от таяния снега.
  • 16 апреля. Великий четверг. Тайная вечеря, евхаристия, Иисус омывает ноги ученикам, молитва в Гефсиманском саду. В народе четверг именуется «чистым»,это последний день уборки жилища. В четверг выпекаются куличи, пасхи, красятся яйца. Раньше советовали в первый раз стричь волосы годовалым детям тоже именно в Чистый четверг.

  • 17 апреля. Великая Страстная пятница. Смерть и погребение Иисуса. Дела по дому выполнять не следует вовсе. Предписана только молитва и строгий пост.
  • 18 апреля. Великая суббота. В церквях освящается выпечка, яйца. Готовятся к всенощному бдению, к крестному ходу. Пищу употреблять нельзя, вплоть до окончания всенощной службы.
  • 19 апреля. Пасха.

Пасха

Пасхальная служба — это крестный ход вокруг церкви, яркое освещение храма, открытые Царские Врата. Действо начинается в полночь: священники, прихожане и хор во всеуслышание распевают стихиры, выходят из храма на улицу.

Во время заключительного песнопения священник начинает громко обращаться к людям с приветствием «Христос воскрес!», и люди ему хором отвечают «Воистину воскрес!». Так повторяется много раз.

После христосования читается Огласительное Слово Иоанна Златоуста, смысл его — в благословении всех людей, пришедших на праздник, неважно даже, выдержали ли они все богослужение полностью и правильно ли постились. Все обмениваются куличами, крашеными яйцами и расходятся по домам.

Факт!

Изначально для окраски яиц использовали луковую шелуху, ее собирали в течение года. Окрас, в зависимости от количества лука, получался от золотисто-желтого до темно-терракотового.

Светлая неделя

Наступает с воскресенья 19 апреля и длится по субботу. В это время нужно только радоваться и веселиться, нельзя горевать, ругаться. Для ортодоксальных верующих в это время отменяются все их обычные ежедневные молитвы и посты. Нельзя поминать умерших. Кто не успел, можно освятить в церкви пасхальные угощения.

Фомина неделя

Начало в воскресенье 26 апреля. Открывается неделя Красной горкой, или Фоминым воскресеньем, другое название — Антипасха. В церквях проходят последние пасхальные богослужения.

В народе, начиная с Красной горки, принято было жениться. Считалось хорошей приметой сыграть свадьбу прямо в этот день.

На этой неделе как раз необходимо поминать умерших родственников, особенно во вторник, 28 апреля, на Радоницу.

Люди готовятся встречать Пасху в 2020 году. Именно 19 апреля – день, когда, какого числа в 2020 году все христиане в России будут ее праздновать.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector