0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасха в 1970 году

Пасхалия

Пасха́лия система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года (отсюда и название – пасхалия). На основании особых вычислений составляется календарь праздников. Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII . Он обычно именуется «новым стилем».

Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г. Никея) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.

Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах 35 дней: от 4 апреля до 8 мая нового стиля.

Календарь празднования Пасхи и некоторых переходящих праздников на 2018-2030 годы (по новому стилю)

Канонические норма православной Пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени

Д.П. Огицкий, профессор Московской духовной академии
Статья публикуется в сокращении.

Еще до Никейского Собора приобрело общецерковный характер правило о праздновании Пасхи в воскресенье после 14 нисана (чаще это было первое воскресенье, в некоторых случаях — второе).

Новый вопрос, который предстояло решить Никейскому Собору, состоял в следующем: всегда ли следует считать 14 нисана то полнолуние, которое считается 14 нисана у евреев, или же христианам следует иметь по этому вопросу свое мнение и решать вопрос о первом весеннем лунном месяце и его 14 дне самостоятельно, с учетом более точных астрономических данных?

Вопрос был вызван расхождением в практике различных церквей. Христиане «Востока», — точнее, Сирии, Месопотамии и отчасти Киликии, — придерживались первого решения, т. е. всегда безоговорочно следовали за еврейским календарем, празднуя свою Пасху, хотя и в воскресенье, но непосредственно после Пасхи еврейской. Христиане Европы, Африки, Малой Азии, представлявшие большинство христианского мира, к тому времени уже освободились от такой зависимости от евреев и не следовали безоговорочно еврейскому календарю, ссылаясь на несовершенство последнего. В тех случаях, когда еврейская пасха приходилась ранее весеннего равноденствия, т. е. до момента, считающегося началом весны и естественным тропическим рубежом года, христиане названных стран считали 14 нисана следующее полнолуние. В таких случаях разрыв между Пасхой у христиан «Востока» и у прочих христиан составлял целый месяц, а то и пять недель. Чтобы положить конец таким расхождениям, Никейский Собор после того как удалось уговорить восточных отказаться от их практики 1 определял всем следовать второй практике, основанной на самостоятельном, независящем от еврейского календаря, решении. Таков смысл никейского определения и запрета праздновать Пасху «с иудеями» μμετὰ τῶν Ἰουδαίων) до весеннего равноденствия.

Надо думать, что детальной регламентацией пасхалии Никейский Собор не занимался, во-первых, потому, что все внимание его, как видно из посланий св. Афанасия Александрийского, было направлено на преодоление главной трудности на пути к установлению единой пасхалии — привязанности «восточных» к еврейскому календарю, во-вторых, потому, что те пасхалические вопросы, которые волновали Церковь ранее (например, о дне седмицы, в который должна праздноваться Пасха и об отношении этого дня к лунной дате 14 нисана), теперь уже не вызывали прежних пререканий, в-третьих, потому, что детальная и исчерпывающая регламентация техники пасхалических вычислений (вплоть до решения проблем, вызывающихся неточностью юлианского кале н даря) была собору не под силу, да едва ли и необходимо было все технические детали решения вопроса о пасхалии скреплять авторитетом вселенского собора. Собор провозгласил (едва ли, впрочем, вызывавший у кого-либо сомнения) принцип одновременного празднования Пасхи всей Церковью. Реальный же вклад собора в реализацию этого принципа состоял в том, что он устранил вышеуказанное главное препятствие, стоявшее в то время на пути к осуществлению этого принципа.

Много столетий спустя, когда главный предмет пасхалических расхождений начала IV в. и сопутствовавшие обсуждению этого вопроса на вселенском соборе обстоятельства дела были основательно забыты, Никейскому Собору стали приписывать кое-что такое, чего собор прямо не предписывал, и даже нечто такое, что совершенно не соответствовало его линии.

Неправильные суждения о смысле канонических предписаний о времени празднования Пасхи и, в частности, о смысле запрета праздновать ее μετὰ τῶν Ἰουδαίων мы находим, прежде всего, у таких крупных канонистов православного Востока, как Иоанн Зонара, Феодор Вальсамон, Матфей Властарь. Они-то и содействовали, больше, чем кто-либо другой, популяризации этих суждений у нас, в православной среде.

В толковании на 7-е Апостольское правило Зонара пишет: «Вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать Пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их непраздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха. Не исполняющий сего священнослужитель должен быть извержен. То же определил и Антиохийский Собор в первом правиле».

Зонара, а вслед за ним и другие канонисты, своим толкованием канонов ставят сроки христианской Пасхи в прямую, постоянную зависимость от сроков пасхи еврейской. Такое толкование канонических правил стало у нас чем-то непререкаемым, почти аксиомой. Держатся его и такие видные православные канонисты позднейшего времени, как епископ Никодим Милаш (Правила Православной Церкви с толкованиями). Оперируют им многие и по сей день, когда затрагиваются вопросы исправления календаря и пасхалии.

Между тем, всё, что мы знаем об отношении Никейского Собора к вопросу о времени празднования Пасхи, находится в резком противоречии с такой интерпретацией канонических правил о Пасхе.

Что могли иметь ввиду эти правила, запрещая христианам праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων? Случайное совпадение в один день праздников христианского и иудейского? Если да, то, спрашивается, почему такое совпадение недопустимо? Потому ли, что христианская Пасха «осквернилась бы» через соприкосновение с еврейской? Или, быть может, потому, что празднованием в один день нарушалась бы последовательность воспоминаний — сперва пасха законная, потом новая Пасха? Но известно, что Церкви, принявшие никейское определение в руководство, нисколько не смущались случаями таких совпадений и праздновали Пасху в один день с иудеями (с 14 на 15 нисана) и после Никейского Собора — в 328, 343, 347, 370, 394 годах 2 и в более позднее время 3 . Если требовалось воспроизведение последовательности событий и христиане обязаны были следить за тем, чтобы их Пасха была после еврейской,— не совсем понятно, почему в канонах нигде нет запрета праздновать христианскую Пасху раньше еврейской. Возникает еще и такой вопрос: в каком положении, с точки зрения Зонары и его единомышленников, оказались бы христиане, если бы, скажем, сейчас иудеи изменили бы свою пасхалию и приблизили бы свою датировку Пасхи к нашей — пришлось ли бы нам тогда «убегать» от них со своими датами и соответственно перестраивать свою пасхалию?

В свете фактов, относящихся к истории пасхальных споров в никейское время, ответ на все это может быть только один: никейские отцы отвергли всякую обязательную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. С настойчивостью подчеркивается это в послании императора Константина: «Прежде всего они признали недостойным в совершении святейшего оного праздника следовать обычаю иудеев… Ибо есть возможность, отвергнув их обычай, следовать более правильному порядку» 4 . Стараясь расположить всех христиан к принятию этого порядка, автор послания настойчиво призывает христиан не иметь ничего общего с евреями в определении времени Пасхи. «Ибо поистине, — говорит он, — совершенно неуместна их похвальба, будто без их научения мы не в состоянии соблюдать это» 1 . Вместе с тем он стремится дискредитировать еврейский календарь, по которому Пасха бывала в те времена и до наступления весеннего равноденствия. Такие случаи в послании императора расцениваются как двукратное совершение Пасхи в одном и том же году.

Ни в канонах, ни в других современных и близких Никейскому Собору документах, интерпретирующих никейское определение, нет речи о том, что должна быть исключена возможность случайных совпадений христианской Пасхи с еврейской, т. е. возможность празднования ее в некоторых случаях в один день с евреями. Нигде нет также запрета празднования христианами Пасхи раньше евреев. Такой запрет означал бы зависимость сроков христианской пасхи от сроков пасхи еврейской. А всё, что мы знаем о никейском определении, говорит о том, что никейские отцы были против какой бы то ни было зависимости христиан от евреев в этом вопросе.

Никейский Собор запретил, таким образом, не случайные совпадения, а принципиальную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. На языке канонов праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων не значит допускать случайные совпадения Пасхи христианской и еврейской, а значит при определении дня Пасхи христианской неуклонно держаться еврейской пасхалии, не допуская иных пасхалических расчетов, и признавать для христиан обязательным праздновать Пасху в воскресенье, непосредственно следующее за пасхой еврейской. Употребляя выражение μετὰ τῶν Ἰουδαίων, каноны имели в виду принципиальное согласие христиан «Востока» с иудеями в вопросе даты 14 нисана, а вовсе не те или иные случайные совпадения в расчетах и датах.

Ошибка Зонары и других толкователей канонов явилась следствием, во-первых, неправильного, поверхностного и слишком дословного понимания ими выражения μετὰ τῶν Ἰουδαίων без всякого учета конкретных исторических условий, в которых родилась эта формулировка, во-вторых, — следствием того, что они делали неправомерные выводы из современных им фактических данных пасхалии. Дело в том, что в их время наши пасхалические таблицы, приноровленные к юлианскому календарю, настолько уже отставали и от астрономических данных и от еврейских расчетов (ставших, кстати сказать, к тому времени чрезвычайно точными), что увеличившаяся дистанция между Пасхой христианской и еврейской совершенно исключала возможность совпадения их дат. Фактически Пасха христианская во времена Зонары была всегда только после пасхи еврейской. В этом фактическом положении дела канонисты видели подтверждение своих толкований об обязательности для христиан соблюдения такой последовательности и дистанции между праздниками еврейским и христианским.

Сейчас, когда стоит вопрос о пересмотре пасхалии, нам необходимо решительно отмежеваться от этих неправильных толкований канонических правил и исходить из того, что правила эти не предусматривают никакой принципиальной зависимости сроков нашей Пасхи от времени празднования пасхи у евреев.

1 Κὶοι μὲν ἀπὸ τῆς Ζυρίας ̓επεἰσθησαν (Афанасий Александрийский. О соборах, V ) .

2 Доклад проф. В. В. Болотова на заседании Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом Обществе 31 мая 1899 г. Приложение 5-е к журналам заседания Комиссии, с. 37—38.

Пасха 2020: какого числа будет, как подготовиться, что делать на второй день

Когда в этом году будет Пасха? — в 2020 году верующие всего мира, как и в течение всех 20 последних столетий, отметят главный христианский праздник – Пасху.

Православные отмечают Пасху 19 апреля, католики12 апреля. Пасха еврейскаяс 8 по 16 апреля включительно (на территории Израиля праздник Песах отмечают на день меньше).

Читать еще:  Пасха 5 мая в каком году

Какого числа будет Пасха в 2020-2022 году

Итак, представим все сведения в таблице: какого числа будет отмечаться Пасха у представителей разных религий в 2018-2020 годах.

Получается, что практически во всех случаях торжественные богослужения, радостные приветствия «Христос воскрес! Воистину воскрес!» состоятся в таком прекрасном весеннем месяце, как апрель.

А на самом деле дата праздника постоянно меняется и, как мы видим, может выпасть еще и на март, и на май. О том, почему так бывает, подробно рассказывается далее.

Почему дата Пасхи постоянно меняется

Вопрос о том, какого числа будет Пасха в 2020 году, тесно связан и с другой загадкой. Какова причина того, почему дата торжества постоянно меняется? Ведь, например, Рождество или Крещение отмечаются всегда в один и тот же день.

Пасха относится к так называемым переходящим праздникам. Она отмечается в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Такое решение было принято в далеком 325 году на первом Вселенском соборе (в городе Никее). Причем тут важно понимать, что весна начинается не 1 марта, а теплый сезон начнется после 21 марта (дня весеннего равноденствия).

На этот счет можно даже получить официальный комментарий священнослужителей, например, такой.

Однако почему тогда почти всегда отличаются даты православной и католической Пасхи? Тут ответ очевиден: католики еще в далеком 1582 году перешли на Григорианский календарь, который еще называется Новым стилем.

А православные до сих пор признают Юлианский календарь – Старый стиль. Вот и получается, что почти всегда (в 70% случаев) дни празднования отличаются. Интересно, что в ближайшее время они совпадут только 20 апреля 2025 года. Значит, в этот день будет и православная, и католическая Пасха.

И чтобы до конца разобраться в вопросе о том, какого числа будет Пасха в 2020 году, вспомним о еврейском народе. Почему постоянно меняется дата праздника Песах (так иудеи называют Пасху)? Здесь ответ выглядит более интересно.

Дело в том, что если христиане используют солнечный календарь (то есть отсчет годов идет исключительно по Солнцу), то еврейский календарь берет во внимание и цикл Солнца, и фазы Луны, т.е. является лунно-солнечным. Песах положено отмечать только в первое полнолуние весной. Вот и получается, что дата праздника тоже постоянно меняется.

Во всех трех случаях прослеживается один общий момент: какой бы календарь не был взят за основу, представители каждой конфессии назначают дату Пасхи на первое весеннее полнолуние (или ближайшее воскресенье после этого события). Подобное совпадение неслучайно.

Пасха – это день Воскресения Христа, годовщина вывода еврейского народа из египетского рабства (в представлениях иудеев). Однако это нисколько не противоречит тому, что пасхальные дни знаменуют наступление весны. Так что праздник в любом случае выступает символом возрождения и добрых перемен.

Как подготовиться к Пасхе

Итак, теперь понятно, кто и когда будет праздновать Пасху в 2020, 2021 и 2022 годах. Тогда самое время ответить на более интересный вопрос – как подготавливаются к этому празднику разные народы.

Не секрет, что одно и то же событие всегда преломляется сквозь призму культурных особенностей и духовного богатства людей, живущих в том или ином уголке планеты. Классический пример – Новый год. Суть праздника одинаковая, а вот способов его празднования – тысячи.

Что же касается светлой Пасхи, то и здесь мы можем открыть очень много интересных подробностей. Начать следует с того, как разные народы подготавливаются к встрече главного христианского праздника:

  1. В России и других странах с большим количеством православных братьев и сестер, принято заранее красить яйца и печь куличи, которые называют милым словом «пасочка». Часто ее приобретают в магазинах, однако куда интереснее сделать пасхальный хлеб самостоятельно. Кстати говоря, уже давно отмечено, что если правильно замесить тесто и исполнить весь рецепт, кулич сохранит свежесть в течение нескольких дней, даже завернутый в полотенце.
  2. В Германии, странах Скандинавии и некоторых других европейских государствах давно существует и нынче любима одна интересная традиция. Родители заранее приобретают вкусные шоколадные яйца, а также фигурки цыплят и зайчиков. Они берут плетеную пасхальную корзину, кладут в нее зелень, а сверху – разноцветные сладости. Наутро корзинка оказывается на столике у малыша. А часто ее даже прячут в доме или в саду – пусть детки сами найдут конфеты.
  3. А еще во многих европейских странах принято посылать открытки с изображением пасхального зайца. По легенде именно он прикатывает своими лапками крашеные куриные яйца. Есть даже поверье, что этот зверек когда-то был курицей, которую злая богиня Эстра превратила в зайца. Тем не менее, он не утратил своей жизнерадостности и каждую Пасху продолжает нести яйца.

В католическую Пасху принято дарить шоколадные яйца и пасхальных зайцев

Конечно, существуют и общие традиции, объединяющие страны, народы и континенты. Например:

  1. Накануне Светлого Воскресения все стараются навести полный порядок в доме. Считается дурным тоном мыть полы, посуду и выполнять другую работу непосредственно в праздничный день. Лучше позаботиться об этом еще в четверг, ведь в пятницу Спаситель будет распят.
  2. Конечно, в порядок следует привести и себя. В такие дни чистота души и тела должна быть безукоризненной. Помимо привычных всем гигиенических процедур верующие люди стараются уделить внимание молитве и чтению Священного писания.
  3. Все пасхальные дни продолжаются богослужения. И побывать на них стремится каждый верующий. Во время всенощной, а также на следующий день люди обязательно приносят с собой куличи и яйца – их освящают и приносят на стол. Интересно, что у католиков, к примеру, существует традиция зажигать большую пасхальную свечу – Пасхал. Каждый может взять частичку этого огня – к нему подносят свечи и бережно несут их до дома. Основная служба намечается на великую субботу – ведь именно после ее окончания все радостно воскликнут: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» После этого совершается Крестный ход, и верующие расходятся по домам, стремясь поделиться своей радостью со всеми родными и близкими.

Что делают на второй день Пасхи

Вот и наступил понедельник. Но это не значит, что пасхальное торжество закончилось. Наступает так называемый период попразднества – т.е. после праздника. В православной традиции оно длится 38 дней (а вместе великой субботой и собственно Светлым Воскресением получается 40 дней). Такая продолжительность неслучайна – ведь Христос не только воскрес, но и ушел обратно на небеса. И случилось это ровно через 40 дней после его восстания из мертвых.

Конечно, наиболее важной является первая пасхальная неделя, которую называют по-разному:

  • Светлая седмица;
  • Фомина неделя;
  • Святая неделя.

Считается, что в понедельник – т.е. сразу после Светлого Воскресения – стоит отправиться в гости ко всем родным, близким, друзьям. Возможно, кто-то уже давно ждет вашего внимания. И когда появляется такая прекрасная причина, то, как говорится, сам Бог велел сходить в гости.

Кстати говоря, по традиции в понедельник близких людей навещают мужчины. Жены же остаются дома и готовят скромную (постную еду). А во вторник в гости идут уже дамы.

На самом деле не будет ничего страшного, если вы пойдете к родным, друзьям, знакомым всей семьей. Принято дарить скромные пасхальные подарки и приветствовать друг друга радостными словами: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» Их можно произносить в течение всех 40 дней.

У православных после этого принято трижды поцеловать ближнего в щеку. Эта форма приветствия называется христосование. Также по традиции разбивают яйца, сталкивая их друг с другом вместе с собеседником. Делают это как на праздник, так и в другие дни.

В Италии пасхальный понедельник является официальным выходным днем. Жизнерадостные итальянцы любят не только ходить по гостям, но еще и собираться большими, дружными компаниями, чтобы отправиться на пикник. Разумеется, и природа им благоволит – южная страна как нельзя лучше подходит для веселого времяпровождения на природе.

Мы из Советского Союза

Популярные публикации

Последние комментарии

Как праздновали Пасху в Советском Союзе

Советская власть вернула верующим возможность отмечать свой главный праздник в самый разгар Великой Отечественной войны.

Нынешние дети и подростки с трудом, наверное, могут себе представить, что каких-то три десятка лет назад Пасха была праздником скорее для маргиналов. Отмечать ее не запрещалось, но такое поведение точно не приветствовалось.

До 1917 года Пасха была не просто праздником — она была государственным праздником! Более того, согласно закону 1897 года, к Пасхе были приурочены пять выходных дней. Нерабочими официально объявлялись пятница и суббота Страстной недели, а также понедельник и вторник пасхальной недели. Если верить свидетельствам современников, «царская» Пасха была действительно народным праздником. Хотя, конечно, не без присущего российскому характеру разгула и отрыва…

До начала 1920-х годов в атеистической Советской России не слишком ущемляли права верующих — разве что отменили прежние законы и, соответственно, пасхальные выходные дни. Но во второй половине 1920-х большевики начали серьезное наступление на церковь, и это немедленно вылилось в запрет открыто отмечать любые православные праздники. Исключение делалось разве что для стариков, которые не рассматривались новой властью как существенный человеческий резерв. Люди же среднего возраста, и особенно молодежь, нуждались в какой-то замене привычных праздничных гуляний. Так появились «Красные пасхи», «Комсомольские пасхи» и другие идеологические мероприятия, призванные отвлечь население от пасхальных торжеств.

Противостояли празднованию Пасхи активно: комсомольцев и коммунистов, а также активных беспартийных стали вовлекать в блокирование подступов к сохранившимся церквям в субботу и пасхальное воскресенье. Помимо чисто физического отсечения людей, стремившихся на торжественную службу, эти «мероприятия» имели и психологическое влияние: стоявшие в оцеплении замечали знакомых, появлявшихся среди богомольцев, и сообщали их имена в партийные и комсомольские ячейки. Последствия таких сообщений могли быть самыми неприятными.

Перелом в официальном отношении власти к празднованию Пасхи, как и к церкви вообще, случился после начала Великой Отечественной войны. Формально днем признания права верующих на отмечание важнейшего православного праздника можно считать 4 апреля 1942 года. До этого дня верующие могли посещать пасхальные всенощные службы лишь с опаской, с риском для себя и родных.

Весной 1942 года и вовсе стало непонятно, как можно будет прийти поздним вечером на пасхальную службу. Ведь в Москве действовал режим светомаскировки, а с осени 1941 года — еще и комендантский час, когда появление на улицах ночью сурово каралось. И вдруг 4 апреля, как гром среди ясного неба, прозвучало радиообращение коменданта Москвы, который официально разрешил в ночь на 5 апреля находиться на улицах в течение всей ночи!

В архивах ФСБ России хранится красноречивый документ — донесение начальника управления НКВД СССР по Москве и Московской области, старшего майора госбезопасности Журавлева о праздновании Пасхи «во всех действующих церквах г. Москвы и Московской области». Из него следует, что праздничные службы в столице посетили по меньшей мере 85 тысяч человек, причем в некоторых московских храмах их было по 4-6 тысяч! В том же донесении приводятся слова верующих (заботливо записанные, понятное дело, присутствовавшими на службах агентами), которые совершенно искренне благодарят власть и лично «товарища Сталина» за это решение!

Читать еще:  Именины анна кашинская

Правда, кое-кто из современников заметил, что в самых известных храмах на службах присутствовали неизвестные фотографы. И возможно, были правы, заключив, что власть пошла на послабление не только ради того, чтобы получить поддержку у народа, но и ради, как теперь сказали бы, пиара в глазах союзников. Не исключено, что так оно и было — но большинству рядовых верующих до этого не было никакого дела: они получили право легально отмечать свой самый главный праздник!

В послевоенном СССР — пожалуй, годов до 1970-х — Пасха так и существовала: не признанная властью, но и уже не запрещаемая. Как и прежде, на службы старались не допускать молодежь и людей среднего возраста, как и прежде, вокруг храмов дежурили дружинники и бойцы оперативных комсомольских отрядов, как и прежде, комсомольцу, замеченному внутри церковной ограды, грозили существенные неприятности.

Все стало удивительным образом меняться к началу 1970-х. При всей прежней внешней жесткости реакции официальных органов на церковные праздники в булочных и магазинах вдруг под каждую Пасху стали продавать «Кекс «Весенний». Несмотря на столь невинное название, обмануть этот кекс никого не мог: и по виду, и по структуре, и по форме, и по вкусу это был классический пасхальный кулич! В то же самое время, как ни удивительно, государственные издательства типа «Искусства» и «Планеты», а за ними и региональные типографии, начали выпуск пасхальных открыток, которые официально были запрещены с начала 1930-х годов.

Правда, при этом усилилось идеологическое сопротивление со стороны государства. Именно на пасхальные дни стали назначать самые крупные дискотеки в провинциальных городах. Вечером в Страстную субботу на центральных телеканалах непременно была запланирована демонстрация какого-нибудь сверхпопулярного западного фильма — как правило, боевика или комедии, обычно французского производства. Там, где телевизоров было мало, на тот же вечер объявлялся подобный киносеанс в местном клубе. Но все-таки не заметить, что Пасха все меньше и меньше сопровождается запретами, было невозможно.

Особенно ярко это проявлялось, как ни странно, в Москве. Автор этих строк, в конце 1970-х — начале 1980-х учившийся в средней школе, своими глазами видел пасхальное столпотворение на улицах в районе станции метро «Бауманская». Именно там располагается Патриарший Богоявленский собор, в просторечии — Елоховская церковь, до восстановления Храма Христа Спасителя бывший местом, где служил предстоятель Русской Православной церкви. Вечером в субботу, например, даже отменялись маршруты троллейбусов и автобусов, проходивших мимо храма: туда собиралось так много верующих, что они не умещались в стенах церкви и участвовали в службе, стоя внутри ограды и даже на проезжей части за ее пределами.

О том, насколько широко и прочно был укоренен обычай праздновать Пасху даже в обычных, невоцерковленных семьях, автор тоже может судить по собственному детству. В семье, где бабушка была убежденным коммунистом, вступившим в партию в начале 1930-х, а ее старший сын работал в государственном информационном агентстве (издавна служившим «крышей» для сотрудников внешней разведки СССР), весной непременно красили яйца и после радостно обменивались ими друг с другом. Другое дело, что смысл этих действий стал публично обсуждаться куда позже, уже в конце 1980-х, когда отношения власти и церкви потеплели настолько, что Пасху перестали запрещать.

О том, как этот главный православный (да и общехристианский тоже) праздник стал отмечаться в постсоветской России, можно судить по пасхальным службам нынешнего времени. Пусть не сразу, но начались прямые трансляции патриаршей службы и крестного хода, в которых непременно участвуют первые лица государства и местной власти. Число верующих, приходящих на эти службы, существенно выросло, и уже никто не пытается перехватить их на подходах к церкви или записать в книжечку. Но бабушки в темных платках, которые непременно найдутся в каждом приходе, по-прежнему ворчат, что-де раньше, когда отмечать Пасху было немодно, да и попросту опасно, в храм приходили только те, кто по-настоящему верил в Воскресение Господне. Возможно, в чем-то эти слова справедливы: времена гонений, и любая церковь хорошо это знает, всегда служат к укреплению и очищению веры…

Татьяна Рублева

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Когда была самая ранняя Пасха за все время

Пасха – самый светлый и торжественный из религиозных праздников. Из года в год верующие всего мира отмечают это событие звоном колоколов, куличами и «крашенками». Но мало кто знает историю возникновения праздника. Конечно, все знают, что это день воскрешения Христа, но ведь это не единственная информация об этом удивительном торжестве.

Например, знаете ли вы, как появилось название? Или в каком году была самая ранняя Пасха? И почему дата этого события не закреплена в календаре, и каждый год мы празднуем её в разные дни? В этой статье постараемся подробно ответить на всё, чтобы лучше узнать об истории Светлого Христова Воскресения.

Исторические корни Пасхального Воскресения

Сперва обратимся к этимологии слова – Пасха. Оно берёт своё начало с древнееврейского языка и звучит как «Пэсах». Переводится как исход, прохождение мимо по одной версии и по другой как глагол «страдать». «Пэсах» отмечался как дата ухода иудейского народа из Египта и ожидание мессии.

Это событие произошло в 14 веке до н.э. Позже его значение немного изменилось: исход иудеев, то есть освобождение от рабства, стало освобождением от греха и смерти, а ожидание мессии – это смерть и воскресение Иисуса. Изначально в эпоху раннего христианства этот праздник отмечался еженедельно. И только ко II в., его начали праздновать каждый год. По поводу даты и традиций проведения между различными конфессиями ещё долго не существовало единого мнения.

Подготовка к празднованию Православной Пасхи

Почему дата праздника каждый год разная?

Многих волнует следующий вопрос, из-за чего из года в год празднование Пасхи переносится на разные дни? Ведь есть исторически закреплённая дата данного события. А произошло это по причине невозможности договориться между собой представителями различных церквей. Одни праздновали по календарю утверждённого Юлием – юлианскому, другие Папой Григорием – григорианскому.

Этим и объясняется, почему у приверженцев католицизма и последователей христианства Пасхальные даты не сходятся и почти никогда не пересекаются. Католическая Пасха в сорока пяти процентах случаев отмечается раньше на 7 дней, чем христианская. Но при этом между ними никогда не бывает разрыва в 3 и две недели. Возможность такого совпадения всего в 2% случаев в две недели и 20% пять недель.

Как вычислить день Пасхи самостоятельно?

Для этого потребуются несложные знания математики и главное правило расчёта. Оно действует для представителей обеих конфессий – празднования должны приходиться на 1-е воскресение полнолуния весной. Оно идёт сразу после весеннего равноденствия. На календаре его найти не сложно, затруднение может вызвать высчитывание дня появления новой луны, для этого и понадобятся знания математики.

Начнём расчёт с нахождения цифры, от разделения нужного года на девятнадцать плюс 1. Затем полученное умножим на одиннадцать, и подели на тридцать, выделим остаток, это и будет основанием луны. Для вычисления даты появления новой луны из тридцати нужно вычесть основание луны. И завершающий этап, к дате новолуния прибавляем четырнадцать, так мы найдём дату полнолуния.

И вот такой «не хитрой» головоломкой мы вычисляем дату праздника. Но при этом стоит помнить про следующие нюансы. Если нужное вам полнолуние выпадет на весеннее равноденствие, то празднование переносится на неделю. Если попадёт на пасхальное полнолуние, происходящее в воскресенье, то Пасху будут отмечать в последующее за ним воскресение. Ну а тем, у кого нет времени на такие задачки, можно просто посмотреть календарь на нужный год.

Самая ранняя Пасха

Очень долго церкви различных стран мира не могли определить единую дату СХВ. Объяснялось это тем, что православная религия наслаивалась на уже укоренённые традиционные праздники и верования. О важности и нужности принятия единого решения не раз говорилось, но к общему выводу прийти так и не удавалось. Решился он только в четвёртом веке царём Рима Константином на Никейском Соборе.

Там же решили, что Пасха устанавливается после весеннего равноденствия, в 1-е воскресенье, при условии, что этот день не совпадает с Пасхой отмечаемой евреями. При соблюдении этих правил можно вычислить, что самая ранняя Пасха была четвёртого апреля или двадцать второго марта по старому стилю (зафиксирована всего 9 раз), 25 апреля по дореволюционному календарю или 8 мая по-новому. В нашем веке самая ранняя Пасха датируется 2010 годом, самая поздняя – 2013.

Календарь православных праздников

Католическая Пасха

Празднование Пасхи католиками проходит с явным отличием от христианской. Так происходит, потому что календарь у них григорианский и исчисление несколько иное. Хотя разница в двух календарях всего в 13 дней, недостаточно их просто вычесть одна из другой. Стоит запомнить, что католики высчитывают дату, опираясь на астрономические явления и даты, а они в двух календарях не совпадают.

Пасха до революции и в СССР: уникальные воспоминания и свидетельства

Кекс «Весенний» вместо греческой бабы

06.04.2018 в 13:43, просмотров: 4582

Для жителя дореволюционной России Пасха была одним из главных праздников года — наравне с Рождеством и, пожалуй, важнее Нового года. После отделения церкви от государства праздник Светлого Христова Воскресенья попал в опалу, однако народ так просто не отказался от своих принципов — уцелела Пасха и в СССР. «МК» вспомнил, как праздновали религиозный праздник в атеистическом государстве.

В церковном государстве были свои плюсы — как свидетельствуют современники, вся Страстная неделя в дореволюционной России была нерабочей: людям давали время спокойно помолиться, обратиться мыслями к Христу и как подобает подготовить к празднику. Если обратиться в воспоминаниям москвичей рубежа XIX-XX веков, видно — город жил особенной жизнью, наполненной ожиданием.

«В шесть часов прекратилось трамвайное движение, и постоянно раздражающий гул города, достигший особенного напряжения в предпраздничные дни, стал понемногу уменьшаться, и к восьми вечера Москва совсем затихла. Поредела толпа, потемнели и опустели магазины, куда-то исчезли извозчики, затихли гудки автомобилей, и непривычная странно-величавая тишина опустилась над столицей. Часа два длилось это торжественное молчание, почти ничем не нарушаемое, ничем не тревожимое. Только после десяти на опустелых, притихших улицах начали показываться пешеходы, опять замелькали извозчики, и к одиннадцати часам огромные шумные толпы людей потянулись к темному Кремлю», – цитируют описание Пасхи очевидцами бытописатели Владимир Руга и Андрей Кокорев, говоря о столичном вечере 1913 года.

Поскольку в царской Москве Кремль ещё не превратили в режимное предприятие, и войти туда мог любой желающий, большинство горожан предпочитало отправиться слушать пасхальный благовест именно туда. Как свидетельствуют воспоминания современников, сильнее всего детей огорчало, что не всех брали на Соборную площадь — маленькие оставались дома ждать родителей к пасхальному столу. Вот как, например, писала о Пасхе своего детства в конце 1890-х годов мемуарист Анастасия Цветаева, сестра поэтессы:

«Во дворе раздавались голоса и шаги, и мы, забыв запрет, сон, всё, – кидались навстречу объятьям, пасхе, куличу и подаркам. Бледным золотом апрельских лучей наводненная зала, парадно накрыт стол, треугольник (как елка!) творожной пасхи, боярскими шапками (бобрового меха!) куличи, горшки гиацинтов, густо пахнущих, как только сирень умеет, и таких невероятных окрасок, точно их феерическая розовость, фиолетовость, голубизна. Ярмарочное цветение крашеных яиц, и огромный, сердоликом (чуть малиновее) окорок ветчины.

Читать еще:  Викторина к пасхе

Как горели лбы (тайком, нагнувшись под стол, о них разбиваемых крутых яиц), как пряно пахло от ломтей кулича, как пачкались в выковыривании изюминок и цукатов пальцы и как, противной горой, наваливалось пресыщение, когда крошка самого вкусного отказывалась лезть в рот! Каплями янтаря и рубина остатки вин в отставленных рюмках! Новые яйца: стеклянные, каменные, фарфоровые – не считая бренности шоколадных, сахарных».

Посколько людей, не державших Великий пост, в дореволюционной России можно было пересчитать по пальцам, мясные деликатесы — окорок, – подавали к столу обязательно: разговеться со вкусом. Как и церковное вино — кагор, — которое наливали даже детям, разбавив водой. Заблаговременно готовились к празднику все столичные магазины — если сегодня москвичи сетуют на подорожание яиц в пасхальную неделю, то раньше в цене мог подскочить и окорок, и творог, и уже готовые продукты. Кстати — несмотря на привычку апологетов старого строя посетовать, что, мол, вот бабушки-то сами пекли! – количество продаж готовых, на заказ, куличей и творожных пасх, в начале ХХ века были впечатляющим. О них вспоминает, кроме прочих, Иван Шмелёв в своем «Лете Господнем», которое уже считается энциклопедией праздников дореволюционной России.

«Скоро Пасха! Принесли из амбара «паука», круглую щетку на шестике, — обметать потолки для Пасхи. У Егорова в магазине сняли с окна коробки и поставили карусель с яичками. Я подолгу любуюсь ими: кружатся тихо-тихо, одно за другим, как сон. На золотых колечках, на алых ленточках. Сахарные, атласные…

В булочных — белые колпачки на окнах с буковками — X. В. Даже и наш Воронин, у которого «крысы в квашне ночуют», и тот выставил грязную картонку: «принимаются заказы на куличи и пасхи и греческие бабы»! Бабы. И почему-то греческие!».

Загадочная «греческая баба» – забытый со временем пасхальный пирог. Греческая — с добавлением толченого миндаля и лимонной цедры. «МК» заглянул в поваренную книгу Елены Молоховец и выяснил рецепт (кстати, баб там более двух десятков!):

«¼ гарнца (гарнец = 3,2 литра — прим. «МК») молока вскипятить, заварить им ½ гарнца муки, мешая шибко до гладкости, накрыть, пусть постоит так с ½ часа; когда остынет, положить 60 желтков, ¾ стакана самых лучших густых дрожжей, ¾ стакана растопленного теплого масла, муки еще 4½ стакана и сахара 1 стакан, разбить лопаткой как можно лучше, положить 15 сбитых белков, размешать, дать подняться, выбить опять лопаткой, наполнить ¼ формы, намазанной маслом, и обсыпанной сухарями; когда тесто поднимется, так что наполнит ¾ формы, вставить как можно осторожнее в горячую печь на 1 час. В эту бабу можно положить 3 золотника (золотник = 4,2 грамма — прим. «МК») шафрана, сперва его высушить, мелко растереть ножом, всыпать в молоко, на котором растворить бабу».

Трудно представить, когда обычной современной хозяйке потребуется готовить блюдо из 60 желтков. Но если пересчитать пропорции, может, что получится?

«Весенний» кекс и творожная масса

После революции 1917 года православным пришлось несладко: один из первых декретов советской власти — об отделении церкви от государства и школы от церкви — привёл к тому, что религия была вынесена на околицу жизни. Позднее, в 1920-е годы, религия оказалась и вовсе вне закона: велась настолько радикальная борьба с церковью, что молодежь не было нужды уговаривать — они и не стремились в храм, напротив, с удовольствием принимали участие в сожжении икон. А вот те, кто продолжал ходить на Всенощную, оказывались под наблюдением: если попался, могли и с работы выгнать, и из комсомола исключить, и всей семье гарантировать неприятности. Ради того, чтобы наставить советского человека на путь истиный, светский, придумывали свои, особые праздники — например, Красную (или комсомольскую) пасху.

Правда, традиция не прижилась. Хоть СССР официально считался государством атеистическим — полностью искоренить главный религиозный праздник не удалось: всё вернулось на круги своя после войны.

– При Хрущеве запрет праздновать Пасху активизировался — борьба с религиозными пережитками вновь заиграла в полную силу. Стали следить, кто придёт на службу в те храмы, которые все еще открыты. Тех, кто «засветился» на крестном ходу, брали на учет. Однако в целом народ стал более религиозным — повлияла война, люди вернулись совсем с другим настроем, уже без воинствующего атеизма, – рассказал «МК» историк Александр Васькин. –Уже при Брежневе празднование Пасхи преследовать перестали: вспомним, что Ильич любил целоваться, а ведь это пасхальная традиция! По-своему, правда, готовилось к Пасхе центральное телевидение: программу составляли так, чтобы любой ценой отвлечь народ от идеи пойти на крёстный ход — все-таки телевизор был главным украшением праздничного стола! Но всё равно переманить к телевизору всех не удавалось. Кстати, был забавный случай — в 1973 году Пасху специально сделали рабочим днем. Выходной перенесли на понедельник. Тогда в народе родился неприличный стишок:

Спасибо партии родной за любовь и ласку,

Отобрали выходной — об***али Пасху!

По словам Васькина, тогда же — в 1970-х годах – московская промышленность наладила производство куличей: хотя их корректно называли кексами «Весенними», все всё прекрасно понимали. Тогда же появилась на прилавках творожная масса с изюмом — аналог классической сырной пасхи.

— Дома изобретали формы для куличей: например, хорошо подходили консервные банки от болгарских томатов. Многие собирали шелуху от лука, чтобы красить в ней яйца, причём начинали ещё в январе. Цвет получался разным, в зависимости от насыщенности отвара: оранжевые яйца, красные, коричневые. Везло тем, у кого был в семье художник: тогда яйца расписывали по-настоящему! Московские старушки знали, какие храмы открыты, и устремлялись туда — светить куличи и крашенки. А вот окорок — обязательный элемент разговления после Великого поста — пропал. Это всё-таки был дефицит, продуктов не было, и окорок — только если в банке удастся достать, консервированный. Поэтому для семейного бюджета Пасха была довольно экономным праздником. Да и вообще советская Пасха была вполне к месту: получалась триада праздников — 8 марта, потом Пасха, потом Первомай. Так что её отмечали, несмотря ни на что, а уж чем ближе к концу советской эпохи, тем меньше внимания уделялось борьбе с ней.

Пасха 1993 года

Пасху в 1993 году праздновали 18 апреля. Это была вторая Пасха в моей жизни. И когда на ночной службе мы радостно кричали «Воистину Воскресе», даже представить себе было невозможно, какими страшными событиями она навсегда войдет в историю нашей Церкви.

В понедельник утром на Светлой неделе я сел в автобус и, как обычно, отправился на работу в соседний райцентр. У нас в городе все строительные организации тогда впали в состояние клинической смерти. Лишь за тридцать километров от дома удалось отыскать действующую стройку, где нужны были каменщики.

Вечером возвращался домой на том же скрипучем рейсовом автобусе. Вдруг, на выезде из города нас остановил самый настоящий блок-пост: грузовик, перекрывший полосу, два служебных уазика с мигалками, вооруженные сотрудники милиции. Сейчас такая картина вряд ли кого-то удивит, но в ту пору для нашей провинции это было невиданное зрелище.

В полупустой салон вошли двое милиционеров в бронежилетах. Один, с автоматом наперевес сразу же встал напротив прохода. Другой быстро прошел мимо перепуганных пассажиров, осматривая пустые сиденья. Потом подошел ко мне и велел предъявить документы. Ну, в общем-то, и неудивительно, что именно ко мне. Большой парняга, куртка рабочая с капюшоном, борода нестриженная, волосы длинные из-под черной вязаной шапки. Ежели у кого и проверять документы, то у такого – в первую очередь.

А я тогда неофит был оголтелый: в сумке – томик «Пролога в поучениях», в нагрудном кармане куртки небольшой деревянный складень – Спаситель, Богородица и святой Александр Невский. Я его в Оптиной Пустыни купил. Мотался туда каждый месяц, благо, от нас Пустынь всего в сотне километров.

Сказал как есть – мол, нету паспорта, с работы еду домой. Милиционер в быстром темпе задал несколько простых вопросов: что за организация, фамилия начальника и главного инженера, адрес конторы? И как-то сразу стало мне ясно, что будь я не тем, за кого себя выдаю, расколол бы меня этот опер в десять секунд. Но я говорил правду. Милиционер выслушал мои ответы, еще раз осмотрел салон. Потом махнул рукой напарнику и вышел вместе с ним. Двери закрылись, автобус со скрипом тронулся с места.

Пришел домой. Еще раздеться не успел, слышу, тесть из комнаты зовет:

— Саша, ты в курсе, что в Оптиной монахов убили?

— Какой-то мужчина зарезал ножом. Троих. Прямо на Пасху, после службы. Иди скорей, как раз по телевизору об этом говорят.

Через секунду я, как был – в одном сапоге — уже сидел рядом с тестем и слушал, как диктор в программе новостей рассказывает о случившейся оптинской трагедии.

А еще через несколько секунд с ужасом вспомнил, как только что в автобусе бес подсказывал мне предъявить милиционеру икону вместо паспорта. О том, что могло случиться, послушайся я его, даже думать не хотелось.

Когда написал «об упокоении» имена родственников и ушедших друзей, решил помянуть и убиенных на Пасху монахов. Понятно, что тут их и так ежедневно всем монастырем поминают. А все же решил написать их имена тоже.

Аккуратно вывел «…иеромонаха Василия». Только начал писать «…инока Трофима», как вдруг раздался удар такой силы, что я от неожиданности чуть со скамейки не слетел. Это рядом на звоннице ударили в большой колокол к службе. Знаете, что чувствуешь, когда в четырех метрах от тебя внезапно звучит колокол весом в семь тонн? Вот и я до тех пор не знал.

Потихоньку пришел в себя, вспомнил – зачем я тут сижу и чем занимаюсь. Взял свою записку, ручку, продолжаю писать – «…инока Ферапонта». И тут же – второй удар. Опять чуть не падаю с лавки на землю.

И лишь спустя какое-то время дошло: их ведь здесь, вот на этой звоннице и убили, Трофима с Ферапонтом. А еще понял тогда, насколько тут в Оптиной все близко. Лавочки – к звоннице, прошлое – к настоящему, земля – к Небу.

Сегодня – годовщина праведной кончины убиенных оптинских монахов. Официальной их канонизации еще не было. Но уже много лет тысячи и тысячи людей едут поклониться их могилам. Сейчас над ними возведена красивая часовня. А я помню на этом месте три свежих холмика земли с деревянными крестами.

Святые мученики иеромонах Василий, инок Ферапонт и инок Трофим, молите Бога о нас.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector