0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасха 4 апреля

Пасхалия

Пасха́лия система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года (отсюда и название – пасхалия). На основании особых вычислений составляется календарь праздников. Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII . Он обычно именуется «новым стилем».

Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г. Никея) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.

Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах 35 дней: от 4 апреля до 8 мая нового стиля.

Календарь празднования Пасхи и некоторых переходящих праздников на 2018-2030 годы (по новому стилю)

Канонические норма православной Пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени

Д.П. Огицкий, профессор Московской духовной академии
Статья публикуется в сокращении.

Еще до Никейского Собора приобрело общецерковный характер правило о праздновании Пасхи в воскресенье после 14 нисана (чаще это было первое воскресенье, в некоторых случаях — второе).

Новый вопрос, который предстояло решить Никейскому Собору, состоял в следующем: всегда ли следует считать 14 нисана то полнолуние, которое считается 14 нисана у евреев, или же христианам следует иметь по этому вопросу свое мнение и решать вопрос о первом весеннем лунном месяце и его 14 дне самостоятельно, с учетом более точных астрономических данных?

Вопрос был вызван расхождением в практике различных церквей. Христиане «Востока», — точнее, Сирии, Месопотамии и отчасти Киликии, — придерживались первого решения, т. е. всегда безоговорочно следовали за еврейским календарем, празднуя свою Пасху, хотя и в воскресенье, но непосредственно после Пасхи еврейской. Христиане Европы, Африки, Малой Азии, представлявшие большинство христианского мира, к тому времени уже освободились от такой зависимости от евреев и не следовали безоговорочно еврейскому календарю, ссылаясь на несовершенство последнего. В тех случаях, когда еврейская пасха приходилась ранее весеннего равноденствия, т. е. до момента, считающегося началом весны и естественным тропическим рубежом года, христиане названных стран считали 14 нисана следующее полнолуние. В таких случаях разрыв между Пасхой у христиан «Востока» и у прочих христиан составлял целый месяц, а то и пять недель. Чтобы положить конец таким расхождениям, Никейский Собор после того как удалось уговорить восточных отказаться от их практики 1 определял всем следовать второй практике, основанной на самостоятельном, независящем от еврейского календаря, решении. Таков смысл никейского определения и запрета праздновать Пасху «с иудеями» μμετὰ τῶν Ἰουδαίων) до весеннего равноденствия.

Надо думать, что детальной регламентацией пасхалии Никейский Собор не занимался, во-первых, потому, что все внимание его, как видно из посланий св. Афанасия Александрийского, было направлено на преодоление главной трудности на пути к установлению единой пасхалии — привязанности «восточных» к еврейскому календарю, во-вторых, потому, что те пасхалические вопросы, которые волновали Церковь ранее (например, о дне седмицы, в который должна праздноваться Пасха и об отношении этого дня к лунной дате 14 нисана), теперь уже не вызывали прежних пререканий, в-третьих, потому, что детальная и исчерпывающая регламентация техники пасхалических вычислений (вплоть до решения проблем, вызывающихся неточностью юлианского кале н даря) была собору не под силу, да едва ли и необходимо было все технические детали решения вопроса о пасхалии скреплять авторитетом вселенского собора. Собор провозгласил (едва ли, впрочем, вызывавший у кого-либо сомнения) принцип одновременного празднования Пасхи всей Церковью. Реальный же вклад собора в реализацию этого принципа состоял в том, что он устранил вышеуказанное главное препятствие, стоявшее в то время на пути к осуществлению этого принципа.

Много столетий спустя, когда главный предмет пасхалических расхождений начала IV в. и сопутствовавшие обсуждению этого вопроса на вселенском соборе обстоятельства дела были основательно забыты, Никейскому Собору стали приписывать кое-что такое, чего собор прямо не предписывал, и даже нечто такое, что совершенно не соответствовало его линии.

Неправильные суждения о смысле канонических предписаний о времени празднования Пасхи и, в частности, о смысле запрета праздновать ее μετὰ τῶν Ἰουδαίων мы находим, прежде всего, у таких крупных канонистов православного Востока, как Иоанн Зонара, Феодор Вальсамон, Матфей Властарь. Они-то и содействовали, больше, чем кто-либо другой, популяризации этих суждений у нас, в православной среде.

В толковании на 7-е Апостольское правило Зонара пишет: «Вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать Пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их непраздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха. Не исполняющий сего священнослужитель должен быть извержен. То же определил и Антиохийский Собор в первом правиле».

Зонара, а вслед за ним и другие канонисты, своим толкованием канонов ставят сроки христианской Пасхи в прямую, постоянную зависимость от сроков пасхи еврейской. Такое толкование канонических правил стало у нас чем-то непререкаемым, почти аксиомой. Держатся его и такие видные православные канонисты позднейшего времени, как епископ Никодим Милаш (Правила Православной Церкви с толкованиями). Оперируют им многие и по сей день, когда затрагиваются вопросы исправления календаря и пасхалии.

Между тем, всё, что мы знаем об отношении Никейского Собора к вопросу о времени празднования Пасхи, находится в резком противоречии с такой интерпретацией канонических правил о Пасхе.

Что могли иметь ввиду эти правила, запрещая христианам праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων? Случайное совпадение в один день праздников христианского и иудейского? Если да, то, спрашивается, почему такое совпадение недопустимо? Потому ли, что христианская Пасха «осквернилась бы» через соприкосновение с еврейской? Или, быть может, потому, что празднованием в один день нарушалась бы последовательность воспоминаний — сперва пасха законная, потом новая Пасха? Но известно, что Церкви, принявшие никейское определение в руководство, нисколько не смущались случаями таких совпадений и праздновали Пасху в один день с иудеями (с 14 на 15 нисана) и после Никейского Собора — в 328, 343, 347, 370, 394 годах 2 и в более позднее время 3 . Если требовалось воспроизведение последовательности событий и христиане обязаны были следить за тем, чтобы их Пасха была после еврейской,— не совсем понятно, почему в канонах нигде нет запрета праздновать христианскую Пасху раньше еврейской. Возникает еще и такой вопрос: в каком положении, с точки зрения Зонары и его единомышленников, оказались бы христиане, если бы, скажем, сейчас иудеи изменили бы свою пасхалию и приблизили бы свою датировку Пасхи к нашей — пришлось ли бы нам тогда «убегать» от них со своими датами и соответственно перестраивать свою пасхалию?

В свете фактов, относящихся к истории пасхальных споров в никейское время, ответ на все это может быть только один: никейские отцы отвергли всякую обязательную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. С настойчивостью подчеркивается это в послании императора Константина: «Прежде всего они признали недостойным в совершении святейшего оного праздника следовать обычаю иудеев… Ибо есть возможность, отвергнув их обычай, следовать более правильному порядку» 4 . Стараясь расположить всех христиан к принятию этого порядка, автор послания настойчиво призывает христиан не иметь ничего общего с евреями в определении времени Пасхи. «Ибо поистине, — говорит он, — совершенно неуместна их похвальба, будто без их научения мы не в состоянии соблюдать это» 1 . Вместе с тем он стремится дискредитировать еврейский календарь, по которому Пасха бывала в те времена и до наступления весеннего равноденствия. Такие случаи в послании императора расцениваются как двукратное совершение Пасхи в одном и том же году.

Ни в канонах, ни в других современных и близких Никейскому Собору документах, интерпретирующих никейское определение, нет речи о том, что должна быть исключена возможность случайных совпадений христианской Пасхи с еврейской, т. е. возможность празднования ее в некоторых случаях в один день с евреями. Нигде нет также запрета празднования христианами Пасхи раньше евреев. Такой запрет означал бы зависимость сроков христианской пасхи от сроков пасхи еврейской. А всё, что мы знаем о никейском определении, говорит о том, что никейские отцы были против какой бы то ни было зависимости христиан от евреев в этом вопросе.

Никейский Собор запретил, таким образом, не случайные совпадения, а принципиальную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. На языке канонов праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων не значит допускать случайные совпадения Пасхи христианской и еврейской, а значит при определении дня Пасхи христианской неуклонно держаться еврейской пасхалии, не допуская иных пасхалических расчетов, и признавать для христиан обязательным праздновать Пасху в воскресенье, непосредственно следующее за пасхой еврейской. Употребляя выражение μετὰ τῶν Ἰουδαίων, каноны имели в виду принципиальное согласие христиан «Востока» с иудеями в вопросе даты 14 нисана, а вовсе не те или иные случайные совпадения в расчетах и датах.

Ошибка Зонары и других толкователей канонов явилась следствием, во-первых, неправильного, поверхностного и слишком дословного понимания ими выражения μετὰ τῶν Ἰουδαίων без всякого учета конкретных исторических условий, в которых родилась эта формулировка, во-вторых, — следствием того, что они делали неправомерные выводы из современных им фактических данных пасхалии. Дело в том, что в их время наши пасхалические таблицы, приноровленные к юлианскому календарю, настолько уже отставали и от астрономических данных и от еврейских расчетов (ставших, кстати сказать, к тому времени чрезвычайно точными), что увеличившаяся дистанция между Пасхой христианской и еврейской совершенно исключала возможность совпадения их дат. Фактически Пасха христианская во времена Зонары была всегда только после пасхи еврейской. В этом фактическом положении дела канонисты видели подтверждение своих толкований об обязательности для христиан соблюдения такой последовательности и дистанции между праздниками еврейским и христианским.

Читать еще:  Красивые статусы про пасху

Сейчас, когда стоит вопрос о пересмотре пасхалии, нам необходимо решительно отмежеваться от этих неправильных толкований канонических правил и исходить из того, что правила эти не предусматривают никакой принципиальной зависимости сроков нашей Пасхи от времени празднования пасхи у евреев.

1 Κὶοι μὲν ἀπὸ τῆς Ζυρίας ̓επεἰσθησαν (Афанасий Александрийский. О соборах, V ) .

2 Доклад проф. В. В. Болотова на заседании Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом Обществе 31 мая 1899 г. Приложение 5-е к журналам заседания Комиссии, с. 37—38.

Пасха в 2020 году

Какого числа православная Пасха в 2020 году

— Мы прощены, мы спасены и ис­куплены — Христос воскресе! — говорит в своей пасхальной проповеди священномученик Серафим (Чичагов). — В этих двух словах все сказано. На них основана наша вера, наша надежда, любовь, христианская жизнь, вся наша премудрость, просвещение, Святая Церковь, сер­дечная молитва и вся наша будущность. Двумя этими словами унич­тожены все бедствия человеческие, смерть, зло и дарованы жизнь, блаженство и свобода! Какая чудодейственная сила! Можно ли ус­тать повторять: Христос воскресе! Может ли надоесть нам слушать: Христос воскресе!

Крашенные куриные яйца – один из элементов пасхальной трапезы, символ возрожденной жизни. Ещё одно блюдо называется так же, как и праздник – пасха. Это творожное лакомство, приправленное с изюмом, курагой или цукатами, подаваемое на стол в виде пирамиды, украшенной буквами «ХВ». Такая форма обуславливается памятью о Гробе Господнем, из которого воссиял свет Христова Воскресения. Третий застольный вестник праздника – кулич, своеобразный символ торжества христиан и их близости со Спасителем. Перед тем, как приступить к разговению, все эти яства принято освящать в храмах в течение Великой Субботы и во время пасхального богослужения.

Какого числа католическая Пасха в 2020 году

Много веков католическая Пасха определялась в соответствии с Пасхалией, созданной в Александрии. В её основу был положен девятнадцатилетний цикл Солнца, день весеннего равноденствия в ней также был неизменным – 21 марта. И такое положение вещей существовало до XVI-го века, пока священник Христофор Клавиус не предложил другой календарь для определения Пасхи. Папа Римский Григорий XIII его одобрил, и с 1582 года католики перешли на новый – григорианский календарь. Восточная церковь отказалась от нововведения – у православных христиан осталось всё по-прежнему, в соответствии с календарем Юлианским.

Перейти на новый стиль летоисчисления в России решились только после революции, в 1918 году, и то только на государственном уровне. Таким образом, вот уже больше четырех столетий православная и католическая церковь празднуют Пасху в разное время. Бывает так, что они совпадают и торжество отмечается в один день, но так происходит редко (например, подобное совпадение католической и православной Пасхи было совсем недавно — в 2017 году).

В 2020 году католики отметят Пасху 12 апреля, то есть разница между датами составит неделю, но бывает и так, что она достигает полутора месяцев. Практически всегда вначале празднуется католическая Пасха, а уже после — православная.

Традиции Пасхи

В Православной традиции Пасха является самым главным праздником (в то время как католики и протестанты более всего почитают Рождество). И это закономерно, ведь вся суть христианства заключается в смерти и воскресении Христовом, в Его искупительной жертве за грехи всего человечества и Его великой любви к людям.

Сразу после пасхальной ночи начинается Светлая Седмица. Особые дни богослужений, в которые служба совершается по пасхальному уставу. Исполняются пасхальные часы, праздничные песнопения: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Врата алтаря распахнуты всю неделю, словно символ приглашения к главному церковному торжеству всех желающих. Убранство храмовой Голгофы (деревянного распятия в натуральный размер) меняется с черного траурного на белое праздничное.

В эти дни нет поста, послабляются приготовления к главному таинству — Причастию. В любой день Светлой седмицы христианин может подойти к Чаше.

Многие верующие свидетельствуют об особом молитвенном состоянии в эти святые дни. Когда душу наполняет удивительная благодатная радость. Считается даже, что те, кто сподобился преставиться в пасхальные дни, попадают на Небеса, минуя воздушные мытарства, ведь бесы бессильны в это время.

С Пасхи до Вознесения Господня во время служб нет коленопреклоненных молитв и земных поклонов.

В канун Антипасхи врата алтаря закрываются, но праздничные службы длятся до Вознесения, которое отмечается на 40 день после Пасхи. До того момента православные приветствуют друг друга радостным: «Христос Воскресе!»

Также в канун Пасхи происходит главное чудо христианского мира — схождение Благодатного Огня на Гроб Господень в Иерусалиме. Чудо, которые многие пытались оспорить или изучить научно. Чудо, вселяющее в сердце каждого верующего надежду на спасение и жизнь вечную.

Пасха 4 апреля

для семьи и школы

Православная Пасха и Католическая Пасха

даты на 2014 — 2099 г.г.

2014 : ПАСХА 7 апреля по ст.ст., 20 апреля по н.ст.

2015 : ПАСХА 30 МАРТА по ст.ст., 12 апреля по н.cт.

2016 : ПАСХА 18 апреля по ст.ст., 1 мая по н.ст.

2017 : ПАСХА 3 апреля по ст.ст., 16 апреля по н.ст.

2018 : ПАСХА 26 МАРТА по ст.ст., 8 апреля по н.cт.

2020 : ПАСХА 15 апреля по ст.ст., 28 апреля по н.ст.

2020 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст.

2021 : ПАСХА 19 апреля по ст.ст., 2 мая по н.ст.

2022 : ПАСХА 11 апреля по ст.ст., 24 апреля по н.ст.

2023 : ПАСХА 3 апреля по ст.ст., 16 апреля по н.ст.

2024 : ПАСХА 22 апреля по ст.ст., 5 мая по н.ст.

2025 : ПАСХА 7 апреля по ст.ст., 20 апреля по н.ст.

2026 : ПАСХА 30 МАРТА по ст.ст., 12 апреля по н.cт.

2027 : ПАСХА 19 апреля по ст.ст., 2 мая по н.ст.

2028 : ПАСХА 3 апреля по ст.ст., 16 апреля по н.ст.

2029 : ПАСХА 26 МАРТА по ст.ст., 8 апреля по н.cт.

2030 : ПАСХА 15 апреля по ст.ст., 28 апреля по н.ст.

2031 : ПАСХА 31 МАРТА по ст.ст., 13 апреля по н.cт.

2032 : ПАСХА 19 апреля по ст.ст., 2 мая по н.ст.

2033 : ПАСХА 11 апреля по ст.ст., 24 апреля по н.ст.

2034 : ПАСХА 27 МАРТА по ст.ст., 9 апреля по н.cт.

2035 : ПАСХА 16 апреля по ст.ст., 29 апреля по н.ст.

2036 : ПАСХА 7 апреля по ст.ст., 20 апреля по н.ст.

2037 : ПАСХА 23 МАРТА по ст.ст., 5 апреля по н.cт.

2038 : ПАСХА 12 апреля по ст.ст., 25 апреля по н.ст.

2039 : ПАСХА 4 апреля по ст.ст., 17 апреля по н.ст.

2040 : ПАСХА 23 апреля по ст.ст., 6 мая по н.ст.

2041 : ПАСХА 8 апреля по ст.ст., 21 апреля по н.ст.

2042 : ПАСХА 31 МАРТА по ст.ст., 13 апреля по н.cт.

2043 : ПАСХА 20 апреля по ст.ст., 3 мая по н.ст.

2044 : ПАСХА 11 апреля по ст.ст., 24 апреля по н.ст.

2045 : ПАСХА 27 МАРТА по ст.ст., 9 апреля по н.cт.

2046 : ПАСХА 16 апреля по ст.ст., 29 апреля по н.ст.

2047 : ПАСХА 8 апреля по ст.ст., 21 апреля по н.ст.

2048 : ПАСХА 23 МАРТА по ст.ст., 5 апреля по н.cт.

2049 : ПАСХА 12 апреля по ст.ст., 25 апреля по н.ст.

2050 : ПАСХА 4 апреля по ст.ст., 17 апреля по н.ст.

2051 : ПАСХА 24 апреля по ст.ст., 7 мая по н.ст.

2052 : ПАСХА 8 апреля по ст.ст., 21 апреля по н.ст.

2053 : ПАСХА 31 МАРТА по ст.ст., 13 апреля по н.cт.

2054 : ПАСХА 20 апреля по ст.ст., 3 мая по н.ст.

2055 : ПАСХА 5 апреля по ст.ст., 18 апреля по н.ст.

2056 : ПАСХА 27 МАРТА по ст.ст., 9 апреля по н.cт.

2057 : ПАСХА 16 апреля по ст.ст., 29 апреля по н.ст.

2058 : ПАСХА 1 апреля по ст.ст., 14 апреля по н.ст.

2059 : ПАСХА 21 апреля по ст.ст., 4 мая по н.ст.

2060 : ПАСХА 12 апреля по ст.ст., 25 апреля по н.ст.

2061 : ПАСХА 28 МАРТА по ст.ст., 10 апреля по н.cт.

2062 : ПАСХА 17 апреля по ст.ст., 30 апреля по н.ст.

2063 : ПАСХА 9 апреля по ст.ст., 22 апреля по н.ст.

2064 : ПАСХА 31 МАРТА по ст.ст., 13 апреля по н.cт.

2065 : ПАСХА 13 апреля по ст.ст., 26 апреля по н.ст.

2066 : ПАСХА 5 апреля по ст.ст., 18 апреля по н.ст.

2067 : ПАСХА 28 МАРТА по ст.ст., 10 апреля по н.cт.

2068 : ПАСХА 16 апреля по ст.ст., 29 апреля по н.ст.

2069 : ПАСХА 1 апреля по ст.ст., 14 апреля по н.ст.

2070 : ПАСХА 21 апреля по ст.ст., 4 мая по н.ст.

2071 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст.

2072 : ПАСХА 28 МАРТА по ст.ст., 10 апреля по н.cт.

2073 : ПАСХА 17 апреля по ст.ст., 30 апреля по н.ст.

2074 : ПАСХА 9 апреля по ст.ст., 22 апреля по н.ст.

2075 : ПАСХА 25 МАРТА по ст.ст., 7 апреля по н.cт.

2076 : ПАСХА 13 апреля по ст.ст., 26 апреля по н.ст.

2077 : ПАСХА 5 апреля по ст.ст., 18 апреля по н.ст.

2078 : ПАСХА 25 апреля по ст.ст., 8 мая по н.ст.

2079 : ПАСХА 10 апреля по ст.ст., 23 апреля по н.ст.

2080 : ПАСХА 1 апреля по ст.ст., 14 апреля по н.ст.

2081 : ПАСХА 21 апреля по ст.ст., 4 мая по н.ст.

2082 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст.

2083 : ПАСХА 29 МАРТА по ст.ст., 11 апреля по н.cт.

2084 : ПАСХА 17 апреля по ст.ст., 30 апреля по н.ст.

2085 : ПАСХА 2 апреля по ст.ст., 15 апреля по н.ст.

2086 : ПАСХА 25 МАРТА по ст.ст., 7 апреля по н.cт.

2087 : ПАСХА 14 апреля по ст.ст., 27 апреля по н.ст.

2088 : ПАСХА 5 апреля по ст.ст., 18 апреля по н.ст.

2089 : ПАСХА 18 апреля по ст.ст., 1 мая по н.ст.

2090 : ПАСХА 10 апреля по ст.ст., 23 апреля по н.ст.

2091 : ПАСХА 26 МАРТА по ст.ст., 8 апреля по н.cт.

2092 : ПАСХА 14 апреля по ст.ст., 27 апреля по н.ст.

2093 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст.

2094 : ПАСХА 29 МАРТА по ст.ст., 11 апреля по н.cт.

Читать еще:  Как определяют дату пасхи

2095 : ПАСХА 11 апреля по ст.ст., 24 апреля по н.ст.

2096 : ПАСХА 2 апреля по ст.ст., 15 апреля по н.ст.

2097 : ПАСХА 22 апреля по ст.ст., 5 мая по н.ст.

2098 : ПАСХА 14 апреля по ст.ст., 27 апреля по н.ст.

2099 : ПАСХА 30 МАРТА по ст.ст., 12 апреля по н.cт.

Пасха 2020: какого числа будет, как подготовиться, что делать на второй день

Когда в этом году будет Пасха? — в 2020 году верующие всего мира, как и в течение всех 20 последних столетий, отметят главный христианский праздник – Пасху.

Православные отмечают Пасху 19 апреля, католики12 апреля. Пасха еврейскаяс 8 по 16 апреля включительно (на территории Израиля праздник Песах отмечают на день меньше).

Какого числа будет Пасха в 2020-2022 году

Итак, представим все сведения в таблице: какого числа будет отмечаться Пасха у представителей разных религий в 2018-2020 годах.

Получается, что практически во всех случаях торжественные богослужения, радостные приветствия «Христос воскрес! Воистину воскрес!» состоятся в таком прекрасном весеннем месяце, как апрель.

А на самом деле дата праздника постоянно меняется и, как мы видим, может выпасть еще и на март, и на май. О том, почему так бывает, подробно рассказывается далее.

Почему дата Пасхи постоянно меняется

Вопрос о том, какого числа будет Пасха в 2020 году, тесно связан и с другой загадкой. Какова причина того, почему дата торжества постоянно меняется? Ведь, например, Рождество или Крещение отмечаются всегда в один и тот же день.

Пасха относится к так называемым переходящим праздникам. Она отмечается в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Такое решение было принято в далеком 325 году на первом Вселенском соборе (в городе Никее). Причем тут важно понимать, что весна начинается не 1 марта, а теплый сезон начнется после 21 марта (дня весеннего равноденствия).

На этот счет можно даже получить официальный комментарий священнослужителей, например, такой.

Однако почему тогда почти всегда отличаются даты православной и католической Пасхи? Тут ответ очевиден: католики еще в далеком 1582 году перешли на Григорианский календарь, который еще называется Новым стилем.

А православные до сих пор признают Юлианский календарь – Старый стиль. Вот и получается, что почти всегда (в 70% случаев) дни празднования отличаются. Интересно, что в ближайшее время они совпадут только 20 апреля 2025 года. Значит, в этот день будет и православная, и католическая Пасха.

И чтобы до конца разобраться в вопросе о том, какого числа будет Пасха в 2020 году, вспомним о еврейском народе. Почему постоянно меняется дата праздника Песах (так иудеи называют Пасху)? Здесь ответ выглядит более интересно.

Дело в том, что если христиане используют солнечный календарь (то есть отсчет годов идет исключительно по Солнцу), то еврейский календарь берет во внимание и цикл Солнца, и фазы Луны, т.е. является лунно-солнечным. Песах положено отмечать только в первое полнолуние весной. Вот и получается, что дата праздника тоже постоянно меняется.

Во всех трех случаях прослеживается один общий момент: какой бы календарь не был взят за основу, представители каждой конфессии назначают дату Пасхи на первое весеннее полнолуние (или ближайшее воскресенье после этого события). Подобное совпадение неслучайно.

Пасха – это день Воскресения Христа, годовщина вывода еврейского народа из египетского рабства (в представлениях иудеев). Однако это нисколько не противоречит тому, что пасхальные дни знаменуют наступление весны. Так что праздник в любом случае выступает символом возрождения и добрых перемен.

Как подготовиться к Пасхе

Итак, теперь понятно, кто и когда будет праздновать Пасху в 2020, 2021 и 2022 годах. Тогда самое время ответить на более интересный вопрос – как подготавливаются к этому празднику разные народы.

Не секрет, что одно и то же событие всегда преломляется сквозь призму культурных особенностей и духовного богатства людей, живущих в том или ином уголке планеты. Классический пример – Новый год. Суть праздника одинаковая, а вот способов его празднования – тысячи.

Что же касается светлой Пасхи, то и здесь мы можем открыть очень много интересных подробностей. Начать следует с того, как разные народы подготавливаются к встрече главного христианского праздника:

  1. В России и других странах с большим количеством православных братьев и сестер, принято заранее красить яйца и печь куличи, которые называют милым словом «пасочка». Часто ее приобретают в магазинах, однако куда интереснее сделать пасхальный хлеб самостоятельно. Кстати говоря, уже давно отмечено, что если правильно замесить тесто и исполнить весь рецепт, кулич сохранит свежесть в течение нескольких дней, даже завернутый в полотенце.
  2. В Германии, странах Скандинавии и некоторых других европейских государствах давно существует и нынче любима одна интересная традиция. Родители заранее приобретают вкусные шоколадные яйца, а также фигурки цыплят и зайчиков. Они берут плетеную пасхальную корзину, кладут в нее зелень, а сверху – разноцветные сладости. Наутро корзинка оказывается на столике у малыша. А часто ее даже прячут в доме или в саду – пусть детки сами найдут конфеты.
  3. А еще во многих европейских странах принято посылать открытки с изображением пасхального зайца. По легенде именно он прикатывает своими лапками крашеные куриные яйца. Есть даже поверье, что этот зверек когда-то был курицей, которую злая богиня Эстра превратила в зайца. Тем не менее, он не утратил своей жизнерадостности и каждую Пасху продолжает нести яйца.

В католическую Пасху принято дарить шоколадные яйца и пасхальных зайцев

Конечно, существуют и общие традиции, объединяющие страны, народы и континенты. Например:

  1. Накануне Светлого Воскресения все стараются навести полный порядок в доме. Считается дурным тоном мыть полы, посуду и выполнять другую работу непосредственно в праздничный день. Лучше позаботиться об этом еще в четверг, ведь в пятницу Спаситель будет распят.
  2. Конечно, в порядок следует привести и себя. В такие дни чистота души и тела должна быть безукоризненной. Помимо привычных всем гигиенических процедур верующие люди стараются уделить внимание молитве и чтению Священного писания.
  3. Все пасхальные дни продолжаются богослужения. И побывать на них стремится каждый верующий. Во время всенощной, а также на следующий день люди обязательно приносят с собой куличи и яйца – их освящают и приносят на стол. Интересно, что у католиков, к примеру, существует традиция зажигать большую пасхальную свечу – Пасхал. Каждый может взять частичку этого огня – к нему подносят свечи и бережно несут их до дома. Основная служба намечается на великую субботу – ведь именно после ее окончания все радостно воскликнут: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» После этого совершается Крестный ход, и верующие расходятся по домам, стремясь поделиться своей радостью со всеми родными и близкими.

Что делают на второй день Пасхи

Вот и наступил понедельник. Но это не значит, что пасхальное торжество закончилось. Наступает так называемый период попразднества – т.е. после праздника. В православной традиции оно длится 38 дней (а вместе великой субботой и собственно Светлым Воскресением получается 40 дней). Такая продолжительность неслучайна – ведь Христос не только воскрес, но и ушел обратно на небеса. И случилось это ровно через 40 дней после его восстания из мертвых.

Конечно, наиболее важной является первая пасхальная неделя, которую называют по-разному:

  • Светлая седмица;
  • Фомина неделя;
  • Святая неделя.

Считается, что в понедельник – т.е. сразу после Светлого Воскресения – стоит отправиться в гости ко всем родным, близким, друзьям. Возможно, кто-то уже давно ждет вашего внимания. И когда появляется такая прекрасная причина, то, как говорится, сам Бог велел сходить в гости.

Кстати говоря, по традиции в понедельник близких людей навещают мужчины. Жены же остаются дома и готовят скромную (постную еду). А во вторник в гости идут уже дамы.

На самом деле не будет ничего страшного, если вы пойдете к родным, друзьям, знакомым всей семьей. Принято дарить скромные пасхальные подарки и приветствовать друг друга радостными словами: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» Их можно произносить в течение всех 40 дней.

У православных после этого принято трижды поцеловать ближнего в щеку. Эта форма приветствия называется христосование. Также по традиции разбивают яйца, сталкивая их друг с другом вместе с собеседником. Делают это как на праздник, так и в другие дни.

В Италии пасхальный понедельник является официальным выходным днем. Жизнерадостные итальянцы любят не только ходить по гостям, но еще и собираться большими, дружными компаниями, чтобы отправиться на пикник. Разумеется, и природа им благоволит – южная страна как нельзя лучше подходит для веселого времяпровождения на природе.

Дата Пасхи в 2020 году. Почему Пасха выпадает на разные дни?

Пасха — Воскресение Христово, главный христианский праздник. В 2020 году православная Пасха выпадает на 28 апреля . Католики и протестанты отметят праздник неделей раньше — 21 апреля.

Откуда взялась Пасха? Почему каждый год она выпадает на разные даты? Почему католики и православные почти всегда встречают ее в разные дни?

Почему христиане отмечают Пасху?

Пасха посвящена центральному событию Нового Завета — Воскресению Иисуса Христа, восставшего из мертвых после распятия на кресте. В православии Пасха считается главным днем года — это «праздников праздник и торжество из торжеств».

Неделя после Пасхи называется Светлой седмицей. Праздничный период длится 40 дней — до Вознесения. В честь Пасхи православные приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!»

Воскресение Иисуса, как верят христиане, не просто стало свидетельством его божественной природы, но и открыло путь к вечной жизни всем праведникам. Таким образом, смысл праздника — в победе над смертью и грехом, в возможности посмертного воскресения благодаря вере.

Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. Картина художника Александра Иванова. 1835 год

Евреи отмечают какую-то другую Пасху?

В иудаизме есть праздник пе́сах — иудейская Пасха. В 2020 году Песах отмечается с 19 по 27 апреля.

Ветхозаветная Пасха посвящена исходу еврейского народа из египетского плена. На иврите слово паса́х (‏פסח‏‎) означает «прошел мимо». В этот день верующие вспоминают предание о том, как Бог уничтожил всех египетских первенцев, но при этом пощадил еврейских детей. Именно после этой, самой страшной из десяти казней египетских, фараон согласился отпустить евреев из своего царства.

Читать еще:  Открытки с пасхой mail ru

Тайная Вечеря, где Христос незадолго до гибели открыл апостолам свою судьбу, была именно пасхальной трапезой, говорится в Евангелиях. В ходе Тайной Вечери Иисус установил таинство Евхаристии («Сие есть Тело Мое…сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов»).

Тайная Вечеря. Фреска Леонардо да Винчи

Название ветхозаветного праздника песах перешло в греческий язык, оттуда попало в латынь и распространилось по всей Европе, где стало обозначать уже христианскую Пасху.

Почему Пасха выпадает на разные дни?

Дата Пасхи традиционно исчисляется по лунно-солнечному календарю, поэтому данный праздник — преходящий, он не имеет фиксированной даты. Общее правила расчета даты гласит — «Пасха празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния». На деле методики вычисления даты Пасхи — пасхалии — еще сложнее и запутаннее.

Православная Пасха выпадает на одно из воскресений между 4 апреля (22 марта по старому стилю) и 8 мая (25 апреля по старому стилю).

Почему католики и православные празднуют в разные дни?

Восточные и западные христиане используют разные календари и разные пасхалии — методики расчета Пасхи — так что она чаще всего выпадает на разные числа. Иногда католики и протестанты отмечают Пасху на месяц раньше православных.

С 1054 года христианская церковь разделилась на католическую и православную, но еще пять веков христиане продолжали встречать Пасху одновременно. Но в 1582 году римский папа повелел перейти на новый календарь — григорианский, а православная церковь продолжила пользоваться юлианским календарем. После этого дата празднования Пасхи у католиков и православных перестала совпадать.

Тем не менее, раз в несколько лет католическая и православная Пасха празднуются в один день. Так происходит, когда православная Пасха смещается после полнолуния, падающего на субботу или воскресенье — пасхалии западных христиан не учитывают этого момента.

В предыдущий раз дата Пасхи совпала в 2017 году — весь христианский мир отмечал ее 16 апреля.

Пасхальная служба в Храме Христа Спасителя. 2018 год. Фото: Reuters

Когда будут отмечать Пасху в следующие годы?

В 2020 году православная Пасха празднуется 28 апреля, католическая — 21 апреля.

В 2020 году православная Пасха выпадет на 19 апреля, а католическая — на 12 апреля.

В 2021 году православные отметят Пасху 2 мая, а католики и протестанты почти на месяц раньше — 4 апреля.

В 2022 году православная Пасха будет отмечаться 24 апреля, западные христиане будут праздновать ее 17 апреля.

В следующий раз западные и восточные христиане встретят Пасху в один день лишь в 2025 году — 20 апреля.

Католическая Пасха. Справка

Главный христианский праздник Пасха посвящен Воскресению Христа. В христианском понимании Пасха символизирует собой избавление от зла и начало новой жизни. В 2010 году католики отмечают Пасху 4 апреля.

Как и у православных, у католиков Пасхе предшествует 40-дневный Великий пост и следующая за ним Страстная седмица, начинающаяся Вербным воскресеньем.

В европейских языках слово «Пасха» — один из вариантов латинского Pascha, которое, в свою очередь, восходит к древнееврейскому pesach (переход, исход из Египта). Немцы называют Пасху Ostern, равно как и англичане — Easter, то есть по имени древнегерманской богини весны Eostro (Ostara). Таким образом, христиане приурочили свой главный праздник еще и к торжествам по случаю возрождения жизни после зимы.

Помимо различий в именовании праздника немало разногласий было по поводу времени его проведения. Следуя практике празднования еврейской Пасхи, первые христиане считали, что Пасха приходится на 14-й день фазы Луны после весеннего равноденствия. На Никейском Соборе в 325 г. было решено праздновать Пасху в первое воскресенье после полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Вопрос все же не был решен окончательно, поскольку существовало несколько астрономических циклов, по которым рассчитывались солнечные и лунные месяцы. Тогда между Греческой и Латинской Церквами (а также и внутри Латинской Церкви) возникли разногласия. В 387 г. Пасха праздновалась: в Галлии — 21 марта, в Италии — 18 апреля, в Египте — 25 апреля. У православных и католиков Пасха и вовсе не совпадала.

Очередной «календарный раскол» произошел в XVI веке. Поскольку год по церковному юлианскому календарю отставал от астрономического, к концу XVI века накопилось уже 10 «неучтенных» дней. Таким образом, назрела потребность в календарной реформе.

Тогда папа Григорий XII согласно указаниям и при участии немецкого математика Кристофа Клавиуса ввел новый, григорианский календарь, или новый стиль. В феврале 1582 г. согласно папской булле «Inter gravissimas» (Посреди важнейших дел. ) было велено после 4 октября 1582 г. следующий день считать не 5-м, а 15-м числом месяца.

На григорианский календарь в том же 1582 г. перешла Италия, Испания, Португалия и Польша. Протестантские и православные Церкви решили не руководствоваться календарными «предложениями» папы, другие же католические страны вводили у себя григорианский календарь на протяжении нескольких столетий.

Таким образом, в настоящее время в западном христианском мире придерживаются григорианского календаря и Пасха у них празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия.

Разница в праздновании католической и православной Пасхи может составлять от одной до пяти недель, но также может и совпадать. Такое совпадение было в 2007 г. 8 апреля и будет в 2010 г. 4 апреля и 24 апреля в 2011 г. Бывает, что Пасха и Благовещенье совпадают по датам празднования, такая Пасха получила название Кириопасха, что в переводе — Господня Пасха.

Праздничное богослужение на Западе было передвинуто сначала на вечер Страстной субботы, а позднее (в XIV в.) — на утро Пасхи. Рано утром в субботу в костелах благословляют огонь и воду. После зажжения нового огня с помощью кресала (возможно, отголосок северных языческих обрядов) следует освящение пасхальной свечи и пение гимна Exultet (Да возрадуется), а затем — чтение 12 пророчеств и освящение крещальной воды. Огонь разносят по домам и зажигают пасхальные свечи. Воск пасхальной свечи считается чудодейственным, защищающим от злых сил. Сверхъестественные свойства приписывают и пасхальной святой воде, ее добавляют в пищу, окропляют ею дома, умывают лицо.

Символ пасхального праздника — крашеные яйца. Обычай красить яйца распространен повсюду. Священники освящают яйца в домах прихожан в субботу вместе с остальной ритуальной пищей. Вечером в Страстную субботу во всех храмах служат всенощную. Утром, возвращаясь домой, все разговляются, прежде всего, яйцами. Крутые яйца, яичница, омлеты — важнейшая ритуальная пасхальная еда. Готовят и мясные блюда (свинину, ягнятину), а также сдобный хлеб.

В Италии на Пасху пекут «голубку», в Восточной Польше в пасхальное утро едят окрошку, которую поливают водой с уксусом, как символ пятничных Крестных страданий Христа, в Эквадоре — фансеку — суп из 12 видов злаков (они символизируют 12 апостолов), трески, арахиса и молока. А в Англии пасхальные булочки hot cross buns обязательно перед выпечкой надрезают сверху крестом. В Португалии в воскресный день священник весь день ходит по сверкающим чистотой домам прихожан, разнося пасхальные благословения, и его угощают голубыми и розовыми драже, шоколадными яйцами, печеньем и стаканчиком настоящего портвейна. А в Польше существует обычай oblewany ponedzialek – в понедельник после Пасхи парни и девушки обливают друг друга водой. По всей Европе хозяйки укладывают в плетеные корзиночки на молодую травку разноцветные яйца, игрушечных цыплят, шоколадных зайчиков. Эти корзинки в течение всей Пасхальной недели стоят на столике у дверей.

Утром в Пасхальное воскресенье после богослужения дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сходными с рождественскими колядами. Среди пасхальных развлечений наиболее популярны игры с крашеными яйцами: их кидают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу и т.д. Крашеными яйцами обмениваются родные и знакомые, крестные дарят их детям-крестникам, девушки — возлюбленным, в обмен на пальмовые ветки.

Обычай дарить на Пасху крашеные яйца ведет свое начало со времен императора Тибелия. Мария Магдалина, придя в Рим для проповеди Евангелия, поднесла ему первое пасхальное яйцо со словами «Христос Воскресе», гласит легенда. Неверующий император воскликнул: «Это так же невероятно, как если бы яйцо стало красным». После его слов яйцо покраснело. Есть и другое предание: капли крови распятого Христа упали на землю, окаменели, приняли вид куриных яиц. А горячие слезы Богоматери оставили на них следы в форме узоров. Символически же пасхальные яйца олицетворяют собой воскресение, так как из яйца рождается новое существо.

Но на Западе все больше отдают предпочтение не настоящим, а шоколадным яйцам или сувенирам в виде пасхальных яиц. Поздравляя с Пасхой, католики обычно дарят друг другу пасхальные корзины, наполненные яйцами, конфетами и прочими сладостями, которые накануне освящают в церкви.

Во многих европейских странах (а особенно в Германии) популярным пасхальным персонажем стал кролик, который приносит пасхальные яйца. Объяснение этому уходит глубоко в язычество. По легенде языческая богиня весны Эстра превратила птицу в зайца, но он продолжал нести яйца. Другое объяснение этому феномену более приземленное — когда пасхальным утром дети шли собирать яйца из курятника, они часто находили неподалеку кроликов.

Поэтому католики дарят друг другу крольчиху, которая приходит только к добрым и хорошим людям, не обижавшим детей и зверей. В Бельгии малышей отправляют на поиски в сад, где они находят яйца под пасхальной курицей из шоколада. Во Франции существует еще и поверье, что на Святую неделю церковные колокола улетают в Рим, а возвращаясь, они оставляют в садах на радость ребятишкам сахарные и шоколадные яйца, курочек, цыплят и кроликов из шоколада.

В течение всей Пасхальной недели посещаются богослужения, продолжаются уличные представления на религиозные темы.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector